Дорогие ребята и уважаемые родители!
Все мы с нетерпением ждём летних каникул и не забываем, что во время них можно не только отдохнуть, но и получить пользу. Для этого предлагаем воспользоваться списком книг на лето, куда входит рекомендованная литература для учащихся разных классов (с 1 по 4 класс).
Все произведения соответствуют возрасту детей, которым они рекомендованы. Они интересны и затрагивают темы, важные для каждого человека. Отношения родителей и детей, взаимопонимание и разочарование, привязанность и ссоры, милосердие и вера – ребёнку неизбежно придётся с этим разобраться, прежде чем он войдёт во взрослую жизнь.
Мы постарались включить в перечень литературы на лето как можно больше разных жанров:
Список литературы на лето после 1 класса.
Русские народные сказки:
- Петушок и бобовое зёрнышко.
- Лиса и тетерев.
- Лиса и журавль.
- Каша из топора.
- Гуси-лебеди.
Русская литература
1. А.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”
2. Д.Н. Мамин-Сибиряк “Серая шейка”
3. Л.Н.Толстой “Три медведя”, “Котенок”, “Булька”, “Три товарища”
4. Н.Носов “Живая шляпа”, “Заплатка”, “Затейники”.
5. М.М. Зощенко “Елка”
6. В.Катаев “Дудочка и кувшинчик”,”Цветик-семицветик”
7. П.П. Бажов “Серебряное копытце”
8. М.Пришвин “Еж”, “Берестяная трубочка”, “Лисичкин хлеб”
9. В.Бианки “Как муравьишка домой собирался”, “Аришка-трусишка”, “Кто чем поет?”
10.В.В. Медведев “Обыкновенный великан”
11.Э.Н.Успенский “Крокодил Гена и его друзья”, “Дядя Федор, пес и кот”
12.В. Драгунский «Денискины рассказы»
Зарубежная литература:
1. Г.Х.Андерсен “Принцесса на горошине”, “Дюймовочка”, “Стойкий оловянный солдатик”, “Русалочка”, ”Гадкий утенок”
2. Братья Гримм “Сладкая каша”, “Золотой гусь”
3. Ш. Перро “Спящая красавица”, “Кот в сапогах”, “Золушка”, “Красная шапочка”
4. Дж. Родари “Путешествие голубой стрелы”
5. Т.Янсон “Маленькие тролли и большое наводнение”
6. А.Линдгрен “Три повести о Малыше и Карлсоне”
7. А.Милн “Винни Пух и все-все-все”
8. Р.Киплинг”Рикки-Тикки-Тави”, “Отчего у верблюда горб”, “Слоненок”
Стихи:
1. Б.Заходер “Веселые стихи”, ”Птичья школа”
2. С. Михалков “Дремота и забота”, ”Про мимозу”, “Дядя Степа”, “Чистописание”
3. С.Маршак “Рассказ о неизвестном герое”, ”Детка в клетка”, ”Школьнику на память”
4. К.Чуковский “Доктор Айболит”, «Путаница», «Федорино горе»
5. Г.Остер “Вредные советы”, “Зарядка для хвоста”
Список литературы на лето после 2 класса.
Читательский дневник (отзыв)
- Название произведения, жанр, тема.
- Главные герои.
- Краткое содержание (5-6 предложений).
- Твоё отношение к произведению.
- Пословица к данной теме
- В.Ф. Одоевский «Город в табакерке».
- В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
- П.П. Бажов «Серебряное копытце».
- С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
- А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».
- П. Ершов «Конек-Горбунок».
- К.Г. Паустовский «Похождения жука-носорога».
- А.П. Платонов «Солдат и царица», «Волшебное кольцо».
- М. Пришвин «Кладовая солнца».
- А. Волков «Волшебник Изумрудного города».
- Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».
- В. Губарев «Королевство кривых зеркал».
- С. Прокофьева « Ученик волшебника».
- Л. Лагин «Старик Хоттабыч».
- А. Гайдар «Горячий камень», «Голубая чашка».
- Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».
- К. Булычёв «Путешествие Алисы».
- Л. Гераскина «В стране невыученных уроков».
- Н.Носов «Витя Маляев в шоле и дома».
- В. Драгунский «Денискины рассказы».
- В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук», «Калиф-аист».
- Э. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена».
- Р. Киплинг «Рикки — Тикки — Тави».
- М. Твен «Приключения Тома Сойера».
- Дж. Р.Р. Толкиева «Хоббит, или Туда и обратно».
- П.Трэверс «Мери Поппинс».
- Дж. Барри «Питер Пэн и Венди».
- А. Милна «Винни Пух и все-все-все».
- А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше».
Список литературы на лето после 3 класса.
Читательский дневник (отзыв)
- Название произведения, жанр, тема.
- Краткое содержание (5-6 предложений).
- Своё отношение к произведению.
- Произведения этого автора.
1. А. Одоевский «Городок в табакерке».
2. А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители».
3. В. Жуковский «Спящая царевна».
4. В. Даль «Война грибов с ягодами».
5. А. Куприн «Слон».
6. П. Бажов «Малахитовая шкатулка».
7. В. Бианки «Синичкин календарь».
8. Б. Житков «Морские истории».
9. Г. Скребицкий « Сказки следопыта», «Лесной голосок».
10. Н. Сладков «Лесные тайнички».
11. С. Алексеев «Рассказы из русской истории».
12. А.Чехов. «Каштанка».
13. А. Гайдар «Тимур и его команда», «Военная тайна»
14. В. Катаев «Сын полка».
15. К. Булычев «Заповедник сказок».
16. Л. Пантелеев «На ялике», «Главный инженер».
17. В. Беляев «Старая крепость».
18. В. Медведев «Неизвестные приключения Баранкина».
19. А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля».
20. С. Прокофьева «Приключения желтого чемоданчика».
21. А. Рыбаков «Кортик».
22. А. Волков «Желтый туман», «Тайна заброшенного замка».
23. Т. Александрова «Домовёнок Кузька».
24. А. Линдгрен «Калле Блюмквист – сыщик».
25. Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе».
26. Ч. Диккенс. «Приключения Оливера Твиста».
27. Э. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»
28. Ж. Верн «Дети капитана Гранта».
29. Э. Д’Эрвильи «Приключения доисторического мальчика».
30. Д. Родари «Джельсомино в стране Лгунов».
Список литературы для чтения летом 5 класс
Следующие произведения рекомендуется прочитать в течение лета, чтобы во время учебного года появилась возможность сократить время подготовки к урокам.
Для прочтения всего списка обязательной литературы летом перед 5-м классом надо ежедневно читать примерно 30 минут или 6–7 страниц текста.
Список обязательной литературы на лето для 5-го класса
1. Мифы народов мира («Мифы Древней Греции», «Славянские мифы» и др.)
2. Русские народные сказки («Царевна-лягушка», «Три царства», «Марья-Маревна» и др.)
3. Сказки «Тысяча и одной ночи» («Путешествия Синдбада-морехода»)
4. Басни И. А. Крылова
5. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»
6. Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» («Ночь перед Рождеством»)
7. Э.Т. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»
8. В.Г. Короленко «В дурном обществе»
9. И.С. Тургенев «Муму»
10. О´Генри «Вождь краснокожих»
11. М.Ю. Лермонтов «Бородино»
12. А.П. Платонов «Волшебное кольцо»
13. Ш. Перро «Сказки» (полный вариант, с моралью после сказок)
14. Г.Х. Андерсен. Сказки. «Снежная королева», «Соловей»
15. Дж. Родари «Сказки по телефону»
16. Л. Кэрролд «Алиса в стране чудес»
17. Дж.Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»
18. Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке»
19. Рассказы о животных (Б. Житков, Сетон-Томпсон, Дж. Даррелл)
20. В.П. Астафьев «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой»
21. К. Булычев «Приключения Алисы» («Девочка с Земли», «Заповедник сказок», «Козлик Иван Иванович» и др.)
22. Т. Янссон «Последний в мире дракон»
23. Д. Дефо «Робинзон Крузо»
24. Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»
25. А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста»
26. М.Твен «Приключения Тома Сойера»
Ответ оставил Гость
Настя как описывает её автор по добрее чем Митраша она золотая курочка на длинных ножках.Митраша был моложе сестры на два года. Он небольшого роста, но оченьплотный, лобастый, затылок широкий. Это упрямый и сильный парень. Лицомальчика было усыпано золотыми веснушками, а носик его, чистенький,глядел вверх. Митраша упрям, но очень трудолюбивый и целеустремленный.Учителя в школе называли его «Мужичок в мешочке», потому что в своёмдесятилетнем возрасте он уже выполнял всю мужскую работу в доме. Мамаумерла от болезни, отец погиб на войне. И они с сестрой осталисьсиротами. Митраша обладал чисто мужскими волевыми качествами и был похожна своего отца. Он выучился у отца столярному делу. У мальчика былинужные для этого инструменты. Митраша делал различную деревянную посуду:бочонки, шайки, лохани. Он всегда вспоминал о советах папы и они емупомогали.
Мальчик бывал на всех собраниях, старался понятьобщественное мнение. Митраша любил природу, пытался воспользоваться ееблагами, но когда он оказался в лесу, где все общее, то он пожадничал и,сам того не замечая, попал в беду.
