Автор На чтение 14 мин. Просмотров 19 Опубликовано
Краткое содержание
Аннотация произведения: это история о принцессе, которую заколдовала злая волшебница, после чего девушка на сотню лет заснула беспробудным сном в ожидании своего спасителя.
«Спящая красавица», сюжет которой знают фактически все, стала первой историей в изданном Шарлем Перро сборнике «Сказки матушки Гусыни». В ней же были напечатаны сказки «Рике с хохолком» и «Золушка». Первая из них сегодня подзабыта, но вторую помнят все.
Однако первой шла именно сказка о Спящей красавице. Это говорит о том, что для Шарля Перро она была любимой. В его изложении вся история выглядит так: жили-были король и королева, которые долго мечтали о детях. И вот, когда у них наконец-то родилась долгожданная дочь, они решили устроить праздник. Во дворец на пир пригласили всех фей-волшебниц королевства, кроме одной, которую уже давно никто не видел, потому что она уже более 50 лет не выходила из своей башни. Как бы там ни было, эта колдунья явилась на праздник без приглашения.
Гости преподносили девочке свои дары. Среди приглашенных были добрые волшебницы, каждая из которых наградила малышку достоинством: красотой, талантом, добродетелью. Одна из них не смогла снять проклятье, наложенное на принцессу, но смягчила его: девочка не умрет, но заснет непробудным сном, пока ее не спасет принц, поцеловав с искренней любовью.
Остерегаясь исполнения предсказания, король приказал убрать все острые и колющие предметы из замка. Прошло шестнадцать лет. Гуляя по замку, принцесса зашла в отдаленную комнату. Увидев старушку, прядущую пряжу, девочка заинтересовалась веретеном. Взяв его в руки, она укололась и заснула глубоким сном на сто лет. Вместе с ней весь замок погрузился в вековой сон.
Принц с соседнего королевства, охотившийся в лесу, попадает в заколдованный замок. Увидев спящую красавицу, он влюбляется и будит ее своим поцелуем.
Содержание:
Общий анализ главных героев
Их романтичные образы несут в себе следы эпохи, когда написана сказка «Спящая красавица». Анализ характеров героев позволяет лучше понять не только их поступки, но и свои собственные.
Персонажи сказки:
- принцесса;
- принц;
- король и королева;
- злая фея;
- добрые феи.
Каждому герою свойственны определённые черты. Они делают персонажей более понятными, приближают к реальной жизни.
Принцесса Аврора
В сказке не говорится, как звали спящую красавицу. В одноимённом мультфильме Уолта Диснея ей дано имя Аврора. Также в книге нет точного описания внешности принцессы. Говорится только, что она была ослепительно хороша. «Щёки у неё оставались розовыми, а губы красными, точно кораллы» — так описывает уснувшую принцессу автор. Мультфильм даёт более чёткое представление, как выглядит спящая красавица. Там она предстаёт высокой, стройной девушкой с золотистыми густыми волосами.
Кроме того, принцесса живая, интересная героиня, озорная и любопытная. Приехав с родителями в отдалённый замок, в котором никогда не была, она прежде всего начинает с любопытством исследовать его. Она воспитывалась в красоте и роскоши и тем не менее, увидев пряжу в руках старушки, которая погубила её, восхищается красотой работы.
Ей свойственны пылкость и страстность, ведь, увидев принца, она забывает обо всём на свете. Её вышедший из моды гардероб, любимая собачка и придворные, и даже то, что она не ела вот уже 100 лет, мало интересует её сейчас. В момент рождения феи наградили девушку не только красотой, но и добрым сердцем, которое, несомненно, есть в принцессе.
Образ принца
Принц, спасший красавицу, также приобретает имя и внешность лишь в мультфильме. О характере же этого героя можно судить по его храброму поведению. В книге он не борется с драконами и прочей нечистью, как в мультфильме. Тем не менее принц не боится в полном одиночестве последовать в замок. И не покидает его, увидев внутри множество людей, похожих на мертвецов. Кровь стынет у него в жилах, и закрывшиеся за ним сами собой ветви деревьев сильно пугают, но он бесстрашно продолжает исследование замка.
Молодой человек не лишён честолюбия и уверенности в себе. Узнав, что красавицу должен разбудить прекрасный принц, он точно знает: эта роль отведена именно ему.
Король Стефан
Король — любимый народом и успешный правитель своей страны. Все подданные, не исключая фей-волшебниц, поспешили разделить с ним радость от рождения его дочери. Они преподносят малышке волшебные дары и приходят на помощь правителю по его зову. Услышав страшное проклятье, король велит уничтожить все веретёна в королевстве и запрещает прясть пряжу под страхом смертной казни. Однако старушку, ослушавшуюся его приказа, в сказке не казнят. И это указывает нам на доброе сердце отца принцессы.
Мать красавицы
Ведьма Малефисента
Единственный злой персонаж — это обиженная старая фея. В классическом сюжете сказки волшебницу не позвали на праздник в честь дня рождения принцессы. Тогда она явилась туда без приглашения. На её приход никто не рассчитывал, поэтому золотых столовых приборов на ведьму не хватило. Ей подали обычные, что очень обидело колдунью. В её голове созрел план мести. Жестоким проклятием она заставляет принцессу уколоться веретеном спустя годы после рождения.
Шарль Перро описывает фею, как древнюю старуху в шаге от смерти. В версии братьев Гримм ничего не говорится о её возрасте. А вот кинематограф превратил ведьму в красивую стройную женщину, правда, в неизменно чёрном, мрачном одеянии.
Колдунья одинока, уже много лет никто не заглядывал к ней в башню. Все думали, что она умерла и не побеспокоились удостовериться в этом. Ведьма держит обиду на весь мир, и происшествие на дне рождения становится лишь поводом для объявления войны. Проклятье продумано давно, оно зародилось в мрачных чертогах феи, а не на балу. Об этом свидетельствует его виртуозная жестокость, намеренная отсрочка смерти принцессы. Злодейка верна принципу: месть — блюдо, которое следует есть холодным. Не только негодование, но и жалость вызывает этот персонаж сказки.
