7 декабря 2021 г. 14:52
В течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю Александру Невскому. Еще большее количество научных трудов, научно-популярных и художественных изданий выходило на тему его жития ранее. В основном они касались политической деятельности1 святого князя, значимости его цивилизационного выбора2, его военного таланта3, его личного благочестия4 и т.д. При этом в житии князя Александра остается момент, который требует надлежащего осмысления, — это его христианская кончина. В «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья доцента кафедры теологии МПГУ священника Георгия Харина, посвященная истории последних дней благоверного князя Александра Невского (№ 12, 2021, PDF-версия).
Безмерное желание принять ангельский образ
Итак, в 1262 году великий князь Александр Ярославич отправился к хану Берке.
В том же году пошел князь Александр в Татары, и удержал его Берке, не пустив в Русь; и зимовал в Татарах, и разболелся.
Так пишет автор Новгородской первой летописи старшего извода. Историки по-разному объясняют причины, которые вынудили русского князя отправиться к ордынскому хану. Нередко полагают, что Александр хотел предотвратить кару, которую ожидали после восстания в русских городах. Но имеющиеся в нашем распоряжении источники, и прежде всего Житие князя Александра, иначе объясняют причины этой драматической поездки:
Было же тогда великое насилие от иноплеменников: сгоняли христиан, веля им вместе с собой воевать. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей от беды той5.
Князю Александру Ярославичу, кажется, удалось на этот раз «отмолить» русских людей от участия во внутренней ордынской войне. Почти весь 1263 год — последний в своей жизни — князь Александр Ярославич провел в Орде, по-видимому, скитаясь вместе с ханом Берке по его многочисленным кочевьям. И только осенью — уже больным — князя отпустили наконец обратно на Русь. Однако до стольного Владимира Александру Ярославичу добраться было не суждено. Из Новгородской Первой летописи старшего извода:
В лето 6771 (1263). Пришел князь Александр осенью из Татар, весьма нездоров. И пришел на Городец, и принял пострижение в 14-й [день] месяца ноября, на память святого апостола Филиппа. Той же ночью и преставился, и повезли его во Владимир, и положили его в монастыре Рождества Святой Богородицы. И, собравшись, епископы и игумены с митрополитом Кириллом, и со всем иерейским чином, и с черноризцами, и со всеми суздальцами с честью погребли его в 23 [день] того же месяца, на святого Амфилохия, в пятницу. Дай, Господи милостивый, видеть лицо Твое в будущем веке ему, который потрудился за Новгород и за всю Русскую землю…6
Более подробно рассказывается о кончине благоверного князя в его Житии:
Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.
А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им: «Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей». И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большой добычею.
Отец же его великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О, горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним!
Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять — схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа.
Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди восклицали: «Уже погибаем!»
Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества святой Богородицы, в великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия.
Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и слегка отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его душа покинула и везли его из дальних краев в зимнее время! И так прославил Бог угодника Своего7.
Так сообщает о кончине князя его древнее Житие. Вот, собственно, и предмет нашего исследования:
Великий же князь Александр Ярославич, ревновав о Господе Боге своем крепко, оставив земное царство и желая Небесного Царствия, принял ангельский образ монашеского жития; еще сподобил его Бог больший чин восприяти — схиму…
К старости тоже постригусь
Принятие монашества — серьезный и ответственный шаг. Что подвигло великого князя на это решение? Понять это — почувствовать его эпоху. Кстати, в иные времена такой выбор едва ли бы был поощрен: Петр I даже запретил своим указом, продублированным синодальным распоряжением от 15 июня 1724 года, изображать Александра Невского в монашеском чине:
Святого благоверного великого князя Александра Невского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а только в одеждах великокняжеских8.
Очевидно, что это было вызвано желанием Петра I противопоставить новую столицу Санкт-Петербург старой, Москве. Главной святыней Москвы всегда оставалась Лавра преподобного Сергия с самим Радонежским чудотворцем. Во-первых, образ преподобного Сергия с его глубоким благочестием и ревностью ко спасению на духовной стезе совершенно не вязался с петровскими идеями всеобщей полезности, заимствованными у голландских мыслителей. Во-вторых, Лавра преподобного напоминала Петру о его мятежной юности и о его позорном бегстве под ее стены. Поэтому так нужна была «светская лавра» со «светским» святым — образа жизни не монашеского и подвига не церковного. Именно этим объясняется основание Александро-Невской лавры и перенос сюда из Владимира мощей святого князя, а также запрет на его изображение в иноческих одеждах.
Вернемся к вопросу монашеского пострига Александра Невского. Чем он вызван? Дань традиции или потребность души? Начнем с того, что, действительно, предсмертный постриг — традиция, на Руси в то время весьма распространенная. Этот обычай был заимствован из среды византийской аристократии. По меньшей мере 17 византийских императоров приняли постриг накануне своей смерти или же после своего свержения с престола (в последнем случае зачастую не по своей воле: Андроник II Палеолог, Иоанн VI Кантакузин, Исаак I Комнин, расстригшаяся и позднее снова постриженная Зоя, ее расстриженная сестра Феодора, Михаил VII Дука, Михаил I Рангаве, Роман I Лакапин, Феодосий III и другие).
Известно, что перед смертью принял постриг император Михаил IV Пафлагонский (1041), Мануил I Комнин — под именем Матфей (1180), Иоанн VII Палеолог — Иоасаф (1408), Мануил II Палеолог — Матфей (1425). Из женщин перед смертью, как известно, постриглись императрица Ирина (супруга Иоанна II Комнина) — Ксения (1134), невестка императора Анна Далассина9.
Существует достаточное количество исследований о развитии института монашества на Руси. Среди них особо стоит отметить коллективный труд Б.А. Успенского и Ф.Б. Успенского «Иноческие имена на Руси»10. Здесь интересующий нас вопрос рассмотрен подробно. Действительно, на Руси с раннего времени существовал обычай принимать великую схиму в ожидании близкой кончины. Эта традиция бытовала в монастырях, и она становится предметом обсуждения в «Вопрошании Кирика». Кирик Новгородец спрашивал Нифонта, архиепископа Новгородского (1130-1156), хорошо ли ему было бы в старости принять великую схиму; Нифонт отвечал утвердительно:
А вот что я сказал владыке: я еще без схимы, но к старости тоже постригусь, может, тогда я стану лучше, но я плох и болен11.