Мальчик сильно любил сеструНастю. Подражая отцу, он наставлял её, учил. Но когда сестрёнка неслушается, «Мужичок в мешочке» начинает хорохориться и злиться. Митраша -прекрасный человек, который в дальнейшем будет очень хорошим итрудолюбивым мужчиной.
Настя наоборот была вся в мать. Авторшутливо называет её золотой курочкой. Всё дело в том, что вся онаотливала золотом. Веснушки на лице были золотые, волосы такого же цвета,лишь носик один был чистенький и глядел вверх.
Это были оченьумные дети. Они часто выполняли общественную работу: помогали танкистам,работали на колхозных полях, на лугах, на скотных дворах. У детей быломного домашних животных, но они всё равно хорошо с ними справлялись.
Во многом Настя и Митраша похожи, но есть у них и различия. С однойстороны Настя благоразумная, ведь она пыталась отговорить брата пойти позаболоченной дороге. С другой она поступила эгоистично, когда в ходессоры с Митрашей бросила его и ушла вместе с корзинкой для клюквы.
«Мужичок в мешочке» был очень упрям и из-за этого он и попал в беду, ноблагодаря своей находчивости он спас себя. Именно смекалка помогламальчику спастись: попав в Слепую елань, он смог подозвать собаку, и онаспасла его. Митраша был очень смелый, не зря же все в деревнеудивились, когда узнали, что именно он подстрелил серого помещика. Дажевзрослые не смогли бы поверить, что десятилетний мальчик подстрелилволка.
А «золотая курочка» из-за своей жадности тоже чуть не попалав беду. Если бы она не опомнилась, её бы укусила змея. На фонегармоничной природы, на фоне разнообразных богатств, освоенныхчеловеком, жадность Насти воспринимается как упрек писателя тем, ктоотступает от истинно человеческого. Зло, с которым она сталкивается вприроде, заставляет девочку оглянуться на себя и понять, какую ошибкуона совершила, поддавшись вначале обиде, а затем азарту сбора ягоды.Тревога, отчаяние, страх за брата охватывают душу девочки. Именно черезвосприятие окружающей природы Настя в полной мере осознает свойпоступок:
Автор очень хорошо относится к своим героям. МихаилПришвин использует уменьшительно-ласкательные суффиксы для описанияМитраши. Он называет его «Мужичок в мешочке», детей -«умненькие детки,любимцы», «их чистенькие носики».
Герои рассказа мне понравились,но некоторые их действия нет. Если-бы Митраша не был таким упрямым, аНастя не поступила эгоистично с ним, то возможно не было бы технесчастий, которые
им довелось увидеть. Но так как они поняли свои ошибки их можно простить
Она объединила в себе реальное со сказочным. Повествует сказка о двух замечательных детях, которым пришлось рассчитывать лишь на свои силы, ведь они осиротели и живут теперь одни. Настя и Митраша главные герои повествования, чьи образы и мы разберем в нашем сочинении.
Образ и характеристика Митраши
Если остановиться на образе Митраши, то по характеристике его учителей, это был мужичок в мешке. Митраша был младше сестры на два года, но уже мог выполнять большую часть мужских дел самостоятельно. По своему характеру, в неполных десять лет, он был похож на настоящего целеустремленного мужчину. Благодаря навыкам, полученным от отца, мальчик мог вырезать посуду из дерева и это умение ему хорошо помогало. Наш герой был упрям, а вместе с этим упрямством проявлялось его целеустремленность и трудолюбие. Однако, в сказке Пришкина, по которой мы составляем характеристику Насти и Митраши, проявилась и жадность мальчика. Это случилось в лесу, когда дети отправились за ягодами. Эта жадность чуть было не привела к трагедии.
Образ и характеристика Насти
Кладовая солнца Пришвина знакомит нас и с сестрой Митраши, Настей. Если брат был похож на отца, то девочка по характеру напоминала мать. Насте было лишь двенадцать, но несмотря на это она полностью выполняет хозяйскую работу. Настя взяла ответственность за своего брата и заботилась о нем. В округе ее называют золотой курочкой, так как она была по-настоящему милой с золотыми волосами и веснушками на лице.
В отличие от брата, девочка была осторожной, проявляет благоразумие, поэтому и советует идти за ягодами по проверенной тропинке. Так как они не смогли прийти к согласию, то пошли разными дорогами. И как оказалось, у трудолюбивой, умной Насти тоже проявляется жадность. Ведь увидев на болоте клюкву, она ринулась ее собирать, не подумав о том, что брата до сих пор нет. А тем временем, тот тонул в болоте. Но все закончилось благополучно для детей в этой истории.
Сказка-быль «Кладовая солнца» М. М. Пришвина посвящена реальным событиям. В ней описывается жизнь русской деревни в послевоенные годы. Мы видим и трудности деревенских жителей, и их необыкновенную сплоченность.
Главные герои сказки-были — Настя и Митраша — удивительно чистые, добрые и трудолюбивые дети. Им рано пришлось ощутить на себе все тяготы одинокой сиротской жизни. Мама у Насти и Митраши умерла, а отец погиб на войне. Односельчане всячески старались помочь детям, но брат и сестра быстро научились справляться со всей работой самостоятельно. Автор пишет о детях: «Они были очень милые. Настя была как Золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее… отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки… Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком… Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе».
После смерти родителей девочке и ее брату пришлось вести все хозяйство. Дети никому не жаловались и ни у кого не просили помощи. Настя и Митраша с малых лет научились преодолевать большие трудности, и при этом они совсем не считали свою жизнь чем-то из ряда вон выходящим. Так сложились обстоятельства, что мальчику и девочке пришлось вдруг стать взрослыми. «…Умненькие и дружные ребята», — говорили о них односельчане. «Не было ни одного дома, где жили и работали так дружно, как жили наши ребята». Настя после смерти матери осталась в доме за хозяйку, так же как и она, вставала девочка еще до рассвета и выполняла всю тяжелую женскую работу по дому. «С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо… растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи».
Хоть Митраша и младше сестры, а почитает себя главным в семье, кормильцем. Так приучил его отец. Соседи не бросили сирот на произвол судьбы, как могли, помогали. Но Митраша, «мужичок в мешочке», и сам не сидел без дела. У отца он выучился изготавливать деревянную посуду и делал ее по просьбам односельчан. «Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство», — рассказывает автор. С детства Митраша научился от отца всяким премудростям, которые просто необходимы в лесу. Мальчик умеет определять дорогу по компасу, прекрасно знает все особенности животных и растений. Это умение теперь пригодилось детям сполна.
Ведь им приходится ходить на охоту, а также собирать клюкву — чудесное средство, помогающее больным и ослабленным людям. И хотя сами дети жили впроголодь, «но когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились в село за посильной помощью больным детям, Настя отдала им всю свою целебную ягоду».
Однажды в лесу брат и сестра поссорились и отправились разными дорогами. Именно из-за их ссоры чуть не произошла настоящая трагедия. Митраша, несомненно, утонул бы в болоте, если бы не его находчивость.
Собака Травка, которая после смерти своего хозяина Антипыча, осталась одна, случайно оказалась рядом. Но ведь собака — это не человек. И ей невозможно объяснить, как именно она может помочь утопающему ребенку. А маленькому мальчику Митраше это удалось. Это говорит о том, что маленький Митраша на самом деле обладал наблюдательностью и рассудительностью взрослого человека. А еще он помнил, что обязан оберегать сестру, как отец оберегал мать, что он охотник, что у него ружье и компас, без которых одна в лесу Настя может погибнуть. Он несет ответственность за жизнь сестры.
Потом мальчишке удалось убить огромного волка, долгое время наводившего страх на всю округу. И односельчане долго не верили, что ребенок сумел-таки сделать то, что не под силу даже иному взрослому.
Но это еще раз доказывает, что Митраша — необычный ребенок. Он — полностью сформировавшаяся личность, обладающая твердым характером, находчивостью и мужеством. « — Был мужичок, …да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой». Он и его сестра заслуживают самого искреннего восхищения — как люди, которые могут смело смотреть в глаза любой опасности.
Настенко Дмитрий -ученик 6 класса МБОУ СОШ №8 г.Томмот
В данной работе ученик раскрывает образы детей через их портретную характеристику и поведение в разных ситуациях. Это зачетная работа ученика по итогам 6 класса.
