Пришкольный пишется приставка при так как она имеется значением близость к чему либо

Выберите правильные варианты ответов. для проверки выполненного задания нажмите кнопку проверить. правописание слов с приставками пре- и при- чтобы без

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-

Чтобы без ошибок писать слова, начинающиеся с ПРЕ- или ПРИ-, необходимо выучить следующее правило.

В большинстве слов выбор гласной И или Е зависит от значения приставки.

Приставка ПРИ- может обозначать:
1. Пространственную смежность, близость: ПРИБРЕЖНЫЙ, ПРИШКОЛЬНЫЙ.
2. Приближение, присоединение: ПРИЕХАТЬ, ПРИСЛОНИТЬСЯ, ПРИКЛЕИТЬ.
3. Неполноту действия: ПРИТВОРИТЬ ДВЕРЬ, ПРИГНУТЬ, ПРИУКРАСИТЬ.
4. Доведение действия до конца: ПРИСТРЕЛИТЬ, ПРИДУМАТЬ.

Приставка ПРЕ- может выражать:
1. Высокую степень качества или действия и иметь значение, близкое к значению слова «очень»: ПРЕСКВЕРНЫЙ, ПРЕДЛИННЫЙ, ПРЕОБЛАДАТЬ.
2. Значение, близкое к смыслу приставки ПЕРЕ-: ПРЕВРАЩАТЬ, ПРЕОБРАЖАТЬ, ПРЕГРАДА.

У этого правила есть два примечания:
1. Необходимо различать написания слов, близких по звучанию, но разных по значению:
ПРЕЗИРАТЬ (ненавидеть) – ПРИЗИРАТЬ (давать приют), ПРЕКЛОНИТЬ (колени) – ПРИКЛОНИТЬ (ветку), ПРЕТЕРПЕТЬ (трудности, несчастья) – ПРИТЕРПЕТЬСЯ (к обстоятельствам), ПРЕХОДЯЩИЙ (момент) – ПРИХОДЯЩИЙ (почтальон),
ПРЕБЫВАТЬ (находиться) – ПРИБЫВАТЬ (приближаться).
2. Есть слова, в которых написание гласной нельзя объяснить изложенным выше правилом. Это русские слова, в которых приставка уже не вычленяется (например, ПРИРОДА, ПРИЧИНА, ПРИТЯЗАНИЕ, ПРИБОР, ПРЕЛЬЩАТЬ, ПРЕПОНА, ПРЕКОСЛОВИТЬ), а также заимствования (ПРЕЗИДИУМ, ПРЕАМБУЛА, ПРЕПАРАТ, ПРИВИЛЕГИЯ, ПРИМИТИВ, ПРИВАТНЫЙ , ПРИОРИТЕТ). В таких случаях, чтобы не допустить ошибки, нужно воспользоваться словарем.