Кирик также спрашивал Нифонта, может ли он, Кирик, не будучи схимником, постричь в схиму человека, которому грозит скорая кончина:
А вот опять же некий чернец покаялся у меня, можно ли будет вскоре постричь его в схиму? Или это не годится, постригать, будучи самому без схимы? Если ты мне повелишь, то было бы очень хорошо. Сказал: «Добро ты помыслил, чтобы, как сказал, к старости постричься в схиму. А для пострижения монахов — на то ты и священник, и постриги его в схиму. Священство есть превыше всего, на то и существует освящение». И я поклонился владыке челом12.
И на этот раз Нифонт отвечал утвердительно, ссылаясь на то, что Кирик является священником и тем самым имеет на это право.
От Бога данный тебе дар
В Киево-Печерском патерике рассказывается о Пимене Многострадальном, которого родители принесли в Печерский монастырь для исцеления; он хотел принять постриг, но родители на это не соглашались. Неожиданно его все же постригают в великую схиму, и он получает новое имя. Это описывается как чудо:
Когда же он изнемог так, что отчаялись за его жизнь, — принесли его в Печерский монастырь, чтобы исцелился он молитвами тех святых отцов или от их рук принял святой иноческий образ. Родители же Пимена, сердечно любя его, не оставляли детища своего и всех просили молиться за их сына, чтобы он исцелился от недуга. И много потрудились те преподобные отцы, но ничто не приносило пользы ему, ибо его молитва превозмогала все другие, а он просил себе не здоровья, а усиления болезни, так как боялся, что если он выздоровеет, то родители увезут его из монастыря, и не осуществится мечта его. Отец же и мать все время были с ним и не давали его постричь, и блаженный, опечалившись, стал прилежно молиться Богу, чтобы Он исполнил желание его.
И вот однажды ночью, когда все вокруг спали, вошли со свечами туда, где лежал Пимен, похожие на скопцов светлых, и несли они Евангелие, и рубаху, и мантию, и куколь, и все, что требуется для пострижения, и сказали ему: «Хочешь, чтобы мы постригли тебя?» Он же с радостью согласился, говоря: «Господь вас послал, повелители мои, исполнить желание сердца моего». И тотчас начали они спрашивать: «Зачем пришел, брат, припадая к этому святому жертвеннику и к святому братству этому? Желаешь ли сподобиться иноческого великого ангельского образа?» И все прочее исполнили по чину, как написано в уставе, потом в великий образ постригли его, и надели на него мантию и куколь, и все, что следует, отпевши, великого ангельского образа сподобили его, и, целовав его, дали ему имя Пимен, и, возжегши свечу, сказали: «Сорок дней и ночей эта свеча не угаснет». Свершив все это, они пошли в церковь, волосы же постриженного взяли с собой в платке и положили на гроб святого Феодосия13.
Иноки же, бывшие в кельях, слыша звуки пения, перебудили спавших вокруг, думая, что игумен с кем-то постригает Пимена или что тот уже скончался, и вошли все вместе в келью, где больной лежал, и нашли всех спящими: и отца, и мать, и рабов. И вместе с ними подошли к блаженному, и все ощутили благоухание, и увидели его веселым и радостным и облаченным в иноческую одежду. И спросили его: «Кто тебя постриг и что за пение мы слышали? Вот родители твои были с тобой и ничего этого не слыхали». И сказал им больной: «Я думаю, что это игумен, придя с братиею, постриг меня и дал мне имя — Пимен. Их пение и было то, что вы слышали, и про свечу они сказали, что она будет сорок дней и ночей гореть; взявши же мои волосы, они пошли в церковь». Услышав это от него, пошли и увидели, что церковь закрыта, и разбудили пономарей, и спросили их, не входил ли кто в церковь после вечерней молитвы? Они же отвечали, говоря, что никто не входил в нее и что ключи у эконома. Взяв ключи, пошли в церковь и увидели на гробе Феодосия в платке волосы Пимена, и рассказали обо всем игумену, и стали искать, кто постригал Пимена, и не нашли. И поняли все, что то был Промысл свыше, от Бога. И стали раздумывать о бывшем чуде, говоря: «Может ли оно засчитаться Пимену за уставное пострижение?» Но так как свидетельство имелось: церковь была заперта, а волосы оказались на гробе святого Феодосия, и свеча, которой хватило бы только на день, сорок дней и ночей непрестанно горела и не сгорала, то и не стали совершать над Пименом пострижения, сказав ему: «Достаточен для тебя, брат Пимен, от Бога данный тебе дар и нареченное тебе имя»14.
Этот отрывок из Патерика очень важен: он позволяет примерно представить, как происходило пострижение великого князя Александра на его смертном одре. Интересно также, что этот рассказ Патерика заканчивается весьма полезным поучением:
Из этого, братья, следует, кажется мне, вот что разуметь: если кто в болезни пострижется с верою, прося у Бога жизни, тот как в монашеском подвиге послужит ему; владеющий же жизнью и смертью Господь если и отведет его от мира, то, подобно работникам, нанятым в одиннадцатый час, признает его равным праведникам. Кто же говорит так: «Когда увидите меня умирающим, то постригите меня», — суетна того вера и пострижение15.
Обрести главное
Множество примеров из житийной литературы древнерусского периода свидетельствуют о том, что монахи Древней Руси стремились принять схиму перед кончиной. Со временем и миряне начинают принимать великую схиму — первоначально, возможно, подражая монахам.
