Тема: «Правописание
приставок -ПРЕ и -ПРИ».
Тип урока:
урок
общеметодологической направленности.
Вид: комбинированный.
Учитель:
Селиверстова И.А.
Класс: 6
Дата:
23.11.2017 г.
Цели
урока:
1. Деятельностная
–
создание условий для самостоятельного усвоения знаний и способов деятельности,
поиска и обработки информации, выбора способов деятельности и постановки
учебной задачи, развитие самости ребенка.
2. Содержательная
–
создание условий для формирования суммы знаний по теме: «Правописание приставок
– ПРЕ и — ПРИ».
Задачи
урока:
Образовательные:
- Закрепление
условий выбора гласных е – и в приставках; - Способствование
формированию навыка написания приставок пре-/ при-; - Обогащение
словарного запаса учащихся;
Развивающие:
- Способствовать
формированию УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие
умения формулировать и доказывать свою точку зрения; - развитие
умений анализировать, сравнивать, обобщать; - развивать
умение применять новые знания; - развитие
творческих, речевых способностей учащихся; - формирование
логических умений; - развитие
умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; - развитие
умения формулировать проблему.
Воспитательные:
- создание
условий для воспитания интереса и уважения к родному языку; - создание
условий для воспитания ценностного отношения к слову; - создание
условий для развития коммуникативных УУД:
- создание
благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и
сотрудничества.
Формируемые
УУД:
Личностные:
развитие
навыков сотрудничества, уважение чужого мнения; установление связей между
учебной деятельностью и ее мотивом.
Регулятивные:
развитие
самости ребенка (анализирование, постановка целей, рефлексия).
Познавательные:
установка
причинно-следственных связей, умение группировать, анализировать и обобщать.
Коммуникативные: Умение
полно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью.
1. УСТАНОВКА
НА РАБОТУ
Когда встречаем мы
рассвет,
Мы говорим ему …
(Дети хором) ПРИВЕТ!
С улыбкой солнце
дарит свет,
Нам посылая свой
… (Дети хором) ПРИВЕТ!
При встрече через
много лет
Вы крикните
друзьям … (Дети хором) ПРИВЕТ!
И улыбнутся вам в
ответ
От слова доброго
… (Дети хором) ПРИВЕТ!
И вы запомните
совет:
Дарите всем
друзьям … (Дети хором) ПРИВЕТ!
- —
Желаю (большой) - —
Успеха (указательный) - —
Большого (средний) - —
Во всём (безымянный) - —
И везде (мизинец) - —
Здравствуй! (вся ладошка)
Доброе
утро, ребята, уважаемые гости нашего сегодняшнего урока.
1. ПОСТАНОВКА
ПРОБЛЕМНОЙ ЗАДАЧИ
Ребята,
как вы уже поняли у нас сегодня не совсем обычный урок. На нашем уроке
присутствуют гости! Но это не все гости, которые решили посетить наше занятие.
Я сейчас
прочитаю вам сказку, а вы попробуйте догадаться, кто же ещё пришёл сегодня в
гости к нам на урок!
Приставки
ПРЕ и ПРИ.
Однажды в лесу ПРИ повстречалась с ПРЕ и спросила ее:
— Сколько ты
имеешь значений?
— Я – два, а ты? –
задала вопрос ПРЕ.
— А я – шесть! –
похвасталась ПРИ. — Значит я главнее!
Приставки
поссорились. С тех пор все ребята мучаются: что же написать – ПРЕ или
ПРИ?
Кто же к
нам пришел сегодня в гости?
1. О каких
двух своих значениях говорила приставка ПРЕ?
2. О каких шести
своих значениях говорила приставка ПРИ?
3. Какова же
тема сегодняшнего урока?
4. Какие цели
урока перед собой вы ставите?
ЗАПИСЬ ЧИСЛА И
ТЕМЫ УРОКА В ТЕТРАДЯХ. На столах у вас лежат листы самооценивания, не забывайте
ставить себе отметку за каждое выполненное задание.