Скачать:
Подписи к слайдам:
Слайд 1
Настя и Митраша-герои сказки-были « Кладовая солнца»
Выполнил: ученик 6»Б» класса Настенко Дмитрий МБОУ ОШ №8 г.Томмот Алданского района РС(Я)Учитель: Сергеенко Людмила Вячеславовна
Слайд 2
Цель работы
Познакомить с писателем;Рассказать об истории создания произведения;Раскрыть образы детей через их портретную характеристику и поведение в разных ситуациях;Ответить на основной вопрос: чему учит нас история Насти и Митраши
Слайд 3
План
Слово о писателе. История создания «Кладовой солнца»Образы детей:Настя: портрет внешний внутреннийМитраша: портрет внешний внутреннийОбщее у детей и их различияКак жили дети после смерти родителейЧем они занималисьКак относились к ним людиВ лес за клюквойКратко о Блудовом болотеСмысл притчи о сосне и елиПочему поссорились дети Что произошло после ссорыПоведение детей в лесуЧто поняли дети,когда возвратились домойЧему учит история Насти и Митраши
Слайд 4
Пришвин Михаил Михайлович (1873-1954)
Родился 4 февраля 1873-го года в селе Хрущеве Орловской губернии в обедневшей купеческой семье.Мальчик, который родился в семье купцов, не отличался успехами в учебе, поэтому несколько раз оставался в классе на второй год. После нескольких попыток выучиться в гимназии Пришвина выгнали «за дерзость к учителю». После этого судьба будущего писателя пошла иным руслом.Пришвин Михаил Михайлович – человек, который много путешествовал по Сибири, Крыму и других малоизведанных территориях бывшего СССР. Многие из друзей Пришвина говорили о его жажде к путешествиям, и о том, как он описывает все, что видит.Широкую известность получили детские рассказы и повести Пришвина, изданные в сборниках»Зверь-бурундук», «Лисичкин хлеб», (оба 1939г) «Кладовая солнца»(1945г)Особую ценность представляют дневники писателя, которые он вел на протяжении всей жизни. В них идет постоянный спор с самим собой, поиск своего места в мире, содержатся раздумья об обществе, стране, мире.Умер 16 января 1954 г. В Москве.
Слайд 5
История создания
Но « Еще в 1940 году автор говорил о своем намерении работать над рассказом о том, как поссорились двое детей и как пошли они двумя разделившимися дорогами, не зная, что в лесу сплошь да рядом такие дороги- обходы снова соединяются в одну общую. Дети встретились, и дорога сама их примирила»
Слайд 6
Образ Насти
Настя была, как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком
Слайд 7
Образ Митраши
Митраша был моложе сестры на 2 года. Ему было только10 лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень упрямый и сильный. «Мужичок-в-мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.Мужичок-в-мешочке, как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх попугайчиком.
Слайд 8
Общее у детей и их различия
Общее: веснушки по всему лицу, носик гляделвверх попугайчиком; оба добрые,трудолюбивые, хозяйственные, занимались общественной работой.Различия:Митраша- строптивый, часто хорохорится.Настя — спокойная, рассудительная.
Слайд 9
Жизнь детей после смерти родителей
После смерти родителей всё их крестьянское хозяйство досталось детям. «Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!» Вначале им помогали дальние родственники и соседи, но очень скоро умненькие дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо.«И какие это были умные детишки! Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть и на колхозных полях, лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах.»
Слайд 10
Как относились к ним люди
Не было ни одного дома, где бы жили так дружно, как Настя с Митрашей. Они были всеобщими любимцами.«Они были очень милые…»«…досталось, однако, детишкам бедным и большая забота…»«Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились…»«И какие это были умненькие детишки!»«Не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как наши любимцы»
Слайд 11
В лес за клюквой
Слайд 12
Кратко о Блудовом болоте
Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота. Оно представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”. Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.
Слайд 13
Смысл притчи о сосне и ели
«…Деревья разных пород ужасно боролись между собой корнями за питание. сучьями –за воздух и свет, Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа…»Смысл этой притчи в том, что надо помогать друг другу, быть дружными, не ссориться.
Слайд 14
Ссора детей
Митраша – мужчина, исследователь, ищет палестинку; он отважный, смекалистый; догадывается, как сократить дорогу, хочет всё решить сам. Настя боится, не может решиться сойти с широкой, плотной тропы, но брата убедить не смогла и рассердилась. Около Лежачего камня тропа расходилась: одна плотная шла направо, другая, слабенькая, прямо. Здесь и произошла ссора детей. Митраша считал, что надо идти по слабой тропе (на нее указывал компас), а Настя – по плотной, где ходят все люди. Так они разошлись.Дети забыли о волшебных свойствах человеческой доброты, любви и ответственности. Каждый в минуту ссоры думал только о себе. Ранее терпеливая Настя рассердилась на брата, осталась на своей тропинке, забыла, что у Митраши нет с собой еды. А он не прислушался к словам сестры, что чуть не привело к трагедии. «Правду жизни» им помогает понять Травка, которая, «почуяв беду человеческую… подошла к рыдающей Насте и лизнула её солёную от слёз щеку». Травка спасла и Митрашу. Травка – напоминание о любви и верности, о необходимости быть терпеливым и заботиться о близких.
Слайд 15
Поведение Насти
Увидев клюкву, забыла обо всем. «Ничего не видя, ползет и ползет она к большому черному пню. Еле передвигает за собой корзину, вся мокрая и грязная – прежняя золотая курочка на высоких ножках. Лось ее и за человека не считает…»«Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к килой ягоде клюкве?»«…девочка ползла по болоту, не поднимая высоко вверх головы. И так она приползла к горелому пню и дернула за ту самую плеть, где лежала змея. Гадина подняла голову и зашипела. Тогда-то наконец Настя очнулась, вскочила…»«Где же был за это время брат … как она забыла о нем, как она забыла сама себя и все вокруг!» В этой жадности Настя перестала быть человеком и превратилась в обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества.Только встреча со змеёй заставила девочку осознать свой поступок, задуматься над тем, какие вокруг опасности и как, должно быть, трудно Митраше, который выбрал незнакомый путь. Девочка глубоко переживает случившееся.
Слайд 16
Поведение Митраши
Митраша пошел по слабой тропе, « не подумав ни о корзинке для клюквы, ни о пище». « Земля под ногами стала как гамак», « нога его опускаясь в грязь сейчас же собирает в ямку воду», « постепенно ноги его стали утопать глубже», « В один миг остановки он погрузился по колени, в другой миг ему стало выше колена». Он хотел перепрыгнуть на тропу, но « почувствовал себя плотно схваченным по самую грудь». «По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слезы». Но он сумел взять себя в руки. Спасла Митрашу Травка.
Слайд 17
Как изменились дети, когда вернулись домой?
« И тогда, незаметно для всех, прежний Мужичок- в –мешочке правда стал переменяться и за следующие два года войны вытянулся, и какой из него парень вышел, высокий, стройный! И стать бы ему непременно героем Отечественной войны, да вот только война-то кончилась.А Золотая Курочка тоже всех удивила в селе. Никто ее в жадности, как мы, не упрекал; напротив, все одобряли и что она благоразумна звала брата на торную тропу, и что так много набрала клюквы. Но, когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились в село за посильной помощью больным детям, Настя отдала им всю свою целебную ягоду. Тут-то вот мы… узнали от нее, как мучилась она про себя за свою жадность»Испытания научили их ценить теплоту человеческих отношений.Надо любить друг друга и заботиться о близком человеке.
Слайд 18
Чему учит история Насти и Митраши?
«Кладовая солнца» — удивительная сказка-быль. Рассказанная в ней история Насти и Митраши заставляют нас задуматься о своем отношении друг к другу и к миру вокруг нас, дает нам новые знания о жизни, учит любви и внимательному отношению к природе.
Слайд 19
Задание классу
Составить синквейн по выбору (Настя, Митраша, дети)
Слайд 20
Мои синквейны
НастяДобрая, трудолюбивая Хозяйничает, ласкает, заботится «Золотая курочка на высоких ножках» Хозяйка
Митраша Самостоятельный, упрямыйМастерит, намекает, хорохорится «Мужичок в мешочке» Хозяин
Материалом для книги Пришвина «Кладовая солнца» послужили события Великой Отечественной войны. Несмотря на то, что основные события произведения разворачивались в лесу на протяжении дня, все же воспоминания автора о мужественном и геройском прошлом, о родном для его души крае воздвигли его для написания этой сказки-были.
Почему он выбрал именно сказку в качестве жанра для своего столь символичного произведения? Ответ на данный вопрос прост, как все гениальное. Именно народная сказка просто и доступно объясняет истину, именно в ней таится корень поиска правды и смысла существования. И именно сказки всегда поражают стремлением к мечте о доскональности человеческого существа. Это и послужило причиной для писателя последовать тому примеру, который и стал в основе жанра его произведения.
Его идеал заключался в полете мечты к высокому предназначению человеческой сущности, к его обязанностям перед всем, что является живым на планете.
Пришвин отображает в своей сказке позитивный настрой на способность реализации данной мечты, если стремительно начать поиск ее осуществления в повседневном существовании, где живут обычные люди.
В книге «Кладовая солнца» мы знакомимся с двумя героями – Митрашей и Настей. Каждый из них обладает рядом положительных и отрицательных качеств.
Митраша невысок, плотен, у него широкий лоб и затылок. Он силен и упрям, несмотря на юные года – он моложе, чем его сестра на два года. Все его лицо покрыто золотистыми веснушками, а носик вздернут кверху. Упрямство мальчика будто бы подчеркивает его целеустремленность и трудолюбие. В школе учителя его прозвали «Мужичок в мешочке», поскольку уже в свои десять лет он был способен выполнять все мужские обязанности по дому. Родители погибли: мама — от болезни, отец – на войне. Митраша по характеру очень походил на своего отца, обладая всеми качествами настоящего мужчины. Отец его обучил столярству. Мальчик имел все необходимые инструменты для этого дела. Он вырезал разнообразную посуду из дерева, припоминая папины советы, которые ему не раз помогали.