Добрые феи
Другие феи из спящей красавицы добры и прекрасны. Сказка Шарля Перро говорит об их удивительной молодости, которая не исчезает со временем. Кроме того, одна из них очень предусмотрительна и мудра. Юная волшебница единственная замечает обиду ведьмы и прячется за полог кроватки принцессы, чтобы последней высказать своё пожелание. Она же мчится по зову короля, в день, когда случилось несчастье. Добрая девушка, сжалившись над возможным одиночеством принцессы после пробуждения, погружает всё королевство в сон.
Мультфильм, кстати, сильно изменил как внешность и возраст, так и характер добрых фей, в том числе феи-спасительницы. Здесь они не только сильно постарели, но и приобрели гораздо большую наивность. В момент трагедии, когда принцесса засыпает, они не только не сохраняют самообладание, но просто теряются и не знают, что предпринять. Но в результате именно они, взяв себя в руки, принимают самое деятельное участие в спасении красавицы, преподавая урок истинного мужества.
Иные персонажи (придворные, старушка)
Старушка с веретеном и придворные — второстепенные герои истории. Первая появляется лишь как жезл судьбы, необходимый для свершения проклятия. Она не знает о запрете прясть пряжу и очень пугается, когда по её вине юная принцесса падает замертво. Придворные и слуги кидаются на помощь: брызгают водой, принимаются тереть виски. Но всё бесполезно. Со взмахом волшебной палочки доброй волшебницы они погружаются в сон, чтобы скрасить своей госпоже момент пробуждения.
Есть и русские варианты этого произведения:
- «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А С. Пушкина.
- «Спящая царевна» В. А. Жуковского.
- Своё видение романтичной истории показывает П. И. Чайковский в одноимённом балете, известном и любимом во всём мире.
Мало кто знает, но сюжет книги был придуман гораздо раньше всех этих известных версий и содержал в себе очень жестокие сцены. Его использовал за основу Шарль Перро. И именно его рассказ стал классической версией.
Книга входит в обязательную программу по литературе за 5 класс. И несмотря на лёгкий жанр, высоко ценится во всём мире.
Еще тесты
Читайте также
Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова
Волшебные сказки французского сказочника пользуются мировой популярностью. Каждому с детства знакомы его сказочные герои. Незатейливые сюжеты запоминаются на всю жизнь, это поучительные и добрые истории. Сказки Шарля Перро – это кладезь мудрости и духовности. Одной из таких сказок является «Спящая красавица», где наглядно показано, что зло можно победить добром, что нужно быть воспитанным и внимательным.
Характеристика героев «Спящая красавица»
Главные герои
Принцесса | Долгожданная дочь короля с королевой. В честь ее рождения устроили пышный бал, на который созвали множество гостей. Среди приглашенных гостей, были и феи, они наградили ее такими подарками, которые невозможно купить. Феи одарили маленькую принцессу неземной красотой, добрым сердцем, и многими талантами. В 15 лет принцесса укололась веретеном, как и было предсказано старой колдуньей, и заснула на 100 лет, чтобы проснуться от поцелуя принца. |
Принц |
Молодой и красивый сын короля, узнав, что в заколдованном замке спит принцесса, решил попытать счастья, и отправился в дремучий лес, окружавший замок. Он прошел через все препятствия, и оказался в покоях, где и спала юная красавица. В это время пробил час, и принцесса проснулась. Все были рады этому, и тут же сыграли свадьбу.
</tr></table>
Второстепенные персонажи
Король | Отец принцессы, очень оберегал свою дочь, запретил пользоваться прялками, и приказал убрать все веретена. |
Королева | Мать принцессы, очень любит свою долгожданную дочь. |
Феи | Добрые волшебницы, которые наградили принцессу чудесными подарками. |
Старая фея | Старая волшебница, которую не пригласили на праздник, и она явилась сама. Ей не досталось за столом и столового прибора, какие были перед остальными феями. Старая фея была обижена таким невниманием к своей персоне, и сделала принцессе злой подарок – она предрекла ей смерть от укола веретена. |
Юная фея | В сказке «Спящая красавица» героиня, которая смогла смягчить предсказание старой волшебницы. Она слышала угрозы старой феи, и когда девочку одаривали подарками, спряталась за ее колыбель. Услышав пожелание старухи о смерти принцессы, юная фея пожелала, чтобы принцесса не умерла, а только заснула на сто лет, до тех пор, пока в замке не появится принц, который и разбудит ее. Когда пожелание сбылось, юная фея усыпила своей волшебной палочкой всех остальных, чтобы через сто лет, принцесса не осталась в одиночестве. |
Старушка | Древняя старушка, которая не знала о запрете пользоваться веретеном, и явилась невольной виновницей смерти юной принцессы. Она жила в одиночестве, и ее некому было предупредить о приказании короля. Очень испугалась, и подняла панику. |
Собачка принцессы |
Маленькая собачка принцессы по кличке Пуфф, сто лет проспавшая рядом с хозяйкой. Когда принцесса проснулась, собачка первая подала свой голос, отчего проснулись и остальные обитатели замка.
</tr></table>
Описание главных героев «Спящей красавицы» может быть использовано для читательского дневника.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Жанр: литературная сказкаГлавные герои сказки «Спящая красавица» и их характеристика
- Спящая красавица. Молодая, озорная, любопытная принцесса.
- Принц. Молодой и смелый красавец.
- Король и королева. Счастливы рождением дочки, старались оградить ее от беды.
- Седьмая фея. Добрая и предусмотрительная.
- Восьмая фея. Обидчивая и злая.
План пересказа сказки «Спящая красавица»
- Рождение принцессы
- Пир на весь мир
- Забытая фея
- Обида восьмой феи
- Предсказание восьмой феи
- Седьмая фея подает голос
- Охрана принцессы
- Старушка и веретено
- Принцесса спит
- Замок спит
- Охота принца
- Принц в замке
- Запоздалый завтрак.
Кратчайшее содержание сказки «Спящая красавица» для читательского дневника в 6 предложений
- У короля и королевы родилась долгожданная дочь, и они созвали великолепный пир.
- Не получившая приглашения фея, прокляла принцессу, пообещав ей смерть от веретена.
- Седьмая фея отменила это пророчество, пообещав лишь столетний сон.
- В пятнадцать лет принцесса укололась веретеном и уснула, а с ней весь замок.
