Слайды и текст этой презентации
М. М. Пришвин-
рассказы о природе.
Подготовила: Шашина Людмила Анатольевна, учитель-логопед.
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №20»
Михаил Михайлович Пришвин-
«певец русской природы».
(1873 – 1954)
Известный советский писатель, прозаик, публицист.
Автор большого количества произведений для детей, рассказов о природе и охоте.
М.М.Пришвин родился 4 февраля 1873г. в селе Хрущёве Орловской губернии в обедневшей купеческой семье. С 1883г. учился в Елецкой гимназии, из которой был отчислен в 4 классе за дерзость учителю. Образование удалось завершить в Тюменском реальном училище. В 1893г. Пришвин поступил на химико-агрономическое отделение Рижского политехнического института. В 1900г. Пришвин отправился в Германию, где окончил агрономическое отделение Лейпцигского университета. По возвращению в Россию работал агрономом.
В годы Первой мировой войны Пришвин был военным корреспондентом. После 1917г он вновь уехал в деревню и вернулся к профессии агронома. Работал учителем в сельской школе, библиотекарем, даже был директором школы.
К писательскому творчеству пришёл уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале «Родник» в 1906г. Однако лишь в 1925г. вышла его первая детская книжка «Матрёшка в картошке».
Дом-музей Пришвина М.М. Дунино (Московская область)
Он бродил по лесам, много путешествовал, собирал фольклор.
Все впечатления от путешествий, записанные им тогда,
легли в основу его книг.
Михаил Михайлович Пришвин
Памятник Пришвину М.М. в сквере школы П-Михайловки
Сидящая на уступе Птица-Сирин, таинственная птица счастья. Расправив крылья, запрокинув голову. Она поёт, сливаясь в песне с травами, цветами, животными, птицами – всем тем, что так любил в своей жизни Михаил Михайлович Пришвин.
Введенское кладбище г. Москва
ПРИРОДА ГЛАЗАМИ ПРИШВИНА
Глаза Пришвина были, скорее, глазами его души, а зоркость их и способность видеть непривычное в привычном – свойством настоящего художника и философа: «Я нашел для себя любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека».
В своих книгах и дневниках он щедро делится с нами «бесконечной радостью постоянных открытий»
Сидит Пришвин на пне, а кругом большой лес. В руках Пришвин держит записную книжечку. Сидит и слушает, что ему шепчет лес, а может быть, лес притих от уважения и внимания к писателю, который еще умнее и старше самого леса, всё понимает и записывает в книжечку.
«Самое главное, чему я выучился,- это пониманию, что все птицы разные, и зайцы, и кузнечики, и все животные существа тоже, как люди, между собой отличаются, что у них тоже, как у нас, если он Иван, то так и есть Иван, Пётр – это уже другой. Так и воробьи тоже все разные, и я это вижу, и это главное, чему я выучился»
Михаил Михайлович Пришвин оставил огромное богатство в виде небольших рассказов, описывающих родную природу в прозе во всех ее проявлениях, во всей ее красе, с особым изяществом и любовью: фенологические записки «Календарь природы», цикл миниатюр «Лесная капель», сказка-быль «Кладовая солнца», повесть-сказка «Корабельная чаща».
Короткие рассказы писателя о природе, скорее больше миниатюры природы, небольшие описания тех наблюдений, тех ощущений и чувств от прогулок, которые оставляли в его сердце растения, деревья и маленькие обитатели леса.
В умении передать мир, увиденный глазами «взрослого ребенка», главная привлекательность для детей рассказов Михаила Михайловича Пришвина.
Рассказы Пришвина читаю.
Страницы пожелтевших книг
Я вновь и вновь перелистаю, —
Рассказы Пришвина читаю,
Все забывая в этот миг.
И вместе с ним по тем местам,
Где он бродил с ружьем когда-то,
Вдруг окажусь в лучах заката,
И руки протяну цветам.
Сокровища родной страны…
Кладовой солнца – вся природа!
Герои, сами из народа,
В леса России влюблены
И я, как в храм, иду в леса,
Где «свечки-елочки-старушки»,
В болоте «Блудовом» – лягушки,
И верю в эти чудеса.
Где вдаль бежит живой родник,
И слышен плач сплетенных веток…
Отсюда тайны для заметок
И становились явью книг.
Высокой красоте служил.
Добром пропитаны страницы.
Мне повезло родиться
На той земле, где Пришвин жил.
Игорь Федорин.
Рассказы Пришвина о природе.
Писатель любил наблюдать за жизнью леса. «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался», — писал он. В детских рассказах Пришвина о природе так точно и достоверно описаны шелест листьев, журчание ручья, дуновения ветерка, лесные запахи, что любой маленький читатель невольно переносится в своем воображении туда, где побывал автор, начинает остро и ярко ощущать всю красоту лесного мира.
Рассказы Пришвина о животных.
С детства Миша Пришвин с теплотой и любовью относился к птичкам и зверюшкам. Он дружил с ними, пытался научиться понимать их язык, изучал их жизнь, стараясь не потревожить. В рассказах Пришвина о животных переданы занимательные истории о встречах автора с разными зверьками. Там встречаются веселые эпизоды, заставляющие детскую аудиторию смеяться и удивляться уму и сообразительности братьев наших меньших. А есть грустные истории о зверюшках, попавших в беду, вызывающие чувство сопереживания и желание помочь у ребят.
В любом случае, все эти истории пронизаны добротой и имеют, как правило, счастливый конец.
Много света и солнца, много любви к природе, а через неё – к человеку в книгах Михаила Михайловича Пришвина, замечательного писателя и тонкого художника.
Вот что сказал Максим Горький о М. М. Пришвине: «Я думаю, что такого природолюба, такого проницательного знатока природы, как Михаил Михайлович, в нашей литературе – не было».
«Певец русской природы», – так кратко охарактеризовал Пришвина писатель К. Паустовский.
