Принцип стародума как основа новой жизни сочинение

Сочинения по литературе фонвизин стародум в комедии недоросль стародум один из главных положительных персонажей комедии недоросль. его характер и
  • Сочинения
  • По литературе
  • Фонвизин
  • Стародум в комедии Недоросль

Стародум – один из главных положительных персонажей комедии «Недоросль».  Его характер и важность роли проявляется не столько в конкретных действиях, сколько в речах и рассуждениях. Его слова олицетворяют мысли и взгляды самого автора.

Стародум самый старший из всех действующих лиц и наделен большой мудростью. Долгие годы своей жизни он проводил в Сибири, где честным трудом зарабатывал себе состояние. Но деньги не представляют для героя большой ценности сами по себе, ему важнее честность и нравственность. Поэтому он завещает своё состояние Софье, которая является его единственной племянницей. К тому же, он хочет найти для неё мужа, но не столько из богатых, сколько из добропорядочных людей.

Софья прибывает в поместье Простаковых, которые взяли её под опеку на время отсутствия дяди, считая его покойником. И сделали это не от чистого сердца, а из корыстных побуждений. Прибывая в их дом, Стародум сразу различает алчность и корыстные цели в их поведении, в их показушном гостеприимстве. Сам же он, привык в общении с людьми быть честным, говорить прямо, не льстить и не лизоблюдствовать.

Фамилия у него говорящая, как и других персонажей комедии. Она указывает на то, что мужчина привык жить по старым порядкам. Персонаж считает, что умный, но нечестный человек, является чудовищем.

Стародум в прошлом сам из дворянства, а в Сибирь уехал, чтобы не видеть, как люди лгут, предают и зарабатывают деньги воровством. Он ценит честный труд и в разговорах с Софьей признаёт, что достаток способен испортить молодёжь. Герой считает, что детей нужно воспитывать в любви к труду, прививая им чувство долга и справедливости, а также честность.

Стародум ведёт себя скромно и вежливо, даже с недостойными людьми, он считает, что не стоит опускаться до их уровня. По его мнению не стоит тратить время на перевоспитание злых людей, ведь каждый должен воспитать себя сам.

Можно сказать, что Стародум является самым значимым и положительным персонажем в комедии. Именно его устами говорит Фонвизин и через его реплики можно понять мировоззрение автора.

Читая произведения, стоит прислушаться к мнению данного персонажа по политическим, нравственным и педагогическим вопросам. Именно Стародум передаёт основной смысл комедии, всю её мораль, открыто насмехаясь на жадными, корыстными и недостойными людьми. Он бесспорно является важнейшим персонажем всей пьесы на которого следует обратить внимание.

Характеристика и образ Стародума в комедии Недоросль

Комедия « Недоросль» — одно из лучших произведений того времени, в котором заложен огромный, поучительный смысл. В произведении Фонвизина достаточно много отрицательных героев, которых автор не особо любит. Он их нарочно высмеивает, выставляя напоказ глупость персонажей. Как в любом произведении, если есть отрицательное, то, конечно, имеются и положительные. В комедии такие герои так же есть, они поддерживают такие взгляды, которые были у самого Фонвизина в те времена. Таким героем является Стародум.

Стародум является самым старшим и мудрым из всех участников действия. Свое состояние, которое он заработал в Сибири, трудясь там много лет, мужчина отдел племяннице Соне. Мужчина не зациклен на деньгах, ему главное то, какой человек. Он ценит нравственность, честность. Он хотел, чтобы его единственная племянница вышла замуж не по расчету, а по любви и была счастлива.  Стародум всегда справедливо относится к людям, старается помогать и рассудить, если надо.  За все свои годы жизни, а именно шестьдесят лет, герой набрался множественному жизненному опыту, который потом ему не раз пригождался.

Когда Стародум посещал Простковых, он понял, что они очень двуличные люди и сделают все, чтобы понравится. В их поведении было слишком много фальши и наигранности. Стародум, сам по себе, был честен со всеми и искренен в беседах. Его отличительной чертой было то, что он всегда говорил правду в лицо, какой бы она не была.

У многих персонажей комедии фамилии говорящие, так и у Стародума. Фамилия говорит сама за себя. Стародум был приверженцем старых порядок, он любил петровские времена в России. Одним из главных качеств, которым должен обладать человек, по мнению мужчины, должен был быть ум, но ум совмещен с честностью. Ведь мало быть просто умным.

Стародум всегда приветлив, скромен и доброжилателен. Он старается держаться достойно даже с падшими людьми. В комедии падшими людьми являются Простаковы и Скотинин. Мужчина уверен, что дети с детства должны приучаться к чести и долгу. Родители должны воспитывать детей, чтобы позже они выросли настоящими людьми и патриотами. В Софье Стародум видит свою отраду и гордость, он души не чает в племяннице.

Читателю становиться, очевидно, что именно такой герой, как Стародум полностью воплощение самого автора. Он размышляет так, как Фонвизин и поступки у них схожие. Ведь именно в репликах этого мужчины заключается весь смысл комедии « Недоросль». Образ Стародума, по моему мнению, самый важный в комедии.  Такие люди, как Стародум нужны были России.

Вариант 3

 В комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» поднимается проблема традиционного дворянского воспитания и образования. Герои произведения носят «говорящие» имена и относятся по своим характеристикам к положительным или отрицательным персонажам. Стоит отметить, что через образы положительных героев передана позиция самого писателя.

Одним из главных действующих лиц комедии является Стародум. Его имя говорит о том, что герой приверженец традиций старой эпохи, то есть эпохи правления Петра Ⅰ. Роль Стародума в произведении очень важна, он становится наставником для других лиц комедии. Герою на момент действий произведения 60 лет. Он приходится дядей Софьи. Девушка осталась сиротой, и Стародум взял ее на печении. Долгое время герой служил при дворе, но потом ушел в отставку. По вынужденным обстоятельствам Стародум отправляется в Сибирь и там честным путем наживает состояние. Во время его отъезда девушка находилась у дальних родственников – семьи Простаковых.

В пьесе Стародум появляется в конце первого явления и освобождает Софью от влияния на нее госпожи Простаковой, которая хочет выдать девушку замуж за своего сына Митрофана. Этой необразованной дворянской семье Стародум дает свою оценку и напрямую говорит о плохом воспитании их сына. По мнению героя, воспитание человека начинает с привития ему таких душевных качеств, как уважение, честность и доброта по отношению к окружающим. Именно им Стародум старается научить сою воспитанницу. Герой хорошо относится к Софье, заботясь о ней, находит девушке достойного жениха и завещает свое состояние.

Образ Стародума в комедии противопоставлен образу другого положительного героя – Правдина. Во взглядах этих персонажей много общего: оба героя стремятся жить по законам справедливости и совести. Однако Правдин является приверженцем буквы закона – именно она определяет кто прав и виноват. Поэтому наказание госпожи Простаковой осуществляется только после появления соответствующего приказа. Тогда как Стародум руководствуется, прежде всего, сердцем и умом. Для него не имеет значения степень образованности человека или его звание и чин, намного значимей для умудренного опытом пожилого мужчины становятся такие личностные качества, как внутренние доброта, благонравие, и честность.

Сочинение 4

Стародум – второстепенный персонаж в произведении Фонвизина «Недоросль». Он яркий положительный герой известной комедии и занимает значимую роль в пьесе, хотя появляется в явлении поздно. Стародум – дядя юной и прекрасной девушки Софьи, которую хотят выдать за нелюбимого человека. Она для Стародума единственный близкий человек, поэтому именно ей он завещает свое нажитое имущество.  Причем он нажил значительное состояние.

Ему около 60-ти лет. Его фамилия олицетворяет принцип старой эпохи со времен правления Петра Первого.  Его фамилия говорит сама за себя, впрочем, как и другие фамилии в комедии Фонвизина.  Фамилия олицетворяет два слова: старый и дума. Но это значит, что Стародум старый, это значит, что он привержен ценностям той эпохи, когда жил Пётр Первый. Стародум вспоминает старое время. Он не в восторге от новых нравов настоящего общества. Можно иначе сказать, что Стародум – это сам автор Фонвизин. Он враждует с екатерининскими вельможами, которые получили чин в обществе за лесть и похвалу.

Он считает, что для человека важно оставаться человеком, несмотря на положение в обществе.  Он старый дворянин, в прошлом офицер. В свои молодые годы он много раз участвовал в боевых сражениях, где получил ранение. В то время Стародум проходил военную службу при императоре. Дворянин богат, так как проработал много лет в Сибири, нажив свой капитал честным трудом. Он презирал подлость и воровство.

