Значения слова «вправе» и выражения «в праве» родственны, то и другое говорит об апелляции к общим нравственным, законным и/или неотъемлемым правам человека. Но ситуации, к которым применимы то или другое, не сходятся по смыслу происходящего, поэтому писать «в праве» вместо «вправе», или наоборот, нельзя. Тем более, если речь идёт о правовой коллизии, когда истолковываются не то что буквы в словах – паузы и пробелы между ними.
Забегая вперед скажем, что в большинстве случаев пишется «вправе». Напр. – «Он вправе требовать». Подробнее – далее.
Значение и употребление
«Вправе» правильно пишется слитно, так как это одно слово, являющееся предикативом, и означает наличие права требования, приобретения или совершения чего-либо:
- «Человек вправе требовать от государства защиты своих законных интересов».
- «Стороны вправе обжаловать решение суда в течение 30 календарных суток со дня оглашения».
- «Мы все вправе принимать участие в обсуждении общественных дел».
- «Раз мы по-настоящему близки друг к другу, то ты вправе рассчитывать не только на мою любовь и уважение, но и на реальную помощь».
- «Ребёнок вправе ожидать от родителей понимания и сочувствия».
Синонимы во всех случаях «имею право», «имеем право» (в 1-м лице, «я имею право», «мы имеем право»); «имеешь право», «имеете право» (во 2-м лице, «ты имеешь право», «вы имеете право»); «имеет право», «имеют право» (в 3-м лице, «он, она, оно имеет право», «они имеют право»).
Примечание: без связанного с ним глагола «вправе» теряет значение. «вправе на зарплату», «вправе на справедливость» – бессмысленные выражения; в таких случаях употребляется синоним «имею право».
Когда «в праве» пишется раздельно
Словосочетание «в праве» нужно писать раздельно; оно состоит из имени существительного «право» в предложном падеже и предлога «в». Значение «в праве» иное, а именно:
- Указание на то, что правообладатель уже осуществляет свои права: «В праве на жизнь, свободу и владение собственностью не отказано никому», т.к. это неотъемлемые права человека, которыми автоматически наделяются все люди без исключения.
- Ссылка на свод законов, или его часть (какой-то кодекс), обычное право (право по обычаям), общепринятые установления: «Принцип “ищите виновного среди тех, кому это выгодно” впервые сформулирован в праве древней Финикии, а римское “qui prodest” позаимствовано у карфагенян».
Выражение «в праве», как и прочие существительные в предложном падеже, может употребляться в интерпозиции, то есть между предлогом и существительным вставляются дополняющие и поясняющие другие слова:
- «Вам меня с толку не сбить, я в своём праве!»; «В гражданском праве чётко прописано, что совместное проживание мужчины с женщиной и ведение ими общего хозяйства в течение более чем трёх лет приравнивается к законному браку».
В данном значении частичные синонимы «прав»/«правы» («я прав», «вы правы», и т.д.), «обычай», «установление», «закон», «юриспруденция», «судопроизводство», и др. сообразно общему смыслу высказывания.
Что такое предикатив, коим является «вправе»
Предикативы и так называемые вводные слова придают предложению (высказыванию) определённую эмоциональную окраску и/или выражают авторское суждение о событии, происшествии, явлении. На общий смысл высказывания предикатив или вводное слово накладывает свой смысловой оттенок независимо от других составляющих предложение слов.
Отличие вводного слова от предикатива в том, что первое не является частью речи и не имеет собственного ясного смысла, а в качестве предикативов нередко используются самостоятельные части речи, примущественно наречия. Например: «Так, что это у вас?» – здесь «так» предикатив. А в «Так это и есть та самая книга?» «так» возвращается в свою исконную ипостась определительного наречия.
Грамматика вводных слов и предикативов в русском языке разработана недостаточно, да и самоё наличие общеупотребительных слов – не частей речи – вызывает возражения ряда языковедов. Собственно вводных слов в нашем языке единицы; общеупотребительные из них «спасибо» и «здравствуйте» («здрасьте»). Вы удивлены – как это, у этих-то нет ясного смысла? Но ведь смысл, скажем, «Ну, спасибо!» или «Здрасьте, приехали!» вне контекста как минимум двойственный, причём противоположного характера. Смысл предикатива всегда ясен и однозначен.