Митраша посещал все собрания в стремлении понимания мнения общественности. Он обожал природу и старался пользоваться ее дарами, однако, оказавшись в лесу, где было все общее, у него проявилась жадность, которая и завела его в беду.
Митраша очень любил свою сестру. Стараясь походить на папу, он учил Настю и наставлял. Однако когда она не слушалась, мальчик начинал злиться и хорохориться. Он является чудесным человеком, настоящим мужчиной, невзирая на юные годы, и прекрасным примером для подражания.
Насколько Митраша походил на отца, настолько же Настя была похожа на мать. Пришвин в шутку прозвал ее золотой курочкой. И не зря: она будто бы светилась золотом – веснушки золотые, волосы такого же оттенка, и только носик не блестел, а был чистенький, вздернут к небу.
Эти дети очень работящие и умные. Они выполняли общественные работы: в колхозе, на скотных дворах, помогая танкистам. Несмотря на то, что у них было много домашних животных, они прекрасно со всем справлялись.
Настя и Митраша похожи, однако характеры их обладают определенными различиями. Поступки Насти благоразумны: она старалась убедить Митрашу не ходить заболоченной дорогой. Однако есть и другая сторона медали. Вот мы видим, как она ведет себя эгоистично, поссорившись с Митрашей и уйдя с корзинкой.
«Мужичок в мешочке» упрям, из-за чего и попал в неприятности. Но он и находчив, поэтому смог спастись. Благодаря своей смекалке, он подозвал собаку Травку, которая и спасла его. Митраша смел, недаром буквально вся деревня была поражена: ведь он застрелил волка. Не каждый взрослый смог бы так поступить, а десятилетний мальчик все же подстрелил серого помещика.
Настя же тоже благодаря своей жадности чуть не угодила в неприятности. Если бы вовремя не опомнилась, она была бы укушена змеей. Автор будто бы на примере «золотой курочки» упрекает всех, кто теряет человечность. Девочка сталкивается со злом, и ей приходится осознать свою ошибку, ведь сначала она поддалась чувству обиды, а потом уже жадности и азарту в сборе ягод. Настя испугалась за брата, ее охватили отчаяние и тревога. Именно благодаря тому, как она восприняла природу, ей удалось понять, как плохо поступила.
Я считаю, что данное произведение является поучительным, его интересно читать и детям, и взрослым. В нем четко просматривается мораль. Автор будто разъясняет, что хорошо, а что плохо. И то, что поступая плохо, придется в итоге расплачиваться. Герои этого произведения – замечательные. У них есть характер, сила духа, доброта. И даже если они иногда ошибаются, то в конце концов осознают свои ошибки.
Автор На чтение 9 мин. Просмотров 9 Опубликовано
«Лисичкин хлеб» – добрая и поучительная история о маленькой девочке Зиночке, которая с удовольствием съела обычный черный хлеб, узнав от охотника, что он лисичкин. Это рассказ о щедрых лесных дарах, которые приносят большую пользу человеку.
Краткое содержание «Лисичкин хлеб» для читательского дневника
ФИО автора: Пришвин Михаил Михайлович
Название: Лисичкин хлеб
Число страниц: 16. Михаил Пришвин. «Лисичкин хлеб». Издательство «Махаон». 2016 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1939 год
Главные герои
Автор – писатель, натуралист, охотник, большой знаток природы.
Зиночка – маленькая девочка, которая любит есть только лисичкин хлеб.
Сюжет
Автор провел в лесу целый день, и по возвращению домой принялся доставать из своей большой сумки разные диковинные вещи. Зиночка с нескрываемым любопытством разглядывала их, задавая вопросы автору, а тот охотно объяснял ей их предназначение.
Для начала автор показал ей большую птицу Терентия, который весной питается березовыми почками, осенью собирает вкусные спелые ягоды, а зимой укрывается от лютых морозов под снегом. Затем он показал девочке рябчика и даже продемонстрировал, как тот свистит.
Автор высыпал на стол много грибов разных цветов и размеров, достал из карманов лесные ягоды – голубику, чернику, бруснику. После он показал Зиночке небольшой кусок сосновой смолы, и объяснил, что благодаря этой смоле деревья успешно лечат раны, которые им случайно наносят животные или непогода.
Когда дошла очередь до лесных трав, автор стал выкладывать на стол валерианку, кукушкины слезы, заячью капусту, петров крест. Под травами в сумке у автора лежал кусок обычного черного хлеба, который он взял с собой в дорогу. Увидев хлеб, Зиночка очень удивилась – откуда ему быть в лесу? Но автор не растерялся, и сказал, что уже если есть заячья капуста, то почему не может быть лисичкиного хлеба.
Услышав это, девочка тут же съела весь хлеб. Дома, бывало, она капризничала, и могла даже от белого пышного каравая отказаться, а вот лисичкин хлеб из леса показался ей гораздо вкуснее домашней выпечки.
План пересказа
- Возвращение домой.
- Терентий и рябчик.
- Лесные ягоды и грибы.
- Сосновая смола и травы.
- Кусочек хлеба.
- Зиночка съедает лисичкин хлеб весь, без остатка.
Главная мысль
Непривычное кажется гораздо более привлекательным, чем привычное.
Чему учит
Рассказ учит любить природу, интересоваться и разбираться в ягодах, грибах и травах, привычках диких птиц и животных. Учит любви и доброте.
Отзыв
Природа прекрасна в своем удивительном разнообразии – она дарит человеку много нужного и полезного. Для Зиночки обычный хлеб показался гораздо более вкусным только потому, что он был «лисичкиным».
Рисунок-иллюстрация к рассказу Лисичкин хлеб.
Пословицы
- Вкусивши сладкого, не захочешь горького.
- Есть привычка, есть и отвычка.
- Хлеб – всему голова.
- Не корми меня тем, чего я не ем.
Что понравилось
Понравилось, с какой любовью и добротой автор рассказывал Зиночке обо всех своих находках. Чувствуется, что он хорошо знает лес и его обитателей, и с большим трепетом относится к ним.
Пришвин М., «Лисичкин хлеб» Жанр: рассказ о природеГлавные герои рассказа «Лисичкин хлеб» и их характеристика
- Автор, натуралист и писатель. Охотник и собиратель, знаток природы. Добрый и хитрый.
- Зиночка. Маленькая девочка-копуша. Не любит есть хлеб, только лисичкин.
План пересказа рассказа «Лисичкин хлеб»
- Возвращение домой.
- Терентий и рябчик
- Грибы и ягоды
- Сосновая смола
- Травы
- Кусок хлеба
- Аппетит Зиночки.
Кратчайшее содержание рассказа «Лисичкин хлеб» для читательского дневника в 6 предложений
- Автор вернулся из леса с полной сумкой.
- Он достал оттуда тетерева и рябчика, потом много грибов.
- Затем извлек ягоды из карманов и кусочек смолы
- Потом достал разных трав.
- Под травой лежал кусок хлеба, про который автор сказал, что он лисичкин.
- Зиночка полюбила лисичкин хлеб и всегда его ела.
Главная мысль рассказа «Лисичкин хлеб» Все привычное не кажется таким вкусным, как то же самое, но необычное.Чему учит рассказ «Лисичкин хлеб» Рассказ учит любить природу, учит разбираться в растениях, ягодах и грибах, знать привычки животных. Учит доброте и любви.Отзыв на рассказ «Лисичкин хлеб» Мне понравился этот очень простой рассказ. Девочка Зина не хотела есть белый хлеб, потому что к нему привыкла, но лисичкин хлеб казался ей чудом, и потому она его ела с удовольствием.Пословицы к рассказу «Лисичкин хлеб» Вкусивши сладкого, не захочешь горького. Есть привычка, есть и отвычка. Хлеб — всему голова. Только ангелы с неба не просят хлеба. Не корми меня тем, чего я не ем.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Лисичкин хлеб» Как-то автор весь день проходил по лесу, а вернувшись домой, стал вытаскивать из своей туго набитой сумки разные чудеса. Девочка Зиночка спрашивала автора, что это, а он ей охотно объяснял. Для начала автор показал птицу Терентия, который весной бормочет и клюет березовые почки, осенью собирает ягоду, а зимой греется под снегом. Потом показал рябчика, показал как тот свистит, высыпал на стол много грибов разного цвета. Из карманов автор извлек ягоды — чернику, голубику, бруснику. А потом показал девочке кусочек сосновой смолы и пояснил, что этой смолой деревья лечатся от нанесенных им ран. Потом автор стал доставать разные травы и показывать Зиночке — кукушкины слезки, валерианку, петров крест, заячью капусту. А под заячьей капустой в сумке лежал кусок обычного черного хлеба, который автор взял с собой в лес. Зиночка увидела хлеб и удивилась, откуда он взялся в лису. Но автор сказал, что если есть заячья капуста, то почему не может быть лисичкина хлеба. Зиночка попробовала хлеб и тут же съела его весь, без остатка. Дома бывает и белый хлеб не возьмет, а вот лисичкин хлеб из леса ей сильно понравился, куда лучше домашнего.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Лисичкин хлеб»Скачать:
Настройки
Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона
Автор: Михаил Михайлович Пришвин
Год написания: 1939
Жанр: рассказ
Главные герои:охотник, Зина — его дочь
Краткое содержание рассказа «Лисичкин хлеб» для читательского дневника наглядно продемонстрирует трепетное и уважительное отношение к природе родного края и желание раскрыть всем чудеса леса.
