26 апреля исполнилось 35 лет с момента взрыва на Чернобыльской АЭС. Авария стала не только важной частью мировой истории, но и искусства, в особенности – кино. В зону отчуждения вокруг бывшей ЧАЭС каждый год приезжают десятки съемочных групп. Однако только немногие фильмы свободны от спекуляций и преувеличений.
Сегодня мы рассказываем о посвященных Чернобылю режиссерских работах, интересных как с исторической точки зрения, так и и с эстетической.
Фильмы Роллана Сергиенко (СССР, Украина, 1986-2001)
До 1986 года киевский документалист Роллан Сергиенко снимал в основном просветительское кино. Авария изменила все его творчество. Сергиенко стал главным летописцем Чернобыля, в общей сложности создав 9 фильмов.
Это кино, как правило, публицистическое. Обязательны закадровое пояснение и наложенная музыка, комментарии свидетелей и участников событий, вставки хроники, в том числе уникальной съемки руководителя любительской киностудии «Припять-фильм» Михаила Назаренко и капитана милиции Валерия Евтушенко, сделанной в Припяти 26-27 апреля 1986 г. и вдохновившей авторов сериала НВО.
Визуальная ценность этих фильмов сосредоточена в деталях, через которые масштаб происшедшего прочитывается особенно отчетливо. Аист, спугнутый из гнезда струей дезактивационного раствора, связка ключей на мостовой Припяти, пустой оклад в разрушающейся церкви, детская коляска на заснеженном берегу. Эти метафорические акценты в сочетании с тщательностью сбора материала позволяют назвать чернобыльские фильмы Сергиенко первой и потому ценнейшей попыткой создания оптики катастрофы.
«Битва за Чернобыль» (реж. Томас Джонсон, Франция, 2006)
Фильм канала Discovery из авторского цикла Томаса Джонсона «Обойти молчанием» считается одной из крупнейших документальных картин об аварии на ЧАЭС. В нем автору удалось пообщаться с большим кругом людей, причастных к ликвидации последствий катастрофы. Своими воспоминаниями, а также интерпретацией фактов делятся военные и ученые, медики и работники станции. Основными комментаторами выступают тогдашний генсек Михаил Горбачев и фотограф Игорь Костин. Последний стал едва ли не первым, кто вел профессиональный фоторепортаж с места аварии.
Джонсон использует не только рассказы очевидцев и материалы из видео- и фотоархивов, но и компьютерную графику, чтобы реконструировать момент взрыва. В итоге получается детальная хроника катастрофы. Пожалуй, из всех здесь названных фильмов этот дает наиболее полную картину бедствия, а также представление о том, как ликвидаторы не допустили еще более мощного взрыва, который мог бы уничтожить большую часть Украины и Беларуси.
Фильм полностью доступен на сайте до 29 апреля.
«В субботу» (реж. Александр Миндадзе, Украина-Россия-Германия, 2011)
Место действия – Припять. Время – с утра 26 апреля 1986 года до утра 27-го. Главный герой, партработник Валерий (Антон Шагин), одним из первых узнает, что произошло на ЧАЭС. Сюжет отталкивается от метаний героя, разрывающегося между служебным долгом и желанием спасти красавицу Веру (Светлана Сирнова-Марцинкевич), с которой у него даже нет близких отношений.
Уехать ближайшим поездом не удалось. В ресторане свадьба. Друг Валерия женится. На сцене Вера, поет с ансамблем. Ансамбль – тоже старые друзья героя. В суматохе, рваных движениях камеры, невнятно проговариваемых фразах, нетрезвых танцах и драках постепенно проступает экзистенциальное измерение. Люди на экране пьянствуют, дерутся, целуются, делят деньги, в то время как за кадром рушатся их судьбы. Финал фильма – апогей этого разрушения, действительно убийственные кадры.
«Русский дятел» (реж. Чеда Грасиа, США-Великобритания-Украина, 2016)
Для американского театрального драматурга и продюсера Чеда Грасиа «Русский дятел» – дебют в кино.