- Через сто лет принц услышал историю замка в лесу, и прошел через лес.
- Он нашел принцессу, та проснулась, они полюбили друг друга и поженились.
Главная мысль сказки «Спящая красавица» Судьбы нельзя избежать, но можно слегка подправить.Чему учит сказка «Спящая красавица» Сказка учит, приглашая гостей не делать исключений и не забывать никого. Учит осторожности и предусмотрительности. Учит не отчаиваться и пытаться бороться до конца. Учит спорить с судьбой, не верить в предопределение.Отзыв на сказку «Спящая красавица» Мне понравилась эта история про спящую принцессу, хотя в ней сложно выделить какого-то центрального персонажа. Все одинаково важны для этого сюжета и почти ничего не совершают. Может только принц смело прошел через лес и это можно назвать подвигом.Пословицы к сказке «Спящая красавица» От судьбы не уйдешь Всякому свой крест. Суженый и на печи найдет. Не всякая находка клад. Слаще сна только жизнь.Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Спящая красавица» Жили-были король с королевой, и долгое время не было у них детей. Но вдруг родилась дочь, и на радостях король устроил грандиозный пир, позвав на него всех соседей. И конечно пригласил король семь фей, которые жили неподалеку, потому что думал, что те одарят новорожденную принцессу волшебными дарами. Однако в самый разгар пира явилась восьмая фея, самая старая, про которую все забыли, так как думали, что она умерла. Явилась эта фея и обиделась, что не хватило ей золотых столовых приборов. И вот настало время дарить подарки. Первые феи желали новорожденной красоту, ума, умения танцевать, а старая фея пожелала умереть от укола веретеном. Все, кто слышал это пророчество, едва сами не умерли от страха. Но оказалась, что седьмая фея специально пропустила вперед старую фею, чтобы иметь возможность исправить ее предсказание, ведь она подозревала эту фею в злобных намерениях. И седьмая фея сказала, что на самом деле принцесса не умрет, а просто уснет на сто лет, а потом ее разбудит прекрасный принц. Король конечно запретил в королевстве веретена и прялки, но только это не помогло. Через пятнадцать лет принцесса на самом верху старой башни нашла древнюю старушку с прялкой, и уколола палец. Она тут же уснула, как и предсказывала фея. А король послал за доброй феей гонца, и когда фея приехала, то она сделала так, что вместе с принцессой в сон погрузились все ее фрейлины, слуги, дворецкий и собака. Заснули даже огонь и вода. Только король и королева остались бодрствовать. Они отправились в свою столицу и запретили подданным приближаться к спящему замку. А вокруг замка вырост густой и колючий лес. Прошло сто лет. Сменилось много королей. Про замок давно забыли. И вот в его окрестностях охотился молодой принц. Он заметил высокую башню, и спросил слуг, что за замок находится посреди леса. Один из них, самый старый, рассказал принцу предание о спящей принцессе, и принц захотел увидеть принцессу своими глазами. Он отправился к замку, и лес расступался перед ним, смыкаясь сразу за его спиной, так что ни один слуга не смог пробиться вслед за принцем. А принц дошел да замка и увидел спящих вокруг людей. Сперва принц принял их за мертвых, но потом понял, что они просто спят. Он поднялся в самую высокую башню и увидел прекрасную принцессу. Она так понравилась принцу, что он встал перед принцессой на колени, а она в этот самый миг открыла глаза. Принцесса увидела принца и полюбила его. И влюбленные долго стояли и смотрели друг на друга. А между тем, все в замке проснулись и очень хотели есть. Поэтому старая фрейлина рискнула доложить принцессе, что завтрак подан. Принц повел принцессу в зал, и принцесса не смущалась тем, что у нее старомодное платье, ведь принц не сказал ей об этом. А после была свадьба и все были счастливы.Рисунки и иллюстрации к сказке «Спящая красавица»Используемые источники:
- https://alfleth-spb.ru/pereskazy-proizvedenij/spyashchaya-krasavica-harakteristika-geroev.html
- https://nauka.club/literatura/sochineniya/geroi-spyashchaya-krasavitsa.html
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/spyaschaya-krasavica/glavnye-geroi-harakteristika.html
- http://santyaguarundito.blogspot.com/2019/04/blog-post10.html
×òî ïîäàðèòü ïðèíöåññå?
http://proza.ru/2021/12/17/1204
Ò¸ïëûì ëåòíèì óòðîì íåáî áûëî ÷èñòîå, ãîëóáîå. ˸ãêèé âåòåðîê êà÷àë âåòâè áåð¸ç, äîíîñèë àðîìàòû öâåòóùèõ äåðåâüåâ è òðàâ. Öâåòû ðàçíûõ îòòåíêîâ ðàäîâàëè ãëàç è êàçàëèñü îãðîìíûìè áàáî÷êàìè, ïîðõàþùèìè íàä çåìë¸é. Ñîëíûøêî ëàñêîâî óëûáàëîñü è çàãëÿäûâàëî â îêíà ãîñòèíîé, ãäå áûë íàêðûò ñòîë äëÿ óòðåííåãî ÷àÿ. Íà äåðåâüÿõ è öâåòóùèõ êóñòàõ ðîç è æàñìèíà ÿðêèå äëèííîõâîñòûå ïòèöû çàëèâàëèñü íà ðàçíûå ëàäû, ïðèâåòñòâóÿ õîðîøèé äåíü è îáèòàòåëåé äîìèêà.
Íà ñòîëå íà ÿðêîé ñêàòåðòè êðàñîâàëñÿ ñàìîâàð, èç êîòîðîãî òîíêîé ñòðóéêîé ø¸ë ïàð, â õðóñòàëüíûõ âàçî÷êàõ ñâåðêàëî âàðåíüå òð¸õ ñîðòîâ êëóáíè÷íîå, àáðèêîñîâîå è èç çåë¸íûõ ïîìèäîðîâ. Íà áëåñòÿùåì ïîäíîñå âûñèëàñü ãîðà õâîðîñòà, ïðèñûïàííîãî ñàõàðíîé ïóäðîé, íà áëþäå âàòðóøêè.