Дядя Софьи умный и простодушный человек, но некоторым людям его качества не нравятся. Многие люди считают его угрюмым и грубым стариком. Стародум превосходно понимает людей, в чем их сущность. Он не терпит грубых и бездушных людей, так как сам простой и не хитрый старик. Его воспитали в старых традициях, без чинов. Он считает, где берет начало чинов – здесь нет искренности. В окружающем мире он ценит лишь сердце и душу, что постоянно твердил его батюшка. Стародум начитан, любит читать книги.

По характеру дядя Софьи сдержан, умеет совладать собой. И, прежде что-то сделать, обязательно подумает. Стародум наделен редкими качествами: добротой, простодушием.  Он не гоняется за положением в обществе, не намеревается получить определенное место в жизни, высший чин в обществе. Но он не любит, когда его обманывают, поэтому он нередко вспыльчив и горячий человек, когда видит ложь. Он может простить оплошности другим людям, их гнусные делишки, не злопамятен. Так он простил грубость Простаковой, за её грубое отношение к Софье.

Также читают:

Картинка к сочинению Стародум в комедии Недоросль

Стародум в комедии Недоросль

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Влияние музыки на человека ЕГЭ 11 класс

    Музыка – восьмое чудо света. Она не только помогает спастись от скуки по пути в университет, школу, на работу или еще куда-нибудь, а также влияет на настроение и даже на работоспособность и продуктивность.

  • Характеристика и образ Босого в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Тут забавная «говорящая» фамилия действует, скорей, по контрасту. Это не псевдоним, не попытка «примазаться» к простым рабочим классам. Герой с этой фамилией немного прибедняется, конечно

  • Сочинение по картине Васнецова Аленушка 2, 4, 5, 6 класс

    Практически все работы Виктора Михайловича были написаны с любовью к русскому фольклору. Вот и полотно «Аленушка» не стало исключением, его он написал по сюжету сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» в 1880 году.

  • Главная мысль рассказа Уроки французского 6 класс

    Данное замечательное произведение содержит в себе такую тематику, которая указывает

  • Образ Чарткова в повести Портрет характеристика героя Гоголя

    Чартков — главный герой повести Николая Васильевича Гоголя «Портрет», бедный молодой художник, обнищавший дворянин, живущий вместе со своим слугой Никитой в низенькой скудной комнатке на Васильевском острове

История создания


Денис Фонвизин
Первые рукописи пьесы датируются 70-ыми годами XVIII века. Фонвизин долго работал над «Недорослем» и сделал первый набросок задолго до того, как пьеса была впервые поставлена на сцене. Во время работы автор привлекал к делу массу разнородных материалов — статьи из сатирических журналов, произведения современных Фонвизину авторов, российских и иностранных, и даже материалы комедий, которые писала императрица Екатерина Вторая. Окончательный вариант пьесы появился в 1781 году.

На следующий год состоялась первая постановка пьесы. Автору пришлось постараться, чтобы постановка стала возможна, потому что цензура не желала пропускать пьесу. В конце концов императрица Екатерина Вторая лично дала разрешение на постановку. Фонвизин сам подобрал актеров и выступил как режиссер. Спектакль прошел на Царицыном лугу в Вольном российском театре. Роль Стародума на премьере исполнил актер Иван Дмитриевский. Первая публикация пьесы на бумаге состоялась в 1783 году.

Философия в беседе

Между тем госпожа Простакова и ее брат затевают драку перед гостем. Когда женщина узнает о том, что этот человек — тот самый богатый дядя, то начинает ползать перед ним. Но мужчина остается равнодушным к лицемерию. Он объявляет, что завтра забирает племянницу в Москву и там выдаст замуж за того, кого она посчитает достойным. Стародум уверен, что выбор его дочери будет в любом случае правильный.

Барышня читает книгу, и дядя говорит про автора: «Тот пером своим нравов развращать не станет». Далее герой беседует с Софьей. Их разговор похож на философский трактат. Они размышляют о простых, но важных вещах для добропорядочной жизни. Здесь мужчина выступает учителем для девушки. Его слова умные, а содержание их — простое. Он легко объясняет ей разницу между настоящим счастьем и тенью, должностью и благородством. Советует по части семейной жизни: «Имей к мужу дружбу, которая на любовь бы походила». Поэтому читателю рисуется абсолютно четкий образ Стародума в комедии «Недоросль».

«Недоросль»


Персонажи комедии «Недоросль»
Стародум — дворянин шестидесяти лет, в прошлом состоял на военной службе. Герой считает, что только армия делает молодых людей достойными дворянского звания, которое досталось тем по происхождению, а не из-за личных качеств. В молодые годы герой воевал и был ранен, из-за чего лежал в тяжкой болезни. Потом героя взяли к императорскому двору.

Обширное состояние Стародума было заработано им самостоятельно. Стародум по собственному желанию уехал в Сибирь, прожил там несколько лет и нажил состояние исключительно собственными трудами, оставаясь при этом честным человеком. Сибирь герой выбрал, поскольку там можно было обзавестись деньгами честным путем — не унижая собственного достоинства, не выслуживаясь перед начальством и не воруя. Разбогатев, герой уехал в Москву.

Стародум — умный человек, который способен найти выход из затруднительного положения. Герой носит очки и читает книги, притом, что образование Стародума далеко от идеала. Отец старался дать герою наилучшее воспитание, однако, как говорит сам Стародум, во времена его молодости «к научению мало было способов», то есть система образования оставляла желать лучшего.


Митрофанушка

Отец героя служил еще при Петре Великом. Тогда царили простые нравы и люди обращались друг к другу на «ты». Стародум воспитан в старых традициях, сама говорящая фамилия героя отсылает к тому, что тот «думает по-старому». На героя не производят впечатления чины, и тот говорит с людьми просто и с искренностью, не обращая внимания на статус собеседника. Сам герой за чинами не гонится. Стародум покинул императорский двор без наград и богатства, но сохранив неповрежденными собственные принципы.

Стародуму свойственно прямодушие, которое люди иногда принимают за грубость, потому что герой не кривит душой, никогда не хитрит и говорит людям то, что думает. В других герой тоже ценит главным образом сердечность и «душу», как приучил героя отец. При этом герой с возрастом стал сдержанным человеком и перестал подчиняться первому порыву. В молодости Стародум был импульсивнее, о чем жалеет, считая, что если бы лучше владел собой, биография могла бы сложиться иначе.


Стародум и Софья

Герой повидал жизнь и способен разглядеть дурного человека. К негодяям герой относится без любви и называет себя «другом честных людей». Герой неравнодушен к людским несчастьям и не терпит несправедливости. Стародуму случалось, возмутившись отсутствием правосудия, уйти в отставку. При этом герой великодушен, умеет прощать людям неблаговидные поступки и не хочет ничьей погибели. Например, герой прощает подлость Простаковой.

Собственное состояние герой завещал племяннице Софье — единственной родственнице, к которой Стародум привязан. Для героя важно, чтобы избранник Софьи был достойным человеком. При этом Стародума не смущает бедность офицера Милона — возлюбленного и будущего мужа Софьи, потому что богатство героя достаточно велико, чтобы обеспечить семью племянницы. Стародум учит Софью собственному мировоззрению.

Стародум — пример того, насколько удачно может сложиться судьба честного и мудрого человека.

Сочинение: Образ Стародума в пьесе «Недоросль» (Д.И. Фонвизин)

(457 слов) В эпоху правления Петра Первого зародились новые тенденции, направленные на преобразование страны в области науки, службы и обороны государства. Дворянство на тот момент являлось основной силой, на которую опирался правитель. Именно поэтому представителям высшего сословия было предоставлено много прав и свобод. Многие амбициозные и деятельные дворяне активно способствовали развитию царской России, а некоторые пользовались предоставленными привилегиями и предпочитали вести праздный образ жизни. К разряду невежд барской Москвы относилась семья Простаковых из произведения Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Однако автор привел и положительный пример дворянина уходящей петровской эпохи — Стародума. Несмотря на то, что на момент действия пьесы царствуют потомки великого царя, и многое изменилось, Стародум сохранил образ мыслей своих предков.

