Напишите сочинение по прочитанному тексту Ильина
Текст для сочинения
Природа никогда не создает шума.
Она учит человека величию в тишине.
Молчит солнце.
Беззвучно разворачивается перед нами звездное небо.
Мало и редко слышим мы из «сердцевины земли».
Милостиво о блаженно покоятся царственные горы.
Даже море способно к «глубокой тишине».
Самое великое в природе, то, что определяет и решает как таковую нашу судьбу, происходит бесшумно.
А человек шумит.
Он шумит спозаранку и допоздна, преднамеренно и непреднамеренно, работая и развлекаясь.
И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом.
Так и хочется сказать, что шум составляет «привилегию» человека в мире, ибо все, то природа дает нашему слуху, — это таинственный и многозначительный звук, а не назойливый и пустой шум.
Пораженные и захваченные, стоим мы, когда свой голос поднимает гром, вулкан или ураган, и внимаем этому голосу, который вознамерился сказать на нечто величественное.
Рокот Рейнского водопада или моря, обвалы горной лавины, шепот леса, журчанье ручья, пение соловья мы слышим не как шум, а как речь или песню родственных нам, но таинственных сил.
Грохот трамваев, треск и шипение фабрик , рев мотоциклов, визг тормозящих автомобилей, хлопанье кнута, отбивание косы, резкие звуки мусорных машин и, ах, так часто…рев радио – это шум, докучливый шум, так ничтожно мало значащий в духовном смысле.
Шум присутствует везде, где звук мало значит или вовсе ничего не значит, где громыхание, свистение, жужжание, гудение, рев, проникая в человека, мало что дают ему.
Шум – дерзкий и разочаровывающий, кичливый и пустой, самоуверенный и поверхностный, беспощадный и лживый.
Можно привыкнуть к шуму, но никогда нельзя им наслаждаться.
Он не таит в себе ничего духовного.
Он «говорит», не имея, что сказать.
Поэтому всякое плохое искусство, всякая глупая речь, всякая пустая книга – шум.
При этом шум возникает из духовного «ничто» и растворяется в духовном «ничто».
Он выманивает человека из его духовного убежища, из его сосредоточенности, раздражает его, связывает, так что тот живет уже не духовной, а исключительно внешней жизнью.
Говоря языком современной психологии, он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это.
Примерно так: «Приветствую тебя, человек!
Послушай-ка!
Впрочем, мне нечего тебе сказать!»
И снова… И снова… Бедный человек подвергается нападкам и даже не может отразить нападающего: «Если тебе нечего сказать, оставь меня в покое».
И чем больше человек захвачен шумом, тем привычнее для его души внимание к чисто внешнему.
Благодаря шуму внешний мир становится значимым.
Он оглушает человека, поглощает его.
Шум, так сказать, «ослепляет» восприятие, и человек становится духовно «глух».
Шум перекрывает все: во внешнем – пение мира, откровение природы, вдохновение от космического безмолвия.
Во внутреннем – возникновение слова, рождение мелодии, отдохновение души, покой разума.
Потому что воистину, где нет тишины, там нет покоя.
Где шумит ничтожное, там смолкает Вечное.
Робка также и муза.
Как легко спугнуть ее шумом! Нежна ее сущность, голос ее нежен.
А шум – дерзкий парень.
Ничего не знает этот грубиян о таинственной изначальной мелодии, которая поднимается из колодца души, иногда вопрошая, иногда взывая, иногда вздыхая.
Он вытесняет эту мелодию из земной жизни и земной музыки.
От этого бедствия я не знаю утешения.
Есть только одно: побороть шум.
Пример сочинения по тексту Ильина
В тексте только одна, но вселенская боль гениального философа И.А. Ильина.
А значит и одна (вечная!) проблема – различение духовного и бездуховного.
Это приобщение ко всеобщему бесконечному стремлению к правде, добру и красоте, т. е. «побороть шум».
Что же делает автор, чтобы воздействовать на наш мозг, сознание, душу?
Я бы назвал его обращение к современникам не просто раздумьем, а самым настоящим криком души, потрясенной искореженным человеком мира.
Именно отсюда его изображение шума (грохот, треск, рев, визг, свистение, жужжание, гудение) как грохот металлического рока, отключающий сознание, уродующий психику, опустошающий душу.
И это, убеждает автор, не свойство отдельного человека, это примета вселенской бездуховности (даже признаки апокалипсиса).
Вот откуда у современного человека столь велика тяга к развлечениям, и, я бы даже сказала, к отвлечениям («шум перекрывает все»).
Каждый абзац текста – это даже не логическая цепочка в рассуждении, это целая философия, которая прозревает душу, наполняет жизнь человеческую особым смыслом.
Так к чему же так страстно ведет нас философ?
Эта фраза:
«Шум возникает из духовного «ничто» и растворяется в духовном «ничто»,
— аксиома, духовная установка.
И вдруг: «От этого бедствия я не знаю утешения».
И все-таки путь – «Есть только одно утешение: побороть шум».
Это и позиция, и «свет в конце туннеля», и ободряющий совет.
Боже, на какие мысли настроил автор, как о многом заставил задуматься и, может быть, совсем другими глазами заставил посмотреть на окружающий мир и оценить свое место в нем.
Как я понимаю, «шум» — ведь это не только примета нашего времени
(хотя написано это И.А. Ильиным в первой половине 20 века),
это образ, это знаковое предупреждение.
Вот и «разрывается» от дикого хохота («шума») телевизор, гудит-ревет в экстазе подросток от всепоглощающего рока.
Природа не терпит пустоты – заполняет ее безликость («всякое плохое искусство, всякая глупая речь, всякая пустая книга – шум»).
Пройдите по книжным рядам, «целофанированная» современная литература заполняет все (Донцова, Шилова, Хрусталева и т.д.).
Все на злобу дня – и уйдет вместе с ней, «со злобой», ибо (уверена!) не померкнет свет, пока жив человек.
Идите к высокому, что возвышает и облагораживает душу, к настоящему искусству, которое укрепит вашу веру в добро, правду и красоту.
Идите к Пушкину – и выйдите из лабиринта затмения.
Читайте – и прозреете, сумеете отличить ложное от истинного.
