УДК 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2 Рус-922 Р89 Авторы: Ю. С. Пичугов, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова, Т. М. Пахно ва, С. Н. Пименова, Л. Ф. Талалаева, Б. И. Фоминых Учебник доработан профессором Т. М. Пахновой Художник О. М. Войтенко Р89 Русский язык: Практика. 9 кл. : учебник / Ю. С. Пичугов, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова и др. ; под ред. Ю. С. Пичугова. 4-е изд., стереотип. М. : Дрофа, 2017. 301, с. : ил. ISBN 978-5-358-18456-5 Учебник является неотъемлемой частью учебного комплекса по русскому язы ку для 5 9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся. В нём содержатся задачи и упражнения как для усвоения нового, так и для закрепления уже изученного по русскому языку, направленные на формирование предметных, метапредметных умений и личностных качеств, представлены интересные дидактические материалы, в которых отражены разнообразные приёмы работы с ними. В приложении даны ответы к наиболее трудным заданиям, что создаёт условия для самоконтроля и взаимоконтроля при выполнении самостоятельной работы в классе и дома. Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и включён в Федеральный перечень. УДК 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2Рус-922 ISBN 978-5-358-18456-5 ООО «ДРОФА», 2014

ОБ УЧЕБНИКЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК. ПРАКТИКА» Дорогие девятиклассники! Книга, которую вы держите в руках, учебник «Русский язык. Практика» для 9 класса. В ней вы познакомитесь со всеми видами сложных предложений, особенностями их строения, употребления в речи, а также с пунктуацией в них. Кроме заданий и упражнений по синтаксису и пунктуации сложного предложения, учебник содержит материалы для повторения всего курса русского языка. Эти материалы даны в специальных разделах «Повторим орфографию», «Обобщение изученного в 5 9 классах» и «Повторение изученного при подготовке к государственной итоговой аттестации». Многие задания выполняются на материале текстов, что даёт возможность не только заниматься языком, но и совершенствовать свою речь, углублять знания о культуре, готовиться к сочинениям и изложениям (особое внимание обращается на подготовку к сжатому изложению). Если к тексту дано много заданий, вы можете выбрать из них 3 5. Также вы можете отдельные задания выполнять в классе, другие дома или работать по вариантам. В процессе занятий в ряде случаев вы будете использовать компьютер: готовить материалы для презентаций, слайды с опорными таблицами, схемами, примерами. Также вы можете работать с электронным приложением к учебнику. Прежде чем выполнять упражнения, обратитесь к опорным материалам (в них конспективно переданы теоретические сведения) и к материалам, иллюстрирующим изучаемое правило графически. Задания «Контролируйте себя!» помогут вам сформировать навыки самоконтроля.

Обратите внимание на приложение к учебнику, оно содержит памятки «Диалог с текстом» и «Как подготовить материалы для презентации», словарики орфографический («Пишите правильно»), орфоэпический («Произносите правильно») и толковый, а также список пунктограмм, изучаемых в 9 классе. К наиболее сложным задачам и упражнениям даны ответы, которые помещены в конце книги. По-прежнему вы встретите в текстах упражнений цифры, обозначающие различные виды разбора слов и предложений: 1 слово для фонетического разбора: вьюн 1. 2 слово для морфемного разбора: въезд 2. 3 слово для морфологического разбора: пишет 3. 4 предложение для синтаксического разбора: Мир освещается солнцем, а человек знанием. 4 5 слово для лексического разбора: свежий 5 хлеб. 6 слово для орфографического разбора: развивается 6. 7 предложение (или его часть) для пунктуационного разбора: Москва столица нашей Родины. 7 В учебнике используются условные обозначения, они помогут вам успешно организовать работу при выполнении задач и упражнений. Опорный материал Работа с использованием компьютера Задача Комплексная работа с текстом Диалог с текстом

Материал по развитию речи «Контролируйте себя!» Дополнительные задания К заданию есть ответ Авторы надеются, что этот учебник сделает вас настоящими ценителями, ревностными хранителями, друзьями и защитниками русского языка. Очень хотелось бы, чтобы занятия языком дарили вам радость новых открытий.