Герой появился в пьесе неожиданно: дальние родственники не знали, что с ним случилось в далекой Сибири, но все же надеялись на его наследство. Их надежды не были тщетными: Стародум, природный дворянин и военный в отставке, смог честно заработать капитал и теперь имел 10.000 рублей дохода. Эти деньги он планировал завещать племяннице Соне, ведь был в возрасте (около 60 лет). Однако для распоряжения судьбой девушки он приехал лично и расстроил планы Простаковых. Все же его роль в пьесе более важная, чем кажется на первый взгляд: он не только вывел отрицательных персонажей на чистую воду, но и выразил основную идею книги. Автор вложил в уста этого героя все то, чему он хотел научить своих современников. Так, главным приоритетом в жизни он считал не ум, а добродетель, ведь образование без благонравия несет лишь вред. Именно поэтому идеалом Стародума стала покорная Софья, готовая выполнить волю дяди. Люди, по мнению Стародума, должны усмирить гордыню и направлять ум на пользу государству, честно исполняя свой долг:

«Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время..».

Стародум часто ссылается на наказы, данные ему отцом:

«Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому» — вспоминает старец.

Эти реплики становятся главным орудием осуждения эпохи, которую застал писатель. Великие дела, по его мнению, остались в прошлом, а теперь люди добиваются успеха лицемерием и лестью. Но его герой жил по-старому, поэтому «решился удалиться на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества». Пример Стародума является поучением тем, кто стремится выжать казну на свои прихоти, но при этом ничего не делает для развития страны. Кроме того, герой был честным и открытым человеком, чего нельзя было сказать о большинстве придворных:

«Отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет».

Все эти качества говорят о том, что образ Стародума — идеал просвещенного и патриотичного дворянина.

Таким образом, Стародум — это связующее звено между комедией и назидательной притчей, соединение которых рождало пьесу в духе классицизма. Благодаря ему зритель не только посмеялся, но и научился тому, как надо жить.

Автор: Полина Борискина

Симпатия к неизвестному гостю

Очень многогранный образ Стародума в комедии «Недоросль». Первое впечатление о нем складывается еще до его появления на сцене. Большинство из персонажей настолько недалекие, неграмотные и что читатель сразу проникается симпатией к неизвестному герою. На фоне жадной госпожи Простаковой, ее безвольного мужа, неразумного сына и корыстного брата дядя Софьи кажется рассудительным и добрым человеком. Об этом свидетельствует письмо, которое он написал племяннице. Мужчина отмечает, что очень скучал по своим родным и жалеет о том, что не мог держать с ними связь. Также герой сообщает, что он может послужить примером того, как следует честно зарабатывать большие деньги.

Не чужда ему и щедрость. Свои богатства решает отдать племяннице Стародум. «Недоросль» (характеристика каждого персонажа этой комедии требует отдельной статьи) — произведение, в котором чувства плавают на поверхности. Поэтому среди людей, ценящих деньги выше чувств, неизвестный читателю герой вызывает большую симпатию.

Предыстория основных событий

Сначала автор знакомит читателя с семьей Простаковых. Произведение начинается с того, что хозяйка дома ругает слугу за то, что тот плохо пошил кафтан для любимого сыночка Митрофана. На сцене появляются и другие, такие же уникальные личности — господин Простаков, который постоянно слушает супругу, и брат женщины, который тоже не отличается добротой.


Среди всего этого балагана приятно поражает их дальняя родственница — юная Софья. У девушки изящные манеры и мягкий характер. Хозяйка дома планирует выдать красавицу замуж за своего вышеупомянутого брата Скотинина.

Но все меняется, когда персонажи узнают, что дядя барышни, которого они давно считали мертвым, неожиданно присылает письмо. В нем он отмечает, что свое большое состояние желает передать племяннице. Поэтому госпожа Простакова меняет план и хочет женить своего непутевого сына на девушке.

Между тем в селе появляется офицер Милон, который искренне влюблен в Софью. Красавица также не безразлична к славному мужчине.

Стародум и Простакова

По сюжету комедии Стародум является дядей Софьи. Еще когда девушка была маленькой, ему пришлось уехать в Сибирь, где он честным путем нажил состояние, и теперь вернулся домой спокойно провести старость. В комедии Стародум является одним из главных героев и противопоставляется в пьесе, прежде всего, госпоже Простаковой. Оба персонажа – это родители, однако подход к воспитанию у них кардинально различается. Если Простакова видит в Митрофане маленького ребенка, требующего постоянной заботы, всячески его балует и потакает ему, то Стародум относится к Софье как ко взрослой сформировавшейся личности. Он заботится о ее будущем, выбирая в мужья ни грубого Скотинина или глупого Митрофана, а достойного, образованного и честного Милона. Беседуя с Софьей, он наставляет ее, объясняя как важно равноправие, уважение и дружба между супругами, к чему приводит непонимание и отстраненность в браке, тогда как Простакова даже не втолковывает Митрофану всю ответственность женитьбы, и юноша воспринимает ее как очередную забаву.

Помимо того, противопоставляются и основные ценности, внушаемые родителями своим детям. Так, Простакова объясняет Митрофану, что главное – это деньги, дающие неограниченную власть, в том числе над людьми – слугами и крестьянами, над которыми можно издеваться, как то вздумается помещику. Стародум же объясняет Софье, что главное в человеке – благонравие. Особо показательны его слова о том, что если умный человек не имеет какого-либо качества ума, то его вполне можно извинить, тогда как «честному человеку никак простить нельзя, ежели недостает в нем какого-нибудь качества сердца».

То есть для Стародума образцовая личность – это не обязательно тот, кто многого добился или много знает, а честный, добрый, милосердный, любящий человек с высокими моральными ценностями – без них, по мнению мужчины, личность является несостоявшейся. Представляя собой именно такую личность, Стародум противопоставляется и другим отрицательным героям – Митрофану, Скотинину и Простакову.

О своих жизненных принципах, о взглядах на жизнь Стародум рассказывает в основном сам. Мы узнаем, что его отец позаботился о нем, обеспечив ему достойное образование и воспитание. Стародум подчеркивает, что его научили мыслить, а не “набивать пycтyю гoлoвy чужим умом”.
Главное поучение своего отца Стародум помнил и цитировал всю свою жизнь:
Мы узнаем, что ранее Стародум служил отечеству, был на военной службе, имел ранения. Один несправедливый случай заставил его подать в отставку: его прежний знакомец, погнушавшийся пойти на войну, получил повышение, а сам Стародум, храбро воевавший и не жалевший своей жизни ради родины, был обойден.
Потом судьба сложилась так, что Стародум получил должность при дворе. Но, оказалось, что здесь события развиваются еще страннее:
Здесь царят карьеризм, себялюбие, отсутствует взаимовыручка и человечность:
Стародум говорит, что он “ycпeл убраться без xлoпoт”, в противном случае его бы просто выжили. Однако он не расстраивается, и говорит, что, в отличие от остальных служак, он хоть и отошел от двора
Оставив двор, Стародум уехал в Сибирь, где, благодаря собственным способностям, сумел нажить состояние.
__
Среди жизненных принципов Стародума, я бы отметила следующие:
способность ценить человека за его достоинства, а не за чины:
не поддаваться импульсивным желаниям, действовать спокойно, не терять здравомыслия:
истинное благородство и чувство собственного достоинства:
воспринимает деньги как необходимость для достойного существования, но никогда бы не согласился “променять их на coвecть”. Он объясняет, что поехал в Сибирь, потому что там
ум и образование ставит выше любых денег:

Образ Стародума в «Недоросле» противопоставляется не только отрицательным персонажам, но и положительному Правдину. Герои имеют, казалось бы, схожие взгляды на необходимость перевоспитания помещиков, оба являются носителями идей гуманизма и просвещения, оба считают важным благонравие и моральные ценности человека. Однако Правдина главным регулирующим механизмом становится буква закона – именно она определяет кто прав, а кто виноват – даже наказание Простаковой осуществляется только после появления соответствующего приказа. Он – прежде всего, чиновник, для которого ум человека, его достижения и рассуждения более важны, чем личные пристрастия. Стародум же более руководствуется сердцем чем умом – показательной является история о его друге, образованном умном человеке, который не захотел служить родине, думая больше о себе, чем о судьбе отечества. Тогда как Цыфиркин вызывает у Стародума сочувствие и благосклонность – учитель не имеет хорошего образования, но добр и честен, чем и привлекает мужчину.
Таким образом, при сопоставлении образов Правдина и Стародума, становится понятно, что чиновник – это современная рациональная личность эпохи Просвещения, для него важна справедливость закона, опирающаяся на гуманность и честность. Стародум же выступает образом, представляющим мудрость поколений – он осуждает устаревшие ценности помещиков, но не возносит на пьедестал рационализм новых дворян, придерживаясь вневременных, «вечных» человеческих ценностей – чести, сердечности, доброты, благонравия.