Вникните в смысл его откровений, созданных им образов русской трагедии, где обволакивающим, путающим все выступает грозная стихия («метель»).
Здесь бессчетный ряд знаковых произведений, просветляющих душу, выводящих на светлую дорогу к Храму.
Говорят, если в русской поэзии останется (после катаклизмов на Земле) только одна строка:
Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя,-
то по ней смогут исчислить русскую душу.
Катю рано выдали замуж за Тихона Кабанова, сына Кабанихи. Катя наивно полагала, что её жизнь до замужества будет не сильно отличаться от её новой жизни, но девушка ошибалась. Чистая Катя не способна понять, как можно врать матери, как делает это Варвара, как можно скрывать от кого-то свои мысли и чувства, как можно не защищать право на собственное мнение. Ей чужды порядки этой семьи, но из-за царивших в то время патриархальных устоев у девушки не было выбора.
Здесь конфликт реализуется на внутреннем уровне. Эти персонажи слишком разные, но при этом у обеих женщин одинаково сильный характер. Катерина противостоит тлетворному влиянию Кабанихи. Марфа Игнатьевна понимает, что столкнулась с сильной соперницей, которая может «настроить» Тихона против матери, а это не входит в её планы.
В паре Борис – Катерина реализуется любовный конфликт. Девушка влюбляется в приехавшего в город молодого человека. Борис кажется Кате таким, как она сама, непохожим на остальных. Бориса, как и Катерину, раздражает атмосфера города. Им обоим не нравится, что всё здесь построено на страхе и деньгах. Чувства молодых людей вспыхивают довольно быстро: им хватило одной встречи, чтобы влюбиться друг в друга. Отъезд Тихона позволяет влюблённым тайно встречаться и проводить время вместе. Катя говорит, что ради Бориса совершает грех, но, раз греха она не побоялась, то и осуждение со стороны людей ей не страшно. Девушка не понимает, зачем скрывать их встречи. Она хотела признаться мужу во всём, чтобы потом честно быть с Борисом, но молодой человек отговаривает от такого поступка. Борису удобнее встречаться тайно и не брать на себя ответственность. Разумеется, они не могли быть вместе. Их любовь трагична и быстротечна. Ситуация принимает неожиданный попорот, когда Катя понимает, что Борис на самом деле такой же, как и все остальные жители: жалкий и мелочный. А Борис не старается это отрицать. Ведь он приехал в город лишь затем, чтобы наладить отношения с дядей (только в этом случае он мог получить наследство).
К большому сожалению, Борис отличался от остальных особ «темного царства» лишь внешне. Внутри он оказался трусом и предателем. Возлюбленный Катерины не смог защитить обиженную женщину в самый тяжкий для нее момент. Без поддержки и опоры, Катерина решает покончить жизнь самоубийством. Это был единственный выход.
Кабаниха была рада такому исходу, ведь Катерина постоянно раздражала ее своей самостоятельностью и решительностью. Кабаниха невзлюбила Катерину за ее вольный и сводный дух.
В усадьбе Кабановых был установленный закон – все подчиняются Кабанихе, и никто не может и слова сказать против ее приказаний. А тут появляется Катерина, которая нарушает общественный устой усадьбы Кабановых. Кабаниха постоянно бранит и угнетает молодую женщину.
Признание Катерины про измену приводит Кабаниху в ярость, и она со всей своей гнусной натурой начинает издеваться над своей жертвой. Поэтому, самоубийство оказалось самым верным выходом в ситуации Катерины.
Если сравнивать образы двух женщин и далее, можно подметить, что у них совершенно разное отношение к Всевышнему. Кабаниха только лишь делает видимость богомольной дамы, холит в церковь лишь для того, чтобы произвести впечатление на окружающих. Катерина же, верит в Бога со светлыми мыслями и чувствами. Всевышний – это святость для молодой женщины.
Образы Катерины и Кабанихи можно сравнить со светом и со тьмой. Они совершенно противоположны. Светлый образ несет в себе добро и чистоту, а темный образ порождает злость, черствость и жестокость.
И. А. Шаховая. Глобальные экологические проблемы. Реферат по ораторскому искусству.
Эссе на тему «Глобальные экологические проблемы»
Современный мир характеризуется необычайной сложностью и противоречивостью событий, он пронизан противоборствующими тенденциями, полон сложнейших альтернатив, тревог и надежд.
Конец XX века характеризуется мощным рывком в развитии научно-технического прогресса, часто с абсолютно неожиданными последствиями, ростом социальных противоречий, резким демографическим взрывом, ухудшением состояния окружающей человека природной среды.
И действительно, наша планета никогда ранее не подвергалась таким физическим и политическим перегрузкам, какие она испытывает на рубеже XX-XXI вв. Человек никогда ранее не взимал с природы столько дани и не оказывался столь уязвимым перед мощью, которую сам же создал.
Что же несет нам век грядущий — новые проблемы или безоблачное будущее? Каким будет человечество через 150, 200 лет? Сможет ли человек своим разумом и волей спасти себя самого и нашу планету от вполне реальных многочисленных угроз?
Эти вопросы, несомненно, волнуют многих людей. Будущее биосферы стало предметом пристального внимания представителей многих отраслей научного знания, что само по себе может быть достаточным основанием для выделения особой группы проблем — философско-методологических проблем экологического прогнозирования. Следует подчеркнуть, что данный аспект является одной из «слабостей молодой науки футурологии» в целом.
Разработка этих проблем является одним из важнейших требований развития человеческой культуры на современном этапе развития человечества. Ученые согласились, что принятая политика по принципу «реагировать и исправлять» бесплодна, повсеместно заводит в тупик. «Предвидеть и предотвращать» — единственно реалистический подход. Исследование будущего может способствовать решению всеми странами мира самого насущного вопроса: как направить огромную по своим масштабам циркуляцию природных сил и ресурсов по пути, который будет полнее удовлетворять потребности людей и не приводить при этом к экологическим катаклизмам?
Три “золотых правила риторики”
Рассматривая многочисленные правила риторики, которые были сформулированы ее теоретиками и практиками, стоит выделить три, являющихся наиболее существенными для начинающего оратора, пытающегося постичь азы этого искусства:
тезис и лозунг,
формула Цицерона,
план и эпистема.
