Несколько слов о создании его сказок
Настоящий творческий прорыв создания литературных произведений начинается в 1835 году. Именно эта дата является знаменательной для его сказок. В 1840-х годах выходит в свет его сборник «Книга с картинками без картинок», что подтверждает присущий ему талант. С невероятной скоростью завоевали успех и славу сказки Андерсена. Краткое содержание полюбившихся сочинений пересказывали друг другу преданные читатели и с нетерпением ждали новых произведений. В 1838 году был начат второй выпуск сказок, а в 1845 — третий. К этому времени он был уже очень известен во всей Европе. В 1847 году он посетил Англию, где получил теплый и радушный прием. Во второй половине 1840-х годов и в последующие годы писатель с особым усердием работает и публикует пьесы и романы, лелея мечту прославиться в качестве драматурга. Но все тщетно. Сказки Андерсена (краткое содержание которых у всех на слуху) хоть и принесли ему славу, но в какой-то период своей жизни он начал их презирать. Однако продолжает их писать. Самая последняя сказка была создана в 1872 году в канун Рождества. В этом же году писатель упал с кровати, сильно ушибся, и от полученных травм уже не смог оправиться, хотя прожил еще три года. 4 августа 1875 года он умер.
Детство и юность
В краткой биографии Андерсена нельзя не упомянуть ранние годы автора. Мальчик появился на свет 2 апреля (15 апреля) 1805 года. Он жил в довольно небогатой семье. Его отец работал башмачником, а мать – прачкой.
Юный Ганс был очень ранимым ребенком. В учебных заведениях того времени нередко применяли физические наказания, поэтому страх перед учебой не покидал Андерсена. В связи с этим мать отправила его в благотворительную школу, где учителя были более лояльными. Руководителем этого образовательного заведения был Феддер Карстенс.
Уже в подростковом возрасте Ганс переехал в Копенгаген. Юноша не скрывал от родителей, что отправляется в большой город за славой. Некоторое время спустя он попал в Королевский театр. Там он играл роли второго плана. Окружающие, отдав должное рвению парня, позволили ему учиться в школе бесплатно. Впоследствии Андерсен вспоминал это время, как одно из самых страшных в его биографии. Виной тому был строгий ректор школы. Ганс закончил обучение только в 1827 году.
Сказки Андерсена. Список. Краткое содержание
1835-1839:
- «Дикие лебеди».
- «Огниво».
- «Дорожный товарищ».
- «Дюймовочка».
- «Аисты».
- «Принцесса на горошине».
- «Нехороший мальчик».
- «Ромашка».
- «Русалочка».
1841-1848:
- «Ангел».
- «Воротничок».
- «Гадкий утёнок».
- «Гречиха».
- «Девочка со спичками».
- «Ель».
- «Жених и невеста».
- «Из окна богадельни».
- «Колокол».
- «Красные башмачки».
- «Капля воды».
- «Лён».
- «Маленький Тук».
- «Оле-Лукойе».
- «Пастушка и трубочист».
- «Прыгуны».
- «Свинопас».
- «Снежная королева».
- «Соловей».
- «С крепостного вала».
- «Старый дом».
- «Счастливое семейство».
- «Соседи».
- «Тень».
- «Холм лесных духов».
1850-1859:
- «Анне Лисбет».
- «Весёлый нрав».
- «Всему своё место».
- «Ганс Чурбан».
- «Дворовый петух и флюгерный».
- «Две девицы».
- «Еврейка».
- «Есть же разница!»
- «Иб и Христиночка».
- «Камень мудрости».
- «Кое-что».
- «Колокольный омут».
- «Как хороша!»
- «Лебединое гнездо».
- «На краю моря».
- «На дюнах».
- «Немая книга».
- «Последняя жемчужина».
- «Перо и чернильница».
- «Птица Феникс».
- «Под ивой».
- «Пропащая».
- «Сон».
- «Сердечное горе».
- «Свинья-копилка».
- «Скороходы».
- «Тернистый путь славы».
Поздний период
1861-1869:
- «Альбом крёстного».
- «В детской».
- «Вэн и Глэн».