Стародум как резонер комедии «Недоросль»

Образ Стародума в комедии выступает резонером мнения самого автора. Одним из подтверждений этого является решение Фонвизина через несколько лет после написания пьесы выпускать журнал «Стародум» (еще до выхода первого номера был запрещен Екатериной ІІ). Противопоставляя в пьесе два противоположных ценностно-идейных направления – помещиков и нового дворянства, автор приводит третье, находящееся между ними и зависящее не только от образования, полученного в детстве, как это прослеживается в остальных персонажах, а от личного опыта героя. Стародум не получил в детстве хорошего образования, но «воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голов». Фонвизин подчеркивает, что человек с правильным воспитанием способен сам получить необходимые знания и вырасти достойной личностью.
Кроме того, словами Стародума автор остро критикует современную ему власть – Екатерину II и двор, обнажая все их недостатки, подчеркивая хитрость и лживость дворянства, их нечестную борьба за чины, когда люди готовы «ходить по головам». По мнению героя, и, следовательно, Фонвизина, монарх должен быть примером благородства, чести, справедливости, лучших человеческих качеств для своих подданных, а само общество нуждается в изменении ориентиров, воспитании гуманизма, доброты, уважения и любви к ближнему и своей Родине.
Высказанные в произведении взгляды на то, какой должно быть общество в целом и каждая личность в частности, остаются актуальными и в наши дни, привлекая все новых и новых ценителей классической литературы.

Носир
СТАРОДУМ — центральный персонаж комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (1781). По амплуа это персонаж-резонер, значимый не столько действиями, сколько речами и наставлениями. Он олицетворяет авторскую линию сюжета «Недоросля» : своеобразную исповедь, переходящую в нравственную заповедь. Отец С. , служивший Петру Великому, внушил своему подрастающему сыну правило: «имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время» . С. убежден, что истинное воспитание состоит в воспитании души. «Невежда без души — зверь» , — говорит он, объясняя целый ряд странностей, свойственных Простаковой, Скотинину, Митрофанушке. Покинув военную службу, С. оказывается при дворе, где ощущает себя посторонним, поскольку правила и обычаи придворной среды чужды его жизненной философии. «Я отстал от двора без деревень, без ленты, без чинов, да принес домой неповрежденной мою душу, мою честь» . Поездка в Сибирь позволила дядюшке Софьи заработать деньги, достаточные, чтобы наделить племянницу состоянием. С. добился независимого положения в обществе, оставаясь частным лицом. Для просветительского сознания Фонвизина — это драма, поскольку гражданское служение государству считалось основной обязанностью и привилегией каждого достойного человека. Государству, если исходить из сюжета «Недоросля» , люди, подобные С. , не нужны, оно отличает лишь «случайных» , т. е. попавших в случай «любимцев» . Не поощряя достойных, государство дает власть простаковым и скоти-ниным, уверенным, что они имеют право не только управлять, но и владеть человеческими душами. Хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, «случайные» государственные мужи, самозваные учителя — все в жизни, изображенной Фонвизиным, утратило собственное место. На замечание Правдива о необходимости лечения такого общества С. отвечает: «Тщетно звать врача к больным неисцельно» .
Стародум – это дядя Софьи.
Уже одна его фамилия означает, что он следует принципам “старой эпохи” – эпохи Петра I. Жизненное кредо Стародума: “Отец мой непрестанно мне твердил одно и тоже: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”.
В комедии Стародум появляется поздно (в конце1 явления) . Он избавляет (вместе с Милоном и Правдиным) Софью от тирании Простаковой, дает оценку ей и воспитанию Митрофана. Также Стародум провозглашает принципы разумного государственного устройства, нравственного воспитания и просвещения.
По мнению Стародума, воспитание дворянина – это дело государства. Оно должно включать как воспитание ума, так и воспитание сердца. Причем воспитание сердца стоит на первом месте. Ведь без души “просвещеннейшая умница – жалкая тварь”. Воспитание должно опираться на силу положительного и отрицательного примера и “своим критерием положить благо отечества”.
Стародум имеет подробную биографию. Ему 60 лет, он служил при дворе и вышел в отставку. После долго жил в Сибири, где своим трудом нажил состояние. Стародум хочет устроить счастье Софьи, находит ей жениха и делает ее своей наследницей. Этот герой прямодушен и проницателен. Он видит насквозь Простакову и ее семейство и в глаза говорит им все, что о них думает.
Примечательно, что из биографии Стародума мы не узнаем одного: был ли он сам помещиком. Известно лишь, что, не ужившийся при дворе, Стародум отправился в Сибирь, “в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества, где требуют денег от самой земли, которая поправосуднее людей, лицеприятия не знает, а платит одни труды верно и щедро”.
Стародум – это бесспорно самый значительный из положительных образов в комедии. Именно он выступает единомышленником Фонвизина по всему кругу затронутых в “Недоросле” социальных, политических, нравственных и педагогических вопросов.
http://www.litra.ru/
http://thepoem.narod.ru/fonan.htm

Стародум – дядя Софьи. Его фамилия означает, что герой следует принципам эпохи Петра I (старой эпохи): «Отец мой непрестанно мне твердил одно и тоже: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».
В комедии Стародум появляется поздно (в конце1 явления). Он избавляет (вместе с Милоном и Правдиным) Софью от тирании Простаковой, дает оценку ей и воспитанию Митрофана. Также Стародум провозглашает принципы разумного государственного устройства, нравственного воспитания и просвещения.
Воспитание дворянина, по мнению Стародума, – дело государства. Оно должно включать как воспитание ума, так и воспитание сердца. Причем воспитание сердца стоит на первом месте. Ведь без души «просвещеннейшая умница – жалкая тварь». Воспитание должно опираться на силу положительного и отрицательного примера и «своим критерием положить благо отечества». Стародум имеет подробную биографию. Ему 60 лет, он служил при дворе и вышел в отставку. После долго жил в Сибири, где своим трудом нажил состояние. Стародум хочет устроить счастье Софьи, находит ей жениха и делает ее своей наследницей. Этот герой прямодушен и проницателен. Он видит насквозь Простакову и ее семейство и в глаза говорит им все, что о них думает.

Вот это возьмите :
СТАРОДУМ — центральный персонаж комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (1781). По амплуа это персонаж-резонер, значимый не столько действиями, сколько речами и наставлениями. Он олицетворяет авторскую линию сюжета «Недоросля» : своеобразную исповедь, переходящую в нравственную заповедь. Отец С. , служивший Петру Великому, внушил своему подрастающему сыну правило: «имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время» . С. убежден, что истинное воспитание состоит в воспитании души. «Невежда без души — зверь» , — говорит он, объясняя целый ряд странностей, свойственных Простаковой, Скотинину, Митрофанушке. Покинув военную службу, С. оказывается при дворе, где ощущает себя посторонним, поскольку правила и обычаи придворной среды чужды его жизненной философии. «Я отстал от двора без деревень, без ленты, без чинов, да принес домой неповрежденной мою душу, мою честь» . Поездка в Сибирь позволила дядюшке Софьи заработать деньги, достаточные, чтобы наделить племянницу состоянием. С. добился независимого положения в обществе, оставаясь частным лицом. Для просветительского сознания Фонвизина — это драма, поскольку гражданское служение государству считалось основной обязанностью и привилегией каждого достойного человека. Государству, если исходить из сюжета «Недоросля» , люди, подобные С. , не нужны, оно отличает лишь «случайных» , т. е. попавших в случай «любимцев» . Не поощряя достойных, государство дает власть простаковым и скоти-ниным, уверенным, что они имеют право не только управлять, но и владеть человеческими душами. Хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, «случайные» государственные мужи, самозваные учителя — все в жизни, изображенной Фонвизиным, утратило собственное место. На замечание Правдива о необходимости лечения такого общества С. отвечает: «Тщетно звать врача к больным неисцельно» . Рассуждения С. об истинных ценностях жизни написаны Фонвизиным в эпоху, когда сами эти ценности с большим трудом проникали в реальную жизнь малообразованного, но уже привилегированного сословия, каким было в это время русское дворянство, получившее права вольности. Мысль В. О. Ключевского о том, что образцы добродетели фонвизин-ских сюжетов «сидели в наполненных крепостными людьми усадьбах многочисленных господ Простаковых» , обнажает драматизм ситуации, изображенной Фонвизиным. Пьеса «Недоросль» в первый раз была поставлена в театре на Царицыном лугу в бенефис И. А. Дмитревского, сыгравшего в спектакле роль С. (1782).
http://www.stavcur.ru/literatura/literaturnye_geroi_harakterictika/635.htm