2. РАБОТА ПО
ТЕМЕ УРОКА
1. Разминка
Я называю вам
слово, а вы показываете карточку-букву, которую необходимо вставить в приставку
данного слова.
Привинтить,
придумать, примчаться, прервать, пришкольный, предлинный, присесть, прилечь,
преспокойно, пригореть, претерпевать, припрятать, преградить, пригородный, пристроить,
прикрыть, претихий, притронуться.
2.
«Письмо»
Ого-го,
ребятки, кажется, нам пришло письмо!! Давайте посмотрим от кого оно. Так, от
Пети Ошибкина. Он в письме рассказывает нам сказку. Прочитаем её.
Прикатился
клубок, приостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит – местность
незнакомая. Прикрикнул Иванушка на клубок, а тот преспокойно на месте лежит.
Иванушка
прехорошенький был. Не страшны ему были никакие преграды. Хотел прилечь. Только
прикоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень, призадумался.
Да, недаром у Пети
фамилия Ошибкин. Посмотрите, сколько ошибок он допустил в словах с приставками
пре и при. Предлагаю вам исправить ошибки Пети!
Сравните свои
исправления с правильным образцом, который я вам сейчас раздам.
Не забудьте
поставить себе отметку в лист самооценивания.
3.
«Загляни
в словарь» (заранее записать на доске!!!!)
—
Посмотрите на данные слова, что между ними общего?
— Подчиняются
ли эти слова правилу приставок ПРЕ и ПРИ? (есть слова, у которых трудно
определить значения приставки, а у других слов ПРЕ и ПРИ составляют часть
корня)
— Так как
же определить, что писать в данных словах? (запомнить или посмотреть в
орфографический словарь) .
Поработайте,
пожалуйста, со словарём и запишите правильно данные слова
Пригодный,
прекратить, привередливый, приправа, приоритет, принцесса, преодолеть, препятствовать.
4.
«Найди
слово»
На ваших
столах лежат тексты.
Прочитайте
текст и выпишите из него слово, написание приставки в котором определяется её
значением «НЕПОЛНОТА ДЕЙСТВИЯ»
1.
Пошёл
молодой лось по родному краю, по полям, по лесам, по дубравам. Ступает он по
родной земле, силу в себя вбирает. И волк по следу бежит. Притомился в пути
разбойник.
Прочитайте
текст и выпишите из него слово, написание приставки в котором определяется её
значением «ПРИСОЕДИНЕНИЕ»
2.
Мальчишки
занимали территорию возле пруда в конце бульвара. Редкий смельчак, желавший
приобщиться к запретным благам, карался беспощадно.
Прочитайте
его и выпишите из него слово, написание приставки в котором определяется её
значением «ПРИБЛИЖЕНИЕ»
3.
По
памяти дом ему всегда казался большим, просторным, пахнущим тёплым, горячим
хлебом, парным молоком и свежевымытыми полами. Он всегда мечтал приехать в этот
дом и остаться в нём навсегда.
ФИЗМИНУТКА
5. «Одним
словом»
Выразите словосочетание одним
словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-.
1)Расположенный у вокзала. (Привокзальный). 2)Очень
хороший. (Прехороший). 3)Участок около усадьбы. (Приусадебный).
4)Затруднения (препятствие, преграда) 5)Спуститься с неба на землю. (Приземлиться).
6)Очень длинный. (Предлинный). 7)Слегка открыть дверь. (Приоткрыть). 8)Сощурить
на солнце глаза. (Прищуриться). 9) Соединить с помощью клея. (Приклеить).
10)Расположенный у моря. (Приморский) 11) Человек, нарушивший закон (преступник)
12)Воплотить в жизнь (претворить).
6.
Сейчас
я вам предлагаю поработать с учебником. Откройте стр. 118. Выполним упр. 214.
7.
Выполнение
тестирования
3.
ПОДВЕДЕНИЕ
ИТОГОВ УРОКА
Итак,
подведем итоги.
— Какие
правила правописание приставок ПРЕ и ПРИ вам известны?
— Что
делать со словами, которые не подчиняются правилу правописания приставок ПРЕ и
ПРИ?
— Ребята,
удалось ли нам достичь цели нашего урока?
