1.
… получить эту разницу, то мы препровождаем ее Вам при настоящем письме. 01.12.39. С душевною …
Рерихи. Сборник
2.
… хитрецом. «Этот художник, — рассуждал он, препровождая Бананито к себе в кабинет, — стоит столько золота, сколько сам …
Родари Джанни. Джальсамино в Стране Лжецов
3.
… Поэтому я таким же способом препровождаю вниз свое масло, хлеб и кусок ливерной колбасы. Бечевка снова …
Ремарк Эрих-Мария.. Черный обелиск
4.
… и чувствовали себя невероятно неудобно, препровождая его к таможенникам и передавая им в руки его паспорт …
Райс Анна. Вампировы хроники
5.
… собратьям, после чего его торжественно препровождали в специальное помещение. С этого момента умирающий старейшина отказывался от …
Райс Питер. Далекая страна
6.
… стороны взаимно обязались задерживать и препро- вождать на родину всех беглых каторжников. Оставалась еще Голландия, соблюдавшая нейтралитет … его величеству о том, что препровожда- ете ему это живое свидетельство вашего усердия, а я доставлю ваше …
Сабатини Рафаэл. Капитан Блад 1-3
7.
… полковник Прайд, злейший недруг Криспина, препровождая его тем самым в руки палача. Можно ли как-нибудь …
Сабатини Рафаэль. Рыцарь таверны
8.
… незаконному обороту наркотиков с тумаками препровождают их за колючку. Но судьба розничных торговцев мало кого интересует …
Рясной Илья. Право выжившего
9.
… два часа, после чего узника препровождали в обход «качалки» обратно в камеру. Волк хотел было и …
Романовский А.. Цвет ярости — алый
10.
… обычай тропиков, где людей поспешно препровождают к вечному сну, дабы их уход из мира не был …
Рушди Салман. Прощальный вздох мавра
11.
… зеркал. Этим путем конвой обычно препровождал пойманных монстров в тюрьму. И по этому же коридору сотрудники …
Поллотта Ник. Бюро-13 1-3
12.
… согласии с позицией нижестоящего прокурора препровождает материал соответственно начальнику областного управления внутренних дел, так как правом …
Прокурорский надзор — Басков-Коробейников
13.
… к одному из своих вегикелов препровождать. — Вот такова вся наша жизнь, — еле выкомментировал из себя очень …
Покровский Владимир. Планета, где все можно
14.
… Финансовый гений»{590}, которую и препровождаю к вам в двух экземплярах, из каковых один убедительнейше прошу … много было. Видемши, что дядя препровождает время с хозяйкой, я к гитарщице подсел. — Как, — говорю, — вас …
Писемский А.Ф.. Рассказы
15.
… просьба Сычева «оставлена без последствий». Препровождая эту бумагу, Сычев пишет: «Глубокоуважаемый Григорий Ефимович. Куда я ни …
Платонов Олег. Жизнь за царя
16.
… общими усилиями выгружали роженицу и препровождали ее в стационар на две койки, — бедняга тем временем, словно …
Пьецух Вячеслав. Рассказы
17.
… нем любострастный огнь, и он препровождает тут ночь, теряя деньги, здравие и драгоценное на путешествие время … знаниями; определенный по состоянию своему препровождать дни свои между людей, коих окружность мысленныя области не далее …
Радищев А.Н.. Путешествие из Петербурга в Москву
18.
… исполняю сие ваше желание и препровождаю к вам, Милостивый Государь мой, всё, что из его разговоров …
Пушкин А.С.. Полное собрание сочинений с критикой
19.
… Попцова и под белы рученьки препровождают к хранилищу для доверительной беседы. Если покупатель оказывается продавцом, нам …
Пучков Лев. Кровник 1-4
20.
… следует. Незадачливых киллеров взяли, но препровождать в соответствующие органы не стали, а определили в надежное место …
Пучков Лев. Собачья работа 1-2
21.
… поведением на бульваре есть противоречие, препровождаю гр-на Крикунова И. С. к вам на исследование. Гр …
Савченко Владимир. Похитители сутей
22.
… а полученные таким образом материалы препровождайте ко мне. Сейчас я просто не в состоянии переговорить со …
Силверберг Роберт. Хозяин жизни и смерти
23.
… сейчас так близко, что даже препровождать его никуда не надо — уже, почитай, заперт в подвале УВД …
Симонова Мария. Одержимые бессмертием
24.
… заснуть. Мне приснилось, что Метаксас препровождает меня к дворцу Дукасов и знакомит меня с моим пращуром …
Силверберг Роберт. Вверх по линии
25.
… Каллина, которую твои рабы, господин, препровождали из дворца императора в твой дом, и я берусь ее …
Сенкевич Генрих. Камо Грядеши
26.
… Выбегает курьер и сует бумагу… «Препровождая при сем жалобу дворянина Ивана Онуфриева, имею честь… в окружной …
Сергеев-Ценский С.Н.. Рассказы
27.
… обидам в Главный магистрат, тот препровождал их в Сенат. Из этих списков мы видим, что обиды …
Словьев С.М.. Петровские чтения
28.
… увеселений. — Происшествие, чреватое неприятностями. — Нас препровождают в арестный дом. — Отводят к судье. — Его поведение. С помощью …
Смоллет Тобайас. Приключения Родрика Рэндома
29.
… решились вскрыть пакет, и настоящим препровождают ему заверенные копии, которые, надо надеяться, вполне устроят мистера Тиррела …
Скотт Вальтер. Сент-романские воды
30.
… уме, куда его так ненавязчиво препровождают? Ничего у него не вышло — было ясно только, что он …
Симонова Мария. Профессия — смертник
Чтобы определиться с тем, как правильно писать приставки пре- и при-, нужно научиться различать, какое лексическое значение они придают тому или иному слову. Это в большинстве случаев.
Потому что есть и такие слова, которые нужно просто запомнить или сверять по словарю.
Приставки пре- и при-
. Их семантика
1. Приставка пре- обозначает:
а) Самую высокую степень качества (действия) со значением «весьма» или «очень». Например: премного, преувеличить, престарелый.
б) Значение приставки пре- практически такое же, как и у морфемы пере-. Например: преодолеть (пересилить), преградить (перегородить), преобразовать (перестроить).
2. Приставка при- обозначает:
а) Прибавление к чему-нибудь. Например: приплата, придача.
б) Приближение или нахождение рядом с чем-то. Например: пригород, прибрежный.
в) Действие, происходящее в одно время с другим действием. Например: петь и приплясывать.
г) Неполноту действия. Например: приоткрыть, присесть.
д) Совершенный вид глагола, образованный от несовершенного, если при этом не изменяется его значение. Например: бить-прибить, думать-придумать.
Еще примеры
Красноречиво свидетельствуют о необходимости (для правильного написания слов) различать, что означают приставки пре- и при-, примеры, приведенные ниже. Призирать (приютить) и презирать (считать ничтожным, недостойным), прибывать (приезжать) и пребывать (находиться где-то), придать (добавить) и предать (изменить), приемник (аппарат, принимающий электрический ток и др.) и преемник (наследник), приступить (начать) и преступить (нарушить), притворить (прикрыть) и претворить (осуществить наяву).
