Принесена как пишется н или нн

Правописание н и нн в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов нн пишется в прилагательных, образованных от глаголов
  1. Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов

нн

Пишется в прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида без приставок и без зависимых слов

Примеры: правленый текст, мощёная улица

Исключения: данный, желанный, священный, нежданный, негаданный, невиданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, неслыханный, читанный

В прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида (обычно с приставками)

Примеры: купить – купленный, сделать – сделанный

Исключения: смышлёный, приданое, названый (брат), незваный (гость), непрошеный

Пишется в кратких причастиях

Пример: работа выполнена в срок

При помощи суффиксов –ованн, -еванн

Примеры: рисковать – рискованный, корчевать – корчёванный

Исключения: кованый, жёваный

В страдательных причастиях прошедшего времени (как правило, есть приставка или зависимое слово)

Примеры: нарисованный, боец, раненный в ногу

Примечание 1. Наличие приставки не или второго корня не влияет на написание н-нн. Примеры: крашеный – некрашеный, кованый – златокованый

Примечание 2. В словах, образованных от прилагательных и причастий, пишите столько же н, сколько в слове, от которого они образованы.

Примеры: варёный – вареник, избранный – избранник

Примечание 3. В кратких прилагательных пишется столько н, сколько и в полных

Пример: дорога длинна (дорога длинная)

7 класс

Груж…ные вагоны, разгружен…ый вагон, груж…ные углем вагоны, вяз…ный свитер, связ…ный шарф, вязан…ый вручную шарф, священ…ый символ, желан…ый гость, негад…ный случай, неслых…ный поступок, мотивирован…ый отказ, балован…ый ребёнок, циклёван…ый пол, рассеян…ый человек, избран…ые труды, умерен…ый климат, брошен…ые деньги, смышлё…ый юноша, назва…ый брат, богатое прида…ое, кипячён…ое в кастрюле молоко, ране…ый солдат, ранен…ый в руку солдат, мощ…ная улица, мощён…ая булыжником улица, печ…ный к…ртофель, печ…ный в золе к…ртофель, туш…ныё овощи, туш…нные на сковороде овощи, вяле…ая рыба, вялен…ая на балконе рыба, жаре…ые грибы, жаре…ные в сметане грибы, вскипяч…ное молоко, выглажен…ый костюм, наклеен…ая бумага, поездка ограниче…а, девочка воспита…а, войска противника рассея…ы и уничтоже…ы, лица сосреточе…ы, друзья образова…ы, комиссия образова…а, все озабоче…ы, организова…о спортивное общество, прошло организова…о, запута…а котёнком, история тума..а и запута…а, шаги увере…ы, движения замедле…ы, увере…ы в победе, костюмы подогна…ы, речь сдержа…а, и немногословна, всё испорче…о,

8 класс

Подстрижен…ые волосы, стриже…ые волосы, стрижен…ые под машинку волосы, нестриже…ые волосы, коше…ый клевер, выкошен…ый луг, некоше…ая трава, лома…ая линия, клёпа…ые трубы, сломан…ый замок, тушё…ый картофель, приглашён…ые артисты, непроше…ые гости, смешан…ое население, фасован…ые продукты, разочарован…ый взгляд, обоснован…ые пр…тензии, прив…легирован…ые сословия, полирован…ая поверхность, циклёван…ый пол, выкован…ый меч, кова…ая решётка, писа…ая красавица, писан…ый масля…ыми красками портрет, неписа…ые законы, желан…ый друг, невидан…ый размах, неслыхан…ая удача, неждан…ая радость, священ…ый долг, нечаян…ая встреча, смышлё…ый помощник, пута…ый след, запутан…ое дело, копчё…ые продукты, все возмуще…ы и удивле…ы, встревоже…а хищником

9 класс

Предложения обоснова…ны, войска сосредоточе…ны, бойцы сосредоточе…ны, выводы обоснова…ны, аудитория взволнова…на, девушка была весела и взволнова…на, они аккуратны и воспита…ны, скоше…ная трава, столбы точё…ные, головки золочё…ные, наклее…ные бумажки, сдержан…ые стоны, рифмова…ные звуки, выкрашен…ые стены, залоснён…ые манжеты, закопчён…ый потолок, копчё…ая рыба, писан…ые масл…ными красками картины, огороже…ный двор, плетён…ые коробки, стёган…ый халат, зажж..ные свечи, запута…ные нити, собра…ные ягоды, окраше…ные двери, засе…нные поля, убра…ные травы, засуше…ные цветы, разве…ные семена, фигуры рас…тавле…ны, руки исцарапа…ны, заряже…на картечью, заплака…ный ребёнок, балова…ный ребёнок, заигра…ная пластинка, жела…ный ребёнок, недвусмысле…ный ответ, нежда….ый – негада…ный, малосолё…ый огурец, наделё…ный умом, негаше…ная известь, ошеломлё…ный взгляд, первозда…ный вид, конкретизирова…ный материал, написа…ный реферат, дети обескураже….ы, избра…ны в парламент, гранё…ный стакан.свяа…ная шапка, вязв…ная мамой.вяза..ная кофта, кова…ный в кузнице, девушка воспита…на, мороже…ная рыба, ответы пута…ны

Одной из специфических особенностей уроков
русского языка является большой объём работы,
которую необходимо осуществить для приобретения
соответствующих умений и навыков, а также
характер этой работы: кропотливое выполнение
упражнений, переписывание из учебника иди другой
учебной книги дидактического материала с
одновременным выполнением каких-либо заданий.
Совершенствование методики преподавания
русского языка с использованием компьютера как
технического средства обучения позволяет
интенсифицировать процесс обучения: повысить
темп урока, увеличить долю самостоятельной
работы учащихся. Особенно эффективно
использование компьютера для тренинга и
контроля за усвоением знаний и навыков учащихся.
А как же я использую компьютеры на своих уроках
русского языка?! В качестве примера я хочу
описать урок, проведённый в 7 классе по теме “Н и
НН в причастиях и прилагательных”. Этот урок
проводился как урок зачёт с применением
компьютера. Работа строилась так. Я традиционным
способом объяснила сначала условия правописания
н, нн
в причастиях и прилагательных. Затем
перешла к опорному конспекту по этой теме. Так
как с этой темой мы встречались раньше, то
опорный конспект рассказала одна из учениц
класса. На парте перед каждым учеником лежали
перфокарты. В течение урока ученик должен был
сделать работу и на перфокарте, и на компьютере.
Была создана экспертная группа, которая
проконтролировала результаты работы учеников,
так один учитель справиться с этим не сможет.
Результаты заносились в табло оценок. В
результате у ученика было две, три оценки: за
устный ответ(если отвечал), за перфокарту, за
компьютер. Каждая программа на компьютере
состоит из трёх автономных блоков: обучающего,
тренировочного и контролирующего. Любой из этих
блоков может быть использован как
самостоятельное педагогическое программное
средство и органически, впитаться в канву
традиционно проводимого урока путём выбора меню,
предложенного на экране монитора перед началом
работы.

Цели урока

  1. Вооружение школьников технологией, позволяющей
    достичь высокой грамотности в написании слов с-н-
    и -нн-
  2. Обобщить и систематизировать знания,
    полученные при изучении данной темы.
  3. Воспитание культурного навыка работы со
    справочными пособиями различных видов как
    основы для дальнейшей самостоятельной
    деятельности в старших классах.