4.
РЕФЛЕКСИЯ
Заполнение листов
самооценивания, рефлексия у доски.
Если ты хочешь
судьбу переспорить,
Если ты ищешь
отрады цветник,
Если нуждаешься в
твёрдой опоре –
Выучи русский
язык!
Он твой наставник,
великий, могучий,
Он переводчик, он
проводник,
Если штурмуешь
познания кручи –
Выучи русский
язык!
Горького зоркость,
бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики
чистый родник
Блещут
зеркальностью русского слова,
Выучи русский
язык!
Лист
самооценки
ФИ
ученика_________________
1.
НАЗВАНИЕ ЗАДАНИЯ | ОТМЕТКА, КОТОРУЮ Я СЕБЕ СТАВЛЮ (1-5) |
Разминка | |
«Письмо | |
«Загляни | |
«Найди | |
«Одним | |
Выполнение | |
Тест |
2.
На уроке | активно | пассивно |
Своей работой на уроке я… | доволен | не доволен |
Урок для меня показался… | коротким | длинным |
За урок я | не устал | устал |
Материал урока мне был | понятен | не понятен |
Мое настроение | стало лучше | стало хуже |
Тест по русскому языку «Орфография. Правописание ПРЕ- и ПРИ-»
1. В
каком слове пишется ПРЕ-?
1) пр..бывать на работе
2) радиопр…ёмник
3) пр…седание
4) пр…бывать в город
2. В
каком слове пишется ПРИ-?
1) пр…творить мечту в
жизнь
2) пр…бывать на работе
3) пр…творить дверь
4) пр…дание старины
3. В
каком слове пишется ПРИ-?
1) пр…грустный
2) пр..ободрился
3) пр…спокойный
4) знаки пр…пинания
4. В
каком слове пишется ПРИ-?
1) пр…увеличенный
2) пр…чудливый
3) пр…мерзкая ситуация
4) пр…мудрый
5. В
каком слове пишется ПРЕ-?
1) пр…надлежать
2) пр…пугнуть
3) непр…ступное укрепление
4) пр…ступный замысел
6. В
каком слове пишется ПРЕ-?
1) пр…тронуться
2) пр…зидент
3) пр…годиться
4) пр…целиться
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пре и при когда пишется». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Постиндустриальное (общество) – новая стадия развития общества, в котором особую роль играют наука и управление.
Авторы работы рассмотрели энергию, затрачиваемую на активность головного мозга, как функцию от концентраций ионов и заряженных молекул. Принцип сохранения веществ и энергии был применен к нервной клетке и к количеству ионов, переходящих через ее мембрану.
Объем клинических данных, указывающих на связь эпилепсии и мигрени, увеличивается. У некоторых больных есть проявления обоих заболеваний, их ассоциация нередко наблюдается в семьях.
В каких случаях нужно писать приставку «при-» ?
Нет? Тогда настоятельно рекомендую прочитать этот урок — правила, о которых в нем пойдет речь, наверняка вам пригодятся.
Рассмотрим на примере. Представим, что мы продаем абонемент в фитнес-клуб, и попробуем пройти по «пути клиента», желающего похудеть. Неважно, мама после родов это, деловая женщина, питающаяся в McDonalds, или мужчина.
Вам это интересно, это решит вашу проблему и поможет подобрать эффективный работающий лид-магнит. А представьте, что ваш коллега даже не знает этот термин. Или вообще только начинает изучать инструменты продвижения в интернете. Заинтересует ли его такой заголовок? Вряд ли.
Нефтехимический комплекс СИБУРа «ЗапСибНефтехим» в Тобольске — это крупнейший нефтехимический проект России с 1991 года. Он будет производить 1,5 млн т полиэтилена, около 500 тыс. т полипропилена, а также 240 тыс. т высокомаржинальных побочных продуктов (бутадиен, бутен-1, МТБЭ, пиробензин) в год.
ОРФОГРАФИЯ. ПРИ- или ПРЕ-, вот в чем вопрос
Приведенные ниже слова относятся к лексемам, в которых невозможно точно выделить глагольную приставку и определить ее значение. Эти слова нужно просто запомнить или проверять их написание по словарю.
