Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Правописание слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-
Чтобы без ошибок писать слова, начинающиеся с ПРЕ- или ПРИ-, необходимо выучить следующее правило.
В большинстве слов выбор гласной И или Е зависит от значения приставки.
Приставка ПРИ- может обозначать:
1. Пространственную смежность, близость: ПРИБРЕЖНЫЙ, ПРИШКОЛЬНЫЙ.
2. Приближение, присоединение: ПРИЕХАТЬ, ПРИСЛОНИТЬСЯ, ПРИКЛЕИТЬ.
3. Неполноту действия: ПРИТВОРИТЬ ДВЕРЬ, ПРИГНУТЬ, ПРИУКРАСИТЬ.
4. Доведение действия до конца: ПРИСТРЕЛИТЬ, ПРИДУМАТЬ.
Приставка ПРЕ- может выражать:
1. Высокую степень качества или действия и иметь значение, близкое к значению слова «очень»: ПРЕСКВЕРНЫЙ, ПРЕДЛИННЫЙ, ПРЕОБЛАДАТЬ.
2. Значение, близкое к смыслу приставки ПЕРЕ-: ПРЕВРАЩАТЬ, ПРЕОБРАЖАТЬ, ПРЕГРАДА.
У этого правила есть два примечания:
1. Необходимо различать написания слов, близких по звучанию, но разных по значению:
ПРЕЗИРАТЬ (ненавидеть) – ПРИЗИРАТЬ (давать приют), ПРЕКЛОНИТЬ (колени) – ПРИКЛОНИТЬ (ветку), ПРЕТЕРПЕТЬ (трудности, несчастья) – ПРИТЕРПЕТЬСЯ (к обстоятельствам), ПРЕХОДЯЩИЙ (момент) – ПРИХОДЯЩИЙ (почтальон),
ПРЕБЫВАТЬ (находиться) – ПРИБЫВАТЬ (приближаться).
2. Есть слова, в которых написание гласной нельзя объяснить изложенным выше правилом. Это русские слова, в которых приставка уже не вычленяется (например, ПРИРОДА, ПРИЧИНА, ПРИТЯЗАНИЕ, ПРИБОР, ПРЕЛЬЩАТЬ, ПРЕПОНА, ПРЕКОСЛОВИТЬ), а также заимствования (ПРЕЗИДИУМ, ПРЕАМБУЛА, ПРЕПАРАТ, ПРИВИЛЕГИЯ, ПРИМИТИВ, ПРИВАТНЫЙ , ПРИОРИТЕТ). В таких случаях, чтобы не допустить ошибки, нужно воспользоваться словарем.
Упражнение
1. Коротков не расслышал, хотя и пр_падал ухом к замочной скважине. (М. Булгаков, «Дьяволиада»)
2. Даша с трудом влезла на печь, пр_крылась пальто, подобрала ноги. (А. Толстой, «Хождение по мукам»)
3. Итак, я слез и пр_был в свою часть. (А. Толстой, «Хождение по мукам»)
4. Пр_одолевая головную боль, он весь собрался для последней схватки. (А. Толстой, «Хождение по мукам»)
5. Этот Кузьма Кузьмич еще в вагоне пр_сматривался к Даше — чем-то она ему пр_шлась по вкусу. (А. Толстой, «Хождение по мукам»)
6. Чиж беспр_станно чирикал и прыгал, и клетка беспр_станно качалась и дрожала. (По И. Тургеневу, «Отцы и дети»)
7. Он сдвинул шапку на затылок, пр_держивая винтовку. (А. Толстой, «Хождение по мукам»)
8. Вместо подсолнухов, пр_манивающих солнце в маленькие окошки хат, торчат одни гнилые стебли. (А. Толстой, «Хождение по мукам»)
9. В это мгновение лодка пр_чалила. (И. Тургенев, «Накануне»)
10. Пускай горе пр_даст вам твердость. (А. Толстой, «Хождение по мукам»)
11. Не в том ли состоит это пр_имущество ,что в них меньше следов барства, чем в нас? (И. Тургенев, «Отцы и дети»)
