Приостановлено как пишется правильно слово

Статья находится на проверке у методистов skysmart. если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат в правом нижнем углу

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Понятие безударных гласных

Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

  • проверяемые;

  • непроверяемые.

А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

  • приставка;

  • корень;

  • суффикс;

  • окончание.

Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.

Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.

Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.

В качестве проверочного слова может выступать:

  • Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

    дождливый — дождь, лесной — лес.

  • Измененная форма этого же слова.

    грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

  • молодой — молод, молоденький.

Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:

  • соло́ма;

  • украше́ние;

  • при́городный.

В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:

  1. Приставки:

    • на́дпись

    • о́тсвет

    • вы́линять

  2. Суффикса:

    • отпили́ть

    • свежо́

    • удивле́ние

  3. Окончания:

    • золото́й

    • трава́

    • морско́й

Все эти слова объединяет то, что без ударения остались гласные корня, которые слышатся плохо. По этой причине могут возникать сомнения в выборе букв «о» или «а», «е» или «и».

Способы проверки безударных гласных в корне

Самый простой способ для проверки безударных гласных в корне — найти однокоренное слово, где сомнительный звук будет под ударением.

Алгоритм проверки безударного гласного звука в корне выглядит так:

  1. Поставить в слове ударение.

  2. Выделить корень.

  3. Найди гласную, которая нуждается в проверке.

  4. Подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение:

    • Найти однокоренное слово.

    • Пешком — пеший.

    • Изменить грамматическую форму.

    • Написать — напишет.

  5. Если проверочное слово подобрать не удалось, значит это непроверяемая безударная гласная. В этом случае поможет словарь.

Методы проверки безударных гласных в корне слова:

  1. Подобрать другое число. Вместо единственного — обратное, множественное и в обратную сторону.

    Трава — травы.

  2. Найти родственное слово по принципу «большой — маленький».

    Трава — травка.

  3. Подобрать уменьшительно-ласкательную форму.

    Трава — травушка.

  4. Найти другую часть речи с таким же корнем: к существительному — прилагательное, к глаголу — причастие.

    Трава — травяной.

Эти правила можно применять не всегда. Бывают случаи, когда ими нельзя воспользоваться — тогда можно обратиться к орфографическому словарю или выучить правила написания чередующихся гласных.

Безударные гласные в корне слова могут быть проверяемыми и непроверяемыми. Рассмотрим оба варианта.

Примеры проверки безударных гласных в корне с помощью подобранных родственных слов:

  • входи́ть — вход;

  • хитре́ц — хи́трый, хи́трость;

  • раздели́ть — разде́л;

  • загада́ть — зага́дка, зага́дочный.

Примеры проверки безударных гласных в корне с помощью изменения грамматической формы слов:

  • накорми́ть — нако́рмит;

  • хвали́ть — хва́лит;

  • нога́ — но́ги;

  • зализа́ть рану — ли́жет.

Теперь мы знаем, как определить безударную гласную в корне слова.

Чередующиеся безударные гласные

В русском языке часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются. Это правило проходят в 5 классе.

Написание чередующихся гласных зависит от таких условий:

  • ударение,

  • конечные согласные корня,

  • наличие суффикса -а-,

  • смыслового значения.

Корень

Правило

Примеры

-гар-

-гор-

Под ударением пишется А,

без ударения — О.

уга́рный, зага́р

загоре́лый, погоре́лец

Исключение: вы́гарки, и́згарь, при́гарь.

-клан-

-клон-

Без ударения пишется буква О,

под ударением то, что слышится

кла́няться

склоне́ние, укло́н,

наклони́ться

-твар-

-твор-

Без ударения пишется буква О,

под ударением в соответствии с произношением

тварь, сотвори́ть,

затво́р, притво́р

Исключение: у́тварь.

-зар-

-зор-

Без ударения пишется А,

под ударением то, что слышится

зарни́ца, за́рево

зо́ри, зо́ренька

Исключение: зорева́ть.

-плав-

-плав-

Всегда пишется буква А,

кроме двух слов: пловец, пловчиха

сплавля́ть, поплаво́к, плаву́честь

-кас-

-кос-

Буква А пишется, если за корнем следует -а-, О — в остальных случаях

касание, касательная

коснись, прикосновение

-мак-

-мок-

Буква А пишется в корне со значением «погружать в жидкость», буква О — «пропускать, впитывать жидкость»

макать

вымокнуть, намокнуть

-равн-

-ровн-

А пишется в корне со значением «одинаковый, равный», О — при значении «ровный, прямой»

равноправие, сравнять,

подровнять

Исключение: равнина,

уровень, поравняться,

поровну.

-раст-

-ращ-

-рос-

Буква А пишется перед ст, щ,

О — перед остальными буквами

отрасти, наращенный, поросль

Исключение: отрасль,

росток, ростовщик,

Ростов, Ростислав.

-скак-

-скоч-

Буква А пишется перед к, О — перед ч

скакалка, выскочка

Исключение: скачок.

-лаг-

-лож-

Буква А пишется перед г, О — перед ж

полагать, облагать

отложить, обложение

-бер-/-бир-

-дер-/-дир-

-мер-/-мир-

-пер-/-пир-

-тер-/-тир-

-жег-/-жиг-

-блест-/-блист-

-стел-/-стил-

-чет-/-чит-

Буква И пишется, если за корнем следует -а-, Е — в остальных случаях

набирать — наберу

отдирать — отдерешь

отмирать — отмереть

отпирать — отпереть

стирать — стереть

прижигать — прижег

блистать — блестящий

застилать — застелить

вычитать — вычеты

-им-/-а(я)

-ин-/-а(я)-

Сочетание -ИМ- или -ИН- пишется, если за корнем следует -а-

пережимать — пережать

занимать — занять

начинать — начать

Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.

Примеры слов с проверяемой безударной гласной в корне

Приведем примеры слов с безударными проверяемыми гласными А, О, И, Е, Я.

Буква «А» пишется в корне слов с проверяемой безударной гласной:

  • глаза́ — глаз, гла́зик;

  • частота́ — ча́стый;

  • накали́ть — накал;

  • испаре́ние — пар;

  • сократи́ть — кра́ткий;

  • плати́ть — опла́та, пла́тный;

  • окати́лась водой из ведра — ка́тит;

  • шаловли́вый — ша́лость;

  • начала́ — на́чал.

Букву «О» в корне слов проверим ударением:

  • наколи́ бабочку — ко́лет;

  • поглоща́ть — гло́тка;

  • угрожа́ть — угро́за;

  • умолять — мо́лит;

  • вышколи́ть — шко́ла;

  • топта́ть — то́пчет;

  • опоздать — по́здно

  • угомони́ть — го́мон.

Проверим букву «Е»:

  • учени́к — уче́ба;

  • обежа́ть дом — бег;

  • вперёд — спе́реди;

  • прореди́ть посевы — ре́дкий;

  • потеря́ть — поте́ря;

  • серьга́ — се́рьги;

  • освеще́ние — свет.

Если в корне проверочного слова пишется буква «ё», то в безударном положении поставим букву «е»:

  • пестрота́ — пёстрый;

  • весна́ — вёсны;

  • по́черк — зачёркнутый;

  • подвести́ — подвёл.

Буква «И» пишется в корне слов:

  • обижа́ть малыша — оби́да;

  • прожива́ть в доме — жить;

  • чистота́ в кухне — чи́стый;

  • списа́ть слова — пи́шет;

  • едине́ние — еди́нство.