Однако в Татарстане о грядущих мегастройках в Тобольске и Усть-Луге переживают: республика перестанет быть крупнейшим производителем полимеров в России, вырастет конкуренция, упадут цены и маржинальность. Одна радость — чтобы удержать кадры, олигархи, кажется, будут вынуждены поднимать зарплаты.
Посмотрите урок и запомните, какие именно корни не допускают проверки правильного написания подбором однокоренного слова с ударным кор..
Потому что в Грузии нет злобы. Здесь украинец — брат. Здесь… … после абхазской войны и даже после грузино-российской войны 2008 года здесь более тысячи российских компаний, более 50.тысяч российских граждан, выбравших именно Грузию своим вторым, а иногда и уже первым домом. Потому что даже русских, чьи власти десятилетиями нападали на маленькую, но гордую страну, здесь любят и ждут.
Так что на всякий случай держите орфографический словарь под рукой — мало ли, а вдруг именно сегодня вам встретится слово из этой компании…
Курс подготовки к ЕГЭ на Экзамере. Предмет: Русский язык Тема: правописание приставок Из этого видео вы за 3 минуты узнаете: — Как отличат..
В заимствованных словах в начале слова пишется как пре-, так и при-: преамбула, превалировать, президент, президиум, препарат; приватный, примадонна, привилегия, примитив, приоритет.
Буква И будет радовать глаз в суффиксах ИН и ИНК. Они будут писаться в словах, которые были образованы от существительных с основой на ИН…
Правила правописания приставок «ПРЕ» и «ПРИ» в русском языке
Куда СИБУР собирается все это девать? Первое направление удара — замещение импорта, но его объемы невелики. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в самом СИБУРе, речь идет примерно о 400 тыс. т в год, или 15 млрд рублей.
У ряда слов приставки не выделяются, а стали частью корня. Написание этих слов запомним или узнаем из словаря, например: привет, пример, прилежный, приватный, примитив, преследовать, преимущество, препарат, пренебрежение. Часть слов являются заимствованными, их написание запомним: претендент, прелюдия, президент, прецедент, претензия, преамбула, примадонна, превалировать и пр.
Приставка пре- является старославянской по происхождению. В русском языке ей соответствует приставка с полногласным сочетанием пере-; ср.: преграда — перегородка, предать — передать.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
В следующих словах бывшие приставки уже не вычленяются: предел, преимущество, прекословить, прельщать, преминуть, (знаки) препинания, препона, препятствие, пререкаться, пресловутый, пресыщаться, претить, преткновение (камень преткновения), прибор, привередливый, пригожий, приказать, приличный, притязание, причащаться, причина, приязнь.
В этом правиле много слов, написание приставок у которых зависит от смысла: приемник -преемник, претворить — притворить. Есть и слова, написание которых надо запомнить: придумать, примерить, присутствовать; препятствие, презирать.
Как найти эффективный лид-магнит и при чем здесь воронка продаж
Лид-магнит должен соответствовать уровню воронки, на котором находится целевая аудитория, и решать проблему конкретного сегмента.
Приближение: прибежать, прийти, притащить, принести, привезти, прикатить, пригнать, приплыть, прискакать, приземлиться, прилуниться, прибыть, приехать, прилететь.
Южной Осетии приказали полностью и без условий открыть свободный проход жителям Ахалгори, чтобы они, как было до сентября, свободно перемещались, имели доступ к медицине, пенсии, заработкам, жизни. Я требую. А вы? Грузины, Боржоми, Казбеги, Тбилиси, Батуми, Кикабидзе, Меладзе, Руставели, Чавчавадзе, застолье, гостеприимство,… Ахалгори. Ахалгори. Ахалгори.
Найдите только те предложения, в которых однородные предложения СТОЯТ В середине.1 Берега ручьи склоны гор все потонуло в зелени.2.
Привет! Тебе нужна помощь по школьным предметам? На нашем сайте много участников, готовых помочь. Большинство вопросов получают ответ в течение 10 минут ? Войди и задай свой вопрос.