12. Но я не могу себя чувствовать пр_ниженной, последней из всех. (А. Толстой, «Хождение по мукам»)
13. Зачем заранее пр_дполагать, что я — враг? (А. Толстой, «Хождение по мукам»)
14. Ты должна будешь отстать от всех твоих пр_вычек; там, одна, ты пр_нуждена будешь работать… (И. Тургенев, «Накануне»)
15. Я же, несмотря на многочисленные пр_вратности, никогда не знал несчастья. (А. Толстой, «Хождение по мукам»)
16. Дальнейший послужной список пр_ложен при паспорте. (А. Толстой, «Хождение по мукам»)
17. В это мгновение вошла в комнату А. В., и разговор пр_кратился. (И. Тургенев, «Накануне»)
18. Инсаров прочел записку Елены — и тотчас же стал пр_водить свою комнатку в порядок. (И. Тургенев, «Накануне»)
19. Агриппина шла, как пр_вязанная, шаг в шаг — за мужем. (А. Толстой, «Хождение по мукам»)
20. Я знаю трактирчик пр_скверный, где нам дадут обедишко пр_пакостный. (И. Тургенев, «Накануне»)
21. Кузьма Кузьмич пр_строился на лавке под печкой и тоже не мог сразу заснуть — пр_чмокивая, бормотал. (А. Толстой, «Хождение по мукам»)
22. А вы говорите с ним и пр_зираете его в то же время. (И. Тургенев, «Отцы и дети»)
23. Иван Ильич, не шевелясь, чуть-чуть пр_открыл веки. (А. Толстой, «Хождение по мукам»)
24. Пр_лестно было выражение ее глаз. (И. Тургенев, «Отцы и дети»)
25. У тебя хоть семь пядей во лбу — не пр_взошел науку, и всегда сделаешь ошибку. (По А. Толстому, «Хождение по мукам»)
26. И написана-то девушка пр_скверно. (И. Тургенев, «Отцы и дети»)
27. Тебе же, мой друг, советую ботанизировать: это самое лучшее, что ты пр_думать можешь. (По И. Тургеневу, «Накануне»)
28. Вы, кажется, умный человек: чего же нам пр_творяться? (А. Толстой, «Хождение по мукам»)
29. И добрые мужички надуют твоего отца всенепр_менно. (И. Тургенев, «Отцы и дети»)
30. Певица отдалась поднимавшей ее волне, лицо ее пр_образилось. (И. Тургенев, «Накануне»)
31. Пр_ведешь его ко мне, сам допрошу. (А. Толстой, «Хождение по мукам»)
32. Елена уже не могла беспечно пр_даваться чувству своего счастья. (И. Тургенев, «Накануне»)
33. Она поставила лампу на стол, пр_спустила огонек, села. (А. Толстой, «Хождение по мукам»)
34. И Н. П. вынул из заднего кармана сюртука пр_словутую брошюру. (И. Тургенев, «Отцы и дети»)
35. Там он увидел ее впервые, она показалась ему пр_красной, как весна. (А. Толстой, «Хождение по мукам»)
Упражнение подготовили Д. Жужлева и Б. А. Панов («Лига школ»).
Сычёва Лариса Вячеславовна
23.11.2019.
Тест. Русский язык, 8 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Укажите вариантов ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.
Вопрос 1
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.