Пришвин – классик. С годами небывало растут тиражи пришвинских книг. Но ещё быстрее растёт число читателей – друзей Пришвина.
Книги Пришвина для детей
Рассказы Михаила Пришвина
«Изобретатель»
«Вася Весёлкин»
«Гаечки»
«Говорящий грач»
«Дедушкин валенок»
«Ёж»
«Журка»
«Золотой луг»
«Курица на столбах»
«Лесной доктор»
«Лесной хозяин»
«Лисичкин хлеб»
«Медведь»
«Ребята и утята»
«Старый гриб»
«Хромка»
«Ястреб и жаворонок»
и многие другие
Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину.
«Ребята и утята»
Рассказ о дикой уточке, которой пришлось поволноваться, ведь ребята ловили её утят. Хорошо, что им вовремя объяснили, что так делать нельзя. Дети вернули утят маме и пожелали им счастливого пути.
«Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята — пять штук, и так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала свое путешествие к озеру.
Радостно снял я шапку и, помахав ею, крикнул:
— Счастливого пути, утята!
Ребята надо мной засмеялись.
— Что вы смеетесь, глупыши? — сказал я ребятам. — Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите “до свиданья”!
И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:
— До свиданья, утята!»
«Золотой луг»
Рассказ Михаила Пришвина об одуванчиках. Именно из-за этих цветов луга и поля бывают золотыми, но есть у них ещё одно любопытное свойство…
«Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым».
.
«Лисичкин хлеб»
Лисичкин хлеб — рассказ Пришвина о чудесах из леса. Почему капуста заячья, а хлеб лисичкин, вы узнаете вместе с девочкой Зиночкой, прочитав рассказ.
«Тоже нарочно для Зиночки принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес — голодно, а возьму — забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:
— Откуда же это в лесу взялся хлеб?»
«Этажи леса»
У каждой птицы в лесу есть своё место: кто-то возле земли строит свой дом, а кто-то на самых высоких вершинах. Так и получается, что в лесу есть свои этажи. Эти этажи леса заселены разными птицами. Однажды люди повалили старое дерево, на котором было гнездо синичек. Бедные птенчики не пострадали, но как же сильно испугались их родители, ведь им ну никак нельзя было опускаться на землю, не на свой этаж. Тогда добрые люди прикрепили гнездо на другое дерево на нужной высоте и таким простым делом вернули счастье семье синиц.
«У птиц и у зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях — в самом низу; разные птички вроде соловья вьют свои гнездышки прямо на земле; дрозды — еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы — дятел, синички, совы — еще повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы».
«Вася Весёлкин»
Рассказ о том, как тренируют охотничьих собак и какие истории могут приключиться совсем неожиданно. Вы прочитаете о том, как молниеносно иногда происходит множество событий и что помощь бывает приходит оттуда, откуда её совсем не ждешь.
«Так все хорошо кончилось, но одно я в радости своей упустил. Я не успел рассмотреть, кто же это был спаситель Жульки. Когда я вернулся домой и захотел приступить к своим обычным занятиям, мысль о неизвестном не давала мне работать. Любовь моя к охоте, к природе, к собаке не могла оставаться во мне теперь без благодарности спасителю моей прекрасной собаки…»
«Ёж»
Замечательная история знакомства и совместной жизни маленького ежика и человека. Ёж привык к дому, теплому молоку и ароматным булочкам. Как человеку удалось подружиться с совсем не домашним животным, узнаете, прочитав рассказ.
«Когда стемнело, я зажёг лампу, и — здравствуйте! — ёжик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам.»
«Гаечки»
Гаечки — это маленькие птички, о которых пойдёт речь в рассказе Михаила Пришвина. Вместе с автором вы постараетесь догадаться, о чём говорят птички и узнаете их характер.
«Я пошел на ветер по этой белой дорожке опилок и скоро увидел, что это две самые маленькие синицы, гайки, — сизые, с черными полосками на белых пухленьких щечках, — работали носами по сухому дереву и добывали себе насекомых в гнилой древесине.»
«Кладовая солнца»
Это история неразлучных брата и сестры, потерявших родителей. Митраша и Настя собрались за клюквой на болото и там их пути разошлись. Рассказ «Кладовая солнца» Пришвина покажет, как собранность и преданность помогли детям выжить на болоте — кладовой солнца с торфом.
«Хромка»
Хромка — маленькая уточка, которая по воле судьбы стала жить с людьми. Однажды её пыталась утащить крыса, сломав лапку… Как известно, природа не терпит слабых, все взрослые птицы хотели заклевать малютку. Вот она и стала жить с людьми. В рассказе «Хромка» Пришвин уже который раз пытается показать, что добротой и лаской можно приручить любую птицу или зверя и подружиться с ними настоящей дружбой.
Эту замечательную сказку-быль Пришвин написал всего за месяц. Продолжением этой книги является повесть «Корабельная чаща».
Обе эти книги рассказывают большому и маленькому читателю, как нужно с детских лет быть внимательным и бережным к окружающему миру, и тогда этот мир в благодарность приходит на помощь человеку.
«Всё Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца.
Горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам.
Но в болотах вода не даёт родителям-растениям передать всё своё добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство.
И то, что в Блудовом болоте черти живут: всё это вздор, и никаких нет в болоте чертей».
Старик
Всю жизнь бродил он по лесам
Деревьев знал язык,
Птиц различал по голосам
Знакомый мне старик.
Всегда он ведал наперед
Средь сосен и дубрав,
Где слаще ягода растет
И где полно грибов.
Никто не мог так передать
Красы полей и рек,
И так о лесе рассказать
Как этот человек…
М. Цуранов
Рассказы о весне.
«Начало весны света».
«Весенний мороз».
«Дорога в конце марта».
«Первые ручьи».
«Весенний ручей».
«Весна воды».
«Песня воды».
«Весенняя уборка».
«Черёмуха».
«Весенний переворот».
Рассказы о лете.
«Первый рак».