Тезис и лозунг
Тезис (греч.) – положение (мысль), которое автор или оратор намерен доказать, защитить или опровергнуть. Другими словами, тезис есть мысль, которую следует доказать. Оратор, не знающий этого положения, не доказывает свои мысли, а только объявляет их, озвучивает с трибуны, поэтому нередко выступление оратора, мало подготовленного в риторике, сводится к выкрикиванию отдельных мыслей, даже слов, призывов и пр. при отсутствии элементарных попыток обосновать, доказать, логично подвести слушателей к нужным в данном случае выводам.
Термин «лозунг» содержит в себе понятие, едва ли не противоположное тому, что означает «тезис».
Лозунг (нем.) – призыв, краткая, четкая, хорошо запоминающаяся фраза, не требующая никаких обоснований или доказательств ни для говорящего, ни для слушающих. Например: «Да здравствует, Первое мая!» или «Кадры решают все!».
Во все времена было, есть и будет немало ораторов, говорящих с высокой трибуны не тезисами, а лозунгами. В таком случае выступление сводится к выкрикам лозунгов, для решения которых сам автор не знает ни путей, ни средств, ни рецептов, пусть даже высказанных в самых общих чертах. Такое выступление может нравиться слушателям с невысоким уровнем образования, поскольку оратор старается воздействовать не на интеллект аудитории, а на чувства, оперировать не логическими, а эмоциональными категориями.
Первое «золотое» правило риторики требует, чтобы оратор логично, умело и красочно доказывал в аудитории свои «тезисы».
Оратор, не владеющий механизмами аргументации собственных тезисов, не может считаться оратором, грамотным с точки зрения теории и практики не только риторики, но и логики, и этики. [1]
Формула Цицерона
Марк Туллий Цицерон, признанный всеми оратор, однажды сказал: «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении». Второе «золотое» правило риторики снимает вопрос о «судьях». Извечный вопрос, связанный с контролем, с оценкой, с взаимопониманием, снимается этой формулой Цицерона. Оценка любого устного выступления позволяет опираться не столько на собственные знания, свой опыт, личный вкус, внутренний голос рецензента, сколько на мнение человека, ставшего в риторике авторитетом едва ли не абсолютным.
Итак, если перечитать формулу Цицерона, то можно обнаружить в ней пять составляющих, пять требований, которые необходимо предъявлять к оратору.
В литературе есть понятие «медали», у которой всегда две неразрывные стороны — лицевая и оборотная, или аверс и реверс. Так и в данной части формулы Цицерона. Можно считать «стройно» и «изящно» по отдельности, но лучше этого не делать, поскольку они неразрывны и обращают наше внимание на две стороны одной медали, которые в теории риторики нередко обозначают как содержание (стройно) и форму (изящно).
Форма — слово латинское, и в словарях найдется до десятка его определений, из которых в данном случае наиболее подходит «наружный вид, внешнее очертание», которое в свою очередь обусловлено его внутренним содержанием. Таким образом, форма и содержание влияют друг на друга, находясь в сложной взаимозависимости.
Содержание — слово русское и означает единство всех элементов целого, его свойств и связей, существующее и выражающееся в форме и неотделимое от нее.
Не будем же и мы отделять форму от содержания, и наоборот, а следовательно, и стройное от изящного. Действительно, если ораторское выступление «стройно», то не стоит удивляться, что оно же и «изящно». Напротив: достойно удивления такое выступление, которое можно назвать стройным, но не изящным или изящным, но не стройным.
Обратим внимание на первую составляющую формулы Цицерона: «любой вопрос» — в его изложении. Очевидно, что за те более чем две тысячи лет, которые прошли со времени жизни автора, мир сильно изменился, а вместе с ним и жизнь человека. Поэтому можно, видимо, сделать к первому требованию Цицерона такое примечание, которое никак не должно быть «исправлением» его или «неуважением» к тому, что было Цицероном сказано.
В наши дни ни один оратор не может одинаково успешно читать лекции, выступать с докладами «по любому вопросу» с высоким «знанием дела». Но по той тематике, за которую этот оратор взялся, он должен в ее рамках «любой вопрос со знанием дела».
Наконец, «с достоинством»… Как часто ораторы наших дней не в ладах с этим требованием Цицерона. Часто приходится видеть и слышать, что невозможность говорить «стройно и изящно» сопряжена с этической стороной в выступлении оратора: он невежлив, неприветлив, агрессивен, нередко вплоть до того, что переходит к физическому воздействию на оппонента, хватает его за одежду, за волосы и так далее.
План и эпистема
Школьные практика и методика показывают, что искусству и науке написания плана своей письменной или устной работы ученики начинают обучаться с начальных классов. Практика вузов в свою очередь демонстрирует, что студенты подготовить такой план на научной творческой основе не могут, путаются в вопросах, не могут отличить главное от второстепенного, избежать повторений как в словах, так и в мыслях.
Творческий процесс подготовки оратором своего предполагаемого устного выступления связан с обдумыванием как самих пунктов плана, так и всей совокупности его разделов, подразделов и пр., возможных вопросов аудитории, предполагаемых ответов оратора на эти вопросы. Другими словами, эпистемическая подготовленность оратора к выступлению предполагает, что он подготовился к акту выступления самым лучшим из возможных для него вариантом.
Написание плана может быть многократным в том смысле, что автор будет много раз переделывать свой план, стремясь сделать его как можно более эпистемичным, т.е. доказательным во всех его составляющих аспектах.
Полное понимание эпистемы плана приходит к оратору через несколько лет творческой практической ораторской деятельности.
В заключение приведём краткую формулировку «золотых» правил риторики:
Каждую свою мысль, каждое положение (тезис) оратор должен доказать своей аудитории. Обязательностью доказательства, аргументированностью тезис отличается от лозунга.
Опытный оратор должен говорить так, чтобы его речь отличалась стройностью, изяществом, достоинством.
План лекции должен быть подготовлен на основе античной эпистемы, т.е. так, чтобы лекция (выступление) принесла аудитории максимум пользы и эстетическое удовольствие для слушателей.