Растения и декор, сделали кухню очень уютной! В очередной раз убеждаюсь, что и за небольшие деньги, вполне можно обустроить квартиру, сделать ее уютной и красивой! Главное все делать с душой!
Этот урок орфографии дан как для 5-х классов,так и для 11-х классов. Ведь орфография,особенно правописание гласных и согласных в корне сло..
Люди очень много занимаются тем, что присоединяют друг к другу разные вещи. Чего только они ни придумали для этой работы!
Что значит OG и Liquid, и при чём тут конь?
Зарядка для успешности. Пожелайте себе успехов и скажите себе: «Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять!
Слова с приставкой ПРЕ-, указывающие на высшую или предельную меру качества, легко заменяются словосочетанием, состоящим из того же слова, но без приставки, и наречия «очень» или «самый»: прекрасный – самый красивый (раньше «красный» означало «красивый»), премудрый – очень мудрый.
В 2023–2024 годах «Газпром» построит в Ленинградской области комплекс по переработке жирных газов в этан, который потом пойдет на Балтийский химический комплекс, в свою очередь перерабатывающий этот этан в последующие продукты. Его мощность может достичь 3 млн т продуктов ежегодно. Есть и другие локальные проекты.
Приставки «ПРЕ» и «ПРИ» и их правописание — одна из самых сложных тем в школьном курсе русского языка. Данная орфограмма начинает изучаться в школе с 7 класса и входит в Государственную Итоговую Аттестацию (ГИА) по русскому языку (11 класс ЕГЭ – задание 10; 9 класс ОГЭ — задание 4).
Год назад, после покупки квартиры и ремонта, денег на обстановку у хозяйки квартиры почти не осталось! Не говоря уже о кухонном гарнитуре, который как думала хозяйка должен стоить от 50-100 тысяч, не меньше.
Из школьного курса нам всем должно быть известно: правописание слов с приставками ПРЕ- и ПРИ- определяется их значением в слове. Однако есть много случаев, когда значение приставки не так уж просто установить (прибегнуть и прельщать).
А ведь у этих стариков и оставшейся там молодежи практически единственным средством существования оставались грузинские пенсии, подработки с «этой» стороны. Для молодых — учеба, чтобы позже постараться вырваться из оставшегося по «ту сторону» колючей проволоки грузинского села. Начало ноября 2019 года — грузинка Марго Мартиашвили, проживавшая в оккупированном Ахалгори, умерла в Цхинвале.
В встречаются слова, в которых пре- и при- входят в корень слова. Объяснить правописание таких слов затруднительно (в большинстве случаев это ), поэтому их лучше запомнить. Примеры: президент, прейскурант, преподаватель, препарат, престол, претендент, преферанс, приватный, привилегия.
Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-
Слова с приставкой ПРИ-, означающей неполноту действия, можно заменить словосочетанием «немного» (или «чуть-чуть», или «на время») + то же слово, но без приставки.
В результате длительных споров было принято единственно удобное решение:
- у пары преумножить-приумножить сохраняется только один единственный вариант написания приумножить;
- у пары преуменьшить-приуменьшить глагольные приставки упраздняются как избыточные, оставляя только слово уменьшить.
Вспомнив её, вы легко логически выведете следствия из этого правила: спортигра (И не после приставки), дезинформация (приставка иноязычная), сверхинициативный (приставка СВЕРХ-).
Не для всех. На несколько дней. После нескольких случаев неоказания медицинской помощи, после постоянных запросов властей Грузии, наблюдателей Евросоюза, местных активистов, после гибели Марго Мартиашвили. А что будет дальше? Что будет, когда заболеет еще кто-то? Где должны учиться и работать местные ребята?
Слова с при- выражают:
- Присоединение и приближение. Прибавление, приложение, прийти, приехать, пристегивать.
- Неполноту действия. Прибаюкивать, прибедняться, привскакивать, приглядывать, пригревать, пригубить, приподняться, прихрамывать.
- Нахождение вблизи чего-нибудь. При́берег, пригорный, прикроватный, прифронтовой, при́городный, привокзальный.
