Приобретением путевки как пишется

наступает сезон летних каникул. один из самых актуальных вопросов для родителей в этот период является организация детского отдыха, в

     Наступает сезон летних каникул. Один из са­мых ак­ту­аль­ных во­про­сов для ро­ди­те­лей в этот период является   ор­га­ни­за­ция дет­ско­го от­ды­ха, в том чис­ле, в за­го­род­ных оздо­ро­ви­тель­ных ла­ге­рях. Лет­нее оздо­ро­ви­тель­ное учре­жде­ние ока­зы­ва­ет ре­бен­ку ком­плекс услуг (раз­ме­ще­ние, про­жи­ва­ние, пи­та­ние, ор­га­ни­за­ция до­су­га, и т.п.), вклю­чен­ных в сто­и­мость пу­тев­ки. В этой связи  услу­га от­ды­ха де­тей в за­го­род­ном ла­ге­ре ре­гу­ли­ру­ет­ся, в том чис­ле, за­ко­но­да­тель­ством о за­щи­те прав по­тре­би­те­лей.

При вы­бо­ре дет­ско­го ла­ге­ря для сво­е­го ре­бен­ка ро­ди­те­лям не­об­хо­ди­мо по­лу­чить мак­си­маль­ное ко­ли­че­ство ин­фор­ма­ции о ла­ге­ре и предо­став­ля­е­мых им услу­гах, ко­то­рая в обя­за­тель­ном по­ряд­ке долж­на быть до­ве­де­на до за­каз­чи­ка услуг в со­от­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми ст.8, 10 За­ко­на РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О за­щи­те прав по­тре­би­те­лей», в част­но­сти:

– о сто­и­мо­сти пу­тев­ки и усло­ви­ях при­об­ре­те­ния услуг (в т.ч. о сто­и­мо­сти до­пол­ни­тель­ных услуг, о по­ряд­ке опла­ты),

– о пра­ви­лах и усло­ви­ях эф­фек­тив­но­го и без­опас­но­го ис­поль­зо­ва­ния услуг (в т.ч. о пра­ви­лах внут­рен­не­го рас­по­ряд­ка, о пра­ви­лах по­се­ще­ния де­тей ро­ди­те­ля­ми в пе­ри­од пре­бы­ва­ния в ла­ге­ре, о ме­ди­цин­ском об­слу­жи­ва­нии),

– об адре­се (ме­сте на­хож­де­ния), фир­мен­ном на­име­но­ва­нии (на­име­но­ва­нии) ис­пол­ни­те­ля (в т.ч. о ме­сте на­хож­де­нии ла­ге­ря, кон­такт­ных те­ле­фо­нах), об ис­пол­ни­те­лях услуг (в т.ч. ме­сто­на­хож­де­ния и на­име­но­ва­ние), с ко­то­ры­ми за­клю­че­ны до­го­во­ры на ока­за­ние ме­ди­цин­ских услуг, об­ра­зо­ва­тель­ных услуг, стра­хо­ва­ния и т.д.).

– све­де­ния о но­ме­ре ли­цен­зии и сро­ках ее дей­ствия, а так­же ин­фор­ма­ция об ор­гане, вы­дав­шем ли­цен­зию (на ме­ди­цин­скую де­я­тель­ность дей­ству­ю­ще­го в ла­ге­ре ме­ди­цин­ско­го ка­би­не­та; на об­ра­зо­ва­тель­ную де­я­тель­ность при осу­ществ­ле­нии об­ра­зо­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти).

Между ис­пол­ни­те­лем (дет­ским ла­ге­рем, агент­ством) и за­каз­чи­ком (ро­ди­те­ли ре­бен­ка) За­ко­но­да­тель­ством преду­смот­ре­но за­клю­че­ние меж­ду до­го­во­ра в пись­мен­ной фор­ме (ст.10 ФЗ от 24.11.1996 г. №132-ФЗ «Об ос­но­вах ту­рист­ской де­я­тель­но­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции»).

При при­об­ре­те­нии пу­тев­ки в дет­ский ла­герь ро­ди­те­лям не­об­хо­ди­мо вни­ма­тель­но озна­ко­мить­ся с усло­ви­я­ми до­го­во­ра.

Договор на оказание услуг в обязательном порядке должен содержать следующие условия:

1. Ме­сто­на­хож­де­ние ис­пол­ни­те­ля (адрес ла­ге­ря), кон­такт­ные те­ле­фо­ны.

