Пришвин кладовая солнца сочинение

Ответ оставил гость настя как описывает е автор по добрее чем митраша она золотая курочка на длинных ножках.митраша был моложе

Ответ оставил Гость

Настя как описывает её автор по добрее чем Митраша она золотая курочка на длинных ножках.Митраша был моложе сестры на два года. Он небольшого роста, но оченьплотный, лобастый, затылок широкий. Это упрямый и сильный парень. Лицомальчика было усыпано золотыми веснушками, а носик его, чистенький,глядел вверх. Митраша упрям, но очень трудолюбивый и целеустремленный.Учителя в школе называли его «Мужичок в мешочке», потому что в своёмдесятилетнем возрасте он уже выполнял всю мужскую работу в доме. Мамаумерла от болезни, отец погиб на войне. И они с сестрой осталисьсиротами. Митраша обладал чисто мужскими волевыми качествами и был похожна своего отца. Он выучился у отца столярному делу. У мальчика былинужные для этого инструменты. Митраша делал различную деревянную посуду:бочонки, шайки, лохани. Он всегда вспоминал о советах папы и они емупомогали.
Мальчик бывал на всех собраниях, старался понятьобщественное мнение. Митраша любил природу, пытался воспользоваться ееблагами, но когда он оказался в лесу, где все общее, то он пожадничал и,сам того не замечая, попал в беду.
Мальчик сильно любил сеструНастю. Подражая отцу, он наставлял её, учил. Но когда сестрёнка неслушается, «Мужичок в мешочке» начинает хорохориться и злиться. Митраша -прекрасный человек, который в дальнейшем будет очень хорошим итрудолюбивым мужчиной.
Настя наоборот была вся в мать. Авторшутливо называет её золотой курочкой. Всё дело в том, что вся онаотливала золотом. Веснушки на лице были золотые, волосы такого же цвета,лишь носик один был чистенький и глядел вверх.
Это были оченьумные дети. Они часто выполняли общественную работу: помогали танкистам,работали на колхозных полях, на лугах, на скотных дворах. У детей быломного домашних животных, но они всё равно хорошо с ними справлялись.
Во многом Настя и Митраша похожи, но есть у них и различия. С однойстороны Настя благоразумная, ведь она пыталась отговорить брата пойти позаболоченной дороге. С другой она поступила эгоистично, когда в ходессоры с Митрашей бросила его и ушла вместе с корзинкой для клюквы.
«Мужичок в мешочке» был очень упрям и из-за этого он и попал в беду, ноблагодаря своей находчивости он спас себя. Именно смекалка помогламальчику спастись: попав в Слепую елань, он смог подозвать собаку, и онаспасла его. Митраша был очень смелый, не зря же все в деревнеудивились, когда узнали, что именно он подстрелил серого помещика. Дажевзрослые не смогли бы поверить, что десятилетний мальчик подстрелилволка.
А «золотая курочка» из-за своей жадности тоже чуть не попалав беду. Если бы она не опомнилась, её бы укусила змея. На фонегармоничной природы, на фоне разнообразных богатств, освоенныхчеловеком, жадность Насти воспринимается как упрек писателя тем, ктоотступает от истинно человеческого. Зло, с которым она сталкивается вприроде, заставляет девочку оглянуться на себя и понять, какую ошибкуона совершила, поддавшись вначале обиде, а затем азарту сбора ягоды.Тревога, отчаяние, страх за брата охватывают душу девочки. Именно черезвосприятие окружающей природы Настя в полной мере осознает свойпоступок:
Автор очень хорошо относится к своим героям. МихаилПришвин использует уменьшительно-ласкательные суффиксы для описанияМитраши. Он называет его «Мужичок в мешочке», детей -«умненькие детки,любимцы», «их чистенькие носики».
Герои рассказа мне понравились,но некоторые их действия нет. Если-бы Митраша не был таким упрямым, аНастя не поступила эгоистично с ним, то возможно не было бы технесчастий, которые
им довелось увидеть. Но так как они поняли свои ошибки их можно простить

Она объединила в себе реальное со сказочным. Повествует сказка о двух замечательных детях, которым пришлось рассчитывать лишь на свои силы, ведь они осиротели и живут теперь одни. Настя и Митраша главные герои повествования, чьи образы и мы разберем в нашем сочинении.