«Недовольная лягушка».
«Осиновый пух».
«Красные шишки».
«Пень-муравейник».
«Закат года».
«Темный лес».
«Зарастающая поляна».
«Рожь наливает».
«Ель и березка».
«Дятел».
«Лесные жилища».
«У старого пня».
Рассказы об осени.
«Начало осени».
«Осинкам холодно».
«Осенняя роска».
«Ветреный день».
«Роса».
«Листопад».
«Рябина краснеет».
«Заводь».
«Иван-да-Марья».
«Осенние листики».
«Последние цветы».
Рассказы о зиме.
«Кристальный день».
«Деревья в лесу».
«Беличья память».
«Снежки».
«Рождение месяца».
Короткие рассказы о природе в весеннее время года Пришвина Михаила Михайловича передают звонкое и игривое настроение весны, которая весело и настойчиво пробуждает природу после долгого зимнего сна.
Короткие рассказы о природе в летнее время года Пришвина Михаила Михайловича в небольших миниатюрных формах повествуют о том, как и чем живет лес летом, как природа переживает сезон роста и развития, автор словами передает ощущения от общения с окружающим миром природы.
Короткие рассказы о природе зимнего времени года Пришвина Михаила Михайловича в небольших зарисовках описывают состояние природы зимой, когда все замирает в волшебном сне, а следы животных на снегу рассказывают о страничках дневника жизни зимней природы в лесу.
Короткие рассказы о природе осеннего времени года Пришвина Михаила Михайловича в форме заметок передают то трогательное настроение романтики и приятной грусти, которое витает в природе осенью. Первые желтые листочки, прекрасное время золотой осени и наступление холодов, события, через которые проходит осенняя природа, с любовью описанная в строках писателем русской природы.
Деревья в лесу
Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. И когда полетел снег, то казалось, будто слышишь шепот снежинок, как разговор между странными фигурами.
Весенний ручей
Слушал на тяге воду. По луговой лощине вода катилась бесшумно, только иногда встречались струйка со струйкой, и от этого всплескивало. И слушая, ожидая следующий всплеск, спрашивал я себя, отчего это? Может быть, там вверху снег, из-под которого вытекал ручей, время от времени обваливался, и это событие в жизни ручья здесь передавалось столкновением струек, а может быть. Мало что может быть! Ведь если только вникнуть в жизнь одного весеннего ручья, то окажется, что понять ее в совершенстве можно только, если понять жизнь вселенной, проведенной через себя самого.
Рожь наливает.
Рожь наливает. Жара. По вечерам солнце косыми лучами ложится на рожь. Тогда каждая полоска ржи, как перина: это вышло оттого, что воде между полосками было хорошо стекать. Так на перинке со скатами рожь выходит лучше. В лучах заходящего солнца теперь каждая полоска-перина так пышна, так привлекательна, что самому на каждую хочется лечь и поспать.
Осинкам холодно
В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках.
С природой одною он жизнью дышал
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье.
Е.Баратынский.
Это можно было бы сказать о Пришвине. Далеко не каждому своему читателю природа раскрывает тайны. Она доверяет их редким, удивительным, обладающим особым талантом людям – таким, каким был М. М. Пришвин.
Давайте поучимся у этого удивительного человека видеть, слышать, любить природу, проникать в ее тайны.
Исследовательский проект «Слова-паразиты»
«Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…»
И.С. Тургенев
Актуальность | Великий русский язык – один из самых богатых языков мира. Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. К сожалению, не в лучшую сторону. Сегодня все чаще в речи подростков и взрослых людей стали «проскальзывать» лишние слова, так называемые слова-паразиты. Сорняки «пристают» к человеку и очень часто повторяются им в высказываниях даже небольшого размера, что очень затрудняет понимание. Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться? Ответы на эти вопросы мы будем искать в нашей исследовательской работе. |
Цели и задачи | Определить причины употребления слов-паразитов, обратить внимание учащихся на частое употребление слов-паразитов и их способы их устранений. Задачи: — Определить, что такое слова-паразиты; — Выяснить, как влияют слова-паразиты на восприятие речи собеседника; — Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами. |
Теоретическое и практическое содержание Практическая часть проекта Чтение и пересказ обучающимися рассказа М. М. Пришвина «Лесной хозяин» (Приложение 4) | Учитель: Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм. Но, к сожалению, в настоящее время молодежь стала употреблять в своей речи много слов-паразитов, которые, в свою очередь, загрязняют наш язык, нашу речь. Слова-паразиты – это разнообразные частицы и слова, которыми заполняет вынужденные паузы, их употребление не оправданно содержанием и структурой высказывания. Поскольку слова-паразиты не связаны со смыслом высказывания, они затрудняют процесс передачи и получения информации, то есть процесс общения. Ни одно слово не является словом-паразитом, таковыми они становятся в нашей речи. Причиной может быть долгие паузы при общении, когда наша «оперативная память» не может заполнить эту паузу, выдает слова-паразиты, которых мы, возможно, не замечаем и не контролируем. В качестве слов-паразитов чаще всего выступают: — частицы (вот, ну, пожалуй, так, да это, ну это. как бы); — модальные слова (конечно, наверное, вероятно, кажется); — вводные единицы (вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать) — местоимения (это, это самое, что ли, как его, там); — звуки (э-э-э, э-э-м, м-м-м). Часто употребляемые слова-паразиты молодежью и взрослыми людьми: — блин, короче, типа, окей, прикольно, огонь, жесть, реально, ёлки-палки, вообще, ваще, в принципе, собственно говоря, фигня, как его, как это, прикинь, ништяк, слушай и др. Есть интересная теория, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира: — Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей! — Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни — борец за истину. — «Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. — Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно. — «Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание. Учитель (рекомендации): Избавиться от употребления «слов-паразитов» в речи нам поможет работа над собой:
Тренировка речи ведёт к повышению уровня общей культуры, а вместе с ней и культуры речи. Задание: Ребята, перед вами рассказ русского писателя Михаила Михайловича Пришвина «Лесной хозяин». Прочитайте текст произведения. Ваша задача заключается в том, что после прочтения вы самостоятельно запоминаете и вспоминаете прочитанное. После пересказываете рядом сидящему товарищу. Второй слушает вас и записывает, какие слова-паразиты вы употребили при пересказе текста. На чтение, подготовку и пересказ вам отводится 15 минут. (После выполнения заданий, выявленные и записанные участниками слова-паразиты озвучиваются. После всей аудиторией заменяем синонимами словам-сорняки, принятые литературной нормой). Примеры:
|
Рефлексия Подведение итогов | Учитель: Как видите, употребление слов-паразитов при пересказе прочитанного часто искажают истинный смысл того, что вы хотели передать. Также и бывает в повседневной речи. Частое употребление таких слов засоряют речь говорящего, затрудняют понимание сказанного, отвлекают внимание от содержания высказанного. Чаще всего слова-паразиты используются из-за скудности словарного запаса, а иногда на эти слова возникает мода. Для самостоятельной тренировки предлагаю способы избавления от слов-паразитов, которые оформлены в виде памятки (Приложение 4). |
Приложение
Михаил Михайлович Пришвин
Рассказ «Лесной хозяин»
Расскажу, как было в лесу перед самым дождем. Наступила такая тишина, было такое напряжение в ожидании первых капель, что, казалось, каждый листик, каждая хвоинка силилась быть первой и поймать первую каплю дождя. И так стало в лесу, будто каждая мельчайшая сущность получила свое собственное, отдельное выражение.