Однако есть слова, в которых приставки пре- и при- имеют неясное значение. Например: приволье, пренебречь, привычка, приветствовать, приговор, приключение, придирчивый, применять, приличный, присягать. Также это касается слов иноязычного происхождения: привилегия, препарат, президент, приоритет. Их написание следует проверять по словарю или запомнить. Кроме того, существует группа слов, в которых приставки пре- и при- раньше вычленялись как отдельная морфема, а теперь — нет. К ним относятся: предмет, преимущество, предел, прекословить, преминуть, прельщать, препона, препинания (знаки), пререкаться, препятствие, пресыщаться, пресловутый, преткновение, претить, привередливый, прибор, приказать, пригожий, примитивный, приличный, причащаться, притязание, приязнь, причина.
Правописание: приставки пре- и при-
Правило зависит опять-таки от семантики этих морфем.
Значение приставок | Примеры | |
Приставка пре- обозначает: | ||
«очень», «весьма» | преуспевать, преспокойный, прекрасно, преуменьшить | |
то же, что и приставка пере- («по-иному», «через») | претерпеть, превращение, преходящий | |
Приставка при- придает следующее значение: | ||
прибавление | приданое, прибыль, придаток | |
приближение | приезд, привязанность, прилавок | |
неполнота действия | приподнять, придержать, пригладить, примять | |
образование совершенного вида глагола от несовершенного с сохранением значения слова | прибежать, пришить, придумать | |
действие, происходящее в одно время с другим | приговаривать, причмокивать, прихлопывать | |
совершение поступка в интересах кого-либо | приберечь, припрятать, приукрасить |
Чтобы без ошибок писать слова, начинающиеся с ПРЕ- или ПРИ-, необходимо выучить следующее правило.
В большинстве слов выбор гласной И или Е зависит от значения приставки.
Приставка ПРИ- может обозначать:
1. Пространственную смежность, близость: ПРИБРЕЖНЫЙ, ПРИШКОЛЬНЫЙ.
2. Приближение, присоединение: ПРИЕХАТЬ, ПРИСЛОНИТЬСЯ, ПРИКЛЕИТЬ.
3. Неполноту действия: ПРИТВОРИТЬ ДВЕРЬ, ПРИГНУТЬ, ПРИУКРАСИТЬ.
4. Доведение действия до конца: ПРИСТРЕЛИТЬ, ПРИДУМАТЬ.
Приставка ПРЕ- может выражать:
1. Высокую степень качества или действия и иметь значение, близкое к значению слова «очень»: ПРЕСКВЕРНЫЙ, ПРЕДЛИННЫЙ, ПРЕОБЛАДАТЬ.
2. Значение, близкое к смыслу приставки ПЕРЕ-: ПРЕВРАЩАТЬ, ПРЕОБРАЖАТЬ, ПРЕГРАДА.
У этого правила есть два примечания:
1. Необходимо различать написания слов, близких по звучанию, но разных по значению:
ПРЕЗИРАТЬ (ненавидеть) – ПРИЗИРАТЬ (давать приют), ПРЕКЛОНИТЬ (колени) – ПРИКЛОНИТЬ (ветку), ПРЕТЕРПЕТЬ (трудности, несчастья) – ПРИТЕРПЕТЬСЯ (к обстоятельствам), ПРЕХОДЯЩИЙ (момент) – ПРИХОДЯЩИЙ (почтальон),
ПРЕБЫВАТЬ (находиться) – ПРИБЫВАТЬ (приближаться).
2. Есть слова, в которых написание гласной нельзя объяснить изложенным выше правилом. Это русские слова, в которых приставка уже не вычленяется (например, ПРИРОДА, ПРИЧИНА, ПРИТЯЗАНИЕ, ПРИБОР, ПРЕЛЬЩАТЬ, ПРЕПОНА, ПРЕКОСЛОВИТЬ), а также заимствования (ПРЕЗИДИУМ, ПРЕАМБУЛА, ПРЕПАРАТ, ПРИВИЛЕГИЯ, ПРИМИТИВ, ПРИВАТНЫЙ, ПРИОРИТЕТ). В таких случаях, чтобы не допустить ошибки, нужно воспользоваться словарем.
Приставки «пре» и «при» в некоторых словах
1. Презрение/призрение
С первым словом все понятно, а вот второе используется гораздо реже. ПрИзрение — это попечение. ПрИзреть — значит дать приют и пропитание. В словаре этот глагол имеет помету «устар.». Домом призрения в XVIII–XIX веках называли учреждения, которые занимались опекой и попечительством.
При- во втором слове легко объяснить. Тут есть оттенок приближения, принятия, присоединения.
2. Предать/придать
Предать можно (но не нужно) друга, а придать — значение. Во втором случае опять виден мотив присоединения.
3. Преклонить/приклонить
Преклонить можно голову или колени. А приклонить, например, ветку к земле (приблизить, поэтому при-).
4. Претворить/притворить
Претворить можно мечту. И здесь приставка пре- сходна по значению с пере- (мечта ПЕРЕрождается и становится реальностью). А вот притворить можно калитку (ПРИкрыть, мотив неполноты действия: закрыть, но не до конца).
5. Претерпеть/притерпеться
Претерпеть — это почти то же самое, что и ПЕРЕтерпеть. То есть перенести, переждать, пережить. А значит, нужна приставка пре-.
А притерпеться — это довести действие до конца и (опять же) сблизиться с тем, что терпишь.
6. Преходящий/приходящий
Преходящее — это то, что переходит, проходит.
А приходящий — это тот, кто приходит, приближается. Например, приходящий на эту платформу поезд. Или приходящий в детский сад ребенок.
7. Преумножить/приумножить
Эти слова различить очень трудно, это отмечают даже в справочниках. Считается, что прЕумножить — это сильно умножить, а прИумножить — добавить немного. Но это скорее оттенки одного значения, поэтому их часто путают.
8. Преемник/приемник
Дмитрия Медведева в свое время называли преемником Владимира Путина — к нему ПЕРЕшли полномочия президента. Но никак не прИемником! Запомните: приемник — это аппарат, а не человек.
Для этого в русском языке существуют четыре назначения слов, при написании или произнесении которых у человека могут возникнуть проблемы.
Первое – значение смежности или близости с чем-либо или к чему-либо. Это такие слова: «прибрежный» (поселок), « » (участок).
Второе – или присоединение чего-либо к чему-то. Примеры: «приехать» (в город), «прислониться» (к стене), «приклеить» (обои).
Третье – значение неполноты или незавершенности какого-то действия. Например, «притворить» (за собой дверь), «пригнуться» (входя в дверь), «приукрасить» (рассказ).
Четвертое – доведение какого-либо действия до конца. Такие слова – «пристрелить» (больное животное), «придумать» (пьесу).
Случаи, при которых пишется приставка «пре-»
Таких в русском языке целых два. Первый – значение высокой степени качества чего-либо, какого-то действия или то, что близко к сочетанию со словом «очень». Например, слова «прескверный» (очень скверный, возможно, человек), « » (очень длинный, к примеру, долг), «преобладать» (давление над чем-то).
Второй – близость по своему смыслу к «пере-». Такие слова, как «превращать» (переиначивать что-то), «преображать» (изменять что-то) и «преграда» (переграждение чего-либо пути).
У всех вышеперечисленных правил есть два очень важных исключения.