Глобальные экологические проблемы
К середине 1080-х годов имелось более 15 глобальных прогнозов, получивших название «моделей мира». Самые известные и, пожалуй, наиболее интересные из них – это «Мировая динамика» Дж. Форрестера, «Пределы роста» Д. Медоуза с соавторами, «Человечество у поворотного пункта» М. Мееаровича и Э. Пестеля, «Латиноамериканская модель Баричоле» А. О. Эрреры, «Будущее мировой экономики» В. Леонтьева, «Мир в 20GO году. Доклад президенту» и другие [1]. Основоположником и идейным отцом глобального прогнозирования на основе системного анализа по праву считается американский ученый Д. Форрестер, несомненной заслугой которого является попытка использовать математические методы и ЭВМ для создания варианта модели экономического развития общества с учетом двух важнейших факторов — численности населения и загрязнения среды. Значение своей работы Дж. Форрестер видел в том, что она «будет содействовать возникновению ощущения необходимости безотлагательного решения существующих проблем и укажет на эффективное направление работы для тех, кто решится исследовать альтернативы будущего».
У Дж. Форрестера действительно оказались последователи. Появился первый глобальный прогноз Римского клуба под названием «Пределы роста», авторы которого под руководством Д. Медоуза построили динамичную модель мира, куда в качестве исходных данных включили население, капиталовложения (фонды), земное пространство, загрязнение, использование природных ресурсов, посчитав эти компоненты основными в динамике изменения мировой системы. Выводы авторов сводились к следующему: если сохранятся существовавшие на конец 1960-х годов тенденции и темпы развития экономики и роста народонаселения, то человечество неминуемо должно прийти к глобальной экологической катастрофе. «Апокалипсис» предрекался примерно на 2100 год. А отсюда и рекомендации: немедленно свести к нулю рост народонаселения и производства. Однако эти предложения авторов модели нереальны, неприемлемы, да и просто утопичны, но дали пищу для развития антинаучных и антигуманных теорий, способствовали резкой вспышке всякого рода неомальтузианских и геополитических рассуждений, уводящих от реальных путей преодоления экокризисных явлений.
Не случайно уже следующая модель М. Месаровича и Э. Пестеля – «Человечество у поворотного пункта» – была значительно более обоснованной. И дело не только в том, что в ней комплексная взаимосвязь экономических, социальных и политических процессов, состояние окружающей среды и природных ресурсов представлены как сложная иерархическая система. Авторы попытались, посмотреть на мир не как на нечто аморфно-целое, а как на систему отличающихся друг от друга, но взаимодействующих регионов. Выводы авторов этой модели более оптимистичны, чем предыдущей. Однако «прогресс» Месаровича и Пестеля можно свести к тому, что они, отвергая неизбежность «единой» глобальной экологической катастрофы, будущее человечества видят в длительных, разнообразных кризисах – экологических, энергетических, продовольственных, сырьевых, демографических, могущих постепенно охватить всю планету, если общество не примет их рекомендации перехода к «органическому росту сбалансированному развитию всех частей планетарной системы. Но это также далеко от реальностей, которыми полон современный мир [2].
Постепенно модели становились все более конкретными, а проблемы — более реальными. К настоящему времени методологические принципы, техника, методика современного глобального прогнозирования неизмеримо усложнились по сравнению с исторически первыми и простейшими методами оценки экологической емкости Земли. В новых условиях обострившихся потребностей в нахождении эффективных способов целенаправленного воздействия на процессы взаимодействия человека и биосферы встают задачи разработки конкретных прогнозов будущего человечества, формирования конкретных научно обоснованных представлений об основных возможных тенденциях развития человечества на ближайшие 50—100 лет, Существенно то, что результаты такого прогнозирования спектра возможностей должны быть сформулированы не только на языке теории, но и на языке управленческой практики. Поэтому насущная необходимость в создании системы глобального прогнозирования с самого начала должна осмысливаться с учетом мировой практики управления сверхсложными системами и соответственно в качестве необходимости создания «человеко-машинной системы», т. е. автоматизированной информационно-прогнозирующей системы. Основная задача автоматизированного компьютерного прогнозирования взаимодействия человека и биосферы состоит в том, чтобы обеспечить наиболее оптимальные условия объединения усилий экологов, социологов, экономистов и других специалистов «для оценки и выбора возможных вариантов международных решений» на междисциплинарном уровне. Известный кибернетик У. Р. Эшби писал: «Ценность системного подхода заключается в том, что он применим для анализа объектов особой сложности, понимание которых с помощью традиционных методов исследования затруднено, а иногда и невозможно. Системный подход, основанный на компьютерах, отвергает смутные интуитивные идеи, извлекаемые из обращения с такими простыми системами, как будильник или велосипед, дает нам надежду на создание эффективных методов для изучения систем чрезвычайной внутренней сложности и управления ими»[3].
Само создание систем автоматизированного прогнозирования, отвечающих современным требованиям методов управления, в свою очередь превратилось в одну из важнейших научно-технических проблем, перспективы решения которой непосредственно связаны с организацией междисциплинарных исследовательских программ.
Острее всего необходимость приобретения «нового компаса для научного познания», новых принципов организации научных исследований обнаружилась в связи с прогнозированием социальных процессов. Сложность предметов исследования, а также условия функционирования в системе управления социальными процессами, где требуются оперативность принятия решений, подлинная всесторонность в учете значимых факторов, — все это не могло не стимулировать продвижение науки в этой области на порог эры человеческого новаторства.
Компьютеризация комплексного исследования взаимодействия человека и биосферы – исторический рубеж, которого достигла наука за очень короткий исторический промежуток времени на основе создания математических моделей живой природы. Экология уже оперирует не только простыми динамическими теориями популяций, но и всеми средствами теории динамических систем (уравнения в частных производных, в конечных разностях, интегральные и интегро-дифференциальные уравнения и т. д.). Математические методы проникли в самые разные области теоретической и прикладной экологии: в анализ взаимоотношения видов в сообществе, в исследование процессов миграции, территориального поведения, в анализ потоков вещества и энергии в экосистемах, в изучение проблем сложности и устойчивости сообществ, а также оценок влияния различных антропогенных факторов на природные системы, в исследование проблем оптимального управления природными ресурсами и эксплуатирования популяций и т. д. Компьютеризация привела к конструированию так называемых имитационных моделей взаимодействия человека и биосферы, принципиальная сложность которого требует учета большого числа как биологических, социальных, так и абиотических переменных [4].