Образ и характеристика Митраши

Если остановиться на образе Митраши, то по характеристике его учителей, это был мужичок в мешке. Митраша был младше сестры на два года, но уже мог выполнять большую часть мужских дел самостоятельно. По своему характеру, в неполных десять лет, он был похож на настоящего целеустремленного мужчину. Благодаря навыкам, полученным от отца, мальчик мог вырезать посуду из дерева и это умение ему хорошо помогало. Наш герой был упрям, а вместе с этим упрямством проявлялось его целеустремленность и трудолюбие. Однако, в сказке Пришкина, по которой мы составляем характеристику Насти и Митраши, проявилась и жадность мальчика. Это случилось в лесу, когда дети отправились за ягодами. Эта жадность чуть было не привела к трагедии.

Образ и характеристика Насти

Кладовая солнца Пришвина знакомит нас и с сестрой Митраши, Настей. Если брат был похож на отца, то девочка по характеру напоминала мать. Насте было лишь двенадцать, но несмотря на это она полностью выполняет хозяйскую работу. Настя взяла ответственность за своего брата и заботилась о нем. В округе ее называют золотой курочкой, так как она была по-настоящему милой с золотыми волосами и веснушками на лице.

В отличие от брата, девочка была осторожной, проявляет благоразумие, поэтому и советует идти за ягодами по проверенной тропинке. Так как они не смогли прийти к согласию, то пошли разными дорогами. И как оказалось, у трудолюбивой, умной Насти тоже проявляется жадность. Ведь увидев на болоте клюкву, она ринулась ее собирать, не подумав о том, что брата до сих пор нет. А тем временем, тот тонул в болоте. Но все закончилось благополучно для детей в этой истории.

Сказка-быль «Кладовая солнца» М. М. Пришвина посвящена реальным событиям. В ней описывается жизнь русской деревни в послевоенные годы. Мы видим и трудности деревенских жителей, и их необыкновенную сплоченность.
Главные герои сказки-были — Настя и Митраша — удивительно чистые, добрые и трудолюбивые дети. Им рано пришлось ощутить на себе все тяготы одинокой сиротской жизни. Мама у Насти и Митраши умерла, а отец погиб на войне. Односельчане всячески старались помочь детям, но брат и сестра быстро научились справляться со всей работой самостоятельно. Автор пишет о детях: «Они были очень милые. Настя была как Золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее… отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки… Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком… Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе».
После смерти родителей девочке и ее брату пришлось вести все хозяйство. Дети никому не жаловались и ни у кого не просили помощи. Настя и Митраша с малых лет научились преодолевать большие трудности, и при этом они совсем не считали свою жизнь чем-то из ряда вон выходящим. Так сложились обстоятельства, что мальчику и девочке пришлось вдруг стать взрослыми. «…Умненькие и дружные ребята», — говорили о них односельчане. «Не было ни одного дома, где жили и работали так дружно, как жили наши ребята». Настя после смерти матери осталась в доме за хозяйку, так же как и она, вставала девочка еще до рассвета и выполняла всю тяжелую женскую работу по дому. «С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо… растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи».
Хоть Митраша и младше сестры, а почитает себя главным в семье, кормильцем. Так приучил его отец. Соседи не бросили сирот на произвол судьбы, как могли, помогали. Но Митраша, «мужичок в мешочке», и сам не сидел без дела. У отца он выучился изготавливать деревянную посуду и делал ее по просьбам односельчан. «Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство», — рассказывает автор. С детства Митраша научился от отца всяким премудростям, которые просто необходимы в лесу. Мальчик умеет определять дорогу по компасу, прекрасно знает все особенности животных и растений. Это умение теперь пригодилось детям сполна.
Ведь им приходится ходить на охоту, а также собирать клюкву — чудесное средство, помогающее больным и ослабленным людям. И хотя сами дети жили впроголодь, «но когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились в село за посильной помощью больным детям, Настя отдала им всю свою целебную ягоду».
Однажды в лесу брат и сестра поссорились и отправились разными дорогами. Именно из-за их ссоры чуть не произошла настоящая трагедия. Митраша, несомненно, утонул бы в болоте, если бы не его находчивость.
Собака Травка, которая после смерти своего хозяина Антипыча, осталась одна, случайно оказалась рядом. Но ведь собака — это не человек. И ей невозможно объяснить, как именно она может помочь утопающему ребенку. А маленькому мальчику Митраше это удалось. Это говорит о том, что маленький Митраша на самом деле обладал наблюдательностью и рассудительностью взрослого человека. А еще он помнил, что обязан оберегать сестру, как отец оберегал мать, что он охотник, что у него ружье и компас, без которых одна в лесу Настя может погибнуть. Он несет ответственность за жизнь сестры.
Потом мальчишке удалось убить огромного волка, долгое время наводившего страх на всю округу. И односельчане долго не верили, что ребенок сумел-таки сделать то, что не под силу даже иному взрослому.
Но это еще раз доказывает, что Митраша — необычный ребенок. Он — полностью сформировавшаяся личность, обладающая твердым характером, находчивостью и мужеством. « — Был мужичок, …да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой». Он и его сестра заслуживают самого искреннего восхищения — как люди, которые могут смело смотреть в глаза любой опасности.