Вводным словом и предикативом может быть как одно слово, так и выражение (словосочетание). На письме те и другие отделяются запятыми: «Спасибо, вы так любезны»; «А вот тут, с вашего позволения или без оного, я с вами не соглашусь» (предикатив – «с вашего позволения или без оного»).
«Вправе» среди предикативов исключение – это слово запятыми не отделяется. Собственно, «вправе» следовало бы считать наречием, тем более что соотносится оно всегда с глаголами, если бы не два «но»: наречие должно описывать или называть признак действия, чего «вправе» не делает и, как следствие, в существующую классификацию наречий никак не вписывается. Но его смысл, причём очень сильный, от этого не умаляется.
Грамматика
Слово «вправе» – предикатив, неизменяемое. Состоит из приставки «в-», корня «-прав-» и суффикса «-е». В предложениях входит в состав сложного сказуемого (см. примеры выше). Постановка ударения и разделение переносами впра́-ве.
***
© ПишемПравильно.ру
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог
Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.
Правописание этих слов надо знать:
Проверить еще слово:
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.
Заявитель может подать жалобу в том числе в следующих случаях:
- нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной услуги; нарушение срока предоставления государственной услуги;
- требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
- отказ в приеме у заявителя документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги (в случае если основания для отказа в приеме документов не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга);
- отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иные нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- отказ Администрации, должностного лица Администрации, государственного гражданского служащего Администрации в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
- нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
- приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- требование у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона №210‑ФЗ.
В случае если жалоба подается через представителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:
- оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
- оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем юридического лица или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
- копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.
Предмет жалобы
Жалоба должна содержать:
- наименование Администрации, должность и фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) должностного лица либо государственного гражданского служащего Администрации, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
- фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
- сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного гражданского служащего Администрации, в том числе в случае подачи жалобы в МФЦ — вид нарушения, указанный в пункте 5.1.1 административного регламента;
- доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного гражданского служащего Администрации. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
Исполнительные органы и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть подана жалоба в досудебном (внесудебном) порядке.
Жалоба подается в Администрацию, предоставляющую государственную услугу.
Жалоба на решения и действия (бездействие) заместителя главы Администрации подается вице‑губернатору Санкт‑Петербурга (191060, Смольный проезд, д. 1, литера Б, телефон: 576‑60‑51), непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Администрации либо, в случае его отсутствия, руководителю Администрации, предоставляющего государственную услугу.
Способы подачи и рассмотрения жалобы
Жалоба может быть подана:
- в электронной форме;
- в письменной форме на бумажном носителе.
Подача жалобы в письменной форме на бумажном носителе осуществляется:
- по почте;
- через МФЦ;
- при личном приеме заявителя в Администрации (в месте предоставления государственной услуги, т.е. в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).
При личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В электронной форме могут быть представлены документы, указанные в пункте 5.1.2 административного регламента, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.
Подача жалобы в электронной форме осуществляется с использованием сети «Интернет» посредством: официального сайта Администрации (доменное имя сайта в сети «Интернет» — gov.spb.ru) или Портала (в случае если запрос подан посредством Портала или МФЦ).
Заполнение запроса о рассмотрении жалобы через Портал производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на Портале посредством ЕСИА.
Порядок рассмотрения жалобы
Жалоба на решения и действия (бездействие) Администрации, его должностных лиц и государственных гражданских служащих рассматривается Администрацией.
Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя Администрации рассматривается вышестоящим органом.
МФЦ. в случае подачи жалобы через МФЦ, обеспечивает передачу жалобы в Администрации в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Администрацией, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.
В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
В случае если в отношении поступившей жалобы федеральным законом установлен иной порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб, положения настоящего раздела не применяются, и заявитель уведомляется о том, что его жалоба будет рассмотрена в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом.
Администрация вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
- наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
В случае оставления жалобы без ответа Администрация в течение трех рабочих дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Сроки рассмотрения жалобы
Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Администрации.
Жалоба, поступившая в Администрацию либо вышестоящий орган, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, работником, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Администрацией.
В случае обжалования отказа Администрации в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
В случае если законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность приостановления рассмотрения жалобы, в указанном пункте указывается также перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы.
Результат рассмотрения жалобы
По результатам рассмотрения жалобы Администрация принимает одно из следующих решений:
- жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- в удовлетворении жалобы отказывается.
