Жил-был на свете принц, красивый двадцатилетний юноша. И захотелось ему жениться. Стал король приглашать ко двору разных принцесс, одна красивее другой. Но никто из них не приглянулся юноше.
— Эта, отец? Да разве вы не видите, какие у неё волосы! Все равно что усы у кукурузного початка! Эта? Черна, как котелок для поленты. А у этой нос картошкой.
Словом, ни одна ему не угодила, и бедняжки принцессы, раздосадованные и обиженные, со слезами уехали восвояси.
— Всё же, сын мой, надо тебе на ком-нибудь жениться, детей завести…
— Конечно, отец. Надоело мне жить в одиночку. Но нельзя же жениться на ком попало, как по-вашему?
— Так что же теперь делать?
— Дайте мне денег да доброго коня, поеду я по свету искать себе невесту. Глядишь и найду. А коли никто не полюбится, навек бобылем останусь.
Сказал — и отправился в путь. Изъездил край из конца в конец, да все попусту.
Вот едет он однажды глухим лесом, видит, в зарослях ежевики старая женщина притулилась — жалкая да иссохшая, вся в лохмотьях, от холода дрожит. Принц был добр душою, как добр наш итальянский хлеб. Спрыгнул он с коня и спрашивает старушку:
— Не холодно тебе, бабушка, в такой ветхой одежде?
— Уж так зябко, так холодно, что и сказать не могу!
— Вот, возьми.- И принц протянул старушке свой великолепный плащ, весь жемчугом и алмазами расшитый. А потом и говорит: — Прими и этот кошелёк с деньгами.
— Спасибо, добрый человек. Скажи, куда путь держишь? — молвила старушка.
Рассказал принц, что ищет-ищет, да никак не сыщет себе невесту, придётся ему, видно, возвращаться домой ни с чем.
— Ого, знаю я одну красавицу, зовут её принцессой из Апельсина. Видел бы ты её! Личико смуглое, румяное, глаза темные! А губы алые! Красавица!
— Скажи поскорее, добрая женщина, где найти эту принцессу! Сдаётся мне, я уже полюбил её.
— Так слушай. Езжай прямиком по этой дороге, пока не доберёшься до глухой чащобы, там лачужка стоит. Как войдёшь — сам поймёшь, что надобно делать. Но сначала съезди в город и купи разной женской одежды. Она тебе пригодится. Не забудь о гребнях и шпильках. Счастливого пути, сынок!
Поскакал принц в город, наряды покупал — денег не жалел и помчался в лес, к лачужке.
Тук-тук-тук!
— Входите.
Вошёл принц в дом. Кухня вся черным-черна от сажи, в одном углу трухлявый шкаф стоит, в другом — старенькая старушка у очага сидит, палкой золу ворошит.
— Что тебе надобно в моём доме? — спрашивает.
— Да вот решил заглянуть на огонёк, привёз тебе всякой одежки,- отвечает юноша.
— Что за молодец! — обрадовалась старушка.
Накинул принц ей на плечи красивую шаль, помог умыться, подобрать волосы шпильками и даже вдеть в уши серёжки. Вмиг преобразилась старушка. Видная, статная, как есть королева!
— Ох, спасибо, уж такое спасибо тебе! Чего ж ты желаешь за всё, что для меня сделал?
— Ничего не хочу. Скажи только, где мне найти прекрасную принцессу из Апельсина?
— Ах, вот чего ты хочешь…
Встала старушка на ноги, доковыляла до шкафчика и вынула оттуда три апельсина.
— Слушай меня внимательно. Возьми эти апельсины и по одному очисть от кожуры. Тут твоя невеста и появится. Да смотри: очищай их обязательно близ ручья.
Поблагодарил принц старую женщину, взял апельсины и уехал.
Едет-едет, и так ему захотелось расковырять хоть один апельсинчик! Стал он искать поблизости какой-нибудь ручеёк, да нигде не нашёл. А у него уж и терпенья не стало… «Жалко, конечно, что нет здесь никакой воды поблизости,- подумал он.- Уж очень мне хочется посмотреть, какова собой девушка». И начал сдирать кожуру с плода.
Вот показалась одна девичья рука, потом вторая. И, сбросив апельсиновую кожуру, встала перед принцем прекрасная девушка.
— Скорее дай мне испить воды! — просит она.
Растерялся принц, стоит озирается, нет нигде ни капли воды!
— Прости, нет у меня воды!
— Увы, значит, я должна умереть.- И с этими словами девушка исчезла.
Обидно было принцу упустить такую красавицу, да делать нечего, поехал он дальше. Держит в руках второй апельсин, проклятое любопытство так его и разбирает. Не удержался юноша, очистил апельсин, предстала перед ним девушка ещё прекраснее, чем первая.
— Скорее подай водицы напиться,- просит она.
— Да нет у меня воды…
— Увы, значит, я должна умереть.- И с этими словами девушка исчезла.
— Ну, уж теперь ни за что не дотронусь до апельсина, пока не сыщу источника,- сказал себе принц.
И вот наконец добрался он до родника. Радостный, соскочил с коня и начал потихоньку снимать кожуру с третьего апельсина. Явилась ему третья девушка — прекрасная как солнце и с глазами как синее небо. Просит красавица юношу:
— Принц, дай мне скорее воды!
Бросился юноша к роднику, набрал в пригоршни ключевой воды и дал девушке напиться.
— Благодарю,- сказала она и поцеловала юношу.
Понял принц: она-то и есть его суженая. Счастливый и веселый, посадил юноша невесту на коня и повёз с собою. К вечеру добрались они до заезжего дома близ Рима и заночевали. Поутру принц говорит красавице из Апельсина:
— Хочу я купить тебе самые распрекрасные наряды, а ты жди меня здесь.
Поцеловал он красавицу, вышел во двор и просит хозяйку:
— Смотри береги мою невесту, чтоб до моего возвращенья никто ей зла не причинил. Я быстро вернусь.
Бросил ей кошелёк с деньгами и помчался в город.