Настенко Дмитрий -ученик 6 класса МБОУ СОШ №8 г.Томмот

В данной работе ученик раскрывает образы детей через их портретную характеристику и поведение в разных ситуациях. Это зачетная работа ученика по итогам 6 класса.

Скачать:

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Настя и Митраша-герои сказки-были « Кладовая солнца»
Выполнил: ученик 6»Б» класса Настенко Дмитрий МБОУ ОШ №8 г.Томмот Алданского района РС(Я)Учитель: Сергеенко Людмила Вячеславовна

Слайд 2

Цель работы
Познакомить с писателем;Рассказать об истории создания произведения;Раскрыть образы детей через их портретную характеристику и поведение в разных ситуациях;Ответить на основной вопрос: чему учит нас история Насти и Митраши

Слайд 3

План
Слово о писателе. История создания «Кладовой солнца»Образы детей:Настя: портрет внешний внутреннийМитраша: портрет внешний внутреннийОбщее у детей и их различияКак жили дети после смерти родителейЧем они занималисьКак относились к ним людиВ лес за клюквойКратко о Блудовом болотеСмысл притчи о сосне и елиПочему поссорились дети Что произошло после ссорыПоведение детей в лесуЧто поняли дети,когда возвратились домойЧему учит история Насти и Митраши

Слайд 4

Пришвин Михаил Михайлович (1873-1954)
Родился 4 февраля 1873-го года в селе Хрущеве Орловской губернии в обедневшей купеческой семье.Мальчик, который родился в семье купцов, не отличался успехами в учебе, поэтому несколько раз оставался в классе на второй год. После нескольких попыток выучиться в гимназии Пришвина выгнали «за дерзость к учителю». После этого судьба будущего писателя пошла иным руслом.Пришвин Михаил Михайлович – человек, который много путешествовал по Сибири, Крыму и других малоизведанных территориях бывшего СССР. Многие из друзей Пришвина говорили о его жажде к путешествиям, и о том, как он описывает все, что видит.Широкую известность получили детские рассказы и повести Пришвина, изданные в сборниках»Зверь-бурундук», «Лисичкин хлеб», (оба 1939г) «Кладовая солнца»(1945г)Особую ценность представляют дневники писателя, которые он вел на протяжении всей жизни. В них идет постоянный спор с самим собой, поиск своего места в мире, содержатся раздумья об обществе, стране, мире.Умер 16 января 1954 г. В Москве.

Слайд 5

История создания
Но « Еще в 1940 году автор говорил о своем намерении работать над рассказом о том, как поссорились двое детей и как пошли они двумя разделившимися дорогами, не зная, что в лесу сплошь да рядом такие дороги- обходы снова соединяются в одну общую. Дети встретились, и дорога сама их примирила»

Слайд 6

Образ Насти
Настя была, как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком

Слайд 7

Образ Митраши
Митраша был моложе сестры на 2 года. Ему было только10 лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень упрямый и сильный. «Мужичок-в-мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.Мужичок-в-мешочке, как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх попугайчиком.

Слайд 8

Общее у детей и их различия
Общее: веснушки по всему лицу, носик гляделвверх попугайчиком; оба добрые,трудолюбивые, хозяйственные, занимались общественной работой.Различия:Митраша- строптивый, часто хорохорится.Настя — спокойная, рассудительная.

Слайд 9

Жизнь детей после смерти родителей
После смерти родителей всё их крестьянское хозяйство досталось детям. «Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!» Вначале им помогали дальние родственники и соседи, но очень скоро умненькие дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо.«И какие это были умные детишки! Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть и на колхозных полях, лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах.»

Слайд 10

Как относились к ним люди
Не было ни одного дома, где бы жили так дружно, как Настя с Митрашей. Они были всеобщими любимцами.«Они были очень милые…»«…досталось, однако, детишкам бедным и большая забота…»«Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились…»«И какие это были умненькие детишки!»«Не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как наши любимцы»

Слайд 11

В лес за клюквой

Слайд 12

Кратко о Блудовом болоте
Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота. Оно представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”. Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.