Ход урока

Первый этап.
Орг. Момент: вступительное
слово учителя.

Второй этап.
Повторение пройденного:
презентация с правилами, фронтальный опрос можно
провести в виде форума.

Вопросы форума:

Когда в прилагательных пишется нн

?

Назовите исключения из этих правил.

Как отличить отглагольные прилагательные с
суффиксом -н-

от причастия с -нн-

?

Какие исключения в правописании отглагольных
прилагательных вам известны?

Как пишутся суффиксы с н

и нн

в
кратких формах прилагательных и причастий?

Сколько н

пишется в наречиях и
существительных, образованных от прилагательных
и причастий?

Третий этап.
Работа с опорным конспектом,
подготовленным в word.

Четвёртый этап.
Применение полученных
теоретических званий на практике.

Экспресс-диктант (в 1-м столбике запишите номера
слов с н

, во 2-м — с нн

).

Размешанн
ые краски

Бесценн
ая вещь

Выкрашенн
ые лавки

Поляна освещен
а

Ткан
ый узор

Туристы размещен
ы

Комиссия образован
а

Румян
ые лица

Свин
ые окорока

Некрашен
ая ткань

Писан
ая красавица

Тетрадь исписан
а

Кожан
ый портфель

Ветрен
ый день

Ветрян
ой двигатель

Безветренн
ый день

Рассеянн
ый мальчик

Нечаянн
ая ошибка

Работа экстренной группы: 18 баллов – 5, 17-16
баллов 4, 15-14 баллов – 3.

Пятый этап.
Алгоритм правописания –н- и
–ин- в прилагательных и причастиях.

Образуйте от существительных и глаголов
прилагательные по образцу:

кожа
— кожан
ый: песок, рожь;

барабан
— барабанн
ый: брань, ураган,
карман, туман, весна, манна, рань;

глина
— глинян
ый: береста, вода, жесть,
смола, шерсть, торф;

вязать
— вязан
ый: драть, звать, путать,
тесать, ковать, жевать, резать, стирать;

валять
— валян
ый: веять, паять, сеять,
стрелять.

графически объясните написание н

и ин


в словах:

кошен
ый луг — некошен
ый, скошенн
ый и
кошенн
ый по росе луг;

выкрашенн
ый забор — крашеный — давно не
крашеный — некрашеный;

неткан
ая скатерть — тканн
ая золотом —
сотканн
ая — несотканн
ая;

ранен
ый воин — раненн
ый в бою —
легкоранен
ый — поранен
ы плугом;

жжен
ый сахар — полусожженн
ая рукопись
— выжженн
ая пустыня.

проведите выборочный диктант с объяснением.
Выпишите в два столбика слова с н
и нн.

Старый Мазай любит до старости свой низменный
край (Н. Неркасов). 2) Дорога лежала через бывшее
ржаное поле. З) Торжественным маршем вступила на
землю весна. 4) Тянуло в каменные корпуса, где
пахло машинным маслом. 5) Ранняя суровая зимняя
заря проступала сквозь мертвенную дымку (А.
Фадеев). б) Ни санного, не звериного следа не было
видно. 7) Послышался стук лошадиных копыт:
выводили из конюшни вороного коня. 8) Станица
обнесена земляным валом (Л. Толстой). 9) Настя была
столь же ветрена, как и её барышня (А. Пушкин). 10)
Ночь была безветренная.

Составьте и запишите диктант из
слов-исключенний на все случаи данной темы.

Спишите, образуйте от данных слов с помощью
суффиксов -ость-
, — ний-
, -ений-

существительные, обозначьте орфограммы.

Вставьте пропущенные буквы, найдите слова с
суффиксами, выделите суффиксы.

Каме_ый, сви_ой, рья_ый, мороз_ый, осе_ий, дли_ый,
ю_ый, весе_ий, ра_ий, со_ый, шабло_ый, бето_ый,
накло_ый, пр_ый, румя_ый, племе_ой, гости_ый,
революцио_ый, воро_ий, пога_ый.

Объясните разницу в написании однокоренных
слов.

Все мои друзья образованн
ы. Комиссии уже
образован
ы.

Лица солдат суровы и озабоченн
ы. Мы были
озабочен
ы зачётом.

Сборы прошли организованн
о. Организован
о
хорошее питание.

Шерсть вся запутан
а котенком. Эта история
запутан
а и неясна.

Море взволнован
о бурей. Говорил взволнованн
о,
горячо.

Таких заданий на одного ученика около 5.
Учащиеся должны правильно поставить или нет н

в причастия и прилагательные. Компьютер как бы
вместе с учеником проходит путь усвоения умений
и навыков правильного написания. Он как бы
призывает учащихся работать совместно.
“Прекрасно! Верный ответ”, — говорит компьютер
при правильном ответе. А на неправильный ответ он
“реагирует” звуковым сигналом и мигает слово
“Ошибка!”. Если учащийся допустил ошибку, то
спустя заданное время компьютер высвечивает на
экране правильную запись словосочетания, в
котором была допущена ошибка. По окончании
работы выставляется оценка по 5 бальной системе.
Шкала оценок соответствует принятым в
педагогической практике нормам. При работе на
компьютере ученику приходятся быть внимательным
и постоянно анализировать, используя
определённые умственные операции. Так как
компьютеров на каждого ученика не хватает, то
учащиеся у меня на таких уроках работают
поочерёдно. Часть ребят работают на компьютерах,
часть — делают перфокарты, затем меняются.
Обмениваются перфокартами, ставят друг другу
отметки, которые вносятся экспертной группой в
табло. Табло сдаётся мне, и я на его основании
ставлю отметки в журнал. Как я уже говорила, на
своих уроках я применяю перфокарты. Их я делаю
многоразового использования. Они находятся
внутри тонкой пластиковой плёнки. Учащиеся
работу выполняют на плёнке. Во время следующей
работы предыдущие задания просто стираются.

Шестой этап.
Контроль усвоения пройденного
материала.

Карточки контроля

Задание 1. Запишите рядом с полной формой
краткие формы прилагательного.

Образец: румяный — ребёнок румян, девочка
румяна, дитя румяно.

Несравненный, единый, ценный, революционный,
пустынный, современный.

Слов с помощью
прилагательных, от которых они образованы.

Образец: масленица — масленый (блин).

Непринуждённость, бешено, бесцеремонность,
жизненно, доверенность, гостиница, ветрено,
лиственница, карманник, таможенник, родственник.

Задание 1. Вставьте н

и нн

,
выделите суффиксы.

Телефо_ый разговор, настоль_ый теннис, земля_ая
насыпь, журавли_ый крик, урага_ое предупреждение,
беспричи_ое опоздание, искус_ый оратор,
искусстве_ый алмаз, сезо_ая работа, цели_ый район,
серебря_ая нить, деревя_ая солонка.

Задание 2. Образуйте от данных прилагательных
их краткую форму в женском роде.

Неожиданный, священный, ветреный, пустынный,
длинный, румяный, юный, искусный, раненый,
образованный, искусственный.

Задание 1. Замените данные словосочетания
синонимичными выражениями, выделите суффиксы.

Образец: время революции — революционное время.