Со второй половины ХІІ века пострижение перед смертью в великую схиму получает распространение в княжеской среде16, в дальнейшем то же продолжают делать и цари, вплоть до Романовых (у последних, по-видимому, такой родовой традиции не было). Если смерть приходила преждевременно, то иногда — в исключительных случаях — постригали и после смерти, как это случилось с Иваном Грозным и как, по-видимому, могло случиться с Василием ІІІ; это свидетельствует об устойчивости данного обычая17.
В Древней Руси мы знаем даже случай коллективного предсмертного пострига. В 1238 году, когда татары захватили Владимир-на-Клязьме, князь Всеволод Юрьевич с матерью, своими людьми и владыкой Митрофаном внидоша въ святую Богородицю и истригошася вси въ образъ чрънечьскии и въ скыму18.
Великая схима, таким образом, символизирует готовность к смерти.
Обычай предсмертного пострижения связан с представлением о том, что монашеский постриг, подобно крещению, очищает человека от всех предшествующих грехов. Этот мотив находит отражение в «Сказании о Мамаевом побоище»: по благословению преподобного Сергия Радонежского братья-иноки Александр Пересвет и Андрей Ослабя, отправляясь на смертный бой, принимают схиму19. К пострижению в схиму, таким образом, стали относиться как к таинству.
Такое отношение к монашескому постригу связано с особым влиянием на древнерусскую Церковь преподобного Симеона Нового Богослова. Эпоха Симеона Нового Богослова, Х век, — это эпоха монашеского ренессанса. Преподобный Симеон, не колеблясь, называет своих монахов, в том числе и не имеющих сана, «народом Христа, священным стадом, царским священством»20. Видимо, потому на Руси, которая именно в это время усваивает христианство, взгляд на монашество как на единственно верный путь к спасению стал весьма распространенным. В своем послании Поликарпу епископ Симон, например, заявляет:
Аз бых рад оставить свою епископию… Пред Богом тебе молвлю: всю сию славу и власть яко калъ мнел быхъ, аще бы ми трескою тчати за вороты, или сметием валятися в Печерком манастыри и попираему быти человеком…21
В древнерусской житийной литературе можно найти множество примеров, иллюстрирующих мысль об особом значении монашества22. Видимо, этим обстоятельством объясняется и то громадное влияние, которое монастыри оказывали на древнерусское общество, и то благоговение, которое это общество имело к монашеству вообще и к постригу в частности.
Стало быть, принимая монашеский постриг перед самой кончиной, святой благоверный князь Александр, с одной стороны, следовал благочестивому обычаю своего времени, а с другой — через это пострижение он стремился обрести главное, что составляло весь смысл его земного пути, — жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем.
Священник Георгий Харин
1 См., напр.: Гарин Е.-Н. Выбор Александра Невского как основа приоритетов политики российского государства // Вестник Вятского государственного университета. 2016. № 10. С. 28-30; Голубев А. Ю. Александр Невский как великий политический и военный деятель Руси // Военная мысль. 2018. № 10. С. 102-109; Данилевский И.Н. Александр Невский и Тевтонский орден / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский акцент: [сайт]. 2011. № 3-4. С. 105-111; Фомина К. Значение «Ледового побоища» в истории России // От Александра Невского до наших дней: уроки истории: Материалы VIII Международных Александро-Невских чтений. Псков: Гос. ун-т, 2017. С. 109-110.
2 См., напр.: Данилевский И.Н. Указ. соч. С. 105-111; Жеребкин М.В. Исторический выбор Александра Невского // Наука, образование и культура. 2017. № 3 (18). С. 13-19; Олейник И.А. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде // Педагогический поиск. 2018. № 5. С. 31-33; Рыбаков С.В. Стратегический выбор Александра Невского // Мир Евразии. 2013. № 4 (23). С. 50-54.
3 См., напр.: Бахтин А.П. Ледовое побоище: о построении «свиньей» или «острой колонной» / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский акцент: [сайт]. 2015. № 2 / 3. С. 63-86; Голубев А.- Ю. Указ. соч. С. 102-109;Конявская Е.Л. Образ Александра Невского в русских летописях / Текст: электронный // URL: http://www.drevnyaya.ru / vyp / 2009_2 / part6.pdf; Кривошеев Ю. В. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Лашкова О. Князь Александр Невский: герой средневековой Руси // История. 2017. № 3 / 4. С. 42-49; Свердлов М.Б. Александр Невский — гений стратегии и тактики // Петербургский исторический журнал: исследования по российской и всеобщей истории. 2017. № 3 (15). С. 7-31; Фомина К. Указ. соч. С. 109-110.
4 См., напр.: Алексеев С. Александр Невский: жизнь, ставшая житием // Родина. 2013. № 8. С. 2-5; Богданов А.П. Нравственный выбор Александра Невского // Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. № 7. С. 3-11; Долгов В.В. Биография Александра Невского в зеркале «исторического нарратива» // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2016. № 5. С. 190-212; Он же. Родители Александра Невского в отечественной историографии и генеалогии // Вестник Удмуртского университета. (История и филология). Т. 30. 2020. № 1. С. 88-94; Ефимов В.Ф., Никольский Е.В. Личность Александра Невского сквозь многовековую мифологию // Studia Humanitatis. 2014. № 3. С. 1; Кривошеев Ю.В., Соколов Р.А. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Менщиков И.С. Роль образа Александра Невского в воспитании национальной идентичности // Историко-педагогические чтения. 2018. № 22. С. 124-131.
5 Летописи / Текст: электронный // Библиотекарь.Ру: URL: http://www.bibliotekar.ru / rus / 96.htm.
6 Там же.
7 Житие Александра Невского // Древняя русская литература: хрестоматия / составитель Н. И. Прокофьев. М., 1980. С. 118-123.
8 Полное собрание постановлений по Ведомству Православного исповедания. Т. 4. № 1318.
9 Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842-1204). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003.
10 Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. М.: Институт славяноведения РАН; СПб.: Нестор-История, 2017.
11 РИБ. VI. № 2. Стлб 25. Вопрос 6. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 213.
12 РИБ. VI. № 2. Стлб 25-26. Вопрос 8. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч.