Первое из них отсылают носителей русского языка к необходимости различения слов, которые близки по своему значению, но различны по написанию. Примеры: « » (в значении «ненавидеть кого или что-либо») и «призреть» (означающее предоставление приюта), «преклонение» (например, коленей) и «приклонение» (ветки ближе к земле), «претерпевание» (каких-то трудностей или несчастий) и «притерпевание» (к каким-то сложившимся обстоятельствам), а также «преходящий» (миг или момент) и «приходящий» (гость или работник).
Второе описывает другие слова, которые не поддаются объяснению всеми остальными правилами. К нему относятся слова, приставка в которых уже исторически слилась с корнем и не вычленяется. Например, «природа», «причина», «притязание», «прибор» и в то же время слова «прельщать», «препона», «прекословить». А также некоторые заимствованные слова: «президиум», «преамбула», «препарат», «привилегия», «примитив», «приватный» и «приоритет», которые нужно попросту запомнить и заучить.
В случае возникновения затруднений с написанием последних слов необходимо обратиться к словарю русского языка.
Русский язык. Правила, когда пишется приставка -пре -при и получил лучший ответ
Ответ от Nana Chan[мастер]
Для начала нужно убедиться, что пре/при является приставкой, а не частью корня.
ПРИ пишется:
ПРЕ пишется:
Также нужно различать приставки по смыслу — «Прибывать на место встречи» и «Пребывать на море» (1 случай — приближение, 2 случай — в значении «быть»). Плюс есть приставки с неясным значением, например «предавать»(кого-либо) , причуда и т. д.
Источник: голова и экзамены:)
Ответ от Ёаша Гордеев
[новичек]
Приставка при- указывает на:
1) пространственную близость) : пришкольный, пригородный;
2) присоединение, приближение: припаять, приблизиться;
3) совершение действия в неполном объёме или на ограниченный срок: приоткрыть, приостановиться
4) доведение действия до конца: приплыть, приучить;
5) действие, совершающееся в интересах субъекта: присвоить. припрятать
Приставка пре- указывает на:
1) значение «через» (близка по значению приставке пере) : преступать (переступать) ;
2) значение «по-иному»: преображать (делать другим, изменять) , пререкаться (говорить иное, не то, что хотят услышать) ;
3) высокую степень качества (близка по значению к слову «очень») : преинтересный (очень интересный) ;
4) на действие, достигающее предельной степени: превосходить
Ответ от Колян Бородин
[активный]
ПРЕ
1 Если имеет значение ОЧЕНЬ
2 Если имеет значение ПЕРЕ
ПРИ
2 При неполноте действия
приберечь, припрятать
Ответ от Кирилл Попов
[новичек]
па
Ответ от Ёергей
[активный]
4 года
Ответ от Ильмир имамов
[новичек]
неполная семья-это семья с ребенком, в которой нет супружеской пары
Ответ от саша вихорев
[новичек]
ПРИ пишется:
1.в значении приближения — приближаться, приходить
2.В значении присоединения — присоединять, прибивать
3.В значении близости к чему-либо — привокзальный, приморский
4.Неполное действие — прилечь, присесть
5.В значении прикосновения — прикасаться
ПРЕ пишется:
1.В значении «очень» — премудрый, прекрасный
2.Сходно со значением приставки «пере» — преграждать
Также нужно различать приставки по смыслу — «Прибывать на место встречи» и «Пребывать на море» (1 случай — приближение, 2 случай — в значении «быть»). Плюс есть приставки с неясным значением, например «предавать»(кого-либо) , причуда
Ответ от Павел Корытов
[новичек]
Приставка при- указывает на:
1) пространственную близость
2) присоединение, приближение
3) совершение действия в неполном объёме или на ограниченный срок
4) доведение действия до конца
5) действие, совершающееся в интересах субъекта: присвоить
Приставка пре- указывает на:
1) значение «через» (близка по значению приставке пере)
2) значение «по-иному»
3) высокую степень качества (близка по значению к слову «очень»)
4) на действие, достигающее предельной степени
Ответ от 66iy df
[новичек]
каким способом?
Ответ от Алексей Гречищев
[новичек]
ПРЕ
1 Если имеет значение ОЧЕНЬ
пребольшой — очень большой, преувеличивать — очень увеличивать и т. п.
2 Если имеет значение ПЕРЕ
преступать закон (переступать) , преобразиться (переменить облик)
ПРИ
1 Если обозначает близость, сближение или присоединение
прибить, примыкающий, принести, приблизиться
2 При неполноте действия
приоткрытый, пригореть, прикоснуться
3 Если имеет значение завершенности действия
приглушить, придумать, присмотреть
4 Совершает действие в чьих-либо интересах
приберечь, припрятать
Когда пишется приставка при, а когда пре?
- приближение
: при
быть, при
скакать, при
лететь, при
ползать; - присоединение
: при
винтить, при
крепить, при
лепить, при
бить; - близкое расположение
: при
вокзальный, при
город, при
волжский; - неполнота действия
: при
открыть, при
порошить (снегом), при
глушить (звук); - доведение действия до конца
: при
думать, при
щуриться; - сопутствующее действие
: при
танцовывать, при
хлопывать, при
свистывать. - приближение. Например: прийти, приехать, прибыть, прибежать,
- присоединение. Например: приделать, пришить, прилепить, прибить,
- близкое расположение. Например: прифронтовой, придворный,
- неполнота действий. Например: приспустить, приоткрыть,
- сопутствующее действие. Например, припевать, пританцовывать.
- если она является синонимом приставки ПЕРЕ. Например, преодолеть,
- если приставка имеет значение quot;оченьquot;. Например, прекрасный (очень красивый), премудрый (очень мудрый).
-
ПРИ- пишите, когда что-то quot;присоединяетеquot; или quot;приближаетеquot;: прикрутить, прилепить, прибавить, приклеить, прибежать, приусадебный (участок).
ПРЕ- пишите, когда эту приставку можно заменить словом quot;оченьquot;: прекрасный, преобладает и т.д.
При-:приближение,присоединение,неполнота действия;пре- = значению quot;оченьquot;,близко по значению к приставке quot;пере-quot;.Это основное правило,но есть много исключений,нужно сверять со словарем.
Чтобы понять, как пишется то или иное слово с приставкой при- или пре-, нужно проанализировать смысл самого слова. Именно от этого зависит написание.
Конкретно приставка при- пишется в следующих смысловых значениях: приближение, присоединение, неполное действие, сопутствующее действие, близкое расположение. А приставка пре- пишется в значениях quot;переquot;, а также в значении quot;оченьquot;.
ИМХО, знать, когда пишется приставка при, а когда пре, должен каждый — вс-таки, в школьной программе на это уделяется не так уж мало часов, а правила просты и понятны на интуитивном уровне.
Приставка quot;преquot;:
1) в значении quot;оченьquot;, придат словам превосходящий тон: прекрасный, превосходный, пренеприятный, преуспевающий, премилый;
2) в значении quot;черезquot; или quot;переquot;: превращать, преступник, преграда, превратно.
Приставка quot;приquot;.
У приставки quot;ПРИ-quot; пять работ в русском языке: — расположение вблизи чего-либо (приморский, пришкольный); — неполнота действия (приоткрыть, приостановиться); — присоединение, примыкание, приближение к чему-либо (приделать, прибить); -доведение действия до конца (придумать, пристукнуть); — совершение действия в чьих-либо интересах (приберечь, припрятать).