- «Два брата».
- «Двенадцать пассажиров».
- «Дева льдов».
- «День переезда».
- «Дриада».
- «Епископ Берглумский и его родичи».
- «Жаба».
- «Зелёные крошки».
- «Золотой мальчик».
- «Кто же счастливейшая?»
- «Комета».
- «Мотылёк».
- «На птичьем дворе».
- «Навозный жук».
- «Пейтер, Пётр и Пейр».
- «Психея».
- «Подснежник».
- «Птица народной песни».
- «Серебряная монетка».
- «Сказка».
- «Снеговик».
- «Сокрыто — не забыто».
- «Старый церковный колокол».
- «Сын привратника».
- «Судьба репейника».
- «Тётушка».
- «Тряпьё».
- «Что можно придумать».
1870-е:
- «Блоха и профессор».
- «Дети года».
- «Дни недели».
- «Дочь великана».
- «Злой князь».
- «Картинка».
- «Ключ от ворот».
- «Королева метелей».
- «Лизочка у колодца».
- «О чём рассказывала старуха Иоханна».
- «Пастушок пасёт овец».
- «Пляши, куколка, пляши!»
- «Побратимы».
- «Прадедушка».
- «Роза».
- «Сказка о жёнах».
- «Сказки в стихах».
- «Талисман».
- «Тётушка Зубная Боль».
«Дюймовочка»
Даже краткое содержание сказки «Дюймовочка» Андерсена дает понять, какой удивительный замысел лежит в ее основе.
Женщина не могла иметь детей и обратилась к колдунье. Та ей посоветовала посадить зернышко тюльпана. Женщина так и сделала, и случилось чудо. Появилась девочка ростом в дюйм. Ореховая скорлупа стала ей колыбелью, а лепесток тюльпана — лодкой. Но недолго прожила Дюймовочка в этом доме. Настоящее приключение девочки начинается после того, как ее похитила Жаба для своего уродливого сыночка. Рыбки спасли ее. Красавица понравилась майскому жуку, но родственники не оценили его выбор, и он оставил ее. Грустная малышка попадает в норку полевой и очень жадной мышки, которая ей посоветовала выйти замуж за крота. Предчувствуя унылую жизнь под землей, Дюймовочка вышла попрощаться с солнышком и ласточкой, за которой ухаживала всю зиму. Та ей предложила улететь с ней вместе. Девочка согласилась, и они полетели в теплые края. На цветке она познакомилась с королем эльфов, который сделал ей предложение. Наконец-то нашла Дюймовочка своего принца.
Основные персонажи сказки
«Дюймовочка» главные герои:
- Дюймовочка – маленькая красивая девочка, очень добрая и смелая.
Другие персонажи:
- Женщина – бездетная женщина, ставшая матерью Дюймовочке.
- Жаба – безобразное создание, похитившее беззащитную Дюймовочку.
- Майский жук – похититель Дюймовочки, быстро охладевший к ней.
- Полевая мышь – добрая, заботливая, расчетливая хозяйка.
- Крот – сосед Полевой мыши, богатый, знатный, завидный жених.
- Ласточка – раненая птица, которую вылечила Дюймовочка.
- Король эльфов – повелитель эльфов в теплой стране, жених Дюймовочки.
«Огниво»
Краткое содержание сказки «Огниво» Андерсена (о солдате и его приключениях) увлекает своим сюжетом.
Однажды солдат повстречался с колдуньей. Она предложила отправиться ему в охраняемое страшными собаками дупло, где он мог набрать себе несметное количество драгоценностей. За это она попросила принести ей огниво. Он все выполнил, но огниво не отдал, а отрубил советчице голову. Все богатства из дупла он в скором времени прогулял, потеряв и всех новых друзей. Однажды он воспользовался свечой из огнива. Появилась собака, которая могла исполнить три желания.
Как-то раз ему захотелось увидеть принцессу. Собака выполнила его просьбу. Утром девушка рассказала свой загадочный сон.