Указанное решение принимается в форме акта Администрацией.
По результатам проверки при отсутствии в жалобе доводов, подтверждающих наличие указанного заявителем вида нарушения порядка предоставления услуги, должностное лицо, ответственное за рассмотрение жалобы, принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу в связи с несоответствием сведений, изложенных в жалобе, указанному виду нарушения.
Администрация отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
- наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
- подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
Порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы
При удовлетворении жалобы Администрация принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Не позднее дня. следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
- наименование Администрации, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе;
- номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, работнике, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
- фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя; основания для принятия решения по жалобе; принятое по жалобе решение;
- в случае если жалоба признана обоснованной — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
в случае если жалоба признана не обоснованной — аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.
Также в ответе о результатах рассмотрения жалобы приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги.
Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Администрации, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб.
По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица Администрации, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.
Порядок обжалования решения по жалобе
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Администрации (191060, Смольный проезд, д. 1, литера Б, телефон: 576‑70‑42), а также в суд в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.
Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы осуществляется посредством размещения информации на Портале.
Информирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также при обращении заявителя по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме по адресам, указанным на официальном сайте Администрации и на Портале.
Положения настоящего раздела, устанавливающие порядок подачи и рассмотрения жалоб заявителей на нарушения их прав при предоставлении государственных услуг, не распространяются на отношения, регулируемыеФедеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Закон №59‑ФЗ).
Жалобы заявителей на организацию предоставления государственных услуг в Администрации подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном Законом №59‑ФЗ.
В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, работник, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб в соответствии с частью 1 статьи 11.2 Федерального закона №210‑ФЗ, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
Уже утром чувствуете себя уставшими от одной мысли, что нужно идти на работу. Или явственно начинаете ощущать зуд в ступнях. Но все же вам трудно принять окончательное решение – как говориться, семь раз отмерь…
Так пришло ли время действовать или лучше остаться там, где находитесь сейчас? Все-таки нелегко предугадать, станете ли вы счастливее, если поменяете работу.
Желание уволиться: остаться или бросить?
Выбор, остаться или уйти, сделать всегда непросто, даже людям, живущим в странах, где словосочетание «социальная защита» не пустой звук.
Возможно, один большой «секрет» поможет вам с этой дилеммой: не нужно менять работу (в принципе сносную), чтобы изменить свою жизнь, — усвойте это раз и навсегда.
Мы живем в эпоху, основанную на мифе об эффективности экстремумов, крайностей. Поколения выросли на историях глянцевых журналов, которые познакомили нас с тысячами успешных людей, в один прекрасный день кардинально изменивших свою жизнь. Изложенные в глянце они звучат так, что действительно веришь: экстремальные решения — это единственный способ изменить свою жизнь к лучшему и обрести счастье. Даже если там написано: «Знакомьтесь, Анастасия, в 19 лет покорившая столицу своим стартапом — органическими сосисками в кошерном лаваше» или «Вот Илья, бывший банкир, который теперь разводит на ферме коз и таким образом гармонизировал свое существование». Но ведь читатель этих баек — не Настя и не Илья, у него нет их опыта, желаний, поддержки семьи, финансовой подушки, в конце концов. Как и потребности в дауншифтинге или страсти к МАФам с шавермой.
Настоящие изменения происходят, как только человек приближается к золотой середине и понимает: универсальных решений не существует.
Тогда он начитает видеть (и рассматривать) варианты прямо там, где он находится, — в своей профессии, со своим опытом, в своем городе и именно в этой экономической ситуации.
Как только вы поймете, что смена работы не изменит ни вас, ни вашу жизнь, — будете готовы к реальным трансформациям, действительно имеющим значение для вашей личности. А если вам просто требуется глоток свежего воздуха, то вы можете получить необходимое, не бросаясь под поезд и не сжигая мосты.
Так увольняться ли с работы? Ключевые моменты
Конечно, внутренний дискомфорт — это не единственная причина, заставляющая отправляться на поиски новой работы (хотя очень распространенная и замаскированная). Есть еще вопрос денег, карьеры, объективного комфорта… К тому же многим делают выгодные предложения, от которых практически невозможно отказаться. Но решиться все же сложно.
Однако, если при рассмотрении этого вопроса расставить правильные акценты, вы сможете выбрать верное направление, которое приведет вас к реализации большинства карьерных ожиданий.