У приставки quot;ПРЕ-quot; только две работы: — когда приставку quot;преquot; можно заменить словами quot;оченьquot; или quot;весьмаquot; (предобрый, преинтересный); значение quot;черезquot; или quot;по-иномуquot; (превращать, камень преткновения)
Приставка при- пишется тогда, когда обозначается приближение или присоединение действий, например, привезти, прикрепить и другие. Также эта приставка употребляется в случаях неполноты действий, близкого расположения, сопутствующие действия, например, приоткрыть, пригород, пританцовывать и другие.
Приставка пре- — имеет значение очень, например, прекрасный и другие.
Согласно правил русского языка написание приставок в данном случае зависит значения слова.
Таким образом, приставку quot;приquot; мы будем писать в том, случае, когда речь идт о приближении и присоединении. Например, приклеил, прикрутил, пригород.
Приставке quot;преquot; мы будем писать в том случае, когда имеется ввиду значение quot;оченьquot;. Например, прекрасный, премудрая.
Правописание приставок пре-
и при-
в русской орфографии является смысловым, то есть опирающимся на значение приставки, которое она привносит в семантику слова.
Как же научиться различать эти приставки с безударными гласными е
и и
в них?
Рассмотрим это поподробнее.
Приставка при-
имеет следующие значения:
Приставка пре-
синонимична приставке пере-
:
пре
рвать разговор — пере
рвать разговор;
пре
ломить — пере
ломить.
У приставки пре-
имеется значение очень
в словах: пре
симпатичный (очень симпатичный), пре
грубый (очень грубый), пре
любопытный (очень любопытный).
В этом значении приставка пре-
образует качественные прилагательные с повышенным признаком.
У ряда слов приставки не выделяются, а стали частью корня. Написание этих слов запомним или узнаем из словаря, например: привет, пример, прилежный, приватный, примитив, преследовать, преимущество, препарат, пренебрежение.
Часть слов являются заимствованными, их написание запомним: претендент, прелюдия, президент, прецедент, претензия, преамбула, примадонна, превалировать и пр.
У глаголов пишется приставка ПРИ в следующих случаях, когда глаголы имеют значение:
У глаголов пишется приставка ПРЕ в следующих случаях:
Всего найдено: 15
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста можно ли сказать / написать: «Представлены ненадлежаще оформленные документы», или только «Представлены ненадлежащим образом оформленные документы»?
Ответ справочной службы русского языка
Обе формулировки корректны.
Как правильно пишется слитно или нет «Случае непредоставления (ненадлежащего предоставления) информации о Компании»
Ответ справочной службы русского языка
Верно: в случае непредоставления информации о компании (предоставления недостоверной, неполной информации…).
Здравствуйте! «Факт неутверждения (несогласования) постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенного подчиненным сотрудником, не освобождает начальника территориального органа от дисциплинарной ответственности за ненадлежащую организацию работы подчиненных сотрудников.» В данном случае «неутверждения» и «несогласования» пишутся с «не» слитно или раздельно? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно слитное написание. Обратите внимание: предложение построено неудачно. Что именно вынесено – дело?
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как правильно сформулировать: работник несёт ответственность за надлежащее и своевременное выполнение…, соблюдение законодательства, безопасное производство работ … или ненадлежащее и несвоевременное выполнение…, несоблюдение законодательства, небезопасное производство работ … Несут ответственность за «позитивное» или за «негативное» или оба варианта допустимы в одном документе? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Возможны оба варианта, однако они имеют разный смысл. Нести ответственность за надлежащее и своевременное выполнение и т. д. значит ‘возлагать / брать на себя обязательства по надлежащему выполнению’. Нести ответственность за ненадлежащее и несвоевременное выполнение значит ‘быть наказанным за ненадлежащее выполнение’.
Ненадлежащее выполнение работ по обеспечению сохранности коммерческой тайны о деятельности Общества по вопросам своей компетенции или в вопросах своей компетенции
Ответ справочной службы русского языка
Кажется, слово «вопросы» здесь лишнее. Просто: в своей компетенции или в рамках своей компетенции.
Здравствуйте, уважаемый портал!
Прошу Вас помочь в ответе на следующий вопрос: требуется ли выделять запятыми в нижеприведенной фразе «в случае необходимости» (Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара)? Спасибо. С уважением, Сергей.
Ответ справочной службы русского языка
Обособление не требуется.
Здравствуйте!
Ответьте, пожалуйста, с какими словами корректно употреблять слово предоставить? Например,
1) Предоставление информации,
2) предоставление вещи,
3) предоставление услуги,
и во всех ли трех случаях корректно употребить ненадлежащее предоставление?
Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Нужно выбрать слово в зависимости от смысла. Оказание услуги = предоставление услуги. Демонстрация услуги, вещи = представление услуги, вещи. Передача информации, вещи = предоставление информации, вещи.
Здравствуйте!
В каких случаях ставится запятая после оборотов, начинающихся со слов «согласно», «в соответствии»?
Примеры:
1) Согласно этим конституционным документам, Швеция являлась конституционной монархией…
2) Определение понятия «персональные данные» дано в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». Согласно этому Закону, персональные данные – это любая информация…
3) Согласно ст. 23 НК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4)В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Нужна ли в подобных случаях запятая после слов «согласно», «в соответствии»?
Я так понимаю, что запятая нужна только в том случае, если обороты с «согласно» и «в соответствии» являются уточнением?
Подскажите, пожалуйста! Правлю научную статью.
Ответ справочной службы русского языка
Обособление приведенных оборотов факультативно (необязательно). Решение о постановке знаков препинания принимает автор текста.
Пожалуйста, приведите пример относительно вопроса № 219955.
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Ненадлежащее исполнение; не надлежащее, а халтурное исполнение.
Пожалуйста, как правильно : не надлежащее исполнение или ненадлежащее исполнение.
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
При противопосталении — раздельно, без противопоставления — слитно.
…при определении ущерба (убытков), связанного (ных?)с ненадлежащим качеством продукции…
С чем надо согласовывать причастие — с ущербом или с убытками? Заранее спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: _при определении ущерба (убытков), связанного (связанных) с …_
У нас такая проблема. В нормативных документах применяется фраза: «Несёт ответственность за». И эта фраза оказалась камнем преткновения. Изменить фразу мы не можем. В то же время, я понимаю, что нести ответственность за что-то нельзя. Но спор идёт о том, что «нести ответственность может за ненадлежащее исполнение (не соответствие, не обеспечение и т.д.)» или за надлежащее исполнение (соответствие и т.д.). Так вот что делать? Как правильно?
Ответ справочной службы русского языка
См. ответ № 190457 .
ДОБРЫЙ ДЕНЬ! КАК ПРАВИЛЬНО:
НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА:
НАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ИЛИ
НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ?ШЕСТАКОВА
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: _несет ответственность за надлежащее исполнение своих обязанностей_.
Подскажите как правильно написать в должностной инструкции раздел «Ответственность»:
5.1. Начальник…несет ответственность за:
5.1.1. надлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией;
5.1.2. недопущение правонарушений в процессе осуществления своей деятельности…;или
5.1. Начальник…несет ответственность за:
5.1.1. ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией;
5.1.2. правонарушения, допущенные в процессе осуществления своей деятельности…;
Ответ справочной службы русского языка
Правилен первый вариант.
Подскажите, пожалуйста, какая форма (а или б) верна в следующей конструкции (на пунктуацию и нумерацию не обращайте внимания):
Сотрудник несет ответственность за:
1. а)»надлежащее исполнение обязанностей»
или б) «ненадлежащее исполнение обязанностей».