Сюжет
Автор постоянно бывает в лесу, и всегда возвращается оттуда с богатой добычей. Возвращаясь, он показывал дочери свои находки: грибы и ягоды, различные чудесные травки и корешки, приносит птиц и мелких животных. Обо всем он подробно рассказывает девочке, желая показать ей богатство и щедрость родной природы.
А однажды под листиком заячьей капусты Зиночка нашла кусочек черного хлеба, отец захватил его с собой в лес, но не съел. Мужчина поведал дочке, что это хлеб, который называется лисичкин и бывает он только в лесу. И Зина с наслаждением съела этот ломоть. Раньше она не любила кушать хлеб даже и белый, а черный из леса съедала весь до крошечки. Она объясняла это тем, что у лисички хлеб намного вкуснее.
Вывод (мое мнение)
Своим рассказом автор призывает нас любить и уважать природу, ценить все то, что она нам дает, а не только бездумно пользоваться ее дарами. И девочка, которая раньше не любила белые булки, стала есть простой черный хлеб, потому что это дар лисички и принесен он из леса.
Добавить в избранноеСодержание:
В статье рассматривается рассказ «Лисичкин хлеб», приводится краткое содержание для читательского дневника. Автор – Михаил Михайлович Пришвин.
Произведение входит в программу 1-го класса начальной школы, его следует читать в оригинале, так как оно по объёму совсем небольшое.
Как и многие произведения Пришвина, «Лисичкин хлеб» иллюстрирует богатство русской природы. В первой половине текста автор красочно описывает дикий лес и его обитателей. Параллельно рассказывается история наивной, слегка избалованной маленькой девочки.
Главные герои и их характеристика
В тексте задействовано два героя:
-
Рассказчик – охотник и собиратель. Любит природу, хорошо разбирается в растениях и животных.
-
Зина – дочь охотника. Маленькая любопытная девочка.
Краткое содержание сказки М. Пришвина «Лисичкин хлеб»
Жанр произведения — рассказ. Небольшой текст можно прочитать за несколько минут.
Основные сюжетные действия в рассказе:
-
Рассказчик возвращается домой после похода в лес и достает из сумки добытое.
-
В сумке охотника была дичь (тетерев и рябчик), дикие ягоды, небольшой кусок сосновой смолы, целебные травы.
-
Параллельно охотник рассказывает маленькой дочери о быте лесных птиц и животных; о том, как «лечатся» деревья.
-
Под «заячьей капустой» (лечебной травой) ребенок находит кусочек черного хлеба. Охотник взял его в лес, чтобы подкрепиться, но забыл съесть.
-
Зина удивлена такой находке. Девочка не ест обычную выпечку, и отец идет на хитрость. Он рассказывает о том, что «подарок» там оставила лисичка и по всему лесу спрятаны кусочки буханок.
-
Девочка с удовольствием съела «лисичкин» хлеб. Позже она лакомилась им после каждого похода отца в лес, так как считала его лучше обычного.
План пересказа
Тезисный пересказ произведения:
Завязка:
-
охотник возвращается домой;
-
тетерев и рябчик;
-
грибы, ягоды;
-
смола и сосны;
-
травы.
Кульминация:
-
обнаружение кусочка хлеба;
-
хитрость охотника.
Развязка:
- любовь дочери к «лисичкиному» хлебу.
Главная мысль произведения
Анализ произведения позволяет выделить его главный посыл: «Неизведанное часто кажется лучше, чем привычное». Человек может убедить себя в чем угодно.
Чему учит рассказ «Лисичкин хлеб»
Автор написал рассказ, который учит внимательнее относиться к привычным вещам, любить природу, ценить ее богатство. В отзыве можно указать, что отец использовал хитрость с благой целью – заинтересовать ребенка.
Рассказ заставляет задуматься о том, что простые вещи могут быть полезнее и лучше модернизированных и «заморских».
Обычный хлеб, испеченный из муки без добавок и консервантов, вкуснее и полезнее. Детей окружает множество сладостей и деликатесов, они часто избалованы, забыли вкус простой пищи.
Девочка обнаруживает, что «лисичкин хлеб» ей больше по душе. Автор призывает ценить простое и не усложнять вещи.
Пословицы к произведению
Пословицы и поговорки, подходящие к замыслу рассказа:
-
«Вкусивши сладкого, не захочешь горького».
-
«У соседа всегда трава зеленее».
-
«Хлеб всему голова».
-
«Если хлеба нет куска, то и в тереме тоска».
-
«Хлеб наш насущный: хоть чёрный, да вкусный».
Еще тесты
Читайте также
«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете
Используемые источники:
- https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/lisichkin-hleb.html
- http://coolchtivo.blogspot.com/2019/04/blog-post8.html
- https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/1-klass/1658-lisichkin-hleb.html
- https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/lisichkin-khleb.html
Приложение
2 Грамматические задания
1. Разделите
вертикальной чертой слова на слоги.
1)
Сова – хищная птица.
2)
Следы зайца ведут к осине.
2. Добавьте
слог, чтобы получилось слово.
1)___я, Ю___, ___ша.
2) ___ра, А___,
___ка.
3. Выпишите
слова, в которых одинаковое количество слогов.
1)
Столб, изюм, стройка, радио.
2)
Ель, ёжик, лисица, крот, виноград.
4. Отметьте,
в каком ряду у всех слов ударение падает на второй слог.
Уроки,
ученик, уши
Тетрадь,
альбом, пенал
1. Подберите
по схеме слово – имя девочки или мальчика. __/____.
2. Выпишите
слова, в которых одинаковое количество звуков.
Оса, шмель, муха,
комар.
3. Выпишите
из каждого слова предложения буквы, обозначающие гласные звуки.
Под елью цвел
ландыш. Я слышу песню дрозда.
4.
Найдите и подчеркните в каждом ряду лишнюю букву. а, ё, о, у,
ы, й н, т, к, р, ъ, в м, у, т, Г, ж, а, я
5. Выпишите
из любого слова буквы, обозначающие согласные звуки. Трамвай, корабль,
ракета, автомобиль.
6. Выпишите
слова, которые начинаются с согласного звука.
Речка, озеро, море,
этаж, школа.
7. Найдите
и выпишите слово, в котором два слога, четыре звука, ударение падает на второй
слог.
Не солнце, не огонь,
а светит. (Светлячок)
Списывание с заданием
1. В
полях цветут васильки.
2. Белка
грызёт орешки.
3. Зимой
шубка у зайца белая.
Задания:
1. Подчеркните
в выделенных словах буквы, которыми обозначены гласные звуки;
2. Обозначьте
в словах ударение;
3. Подчеркните
во втором предложении слово, которое отвечает на вопрос что?
Диктанты Буквенный
диктант.
Записать правильным каллиграфическим почерком первую букву
в услышанном слое (слова предъявляются на слух).
Анна, астра,
графин, Галя, мама, Москва.
Слоговой диктант.
Записать буквами первый слог каждого диктуемого
слова. Вера, липа, небо, Коля, дятел,
Ира.
Словарный диктант.
1)
Яша, белка, ключ, зайка.
2)
Кукла, мяч, Юра, лейка.
Текстовые диктанты.
1) Дядя Вася рыбак. Он удил рыбу.
Вот сом и окунь 2) У
школы рос клён. Там тень. Коля и Петя сели у клёна.
3) У Зины был кот Васька. Васька
любил играть.
Работа над словом, предложением, текстом
1. Найдите
новые слова в каждом слове. Запишите их. Спорт, фасоль, колесо, экран,
олень, паровоз.
2. Запишите
слова в порядке указанных значений.
Сумка школьника,
которую носят на спине.
Дикая полосатая
лошадь.
Рабочий стол ученика
в школе.
Кусочек резины для
стирания написанного.
3. Распределите
слова – названия рыб и птиц – в две группы по значению.
Сом, воробей,
скворец, карась, щука, голубь.
4. Определите
на слух количество слов в предложении. Запишите последнее слово каждого
предложения.
Был зимний день.
Во дворе играли дети. На берёзу села галка. К дереву подбежал кот.
На кота упал снежный ком.
5. Определите
на слух, сколько предложений в тексте. Запишите ответ цифрой.
Пришла зима. Тихо
падают снежинки. Дети рады зиме.
6. Составьте
схему предложения .
Попугай Антоша умеет
говорить.
7. «Расшифруйте»
любое предложение и запишите его
РЕБЯТАЛЮБЯТЧИТАТЬ
КОЛЯИТАНЯЧИТАЮТСКАЗКИ
8. Прочитайте
предложения. Вставьте в каждое пропущенное слово. Запишите любое предложение.