Командир дивизии, автобус для экскурсии,
треугольник с равными сторонами, комиссар
батальона, азарт дискуссии, знак пунктуации, сбор
по традиции, день с ветром, институт информации.

Задание 2. Объясните написание н

и нн


по образцу.

Образец: копчёность — копчёный.

Смышлёность, воспитанник, мудреность,
масленица, избранник, туманность, путаница,
запутанность, ремесленник, юность.

Задание 1. Превратите причастия в
прилагательные.

Образец: печенная в золе рыба — печеная рыба,
позолоченное кольцо — золоченое кольцо.

Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок,
растопленное масло, груженная лесом баржа,
вымощенная улица, раненный в руку воин, давно не
крашенные волосы, незасеянное поле, посаженные
детьми кусты.

Задание 2. От данных слов образуйте наречия с
помощью суффикса –о-

Бешеный, самонадеянный, торжественный,
масленый, ветреный, буйный, безымянный,
безветренный, организованный, продуманный,
неслыханный.

Задание 1. Образуйте краткую форму, выделите
орфограмму.

Спутанные волосы, рассыпанные бусы,
перекрашенные чулки, художественные
произведения, многочисленные огни, стриженые
волосы, данные слова, юные существа, образованные
юноши, сосредоточенные лица.

Задание 2. Превратите прилагательные в
страдательные причастие, добавив либо зависимое
слово, либо приставку.

Моченые яблоки, раненая птица, стеганая куртка,
крашеные волосы, соленая рыба, нестриженые дети,
жженый уголь, некормленый скот.

Задание 1. Вставьте н
или нн
, объяснив
свой выбор.

Краше_ый в синий цвет, посаже_ый под икону гость,
посаже_ый отец,

Прида_ое невесты, улицы пусты_ы, прида_ый
командарму, сви_ые туши, движения царстве_ы, давно
не краше_ые волсоы, смышле_ые дети.

Задание 2. Запишите все исключения по теме “Н

и НН
в прилагательных”.

Задание 1. Образуйте от данных глаголов краткие
причастия и наречия, составьте словосочетания и
запишите их.

Образец: запутать — шерсть запутана, говорить
запутанно.

Организовать, сосредоточить, оживить,
заслужить, напрячь, вдохновить, возбудить,
рассеять, взволновать, осудить.

Задание 2 Подчеркните слова с суффиксом –онн-.

Сезонный, радиационный, бездонный,
композиционный, революционный, бульонный,
законный, бессонный, неугомонный, комиссионный,
наклонный, шаблонный, инерционный, вагонный,
бетонный, реакционный, операционный.

Задание 1. Объясните написание следующих слов
(покажите графически).

Кошеный луг — нескошенный луг

Крашеное изделие — давно не крашенный забор

Плетенная умельцем корзина — корзина не
сплетена

Купленный хлеб — раненый солдат

Данный пример — тканый узор

Полусожженная рукопись — полувяленая рыба

Мороженое мясо — незамороженная ягода

Задание 2. Запишите слова-исключения по теме “Н

и НН
в причастиях и отглагольных
прилагательных”.

Задание 1. Образуйте прилагательные от
существительных и глаголов, данных в скобках,
запишите с ними словосочетания, объясните
графически н
или нн
.

(Дискуссия) вопрос, (ветер) молодой человек, (без
ветра) погода, (вагон) мастер, (вдохновение)
музыка, (газифицировать) район, (пчела) воск,
(делать) испуг, (ткать) ковер, (семена) фонд, (орел)
взгляд, (воробей) чириканье, (дивизия) медсанбат,
(не ждать) визит.

Задание 2. Объясните написание н
или нн
.

Решения обдуманны (верны) — все ходы обдуманы

Взгляды устремлены вдаль — движения
устремленны (решительны)

Бумаги направлены в суд — двигать направленно

Задание 1. Образуйте от глаголов причастия и
прилагательные.

Образец: белить — беленый, давно не беленные
стены.

Квасить, косить, мостить, плавить, студить,
топить, учить.

Задание 2. Объясните написание по образцу:
тканный золотом платок (есть зависимое слово).

Спрятанное мороженое, запутанное дело, путаная
история, юный шахматист, история запутанна,
нерешенная задача, нетканый материал, золоченая
нить, неразгаданная тайна, слоеный пирог,
кипяченая вода.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы,
распределите в две колонки с н
и нн.

Смуще_ый ю_оша, беше_ый пес, квалифицирова_ый
работник, кова_ая решетка, выполне_ая работа,
журавли_ый крик, око_ые рамы, смышле_ый малыш,
непаха_ые поля, суше_ые на солнце грибы, ветря_ой
двигатель, безветре_ая погода, поране_ый палец,
жела_ый день.

Задание 2. Рядом с полными причастиями и
прилагательными запишите краткие.

Испеченная рыба —

Засеянное поле —

Священная клятва —

Желанные праздники —

Медленные движения

Рассеянные ветром тучи —

Сосредоточенные лица —

Испытанные друзья –

Задание 1. Спишите, вставляя буквы, объясняя
орфограммы.

Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая
капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли
организова_о; озабоче_ы состоянием больного;
кваше_ы в бочке; вести себя сдержа_о; подростки
неуравновеша_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и
несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о
прида_ое; пече_ая тыква.

Задание 2. Составьте и запишите предложения или
словосочетания со словами:

Воспитаны — воспитанны, изолированы —
изолированны, спаяны — епаяннм, рассеяны —
рассеянны, сдержаны — сдержанны.

Контрольный словарный диктант

Зеленый лес, масляный двигатель, масленый блин,
оловянный солдатик, ветреный день, жженый сахар,
нечаянный успех, балованный ребенок, свиной
хвост, жеванный- изжеванный лист, подкованный
конь, неожиданный успех, прийти
нежданно-негаданно, невиданный рассвет,
неслыханная весть, медленный ход, невестино
приданое, нетканая скатерть, смышленый малец,
полувяленая рыба, долгожданный визит, кожаный
плащ, свежевыкрашенный забор, легковерный зверь,
ветряная мельница, беспрестанный дождь,
сожженное письмо, ломаная линия, кипяченая вода,
замечание ценно, искусственный мед, печеное
яблоко, недоеные коровы, сеченные градом поля,
названный брат, раненный в грудь, странный
случай, целинный урожай, подлинная история,
миллионный житель, истинные ценности, валяная
обувь, стреляный воробей, подлинная истина, дети
рассеянны и невнимательны, тучи рассеяны, пахнет
пряно шафраном, румяная именинница, полынные
заросли, отчаянный юноша, бешено бьющееся сердце,
государственные таможенники, чеканный шаг,
рваная рана.

Седьмой этап.
Подведение итогов экспертной
группой, выставление баллов в табло результатов.

Восьмой этап. Домашнее задание.

Но я хочу отметить, что работу с компьютером в
преподавании русского языка нужно рассматривать
как дополнение к традиционным приёмам и методам
обучения. Он не может полностью заменить учителя.
Ведь за учителем остаётся ведущая роль
“режиссера” урока и всего процесса обучения, а
компьютер является лишь помощником,
методическим инструментом наряду с другими
средствами обучения.