Комедия «Недоросль» была написана Денисом Ивановичем Фонвизиным в 1782 году. В ней Фонвизин не только смеялся над госпожой Простаковой и ее родней, но и показывал крепостное право «во всей красе». Власть помещиков в то время была безгранична. И когда помещики были такими, как Простакова и Скотинин, то эта власть шла во вред всем: и помещикам, потому что они чувствовали себя вправе помыкать другими людьми, и крестьянам, с которыми обращались, как со скотом, если не хуже. Крестьяне не имели никаких прав: ни личных, ни гражданских, они платили непомерный оброк, ходили на барщину. Почти все, что они выращивали своими руками, им приходилось отдавать ненасытным помещикам, которые богатели, в то время как крестьяне голодали и умирали с голода.
Крепостные были невежественны, но в этом не было их вины, тогда как дворяне, у которых, казалось, были возможности, в этом почти не отличались от крепостных. Воспитание подрастающего поколения поручалось дворовым людям, а образованием молодых дворян занимались иностранцы (которые часто у себя на Родине были кучерами, дворниками и ничего общего не имели с науками), отставные полуграмотные солдаты и дьяки, заставлявшие своих учеников выучивать наизусть псалтырь. У многих молодых дворян отсутствовало чувство долга перед Отечеством. Они служили не для России, а для чинов, почестей и денег.
Но не таков был Стародум — главный герой комедии. Он был дворянином, воспитанным в петровское время. Он был уверен, что «дворянин считал бы за первое бесчестье не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать; есть Отечество, которому служить». Стародум высоко ценил душу в человеке, честь и правила. Он презирал льстецов — людей, стремящихся к богатству, чинам. Он был при дворе, но «рассудил, что лучше вести жизнь у себя дома, чем в чужой передней». Стародум говорил: «Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила». Стародуму свойственны такие качества, как целеустремленность, благородство, честность, благонравие. От всегда следовал своим правилам, и «отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет».
У Стародума в молодости был друг, граф, незаконнорожденный сын дворянина, который «имел особливый случай научиться тому, что в их воспитание еще не входило». Когда была объявлена война, Стародум предложил другу пойти на войну, «сделаться достойным звания дворянина». Но граф отказался. Тогда Стародум понял, что «между людьми случайными и людьми почтенными бывает иногда неизмеримая разница, что в большом свете водятся премелкие души и что с великим просвящением можно быть великому скареду». Потом, когда Стародум лежал в больнице, он узнал, что графу дали новый чин, а он, имевший множество ран, обойден. Он взял отставку, но потом понял, что «прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам, что чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение заслуживается, что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану».
Даже речь Стародума характеризует его, она полна афоризмов. Это речь мудрого человека, прожившего жизнь так, что ему нечего стыдиться, он ни разу не отступил от своих правил.
Стародум презирает таких людей, как Простакова, Митрофанушка, Скотинин. Простакова — злая, грубая, непредсказуемая, безжалостная помещица. Простаков — жалкий, безвольный человек, находящийся под каблуком своей жены. Митрофанушка — неграмотный, ленивый, эгоистичный увалень. Скотинин — жестокий, невежественный, скотоподобный помещик, обожающий свиней и всех вокруг сравнивающий с ними. Все эти люди льстят Стародуму, пытаются выставить себя в лучшем свете, лебезят, подделываются под благостных людей, потому что они хотят принудить его племянницу Софью, наследницу большого состояния, к браку. Жадные, корыстолюбивые, невежественные люди без чувства долга, собственного достоинства могут вызвать только презрение. Но к своей племяннице, к ее жениху Милону, к Правдину Стародум относится с уважением, с любовью, потому что они благородные, целеустремленные люди, готовые служить своему Отечеству.
Мне кажется, что Стародум является идеальным героем эпохи русского классицизма, ведь он патриот своей Родины. Я считаю, что Стародум — человек, с которого стоит брать пример, потому что он никогда не отступал от своих правил, не льстил, не пресмыкался, все свои силы отдавал служению Родине. Я уверена, что хотя бы несколько человек, прочитавших комедию «Недоросль», чему-нибудь научатся, сделают для себя выводы, и я постараюсь приложить все силы, чтобы никогда не быть похожей на госпожу Простакову, на ее мужа, на Митрофанушку и на Скотинина, а стараться воспитывать в себе качества, присущие Стародуму.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Фонвизин
  • Афоризмы и цитаты Стародума из комедии Недоросль

«Сколь великой душе надобно быть в государе, чтобы стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться!»

«Я боюсь для вас нынешних мудрецов»

«Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения»

«Для прихотей одного человека всей Сибири мало»

«Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану»

«В большом свете водятся премелкие души»

«Честнее быть без вины обойдёну, нежели без заслуг пожаловану»

«Без знатных дел знатное состояние ничто»

«Угнетать рабством себе подобных беззаконно»

«Наличные деньги — не наличные достоинства»

«У меня правило: в первом движении ничего не начинать»

«Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится»

«Ничто так не терзало мое сердце, как невинность в сетях коварства. Никогда не бывал я так собой доволен, как если случалось вырвать добычу из рук порока»

«Наличные деньги — не наличные достоинства»

«Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают, а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать»

«Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь»

«Ведай, что совесть, как друг, всегда остерегает прежде, нежели как судья наказывает»

«По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного»

«В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь»

«Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чортом»

«Начинаются чины, — перестает искренность»

«В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову»

«Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы»

«Чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану»

«Детям? Оставлять богатство детям! В голове нет. Умны будут, без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство»

«А душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам»

«Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет. Они всею силою стараются развратить невинное сердце, чтобы унизить его до себя самих; а разум, не имевший испытания, обольщают до того, чтоб полагать свое счастие не в том, в чем надобно»

«Ведай, что совесть, как друг, всегда остерегает прежде, нежели как судья наказывает»

«Ум, коль он только что ум, самая безделица. Прямую цену ему дает благонравие. Без него умный человек — чудовище»

«Только, пожалуй, не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее»

«Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремления к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет»

«Вот злонравия достойные плоды»

«Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время»

Анализ Афоризмов

Русский писатель Денис Иванович Фонвизин написал свою известную комедию «Недоросль» в 1781 году, опубликована же она была в 1783 году. Главным героем здесь является Митрофан – сын семейства дворян Простаковых, тот самый «недоросль», не получивший должного образования от своих учителей. В комедии представлены и ряд других персонажей различных социальных ступеней общества, но особенно стоит выделить Стародума – опекуна Софьи, той самой девушки при дворе, которую обкрадывала госпожа Простакова.

Стародума стоит отметить по одной простой причине. Он является сплошь положительным персонажем данной комедии, в которой так много присутствует отрицательных героев. С помощью ряда отрицательных персонажей автор неплохо раскрыл основных социальные проблемы общества – дикость дворянства по отношению к крепостным, ошибки в воспитании детей и отношения в семье. Поэтому Стародум играет важную роль в комедии. В роли положительного персонажа он привносит доброту, честность и искренность в общество, состоящее сплошь из отрицательных героев.

Стародум в комедии предстает пожилым дворянином, который заработал свое состояние тяжелым трудом в Сибири. Имея неплохое состояние, он сохранил свое достоинство, оставшись таким же добрым и внимательным человеком. Он считает, что «честный человек должен быть совершенно честный человек». Поэтому он ценит искренность и прямоту, хотя и это со стороны похоже на грубость. Он не терпит заискивание, а ценит в человеке душу, ведь вранье и подхалимство есть, прежде всего, обман своих мыслей и принципов.

Стародум, обладая богатством, не гонится за чинами. Он считает, что как только «начинаются чины – перестает искренность». В некотором плане с повышением человек отдаляется от простых людей, в действиях которых присутствует искренность и доброта. У него изменяется круг общения, и новоявленному члену высшего общества приходится соответствовать принципам и нормам поведения новой компании. А Стародум стремится сохранить положительные качества простого человека в себе, поэтому ему чужды различного рода звания и чины. Он хочет и остается с народом, а мысли, намерения и действия остаются такими чистыми и искренними, как у человека, который беден внешне, но богат внутренне.