Çà ñòîëîì ñèäåëà êðàñèâàÿ ìîëîäàÿ æåíùèíà è òðè äåâî÷êè, ïî÷òè îäíîãî âîçðàñòà. Ó æåíùèíû áûëà âûñîêàÿ ïðè÷¸ñêà, óêðàøåííàÿ ðîçîé, â êîñàõ äåâî÷åê âïëåòåíû ëåíòû, çàâÿçàííûå ïûøíûìè áàíòàìè. Ýòî áûëè ìàòü Ôåÿ Ìóäðîñòè è å¸ äî÷åðè, ñ¸ñòðû: ôåÿ ðàäîñòè, ôåÿ âåñåëüÿ è ôåÿ áåñïå÷íîñòè. Îíè î÷åíü äðóæèëè äðóã ñ äðóãîì, âñåãäà ïîìîãàëè ìàìå, ñòàðàòåëüíî ó÷èëèñü ó íå¸ ðåìåñëó ôåè. Âîò òîëüêî ìëàäøàÿ, ôåÿ áåñïå÷íîñòè, äîñòàâëÿëà èì çàáîò è õëîïîò. Îíà áûëà òàêàÿ íåïîñåäëèâàÿ,, ëþáîïûòíàÿ, âåçäå ñîâàëà ñâîé êóðíîñûé íîñèê â âåñ¸ëûõ âåñíóøêàõ! Òî çàáóäåò íà ðàññâåòå ðàñêðûòü âüþíêè, ÷òîáû ìîæíî áûëî óçíàòü, êàêàÿ áóäåò ïîãîäà, òî çàöåïèòñÿ çà ðîçîâûé êóñò êðûëûøêîì, è åãî ïîòîì íóæíî î÷åíü àêêóðàòíî øòîïàòü. Âîò òàêîé åãîçîé áûëà ñàìàÿ ìëàäøàÿ ñåñòðà, ôåÿ áåñïå÷íîñòè.
Ñåãîäíÿ çà ÷àåì ø¸ë âàæíûé ðàçãîâîð. Âñÿ ñåìüÿ áûëà ïðèãëàøåíà â ñîñåäíèé çàìîê, ãäå ãîòîâèëèñü ïðàçäíîâàòü èìåíèíû ìëàäøåé, ñàìîé ëþáèìîé äî÷åðè êîðîëÿ. Ïðèíöåññå èñïîëíÿëîñü äåñÿòü ëåò.
Íóæíî áûëî ðåøèòü, ÷òî ïîäàðèòü åé, âåäü ó áîãàòîé íàñëåäíèöå âñ¸ åñòü, íî, íå ñìîòðÿ íà ýòî ïðèíöåññà âñåãäà ãðóñòèëà è ÷àñòî ïëàêàëà. Ðîäèòåëè ïðèãëàøàëè äîêòîðîâ è ìàãîâ, çíàõàðåé è çâåçäî÷¸òîâ, íî âñ¸ áûëî íàïðàñíî, íè÷åãî íå ïîìîãàëî. Î÷åðåäíîé ëåêàðü òîëüêî ðàçâîäèë ðóêàìè. Îòåö ïðèíöåññû, êîðîëü, â îò÷àÿíüå íàçíà÷èë ùåäðóþ íàãðàäó òîìó, êòî ñóìååò ðàçâåñåëèòü äî÷ü.
Âîò è ðåøàëè ìàòü è òðè äî÷åðè, ÷òî æå ïîäàðèòü ïðèíöåññå, ÷åì å¸ ðàçâåñåëèòü. Äåëî áûëî ñîâñåì íå â íàãðàäå, èì áûëî ïðîñòî æàëü äåâî÷êó, êîòîðóþ íè÷åãî íå ðàäîâàëî. À ýòî î÷åíü ïëîõî, åñëè ó ÷åëîâåêà íåò ðàäîñòè â æèçíè, íå ïðàâäà ëè?
Ïðàçäíèê ãîòîâèëñÿ íà êîíåö íåäåëè, âûõîäíûå äíè, ÷òîáû ìîæíî áûëî è ïîâåñåëèòüñÿ ââîëþ, è óñïåòü îòäîõíóòü. À ïîêà óêðàøàëè äâîðåö, ðàçâåøèâàëè ðàçíîöâåòíûå ôîíàðèêè è ôëàæêè, ãèðëÿíäû, ïðîòèðàëè ñò¸êëà îêîí è ëþñòðû. Ïðîâåðÿëè çàïàñû ñâå÷åé è âàç äëÿ öâåòîâ, ñîñòàâëÿëè ìåíþ ïðàçäíè÷íîãî îáåäà. Äî áëåñêà íàòèðàëèñü ïîëû òàíöåâàëüíûõ çàë, ìóçûêàíòû ðåïåòèðîâàëè, ÷òîáû íå çàáûòü íîòû.
À ãîñòè øèëè ñåáå íîâûå íàðÿäû äà ãîòîâèëè ïîäàðêè ïðèíöåññå óêðàøåíèÿ èç äðàãîöåííûõ êàìíåé â âèäå îæåðåëèé, áðàñëåòîâ, ñåð¸ã è áðîøåê, ðàçíûõ øêàòóëîê è ôóòëÿð÷èêîâ. Þâåëèðû ïðîñòî ñáèëèñü ñ íîã, ñòîëüêî èì áûëî ðàáîòû. Âñå ñòàðàëèñü ïðåâçîéòè äðóã äðóãà â âûäóìêå è ôàíòàçèè. Ïîýòîìó ñåìüå ôåé ïðåäñòîÿëî ïðèäóìàòü ÷òî-òî íåîáûêíîâåííîå, îñîáåííîå. À ýòî ñîâñåì íåïðñòî, åñëè ó ÷åëîâåêà åñòü ÂѨ!
Íî íå çðÿ æå îíè áûëè ôåÿìè! Íàäåâ ñâîè òîíåíüêèå ïðîçðà÷íûå êðûëûøêè, ìàòü-ôåÿ è äî÷åðè ñòàëè íåâèäèìûìè è ðàçëåòåëèñü â ðàçíûå ñòîðîíû. Îíè ðåøèëè ïîñìîòðåòü, à ÷òî áóäóò äàðèòü ïðèíöåññå äðóãèå ïðèãëàø¸ííûå, ÷òîáû ïîäàðêè íå áûëè îäèíàêîâûìè, à òî âåäü íåèíòåðåñíî áóäåò.