На руке
_______пальцев.
Волк – хищный
________.
Астра – садовый
_______. Перед едой мойте _______.
Проверяемые
языковые, речевые и общеучебные умения:
-каллиграфически правильно писать изученные строчные и
заглавные буквы, соединения;
-правильно списывать с печатного и письменного текста;
— определять количество
предложений в тексте и составлять небольшой текст из предложений;
— определять количество
слов в предложении раздельно писать слова в предложении;
— составлять из слов
предложение и правильно оформлять его на письме;
— моделировать
предложение;
— классифицировать
слова по количеству слогов и месту ударения;
— анализировать( делить
слова на слоги, определять количество слогов в слове, определять место ударения
в слове, подбирать слова с заданным количеством слогов и указанным ударением);
— различать буквы,
которыми обозначаются гласные и согласные звуки;
— записывать под
диктовку слова, написание которых не расходится с произношением.
Приложение
2
Проверка
навыка чтения вслух
В.Осеева
Светлана решала задачу, но задача не выходила.
— Давай я решу тебе
задачу, -сказал брат.
— Нет, я сама решу, —
ответила Светлана.
— Дай я тебе помогу, —
сказала мама.
— Нет, я сама
справлюсь! Девочка думала, считала, писала – и задача у нее вышла.
(41 слово)
Вопросы
и задания
1. Расскажите,
какой ты представляешь девочку?
2. Как
ты понимаешь слова: «…и задача у нее вышла»?
3. Найди
и прочитай фамилию автора.
В.Осеева Просто старушка
По улице шли мальчик и девочка. А
впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
— Подержи мои книги! –
крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
— Это твоя бабушка?
— Нет, -ответил
мальчик.
— Мама?
– удивилась подружка. — Нет! — Ну, тетя? Или знакомая? -Да нет же, нет! –
ответил ей мальчик. – Это просто старушка!
(64
слова)
Вопросы
и задания
1. Чему
удивилась девочка?
2. Каким
ты представляешь мальчика? Расскажи.
3. Подумай,
почему мальчик помог старушке?
М.Пришвин
Приложение 2
…А Зиночка, когда увидала у меня под
заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:
— Откуда же это в лесу
взялся хлеб?
— Что же тут
удивительного? Ведь есть же там капуста!
— Заячья…
— А хлеб – лисичкин.
Отведай.
Осторожно попробовала и начала есть:
— Хороший лисичкин
хлеб!
И съела весь мой черный хлеб дочиста.
Так и прошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берет, а
как я из лесу лисичкин хлеб принесу, съесть всегда его весь и похвалит:
— Лисичкин хлеб куда
лучше нашего!
(85 слов)
Вопросы
и задания
1. Какой
ты представляешь девочку? Расскажи. Чему она удивилась? Прочитай.
2. Как
автор относится к девочке? Как ее называет? Найди его ответ в тексте?
3. Объясни
смысл слова обомлела.
Проверка
выразительности чтения.
Русская
народная песенка
Котя, котенька-коток,
Кудреватый
лобок,
Хвостик
пушистый, Глазок золотистый! Как у котика кота Шубка очень
хороша: Спинка серенькая,
Грудка
беленькая,
Как у котика-кота
Лапки крепкие,
Лапки крепкие,
Когти цепкие!
Вопросы
и задания
1. Каким
ты представляешь котика? Расскажи.
2. Прочитай,
выделяя голосом подчеркнутые слова. Лиса и собаки
Русская
сказка
Бежала
лиса по полю. Откуда ни возьмись, выскочили собаки и погнались за ней.
Лиса ну бежать! Бежала, бежала да под пенек в нору и ушла.
Сидит в норе и говорит сама себе:
— Ушки, ушки, что вы
делали?
— Мы слушали да
слушали, чтобы собаки лисоньку не скушали… Вопросы и задания
1. Подготовь
выразительное чтение сказки.
2. Объясни
смысл слов в нору и ушла.
Приложение
2
У
меня-то что-то есть, Это что-то можно съесть! Это что-то сладкое, Круглое да
гладкое. Я нашел его в саду, Захочу – еще найду. Это что-то сладкое, Круглое да
гладкое. Много-много притащу, Папу с мамой угощу! Это что-то сладкое,
Круглое да гладкое.
Вопросы
и задания
1. О
чем поет ежик? Каким ты его представляешь? Расскажи.
2. Подготовь
выразительное чтение стихотворения. Подсказка .Обрати внимание на
передачу настроения ежика (веселое, грустное),тон чтения (загадочный, шутливый,
радостный). Делай паузы на знаках препинания, выделяй голосом главные слова,
показывай интонацию восклицательных предложений.
Проверка
техники чтения
…Взяли
мы по корзине – я большую, а Никита маленькую – и отправились в лес.
И Томка с нами побежал …
И вдруг совсем близко от нас кто-то
громко захлопал крыльями. Посмотрели мы за куст, а там ходит у-ди-ви-тель-на-я
курочка, ходит и нас глядит. Пестренькая такая, мохнатые лапки, а на голове
черный хохол.
— Кто это? – спрашивает
Никита.
— Тише,
тише, — говорю я ему, — не пугай, это рябчиха.(64 слова) (Е.Чарушин)
Вопросы
и задания
1. Куда
отправились Никита с отцом?
2. Что
их насторожило?
3. Какая
это была птичка? Вспомни и расскажи.
4. Почему
текст назвали «Встреча»?
5. А
можно было бы подобрать другой заголовок? Скажи какой? Сенокос
(чешская народная песня) Старый заяц сено косит, А
лиса сгребает. Муха сено к возу носит, А комар кидает.
Довезли до сеновала.
С воза муха закричала:
— На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду. (30 слов)
Вопросы
и задания
1. Назови
героев песенки. Каким делом они заняты?
2. Объясни
значение слов «сенокос» , «сеновал», «чердак».
3. Что
тебя рассмешило в этой песенке? Почему?
Ходили мы с дедушкой по лесу, устали и
сели отдохнуть на пенек. Дедушка мне сказку про петуха начал рассказывать: «Жил
да был в нашем селе петух Золотое Перо…», — а березы да осинки склонились над
нами и слушают.
***
Вдруг мне прямо на лоб: кап-кап-кап…Уж
не дождик ли? Вскочил я, поднял глаза к верху, а у березы кто-то сучок обломил.
Вот оттуда, из ранки, и капало.
Подставили мы с дедушкой под капель ладони и давай
березовый сок собирать.
Попробовал я его на язык, а он сладковатый и пахнет сырой
землей.
— сок – березкины
слезы, — сказал дедушка. –Видно, прошел мимо лось да рогом сучок обломил.
***
Дедушка порылся в карманах, достал
веревку и перевязал сучок. Березка сразу успокоилась, перестала плакать. А к
вечеру мы пришли и замазали рану глиной. Пусть березка живет долго-долго.(129
слов)
(А.Барков)
Вопросы
и задания
1. О
чем говорится в каждой части рассказа?
2. Озаглавь
каждую часть текста.
3. Чему
внук учился у своего дедушки?
4. Почему
рассказ назвали «Березкины слезы»?
Зеркальце Девочка
потеряла на лужайке зеркальце.
Скакал мимо заяц.
— Ой, — заверещал он, —
мой портрет!
Спрыгнула с дерева белочка,
поглядела в зеркальце и пискнула6 — Это мой портрет!
Спешил по делам ежик.
Взглянул искоса в зеркальце и хмыкнул:
— Это мой портрет!
Пролетала ворона.
— Карр! – крикнула она.
– Мой пор-ртрет!
На шум прибежала лиса.
— Ах, — пропела она, —
какой красивый мой портрет!
Притоптал медведь. Глянул и заревел:
— Мой портрет и больше
ничей!
Унес зеркальце к себе в берлогу и повесил на стену.
Пришел к нему в гости волк. Заглянул в зеркальце и
удивился:
— Эй, медведь, ты
зачем мой портрет в своей берлоге повесил? (98 слов)
(Л.
Яхнин)
Вопросы
и задания
1. Что
тебе кажется смешным в поведении зверей? Постарайся перечислить их и никого не
забыть.
2. Как
ты думаешь: это русская народная сказка или современная сказка?
3. Вспомни
сказки, где присутствовало зеркальце или вода, выполняющая роль зеркальца.
Приложение
2
Тест
1
1. Отметь
произведение фольклора.
Рассказ
Сказка
Стихотворение
2. Отметь
фамилию писателя, который писал рассказы о детях.
В.Чаплина
В.Сутеев
Н.Носов
3. Отметь
пословицу.
Купи кипу пик.
Ног нет, а идет
Грамоте учиться – вперед пригодится.
4.Отметь фамилию зарубежного
сказочника.
А.Пушкин
Х.К.Андерсен
К.Чуковский
5. Отметь имя героя «Сказки о царе Салтане…»
А.Пушкина.
Дядя Миша
Князь Гвидон
Красная Шапочка
6.Отметь из какого произведения этот отрывок.
Хмурая, дождливая Наступила осень. Всю капусту
сняли, Нечего украсть.
7.Дополни предложение . отметь
ответ
Н.Носов, В.Драгунский, Л.Пантелеев
писали рассказы…
О животных
О детях
О природе
Тест
2
1. Кто
написал рассказ «Фантазеры»? Подчеркни ответ. С.Маршак
В.Драгунский Н.Носов
2. Кто
автор рассказа «Мушка»? Подчеркни ответ. М.Пришвин В.Чаплина
В.Сутеев
3. Выбери
ответ и допиши предложение.