Упражнение

1. Коротков не расслышал, хотя и пр_падал ухом к замочной скважине. (М. Булгаков, «Дьяволиада»)
2. Даша с трудом влезла на печь, пр_крылась пальто, подобрала ноги. (А. Толстой, «Хождение по мукам»)
3. Итак, я слез и пр_был в свою часть. (А. Толстой, «Хождение по мукам»)
4. Пр_одолевая головную боль, он весь собрался для последней схватки. (А. Толстой, «Хождение по мукам»)
5. Этот Кузьма Кузьмич еще в вагоне пр_сматривался к Даше — чем-то она ему пр_шлась по вкусу. (А. Толстой, «Хождение по мукам»)
6. Чиж беспр_станно чирикал и прыгал, и клетка беспр_станно качалась и дрожала. (По И. Тургеневу, «Отцы и дети»)
7. Он сдвинул шапку на затылок, пр_держивая винтовку. (А. Толстой, «Хождение по мукам»)
8. Вместо подсолнухов, пр_манивающих солнце в маленькие окошки хат, торчат одни гнилые стебли. (А. Толстой, «Хождение по мукам»)
9. В это мгновение лодка пр_чалила. (И. Тургенев, «Накануне»)
10. Пускай горе пр_даст вам твердость. (А. Толстой, «Хождение по мукам»)
11. Не в том ли состоит это пр_имущество ,что в них меньше следов барства, чем в нас? (И. Тургенев, «Отцы и дети»)
12. Но я не могу себя чувствовать пр_ниженной, последней из всех. (А. Толстой, «Хождение по мукам»)
13. Зачем заранее пр_дполагать, что я — враг? (А. Толстой, «Хождение по мукам»)
14. Ты должна будешь отстать от всех твоих пр_вычек; там, одна, ты пр_нуждена будешь работать… (И. Тургенев, «Накануне»)
15. Я же, несмотря на многочисленные пр_вратности, никогда не знал несчастья. (А. Толстой, «Хождение по мукам»)
16. Дальнейший послужной список пр_ложен при паспорте. (А. Толстой, «Хождение по мукам»)
17. В это мгновение вошла в комнату А. В., и разговор пр_кратился. (И. Тургенев, «Накануне»)
18. Инсаров прочел записку Елены — и тотчас же стал пр_водить свою комнатку в порядок. (И. Тургенев, «Накануне»)
19. Агриппина шла, как пр_вязанная, шаг в шаг — за мужем. (А. Толстой, «Хождение по мукам»)
20. Я знаю трактирчик пр_скверный, где нам дадут обедишко пр_пакостный. (И. Тургенев, «Накануне»)
21. Кузьма Кузьмич пр_строился на лавке под печкой и тоже не мог сразу заснуть — пр_чмокивая, бормотал. (А. Толстой, «Хождение по мукам»)
22. А вы говорите с ним и пр_зираете его в то же время. (И. Тургенев, «Отцы и дети»)
23. Иван Ильич, не шевелясь, чуть-чуть пр_открыл веки. (А. Толстой, «Хождение по мукам»)
24. Пр_лестно было выражение ее глаз. (И. Тургенев, «Отцы и дети»)
25. У тебя хоть семь пядей во лбу — не пр_взошел науку, и всегда сделаешь ошибку. (По А. Толстому, «Хождение по мукам»)
26. И написана-то девушка пр_скверно. (И. Тургенев, «Отцы и дети»)
27. Тебе же, мой друг, советую ботанизировать: это самое лучшее, что ты пр_думать можешь. (По И. Тургеневу, «Накануне»)
28. Вы, кажется, умный человек: чего же нам пр_творяться? (А. Толстой, «Хождение по мукам»)
29. И добрые мужички надуют твоего отца всенепр_менно. (И. Тургенев, «Отцы и дети»)
30. Певица отдалась поднимавшей ее волне, лицо ее пр_образилось. (И. Тургенев, «Накануне»)
31. Пр_ведешь его ко мне, сам допрошу. (А. Толстой, «Хождение по мукам»)
32. Елена уже не могла беспечно пр_даваться чувству своего счастья. (И. Тургенев, «Накануне»)
33. Она поставила лампу на стол, пр_спустила огонек, села. (А. Толстой, «Хождение по мукам»)
34. И Н. П. вынул из заднего кармана сюртука пр_словутую брошюру. (И. Тургенев, «Отцы и дети»)
35. Там он увидел ее впервые, она показалась ему пр_красной, как весна. (А. Толстой, «Хождение по мукам»)

Упражнение подготовили Д. Жужлева и Б. А. Панов («Лига школ»).

Пришкольный пишется приставка при так как она имеется значением близость к чему либо

20210413 vu tg sbscrb2

Avatar

23.11.2019.
Тест. Русский язык, 8 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Укажите вариантов ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

Вопрос 1

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. 