По мнению Стародума «наличные деньги – не наличные достоинства». Он осуждает высшее общество, чиновников и дворян за их нравы и поведение. Он считает, что с появлением денег чиновники не выросли в моральном плане, а наоборот, приобретают лишь негативные привычки. Большие богатства дворян лишь портят их. Поэтому Стародум так ревностно относится к понятию Человека с большой буквы. Обладая неплохим капиталом, чиновник не всегда может носить гордое звание Человека. Лишь внутреннее богатство, предопределяющее положительные качества, способно отнести гражданина в разряд Человека.

Когда Митрофан отказывается от своей матери, Стародум выдает свое знаменитое изречение – «вот злонравия достойные плоды». Он негативно относится к госпоже Простаковой, хоть и прощает ее в конце комедии. Его негатив по отношении к матери Митрофана вполне оправдан. Госпожа Простакова способна на воровство, что было проявлено в отношении Софьи. Она может поколотить мужа, но весьма ревностно относится к своему сыну. Она так потакает Митрофану во всем, что даже ее сын воспринимает собственную свадьбу как очередное развлечение. Госпожа Простакова воспитывала «недоросля» не в столь строгих и ограниченных рамках, в результате чего не привила сыну уважение к старшим и семье. А все это чуждо Стародуму, ему и вовсе не приятны новые нравы дворян. Однако на то Стародум и положительный персонаж, что он сумел простить ее за все. Сама же госпожа Простакова получила по заслугам, даже от сына, которому она все позволяла. Как раз это изречение Стародума стало одним из главных по смыслу и выводам в комедии Фонвизина.

Стародум весьма емко охарактеризовал принципы современного общества с помощью своих ярких изречений. Сам же он не поддерживает норм и правил поведения окружающих его людей. Фонвизин в этой комедии определил главным героем Митрофана, но именно благодаря Стародуму автор раскрыл сущность общества того времени, что определяет главную мысль произведения. Вкупе с комедийными вставками этот шедевр Фонвизина приятен и понятен для читателя, поэтому и пользуется такой популярностью.

Ответ или решение 1

1) «…высоко ценит преобразовательную деятельность Петра Первого, и именно в этом смысле он был «стародумом»».

«Пойдем тотчас в армию и сделаемся достойными звания дворянина, которое нам дала порода. ».

2) «Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому. Тогда один человек назывался ты, а не вы. ». «Отец мой непрестанно мне твердил одно и тоже: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».

«Воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову. ».

3) «Пойдем тотчас в армию и сделаемся достойными звания дворянина, которое нам дала порода».

«Вошед в военную службу, познакомился я с молодым графом».

4) «Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы».

5) «Начинаются чины — перестает искренность».

«Сколь великой душе надобно быть в государе, чтобы стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться!».

6) «Золотой болван — все болван».

«И какого воспитания ожидать детям от матери, потерявшей добродетель?».

«…не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать; есть отечество, которому служить».

7) «Угнетать рабством себе подобных беззаконно».

Источник

Стародум

Многие критики считают Стародума — одним из основных положительных героев пьесы «Недоросль». Авторская позиция передается через его речь. Характер персонажа и его думы прослеживают не в его поведении, а в его рассуждениях.

Стародум приходится старейшим из действующих героев пьесы, он обладает великой мудростью. Продолжительное время герой провел в Сибири, где честным трудом старался заработать денег. Но персонажа нельзя назвать алчным, материальные блага для него не главное, а самое главное в человеке, по мнению Стародума, является нравственная сторона, честность. Поэтому старый Стародум решает завещать своё наследство единственной племяннице Софии. Только для начала необходимо найти ей жениха, не богатого, а именно добропорядочного.

Софья долго время живет в доме Простаковых, где её опекают, пока отсутствует дядя. Но девушка не просто так проживает в доме Простаковых, они её приняли исключительно из корыстных помыслов, жадности и алчности. Неожиданно приезжая в их дом, Стародум сразу это определяет в неестественном гостеприимстве, в их действиях. Сам же, герой привык быть честным с самим собой и с людьми, которые его окружают.

Стоит отметить, что Фонвизин дает своему главному герою говорящую фамилию. Стародум означает человека, который живет по старым устоям, по которым сам воспитывался. В Сибирь он подался, в своё время, чтоб не лицезреть, как здесь лгут люди друг другу, воруют и лицемерят. Он искренне верит, что чрезмерное денежное состояние сильно портит молодежь. Своих отпрысков необходимо воспитывать, чтобы они любили трудиться, имели чувство долга и ответственность.

Стародум старается вести себя учтиво и сдержанно, даже с людьми, которые не достойны этого. Он считает, что никогда не нужно опускаться до их уровня. Не стоит никогда терять время на перевоспитание взрослых людей, ведь каждый должен воспитывать себя сам.

Можно с точностью отметить, что Стародум как персонаж является самым главным в пьесе. Автор высказывает свою позицию на происходящее, делится с читателями своим мнением через Стародума.

Читая пьесу страницу за страницей, нужно прислушиваться к тому, что говорит Стародум, к его политическим взглядам, нравственным вопросам и педагогическим методикам. Именно этот герой передает основную мысль комедии, насмехаясь над глупыми и тщеславными Простаковыми, которые являются недостойными людьми.

Комедия «Недоросль»: Стародум в произведении

Центральное место в ряду положительных героев принадлежит в комедии «Недоросль» Стародуму. Стародум, как показывает его имя, — это человек, «думающий по-старому». В лице его Фонвизин изобразил, однако, не консерватора, человека устаревших взглядов, а, наоборот, представителя передовых идей. Имя Стародума и его позиция объясняются полемическими задачами пьесы. Автору необходимо было противопоставить современной действительности, которую он критиковал, иную эпоху, иной политический строй. Такой эпохой и была для Стародума «старая», петровская эпоха, которую он ставит в пример современности.

Личность Стародума раскрывается в основном в его разговорах с Правдиным и Софьей. Мы узнаем из рассказов этого героя о его прошлом: о его военной карьере в молодости, об отставке, о придворной службе, о его дальнейшей деятельности. О деятельности своей после отказа от придворной службы в комедии «Недоросль» Стародум говорит как-то загадочно и неясно. Он рассказывает, что удалился «в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечество; где требуют денег от самой земли…» Что это за деятельность? Это, по-видимому, разработка недр земли добывание полезных ископаемых где-нибудь в Сибири или на Урале. Если это так, то в комедии «Недоросль» Стародум на деле воплощал свои рассуждения передового дворянина эпохи. В его время промышленность и торговля были в глазах дворян не дворянским делом. На борьбу с этим предрассудком Фонвизин выступал сам, выпустив в 1766 г. перевод трактата Куайе «Торгующее дворянство, противуположенное дворянству военному». В комедии «Недоросль» Стародум, следовательно, не только рассуждал — он действительно ломал предрассудки своего класса, указывал ему новые пути деятельности. Это честный человек, у которого слово не расходится с делом.

Как рисовал себе Стародум идеал государства и человека? Ответ на этот вопрос дают его рассуждения. В них затрагиваются три основные темы: политика, мораль и воспитание.

Политические взгляды Стародума — это взгляды оппозиционного дворянства его эпохи. Мы узнаем его точку зрения и на идеал правителя («великого государя»), и на общественные обязанности дворянства, и на крепостное право, и пр. Так, позиция Стародума в вопросе о крепостном праве очень ярко выражена его фразой: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно».

Очень сильно звучит в речах Стародума его негодование против упадка и огрубения дворянских нравов. Рассуждая о счастье гражданина, о правах человека на знатность, о признаках просвещенного ума, о выборе друзей, о семье и браке, Стародум прежде всего говорит о морали, т.е. о нравственности человека. Показателем достоинства человека для него является «душа», «добродетель». К чему приводит нарушение моральных основ, Стародум иллюстрирует и рассказом о молодом графе, друге своей молодости, и характеристикой придворных нравов, и замечаниями по адресу Митрофанушки.