В другой раз королева привязала на спину дочки мешочек с крупой, которая сыпалась на дорогу. Солдата отследили и посадили в тюрьму. В день казни солдат попросил у сапожника принести ему огниво, за что дал ему 4 медяка. Он хотел закурить. После щелчка огнива появились сразу три собаки. Они подбрасывали публику так высоко, что люди разбивались о землю. Солдата освободили и попросили взять принцессу в жены. За свадебным столом сидели и приглашенные собаки.
Характеристика персонажей
В сказке несколько главных героев. Их описание и характеристика:
- Солдат — молодой вояка, вернувшийся с войны. Хитрый, смекалистый, смелый, наблюдательный, предусмотрительный. Став богатым, оказался щедрым, но расточительным. Удачливый и неунывающий: умудрялся находить выход из любой затруднительной ситуации.
- Ведьма — старая и страшная старуха, безобразная, нижняя губа у неё висела до самой груди. Хотела заполучить себе огниво, научила солдата, как его достать, и отдала ему свой синий клетчатый передник, чтобы с его помощью он обошёл собак. Изворотливая, коварная и скрытная: не хотела говорить о том, зачем ей понадобилось огниво. Умерла, когда солдат отрубил ей голову.
- Три волшебные собаки — огромные животные со страшными глазищами, которые сторожат сундуки с сокровищами. Выполняют все пожелания и приказания того, кто является владельцем огнива. Помогли солдату разбогатеть вновь, трижды доставляли ему принцессу, спасли его и присутствовали на его свадьбе.
- Принцесса — красивая девушка, в которую влюбился солдат. Долгое время была заперта в высокой башне.
- Король и королева — родители принцессы. Гордились своим высоким происхождением и не хотели, чтобы их дочь выходила замуж за обычного солдата, как ей было предсказано. Поэтому, желая этого избежать, заперли её в башне. Жестокие: поступали несправедливо и по отношению к принцессе, и по отношению к солдату, которого собирались казнить. Погибли, когда собаки спасали хозяина огнива.
- Мальчик-сапожник — пробегал мимо места заточения солдата и по его просьбе принёс ему огниво из его дома, тем самым поучаствовав в его спасении.
Таким образом, для развития сюжета очень важны и главные, и второстепенные герои.
Краткое содержание сказки «Соловей» Андерсена
В лесу жил соловей, который очаровывал своим пением. Император приказал его разыскать и принести во дворец. Подданные выполнили его указ. Птицу поселили во дворце, и она запела так, что император расчувствовался и заплакал. Соловей стал очень популярным. Как-то раз японский император отправил коллеге золотого соловья с драгоценными камнями. Он мог петь одну песню из репертуара живой птицы. Через год соловей сломался, и его заводили только раз в год. Через пять лет император заболел, а завести птицу было некому. И вот возник настоящий соловей и своей песней спас его от смерти. Но игрушку он попросил не разбивать.
Таким образом, сказки Андерсена популярны во всем мире. Их количество и разнообразие увлекательных сюжетов подтверждают гениальность автора. Он писал их с 1835 года и вплоть до самой смерти. Рассмотренное краткое содержание сказки «Дюймовочка» Андерсена (а также «Огниво» и «Соловей») свидетельствует об интересных сюжетах.
Краткий пересказ сказки
На ферме в листьях утка высиживала яйца. Первые птенцы уже появились на свет, и у утки осталось последнее яйцо, которое по-прежнему не шевелилось. В этот момент двор стала обхаживать главная утка. Старая птица, увидев огромное яйцо (явно не утиное), стала уверять молодую мать, что это подкидное индюшачье, и от него стоит немедленно избавиться. Но та отказалась.
Спустя какое-то время, яйцо стало шевелиться, и оттуда наконец вылупился страшный малыш. Все во дворе стали называть его Гадким утенком. Детеныш сильно отличался от всех птиц на ферме: он был большого размера, с непонятным цветом тела и безобразным клювом. Но он, как и все, умел плавать. Поэтому добрая мама-утка решила оставить подкидыша.