Название фильма – термин, употребляемый для особого типа советских радиолокаторных станций «Дуга» в англоговорящих странах. Одна из таких станций, которая должна была предупреждать советских военных о запуске американских баллистических ракет, располагалась поблизости Чернобыльской АЭС. Главный герой фильма – киевский художник Федор Александрович. Он одержим идеей, что аварию на ЧАЭС вызвала именно ситуация вокруг «Дуги».
Федор – реально существующий человек. в фильме он играет сам себя. Грасиа предоставляет актеру полную свободу самовыражения: пускает гулять по зоне укутанным в целлофан поверх голого тела с факелом в руке; фиксирует его пространные мудрствования; дает поиграть в детектива; прослеживает, как он карабкается на суперрадар; следует за ним на сцену Майдана.
Собственно, Грасиа сталкивает два смысловых ракурса: советское прошлое как проклятие, как «призраки», о которых говорит герой, и обманчиво мирное настоящее, в котором до сих пор живут создатели «Дуги» и другие хранители недобрых тайн. Соединяет эти вроде бы далекие парадигмы именно эксцентричность Федора. Его фантастические теории, которые он выражает театрализованно, воспринимаются не как конспирология, а как образ того ужаса, который не отпускает Украину и оборачивается в конце концов кровопролитием на Майдане.
В январе 2015 г. картина получила Гран-при в категории «зарубежное документальное кино» фестиваля «Санденс».
«Чернобыль» (США-Великобритания, 2019)
Безусловно, среди фильмов, касающийся темы аварии на ЧАЭС, вышедшая на канале НВО шестисерийная драма «Чернобыль» является самым известным произведением.
Режиссеры Крейг Мейзин и Юган Ренк совместили сразу несколько жанров, чтобы рассказать историю трагедии: триллер, антиутопическую фантастику, фильм-катастрофу и судебную драму. Получилось увлекательно и страшно.
Главный антагонист картины – это система, которая взбесилась, вышла из-под контроля, начала, распадаясь, собирать жертвы вслепую. Ей, собственно, и противостоят люди, независимо от должностей, равно уязвимые на фоне развороченного реактора.
В России сериалу устроили обструкцию, пытаясь обвинить авторов в неких несоответствиях. Эти притязания нельзя рассматривать всерьез: в игровом кино в первую очередь важна точность чувств, характеров, обстоятельств. Сага по популярности превзошла сделанные тем же НВО «Игры престолов». А согласно киносайту IMDB, «Чернобыль» возглавил перечень 250 наиболее высоко оцененных телесериалов в истории.
За 80 лет в Киеве так и не смогли создать мемориальный комплекс в Бабьем Яре, в котором нацисты убили более 200 тыс. человек. «Вести» разобрались, почему на месте трагедии до сих пор нет цельного мемориального комплекса и как с этим связана борьба за власть в украинской столице.
В Киеве за 80 лет так и не смогли создать мемориальный комплекс в Бабьем Яре. Вокруг места, в котором нацисты убили более 200 тыс. человек, уже несколько лет продолжается политическая борьба. Изначально построить мемориал мешали реалии Советского Союза, затем нехватка средств, а теперь — политическое противостояние. «Вести» разобрались, почему на месте трагедии до сих пор нет цельного мемориального комплекса и как с этим связана борьба за власть в столице.
Как пишет украинское издание, долгое время украинские власти не могли найти финансирование на масштабный проект по увековечиванию памяти трагедии в Бабьем Яре. До 1991 года представить масштабный комплекс в советских реалиях было сложно, учитывая официальную борьбу властей с так называемым мировым сионизмом. После 1991 года на месте трагедии удалось установить несколько памятников, отреставрировать парк, но мемориальный комплекс так и не построили. Деньги нашлись лишь в 2017 году. Тогда президент Пётр Порошенко и мэр Киева Виталий Кличко поддержали создание мемориала за деньги бизнесменов, в том числе связанных с Россией
Среди меценатов Мемориального центра холокоста «Бабий Яр» — главы Альфа-банка Михаил Фридман и Герман Хан, газовый магнат Павел Фукс, против которого СНБО Украины в 2021 году ввёл санкции. В наблюдательный совет фонда вошли даже Виталий Кличко и Святослав Вакарчук.
