Приметы золотой осени рассказ

Осень. наступила золотая осень. деревья оделись в желтые платья. дует легкий ветерок, и листья медленно падают в пожухлую траву. перелетные
  • Осень.
    Наступила золотая осень. Деревья оделись в желтые платья. Дует легкий ветерок, и листья медленно падают в пожухлую траву. Перелетные птицы спешат на юг в теплые края. Один за другим летят косяки уток, гусей, журавлей. Они прощаются с родными местами до весны.
    Утрами становится холоднее. Небо хмурое, всё в тучах. А тучи висят так низко, что кажется, вот-вот упадут на землю. Через минуту полил холодный дождь. Вдали что-то краснеет. Это кусты рябины. Она  словно приукрасилась к началу осени. Ягоды  тихонько покачиваются, привлекая внимания птичек.
    Уборка урожая подошла к концу. На токах лежат огромные вороха пшеницы, ржи, овса. Зерно переработают и отвезут на элеватор. А потом нам испекут свежий хлеб, ароматные булочки.
    Кочетов Максим, 3 класс 2013 год
    Чудо-осень
    Осень – какое чудесное время года! Всё вокруг становится золотым. Золотые листья под ногами. Золотое солнышко светит над нами. Золотые деревья качаются на ветру.
    Осень – самое богатое время года! В садах поспевают румяные яблоки. С огорода собрали богатый урожай овощей. Это  картошка и морковь, свёкла и  фасоль, тыква, капуста и помидоры.
    На полях созрела золотистая пшеница. На мощных комбайнах быстро убирают поле зерновых. А большегрузные автомобили отвозят зерно. У взрослых осенью много работы. Ну, а ребята греются в последних лучах тёплого солнышка и весело играют с золотыми листьями.
    Я люблю осень!
    Голомолзин Сергей, 3 класс 2013
    Именины осени
    Пришла красавица осень. Раскрасила листья березок, осин, клёна, тополя в желтый, оранжевый, красный цвет. В саду заалел куст калины. Повесила свои красные гроздья рябина.
    На полях заколосилась  золотистая пшеница, рожь.  В огороде вырос богатый урожай овощей. На яблоньках висят вкусные кисло-сладкие яблочки. В палисаднике распустились  сиреневые и белые сентябринки. Пестреют махровые астры. Яркими букетами цветут хризантемы.
    Я рада приходу осени.
    Бахарева Ангелина, 3 класс 2013
    Осень
    Прекрасна осенняя пора. Осенью листья становятся разноцветными. Каждый листочек красив по-своему. Природа готовится к зиме. Белка делает запасы на зиму. В своем гнездышке она повесит грибы, сложит орешки. И холодной зимой будет кормить своих бельчат. Люди осенью собирают урожай. Птицы улетают на юг. Мне нравится это время года. Осенью я люблю собирать грибы. А мама потом варит грибной суп и жарит картошку с грибами.
    Кулаев Максим, 3 класс 2013
    Осенняя пора
    Прошло жаркое лето, и наступила осень. Берёзки стоят в золотых сарафанах. Ветра нет, но всё падают листья. Осыпаются последние цветы, не гудят насекомые. Все дорожки покрыты листвою. Шел мелкий дождь, ветер гонит по небу темные тучи. Иногда еще выглядывает солнышко. Затихает лес, улетают последние певчие птицы в теплые края. Дни становятся всё короче. Скоро зима.
    Баринов Константин, 3 класс 2013
    Осень
    Наступила осень. На голубом и чистом небе ещё почти нет туч. Только ветер стал холодным и резким, напоминая о том, что на дворе уже сентябрь месяц. Среди яркой зелени уже заметны жёлтые и красные листья. Скоро они опадут с деревьев и покроют собой все дороги и дорожки.
    Птицы уже начинают собираться в стаи, готовятся к длительному перелёту в тёплые края. Иногда на землю проливается дождь, но лужи высыхают тут же под последними ласковыми лучами солнца. По утрам становится холоднее. Наряду с красными листьями краснеют и ягоды, привлекая внимание птиц и маленьких зверьков, которые делают запасы на зиму. Природа одевается в яркие осенние краски.
    Гамов Вячеслав, 3 класс 2013
    Осенняя пора
    Наступила осень. Дни стали короче. Солнце греет уже не так, как летом. Птицы стали готовиться к отлету. Тихо в осеннем лесу. Тихо шелестит под ногами опавшая листва. Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нем.
    Газиева Елизавета, 3 класс 2013
    Осень
    Наступила золотая осень. С деревьев кружась, падают желтые листочки. В небе кружатся стаями перелетные птицы.  Жухлая трава шелестит под ногами. С полей собирают урожай. Уныло глядят голые кусты.
    Осень – это пора заготовок. Много сварено варенья из ягод, закручено компотов из яблок. Засолена капуста, замаринованы грибы. Теперь можно встречать зиму.
    Смотров Артем, 3 класс 2013
    Воспоминания о лете
    Вот и прошла самая любимая, самая замечательная пора. Лета, как и не бывало. Кажется совсем недавно мы купались в реке, лежали на пляже и загорали под палящими лучами солнца. Закончился отдых. Сейчас на дворе осень. Кто-то встречает это время года с грустью, а кто-то наоборот. Ведь осень – это начало учебного года, встреча с друзьями и начало большой работы.
    Ряполов Иван, 3 класс 2013
    Осень
    Наступила осень, унылая пора. Листик за листиком падают с деревьев на крыши домов, землю. Улетают перелетные птицы в теплые края. Осенью моросит нудный холодный дождь, мало теплых деньков. Так бывает грустно, когда думаешь, что миновали красивые, золотые дни и скоро наступит зима. А так хочется, чтобы осень не заканчивалась, и подольше постояли теплые дни.
    Тютюцких Анна, 3 класс 2013