2. Све­де­ния о за­каз­чи­ке (один из ро­ди­те­лей ре­бен­ка) и дан­ные о са­мом ре­бен­ке, ко­то­рый бу­дет пре­бы­вать в ла­ге­ре;

3. Пред­мет до­го­во­ра: ин­фор­ма­ция о по­тре­би­тель­ских свой­ствах пу­тев­ки – о по­ряд­ке до­став­ки де­тей до ла­ге­ря и об­рат­но; о по­ряд­ке раз­ме­ще­ния и про­жи­ва­ния, пи­та­ния ре­бен­ка; о про­грам­ме пре­бы­ва­ния; об услу­гах (бес­плат­ных и за до­пол­ни­тель­ную пла­ту), ко­то­рые предо­став­ля­ет ла­герь, в т.ч. по ор­га­ни­за­ции до­су­га;

4. Све­де­ния о сто­и­мо­сти пу­тев­ки и по­ряд­ке опла­ты;

5. Пра­ва и обя­зан­но­сти сто­рон;

6. Пе­ре­чень чет­ко сфор­му­ли­ро­ван­ных ос­но­ва­ний от­чис­ле­ния ре­бен­ка из ла­ге­ря;

7. Усло­вия и по­ря­док рас­тор­же­ния до­го­во­ра, в том чис­ле о по­ряд­ке от­ка­за от ис­пол­не­ния до­го­во­ра на ока­за­ние услуг;

8. По­ря­док пол­но­го воз­ме­ще­ния убыт­ков, при­чи­нён­ных ему вслед­ствие не­ка­че­ствен­но ока­зан­ных услуг и т.д.);

9. По­ря­док раз­ре­ше­ния спо­ров: све­де­ния о по­ряд­ке и сро­ках предъ­яв­ле­ния пре­тен­зий к ис­пол­ни­те­лю в слу­чае на­ру­ше­ния по­след­ним усло­вий до­го­во­ра.

Согласно положениям п. 1 ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребители имеют право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для их жизни и здоровья.

Вред, причиненный жизни, здоровью ребенка или его имуществу вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков услуги, подлежит возмещению в полном объеме.

Нормами ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» установлено, что услуга, оказываемая по возмездному договору, помимо соответствия по качеству условиям договора, обычным или конкретным (заявленным) целям ее приобретения, должна соответствовать обязательным требованиям, в данном случае требованиям СанПиН 2.4.4.3155-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей».

В случае некачественно оказанных услуг потребитель вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем.

Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.

В случае нарушения сроков оказания услуги — сроки начала и (или) окончания оказания услуги, потребитель по своему выбору вправе (ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»):

  • назначить исполнителю новый срок;
  • потребовать уменьшения цены за оказание услуги;
  • отказаться от исполнения договора об оказании услуги.
  • полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги, назначенные потребителем новые сроки оказания услуги указываются в договоре об оказании услуги.

 При неудовлетворении  исполнителем требований потребителя в добровольном порядке потребитель вправе обратиться  с иском в судебные органы.

Кроме того, согласно статье 15 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

При обращении в суд необходимо учитывать, что каждая сторона по делу должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований, заявленных в иске.

Обращаем Ваше внимание.

Консультацию и помощь в составлении претензии и (или) искового заявления в суд можно получить  в общественной приемной Управления по адресу: г. Орел, Наугорское шоссе,2, телефон:  8 4862 41 52 52, или  Консультационном центре ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» по адресу: г. Орел, ул. Карачевская, д.56а, телефон: 8 4862 75 02 76.

Также консультацию можно получить по телефону Единого консультационного центра 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный). Единый консультационный центр функционирует в круглосуточном режиме, без выходных дней на русском и английском языках.

Кроме того, дополнительную информацию граждане могут получить на сайте Роспотребнадзора в государственном информационном ресурсе ГИС ЗПП по адресу: http://zpp.rospotrebnadzor.ru, в разделе ГИС ЗПП «Виртуальная приемная» можно задать конкретный интересующий Вас вопрос, касающийся защиты прав потребителей.

Неисполнение туроператором условий договора, финансовый крах туроператора, к сожалению, — одна из распространенных проблем на рынке туристических услуг. Покупатель тура ожидает приятной поездки, долгожданного отпуска, а взамен получает некачественные услуги, не соответствующие обещания турагента, а нередко поездка срывается вовсе: отменяется рейс, бронь гостиницы и т.д. Также встречаются случаи, когда турист не может поехать в путешествия по иным, не зависящим от него и туроператора причинам (проблемы с визой, здоровьем и т.д.). О том, как быть в этих случаях, можно ли вернуть деньги за путевку и как действовать, речь пойдет в настоящей статье.