Побег утенка
На ферме было принято показывать молодых детенышей после рождения. На следующий день утка повела свой выводок на знакомство с обитателями двора. Все жители очень плохо отнеслись к необычному малышу. Они били, клевали, обижали утенка и позволяли своим детям глумиться над ним, почти все запретили дружить. Малышу было очень неприятно такое отношение, ведь он не сделал никому ничего плохого. Утенок упорно терпел издевательства. Когда ему стало уже совсем обидно, он решил уйти с птичьего двора.
Подкидыш добежал до пруда и увидел там диких уток, которые из жалости приняли его в стаю. Они помогали друг другу, дружили, и утенок уже не казался им таким уродливым. Но однажды на охоту вышли люди, стали стрелять по диким птицам и убили почти всю стаю. Утенок спрятался в кустах камыша. К нему подбежала охотничья собака, которая долго обнюхивала бедного напуганного малыша, но вскоре убежала. Утенку стало еще обиднее, ведь из-за некрасивого внешнего вида его не взял даже пес.
Тогда главный герой пошел гулять по свету и прибился к одной старушке, которая любила животных и держала дома курицу и кота. Женщина подумала, что она нашла утку, и та будет нести яйца, но она ошибалась. Утенок решил уйти от старушки. По дороге он наблюдал за пролетающими мимо красивыми белыми лебедями и мечтал быть хоть немного похожим на них. Он видел в этих птицах:
- природную красоту;
- грацию;
- добро;
- чистоту.
Вскоре наступила холодная осень, а утенку негде было даже укрыться. Он сильно замерз и уже думал, что пришел ему конец, но его нашел и подобрал какой-то крестьянин. Мужчина донес утенка до дома и позволил ему остаться. У крестьянина было много детей, которые постоянно доставали некрасивого малыша.
Однажды в момент игры утенок перевернул тарелку с молоком. Из-за этого дети и жена крестьянина долго смеялись над бедной птицей. Утенок убежал от злых людей.
Чудесное преображение
Птенцу было очень тяжело, ведь наступила зима, и морозы с каждым днем становились все жестче. Но отважный утенок не сдался и все-таки смог пережить это ужасное время года.
Весной герой вновь увидел своих кумиров — лебедей. Они возвращались домой, плавно маневрируя своими крупными крыльями. И в один прекрасный момент белые благородные птицы опустились в пруд. Птенец без всяких раздумий побежал к ним в надежде хоть раз в жизни увидеть красивейших особей вживую.
Когда утенок подплыл к ним, лебеди попросили его посмотреть на свое отражение в воде. Как сильно удивился страшный птенец, когда увидел прекрасного молодого лебедя — себя!
Птицы приняли новенького в стаю. Утенок стал самым молодым и красивым среди остальных. Подросший птенец пролетал над своим первым домом и не держал никакой злости на жителей птичьего двора. Он гордился, что в этот момент вся ферма подняла головы вверх и хвалила прекрасных птиц. Никто даже и представить не мог, что над двором парил тот самый Гадкий утенок.
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Урок литературного чтения в 4 «А» классе
по программе «Перспектива», авторы Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.
Сказка «Пятеро из одного стручка»
Цели: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Г.-Х.Андерсена; определять героев произведения, сравнивать героев; находить общее и различие; объяснять значение незнакомых слов; давать характеристику героев произведения; пересказывать сказку на основе составленного плана;
Оборудование: аудиозапись сказки; карточки; выставка книг и портрет Г.-Х.Андерсена; презентация.
I Организационный момент.
— Прозвенел звонок веселый
На урок литературного чтения (посмотрите друг на друга и улыбнитесь.)
II Речевая разминка. (на партах листочки со стихотворением)
Известны сказки с давних пор.
Не верь тому, кто скажет,
Что это выдумки и вздор,
Его не слушай даже.
Скорее сказки почитай,
Запомни их получше
И мудрость древнюю узнай –
Они всему научат.
Мы сказки знаем назубок,
Ведь с детства их читаем,
Но что–то новое, дружок,
Сейчас о них узнаем.
— У вас на столе лежат листочки со стихотворением. Прочитайте его все вместе шепотом.
— Какие чувства, мысли, желания возникли у вас, прочитав стихотворение?