Слайд 13

Смысл притчи о сосне и ели
«…Деревья разных пород ужасно боролись между собой корнями за питание. сучьями –за воздух и свет, Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа…»Смысл этой притчи в том, что надо помогать друг другу, быть дружными, не ссориться.

Слайд 14

Ссора детей
Митраша – мужчина, исследователь, ищет палестинку; он отважный, смекалистый; догадывается, как сократить дорогу, хочет всё решить сам. Настя боится, не может решиться сойти с широкой, плотной тропы, но брата убедить не смогла и рассердилась. Около Лежачего камня тропа расходилась: одна плотная шла направо, другая, слабенькая, прямо. Здесь и произошла ссора детей. Митраша считал, что надо идти по слабой тропе (на нее указывал компас), а Настя – по плотной, где ходят все люди. Так они разошлись.Дети забыли о волшебных свойствах человеческой доброты, любви и ответственности. Каждый в минуту ссоры думал только о себе. Ранее терпеливая Настя рассердилась на брата, осталась на своей тропинке, забыла, что у Митраши нет с собой еды. А он не прислушался к словам сестры, что чуть не привело к трагедии. «Правду жизни» им помогает понять Травка, которая, «почуяв беду человеческую… подошла к рыдающей Насте и лизнула её солёную от слёз щеку». Травка спасла и Митрашу. Травка – напоминание о любви и верности, о необходимости быть терпеливым и заботиться о близких.

Слайд 15

Поведение Насти
Увидев клюкву, забыла обо всем. «Ничего не видя, ползет и ползет она к большому черному пню. Еле передвигает за собой корзину, вся мокрая и грязная – прежняя золотая курочка на высоких ножках. Лось ее и за человека не считает…»«Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к килой ягоде клюкве?»«…девочка ползла по болоту, не поднимая высоко вверх головы. И так она приползла к горелому пню и дернула за ту самую плеть, где лежала змея. Гадина подняла голову и зашипела. Тогда-то наконец Настя очнулась, вскочила…»«Где же был за это время брат … как она забыла о нем, как она забыла сама себя и все вокруг!» В этой жадности Настя перестала быть человеком и превратилась в обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества.Только встреча со змеёй заставила девочку осознать свой поступок, задуматься над тем, какие вокруг опасности и как, должно быть, трудно Митраше, который выбрал незнакомый путь. Девочка глубоко переживает случившееся.

Слайд 16

Поведение Митраши
Митраша пошел по слабой тропе, « не подумав ни о корзинке для клюквы, ни о пище». « Земля под ногами стала как гамак», « нога его опускаясь в грязь сейчас же собирает в ямку воду», « постепенно ноги его стали утопать глубже», « В один миг остановки он погрузился по колени, в другой миг ему стало выше колена». Он хотел перепрыгнуть на тропу, но « почувствовал себя плотно схваченным по самую грудь». «По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слезы». Но он сумел взять себя в руки. Спасла Митрашу Травка.

Слайд 17

Как изменились дети, когда вернулись домой?
« И тогда, незаметно для всех, прежний Мужичок- в –мешочке правда стал переменяться и за следующие два года войны вытянулся, и какой из него парень вышел, высокий, стройный! И стать бы ему непременно героем Отечественной войны, да вот только война-то кончилась.А Золотая Курочка тоже всех удивила в селе. Никто ее в жадности, как мы, не упрекал; напротив, все одобряли и что она благоразумна звала брата на торную тропу, и что так много набрала клюквы. Но, когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились в село за посильной помощью больным детям, Настя отдала им всю свою целебную ягоду. Тут-то вот мы… узнали от нее, как мучилась она про себя за свою жадность»Испытания научили их ценить теплоту человеческих отношений.Надо любить друг друга и заботиться о близком человеке.

Слайд 18

Чему учит история Насти и Митраши?
«Кладовая солнца» — удивительная сказка-быль. Рассказанная в ней история Насти и Митраши заставляют нас задуматься о своем отношении друг к другу и к миру вокруг нас, дает нам новые знания о жизни, учит любви и внимательному отношению к природе.

Слайд 19

Задание классу
Составить синквейн по выбору (Настя, Митраша, дети)

Слайд 20

Мои синквейны
НастяДобрая, трудолюбивая Хозяйничает, ласкает, заботится «Золотая курочка на высоких ножках» Хозяйка
Митраша Самостоятельный, упрямыйМастерит, намекает, хорохорится «Мужичок в мешочке» Хозяин

Материалом для книги Пришвина «Кладовая солнца» послужили события Великой Отечественной войны. Несмотря на то, что основные события произведения разворачивались в лесу на протяжении дня, все же воспоминания автора о мужественном и геройском прошлом, о родном для его души крае воздвигли его для написания этой сказки-были.