Так вхожу я к ним в это время, и мне кажется: они все, как люди, повернулись ко мне лицами и по глупости своей у меня, как у Бога, просят дождя.
– А ну-ка, старик, – приказал я дождю, – будет тебе всех нас томить, ехать так ехать, начинай!
Но дождик в этот раз меня не послушался, и я вспомнил о своей новой соломенной шляпе: пойдет дождь – и шляпа моя пропала. Но тут, думая о шляпе, увидел я необыкновенную елку. Росла она, конечно, в тени, и оттого сучья у нее когда-то были опущены вниз. Теперь же, после выборочной рубки, она очутилась на свету, и каждый сук ее стал расти кверху. Наверно, и нижние суки со временем поднялись бы, но ветки эти, соприкоснувшись с землей, выпустили корешки и прицепились… Так под елкой с поднятыми вверх сучьями внизу получился хороший шалашик. Нарубив лапнику, я уплотнил его, сделал вход, устелил внизу сиденье. И только уселся, чтобы начать новую беседу с дождем, как вижу, против меня, совсем близко, пылает большое дерево. Быстро схватил я с шалаша лапник, собрал его в веник и, стегая по горящему месту, мало-помалу пожар затушил раньше, чем пламя пережгло кору дерева кругом и тем сделало бы невозможным движение сока.
Вокруг дерева место не было обожжено костром, коров тут не пасли, и не могло быть подпасков, на которых все валят вину за пожары. Вспомнив свои детские разбойничьи годы, я сообразил, что смолу на дереве поджег, скорей всего, какой-нибудь мальчишка из озорства, из любопытства поглядеть, как будет гореть смола. Спустившись в свои детские годы, я представил себе, до чего же это приятно взять чиркнуть спичкой и поджечь дерево.
Мне стало ясно, что вредитель, когда загорелась смола, вдруг увидел меня и скрылся тут же где-нибудь в ближайших кустах. Тогда, сделав вид, будто я продолжаю свой путь, посвистывая, удалился я с места пожара и, сделав несколько десятков шагов вдоль просеки, прыгнул в кусты и возвратился на старое место и тоже затаился.
Недолго пришлось мне ждать разбойника. Из куста вышел белокурый мальчик лет семи-восьми, с рыжеватым солнечным запеком, смелыми, открытыми глазами, полуголый и с отличным сложением. Он враждебно поглядел в сторону просеки, куда я ушел, поднял еловую шишку и, желая пустить ее куда-то в меня, так размахнулся, что перевернулся даже кругом себя. Это его не смутило; напротив, он как настоящий хозяин лесов, заложил обе руки в карманы, стал разглядывать место пожара и так сказал:
– Выходи, Зина, он ушел!
Вышла девочка, чуть постарше, чуть повыше и с большой корзиной в руке.
– Зина, – сказал мальчик, – знаешь что?
Зина глянула на него большими спокойными глазами и ответила просто:
– Нет, Вася, не знаю.
– Где тебе! – вымолвил хозяин лесов. – Я хочу сказать тебе: не приди тот человек, не погаси он пожар, то, пожалуй, от этого дерева сгорел бы весь лес. Вот бы мы тогда поглядели!
– Дурак ты! – сказала Зина.
– Правда, Зина, – сказал я. – Вздумал чем хвастаться, настоящий дурак!
И как только я сказал эти слова, задорный хозяин лесов вдруг, как теперь говорят, «смылся».
А Зина, видимо, и не думала отвечать за разбойника. Она спокойно глядела на меня, только бровки ее поднялись чуть-чуть удивленно.
При виде такой разумной девочки мне захотелось обратить всю эту историю в шутку, расположить ее к себе и потом вместе обработать хозяина лесов. Как раз в это время напряжение всех живых существ, ожидающих дождя, дошло до крайности.
– Зина, – сказал я, – смотри, как все листики, все травинки ждут дождя. Вон заячья капуста даже на пень забралась, чтобы захватить первые капли.
Девочке моя шутка понравилась, она милостиво мне улыбнулась.
– Ну, старик, – сказал я дождю, – будет тебе всех нас томить, начинай, поехали!
И в этот раз дождик послушался, пошел. А девочка серьезно, вдумчиво сосредоточилась на мне и губки поджала, как будто хотела сказать: «Шутки шутками, а все-таки дождик пошел».