А хозяйка-то была злой колдуньей. Только принц уехал, отозвала она в уголок свою дочку, безобразную, как пугало, и шепчет ей:
— Да разве это дело, чтоб не ты вышла замуж за такого красавца! Хочешь быть его женой?
— Само собой, хочу.
— Ладно. Положись на меня.
Поднялась колдунья в комнату принцессы из Апельсина и говорит:
— Принц просил, чтоб я тебя причесала.
— Спасибо, но я всегда сама причесываюсь.
— Как же ты справляешься с такими косами до пят?
— Да уж справляюсь,- улыбнулась девушка.
— Давай все-таки я тебя причешу.
Ладно, согласилась девушка. Стала злая колдунья расчесывать ей волосы. А как расчесала, воткнула принцессе шпильки прямо в голову. Не простые шпильки, заколдованные. Превратилась тут девушка в ласточку, вспорхнула птичка, покружилась по комнате и порх в окно.
— Скорее иди сюда,- крикнула колдунья дочери.- Сиди в комнате, жди принца.
В полдень вернулся юноша домой. Взбежал по лестнице, влетел в комнату, увидел колдуньину дочку и оторопел:
— А где же моя невеста?
— Я это и есть. Только иссохла от тоски, тебя поджидая,- отвечает колдуньина дочь. И давай вздыхать и плакать.
Никак не верит принц, что перед ним невеста. «Не в тоске тут дело,- думает.- У этой уродки злое сердце». Но слова своего он нарушить не мог и сказал обманщице:
— Что ж, едем во дворец, нас там ждут.
Поехали они в Рим. Король с королевой на радостях, что сын наконец-то решил жениться, толком не разглядели, как зла и дурна собой будущая невестка. В тот же день назначили свадьбу и устроили большой праздник. Обед приготовили на славу. И мороженое на столе, и орешки, и всяческие сладости. На королевской-то кухне кастрюлек много!
Повар на кухне кушанья готовит, королевских гостей потчевать спешит. Вдруг слышит, чей-то тоненький голосок поёт:
Повар, повар у плиты,
Заклинанье слушай ты:
Чтоб жаркое подгорело,
Чтобы ведьма не поела!
Остолбенел повар. Осмотрелся — нет никого, только ласточка на подоконнике сидит. Вытащил он жаркое из духовки — а оно все сгорело.
Приготовил он наскоро другое блюдо, поставил жариться, а голосок снова поет:
Повар, повар у плиты,
Заклинанье слушай ты:
Чтоб жаркое подгорело,
Чтобы ведьма не поела!
Оборотился повар к окну, а там опять ласточка сидит и на него пристально глядит. И снова жаркое в угли превратилось.
Испугался повар, бросил все кастрюльки и сковородки, побежал к принцу и рассказал ему, что делается на кухне.
— Да тебе не приснилось ли? — удивился юноша.
— Какое там, принц, чистая правда!
— А ну-ка пойдём, посмотрим.
Колдуньина дочь почуяла неладное и шепчет принцу:
— Куда же ты? Бросаешь невесту в день свадьбы? Останься со мной!
Но принц её слушать не стал — на кухню пошёл.
В третий раз поставил повар жариться кусок мяса. Когда кушанье было почти готово, голосок пропел ту же песенку. И опять мясо дочерна подгорело. А на окне — снова ласточка сидит…
— Я хочу поймать её,- говорит принц.
— Не трогай ласточку, это ведь ведьма! — кричит невеста; мигом примчалась она на кухню вслед за принцем.
Подошёл юноша к окну, и ласточка сама далась ему в руки. Стал он гладить птичку и нащупал что-то твёрдое у неё в головке. Вытащил одну шпильку — показалась одна девичья рука, вытащил другую — другая рука, вытащил третью шпильку — предстала перед ним красавица из Апельсина. Бросилась она в объятья юноше, и рассказала всё, как было.
— Ах ты, обманщица! — крикнул принц колдуньиной дочери.
Схватили колдунью, крепко связали и бросили в темницу. А принц с принцессой поженились и устроили такой свадебный пир, что в словах не описать.
Ну, а я залез под стол
И там косточку нашёл.
Меня по носу пинали —
В глазах искры засверкали.
Но хоть я не пообедал,
Все ж вам сказочку поведал.
Принцесса из апельсина (итальянская сказка)
Жил-был на свете принц, красивый двадцатилетний юноша. И захотелось ему жениться. Стал король приглашать ко двору разных принцесс, одна красивее другой. Но никто из них не приглянулся юноше.
— Эта, отец? Да разве вы не видите, какие у нее волосы! Все равно что усы у кукурузного початка! Эта? Черна, как котелок для поленты*. А у этой нос картошкой.
*(Полента — густая кукурузная каша, которую режут ломтями. Обычная пища итальянских бедняков)
Словом, ни одна ему не угодила, и бедняжки принцессы, раздосадованные и обиженные, со слезами уехали восвояси.
— Все же, сын мой, надо тебе на ком-нибудь жениться, детей завести…
— Конечно, отец. Надоело мне жить в одиночку. Но нельзя же жениться на ком попало, как по-вашему?
— Так что же теперь делать?
— Дайте мне денег да доброго коня, поеду я по свету искать себе невесту. Глядишь и найду. А коли никто не полюбится, навек бобылем останусь.
Сказал — и отправился в путь. Изъездил край из конца в конец, да все попусту.
Вот едет он однажды глухим лесом, видит, в зарослях ежевики старая женщина притулилась — жалкая да иссохшая, вся в лохмотьях, от холода дрожит. Принц был добр душою, как добр наш итальянский хлеб. Спрыгнул он с коня и спрашивает старушку:
— Не холодно тебе, бабушка, в такой ветхой одежде?
— Уж так зябко, так холодно, что и сказать не могу!
— Вот, возьми. — И принц протянул старушке свой великолепный плащ, весь жемчугом и алмазами расшитый. А потом и говорит: — Прими и этот кошелек с деньгами.
— Спасибо, добрый человек. Скажи, куда путь держишь? — молвила старушка.
Рассказал принц, что ищет-ищет, да никак не сыщет себе невесту, придется ему, видно, возвращаться домой ни с чем.