13 Феодосий Печерский выступает здесь как восприемник или поручитель новопостриженного монаха. В Синайском евхологии в чине пострижения в великую схиму восприемник именуется «подъемлющим власы» (Л. 82-83об., 87). См. подробнее: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 89, примеч. 33.
14 Киево-Печерский Патерик. Т. 4: XII век / подгот. текста Л.А. Ольшевской, пер. Л.А. Дмитриева. СПб.: Наука, 1997.
15 Там же.
16 См.: Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 2. М., 1904.
17 См.: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 211.
18 Полное собрание русских летописей. Т. ІІІ. М., 2000. С. 287.
19 Сказание о Мамаевом побоище.
20 Цит. по: Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж, 1980. С. 126.
21 Киево-Печерский патерик // РНБ. Ф. 893. (Собр. Ю.А. Яворского). № 9. Л. 18 об.
22 См. об этом: Василий (Кривошеин), архиеп. Указ. соч. С. 143; Иларион (Алфеев), игум. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. СПб., 2001. С. 608; Концевич И.Н. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М., 1993. С. 38.
«Церковный вестник»/Патриархия.ru
Данное сообщение (материал) было создано и (или) распространено иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
Недавно норвежцы попросили выступить на конференции и рассказать им об иноагентах. Через zoom. Смотрю фотографии с конференции: Мария Захарова приехала: ладно, – думаю, – сейчас все выскажу, сейчас объясню ей, что такого закона быть не должно в природе, что это ненормально, античеловечно и что-то там ещё, – заставлять человека писать капслоком ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В кои-то веки подготовился, написал речь:
«Я, по идее, должен иллюстрировать весь ужас иноагентского положения. Иначе Мария Владимировна скажет: нормально все у этих иноагентов, видите. Положа руку на сердце, так и есть: все нормально, – вопрос только в том, что считать нормой? Сейчас объясню. Вот, например, на митинги, на акции протеста, на прогулку я всегда беру с собой книгу и наивно думаю, что если меня арестуют, мне будет чем заняться. То есть я как минимум лет 6-7 своей деятельности журналистской готовлюсь к задержанию, оглядываюсь по сторонам, когда захожу в подъезд, меняю и без того сложные пароли в телефоне, сношу на всякий случай все приложения, когда меня задерживают, например, 31 декабря за съемку рядом с колонией под Петрозаводском, ну и так далее.
Или другой пример: приехал я недавно из Армении, только с ретрита (духовные практики – СР), где научили нас вдыхать и выдыхать, вдыхать и выдыхать, вдыхать и выдыхать – в тот же день, то есть в день приезда, звонят коллеги, спрашивают: что там у тебя с административным протоколом? А я знать не знаю ни о каком административном протоколе, а они: ну административный протокол на тебя завели за то, что ты сменил аватарку в фесбуке, вот даже бумага есть, смотри. Я смотрю, бегу на почту за письмом, к счастью, письмо из налоговой, но дыхание уже сбилось, сердце стучит, коллеги снова пишут под ночь: так и что там у тебя с административным протоколом. Я говорю: не было административного протокола. Они говорят: понятно. и на утро пишут: на Маркелова завели административный протокол за то, что он сменил аватарку в фейсбуке. Обычный день.
Да, есть плюсы, несомненно – стали звать в эфир как местные, так и федеральные телеканалы. Прямыми эфирами я тоже не брезгую. Говорю там журналистам: представьте себе, вот объясняю я, объясняю про иноагентство, люди слушают меня, слушают, и вворачивают в конце: а ты деньги-то брал из заграницы. Представляете, – говорю им. Журналисты слушают меня, слушают, и такие: да, кошмар… так а ты деньги-то брал из заграницы? и тень сомнения вырисовывается на лице, мол: лох, че – dura lex, sed lex. Ведь В.В. Путин, отвечая на вопрос Дмитрия Андреевича Муратова, объяснил, что иноагент если занимается политической деятельностью, то его деньги должны быть окрашены, но…
Вот я сейчас сижу в машине (а когда я сочинял этот текст, то действительно сидел в машине), у меня за окном столб (у меня тогда, действительно, был за окном столб), на столбе наклейка с надписью: УБЕРЕМ ДЕРЬМО 19 СЕНТЯБРЯ. Денис Базанков. Денис Базанков – журналист. Это – политическая деятельность (я думал, что во время эфира эффектно поверну камеру в окно и скажу: вот это – политическая деятельность). Где моя политическая деятельность? Где огромные гонорары за нее?
Если бы каждый понедельник на планерке я получал задание от заграничных медиа: Сергей, понедельник уже, хватить лениться, давай, доедай Доширак и ступай раскачивать лодку, и ступал бы я, и раскачивал бы лодку, а в конце года вселялся, например, в самую дорогую квартиру самого дорогого дома в самом дорогом жилом комплексе Петрозаводска «Аквамарин», в котором одна из квартир, например, числится за супругой бывшего главы Карелии, или достраивал бы коттедж в коттеджном городке, один из коттеджей в котором записан на родственника… да был бы я хоть Корейко или даже Зицпредседатель Фунт, можно было бы как-то ещё оправдать эту дикость, но я слишком ленивый для этого (я даже сочинил шутку о том, что я настолько ленив, что недавно выступал на конференции и даже тезисы к выступлению поленился дописать, не говоря о самом выступлении).
Спросите одного редактора, спросите другого редактора, спросите любого редактора, с которыми я работал: как это, работать со мной. И любой редактор ответит: он то от темы откажется, потому что конфликт интересов или неохота, то в ответ на просьбу редактора что-то исправить скажет: нет, я художник, я так вижу, и ничего не исправит, а ещё он дедлайны пропускает годами. Можно ли такому человеку доверить столь ответственную деятельность по дестабилизации политической обстановки в стране? И как сказал мне недавно один лауреат одной престижной премии: ладно бы были гонорары.
Написал я все это и многое другое, норвежцы, наконец, подключили меня к зуму. Вижу, на том конце сидят сонные скандинавы, готовятся слушать историю об иноагентах в маленькой аудитории, извиняются за ограниченное время, просят рассказывать побыстрее. В конце спрашивают: чем мы можем помочь. Ни Марии Захаровой, ни Лаврова. Чем тут поможешь.