  • Осеннее утро начинается с шороха листьев и шума метлы. Дворник сметает метлой листья в большие кучи, а потом их куда-то увозят большие грузовики. Дворник метет каждое утро, а листья все падают и падают. Они такие красивые, глянцевые, яркие. Есть красные, есть желтые, оранжевые, светло-коричневые. Их можно собирать в букеты. Так приятно гулять в осеннем парке, когда под ногами шелестят упавшие листья. Желтеющие деревья и листопад – и есть главная примета осени.
    А другая примета – это пролетающие в небе стаи птиц. Сначала птицы собираются в большие стаи, а затем улетают. Долго им придется лететь на зимовку в теплые края. Удивительно, как они всякий раз находят правильную дорогу.
    А самая вкусная примета – это осенние фрукты. Яблоки осенью такие душистые, хрустящие, сочные. Собран последний урожай.Еще одна примета – все чаще идет дождь. Иногда, бывает, зарядит на целый день. Повсюду лужи. И нужно носить непромокаемую куртку, резиновые сапоги, зонтик.День становится короче, а ночь – длиннее. Солнце прячется за тучами. Все холоднее. И уже пора надевать теплую шапку и варежки. А листья с деревьев совсем облетели. Теперь деревья стоят голые, черные, а лес прозрачный. Это – осень. А приближается – зима.

  • У осени есть свои приметы. Она примечательно легким, теплым, нежным солнышком, которое к сентябрю уже не такое жаркое, как в августе, а позднее все теряет свое тепло день ото дня, уступая место прохладному воздуху и частым, мелким дождикам, которые сначала проливаются иногда время от времени, а к концу осени зарядят надолго и хмурят погоду днями и ночами напролет, так что все вокруг кажется беспробудно мокрым, влажным, туманным, словно серого цвета.
    Но такой не улыбчивой и дождливой осень становится только к концу сезона. А до этого момента она бывает очаровательной и милой: листва становится пестрой, приобретая желтые, оранжевые, красно-багряные, золотистные оттенки, полыхая огнем, наряжая природу в разноцветный наряд. Вокруг благоухают в изобилии осенние цветы, наполняя воздух приятными оттенками. На клумбах растут дубки и хризантемы, астры и георгины, а еще бархатцы, розы, космея и другие. Горят яркими красками гроздья рябины и калины.
    Осень примечательна также своей щедростью: много ягод и плодов, овощей и фруктов созревают на полях, огородах, в лесу, садах. Осень балует роскошью и великолепием!
    А сколько же ягод и грибов можно найти в лесу! Надо только взять лукошко и отправиться на прогулку, чтобы вернуться с дарами осени и подышать чистым осенним воздухом.
    Осенью есть очень много примет. Птицы тянутся в небе вереницей на юг, лишь разносятся во все стороны их протяжные крики. Улетают журавли, выстраиваясь клином. Зато остаются вороны с их унылым карканьем, которое можно услышать в дождливом ноябре, а также наблюдать скопления птиц на деревьях.
    Осень красивая и бархатная пора. У нее много примет, по которым ее узнают. Все они разнообразны, у кого-то, возможно, свои осенние приметы.
    Все это можно сказать в сочинении, развивая мысль и представив всю красоту и обаяние осенней поры. Не забыть писать сочинения, начиная небольшим вступлением, затем раскрывать основную часть, в конце подчеркнуть сказанное в заключении.