Ïîëåòàëè, ïîñìîòðåëè, à âå÷åðîì çà âå÷åðíèì ÷àåì ïîäåëèëèñü íîâîñòÿìè è ïðèíÿëè ðåøåíèå, ÷òî ïîäàðèòü, ÷òîáû óäèâèòü è ðàçâåñåëèòü ïðèíöåññó.
È âîò òîðæåñòâåííûé äåíü íàñòàë! Ñîëíöå ñ ñàìîãî óòðà ëàñêîâî ãðåëî, íåáî ðàäîâàëî ñâîåé ñèíåâîé, à öâåòû àðîìàòàìè. Ãîñòè ñúåçæàëèñü íà êàðåòàõ, ïðèïëûâàëè íà êîðàáëÿõ è ïàðóñíèêàõ, ïðèëåòàëè íà âîçäóøíûõ øàðàõ è è äèðèæàáëÿõ. Ó âñåõ áûëè ÿðêèå êðàñèâûå êîðîáêè ñ ïîäàðêàìè, íàðÿäû ïîðàæàëè ñâîåé ïûøíîñòüþ: êðóæåâà, îáîðêè è ëåíòî÷êè òðåïåòàëè ïðè ìàëåéøåì äâèæåíèè èëè ïîðûâå âåòåðêà.
Ãîñòè êàòàëèñü ïî îçåðó íà çîëî÷¸íûõ ëîäî÷êàõ, êà÷åëÿõ, ïîíè, çàïðÿæ¸ííûõ â ë¸ãêèå êîëÿñêè, ó÷àñòâîâàëè â øàðàäàõ è âèêòîðèíàõ, ïåëè ïåñåíêè è ñëàãàëè ñòèõè â ÷åñòü èìåíèííèöû, èãðàëè íà ôëåéòå è àðôå.
Ïðèíöåññà, ïðåëåñòíàÿ, íî ãðóñòíàÿ, ñèäåëà íà ñâî¸ì äåòñêîì òðîíå ïîä áàëäàõèíîì, óêðàøåííûì öâåòàìè, øåëêàìè è êîâðàìè. Ñòîëû ñâåðêàëè õðóñòàë¸ì è ñåðåáðîì, ëîìèëèñü îò ÿñòâ íà áëþäàõ è ïîäíîñàõ; â êóâøèíàõ ïîäàâàëñÿ îõëàæä¸ííûé ùåðáåò è ñîêè èç çàìîðñêèõ ôðóêòîâ.
Ôåÿ-ìàòü è å¸ äî÷åðè âûäåëÿëèñü ïëàòüÿìè ÿðêèõ òîíîâ è âñå âìåñòå êàçàëèñü áîëüøèì êðàñèâûì öâåòêîì, ñâåðêàþùèì ëåíòî÷êàìè, ïðÿæêàìè íà ïîÿñàõ è òóôåëüêàõ. Êîãäà ïðèøëà ïîðà äàðèòü ïîäàðêè, îò èõ âíèìàíèÿ íå óñêîëüçíóëî, ÷òî ñ êàæäûì ïîäàðêîì ïðèíöåññà ñòàíîâèëàñü âñ¸ ãðóñòíåé è ãðóñòíåé.
À êîãäà âîò-âîò ñë¸çû ãîòîâû áûëè ñêàòèòüñÿ ïî å¸ áëåäíûì ùåêàì, ìàòü-ôåÿ ÷óòü ïðèïîäíÿëà ñâîþ âîëøåáíóþ ïàëî÷êó, ÷òîáû íàñòóïèëà òèøèíà, è ñäåëàâ çíàê äî÷åðÿì, íàïðàâèëàñü ê ïðèíöåññå. Âñå ñìîòðåëè íà íèõ ñ íåäîóìåíèåì ÷òî æå îíè ïîäàðÿò èìåíèííèöå, åñëè â ðóêàõ ó íèõ íè÷åãî íåò?!
Ôåè ïîäîøëè ê äåâî÷êå, è âäðóã ïðîèçîøëî ÷óäî! Ñòàðøàÿ èç äî÷åðåé îïóñòèëà ê íîãàì ïðèíöåññû ìàëåíüêîãî áåëî-ðûæåãî ëîõìàòîãî ùåíêà, êîòîðûé çâîíêî çàëàÿë è ëèçíóë íàêëîíèâøóþñÿ ê íåìó ïðèíöåññó â ùåêó. Ïðèíöåññà îò íåîæèäàííîñòè îéêíóëà è óëûáíóëàñü.
Ñðåäíÿÿ, ôåÿ âåñåëüÿ, íà êîëåíè ê èìåíèííèöû ïîñàäèëà ïóøèñòîãî ñåðîãî êîò¸íêà, êîòîðûé òóò æå çàìóðëûêàë è ïðèíÿëñÿ èãðàòü ëîêîíîì ïðèíöåññû è ùåêîòàòü åé øåþ. Âñå óñëûøàëè çâîíêèé âåñ¸ëûé ñìåõ!
Ñàìàÿ ìëàäøàÿ-ôåÿ áåñïå÷íîñòè ñìóù¸ííî ïîäàëà ïðèíöåññå ìàëåíüêóþ êóêîëêó, ñäåëàííóþ èç íîñîâîãî ïëàòêà è ïåðåâÿçàííóþ òîíêîé çîëîòèñòîé òåñüìîé. Ìàëåíüêàÿ ôåÿ ñêàçàëà: « Ýòîò îáåðåã óáåðåæ¸ò òåáÿ îò áîëåçíåé è áåä è èñïîëíèò âñå òâîè æåëàíèÿ, òîëüêî íóæíî, ÷òîáû îíè áûëè äîáðûìè».
À ìàòü ïî èìåíè Ôåÿ Ìóäðîñòè ïðåïîäíåñëà ïðèíöåññå áîëüøóþ êíèãó ñ ÿðêèìè êàðòèíêàìè, ãäå îíà îïèñàëà âñþ ýòó èñòîðèþ. Êàðòèíêè áûëè ñäåëàíû åþ è òðåìÿ ñåñòðè÷êàìè, å¸ äî÷åðÿìè.