Уяснить идейную сторону «Недоросля» без речей этого героя нельзя. Речи эти — выражение взглядов и настроений самого автора. Вот почему Стародуму приходится так много говорить со сцены. Герои старых пьес, которые выражали со сцены взгляды автора и больше рассуждали, чем действовали, носили название резонеров (от французского слова raisonner—рассуждать). В этом смысле можно назвать резонером и Стародума. Однако это не обычный резонер классической драмы. В комедии «Недоросль» Стародум в то же время живое лицо. Когда это нужно, он рассуждает, когда можно — он шутит и смеется (например, действие IV, явление 7). Это добрый, отзывчивый человек. Он прощает Простакову и, когда та падает в обморок, заботливо предлагает Софье помочь ей.

Людей, которые разделяли его передовые взгляды, было в XVIII веке не так много, но он и существовали. Речи Стародума, во всяком случае, находили сочувственный отклик. Доказательством этого является то, что самым большим успехом во время представления «Недоросля» в дни Фонвизина пользовалась обычно роль Стародума. В годы Фонвизина существовало предположение, что прототипом для этого героя послужил Н.И. Новиков, горячий борец за передовые идеалы.

Источник: Пишем сочинения по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». М.: «Грамотей», 2006

Афоризмы Стародума

Благодаря своему честному сердцу, образованности и нравственному воспитанию, он провозглашает принципы государственного устройства, где все законы управления будут разумны и справедливы.

Интересно и то, что афоризмы Стародума достойны восхищения, ведь он говорит очень правильные вещи, например, что без души самая просвещеннейшая умница становится жалкой тварью. Он не устает повторять, что воспитание настоящего дворянина – это дело государства. И сюда должно включаться воспитание сердца и ума. При этом он ставит воспитание сердца на первое место.

Характеристика Стародума свидетельствует о том, что он прямолинеен, простодушен и проницателен. Все прогнившее семейство Простаковых он видит насквозь и в глаза говорит все, что о них думает.

Д.И.
Фонвизин. Комедия «Недоросль».

Анализ
произведения

I.
Годы жизни Д.И. Фонвизина:
1745 – 1792.

II.
История создания комедии «Недоросль»:

1. Время
написания.
Пьеса
написана во 2-й половине XVIII в., во время царствования Екатерины II.

2. Первая
постановка пьесы состоялась в
 1782 
г.
и имела огромный успех: «публика
аплодировала пьесе метанием кошельков».

III.
Жанр произведения
(определение)  –  социально-политическая
комедия.

·        
Комедия
– это драматическое произведение, в котором смех направлен против недостатков
общества, быта, людей.

·        
Социально-политическая комедия.
Это 1-я русская социально-политическая комедия, в которой автор: критиковал
правление Екатерины
II;
изобразил хозяев, господствующих не по праву, дворян, недостойных быть
дворянами, самозваных
учителей.

IV.
О чем произведение?

Госпожа Простакова, любящая мать, мечтает как можно лучше
пристроить в жизни своего недоросля Митрофануш­ку — выгодно его женить. В доме
Простаковых на правах бедной родственницы живет Софья и терпит от хозяйки
грубость. Простакова намерена выдать ее замуж за своего брата Тараса Скотинина.
Но когда она узнает, что Софья — богатая наследница, планы ее меняются: теперь
она хочет женить на ней своего сына. Не смущает помещицу и то, что у Софьи есть
жених Милон. Она строит планы похищения Софьи с тем, чтобы насильно обвенчать
ее с Митрофаном. Но в финале пьесы все ее планы проваливаются, любящие сердца Софьи
и Милона соединяются, а имение Простаковой берет под опеку государство.

·       
Примечание: финал комедии
неоднозначен, т. к. в действи­тельности такого закона не было (получалось, что
Фонви­зин таким образом критиковал правление Екатерины
II).

V.
Смысл названия пьесы.

1. В
XVIII в. недорослями назывались дворянские дети, не
достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на
службу.

По закону,
установленному ещё при Петре I, каждый семилетний мальчик-дворянин должен был
начать учиться. Через 5 лет ему необходимо было продемонстрировать умения
читать и писать — так он готовился к службе Отечеству. Насмешливый смысл слово
«недоросль» приобрело после фонвизинской комедии, ведь Митрофану идёт 16-й год,
он уже должен был овладеть не только грамотой, но и знаниями иностранного
языка, географии, закона Божьего. Но ни у Митрофана, ни у его матери, которая
во всём потакает сыну, нет желания выполнять государственный закон. «Не хочу
учиться, а хочу жениться» — это не только смешно, но и по-настоящему грустно.

image001image002image0032.              
           МитрофанНЕДОРОСЛЬ:

1)     
image004image004image004В умственном отношении   2) В моральном
отношении
  3) В гражданском смысле

Не знает ни ариф­метики,

ни геогра­фии, не может отличить прилага­тельное от суще­ствительного

Не умеет
уважать достоинство других людей

Не дорос до
понимания своего долга перед госу­дарством: «Ну что для отечества может
вый­ти из Митрофануш­ки?..»
(Стародум)

VI.
Система образов.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ
ГЕРОИ

             
1. Простакова

1)
Значение имени.
От «простой, простак». В XVIII в.
слово «простой» имело значение «пустой, ничем не занятый»

2)
Характеристика.

Деспотична, беспринципна. При столкновении
с более сильным начинает угодничать и заискивать.

Обирает и наказывает крестьян, считая их низшими существами.

Груба, сварлива, корыстна, заботится только о своей выгоде.

Смысл своей жизни видит в
сыне, слепо любит его.

           
 2. Простаков

1)
Значение имени.
От «простой, простак». В XVIII в.
слово «простой» имело значение «пустой, ничем не занятый»

2)
Характеристика.
Общие отрицательные черты: ограниченность
грубость, рабская психология, стремление к наживе.

           
3. Скотинин

1)
Значение имени.
Образовано от «скотина»,
«скот». С одной стороны, от­ражает любовь героя к хозяйственным животным
(свиньям), с другой стороны, характеризует его как гру­бого, подлого человека.

2) Характеристика. 

Грубый, невежественный, деспотичный («Да разве
дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» «Всякий убыток, чем за ним
ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду»).

Самовлюблённый («Скажу, не похвалясь, каков я, право,
таких мало»).

Умственно неразвитый.

Главная страсть — любовь
к свиньям
(«Люблю свиней, сестрица»)

           
4. Митрофан

1)
Значение имени.
В переводе с греческого —
«являющий собой мать», «ма­терью данный». В имени героя акцентируется то, что
са­мое губительное влияние оказала на него
мать. Митрофан стал
таким, какой он есть, в результате неправильного воспитания.

2)
Характеристика.

Избалованный, капризный, эгоистичный.

Не способен любить: заискивает перед матерью, пока
чувствует её силу, когда же Простакова лишается власти в доме, отталкивает её.

Корыстный, хитрый — угрожает самоубийством, притворяется
больным.

Ленивый, любит поесть, ленивый (испытывает отвращение
к любому труду — всё время проводит на голубятне).

В обращении с людьми груб, нахален, так как чувствует
покровительство матери.

Труслив (прячется за
спиной Еремеевны, когда на него нападает Скотинин).

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ
ГЕРОИ

             
1. Софья

1)
Значение имени.
В переводе с греческого
означает «мудрость» (высшая ценность эпохи Просвещения).

2)
Характеристика.

Скромная, благоразумная, добродетельная: является
воплощением «добродетели в руках порока».

Жаждет знаний, ищет нравственные ориен­тиры («Ваши
наставления, дядюшка, составят всё моё благополучие. Дайте мне правила, которым
я последовать должна. Руководствуйте сердцем моим. Оно готово вам
повиноваться»).

Уважает старших.

            
2. Стародум

1)
Значение имени.
Означает
«думающий по-старому
», указывает на то, что его идеалы принадлежат
предшествующей, Петровской, эпохе.

2)
Характеристика.

Честный, благородный. Правдин говорит о Стародуме: «От
роду язык его не говорил «да», когда душа его чув­ствовала
«нет»».

Косность, бесчеловечность вызывают в нём негодова­ние и презрение
(«Ничто так не терзало моё сердце, как невинность в сетях коварства. Никогда
не бы­вал я так собой доволен, как если случалось вырвать добычу из рук
порока»).

Всего добивается честным трудом («Я удалился на не­сколько
лет в ту землю, где достают деньги, не про­менивая их на совесть, без подлой
выслуги, не грабя отечества»).

Людей оценивает по
пользе, которую они приносят отечеству, а не по чинам и положению в обществе.

           
3. Правдин

1)
Значение имени.
Образовано от «правда»,
именно правде, т. е. справедли­вости, этот герой служит.