– Зина, – сказал я поспешно, – скажи, что у тебя в этой большой корзине?
Она показала: там было два белых гриба. Мы уложили в корзину мою новую шляпу, закрыли папоротником и направились от дождя в мой шалаш. Наломав еще лапнику, мы укрыли его хорошо и залезли.
– Вася! – крикнула девочка. – Будет дурить, выходи!
И хозяин лесов, подгоняемый проливным дождем, не замедлил явиться.
Как только мальчик уселся рядом с нами и захотел что-то сказать, я поднял вверх указательный палец и приказал хозяину:
– Ни гугу!
И все мы трое замерли.
Невозможно передать все прелести пребывания в лесу под елкой во время теплого летнего дождя. Хохлатый рябчик, гонимый дождем, ворвался в середину нашей густой елки и уселся над самым шалашом. Совсем на виду под веточкой устроился зяблик. Ежик пришел. Проковылял мимо заяц. И долго дождик шептал и шептал что-то нашей елке. И мы долго сидели, и все было так, будто настоящий хозяин лесов каждому из нас отдельно шептал, шептал, шептал…
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа
№14 города Искитима
Библиотечный урок
(гуманитарно-эстетическое направление)
Певец
русской природы (140 лет со дня рождения М. М. Пришвина)
Учитель Слётова Н.
И.
Библиотекарь
Савельева Т. И.
2013 год
Цели:
- краткое знакомство с биографией М.М.Пришвина;
- «открывать» учащимся рассказы М.М. Пришвина,
выделять художественные детали в изображении природы;
Задачи:
- развивать умение художественного чтения наизусть;
- способствовать формированию наблюдательности
в окружающем мире, заставить задуматься над тем, что
доброе отношение к природе облагораживает самого человека; - развивать творческие способности учащихся.
Оборудование и материалы к уроку:
- выставка книг писателя,
- фонохрестоматия: голоса птиц, шум деревьев,
капель сосулек, - компьютер,
- презентация к уроку, видео.
Подготовка к уроку.
За неделю до урока предложили учащимся прочитать рассказы М.М.Пришвина,
выбрать понравившийся рассказ и приготовить художественное чтение наизусть, по
желанию ребята готовили презентацию «Интересные факты из биографии писателя»
ХОД
УРОКА
Слово учителя.
Пришвин — один из своеобразнейших
писателей. Он ни на кого не похож — ни у нас, ни в мировой литературе. «Певец
русской природы» называли и называют его.
Горький о нем писал: «Ни у
одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного
сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас». В
этом году, 4 февраля, Михаилу Михайловичу исполнилось 140 лет со дня рождения. Наш
библиотечный урок мы посвящаем ему. Откройте тетради и запишите тему: «Певец
русской природы». (Сообщение цели урока, интересные сведения о писателе ребята
записывают в тетрадь).
Работа в тетрадях
Слайд 1
Видео о писателе
Презентация «Интересные факты
из биографии писателя».(ребята подготовили дома)
Слайд 2.
Родился
Михаил в селе Хрущево-Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье. Его отцу
досталось богатое наследство, которое он истратил. Первое
образование в биографии Михаила Пришвина было получено в деревенской школе.
Затем же он стал обучаться в Елецкой гимназии.
Слайд 3.
Михаил
Дмитриевич, отец писателя, умирает рано, оставив семерых детей и жену, Марию
Ивановну, в тяжелом материальном положении. Несмотря на это Мария Ивановна
смогла дать детям хорошее образование.
Слайд 4.
Переехав
в г. Тюмень к дяде И. И. Игнатову, крупному сибирскому промышленнику, окончил
шесть классов Тюменского реального училища. В 1893 поступил в Рижский
политехникум, отправился в Германию, где окончил агрономическое отделение
Лейпцигского университета. По возвращению в Россию работал агрономом.
Слайд 5.
В годы Первой мировой войны Пришвин был
военным корреспондентом, санитаром. После 1917г он вновь уехал в деревню и
вернулся к профессии агронома
Слайд 6.
Писатель М.М.Пришвин был старейшим шофером
Москвы. Он до 80 с лишним лет сам водил машину, сам её осматривал и мыл.
Относился к своей машине почти как к живому существу и называл её ласково
«Маша»
Слайд 7.
Летом
машина стояла на даче в деревне Дудино под Москвой. В самый ранний час
неторопливо маленький голубой «Москвич» катит в леса. За рулём сидит старый
человек в очках, рядом садилась собака Жалька, ставилась большая корзина для
грибов.
Слайд 8. Учитель
С
детства он был любознательный и частенько задавал взрослым «глупые» вопросы.
Немного было людей, имевших терпение на них отвечать. Чаще говорили: «Ты еще
маленький, не поймешь!» А знать хотелось очень многое, значит, надо было расти.
И он рос. Рос и наблюдал, много замечал и делал для себя заметочки. Очень любил
природу, удивлялся разным зверюшкам, изучал их повадки, их жизнь. Дружил
с разными зверьками и птичками. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и
трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем как люди
Слайд 9 Библиотекарь
Прозу
Пришвина можно с полным правом назвать «разнотравьем русского
языка». Я представляю вашему вниманию сборник «Разговор деревьев». Много
здесь интересных рассказов о природе. Вот один из них…(Чтение наизусть
«Разговор деревьев»). Ребята, вы заметили, что слова у Пришвина цветут,
сверкают. Они полны свежести и света. Они то шелестят, как листья, то
бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как
хрупкий первый ледок, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем,
подобно движению звезд над лесным краем .
Слайд 10 Учитель
Откуда
у Пришвина этот необыкновенный дар? Может, от мамы. Научила она вставать его
рано, до восхода солнца. Когда природа пробуждается и открывает человеку свои
тайны. Такие необыкновенные тайны поведал нам Пришвин в ещё одном сборнике
«Золотой луг» (Чтение наизусть рассказа «Золотой луг»).
Беседа (выявление восприятия)
—
А вы, ребята, когда-нибудь наблюдали за одуванчиками? Нет!