Варианты ответов
  • СТАРИННЫЙ — в именах прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса -ИНН-, пишется НН
  • ПРИКАСАЕТСЯ — написание безударной чередующейся гласной корня зависит от ударения
  • РАСПИСАНИЕ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется С
  • НАМАЖЬТЕ — в глаголе после шипящей пишется Ь
  • ПОЛУАВТОМАТ — пишется слитно, так как корень начинается с гласной
Вопрос 2

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова

Варианты ответов
  • ПРИАЗОВСКИЙ — пишется приставка ПРИ-, т.к. имеет значение «близость к чему-либо»
  • (ответить) ПУТАНО — в краткой форме причастия всегда пишется одна буква Н
  • ВЫРАЩЕННЫЙ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от конечной согласной корня
  • (вовсе) НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО — частица НЕ пишется раздельно, т.к. входит в состав усилительного отрицания ВОВСЕ НЕ
  • ИЗДАВНА — на конце наречий всегда пишется буква А
Вопрос 3

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова

Варианты ответов
  • ДИРИЖЁР — в суффиксе существительного после шипящей под ударением пишется Ё
  • СЛОМАННЫЙ — в суффиксе полного страдательного причастия пишется НН
  • ПРИВОКЗАЛЬНАЯ (площадь) — приставка ПРИ обозначает приближение
  • В ТЕТРАДИ — существительные 3-его склонения в предложном падеже имеют окончание И
  • ПЛАВАТЕЛЬНЫЙ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения
Вопрос 4

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова

Варианты ответов
  • ЖАРЕННЫЙ (в масле) — в прилагательных с суффиксом -ЕНН- пишется НН
  • УКОРАЧИВАТЬ — безударная гласная корня О проверяется ударением
  • (поступил) ПО-ДРУЖЕСКИ — наречие пишется через дефис, т.к. оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И
  • (килограмм) ГРУШ — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящей Ь не пишется
  • АЛЫЧОВЫЙ — в суффиксе прилагательного после шипящей под ударением пишется буква О
Вопрос 5

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова

Варианты ответов
  • (сделать) ПО-НОВОМУ — наречие пишется через дефис, т.к. оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -ОМУ-
  • ТЕРПЯЩИЙ (бедствие) — в действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов 1-го спряжения, пишется суффикс -ЯЩ-
  • ПОДСКОЧИТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения
  • ПРИШКОЛЬНЫЙ — пишется приставка ПРИ-, т.к. оная имеет значение «близость к чему-либо»
  • ЖУЧОК — в суффиксе существительного после шипящего под ударением пишется буква О
Вопрос 6

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова

Варианты ответов
  • НЕ ПРОВЕРЕННЫЕ (никем факты) — частица НЕ пишется с причастием раздельно, т.к. есть зависимое слово
  • (находиться) В ЗДАНИИ — в окончании существительного 2-го склонения в предложном падеже пишется буква И
  • БЕССОННЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С
  • ОБМАКНУТЬ — безударная гласная корня проверяется ударением: обмАкивать
  • РАЗНОСЧИК — после корня, оканчивающегося на С, пишется суффикс -ЧИК-
Вопрос 7

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова 

Варианты ответов
  • НОЧЁВКА — в суффиксе существительного, образованного от глагола, после шипящей под ударением пишется буква Ё
  • (говорил) ВОСХИЩЁННО — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько в полной форме этого прилагательного
  • НАОТМАШЬ — на конце наречий после шипящей пишется Ь
  • КОЕ-КТО — в неопределённых наречиях приставка КОЕ- пишется через дефис
  • ПРИБЫВАТЬ (в город) — приставка ПРИ- пишется, т.к. имеет значение «близость к чему-либо»
Вопрос 8

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова

Варианты ответов
  • ПРОБИРАЕТСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от конечной согласной корня
  • ВСЛЕДСТВИЕ (дождей) — данный производный предлог пишется слитно, на конце — буква Е
  • СДЕЛАТЬ — приставка С- всегда пишется одинаково
  • (ты) РАССКАЖЕШЬ — в глаголе после шипящей пишется Ь
  • ВЫКРАШЕНЫ — в краткой форме причастия пишется одна буква Н

icon visionoff

icon visionon

Правило напи­са­ния при­ста­вок пре- и при- заклю­ча­ет­ся в опре­де­ле­нии их смыс­ла, кото­рым они обла­да­ют в слове.