С.Маршак писал сказки, а С.Есенин писал________.
Рассказы
Стихи
Шутки
4. Выбери
ответ и допиши предложение.
Н.Носов писал рассказы_________________.
О животных
О природе
О детях
5. Из
какого произведения отрывок? Подчеркни ответ.
Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…
С.Дрожжин. «Привет»
А.Блок. «Зайчик»
А.Барто «Весенняя гроза»
6. Прочитай
фамилии авторов. Подчеркни лишнюю. Объясни выбор. Братья Гримм, Ш.Перро,
Х.К.Андерсен, К.Чуковский, Дж. Харритс
7. Подчеркни
лишнее слово. Объясни выбор. Рассказ, сказка, стихотворение, книга, пословица
8. Допиши
предложение, выбрав нужное слово.
Ивашечка, Братец Лис, Терешечка, Муха – Цокотуха, Красная Шапочка
– это герои___________.
Рассказов
Стихов
Сказок
9. Укажи
название рассказа, в котором говорится о детях.
В.Сутеев. «Дядя Миша»
Л.Пантелеев. «Буква «ты»»
Г.Скребицкий. «Пушок»
Проверка техники чтения
И.Тургенев
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака
бежала впереди меня.
Вдруг
она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы почуяв перед собой дичь. Я
глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на
голове. Он упал из гнезда и сидел неподвижно, растопырив крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг с
дерева старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь
взъерошенный он прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться
собака!
Мой Трезор остановился и попятился… Я поспешил отозвать
смущенного пса и удалился, благоговея.
(103
слова)
Вопросы
и задания:
1. Прочитай
отрывок, где говорится о том, как старый воробей бросился защищать свое дитя?
2. Подумай:
что мог чувствовать воробей, бросившись на страшного врага?
3. Что
чувствовала собака, когда увидела перед собой воробья?
4. Что
означает слово благоговея?
5. Что
ты чувствовал, когда читал этот рассказ?
Н.Сладков
Я иду по муравьиной тропе и считаю: шестьдесят три… Ого!
Это моих больших шагов, а сколько же муравьиных?!
Я присел на камень – отдохнуть. Сижу смотрю, как бьётся
под ногами живая жилка. Проглянет солнце – засверкает ручеёк.
Вдруг будто волна прошла по муравьиной дороге. Змейка по
ней вильнула и – нырк! – под камень, на котором я сидел. Я даже ногу отдёрнул:
наверное, это вредная гадючка. Ну и поделом – сейчас муравьи её обезвредят.
Я знал, что муравьи смело нападают на змей. Облепят змею –
и останутся от неё одни чешуйки.
Сижу, жду. Под ногами бьётся и бьётся живой муравьиный
ручеёк. Осторожно приподнимаю камень. А под камнем живая змея. Змейка, которую
должны были съесть муравьи, спокойно сама ела муравьёв. Она прижимала их
мордочкой и втягивала языком в рот. Змейка эта была не гадючка, а слепозмейка.
Живёт она в норах под землёй. Там ей глаза не нужны.
Вот к какому невиданному зверю меня привела
муравьиная дорожка.
Каждая дорожка куда – то ведёт. Только идти не
ленись.
(156
слов)
Вопросы и задания:
1. Какое
чудо смог разглядеть автор во время прогулки?
2. Что
интересного узнал ты о муравьях?
3. С
каким необыкновенным «зверем» познакомил нас автор?
4. Какой
совет дал нам автор?
Х.К.Андерсен Ель
В лесу стояла чудесная ёлочка. Место у неё было хорошее,
воздуха и света вдоволь, кругом росли подруги постарше – и ели, и сосны. Ёлочке
ужасно хотелось поскорее вырасти; она не думала ни о тёплом солнышке, ни о
свежем воздухе, не было ей дела и до болтливых ребятишек, что собирали в лесу
землянику и малину. Они нанизывали ягоды на тонкие прутики и садились отдыхать
под ёлочку и говорили:
-Вот славная ёлочка! Хорошенькая, маленькая!
Таких речей деревцо и слушать не хотело.
-Ах, если бы я была такой же большой, как другие деревья,
— вздыхала ёлочка. –Тогда бы и я широко раскинула свои ветви, высоко подняла
голову, и мне бы видно было далеко – далеко вокруг! Птицы свили бы в моих
ветвях гнезда, и я при ветре так же важно кивала бы головой, как другие!
И ни солнышко, ни пение птичек, ни розовые утренние и
вечерние облака не доставляли ей ни малейшего удовольствия.
«Да, расти, расти и поскорее сделаться большим, старым
деревом – что может быть лучше этого!» — думалось ёлочке.
…Подошло наконец и Рождество…
…
«Все прошло, прошло! – сказала бедная ёлка. –И хоть бы я
радовалась, пока было время! А теперь…всё прошло, прошло!»
Пришел слуга и изрубил ёлку в куски – вышла целая
связка растопок…
(188
слов)
Вопросы и задания:
1. О
чем мечтала маленькая славная ёлочка?
2. Как
о ёлочке отзывались деревенские ребятишки?
3. Как
ты думаешь, что могло произойти с ёлочкой за это время? Какие чувства она
пережила? Расскажи.
4. Как
ты понимаешь самые последние слова сказки: «Конец, конец! Всё на свете имеет
свой конец!»?
5. Найди
эту сказку и прочитай её. Она поможет тебе подумать о смысле жизни.
Пришвин Михаил рассказ «Лисичкин хлеб»
Читательский дневник по рассказу «Лисичкин хлеб» Михаила Пришвина
Автор: Пришвин Михаил.
Название: «Лисичкин хлеб».
Число страниц: 3.
Жанр произведения: рассказ.
Главные герои: девочка Зина, автор.
Характеристика главных героев:
Зина — маленькая и любопытная девочка.
Автор — молодой мужчина, который любит гулять в лесу и собирать плоды.
Умный и предусмотрительный.
Краткое содержание рассказа «Лисичкин хлеб»
Автор возвращается из леса и приносит Зине различные подарки.
Он разгружает сумку и рассказывает, что удалось собрать сегодня.
Он достаёт убитых птиц.
Он показывает древесную смолу, которой деревья лечат ранки.
На дне сумки оказывается кусок хлеба и автор говорит, что это лисичкин.
Зина с аппетитом съедает хлеб.
С тех пор девочка всегда ждала из леса лисичкин хлеб и охотно его кушала.
План рассказа:
- Полная сумка.
- Птицы.
- Ягоды.
- Смола.
- Травы.
- Заячья капуста.
- Самый вкусный хлеб.
Основная мысль рассказа «Лисичкин хлеб»
Главная мысль рассказа состоит в том, что к любому ребёнку можно найти подход и преподнести обычные вещи по-другому.
Основная идея рассказа в том, что необычное кажется лучше.
Чему учит рассказ
Произведение учит любить природу и бережно относиться к ней.
Учит быть благодарным за те дары, которые она нам даёт.
Учит нас верить в волшебство, чудо.
Краткий отзыв о рассказе «Лисичкин хлеб» для читательского дневника
Прочитав эту историю, я подумала о том, что в природе много интересного и занимательного.
Героиня произведения интересовалась животными и растениями.
Её привлекал хлеб, который она считала лисичкиным.
Это интересный и познавательный рассказ.
Автору удалось много поведать о чудесах природы.
Мне понравился хитрый рассказчик, который нашёл способ накормить девочку.
И мне понравилась Зина, которая была любознательной и пытливой.
Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что много знаний не бывает.
Чем больше человек узнаёт, тем лучше понимает окружающий мир.
Пословицы к произведению:
- Хлеб — всему голова.
- Не хлебом единым сыт человек.
- Какой лес без чудес.
- Кто много знает, тот много разгадает.
- Знания дороже богатства.
Словарь неизвестных слов
- Копуля — копуша, тот, кто долго собирается.
- Смола — липучая жидкость, которую выделяют деревья.
- Терентий — тетерев.
Отрывок, поразивший больше всего:
— Откуда же это в лесу взялся хлеб?
— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!
— Заячья…
— А это — лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть:
— Хороший!
Краткое содержание рассказа «Лисичкин хлеб» М. Пришвина
Рассказ Пришвина «Лисичкин хлеб» – добрая и поучительная история, написанная в 1939 году, о маленькой девочке Зиночке, которая с удовольствием съела обычный черный хлеб, узнав от охотника, что он лисичкин. Краткое содержание «Лисичкин хлеб» для читательского дневника поможет ознакомиться с сюжетом произведения о щедрых лесных дарах, которые приносят большую пользу человеку.
Основные персонажи рассказа
- Рассказчик – писатель, натуралист, охотник, большой знаток природы.
- Зиночка – маленькая девочка, которая любит есть только лисичкин хлеб.
«Лисичкин хлеб» очень краткое содержание
М. Пришвин «Лисичкин хлеб» краткое содержание для читательского дневника:
Автор постоянно бывает в лесу, и всегда возвращается оттуда с богатой добычей. Возвращаясь, он показывал дочери свои находки: грибы и ягоды, различные чудесные травки и корешки, приносит птиц и мелких животных. Обо всем он подробно рассказывает девочке, желая показать ей богатство и щедрость родной природы.