— Ого, знаю я одну красавицу, зовут ее принцессой из Апельсина. Видел бы ты ее! Личико смуглое, румяное, глаза темные! А губы алые! Красавица!
— Скажи поскорее, добрая женщина, где найти эту принцессу! Сдается мне, я уже полюбил ее.
— Так слушай. Езжай прямиком по этой дороге, пока не доберешься до глухой чащобы, там лачужка стоит. Как войдешь — сам поймешь, что надобно делать. Но сначала съезди в город и купи разной женской одежды. Она тебе пригодится. Не забудь о гребнях и шпильках. Счастливого пути, сынок!
Поскакал принц в город, наряды покупал — денег не жалел и помчался в лес, к лачужке. Тук-тук-тук!
— Входите.
Вошел принц в дом. Кухня вся черным-черна от сажи, в одном углу трухлявый шкаф стоит, в другом — старенькая старушка у очага сидит, палкой золу ворошит.
— Что тебе надобно в моем доме? — спрашивает.
— Да вот решил заглянуть на огонек, привез тебе всякой одежки, — отвечает юноша.
— Что за молодец! — обрадовалась старушка.
Накинул принц ей на плечи красивую шаль, помог умыться, подобрать волосы шпильками и даже вдеть в уши сережки. Вмиг преобразилась старушка. Видная, статная, как есть королева!
— Ох, спасибо, уж такое спасибо тебе! Чего ж ты желаешь за все, что для меня сделал?
— Ничего не хочу. Скажи только, где мне найти прекрасную принцессу из Апельсина?
— Ах, вот чего ты хочешь…
Встала старушка на ноги, доковыляла до шкафчика и вынула оттуда три апельсина.
— Слушай меня внимательно. Возьми эти апельсины и по одному очисть от кожуры. Тут твоя невеста и появится. Да смотри: очищай их обязательно близ ручья.
Поблагодарил принц старую женщину, взял апельсины и уехал.
Едет-едет, и так ему захотелось расковырять хоть один апельсинчик! Стал он искать поблизости какой-нибудь ручеек, да нигде не нашел. А у него уж и терпенья не стало… «Жалко, конечно, что нет здесь никакой воды поблизости, — подумал он. — Уж очень мне хочется посмотреть, какова собой девушка». И начал сдирать кожуру с плода.
Вот показалась одна девичья рука, потом вторая. И, сбросив апельсиновую кожуру, встала перед принцем прекрасная девушка.
— Скорее дай мне испить воды! — просит она.
Растерялся принц, стоит озирается, нет нигде ни капли воды!
— Прости, нет у меня воды!
— Увы, значит, я должна умереть. — И с этими словами девушка исчезла.
Обидно было принцу упустить такую красавицу, да делать нечего, поехал он дальше. Держит в руках второй апельсин, проклятое любопытство так его и разбирает. Не удержался юноша, очистил апельсин, предстала перед ним девушка еще прекраснее, чем первая.
— Скорее подай водицы напиться, — просит она.
— Да нет у меня воды…
— Увы, значит, я должна умереть. — И с этими словами девушка исчезла.
— Ну, уж теперь ни за что не дотронусь до апельсина, пока не сыщу источника, — сказал себе принц.
И вот наконец добрался он до родника. Радостный, соскочил с коня и начал потихоньку снимать кожуру с третьего апельсина. Явилась ему третья девушка — прекрасная как солнце и с глазами как синее небо. Просит красавица юношу:
— Принц, дай мне скорее воды!
Бросился юноша к роднику, набрал в пригоршни ключевой воды и дал девушке напиться.
— Благодарю, — сказала она и поцеловала юношу.
Понял принц: она-то и есть его суженая. Счастливый и веселый, посадил юноша невесту на коня и повез с собою. К вечеру добрались они до заезжего дома близ Рима и заночевали. Поутру принц говорит красавице из Апельсина:
— Хочу я купить тебе самые распрекрасные наряды, а ты жди меня здесь.
Поцеловал он красавицу, вышел во двор и просит хозяйку:
— Смотри береги мою невесту, чтоб до моего возвращенья никто ей зла не причинил. Я быстро вернусь.
Бросил ей кошелек с деньгами и помчался в город.
А хозяйка-то была злой колдуньей. Только принц уехал, отозвала она в уголок свою дочку, безобразную, как пугало, и шепчет ей:
— Да разве это дело, чтоб не ты вышла замуж за такого красавца! Хочешь быть его женой?
— Само собой, хочу.
— Ладно. Положись на меня.
Поднялась колдунья в комнату принцессы из Апельсина и говорит:
— Принц просил, чтоб я тебя причесала.
— Спасибо, но я всегда сама причесываюсь.
— Как же ты справляешься с такими косами допят?
— Да уж справляюсь, — улыбнулась девушка.
— Давай все-таки я тебя причешу.
Ладно, согласилась девушка. Стала злая колдунья расчесывать ей волосы. А как расчесала, воткнула принцессе шпильки прямо в голову. Не простые шпильки, заколдованные. Превратилась тут девушка в ласточку, вспорхнула птичка, покружилась по комнате и порх в окно.
— Скорее иди сюда, — крикнула колдунья дочери. — Сиди в комнате, жди принца.
В полдень вернулся юноша домой. Взбежал по лестнице, влетел в комнату, увидел колдуньину дочку и оторопел:
— А где же моя невеста?
— Я это и есть. Только иссохла от тоски, тебя поджидая, — отвечает колдуньина дочь. И давай вздыхать и плакать.
Никак не верит принц, что перед ним невеста. «Не в тоске тут дело, — думает. — У этой уродки злое сердце». Но слова своего он нарушить не мог и сказал обманщице:
— Что ж, едем во дворец, нас там ждут.
Поехали они в Рим. Король с королевой на радостях, что сын наконец-то решил жениться, толком не разглядели, как зла и дурна собой будущая невестка. В тот же день назначили Свадьбу и устроили большой праздник. Обед приготовили на славу. И мороженое на столе, и орешки, и всяческие сладости. На королевской-то кухне кастрюлек много!
