Воронежские областные музеи представили программу новогодних
событий для детей и взрослых: театрализованные программы, тематические
экскурсии и выставки, зимние мастер-классы, лекции, пешеходные маршруты и
многое другое. Программа «Русская зима» стартует со среды, 22 декабря, и
продлится до субботы, 15 января.
По заверениям сотрудников музеев, даже самый требовательный
посетитель сможет найти занятие по душе. Корреспондент РИА «Воронеж» выбрал
самые интересные мероприятия.
Краеведческий музей
Воронежский областной краеведческий музей пригласил на
выставку «Рождественская открытка» в основном здании музея, а также
тематические экскурсии «Кто как зимует» по выставке «Царство животных» с
рассказом о зимнем образе жизни, «Зимняя охота» по выставке «Охотничье и
гражданское оружие». Мастер-классы о видах зимнего рукоделия «Шуба без пуговиц что зима без снега: история застежек» и «Три девицы вечерком» пройдут в зале
этнографии в воскресенье, 9 января. Кроме того, во время новогодних праздников в музее
организуют лекции, кинопоказы, акции и конкурсы. За программой можно следить на сайте.
«Арсенал»
Гостей ждет тематическая экскурсия «Не страшны винтовке
нашей ни морозы, ни метели» по оружию, представленному в экспозиции
«Воронежская область в годы Великой Отечественной войны», и два мастер-класса – «Фронтовой Новый год» по сборке новогоднего подарка в Красную Армию и «Письма
летели через метели, нежное слово несли…» с созданием письма-треугольника со
словами благодарности красноармейцам.
Музей имени Крамского
Воронежский областной музей имени Ивана Крамского подготовил
новогодний проект «Вслед за Рождеством». Тематическую экскурсию посвятили
отражению чуда рождественской истории в европейском искусстве на примере
представленной в музее копии алтаря «Поклонение волхвов», выполненного
итальянским художником Джентиле да Фабриано в 1423 году. Участники экскурсии
услышат рассказ о дарах, принесенных волхвами, святом семействе и фамилии
Строцци – заказчике алтаря. Специально изготовленные к проекту праздничные
декорации, размещенные в интерьерах музея, будут сопровождать гостей все
рождественские дни. Посетители музея также смогут принять участие в
игре-бродилке, связанной с музейными экспонатами. Всех, кто правильно ответит
на вопросы, ждет приз. Участвовать в игре можно всей семьей или самостоятельно.
Также воронежские мастера проведут серию творческих
мастер-классов.
В воскресенье, 26 декабря, и четверг, 6 января, в 12:00
пройдут мастер-классы художницы Марины Демченко, посвященные созданию
эффектного и мистического пейзажа сада. Во вторник, 4 января, в 12:00 пройдет мастер-класс
художника, руководителя проекта «Архитектурные прогулки» Нелли Фроловой
«Скетчинг в музее». Ведущая познакомит участников с основами скетча и проведет
интерьерную прогулку по нескольким залам музея. Каждый унесет с собой не только
новые знания о стиле ампир, но и созданный своими руками скетч с музейным
убранством. В среду, 5 января, в 12:00 художник Виктория Афанасьева представит
мастер-класс «Зимняя сказка». Он будет посвящен созданию волшебного зимнего
пейзажа с помощью гуаши. В субботу, 8 января, в 12:00 стартует мастер-класс керамиста
Аркадия Чудакова «Рождественские ангелы». Участники создадут из глины
праздничных ангелов, придав своим творениям неповторимые черты. Все изделия
будут обожжены мастером в специальной печи, после чего участники смогут забрать
их домой.
Дополнением к «Рождественскому» проекту станут квест и
экскурсия, связанные с музейным зданием – Воронежским дворцом. Игра-бродилка
«Тайны дворца» поможет лучше узнать историю музея и хранимых им
коллекций. А тематическая экскурсия с игровыми элементами «Мир из серебра»
(для посетителей с детьми старше семи лет) познакомит участников с картинами
русских художников из собрания музея, расскажет об основных темах авторов,
научит разбираться в цветовой палитре зимних пейзажей и даст возможность
поиграть.
Усадьба Веневитинова
В декабре и январе гости могут посетить театрализованные представления и пройти квесты для детей и
взрослых.