Для начала отметим, что турист (физическое лицо) в отношения с туроператором (юридическим лицом) выступает в роли потребителя, а потому на него распространяются специальные нормы закона, защищающие потребителей. Исходя из этих норм, турист (потребитель) вправе отказаться от исполнения договора о реализации туристского продукта в любое время, но при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Таким образом, сумма, подлежащая возврату туристу, зависит от размера денежных средств, перечисленных туроператором поставщикам услуг на дату поступления отказа от путевки. Поэтому, чем раньше турист обратится с заявлением об отказе от тура, тем больше вероятность возврата полной стоимости тура. Данный порядок предполагает немотивированный отказ туриста от путевки при отсутствии нарушений со стороны туроператора и иных обстоятельств. 

Вместе с тем, законодатель предусматривает также основание для отказа от турпродукта с полным возвратом стоимости туристической путевки. К такому основанию относится возникновение стихийных бедствий, народных волнений и иных обстоятельств, свидетельствующих о возникновении угрозы безопасности жизни и здоровью в стране предполагаемого отдыха. Подтверждением возникновения таких обстоятельств являются официальные сообщения МИД России и Ростуризма с констатацией угрозы в стране временного пребывания и с просьбой воздержаться от поездок в проблемные регионы.

Порядок возврата денежных средств, уплаченных за туристскую путевку: пошаговая инструкция

Для расторжения договора о реализации туристского продукта и возврата денежных средств за туристскую путевку в случаях, не связанных с прекращением туроператорской деятельности, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Обратитесь в турфирму с письменным заявлением о расторжении договора о реализации туристского продукта

Если турфирма не возвращает полную стоимость путевки, она обязана предоставить вам документальное подтверждение понесенных фактических затрат (расходы на оплату гостиничных номеров, оформление страховых полисов и т.д.) на дату отказа от тура. При этом справка турфирмы о понесенных расходах не является надлежащим доказательством оплаты расходы (для подтверждения расходов предоставляются платежные и иные документы, при этом из данных документов должно вытекать, что расходы понесены именно по туру данного туриста). В случае отказа от путевки в связи с стихийными бедствиями, народными волнениями вам необходимо распечатать (сделать нотариально удостоверенный скриншот) официального сообщения МИД России и Ростуризма с констатацией угрозы в стране временного пребывания и с просьбой воздержаться от поездок в проблемные регионы. В этом случае вы вправе требовать возврата вам полной стоимости тура, если подаете заявление о возврате денежных средств до начала путешествия (турфирма не вправе удерживать фактически понесенные расходы).

Мы рекомендуем подавать заявление не только на руки сотруднику турфирму, но и отправлять его почтой России с описью вложений, чтобы подтвердить факт направления заявления о расторжении договора.

Если в течение 10 дней с даты направления заявления, турфирма не вернет денежные средства, то для возврата денег вам необходимо обращаться в суд.

Совет юриста: Указывайте в заявлении о расторжении договора банковские реквизиты для возврата денег, тогда туроператор не сможет мотивировать невозврат денег в суде тем, что “деньги не возвращены в связи с непредоставлением банковских реквизитов” и требовать снижения на этом основании штрафных санкций.

В договоре указано несколько компаний, к кому обращаться с данным заявлением, кто должен вернуть деньги?

Ответственность перед туристом за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 “О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей”). Поэтому внимательно изучаем договор с турфирмой, находим сведения о туроператоре, предъявляем заявление туроператору.

Шаг 2. Подготовьте исковое заявление о расторжении договора и возврате стоимости тура, а также необходимые документы

В исковом заявлении необходимо указать ваши требования, обстоятельства, на которых они основаны, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

Какие требования к туроператору может предъявить турист при расторжении договора?

  • о возврате денег
  • об выплате компенсации морального вреда (в иске указывает сумму сам турист, но исходя из фактических обстоятельств дела сумму данной компенсации устанавливает суд)
  • неустойку за нарушение срока исполнения требований потребителя в размере 3 % от цены услуги за каждый день просрочки
  • штраф в размере 50% от присужденной в пользу потребителя суммы
  • судебные расходы (оплата услуг представителя, расходы на оформление доверенности и т.д.)

К исковому заявлению необходимо приложить следующие документы:

  • договор о реализации туристского продукта
  • заявку на бронирование
  • документы, подтверждающие оплату туристского продукта
  • заявление о расторжении договора с подтверждением его отправки (почтовая квитанция, опись вложений)
  • документ, свидетельствующий об отказе туроператора осуществить возврат денежных средств (письмо в ответ на заявление — при наличии)
  • иные документы, на которые ссылается истец в иске
  • расчет цены иска
  • копии почтовых квитанций и описи вложения, подтверждающие отправку искового заявления с приложениями ответчику

Принимая во внимание, что к отношениям, вытекающим из договора о реализации туристского продукта, применяются нормы законодательства о защите прав потребителей, при подаче иска госпошлина не уплачивается, если цена иска не превышает 1 миллион рублей. Если цена иска превышает 1 миллион рублей, госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.