  • Осеннее утро начинается с шороха листьев и шума метлы. Дворник сметает метлой листья в большие кучи, а потом их куда-то увозят большие грузовики. Дворник метет каждое утро, а листья все падают и падают. Они такие красивые, глянцевые, яркие. Есть красные, есть желтые, оранжевые, светло-коричневые. Их можно собирать в букеты. Так приятно гулять в осеннем парке, когда под ногами шелестят упавшие листья. Желтеющие деревья и листопад – и есть главная примета осени.А другая примета – это пролетающие в небе стаи птиц. Сначала птицы собираются в большие стаи, а затем улетают. Долго им придется лететь на зимовку в теплые края. Удивительно, как они всякий раз находят правильную дорогу.А самая вкусная примета – это осенние фрукты. Яблоки осенью такие душистые, хрустящие, сочные. Собран последний урожай.Еще одна примета – все чаще идет дождь. Иногда, бывает, зарядит на целый день. Повсюду лужи. И нужно носить непромокаемую куртку, резиновые сапоги, зонтик.
    День становится короче, а ночь – длиннее. Солнце прячется за тучами. Все холоднее. И уже пора надевать теплую шапку и варежки. А листья с деревьев совсем облетели. Теперь деревья стоят голые, черные, а лес прозрачный. Это – осень. А приближается – зима.

  • Наступает сентябрь, дни потихоньку становятся короче и раньше темнеет за окном. Но солнце на улице светит по-прежнему ярко, и потому хочется гулять с друзьями допоздна.
    Кажется, что все еще продолжаются летние каникулы, и природа вовсе не собирается засыпать, а наоборот, полна сил и дышит свежестью. Но вот вдруг откуда-то налетит прохладный, пронизывающий все тело, ветерок. Взъерошит волосы, запутается в подоле платья, легонько пробежится по траве и зашуршит в ветках деревьев. Встретившись с таким неожиданным гостем, сразу же невольно хочется застегнуть на все пуговицы кофту или даже надеть на голову капюшон от ветровки. Так начинается самая красивая в году пора — золотая осень.
    Проходит неделя, может быть, две, и вот за окнами начинают пролетать первые желтые, красные и оранжевые листочки. Глядя на них, я знаю, что скоро вся земля под деревьями будет укрыта таким ярким красочным ковром.
    Ранней осенью приятно бывает отправиться в парк, где можно найти не только красивые листья, но также шишки или каштаны, которые тоже созревают и опадают в это время. В выходные можно поехать в сад к бабушке и собрать там свежий урожай сочных спелых яблок.
    Еще одной приметой золотой осени являются дожди. Их сезон неизбежно наступает в начале октября или даже в конце сентября. В такие дни, несмотря на многообразие красок, природа выглядит как-то особенно уныло, и уже ощущается приближение холодов.
    Совсем скоро опавшие листья засохнут и почернеют, а деревья останутся стоять совершенно голыми под дождем. От осознания этого на душе становится очень грустно. Но ведь так будет не всегда!
    В следующем месяце из облаков уже посыплется чистый пушистый снег, который укроет землю и укутает деревья. Грянут первые морозы, а вместе с ними вернется солнце, и природа вновь преобразится, представ перед нами во всей своей, теперь уже зимней, красе.