Повар на кухне кушанья готовит, королевских гостей потчевать спешит. Вдруг слышит, чей-то то-ненький голосок поет:
Повар, повар у плиты,
Заклинанье слушай ты:
Чтоб жаркое подгорело,
Чтобы ведьма не поела!
Остолбенел повар. Осмотрелся — нет никого, только ласточка на подоконнике сидит. Вытащил он жаркое из духовки — а оно все сгорело.
Приготовил он наскоро другое блюдо, поставил жариться, а голосок снова поет:
Повар, повар у плиты,
Заклинанье слушай ты:
Чтоб жаркое подгорело,
Чтобы ведьма не поела!
Оборотился повар к окну, а там опять ласточка сидит и на него пристально глядит. И снова жаркое в угли превратилось.
Испугался повар, бросил все кастрюльки и сковородки, побежал к принцу и рассказал ему, что делается на кухне.
— Да тебе не приснилось ли? — удивился юноша.
— Какое там, принц, чистая правда!
— А ну-ка пойдем, посмотрим.
Колдуньина дочь почуяла неладное и шепчет принцу:
— Куда же ты? Бросаешь невесту в день свадьбы? Останься со мной!
Но принц ее слушать не стал — на кухню пошел.
В третий раз поставил повар жариться кусок мяса. Когда кушанье было почти готово, голосок пропел ту же песенку. И опять мясо дочерна подгорело. А на окне — снова ласточка сидит…
— Я хочу поймать ее, — говорит принц.
— Не трогай ласточку, это ведь ведьма! — кричит невеста; мигом примчалась она на кухню вслед за принцем.
Подошел юноша к окну, и ласточка сама далась ему в руки. Стал он гладить птичку и нащупал что-то твердое у нее в головке. Вытащил одну шпильку — показалась одна девичья рука, вытащил другую — другая рука, вытащил третью шпильку — предстала перед ним красавица из Апельсина. Бросилась она в объятья юноше и рассказала все как было.
— Ах ты, обманщица! — крикнул принц колдуньиной дочери.
Схватили колдунью, крепко связали и бросили в темницу. А принц с принцессой поженились и устроили такой свадебный пир, что в словах не описать.
Ну, а я залез под стол
И там косточку нашел.
Меня по носу пинали —
В глазах искры засверкали.
Но хоть я не пообедал,
Все ж вам сказочку поведал.
— КОНЕЦ —
Итальянская народная сказка в картинках. Иллюстрации.
Жил-был на свете принц, красивый двадцатилетний юноша. И захотелось ему жениться. Стал король приглашать ко двору разных принцесс, одна красивее другой. Но никто из них не приглянулся юноше.
— Эта, отец? Да разве вы не видите, какие у неё волосы! Все равно что усы у кукурузного початка! Эта? Черна, как котелок для поленты. А у этой нос картошкой.
Словом, ни одна ему не угодила, и бедняжки принцессы, раздосадованные и обиженные, со слезами уехали восвояси.
— Всё же, сын мой, надо тебе на ком-нибудь жениться, детей завести…
— Конечно, отец. Надоело мне жить в одиночку. Но нельзя же жениться на ком попало, как по-вашему?
— Так что же теперь делать?
— Дайте мне денег да доброго коня, поеду я по свету искать себе невесту. Глядишь и найду. А коли никто не полюбится, навек бобылем останусь.
Сказал — и отправился в путь. Изъездил край из конца в конец, да все попусту.
Вот едет он однажды глухим лесом, видит, в зарослях ежевики старая женщина притулилась — жалкая да иссохшая, вся в лохмотьях, от холода дрожит. Принц был добр душою, как добр наш итальянский хлеб. Спрыгнул он с коня и спрашивает старушку:
— Не холодно тебе, бабушка, в такой ветхой одежде?
— Уж так зябко, так холодно, что и сказать не могу!
— Вот, возьми. — И принц протянул старушке свой великолепный плащ, весь жемчугом и алмазами расшитый. А потом и говорит: — Прими и этот кошелёк с деньгами.
— Спасибо, добрый человек. Скажи, куда путь держишь? — молвила старушка.
Рассказал принц, что ищет-ищет, да никак не сыщет себе невесту, придётся ему, видно, возвращаться домой ни с чем.
— Ого, знаю я одну красавицу, зовут её принцессой из Апельсина. Видел бы ты её! Личико смуглое, румяное, глаза темные! А губы алые! Красавица!
— Скажи поскорее, добрая женщина, где найти эту принцессу! Сдаётся мне, я уже полюбил её.
— Так слушай. Езжай прямиком по этой дороге, пока не доберёшься до глухой чащобы, там лачужка стоит. Как войдёшь — сам поймёшь, что надобно делать. Но сначала съезди в город и купи разной женской одежды. Она тебе пригодится. Не забудь о гребнях и шпильках. Счастливого пути, сынок!
Поскакал принц в город, наряды покупал — денег не жалел и помчался в лес, к лачужке.
Тук-тук-тук!
— Входите.
Вошёл принц в дом. Кухня вся черным-черна от сажи, в одном углу трухлявый шкаф стоит, в другом — старенькая старушка у очага сидит, палкой золу ворошит.
— Что тебе надобно в моём доме? — спрашивает.
— Да вот решил заглянуть на огонёк, привёз тебе всякой одежки, — отвечает юноша.
— Что за молодец! — обрадовалась старушка.
Накинул принц ей на плечи красивую шаль, помог умыться, подобрать волосы шпильками и даже вдеть в уши серёжки. Вмиг преобразилась старушка. Видная, статная, как есть королева!
— Ох, спасибо, уж такое спасибо тебе! Чего ж ты желаешь за всё, что для меня сделал?
— Ничего не хочу. Скажи только, где мне найти прекрасную принцессу из Апельсина?
— Ах, вот чего ты хочешь…
Встала старушка на ноги, доковыляла до шкафчика и вынула оттуда три апельсина.
— Слушай меня внимательно. Возьми эти апельсины и по одному очисть от кожуры. Тут твоя невеста и появится. Да смотри: очищай их обязательно близ ручья.
Поблагодарил принц старую женщину, взял апельсины и уехал.