Шаг 3. Представьте исковое заявление и необходимые документы в суд

Иск может быть предъявлен по выбору туриста (потребителя) в суд по месту своего жительства, по месту нахождения ответчика либо по месту заключения или исполнения договора.

При цене иска не более 50 тысяч рублей иск подается мировому судье, а более этой суммы — в районный (городской) суд общей юрисдикции.

Шаг 4. Защитите ваши интересы в суде

После подачи иска в суд туристу необходимо принять участие в судебных заседаниях (обычно их 2-3) при рассмотрении дела для того чтобы отстоять свои права, особенно в случае заявления ответчиком возражений по иску (в части суммы фактически понесенных расходов по туру, о снижении заявленных сумм и т.д.).

При необходимости, в случае несогласия с решением суда первой инстанции (полным отказом в удовлетворении требований или значительном снижении сумм к взысканию) дольщик вправе подать апелляционную жалобу, в этом случае необходимо также отстоять свои интересы в суде вышестоящей инстанции. Необходимо помнить о том, что в вышестоящую инстанцию нельзя представлять новые доказательства, не представленные в суд первой инстанции (новые доказательства представляются в исключительных случаях в суд апелляционной инстанции), поэтому важно обосновать максимально полно свою позицию в первой инстанции.

Шаг 5. Исполните решение суда

Получив положительное решение суда о возврате денег за путевку у потребителя встает вопрос: “Как получить деньги за турпродукт фактически?”

Для начала оговоримся, что решение суда вступает в законную силу по истечении месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме (полное решение с мотивировочной частью), если никто из сторон не обжаловал решение. Если решение обжаловано, то постановление суда вступает в силу в день вынесения постановления апелляционной инстанцией, но истцу для получения исполнительного листа необходимо дождаться возвращения дела в суд первой инстанции.

После вступления в силу решения суда потребитель должен для взыскания денег в принудительном порядке получить в суде исполнительный лист. Далее дольщик предъявляет исполнительный лист к взысканию в установленном порядке (помимо исполнительного листа необходимо подготовить заявление о взыскании в соответствии с ФЗ об Исполнительном производстве) в банк, в котором открыт расчетный счет туроператора (узнать счета можно, направив запрос в налоговый орган), либо в отдел судебных приставов. Процесс фактического получения денег с туроператора является длительным, зачастую творческим, а иногда напоминает оперативно-розыскную деятельность по поиску счетов, имущества, в редких случаях деньги поступают туристу сразу после подачи исполнительного листа в банк. При недостаточности денег у туроператора, но наличии какого-либо имущества потребителю придется взаимодействовать с отделом судебных приставов, который, к сожалению, по практике работает неэффективно и неоперативно, обжаловать бездействие пристава в вышестоящий орган и суд, в некоторых случаях потребитель вправе требовать признания туроператора банкротом.

Что делать дольщику при банкротстве туроператора?

Возместить убытки туриста в случае банкротства туроператора можно несколькими способами: заявив требования туроператору при начале процедуры банкротства либо обратившись в объединение туроператоров или в организацию, предоставившую финансовое обеспечение туроператору.

  • Вариант № 1. Обращение туристов за выплатой в организацию, предоставившую финансовое обеспечение туроператору

В случае прекращения туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта турист имеет право на возврат денежных средств, внесенных в счет договора о реализации туристского продукта, и выплату денежных средств, причитающихся ему, например, в связи с эвакуацией из страны. Такое право появляется у туриста в случае публичного заявления туроператора о прекращении туроператорской деятельности либо, если туроператор не сделал такого заявления, но прекратил туроператорскую деятельность, при принятии решения об исключении туроператора из единого федерального реестра туроператоров.

На этом этапе обязанность по возврату денежных средств, уплаченных туристом, возлагается на организацию, застраховавшую гражданскую ответственность туроператора, либо организацию, предоставившую банковскую гарантию.

Для заявления требований о денежной выплате рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Обратитесь в организацию, предоставившую финансовое обеспечение туроператору, с требованием о выплате

Если финансовое обеспечение предоставлено туроператору несколькими организациями, вы можете предъявить требование к любой из них по своему выбору.