В соот­вет­ствии с орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом рус­ско­го язы­ка пишем при­став­ку пре- в зна­че­нии «очень», «весь­ма» в сло­вах, обо­зна­ча­ю­щих высо­кую сте­пень каче­ства или дей­ствия (пре­ми­лый, пре­успе­вать) или  в том слу­чае, когда при­став­ка близ­ка по смыс­лу пере- (пре­одо­леть). Приставка при- пишет­ся в зна­че­нии бли­зо­сти, при­со­еди­не­ния, при­бли­же­ния, непол­но­го дей­ствия, дове­де­ния дей­ствия до кон­ца, сопут­ству­ю­ще­го действия.

Чтобы не оши­бить­ся в напи­са­нии при­став­ки пре- или при- в сло­ве, сле­ду­ет выяс­нить их зна­че­ние. Эти при­став­ки счи­та­ют­ся смыс­ло­вы­ми, то есть выбор в напи­са­нии бук­вы «е» или «и» опи­ра­ет­ся на пони­ма­ние зна­че­ния при­ста­вок, кото­рое они име­ют в каж­дом кон­крет­ном слове.

Приставка при-

В мор­фем­ном соста­ве слов смыс­ло­вая при­став­ка при- име­ет сле­ду­ю­щие значения:

— при­бли­же­ние:

Примеры

при­зем­лить­ся, при­бе­жать, при­тя­ги­вать, при­сло­нить­ся, при­хо­дя­щий вовремя;

— близ­кое расположение:

Примеры

при­фрон­то­вая поло­са, при­уса­деб­ный парк, Приуралье;

— при­со­еди­не­ние, прибавление:

Примеры

при­ко­ло­тая булав­ка, при­швар­то­вать­ся, при­вя­зать лошадь, при­сво­ить имя, при­кру­тить, при­бить, при­вин­тить, при­кре­пить зна­чок, причислить;

— крат­ко­вре­мен­ность или непол­но­та действия:

Примеры

при­го­ре­лый, при­от­кры­тая дверь, при­лас­кать кота, при­ку­сить губу, при­уныть, присыпать;

— дове­де­ние дей­ствия до конца:

Примеры

при­учить, при­пар­ко­вать­ся, при­щу­рить­ся, при­ду­мать, при­го­во­рить, присмиреть;

— сопут­ству­ю­щее действие:

Примеры

при­пля­сы­вать, при­пе­вать, при­тан­цо­вы­вать, при­сви­сты­вать, припевать.

совер­ше­ние дей­ствия в чьих-либо интересах:

при­сво­ить, при­пря­тать, прикарманить.

В ряде слов зна­че­ние при­став­ки при- затем­не­но. В совре­мен­ном рус­ском язы­ке её зна­че­ние невоз­мож­но выяс­нить, поэто­му напи­са­ние этих слов с бук­вой «и» сле­ду­ет запом­нить. Этимологическая при­став­ка не выде­ля­ет­ся в мор­фем­ном соста­ве слов и ста­ла частью их корня:

при­твор­щик, при­стой­ный, при­мер, при­мер­ный, при­ем­ле­мый вари­ант, при­чу­да, при­чуд­ли­вый, при­вет, при­вет­ли­вый, при­леж­ный, при­ро­да, при­бор, при­ят­ный, при­ве­ред­ли­вый, при­лич­ный, при­ли­чия,  при­каз, при­кор­нуть, при­ся­га и пр.

Приставка пре-

Приставке пре- обра­зу­ет при­ла­га­тель­ные и наре­чия со зна­че­ни­ем пре­дель­но­го каче­ства и соот­но­сит­ся по зна­че­нию со сло­ва­ми «очень» или «весь­ма»:

  • презабав­ный (очень забавный);
  • предерз­кий (очень дерзкий);
  • преслад­кий (весь­ма сладкий);
  • преширо­кая ули­ца (очень широкая);
  • уда­рить преболь­но;
  • почув­ство­вать себя пренепри­ят­но.

В соста­ве гла­го­лов при­став­ка пре- обо­зна­ча­ет интен­сив­ное дей­ствие, пре­вос­хо­дя­щее опре­де­лён­ную меру или границу:

  • преуве­ли­чи­вать факты;
  • превос­хо­дить соперника;
  • превысить ско­рость;
  • превоз­но­сить до небес;
  • преуспе­вать.