Сергей Маркелов – журналист (по версии Минюста – иноагент)
Высказанные в рубрике «Мнения» точки зрения могут не совпадать с позицией редакции
Несколько дней назад попалась мне одна статья про то, что Vim достаточно хорош как инструмент для разработчика. В комментариях разгорелось очередное противостояние приверженцев vim против остального мира. Мыслей по данному вопросу накопилось достаточно много, поэтому считаю разумным сформулировать их уже в виде статьи. Адепты vim говорят о том что, якобы, освоив vim и полностью настроив его под себя можно получить ощутимую прибавку в скорости разработки. Я же считаю иначе. Лично я в работе использую PhpStorm, поэтому буду сравнивать с vim именно его. Так же оговоримся, что рассматривать инструменты я буду в контексте, деятельности вэб-разработчика. А для наглядности рассмотрим как одни и те же задачи будут решаться в IDE и в Vim. Рабочие инструменты берем в состоянии «из коробки». Предполагаем что на компьютере уже установлен vim или IDE в коробочном варианте.
Начало
Итак есть проект к работе над которым нужно подключиться. Есть репозиторий в котором ведется работа над проектом и дамп базы данных. Какие действия требуются для начала работы? В шторме создается проект сразу из репозитория и автоматически загружается в рабочий каталог. Остается только добавить локальную базу данных, импортировать дамп, подтянуть зависимости и настроить подключение к локальному Xdebug. Все это делается встроенными в IDE средствами. Единственная сложность с которой придется столкнуться — нам придется удерживать повышенный контроль над ходом мыслей во время перекладывания руки с клавиатуры на мышь/тачпад, ведь по заверениям пользователей vim мысль резко обрывается, стоит только оторвать руки от клавиатуры.
В случае с vim придется установить плагин для работы с git, а уже потом скачивать проект. Не знаю есть ли плагин для работы с базами в vim, но даже если и есть время на его поиск, установку и настройку может оказаться больше чем просто развернуть дамп из командной строки в терминале. И это будет первый раз когда нам придется покинуть рабочее окружение. В дальнейшем мы будем вынуждены закрывать рабочее окружение каждый раз, когда нам потребуется какой-то плагин, а требоваться они будут неприлично часто.
Первая задача
Итак получаем первую задачу по проекту. Какой-то функционал ведет себя совсем не так, как должен, и то и вовсе падает с ошибкой. Приступаем. Скорость навигации по каталогам в поисках нужных файлов будет примерно одинаковой потому, что файловый менеджер — он и в Африке файловый менеджер, однако в PhpStorm он уже есть, а для vim снова нужен плагин. И вновь мы тратим драгоценные минуты на установку необходимого функционала.
Если в процессе работы мы встретим в legacy-код, то для начала его надо хоть как-то бы привести в читаемый вид. В IDE придется исполнить аккорд на клавиатуре Alt+Shit+L
, однако в этом вопросе vim отличается только аккордом. Точнее у него их несколько.
В IDE, благодаря умному анализу кода, ничего особенного не предпринимая, мы сразу увидим какие переменные не используются, какие циклы окажутся вечными, какие условия никогда не изменятся, а значит мы увидим большинство проблемных мест, просто открыв файл. Vim же предлагает нам внимательно вникать в каждую строчку и выискивать все самостоятельно, проявляя весь свой талант разработчика. Сколько уйдет на это времени и насколько сильно утомится разработчик от такой работы сказать сложно. Видимо именно из-за этого перенос рук с клавиатуры на мышь сбивает vim-овцев c мысли.
Что мы имеем? Мы еще не написали ни одной строчки кода, а разработчик, использующий vim уже потратил ощутимое количество своего ресурса.
Следующим шагом логично посмотреть в дебагере как ведет себя приложение, какие данные откуда и куда ходят, какие значения пишутся в переменные и как они используются. Расставляем брекпоинты (в шторме это тоже можно делать с клавиатуры) и нажимаем Shift+F9. Перед нами откроется полная картина происходящего. IDE выведет все значения переменных не только в окне дебагера, но и наложит их на редактор кода. Можно будет отследить все подключаемые файлы и цепочки вызовов. Сможет ли сделать это vim? Пускай знатоки подскажут в комментариях.
На этапе рефакторинга пользователь vim столкнется с непреодолимыми проблемами. Он не сможет одной кнопкой провалиться в конкретный метод или класс, не сможет быстро переименовать что-то, что используется больше чем в одном месте. Если что-то будет удаляться, vim не подскажет ему, что этот файл используется в другом месте и удаление может поломать систему еще больше. Не узнает он и о том, что и переименование может потянуть за собой цепочку ошибок в других местах.
А если что-то пошло не так? Сможет ли пользователь vim откатиться по локальной истории и вернуть все взад? Или предлагаете коммитить построчно?
А что если мы разрабатываем интерфейс API и нам нужно покидать на него запросы и посмотреть какие приходят ответы? Без проблем — в IDE есть встроенный HTTP-клиент и мы можем баловаться с запросами так, как захотим, а что предлагает нам vim-комьюнити? Использовать штатный консольный клиент операционной системы? Но для этого мы вновь вынуждены покинуть рабочее окружение. И пока ведется разработка, мы так и будем скакать из одного окружения в другое.
Что дальше?
А дальше будут другие задачи. И знаете что? Их тоже можно подключить в свою IDE. PhpStorm из коробки умеет подключаться к таким сервисам, как Jira, Trello, YouTrack, Redmine, Bugzilla, Git, Asana и другим. Вы даже можете отслеживать время затраченное на решение задач. Здесь vim уверенно проигрывает, потому что не рассчитан на командную работу.
Пока что используя, vim мы не получили какой-то существенной прибавки в производительности, а скорее даже наоборот. Так чем же могут похвастаться пользователи vim? Предлагаю рассмотреть аргументацию самих vim-еров чтобы попытаться разобраться в вопросе. Аргументы я искал в комментариях к указанной выше статье, в других статьях и на просторах интернета.