Вот несколько моментов, которые следует учитывать, прежде чем принять окончательное решение.
Готовы ли вы к новым вызовам? Оглянитесь назад: что вы делали последние пару лет? Наверняка работа кажется рутиной, ведь вы действуете по определенным шаблонам. Конечно, одним это может нравиться, но на других это навевает скуку, ослабляет инициативность или же полностью убивает весь энтузиазм. Во втором случае понятно: пришла пора подбирать новые варианты. Правда, необязательно делать это за пределами вашей компании. Просто начните рассматривать новый вектор карьерного развития. Лучше приступать к поискам на стороне, только если окажется, что новые возможности недоступны там, где вы находитесь сейчас.
Исполнительность и активность. Иногда побудить искать новую работу могут отсутствие достижений или просто недостаточная продуктивность, а также ощущение неуверенности в собственных силах на старой. Тут придется быть максимально честным с самим собой. Если вы находитесь именно в этой ситуации, то прежде должны попытаться убрать из ее анализа эмоции (как и разбор полетов «Кто прав, а кто виноват?»). Просто подумайте над тем, можете ли вы повысить свою производительность, не бросая насиженное место. Часто масштаб проблемы начинает уменьшаться, как только вы переключите внимание со своих пылких чувств на факты и сконцентрируетесь на поиске вариантов решения проблемы.
Продвижение. Подумайте, каковы шансы на прогресс в нынешней организации? Если развитие карьеры является наиболее приоритетным, то вы должны тщательно продумать, как будут обстоять дела на новом месте, ведь никто не ищет себе «рулевых» — по большей части всем нужны прилежные исполнители. Кроме того, новая работа, как правило, не решает вопрос с продвижением, потому что соискатель продолжает действовать стереотипно и на новом месте.
Спросите себя, чего конкретно вы хотите/ждете от новой работы. Возможно, это же может дать вам старая. С таких моментов и начинается построение карьерного плана, который помогает увидеть ваше продвижение в долгосрочной перспективе и оказаться именно там, где вы хотели.
Компенсация. Часто мы любим свою работу, хорошо ее выполняем, ладим с коллегами и начальством, однако чувствуем, что «тиграм не докладывают мяса». Что ж, придется просканировать ситуацию с зарплатами на рынке труда.
Сравните свою зарплату с предложениями в аналогичных компаниях. Если «мяса» таки не докладывают — подготовьтесь к разговору с начальником о повышении зарплаты (теперь-то вы можете прикинуть, сколько стоите). Всегда старайтесь реализовать эту возможность, прежде чем принимать окончательное решение об уходе. Конечно, если просьбу проигнорируют, и вы не видите никаких вариантов для развития, скорее всего, пришло время искать себя в другом месте.
Подумайте о том, чего вы хотите от своей следующей работы, а не о том, что плохо в нынешней. Так будет намного легче принять верное решение.
Чек-лист: пора в путь?
Вот несколько вопросов, которые помогут быстрее решить, подходит ли вам нынешнее место работы.
- Я хочу заниматься этим же делом следующие пять лет?
- Когда рассматриваю свои потенциальные возможности на работе, я приятно взволнован?
- Существуют ли другие роли, возможности, проекты, которыми я мог бы здесь заниматься и которые мне интересны?
- Держусь за эту работу только потому, что это то, к чему я привык и чем дорожу?
- Задействует ли данная должность мои лучшие навыки, развивает ли новые умения или дает новые знания?
- Способствует ли нынешний руководитель моему росту/обучению?
- Согласуется ли работа с моими ценностями, интересами и жизненными целями?
Если на большинство вопросов вы ответили утвердительно, вам стоит семь раз отмерить, прежде чем писать заявление об увольнении.
Желание уволиться: когда хуже некуда
Начальник становится все более придирчивым. Каждый рабочий день выжимает все соки. От коллег ждешь только подвоха и никакой поддержки. Зарплаты едва хватает до конца месяца.
Трудно любить такую работу. Еще сложнее притворяться на собеседовании, будто она прекрасна, а вы просто ищете «лучшие возможности для развития» и «новые вызовы». Действительно, как быть с вопросом на интервью: «Почему хотите оставить свою работу?», ведь его не избежать.
И не хочется откровенно врать, но и горькая правда (о том, что вы умнее и талантливее, чем считает нынешний босс) наверняка помешает получить новое место.