Один из видов творческих работ на уроках русского языка — создание текстов, насыщенных словами с определенными орфограммами. Работать с ними можно по-разному: вставлять буквы, диктовать соседу по парте или всему классу, можно сделать интерактивный диктант. Обычно мы устраиваем конкурс таких текстов. Критерии оценивания: уровень сложности, насыщенность нужными орфограммами, смысловая связность, художественные достоинства. Вот пример такого диктанта.

Галлюцинации на тему «н и нн»

Они шли вперед, еле-еле волоча ноги, изнуренные, замученные и иссушенные палящим безжалостным солнцем. Пустынно было лишенное облаков, крашенное одной ярко-голубой краской небо, а под ним царственно и безмолвно раскинулась песчаная бесконечная пустыня. Ноги тонули в тоннах мелкого, шершавого, будто просеянного через деревянное плотное сито песка, сонно, лениво и величественно пересыпающегося накладывающимися друг на друга слоями. Погода стояла душная, безветренная, бесконечно длинно и медленно тянулся день. Не попадалось никакой живности вокруг, лишь иногда показывались скорпионы и невиданной расцветки пустынные змеи. Воды не было совсем.

Четыре дня назад их джип-внедорожник, нахваленный шулерами маркетинга, навечно и беспричинно заглох в одной из песчаных дюн. Передовые мобильные телефоны наотрез отказывались работать, и даже GPS от жары заглючил: то показывал маршрут, направленный строго по кругу, то определял свое местоположение где-то в районе осенней, дождливой Москвы, как бы озвучивая общее желание вернуться на желанную, родную, но недосягаемую родину. Сначала все крепились: побросали в погибшую машину кожаные куртки, захватили наполненные провиантом и вещами сумки, выложив из них непонятно зачем взятые с собой вязаные шапки — зачем они вообще в Египте нужны? И отправились в путь, надеясь скоро наткнуться на туристическую группу или выйти в город. Но не вышло.

Вода закончилась в конце того же злополучного дня. Кто-то неумело пошутил о том, что можно собрать кактусов, но вскоре шутка была воспринята всерьез. Однако жеваный кактус ни голода, ни жажды не утолил. Начались галлюцинации. Не привыкли, однако, москвичи к такой жаре и столь экстремальным условиям. Одному чудились оазисы на каждом шагу, второй вполголоса мечтал о жаренной с укропом домашней картошке, третий грезил о кипяченом деревенском молоке.

Третья ночь встретила их умиротворяющей прохладой, подобной смоченной в уксусе повязке, наложенной на лоб больного в горячке. А когда бред немного поутих и они снова продолжили путь, багряное солнце зари, солнце, которое они столько раз успели возненавидеть, осветило пики построенных древними египетских пирамид, усыпальниц фараонов. Осветило караван дремлющих верблюдов и самодельные палатки более благоразумных и удачливых туристов. Осветило их спасение.
Воробьева Анастасия, 10б класс

Правописание Н и НН в разных частях речи

Упражнения

1. Образуйте от существительных и глаголов прилагательные по образцу:

кожа
– кожан
ый: песок, рожь;

барабан
– барабанн
ый: брань, ураган, карман, туман, весна, манна, рань;

глина
– глинян
ый: береста, вода, жесть, смола, шерсть, торф;

вязать
– вязан
ый: драть, звать, путать, тесать, ковать, жевать, резать, стирать;

валять
– валян
ый: веять, паять, сеять, стрелять.

2. От данных существительных образуйте прилагательные, выделите суффикс.

Гусь, комар, пчела, лев, мышь, петух, муравей, соловей, змея, гость, тополь, длина, равнина, старина, целина, свинья.
Инфекция, станция, лекция, традиция, пенсия, экзамен, сезон, лимон, полынь, струна, пустыня, чугун, ворона, конь.

3. Образуйте от существительных и глаголов прилагательные, суффиксы выделите по образцу:

болезнь
– болезненн
ый.
Утро, обед, жизнь, мысль, огонь, письмо, число, клюква, солома, листва, мужество, отечество, родство, чувство.

бесить
– бешен
ый.
Валять, гладить, дарить, жечь, калить, клеить, кипятить, косить, жарить, стричь, ранить, учить, слоить.

4. Графически объясните написание н
и нн
в словах:

кошен
ый луг – некошен
ый, скошенн
ый и кошенн
ый по росе луг;
выкрашенн
ый забор – крашеный – давно не крашенн
ый– некрашен
ый;
неткан
ая скатерть – тканн
ая золотом – сотканн
ая – несотканн
ая;
ранен
ый воин – раненн
ый в бою – легкоранен
ый – поранен
ы плугом;
жжен
ый сахар – полусожженн
ая рукопись – выжженн
ая пустыня.

5. Проведите выборочный диктант с объяснением. Выпишите в два столбика слова с н
и нн
.

1) Старый Мазай любит до страсти свой низменный край (Н.Некрасов).
2) Дорога лежала через бывшее ржаное поле. 3) Торжественным маршем вступила на землю весна. 4) Тянуло в каменные корпуса, где пахло машинным маслом. 5) Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку (А.Фадеев).
6) Ни санного, ни звериного следа не было видно. 7) Послышался стук лошадиных копыт: выводили из конюшни ворон
ого коня. 8) Станица обнесен
а землян
ым валом (Л.Толстой).
9) Настя была столь же ветрен
а, как и ее барышня(А.Пушкин)
. 10) Ночь была безветренн
ая.

7. Спишите, образуйте от данных слов с помощью суффиксов -ость-, -ний-, -ений-
существительные, обозначьте орфограммы.

8. Объясните написание н
и нн
в словах.

Прян
ик, тружен
ик, гостин
ица, морожен
ое, путешественн
ик, дружинн
ик, родственн
ик, малинн
ик, священн
ик, воспитанн
ик, учен
ик, лиственн
ица, конн
ица, гривенн
ик, имен
инн
ик, пленн
ик, ставленн
ик, коноплян
ик, нефтян
ик, сушен
ица, учительн
ица, путан
ица, торжественн
ость.

9. Перестройте словосочетания так, чтобы проиллюстрировать все возможные случаи написания причастий.

Образец:
тушен
ые овощи (несов. вид, нет зависимого слова, приставки); тушенн
ые в горшочке (з.с.); нетушен
ые (приставка не-

не влияет на правописание); потушенн
ые овощи (приставка).
Кован
ый сундучок, груженн
ая кирпичом баржа, стрелян
ые гильзы, раненн
ый в плечо, названн
ый в честь, сеченн
ые градом поля, купленн
ый товар.

10. Объясните написание

н


и

нн


, указав слово, от которого образовано сложное прилагательное: широколистве

нн


ое

(лиственн
ое).

Болезненн
о вялый вид, длинн
орукий юн
оша, прян
о-нежный аромат, послеобеденн
ый сон, свежеморожен
ое мясо, свежезамороженн
ые фрукты, самоткан
ый ковер, малоношен
ый пиджак, высокохудожественн
ый вкус, долгожда_ый новорожде_ый, малоезже_ый путь, новоявле_ое учреждение, узковедомстве_ые интересы, обществе_о полезный труд.

11. От данных глаголов образуйте страдательные причастия с приставками и отглагольные прилагательные без приставок.

Образец:
белить – выбеленный – беленый.

Вязать, клеить, коптить, ломать, мочить, носить, пахать, пилить, плести, пугать, рвать, чесать, солить, сушить, точить, красить.