2. а) «соблюдение правил противопожарной безопасности»
или б) «нарушение правил пожарной безопасности».С уважением,
Анфиса Бельмас
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: _ответственность за надлежащее исполнение обязанностей, за соблюдение правил пожарной безопасности_.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Официальные задания и ответы многопрофильной инженерной олимпиады звезда по русскому языку 6-11 класс отборочный этап 2021-2022 учебный год, официальная дата проведения олимпиады: 01.11.2021-15.12.2021
Купить все ответы и бланки с заданиями с 6 по 11 класс: скачать
Отборочный этап 2021 по русскому языку 6-7 класс задания и ответы
Задание 1. Опираясь на происхождение и значение слов гиппопотам и ипподром, определите имя, в котором содержится греческий корень со значением «лошадь»: а) Иннокентий б) Ипполит в) Поликарп г) Аполлинария
Правильный ответ: б
Задание 2. Укажите фразеологизм, который является «лишним» по значению: а) во все лопатки б) во всю ивановскую в) на всех парусах г) во весь дух
Правильный ответ: б
Задание 3. Закончите пословицу «Не красна изба углами…»: а) а красна стенами б) а красна пирогами в) а человек зубами г) а хороша сынами
Правильный ответ: б
Задание 4. Запишите термин, которым называют языковое средство выразительности, использованное в пословице «Старый друг лучше новых двух».
Правильный ответ: антонимы
Задание 5. Укажите язык, которого не существует; а) бельгийский б) французский в) словенский г) словацкий.
Правильный ответ: а
Задание 6. Выпишите из предложения «Я увидел его с её книгой в руке» словосочетание с примыканием.
Правильный ответ: с её книгой
Задание 7. Укажите пару, в которой отношения между словами не такие, как в остальных: а) вывоз – импорт б) эмоциональный – равнодушный в) шоу – представление г) деликатный – грубый
Правильный ответ: в
Задание 8. Проанализируйте значения слов в парах и укажите «лишнюю» пару: а) штормы – шторма б) лагери – лагеря в) цветы – цвета г) зубы – зубья
Правильный ответ: а
Задание 9. Проанализируйте значения слов в парах и укажите «лишнюю» пару: а) сыр (ед. ч.) – сыры (мн. ч.) б) пирожок (ед. ч.) – пирожки (мн. ч.) в) помидор (ед. ч.) – помидоры (мн. ч.) г) абрикос (ед. ч.) – абрикосы (мн. ч.)
Правильный ответ: а
Задание 10. Укажите неправильно построенное словосочетание: а) гимнастика для спины б) капли для аппетита в) пилюли для малокровия г) таблетки для горла
Правильный ответ: в
Задание 11. Укажите существительное, которое отличается от остальных типом склонения: а) путь б) парень в) поле г) тюль
Правильный ответ: а
Задание 12. Укажите ряд, в котором оба существительных относятся к одному склонению: а) тетя, дитя б) доска, печать в) плечо, призыв г) пень, путь
Правильный ответ: в
Задание 13. Укажите ряд, в котором в обоих словосочетаниях прилагательные относятся к одному разряду по значению: а) дедовский кабинет, Олина юбка б) книжная обложка, родительский дом в) соболья шуба, заячий хвост г) стеклянная ваза, свинцовые тучи
Правильный ответ: а
Задание 14. Укажите предложение, в котором выделенное местоимение является вопросительным: а) Какая ужасная погода! б) Что случилось в прошлый четверг? в) Она поинтересовалась у нас, который час. г) Вы понимаете, что завтра будет экзамен?
Правильный ответ: б
Задание 15. Укажите предложение, в котором для создания художественного образа используется метафора: а) Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица. б) Я с детства хорошо знал язык, и Елена Францевна души во мне не чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков. в) Я смотрю на маму умоляющими глазами. г) И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй.
Правильный ответ: а
Задание 16. Определите часть речи, к которой относится выделенное слово в предложении «В этой кондитерской очень уютная атмосфера, благотворно влияющая на настроение клиентов». Запишите название части речи в начальной форме.
Правильный ответ: существительное
Задание 17. Укажите предложение, в котором есть слово, соответствующее следующей характеристике: определительное местоимение в Род. п., в ед. ч. а) У данного человека есть немало плохих качеств. б) Каждого человека можно правильно воспитать. в) Для любого человека важно, как к нему относятся. г) Она напомнила мне совсем другого человека.
Правильный ответ: в
Задание 18. Определите падеж выделенного существительного в предложении «На олимпиаду отправили меня и семь моих друзей». Запишите название падежа одним словом (например: именительный).
Правильный ответ: родительный
Задание 19. Укажите вариант, в котором верно определена грамматическая основа в предложении «На лесной тропинке мне попались навстречу три деревенские девушки»: а) попались три девушки б) мне попались в) попались девушки г) мне попались девушки
Правильный ответ: а
Задание 20. Укажите предложение, в котором сказуемое выражено НЕ глаголом: а) Магазин открыли после ремонта. б) Мама отвезла меня в школу. в) Мое желание путешествовать очень велико. г) Стихи запоминаются очень медленно.
Правильный ответ: в
Задание 21. Укажите соответствующие орфографическим нормам написания названий праздника: а) 9 Мая б) День Победы в) 9 мая г) День победы
Задание 22. Укажите слова, в которых ударение падает НЕ на суффикс. а) включена б) привлечена в) включён г) включить д) привлечённый
Задание 23. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется буква Е: а) с вчерашн…м впечатлени…м, перед виднеющ…йся деревн…й б) под скрипуч…м ясен…м, о тончайш…м искусств… в) в звучащ…й реч…, на развевающ…мся знамен… г) к нарастающ…й бур…, в последн…м письм…
Задание 24. Укажите слова, которые могут встретиться на письме как в слитном варианте написания, так и в раздельном: а) (во) веки б) (в) последствии в) (в) начале г) (в) первые
Задание 25. Определите, какие буквы пропущены, и укажите «лишнее» слово: а) просв…щение б) осв…щение в) посв…щение г) просв…титель
Задание 26. Укажите предложения, в которых частица ТАКИ должна быть написана через дефис: а) На спектакль в субботу вечером он (таки) опоздал. б) Он всё (таки) опоздал в субботу вечером на спектакль. в) Он опоздал (таки) вечером в субботу на спектакль. г) Всё (ж) (таки) он опоздал на спектакль в субботу вечером.
Задание 27. Укажите предложения, в которых НЕ надо написать слитно: а) Он мне (не) друг, а враг. б) (Не) друг, а враг определил развитие событий. в) Он никому (не) друг. г) Герой смог победить (не) друга. д) Солдат был для него (не) другом, неприятелем.
Задание 28. Укажите предложения, в которых нужно поставить две запятые (знаки препинания не расставлены): а) Роман лежал на диване читал роман мечтал о приключениях. б) Роман лежал на диване читал роман и мечтал о приключениях. в) Роман лежал на диване и читал роман мечтал о приключениях. г) Роман лежал на диване и читал роман и мечтал о приключениях.
Задание 29. Укажите слова, которые могут сочетаться с числительными двое: а) ежата б) школьники в) столы г) учительницы
Задание 30. Укажите предложение, в котором нет речевой ошибки: а) Обучение давалось Гагарину легко: он неизменно получал пятерки по всем предметам. б) Юрий Гагарин целеустремленно стремился к намеченной цели. в) Чистое пространство новой ракеты производило своей чистотой приятное впечатление. г) Грохотавшая первая ступень ракеты оглушала космонавта своим грохотом.