  • Осеннее утро начинается с шороха листьев и шума метлы. Дворник сметает метлой листья в большие кучи, а потом их куда-то увозят большие грузовики. Дворник метет каждое утро, а листья все падают и падают. Они такие красивые, глянцевые, яркие. Есть красные, есть желтые, оранжевые, светло-коричневые. Их можно собирать в букеты. Так приятно гулять в осеннем парке, когда под ногами шелестят упавшие листья. Желтеющие деревья и листопад – и есть главная примета осени. А другая примета – это пролетающие в небе стаи птиц. Сначала птицы собираются в большие стаи, а затем улетают. Долго им придется лететь на зимовку в теплые края. Удивительно, как они всякий раз находят правильную дорогу. А самая вкусная примета – это осенние фрукты. Яблоки осенью такие душистые, хрустящие, сочные. Собран последний урожай. Еще одна примета – все чаще идет дождь. Иногда, бывает, зарядит на целый день. Повсюду лужи. И нужно носить непромокаемую куртку, резиновые сапоги, зонтик.
    День становится короче, а ночь – длиннее. Солнце прячется за тучами. Все холоднее. И уже пора надевать теплую шапку и варежки. А листья с деревьев совсем облетели. Теперь деревья стоят голые, черные, а лес прозрачный. Это – осень. А приближается – зима.

  • Вариант №1
    Время, когда деревья переодеваются из летнего зеленого платья в красивый золотистый наряд, называют золотой осенью. Все вокруг приобретает новые краски. Листья становятся желтыми, ягоды рябины краснеют, яблоки наливаются сочным ярким вкусом.
    Заметить, что наступила осень, легко, в это время года созревает урожай. Деревья и земля отдают нам свои плоды, чтобы уйти в зимнюю спячку. Уже не так жарко греет солнце и радует каждый лучик, пробившийся среди туч. Все чаще идут дожди, после которых остаются подарки золотой осени – грибы. Собирать их целое забавное приключение. Отправляясь в лес за грибами, можно встретить его жителей, ежика, который торопиться собрать припасы на зиму, белку, она готовит себе норку для перезимовки, и конечно птиц. Они собираются в стаи для того, чтобы улететь в теплые края. Только вороны никуда не спешат, осенью они сбиваются в стаи и уныло каркают, сидя на высоких деревьях, птицы сообщают нам, что начинается холодная пора. Ветерок не такой теплый и ласковый, как летом, а холодный и пронизывающий. Он срывает золотисто-красные листья и несет их вперед, навстречу лужицам, в которых отражается серое небо осени.
    По всем этим приметам становится ясно, что лето закончилось, но наступила очень интересная пора года – золотая осень.
    Вариант №2
    Осень – это чудесное время года, когда на улице становится прохладнее, начинается сезон холодных дождей. Листья на деревьях желтеют, образовывая полотно художника, состоящее из желтых, красных и золотистых красок.
    Главная примета осени состоит в том, что мир преобразовывается в желтый цвет, наполняя теплом и уютом парки, леса, всю природу. Загадочная и неповторимая осень уникальна по-своему. Птицы отправляются в теплые края, люди отдыхают от жаркого лета, воздух становится насыщенным и прохладным.
    Вторая особенная примета осени состоит в том, что, как правило, на рассвете и закате начинает куковать кукушка. Очень часто можно услышать ее осенью. В это замечательное время года у нас есть возможность отдохнуть от теплого и сухого лета и подготовиться к зиме.
    Третья особенность осени заключается в том, что фермеры уже к ее началу собирают урожай на поле и в магазинах можно найти любимые овощи, например, тыквы. Тыква-главный овощ осени. Из нее готовят вкусные блюда, а также вырезают страшные лица для праздника, который празднуют осенью. Осень – самое время, чтобы вспомнить лето, вечерами пить горячий чай и больше спать, потому что осенью день становится короче, а ночь длиннее.