Русский язык богат, образен и точен. Нет такой самой сложной мысли и самого сложного человеческого состояния, которое нельзя было бы с полной ясностью передать на русском языке. К. Паустовский 1. Прочитайте стихотворение русского поэта И. Бунина, написанное в 1915 г. К чему призывает поэт? СЛОВО Молчат гробницы, мумии и кости, Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный речь. Как вы думаете, почему слово Письмена поэт написал с прописной буквы? 2. Прочитайте, ведя диалог с текстом (см. соответствующую памятку на с. 275), отрывки из книги филолога В. Непомнящего «Для чего читать русскую классику». В тех местах, которые отмечены знаком //, сделайте паузу: попробуйте предугадать, что будет дальше, и только потом прочитайте, как у автора. Выпишите ключевые слова. Подготовьтесь к сжатому изложению. Слово есть величайшая сила, есть начало всякого дела, всякого созидания. Оно не игрушка и не дышло, которым можно вертеть как угодно; если оно не созидательно, то, как правило, // разрушительно, если не животворно,

то // убийственно. Евангельское «В начале было Слово» это не фраза, а // истина, и это можно показать // на опыте великой литературы, прежде всего русской… Слово великое чудо, подаренное человеку, и надо относиться к нему // как к священному дару. У нас филологию понимают как любовь к слову, в то время как logos это не только единица, текст, это слово, которое было вначале, порядок мироздания, Бог-отец, некий алгоритм, в котором всё движется. Необходимо осмыслить филологию как // любовь к логосу, а потом уже к слову как речевой единице… Если это постигать с самого начала, // то это принесёт неслыханную пользу. 1. Найдите средства связи между предложениями (однотематическую лексику, лексические и грамматические повторы, однокоренные слова, синонимы и антонимы (в том числе текстовые), местоимения, союзы). 2. Выпишите антонимы (в том числе текстовые). 3. Какое слово является причастием? А) осмыслить Б) подаренное В) относиться Г) священный 4. Сколько грамматических основ в первом предложении второго абзаца? 5. С помощью каких языковых средств автор выражает не только мысли, но и чувства, даёт эмоциональную оценку? 6. Докажите, что это текст публицистического стиля. 7. Подготовьтесь к выразительному чтению. 8. Напишите изложение или сочинение на одну из тем: «Надо относиться к слову как к священному дару», «Что такое филология», «Языковые средства выражения эмоциональной оценки», «Зачем надо изучать синтаксис». 9. Проанализируйте варианты сжатого изложения. Какова роль преобразований исходного текста, связанных с изучением синтаксиса? А) К слову надо относиться как к священному дару, потому что именно слово это величайшая сила, начало всякого дела, созидания. Надо ответственно, бережно пользоваться словом, так как оно может быть не только созидательным, животворным, но и, к сожалению, разрушитель-

ным, убийственным. «В начале было Слово (логос)» это истина, и в этом мы убеждаемся, когда думаем о значении великой русской литературы. Филологию надо понимать как любовь к логосу, то есть к тому слову, которое было в начале, к великому чуду, к порядку мироздания. Такое понимание слова принесёт каждому из нас неслыханную пользу. Б) Евангельское «В начале было слово» это истина, которая помогает нам понять, что слово (логос) надо воспринимать как священный дар, чудо, величайшую силу, как начало всякого дела, созидания, как порядок мироздания. Но если слово не созидательно, не животворно, то оно способно быть и разрушительным, и убийственным. Любовь к слову (логосу), о чём нам говорит филология, надо понимать как чувство ответственности за то великое чудо, которое подарено человечеству. Обращаясь к великой русской литературе, мы начинаем постигать всё то, что принесёт нам неслыханную пользу. 3. Прочитайте высказывание Л. Толстого, ведя диалог с текстом (здесь и далее см. соответствующую памятку). Слово дело великое. Великое потому, // что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить // вражде и ненависти. Берегитесь от такого слова, // которое разъединяет людей. 1. В каком значении употребляется в этом высказывании слово? 2. Напишите небольшой текст и вставьте в него слова Л. Толстого, используя один из способов цитирования. 4. Прочитайте эпиграф на с. 6. Какие примеры вы можете привести для подтверждения высказывания русского писателя К. Паустовского? Художник слова обладает почти неограниченной свободой в выборе языковых средств. Тем не менее свобода эта не беспредельна. Она сопряжена с особой ответственностью пиэпиграф 5. Прочитайте текст. Выпишите ключевые слова.