Ãëÿäÿ íà ðàçðóìÿíèâøóþñÿ îò ðàäîñòè, âåñ¸ëóþ èìåíèííèöó, âñå ïîíÿëè, ÷òî ðàçâåñåëèòü äóøó, îáðàäîâàòü ñåðäöå ÷åëîâåêà ìîæåò òîëüêî íàñòîÿùèé äðóã! À âñÿ êîðîëåâñêàÿ ñåìüÿ óäèâëÿëàñü, êàê æå îíè ïîçàáûëè ñâîè äåòñêèå ãîäû è òó ðàäîñòü, êàêóþ èì äîñòàâëÿëè äîìàøíèå ïèòîìöû. Êîðîëü òóò æå èçäàë óêàç î òîì, ÷òîáû âñåì äåòÿì â êîðîëåâñòâå áûëî ïîçâîëåíî èìåòü ÷åòâåðîíîãèõ äðóçåé. Âåäü ýòî ó÷èò äîáðîòå, çàáîòå î äðóãèõ, à ýòî òàê âàæíî â æèçíè!
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страница 32.
УКМ «Перспектива»
Шарль Перро «Спящая красавица»
1. Вспомните или перечитайте сказку Шарля Перро «Спящая красавица». Какие эпизоды сказки показались вам самыми интересными? Перескажите их по заранее составленному плану.
Самыми интересными эпизодами мне показались эпизод с дарами фей и эпизод появления в замке принца и пробуждения принцессы.
План пересказа эпизода «Дары фей»
- Семь добрых фей.
- Забытая фея.
- Обида старой феи.
- Дары фей.
- Зловещее предсказание.
- Подарок седьмой феи.
Пересказ эпизода «Дары фей» для 4 класса
На пир по поводу рождения принцессы пригласили семь добрых фей. Им подали к столу фарфоровые тарелки, хрустальные кубки и золотые приборы — ложку, вилку и ножик.
Но когда пир начался, появилась восьмая фея. Она пятьдесят лет не выходила из своего замка, и про неё просто забыли, решив, что она умерла.
Старой фее подали тарелку и кубок, но не хватило ей золотых ножика, вилки и ложки. Это очень обидело фею и она пробормотала какую-то угрозу. Но одна из добрых фей услышала угрозу и решила присмотреть за злой феей, чтобы она не наградила принцессу чем-нибудь нехорошим.
И вот феи стали дарить подарки. Это были чудесные дары. Феи награждали принцессу красотой, добрым сердцем, умением радовать людей, танцевать, петь и играть на инструментах.
Но тут подошла восьмая фея и предрекла, что на пятнадцатом году принцесса уколется веретеном и умрёт. Все застыли в страхе.
Но свой дар ещё не принесла седьмая фея. Она успокоила гостей и сказала, что принцесса уколет руку веретеном, но от этого не умрёт. а просто заснёт глубоким сном на сто лет, пока её не разбудит прекрасный принц.
План пересказа эпизода «Появление принца»
- Через заколдованный лес.
- Привратники.
- Стражники.
- Дамы и кавалеры.
- Спящая принцесса.
- Пробуждение замка.
Пересказ эпизода «Появление принца» для 4 класса
Принц шёл через заколдованный лес и деревья смыкались за его спиной. Это могло напугать любого, но принц был храбр.
Он вышел к замку и увидел в его воротах множество спящих людей. Они спали в разных позах и в руках держали кубки с недопитым вином.
Принц прошёл в замок и увидел стражников, которые спали, опираясь на свои алебарды.
Он шёл мимо многочисленных комнат-покоев и везде видел спящих людей: дам и кавалеров в старомодных платьях.
Наконец, принц нашёл спящую принцессу. Она была столь прекрасна, что принц трепетно опустился перед ней на колени. И в этот миг колдовство спало. Принцесса открыла глаза и улыбнулась принцу. Залаяла собака, в конюшне заржали лошади. Слуги кинулись накрывать на стол, а проснувшиеся стражники стали греметь оружием.
2. Попробуйте описать спящую красавицу.
Спящая красавица была очень красивой. У неё были красные, как кораллы, губы, розовые щёки, её красота сияла так, что всё вокруг казалось тусклым.
3. Как вы понимаете значение слов достоинство, добродетель? Найдите в сказке строки, которые пояснят их значение.
Добродетель и достоинства являются словами-синонимами. Они означают положительные качества человека, то чем можно гордиться.
Значение этих слов мы можем понять из эпизода дарения феями подарков.
4. Какими добродетелями наградили маленькую принцессу добрые феи?
В эпизоде дарения подарков феи наградили принцессу многими добродетелями и достоинствами. Она получила красоту, нежное и доброе сердце, умение танцевать, петь играть на музыкальных инструментах.
5. Обсудите с друзьями, почему злая фея наказала принцессу? Была ли принцесса виновата? Проследите, как обида злой феи превратилась во зло: обида-досада-угроза-мщение-зло.
Фея наказала принцессу за обиду, которую ей нанесли король и королева, не пригласив на пир. Принцесса не была в этом виновата, ведь она была просто младенцем, но попала под горячую руку злой фее.
Сперва фея просто обиделась, что её не позвали, потом ей стало досадно, что её обделили золотым столовым прибором, она стала тихонько угрожать, а потом отомстила, предсказав смерть принцессы. Это уже было настоящим злом, в которое вылилась простая обида.
6. Что победило зло или добро? Как вы это объясните?
Победило добро. Ведь предсказание злой феи не сбылось. Добрая фея оказалась сильнее и смогла изменить зловещее предсказание. Принцесса осталась живой и нашла своё счастье.
Принцесса никому не делала зла, она не заслужила смерти. Поэтому сказка заканчивается хорошо и добрые люди обретают счастье.
7. Что увидел принц в старом замке? Попробуйте разыграть с друзьями сценки «Спящий замок, где в разных позах застыли герои сказки. Кто там был? Изобразите их.»; «Спящий замок ожил и зашумел».
В старом замке принц увидел спящих людей.
Принц прошёл ворота замка. Там стояли в разных позах спящие привратники с кубками в руках.
Он прошёл двери дворца. Там стояли спящие стражники с алебардами.
Принц прошёл мимо покоев. Там было много спящих дам и кавалеров.