12. Вставьте пропущенные буквы, найдите слова с суффиксами, суффиксы выделите.

Каме_ый, сви_ой, рья_ый, мороз_ый, осе_ий, дли_ый, ю_ый, весе_ий, ра_ий, со_ый, шабло_ый, бето_ый, накло_ый, пря_ый, румя_ый, племе_ой, гости_ый, революцио_ый, воро_ий, пога_ый.

13. От данных слов с помощью суффиксов

-ник-, -ость-, -ик-


образуйте, если возможно, производные слова по

образцу: родственный
– родственн
ик, родственн
ость.

Подлинный, современный, ветреный, прелестный, мужественный, низменный, квалифицированный, искусственный, хозяйственный, странный.

14. Объясните разницу в написании однокоренных слов.

1) Все мои друзья образованн
ы. Комиссии уже образован
ы.
2) Лица солдат суровы и озабоченн
ы. Мы были озабочен
ы зачетом.
3) Сборы прошли организованн
о. Организован
о хорошее питание.
4) Шерсть вся запутан
а котенком. Эта история запутанн
а и неясна.
5) Море взволнован
о бурей. Говорил взволнованн
о, горячо.

15. Экспресс-диктант (в 1-м столбике запишите номера слов с н
, во 2-м – с нн
).

1) Размешанн
ые краски,
2) бесценн
ая вещь,
3) выкрашенн
ые лавки,
4) поляна освещен
а,
5) ткан
ый узор,
6) туристы размещен
ы,
7) комиссия образован
а,
8) румян
ые лица,
9) свин
ые окорока,
10) некрашен
ая ткань,
11) писан
ая красавица,
12) тетрадь исписан
а,
13) кожан
ый портфель,
14) ветрен
ый день,
15) ветрян
ой двигатель,
16) безветренн
ый день,
17) рассеянн
ый мальчик,
18) нечаянн
ая ошибка.

КАРТОЧКИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

1

Задание 1.

Запишите рядом с полной формой краткие формы прилагательного.
Образец:
румяный
ребенок румян, девочка румяна, дитя румяно
.

Несравненный, единый, ценный, революционный, пустынный, современный.

Задание 2.

Объясните написание слов с помощью прилагательных, от которых они образованы.
Образец:
масле
н

ица – масле
н

ый (блин).

Непринужденн
ость, бешен
о, бесцеремонн
ость, жизненн
о, доверенн
ость, гостин
ица, ветрен
о, лиственн
ица, карманн
ик, таможенн
ик, родственн
ик.

2

Задание 1.

Вставьте н

и нн

, выделите суффиксы.

Телефо_ый разговор, настоль_ый теннис, земля_ая насыпь, журавли_ый крик, урага_ое предупреждение, беспричи_ое опоздание, искус_ый оратор, искусстве_ый алмаз, сезо_ая работа, цели_ый район, серебря_ая нить, деревя_ая солонка.

Задание 2.

Образуйте от данных прилагательных их краткую форму в женском роде.

Неожиданный, священный, ветреный, пустынный, длинный, румяный, юный, искусный, раненый, образованный, искусственный.

3

Задание 1.

Замените данные словосочетания синонимичными выражениями, выделите суффиксы.
Образец:
время революции – революцио
нн

ое время.

Командир дивизии, автобус для экскурсии, треугольник с равными сторонами, комиссар батальона, азарт дискуссии, знак пунктуации, сбор по традиции, день с ветром, институт информации.

Задание 2.

Объясните написание н

и нн

по образцу.
Образец:
копче
н

ость – копче
н

ый
.

Смышлен
ость, воспитанн
ик, мудрен
ость, маслен
ица, избранн
ик, туманн
ость, путан
ица, запутанн
ость, ремесленн
ик, юн
ость.

4

Задание 1.

Превратите причастия в прилагательные.
Образец:
пече
нн

ая в золе рыба – пече
н

ая рыба, позолоче
нн

ое кольцо – золоче
н

ое кольцо
.

Квашенн
ая в бочке капуста, побеленн
ый потолок, растопленн
ое масло, груженн
ая лесом баржа, вымо-щенн
ая улица, раненн
ый в руку воин, давно не крашенн
ые волосы, незасеянн
ое поле, посаженн
ые детьми кусты.

Задание 2.

От данных слов образуйте наречия с помощью суффикса -о-

.

Бешеный, самонадеянный, торжественный, масленый, ветреный, буйный, безымянный, безветренный, организованный, продуманный, неслыханный.

5

Задание 1.

Образуйте краткую форму, выделите орфограмму.

Спутанные волосы, рассыпанные бусы, перекрашенные чулки, художественные произведения, многочисленные огни, стриженые волосы, данные слова, юные существа, образованные юноши, сосредоточенные лица.

Задание 2.

Превратите прилагательные в страдательные причастия, добавив либо зависимое слово, либо приставку.

Моченые яблоки, раненая птица, стеганая куртка, крашеные волосы, соленая рыба, нестриженые дети, жженый уголь, некормленый скот.

6

Задание 1.

Вставьте н

или нн

, объяснив свой выбор.

Краше_ый в синий цвет; посаже_ый под икону гость; посаже_ый отец; прида_ое невесты; улицы пусты_ы; полк, прида_ый командарму; сви_ые туши; движения царстве_ы; давно не краше_ые волосы; смышле_ые дети.

Задание 2.

Запишите все исключения по теме «Н

и нн

в прилагательных».

7

Задание 1.

Образуйте от данных глаголов краткие причастия и наречия, составьте словосочетания и запишите их.
Образец:
запутать – шерсть запута
н

а, говорить запута
нн

о
.

Организовать, сосредоточить, оживить, заслужить, напрячь, вдохновить, возбудить, рассеять, взволновать, осудить.

Задание 2.

Подчеркните слова с суффиксом -онн-

.

Сезонный, редакционный, бездонный, композиционный, революционный, бульонный, законный, бессонный, неугомонный, комиссионный, наклонный, шаблонный, инерционный, вагонный, бетонный, реакционный, операционный.

8

Задание 1.

Объясните написание следующих слов (покажите графически).

Кошен
ый луг – нескошенн
ый луг
крашен
ое изделие – давно не крашенн
ый забор
плетенн
ая умельцем корзина – корзина не сплетен
а
купленн
ый хлеб – ранен
ый солдат
данн
ый пример – ткан
ый узор
полусожженн
ая рукопись – полувялен
ая рыба
морожен
ое мясо – незамороженн
ая ягода

Задание 2.

Запишите слова-исключения по теме «Н

и нн

в причастиях и отглагольных прилагательных».

9

Задание 1.

Образуйте прилагательные от существительных и глаголов, данных в скобках, запишите с ними словосочетания, объясните графически н

или нн

.

(Дискуссия) вопрос, (ветер) молодой человек, (без ветра) погода, (вагон) мастер, (вдохновение) музыка, (газифицировать) район, (пчела) воск, (делать) испуг, (ткать) ковер, (семена) фонд, (орел) взгляд, (воробей) чириканье, (дивизия) медсанбат, (не ждать) визит.

Задание 2.

Объясните написание н

или нн

.