  • Шорох листьев и прохлада – это признаки осеннего утра. На улице дворник сметает листья в большие кучи, которые вывозят грузовики за город. Листья такие разноцветные. Цветовая гамма обширна. Это желтые, красные и коричневые оттенки. Все цвета так радуют глаз. Осенью можно собирать листья, и делать икебаны. Их используют и рукодельницы при создании шедевров.
    Гулять в парке осенью увлекательно. Под ногами шуршат листья. Или можно пошалить и набрать понравившиеся листья домой. Желтеющие и седеющие деревья – один из признаков осени.
    Вторая примета – это стаи птиц, которые летят на юг. Все начинается с того, что они собираются в стаи птиц и летят вереницей в дальние страны.
    Третья примета заключается в том, что на столе появляются осенние фрукты. Яблоки осенью напоены солнцем лета и увяданием осени.

    Сочинение Приметы золотой осени 4 класс

    Все начинается с сентября. Утро и вечер становится холоднее, а днем все еще тепло. Листва постепенно желтеет. Каштаны, созревшие опадают, даря свои плоды.
    На море едут на бархатный период. Взрослые радуются красоте морских пейзажей, которые с каждым днем становятся прохладно.
    Октябрь дарит холодную погоду. Но днем все еще тепло. Листва начинает опадать. Образуются красивые листопады с разными цветами листьев.
    На базаре овощная щедрость. Много различных лакомств. Большинство семей делают запасы на зиму. Это время вкусных бабушкиных пирогов с различными овощами и фруктами.
    У животных – это время запасов еды. Некоторые готовятся ко спячке, а некоторые готовят провизию для прохождения зимы.
    В парке играет буйство красок. Можно прошуршать листьями и собрать букет осени. Осенью в парке можно увидеть увядание природу.
    В ноябре по утрам лужи замерзают. На улице часто сильно ветрено и прохладная погода становится долее устойчивой. Листва полностью опадает. Ее сгружают в грузовики и отвозят за город.

  • Рано утром в осеннее время года за окном уже слышен шорох листьев и шум метлы. Дворник мастерит из мелких листьев большие кучи, а потом эти кучи увозят грузовики. Дворник убирает нашу улицу каждое утро, а листья не перестают покрывать землю. Они очень красивые, глянцевые, разноцветные. Попадаются и красные, и жёлтые, оранжевые, светло-коричневые. Они легко собираются в прекрасные осенние букеты. Я очень люблю в осеннюю пору прогуливаться по парку, когда под ногами шелестят яркие и невероятно красивые упавшие листья. Желтеющие деревья и листопад – это и есть самая главная примета золотой осени.
    Другая примета осени – это улетающие в тёплые края стаи птиц. Птицы собираются в большие стаи, а потом улетают на юг. Я очень люблю наблюдать за этим явлением, удивительно, что каждый раз птицы находят правильную дорогу.
    А вот самая вкусная примета – сочные осенние фрукты. Яблоки осенью невероятно вкусные, душистые, хрустящие. Собран последний урожай.
    Ещё одна примета осени – постоянный дождь. Иногда бывает, что он не кончается целый день. Повсюду лужи. Всегда приходится выходить на улицу в непромокаемой куртке, надевать резиновые сапоги, брать с собой зонтик.
    День становится всё короче, а ночь – длиннее. Солнце прячется за громадными осенними тучами. На улице всё холоднее. И уже пришла пора надевать тёплую шапку и варежки. На деревьях уже совсем не осталось листьев, они стоят голые, чёрные, а лес прозрачный. Это осень, которая уже совсем скоро сменится на морозную зиму в белых одеяньях.

  • Осеннее утро начинается с шороха листьев и шума метлы. Дворник сметает метлой листья в большие кучи, а потом их куда-то увозят большие грузовики. Дворник метет каждое утро, а листья все падают и падают. Они такие красивые, глянцевые, яркие. Есть красные, есть желтые, оранжевые, светло-коричневые. Их можно собирать в букеты. Так приятно гулять в осеннем парке, когда под ногами шелестят упавшие листья. Желтеющие деревья и листопад – и есть главная примета осени.
    А другая примета – это пролетающие в небе стаи птиц. Сначала птицы собираются в большие стаи, а затем улетают. Долго им придется лететь на зимовку в теплые края. Удивительно, как они всякий раз находят правильную дорогу.
    А самая вкусная примета – это осенние фрукты. Яблоки осенью такие душистые, хрустящие, сочные. Собран последний урожай.
    Еще одна примета – все чаще идет дождь. Иногда, бывает, зарядит на целый день. Повсюду лужи. И нужно носить непромокаемую куртку, резиновые сапоги, зонтик.
    День становится короче, а ночь – длиннее. Солнце прячется за тучами. Все холоднее. И уже пора надевать теплую шапку и варежки. А листья с деревьев совсем облетели. Теперь деревья стоят голые, черные, а лес прозрачный. Это – осень. А приближается – зима.