Есть как минимум три варианта ответа на этот скользкий вопрос.
- Я много узнал и многому научился на своей работе в первый год, но затем процесс развития начал замедляться. Я хочу продолжать эволюционировать и пробовать новые вещи, поэтому общаюсь с другими компаниями, такими как ваша.
- Чем больше я размышляю о своих навыках, способностях и целях, тем яснее вижу: мне нужно работать в области X, где я могу достичь грандиозных результатов. Вот чем привлекло меня ваше объявление о вакансии.
- У меня накопился огромный багаж опыта и идей на предыдущей работе, которые там невозможно реализовать в полной мере по разным причинам. А мне бы хотелось сделать это прямо сейчас, так что с недавних пор я начал думать о поиске новой должности. Могу ли я задать вам несколько вопросов о вашей вакансии?
Так вы выйдете из ситуации, не очерняя своего шефа или всю компанию, но и не рассказывая при этом вещей, не соответствующих действительности. (Конечно, нужно экстраполировать ответы на свою ситуацию и вакансию, которую хотите занять.)
Последние изменения:
Планируя уйти в отпуск, работнику важно знать, за сколько дней пишется заявление на отпуск и в какой последовательности необходимо действовать. Помимо ежегодного очередного отпуска, граждане используют право согласовать отпуск за свой счет. В зависимости от обстоятельств, должностные лица компании устанавливают свои нормы оформления. Заявление подается за 2 недели до дня начала отпуска.
Ссылки на законодательство
Каждый трудоустроенный человек имеет законное право на использование оплачиваемых 28 дней для отдыха от трудовых обязанностей. Эта норма зафиксирована статьей 114 ТК РФ и является обязательной к исполнению со стороны администрации. Ежегодно, на основании поданных сведений, формируется график отпусков, распределяющих использование отпусков всеми работниками предприятия.
Несмотря на отсутствие обязательств по подаче обращений со стороны служащих, подобная мера действует со стороны должностных лиц организации. Статьей 123 ТК РФ фиксируется обязанность оповестить наемного сотрудника. Момент, за какое время подается заявление, составляет 2 недели до запланированного события.
Закон не устанавливает точного бланка данного уведомления, однако факт оповещения должен быть оформлен письменно. Помимо этого, администрация обязана ознакомить каждого с составленным графиком.
Процесс оформления использования работником положенных 28 оплачиваемых дней выглядит следующим образом:
- Уведомление о предстоящем использовании дней.
- Подача обращения со стороны наемного сотрудника.
- Издание внутреннего приказа.
- Организация положенной выплаты.
Возникает вопрос, за какое время целесообразно написание бумаги, если отпуск был заранее согласован, и почему она требуется.
Для каких целей нужно заявление
Составление графика отпусков происходит задолго до наступления отпускного периода. За это время может произойти всякое. Часто планы сотрудников, в силу жизненных обстоятельств, меняются и возникает потребность в переносе отпускных дней. Чтобы избежать неясностей в вопросе полномочий руководителя по оформлению периода отдыха сотрудника, процедура оформления отдыха начинается с написания заявления. Оно станет поводом для формирования внутреннего приказа на отпуск и распоряжения выплатить причитающуюся компенсацию.
Заявление – документ, который подтверждает добровольность намерений трудоустроенного человека и законность предстоящего невыхода на работу. В случае, если трудоустроившая компания в лице руководителя предприятия захочет оформить отсутствие в виде прогулов, сделать это будет невозможно, на основании имеющегося приказа о предоставлении оплачиваемых дней согласно письменному обращению.
Чтобы исключить возможность подделки, на предприятии рекомендуется принимать обращения, составленные собственноручно, с подписью, расшифровкой.
В какие сроки оповещают работодателя
Вторая причина для написания документа – процесс выплаты отпускных. Закон обязывает передать сотруднику положенную сумму не позднее 3-хдневного срока накануне ухода. Это регламентировано ст. 136 ТК РФ. Чтобы успеть организовать выплату, работодателю необходимо, чтобы оповещение о предстоящем уходе состоялось как минимум за несколько дней накануне.
Минимальный срок подачи заявления составляет 3 дня.
