Для справок

Тексты и задания из книги: «Единый государственный экзамен: русский язык: контрольно-измерительные материалы / [В. И. Капи — нос, Л. И. Пучкова, Ю. Н. Гостева и др.; под ред. Г. С. Ковалевой]: Ми­нистерство образования и науки Российской Федерации. Федераль­ная служба по надзору в сфере образования и науки». — М.: Просвеще­ние. 2005.

(1) Помнится, уезжая, я обещал вам писать письма, и, по­мнится, вы немало удивились этому. (2) Что за причуда: в два­дцатом веке — письма! (3) Как будто нет телеграфа и телефона. (4) Как будто нельзя за пять минут (теперь это делается за пять минут) соединиться, и поговорить и узнать все новости, и рас­сказать, что нового у тебя.

(5) Были, были, конечно, и «Письма из Италии», и «Письма из далека», и «Письма русского путешественника». (6) Толь­ко представьте себе: человек приехал из России в Париж и на­писал два тома писем! (7) Тогда как во время современного перелета из Москвы в Париж пассажир только успевает сочи­нить телеграмму о благополучном отлете и благополучном приземлении. (8) Два слова вместо двух томов — вот ритм, вот темп, вот, если хотите, стиль двадцатого века.

(9) Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, авто­мобили и лайнеры призваны экономить человеку его драго­ценное время, высвобождать досуг, который можно употре­бить для развития своих духовных способностей. (10) Но про-

Изошел удивительный парадокс. (И) Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени у каждого из нас, пользу­ющегося услугами техники, больше, чем было его у людей до — телефонной, дотелеграфной, доавиационной поры? (12) Да боже мой!

(13) Техника сделала могущественным каждое государство и человечество в целом. (14) По огневой уничтожающей и все­возможной мощи Америка двадцатого века не то, что Аме­рика девятнадцатого, и человечество, если пришлось бы от­биваться, ну хоть от марсиан, встретило бы их не так, как два или три века назад. (15) Но вот вопрос, сделала ли тех­ника более могучим просто человека, одного человека, че­ловека как такового?

(16) Да, все вместе, обладающие современной техникой, мы мощнее. (17) Но это все — мы. (18) Но когда «ты» останешься наедине сам с собой без реактивных и химических реакций, без атомных подводных лодок и даже без скафандра — просто один, можешь ли ты сказать про себя, что ты могущественнее всех своих предшественников по планете Земля?

(19) Человечество коллективно может завоевать Луну либо открыть антивещество, но все равно за письменный стол каж­дый человек садится в отдельности. (В. Солоухин)

В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?

1)8 2)9 3) 16 4) 19

Определите стиль и тип речи текста

1) научно-популярный стиль; повествование

2) публицистический; рассуждение

3) художественный стиль; описание

4) научный стиль; рассуждение

В каком из перечисленных предложений есть фразеологизм?

1)1

2)2

3) 11

4) 16

В каком из перечисленных предложений использована антитеза?

1) 10

2)13

3) 18

4) 19

Из предложений 6-7 выпишите слово, образованное приставочно­суффиксальным способом.

Из предложения 7 выпишите все союзы.

Из предложения 7 выпишите словосочетания со связью ПРИМЫ­КАНИЕ.

Среди предложений 1-го и 2-го абзацев найдите простое односо­ставное безличное предложение. Напишите его номер.

В 1-м и 2-м абзацах найдите предложения со вставными и вводны­ми конструкциями. Напишите номера этих предложений в порядке возрастания.

Среди предложений 9-15 найдите сложноподчиненные предложе­ния с последовательным подчинением придаточных. Напишите номе­ра этих сложных предложений в порядке возрастания.

Среди предложений 13- 18 найдите предложение, которое связано с предыдущими при помощи противительного союза и контекстных антонимов. Напишите номер этого предложения.

Напишите номера тех средств выразительности, которые исполь­зованы в 1-3-м абзацах текста. (Цифры пишите в порядке возраста­ния.)

1) риторическое восклицание

2)градация

3) аллегория

4) эпитеты

5) ряды однородных членов

Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

Напишите, о чем этот текст, какова позиция автора.

Разделяете ли вы точку зрения автора? Свой ответ аргументируйте.

Отметьте не менее двух наиболее характерных для этого текста средств выразительности. Объясните их роль в тексте, приведите при­меры.

Объем сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не поданному тексту), нс проверяется и не оценивается.

9. Прочитайте текст психолога-практика Н. И. Козлова. Можно ли по названию определить, о чем пойдет речь?

Что я хочу

Что я хочу, когда работаю с людьми? Все, чего я хочу, — освободить внутреннего человека и осветить его внутренний мир. Залечить раны, открыть в нем самом источники энер­гии и любви, сделать человека сильным и добрым. Чтобы он не шатался от ветров настроений, не мотался от ожиданий окружающих, не склонялся под гнетом обстоятельств, а креп­ко стоял сам, твердо шел сам, по своему пути. Чтобы он от­крыл глаза и увидел мир, а не только картинки о мире. Чтобы сбросил тяжелый панцирь и стал открыт миру, воспринимая его в полноте, чутко и тонко, но при этом стал неуязвимым и не ранился — ничем.

В этом смысле конечная цель моей работы с людьми всегда одна, общая. Но исходная недоделанность и боль у каждого своя, соответственно помощь каждому нужна разная.

Одного нужно только поддержать, чтобы он не падал на ос­трые камни. У другого — выбить костыли, чтобы учился сто­ять на собственных ногах. Третьему — разбить скорлупу, что­бы он вылупился в мир: вначале будет дрожь, но на свежем ветру пух быстро подсохнет. Того, замерзшего, надо отогреть. Л вот этого, такого запыленного, очень хочется протереть мок­рой тряпочкой. Но только, пожалуйста, не называйте меня пси­хотерапевтом.

Вопросы и задания

С каким настроением вы закончили чтение текста? О

Определите тему текста. Попробуйте сформулировать его ос — ° новную мысль.

В каком стиле написан текст? А какой тип речи выбран авто­ром? Докажите правильность своего ответа.

Как вы думаете, почему автор просит не называть его пси — 0 хотерапевтом? Раскройте значение слова Психотерапевт.

Найдите в тексте стилистически окрашенные слова. Что до — 0 стигается благодаря их использованию? Какие еще сред­ства выразительности использует автор?

*7* Как вы понимаете слова: Чтобы он открыл глаза и увидел 0 мир, а не только картинки о мире?

Какие средства связи использует автор? Какой смысловой ° эффект вносит в текст повторение союза Чтобы?

У> Книга Н. И. Козлова, из которой взяттекст, называется «Фи — 0 лософские сказки для обдумывающих житье, или Веселая книга о свободе и нравственности» (М., 2000). Как вы дума­ете, какова тональность фрагмента и книги в целом? Помо­гает ли название ответить на вопрос?

А чего хотите вы? Напишите небольшое сочинение «Что я 0 хочу». Расскажите о серьезных вещах в шутливом тоне.