Музейный квест «Ключи от ларца Мороза Ивановича» предназначен для
школьников и семейной аудитории. Ребят и их родителей ждут интересные конкурсы,
праздничные шарады, остроумные задания. Преодолев препятствия, посетители
найдут старинный ключ от новогоднего ларца, в котором сокрыта волшебная сила
зимы. Новогодняя театрализованная интерактивная программа «В гостях у Мороза
Ивановича» предполагает, что юные гости познакомятся с увлекательной историей
усадьбы, узнают о появлении литературной сказки. Посмотрев новогодний
мультфильм, ребята встретятся с традиционными для зимних праздников сказочными
героями: Морозом Ивановичем, Снегурочкой и Бабой-ягой. Под присмотром нянюшки
Степаниды юные гости усадьбы выполнят задания веселых и познавательных
конкурсов и игр.
Во время театрализованной программы «Новый год в дворянской
усадьбе» гостей увлекут праздничные загадки, игры и конкурсы, в ходе которых
они узнают о самых интересных традициях празднования Нового года и Рождества в
дворянских семьях XIX века. А любимые сказочные персонажи закружат в веселом
хороводе.
Музейный праздник «Святки в усадьбе Веневитиновых» – театрализованная
святочная программа, которая познакомит гостей с образцами классической русской
литературы, обращенной к самым народным святочным обрядам и поверьям, к
музыкальным произведениям, иллюстрирующим эти дни. На музейном празднике
посетители услышат стихи, песни и примут участие в праздничных действах. Интерактивная
экскурсия «Зимние истории» – костюмированная экскурсия по усадьбе Веневитиновых,
посвященная истории зарождения в России обычаев зимних праздников. Гости узнают
о появлении в литературе любимых персонажей – Деда Мороза и Снегурочки, а также
секреты украшения новогодней ели и рождественского вертепа. Завершится мероприятие
конкурсом на создание лучшего праздничного украшения.
Музей Ивана Бунина
В музее Ивана Бунина в среду и четверг, 22 и 23 декабря, а также в субботу и среду, 8 и 12 января, пройдет театрализованная
вечеринка с поэтами Серебряного века. Все участники вечеринки погружаются в
богемную атмосферу модных петербуржских салонов. Вместе с
гостями музея новогодние традиции начала XX века помогут представить
завсегдатаи литературных клубов «Бродячая собака», «Приют комедиантов»
Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Ахматова, Бальмонт, Блок и другие. Гостем этой
компании станет Иван Бунин со своими колкими, саркастическими, порой
уничижительными высказываниями в адрес собратьев по перу. В праздничную
обстановку встречи включат музыкально-поэтические и видеофрагменты.
Кроме того, гости музея смогут посетить программу
«Литературная зима в музее Бунина», театр теней «Окна в детство Ивана Бунина»,
музейную программу «Жуковский & Бунин: святочная история» и даже прийти на
спиритический сеанс «Мистические развлечения и поучения».
Дом-музей Ивана Никитина
Скриншот м/ф «Ночь перед Рождеством» (1951 г.)
В Доме-музее Ивана Никитина для посетителей
подготовили семейную программу «В ожидании чуда: день перед Рождеством» о
традициях встречи Нового года и Рождества Христова, художественное чтение
отрывков из повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством», просмотр фрагментов
одноименного мультипликационного фильма 1951 года и мастер-класс по
изготовлению рождественского сувенира. Также в музее можно будет посетить
литературные чтения «Здравствуй, гостья зима, просим милости к нам» и музейный
праздник «Русские святки». Расписание мероприятий – на сайте.
Музей-квартира Марии Мордасовой
Музей-квартира Марии Мордасовой со среды по
воскресенье, с 5 по 9 января, приглашает на музейную программу «Рождество
по-мордасовски». В архивах народной артистки СССР Марии Мордасовой сохранились
новогодние открытки, которые она получала от своих поклонников из СССР и
зарубежных стран. В занимательной форме научный сотрудник музея расскажет о
традициях празднования Нового года и Рождества в России и других странах. Также
у гостей будет возможность поучаствовать в мастер-классе по скрапбукингу и
изготовить праздничную открытку или елочное украшение.
Здание Мещанской управы
В здании Мещанской управы с четверга по
воскресенье, с 6 по 9 января, пройдут интеллектуальные игры – состязание
«Рождество в творчестве поэтов Серебряного века». А в воскресенье, 2 января, на
интерактивном занятии «Морозные картинки Мещанской управы» участникам предстоит
раскрасить морозные картинки, а затем потренироваться во внимательности и
смекалке, отыскивая их в экспозиции. Поиски будут сопровождаться увлекательным
рассказом научного сотрудника музея. Много нового о литературном Воронеже узнают
не только дети, но и их родители.