Проверим букву «Я»:

  • разряди́ть ружьё — разря́д;

  • пристяжна́я лошадь — пристя́жка;

  • иссяка́ть — исся́кнуть;

  • посвятить поэму — свя́тость;

  • мячи́ — мяч;

  • увяда́ть от жары — вя́лый.

Примеры слов с непроверяемой безударной гласной в корне

Непроверяемую гласную в корне проверить нельзя — такие слова нужно просто запомнить. Нет правил, которые контролируют их написание. Часто это могут быть слова иностранного происхождения.

Слова с непроверяемым безударным гласным звуком в корне:

  • собака;

  • молоко;

  • карандаш;

  • картина;

  • диван;

  • бегемот;

  • человек;

  • горшок;

  • помидор;

  • огурец;

  • стакан;

  • крокодил;

  • потолок;

  • колодец;

  • кенгуру.

Примеры слов с безударной в суффиксе

Чтобы проверить безударную гласную в суффиксе, нужно подобрать слово с аналогичным ударным суффиксом:

  • умник (ученик);

  • говядина (осетрина);

  • платьишко (домишка);

  • бездельник (ученик);

  • смелость (злость);

  • храбрость (злость);

  • воспитанность (злость);

  • громко (хорошо);

  • радость (злость);

  • апельсиновый (дубовый);

  • резиновый (дубовый);

  • медведица (сестрица);

  • совесть (злость);

  • царапина (морщина);

  • сверстник (ученик).

Примеры слов с безударной гласной в окончании

Безударную гласную в окончании прилагательных можно проверить через вопрос: какая гласная стоит в вопросе — такую и пишем в окончании прилагательного.

Если нужно проверить безударную гласную в окончании существительного, нужно подобрать существительное этого же склонения и рода с ударным окончанием: точно такое же окончание пишется в проверяемом слове.

Примеры слов с безударной гласной в окончании:

  • высокого (какого?);

  • озеро (село);

  • кони (пони);

  • колено (окно);

  • синим (каким?);

  • поле (ружье).

Безударные гласные со смыслом

При изучении безударных гласных можно заметить слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу. Вот примеры таких слов:

  • отварить (варить) — отворить (открыть).

  • полоскать (полощет) — поласкать (ласка).

  • посидела (сидеть) — поседела (седина).

  • примирять (мирить людей) — примерять (мерять одежду).

  • обежать (беш) — обижать (обида).

  • слезать (слезь) — слизать (облизывать).

  • запивать (пить) — запевать (петь).

  • посветить (свет) — посвятить (святость).

  • разредить (редкость) — разрядить (разряд).

  • спешите (спешить) — спишите (списать).

  • развевается (развеять) — развивается (развитие).

Как пишется «ознакамливаться»?

kak pishetsya oznakamlivatsya

Этот возвратный глагол правильно пишется – ознакомляться.

Правило написания слова

Прежде всего надо сказать, что глагола “ознакамливаться” в русском языке нет. Видовая пара этого глагола: ознакомиться – ознакомляться.
Чтобы определить правильность написания глагола “ознакомляться”, нужно выполнить его морфемный разбор. Приставкой в этом слове будет “о“, которая в русском языке имеет неизменное написание.

Слово “ознакомляться” пишется с безударной гласной “а” в корне, так как проверочным словом будет “знать“, где “а” стоит под ударением. В этом слове вторая безударная гласная в корне пишется”о“, так как проверочным словом будет “знакомый“, где “о” стоит под ударением.

Чтобы узнать, нужен ли мягкий знак в этом глаголе, надо поставить вопрос (что делать?). Если в вопросе в конце глагола слышится мягкий знак, то необходимо его писать и в проверяемом слове. “Ь” не пишется в глаголах перед постфиксом “ся“, если они отвечают на вопрос “Что делает?” (здесь мягкий знак не слышится).

Ознакомляться” не является литературной нормой, поэтому его употребление возможно только в разговорной речи.

Примеры

  • Хватит уже ознакомляться с заданием – пора приступать к его выполнению!
  • Анне приходится долго ознакомляться с условиями работы.
  • Важно внимательно ознакомляться с каждым новым заданием.

А вы знаете..

Какой из вариантов правильный?
(по статистике прошлой недели только 38% ответили правильно)

Словари

Получать сведения, приобретать некоторые знания, получать представление о ком-либо или о чём-либо.

ОЗНАКОМЛЯ́ТЬСЯ — глаг., нсв., употр. сравн. часто

Морфология: я ознакомля́юсь, ты ознакомля́ешься, он/она/оно ознакомля́ется, мы ознакомля́емся, вы ознакомля́етесь, они ознакомля́ются, ознакомля́йся, ознакомля́йтесь, ознакомля́лся, ознакомля́лась, ознакомля́лось, ознакомля́лись, ознакомля́ющийся, ознакомля́вшийся, ознакомля́ясь; св. ознако́миться; сущ., с. ознакомле́ние

Если вы ознакомляетесь с чем-либо, значит, в процессе чтения, изучения этого вы получаете какие-либо необходимые вам сведения о ком-либо или о чём-либо.

Ознакомляясь с вашей характеристикой, я обратил внимание на некоторые факты из вашей биографии. | Сразу по прибытии генерал отправился на боевые позиции ознакомляться с обстановкой. | св.

Все желающие могут ознакомиться с тезисами докладов в оргкомитете конференции. | Вы уже ознакомились с правилами игры? | Я внимательно ознакомился с содержанием письма.

ОЗНАКОМЛЯ́ТЬСЯ, ознакомляюсь, ознакомляешься (ознакамливаться неправ.), несовер. (книжн.).

ОЗНАКОМЛЯ́ТЬСЯ, -яюсь, -яешься; несовер., с чем. То же, что знакомиться (во 2 знач.). О. с обстановкой.

ОЗНАКОМЛЯ́ТЬСЯ см. Ознакоми́ть и Ознакоми́ться.

-я́юсь, -я́ешься; несов.

ознакомля́ться, -я́юсь, -я́ется

ознакомля́ться, ознакомля́юсь, ознакомля́емся, ознакомля́ешься, ознакомля́етесь, ознакомля́ется, ознакомля́ются, ознакомля́ясь, ознакомля́лся, ознакомля́лась, ознакомля́лось, ознакомля́лись, ознакомля́йся, ознакомля́йтесь, ознакомля́ющийся, ознакомля́ющаяся, ознакомля́ющееся, ознакомля́ющиеся, ознакомля́ющегося, ознакомля́ющейся, ознакомля́ющихся, ознакомля́ющемуся, ознакомля́ющимся, ознакомля́ющуюся, ознакомля́ющеюся, ознакомля́ющимися, ознакомля́ющемся, ознакомля́вшийся, ознакомля́вшаяся, ознакомля́вшееся, ознакомля́вшиеся, ознакомля́вшегося, ознакомля́вшейся, ознакомля́вшихся, ознакомля́вшемуся, ознакомля́вшимся, ознакомля́вшуюся, ознакомля́вшеюся, ознакомля́вшимися, ознакомля́вшемся

знакомиться, приобщаться к чему, составлять себе понятие (или представление) о чём, получать понятие (или представление) о чём, входить в курс чего

Морфологический разбор слова «ознакамливаться»

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;

    2. Служебные части речи:

    • предлоги;
    • союзы;
    • частицы;

    3. Междометия.

    Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

    • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
    • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

    Морфологический разбор существительного

    • начальная форма в именительном падеже, единственном числе (за исключением существительных, употребляемых только во множественном числе: ножницы и т.п.);
    • собственное или нарицательное;
    • одушевленное или неодушевленное;
    • род (м,ж, ср.);
    • число (ед., мн.);
    • склонение;
    • падеж;
    • синтаксическая роль в предложении.

    План морфологического разбора существительного

    «Малыш пьет молоко.»

    Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

    • начальная форма – малыш;
    • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
    • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
    • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

    Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

    • начальная форма – молоко;
    • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
    • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
    • в предложении прямое дополнение.

    Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

    «Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

    Дамы (кто?) — имя существительное;

    • начальная форма — дама;
    • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
    • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
    • синтаксическая роль: часть подлежащего.

    Лужину (кому?) — имя существительное;

    • начальная форма — Лужин;
    • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
    • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
    • синтаксическая роль: дополнение.

    Ладонью (чем?) — имя существительное;

    • начальная форма — ладонь;
    • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
    • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
    • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

    Пыль (что?) — имя существительное;

    • начальная форма — пыль;
    • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
    • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
    • синтаксическая роль: дополнение.

    (с) Пальто (С чего?) — существительное;

    • начальная форма — пальто;
    • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
    • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
    • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

    Морфологический разбор прилагательного

    Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

    • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
    • постоянные морфологические признаки прилагательных:
      • разряд, согласно значению:
        • — качественное (теплый, молчаливый);
        • — относительное (вчерашний, читальный);
        • — притяжательное (заячий, мамин);
        • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
        • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
        • признак рода (только в единственном числе);
        • число (согласуется с существительным);
        • падеж (согласуется с существительным);

        План морфологического разбора прилагательного

        Полная луна взошла над городом.

        Полная (какая?) – имя прилагательное;

        • начальная форма – полный;
        • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
        • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
        • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

        Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

        Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

        Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

        • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
        • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
        • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
        • синтаксическая роль: часть сказуемого.

        Стройная (какая?) — имя прилагательное;

        • начальная форма — стройный;
        • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
        • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
        • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

        Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

        • начальная форма — тоненький;
        • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
        • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
        • синтаксическая роль: часть сказуемого.

        Голубые (какие?) — имя прилагательное;

        • начальная форма — голубой;
        • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
        • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
        • синтаксическая роль: определение.

        Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

        • начальная форма — изумительный;
        • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
        • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
        • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

        Морфологические признаки глагола

        Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

        Морфологические формы глаголов:

        • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
        • спрягаемые (личные и безличные) формы;
        • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

        Морфологический разбор глагола

        • начальная форма — инфинитив;
        • постоянные морфологические признаки глагола:
          • переходность:
            • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
            • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
            • возвратные (есть -ся, -сь);
            • невозвратные (нет -ся, -сь);
            • несовершенный (что делать?);
            • совершенный (что сделать?);
            • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
            • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
            • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
            • наклонение:
              • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
              • условное: что делал бы? что сделал бы?;
              • повелительное: делай!;
              • сказуемым: Быть сегодня празднику;
              • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
              • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
              • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
              • обстоятельством: Я вышел пройтись.

              Морфологический разбор глагола пример

              Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

              Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)

              Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

              • начальная форма — послать;
              • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
              • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
              • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

              Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

              Какая тишина, прислушайтесь.

              Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

              • начальная форма — прислушаться;
              • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
              • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
              • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

              План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

              Значение слова «ознакомляться»

              android bar znachenije

              Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

              ОЗНАКОМЛЯ’ТЬСЯ, я́юсь, я́ешься (ознака́мливаться неправ.), несов. (книжн.). 1. Несов. к ознакомиться. 2. Страд. к ознакомлять.

              Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

              ознакомля́ться

              1. знакомиться; получать сведения, приобретать некоторые знания, получать представление о ком-либо или о чём-либо

              Делаем Карту слов лучше вместе

              />Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

              Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

              Вопрос: фокусировать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

              Синонимы к слову «ознакомляться&raquo

              Предложения со словом «ознакомляться&raquo

              • Чаще всего они просто ознакомляются с ними, а потом благополучно обо всём забывают и продолжают жить так же, как и раньше.

              Цитаты из русской классики со словом «ознакомляться»

              • Брат Верность (взяв со стола рукопись). Может быть, вам угодно ознакомиться с материалом?

              Сочетаемость слова «ознакомляться&raquo

              Отправить комментарий

              Дополнительно

              Предложения со словом «ознакомляться&raquo

              Чаще всего они просто ознакомляются с ними, а потом благополучно обо всём забывают и продолжают жить так же, как и раньше.

              Изучать это мастерство надо последовательно, постепенно ознакомляясь с употреблением инструментов и пригодностью их для известной работы.

              При этом систематизируются материалы уголовного дела, с законченным производством ознакомляются участники процесса (заинтересованные в исходе дела) и разрешаются по существу поступившие от них ходатайства, в постановлении формулируется вывод о невозможности дальнейшего производства в связи с наличием предусмотренных законом обстоятельств, а также разрешаются все вопросы, вытекающие из принятого решения, по существу дела.

Как правильно пишется слово делаешь?

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).

  • Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

  • Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Морфологический разбор слова делаешь

1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: делать (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, переходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.

Примеры использования и цитаты

Что делаешь, Руслан несчастный, Один в пустынной тишине? Людмилу, свадьбы день ужасный, Всё, мнится, видел ты во сне. На брови медный шлем надвинув, Из мощных рук узду покинув, Ты шагом едешь меж полей, И медленно в…

«Руслан и Людмила» — Пушкин Александр

Разбесил начальник отделения. Когда я пришел в департамент, он подозвал меня к себе и начал мне говорить так: «Ну, скажи, пожалуйста, что ты делаешь?» — «Как что? Я ничего не делаю», — отвечал я. «Ну, размысли хорошенько! ведь…

«Что делать» — Чернышевский Николай

Ну на что это похоже, что не могу я видеть женщины равнодушно: как только подойду, так теряю и рассудок и всякое соображение, говоришь и делаешь такие вещи, что после как будто тебе все это во сне снилось. Ну с чего я так…

Как пишется: «делаешь» или «делаеш»?

Как правильно пишется слово: «делаешь» или «делаеш»?

Как правильно писать слово: «делаешь» или «делаеш»?

Хочется проиллюстрировать правило, о котором дальше пойдёт речь, примерами.

Если пишешь красиво, правильно, тогда прослывёшь человеком аккуратным и грамотным.

Рисуешь и поёшь — ты творческий и талантливый человек.

Думаешь перед тем, как сказать, чтобы не обидеть собеседника, — ты вежливый, культурный, взрослый и ответственный.

Делаешь всё вовремя — ты человек пунктуальный и воспитанный.

Итак, разберёмся в том, почему на конце всех выделенных глаголов стоит мягкий знак.

Причина этого в том, что, согласно правилу, все глаголы, заканчивающиеся буквой, обозначающей шипящий звук, должны писаться с мягким знаком на конце.

Слово «делаешь» — это точно глагол, ведь оно обозначает действие, отвечая на вопрос «Что делаешь?». Оно относится ко второму лицу, употреблено в единственном числе. К тому же, в конце его — шипящий.

Вывод: слово «делаешь» нужно писать с мягким знаком.

Добрый день. Давайте разберемся, нужно ли писать мягкий знак после шипящей в слове

«делаеш*». Узнать это можно при помощи правил русского языка и начать надо с определения

части речи этого слова. Для этого подбираем вопрос, на который может ответить заданное слово,

подходит: «Что делаешь?» и мы определяем часть речи глагол. По правилам РСЯ, в глаголах после

шипящей буквы пишут мягкий знак всегда. Значит, его нужно писать в данном слове.