Варианты ответов
- СТАРИННЫЙ — в именах прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса -ИНН-, пишется НН
- ПРИКАСАЕТСЯ — написание безударной чередующейся гласной корня зависит от ударения
- РАСПИСАНИЕ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется С
- НАМАЖЬТЕ — в глаголе после шипящей пишется Ь
- ПОЛУАВТОМАТ — пишется слитно, так как корень начинается с гласной
Вопрос 2
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова
Варианты ответов
- ПРИАЗОВСКИЙ — пишется приставка ПРИ-, т.к. имеет значение «близость к чему-либо»
- (ответить) ПУТАНО — в краткой форме причастия всегда пишется одна буква Н
- ВЫРАЩЕННЫЙ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от конечной согласной корня
- (вовсе) НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО — частица НЕ пишется раздельно, т.к. входит в состав усилительного отрицания ВОВСЕ НЕ
- ИЗДАВНА — на конце наречий всегда пишется буква А
Вопрос 3
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова
Варианты ответов
- ДИРИЖЁР — в суффиксе существительного после шипящей под ударением пишется Ё
- СЛОМАННЫЙ — в суффиксе полного страдательного причастия пишется НН
- ПРИВОКЗАЛЬНАЯ (площадь) — приставка ПРИ обозначает приближение
- В ТЕТРАДИ — существительные 3-его склонения в предложном падеже имеют окончание И
- ПЛАВАТЕЛЬНЫЙ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения
Вопрос 4
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова
Варианты ответов
- ЖАРЕННЫЙ (в масле) — в прилагательных с суффиксом -ЕНН- пишется НН
- УКОРАЧИВАТЬ — безударная гласная корня О проверяется ударением
- (поступил) ПО-ДРУЖЕСКИ — наречие пишется через дефис, т.к. оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И
- (килограмм) ГРУШ — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящей Ь не пишется
- АЛЫЧОВЫЙ — в суффиксе прилагательного после шипящей под ударением пишется буква О
Вопрос 5
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова
Варианты ответов
- (сделать) ПО-НОВОМУ — наречие пишется через дефис, т.к. оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -ОМУ-
- ТЕРПЯЩИЙ (бедствие) — в действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов 1-го спряжения, пишется суффикс -ЯЩ-
- ПОДСКОЧИТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения
- ПРИШКОЛЬНЫЙ — пишется приставка ПРИ-, т.к. оная имеет значение «близость к чему-либо»
- ЖУЧОК — в суффиксе существительного после шипящего под ударением пишется буква О
Вопрос 6
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова
Варианты ответов
- НЕ ПРОВЕРЕННЫЕ (никем факты) — частица НЕ пишется с причастием раздельно, т.к. есть зависимое слово
- (находиться) В ЗДАНИИ — в окончании существительного 2-го склонения в предложном падеже пишется буква И
- БЕССОННЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С
- ОБМАКНУТЬ — безударная гласная корня проверяется ударением: обмАкивать
- РАЗНОСЧИК — после корня, оканчивающегося на С, пишется суффикс -ЧИК-
Вопрос 7
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова
Варианты ответов
- НОЧЁВКА — в суффиксе существительного, образованного от глагола, после шипящей под ударением пишется буква Ё
- (говорил) ВОСХИЩЁННО — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько в полной форме этого прилагательного
- НАОТМАШЬ — на конце наречий после шипящей пишется Ь
- КОЕ-КТО — в неопределённых наречиях приставка КОЕ- пишется через дефис
- ПРИБЫВАТЬ (в город) — приставка ПРИ- пишется, т.к. имеет значение «близость к чему-либо»
Вопрос 8
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова
Варианты ответов
- ПРОБИРАЕТСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от конечной согласной корня
- ВСЛЕДСТВИЕ (дождей) — данный производный предлог пишется слитно, на конце — буква Е
- СДЕЛАТЬ — приставка С- всегда пишется одинаково
- (ты) РАССКАЖЕШЬ — в глаголе после шипящей пишется Ь
- ВЫКРАШЕНЫ — в краткой форме причастия пишется одна буква Н
Правило написания приставок пре- и при- заключается в определении их смысла, которым они обладают в слове.
В соответствии с орфографическим правилом русского языка пишем приставку пре- в значении «очень», «весьма» в словах, обозначающих высокую степень качества или действия (премилый, преуспевать) или в том случае, когда приставка близка по смыслу пере- (преодолеть). Приставка при- пишется в значении близости, присоединения, приближения, неполного действия, доведения действия до конца, сопутствующего действия.
Чтобы не ошибиться в написании приставки пре- или при- в слове, следует выяснить их значение. Эти приставки считаются смысловыми, то есть выбор в написании буквы «е» или «и» опирается на понимание значения приставок, которое они имеют в каждом конкретном слове.