Он нашёл принцессу и принцесса проснулась.
Тут же всё ожило. Затявкала собака, заржали лошади. Слуги стали накрывать стол, дамы улыбались кавалерам, стражники стучали алебардами, привратники осушили кубки.
 íàøè äíè ðîäèëñÿ íîâûé âèä òâîð÷åñòâà: ïåðåäåëûâàíèå ñòàðûõ ñêàçîê íà íîâûé ëàä. Áîëüøèå çàïàäíûå ëèòåðàòóðíûå æóðíàëû äàæå óñòðàèâàþò êîíêóðñû íà ëó÷øóþ ñêàçêó â ýòîì «íîâîì æàíðå», à ïðèçû ïîáåäèòåëåé äîñòèãàþò 3000 -5000 äîëëàðîâ ÑØÀ. ß òîæå ïîïðîáîâàë ñåáÿ íà ýòîé ñòåçå, ïåðåïèñàâ íåñêîëüêî øèðîêî èçâåñòíûõ ñêàçîê («Êîò â ñàïîãàõ», «Ìàëü÷èê ñ ïàëü÷èê», «Çîëóøêà»… è åù¸ 20 èëè 30…). À ñåé÷àñ, êîãäà â ìèðå íàñòóïèëè «î÷åíü âåñ¸ëûå» ãåíäåðíûå âðåìåíà, ÿ ðåøèë «øàãàòü â íîãó ñî âðåìåíåì», à ïî ñåìó, íàïèñàë ñîâðåìåííóþ ãåíäåðíóþ ñêàçêó «Ïðèíöåññà è Äðàêîí» äëÿ äåòåé èç Åâðîïû è ÑØÀ. Íàøè, ðóññêèå äåòè, íàä ýòîé «ñîâðåìåííîé ñêàçêîé» òîëüêî èðîíè÷åñêè ïîñìåþòñÿ….À âåäü ÿ âçÿë çà îñíîâó ñîâðåìåííóþ àíãëèéñêóþ ñêàçêó äëÿ ñîâðåìåííûõ çàïàäíûõ äåòèøåê….
«Ïðèíöåññà è Äðàêîí»
Æèëè- áûë àíãëèéñêèé êîðîëü ñ êîðîëåâîé Ýëèçîáåòîé è ñ òîëñòîé äî÷åðüþ Âèêòîðèé. Âïðî÷åì, ñêàçêó ìîæíî áûëî áû íà÷àòü è ïî äðóãîìó: «Æèëà-áûëà àíãëèéñêàÿ êîðîëåâà ñ êîðîë¸ì ñ Ôèëèïïîì è ñ òîëñòîé äî÷åðüþ Âèêòîðèé»… Îò ïåðåñòàíîâêè ìåñò íè÷åãî çäåñü íå ìåíÿåòñÿ, èáî ãåðîèíåé ñêàçêè ÿâëÿåòñÿ òîëñòóøêà ïðèíöåññà Âèêòîðèÿ.
Ïðèíöåññà Âèêòîðèÿ áûëà î÷åíü ñîâðåìåííûì ðåá¸íêîì, òî åñòü äåâóøêîé, è íè â ÷¸ì íå õîòåëà îòñòàâàòü îò ñîâðåìåííîé ìîäû. À êðèêîì ñîâðåìåííîé ìîäû ñòàëè ãåíäåðíûå îñîáåííîñòè Ëè÷íîñòè! Âîò êåì ñåáÿ ýòà «Ëè÷íîñòü» îùóùàåò, òåì îíà è åñòü, è âñå ýòî äîëæíû ïðèçíàòü! Íó òàê âîò, òîëñòàÿ ïðèíöåññà Âèêòîðèÿ îáúÿâèëà íà âåñü ìèð, ÷òî îíà îùóùàåò ñåáÿ ìàëåíüêîé ìûøêîé… Êîðîëü ñ êîðîëåâîé (èëè Êîðîëåâà ñ êîðîë¸ì), ðàçóìååòñÿ, î÷åíü-î÷åíü-î÷åíü-î÷åíü óâàæèòåëüíî îòíåñëèñü ê ìèðîîùóùåíèþ ñâîåé äî÷åðè è ñòàëè íàçûâàòü å¸ «Õóäûøêîé -ìûøêîé». À êîãäà èõ äî÷ü, «Õóäûøêà -ìûøêà», çàÿâèëà ðîäèòåëÿì, ÷òî æåëàåò íåìåäëåííî âûéòè çàìóæ çà êàêîãî-íèáóäü ñêàçî÷íî áîãàòîãî ïðèíöà, íåçàâèñèìî îò åãî ãåíäåðíûõ îùóùåíèé, ìîíàðøüè îñîáû îáúÿâèëè âñåìó ìèðó, ÷òî îáúÿâëÿþò òîðãè íà ëó÷øåãî æåíèõà (òî åñòü ñàìîãî áîãàòîãî), è ðàçìåñòèëè íà ñâî¸ì îôèöèàëüíîì êîðîëåâñêîì ñàéòå ôîòîãðàôèþ òîëñòóøêè ïðèíöåññû, íàçâàâ å¸ «õóäûøêîé ìûøêîé».
È âîò, ïîêà ïîòåíöèàëüíû æåíèõè ÷åñàëè çàòûëîê, ïûòàÿñü ïîíÿòü, ÷òî èì ïðèíåñ¸ò áðàê ñ «òîëñòóøêîé õóäûøêîé ìûøêîé», îäèí âåëèêàí -ëþäîåä, óâèäåâ ôîòêó ýòîé æèðíîé ïðèíöåññû, òàê íåîæèäàííî ïðîãîëîäàëñÿ, ÷òî âçÿë äà è ïîõèòèë å¸, è óíåñ â ñâîåé òàéíûé çàìîê. Íî êîãäà âåëèêàí ïðèíþõàëñÿ, òî ïî÷óâñòâîâàë, ÷òî îò æèðíîé ïðèíöåññû ñî ñòðàøíîé ñèëîé íåñ¸ò çàïàõîì âîíþ÷åé ìûøêè, à ìûøåê, îí òåðïåòü íå ìîã! Òàê ÷òî âåëèêàí ëþäîåä íå ñòàë çàæàðèâàòü òîëñòóøêó ïðèíöåññó íà ìàíãàëå, à çàòî÷èë å¸ â âûñîêóþ áàøíþ, è íàïðàâèë êîðîëþ ñ êîðîëåâîé (èëè íàîáîðîò) ýëåêòðîííîå ïèñüìî ñ òðåáîâàíèåì âûêóïà çà ïðèíöåññó â ðàçìåðå ; âñåãî êîðîëåâñêîãî êàïèòàëà.