Интегрированные информационно-прогнозирующие системы («стратегические ресурсы человечества») получили наиболее впечатляющее применение, позволив пользователю обращаться к информации о динамических системах в режиме реального времени. Новой информационной технологии экологического прогнозирования уже принадлежит немаловажная заслуга: она «способствовала тому, что за сравнительно короткий исторический промежуток времени глобальные проблемы оказались в поле зрения мировой общественности и стали подлинно общечеловеческими не только по своей сути, но и по признанию, которое они себе завоевали.
Это, безусловно, важное достижение экологического прогнозирования должно быть дополнено решительным преодолением отмеченного в публикациях ООН недостатка «методологических инструментов… интегрированного аналитического подхода к формированию и применению адекватной политики и планирования». Ведь лица, принимающие решения, осмысливая проблемы экологической безопасности глобально, должны иметь в своем распоряжении прогнозы локальных мероприятий [5]. А здесь встают задачи, требующие длительной и кропотливой проработки методов принятия рациональных решений, учитывающих объективные условия иерархичности структуры систем управления, информационную ограниченность и специализацию их органов, национальные и региональные особенности в выработке систем критериев в оценке эффективности, трудно обозримое многообразие целевых установок и задач управления и т. д.
Ведущиеся в настоящее время теоретические и прикладные исследования по созданию автоматизированных систем управления и многовариантных методов обоснования принятия решений обеспечивают такую модификацию информационного сервиса, которая создает наиболее комфортабельные условия не только для численного имитационного эксперимента, но и для логической интеграции вариантов достижения поставленных целей, а также для эффективного включения в циклический процесс прогностического обеспечения оптимизации взаимодействия человека и биосферы, развития ноосферы, междисциплинарных групп экспертов и представителей общественности. В этом будущее футурологии.
Заключение
Решение глобальных мировых проблем становится с каждым днем все более и более актуальной темой. В основном они затрагивают экологический фактор, и даже проблемы экономического и политического толка неразрывно связаны с окружающей нас средой. Действия человечества зачастую заканчиваются масштабными катастрофами, ущерб от которых исчисляется не только в миллиардах долларов, но и в человеческих жизнях, трагедиях для целых регионов. Поэтому очень важно не только устранять последствия, но и суметь предугадать чем закончится тот или иной процесс, правильно оценить перспективы и выбрать оптимальный вариант решения.
Общечеловеческое, глобальное соизмерение экологических проблем придает особую актуальность сотрудничеству людей из разных стран, принадлежащих к различным религиозным и политическим объединениям. В этом движении воспроизводится глобальная задача — необходимость найти оптимальные формы сотрудничества различных общественных и политических сил ради достижения общей для человеческого сообщества цели. Природа — это общечеловеческая ценность, и сохранена она может быть только общими усилиями всех народов.
Список литературы
Brundtland G. H. Opening address to the Seventh meeting of the World commition on environment and development // World Commition on Environment and Development. Highlights from the Public hearing. M., 1986.
Виноградов В. А. Информация и глобальные проблемы со¬временности // Вопр. философии. 1983. № 12.
Эшби У. Р. Введение в кибернетику. М.Р 1959. 11. UN. Population, resources, environment and development N, Y,, 1984.
Гвишиани Д. М. Методологические проблемы моделирова¬ния глобального развития //Вопр. философии. 1978. № 2.
Математические модели в экологии и генетике. М., 1981.
Моисеев Н. Я. Путешествие в одной лодке//.Химия и жизнь. 1977. № 9.
Д.Н. Александров. Риторика. М: 2000, Юнити. 534 с.
Х. Леммерман. Учебник риторики. М: 1997, Юнити. 255 с.
(761 слово) Рассмотрим одно из наиболее значимых творений отечественного писателя Ивана Гончарова, знаменитый психолого-социальный роман «Обломов», в котором автор открывает нашему взору жизнь представителя высшего сословия Ильи Обломова. Дворянин Обломов является «лишним человеком», поскольку ему не было места в стране, которая стремительно менялась в то время. В повествовании Гончаров отводит особое место природе, она у него не застывший пейзаж, а с ее помощью раскрываются темы и идеи книги.
Рассмотрим, как представлен пейзаж в романе.
Изначально окружающая деревню Обломовку природа описывается через сон Ильи Обломова, и предстающий пейзаж кажется очень ярким. Писатель называет сие место чудным краем и благословенным уголком. Автором показана спокойная и размеренная жизнь в деревне. Деревня безмятежна и спокойна. В ней неторопливый, размеренный ритм; ничего не создает треволнений для жизни в ней. Все пейзажи, окружающие деревню, источают покой, типичный для средней полосы страны, причем, в летнее время. Впрочем, для Ильи Ильича в сельской глубинке все времена года были одинаковыми – вечное лето.
Лень чувствуется во всем пейзаже, жизнь идет своим чередом, тянется медленно – столетиями на грани обрыва стоит изба крепостных Сусловых, однако, ничего не предпринимается для исправления сего безобразия – изба нависает над обрывом, рискуя сорваться со всеми жильцами вниз. Но все оставлено на извечное русское авось. Сама Обломовка живет не просто размерено и медленно, а циклами. Время крестьянами измеряется лишь по сменам времен года, да по церковным праздникам. Все было похожим, следующий день был практически полностью похож на предыдущий. Эта деревня располагалась в самой глуши, ее леса были не тронуты топорами лесорубов, а степи не были распаханы на пашни земледельцами.
Крестьяне Обломовки взаимодействовали лишь с волжской пристанью, где сбывали ненужное и покупали необходимое. В другие места они не ездили.
Сам Илья Обломов с самого раннего детства привык к этому миру, ставшему для него идеалом – окружающая деревню природа, которая, как и сама деревня, были его отчим и родным краем. Он идеализировал этот мир для себя. Еще в юношеском возрасте он занимался познаванием своего края, этого мира. Но его тяготения были уничтожены родителями, которые проявляли к своему чаду излишнюю опеку, которые сами были людьми богатыми и ленивыми. По их стопам пошел и их сын, привыкший к их жизни и ставший ее продолжателем.