Отсутствие в ТК норм, устанавливающих срок оповещения, делает возможным определение любого разумного времени подачи документа самим работодателем. Необязательно писать бумагу за месяц. Как правило, писать заявление на отпуск нужно за 14 дней до предполагаемого начала периода. Последний день подачи – 3 дня, по согласованию с администрацией. Это нужно, чтобы работодатель успел подготовить приказ и выплатить положенные отпускные.
Когда можно не писать
Несмотря на то, что написание заявления входит в процесс оформления отпускного периода, это действие не является обязательным, если он был заранее согласован с администрацией в виде графика.
Администрация организации вправе ограничиться оповещением, которое должен подписать работник. Наличие подписи на документе является достаточным, чтобы приступить к оформлению бумаг в бухгалтерии и отделе кадров.
Если время отсутствия не соответствует установленному в графике периоду, без подачи и согласования бумаги не обойтись. Именно оно станет подтверждением инициативы по согласованию отсутствия. Если человек уходит в отпуск без содержания, оплата со стороны работодателя не предусмотрена, однако это не избавляет от необходимости написания бумаги.
Дело в том, что данный документ дает повод рассмотреть просьбу человека руководством и принять решение о допустимости отсутствия на рабочем месте.
Как правильно оформить
Специального бланка для написания не существует. При составлении документа исходят из общих правил написания заявления на отпуск, других кадровых бумаг и внутреннего порядка компании.
Рекомендуется обращаться к руководителю письменно, без использования готовых бланков, чтобы в дальнейшем иметь возможность подтвердить подлинность письменного обращения.
«Шапка» оформляется с указанием сведений о руководителе предприятия и сотрудника. В самом тексте указывают даты, а не количество дней. Работник указывает дату начала и окончания периода отсутствия. В конце бумаги пишут дату и ставят подпись.
Помимо указания даты, указывают основание, по которому возникла потребность в отдыхе, включая вариант с последующим увольнением.
Заявление за свой счет
Работодатель предоставляет дополнительные дни по своему усмотрению, исходя из тех причин, которые указал трудоустроенный гражданин. При наличии веских оснований работодатель принимает решение согласовать отсутствие на рабочем месте или отказать. Исключение составляют некоторые обстоятельства, при которых отсутствие за свой счет руководство обязано согласовать.
Как и в случае с оплачиваемыми днями, решение, за сколько дней до отпуска пишется заявление, определяет руководство предприятия, с учетом возможных непредвиденных потребностей в срочном отсутствии на работе.
Таким образом, момент, когда писать заявление на отпуск, определяется не только законодательными нормами, но и внутренним распорядком, т.е. по усмотрению работодателя. Период, когда пишется заявление на отпуск без содержания, может быть меньше 2 недель, все зависит от обстоятельств, вынудивших человека отсутствовать. Чтобы не портить своих планов, рекомендуется заранее уточнить, за сколько дней делать заявление, у своего непосредственного руководителя, предварительно обсудив с ним возможное предстоящее отсутствие.
© 2021 zakon-dostupno.ru
Ирина Балманжи
Считаете, что вам абсолютно нечем гордиться? Ненавидите свое тело? Без конца ругаете себя за ошибки и неудачи? Стыдитесь собственных мыслей, эмоций и желаний? Тогда эти 10 советов — для вас.
Враждебное отношение к себе и постоянная внутренняя борьба могут значительно ухудшить качество вашей жизни. Чтобы обрести счастье, вам необходимо осознать безусловную ценность собственной личности, разглядеть свои достоинства и перестать заниматься бесплодной самокритикой.
Познакомьтесь со своими субличностями
Психологически мы, как картинки-пазлы, состоим из различных частей. Итальянский психолог Роберто Ассаджоли назвал их субличностями. Они подобны ментальным и эмоциональным костюмам: мы надеваем то один, то другой в зависимости от ситуации.
Есть роли, знакомые многим женщинам: Супермама, Вамп, Послушная дочь, Мисс беспомощность, Верховная жрица. Мужчинам известны такие субличности, как Кормилец, Казанова, Клоун, Испуганный мальчик, Рыцарь в доспехах. Разумеется, существуют и другие варианты.
Постарайтесь изучить и полюбить все стороны своего «я». Источник
Вы сложный, многогранный человек, а не робот, поэтому не можете всегда чувствовать и вести себя одинаково. Не отвергайте свои субличности, даже если они вам не нравятся, а постарайтесь познакомиться с ними и понять, чего они хотят.