  • Использован учебник «Русский язык» 4 класс, 1 часть, Канакина, Горецкий, упражнение 11 страница 12, вторая половина.

    Первую часть сочинений можно посмотреть, перейдя по ссылке.

    Темы для сочинения:

    1. Приметы золотой осени.
    2. Как красива осенняя берёзка!
    3. Осенний карнавал на лесной полянке.
    4. Осень — моё любимое время года.
    5. О чём шептались осенние листья?
    6. Разговор ёжика и зайца.
    7. Забавы осеннего ветра.
    8. Самое интересное событие моих летних каникул.

    Выберите любую тему для сочинения. Определите его главную мысль. Продумайте содержание сочинения. Определите, каким типом текста вы воспользуетесь: описанием, повествованием, рассуждением. В каком жанре будет построено сочинение: рассказ или сказка. Будет ли использован диалог.

    Сочинение-сказка на тему «О чём шептались осенние листья» для 4 класса

    Пришла осень. Листья на деревьях забеспокоились. Они вдруг стали жёлтыми, рыжими, багряными. Неожиданные перемены пугали листья. Они не знали, что и подумать.

    — Как вы думаете, это с нами надолго? — робко спросил порыжевший листик тополя.

    — А что не так? — удивились багряные листья рябины. — Нам очень нравится наш новый цвет!

    — А мне как-то не по себе, — признался жёлтый берёзовый лист. — Кажется, что впереди нас ждут большие перемены.

    Листья помолчали, провожая взглядом стаю перелётных птиц.

    — Вот тоже новость, — сказал тополиный. — Летят они и летят. Куда? Зачем?

    — А что не так? — удивились рябиновые. — Может у них дела.

    — А мне как-то не по себе, — признался берёзовый. — Летать опасно, куда надежней на ветке.

    Тополиный лист проводил взглядом стаю и сказал:

    — Вот ещё новость. Вам не кажется, что наши деревья стали к нам равнодушными? Какими-то бессочными.

    — А что не так? — засмеялись рябиновые. — Мы и без соков прекрасно выглядим.

    — А мне как-то не по себе. — добавил берёзовый. — Кажется, что я усыхаю.

    Но тут подул ветерок и прервал разговор осенних листьев. Все они сорвались и куда-то полетели.

    Сочинение-сказка на тему «Разговор ёжика и зайчика» для 4 класса

    Пришла осень. Встретились в лесу зайчик и ёжик и разговорились.

    — Что-ты, ёжик, зачастил яблоки и грибы таскать. Не боишься надорваться? — спросил зайчик.

    — Своя ноша не тянет, — рассудительно ответил ёж. — Зато зимой голодать не придётся.

    — Что это за зима? — удивился зайчик.

    — Э-э, брат, да ты же весенний! — сказал ёж. — Ты ведь ни одной зимы ещё и не видел!.

    Зайчику показалось, что ёжик смеётся над ним, и он обиделся.

    — Ну и не видел! — сказал он. — То же мне потеря. Не видел и не надо!

    — Не видел, а придётся! — внезапно стал суровым ёж. — И скажу тебе, зайчик, зима это такая штука…

    Он замолчал, пытаясь придумать объяснение, что же такое зима.

    — Какая такая? — насмешливо спросил зайчик.

    — Она такая… Холодная! — выпалил ёж. — И снега белого вокруг много. А травы и листвы нет. И кушать почти нечего.

    — Не может быть! — не поверил зайчик. — Это как так, снега? На белом же меня видно будет. Любая лиса найдёт!

    — Ну, не всё так плохо. — успокоил его ёж.- Скоро твоя шубка тоже белой станет. Она зимой у всех зайцев белеет. И никто тебя на снегу не заметит.

    — Ах, страхи какие! — запричитал зайчик. — Побегу-ка я к маме, попрошу, чтобы она зиму отменила.