—
За другими цветами наблюдали? Устное словесное рисование (словами
нарисовать ту картинку, которая возникает в воображении).
Слайд 11. Библиотекарь
Любил
Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе
такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не
встречался» — писал Пришвин. У меня в руках ещё один сборник «Говорящий грач».
(Чтение наизусть «Говорящий грач»)
Беседа (выявление восприятия)
—
Какое открытие сделал Михаил Михайлович?
—
А вы любите наблюдать за птицами?
Слайд 12 Учитель
Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и
помогают познавать мир..В сборнике «Охотничьи были». есть интересный рассказ «Клюква».
Инсценирование рассказа «Клюква». Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А
помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина.
Слайд 13 Библиотекарь
Большой
поэт почти всегда видит мир глазами ребенка, как
будто он видит его действительно в первый раз. Иначе огромные пласты жизни были
бы наглухо закрыты от него состоянием взрослого человека – много знающего и ко
всему привыкшего. Видеть в привычном непривычное и в непривычном привычное –
таково свойство настоящих художников. Этим свойством Пришвин владел целиком. А
у меня в руках ещё один сборник писателя « Лесной хозяин». И здесь
необыкновенные рассказы о птицах.
Рассказы: «Гаечки», «Журка», «Лесной доктор» (Чтение
наизусть). Вам понравились рассказы? (ответы ребят)
Слайд 14 (Физминутка – ребята повторяют движения за
героями)
Слайд 15 (Учитель)
—
Ребята, вы когда – нибудь наблюдали весной за сосульками? (ответы). Пришвин
тоже наблюдал, и у него получился прекрасный рассказ «Сосулька». Это
рассказ вы найдете в сборнике «Лисичкин хлеб» (чтение наизусть). Творчество
Пришвина — это как заново рождающийся, вновь услышанный нами звон, который идет
сейчас все шире и шире. В такой трудный час нашей жизни слово Пришвина звучит
все громче и громче.
Слайд 16 (Библиотекарь)
Оказывается,
секрет пришвинского обаяния, секрет его колдовства — в его зоркости. Это та
зоркость, что в каждой малости открывает интересное и
значительное, что под прискучившим иной раз покровом окружающих нас явлений видит
глубокое содержание земной жизни. Послушайте рассказ «Беличья память» из
сборника «Кладовая солнца» (чтение наизусть).
Слайд 17. Учитель
Горький
писал Пришвину: «Отлично знаете Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и
зверей, собак и насекомых, удивительно богат и широк мир, познанный Вами».
Вы сейчас сами сделаете вывод: «отлично знает Пришвин зверей. Рассказ «Кот»
(чтение наизусть). Что вы можете сказать?
Слайд 18 Библиотекарь
Ребята,
вам были представлены лишь некоторые сборники рассказов М.М.Пришвина. Давайте
вспомним их названия.
Литературная разминка
А
вот ещё несколько сборников: «В краю дедушки Мазая», «Птицы под снегом»,
«Медведь».
Слайд 19 Учитель
Тест «Проверь себя» (взаимопроверка)
А
сейчас задание посложнее. Приведены строчки из рассказов, которые вы сегодня слышали,
вспомните их названия и запишите.
•
С
тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов «Золотой луг»
•
Дятел – лесной доктор, он спас осину
«Лесной доктор»
•
Поймали мы молодого журавля и дали ему
лягушку «Журка»
•
Мне попала соринка в глаз. Пока я её
вынимал, в другой глаз ещё попала соринка «Гаечки»
•
Когда я сажусь за чай, он садится мне на
левую коленку и следит за всем. «Кот»
•
— Кашки хочешь, дурашка?
•
Поклюёт и улетит. И так каждый день, весь
месяц. «Говорящий грач»
•
Сегодня мы разглядывали на снегу следы
зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал. «Беличья память»
Слайд 20 Кроссворд
Для
вас, ребята, по рассказам, которые вы только что услышали, Лера Панченко
составила кроссворд.
Слайд 21 Словарная работа.
Как
вы понимаете высказывания Пришвина?
•
Дети
учат взрослых людей не погружаться в дело до конца и оставаться свободными.
•
Бойся думать без участия сердца
•
Охранять природу — значит охранять Родину
(ответы ребят).
Итоги
урока
Слайд
22 Домашнее задание
Ребята, вам понравились рассказы Пришвина. Хотели бы прочитать
другие рассказы? Вы любите наблюдать за природой и за животными, как это делал
Пришвин? А написать рассказ? Домашняя работа: для классного альбома «Наши
друзья – животные» опишите какое-нибудь животное, которое вы хорошо знаете, за
которым наблюдали. С самого начала определите стиль и основную мысль вашего
описания. Подберите заголовок. Лучшие работы войдут в сборник.
Спасибо, ребята, за отличную работу на уроке!
Расскажу, как было в лесу перед самым дождем. Наступила такая тишина, было такое напряжение в ожидании первых капель, что, казалось, каждый листик, каждая хвоинка силилась быть первой и поймать первую каплю дождя. И так стало в лесу, будто каждая мельчайшая сущность получила свое собственное, отдельное выражение.
Так вхожу я к ним в это время, и мне кажется: они все, как люди, повернулись ко мне лицами и по глупости своей у меня, как у Бога, просят дождя.
— А ну-ка, старик, — приказал я дождю, — будет тебе всех нас томить, ехать так ехать, начинай!