Для лучшего эффекта дайте им имена, подробно опишите их внешность, характер и манеры. Подумайте, когда и зачем они приходят. Вступите с ними в воображаемый диалог. Можете ли вы им чем-то помочь? А они вам?
Простите себя за то, что вы сделали в прошлом
Все мы люди из плоти и крови. Каждый из нас совершал поступки, о которых потом жалел. Каждый кого-то обижал. Но мы не должны вечно испытывать грусть или стыд.
Выберите какой-нибудь из своих прошлых проступков. Вспомните его в последний раз. Подумайте, что тогда произошло. Что вы сделали? Что сказали? Как отреагировали другие люди? Какие были последствия? Теперь закройте глаза и произнесите: «Мне очень жаль, и я прощаю себя».
Ошибка, которую вы когда-то совершили, не делает вас безнадежно испорченным человеком. Извлеките из ситуации урок и живите дальше — без груза вины.
Разрешите себе неудачи
Если время от времени вас постигают неудачи, это не значит, что вы вообще никуда не годитесь. Невозможно всегда и во всем добиваться успеха.
В жизни любого успешного человека были и взлеты, и падения. Даже легендарный Стив Джобс совершал ошибки. Источник
Никогда не терпят поражений только те люди, которые ничего не делают. Так что не бойтесь выглядеть глупо. Будьте готовы посмеяться над собой. И не вздумайте относиться к себе плохо, если не все в вашей жизни идет по плану.
Задайте вопрос: «Что я в себе люблю?»
Запишите сто вещей (не меньше!), которые вам в себе нравятся. Это могут быть какие-то качества, навыки, элементы внешности, поступки. Ничего страшного, если вы несколько раз повторитесь. Не думайте об этом. Главное — выполнить задание до конца.
Пишите все, что приходит в голову, и настолько быстро, насколько сможете. Если вы не будете прерываться, вам хватит двадцати или тридцати минут, чтобы завершить дело!
Это упражнение поможет вам обнаружить то, на что вы редко обращаете внимание. Особенного много ценной информации скрывается в последней трети списка.
В следующий раз, когда появится соблазн покритиковать себя, вспомните обо всем хорошем, что в вас есть.
Заведите дневник достижений
Чтобы всегда помнить о своих сильных сторонах, заведите дневник достижений. Каждый вечер записывайте в него не меньше пяти дел и поступков за прошедший день, которыми вы довольны. Это могут быть решенные проблемы, выполненные задачи, маленькие успехи, участие в каком-нибудь мероприятии, помощь другим людям.
Поначалу может быть трудно придумать хотя бы один пункт. Но не сдавайтесь! Источник
Необязательно писать о великих свершениях. Не нужно получать Нобелевскую премию, подниматься на гору Эверест или придумывать способ положить конец мировому голоду, чтобы почувствовать себя ценной и достойной личностью.
В ваш список могут войти пункты о том, что вы:
• навели дома порядок;
• не опоздали на работу;
• завершили проект;
• помогли коллеге;
• выступили с докладом;
• сходили на тренировку;
• приготовили ужин для всей семьи;
• позвонили бабушке;
• честно признали свою ошибку.
Время от времени перечитывайте эти записи и снова радуйтесь своим достижениям.
Относитесь к своему телу по-доброму
Нельзя одновременно любить себя и критиковать свою внешность, сидеть на жесткой диете или доводить организм до истощения дополнительными тренировками.
Посмотрите в зеркало и скажите спасибо своему телу за миллионы услуг, которые оно безропотно оказывает вам каждый день без каких бы то ни было напоминаний. Прекратите воевать с ним. Примите его и пообещайте заботиться о нем.
Вы не обязаны соответствовать стандартам, которые насаждают реклама и глянцевые журналы. Со складочками на талии тоже можно наслаждаться жизнью, вызывать восхищение окружающих и чувствовать себя привлекательным.
Даже если вы хотите позитивных перемен, все равно не нужно издеваться над собой. Просто сформируйте привычки, которые позволят вам стать здоровее и счастливее: каждый день высыпайтесь, занимайтесь увлекательными видами спорта, гуляйте на свежем воздухе, пейте много чистой воды, полноценно питайтесь. Делайте все это из любви к своему телу, а не потому, что вы его ненавидите.