— Прочитайте выразительно. (медленно, с ускорением, громко, тихо)
— Мы прочитали стихотворение, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (о сказках)
— А почему нужно читать сказки?
( Сказка помогает увидеть добро и зло, она заставляет нас смеяться и плакать, учит нас задумываться о своих поступках, быть добрыми, смелыми, заботиться о других)
III Актуализация знаний.
— Ребята, а что такое сказка?
( Это произведение устного народного творчества с вымышленными героями и событиями)
— На какие две группы можно разделить сказки? ( народные и авторские или литературные)
— А что такое литературная сказка?
( художественное произведение, созданное автором на основе народных сказок, это повествовательный жанр с волшебно – фантастическим сюжетом, с персонажами реальными или вымышленными, с действительностью реальной или сказочной)
— На какие виды делятся сказки? (бытовые, волшебные, сказки о животных) (2слайд)
— Как строится сказка? (зачин, волшебные предметы, сказочные слова и выражения, троекратный повтор, борьба добра и зла, добро побеждает зло, концовка)
— Какие средства выразительности часто используют в сказках? (метафора, эпитет, олицетворение)
IV Подготовка к усвоению новых знаний.
— С каким писателем мы с вами познакомились? (С Г.Х. Андерсеном) (3 слайд)
— Определите тему и задачи урока. (Продолжить знакомство с творчеством Андерсена и познакомиться с новой авторской сказкой)
Биография писателя:
В маленькой стране Дании в крошечном городке Оденсе, 2 апреля 1805 года родился Г.Х.Андерсен.( 4 слайд )Отец его был бедный башмачник, а мать прачкой. Семья жила бедно. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал сказки по-своему,( 5 слайд )украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их.
В 1819 г. он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Но дирекцию театра привлек не актерский талант, а писательский дар Андерсена. Перу Андерсена принадлежат 168 сказок, они переведены более чем на 100 языков. Андерсен прожил сложную жизнь, много путешествовал, был любим датской публикой.
— Что вы можете сказать о сказках Андерсена? Какую особенность сказок Андерсена вы заметили?
Он обладал талантом наделять каждый предмет домашней утвари, каждое животное и птицу своей собственной и ни на какую другую не похожей жизнью, характером, манерами, капризами и слабостями. Соломинка, калоши, чайник, штопальная игла и крахмальный воротничок, каких только героев мы не встречаем на страницах сказок великого Андерсена!
— Большую часть сказок Андерсена создавала сама жизнь. Андерсен писал: «Как раз из действительности и вырастает самая удивительная сказка»
— С одной из них мы сейчас и познакомимся.
А давайте пригласим героя сказки Андерсена, для этого вы должны отгадать загадку.
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка 6 слайд)
Она будет за нами наблюдать.
С какой же сказкой Андерсена мы познакомились? (7 лайд)
Как называется эта сказка ? ( «Пятеро из одного стручка»)
— Что было задано на дом? (Прочитать сказку)
Первичное восприятие.
— Какие чувства вы испытывали, прочитав эту сказку? (волнение, тревогу, грусть)
— За каких героев вы переживали и почему?
— Кто же герои этой сказки? — Что вы знаете об этом растении?
Горох — всеми любимое растение и очень полезное. ( 8слайд)Незрелые горошины называют горошком, в нем много сахара, белка и витамина C. Однолетнее травянистое растение, благодаря усикам он цепляется за опору и удерживает растение вертикально.
V Открытие новых знаний.
— Прочитаем начало сказки. (Чтение по цепочке)
— Какие непонятные слова встретились? Подберите синонимы.
Словарная работа:
Приноравливались – приспосабливаться к чему-либо, устраиваться.
— О чем эта сказка? (о жизни пяти горошин)(9слайд)
— Как называется дом, в котором жили горошины? (стручок)
— Как вы думаете, почему автор дал такое название сказке?
(все горошины жили в одном стручке)
— А похожи ли они друг на друга?
— Какие слова автора доказывают, что начинается сказочная история?
(думали, сидели, приноравливались, это – олицетворение)
— Что думали об окружающем мире горошины, сидя в стручке?
— Что нужно растениям для жизни?