Но дождик в этот раз меня не послушался, и я вспомнил о своей новой соломенной шляпе: пойдет дождь — и шляпа моя пропала. Но тут, думая о шляпе, увидел я необыкновенную елку. Росла она, конечно, в тени, и оттого сучья у нее когда-то были опущены вниз. Теперь же, после выборочной рубки, она очутилась на свету, и каждый сук ее стал расти кверху. Наверно, и нижние суки со временем поднялись бы, но ветки эти, соприкоснувшись с землей, выпустили корешки и прицепились… Так под елкой с поднятыми вверх сучьями внизу получился хороший шалашик. Нарубив лапнику, я уплотнил его, сделал вход, устелил внизу сиденье. И только уселся, чтобы начать новую беседу с дождем, как вижу, против меня, совсем близко, пылает большое дерево. Быстро схватил я с шалаша лапник, собрал его в веник и, стегая по горящему месту, мало-помалу пожар затушил раньше, чем пламя пережгло кору дерева кругом и тем сделало бы невозможным движение сока.
Вокруг дерева место не было обожжено костром, коров тут не пасли, и не могло быть подпасков, на которых все валят вину за пожары. Вспомнив свои детские разбойничьи годы, я сообразил, что смолу на дереве поджег, скорей всего, какой-нибудь мальчишка из озорства, из любопытства поглядеть, как будет гореть смола. Спустившись в свои детские годы, я представил себе, до чего же это приятно взять чиркнуть спичкой и поджечь дерево.
Мне стало ясно, что вредитель, когда загорелась смола, вдруг увидел меня и скрылся тут же где-нибудь в ближайших кустах. Тогда, сделав вид, будто я продолжаю свой путь, посвистывая, удалился я с места пожара и, сделав несколько десятков шагов вдоль просеки, прыгнул в кусты и возвратился на старое место и тоже затаился.
Недолго пришлось мне ждать разбойника. Из куста вышел белокурый мальчик лет семи-восьми, с рыжеватым солнечным запеком, смелыми, открытыми глазами, полуголый и с отличным сложением. Он враждебно поглядел в сторону просеки, куда я ушел, поднял еловую шишку и, желая пустить ее куда-то в меня, так размахнулся, что перевернулся даже кругом себя. Это его не смутило; напротив, он как настоящий хозяин лесов, заложил обе руки в карманы, стал разглядывать место пожара и так сказал:
— Выходи, Зина, он ушел!
Вышла девочка, чуть постарше, чуть повыше и с большой корзиной в руке.
— Зина, — сказал мальчик, — знаешь что?
Зина глянула на него большими спокойными глазами и ответила просто:
— Нет, Вася, не знаю.
— Где тебе! — вымолвил хозяин лесов. — Я хочу сказать тебе: не приди тот человек, не погаси он пожар, то, пожалуй, от этого дерева сгорел бы весь лес. Вот бы мы тогда поглядели!
— Дурак ты! — сказала Зина.
— Правда, Зина, — сказал я. — Вздумал чем хвастаться, настоящий дурак!
И как только я сказал эти слова, задорный хозяин лесов вдруг, как теперь говорят, «смылся».
А Зина, видимо, и не думала отвечать за разбойника. Она спокойно глядела на меня, только бровки ее поднялись чуть-чуть удивленно.
При виде такой разумной девочки мне захотелось обратить всю эту историю в шутку, расположить ее к себе и потом вместе обработать хозяина лесов. Как раз в это время напряжение всех живых существ, ожидающих дождя, дошло до крайности.
— Зина, — сказал я, — смотри, как все листики, все травинки ждут дождя. Вон заячья капуста даже на пень забралась, чтобы захватить первые капли.
Девочке моя шутка понравилась, она милостиво мне улыбнулась.
— Ну, старик, — сказал я дождю, — будет тебе всех нас томить, начинай, поехали!
И в этот раз дождик послушался, пошел. А девочка серьезно, вдумчиво сосредоточилась на мне и губки поджала, как будто хотела сказать: «Шутки шутками, а все-таки дождик пошел».
— Зина, — сказал я поспешно, — скажи, что у тебя в этой большой корзине?
Она показала: там было два белых гриба. Мы уложили в корзину мою новую шляпу, закрыли папоротником и направились от дождя в мой шалаш. Наломав еще лапнику, мы укрыли его хорошо и залезли.
— Вася! — крикнула девочка. — Будет дурить, выходи!
И хозяин лесов, подгоняемый проливным дождем, не замедлил явиться.
Как только мальчик уселся рядом с нами и захотел что-то сказать, я поднял вверх указательный палец и приказал хозяину:
— Ни гугу!
И все мы трое замерли.
Невозможно передать все прелести пребывания в лесу под елкой во время теплого летнего дождя. Хохлатый рябчик, гонимый дождем, ворвался в середину нашей густой елки и уселся над самым шалашом. Совсем на виду под веточкой устроился зяблик. Ежик пришел. Проковылял мимо заяц. И долго дождик шептал и шептал что-то нашей елке. И мы долго сидели, и все было так, будто настоящий хозяин лесов каждому из нас отдельно шептал, шептал, шептал…
Просмотрено:
119
Создайте Ваш сайт учителя
Курсы ПК и ППК
Видеоуроки
Олимпиады
Вебинары для учителей
- Главная
- Начальные классы
- Уроки
- Михаил Пришвин «Разговор деревьев» 2 класс конспект урока
Подробный конспект урока. УМК «Перспективная начальная школа».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Михаил Пришвин «Разговор деревьев» 2 класс конспект урока»
МОУ Тимирязевская СОШ
Литературное чтение
2 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: «М. Пришвин «Разговор деревьев».
Планируемые результаты:
Предметные:
-
познакомить учащихся с творчеством писателя;
-
развить навыки выразительного чтения, умение размышлять над прочитанным текстом и отвечать на вопросы;
-
находить ответы на поставленные вопросы словами текста;
-
аргументировать своё мнение.
Личностные:
-
воспитать разумное отношение к окружающей действительности, умение замечать интересные события в повседневной жизни;
-
умение слышать и слушать друг друга;
-
развитие «Я-концепции» и самооценки личности;
-
формирование границ собственного «знания» и «незнания».
Метапредметные:
Познавательные УУД:
1) Общеучебные:
-
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-
поиск и выделение необходимой информации;
-
структуирование знаний;
-
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
-
смысловое чтение, извлечение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие художественного текста ;
-
формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста.