Приставка при-
В морфемном составе слов смысловая приставка при- имеет следующие значения:
— приближение:
Примеры
приземлиться, прибежать, притягивать, прислониться, приходящий вовремя;
— близкое расположение:
Примеры
прифронтовая полоса, приусадебный парк, Приуралье;
— присоединение, прибавление:
Примеры
приколотая булавка, пришвартоваться, привязать лошадь, присвоить имя, прикрутить, прибить, привинтить, прикрепить значок, причислить;
— кратковременность или неполнота действия:
Примеры
пригорелый, приоткрытая дверь, приласкать кота, прикусить губу, приуныть, присыпать;
— доведение действия до конца:
Примеры
приучить, припарковаться, прищуриться, придумать, приговорить, присмиреть;
— сопутствующее действие:
Примеры
приплясывать, припевать, пританцовывать, присвистывать, припевать.
совершение действия в чьих-либо интересах:
присвоить, припрятать, прикарманить.
В ряде слов значение приставки при- затемнено. В современном русском языке её значение невозможно выяснить, поэтому написание этих слов с буквой «и» следует запомнить. Этимологическая приставка не выделяется в морфемном составе слов и стала частью их корня:
притворщик, пристойный, пример, примерный, приемлемый вариант, причуда, причудливый, привет, приветливый, прилежный, природа, прибор, приятный, привередливый, приличный, приличия, приказ, прикорнуть, присяга и пр.
Приставка пре-
Приставке пре- образует прилагательные и наречия со значением предельного качества и соотносится по значению со словами «очень» или «весьма»:
- презабавный (очень забавный);
- предерзкий (очень дерзкий);
- пресладкий (весьма сладкий);
- преширокая улица (очень широкая);
- ударить пребольно;
- почувствовать себя пренеприятно.
В составе глаголов приставка пре- обозначает интенсивное действие, превосходящее определённую меру или границу:
- преувеличивать факты;
- превосходить соперника;
- превысить скорость;
- превозносить до небес;
- преуспевать.
В некоторых словах приставка пре- имеет значение, близкое по смыслу к приставке пере-:
- преломленный луч (переломить);
- прерванный разговор (перестать разговаривать);
- преграда (перегородить);
- превозмочь боль (пересилить);
- преодолеть трудности (переодолеть).
Но в ряде слов, заимствованных из старославянского языка, эта смысловая приставка не выделяется, поэтому их написание сверяем по орфографическому словарю и запоминаем их:
преследователь, превратить, превращение, прекословить, беспрекословный, препятствие, пресловутый, пресмыкаться, престол, преминуть, знаки препинания, преимущество, непреложная истина, пренебрежение, презирать, презрение.
В корне многих иноязычных слов пишется начальное пре- или при-:
- прелюдия, претендент, прецедент, президиум, президент, премьера, препарат, преферанс, презент, премировать, превалировать, преамбула, престиж, претензия, прерогатива;
- приватный, привилегия, примадонна, примат, примитивный, приоритет.
Необходимо научиться различать сходные по звучанию, но разные по смыслу и правописанию слова.
РАЗЛИЧАЕМ:
- прибывать (приходить или приезжать) — пребывать (находиться) в неведении;
- придание оттенка — преданье старины, предаваться веселью;
- придать (добавить) ускорение — предать врагу;
- приёмник (радио) — преемник (последователь);
- предел (граница) — придел (боковой алтарь в церкви);
- презирать (относиться пренебрежительно) — призирать сироту, старика (дать приют, проявить заботу);
- преклоняться (перед личностью) — приклонить голову (найти приют);
- претворить в жизнь (осуществить) — притворить дверь (прикрыть);
- преступить закон (нарушить) — приступить к делу (начать дело);
- преходящие заботы (временные, непостоянные) — приходящий (на время) врач, няня;
- превратный (искаженный) — привратник (сторож);
- претерпеть (перетерпеть) жару, болезнь — притерпеться к жаре (привыкнуть);
- непреложная истина (неоспоримая) — приложить (положить вплотную).
Видеоурок
Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 32
Приставки «ПРЕ» и «ПРИ» и их правописание — одна из самых сложных тем в школьном курсе русского языка. Данная орфограмма начинает изучаться в школе с 7 класса и входит в Государственную Итоговую Аттестацию (ГИА) по русскому языку (11 класс ЕГЭ – задание 10; 9 класс ОГЭ — задание 4).