В неко­то­рых сло­вах при­став­ка пре- име­ет зна­че­ние, близ­кое по смыс­лу к при­став­ке пере-:

  • прелом­лен­ный луч (пере­ло­мить);
  • прерван­ный раз­го­вор (пере­стать разговаривать);
  • прегра­да (пере­го­ро­дить);
  • превоз­мочь боль (пере­си­лить);
  • преодо­леть труд­но­сти (пере­одо­леть).

Но в ряде слов, заим­ство­ван­ных из ста­ро­сла­вян­ско­го язы­ка, эта смыс­ло­вая при­став­ка не выде­ля­ет­ся, поэто­му их напи­са­ние све­ря­ем по орфо­гра­фи­че­ско­му сло­ва­рю и запо­ми­на­ем их:

пре­сле­до­ва­тель, пре­вра­тить, пре­вра­ще­ние, пре­ко­сло­вить, бес­пре­ко­слов­ный, пре­пят­ствие, пре­сло­ву­тый, пре­смы­кать­ся, пре­стол, пре­ми­нуть, зна­ки пре­пи­на­ния, пре­иму­ще­ство, непре­лож­ная исти­на, пре­не­бре­же­ние, пре­зи­рать, презрение.

В корне мно­гих ино­языч­ных слов пишет­ся началь­ное пре- или при-:

  • пре­лю­дия, пре­тен­дент, пре­це­дент, пре­зи­ди­ум, пре­зи­дент, пре­мье­ра, пре­па­рат, пре­фе­ранс, пре­зент, пре­ми­ро­вать, пре­ва­ли­ро­вать, пре­ам­бу­ла, пре­стиж, пре­тен­зия, прерогатива;
  • при­ват­ный, при­ви­ле­гия, при­ма­дон­на, при­мат, при­ми­тив­ный, при­о­ри­тет.

Необходимо научить­ся раз­ли­чать сход­ные по зву­ча­нию, но раз­ные по смыс­лу и пра­во­пи­са­нию слова.

РАЗЛИЧАЕМ:

  • прибывать (при­хо­дить или при­ез­жать)  — пребывать (нахо­дить­ся) в неве­де­нии;
  • придание оттен­ка — преданье ста­ри­ны, предавать­ся веселью;
  • придать (доба­вить) уско­ре­ниепредать вра­гу;
  • приёмник (радио) — преемник (после­до­ва­тель); 
  • предел (гра­ни­ца) — придел (боко­вой алтарь в церкви);
  • презирать (отно­сить­ся пре­не­бре­жи­тель­но) — призирать сиро­ту, ста­ри­ка (дать при­ют, про­явить заботу);
  • прекло­нять­ся (перед лич­но­стью) — прикло­нить голо­ву (най­ти приют);
  • претво­рить в жизнь (осу­ще­ствить) — притво­рить дверь (при­крыть);
  • престу­пить закон (нару­шить) — присту­пить к делу (начать дело);
  • преходя­щие забо­ты (вре­мен­ные, непо­сто­ян­ные) — приходя­щий (на вре­мя) врач, няня;
  • преврат­ный (иска­жен­ный) — приврат­ник (сто­рож);
  • претер­петь (пере­тер­петь) жару, болезнь — притер­петь­ся к жаре (при­вык­нуть);
  • непрелож­ная исти­на (неоспо­ри­мая) — приложить (поло­жить вплотную).

Видеоурок

ava author

Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 32

Приставки «ПРЕ» и «ПРИ» и их правописание — одна из самых сложных тем в школьном курсе русского языка. Данная орфограмма начинает изучаться в школе с 7 класса и входит в Государственную Итоговую Аттестацию (ГИА) по русскому языку (11 класс ЕГЭ – задание 10; 9 класс ОГЭ — задание 4).

Правописание приставок «ПРЕ» и «ПРИ» зависит от лексического значения слова (то есть от его определения, толкования).