Почему он выбрал именно сказку в качестве жанра для своего столь символичного произведения? Ответ на данный вопрос прост, как все гениальное. Именно народная сказка просто и доступно объясняет истину, именно в ней таится корень поиска правды и смысла существования. И именно сказки всегда поражают стремлением к мечте о доскональности человеческого существа. Это и послужило причиной для писателя последовать тому примеру, который и стал в основе жанра его произведения.

Его идеал заключался в полете мечты к высокому предназначению человеческой сущности, к его обязанностям перед всем, что является живым на планете.

Пришвин отображает в своей сказке позитивный настрой на способность реализации данной мечты, если стремительно начать поиск ее осуществления в повседневном существовании, где живут обычные люди.

В книге «Кладовая солнца» мы знакомимся с двумя героями – Митрашей и Настей. Каждый из них обладает рядом положительных и отрицательных качеств.

Митраша невысок, плотен, у него широкий лоб и затылок. Он силен и упрям, несмотря на юные года – он моложе, чем его сестра на два года. Все его лицо покрыто золотистыми веснушками, а носик вздернут кверху. Упрямство мальчика будто бы подчеркивает его целеустремленность и трудолюбие. В школе учителя его прозвали «Мужичок в мешочке», поскольку уже в свои десять лет он был способен выполнять все мужские обязанности по дому. Родители погибли: мама — от болезни, отец – на войне. Митраша по характеру очень походил на своего отца, обладая всеми качествами настоящего мужчины. Отец его обучил столярству. Мальчик имел все необходимые инструменты для этого дела. Он вырезал разнообразную посуду из дерева, припоминая папины советы, которые ему не раз помогали.

Митраша посещал все собрания в стремлении понимания мнения общественности. Он обожал природу и старался пользоваться ее дарами, однако, оказавшись в лесу, где было все общее, у него проявилась жадность, которая и завела его в беду.

Митраша очень любил свою сестру. Стараясь походить на папу, он учил Настю и наставлял. Однако когда она не слушалась, мальчик начинал злиться и хорохориться. Он является чудесным человеком, настоящим мужчиной, невзирая на юные годы, и прекрасным примером для подражания.

Насколько Митраша походил на отца, настолько же Настя была похожа на мать. Пришвин в шутку прозвал ее золотой курочкой. И не зря: она будто бы светилась золотом – веснушки золотые, волосы такого же оттенка, и только носик не блестел, а был чистенький, вздернут к небу.

Эти дети очень работящие и умные. Они выполняли общественные работы: в колхозе, на скотных дворах, помогая танкистам. Несмотря на то, что у них было много домашних животных, они прекрасно со всем справлялись.

Настя и Митраша похожи, однако характеры их обладают определенными различиями. Поступки Насти благоразумны: она старалась убедить Митрашу не ходить заболоченной дорогой. Однако есть и другая сторона медали. Вот мы видим, как она ведет себя эгоистично, поссорившись с Митрашей и уйдя с корзинкой.

«Мужичок в мешочке» упрям, из-за чего и попал в неприятности. Но он и находчив, поэтому смог спастись. Благодаря своей смекалке, он подозвал собаку Травку, которая и спасла его. Митраша смел, недаром буквально вся деревня была поражена: ведь он застрелил волка. Не каждый взрослый смог бы так поступить, а десятилетний мальчик все же подстрелил серого помещика.

Настя же тоже благодаря своей жадности чуть не угодила в неприятности. Если бы вовремя не опомнилась, она была бы укушена змеей. Автор будто бы на примере «золотой курочки» упрекает всех, кто теряет человечность. Девочка сталкивается со злом, и ей приходится осознать свою ошибку, ведь сначала она поддалась чувству обиды, а потом уже жадности и азарту в сборе ягод. Настя испугалась за брата, ее охватили отчаяние и тревога. Именно благодаря тому, как она восприняла природу, ей удалось понять, как плохо поступила.

Я считаю, что данное произведение является поучительным, его интересно читать и детям, и взрослым. В нем четко просматривается мораль. Автор будто разъясняет, что хорошо, а что плохо. И то, что поступая плохо, придется в итоге расплачиваться. Герои этого произведения – замечательные. У них есть характер, сила духа, доброта. И даже если они иногда ошибаются, то в конце концов осознают свои ошибки.

Конспект  урока по  литературе.   6  класс.