Едет-едет, и так ему захотелось расковырять хоть один апельсинчик! Стал он искать поблизости какой-нибудь ручеёк, да нигде не нашёл. А у него уж и терпенья не стало… «Жалко, конечно, что нет здесь никакой воды поблизости, — подумал он. — Уж очень мне хочется посмотреть, какова собой девушка». И начал сдирать кожуру с плода.
Вот показалась одна девичья рука, потом вторая. И, сбросив апельсиновую кожуру, встала перед принцем прекрасная девушка.
— Скорее дай мне испить воды! — просит она.
Растерялся принц, стоит озирается, нет нигде ни капли воды!
— Прости, нет у меня воды!
— Увы, значит, я должна умереть. — И с этими словами девушка исчезла.
Обидно было принцу упустить такую красавицу, да делать нечего, поехал он дальше. Держит в руках второй апельсин, проклятое любопытство так его и разбирает. Не удержался юноша, очистил апельсин, предстала перед ним девушка ещё прекраснее, чем первая.
— Скорее подай водицы напиться, — просит она.
— Да нет у меня воды…
— Увы, значит, я должна умереть. — И с этими словами девушка исчезла.
— Ну, уж теперь ни за что не дотронусь до апельсина, пока не сыщу источника, — сказал себе принц.
И вот наконец добрался он до родника. Радостный, соскочил с коня и начал потихоньку снимать кожуру с третьего апельсина. Явилась ему третья девушка — прекрасная как солнце и с глазами как синее небо. Просит красавица юношу:
— Принц, дай мне скорее воды!
Бросился юноша к роднику, набрал в пригоршни ключевой воды и дал девушке напиться.
— Благодарю, — сказала она и поцеловала юношу.
Понял принц: она-то и есть его суженая. Счастливый и веселый, посадил юноша невесту на коня и повёз с собою. К вечеру добрались они до заезжего дома близ Рима и заночевали. Поутру принц говорит красавице из Апельсина:
— Хочу я купить тебе самые распрекрасные наряды, а ты жди меня здесь.
Поцеловал он красавицу, вышел во двор и просит хозяйку:
— Смотри береги мою невесту, чтоб до моего возвращенья никто ей зла не причинил. Я быстро вернусь.
Бросил ей кошелёк с деньгами и помчался в город.
А хозяйка-то была злой колдуньей. Только принц уехал, отозвала она в уголок свою дочку, безобразную, как пугало, и шепчет ей:
— Да разве это дело, чтоб не ты вышла замуж за такого красавца! Хочешь быть его женой?
— Само собой, хочу.
— Ладно. Положись на меня.
Поднялась колдунья в комнату принцессы из Апельсина и говорит:
— Принц просил, чтоб я тебя причесала.
— Спасибо, но я всегда сама причесываюсь.
— Как же ты справляешься с такими косами до пят?
— Да уж справляюсь, — улыбнулась девушка.
— Давай все-таки я тебя причешу.
Ладно, согласилась девушка. Стала злая колдунья расчесывать ей волосы. А как расчесала, воткнула принцессе шпильки прямо в голову. Не простые шпильки, заколдованные. Превратилась тут девушка в ласточку, вспорхнула птичка, покружилась по комнате и порх в окно.
— Скорее иди сюда, — крикнула колдунья дочери. — Сиди в комнате, жди принца.
В полдень вернулся юноша домой. Взбежал по лестнице, влетел в комнату, увидел колдуньину дочку и оторопел:
— А где же моя невеста?
— Я это и есть. Только иссохла от тоски, тебя поджидая, — отвечает колдуньина дочь. И давай вздыхать и плакать.
Никак не верит принц, что перед ним невеста. «Не в тоске тут дело, — думает. — У этой уродки злое сердце». Но слова своего он нарушить не мог и сказал обманщице:
— Что ж, едем во дворец, нас там ждут.
Поехали они в Рим. Король с королевой на радостях, что сын наконец-то решил жениться, толком не разглядели, как зла и дурна собой будущая невестка. В тот же день назначили свадьбу и устроили большой праздник. Обед приготовили на славу. И мороженое на столе, и орешки, и всяческие сладости. На королевской-то кухне кастрюлек много!
Повар на кухне кушанья готовит, королевских гостей потчевать спешит. Вдруг слышит, чей-то тоненький голосок поёт:
Повар, повар у плиты,
Заклинанье слушай ты:
Чтоб жаркое подгорело,
Чтобы ведьма не поела!
Остолбенел повар. Осмотрелся — нет никого, только ласточка на подоконнике сидит. Вытащил он жаркое из духовки — а оно все сгорело.
Приготовил он наскоро другое блюдо, поставил жариться, а голосок снова поет:
Повар, повар у плиты,
Заклинанье слушай ты:
Чтоб жаркое подгорело,
Чтобы ведьма не поела!
Оборотился повар к окну, а там опять ласточка сидит и на него пристально глядит. И снова жаркое в угли превратилось.
Испугался повар, бросил все кастрюльки и сковородки, побежал к принцу и рассказал ему, что делается на кухне.
— Да тебе не приснилось ли? — удивился юноша.
— Какое там, принц, чистая правда!
— А ну-ка пойдём, посмотрим.
Колдуньина дочь почуяла неладное и шепчет принцу:
— Куда же ты? Бросаешь невесту в день свадьбы? Останься со мной!
Но принц её слушать не стал — на кухню пошёл.
В третий раз поставил повар жариться кусок мяса. Когда кушанье было почти готово, голосок пропел ту же песенку. И опять мясо дочерна подгорело. А на окне — снова ласточка сидит…
— Я хочу поймать её, — говорит принц.
— Не трогай ласточку, это ведь ведьма! — кричит невеста; мигом примчалась она на кухню вслед за принцем.
Подошёл юноша к окну, и ласточка сама далась ему в руки. Стал он гладить птичку и нащупал что-то твёрдое у неё в головке. Вытащил одну шпильку — показалась одна девичья рука, вытащил другую — другая рука, вытащил третью шпильку — предстала перед ним красавица из Апельсина. Бросилась она в объятья юноше, и рассказала всё, как было.