сателя за высокую культуру отбора и использования средств соответственно целям творчества. Язык в художественной литературе это средство изображения, выражения и преобразования как явлений действительности, так и самого языка, на котором мы говорим друг с другом. Это средство воплощения языковых образов, которыми литература говорит со всем миром на своём национальном языке. Переводить такие образы на другой национальный язык иногда исключительно трудно. Ведь дух языка, его прелесть заключены и в его звуках. Пушкинские слова очей очарованье, презренной прозой, хлебниковские леса обезлосели или баклажаны бока отлежали у Новеллы Матвеевой спаяны и смыслом, и синтаксисом, и фонетикой. Вероятность же того, что в каком-то другом языке слова с этими значениями окажутся настолько же близкозвучными, ничтожна. Язык художественной литературы учит всех нас бережному и творческому отношению к родному языку воплощению и приумножению богатств памяти народной. (Из «Энциклопедического словаря юного филолога») 1. На какой вопрос нет ответа в тексте? А) Чем является язык в художественной литературе? Б) Почему трудно переводить произведения русских писателей на другие языки? В) На какие языки переведены произведения А. С. Пушкина? Г) Чему учит нас язык художественной литературы? 2. Подберите синонимы к прилагательным: беспредельный, бережный. 3. Сравните слова-паронимы бережный бережливый. Придумайте с ними словосочетания или предложения. 4. Замените словосочетания языковые средства, народная память синонимичными с подчинительной связью управление. 5. Выпишите сложные предложения, в которых средством связи придаточного с главным является союзное слово который. Составьте схемы этих предложений. 6. Объясните знаки препинания. Подготовьтесь к выразительному чтению текста. 7. Объясните написание слов беспредельный, использование, приумножение, преобразование, заключены, спаяны. 8. Выполните творческое задание по выбору. Напишите: а) сжатое изложение, б) сочинение (прокомментируйте, как вы понимаете мысль, выраженную в последнем предложении).

6. Прочитайте отрывки из статьи Е. Лебедева «Великий сын России». Докажите, что это текст публицистического стиля. Подготовьтесь к изложению. Выпишите ключевые слова. Составьте план текста. XVIII век требовал от поэтов прежде всего строгого соблюдения «правил», предписанных теоретиками каждому литературному жанру, а также неукоснительного следования непререкаемым «образцам» (знаменитый «принцип авторитета» в искусстве классицизма). Критики обрушивались на такие ломоносовские выражения, как священный ужас, пламенные звуки и т. п., считая их противоестественными, алогичными, «неправильными». Апологеты, приняв поэзию Ломоносова за недосягаемый образец великолепия, пышности, громкости, слепо копировали эти её качества в своём творчестве. Но и те и другие оставили без внимания главный (нравственный) урок, преподанный им русским писателям и читателям. Обращаясь к молодым научным силам России, Ломоносов писал: «Сами свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля… не почитайте». Но не только в науке Ломоносов сознавал неповторимость, принципиальную новизну своего дела. Он и в поэтическом творчестве исходил из самобытности того содержания, которое ему предстояло воплотить… Ощущение мощи своего духа, который в состоянии «одним взглядом охватить совокупность всех вещей», ясное понимание самобытности того дела, которое он намерен воспеть, сознание абсолютной новизны тех истин, которые открыты его внутреннему взору, именно с этим входил Ломоносов в поэзию, именно это он пронёс в своих стихах через всю жизнь и оставил потомкам. Именно это и не разглядели в нём его современники. И лишь следующее поколение русских поэтов в лице великого Державина, человека мощной и неповторимой индивидуальности, по достоинству оценило эту решающую черту ломоносовского гения: Неподражаемый, бессмертный Ломоносов! 1. Объясните значение слов апологеты, алогичный. 2. Запишите последний абзац. Найдите средства связи между предложениями (однотематическую лексику, лексические и грамматические повторы, частицы именно, лишь, местоимения, союзы).