Как жили помещики, так жили и крестьяне – разумеется, в плане лености во всем происходящем. Поэтому, на становление Обломова влияли не только родители, но и окружающая его атмосфера. И он определился с образом жизни, уже став взрослым человеком, и свято ведет этот образ жизни. А идеальность в мире достигается досугом, проводимым на природе этого самого мира – он хотел сидеть в тени деревьев, попивая чаек да поглядывая на пруд.
Но описываемый пейзаж несет в себе и другие функции — природа является отражением внутреннего мира главного героя. Например, ветвь сирени олицетворяет любовь Ильи и Ольги. Так, Ольга подает Илье эту веточку, на что тот отвечает, что ему больше по нраву ландыши. Девушка расстроилась и выронила веточку, но Илья, поняв, что полюбил Ольгу, пришел на другое свидание с этой самой веткой.
Эта ветка является не только символом любви между двумя людьми, но и символом весны. А, кроме того, показывает процесс зарождения иной жизни – иной жизни главного героя, который теперь другой, который теперь готов проявить активность для возлюбленной. А природа летом, которая тиха, показывает, как расцвели отношения Ильи и Ольги.
Однако абсолютно по-иному описывается природа в моменты, когда Обломов стал сомневаться – природа стала дождливой, небо посерело, стало сыро и прохладно. А Ольга видела отцветшую и теперь уже увядшую сирень, будто увяла их любовь. Пейзаж, которым показана осень, олицетворяет отчуждаемость между влюбленными, а начавшие облетать листья и появившиеся вороны символизируют собой их расставание, ведь они больше не могут прятаться за зеленью, которой уже нет.
Также расставание символизирует и метель, в которой оказался Обломов. Те чувства, о которых говорила сирень, умерли так же, как и сама она под снежным покровом.
Хорошо заметно, что отношения Ольги и Ильи пошли параллельно временам года – сначала жизнь чувств зародилась, потом расцвела летом, подобно цветку, а потом отцвела по осени.
Кроме того, со сменой времен года сменились и чувства главных героев – так Ольга полюбила немца Штольца, а Илья влюбился в Агафью. В финальном пейзаже, на котором представлено кладбище, автор показывает сирень у могилы Обломова, которая намекает на первую и последнюю весну в его сердце.
Описание природы, которое имеет крепкую взаимосвязь с главными героями, помогает глубоко раскрыть их характеры и их самих – Ольга и Илья умели чувствовать природу и жили ею, радовались каждому ее проявлению.
А разменяв друг друга на других людей, они утратили это умение – Ольга, выйдя замуж за Штольца, ощутила недостаток романтики, хоть их союз и был крепким, а Обломов, полюбив Агафью, и вовсе скончался.
Кроме того, описание пейзажей родных для Обломова краев показывает, почему сам Илья Обломов стал таким, каким представлен взору читателя.
Можно ли понять, сколько на свете звуков?
В науке звук определяется через два показателя: его частоту и амплитуду (или громкость). В среднем человек способен различить от 3 до 4 тысяч звуков разной высоты. Граница диапазона слухового восприятия начинается на низких частотах, примерно 20 герц (Гц). Самый высокий показатель частоты, не вызывающий дискомфорта, — 20 000 Гц. Помимо диапазона высоты, есть и диапазон громкости и уровень звукового давления, измеряемые в децибелах (дБ).
Порог громкости, вызывающий болевые ощущения, — 120 дБ УЗД. Воскресным утром кажется, что именно этого показателя достигает звук молотка или работающей дрели у соседей сверху, но все намного масштабнее. На уровне 150 дБ УЗД взлетают самолеты, а с громкостью 200 дБ УЗД взрывается атомная бомба. Даже на первый взгляд безобидные фейерверки при взрыве могут достигать уровня в 145 дБ УЗД. Давление, превышающее 140 дБ, может вызвать травму органов слуха.
Ни частотный диапазон, ни звуковой не отвечают на вопрос, сколько звуков может услышать человек без нарушений слуха. Зато эту тему изучает психоакустика — наука, объясняющая взаимодействие между слухом и мозгом. Во время вечеринки мы слышим голоса многих людей, музыку, шаги и еще большое количество звуков, но способны концентрироваться на одном или нескольких источниках. Человек постоянно выбирает, на каком именно из слышимых звуков ему сосредоточиться, а уши постоянно улавливают звук, даже когда мы этого не осознаем.
Помимо частоты и амплитуды, в психоакустике у звука появляется третья характеристика — «окраска» или восприятие. Если когда-нибудь прослушивание любимой песни вызывало у вас мурашки, а звук на видео заставлял немедленно нажать на паузу — это те самые особенности восприятия в том числе изучаемые психоакустикой.
Ориентация в пространстве на слух
Во внутреннем ухе человека, не имеющего проблем со слуховым восприятием, находится почти 25 тысяч клеток, реагирующих на звук. Он осознается мозгом с небольшим опозданием — в среднем, через 100 миллисекунд (одна миллисекунда — тысячная доля одной секунды), после того, как дойдет до уха. В 70% случаев, если человек хочет расслышать что-то получше, он повернется к источнику звука правой стороной. Это не зависит от того, правша он или левша, и происходит рефлекторно.
Очевидно, что окружающие звуки помогают нам определять свое положение в пространстве. Помимо этого, способность слышать влияет и на чувство равновесия. Все потому, что система человеческого баланса основана на лабиринте из тканей и небольших косточек во внутреннем ухе. Полукружные каналы в нем отвечают за восприятие определенного вида движений: вниз, вверх, по сторонам и в наклон. Внутри каналов — жидкость, по движению которой мозг определяет, как человек движется в пространстве.
В пространстве звук распространяется через звуковые волны. Их скорость не зависит от громкости источника, то есть, если прибавить звук на телевизоре, он с одинаковой скоростью достигнет уха всех зрителей. При создании звуковых волн в ограниченном пространстве может возникнуть эффект интерференции — две волны накладываются друг на друга. Увидеть невооруженным глазом его не получится, но интерференция лежит в основе акустической голографии — одного из научных способов получения изображения звука.