Правильный ответ: «делаешь».

Ты все правильно делаешь для своего бизнеса и скоро у тебя все получиться.

Ты делаешь каждый день упражнения для мышц спины?

Слово «делаешь» — это глагол настоящего времени, второго лица, единственного числа. По правилам русского языка, с мягким знаком после шипящих пишутся следующие глаголы:

  • глаголы неопределенной формы;
  • глаголы изъявительного наклонения, которые имеют второе лицо, единственное число;
  • глаголы повелительного наклонения;
  • перед суффиксом -ся- или -те- в глаголах;

В данном случае подойдет второй вариант. Поэтому глагол «делаешь» изъявительного наклонения, 2 л., ед.ч., пишется с мягким знаком после шипящей.

Правильно будет: делаешь.

Пример предложения со словом «делаешь»: ты делаешь это задание абсолютно правильно.

Как пишется делаешь или делаеш, с мягким знаком или без него, нельзя определить на слух. В конце этого слова, как и в задаваемом вопросе «что делаешь?», звучит всегда твердый шипящий звук [ш].И его не сделает мягким никакой графический знак в виде мягкого знака.

И все-таки в слове «делаешь» пишется мягкий знак после шипящего, который является индикатором, определителем ФОРМЫ 2 лица единственного числа глагола настоящего или будущего времени, например:

ты (что делаешь?) пишешь, рисуешь, говоришь;

ты (что сделаешь?)скажешь, ответишь, убежишь.

Слово «делаешь» правильно пишется с мягким знаком как форма 2 лица глагола в соответствии с орфографическим правилом русского языка.

Ты делаешь эту картину из кофейных зерен?

А как ты делаешь это упражнение?

Чтобы ответить на поставленный автором вопрос, разберемся, что за слово делаеш*.

Это необходимо сделать, так как правила русского языка, касающиеся правописания мягкого знака после шипящих согласных букв ш, щ, ж и ч на конце слов касаются разных частей речи ( имен существительных, наречий и так далее ).

Итак, слово делаеш* ( что делаешь? ) — глагол, стоящий в форме изъяснительного наклонения, настоящего времени, второго лица, единственного числа.

Правило гласит, что у глаголов в форме второго лица единственного числа после шипящих согласных на конце следует ставить мягкий знак: пишешь, танцуешь, моешь, найдешь, пропустишь, зайдешь и так далее.

Делаем вывод: глагол делаешь нужно писать с мягким знаком на конце после шипящей ш.

Для начала определим часть речи слова «делаешь»- отвечает на вопрос что делаешь?, стало быть это глагол.

Делаешь — изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо. В русском языке есть правило — в окончании глаголов 2-ого лица, единственного числа после шипящих пишется мягкий знак. Следовательно, правильно писать — делаешЬ.

Ты всегда делаешь все наоборот или просто хочешь позлить меня?

Когда делаешь с настроением, то и работа не в тягость.

Ты медленно делаешь домашнее задание, таким образом, мы опоздаем на концерт.

Слово «делаешь» является глаголом настоящего времени и чтобы выяснить, как же пишется «делаеш» или «делаешь», с мягким знаком «ь» или же без мягкого знака», необходимо вспомнить одно правило русского языка. Оно гласит, что глаголы во втором лице, заканчивающие на шипящую — пишутся с мягким знаком «ь» после шипящей.

К примеру: спишь, ешь, разговариваешь, вздыхаешь, думаешь, пишешь, бродишь, накрываешь, смотришь.

Следовательно пишем правильно — делаешЬ.

Когда делаешь домашнее задание в спокойной обстановке, то все получается без ошибок и помарок.

Слово «делаеш#» отвечает на вопрос «что делаешь?», поэтому перед нами — глагол. Написать глагол без ошибок нам поможет правило, которым определена постановка мягкого знака после шипящих.

Правило гласит, что если имеется глагол в единственном числе 2-го лица в настоящем или будущем времени, то после шипящих проставляется мягкий знак. А наш глагол соответствует всем условиям правила, поэтому будем ставить после «ш» мягкий знак: «делаешЬ».

Аналогично пишутся и такие глаголы, как смотришь, пишешь, рассматриваешь, обижаешь, ползешь, отрицаешь, созерцаешь.

Когда делаешь каждое утро зарядку, то наполняешься бодростью на весь день.

Чтобы ответить на данный вопрос, нужно будет вспомнить, когда пишется мягкий знак после шипящих букв. На самом деле правописание зависит от того, к какой части речи относиться слово.

Слово «делаешь» является глаголом. Если слово является глаголом, то после него пишется мягкий знак.

Ниже приведу пример:

«Ты все делаешь неправильно».

Прежде всего давайте разберемся, какая переда нами часть речи.

Слово отвечает на вопрос «что делаешь ?», следовательно, перед нами глагол.

Далее посмотрим, в кокой форме он стоит:

глагол стоит в форме второго лица единственного числа.

Все глаголы, стоящие в этой форме пишутся с мягким знаком на конце.

Например:

Итак, правильно писать так: делаешь.

Примеры предложений с данным словом:

Какие красивые вещи ты делаешь своими руками!

Все, что ты делаешь, очень важно для нашего общего дела.

Ты делаешь так, как тебе велят, подумай и сделай по-своему.

«Не требуется» — это даже и не слово, а два слова. Первое — частица, а второе — глагол.

Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово («требуется») отвечает на вопрос «что делает?» (или «что делается?», если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.

А первое слово («не») не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово «требуется», но не может быть слова «нетребуется». Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с «НЕ».

Итак, глагол «требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с «НЕ». Писать «нетребуется» нельзя.

Ещё одно простейшее доказательство того — возможность принудительного разделения «НЕ» и глагола вставленным словом. Например: «не очень требуется», «не слишком требуется», «не каждый год требуется» и так далее.

Других доказательств не потребуется.

Предложение.

  • «А что, разве не требуется даже подтверждения своей почты?».

«Чёрно-белый» — это сложное имя прилагательное, являющееся высокочастотным представителем так называемой колоративной лексики (выражение цвета) с возможной коннотацией «блеклый во всех отношениях» и с модальностью «отрицание цвета».

Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова «чёрно-белый» совершенно семантически равноправны.

Писать «чёрно белый» (раздельно) или «чёрнобелый» (слитно) нельзя.

чёрно-белый

Например (предложения).

  • «Любая чёрно-белая фотография носит в себе оттенки старины».
  • «В третьем зале музея стояли чёрно-белые телевизоры».
  • «Ваня Мельничаненко почему-то воспринимал мир только в чёрно-белых тонах».

1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.

2) Отрицание:

Случай этот — не преступный, здесь скорее нарушение общественной морали.

Случай этот отнюдь не преступный.

Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.

Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона «неприступный» (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово «неприступный».

Сочетание «со мной» (ударение на «О«, которая после «Н«) — это ни что другое, как предлог «С» с местоимением «Я«. Но мы эмпирически понимаем, что говорить «Пойдём с я» нельзя.

  • «Со» — вариант «с», иногда используемый, в частности, перед [м] плюс согласная. Например: «со многими». Это из разряда «подо», «предо», «передо», «ко», «во», «надо», «обо» и так далее.
  • «Мной» («мною») — это указанное выше «Я» в творительном падеже. «С кем? — со мной (со мною)». Личное местоимение.