В письменном требовании о денежной выплате необходимо указать:

  • персональные данные туриста, заключившего договор, а также его контактные данные
  • дату выдачи, срок действия и иные реквизиты документа, представленного в качестве финансового обеспечения ответственности туроператора
  • номер договора о реализации туристского продукта, дату его заключения, а также даты начала и окончания тура
  • наименование туроператора, которому предоставлено финансовое обеспечение ответственности
  • информацию об обстоятельствах, свидетельствующих о неоказании услуг по перевозке или размещению или о наличии недостатков по данным услугам
  • размер реального ущерба, причиненного туристу
  • реквизиты документа, подтверждающие отказ туроператора добровольно возместить туристу причиненный реальный ущерб, и (или) номер и дату вступившего в силу судебного решения о возмещении туроператором реального ущерба — если требование предъявляется по банковской гарантии
  • банковские реквизиты для перечисления средств возмещения

К требованию необходимо приложить следующие документы:

  • копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность туриста
  • копию договора о реализации туристского продукта, если договор оформлялся на бумажном носителе, или договор, оформленный в форме электронного документа
  • документы, подтверждающие реальный ущерб, возникший у туриста в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта

Шаг 2. Получите денежную выплату

Страховщик или гарант обязан удовлетворить требование о денежной выплате не позднее 30 календарных дней после дня получения от туриста вышеуказанного требования и необходимых документов. Если ваше требование не удовлетворено или удовлетворено частично, при наличии у туроператора нескольких страховщиков или гарантов вы вправе обратиться к другому из них в размере части требования, оставшейся неудовлетворенной. Получение денежной выплаты не лишает туриста права требовать от туроператора выплаты штрафов, пени, возмещения упущенной выгоды и (или) морального вреда в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством РФ.

При неисполнении требований туриста страховой компанией или банком вы вправе обратиться с иском в суд.

  • Вариант № 2. Обращение туристов в объединение туроператоров за возмещением из фонда персональной ответственности туроператора

Требования о возврате денежных средств за путевку, предусматривающую выезд за рубеж, при неисполнении туроператором своих обязательств в связи с прекращением туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта можно предъявить объединению туроператоров в сфере выездного туризма. При этом порядок обращения за денежной выплатой зависит от размера фонда персональной ответственности туроператора:

  • если фонд не достиг максимального размера, то денежная выплата производится в случае, когда средств страховщика или гаранта оказалось недостаточно для возмещения туристу причиненного ущерба. То есть туристу сначала необходимо обратиться в организацию, предоставившую финансовое обеспечение туроператору
  • если фонд персональной ответственности туроператора достиг максимального размера, турист может обращаться непосредственно в объединение туроператоров

Максимальный размер фонда персональной ответственности туроператора составляет не менее 7% от общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год (ч. 5 ст. 11.6 Закона N 132-ФЗ).

В данном случае рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Обратитесь в объединение туроператоров с письменным требованием о выплате возмещения

Требование и необходимые документы нужно представить в течение 90 рабочих дней с установленной объединением даты начала сбора требований. Уведомление о начале сбора требований объединение туроператоров размещает на своем официальном сайте в сети Интернет. Перечень документов, прилагаемых к требованию, совпадает с изложенным в Варианте № 1. Дополнительно нужно представить документы о выплате (отказе в выплате) денежных средств страховщиком или гарантом в случае, если вы обращаетесь за возмещением из фонда персональной ответственности туроператора, который не достиг максимального размера либо достиг и на момент возникновения оснований для возмещения реального ущерба у туроператора имелись договоры с организацией, предоставившей ему финансовое обеспечение ответственности, заключенные до достижения максимального размера фонда.

Шаг 2. Получите денежное возмещение

Решение о выплате денежного возмещения объединение туроператоров принимает в течение 10 рабочих дней по истечении срока сбора требований. В течение последующих 10 рабочих дней денежное возмещение перечисляется на банковский счет туриста.

  • Вариант № 3. Заявление требований туроператору при начале процедуры банкротства

Процедура банкротства туроператора осуществляется по общим правилам законодательства о банкротстве. Для заявления требований туроператору рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Узнайте о введении процедуры банкротства в отношении должника (туроператора)

Сведения о начале банкротства и введении стадии наблюдения публикуются в газете “Коммерсантъ”. В сообщении указываются в том числе сведения об арбитражном суде, в производстве которого находится дело о банкротстве, номер дела, дата введения процедуры банкротства, Ф.И.О. и адрес временного управляющего. Также сведения о банкротстве туроператора можно получить непосредственно в Картотеке арбитражных дел. Срок для предъявления требований к туроператору зависит от введенной в отношении туроператора процедуры:

  • процедура наблюдения — 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Требования, предъявленные по истечении указанных 30 дней, подлежат рассмотрению арбитражным судом после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения
  • внешнее управление — в любое время
  • конкурсное производство — 2 месяца с даты опубликования сообщения о признании должника банкротом и введения конкурсного производства

Шаг 2. Подготовьте заявление о включении ваших требований в реестр требований кредиторов должника (туроператора)

К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие обоснованность ваших требований. Целесообразно прикладывать к заявлению документы, указанные в Варианте № 1 и № 2. Уплата госпошлины за рассмотрение судом заявления о включении требований в реестр не предусмотрена.