Таблица «Правила написания приставок «ПРЕ» и «ПРИ»

Основные значения и примеры употребления приведены в таблице.

Значение приставок

ПРИ

ПРЕ

1.      Приближение

Приехать, прилететь, приползти, прибежать.

2.      Присоединение

Приклеить (присоединить с помощью клея).

Прибить (присоединить с помощью гвоздей).

3.      = ОКОЛО

Пришкольный двор (двор около школы).

Привокзальное кафе (кафе около вокзала).

Приморский город (город около моря).

4.      Неполнота действия, = чуть-чуть

Прикрыть, привстать, притормозить, присесть.

5.      Доведение действия до конца

Пристрелить, придушить, приучить, причесать.

6.      Сопутствующее действие

Припевать, пританцовывать, присвистывать.

7.      Совершение действия в чьих-либо интересах.

Присвоить, приобрести, приберечь

1.      Высокая степень качества, = очень

прехорошенький (очень хороший),

преинтересный (очень интересный),

премилый (очень милый).

2.      Близость к приставке «ПЕРЕ»

Прекратить (= перестать).

Преграда (= перегородить).

Упражнение

Образец рассуждения:

Пр…скакать – это слово означает приближение, поэтому нужно писать «И».

Пр…клеить, пр…винить – это слова, обозначающие присоединение, поэтому нужно писать «И».

Пр…интересный (урок) – это слово, обозначающее «очень интересный», поэтому необходимо писать букву «Е».

Особые случаи написания слов с приставками «ПРЕ» и «ПРИ»

В некоторых случаях значение слова зависит от контекста, то есть от словосочетания или предложения, в котором оно употреблено.

Различай лексическое значение и пиши правильно приставку!

Пребывать в Москве (= находиться).

Прибывать в Москву (= приезжать, то есть приближаться к Москве).

Претворить планы в жизнь (осуществить, воплотить).

Притворить дверь (= обозначает неполное действие, то есть закрыть не до конца).

Предать друга (выдать, изменить).

*с приставкой «ПРЕ» пишутся однокоренные существительные «предатель», «предательство».

Придать форму шара (= приближение, приблизить к форме шара).

Преступить закон (= «переступить черту», нарушить закон).

Приступить к работе (= приближение, начать работу, приблизиться к работе).

Предел терпения («дальше некуда», ограничение, граница).

Придел церкви (= пристройка к церкви).

Преемник дела отца (= «перенять», продолжатель).

Приемник (прибор, образовано от глагола «принимать»).

Презирать опасность (пренебрегать, считать недостойным, не уважать).

Призреть сироту (= приютить, приблизить к себе, проявить заботу).

Преклонить колена перед героем (= очень, очень уважать, восхищаться).

Приклониться к земле (= приближение, низко наклониться).

Преходящая популярность (= переходит, временная, недолговечная).

Приходящая няня (= приходить).

Превратное понятие (= перевернутое, очень неверное, неправильное)

Привратник замка (сторож, стоит «около» ворот).

Претерпеть изменения (= перетерпеть, пережить).

Притерпеться к трудностям (= привыкнуть).

Препираться с соседом (= переругиваться, спорить).

Припереть дверь (придержать, прикрыть)

*в однокоренных глаголах также пишется приставка «ПРИ»

Преуменьшить (сильно уменьшить).

Он переврал абсолютно все, глобально преуменьшив заслуги героя.

Приуменьшить заслуги (= слегка, чуть-чуть, немножко уменьшить).

Преумножить богатство (= очень, сильно увеличивать).

Приумножить (немного увеличивать).

Непреложный закон (нерушимый, нельзя «переложить»).

Приложить усилия (что-то к чему-то приложить, приблизить).

Непременное условие (обязательно к выполнению).

Неприменимый закон («нельзя применить»).

Исключения

В русском языке есть особая группа слов, лексическое значение которых сложно или невозможно отнести к какому-либо пункту правила. Это словарные слова, их написание необходимо запомнить или проверять по орфографическому словарю!