Тема: Сравнительная характеристика Насти  и  Митраши

в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».

Учитель: Ранюк Ж.С.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

Цель: понять поступки героев сказки-были в дальнейшем через раскрытие особенностей их характера и литературные портреты.

Задачи:

1) образовательные:

Учить работать с текстом, на основе прочитанного выделять черты характера главных героев; анализировать поступки детей, их поведение для понимания идеи сказки-были М.Пришвина. Повторить теорию литературы (портрет, изобразительно-выразительные средства).

3) развивающие:

Развивать образное и критическое мышление, устную речь, творческий потенциал обучающихся. Совершенствовать технику выразительного чтения. Пополнять словарный запас школьников.

2) воспитательные: 

Воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев произведения (чувство красоты, доброты, уважение друг к другу, бережное отношение к природе). Задуматься об ответственности человека за судьбу природы и за близких людей.

Методы: метод сравнительного анализа, метод аналитической беседы, метод работы с текстом, метод самостоятельной работы.

Формы работы: общеклассная, дифференцированная, групповая.

Педагогические технологии: элементы проблемного обучения, исследование, информационно-коммуникативные и здоровьесберегающие технологии.

Оборудование:  раздаточные материалы для учащихся; рисунки.


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

  1. Организационный этап. (Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.)

— Здравствуйте ребята. Поприветствуйте, пожалуйста, наших уважаемых гостей. Я надеюсь, вы с удовольствием поделитесь своими знаниями с гостями, а вместе мы с вами сделаем важные выводы на сегодняшнем уроке.

  1. Этап подготовки учащихся к активному усвоению материала. (Организовать познавательную деятельность учащихся, обеспечить готовность к усвоению.)

Актуализация знаний

— На прошлом уроке мы начали знакомство с творчеством замечательного русского писателя М.М.Пришвина.

— Что вы о нем запомнили?

— Сын писателя Петр Михайлович Пришвин вспоминал об отце: «После охотничьего броска по торфяным болотам, немного передохнув, он энергично забрасывает ногу на ногу, вынимает из бокового кармана записную книжку, кладет её на коленку, берет карандаш и начинает что-то записывать, изредка прерывая запись, смотрит в бездонное небо, шевелит губами и опять спешно что-то записывает».

— А как вы думаете, что он мог записывать?

— У Пришвина много растений, повадок животных, их мест обитания. Писатель любил природу, был наблюдательным, внимательным. Он был путешественником, много ездил и ходил по стране, искал уединение в природе. Мы сегодня с вами подобно М.М. Пришвину тоже отправимся в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей, посмотрим, какие трудности пришлось испытать им в дороге, как они с ними справились, чему научились.

Формулирование темы и цели урока, выявление проблемы.

— Главные герои сказки-были – Настя и Митраша. Они схожи? А разница между ними есть? Сформулируйте тему урока.

— Тема сегодняшнего урока: Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца». Запишите число, тему урока.

— Поставьте перед собой цели на урок.

    Сегодня мы поработаем с текстом сказки-были, исследуем черты характера главных героев, поговорим об их поступках, поведении, попробуем посмотреть на одну и ту же ситуацию выбора Насти и Митраши с разных сторон.

— А что значит слово «сравнивать»? (Находить общее и различное.)

 Эпиграфом к уроку служат слова Михаила Михайловича Пришвина: “Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю”.

— Как вы их понимаете?

— Через отношение к природе, к миру, к другим людям познается человек. Природа и люди являются главными героями замечательной сказки-были.

— Хочется подчеркнуть тот факт, что Михаил Михайлович Пришвин никогда не считал себя детским писателем, но многие его произведения о детях. Вот и сегодня мы продолжим  знакомиться с удивительным произведением о детях, сказкой – былью “Кладовая солнца, и его героями – Настей и Митрашей. Попробуем создать их литературные портреты по предложенным отрывкам.

– Ребята, скажите, а что такое портрет литературного героя?

— Литературный портрет – описание внешнего и внутреннего мира героя. Запишите определение в тетрадь.

— Ответьте на вопросы:

1. Где и когда происходит действие в произведении?

2. Вспомните, как жили Настя и Митраша после смерти родителей? Какие отношения сложились между ними?

3. Какое у ребят было хозяйство? (Корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, овцы, куры и поросенок Хрен).

4. За счет чего жили дети? (Хозяйство, бондарное дело Митраши, помогали соседям).

5. Как соседи относились к детям? (Любили и уважали их). За что? (Они всем помогали, справлялись со своим хозяйством, были дружны.)