Внимание
на фамилии героя акцентируется, что придаёт ей особую значимость: «Скотинин. А
как по фамилии? Я не дослышал.
Правдин. Я называюсь Правдин, чтобы вы
дослышали».

2)      Характеристика.

Служит чиновником в наместничестве — учреждении,
созданном в 1775 г. Екатериной
II в каждой губернии для
наблюдения над выполнением на местах правитель­ственных указов.

Главной своей задачей
не только в силу должности, но и «из собственного подвига сердца» Правдин считает
пресечение своеволия помещиков
, которые, «имея над людьми своими полную
власть, употребляют её во зло бесчеловечно»

                4. Милон

1)
Значение имени.
Милон – славянское имя, обозначающее
«милый, любимый», что полностью соответствует добросердечному характеру
персонажа.

2)
Характеристика.

Образцовый офицер, храбрый и самоотвер­женный.

Искренне любит Софью, не ищет выгоды от женитьбы на ней.

►  Одинаково ценит
бесстрашие и честность военной и государственной службы
: «И какая
разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою
наряду с прочими, и между неустрашимостию человека государственного, который
говорит правду государю, отваживаясь его прогневать. Судья, который, не убояся
ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах
герой
».      

     ВОСПИТАТЕЛИ

1. Еремеевна – «мама», т. е. кормилица Митрофана.

► Привязана к дому и хозяевам, оберегает и защищает Митрофана.

► За сорок лет службы получала «по пяти рублей на год, да по
пяти пощёчин на день».

► Рабская натура, не имеет
чувства собственного досто­инства

2.Пафнутьич  Цыфиркин – учитель математики, бывший солдат.

► Не любит «праздно жить», привык к труду, однако берётся не за
своё дело.

► Отказывается от денег за обучение Митрофана, так как ученик
ничему не научился: «Я государю служил с лишком двадцать лет. За службу
деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму».

Это вызывает уважение у
положительных героев, и они его вознаграждают сверх ожидания

3. Сидорыч Кутейкин – учитель русского и церковнославянского языков.

► Не доучившись в семинарии, попросил освободить его от обучения,
убоявшись «бездны премудрости», на что получил ответ: «Такого-то-де
семинариста от всякого учения уволить: писано бо есть, не мечите бисера пред
свиниями, да не попрут его ногами».

► Хитёр, жаден, за что в
финале наказывается.

4. Вральман – учитель истории, немец.

► Оказывается бывшим кучером, который, не сумев найти себе место,
подался в учителя.

► То, что Вральман стал учителем, уважаемым хозяева­ми дома,
говорит о невежестве Простаковых, об их глу­пом следовании моде на иностранных
учителей

VII.
Тема произведения.

1.
Воспитание «нового» дворянства.
Помещики воспитывают отпрысков по старинке, не уделяя должного внимания
образованию. Воспитанное таким образом новое поколение не сможет взять на себя
заботу ни о семье, ни о государстве.

2.
Тема семьи. Семья
– это социальный институт, от которого зависит развитие личности. Взаимное
уважение между всеми членами семьи – залог почитания детьми родителей, которые
должны быть достойны этого почтения.

3.
Тема свободы выбора.
Отношения Стародума и Софьи. Стародум дает ей свободу выбора, не ограничивая
своими убеждениями, которые могут повлиять на ее мировоззрение, те самым
воспитывая в ней идеал дворянского будущего.

VIII.
Основные проблемы комедии.

1. Воспитания.
Неправильное воспитание ведет к деградации личности.

2. Образования
(невежества).
Глупость лишает героев духовности: их
не интересует ничего, кроме примитивных физических удовольствий. Фонвизин видел
истинный «человеческий облик» лишь в том человеке, которого воспитали грамотные
люди, а не недоучившиеся дьячки.

3.
Крепостного права.
У дворян, которые живут
за счет крестьян, нет желания получать образование, необходимое дворянству,
чтобы служить Отечеству и приносить пользу государству.

4. Проблема
алчности.
Жажда материального благополучия
перекрывает доступ к морали. Простаковы зациклены на деньгах и власти, им не
важно, будет ли их ребенок счастлив: для них счастье – синоним богатства.

IX.
Идея произведения.

Осуждение безнравственности, жестокости,
глупости, жадности помещиков. Воспевание идеалов просвещения и гуманизма:
человек
– высшее существо, поэтому он должен непрерывно развиваться, совершенствоваться
и творить добро – это идеал, к которому должен стремиться каждый
.

Д.И. Фонвизин был личностью эпохи
Просвещения, поэтому не принимал грубости, невежества и жестокости. Он
исповедовал веру в то, что человек рождается «чистым листом», поэтому только
образование и воспитание могут сделать его нравственным, добродетельным и умным
гражданином, который принесет пользу Отечеству.

В конце комедии автор говорит о торжестве
«возмездия»: Простакова теряет поместье и уважение собственного сына,
воспитанного в соответствии с ее духовными и физическими идеалами. Такова плата
за неправильное воспитание и невежество.

X.
Задачи, которые ставил перед собой автор при написании произведения.

1. . Указать на
основное зло времени: крепостничество и произвол помещиков
, поддерживаемый
властью на самом высоком уровне.

2. Обличить пороки дворянства:
считал, что дворянство несет от­ветственность за положение в стране, однако
понимал, что в подавляющем большинстве дворяне не достойны такой высо­кой роли.

3.  Выяснить причины, уродующие личность.

4. Осмеять невежество
(дворян и их детей): дело в том, что детей, достигших 15 лет, называли
тогда «новиками», а младших — «недорослями», но закон 1736 г. продлил право
оставаться не­дорослями до 20 лет (для получения образования).

5. Обострить основной конфликт времени — конфликт
между не­вежеством и просвещением.

6. Вынести на обсуждение
тему воспитания.

7. Правдиво изобразить жизнь: расширял рамки классицизма,
вводил элементы реалистического изображения действительности.

XI.
Чему учит комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

·        
Уважению к ближним.

Закономерным результатом
грубого обращения в доме является финал, где сын отталкивает любящую мать.

XII.
Черты классицизма в комедии.

1. Правило
трех единств:

1) единство места – поместье Простаковых;

2) единство временив
течение одних суток;

3) единство действияборьба
трех претендентов за право стать мужем Софьи.

2. Разделение всех героев на положительных (Стародум,
Правдин, Милон, Софья)
и отрицательных (Простаков,
Простакова, Митрофан, учителя (Вральман, Кутейкин, Цыфиркин)).

3. Говорящие
фамилии персонажей.

4. Все положительные (любимые) герои Фонвизина в соответствии с правилами
классицизма говорят «высоким штилем», правильным литературным языком,
так как рассуждают они о высоких понятиях государственного служения и
нравственного долга.

5. Принцип
высшей оценки человека: служение государству, выполнение им своего гражданского
долга.

6. Характерное
для русского классицизма противопоставление двух эпох: Петровской и той, к
которой принадлежит автор.

7. Сюжет
строится на традиционно-классицистической основе – соперничество достойного и
недостойного претендентов на руку героини.

8. Главный
итог комедии – порок наказан, а добродетель торжествует.

XIII.
Черты реализма в комедии.

1. Автор стремится к более правдивому
изображению жизни. Многогранность характеров главных персонажей

— основное отступ­ление от традиций классицизма.

2. Тщательно прописаны характеры не только
главных, но и вто­ростепенных персонажей.

3. Есть персонажи, которых нельзя четко
отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям
(это
Еремеева, Тришка). Они нужны автору для изобличения крепостного права.

Каждый персонаж — не схема, не олицетворение какого-либо одного
качества (как это было в произведениях классицизма), а живой образ.

4. Кроме комических сцен, в пьесе есть и
такие картины, которые
раскрывают
тяжелые стороны крепостного быта, а в комедиях классицизма смешение
героического и трагического не допус­калось.

5. Автор не скрывает своего отношения к
персонажам: выражает сим­патию, негодование, насмешку, кого-то язвительно
обличает.

6. Героями комедий классицизма были люди
низкого сословия и имели низменные интересы, достойные осмеяния. У Фонвизина
разница между положительными и отрицательными героями так велика, что комедия
стала для современников поучительна и назидательна (редкий случай в литературе
XVIII в.).

  • Принцип кумулятивности в сюжете сказок о животных и волшебных сказках
  • Приняла решение как пишется
  • Принципиальный поступок как пишется
  • Приняла или приняла как правильно пишется
  • Принцессы из сказок русских народных