Êîðîëü ñ êîðîëåâîé (èëè â îáðàòîì ïîðÿäêå), ïîëó÷èâ ýòî íàãëîå òðåáîâàíèå îò âåëèêàíà, ðåøèëè, ÷òî ýòî êîçíè ðóññêîãî öàðÿ, à ïîòîìó, âî-ïåðâûõ, «íàëîæèëè» íà ðóññêîãî öàðÿ ýêîíîìè÷åñêèå ñàíêöèè, â âèäå çàïðåòà ïîñòàâîê ðóññêîìó öàðþ åãî ëþáèìîãî øîòëàíäñêîãî âèñêè, à âî-âòîðûõ, ðåøèëè, ÷òî äåøåâëå áóäåò îáúÿâèòü êîíêóðñ ñðåäè ðûöàðåé íà ñïàñåíèå ñâîåé äî÷åðè. Íó è îáúÿâèëè êîíêóðñ, ïîîáåùàâ 12 êîðîëåâñêîãî êàïèòàëà çà ñïàñåíèå ïðèíöåññû è å¸ ñàìîþ â ïðèäà÷ó!.
È ÷òî òóò íà÷àëîñü â Áðèòàíñêîì êîðîëåâñòâå! Ñîòíè îòâàæíûõ ðûöàðåé ñîãëàñèëèñü ñïàñòè ïðèíöåññó Âèêòîðèþ! È âñå îíè óòâåðæäàëè,÷òî ãîòîâû ñîâåðøèòü ýòîò ïîäâèã íå ðàäè ; êîðîëåâñòâà, à ðàäè ñïàñåíèÿ ïðèíöåññû…
È âîò, ñîòíè îòâàæíûõ ðûöàðåé îêðóæèëè çàìîê Âåëèêàíà ëþäîåäà, è ïîòðåáîâàëè, ÷òî îí íåìåäëåííî, ëó÷øå áû îòäàë èì ïðèíöåññó, à òî õóæå áóäåò!
È òóò ïåðåä îòâàæíûìè ðûöàðÿìè ïîÿâèëñÿ Âåëèêàí ëþäîåä è âîñêëèêíóë:
« Íó ÷òî, ñðàçèìñÿ?!»
È òóò, ñîòíè îòâàæíûõ êîðîëåâñêèõ ðûöàðåé, íàëîæèâ â ñî ñòðàõó â ïàìïåðñû, ðàçáåæàëèñü âî âñå ñòîðîíû. À âñ¸ ýòî ñíèìàëà â ïðÿìîì ýôèðå ÂÂÑ! Íó è ëàæà ïîëó÷èëàñü…
Òàê ñëó÷èëîñü, ÷òî îäèí ïàöàí, êîòîðûé îùóùàë ñåáÿ «çåëåíûì äðàêîíîì», óâèäåâ ýòîò ïðÿìîé ýôèð ÂÂÑ, ðåøèë, ÷òî îí ñìîæåò ïîáåäèòü Âåëèêàíà ëþäîåäà è ñêàçî÷íî ðàçáîãàòåòü íà ýòîì, çàïîëó÷èâ è ïîëêîðîëåâñòâà, è òîëñòóøêó ïðèíöåññó. È îí ðåøèë èñïûòàòü ñóäüáó. Äîáðàëñÿ ïàðåíü, ãëóáîêîé íî÷üþ, äî çàìêà âåëèêàíà è êðèêíóë: «Âûõîäè, ïîäëûé òðóñ è ñðàçèòü ñ çåë¸íûì äðàêîíîì, êîòîðûé â îäíó ñåêóíäó ìîæåò èñïåïåëèòü òâîé çàìîê!
Âåëèêàí, óñëûøàâ ýòîò ãðîçíûé êðèê è åù¸ îêîí÷àòåëüíî íå ïðîáóäèâøèñü, äî ñìåðòè èñïóãàëñÿ è ñâàëèë èç çàìêà ïî òàéíîìó ïîäçåìíîìó õîäó. Âîò òàê, ïàöàí, îùóùàþùèé ñåáÿ îòâàæíûì çåëåíûì äðàêîíîì, ïîáåäèë äðóãîãî ïàöàíà, îùóùàâøåãî ñåáÿ âåëèêàíîì -ëþäîåäîì.
À « çåëåíûé äðàêîí», «ïîáåäèâ» «âåëèêàíà -ëþäîåäà», ïîòàùèë òîëñòóþ ïðèíöåññó «ìûøêó» íà ñïèíå (òîïàòü ïåøêîì îíà íå ïîäåëàëà) è åäâà-åäâà äîòàùèë å¸ äî êîðîëåâñêîãî çàìêà… Íó à êîðîëü ñ êîðîëåâîé ( èëè íàîáîðîò), êàê è îáåùàëè, îòäàëè ïðèíöåññó -ìûøêó çàìóæ çà «çåë¸íîãî äðàêîíà», äà åù¸ è îòäàëè æåíèõó ïîëêîðîëåâñòâà, â êà÷åñòâå ïðèäàííîãî.
Íó à ïðèíöåññà -ìûøêà âäðóã îùóòèëà, ÷òî ñìîæåò øèêàðíî ïåòü è ïðåâçîéòè ïîï -çâåçäó Ëåîíó Ëüþèñ, è ñòàëà åæåäíåâíî áðàòü óðîêè âîêàëà ó ñâîåãî ñóïðóãà «çåëåíîãî äðàêîíà», êîòîðûé âäðóã îùóòèë ñåáÿ âåëèêèì ìàýñòðî…
 ñîâðåìåííîì ìèðå, äîðîãèå äåòè, âàæíî íå òî, êòî òû åñòü íà ñàìî äåëå, à òî, êåì òû ñåáÿ îùóùàåøü!….