Правописание приставок «ПРЕ» и «ПРИ» зависит от лексического значения слова (то есть от его определения, толкования).
Таблица «Правила написания приставок «ПРЕ» и «ПРИ»
Основные значения и примеры употребления приведены в таблице.
Значение приставок | |
ПРИ | ПРЕ |
1. Приближение Приехать, прилететь, приползти, прибежать. 2. Присоединение Приклеить (присоединить с помощью клея). Прибить (присоединить с помощью гвоздей). 3. = ОКОЛО Пришкольный двор (двор около школы). Привокзальное кафе (кафе около вокзала). Приморский город (город около моря). 4. Неполнота действия, = чуть-чуть Прикрыть, привстать, притормозить, присесть. 5. Доведение действия до конца Пристрелить, придушить, приучить, причесать. 6. Сопутствующее действие Припевать, пританцовывать, присвистывать. 7. Совершение действия в чьих-либо интересах. Присвоить, приобрести, приберечь | 1. Высокая степень качества, = очень прехорошенький (очень хороший), преинтересный (очень интересный), премилый (очень милый). 2. Близость к приставке «ПЕРЕ» Прекратить (= перестать). Преграда (= перегородить). |
Упражнение
Образец рассуждения:
Пр…скакать – это слово означает приближение, поэтому нужно писать «И».
Пр…клеить, пр…винить – это слова, обозначающие присоединение, поэтому нужно писать «И».
Пр…интересный (урок) – это слово, обозначающее «очень интересный», поэтому необходимо писать букву «Е».
Особые случаи написания слов с приставками «ПРЕ» и «ПРИ»
В некоторых случаях значение слова зависит от контекста, то есть от словосочетания или предложения, в котором оно употреблено.
Различай лексическое значение и пиши правильно приставку! | |
Пребывать в Москве (= находиться). | Прибывать в Москву (= приезжать, то есть приближаться к Москве). |
Претворить планы в жизнь (осуществить, воплотить). | Притворить дверь (= обозначает неполное действие, то есть закрыть не до конца). |
Предать друга (выдать, изменить). *с приставкой «ПРЕ» пишутся однокоренные существительные «предатель», «предательство». | Придать форму шара (= приближение, приблизить к форме шара). |
Преступить закон (= «переступить черту», нарушить закон). | Приступить к работе (= приближение, начать работу, приблизиться к работе). |
Предел терпения («дальше некуда», ограничение, граница). | Придел церкви (= пристройка к церкви). |
Преемник дела отца (= «перенять», продолжатель). | Приемник (прибор, образовано от глагола «принимать»). |
Презирать опасность (пренебрегать, считать недостойным, не уважать). | Призреть сироту (= приютить, приблизить к себе, проявить заботу). |
Преклонить колена перед героем (= очень, очень уважать, восхищаться). | Приклониться к земле (= приближение, низко наклониться). |
Преходящая популярность (= переходит, временная, недолговечная). | Приходящая няня (= приходить). |
Превратное понятие (= перевернутое, очень неверное, неправильное) | Привратник замка (сторож, стоит «около» ворот). |
Претерпеть изменения (= перетерпеть, пережить). | Притерпеться к трудностям (= привыкнуть). |
Препираться с соседом (= переругиваться, спорить). | Припереть дверь (придержать, прикрыть) *в однокоренных глаголах также пишется приставка «ПРИ» |
Преуменьшить (сильно уменьшить). Он переврал абсолютно все, глобально преуменьшив заслуги героя. | Приуменьшить заслуги (= слегка, чуть-чуть, немножко уменьшить). |
Преумножить богатство (= очень, сильно увеличивать). | Приумножить (немного увеличивать). |
Непреложный закон (нерушимый, нельзя «переложить»). | Приложить усилия (что-то к чему-то приложить, приблизить). |
Непременное условие (обязательно к выполнению). | Неприменимый закон («нельзя применить»). |
Исключения
В русском языке есть особая группа слов, лексическое значение которых сложно или невозможно отнести к какому-либо пункту правила. Это словарные слова, их написание необходимо запомнить или проверять по орфографическому словарю!