Подружитесь со своими чувствами
Мы часто виним себя за то, что испытываем грусть, ярость, презрение, зависть и другие «негативные» эмоции. Типичная реакция — попытаться задвинуть эти чувства подальше, запереть их внутри себя, сделать вид, будто их нет. Но когда люди так поступают, то перестают понимать, кто они такие.
На самом деле чувства не бывают правильными или неправильными, хорошими или плохими. Они просто есть. Научитесь распознавать и признавать их, не задавая вопросов и не оценивая.
Проговаривайте то, что ощущаете, хотя бы про себя.
Чтобы достичь внутренней гармонии, необходимо принять даже самые пугающие эмоции. Всех нас что-то злит, обижает и расстраивает. Все мы иногда испытываем уколы ревности и зависти. Это абсолютно нормально.
Мрачные чувства — неотъемлемая часть жизни. Источник
Любые эмоции несут информацию, необходимую для принятия решений. Они пытаются помочь нам, сообщая, когда есть опасность, а когда можно расслабиться. Например, тревога оберегает нас от рискованных поступков. А огорчение указывает нам, что эти отношения или это событие не приносят радости, значит, нужно что-то с ними делать.
Если вы воспринимаете «негативные» чувства и мысли как опасную территорию, начинаете избегать их, то сводите на нет все блага рационального выбора. Встречайте нежелательные эмоции с высоко поднятой головой, и сразу поймете, зачем они вам нужны. Рассматривайте их с точки зрения заботы о своем благополучии.
Доверьтесь своим склонностям
Мы ходим на нелюбимую работу по разным причинам. Возможно, когда-то родители настаивали, чтобы вы получили именно эту профессию. Или вы не знали, чем хотите заниматься, поэтому ошиблись с карьерой. Сойти с выбранного пути психологически трудно, особенно если вам за 30. Но в некоторых случаях это просто необходимо.
Принять себя — значит принять и свои желания. Прислушайтесь к внутреннему голосу. Что вам по-настоящему интересно? К какому делу лежит душа? О чем вы всегда мечтали? Займитесь этим!
Не нужно сразу же увольняться. Просто сделайте первые шаги навстречу мечте. Запишитесь на курсы, почитайте специализированную литературу, сходите на мастер-класс. Начните заниматься тем, что вам нравится, по вечерам и выходным. Подготовьте себе платформу для смены карьеры.
Помните: вы не обязаны тянуть привычную лямку, чтобы оправдать чьи-то ожидания. Если вы чувствуете, что в вас живет художник (фотограф, дизайнер, актер, языковед, геолог, ювелир — впишите любую профессию), то дайте ему шанс проявить себя.
Подумайте, в каких условиях вам комфортно жить и работать
Кому-то нравится много общаться с людьми, а кто-то гораздо лучше чувствует себя в тишине и уединении. Кому-то необходима абсолютная свобода действий, а кто-то отлично справляется с ролью исполнителя. Некоторым важно постоянно пробовать что-то новое, а иным гораздо интереснее долго и сосредоточенно работать над конкретным проектом. Одни обожают путешествовать и ездить в командировки, а другие предпочитают держаться ближе к дому.
То, что устраивает большинство людей, может совершенно не подходить вам — из-за темперамента, мировоззрения или особенностей нервной системы.
Не думайте, будто с вами что-то не так, если вас раздражают шумные мероприятия, офисные будни или строгая субординация, которую принято соблюдать в вашем коллективе. Просто эти условия не соответствуют вашим потребностям.
Ищите свою зону комфорта. Источник
Если вы поймете, какова ваша идеальная среда, вам будет легче принимать важные решения: в каком городе жить, где искать работу, от каких предложений сразу отказываться, какими людьми себя окружать. Постарайтесь создать атмосферу, в которой вам будет приятно находиться. Вы сразу ощутите прилив энергии.
Цените свою уникальность
Не забывайте, что вы уникальный человек, обладающий собственными талантами, интересами, способностями, мировосприятием. Другого такого нет во всей Вселенной. Даже одного этого достаточно, чтобы начать ценить себя.
Перечислите несколько своих отличий от других членов семьи, друзей, знакомых и коллег. С достоинством воспринимайте собственную неповторимость.
По материалам книг «Дневник как путь к себе», «Инсайт», «Ты сильнее, чем ты думаешь», «Никогда-нибудь», «Ближе к телу»
Обложка поста отсюда