Почему vim?
Vim производительный и может легко открыть файл в несколько гигов.
Да, это правда. А еще правда то, что разработчику не нужно открываться многогиговые файлы. Единственное для чего может пригодиться эта возможность — просмотр логов. Но зачем, когда всю необходимую информацию можно получить в отладчике?
Владея десяти-пальцевым методом вы получаете прибавку в скорости.
Да, но причем здесь vim? Или тот факт что управляется он только с клавиатуры как-то ускорит вам процесс рефакторинга? Современная разработка это по большей части чтение и анализ кода. Владея слепым методом вы просто будете писать быстрее и в vim, и в IDE. А учитывая то, что непосредственно на набор текста уходит меньше всего времени разработчика суммарно вы ничего не выигрываете. А для тех у кого руки приклеены к клавиатуре есть бесчисленное множество шорт-комбинаций и в IDE. Если хотите, можете даже vim-плагин поставить в IDE и радоваться. Для чего нужно отказываться от остальных возможностей IDE, мне не понятно.
Весь функционал vim направлен на то, чтобы пользоваться им без использования мыши. Отсюда многообразие команд. А из многообразия следует их изощренность, которая таковая лишь на первый взгляд.
Отнюдь. Nano тоже работает без мыши. Я, помню, даже DOS-среда разработки Turbo Pascal позволяла комфортно работать без мыши. Просто вместо вменяемого Text User Interface в vim применяется шаманская клавиатурная магия, возникшая стихийно на заре программирования, когда самого понятия «User Interface» еще существовало.
Со своим конфигом от vim можно прийти куда угодно и сразу же получить свою сборку.
Для этих же целей служат файлы .idea
Если чего-то нет в vim, то всегда можно написать самому.
Отлично, но тогда надо признать что редактор нужен только для того чтобы потешить ваше самолюбие, похвастаться тем что вы написали очередной крутой плагин для vim, вместо того чтобы решать задачи. По сути вы просто умело решаете проблемы, которых у вас никогда не было бы, если бы вы сразу использовали IDE.
Вместо заключения
В заключение расскажу одну притчу, которую придумал сам. Жили-были два мужика. Иван, да Матвей. И каждый год они вспахивали поля плугом, а осенью собирали с полей урожай. И чтобы урожай был хорошим — каждый из них как мог усовершенствовал свой плуг. Добавляли в него новые фичи, улучшали эргономику. Иван даже стул к нему приделал на колесиках, чтобы пахать сидя можно было. Но в какой-то момент их пути разошлись. Матвей купил себе трактор и стал собирать урожая кратно больше чем Иван. А Иван обозлился на Матвея и каждый раз проходя мимо трактора Матвея плевал в него, недовольно бормоча про то, что лучше плуга ничего нет и все эти тракторы жутко неудобны и громоздки, да и заправлять их все время надо и запчасти покупать. И как не пытался Матвей убедить Ивана купить себе трактор, но ничего у него не вышло.
1
11 ответов:
7
0
Верным написанием будет «преподать» (в значении «преподавать», т.е. обучать кого-либо).
Сомнения могут возникать с глаголом «припадать», который пишется через И и с гласной А в корне (означает наклоняться к кому-либо).
3
0
В современном русском языке встречается глагол прЕпОдать. Это глагол совершенного вида ( что сделать? ), он имеет видовую пару, глагол несовершенного вида ( что делать? ) преподавать, то есть обучать кого-нибудь чему-то, дать урок и так далее.
Жизнь в очередной раз преподала людям жестокий урок.
Существует также глагол прИпАдать. Этот глагол несовершенного вида ( что делать? ), форма совершенного вида ( что сделать? ) припасть ( проверочное слово для глагола припАдать ), имеет значение приближения ( приставка при- ).
Время от времени он останавливался и припадал ухом к земле, прогони не было слышно.
3
0
Написание данного слова зависит от контекста. Точнее, контекст, определяет написание двух неодинаковых слов с разным значением и приставками «пре-» или «при-«, — смотря, о чем речь!
Преподать — глагол в неопределенной форме, означающий, что обучаемому преподают, приподносят, излагают, дают знания. Слово разбирается на корень «препода» с нулевым окончанием и суффиксом «-ть». Все так же, слово пишется с буквой «е» в первом слоге и тоже предполагает, что учитель дает знания, если исходить, что образовано от глагола «давать», «дать», как объясняется в словаре М. Т. Баранова, без оглядки на этимологию (подробнее: правописание приставок «пре-» или «при-» и примеры в предложениях).
2
0
Оба варианта являются верными и могут встретить в тексте. Выбирать написание стоит из смысла, который вкладывает в слова.
Припадать — это наклониться к чему-то, прижаться к чему-либо, приблизиться.
Например:
Она соскочила с коня и припала ухом к земле.
В данном случае «при» — это приставка, которая используется тогда, когда мы говорим о неком приближении, а корень — «пад», как и в глаголе «падать».
Преподать — это глагол совершенного вида, а соответствующий глагол несовершенного вида — преподавать. В данном случае приставки нет, «пре» входит в корень.
Например:
Он решил преподать ученикам жестокий урок.
1
0
Преподаватель — это учитель, он преподаёт свой предмет ученикам.
После долгой летней прогулки по вытягивающей все соки жаре так блаженно припасть к воде.
Таким образом, оба варианта правильны. Причина в том, что это разные слова, означающие разные вещи.
1
0
В русском языке, существуют оба слова, то есть и «Преподать» или «припадать». Просто слово «преподать», означает то, что кто то доносит до кого то тот или иной материал, причем делает это профессионально, от этого в данном слое и присутствует приставка -пре-, которая в русском языке говорит о значении очень и сильно.
Пример: Правильно преподать предмет, великое искусство.
Что касается такой неопределенной формы глагола как «припадать», то здесь уже идет смысл того, что кто то куда то упал, но сделал это не полностью, а например на одну из частей тела.