- Постепенное доведение процесса до конца. Приручение, привить, привыкнуть, пристрастие, примирение, припасти.
Хозяйка рекомендует: взять цельную столешницу, заменить пластиковые ручки на приличные, сверху оставить без ручек, не скупиться на герметик при креплении мойки.
Похожие записи:
ЗАДАНИЕ 10. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
Из демоверсии ЕГЭ по русскому языку
ФИПИ:
«Укажите
варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же
буква. Запишите номера ответов.
- пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать
- сверх..естественный, с..ёмка, двух..ярусный
- п..никнуть, пр..дедушка, поз..вчера
- чере..чур, и..синя-чёрный, бе..крайний
- вз..скать, без..нициативный, сверх..зысканный»
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведём
верное написание.
1) преобразовать (ПРЕ- в значении
«пере-»), пренеприятный (ПРЕ- в значении «очень»), преследовать (ПРЕ-
в значении «пере-»)
2) сверхъестественный, съёмка (по
традиции, т.к. С- была приставкой, хотя сейчас выделить значение корня -ём-
трудно), двухъярусный (Ъ пишется в сложных словах с числительными)
3) поникнуть (приставки по-
неизменяемая), прадедушка (приставка в значении «первоначальный, наиболее
древний», позавчера (с двумя приставками слово: по- и за-)
4) чересчур, иссиня-чёрный, бескрайний
(приставки оканчиваются на -С, потому что корни начинаются с глухого
согласного)
5)
взыскать, безынициативный, сверхизысканный (после иностранных приставок и
приставки СВЕРХ- И на Ы не меняется)
Ответ: 124|421|214|412
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2019
по русскому языку.
Правило: Задание 10. Правописание
приставок. Обобщение
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК и написаний, связанных с ними, проверяется в задании
10.
Орфограммы, проверяемые в данном задании:
- — Не
изменяющиеся на письме приставки (пункт 10.1.1) - —Приставки,
оканчивающиеся на буквы З и С (пункт 10.1.2) - —Приставки
ПРЕ и ПРИ (пункт 10.1.3) - —Приставки
РАС и РОЗ (пункт 10.1.4) - —Написание
разделительного мягкого и твёрдого знака после приставок (пункт 10.2.1) - —Написание
Ы и И после приставок (пункт 10.2.2)
10.1.1 Не изменяющиеся на письме приставки
1. В большинстве приставок гласные и
согласные, согласно морфологическому принципу русского правописания, пишутся
одинаково, независимо от каких-либо условий: С-, В-, НАД-, ПОД-, ПРЕД-, ОТ-,
ЗА-, ОТ-,БЕЗ-, ВО-, ВЗО-, ВОЗ, ДО-, НА-, НАД-, НАДО-, О-, ОБ-, ПЕРЕ-, ПО-,
ПОД-, ПРО-, СО-, РАЗО-
ЗАПОМНИТЕ: есть приставка С- (сделать,
сгинуть), но нет приставки 3.
2. Правописание гласных в приставках в
безударном положении (кроме приставок ПРЕ-, ПРИ-и РАЗ/РОЗ) можно проверить,
подобрав слово, где эта же приставка стоит в ударном положении:
отказать — Отклик, наказать — нАспех.
3. Правописание согласных в приставках (кроме
приставок на 3-, С-) можно проверить, подобрав слово,
где после этой приставки стоит гласная или согласные
В, Л, М, Н, Р: обходить — оБрастать.
4. Приставка ПРА— употребляется в словах:
прадедушка, прабабушка, прародина, правнук, правнучка, прародитель, праязык, праисторический, пращур.
5. Приставка ПА— встречается только под
ударением:
падчерица, пасмурный, паводок, пасынок, пагубный.