А однажды под листиком заячьей капусты Зиночка нашла кусочек черного хлеба, отец захватил его с собой в лес, но не съел. Мужчина поведал дочке, что это хлеб, который называется лисичкин и бывает он только в лесу.
И Зина с наслаждением съела этот ломоть. Раньше она не любила кушать хлеб даже и белый, а черный из леса съедала весь до крошечки. Она объясняла это тем, что у лисички хлеб намного вкуснее.
Вывод:
Своим рассказом автор призывает нас любить и уважать природу, ценить все то, что она нам дает, а не только бездумно пользоваться ее дарами. И девочка, которая раньше не любила белые булки, стала есть простой черный хлеб, потому что это дар лисички и принесен он из леса.
Рассказ Михаила Пришвина «Ёж» написан в 1935 году. Краткое содержание «Еж» Пришвин для читательского дневника, которое можно прочитать на нашем сайте, повествует об удивительной дружбе человека с маленьким зверьком.
Короткий пересказ «Лисичкин хлеб»
Краткое содержание «Лисичкин хлеб» Пришвин:
Повествование рассказа ведется от лица автора. Вернувшись на закате дня, он с удовольствием демонстрирует маленькой Зиночке разные дары природы, принесенные из леса.
Девочка с большим интересом слушает занимательные истории о птицах – тетереве и рябчике: о месте их обитания, добыче пищи, особенностях поведения, знакомится с настоящими лесными ягодами и грибами.
Она слушает любопытную историю о появлении трещины на дереве от топора, о том, как обычная смола раненого растения заживляет его рану. Узнает, что происходит это восстановление благодаря целебным свойствам ароматного вещества.
Среди разложенных листиков и корешков растений особое внимание Зины привлек кусок обычного черного хлеба. На самом деле рассказчик оставил его несъеденным во время очередной прогулки по лесу, но дал другое объяснение своей слушательнице о том, что богатый продукт не простой, а принадлежит лисе.
Девочка уже знала о многообразии трав и цветов с необычными названиями, такими как заячья капуста, кукушкины слезы. Но огромное любопытство у нее вызвал рассказ охотника о существовании такого лисичкиного хлеба.
Не подозревая о хитрости, придуманной собеседником, она с большим аппетитом съела весь хлеб, считая его необыкновенным, приятнее обычного по вкусу. После внимательного осмотра куска поверила, что у нее в руках чудесный подарок от лесного животного – лисички.
С тех пор, считая этот продукт особенным, в отличие от белого хлеба, она съедала его всегда, когда мужчина приносил его из леса.
Главная мысль:
Рассказ Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб» учит каждого быть наблюдательным, бережливым ценителем природы, извлекая тем самым пользу для себя так, как это сделал главный герой произведения. Он нашел оригинальный подход в воспитательном процессе. Чтобы вызвать аппетит у ребенка, проявил находчивость, придумав забавную историю благодаря своим знаниям и особенностям мира природы.
Это интересно: Рассказ «Теплый хлеб» Паустовского был написан в 1954 году, когда в людской памяти еще были живы воспоминания об ужасах войны. Это чудесная сказка, которая учит любви, милосердии и всепрощении. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Теплый хлеб» по главам, которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Сюжет рассказа «Лисичкин хлеб» Пришвин
«Лисичкин хлеб» Пришвин краткое содержание произведения:
Рассказчик провел в лесу целый день, и по возвращению домой принялся доставать из своей большой сумки разные диковинные вещи. Зиночка с нескрываемым любопытством разглядывала их, задавая вопросы автору, а тот охотно объяснял ей их предназначение.
Для начала рассказчик показал ей большую птицу Терентия, который весной питается березовыми почками, осенью собирает вкусные спелые ягоды, а зимой укрывается от лютых морозов под снегом. Затем он показал девочке рябчика и даже продемонстрировал, как тот свистит.
Рассказчик высыпал на стол много грибов разных цветов и размеров, достал из карманов лесные ягоды – голубику, чернику, бруснику. После он показал Зиночке небольшой кусок сосновой смолы, и объяснил, что благодаря этой смоле деревья успешно лечат раны, которые им случайно наносят животные или непогода.
Когда дошла очередь до лесных трав, автор стал выкладывать на стол валерианку, кукушкины слезы, заячью капусту, петров крест. Под травами в сумке у автора лежал кусок обычного черного хлеба, который он взял с собой в дорогу. Увидев хлеб, Зиночка очень удивилась – откуда ему быть в лесу? Но рассказчик не растерялся, и сказал, что уже если есть заячья капуста, то почему не может быть лисичкиного хлеба.
Услышав это, девочка тут же съела весь хлеб. Дома, бывало, она капризничала, и могла даже от белого пышного каравая отказаться, а вот лисичкин хлеб из леса показался ей гораздо вкуснее домашней выпечки.
Главная мысль:
Непривычное кажется гораздо более привлекательным, чем привычное.
Заключение:
Рассказ учит любить природу, интересоваться и разбираться в ягодах, грибах и травах, привычках диких птиц и животных. Учит любви и доброте. Природа прекрасна в своем удивительном разнообразии – она дарит человеку много нужного и полезного. Для Зиночки обычный хлеб показался гораздо более вкусным только потому, что он был «лисичкиным».
Также можно прочитать краткое содержание «Кладовой солнца» на нашем сайте. В произведении автор раскрывает классические для русской литературы темы природы, любви к родине. Используя художественный прием олицетворения, автор «оживляет» перед читателем болото, деревья, ветер и т. д.
Видео прочтение Лисичкин Хлеб Пришвин
Краткое содержание рассказа «Лисичкин хлеб» для читательского дневника наглядно продемонстрирует трепетное и уважительное отношение к природе родного края и желание раскрыть всем чудеса леса.
«Лисичкин хлеб» читательский дневник
«Лисичкин хлеб» – добрая и поучительная история о маленькой девочке Зиночке, которая с удовольствием съела обычный чёрный хлеб, узнав от охотника, что он лисичкин. Это рассказ о щедрых лесных дарах, которые приносят большую пользу человеку.
Краткое содержание «Лисичкин хлеб» для читательского дневника
Название: Лисичкин хлеб
Число страниц: 16. Михаил Пришвин. «Лисичкин хлеб». Издательство «Махаон». 2016 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1939 год
Главные герои
Автор – писатель, натуралист, охотник, большой знаток природы.
Зиночка – маленькая девочка, которая любит есть только лисичкин хлеб.
Сюжет
Автор провёл в лесу целый день и по возвращении домой принялся доставать из своей большой сумки разные диковинные вещи. Зиночка с нескрываемым любопытством разглядывала их, задавая вопросы автору, а тот охотно объяснял ей их предназначение.
Для начала автор показал ей большую птицу Терентия, который весной питается берёзовыми почками, осенью собирает вкусные спелые ягоды, а зимой укрывается от лютых морозов под снегом. Затем он показал девочке рябчика и даже продемонстрировал, как тот свистит.
Автор высыпал на стол много грибов разных цветов и размеров, достал из карманов лесные ягоды: голубику, чернику, бруснику. После он показал Зиночке небольшой кусок сосновой смолы и объяснил, что благодаря этой смоле деревья успешно лечат раны, которые им случайно наносят животные или непогода.
Когда дошла очередь до лесных трав, автор стал выкладывать на стол валериану, кукушкины слёзы, заячью капусту, петров крест. Под травами в сумке у автора лежал кусок обычного чёрного хлеба, который он взял с собой в дорогу. Увидев хлеб, Зиночка очень удивилась: откуда ему быть в лесу? Но автор не растерялся и сказал, что уже если есть заячья капуста, то почему не может быть лисичкиного хлеба.
Услышав это, девочка тут же съела весь хлеб. Дома, бывало, она капризничала, и могла даже от белого пышного каравая отказаться, а вот лисичкин хлеб из леса показался ей гораздо вкуснее домашней выпечки.
План пересказа
- Возвращение домой.
- Терентий и рябчик.
- Лесные ягоды и грибы.
- Сосновая смола и травы.
- Кусочек хлеба.
- Зиночка съедает лисичкин хлеб весь, без остатка.
Главная мысль
Непривычное кажется гораздо более привлекательным, чем привычное.
Чему учит
Рассказ учит любить природу, интересоваться ей и разбираться в ягодах, грибах и травах, привычках диких птиц и животных. Учит любви и доброте.
Отзыв
Природа прекрасна в своём удивительном разнообразии: она дарит человеку много нужного и полезного. Для Зиночки обычный хлеб показался гораздо более вкусным только потому, что он был «лисичкиным».
Рисунок-иллюстрация к рассказу Лисичкин хлеб.
Пословицы
- Вкусивши сладкого, не захочешь горького.
- Есть привычка, есть и отвычка.
- Хлеб – всему голова.
- Не корми меня тем, чего я не ем.
Что понравилось
Понравилось, с какой любовью и добротой автор рассказывал Зиночке обо всех своих находках. Чувствуется, что он хорошо знает лес и его обитателей и с большим трепетом относится к ним.