Дом Тюриных
В Доме Тюриных во вторник, 4 января, можно
поучаствовать в новогодней игре «Братья-месяцы», созданной по мотивам сказки
Самуила Маршака «Двенадцать месяцев». Юные гости вспомнят ее сюжет, посмотрев мультфильм,
в игровой форме познакомятся с традициями празднования Нового года. А в
субботу, 8 января, можно будет отправиться на поиски пропавших героев пьесы
«Двенадцать месяцев». Для начала юным гостям предстоит узнать, когда была
написана волшебная сказка, а затем, следуя по следам «преступников», дети
помогут Даме отыскать пропавшую собачонку, посчитают гостей, пришедших к
тете-кошке. Выполняя задания, побывают и в сказочном мире переводного
творчества детского писателя. Проявив смекалку и находчивость, отыщут всех
братьев-месяцев и узнают, кто же замешан в их исчезновении.
Усадьба Веневитинова, музеи Бунина, Никитина, Мордасовой,
здание Мещанской управы и Дом Тюриных разместили подробные программы на сайте. Там же
можно найти расписание экскурсий по Воронежу.
Острогожский художественный музей Крамского
Острогожский художественный музей имени Крамского в субботу,
8 января, приглашает на Рождественский бал-маскарад в провинциальном городке с
танцами, забавами и подарками. Гостям предложат экскурсию и рассказ, как
праздновали Рождество в Острогожске. Каждый участник своими руками вырежет
маску. Преподаватели и выпускники хореографического отделения Острогожской
детской школы искусств научат, как правильно танцевать менуэт.
Дворцовый комплекс Ольденбургских
Дворцовый комплекс Ольденбургских приглашает на
новогоднюю программу на свежем воздухе «Тайна Дворца Ольденбургских» для детей
6−10 лет. Программа пройдет в субботу и воскресенье, 25 и 26 декабря, и с
воскресенья по четверг, со 2 по 6 января в 12:30 – 13:30. Гостей ждут
приключения в старинной усадьбе, с настоящими принцессой и привидением, которое
скучает даже в эти праздничные дни и не верит, что Новый год может быть веселым.
Участников ждут снежные игры и забавы с персонажами, поиски ответов на самые
сложные загадки дворца, встреча с местным призраком и, конечно, веселый финал.
В конце праздника каждый ребенок сможет сфотографироваться с дедом Морозом и
Снегурочкой, получит новогодний подарок. Стоимость билета с подарком – 900 рублей
(50 рублей для сопровождающих взрослых).
Кроме того, в дворцовом комплексе
Ольденбургских можно будет посетить тематические экскурсии-чаепития «Чайные традиции»
и мастерскую «Открытое письмо». Во вторник, 4 января, в 16:00 посетителей
в Доме с ризалитами ждет концерт «Воронежских солистов».
Костенки
Музей-заповедник «Костенки» анонсировал новую программу
«Путешествие в ледниковый период», которая пройдет в субботу, 15 января, в спортивно-развлекательном
комплексе «Эволюция Костенки». Посетителей ждет костюмированное представление
«Тропою древнего человека» на открытом воздухе, музейные мастер-классы:
«Живопись каменного века» и «Древние пейзажи Костенок», обед в стиле каменного
века, встреча с жителями из племени Бурого медведя и зимние игры.
Дивногорье
Музей-заповедник «Дивногорье» во вторник и среду, 4 и 5 января, приглашает на тематическую экскурсию «Рождественские истории». Основу
мероприятия составит экскурсия по пещерному комплексу в Больших Дивах при
свечах с использованием мультимедийного проектора. Фоном для проекций станут
сами меловые стены пещерного комплекса. Участников сопроводят рождественские
песнопения.
Тема. С. Маршак. «Двенадцати месяцев».
Противостояние добра и зла. Сказочные
мотивы в пьесе.
Цель: углубить знания учащихся о драматическом
произведении, проанализировать особенности образной системы
произведение. Развивать творческое
воображение, абстрактное мышление, креативность, связную речь, умение давать
оценку поступкам героев; совершенствовать
навыки анализа художественного текста, выразительного чтения
драматического произведения.Воспитывать
человечность, отзывчивость, доброту.
Тип урока: урок внеклассного чтения
Течение урока
И организационный момент
ИИ сообщение темы и цели урока. Мотивация
учебной деятельности.