(как хорошо и уютно, тепло и светло)
— Как вы думаете, почему горошины захотели все – таки что-то предпринять? (им было тесно, «они росли и росли», они хотели увидеть мир вне стручка, как и все дети, они любознательные)
— Как вы понимаете смысл слов «сдается нам»? (кажется)
— О чем переживали горошины, что они предчувствовали?
— Как меняется мир стручка, найдите слова в тексте? («Прошло несколько недель; горошины пожелтели, стручок тоже пожелтел, весь мир желтеет»)
— Почему меняется мир стручка?
— О чем мечтали горошины? (чтобы их поскорее выпустили на волю, увидеть мир, у всех была своя цель и только одна сказала: «будь, что будет»)
— Что стало причиной путешествия горошин по свету?
(бузинная трубочка)
— Что такое бузина?(10 слайд)
Бузина – кустарник с черными или красными ягодами. (11 слайд)
— Вам приходилось стрелять из бузинной трубочки?
– Чем отличались горошинки? (характерами)
Давайте вместе с вами составим таблицу о судьбе горошин, что они хотели и что с ними стало. Что говорила каждая горошина, вылетая из трубочки? У вас на парте есть таблицы. Работа в паре. (Сравнивают ответы в группе)(12 слайд)
Что хотели? | Куда попали? | Что стало? | |
1 горошина | — Лечу, куда хочу! Лови, кто может! | 2)В водосточный желоб, оттуда в голубиный зоб | Съел голубь |
2 горошина | — А я полечу прямо на солнце! | 4)Упала в канаву | Разбухла, собиралась лопнуть |
3 и 4 горошины | — А мы куда придем, там и заснем! | 3)Ушли не дальше, чем первая | Проглотили голуби |
5 горошина | — Будь что будет! | 1)Под окошко чердачной каморки | Расцвела, вылечила больную девочку |
— Можно ли по этим словам узнать характер каждой горошины?
— Какие они были?(хвастливые, эгоисты, много хочет, ленивые,5- ая – скромная, надеется на судьбу)
VI Физкультминутка.
— Куда попала 5 горошина?(под окошко чердачной каморки)
— Что такое чердак? Как вы понимаете словосочетание «чердачная каморка?
Чердак – помещение, расположенное между потолком и крышей.
Каморка – маленькая, тесная комната, чулан, находилась под самой кровлей дома и походила более на шкаф. Зимой в такой комнате было холодно, а летом очень душно.
Подённая работа – непостоянная, временная работа за определённую плату.
Тщедушная – слабая здоровьем, без сил, очень худая.
— Кто жил в каморке?
— Найдите слова, которые позволяют ярко представить, какой была девочка?
(она была такая худенькая, тщедушная, больная девочка, день – деньской лежала, т.е. весь день, изо дня в день)(13 слайд)
— В каком состоянии она находилась? (« Не жила, не умирала», терпеливо, смирно лежала)
— Почему? (Мать должна была много работать, поэтому девочке приходилось целый день лежать одной.)
— Когда зародилась надежда на выздоровление? Найдите и прочитайте.
(Солнышко светило через маленькое окошечко прямо на пол и больная девочка посмотрела в оконце) (14 слайд)
— Какое чудо произошло? – Кем стал для девочки росток гороха?
(у девочки никого не было, мама много работала, она была одна, а теперь у нее появился свой садик, свой зеленый горошек, вместе с ним появилась вера в жизнь)
— Почему можно назвать это чудом?(это удивительно, что на крыше, в щели под окошком чердачной каморки, горошек дал ростки)
— Давайте посмотрим, какие изменения происходили с горошиной? Как изменялась девочка вместе с ней?
Горошина | Девочка |
пустила ростки | говорила будто живее |
славно растет | сама приподнималась |
побеги росли и ползли вверх | долго сидела блестели глазки встала с постели |
расцвела | была счастлива с сияющими глазами, румяная и здоровая |
— Как они относились к горошине? Прочитайте(бережно, с нежностью, с любовью, не могла насмотреться, «однако она подперла зеленый росток…»)
— Какие слова помогают нам понять, что девочка захотела жить?