3. Найдите в тексте языковые средства, которые передают не только мысли, но и выражают отношение, дают эмоциональную оценку (оценочную лексику, повторы (лексические и грамматические), ряды однородных членов, цитирование). 4. В каких словосочетаниях связь иная, чем согласование? А) неповторимая индивидуальность Б) недосягаемый образец В) самобытность содержания Г) искусство классицизма Д) оставил потомкам 5. Сколько грамматических основ в первом предложении последнего абзаца? 6. Какими примерами из текста можно подтвердить правила написания не с разными частями речи? 7. Объясните написание слов бессмертный, преподанный, предписанный. 8. Выпишите из первого абзаца причастные и деепричастные обороты. Замените их в тех случаях, когда это уместно, придаточными предложениями. Запишите сложные предложения. Сравните синонимичные конструкции. 9. Составьте схемы двух сложных предложений. 10. Напишите изложение (подробное или сжатое) или сочинение на одну из тем: «Неподражаемый, бессмертный Ломоносов», «Великий сын России», «Языковые средства выражения отношения, эмоциональной оценки», «Особенности текста публицистического стиля». 11. Подготовьтесь к выступлению о значении М. Ломоносова в истории русской культуры на уроках-семинарах или конференции. Отберите материалы для презентации (здесь и далее см. соответствующую памятку на с. 277). 7. Запишите строки Ф. Тютчева, посвящённые Ломоносову. Объясните знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений. Да, велико его значенье Он, верный русскому уму, Завоевал нам Просвещенье… 1. Почему Просвещенье пишется в этом контексте с большой буквы? 2. Подберите синонимы к словам велико, верный. 3. Запишите ряд слов с корнем свет-.

ПОВТОРИМ ИЗУЧЕННОЕ В 8 КЛАССЕ 8. Прочитайте, ведя диалог с текстом. Как можно его озаглавить? Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются // яркие пятна раскрашенных клёнов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берёз // пожелтевшие лёгкие листья. От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины. Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами // опавшая сухая листва. Кое-где краснеет // шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, прокличут высоко в небе пролетающие // косяком журавли. (И. Соколов-Микитов) 1. Выпишите грамматические основы предложений, подчеркните их. Укажите, чем выражены главные члены предложения. 2. Объясните подчёркнутые орфограммы. 3. Найдите в тексте три разных по строению словосочетания и разберите их. 9. Опираясь на схемы, вспомните правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым. Приведите примеры. П у н к т о г р а м м а «Тире между подлежащим и сказуемым»: сущ. сущ. инф. инф. числ. числ. сущ. инф. сущ. числ.