6. Почему автор не описывает игры детей, забавы, развлечения?

— В тексте встречается много сложных слов. Посмотрим, как вы в них разбираетесь.

Словарная (лингвистическая) работа

— Продолжите фразы:

ПАЛЕСТИНКА –это…

ЕЛАНЬ – это…

СУХОДОЛ – это…

МАНОК – это…

ЗАГНЕТКА – это…

— Выполните взаимопроверку, взаимооценивание:

ПАЛЕСТИНКА – ОТМЕННОЕ МЕСТО В ЛЕСУ

ЕЛАНЬ – ТОПЬ В БОЛОТЕ

СУХОДОЛ – ДОЛИНА БЕЗ ВОДЫ

МАНОК – СВИСТОК ДЛЯ ЗАМАНИВАНИЯ ПТИЦ, ЗАГНЕТКА – УГЛУБЛЕНИЕ В РУССКОЙ ПЕЧИ ДЛЯ ГОРЯЩИХ УГЛЕЙ

  1. Этап усвоения новых знаний.

(портреты Насти и Митраши)

— Посмотрите внимательно на портреты Насти и Митраши, созданные художником. Что вы можете сказать об их внешности?

— А вы слышали такую пословицу: «По одежке встречают, по уму провожают?»

— О чем она говорит? (Внешность бывает обманчива.)

— Перед нами только внешние портреты. А нам предстоит создать ещё и внутренние портреты детей.

— То такое, по-вашему, внутренний портрет человека? (Описание характера, поведения и т.д.)

— Помогут нам словесные описания героев.

— Найдите их в тексте.

— Самостоятельно перечитайте описание Насти и заполните таблицу, лежащую у вас на столе. (Инструктаж по заполнению таблиц. Самостоятельная работа с дальнейшей проверкой).

(словесный портрет Насти)

— Таким же образом исследуйте портрет Митраши.

 (словесный портрет Митраши)

— Сделаем выводы: что общего вы нашли в литературных портретах Насти и Митраши?

Общее

  1. Внешние сходства
  2. Внутренние
  3. Отношение жителей
  4. Отношение автора

Дети: в золотых веснушках, носики чистенькие и глядели вверх. Умные, трудолюбивые, хозяйственные, заботливые, деловитые.
Старались помочь им; наши любимцы.
Они были очень милые.

Различие внутреннее

Настя – уступчивая и благоразумная.

Митраша – строптивый (упрямый).

– Скажите, а для чего мы с вами составляли литературные портреты героев?
(Чтобы понять их характеры и почему они поссорились.)

  — Какова завязка сюжета? С чего все начинается? (Дети собираются пойти на болото за клюквой.)

 (Сообщение учащегося о пользе клюквы.)

— Прежде чем пойти в лес, нужно что сделать? (Собраться)

— Отберите те  предметы, которые взял с собой Митраша? (Ружье, манки, компас, топор, сумка)

— А что взяла Настя? (Полотенце, корзина, молоко, хлеб, картошка)

— Какие черты характера детей проявляются в них во время сборов?

-Добавьте еще 3 предмета, которые взяли бы вы, объясните почему?

Физминутка.

— Продолжим беседу. Собравшись, Настя и Митраша отправляются в путь.

— Что первым встретилось на их пути? (Переплетенные ель и сосна)

— Прослушайте притчу о них (чтение учителя)

— Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Какой прием использует автор? (Олицетворение). Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого.

— Кого напоминаю нам эти деревья? Почему? (Настю и Митрашу)

— Смысл притчи в том, что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга.

— На какое болото пришли Настя и Митраша? (На Блудово)

— Почему оно так называется?

— Настя и Митраша пошли разными тропами.

— Как это произошло? Докажем строчками из текста. Прочитаем по ролям ссору детей.

— Что происходило в это время с Настей? (Она пошла по своей тропе.)

— Когда Настя вспомнила про брата?

— Кто и почему спас Митрашу? (Травка)

— Как вы думаете: Настя осознала свою вину?

— В чем ее вина? (В том, что она старшая.)

— A прав ли был Митраша, когда пошел по своему пути? Почему? (Чуть не лишился жизни.)

  1. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

— Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Вернемся к ней.

— Зачем мы сравнивали героев? (Чтобы понять смысл их поступков.)

— Что нам хотел показать М.Пришвин на примере Насти и Митраши?

6. Подведение итога урока.

— У М.Пришвина есть замечательный завет: дружба помогает выжить в суровых условиях жизни.

— А вы знаете, что о дружбе гласит народная мудрость? (Пословицы детей). Запишите наиболее понравившиеся в тетрадь.