Как направление и расстояние влияют на восприятие звука
Естественно, что чем дальше мы находимся от источника звука, тем хуже мы его слышим. В 2015 году американские ученые выяснили, что человек способен определять расстояние до скрытых от глаз объектов, опираясь лишь на слух. Мы бессознательно замечаем звуковые интервалы до 40 миллисекунд и используем их, чтобы распознать, насколько удален или приближен объект. При этом мозг склонен больше доверять именно звуковому восприятию, чем визуальным образам.
О влиянии направления звука на слух свидетельствует бинауральный эффект — эффект, возникающий при восприятии звука сразу двумя ушами, будто человек стоит лицом к источнику звука. Бинауральное аудио воспроизводит звук так, как человек привык слышать его в окружающем мире, преследуя и окружая со всех сторон.
Особенную любовь бинауральное аудио снискало среди поклонников АСМР-видео, где аббревиатура расшифровывается как автономная сенсорная меридиональная реакция. Это феномен восприятия, при котором человек испытывает недолгое ощущение приятного покалывания в затылке, а по коже шеи к спине и конечностям начинают бегать мурашки. Сам термин появился еще в 2010 году, но видео с различными АСМР-техниками начали появляться в больших количествах только после 2017 года.
Бинауральное аудио в этом случае позволяет реалистично передавать звуки, которые должны расслаблять. Самые популярные из них — жевание, лопающаяся пузырчатая пленка, шепот, хруст и другие ритмичные звуки. Во время пандемии популярность АСМР-видео выросла в несколько десятков раз — все из-за недостатка сенсорного опыта у публики из-за вынужденной самоизоляции и ограничений.
Технологический прогресс в достижении эффекта объемного звука продвинулся настолько, что для полного погружения в аудио уже не нужно специально идти в кино или студию звукозаписи. Саундбар Sony HT-A9 с технологией пространственного звучания 360 Spatial Sound обеспечивает новый опыт звукового восприятия контента. Динамики обеспечивают свободное перемещение звука в пространстве и вокруг зрителей.
Как фоновый шум позволяет и концентрироваться, и расслабляться
Замечали ли вы, что заниматься уборкой под звук любимого сериала или ток-шоу становится легче, а рабочие задачи выполняются как будто быстрее, если вокруг играет приятный музыкальный плейлист? Ученые действительно смогли доказать, что звуковое сопровождение повышает продуктивность в делах. Звуки природы положительно влияют на концентрацию, а плейлист из любимых композиций снижает стресс и позволяет принимать более взвешенные решения.
Чтобы повысить концентрацию, не оставшись в полной тишине, полезно использовать инструментальную музыку, иначе человеческий мозг будет автоматически переключаться на слова и их распознавание. Интересно и то, что человеческий мозг «запоминает» выбор музыки и эмоции, испытываемые в момент ее прослушивания. Если вы переслушивали конкретную композицию во время эмоционального подъема, воодушевления и высокой мотивированности, впоследствии эта же музыка поможет испытать эти же чувства, но в другой ситуации.
Принято думать, что влияние шума на человека негативно. На самом деле есть особый тип шума, помогающий даже во время бессонницы. Его называют «белым», потому что он сочетает в себе все частоты звуков, которые воспринимает человеческое ухо — в честь белого света, сочетающего все цвета спектра.
Такой шум существует на уровне фонового звука и хотя бы однажды с ним сталкивался каждый — звук проезжающей машины за окном, работающий вентилятор, удары от капель дождя по крыше или шум прибоя. Белый шум в формате устойчивого гула может оказывать благотворное влияние при засыпании и расслаблении, а в городской среде маскировать посторонние звуки, мешающие работе.
Качественно проверить влияние музыки на продуктивность, а белого шума на сон поможет современный высокотехнологичный домашний кинотеатр, такой как Sony HT-A9. Сверхширокая зона прослушивания наполнит звуками природы или любимой песни каждый уголок жилого пространства, чтобы всецело ощутить влияние фоновых звуков на процесс работы или отдых. Расположение системы не нужно выверять до сантиметра: в каждом динамике HT-A9 используется двойной микрофон, измеряющий относительную высоту и расположение, а система создает двенадцать фантомных динамиков и полностью окружает комнату объемным звуком с эффектом погружения.
Звуки передающие атмосферу в кино
В последнее десятилетие в кинематографической среде активно развиваются технологии, позволяющие улучшать качество звука при демонстрации фильмов. При производстве картин продюсеры все чаще стали уделять внимание качественному или необычному звуковому дизайну.
В 2019 году в фильме «Звук металла» создателям удалось максимально точно передать, что испытывает человек, теряющий слух, за счет звуков. Для этого сюжетно режиссер выстроил специальную звуковую перспективу — когда большую часть звукового сопровождения в фильме зритель слышит от лица главного героя. Технически саунд-продюсеры экспериментировали с разными микрофонами, в том числе помещали их в рот актерам, чтобы записать дыхание, сердцебиение, звук моргающих глаз.
В 2018 году фильм Джона Красински «Тихое место» вызвал бурные обсуждения роли звука в кино. Сюжет требовал от героев постоянно находиться в полной тишине, а любой, даже самый тихий звук, например, шелест листьев или скрип пола, навлекал неминуемую опасность. Создателям удалось передать эту атмосферу через саунд-дизайн: фильм, практически лишен звуковой дорожки, поэтому звук любого шороха, который зритель посчитает незначительным в других картинах, при просмотре этого фильма воспринимается намного громче.
Иногда саунд-дизайнерам приходится подключать фантазию, чтобы подобрать нужный звук. Так, топот коней, который зритель слышит в средневековых фильмах, — чаще всего не более чем звук высыпавшейся из мешка картошки. Рычание фантастических существ можно воспроизвести в домашних условиях, проведя по деревянному полу шлакоблоком.
В «Дюнкерке» Кристофера Нолана тиканье часов становится отдельным элементом саундтрека, позволяющего окунуться в напряженную атмосферу боевых действий, а в «Малыше на Драйве» Эдгара Райта на музыкальном сопровождении сосредоточена одна из основных идей фильма. Эти и другие примеры демонстрируют — в двадцать первом веке для звукового кино начинается новая эра, а способность зрителей расслышать каждую ее составляющую еще никогда не была так нужна.