Таблица «Слова исключения с приставками «ПРЕ» и «ПРИ»
ПРИ | ПРЕ |
Без прикрас | Преобразовать |
Беспристрастный | Преследовать |
Восприимчивый | Беспрекословно |
Гостеприимный | Презент |
Достопримечательность | Президент |
Неприступный | Препарат |
Неприхотливый | Прецедент |
Неприятель | Преодолеть препятствие |
Приватный | Превратность судьбы |
Привереда | Беспрестанно |
Прискорбный | Превозмочь боль |
Причудливый | Преклонный возраст |
Привилегия | Преимущество |
Приоритет | Без преувеличения (сказать) |
Присутствовать | Превыше всего |
Приверженцы старины | Знаки препинания |
Приемлемый | Препарат |
Жить припеваючи | Прерогатива |
Приободрить | Препона |
С пристрастием судить | Претить |
Приключение | Префектура |
В русском языке существуют слова, в которых «ПРЕ» и «ПРИ» не являются приставками, а входят в корень слова. Эти слова необходимо запомнить!
ПРИ: привет, пример, природа, причина, прилежный, приятный.
ПРЕ: предмет, препятствие, премьера.
Вывод – как отличить ПРЕ от ПРИ
Для того, чтобы правильно писать слова с приставками «ПРЕ» или «ПРИ», нужно помнить, что безударные гласные в таких словах зависят от лексического значения. Необходимо понять, в каком значении употреблено слово и не бояться пользоваться толковым словарем в случае затруднения.
Доска почета
Чтобы сюда попасть — пройдите тест
Еще тесты
- Анатомия
- Английский язык
- Астрономия
- Биология
- Физика
- История
- Педсовет
- Естествознание
- Финансы и кредит
- Правоведение
- Товароведение
- Экономика
- Социология
- Маркетинг
- Обществознание
- Культурология
- Математика
- Философия
- Литература
- Психология
- Политология
- Делопроизводство
- Бухгалтерия
- ОБЖ
- Орфография
- География
- Биографии
- Пунктуация
- Краткие содержания
- Химия
- Русский язык
- Менеджмент
Читайте также
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «Рыбно-Слободская гимназия №1»
Крюкова Лариса Юрьевна
Класс: 5
УМК В.В.Бабайцевой
Тема урока: «Правописание приставок при- и пре-«
Тип урока: «открытие» нового знания
Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементов.
Деятельностная цель: научить детей применять новые способы действия.
Представление о результатах:
— Личностные: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
— Метапредметные:Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения
Регулятивные УУД: уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Предметные результаты: усвоить правило написания приставок пре — при, объяснять выбор написания в устной и письменной форме; освоить способы действия при выборе при – пре.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: создание доброжелательной атмосферы,
мотивация на учение, создание ситуации успеха.
Настраивает класс на работу. Читает стихотворение В.Шефнера «Не привыкайте к чудесам»
Демонстрируют готовность к уроку.
Личностные: — выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.
Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.
Коммуникативные: готовность к сотрудничеству; формирование умения слушать и слышать.
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
1.Организует проведение игры «Четвертый лишний».
-Объясните, по какому признаку вы отбирали «лишние» слова?
-Вспомните правила написания приставок.
-Можно ли без ошибок написать гласные в приставках «лишних» слов ? Почему?
-Хотели ли вы узнать, когда пишется И, а когда Е в приставках?
-Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?
Находят «лишнее» слово. Повторяют правила написания приставок на з-с.
Объясняют, по каким признакам отбирали «лишние слова». Отвечают на вопросы.
Ставят цели, формулируют тему урока.
Записывают тему в тетради.
Личностные: самоопределение
Регулятивные: волевая саморегуляция
Познавательные: общеучебные;
Логические: анализ объектов с целью выделения признаков
Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
3. Проблемное объяснение нового знания
Мотивация познавательной деятельности.
Предлагает материал для наблюдений и анализа.
На слайде в 6 столбиков записаны слова.
-Какое общее значение объединяет слова в каждой группе?