Задание 31. Укажите слова, в которых все согласные звонкие: а) гараж б) пруд в) брод г) вокзал д) забор
Задание 32. Укажите слова, в которых ударение падает на последний слог: а) звонит б) ломоть в) (груша) плодоносит г) заговор
Задание 33. Укажите, как в дореволюционной азбуке называлась буква «Е»: а) есмь б) еси в) ер г) есть д) эта буква не имела специального названия
Задание 34. Укажите слово, которое до орфографической реформы 1918 г. писалось иначе, чем сейчас: а) рожь б) село (сущ.) в) свет г) зло д) лампада
Задание 35. Укажите слова, в которых есть приставка ПОД-: а) пододеяльник б) подоконник в) подорожник г) подоспеть
Задание 36. Укажите слова, имеющие в своём составе 3 морфемы: а) носил б) кладка в) оловянный г) приусадебный
Задание 37. Укажите слово, от которого образовано слово ПУСТЫННЫЙ: а) пустыня б) пусто в) пустынность г) пустота д) пустеть
Задание 38. Отметьте слова, исторически родственные слову КОЛЬЦО: а) осколок б) протокол в) колышек г) около д) колесо
Задание 39. Укажите пары, в которых отражены позиционные чередования звуков: а) носить – носит б) год – годы в) ноги – ножки г) поджечь – поджигать
Задание 40. Укажите ряды, в которых оба слова имеют нулевое окончание: а) справа, стол б) под, инженер в) мышь, наоборот г) оглох, потолок д) пять, думал
Отборочный этап 2021 по русскому языку 8-9 класс задания и ответы
Задание 1. Укажите фразеологизм, который является лишним по происхождению: а) притча во языцех б) камень преткновения в) вавилонское столпотворение г) тянуть лямку
ответ: г
Задание 2. Укажите правильную характеристику предложения «Меня попросили зайти в дом»: а) односоставное, неполное б) односоставное, полное в) двусоставное, полное г) двусоставное, неполное
ответ: б
Задание 3. Установите соответствие между русскими и иностранными словами: 1) эталон а) привыкание 2) гипотеза б) предположение 3) гипербола в) преувеличение 4) адаптация г) образец д) приспособление
ответ: 1-г, 2-б, 3-в, 4-д
Задание 4. Укажите словосочетание(-я) с типом связи управление: а) о её дочери б) заказать такси в) без восьми минут г) стихи Пушкина
ответ: б, г
Задание 5. Определите количество частей в предложении (знаки препинания не расставлены). Так же как и у взрослых в библиотеке детей есть книги зачитанные затрёпанные а следовательно и самые дорогие и есть книги новенькие с нестершимся золотым тиснением в переплётах раз только раскрытые и недолистанные до конца.
ответ: 2
Задание 6. Укажите правильное значение фразеологизма гордиев узел: а) система оборонительных укреплений б) заговор в) кабальный договор г) трудная задача
ответ: г
Задание 7. Запишите термин, которым обозначают языковое явление, отражённое в следующих строчках: Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги?
ответ: омонимия
Задание 8. Укажите лишнее по значению слово: а) кумачовый б) сапфировый в) гранатовый г) багряный
ответ: б
Задание 9. Укажите правильную характеристику грамматической основы в предложении «Благородные люди врачи»: а) люди – подлежащее, врачи – сказуемое б) врачи – подлежащее, люди – сказуемое в) благородные люди – подлежащее, врачи – сказуемое г) врачи – подлежащее, благородные люди – сказуемое
ответ: г
Задание 10. Укажите словарь(-и), который(-ые) не может(-гут) быть составлен(-ы): а) русско-латинский б) русско-македонский в) русско-шведский г) русско-бельгийский
ответ: г
Задание 11. Укажите правильную характеристику предложения «И сразу же ему наскучило сидеть в одиночестве»: а) односоставное безличное б) двусоставное, полное в) двусоставное, неполное г) односоставное неопределенно-личное
ответ: а
Задание 12. Укажите ряд(-ы), в котором(-ых) все глаголы относятся к одному типу спряжения: а) расти, брить, толкнуть б) краснеть, кричать, стараться в) посидеть, услышать, рядить г) вить, положить, строить д) наследовать, худеть, дудеть
ответ: а,в
Задание 13. Определите смысловое и грамматическое соотношение между словами в парах. Укажите пару, которая является лишней: а) крыло – крылья б) вода – воды в) дом – дома г) портфель – портфели д) девушка – девушки
ответ: б
Задание 14. Образуйте все формы 1 лица от данных глаголов, определите, какой глагол является лишним. Укажите правильный вариант ответа: а) вечереть б) смотреть г) стареть д) замереть
ответ: а
Задание 15. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) сказуемое выражено НЕ глаголом: а) Цветок засох без воды. б) Мое желание учиться очень велико. в) Дома строятся очень быстро. г) Магазин закрыт на ремонт. д) Он может прийти завтра.
ответ: б,г
Задание 16. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) нет подлежащего: а) Как бы не опоздать нам на экзамен. б) Мне так нравится ходить в театр. в) Сдать экзамен – сложная задача. г) На улице тишина. д) В актовом зале собралось много людей
ответ: а, б
Задание 17. Определите стилистическую окраску местоимений сей, этакий, всяческий: а) книжная б) научная в) разговорная г) профессиональная
ответ: в
Задание 18. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) использован фразеологизм: а) И беглым золотом сверкает солнце по молодым осинам и березам. б) Не смолкает напев соловьиный, Что-то шепчут ручьи и листы. в) Она читала жадно… и равно Марлинского и Пушкина любила… г) И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут. д) Вот был я мальчишкой, да детство прошло, с тех пор уж немало воды утекло.
ответ: д
Задание 19. Укажите троп, который использован в предложении «Она поет, и звуки тают…»: а) метафора б) метонимия в) сравнение г) олицетворение
ответ: а
Задание 20. Укажите слово(-а), которое(-ые) может(-гут) быть и вводным словом, и членом предложения: а) по-моему б) возможно в) следовательно г) например
ответ: а, б
Задание 21. Укажите соответствующие орфографическим нормам написания названий праздника: а) 9 Мая б) Девятое Мая в) 9 мая г) Девятое мая
Задание 22. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) во всех словах на месте пропуска пишется Е: а) С неприятностями вследстви… травм он сталкивался н… раз. б) Где он только н… был в течени… этого года! в) Забор был н… покрашен, но рабочие оказались н… при чём. г) Несмотря н… на что, поход продолжался, так как помощи ждать было н…откуда.
Задание 23. Укажите ряд(-ы), в котором(-ых) во всех словах пропущена одна и та же буква: а) грохоч…щие звуки, люди запомн…т б) угли тле…т, цвета выгор…т в) беспоко…щийся о будущем, повара вар…т г) вяж…щий привкус, наде…щийся на взаимность
Задание 24. Укажите вариант, в котором верно определены цифры, на месте которых надо поставить запятые в предложении «Она рубит капустные листья (1) и даёт цыплятам (2) те (3) с жадностью (4) бросаются (5) и (6) обманутые (7) поднимают (8) слышный даже на улице (9) писк»: а) 2, 6, 7 б) 1, 2, 5, 7 в) 2, 3, 4, 6, 7 г) 2, 5, 6, 7, 8, 9
Задание 25. Укажите грамматически верное продолжение предложения «Возражая собеседнику…»: а) часто не учитываются законы психологии б) у нас возникло взаимопонимание в) ему позвонили г) я привёл аргументы
Задание 26. Укажите осложнённое(-ые) предложение(-ия): а) На дворе темно и сыро. б) Взору открылась искрящаяся на солнце миллиардами бликов необозримая широта океана. в) С нами вместе поехал режиссёр Константинов. г) Она отметила: «В этой четверти вы не будете сдавать зачёт в традиционной форме».