Слово учителя. Новый год – это время, когда
случаются чудеса, время, когда человек может подвести
итоги прожитого года и составить планы на
будущее, время, когда мечты сбываются. Именно
в канун нового года (в последний день старого
и в первый день нового) происходят сказочные
приключения с героями сказки С. Маршака
«Двенадцать месяцев», которую мы будем анализировать на
сегодняшнем уроке внеклассного чтения.
III восприятие и усвоение учениками нового
материала
1. Сообщения подготовленных учащихся о
жизненном и творческом пути писателя,
драматурга.
2. Литературная игра «Кто сказал и когда?»
— «Не спи, замерзнешь «(Белочка
падчерицы)
— «Что же это мне приснилось? Будто мать
моя по дому с лампой идет и огонек мне просто
в глаза светит » (падчерица)
«»Не цветы ей нужны, а золото
«(падчерица о мачехе)
— «Я бы с ней целый век не расставался
«(апрель о падчерице)
— «И о том, кто тебе подснежники дал, не
говори. Ведь и нам это не к лицу-порядок нарушать»
(Январь)
— «Говорила я вам: дайте ей большую корзину. А
вы пожалели » (дочь мачехи)
— «Ну, что легко найденное-то и загубить
не жалко. Ведь не заработанное!» (Мачеха)
— «Счастье у меня всегда новое, а Новый
год еще не наступил» (Принцесса)
— «Вы можете мне отрубить голову, можете
посадить меня в тюрьму, но 37 декабря не
бывает » (профессор)
— «Я не умею просить, меня этому не учить. Я
умею только приказывать » (Принцесса)
3. «Картинная галерея» (проверка домашнего
задания)
Представьте себе, что вы режиссеры –
постановщики. Дома вы должны были нарисовать иллюстрации к произведению.
Продемонстрируйте свои рисунки и расскажите,
какой эпизод из пьесы-сказки они иллюстрируют.
4. Литературоведческая минутка (повторение
изученного по теории литературы)
— Какой жанр произведения? (Пьеса-сказка)
— Назовите признаки пьесы (диалог – разговор
двух или нескольких лиц, Полилог-разговор многих
лиц, ремарки-слова автора в драматическом
произведении)
— Какие признаки сказки?
(= «странствующий сюжет»;
= говорящие звери;
= волшебные предметы (перстень, людовая
патерица);
= волшебные помощники (12 месяцев);
= преобразование (мачеха и ее дочь на собак);
= волшебные события (быстро сменяющиеся
времена года);
= победа добра над злом).
5. Проблемный вопрос
— Изменили ли Новогодние приключения героев
сказки?
6. Слово учителя
Главным конфликтом пьесы является
противостояние добра и зла.
Итак, давайте вместе с вами выясним, кто из
героев положительный, то есть принадлежит к носителям добра,
а кто-отрицательный (носители зла). Для этого
проведем игру «Узнай героя по рисунку» .
(Ученики по рисункам определяют положительных
и отрицательных героев, свое мнение аргументируют)
— Какой прием использовал автор?
(Антитеза-противопоставление).
7. Работа с текстом произведения
Выразительное чтение в действующих лицах
отдельного эпизода (действие II. Картина И)
8. Беседа по прочитанным
— Какой вывод можно сделать из этого отрывка?
— Как баба и дочь относятся друг к другу? А к
падчерице?
— Зачем им подснежники?
— Отблагодарили ли они девушку за цветы?
— Как ведут себя во дворце?
— Какая расплата их ждет?
9. Характеристика Падчерицы.
— Зачитайте, что говорят о девушке соседи.
— Какую оценку дают ей месяцы? (зачитать)
— Предала ли девушка доверие месяцев7?
10. Составление сравнительной характеристики
(самостоятельная работа учащихся)
11. Характеристика принцессы
Еще одним персонажем сказки является
принцесса. Что мы знаем о ней?
— Сколько ей лет?
— Как она себя ведет? (зачитать)
— Чего пожелала принцесса? О каких ее чертах
характера это свидетельствует?
— Что пообещала принцесса за подснежники?
12. Творческая работа.
Давайте познакомимся с принцессой поближе.
Попробуйте рассказать о ее судьбе от имени самой
принцессы.
(Монологическая речь учащихся-Предание от
первого лица)
Технология » Кола Вена»
Проблемный вопрос
— Изменили ли Новогодние приключения героев
сказки? Ответ подтвердить словами из текста
Творческая работа
Написание письма героям пьесы-сказки.
IV. Итог урока
Домашнее задание
Сочинение-размышление » чему меня научила
сказка-пьеса С. Маршака «Двенадцать месяцев»