10. Прочитайте и запишите высказывание. Объясните постановку тире. Книга это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги мир дикарей… (Н. Морозов) Подтвердите примерами утверждения, содержащиеся в данном тексте. 11. Как нужно пунктуационно оформить предложение Он хоккеист, чтобы подчеркнуть, что именно он (а не кто-то другой) увлекается хоккеем или что он хоккеист, а не футболист? П у н к т о г р а м м а «Запятая в сложном предложении с союзом и»: , и . 12. Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания, подчеркните грамматические основы. Определите, какими видами односоставных предложений являются части сложных. 1. Её знобило и она куталась в платок. 2. С запада прояснилось и чистая заря долго горела над лугами. 3. Перепадали частые дожди и на берёзовых листьях появилась первая желтизна. 4. Леонтьев любил немного посидеть на стройке и полюбоваться работой плотников. 5. Чёлн очень узок лёгок поворотлив на нём можно пройти по самым мелким протокам. (К. Паустовский) 1. Сделайте синтаксический разбор 2-го предложения, объясните его пунктуационное оформление. 2. Как отличить сложное предложение от простого с однородными сказуемыми? Подготовьте сообщение, отберите материалы для презентации.

13. Запишите, что сказал Н. Рерих о своём учителе, художнике Архипе Ивановиче Куинджи. Подчеркните грамматические основы предложений. Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Его частная жизнь была необычна, уединённа, и только ближайшие ученики знали глубину души его… Одна из обычных радостей его была помогать бедным так, чтобы они не знали, откуда пришло это благодеяние. Неповторима была вся жизнь его. 1. Найдите средства языковой выразительности (оценочную лексику, эпитеты, лексические повторы, антонимы, инверсию, ряды однородных членов). 2. Объясните значение слова благодеяние. Запишите ряд слов с корнем благ-. 3. В каких словосочетаниях связь иная, чем управление? А) глубина души Б) Учитель жизни В) ближайшие ученики Г) помогать бедным Д) частная жизнь 4. Сколько грамматических основ в предпоследнем предложении? 5. Составьте схемы сложных предложений. 6. Выпишите слова, словосочетания, с помощью которых автор выражает не только мысли, но и чувства, эмоциональную оценку. 7. Объясните орфограммы и пунктограммы. 8. Напишите сочинение на одну из тем: «Неповторима была вся жизнь его», «Он был великим Учителем жизни». 14. Прочитайте, ведя диалог с текстом. Укажите средства связи между предложениями, между абзацами. Подготовьтесь к изложению. Выпишите ключевые слова. Пейзажная живопись это не только портрет природы и не только // эмоциональный отклик художника на родные просторы. Пейзаж это прежде всего душа народа, его дух, его миросозерцание, что и придаёт ему, как жанру, характер национального. Духовная созерцательность русского пейзажа и определяет его принципиальное отличие

от своего европейского аналога, несмотря на внешнюю стилистическую и формальную близость. Куинджи умеет почувствовать и передать огромность мира, его // необъятность и бесконечность. Он выстраивает композицию так, чтобы она и воспринималась зрителем как часть целого. Вот эту целостность огромного окружающего нас мира и подчёркивает всегда художник, независимо от избранного мотива и даже характера освещения. Да и сам этот характер освещения никогда не был для Куинджи самоцелью. Его интересовали не световые эффекты как таковые, а // жизнь света, его воздействие на окружающий мир, который меняется в нашем восприятии в зависимости и от силы света, и от времени суток. Мир, преображённый светом, вот по сути главный объект художественного внимания Куинджи. (М. Петрова) 1. Выпишите слова, которые входят в тематическую группу «Художник. Картина». 2. Объясните значение слов аналог, объект. 3. Запишите последний абзац, подчеркните грамматические основы предложений. Объясните орфограммы и пунктограммы. 4. В каком словосочетании связь иная, чем согласование? А) световые эффекты Б) преображённый светом В) пейзажная живопись Г) эмоциональный отклик 5. Напишите изложение или сочинение (прокомментируйте в тексте-рассуждении мысли, выраженные в двух первых предложениях). 15. Рассмотрите схему и вспомните обобщённое правило постановки запятых между однородными членами. Приведите примеры. П у н к т о г р а м м а «Запятая между однородными членами предложения»: и и, или, либо, да (=и)

Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета

§ 2. Правописание приставок

Приставка
, префикс (от лат. praefixus
«прикрепленный впереди») — часть слова перед корнем. В русских словах перед корнем может быть от 1 до 3 приставок: вз-дрогнуть, при-со-единиться, по-при-от-крыватъ.
Большинство русских приставок совпадают по форме и отчасти по значению с предлогами (бездорожный — без дороги, отглагольный — от глагола, исподнизу, исподлобья — из-подо лба), частицами (неявившийся — не явиться). Среди приставок русского языка имеется некоторое количество заимствованных: а
в значении «не», анти —»против», архи — «очень», контр — «против», пан —»весь», суб — «под», транс — «через»
и др.