Предлоги нельзя в таких случаях подсоединять к личным местоимениям. Подобные примеры: «с тобой (с тобою)», «с ней (с нею»)», «с ним».

Писать «сомной» нельзя. Нужен пробел.

Предложения:

  • «Со мной всё в полном порядке, Трофим, а с тобой ничего не случилось ли?».
  • «Будь со мной, Игнатий, не когда тебе это необходимо, а всегда».

Слово «повеселее» находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц («получше», «понастойчивее», «похуже» и так далее).

Элемент «по-«, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.

Оттолкнёмся от имени прилагательного «весёлый» и от наречия «весело». И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:

  • «Весёлый — веселее — повеселее».
  • «Весело — веселее — повеселее».

повеселее и повеселей

К простейшей классической форме прибавляется наша приставка, преобразуя её в разговорную. Этот приём — системный. Пишется приставка слитно. Писать «по веселее» (или «по веселей») нельзя.

Занимаешься или занимаешся, как пишется правильно?

Слово «зани­ма­ешь­ся» пра­виль­но пишет­ся с мяг­ким зна­ком после шипя­ще­го как фор­ма гла­го­ла 2 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни соглас­но пра­ви­лу орфографии.

Чтобы выбрать, как пра­виль­но пишет­ся «зани­ма­ешь­ся» или «зани­ма­еш­ся», с мяг­ким зна­ком или без него, опре­де­лим часть речи, грам­ма­ти­че­скую фор­му и мор­фем­ный состав слова.

Часть речи слова «занимаешься»

Чтобы понять, к какой части речи при­над­ле­жит эта лек­се­ма, вос­поль­зу­ем­ся предложением:

Чем ты занима́ешься сего­дня с утра?

Интересующее нас сло­во обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос: что дела­ешь? Выявленные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки помо­гут уста­но­вить, что это сло­во явля­ет­ся фор­мой 2 лица един­ствен­но­го чис­ла воз­врат­но­го гла­го­ла «зани­мать­ся», на что ука­зы­ва­ет пост­фикс -ся:

заним а ешь ся — корень/суффикс/окончание/постфикс

"Одеваешься" как пишется

Правописание слова «занимаешься»

Орфографическая про­бле­ма состо­ит в напи­са­нии лич­но­го окон­ча­ния гла­го­ла, в кото­ром соглас­ный [ш], как и в задан­ном вопро­се (что дела­ешь?), зву­чит все­гда твер­до. В напи­са­нии рас­смат­ри­ва­е­мой воз­врат­ной фор­мы гла­го­ла вос­поль­зу­ем­ся пра­ви­лом орфо­гра­фии:

Мягкий знак слу­жит не для смяг­че­ния соглас­ных, а для обо­зна­че­ния грам­ма­ти­че­ских форм гла­го­лов, например,

  • увлечь,
  • сте­речь,
  • отсечь

2. форм 2 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го и буду­ще­го времени

  • ты пишешь,
  • ты рису­ешь,
  • ты сбе­ре­жешь,
  • ты отпра­вишь

3. форм 2 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го наклонения

  • уни­что­жить — уни­чтожь, уничтожьте;
  • обес­пе­чить — обес­печь, обеспечьте;
  • поды­то­жить — поды­тожь, подытожьте.

Наличие пост­фик­са -ся (-сь) в воз­врат­ных фор­мах гла­го­лов не вли­я­ет на напи­са­ние мор­фо­ло­ги­че­ско­го мяг­ко­го зна­ка. Понаблюдаем за напи­са­ние форм 2 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни воз­врат­ных глаголов:

  • учить­ся — ты учишь­ся;
  • осме­леть — ты осмелишься;
  • улы­бать­ся — ты улыбаешься;
  • вол­но­вать­ся — ты волнуешься.

В этой сту­дии ты занима́ешься игрой на гитаре?

Целый день занима́ешься реше­ни­ем это­го вопро­са, а все никак не получается.

Примеры предложений из художественной литературы

Так ты зани­ма­ешь­ся все тем же? (Лев Толстой. Анна Каренина).

Раз уж зани­ма­ешь­ся рабо­тор­гов­лей на афри­кан­ском побе­ре­жье, не рас­счи­ты­вай на мир­ную и без­бо­лез­нен­ную кон­чи­ну (Жюль Верн. Пятнадцатилетний капитан).

Твой отец гово­рит, что ты всю жизнь зани­ма­ешь­ся нищен­ством (Марк Твен. Принц и нищий).

Значение слова «делать»

android bar znachenije

ДЕ́ЛАТЬ, —аю, —аешь; прич. страд. прош. де́ланный, —лан, -а, -о; несов., перех. (сов. сделать).

1. Создавать обычно с помощью инструментов, специальных приспособлений, машин и т. п. различного рода предметы, вещи, изделия; изготовлять, производить. Делать станки. Делать мебель. Делать ткани. Делать фарфор.Я гайки делаю, а ты для гайки делаешь винты. Маяковский, Кем быть? Люди спешно принялись строить сушила, рыть огромные колодцы, делать для них крыши. В. Попов, Сталь и шлак. Мы срываем большие листья лопуха и делаем из них себе зеленые колпаки. Кузьмин, Круг царя Соломона. || Создавать (произведения литературы, живописи, музыки и т. п. Я начал делать эскизы итальянской фантазии на народные темы. Чайковский, Письмо Н. Ф. Мекк, 16-17 янв. 1880. Я сижу теперь дома, обложившись грудами фотографий, блокнотов и путевых карт, — делаю эту книжку. Песков, Путешествие с молодым месяцем.

2. Заниматься чем-л., работать, проявлять какую-л. деятельность. Я хотел приняться за работу — не мог; хотел ничего не делать и не думатьи это не удалось. Тургенев, Ася. [Треплев:] Мама, перемени мне повязку. Ты это хорошо делаешь. Чехов, Чайка. Нине всё приходилось делать самой: ходить на базар, готовить обед, стирать белье. Б. Емельянов, Мечта. || В сочетании с некоторыми категориями существительных употребляется в значении: совершать, выполнять, производить: а) С существительными, обозначающими какой-л. процесс, вид занятия, работы. Делать уроки. Делать опыты.[Саня] побежал в ванну, выскочил в одних трусиках и стал делать зарядку. Каверин, Два капитана. б) С отглагольными существительными со значением действия. Делать выбор. Делать выговор. Делать попытку.В ее комнате делали обыск. Чехов, Переполох. Доктор непроизвольно вздрагивал, хотя он делал усилия, чтобы сдержаться. Первенцев, Огненная земля. Танк заметался, делая крутые развороты. Бубеннов, Белая береза. в) С существительными, обозначающими отдельные движения (живого существа, предмета). Машина делает крутой поворот.Он нерешительно делает два шага вперед. Чехов, Серьезный шаг. Флаг-капитан делает ладонью жест сверху вниз. Лавренев, Стратегическая ошибка. || В сочетании со словами, указывающими меру, количество, обозначает: совершать работу, движение в этом объеме, в этом количестве. Делать сто оборотов в минуту.Загремели имена водителей Кондрина, Гонтарева, делавших регулярно четыре рейса в смену. Фадеев, Ленинград в дни блокады. Если делать в сутки десять-двенадцать километров, он дойдет до своих за три, самое большее за четыре дня. Б. Полевой, Повесть о настоящем человеке.