Таблица «Слова исключения с приставками «ПРЕ» и «ПРИ»

ПРИ

ПРЕ

Без прикрас

Преобразовать

Беспристрастный

Преследовать

Восприимчивый

Беспрекословно

Гостеприимный

Презент

Достопримечательность

Президент

Неприступный

Препарат

Неприхотливый

Прецедент

Неприятель

Преодолеть препятствие

Приватный

Превратность судьбы

Привереда

Беспрестанно

Прискорбный

Превозмочь боль

Причудливый

Преклонный возраст

Привилегия

Преимущество

Приоритет

Без преувеличения (сказать)

Присутствовать

Превыше всего

Приверженцы старины

Знаки препинания

Приемлемый

Препарат

Жить припеваючи

Прерогатива

Приободрить

Препона

С пристрастием судить

Претить

Приключение

Префектура

В русском языке существуют слова, в которых «ПРЕ» и «ПРИ» не являются приставками, а входят в корень слова. Эти слова необходимо запомнить!

ПРИ: привет, пример, природа, причина, прилежный, приятный.

ПРЕ: предмет, препятствие, премьера.

Вывод – как отличить ПРЕ от ПРИ

Для того, чтобы правильно писать слова с приставками «ПРЕ» или «ПРИ», нужно помнить, что безударные гласные в таких словах зависят от лексического значения. Необходимо понять, в каком значении употреблено слово и не бояться пользоваться толковым словарем в случае затруднения.

Доска почета

Чтобы сюда попасть — пройдите тест

Еще тесты

  • Анатомия
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Биология
  • Физика
  • История
  • Педсовет
  • Естествознание
  • Финансы и кредит
  • Правоведение
  • Товароведение
  • Экономика
  • Социология
  • Маркетинг
  • Обществознание
  • Культурология
  • Математика
  • Философия
  • Литература
  • Психология
  • Политология
  • Делопроизводство
  • Бухгалтерия
  • ОБЖ
  • Орфография
  • География
  • Биографии
  • Пунктуация
  • Краткие содержания
  • Химия
  • Русский язык
  • Менеджмент

Читайте также

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «Рыбно-Слободская гимназия №1»

Крюкова Лариса Юрьевна

Класс: 5

УМК В.В.Бабайцевой

Тема урока: «Правописание приставок при- и пре-«

Тип урока: «открытие» нового знания

Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементов.

Деятельностная цель: научить детей применять новые способы действия.

Представление о результатах:

— Личностные: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

— Метапредметные:Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения

Регулятивные УУД: уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Предметные результаты: усвоить правило написания приставок пре — при, объяснять выбор написания в устной и письменной форме; освоить способы действия при выборе при – пре.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. Цель:  создание доброжелательной атмосферы,
мотивация на учение, создание ситуации успеха.

Настраивает класс на работу. Читает стихотворение В.Шефнера «Не привыкайте к чудесам»

Демонстрируют готовность к уроку.

Личностные: — выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству; формирование умения слушать и слышать.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

1.Организует проведение игры «Четвертый лишний».

-Объясните, по какому признаку вы отбирали «лишние» слова?

-Вспомните правила написания приставок.

-Можно ли без ошибок написать гласные в приставках «лишних» слов ? Почему?

-Хотели ли вы узнать, когда пишется И, а когда Е в приставках?

-Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

Находят «лишнее» слово. Повторяют правила написания приставок на з-с.

Объясняют, по каким признакам отбирали «лишние слова». Отвечают на вопросы.

Ставят цели, формулируют тему урока.

Записывают тему в тетради.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: волевая саморегуляция

Познавательные: общеучебные;

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

3. Проблемное объяснение нового знания

Мотивация познавательной деятельности.

Предлагает материал для наблюдений и анализа.

На слайде в 6 столбиков записаны слова.

-Какое общее значение объединяет слова в каждой группе?

Если испытывают затруднение, то во втором столбике таблицы записывают «Хочу узнать».

После первичной проверки все вместе заполняем 3-й столбик «Я узнал».

Анализируют материал. Пытаются определить значения слов в каждой группе, в тетради заполняют таблицу (по мере определения значения)

По опорной схеме делают выводы о правилах написания гласных в приставках ПРИ — ПРЕ.