Решения обдуманн
ы (верны) – все ходы обдуман
ы
Взгляды устремлены вдаль – движения устремленн
ы (решительны)
Бумаги направлен
ы в суд – двигаться направленн
о

10

Задание 1.

Образуйте от глаголов причастия и прилагательные.
Образец:
белить – беле
н

ый, давно не беле
нн

ые стены
.

Квасить, косить, мостить, плавить, студить, топить, учить.

Задание 2.

Объясните написание по образцу: тка
нн

ый золотом платок
(есть зависимое слово).

Спрятанн
ое морожен
ое, запутанн
ое дело, путан
ая история, юн
ый шахматист, история запутанн
а, нерешенн
ая задача, неткан
ый материал, золочен
ая нить. неразгаданн
ая тайна, слоен
ый пирог, кипячен
ая вода.

11

Задание 1.

Вставьте пропущенные буквы, распределите в две колонки с н

и нн

.

Смуще_ый ю_оша, беше_ый пес, квалифицирова_ый работник, кова_ая решетка, выполне_ая работа, журавли_ый крик, око_ые рамы, смышле_ый малыш, непаха_ые поля, суше_ые на солнце грибы, ветря_ой двигатель, безветре_ая погода, поране_ый палец, жела_ый день.

Задание 2.

Рядом с полными причастиями и прилагательными запишите краткие.

Испеченная рыба –
засеянное поле –
священная клятва –
желанные праздники –
медленные движения –
рассеянные ветром тучи –
сосредоточенные лица –
рассеянные ученики –
испытанные друзья –

12

Задание 1.

Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.

Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; огурцы, кваше_ые в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеше_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква; прида_ые полку танки.

Задание 2.

Составьте и запишите предложения или словосочетания со словами:

воспитан
ы – воспитанн
ы, изолирован
ы – изолированн
ы, спаян
ы – спаянн
ы, рассеян
ы – рассеянн
ы, сдержан
ы – сдержанн
ы.

Контрольный словарный диктант

Зеленый лес, масляный двигатель, масленый блин, оловянный солдатик, рдяный рассвет, ветреный день, жженый сахар, нечаянный успех, балованный ребенок, свиной хвост, жеваный – изжеванный лист, подкованный конь, неожиданный успех, прийти нежданно-негаданно, невиданный рассвет, неслыханная весть, медленный ход, невестино приданое, нетканая скатерть, смышленый малец, полувяленая рыба, долгожданный визит, кожаный плащ, свежевыкрашенный забор, легковерный зверь, ветряная мельница, беспрестанный дождь, сожженное письмо, ломаная линия, кипяченая вода, замечание ценно, искусственный мед, печеное яблоко, недоеные коровы, сеченные градом поля, названый брат, раненные в грудь, странный случай, целинный урожай, недлинная история, миллионный житель, истинные ценности, валяная обувь, стреляный воробей, подлинная истина, дети рассеянны и невнимательны, тучи рассеяны, пахнет пряно шафраном, румяная именинница, полынные заросли, отчаянный юноша, бешено бьющееся сердце, государственные таможенники, чеканный шаг, рваная рана.

Всегда –НН-

Всегда –Н-

Непроизводные прилагательные.

невиданный

читанный

священный

смышленый

багряный

неслыханный

желанный

слышанный

приданое невесты

рдяный

негаданный

жеманный

ставленный

посажёный отец

пьяный

нежданный

обещанный

деланный

названый брат

румяный

неожиданный

считанный

штукатуренный

прощёное воскресенье

зеленый

нечаянный

нетленный

чванный

конченый человек

свиной

венчанный

бороненный

лелеянный

кованый жеваный

вороной

чванный

мысленный

черпанный

стираный-перестираный

пряный

раненый

юный

Словарные диктанты.

  1. Булка испечена, лицо взволнованно, избраны депутатами, жесты изысканны, дверь заколочена, окована цепью, волосы взъерошены, молодежь эрудированна и образованна, хорошо характеризованы, ответы слабы и неуверенны.
  2. Море взволновано ветром, почта принесена, совершенны по форме, средства изысканы, ответы неуверенны, ноги обморожены, обои наклеены, лицо желто и сморщенно, принесены рисунки, поступки рискованны.
  3. Ограничено правилами, атака отражена, она талантлива и воспитана, лицо задумчиво и сосредоточенно, болезнь запущена, работа зачтена, возведена на престол, расположено в горах.

Слова для линокарт и перфокарт.

Мужественный наклонно скошенный

Занесенный скреплены постиранный

Навеянный юность напряжённо

Немощеный чеканно отвлеченный

Овсяный трактованный замороженный

Руганый-переруганый просяной домотканый

Рыхленый стираный-перестираный асфальтированный

Уверенность неожиданно настенный

Усовершенствованный песчаный завоеванный

Мученик деревянный нежданный

Надуманный непрошеный приданое

Черченный мелом длинно смышленый

Мороженный во льду преданно изъезженный

Задуманный надуманный израненный

Печенный в золе ветреный подлинный

Тесты.

1 вариант.

1.В каком ряду во всех словах пишется НН?

1) Будем открове…ы, проза совреме…ика, беше…ая собака.

2) Правле…ая рукопись, решение зако…о, животное взбеше…о.

3) Ответить рассея…о, вечный стра…ик, ученики недисциплинирова…ы.

4) Лату…ые трубы, вяза…ая шапка, выборы преждевреме…ы.

1) Раны множестве…ы, бойцы ране…ы, движения скова…ы холодом.

2) дети воспита…ы и аккуратны, задачи реше…ы, планы расстрое…ы.

3) Аргументы взвеше…ы и точны, белье развеша…о, мы удивле…ы.

4) Маршруты определе…ы, поле скоше…о, дети смышле…ы.

3
. В каком ряду во всех словах пишется НН?

1) Ответить письме…о, гости…ая, овся…ый, овчи…ый.

2) Пусты…ый, деревя…ый, серебря…ый, ветре…ый.

3) Окраи…ый, подли…ый, невида…ый, уронить нечая…о.

4) Золоче…ые купола, слома…ые часы, беле…ые маляром потолки, безветре…ый день.

2 вариант.

1. В каком ряду во всех словах пишется НН?

1) Кова…ая решетка, масля…ая краска, свежезамороже…ая рыба, цели…ые земли.

2) Строче…ая шелком блузка, переперче…ая еда, незва…ый гость, долгожда…ый ответ.

3) Замасле…ый фартук, штопа…ый-перештопа…ый шарф, моче…ые яблоки, гравирова…ая надпись.

4) нереше…ый вопрос, броше…ая бочка, бракова…ая деталь, импровизирова…ый концерт.

2.В каком ряду во всех словах пишется Н?

1) Окруже…ы забором, лица рассея…ы, экзамены выдержа…ы, уже глаже…ые вещи.

2) Тяжелоране…ый сапер, масле…ый блин, реше…ый пример, посаже…ый отец.

3) Краше…ые двери, нехоже…ые тропы, нежда…ый гость, бракова…ые детали.

4) Свежемороже…ые овощи, домотка…ая скатерть, смышле…ый малыш, некоше…ые травы.

3. В каком ряду во всех словах пишется НН?

1) Бара…ий, да…ый, беше…ый, паха…ый.

2) Песе…ый, балова..ый, пусты…ый, отчая…ый.