3. также без доп. Поступать, действовать каким-л. образом. Делать все по-своему.Увидев Павлика целым и невредимым, тетя бросилась к нему, не зная, что делать — плакать или смеяться. Катаев, Белеет парус одинокий. — Я скажу тебе, что делать, отец. Домой иди! Горбатов, Непокоренные. || Оказывать, причинять. Делать добро. Делать одолжение. □ — Только о том и думает [Карл Иваныч] всю жизнь, — прошептал я, — как бы мне делать неприятности. Л. Толстой, Детство. Чем больше делаешь для человека, тем сильнее любишь. Крымов, Инженер.

4. из кого-чего. Обращать, превращать в кого-, что-л. Делать из кого-л. посмешище.Брат был идолом всего нашего семейства, а из меня делал, что хотел. Пушкин, Рославлев. || кем-чем. Приводить в какое-л. состояние или положение. Делать кого-л. своим помощником. Делать кого-л. несчастным. Делать искусство достоянием масс.Останавливаясь лишь ночью во время сильных дождей, делавших проселочные дороги непроезжими, шли машины с командным составом завода. В. Попов, Сталь и шлак. || Придавать какой-л. вид. Очки делали его [Саши] детское лицо смешным. М. Горький, В людях. Кораблев явился — в свободной вышитой белой рубашке, которая очень шла к нему и делала похожим на какого-то великого русского художника. Каверин, Два капитана.

Приставки «з» нет. Поэтому пишем только так: Сделать.

421

Как пишется Сделать

Приостановлено как пишется правильно слово

Автор: Алексей Морозов

Дата: 24.08.2021

У глагола «Сделать» только один вариант написания – с буквой «с»: сделать. Ни в коем случае нельзя писать «зделать», потому что в русском языке в принципе не существует приставки «з».

Далее в статье я расскажу, как правильно объяснять это слово на уроке русского языка в школе, как оформить объяснение в тетради и как не спутать два очень похожих правила. Так что читайте до конца. А если будут вопросы – задавайте в комментариях.

Как объяснять правописание слова Сделать

Разберем устное объяснение и письменное. Устное вы должны будете проговаривать вслух у доски, а также мысленно при выполнении письменной работы.

Устное объяснение

Допустим, вы вышли к доске объяснять слово «сделать». Вы должны про него сказать: «В глаголе «сделать» пишем приставку «с», потому что приставки «з» нет».

И всё.

Если вдруг учительница спросит: «А какой звук мы произносим в этом слове – [с] или [з]?» – вы должны не сплоховать и сказать: «з». А почему? Потому что происходит «озвончение» – звонкий [д] делает глухой [с] звонким.

Письменное объяснение

Письменное объяснение очень простое. Вы подчеркиваете букву «с», выделяете приставку «с», а потом в скобках пишете объяснение «з нет». Получится примерно так:

Приставка

Поясню несколько моментов в этом объяснении. Почему мы не ставим значок ударения в этом слове? Потому что ударение не влияет на правописание согласных и никакой роли здесь не играет. Ударение нам важно только тогда, когда мы работаем с гласными.

Почему мы подчеркиваем «с» одной чертой, а не двумя? Одна черта означает, что буква в «слабой позиции», то есть она у нас вызывает сомнения. А две черты используются тогда, когда буква в сильной позиции – то есть она сомнений не вызывает. Одной чертой мы обычно подчеркиваем проверяемую букву (ту, которую надо проверить), а двумя чертами – ту, которой мы проверили проверяемую.

Посмотрите теперь мой ролик о том, как правильно надо объяснять орфограммы в словах. И всегда объясняйте так, а не иначе. Тогда у вас в голове быстро сложится система правил русского языка.

О чем надо помнить

Разберем несколько ловушек, в которые вы можете попасть.

Почему «с» – приставка

Учительница вам действительно может задать такой вопрос. И вам надо будет найти в себе силы на него ответить.

«С» является приставкой, потому что корень в этом слове – «дел». Однокоренные слова: делать, дело.

На заметку

А вот если вам после слова «сделать» попадется слово «здание», вы сможете его объяснить? Или остановитесь в полном ступоре?

В слове «здание» пишется именно «з», потому что это не приставка (приставочки «з», как вы помните, вообще нет), а часть корня. Нет ведь слова «дание», верно?

Что писать при фонетическом разборе

Когда вы делаете фонетический разбор, не забудьте, что буква «с» означает звук [з]. И фонетическая транскрипция слова «сделать» будет выглядеть так: [зд’элат’].

Буква «с», а звук «з». Запомните!

Приставки на з-с

Есть в русском языке правило написания приставок на з-с. Его полное название звучит так: «Правописание приставок, которые оканчиваются на з-с».

Уловите, пожалуйста, фундаментальную разницу. Вот есть приставка «с». Она такая одна, приставки «з» не существует. А есть приставки, которые оканчиваются на -з или -с. То есть там кроме «с» и «з» есть другие буквы. Например: рас/раз. Так вот в приставках, которые оканчиваются на -з и -с может быть и «з» и «с». Эти приставки будут писаться так, как они слышатся. Например: разбирать – расписать.

Двойные приставки

Как вы напишете слово «несговорчивый»? И как вы его обоснуете? Так же, как и «сделать». Потому что в слове «несговорчивый» две приставки: «не» и «с». Их именно две, то есть тут не приставка «нес», а не + с. Приставки «з» нет, поэтому мы и пишем «несговорчивый».

Все, надеюсь, это вам помогло полностью разобраться во всех деталях и тонкостях.

Что еще читать

Если вам надо быстро подтянуть русский, посмотрите нашу статью с курсами русского языка. В этой статье я сначала даю ссылки на бесплатные тренажеры, бесплатные пособия и бесплатные курсы, а потом уже описываю платные материалы. Воспользуйтесь обязательно всем тем, что бесплатно.

Также направляю вас вот на эти наши статьи по русскому:

  1. Что такое орфография – в этой статье вы найдете рекомендации по быстрому усвоению орфографических правил.
  2. Что такое орфограмма – о том, как работать с орфограммами. Материал не повторяет содержание видео, которое я давал выше, так что почитайте тоже.
  3. Как делать фонетический разбор – вспомните порядок разбора и основные важные правила.
  4. Как делать морфемный разбор – вспомните, как выделять части слов.

Заключение

Мы разобрали правописание слова «сделать». Остались ли у вас какие-то вопросы, все ли вам понятно?

Буду ждать ваших отзывов и комментариев, всем спасибо!

( 1 оценка, среднее 2 из 5 )

Оцените статью

Приостановлено как пишется правильно слово

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Как правильно пишется слово «пятьсот»

/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова панацея (существительное):

Синонимы к слову «пятьсот&raquo

Предложения со словом «пятьсот&raquo

  • Именно через этот пролив четыре тысячи пятьсот лет назад сюда пришли первые завоеватели.

Цитаты из русской классики со словом «пятьсот»

  • — Да что: тысяча двести рублей жалованья, особо столовых семьсот пятьдесят, квартирных шестьсот, пособия девятьсот, на разъезды пятьсот, да награды рублей до тысячи.

Значение слова «пятьсот&raquo

ПЯТЬСО́Т , пятисо́т, пятиста́м, пятьюста́ми, о пятиста́х, числ. колич. Число 500. Пятьсот разделить на два. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «пятьсот&raquo

    до ста лет дитя, если бы он и до пятисот лет жил, то был бы одной стороной своего бытия дитя.

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «пятьсот&raquo

ПЯТЬСО́Т , пятисо́т, пятиста́м, пятьюста́ми, о пятиста́х, числ. колич. Число 500. Пятьсот разделить на два.