6. Следует различать пары:
ПОдать, ПОдача, ПОданный и ПОДдать,
ПОДдавки, ПОДданный
ПОделка и ПОДделка
ПОдевать и ПОДдевать
ПОдержать, ПОдержанный и ПОДдержать,
ПОДдержанный
ПОдразнить и ПОДдразнить
НАВЕРХ
10.1.2 Приставки, оканчивающиеся на буквы З и С
Правописание приставок
воЗ-воС
беЗ-беС
иЗ-иС
вЗ-вС
ниЗ-ниС ( не путать с НЕ+С)
обеС-обеЗ
раЗ-раС
чреЗ-чреС
череЗ-череС
которые оканчиваются на 3-, С- и имеют не менее двух
букв определяется последующим согласным.
3 — пишется перед звонким согласным
(разМышлять)
звонкие согласные: р, л, м, н, й, б, в, г, д, ж, з
С — перед глухим согласным (расСматривать)
глухие согласные: х, ц, ч, щ, к, п, с, т, ш, ф
Эти приставки называют также зависящими от
произношения: в приставке пишем то, что слышим. Под влиянием звонкого звука
корня становится звонким и последний звук приставки, и точно так же, под
влиянием глухого звука корня оглушается приставка. И это звучание отражается на
письме: слышим [раСшум’эт’ца] пишем раСшуметься; слышим [иЗбижат’], пишем
иЗбежать.
2. В написаниях типа НЕ+ИЗ+бежный, в
котором две приставки, работает правило приставки НА З/С.
В написаниях типа НЕ+С+гораемый, в котором
две приставки, работает правило написания приставки С.
3. В словах раСчёт, раСчётливый, расчесть
пишется одна С (перед корнем -ЧЕТ-).
В глаголе раССчитать, в причастии
раССчитанный пишутся две С (перед корнем -ЧИТ-).
4. ЗАПОМНИТЬ:
разевать, разинуть, разорить,
бессчётный,
мировоззрение — мировосприятие,
ссора — рассориться,
исступлённо, исподтишка, чересчур
5. Близ — предлог (близ дома).
Но: близстоящий, близсидящий (причастие).
НАВЕРХ
10.1.3 Приставки ПРЕ и ПРИ
Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ- зависит от значения
слова.
Приставка ПРИ- имеет значение:
— приближение (приехать);
— присоединение (приклеить);
— близость (приморский — близко от моря);
— неполное действие (приоткрыть);
— действие, доведённое до конца
(придумать);
— близкое к приставке ДО- (приписывать);
— усиление действия (приналечь);
— действие в собственных интересах
(принарядиться).
Приставка ПРЕ- имеет значение:
— очень (прекрасный — очень красивый);
— близкое к приставке ПЕРЕ- (преодолеть).
В некоторых случаях различение приставок
ПРИ-/ПРЕ- определяется контекстом:
прИбывать в город — прЕбывать в городе;
прИдать вид — прЕдать друга;
прИзреть сироту — прЕзирать недруга;
прИдел (в храме) — прЕдел (терпению);
прИёмник (радиоприёмник) — прЕемник (продолжатель
начатого дела, традиций);
прИвратник (сторож, при вратах) — прЕвратный
(неправильный), но: прИврать (немного соврать)
прИтерпеться (привыкнуть) — прЕтерпевать (пережить);
прИклонить (ветви) — прЕклоняться (перед кем-то);
прИступать (к чему-либо) — прЕступать (через
что-либо);
прИтворить (дверь) — прЕтворить (в жизнь);
прИходящий (приходит) — прЕходящий (непостоянный);
прИпереть (дверь) — прЕпираться (спорить);
прИложить (усилие) — непрЕложный, не подлежащий
изменению;
прИстанище (приют) — беспрЕстанно (не переставая);
прИткнуться (устроиться без удобств)— камень
прЕткновения (помеха, затруднения, =фразеологизм)
прИменьшить (немного)— прЕуменьшить (много,
значительно)
Значение, неясное в существительном
(прилагательном), можно прояснить предыдущим этапом словообразования:
пристанище — пристать, призвание — призвать,
прикладной — прикладывать.
Значения, вносимые в слово приставками
пре-, при-, могут быть объяснены словами или словосочетаниями, близкими по
смыслу: преобразовать — переделать, перестроить; причалить — пристать,
пришвартоваться; прекратить — перестать что—либо делать; пререкаться —
перебивать друг друга, переругиваться; превратное (мнение) перевёрнутое;
неприемлемый — то, что нельзя принять; неприхотливый — без прихотей;
привередливый — человек с большими прихотями, капризами.