(«любуясь, блестели глазки, счастлива она была, нежно поцеловала, настоящий праздник»)
— Что же помогло девочке выздороветь? (горошина – это, как ангел небесный)
— Кого еще сделал росток горошка счастливым? (маму)
Словарная работа
Водосточный желоб – длинное, узкое углубление, канал для стока воды, сделанный из железа.
Голубиный зоб – приспособление для хранения пищи про запас.
Раздобрела – поправиться, пополнеть.
Затхлая вода – застоявшаяся, с неприятным запахом.
— А другие горошины, как сложилась их судьба и почему? Прочитайте.(стр.45-46)
Лениться в жизни нельзя, ничего не добьешься, но даже она принесла маленькую пользу, накормила голубя; Если делать, что хочу, то окажешься в канаве; Если мечтать о несбыточном, гордиться собой, жить ради себя, то останешься навсегда один, сам с собой, горошина была хвастливой и глупой.
— Кому помогли они?( Никому)
— Какими вы представляете горошинок? (хвастливая, скромная, сонная, равнодушная, мечтательная)
— Какая горошина, по мнению Андерсена, была самая замечательная? (5 ая)
— А как считаете вы? Почему? (она сделала девочку счастливой, вдохнула в нее жизнь, у каждого должен быть свой садик, чтобы о нем заботиться) (15 слайд)
— Что хочет сказать нам эта горошина, в чем же главный смысл сказки, чему учит сказка?
(жить, даря людям добро, улыбку, радость; жить надо ради кого-то, чтобы у человека сияли глаза; жизнь дана на добрые дела)
VII Подведение итогов.
— Мы прочитали сказку и какой вывод вы для себя сделали? Настоящий человек тот, который помогает людям, доставляет радость. Настоящее счастье – это когда ты кому-то нужен и можешь помочь.
Прошло более 200 лет со дня рождения Андерсена, но и в нашем, современном мире, проблематика, которую поднимает Андерсен в своих сказках, продолжает быть актуальной. Почему?
Вывод: «Жизнь дана на добрые дела»
VIII Рефлексия.
— У вас на столах лежит горошинка, нарисуйте то состояние души, с каким вы сегодня заканчиваете урок и поднимите их вверх. Я очень рада, что урок вы заканчиваете с улыбкой.
— Закончить наш урок я хочу словами из стихотворения о добре (16 слайд)
Ты твори по жизни одно добро,
Чтоб от доброй мысли множилось оно…
От тепла в округе расцветут сады.
Ведь добро все любят, люди и цветы!
IX Домашнее задание.
— Подготовить пересказ текста.
— Всем спасибо за урок! Доброго вам пути!
(Как вы понимаете смысл выражения «как Иона во чреве кита»? Пророк Иона жил, вероятно, на рубеже VIII—IX веков до н. э. Упоминания о нем находим в Четвертой Книге Царств (14 глава). Иона был родом с севера Галилеи, он родился недалеко от Назарета, где 800 лет спустя родился Иисус Христос. Пророк Иона — самый древни из еврейских пророков, чье писание вошло в состав Ветхого Завета. В Книге Пророка Ионы содержатся многочисленные пророчества о судьбе Израиля.Как кит проглотил Иону?Господь повелел Ионе проповедовать в Ниневии. Иона не пожелал исполнить волю Божию и пытался укрыться на корабле. Господь, желая вразумить Иону, послал бурю. Иона понял, по какой причине разыгралась буря, и дабы спасти корабль и людей попросил корабельщиков сбросить его за борт. Буря прекратилась немедленно. По велению Господа пророка Иону проглотил кит.Иона во чреве кита.
Иона пробыл во чреве кита три дня и три ночи. Иона в чреве кита молился Богу и каялся в своем непослушании. Господь простил Иону и повелел киту извергнуть пророка на сушу. После этого события Иона всегда исполнял волю господню.Во чреве кита Иона не потерял присутствия духа, он уповал на Господа, и Господь снова позволил ему увидеть свет. Молитвы Ионы во чреве кита легли в основу 6-й песни канонов.)