2.1. Правописание неизменяемых приставок

Большинство приставок в русском языке являются неизменяемыми, т.е. вне зависимости от звучания в той или иной позиции они пишутся единообразно. Правописание таких приставок следует запоминать. Список неизменяемых приставок смотрите в таблице:

окликнул, остановка, осадок, онеметь

добраться, дойти, догадка

поверье, подворье, порезать, полагаться

проварить, пробел, проделка, произрастать

В особом значении: (значение родства) прабабушка, праязык

нападение, накрыть, нагнать

задаваться, заключенный, забрать, забить

НАД- (НАДО-)

надкусить, надтреснуть, надписать, надорваться

ПОД- (ПОДО-)

подтаять, подточить, подсказать, подождать

ОТ- (ОТО-)

отдать, отдых, отодвинуть, открыть

ОБ-(ОБО-)

обстричь, обточить, обтереть, обойти

В- (ВО-)

всласть, вшить, вцепиться, вовлечь

ПРЕД-

председатель, предшественник, предрешать

ПЕРЕ-

перегной, перелить, перекос

С- (СО-)

сдвинуть


сбиться


сберечь


сдаться


сдружиться


сделать


согнуться

Нет приставки в словах:

здесь,

здешний,

здание,

здоровье,

ни зги


и однокоренных.

2.2. Правописание приставок на…з — …с

В русском языке есть приставки, в которых происходит чередований букв З

и С

:
БЕЗ- / БЕС- , РАЗ- / РАС-, ВОЗ- / ВОС- (ВЗ- / ВС-), ИЗ- / ИС-, НИЗ- / НИС-, ЧЕРЕЗ- / ЧЕРЕС- (ЧРЕЗ- / ЧРЕС-)

Во..кликнуть; по ни..ходящей; ..делать; ра..жигать.

Выбор согласной осуществляется по следующему правилу:

2.3. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

Слова, начинающиеся на пре-
и при-
, имеют в русском языке разное происхождение.
Одни пришли из латыни. В таких словах латинская приставка prae-
стала частью русского корня (президент, президиум, презумпция, предикат, премировать, претензия, претендент, префект, прецедент, препарат, презентация). Русский язык заимствовал и латинские слова с корнем, начинающимся на при (приоритет, привилегия, приватный).
Другие имеют старославянское происхождение. Для них характерна славянская приставка пре-
, которую часто включают в современный корень (препятствие, преставиться, преимущество, прекрасный). В языке эти слова сохраняют книжный характер.
Наконец многие слова с пре-
и при-
имеют собственно русское происхождение.

Понятно, что составить ясное правило для всех случаев невозможно. Поэтому предлагаемое ниже орфографическое правило подходит преимущественно для слов, в которых значение приставки ясно угадывается.

Запомним некоторые случаи:

придать форму, блеск


не придавать значения


приданое невесты


придел храма


радиоприемник


восприимчивый


привратник


притворить окно


прибывать к поезду


прибытие


припирать дверь палкой


приклонить голову к плечу


приклониться в дверях


призреть сироту


приступить к делам


неприступный бастион


приходящий врач


приложить усилия


приуменьшить (немного уменьшить)