Если испытывают затруднение, то во втором столбике таблицы записывают «Хочу узнать».
После первичной проверки все вместе заполняем 3-й столбик «Я узнал».
Анализируют материал. Пытаются определить значения слов в каждой группе, в тетради заполняют таблицу (по мере определения значения)
По опорной схеме делают выводы о правилах написания гласных в приставках ПРИ — ПРЕ.
Личностные: проявлять интерес к новому содержанию. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу
Познавательные: иметь представление о неизученном предметном содержании и способах его применения. Коммуникативные: выстраивают полные и точные высказывания в соответствии с нормами родного языка.
4. Закрепление изученного материала. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, организация самопроверки учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов
Сегодня в течение урока вы будете заполнять лист самоконтроля, куда будете вписывать полученные вами баллы за выполнение заданий, в конце урока вы их суммируйте и выставите себе оценку за урок.
Итак, первое задание: «Лингвистическое лото»
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.
Регулирует работу обучающихся, по мере необходимости помогает в выполнении задания.
Заполнение Листа индивидуальных достижений.
-
Нет ошибок-5 баллов:
-
1-2 ошибки- 4 балла
-
3-5 ошибки- 3 балла
-
6 и более-2 балла
Заполняют таблицу в тетради, а баллы выставляют в лист индивидуальных достижений
Сверяют правильность выполнения с образцом, выставляют баллы.
Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.
Регулятивные: исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.
Коммуникативные: осознает познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию.
Проводит ФИЗМИНУТКУ
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цели: организовать самостоятельное выполнение уч-ся типовых заданий на новый способ действия с последующей проверкой по эталону;
по результатам выполнения самостоятельной организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности.
Учитель организует деятельность по применению новых знаний, просит самостоятельно выполнить задание. (раздаточный материал на парте)
Работа в парах.
По ходу выполнения заданий работают со словарями.
Заполнение Листа индивидуальных достижений.
-
Нет ошибок-5 баллов:
-
1-2 ошибки- 4 балла
-
3-5 ошибки- 3 балла
-
6 и более-2 балла
Работают в парах, вставляя пропущенную букву в приставку, графически объясняют написание, проверяют себя (сверяют свой результат с заданным эталоном).
Ученики анализируют слова, делают вывод, что Пре- и При- в данных словах входят в корень и нужно проверить по словарю и запомнить их написание.
Сверяют правильность выполнения с образцом, выставляют баллы.
Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.
Регулятивные: исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.
Коммуникативные: осознает познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию.
6. Этап включения в систему знаний и повторения.
1.Предлагает выполнить творческую работу. Восстановить текст, воспользовавшись словами из «справочного бюро».
Нет ошибок-4 балла:
1-ошибки- 3 балла
2 ошибки- 2 балла
Знакомятся с текстом, выполняют задание творческого характера. Закрепляют орфограмму в приставках ПРИ-ПРЕ.
Зачитывают полученный текст.
7. Этап рефлексии учебной деятельности.
Организует рефлексию.
Вновь читает стихотворение В. Шефнера.
-Какую цель мы поставили в начале урока?
-Выполнили мы цель? Научились писать слова на это правило?
-Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему?
Предлагает заполнить «Лист достижений».
Самооценка учащихся путем выбора цвета стрелок.
Благодарит за работу.
14-12 баллов- «5»
11-9 баллов – «4»
8-7 баллов – «3»
6 и ниже – буду стараться.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель результаты, степень их соответствия
Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осуществляют самоопределение уровня изученного материала; осознают возникающие трудности, умеют находить их причины и пути преодоления Коммуникативные: полно
и грамотно выражают свои мысли; знают правила речевого общения
Домашнее задание
Дифференцированное домашнее задание на выбор:
1. Написать лингвистическую сказку «Жили-были две приставки». Можно составить презентацию (3-4 слайда).
2. Выпишите предложения со словами, где встречаются приставки пре- и при- из стихотворений А.С. Пушкина «Зимнее утро», «Зимний
вечер», «Зимняя дорога».
3. Упр. 649 стр. 184
Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осуществляют самоопределение уровня изученного материала; Коммуникативные: осознает познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию.
10