2) Логические универсальные действия:
-
умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
-
формируем умение представлять информацию в виде схемы;
-
построение логической цепи рассуждений;
-
доказательства;
-
выдвижение гипотез и их обоснование при поиске фантазийного и реального в рассказе.
Коммуникативные УУД:
-
формирование умений работать в группах;
-
умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками;
-
уметь задавать вопросы.
Регулятивные УУД:
-
формировать умение определять цель деятельности на уроке;
-
принимать и сохранять учебную задачу;
-
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-
адекватно воспринимать оценку учителя;
-
формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» (часть 2) 2 класс Н.А. Чуракова, тетрадь №2, мультимедийная презентация, разноцветные жетоны, выставка книг М. Пришвина.
Основные понятия, используемые на уроке: текст, тема, идея, олицетворение, сравнение.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД | ||||||||||
1. Мотивация и стимулирование к учебной деятельности. | Прозвенел звонок для нас. Все вошли тихонько в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие. Захотели вновь прийти. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие словообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | ||||||||||
2.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы | Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научиться наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность. Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами сделаем маленькое открытие. Мы познакомимся с вами с новым писателем – М. М. Пришвиным. Задание №1. На слайдах появляются изображения Михаила Михайловича Пришвина. Вопрос: «Что вы можете сказать об этом человеке?» Наводящие вопросы:
Задание №2. Учитель перечисляет названия рассказов Пришвина: «Лесной хозяин», «Птицы под снегом», «Разговор птиц и деревьев», «Лягушонок», «Ёж» и др. Вопрос. Какая тема объединяет эти рассказы? (Тема природы). Учитель: Но открою Вам маленькую тайну, что Михаил Михайлович Пришвин не просто описывают природу как в учебнике «Окружающий мир», а показывает её с необычной стороны, по-особенному. Вы хотите узнать как? | Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Личностные УУД:
| ||||||||||
3. Совместное открытие знаний | Класс делится на три группы по рядам. От каждой группы выходит один ученик и вытягивает из любознательного сундучка загадку. Ученики по очереди читают загадку своей группе. Группа озвучивает отгадку. Загадка №1. Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. Ответ: Дерево Загадка №2. Нам в дождь и зной Поможет друг, Зеленый и хороший – Протянет нам десятки рук И тысячи ладошек. Ответ: Дерево Загадка№3. Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. Ответ: Дерево Отгадка появляется на слайде. А теперь, ребята, перейдём к рассказу Михаила Михаиловича Пришвина. Откройте учебник на странице 118. Прочитайте как называется рассказ. Ребята, с вашей точки зрения, как могут разговаривать деревья? А о чём они могут говорить? Сильный ученик читает рассказ. Работа с текстом рассказа. Вопрос №1. О каком времени года повествует писатель? Докажите. МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (слайд) Вопрос №2. Ребята ответьте мне на вопрос, а деревья относятся к живой или не живой природе? Почему вы так думаете? Вопрос №3. А как М.М. Пришвин оживил деревья в своём рассказе? А для этого ёще раз перечитаем рассказ. Читать будем по одному предложению. Найдите и прочитайте отрывки из рассказа, из которых видно, что деревья, как живые. Ученик читает. «Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля». Ученик читает. «И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой белой берёзой перекликаютcя; осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же свечку-осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками». Вопрос № 4. Какие слова-действия использует М.М. Пришвин при описании деревьев? А как называется приём, когда предметы наделяются человеческими качествами? (олицетворения)
Учитель: А теперь я хочу Вас немножко отвлечь. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Знакома ли Вам эта картина? Может быть кто-нибудь помнит её название. А с чем можно сравнить цветы пижмы? (С рябиной). В рассказе Пришвина тоже есть сравнение. Давайте его найдем. Вопрос № 5. Найдите в тексте предложение и прочитайте его. Осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же свечку-осинку, помахивая веточкой. Вопрос № 6. Какие 2 предмета сравниваются между собой? А почему? Вопрос № 7. В рассказе автор пишет «Мы звуками перекликаемся». Кто это «мы»? Вопрос № 8. А при помощи чего разговаривают между собой деревья? (При помощи аромата.) Вопрос №9. Ребята, а чтобы всё это придумать, каким должен быть человек? Вопрос № 10. А вы помните мальчика, который совершенно не умел фантазировать? Ему бы понравился этот рассказ? Почему? | Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
Личностные УУД:
| ||||||||||
4. Применение нового знания | Ребята, мне очень интересно узнать, а вы поэты? Наблюдательны ли вы? Работа в тетрадях для самостоятельной работы стр.29, №21 М. Пришвин «Расцвет шиповника»: (работа в парах), а затем фронтальная. И выявление ключевой темы рассказов Михаила Пришвина — ПРИРОДА. Вывод: Очень важно быть наблюдательными и уметь фантазировать. | Личностные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
| ||||||||||
5. Рефлексия. | –– Подведем итог нашей беседы. – Поставим “точку” в конце урока. На столе перед вами жетоны: красный, желтый, зеленый. Выберите для себя один жетон при условии: Красный – если вам на уроке было интересно; Желтый – если вы в чем–то затруднялись на уроке; Зеленый – если вам было трудно на уроке и неинтересно. (Каждый ребенок подходит к доске и прикрепляет свой жетон. По окончании работы образуется фигура – большая точка, которая может быть разноцветной, в зависимости от выбора цвета жетона). Мы поставили точку только в изучении рассказа «Разговор деревьев», но М.М.Пришвина очень много и других детских рассказов, которые Вам будет очень интересно прочитать. Вот и кончился урок. Снова прозвенел звонок, Отдыхать мы можем смело, А завтра вновь за дело. | Регулятивные УУД:
|
Учитель начальных классов: Залалетдинова Ремзия Рашитовна.
Автор: Залалетдинова Ремзия Рашитовна
Дата: 31.05.2021
Номер свидетельства: 582185