приставить стул


приткнуться


неприменимый прием


притерпеться к трудностям


приставать с расспросами


присутствовать на собрании

предать друга, мечты


предавать земле


старинное предание


предел терпения


преемник руководителя


преемственность поколений


превратное представление, превратности судьбы


претворить идеи в жизнь


пребывать на отдыхе


пребывание


препираться по пустякам


преклонить голову в знак почтения,


непреклонный человек, преклонный возраст,


преклоняться перед талантом


презирать трусов


преступить закон


преступник


имеет непреходящее значение


непреложный закон


преуменьшить (значительно уменьшить)


преставиться (умереть)


камень преткновения


непременное условие


претерпеть лишения, изменения


беспрестанный, непрестанный

2.4. Правописание гласных в приставках НЕ- и НИ- в

неопределенных и отрицательных местоимениях,

местоименных отрицательных наречиях.

Примечание.
Правило распространяется на слова других частей речи в том случае, если они образованы от отрицательных местоимений и наречий: ничегонеделание, ничтожный, никчемный, никудышный, вничью.


2.5. Правописание согласных на стыке приставки и корня.


Пере + сказ = пересказ (-с-)
рас + сказ = рассказ (-сс-)
рас + ссориться = рассориться (-сс-)


Запомните:
расчет (рас + чет), но: рассчитать (рас + считать);

бессчетный (бес + с + чет).


В словах разевать, разинуть, разорить
пишется одна 3.

Правильное написание словарного слова «бессмертный», которое содержит удвоенные согласные, с сомнительными буквами:

бе
сс
мертный

Следует запомнить, что словарное слово «бе
сс
мертный» пишется с буквами «е
» и «сс
«.

Слова-образы для запоминания:

Каще
й — бе
сс
мертный
ве
чный — бе
сс
мертный
нетле
нный — бе
сс
мертный

В словах-образах буква, которая является сомнительной в словарном слове «бессмертный», находится под ударением. Поэтому, чтобы правильно написать словарное слово «бе
сс
мертный», необходимо вспомнить слово-образ «Каще
й» и другие подобные слова-образы.

Словосочетания и предложения с другими словами:

Бесс
мертный расс
каз класс
ика.
В расс
еянном тумане появились очертания бесс
мертного воина.
Бесс
трашие порождает бесс
мертие.

Объединение словарного слова в словосочетания и предложения с другими словарными словами, у которых сомнительной является та же буква, позволяет запомнить написание сразу нескольких слов.

Фразеологизмы и цитаты со словарным словом:

Знаю, что душа бессмертна
, но не знаю как. (Афоризм,

Человек смертен, и его единственная возможность стать бессмертным
состоит в том, чтобы оставить после себя нечто бессмертное
. (Афоризм,

Никто из нас еще не родился бессмертным
, и, если бы это с кем-нибудь случилось, он не был бы счастлив, как это кажется многим. (Афоризм,

Фразеологизмы и цитаты со словом «бессмертный» помогают запомнить написание словарного слова в интересном выражении.

Стихотворения со словарным словом для запоминания:

Не свет ли в них погаснувших веков?
Зеленый мох, как жизни знак бессмертный
,
Весною изумрудною горит,
И ветер с веткой сакуры рассветной
О жизни и о смерти говорит…

(Стихотворение Наби Хазри)

Чтоб желтый цвет безумного ван Гога,
Его бессмертный
, интенсивный цвет,
Cтал музыкой, потребовалось много
Холста и краски, сплетен и клевет.

(Стихотворение Александра Межирова)

И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина, бессмертный
,
Хлебный колосок.

(Стихотворение В. Орлова)

Чтение стихотворений с использованием словарного слова с удвоенными согласными – увлекательный способ запоминить правописание слова.

Смотрите также в орфографическом словаре:

Бессмертный — как пишется слово, постановка ударения

правописание или как правильно написать слово, ударные и безударные гласные в нем, различные формы слова «Бессмертный»

Смотрите также в толковом словаре:

Бессмертный — что значит слово, его толкование и смысл

определение и значение, объяснение смысла и что означает слово

Бессмертный, -ая, -ое; -тен, -тна. 1. Не подверженный смер…

Другие словарные слова по теме «качество».