— Ах ты, обманщица! — крикнул принц колдуньиной дочери.
Схватили колдунью, крепко связали и бросили в темницу. А принц с принцессой поженились и устроили такой свадебный пир, что в словах не описать.
Ну, а я залез под стол
И там косточку нашёл.
Меня по носу пинали —
В глазах искры засверкали.
Но хоть я не пообедал,
Все ж вам сказочку поведал.
Приложение
Тема. Народные сказки.
Цель: дать понятие «народная сказка», создание условий для активного вовлечения учащихся в процесс обучения.
Образовательная: раскрыть понятия «сказка», «народная сказка» сформировать представление о видах сказок (волше$бная, бытовая, о животных) , элементах композиции (присказка, зачин, концовка). Формирование умения оценивать поступки и поведение героев сказки, определять ее главную мысль.
Развивающая: содействие развитию логического мышления, связной речи, умению отстаивать свою точку зрения.
Образовательная: содействовать воспитанию нравственной культуры.
Оборудование: учебник, ИКТ, флипчарты, раздаточный материал: информация о видах сказок, набор пословиц, оценочные листы, таблица для игры; самолет.
Вид работы | Действия учителя | Действия учеников | Выводы и наблюдения | |
Новые подходы в преподпапнии и обучении Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенност$ями | І – Организационный момент.
Бодрячок «Веселячок»
Ок-ок-ок – прозвенел уже …звонок Ок-ок-ок – начинаем наш … урок Дись-дись-дись – ты тихонечко … садись Нись-нись-нись – на уроке не$ …. ленись | Читает начало чистоговорки | Выполняют бодрячок. Произносят за учителем и договаривают чистоговорку Проговаривают хором. | |
Оценивание для оценивания Новые подходы в преподавании и обучении | ІІ – Повторение изученного. Мозговой штурм. Игра «Крестики, $нолики» 1.- Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла, Люли – люли стояла, люли – люли стояла. Хороводная песня. (+) 2. В потешке часто даются советы и наставления (+) 3. Мыши водят хоровод ,на лежанке дремлет кот Тише, мыши, не шумите, кота Ваську не будите. Вот проснётся Васька кот – разобьет весь хоровод Это потешка (+) 4. Зарядкой для ума служит загадка (+) 5.Поговорка ничем не отличается от пословицы (0) 6. «Скромность красит человека» $Это пословица (+) 7. Радуга – дуга, Не давай дождя, Давай солнышка Колоколнышка! Это считалка (0) 8. Кукушка кукушонку надела капюшон Как в капюшоне он смешон $Это скороговорка (+) 9. Закличка – это стихотворное обращение к явлениям природы. (+) Взаимопроверка. — Обменяйтесь ответами. Сверьте ответы по коду на доске. (ИКТ) Критерии оценки: Все ответы правильные – 5 баллов 7-8 ответов правильных – 4 балла 5-6 ответов правильных – 3 балла Менее 5 правильных ответов – 2 балла. Встаньте те, кто получил 5 баллов, 4 балла, 3 балла, меньше 3-х баллов? | Выполняют тест в игровой форме на раздаточном материале. Выполняют взаимоапроверку по коду на доске. $ Обсуждение о выставление оценок. Выставляют оценку, комментируют. | ||
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями | ІІІ – Введение в тему.
Чудо это наш народ в мир волшебный унесет Полный смеха, света, краски, а зовётся чудо ….. | $Отгадывают загадку, определяют тему урока. | ||
$Формативное оценивание; ИКТ Обучение одаренных Новые подходы в преподавании и обучении Преподавание в соответствии с возрастными особенностями |
Народное творчество не ограничивается только изученными нами жанрами. Оно очень многогранно и было бы, конечно, не полным без наших самых любимых, как вы уже догадались, народных сказок. 3. Диалог — Какие ассоциации возникают у вас со словами «на$родная сказка» ….. — Какие виды сказок вам известны?….. — На какие части делится сказка? …. — А почему люди сочиняли сказки? … — Сегодня мы попытаемся вспомнить и ответить на все эти вопросы. 3. Постановка целей урока. — На уроке мы с вами совершим путешествие к героям сказок. И так как в современном веке у нас нет ковра-самолета, мы полетим на вот этом сказочном самолетике. ФИЗМИНУТКА. Вы должны будете узнать, почему люди сочиняли сказки, вспомнить разные виды сказок, повторить, что такое композиция. И поможет нам в этом группа «Народные сказки». Еще три группы будут работать над анализом сказок. Их задача определить вид сказки, оценить поступки главных героев подобрать пословицу, которая характеризует идею сказки и сделать выводы. — Что нам для этого надо сделать? | $ Учитель записывает на доске ответы детей сказки Презентация Слайд 1. Похвала за ответы. | Говорят ассоциации, воспоминания. Отвечают на вопросы, знакомые с 1-го класса — Разделиться на группы. Объединяются в группы$ | |
КМ Обучение талантливых и одаренных детей $ | ІV – Работа по теме урока.
1-я «Народные сказки» — работает с учебником, кратко записывает информацию на флипчарт. 2-я –дает определение «волшебная сказка, работает над осмыслением «Гуси – лебеди», 3-я группа : дает определение понятию «бытовая сказка», работает над осмыслением сказки «Репка»; 4-я — дает определение понятию «сказки о животных», работает над осмыслением сказки «Теремок» | Показ слайда № 2, выбирают сказку для анализа. Раздает детям карточки: «Народные сказки», «Гуси – дебеди», «Репка», $«Теремок» | Оценивают поступки героев сказки, определяют основную мысль, подбирают пословицу, которая больше всего отражает идею сказки. | |
Управление и лидерство в обучении |
2.Ответы 2,3,4 групп. 3. Взаимооценивание работы в группах, оценивание экспертов с пояснением. 4. Оценка настроения. (приклеивают смайлики на самолетик) | $ | 2,3,4, группы слушают информацию от 1 группы, 1-я группа слушает и оценивает ответы 2,3,4 групп. | |
V — Итог урока. Рефлексия. Что нового мы узнали на уроке? Что вам понравилось на уроке? О чем вы узнали из урока? Почему люди сочиняли сказки? Д. задание. читать и отвечать на вопросы стр. 29-31. Сочинить сказку одного из видов (на выбор детей) | Больше узнали о видах сказки Сказка состоит из зачина, основной части и концовки. На уроке понравилось работать в группах, оценивать. |
$
Приложение к уроку.