Например: Например: От удивления, он припала на левый бок.
1
0
Оба глагола о которых идёт речь в вопросе являются правильным, но они совершенно разные по своему значению.
<hr />
«Преподать» — используется в значении «научить чему-либо», «проучить».
В слове нужно писать «е», так как «препода» это корень. Проверить можно словом «препод».
Стоит преподать ему урок, чтобы он не зазновался.
<hr />
«Припадать» — используется в значении приближения к чему-либо.
Здесь приставка «при» пишется через букву «и», так как имеется значение приближения, а «пад» — корень слова. Гласную в корне проверяем «упасть».
Он вновь и вновь припадал к лику святого на иконе.
<hr />
Стоит научиться различать данные слова в тексте, чтобы не допускать их ошибочного написания.
1
0
Оба варианта написания будут верными, если в приставке сменить букву «е» на «и», то слово приобретет совсем другое значение.
Преподать — это слово означает научить чему-либо.
Мама хотела преподать сыну урок, чтобы впредь больше он так не поступал.
Припадать — это слово означает, приблизиться, прижаться.
Он любил припадать к земле, так он ощущал себя с землей единым целым.
1
0
Здесь пишем в зависимости от контекста. Определяем общий смысл и значение глагола.
Переходный глагол 1 спряжения, изъявительного наклонения, совершенного вида пишется как «ПрЕподать». Здесь приставка -Пре. Этот глагол имеет смысл «Изложить», «сообщить», «представить».
Непереходный глагол 1 спряжения, несовершенного вида, изъявительного наклонения, невозвратный, который пишется как «ПрИпадать». Здесь приставка -При. Глагол имеет смысл «приникать», «льнуть», «прижиматься».
1
0
Если изменить одну букву в приставке, то правильно написанное слово будет иметь смысл, абсолютно иной, чем тот , что получается при использовании другой буквы в приставке. Но оба варианта слов будут допустимы.
В случае использования в приставке буквы «е» получается слово, восходящее к слову «подать» и в корне будет писаться буква «о»: преподать урок, например.
Вот примеры с этим словом.
Он преподал урок неслыханной щедрости.
А вот в случае использования в приставке буквы «и» в корне слова должна стоять буква «а» и слово будет выглядеть, как «припадать», имеющее несколько значений. Примеры будут такими.
Во время обстрела все стремились припадать к земле, чтобы избежать шального осколка.
Он старался идти так, чтобы не припадать на больную ногу.
Вариантов же обратных сочетаний (приставка «пре-» и буква «а» в корне, и, наоборот, приставка «при-» и буква «о» в корне в русском языке не существует.
0
0
Можно написать в двух вариантах, то есть и «припадать» и «преподать» имеют место быть.
Значение у слов разное.
Если в предложении слово в смысле учить, преподавать нечто, то пишем «преподать».
Припадать, значит приблизиться (или же прижаться) к чему-то тут пишем «при».
Читайте также
В русском языке после приставки РАС- пишется корень -ЧЕТ- или -СЧИТ- , то есть все слова, образованные от слова расчет будут писаться с одной С — расчетливый, расчетливо, расчетливость.
А в словах с корнем -СЧИТ- будет два С — рассчитать, рассчитывать.
Слово, о котором Вы спрашиваете, пишется именно так, как Вы его написали в данном вопросе. А что касается второй части вопроса, то слово «кое-какая» является неопределённым местоимением в форме именительного падежа и женского рода.
Чтобы определить, как писать это имя существительное, слитно или раздельно, сначала вспомним, что существует имя существительное «участие».
Это значит, что «не» может писаться с именем существительным “участие” как слитно, так и раздельно, то есть стать и приставкой, и частицей. Выбор верного написания будет зависеть от смысла фразы или предложения в соответствии с этим правилом:
Если нет никакого противопоставления и можно слово заменить синонимом без “не”, то слово «не(?)участие» пишется слитно. Примеры:
Его неучастие в судьбе детей стало неприятным сюрпризом.
Неучастие нашей команды в этом турнире произошло по причине травм основных игроков.
<hr />
Если имя существительное «не(?)участие» имеет значение отрицание участия, есть противопоставление и усиление отрицания, то следует сочетание «не участие» писать раздельно.
Примеры:
Это были не участие, а просто инсценировка участия.
Не участие нам нужно в этом турнире, а победа.
Многие думают, что первая буква в этом простом слове является приставкой, в тоже время приставки «з» не существует, поэтому пишут «сдесь». Это огромная ошибка!
В слове «здесь», а именно так оно правильно и пишется, через букву «З», нет приставки. Это слово имеет только один корень. А так как в слове «здесь» нет приставки, то и правило на это слово не распространяется.
Такие слова, как «здесь», «здание» и «здоровье» тоже пишутся только с буквы З и у них тоже нет и никогда не было приставки С.
Правильно пишется — гидротермальная («гидро» — вода, «термо» — температура).
1.
… голый, отходил в сторону, слегка припадая на одну ногу, должно быть, из спортсменского кокетства. Это был …
Олеша Юрий. Зависть
2.
… сказать темные, которые как раз припадают на дни, даже на часы преступлений. Один вопрос: вы увлекаетесь …
Оливьери Ренато. Пикник с кровью
3.
… Сидел на скамейке, и она припадала ко мне… Закинет голову и так целует, что больно делается …
Олшеври Барон. Из семейной хроники графов Дракула-Карди
4.
… хватаясь за сломанный локоть или припадая на вывернутое колено. Через минуту Бродяга отряхнул песок с одежды …
Олди Генри. Рассказы
5.
… значение как измученный жаждой человек припадает к воде. Мысли твои двигались эти двадцать пять дней должно …
Олдисс Брайан. Галактики как песчинки
6.
… от времени они останавливались и припадали к земле, и каждый раз Квейль чувствовал, как его трепет …
Олдридж Джеймс. Дело чести
7.
… Сидел на скамейке, и она припадала ко мне… Закинет голову и так целует, что больно делается …
Олшеври. Вампиры
8.