Существуют слова (чаще всего
заимствованные) с приставками ПРЕ-/ПРИ-, значение которых утрачено и
написание нужно запомнить.
ПРИ | ПРЕ |
приватный примадонна примат примитив привилегия приоритет приукрасить привидение придираться приключение присяга притязание приобретение причудливый приданое пристрастие приспособиться применять привередливый приятель присутствовать | преамбула престиж превалировать (преобладать) превращать презент президент президиум прелюдия премировать премьера пренебрегать преобразовать преодолевать препарат препона препятствие прерогатива претендент претензия прецедент |
НАВЕРХ
10.1.4 Приставки РАС и РОЗ
В приставках РАЗ- (РАС-) — РОЗ- (РОС-) под
ударением пишется О, без ударения А: рОсчерк — рАсска-
зать; россказни, но рассказать. Исключение: РОЗыскной
(некоторые источники считают корректным РАЗыскной).
НАВЕРХ
10.2.1 Написание разделительного мягкого и твёрдого
знака после приставок
Ъ пишется:
1) после приставки на согласную перед
буквами Е, Ё, Ю, Я (подъезд, подъём, предъюбилейный, объявление);
2) в сложных словах, первую часть которых
образуют числительные ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ- (двухъярусный,
трёхъязычный).
3) После иноязычных приставок:
АД- (адъютант)
ИН- (инъекция)
КОН- (конъюктивит)
ОБ- (объект)
СУБ- (субъект)
ПАН- (панъевропейский)
КОНТР- (контръярус)
ДИЗ- (дизъюнктивный)
ТРАНС- (трансъевропейский)
Ъ не пишется:
1) перед буквами А, О, У, Э (сагитировать,
подоконник, сузить, сэкономить);
2) в сложносокращённых словах (детясли).
Ь пишется:
1) в корне слова перед буквами Е, Ё, Ю, Я,
И (пьеса, льет, пьющий, рьяный, соловьи);
2) в некоторых иноязычных словах перед О
(бульон, шампиньон).
НАВЕРХ
10.2.2 Написание Ы и И после приставок
1. После приставок на гласный пишется И:
проИграть.
2. После приставок, оканчивающихся на
согласную, вместо И пишется Ы: разЫграть (играть); безЫдейный (идейный)
Запомните приставки, после которых данное правило не работает:
1) с приставками МЕЖ-, СВЕРХ-: межинститутский,
сверхизысканный;
2) с иноязычными приставками КОНТР-, ДЕЗ-,
ПАН-, СУБ-, ТРАНС-: контригра;
3) в слове взИматъ (слово-исключение
пишется согласно произношению).
4) От написаний слов с приставками следует
отличать сложные слова типа пединститут, мединститут, где нет приставки, а,
значит, и нет замены И на Ы.
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
и написаний, связанных с ними, проверяется в задании
10.Орфограммы, проверяемые в данном задании:
— Не
изменяющиеся на письме приставки (пункт 9.1.1)—Приставки,
оканчивающиеся на буквы З и С (пункт 9.1.2)—Приставки
ПРЕ и ПРИ (пункт 9.1.3)—Приставки
РАС и РОЗ (пункт 9.1.4)—Написание
разделительного мягкого и твёрдого знака после приставок (пункт 9.2.1)—Написание
Ы и И после приставок (пункт 9.2.2)
НАВЕРХ
- 1 Формулировка
задания - 2 Алгоритм
выполнения задания - 3 Теория. Правописание
приставок - 3.1 Приставки
на З, С - 3.2 Приставки
ПРЕ и ПРИ - 3.3 Исключения
и сложности - 3.4 Правописание
слов с приставками ПРЕ и ПРИ, которое зависит от значения - 3.5 Правописание
слов с приставками ПРЕ/ПРИ, которые нужно запомнить - 4 Правописание
И Ы после приставок - 5 Разделительный
твердый знак (ъ) и мягкий знак (Ь) . Правописание. - 6 Практика