Предложения со словом «пятьсот&raquo

Именно через этот пролив четыре тысячи пятьсот лет назад сюда пришли первые завоеватели.

– Колье двадцать три тысячи пятьсот рублей и бриллиантовая подвеска сорок две тысячи.

Если в воздухе звуковые волны распространяются со скоростью в триста тридцать метров в секунду, то в воде эта скорость равна тысяче пятистам метрам в секунду.

«Пятиста» или «пятисот», как правильно?

Слово «пяти­сот» пра­виль­но пишет­ся со вто­рой частью сот- как слож­ное чис­ли­тель­ное «пять­сот» в фор­ме роди­тель­но­го падежа.

Чтобы опре­де­лить пра­виль­ный вари­ант напи­са­ния сло­ва «пяти­сот» или «пяти­ста», вна­ча­ле выяс­ним, что пред­сто­ит выбор падеж­ной фор­мы числительного.

Количественное чис­ли­тель­ное «пять­сот» отве­ча­ет на вопрос сколь­ко? По сво­е­му соста­ву оно явля­ет­ся слож­ным, так как в нем име­ют­ся два корня:

простые, сложные, составные числительные

Склонение слова «пятьсот»

Грамматической осо­бен­но­стью рас­смат­ри­ва­е­мо­го слож­но­го чис­ли­тель­но­го, явля­ет­ся то, что при скло­не­нии у него изме­ня­ют­ся оба кор­ня. Окончания име­ют­ся как в сере­дине, так и в кон­це сло­ва. Убедимся в этом, изме­нив его по падежам:

  • и.п. (что?) пять сот книг
  • р.п . нет (чего?) пят и сот книг
  • д.п. подой­ду (к чему?) к пят и ст ам книг ам
  • в.п. вижу (что?) пять сот книг
  • т.п. любу­юсь (чем?) пять ю ст ами книг ами
  • п.п. думаю (о чём?) о пят и ст ах книг ах

Форма роди­тель­но­го паде­жа чис­ли­тель­но­го «пяти­сот», обра­тим вни­ма­ние, как и фор­ма суще­стви­тель­но­го «книг», с нуле­вым окон­ча­ни­ем явля­ет­ся един­ствен­но пра­виль­ной, поэто­му выбе­рем вариант:

  • более пяти­сот журналов;
  • око­ло пяти­сот стра­ниц текста;
  • менее пяти­сот граммов;
  • нет пяти­сот листов.

Склонение сложных числительных

Не пута­ем грам­ма­ти­че­ские фор­мы слож­ных чис­ли­тель­ных с кор­нем ст- с падеж­ны­ми фор­ма­ми про­сто­го чис­ли­тель­но­го «сто», кото­рое изме­ня­ет­ся, имея все­го две фор­мы с окон­ча­ни­ем или :

  • и.п. ст о
  • р.п. ст а
  • д.п. ст а
  • в.п. ст о
  • т.п. ст а
  • п.п. о ст а

Чтобы усво­ить эту грам­ма­ти­че­скую фор­му чис­ли­тель­но­го «пять­сот», про­чтем при­ме­ры предложений.

Примеры предложений

Нам оста­лось про­ехать до Петербурга более пятисо́т километров.

Из пятисо́т участ­ни­ков кон­кур­са жюри выбра­ло десять.

В тече­ние пятисо́т часов дли­лось обу­че­ние осно­вам программирования.

Мимо пятисо́т болель­щи­ков про­мча­лись лыж­ни­ки к финишу.

Мне не хва­та­ет пятисо́т руб­лей для опла­ты этой покупки.

Видеоурок «Правописание числительных»

«Пятьсот» или «пятсот» — как правильно пишется?

Как правильно пишется пятьсот

Количественные числительные используют для обозначения количества предметов или абстрактных величин. Они отвечают на вопрос «сколько?». Эта разновидность не имеет рода и числа, но склоняется по падежам. Исключение составляют один и два — эти числительные изменяются по родам.

Примеры: В нашем классе тридцать учеников. В кошельке осталось пятьсот рублей. В комнате было четыре стула. Мне дали семнадцать рублей сдачи. У нас работает двадцать два сотрудника.

В предложении количественные числительные согласуются с существительными или выполняют роль главных слов в словосочетаниях: два стола, семь книг, пятьсот жителей, тремя словами, о пяти процентах. Собирательные числительные используются, когда определённое количество предметов обозначается как одно целое. В современном языке в такой форме могут быть применены слова от двух до десяти. Эта форма образуется от количественного числительного с помощью суффикса -ое:

  • два — двое детей;
  • три — трое суток;
  • четыре — четверо внуков;
  • пять — пятеро братьев;
  • семь — семеро котят.

В каких случаях ставится мягкий знак в середине и в конце

Порядковые числительные — это номер при счёте. Они всегда обозначают один конкретный предмет. Образуются от количественных числительных: пятый размер, пятнадцатый номер, пятидесятое место, пятисотый человек, клади на третий стол и пр. Порядковые числительные изменяются по родам, падежам и числам. Грамматические правила такие же, как и для полных имён прилагательных.

Сложные числительные имеют 2 основы, которые пишутся слитно. Они могут быть порядковыми или количественными. У них можно выделить 2 корня. Первый — полная часть числа (один, два и т. д. ). Вторая часть представляет собой сокращённую форму от «десять» или полное слово «сто». Примеры: восемнадцать, шестьдесят, пятьсот, восемнадцатый, шестидесятый, пятисотый.

Составные числительные включают в себя несколько отдельных слов. Их нужно писать раздельно. Количество слов равно количеству значимых цифр. При этом исключается ноль, но учитывается разряд — тысяча, миллион и пр. Например, пятьсот шестьдесят четыре, две тысячи триста девятнадцать. Дробные числительные употребляются для обозначения простых или десятичных дробей.

Порядковые числительные

Порядковые числительные могут быть простыми, составными и сложными. При их употреблении действуют правила для количественных форм и прилагательных. Писать эту часть речи в разных случаях можно слитно, раздельно или через дефис:

Виды числительных и правописание

  1. Слитно пишутся сложные числительные, у которых вторая половина образована от слов десять, сто, тысяча, миллион, миллиард. Примеры: тридцатый шаг, пятисотый участник, тридцатипятитысячный экземпляр, пятнадцатимиллионный житель, четырёхмиллиардное состояние.
  2. Дефис употребляется в тех случаях, когда первая часть пишется цифрами. Примеры: 25-тысячный, 500-миллионный, 43-миллиардный.
  3. Составные числительные, как порядковые, так и количественные, пишутся раздельно. Примеры: пятьсот семьдесят восьмой, тридцать пятый, двести тринадцатый и пр.

Изменение по родам и падежам производится так же, как и у имён прилагательных. Например: В именительном падеже: восьмой день, третья сторона, двенадцатый маршрут. В родительном: восьмого заказа, третьей стороны, двенадцатого маршрута и т. д.

Написание мягкого знака

Один из наиболее важных моментов правописания простых и сложных числительных — употребление мягкого знака. Он ставится в следующих случаях:

Особенности склонения по падежам составных и сложных форм

  1. На конце простых числительных — пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.
  2. На конце сложных форм — от «одиннадцать» до «тридцать».
  3. В середине слова между двумя корнями — в словах пятьдесят — восемьдесят и от пятьсот до девятьсот. Таким образом, правильно пишется «пятьсот».