Шаг 3. Направьте заявление и необходимые документы в арбитражный суд, должнику и арбитражному управляющему

Документы в адрес должника и арбитражного управляющего можно направить по почте заказным письмом с уведомлением. При подаче заявления в суд необходимо приложить квитанции об отправке документов в адрес должника и арбитражного управляющего, поскольку в противном случае заявление может быть оставлено судом без движения. Документы в арбитражный суд можно подать лично, направить по почте заказным письмом с уведомлением, а также в электронном виде.

Шаг 4. Примите участие в судебном заседании и получите определение арбитражного суда

Ваше требование включается в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда.

Шаг 5. Дождитесь удовлетворения ваших требований

Требования туристов (о возврате денег, взыскании убытков и пр.) удовлетворяются в общем порядке в составе всех остальных кредиторов третьей очереди, в том числе контрагентов туроператора, отелей, авиакомпаний, банков. К сожалению, требования туристов редко удовлетворяются в полном объеме в рамках дела о банкротстве. Заявителю необходимо следить за ходом дела о банкротстве туроператора, отслеживать важные определения суда, решения собраний кредиторов.

Требуется юрист по защите прав потребителей? Для оценки перспективы спора и расчета стоимости наших услуг позвоните нам по телефону 8 (495) 223-48-91 или оставьте заявку. 

Заказать

Один из адвокатов указал, что решение ВС скорректировало практику, разъяснив, что вопросы замены турпродукта или отсрочки возврата денег за него должны применяться только к тем случаям, когда договор с туристом действовал на дату принятия постановления. Второй обратил внимание, что практика судов различна – в каждом конкретном случае суд дает правовую оценку фактическим обстоятельствам рассматриваемого дела, в частности моменту принятия потребителем решения об отказе от поездки. Третья предположила, что Конституционный Суд внесет дополнительную ясность в решение данного вопроса.

Верховный Суд опубликовал Решение по делу № АКПИ20-837, в котором указал, с какого момента применяется Положение об особенностях на 2020 и 2021 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 г. включительно.

Суд посчитал преждевременным иск к турфирмам из-за отмены тура

6 марта 2020 г. Елизавета Михайлова заключила в турагентстве ООО «Азимут» договор о реализации туристического продукта, по которому туроператором является ООО «Музенидис Трэвел». Женщина перевела турагентству всю сумму – почти 105 тыс. руб. за троих туристов на путевку в Грецию. В этот же день агентство перевело средства за вычетом комиссии туроператору.

Позже Елизавета Михайлова выяснила, что в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в России и ряде стран Европы органами власти принято решение о запрете полетов во многие страны мира, в том числе в Грецию. 23 апреля 2020 г. Елизавета Михайлова получила сообщение о том, что ООО «Музенидис Трэвел» не планирует возвращать денежные средства. Четыре дня спустя она направила претензию, которая была получена турагенством 14 мая 2020 г. В претензии женщина просила аннулировать заявку, расторгнуть договор о реализации туристического продукта и вернуть уплаченную денежную сумму. ООО «Музенидис Трэвел» на претензию не ответило.

Посчитав свои права нарушенными, Елизавета Михайлова обратилась во Фрунзенский районный суд г. Саратова. Она попросила взыскать с «Музенидис Трэвел» денежную сумму, уплаченную по договору о реализации туристического продукта, в размере почти 95 тыс. руб., неустойку за период с 25 мая по 29 июля 2020 г. в таком же размере, компенсацию морального вреда в размере 10 тыс. руб. Кроме того, она попросила взыскать с «Азимут» в свою пользу денежную сумму, уплаченную по договору о реализации туристического продукта, в размере около 9 тыс. руб., неустойку за период с 17 июля по 29 июля 2020 г. в размере около 3,5 тыс. руб. и компенсацию морального вреда в размере 5 тыс. руб. 

При рассмотрении дела суд сослался на п. 4 Положения об особенностях на 2020 и 2021 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 г. включительно (утв. Постановлением Правительства от 20 июля 2020 г. № 1073), согласно которому туроператор вправе принять решение о предоставлении равнозначного туристского продукта при условии наличия финансового обеспечения ответственности туроператора, действующего в течение всего срока обязательства и соответствующего требованиям Закона об основах туристской деятельности.