В сентябре 2019 года стало известно, что строить мемориальный комплекс будет австрийское архитектурное бюро Querkraft Architekten. Стоимость проекта — $100 млн. Открытие мемориала запланировано на 2023 год. Проект предусматривает не только сооружения, но и интерактивные элементы. Посетители мемориала смогут услышать и увидеть детали той трагедии. На данный момент мемориальному центру удалось открыть два объекта — синагогу и «зеркальное поле». Также на территории национального историко-мемориального заповедника «Бабий Яр» установлены колонки, из которых звучат рассказы очевидцев трагедии, а также зачитываются имена жертв.
Художественным руководителем комплекса стал российский режиссёр Илья Хржановский. Именно его персона была одной из самых обсуждаемых в среде противников комплекса. Хржановского обвиняли в том числе в сотрудничестве с российскими националистами, которых он снимал в своих фильмах. В России эти националисты получили тюремные сроки за убийства.
Это стало одной из причин, почему создание комплекса на деньги спонсоров пока невозможно. Кроме этого, противников строительства возмущает российское происхождение меценатов. По их мнению, они выполняют задание Владимира Путина, который пытается навязать мировому сообществу стереотип о том, что украинцы виновны в холокосте.
Для законных работ нужно получить решение Киевсовета о выделении земли для мемориального центра. Пока что этот вопрос блокируется большинством депутатов, хотя голосовать за него хотели в начале 2021 года.
В первую очередь против мемориала выступает группа депутатов из фракции «Голос». Против выступают также «Европейская солидарность» и «Единство». Кроме этого, противники создания мемориала выходят на акции на Крещатик вместе со своими единомышленниками. Под таким давлением депутаты пока не рискуют голосовать.
По словам источника «Вестей», имеет место также торг за голоса, необходимые для выделения земли под мемориальный центр. Чувствуя возможность заработать, депутаты слишком высоко оценивают голосование за такой знаковый проект для Виталия Кличко.
По информации издания, голосовать за выделение земли в ближайшее время не собираются. Нет даже информации о том, вынесут ли проект на голосование до конца 2021 года.
Ещё один нюанс — альтернативный проект мемориального комплекса. На базе Института истории Украины создали проект национального Мемориального центра «Бабий Яр». Руководитель Института национальной памяти Антон Дробович заявил, что государство сегодня не имеет никаких оснований для того, чтобы каким-то образом публично участвовать в мероприятиях инициативы мемориального центра. Министр культуры Александр Ткаченко в 2020 году обещал, что мемориал построят на базе этого проекта.
Мемориальный центр имеет серьёзную поддержку со стороны действующей власти. В 80-ю годовщину трагедии, например, в украинских школах провели урок памяти при поддержке мемориального центра.
В 2020 году Владимир Зеленский публично поддержал мемориал «Бабий яр». В феврале 2021-го директором заповедника стала Роза Тапанова, которая ранее работала в юридической фирме главы офиса президента Украины Андрея Ермака.
В июне 2021 года премьер Денис Шмыгаль поручил Фонду госимущества сдать в аренду мемориальному центру здание бывшей конторы Лукьяновского еврейского кладбища. На этом месте собирались реализовать альтернативный проект.
Глава Украинского еврейского комитета Эдуард Долинский подтвердил изданию, что Владимир Зеленский до сих пор поддерживает мемориальный центр, а не альтернативный проект украинских учёных.
«Землю не удаётся получить из-за политических игр. Это элемент давления на Кличко и Зеленского. Больше всех протестуют в партии Петра Порошенко. К тому же главные официальные мероприятия с участием президентов Украины, Израиля и Германии пройдут при поддержке мемориального центра», — говорит Долинский.
Как заключает издание, до открытия комплекса осталось всего два года. Из-за того, что украинские власти так и не смогли за бюджетные деньги построить нечто достойное, им приходится снова становиться в «шпагат»: с одной стороны — деньги иностранных спонсоров, а с другой — часть недовольных граждан и политиков.