Личностные: проявлять интерес к новому содержанию. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Познавательные: иметь представление о неизученном предметном содержании и способах его применения. Коммуникативные: выстраивают полные и точные высказывания в соответствии с нормами родного языка.  

4. Закрепление изученного материала. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, организация самопроверки учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов

Сегодня в течение урока вы будете заполнять лист самоконтроля, куда будете вписывать полученные вами баллы за выполнение заданий, в конце урока вы их суммируйте и выставите себе оценку за урок.

Итак, первое задание: «Лингвистическое лото»

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Регулирует работу обучающихся, по мере необходимости помогает в выполнении задания.

Заполнение Листа индивидуальных достижений.

  1. Нет ошибок-5 баллов:

  2. 1-2 ошибки- 4 балла

  3. 3-5 ошибки- 3 балла

  4. 6 и более-2 балла

Заполняют таблицу в тетради, а баллы выставляют в лист индивидуальных достижений

Сверяют правильность выполнения с образцом, выставляют баллы.

Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные:  анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Регулятивные: исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.

Коммуникативные: осознает познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию.

Проводит ФИЗМИНУТКУ

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели: организовать самостоятельное выполнение уч-ся типовых заданий на новый способ действия с последующей проверкой по эталону;

по результатам выполнения самостоятельной организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности.

Учитель организует деятельность по применению новых знаний, просит самостоятельно выполнить задание. (раздаточный материал на парте)

Работа в парах.

По ходу выполнения заданий работают со словарями.

Заполнение Листа индивидуальных достижений.

  1. Нет ошибок-5 баллов:

  2. 1-2 ошибки- 4 балла

  3. 3-5 ошибки- 3 балла

  4. 6 и более-2 балла

Работают в парах, вставляя пропущенную букву в приставку, графически объясняют написание, проверяют себя (сверяют свой результат с заданным эталоном).

Ученики анализируют слова, делают вывод, что Пре- и При- в данных словах входят в корень и нужно проверить по словарю и запомнить их написание.

Сверяют правильность выполнения с образцом, выставляют баллы.

Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные:  анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Регулятивные: исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.

Коммуникативные: осознает познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию.

6. Этап включения в систему знаний и повторения.

1.Предлагает выполнить творческую работу. Восстановить текст, воспользовавшись словами из «справочного бюро».

Нет ошибок-4 балла:

1-ошибки- 3 балла

2 ошибки- 2 балла

Знакомятся с текстом, выполняют задание творческого характера. Закрепляют орфограмму в приставках ПРИ-ПРЕ.

Зачитывают полученный текст.

7. Этап рефлексии учебной деятельности.

Организует рефлексию.

Вновь читает стихотворение В. Шефнера.

-Какую цель мы поставили в начале урока?

-Выполнили мы цель? Научились писать слова на это правило?

-Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему?

Предлагает заполнить «Лист достижений».

Самооценка учащихся путем выбора цвета стрелок.

Благодарит за работу.

14-12 баллов- «5»

11-9 баллов – «4»

8-7 баллов – «3»

6 и ниже – буду стараться.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель результаты, степень их соответствия                                  

Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осуществляют самоопределение уровня изученного материала; осознают возникающие трудности, умеют находить их причины и пути преодоления Коммуникативные:  полно
и грамотно выражают свои мысли; знают правила речевого общения  

Домашнее задание

Дифференцированное домашнее задание на выбор:

1. Написать лингвистическую сказку «Жили-были две приставки». Можно составить презентацию (3-4 слайда).

2.  Выпишите предложения со словами, где встречаются приставки пре- и при- из стихотворений А.С. Пушкина «Зимнее утро», «Зимний
вечер», «Зимняя дорога».

3. Упр. 649 стр. 184

Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осуществляют самоопределение уровня изученного материала; Коммуникативные: осознает познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию.

10

  • Пришвин муравьи план рассказа
  • Причудливый как пишется приставка
  • Пришвин короткие рассказы о природе
  • Причмокивая как пишется правильно
  • Причудливый или пречудливый почему как пишется