3) Серебря…ый, реше…ый, непроше…ый, свежескоше…ый.

4) Негада…ый, жаре…ый на костре, несоле…ый, заказа…ый.

3 вариант.

1. В каком ряду все слова пишутся с НН?

1) Луже…ая кастрюля, неприбра…ая комната, дубле..ый полушубок, це…ые факты.

2) Купле…ые игрушки, погаше…ый огонь, груже…ая песком тачка, гаше…ая известь.

3) Рассея…ые ученики, свяще…ый долг, сказа…ое слово. тисне…ая золотом грамота, прекло…ый возраст.

4) Чита…ая-перечита…ая книга, ране…ый в руку боец, глаже…ое белье, рискова…ое поведение.

2. В каком ряду все слова пишутся с Н?

1) Сви…ая котлета, оцинкова…ое ведро, ветре…ая погода, дикови…ый зверь, пчели…ый рой.

2) Ветря…ая мельница, беше…ая скорость, гости…ый двор, незва…ые гости, полотня…ый завод.

3) Овчи…ый тулуп, серебря…ый перстень. подветре…ая сторона, некупле…ые подарки, мече…ый атом.

4) Лебеди…ая песня, беле…ые потолки. плене…ый рыцарь, нежда…ый гость.

3. В каком ряду все слова пишутся с НН?

1) Подветре…ая сторона, некормле…ый скот, стекля…ая дверь, незапятна..ая совесть.

2) Жела…ый ребенок, нечая…ая радость, корчева…ый участок, низи…ые кустарники.

3) Оловя…ые детали, газирова…ая вода, перче…ый-переперче….ый суп, подли…ый случай.

4) Асфальтирова…ое шоссе, безветре…ый день, несея…ые травы, рассея…ый ученик.

Материал для индивидуальных карточек.

  1. Коше…ая трава, скоше…ая трава, коше…ая утром трава, точе…ые ножки, заточе…ый карандаш, точе…ый мастером брус, плете…ое кресло, сплете…ые ветви, искусно плете…ые кружева, тка…ая скатерть, сотка…ая скатерть, тка…ая мастерицей скатерть, вяза…ый шарф, связа…ый шарф, вяза…ый бабушкой шарф, травле…ый волк, затравле…ый волк, травле…ый собаками волк.
  2. Чище…ая обувь, нечище…ая обувь, непочище…ая обувь, чище…ая мальчиком обувь, краше…ый пол, некраше…ый пол, краше…ый кистью пол, зва…ый обед, незва…ый гость, вызва…ый врач, зва…ые к ужину гости, мороже…ая рыба, немороже…ая рыба, свежемороже…ая рыба, мороже…ая на зиму рыба, золоче…ая трость, позолоче…ая трость, золоче…ая мастером трость.
  3. Купле…ый билет, лише…ый голоса, броше…ый мяч, реше…ый вопрос, неслыха…ый скандал, рожде…ый зимой, плене…ый враг, да…ый случай, нежда…ый гость, отчая…ый боец, свяще…ый долг, обиже…ый друг, испуга…ый воробей, виде…ый фильм, погаше…ый огонь, взволнова…ая речь, штопа…ый носок, пуга…ая взрывом ворона, корчева…ый лес, кова…ый сундук, закова…ый в латы.

В старинной гостинице.

В тума…ой дали песча…ого берега тускло светились багря…ые огни стари…ой гости…ицы. В гости…ой на краше…ом полу, украше…ом затейливым орнаментом, стоял искус…о сдела…ый стол с искусстве…ыми цветами в стекля…ой вазе. Точе…ые ножки стола с заточе…ыми концами были позолоче…ы. Жже…ые спички лежали на подставке серебря…ого подсвечника с зажже…ыми свечами, рядом стояла позолоче…ая ваза с позолоче…ыми ручками. В ней изумле…ому взору открывался стра…ый набор варе…ых овощей, моче…ых яблок, солее…ых огурцов и кваше…ой капусты. Копче…ая колбаса, туше…ое мясо, мороже…ая рыба, замороже…ые лангусты, толчее…ые орехи, сви…ые отбивные лежали в серебря…ых чашах. На отглаже…ой тка…ой скатерти, сотка…ой из белоснежного льна, стояли деревя…ые блюда, стекля…ые фужеры, оловя…ые ложки, костя…ые вилки. Сквозь закопче…ые стекла еле пробивался лу…ый свет.

Материал взят из следующих пособий:

Иванова С.Ю., Экзаменационные «ловушки». Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Самара, 2006.

Ахрименкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. М.: Просвещение, 2005.

Русский язык 8 класс — 10 вариантов итоговых работ для подготовки к всероссийской проверочной работе — Ж. И. Дергилёва 2020

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Особе(н,нн)о хорош.. осе(н,нн)ий лес! (По)всюду сколько хватает глаз разброса(н,нн)ы опавшие (ярко)жёлтые и (багрово)красные листья (из)под них (кое)где виднеются усыпа(н,нн)ые ягодами веточ..ки брусники и зелёный мох. Пусты(н,нн)о и тихо вокруг. Лишь иногда пролетит синич..ка зац(е/и)пившись(3) за ветку крылом да прокукует (в)дали кукушка. (В)верху в самой вышине проносят..ся стаи журавлей спешащих на юг. Птицы (не)покидающие родные края соб(е/и)раются на зимовку (в)близи человеческого жилья.

(Не)настные дни… Сквозь почти (не)прерывную гряду свинцовых туч.. иногда проглядывает (не)затянутый облаками клоч(о,ё)к неба. (Не)решительный луч.. солнца (не) надолго к(о/а)снётся земли и (в)новь серая п(е/и)лена тумана скрывает (не)взрачный пейзаж. Поле засея(н,нн)ое(2) озимыми ярко зелене(е/и)т и ждёт своё снежное покрывало.

И вот уже (не)далеко до первых (не)жда(н,нн)ых зам..розков. (Не)внятный ш(о/ё)рох листьев затих (не)слышен больше птичий свист. Всё готово к наступлению зимы.(4)

Ответ:

Особенно хорош осенний лес! Повсюду, сколько хватает глаз, разбросаны опавшие ярко-жёлтые и багрово-красные листья, из-под них кое-где виднеются усыпанные ягодами веточки брусники и зелёный мох. Пустынно и тихо вокруг. Лишь иногда пролетит синичка, зацепившись(3) за ветку крылом, да прокукует вдали кукушка. Вверху, в самой вышине, проносятся стаи журавлей, спешащих на юг. Птицы, не покидающие родные края, собираются на зимовку вблизи человеческого жилья.

Ненастные дни… Сквозь почти непрерывную гряду свинцовых туч иногда проглядывает не затянутый облаками клочок неба. Нерешительный луч солнца ненадолго коснётся земли — и вновь серая пелена тумана скрывает невзрачный пейзаж. Поле, засеянное(2) озимыми, ярко зеленеет и ждёт своё снежное покрывало.

И вот уже недалеко до первых нежданных заморозков. Невнятный шорох листьев затих, неслышен больше птичий свист. Всё готово к наступлению зимы.(4)

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) — морфемный разбор слова;

(3) — морфологический разбор слова;

(4) — синтаксический разбор предложения.