Суд указал, что согласно п. 5 Постановления № 1073 в случае расторжения договора по требованию заказчика, в том числе при отказе заказчика от равнозначного туристического продукта, туроператор осуществляет возврат заказчику уплаченных им за туристический продукт денежных сумм не позднее 31 декабря 2021 г. В судебном заседании было установлено, что истец 29 июля 2020 г. отказалась от равнозначного туристического продукта, предложенного «Музенидис Трэвел». Следовательно, срок, в который туроператор обязан возвратить истцу денежные средства за турпродукт, ограничивается периодом возврата не позднее 31 декабря 2021 г.

Таким образом, суд посчитал, что требования истца преждевременны, и отказал в иске. 

Верховный Суд разъяснил порядок действия Положения

Елизавета Михайлова обратилась в Верховный Суд с административным исковым заявлением о признании недействующим п. 4 Положения. По ее мнению, данный пункт не соответствует ст. 4, 422, 450–453, 782 Гражданского кодекса, ст. 10, 10.1, 11.8, 14 Закона об основах туристской деятельности, ст. 32 Закона о защите прав потребителей, п. 1–5 Правил возврата туристам и иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора (утв. Постановлением Правительства от 8 апреля 2020 г. № 461), создает правовую неопределенность, нарушает права и законные интересы потребителей туристских услуг, поскольку действие оспариваемого нормативного правового акта должно распространяться только на туроператоров, соответствующих требованиям, изложенным в п. 4 Положения.

Также женщина посчитала, что оспариваемый нормативный правовой акт создает правовую неопределенность при разрешении вопроса о гражданско-правовой ответственности турагента в пределах агентского вознаграждения, так как его нормы и положения касаются только отношений туристов с туроператорами. Данный вопрос в силу неоднозначного толкования положений оспариваемого нормативного правового акта в судебной практике решается по-разному.

Верховный Суд отметил, что, устанавливая особенности на 2020 и 2021 гг. исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 г. включительно, туроператором либо турагентом, реализующим туристский продукт, п. 2 Положения закрепляет предоставление туристского продукта, предусмотренного договором, либо равнозначного туристского продукта в сроки, определяемые дополнительно по соглашению сторон договора, но не позднее 31 декабря 2021 г. Решение о предоставлении равнозначного туристского продукта в силу п. 4 Положения туроператор вправе принять при условии наличия финансового обеспечения его ответственности, действующего в течение всего срока обязательства, что соответствует законодательству о туристской деятельности и не нарушает права административного истца.

Регулируя вопросы финансового обеспечения ответственности туроператора, Закон об основах туристской деятельности в ст. 17.1 предусматривает, что договор страхования ответственности туроператора либо банковская гарантия должны обеспечивать надлежащее исполнение туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристами и иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами, указал ВС.

Суд посчитал несостоятельными доводы административного истца о том, что п. 4 Положения, предусматривающий установление условия о наличии у туроператора финобеспечения, действующего в течение всего срока действия обязательства по предоставлению равнозначного туристского продукта, не соответствует нормам гражданского законодательства, законодательства о туристской деятельности, в области защиты прав потребителей.

ВС отметил, что договор о реализации туристского продукта по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг, в соответствии с которым исполнитель обязан обеспечить оказание заказчику комплекса туристских услуг. Согласно п. 1 ст. 422 ГК договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. При этом, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Статьи 450–453 ГК, напомнил Суд, устанавливают основания, порядок, последствия изменения и расторжения договора, ст. 782 данного Кодекса – право на односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг. Статья 32 Закона о защите прав потребителей предусматривает право потребителя отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Читайте также

Эксперты «АГ» проанализировали поправки о новых полномочиях Правительства РФ

В целях обеспечения возможности госоргана экстренно реагировать на распространение коронавируса скорректировано законодательство о защите от чрезвычайных ситуаций, банкротстве и госзакупках

01 Апреля 2020

Между тем, отметил ВС, законом, которым внесены изменения в ряд законодательных актов по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (№ 98-ФЗ от 1 апреля 2020 г.), предусмотрены полномочия правительства как высшего исполнительного органа государственной власти устанавливать особенности исполнения, изменения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 г. включительно, туроператором либо турагентом, включая основания, порядок, сроки и условия возврата туристам и иным заказчикам туристского продукта уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм.