Домашнее задание:

  1. Написать мини – сочинение «Дружба в моей жизни» («4», «5»).
  2. Составить план («3»).

Рефлексия

— Какое настроение вы унесете с собой с урока?

Оценки за урок.

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по литературе 5 класс. Тема «Единство природы и человека в сказке М.М.пришвина «Кладовая солнца»

Урок литературы 5 классВыполнила: Учитель первой категории МБОУ «Парабельская...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Урок литературы 5 классВыполнила: Учитель первой категории МБОУ «Парабельская

    Описание слайда:

    Урок литературы
    5 класс
    Выполнила:
    Учитель первой категории
    МБОУ «Парабельская гимназия»
    С.В.Матсакова

  • 2 слайд

    С природой одною он жизнью дышал: Ручья разумел трепет

    Описание слайда:

    С природой одною он жизнью дышал:
    Ручья разумел трепетанье,
    И говор древесных листов понимал,
    И чувствовал трав прозябанье.

  • 3 слайд

    Пришвин кладовая солнца сочинение

  • 4 слайд

    Пришвин кладовая солнца сочинение

  • 5 слайд

    Имена героев произведения ? Название болота , возле которого жили дети?Топкое

    Описание слайда:

    Имена героев произведения ?
    Название болота , возле которого жили дети?
    Топкое место в болоте?
    Как вы поняли выражение «Осиротели двое детей» ?

    Что случилось с родителями Насти и Митраши?

    О какой Отечественной войне идёт здесь речь?

    А что значит Отечественная?

    Какое хозяйство досталось детям после родителей?
    Почему автор называет это хозяйство «богатством»?
    В каком году написана сказка – быль « Кладовая солнца»?

  • 6 слайд

    . Быль – то, что было в действительности, действительное происшествие, в отли

    Описание слайда:

    . Быль – то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.

  • 7 слайд

    Сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вым

    Описание слайда:

    Сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.

  • 8 слайд

    «Сказка ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам – урок!»

    Описание слайда:

    «Сказка ложь, да в ней намёк.
    Добрым молодцам – урок!»

  • 9 слайд

    Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама приро

    Описание слайда:

    Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя.
    Пришвин даёт нам понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака – друг человека, и волк – враг человека.

  • 10 слайд

    «Охранять природу – значит любить Родину» М.М. Пришвин.

    Описание слайда:

    «Охранять природу – значит любить Родину»
    М.М. Пришвин.

  • 11 слайд

    Домашнее задание: Написать сочинение -размышление на тему «Охранять природу -

    Описание слайда:

    Домашнее задание:
    Написать сочинение -размышление на тему «Охранять природу — значит охранять родину». 
    Закончить предложение. «Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: человек должен быть …..
    Выписать эпитеты к слову солнце.
     

  • 12 слайд

    Пришвин кладовая солнца сочинение

  • 13 слайд

    Ресурсы М.М.Пришвин https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D0%9F%D

    Описание слайда:

    Ресурсы
    М.М.Пришвин https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%88%D0%B2%D0%B8%D0%BD&pos=3&img_url=https%3A%2F%2Fds04.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0039%2F001a2b70-7e871c47%2Fhello_html_35ee7906.png&rpt=simage
    https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%86%D0%B0&from=tabbar&pos=2&img_url=https%3A%2F%2Fm.eradetstva.ru%2Fproducts_pictures%2Fbig%2FKladovaya_solnca_rasskazy_o_prirode-55057-00.jpg&rpt=simage
    plesheevo-lake.ru

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Презентация к уроку литературы по теме М.М.Пришвин «Кладовая солнца»

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Рыжкова Т.В., Костюхина М.С., Вирина Г.Л. и др. / Под ред. Сухих И.Н.

Похожие материалы

  • Урок литературы в 10-м классе по теме «Любовная лирика в творчестве Н.Некрасова»

  • Литературное чтение 4 класс М.М. Зощенко «Ёлка»

  • Тест по отрывку из повести М.Горького «Детство» 7 класс

  • Конспект урока по литературе для 6 класса на тему: И.И. Дмитриев

  • А.С. Пушкин. Краткие сведения о детстве

  • Презентация на тему «Герои пьесы Гроза» А.Н.Островского

  • С.В. Михалков. Басни. Презентация к уроку литературы, 5 класс

  • И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5445930 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

  • Причудливые формы как пишется
  • Причитающаяся сумма как пишется
  • Причудливый как пишется и почему при
  • Причиненные неудобства как пишется правильно
  • Причина не выявлена как пишется