Раздаточный материал
Выберите пословицу, которая наиболее точно отражает идею сказки «Гуси – лебеди»
-
Благородный человек не помнит старого зла
-
Чего не досмотришь, за то и ответишь.
-
Один в поле не воин.
-
4. Поспешишь – людей насмешишь.
— Чему учит нас сказка?$
Выберите пословицу к сказке «Репка»
-
Один в поле не воин.
-
Дружной семье любое дело по плечу.
- $
Труд человека кормит, а лень портит.
Чему учит сказка?
Выберите пословицу, которая наиболее точно отражает идею сказки «Теремок»
-
Человек без друга, что дерево без корней
-
В тесноте, да не в обиде.
-
Думай о себе, но не забывай о других
-
Скромность красит человека.
— Чему учит сказка?
Выберите пословицу к сказке «Лиса и журавль», которая точно отражает идею сказки.
-
Нет друга – ищи, а нашел — береги.
-
Как аукнется, так и откликнется
-
Семь раз отмерь, а один раз отрежь
-
Каков привет, таков и ответ.
— Чему учит нас сказка?
$ В волшебной сказке действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь.
Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязател$ьно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича.
Бытовые сказки, герои таких сказок обычные люди: крестьянин, солдат, наемный работник, они борются за справедливость с вышестоящими, иногда с нечистой силой.
Сказки о животных$, ведь в них каждое животное символизирует свой порок или наоборот – положительную черту характера.
Код ответов
$ 2 Х | 3 Х | |
4 Х | $ 5 О | 6 Х |
7 О | 8 Х | 9 Х |
Автор: Тульцева Елена Ивановна
Организация: МБОУ «НОШ № 7»
Населенный пункт: Челябинская область, г. Коркино
Тема урока: Русская народная сказка «Два Мороза». (2 класс)
Учебник Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. и др. УМК «Школа России»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, способствовать формированию читательской грамотности, учить вдумчивому и осмысленному чтению.
Планируемые результаты:
- Предметные
- учащиеся познакомятся с русской народной сказкой «Два Мороза»;
- научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.
- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
- находить главную мысль, сформулированную в тексте.
2. Метапредметные
— познавательные УУД
- находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
— коммуникативные УУД
- слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;
- участвовать в коллективном обсуждении;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.
— регулятивные УУД
- принимать и сохранять учебную задачу;
- выделять необходимую (существенную) информацию из текста;
- оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.
— личностные
- формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование:
- учебник
- карточки для работы в паре
- мультимедийная презентация
Ход урока.
I. Организационный момент. (слайд№ 3)
Прозвенел звонок и смолк,
Начинаем наш урок.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
— Чтобы не было заминки,
Начинаем мы с разминки.
II. Речевая разминка. (слайд № 4)
— Попробуйте прочитать. Что открылось перед вами? (скороговорка)
На дворе дрова,
У дров детвора.
— Повторите в паре друг другу, сначала 1 вариант расскажет 2, затем меняйтесь. Поднимите руки, у кого получилось быстрее?
— А теперь следующее задание. (слайд № 5)
— Найдите и прочитайте 8 слов, в которых все гласные буквы О
— Читать нужно слова по порядку, слева направо.
НОКОЛОСОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ
|
|
— Правильно, молодцы!
III. Проверка домашнего задания. (слайд № 6, 7,
— На прошлых уроках мы познакомились со стихотворениями известных русских поэтов. Я предлагаю выполнить устные задания:
— Вставьте пропущенные слова, назовите автора произведения
Вот _______, тучи нагоняя,
Дохнул, _______ – и вот _____
Идет _____________ зима.
Ответы учащихся: А.С. Пушкин, отрывок из поэмы «Евгений Онегин»
— Вставьте пропущенные слова, назовите автора и произведение.
Белая _________
Под ________ окном
_______________снегом,
Точно ___________.
Ответы учащихся: С.А. Есенин, стихотворение «Берёза»
— Вставьте пропущенные слова, назовите автора произведения
Бразды __________ взрывая,
Летит, _________ удалая;
________ сидит на облучке
В _______, в красном кушаке.
Ответы учащихся: А.С. Пушкин, отрывок из поэмы «Евгений Онегин»
— Хорошо, молодцы! Справились с непростым заданием!
IV. Подготовка к постановке целей урока.
* Работа в парах. (Слайд № 9)
— Сейчас я предлагаю вам выполнить работу в парах. Возьмите листок с кроссвордом. Отгадайте загадки, впишите соответствующие слова кроссворд и назовите ключевое слово.
— Давайте, разберем первую загадку. Что нужно вписать в первой строчке?
1. Завывает за окошком, Ледяною сыпет крошкой. Снегом мягкую постель Стелет по полям… | 2. Жил я посреди двора, Где играет детвора, Но от солнечных лучей Превратился я в ручей. | 5. Кто, угадай-ка, Седая хозяйка? Тряхнула перинки, Над миром пушинки. | ||
3. Дали братьям тёплый дом, Чтобы жили впятером. Брат большой не согласился И отдельно поселился. | 4. Я живу под самой крышей, Даже страшно глянуть вниз. Я могла бы жить и выше, Если б крыши там нашлись. |
Заполните кроссворд
1. | М | Е | Т | Е | Л | Ь | |||||
2. | С | Н | Е | Г | О | В | И | К | |||
3. | В | А | Р | Е | Ж | К | И | ||||
4. | С | О | С | У | Л | Ь | К | А | |||
5. | З | И | М | А |
— Кто готов прочитать вторую загадку? Что вы вписали во второй строчке?
— Кто желает поработать с 3 загадкой?
— …..
— Какое слово получилось в выделенных клетках? (Мороз)
* Работа с лексическим значением слова
— Кто может сформулировать лексическое значение этого слова? Что оно обозначает?