Домашний кинотеатр Sony HT-A9 поддерживает технологию объёмного звука Dolby Atmos, используемую профессиональными кинотеатрами. Технология способна перенести каждого зрителя на съемочную площадку, добавив фильму реализма.
Промо-блок
Домашний кинотеатр Sony HT-A9 за счет поддержки технологии 360 Spatial Sound позволяет испытать непревзойденное качество настоящего объемного звучания. Корпуса колонок имеют скошенные края для уменьшения дифракции звука, который, отражаясь от потолка, создает иммерсивное звучание даже над головами пользователей.
Беспроводное подключение колонок к блоку управления позволяет избавиться от кабелей, пересекающих пространство. Для установки системы не придется переставлять мебель в гостинной или четко выверять расстояние между динамиками — HT-A9 самостоятельно измеряет и оптимизирует их относительную высоту и взаимное расположение с помощью функции Sound Field Optimization.
Благодаря усовершенствованной акустической системе пользователи услышат новые детали в полюбившихся и привычных музыкальных треках. Саундбар восстанавливает детали композиций в высоком частотном диапазоне детали и обеспечивает насыщенное и естественное звучание. Чтобы установить и настроить систему, достаточно достать ее из коробки, подключить к Wi-Fi и телевизору через HDMI-кабель и включить питание.
Это тоже интересно:
Почему неизбежен конфликт между Катериной и Кабанихой?
Конфликт между Катериной и Кабанихой неизбежен, потому что они являются полными противоположностями друг друга. Для раскрытия этих образов автор использует прием антитеза. Катерина – свободолюбивая, хрупкая девушка, имеющая очень тонкую душевную организацию. Она была воспитана в атмосфере любви и благополучия, поэтому даже в «тёмном царстве» Кабанихи она до последнего цеплялась за возможность любить и быть любимой. Даже своего мужа Тихона она сначала пыталась полюбить и быть ему верной, но под влиянием Кабанихи сделать это было невозможно. Добролюбов назвал катерину «Луч света в тёмным царстве», ты был прав, Витино единственная чистая и не испорченная нравами Калинова была в этом городе. Она считала любовь и свободу высшим счастьем из-за этого погибла, не выдержав жестоких рамок. Кабаниха же, напротив, считает, что рамки помогают держать все в порядке. Она не только сама «живёт по правилам Домостроя», но и заставляет так жить всю свою семью поэтому Катерина, не желающие мириться с правилами свекрови, так раздражает Кабаниху.Она постоянно настраивает своего сына Тихона против жены, тем самым усложняя их семейную жизнь. Кабаниха была набожной, верующий, но она не видела глубины религии. Она считала религию очередным сводом каких-то законов ,за неподчинение которым всех ждёт Божья кара. Кабаниха искренне верит в то, что без неё в этом доме все развалится. Она деспот, который мешает жить окружающим. « Ханжа,сударь …Нищих оделяет,а домашних заела совсем»,-говорит про неё Кулигин. Но казалось бы, у этих несовместимых личностей, есть общие черты. Такие,как максимализм. Они обе никогда не примириться с человеческими слабостями и не пойдут на компромисс. Для Катерины это свобода. Она хочет жить свободно и без греху of на душе. Для Кабанихи это «Домострой». Любой грех должен караться, а измена – высший грех наказание за которые – смерть. Для Катерины любовь – это высшая ценность, а для Кабановой любовь – это слабость. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что конфликт между Катериной и Кабаниха Й неизбежен, потому что они имеют противоположные взгляды на жизнь. Катерина покончила с собой знак протеста против устоев Кабанихи. И гибель её значит их крушение.
59. Какую роль в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» играет пейзаж?
Рассказ М.Горького «Старуха Изергиль» композиционно делится на три части, и каждая из них особую роль играет описание природы. Пейзаж меняется вместе с героями, характеризует их состояние. В рассказе открывается особый мир легенд и сказок, автор создает красочный фон свободной, вольной жизни. В первой части рассказчик повествует об одной прекрасной ночи в Бессарабии. Образ природы фантастический: многообразие красочных туч, запах моря, золотые звезды: «все это – звуки и запахи, тучи и люди – было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки». Действительно, этой ночью рассказчик узнаёт две чудесные легенды и историю жизни старухи Изергиль. Также пейзаж дополняет щедрая кроваво-красная луна, ярко светящаяся над ночным небом. Именно с этой картины, начинается сказка старухи Изергиль о Ларре: «море тихо вторило началу одной из древних легенд, которые, может быть, создались на его берегах». Природа спокойна, красочна, она отражает все события этой ночи. На протяжении истории старухи Изергиль погода меняется. Когда Ларра убил прекрасную девушку, жителей могучего племя оковал страх, а в реальности луна бледнеет, будто удаляется от земли. Старуха заканчивает свой рассказ, Ларра вынужден жить вечно, одинокий и отверженный, и автор обращает внимание на то, что на берегу моря раздается хор мужских и женских голосов, перекрывающий шум волн. Во второй части рассказа старуха Изергиль повествует о своей жизни, очень разнообразной и интересной. Во время ее истории природа молчит, буто слушает героиню, и только волны изредка напоминают о себе тихими звуками. Тем не менее, когда старуха замолчала и задремала, пейзаж начинает меняться: появляется черная тяжкая туча, луна прячется за облаками, а в степной дали виднеются маленькие голубые огоньки. Именно с такой картины начинается легенда и Данко. В ней природа играет особенную роль. Автор повествует о людях, живших вокруг непроходимых лесов, среди болота, и Данко решает спасти народ, найти дорогу к свету. Природа оказывается жестокой, беспощадной: леса становились все гуще по мере того, как герой ведет людей. Данко находит путь ценой собственной жизни, народу открывается прекрасный солнечный мир, чистый воздух. Природа является контрастом между тьмой и светом, спасением и гибелью. Таким образом, пейзаж играет важную роль в рассказах старухи и рассказчика. Он передает настроение героев и меняется на протяжении всего произведения. Природа – это отдельный персонаж, отражающий все происходящее и создающий особую атмосферу в рассказе.