… увидел, как, удаляясь, мужик сильно припадал на одну ногу. Котенок притулился на сапоге Хорошевского. Он уже …
Орбенина Наталия. Роман 1-5
9.
… решился. Тяжело дыша и сильно припадая на одну ногу, из подвального этажа выскочил один из агентов …
Орлов Алекс. Бросок саламандры
10.
… поклонился еще раз и убежал, припадая на правую ногу. Из угла торжествующе проревел Постас и вскоре … бетонированным колпакам, и тысячи глаз припадали к окулярам прицелов. — Цели опознаны! — докладывал кто-то. — Устаревшие танки …
Орлов Алекс. Грабители
11.
… поймут такое. Там как не припадай на одну ногу, а доллардвадцатьцентов никто не назовет. А у …
Ольшевский Рудольф. Поговорим за Одессу
12.
… одного князя, который хоть и припадает на ногу, но к цели идет твердой поступью и является …
Оноре де Бальзак. Брачный контракт
13.
… одного князя, который хоть и припадает на ногу, но к цели идет твердой поступью и является …
Оноре де Бальзак. Романы
14.
… ногам осины, весь в поту, припадаю. Жить хочется! Жить хочется! Когда же это кончится?.. Мне немного … и когда мои губы немеют, припадаю к ладоням твоим, припадаю к ладоням горячим, в синих жилках веселых тону… Кто там …
Окуджава Булат. Стихи
15.
… приятеля, надувая щеки, и вдруг припадает то на одну, то на другую ножку или вообще скакнет … Видехой-Бестелесным, незримым божеством… Экалавья припадает к стопам Наставника Дроны. Сейчас перед взором горца только эти …
Олди Генри Лайон. Черный баламут 1-2
16.
… копыто отлетело в сторону, и, припадая на одну ногу, он казался хромым. Хромым, живым и невредимым …
Олди Генри. Бездна голодных глаз 1-5
17.
… томила душевная жажда, кто не припадал горячими устами к источнику мыслей, не упивался его магическими струями …
Одоевский В.Ф.. Русские ночи
18.
… 2. О человеке, животном: передвигаться, припадая туловищем к поверхности и перебирая по ней конечностями. П. по … н., пристраститься. П. к ремеслу. ПРИПАДАТЬ, -аю, -аешь; несов. 1. см. при-пасть1-2. 2. припадать на какую ногу — то же, что прихрамывать. П. на левую ногу. Конь припадает на заднюю ногу. ПРИПАДОК, -дка,м. 1. Внезапное и обычно … стопам (с просьбой, мольбой). || несов. припадать, -аю, -аешь. ПРИПАСТЬ2 (-ду,-адеь, 1 и 2 л. не … Припала охота к чтению. || нсов, припадать (-аю, -аешь, 1и 2 л. не употр.), -ает. ПРИПАСЫ, -ов …
Ожегов С., Шведова Н. Толковый словарь русского языка
19.
… кому и снова к нему припадая. Как же это он руку-то вскидывал?.. Сначала Авросимов намеревался …
Окуджава Булат. Бедный Авросимов
20.
… Лина почти ласково; Алкид крутнулся, припадая на колено, ноги учителя Лина брыкнули, отрываясь от земли, и … дергал полы легкой накидки, дерзко припадал к щеке зябким поцелуем — тщетно. Иола оставалась неподвижной. Лаодамию же … кого назвали Ифитом-лучником, жадно припадает к ритону — но, несмотря на торопливость, ни капли мрачного напитка …
Олди Генри. Герой должен быть один 1-2
21.
… склоняется над ним. ТРАЙГРИН-ПРЕДСТОЯЩИЙ …припадает ли человек к стопам идола, возносит ли мольбы в храме …
Олди Генри. Ожидающий на перекрестках
22.
… погибели и чуть ли не припадая носом к земле, заходил туда-сюда, всматриваясь, вынюхивая, неразборчиво бормоча …
Олди Генри. Пасынки восьмой заповеди
23.
… склоняется над ним. ТРАЙГРИН-ПРЕДСТОЯЩИЙ …припадает ли человек к стопам идола, возносит ли мольбы в храме …
Олди Генри. Перекресток
24.
… копыто отлетело в сторону, и, припадая на одну ногу, он казался хромым. Хромым, живым и невредимым …
Олди Генри. Дорога
25.
… за Гранью младших перед ним, припадая к биению их шелестом дождя и лаской тумана, дабы новое … бред. Изредка он вскакивал и, припадая на правую ногу, тыкал сжатым кулаком перед собой, топая и …
Олди Генри. Живущий в последний раз
26.
… его послушное тело мгновенно отреагировало, припадая на колено — и я дважды пронзил плащ харзийского Придатка вплотную … гонец, соскакивая с лошади и припадая на одно колено, — мне велено сообщить Вам, что ворота Семи … Звени веселей! Стал Придаток понемногу припадать на третью ногу, а остался лишь с двумя — мчится голову … спрыгивает с лошади и почтительно припадает на одно колено, приветствуя Асмохат-та, а его редкий для …
Олди Генри. Мечи 1-3
27.
… О-ой, — тихо застонал Хуке, припадая на ногу и не зная, на ком выместить обиду. — Еще … Есть! — Запускай! — хрипло скомандовал Йодль, припадая глазом к окуляру и нажимая кнопку готовности. Тотчас на раме … показывая гостям дорогу и странно припадая на обе ноги поочередно. У Кэша мелькнула мысль, что полковник …
Орлов Алекс. Ловушка для змей
28.
… я пришел, я сдаюсь и припадаю к ногам Будды; сангхам шарнам гаччами — я сдаюсь общине саньясинов …
Ошо. Философия переннис
29.
… сделал несколько шагов назад, сильно припадая на одну ногу, которую только что подвернул. Вдруг Боб резким …
П. Александр, М. Рол. Увидеть Лондон и умереть
30.
… страсть одолевает страх, и я припадаю к тебе, приближаю грудь к твоим губам, и ты вытягиваешь …
Павич Милорад. Пейзаж, нарисованный чаем