(Слайд № 10)
— Моро́з — состояние сильного холода, когда температура воздуха значительно падает ниже 0°.
— Поэты и писатели говорят о МОРОЗЕ, как о живом существе.
… Явится он – реки закует в ледяной панцирь, птиц и зверей загонит по гнездам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать, ногами притопывать, да приговаривать: «Ай, да мороз!»…
— Как называется литературный прием, когда неживому предмету приписываются признаки живого?
— Правильно, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
V. Постановка целей урока. (Слайд № 11)
— Сегодня на уроке мы познакомимся с замечательным произведением, его название зашифровано на слайде. Прочитать его вы сможете, называя буквы только русского алфавита.
IQДJSZВFLA
JDМIОYРVFОWSRЗQА
— Итак, попробуйте сказать, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
(Слайд № 12)
Сегодня на уроке: (Ответы детей)
- Познакомимся с новым литературным произведением.
- Определим жанр произведения.
- Разберем значение незнакомых слов.
- Определим основную мысль произведения.
- Будем учиться читать выразительно и без ошибок текст произведения.
— Откройте учебник на с. 146.
— Как вы думаете, к какому жанру относится произведение «Два мороза»? Почему?
VI. Работа по теме урока. (Слайд № 13)
(Приводим доказательства, что новое произведение, это сказка).
1. Прослушивание аудиозаписи сказки (5 мин.)
— Сейчас я предлагаю вам внимательно прослушать запись этого произведения, отметить непонятные для вас слова.
VII. Физкультминутка (Слайд № 14)
Мы пришли в зимний лес
Сколько здесь вокруг чудес!
Слева ёлка в сугробе стоит,
Справа берёзка на нас глядит.
Мы шагаем, мы шагаем
Ноги выше поднимаем
Дышим ровно и спокойно,
Сели на места тихонько.
2. Словарная работа (Слайд № 15, 16)
— В сказке, наверняка, встретились слова, значение которых, вам было непонятным.
— Проведем словарную работу:
Авось – может быть.
Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.
Дровосек – человек, рубящий дрова.
Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.
Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.
- Работа с текстом. (Слайд № 17)
— Давайте прочитаем сложные слова по слогам с ударением.
ко – ло – коль – чик
бу – бен – чик
дро – во – сек
крес – тья – нин
вы – ко – ла – чи – вать
по – за – ба – вить – ся
ё – жить – ся (- Значение этого слова можно найти на с. 155)
- Итак, приготовились к выразительному чтению сказки на с. 146.
(Слайд № 18)
4. Ответы на вопросы по прочитанному произведению (Слайд № 19)
— Понравилась ли сказка?
— Назовите героев.
— Какой момент сказки самый интересный?
— Кто из героев больше понравился?
— Почему?
— Почему сказка названа «Два Мороза»?
— Почему это сказка, а не рассказ?
5. Поиск фрагментов произведения по иллюстрации (Слайд № 20 — 25)
— Найдите и прочитайте строчки, соответствующие иллюстрации.
— Молодцы! Справились и с этим непростым заданием!
VIII. Закрепление изученного.
1. Ответы на вопросы по тексту сказки (Слайд № 26)
— Подумайте и ответьте на следующие вопросы:
— Почему Мороз – Синий нос заморозил купца, ведь на нем была шуба медвежья,
шапка лисья, сапоги волчьи?
- Заморозил ли дровосека Мороз – Красный нос? Почему?
- Как дровосек спасался от холода?
- Как вы в морозные дни спасаетесь от «проделок» братьев?
- Кто может назвать первые признаки обморожения?
- Работа в парах (Слайд № 27)
— Сейчас я снова предлагаю вам выполнить работу в парах. Возьмите следующий листок.
— Называя только русские буквы, прочитайте пословицы. Выберите одну пословицу, наиболее подходящую к сказке.
- МFОРVОЗ НЕ ВЕWЛИNК, ДYА СQТОRЯТЬ НЕ ВFЕLЛИТ.
- ГДGЕ ТLЕПFЛО, ТJУLТ И ДОGБWРО.
- ХRОЧDЕШЬ ЕСJТЬ КWАЛYАЧИ, ТАWК НЕ СYИSДИ НRА ПЕUЧИ.
- У РАLБОТWАЮЩЕГО В РУDКАFХ ДЕGЛО ОГНZЁМ ГSОРRИТ.
- БЕРFЕГИ НОGС В БОЛЬRШОЙ МОWРОЗ.
— Кто готов прочитать первую пословицу?
1. Мороз невелик, да стоять не велит.
2. Где тепло, тут и добро.
3. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
4. У работающего в руках дело огнем горит.
5. Береги нос в большой мороз.
— Какая из пяти пословиц, на ваш взгляд, наиболее подходит?
У работающего в руках дело огнем горит.
— Совершенно верно, молодцы!
IX. Рефлексия (Слайд № 28)
- Я узнал на уроке…
- Я похвалил бы себя за…
- Я понял, что…
- Особенно у меня получилось…
- Для меня было важным…
X. Подведение итогов урока
— С какой русской народной сказкой мы познакомились сегодня?
Ответы детей: «Два Мороза»
— О чём рассказывается в этой сказке?
О трудолюбии
— На слайде записаны пословицы. Прочитайте их. (Слайд № 30)
1. Землю солнце красит, а человека труд.
2. Волков бояться, в лес не ходить.
3. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
4. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
5. Топор лучше шубы греет.
— Найдите пословицу, которая выражает основную мысль сказки.
— Совершенно верно, молодцы!
XI. Домашнее задание. (Слайд № 29)
- Приготовить выразительное чтение сказки по ролям.
- Выполнить задание 3 на стр.148.
Источники:
- Литературное чтение. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч.1 / Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др./ — 3-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – (Школа России)
- Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. –М.:ВАКО, 2013.
Аудио-мультфильм http://www.youtube.com/watch?v=S_INleu5V3Q
Полный текст статьи см. в приложении.
Приложения:
- file1_a8633749-9556-426d-8.. 22,1 МБ
- file0.docx.. 39,3 КБ