Ответ:

Морфемный разбор слова

засеянное(2)

засеянное (за — приставка, се — корень, я, нн — суффиксы, ое — окончание, засеянн — основа слова)

Морфологический разбор слова

Зацепивпшсь(3)

1. Пролетит (как?) зацепившись — деепричастие.

2. Морф. признаки: неизм. ф., сов. в., возвр.

3. В предложении является обстоятельством.

Синтаксический разбор предложения

Всё готово к наступлению зимы(4).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: всё (подлежащее, выражено местоимением), готово (сказуемое, выражено кратким причастием).

Второстепенные члены предложения: (готово) к наступлению — дополнение, выражено именем существительным с предлогом; (к наступлению) зимы — дополнение, выражено именем существительным.

3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) ушёл (не)надолго, (не)предусмотренные расходы, ничуть (не)потрёпанный.

2) (не)далёкое село, (не)затопленная дорога, поступить (не)неразумно

3) (не)взирая по сторонам, (не)загашенная мной спичка, ничуть (не)подготовленный

4) (не)радостные вести, желание (не)преодолимо, (не)деревянная ручка

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) правильный выбор ряда слов: не взирая по сторонам, не загашенная мной спичка, ничуть не подготовленный;

2) объяснение условия выбора раздельного написания: не взирая (деепричастие) по сторонам, не загашенная (причастие, есть зависимое слово) мной спичка, ничуть не подготовленный (причастие, есть зависимое слово).

Ответ может быть дан в иной формулировке.

4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

1) пища приготовле(н,нн)а, фасова(н,нн)ые фрукты, они сосредоточе(н,нн)ы и внимательны

2) пиле(н,нн)ые дрова, рубле(н,нн)ая капуста, пря(н,нн)ая гвоздика

3) выпече(н,нн)ый пирог, обозначе(н,нн)ая на карте, писал сосредоточе(н,нн)о

4) оловя(н,нн)ая ручка, всё предусмотре(н,нн)о, писан(н,нн)ая картина

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) правильный выбор ряда слов: выпеченный пирог, обозначенная на карте, писал сосредоточенно;

2) объяснение условия выбора написания НН: выпеченный (причастие сов. вида, есть приставка) пирог, обозначенная (причастие сов. вида, есть приставка; возможно: причастие, есть зависимое слово) на карте, работал ответственно (наречие, образовано от слова с двумя НН).

Ответ может быть дан в иной формулировке.

5. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Вручит, принятый, эксперт, принесена

Ответ:

Вручи́т, при́нятый, экспе́рт, принесена́

6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) По истечении времени студенты вышли из аудитории.

2) Впоследствие все узнали правду.

3) Дорога домой была нелегкая и далека.

4) Невзирая на плохую погоду, мы пошли гулять.

Ответ:

Впоследствии все узнали правду. Дорога домой была нелегка и далека.

или

Впоследствии все узнали правду. Дорога домой была нелегкая и далекая.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 7 — 17.

Текст 2

(1)Что мы подразумеваем под словом «язык»? (2)0дин говорит, то есть, двигая губами и языком, «издает звуки разной высоты и силы». (3)Другой слушает и понимает его, то есть при помощи этих звуков узнаёт мысли своего собеседника. (4)Вот это явление мы и называем «языком». (5)Язык — удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли. (6)Именно в языке они закрепляются: и каждая в отдельности и все мысли человечества в их величавой совокупности. (7)Именно язык хранит и бережёт все людское познание с древнейших времен до наших дней, делает возможным само существование и развитие человеческой культуры.

(8)Разве не приходилось вам когда-либо встречаться с беззвучным, непроизносимым и неслышимым языком? (9)Бывает так: никто ничего не говорит. (10)Никто ни единого звука не слышит и даже не слушает. (11)И всё же люди оживленно беседуют. (12)Они великолепно понимают друг друга: отвечают, возражают, спорят… (13)«Похоже на сказку», — подумаете вы. (14)Между тем это странное явление и в этот миг перед вами. (15)Вы читаете то, что я написал. (16)Выражая мои мысли, я изобразил эти слова на бумаге много времени назад и за много километров от того места, где вы живёте. (17)Вы не знаете меня; я никогда в жизни не видал вас. (18)Вы ни разу не слыхали моего голоса, однако вступили в беседу. (19)Я рассказываю вам то, что думаю, и вы узнаёте мои мысли по поводу различных вещей. (20)Видимо, письмо — тот же язык. (21)А разве это, в свою очередь, не поразительнее всех так называемых «чудес» мира?..

(22)Много веков человечество видело именно «чудо» во всех явлениях языка: нашей звуковой, устной, речи и нашего письма. (23)И только теперь, в самые последние десятилетия, люди начали одну за другой разгадывать его увлекательные тайны. (24)Окончательно же раскрыть их еще предстоит языкознанию. (25)Это, возможно, сделает кто-либо из вас, моих сегодняшних читателей. (26)Быть учёным и разгадывать тайны языка — увлекательное занятие.

(По Л. Успенскому)

7. Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ:

Основная мысль текста.

Изучение языка, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли, — увлекательное занятие.

8. Определите и запишите микротему 1 абзаца текста.

Ответ:

Верный вариант ответа:

Содержание понятия термина «язык» с точки зрения учёных-лингвистов.

Микротема абзаца текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

9. Определите, каким средством языковой выразительности является слово удивительное (орудие) из предложения 5. Запишите ответ.

Ответ: эпитет.

10. В предложениях 1 — 4 найдите слово с лексическим значением «учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления». Выпишите это слово.

Ответ: орудие.

11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) оживлённо беседуют

2) нашего письма

3) вступили в беседу

4) один говорит

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) определение подчинительных словосочетаний: оживлённо беседуют, нашего письма, вступили в беседу;

2) определение вида подчинительной связи в словосочетаниях: вступили в беседу (управление), нашего письма (согласование), оживлённо беседуют (примыкание).

Ответ может быть дан в иной формулировке.

12. Из предложения 7 выпишите грамматическую основу.

Ответ: язык хранит, бережёт, делает.

13. Определите тип односоставного предложения 8. Запишите ответ.

Ответ: безличное.

14. Среди предложений 24 — 26 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) определение вводного слова: возможно;

2) подбор синонима к вводному слову.

Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: вероятно, должно быть, видимо.

Могут быть подобраны другие синонимы.

15. Среди предложений 25 — 26 найдите предложение с обособленным согласованным приложением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения: 25

2) обоснование условий обособления: приложение, выраженное нарицательным именем существительным, стоящим после определяемого слова, выраженного местоимением).

или

Принесена как пишется н или нн

Обоснование условии обособления может быть сформулировано иначе.

16. Среди предложений 14 — 16 найдите предложение с обособленным(-ми) согласованным(-ми) обстоятельством(-ами). Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения: 16

2) обоснование условий обособления: в предложении один обособленный деепричастный оборот, который находится в начале предложения и поэтому выделяется запятой только с одной стороны.

или

Принесена как пишется н или нн

Обоснование условий обособления может быть сформулировано иначе.

17. Среди предложений 11 — 12 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

Принесена как пишется н или нн

Выпишите номер этого предложения.

Ответ: 12.

  • Принес как пишется правильно
  • Принемайте или принимайте как пишется
  • Принаряженный как пишется и почему
  • Принаряженная девушка как пишется
  • Примыкающий как правильно пишется