Задание 27. Укажите нормативный вариант оформления производного предлога: а) по приезде домой б) по приезду домой в) варианты равноправны
Задание 28. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) есть плеоназм: а) Дождь лил как из ведра третьи сутки, поэтому меня мучила ностальгия по прошлому. б) Синим шатром распростёрлось над нами безоблачное небо, похожее на море в минуты затишья. в) Одни только звёзды как будто обрадовались первому морозу и ярко сверкали. г) Почти везде: на суше, в океане, в атмосфере и даже в вечных льдах – обитают живые существа. д) Не спеша бегут лошади среди зелёных холмистых полей.
Задание 29. Расположите предложения в нужном порядке, чтобы получился текст: а) Так, художественный вкус пронизывает весь уклад их жизни. б) Японцам присуще обостренное чувство гармонии. в) Любовь японцев к прекрасному коренится, таким образом, в их любви к природе. г) Эстетизм японцев основывается на убеждении, что красота присутствует всюду, а от человека требуется лишь зоркость, чтобы увидеть ее.
Задание 30. Укажите пример(-ы) с ошибкой в образовании формы слова: а) каплет дождь б) наиглупейший человек в) в двух тысяча шестом году г) пара блюдцев д) вымыть шампунем
Задание 31. Укажите слово(-а), в котором(-ых) все согласные твёрдые: а) маяк б) яблоко в) мышь г) парашют
Задание 32. Укажите слово(-а), в котором(-ых) на месте сочетания ЧН произносится произноситься [ШН]: а) скучно б) скворечник в) беспечно г) вечный
Задание 33. Укажите букву(-ы), которая(-ые) была(-и) исключена(-ы) из русского алфавита в результате орфографической реформы 1918 г.: а) ферт б) фита в) ять г) ер д) есть
Задание 34. Укажите слово(-а), в котором(-ых) написание выделенной буквы изменилось под влиянием произношения: а) здание б) судьба в) свадьба г) ходьба д) создать
Задание 35. Укажите слово, морфемный состав которого отличается от морфемного состава остальных слов: а) жемчужинка б) снежинка в) пушинка г) песчинка
Задание 36 Укажите слово(-а), которое(-ые) может(-гут) могут иметь более одного варианта морфемного разбора: а) простой б) днём в) помог г) зной
Задание 37. Укажите способ, которым образовано слово БЕЗДОРОЖЬЕ: а) приставочный б) суффиксальный в) бессуффиксный г) переход одной части речи в другую д) приставочно-суффиксальный
Задание 38. Укажите слово, которое является лишним в ряду исторически родственных слов: а) починка б) конец в) зачин г) начало д) початок
Задание 39. Укажите вариант(-ы), в котором(-ых) представлены исторические чередования звуков, обозначенных подчёркнутыми буквами: а) стол — столы б) хлеб — хлеба в) занять — занимать г) день — подёнки д) проводок — проводки
Задание 40. Русскому звуку [’э] (на письме «Е») в древнерусском языке соответствовали две буквы – Е и Ѣ. Например: рус. ВЕРА – др.-рус. ВѢРА, рус. ВЕСЛО – др.-рус. ВЕСЛО, рус. ТЕНЬ – др.-рус. ТѢНЬ, рус. ЖЕНА – др.-рус. ЖЕНА, рус. РЕКА – др.-рус. РѢКА, рус. ЕЛЬ – др.-рус. ЕЛЬ. Укажите слово(-а), которое(-ые) написано(-ы) по-древнерусски с ошибками: а) дева б) вѣсна в) плеть г) мѣра д) лѣто
Отборочный этап 2021 по русскому языку 10-11 класс задания и ответы
Задание 1. Укажите пример(-ы) нарушения лексической сочетаемости: а) допустить ошибку б) допустить дефекты в) допустить оплошность г) допустить грубость
ответ: б
Задание 2. Перед вами пример использования одной из популярных автоматизированных систем перевода: русский фразеологизм дан в обратном переводе с нескольких языков. Восстановите исходный вариант фразеологизма. Запишите его. 1) ждать времени у моря (обратный перевод с итальянского языка), 2) дождитесь прогноза погоды у моря (обратный перевод с французского языка), 3) ждать воздуха у моря (обратный перевод с литовского языка).
ответ: ждать у моря погоды
Задание 3. Определите тип придаточного в предложении «Это было в том месте, где говорилось о его дознании». Укажите правильный ответ: а) места б) присоединительное в) следствия г) определительное
ответ: г
Задание 4. Проанализируйте значения слов, укажите лишнее: а) ложь б) обман в) небылица г) неправда
ответ: в
Задание 5. Учитывая смысловые отношения между словами в числителе и знаменателе, составьте пропорцию, записав термин, однокоренной слову-знаменателю. язык : речь = ? : лексикон
ответ: лексика
Задание 6. Запишите пословицу, которая зашифрована в выражении «В речном водовороте, образованном встречным течением, не издающем громких улавливаемых слуховым аппаратом колебаний частиц среды, наблюдается пребывание славянских мифологических злых духов с рогами».
ответ: в тихом омуте черти водятся
Задание 7. Укажите описание понятия, которому в современном русском языке соответствует лакуна: а) мужчина и женщина, недавно вступившие в брак б) мужчина и женщина, вступившие в брак в) мужчина и женщина, прожившие в браке 50 лет г) наименование супружеской пары в высоком стиле
ответ: в
Задание 8. Укажите музыкальный инструмент, который был назван по фамилии человека: а) аккордеон б) рояль в) саксофон г) тромбон
ответ: в
Задание 9. Укажите предложение(-я), которому(-ым) соответствует характеристика «односоставное, неполное»: а) В следующий раз надену резиновые. б) Люблю читать что-нибудь фантастическое. в) Приехал вчера очень поздно. г) Его зовут Игнатом.
ответ: а
Задание 10. Укажите правильную характеристику грамматической основы в предложении «Благородные люди врачи»: а) люди – подлежащее, врачи – сказуемое б) врачи – подлежащее, люди – сказуемое в) благородные люди – подлежащее, врачи – сказуемое г) врачи – подлежащее, благородные люди – сказуемое
ответ: г
Задание 11. Укажите соответствующие орфографическим нормам написания названий праздников: а) 8 Марта б) Девятое мая в) день рождения г) 8 марта д) Девятое Мая е) День рождения ж) День Рождения
ответ: а, б, в
Задание 12. Укажите слово(-а), в котором(-ых) удвоенные согласные пишутся на стыке морфем: а) россиянин б) принцесса в) перессориться г) сросся д) белорусский
ответ: г, д
Задание 13. Укажите предложение(-я), котором(-ых) есть частица НИ: а) Я уверен, что ты понял статью как (н…) кто другой. б) Взгляд его (н…) сколько смягчился. в) Что бы (н…) говорили, путь наш был сложен, но увлекателен. г) И тут я понял, что это (н…) кто иной, как недавний седобородый обитатель лесов. д) Он (н…) сколько не походил на свою мать.