По мнению Верховного Суда, ссылки Елизаветы Михайловой на то, что п. 4 Положения препятствует реализации ее права на расторжение договора о реализации туристского продукта, являются несостоятельными, поскольку оспариваемые положения нормативного правового акта не регулируют отношения, связанные с возвратом денежных средств, уплаченных за туристский продукт.

Также ВС посчитал, что доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта п. 1–5 Правил возврата туристам и иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку согласно ч. 8 ст. 213 КАС при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет оспариваемый нормативный правовой акт или его часть на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Читайте также

Верховный Суд разъяснил порядок оспаривания НПА

Пленум ВС РФ принял доработанное постановление, касающееся рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами

27 Декабря 2018

ВС отметил, что согласно разъяснению, данному в п. 35 Постановления Пленума ВС от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

По мнению Суда, оспариваемые положения нормативного правового акта, предусматривающие установление условия о наличии у туроператора финансового обеспечения ответственности туроператора, действующего в течение всего срока действия обязательства по предоставлению равнозначного туристского продукта, являются ясными и определенными.

Таким образом, Верховный Суд отказал в удовлетворении административного иска.

Практика нижестоящих судов разнится

В комментарии «АГ» адвокат АП г. Москвы Дмитрий Лесняк отметил, что после вступления в действие Постановления № 1073 сложилась такая практика, что суды стали распространять его действие в том числе на договоры, расторгнутые до его принятия. «То же, судя по всему, заставило и административного истца обратиться в ВС. Как видно, суд общей юрисдикции вынес отказное решение через 10 дней после вступления постановления в действие», – указал адвокат.

Дмитрий Лесняк отметил, что только данное решение ВС смогло скорректировать практику, разъяснив наконец, что вопросы замены турпродукта или отсрочки возврата денег за него должны применяться только к тем случаям, когда договор с туристом действовал на дату принятия постановления. «Уже после решения ВС появился ряд судебных актов, по которым суды правильно применяют Постановление № 1073 – без распространения обратной силы на отношения, имевшие место до его принятия. До обсуждаемого определения такие акты были буквально единичными», – подчеркнул адвокат.

Дмитрий Лесняк рассказал, что и у него есть такое дело: в декабре 2020 г. суд оставил иск без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка, а 5 марта, после отмены определения о возврате апелляционной инстанцией, иск туриста о взыскании суммы за турпродукт был удовлетворен.

Адвокат АК № 16 «Нахимова и партнеры» Московской городской коллегии адвокатов Федор Коробков отметил, что принятие Постановления № 1073 являлось вынужденной мерой и было направлено на стабилизацию туристического рынка в России. «Единовременный возврат всем потребителям денежных средств за туристские услуги, которые не были и не могли быть оказаны в связи с пандемией, неизбежно привел бы к массовому банкротству российских туроператорских компаний. Именно этим обусловлена позиция государства, направленная в первую очередь на сохранение туристического бизнеса в России. Постановление дает туроператорам возможность исполнить обязательства путем предоставления равнозначных туристских продуктов, но в то же время полностью не исключает процедуру возврата денежных средств в случае отказа потребителя от совершения путешествия как такового», – указал он.

Федор Коробков заметил, что судебная практика по порядку применения Постановления № 1073 различна – от оставления исковых заявлений без рассмотрения ввиду нереализации претензионного порядка урегулирования споров и полного отказа в удовлетворении исковых требований до взыскания денежных средств в пользу потребителей, как единовременно, так и с рассрочкой платежа, в пределах сроков, предусмотренных постановлением для предоставления равнозначных туров. В каждом конкретном случае суд дает правовую оценку фактическим обстоятельствам рассматриваемого дела, в частности моменту принятия потребителем решения об отказе от поездки.

По мнению адвоката Московской областной коллегии адвокатов Татьяны Саяпиной, позиция ВС в данном случае носит больше формальный характер. Она предположила, что Конституционный Суд внесет дополнительную ясность в решение данного вопроса. «Обращение в КС, во-первых, предоставит возможность дополнительной защиты прав административного истца, а во-вторых, позволит сформировать дополнительную позицию по рассматриваемым категориям дел», – посчитала адвокат.

Татьяна Саяпина отметила, что предложение о замене тура – это желание правительства оптимизировать положение туристического бизнеса. При этом она обратила внимание, что в условиях угрозы распространения пандемии такие обстоятельства можно признать рискованными и достаточно неудобными, в первую очередь для туроператоров, хотя это вполне можно признать одним из вариантов «спасения» туристической деятельности.

  • Приобретая или преобретая как правильно пишется
  • Приобретая как пишется приобретая или правильно
  • Приобретенный как правильно пишется
  • Приобретаются или преобретаются как правильно пишется
  • Приобрести билет как пишется