При склонении сложных форм или переходе из количественной в порядковую мягкий знак между корнями заменяется на букву И. Примеры: пятьсот метров, семьдесят копеек — не более пятисот метров семидесяти копеек, пятисотая страница, семидесятая строчка. Употребление формы «пятьсотый», «семьсотый» — грамматическая ошибка.

Таким образом, правильный ответ на вопрос, как писать — пятсот или пятьсот — подразумевает второй вариант. Употребление без мягкого знака — «пятсот» — это грубая ошибка.

Нормами русского языка допускаются две формы слова — ноль или нуль. Однако они применяются в разных ситуациях:

  1. В косвенных падежах используется слово «нуль». Примеры: температура опустилась ниже нуля. Разность равняется нулю.
  2. В устойчивых выражениях чаще применяется «ноль», но допускается и другая форма. Примеры: ноль внимания, четырнадцать ноль-ноль, стремится к нулю.

От слова «нуль» образуется производное прилагательное — нулевой результат, нулевой меридиан.

Склонение по падежам

Склонение по падежам имён числительных и то, как пишется слово «пятьсот», зависит от разновидности этой части речи. Основные параметры правописания в именительном и винительном падежах:

Правописание слова пятьсот

  1. В словах «сто» и «девяносто» ставится окончание о. В остальных падежах они заканчиваются на а. Примеры: положи на счёт девяносто рублей, менее девяноста страниц, сто человек, более ста человек.
  2. Слово «двести» заканчивается на и.
  3. Числительные «триста» и «четыреста» имеют окончание а.
  4. У слова «сорок» в именительном и винительном падежах окончание нулевое. В других падежах слово заканчивается на а. Примеры: сорок метров, не хватает сорока ящиков, к сорока годам.
  5. Слова «полтора» и «полтораста», кроме именительного и винительного падежей, имеют ещё одну форму для всех остальных — полутора и полутораста.
  6. Все части, образующие составное числительное, склоняются по падежам отдельно. Пример: семисот двадцати трёх, около пятисот семнадцати и т. д. Это же правило распространяется и на дробные числительные: одна пятая, одной пятой, одну пятую и пр.
  7. Изменение по падежам слова «тысяча» происходит так же, как существительных женского рода 1 склонения. Слова «миллион», «миллиард» изменяются как существительные мужского рода 2 склонения.

Если необходимо просклонять сложное порядковое числительное, изменяется окончание только у последнего слова: шестьсот двадцать восьмой, шестьсот двадцать восьмому и т. д.

Чтобы не запутаться при склонении «пятьсот» и других сложных числительных, можно запомнить 2 шаблона, по которым они изменяются:

Написание числительных в русском языке

  1. Первый шаблон включает преимущественно названия чисел второго порядка (от пятидесяти до восьмидесяти). Первая и вторая основа заканчиваются на мягкий знак в именительном и винительном падежах. В родительном, дательном и предложном они заканчиваются на -и. В творительном — на -ю. Примеры: пятидесяти, шестидесяти, семьюдесятью.
  2. Второй шаблон объединяет названия сотен — от двухсот до девятисот. Первая основа склоняется также как, и у предыдущей группы. Вторая основа имеет нулевое окончание в именительном родительном и винительном падежах. В дательном числа заканчиваются на -ам, в творительном — на -ами, в предложном — на -ах. Примеры: свыше пятисот, менее трехсот. Нельзя писать «больше пятиста, менее семиста».

Правописание слова

Где необходим мягкий знак

Во всех словарях русского языка указывается единственный вариант написания — пятьсот. Это сложное числительное, которое состоит из двух основ. Обе части слова пишутся слитно. В середине всех сложных числительных, обозначающих сотни, в именительном падеже ставится мягкий знак. При склонении по падежам изменяются окончания у обеих основ.

Чтобы проверить правописание безударной гласной в первой основе, необходимо подобрать однокоренное слово, где буква будет ударной. Таким проверочным словом является «пять». Сложные прилагательные, включающие в себя числа, пишутся слитно, если первая часть написана прописью: пятисоткилометровый. Если числовое значение написано цифрами, между ними и второй частью ставится дефис — 500-километровый пробег.

«Пятиста» или «пятисот», как правильно?

Слово «пяти­сот» пра­виль­но пишет­ся со вто­рой частью сот- как слож­ное чис­ли­тель­ное «пять­сот» в фор­ме роди­тель­но­го падежа.

Чтобы опре­де­лить пра­виль­ный вари­ант напи­са­ния сло­ва «пяти­сот» или «пяти­ста», вна­ча­ле выяс­ним, что пред­сто­ит выбор падеж­ной фор­мы числительного.

Количественное чис­ли­тель­ное «пять­сот» отве­ча­ет на вопрос: сколь­ко? По сво­е­му соста­ву оно явля­ет­ся слож­ным, так как в нем име­ют­ся два корня:

«Пятиста» или «пятисот», как правильно?

Склонение слова «пятьсот»

Грамматической осо­бен­но­стью рас­смат­ри­ва­е­мо­го слож­но­го чис­ли­тель­но­го, явля­ет­ся то, что при скло­не­нии у него изме­ня­ют­ся оба кор­ня. Окончания име­ют­ся как в сере­дине, так и в кон­це сло­ва. Убедимся в этом, изме­нив его по падежам:

  • и.п. (что?) пять сот книг
  • р.п . нет (чего?) пят и сот книг
  • д.п. подой­ду (к чему?) к пят и ст ам книг ам
  • в.п. вижу (что?) пять сот книг
  • т.п. любу­юсь (чем?) пять ю ст ами книг ами
  • п.п. думаю (о чём?) о пят и ст ах книг ах

Форма роди­тель­но­го паде­жа чис­ли­тель­но­го «пяти­сот», обра­тим вни­ма­ние, как и фор­ма суще­стви­тель­но­го «книг», с нуле­вым окон­ча­ни­ем явля­ет­ся един­ствен­но пра­виль­ной, поэто­му выбе­рем вариант:

  • более пяти­сот журналов;
  • око­ло пяти­сот стра­ниц текста;
  • менее пяти­сот граммов;
  • нет пяти­сот листов.

«Пятиста» или «пятисот», как правильно?

Не пута­ем грам­ма­ти­че­ские фор­мы слож­ных чис­ли­тель­ных с кор­нем ст- с падеж­ны­ми фор­ма­ми про­сто­го чис­ли­тель­но­го «сто», кото­рое изме­ня­ет­ся, имея все­го две фор­мы с окон­ча­ни­ем или :

  • и.п. ст о
  • р.п. ст а
  • д.п. ст а
  • в.п. ст о
  • т.п. ст а
  • п.п. о ст а

Чтобы усво­ить эту грам­ма­ти­че­скую фор­му чис­ли­тель­но­го «пять­сот», про­чтем при­ме­ры предложений.

Примеры предложений

Нам оста­лось про­ехать до Петербурга более пятисо́т километров.

Из пятисо́т участ­ни­ков кон­кур­са жюри выбра­ло десять.

В тече­ние пятисо́т часов дли­лось обу­че­ние осно­вам программирования.

Мимо пятисо́т болель­щи­ков про­мча­лись лыж­ни­ки к финишу.

Мне не хва­та­ет пятисо́т руб­лей для опла­ты этой покупки.

Видеоурок «Правописание числительных»

  • Приоритизация или приоритизация как правильно пишется
  • Приостановить слушание дела как пишется
  • Приостановлено или преостановлено как пишется правильно
  • Приобщиться к искусству как пишется
  • Приозерный или преозерный как правильно пишется