ответ: в
Задание 14. Запишите количественное числительное 72490 в творительном падеже.
ответ: семьюдесятью двумя тысячами четырьмястами девяноста
Задание 15. Укажите нормативный вариант оформления производного предлога: а) по возвращении с олимпиады б) по возвращению с олимпиады в) варианты равноправны
ответ: а
Задание 16. Укажите предложение(-я), котором(-ых) нужно поставить только одну запятую (знаки препинания не расставлены): а) По широкой шоссейной дороге шибкой рысью ехала высокая голубая венская коляска. б) Глухие сдержанные рыдания поразили меня. в) Но я даю ему работу и очень интересную. г) Однажды вздумалось друзьям побродить по рощам по лугам и по долам и по горам. д) Сядь выполни работу.
ответ: б, в
Задание 17. Вставьте пропущенные буквы в предложение «Мы скоро выздоров…м и снов… сможем гулять в парке!»
ответ: Мы скоро выздоровЕЕм и сновА сможем гулять в парке!
Задание 18. Запишите термин, которым можно назвать следующие выражения: Северная Венеция,
город на Неве, град Петра, окно в Европу.
ответ: перифраз
Задание 19. Укажите предложение(-я), котором(-ых) есть плеоназм: а) Она убрала колечко в крохотную маленькую шкатулку. б) День сдачи декларации в налоговую становился все ближе. в) Первый дебют юной певицы был весьма удачен. г) Он понял, что предчувствовал грозящую ему опасность.
ответ: а, в
Задание 20. Расположите номера предложений в логической последовательности, чтобы получился текст: 1) Уже во втором классе японский школьник легко пользуется красками тридцати шести цветов и знает названия каждого из них. 2) Зарубежные специалисты признают, что эстетическое воспитание в японской школе поставлено шире и основательнее, чем в других странах мира. 3) Вместе с тем нельзя не отметить и то, что каллиграфия пришла в Японию из Китая в ту пору, когда она уже на протяжении тысячи лет считалась одним из видов изобразительного искусства. 4) Она отбирает у него в первые годы обучения непомерно много времени и сил. 5) Спору нет, иероглифическая письменность – тяжкое бремя для японского школьника. 6) Поэтому на иероглифы в ту пору смотрели не только как на средство письменного общения. 7) Однако ведущее место в эстетическом воспитании ребенка занимает обучение письму.
ответ: 2, 1, 7, 5, 4, 3, 6
Задание 21. Укажите словосочетание(-я), компоненты которого(-ых) имеют стилистическое значение (стилистическую окраску): а) съехать на двойки б) крутой характер в) подниматься в гору г) думать об экзамене
Задание 22. Укажите глагол(-ы), в котором(-ых) написание пропущенной гласной зависит от значения: а) подкле…ть б) раста…ть в) обессил…ть г) крикн…те д) добуд…тесь
Задание 23. Укажите вариант, в котором верно определен вид предложения «Не заболей я, смог бы поехать в кино вместе со всеми». а) простое предложение б) сложносочиненное предложение в) сложноподчиненное предложение г) бессоюзное сложное предложение
Задание 24. Определите падеж выделенного существительного в предложении «Я снял с себя пальто
и прикрыл ее озябшие плечи». Запишите название падежа одним словом (например: именительный).
Задание 25. Укажите ряд(-ы), в котором(-ых) все глаголы относятся к одному типу спряжения: а) жалеть, шуметь, карабкаться б) грести, стелить, крикнуть в) налить, приклеить, смешить г) висеть, выдержать, судить д) чувствовать, синеть, лежать
Задание 26. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) использован личный глагол в безличном значении: а) Нам не спится этой лунной ночью. б) От цветов пахло так, что нам было плохо. в) Не люблю зиму, потому что зимой рассветает поздно. г) Бабушке часто нездоровится, поэтому берегите ее.
Задание 27. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) допущена ошибка в использовании имени числительного: а) У моего папы трое сестер. б) Я родился в две тысячи восьмом году. в) Произведение шестисот тридцати девяти и семидесяти пяти равно сорока семи тысячам девятистам двадцати пяти. г) Через дорогу перешли пятеро военных. д) Моему родному городу около восемьсот сорока лет.
Задание 28. Найдите в предложении слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую. Запишите выбранное слово в начальной форме. В этой кондитерской очень уютная атмосфера, благотворно влияющая на настроение клиентов.
Задание 29. Укажите ряд(-ы), в котором(-ых) в обоих словах есть суффикс -Л-: а) заняли, гребля б) бежал, кормили в) родились, поднялся г) усвоил, томление д) стремлюсь, развился
Задание 30. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) все слова имеют нулевое окончание: а) Заяц боялся собак. б) Кто-то быстро пробежал мимо. в) У змей нет рук. г) Он рассмотрел шесть картин. д) Лермонтов любил Родину.
Задание 31. Укажите слово(-а), в котором(-ых) все согласные звуки являются шумными (несонорными): а) госпожа б) поэт в) каюта г) байка д) железо
Задание 32. Укажите слово(-а), в котором(-ых) может произноситься мягкий звук [ж’]: а) дрожать б) кружить в) дожди г) визжать
Задание 33. Укажите букву(-ы), которая(-ые) была(-и) исключена(-ы) из русского алфавита в результате орфографической реформы 1918 г.: а) ер б) и десятеричное в) ять г) кси д) юс малый
Задание 34. Укажите слово(-а), в котором(-ых) написание выделенной буквы изменилось под влиянием произношения: а) рушник б) гречишный в) послушник г) рукопашный д) неспешный
Задание 35. Укажите слово(-а), в котором(-ых) в современном русском языке выделяется суффикс -ИЦ-: а) столица б) синица в) львица г) жрица.
Задание 36. Определите количество морфем в слове ИСПЁКСЯ. Ответ запишите цифрой.
Задание 37. Определите количество слов, пропущенных в словообразовательной цепочке «везти → … → привозиться». Ответ запишите цифрой.
Задание 38. Укажите слово(-а), в котором(-ых) есть этимологическая приставка ОБ-, впоследствии сросшаяся с корнем слова: а) обитать б) облако в) обувь г) обои д) обыватель
Задание 39. Укажите пару(-ы), в которой(-ых) чередования звуков, обозначенных подчёркнутыми буквами, вызваны палатализацией: а) нога – ножка б) муха – мушиный в) ель – ёлка г) принять – принимать д) сон – сны
Задание 40. Русскому звуку [’э] (на письме «Е») в украинском языке соответствуют две буквы – «е» и «i». Например: рус. ВЕК – укр. ВІК, рус. ДЕНЬ – укр. ДЕНЬ, рус. ТЕНЬ – укр. ТІНЬ, рус. ЛЕВ – укр. ЛЕВ, рус. РЕЧКА – укр. РІЧКА, рус. МОЛОДЕЦ – укр. МОЛОДЕЦЬ. Укажите слово(-а), которое(-ые) написано(-ы) по-украински с ошибками: а) гнів б) свічка в) лето г) пінь д) віра
Отборочный этап 2021-2022 олимпиада звезда:
Отборочный этап 2021-2022 задания и ответы многопрофильной инженерной олимпиады звезда