    Зайчик убежал, а ёж посмотрел ему вслед и дальше потащил добытое в саду яблоко.

    Сочинение-сказка на тему «Забавы осеннего ветра» для 4 класса

    В то тихое ясное утро где-то высоко в горах родился ветерок. Он покрутился вокруг заснеженной вершины, посдувал снежинки со скал и решил спуститься к земле.

    Ветерок стремительно бросился вниз и вскоре оказался в прекрасной золотой роще. Он пронёсся по лесным тропам, срывая с деревьев листья и закружил их в воздушном танце. Это так понравилось ветерку, что он стал специально срывать листья, по одиночке и охапками, и разбрасывать их в разные стороны. Листья летели, падали на землю, выкладывали причудливые узоры.

    А ветер поднялся чуть выше и стал раскачивать макушки высоких деревьев, сгоняя с них перепуганных ворон.

    — Кар! Кар! — кричали вороны. — Берегись! Осенний ветер забавляется!

    Так ветерок узнал, что он не простой, а осенний. Это его не обрадовало и не расстроило. Он просто продолжил забавляться.

    Ветерок вылетел из леса и спустился к озеру. По поверхности воды пошла рябь. Ветер подул сильнее и на воде вздыбились волны. 

    -Ах, как чудесно! — вскричал ветерок. — Как я люблю играть!

    И это было не удивительно, ведь он был совсем юным. Суровые взрослые ветра следили за забавами малыша и не спешили их останавливать. Им нравилась непосредственность ветерка. Но самим им было не до веселья. Ведь у них была важная работа — гнать тучи и лить дожди.

    А беззаботный ветерок играл в лесах, на полях и на озёрах, и ему было хорошо.

    Сочинение-рассказ «Самое интересное событие моих летних каникул» для 4 класса

    Жаль, что летние каникулы закончились, но это были приятные дни, которые подарили мне массу удивительных впечатлений.

    Одним из самых интересных событий лета стала поездка на Телецкое озеро, которое находится в живописном месте Алтая.

    Вокруг озера лежат горные вершины, густо заросшие тайгой. Огромные сосны и лиственницы смотрят на прозрачную гладь озера и отражаются в его водах.

    А само озеро очень чистое, прозрачное, на его поверхности всегда можно увидеть стайки плавающих и ныряющих уток.

    Мы приехали на Телецкое озеро в конце августа, когда дни уже стали короче, но погода стояла ясная и тёплая. В озере даже можно было искупаться, но вода оказалась очень холодной. Папа объяснил, что это от того, что в озеро впадают ледяные горные реки, а со дна бьёт множество ключей.

    Зато в такой воде водилось много рыбы и папа почти сразу засел с удочкой на берегу.

    Мы много ходили по берегам озера, любуясь не тронутой человеком природой. Птицы и белки совсем не боялись нас и с любопытством смотрели вслед. А однажды мы на конях отправились в горы. Полдня мы поднимались по извилистой тропе, а потом с высоты птичьего полёта смотрели на лежащее внизу озеро.

    Оно казалось зелёным бриллиантом из-за отражавшихся в нём деревьев, и было удивительно сказочным. 

    Мне очень понравилось это путешествие и на будущий год я бы хотела посмотреть и другие удивительные места нашей страны. Ведь у нас есть много чудес, о которых большинство людей просто не подозревает.

    1

    Конспект НОД по
    развитию речи в старшей группе.

     Тема: «Составление описательного рассказа

    по репродукции картины

    И.И. Левитана «Золотая осень».

    Работу
    выполнил:

    воспитатель

    Мизева
    Светлана

    Михайловна

    г.
    Пермь, 2020.

     Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень».

    Цель: Закрепить представление детей об осеннем времени года.

    Задачи:

    1.Учить детей
    составлять описательный рассказ по пейзажной картине из пяти – шести
    предложений, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи разные
    синтаксические конструкции, образные слова и выражения.

    2.Совершенствовать
    монологическую речь детей, развивать наблюдательность, умение чувствовать и
    передавать в рассказе настроение, заключенное в пейзаже, учить рассказывать
    связно, плавно, эмоционально, узнавать образы осенней сказки в звуках музыки,
    стихах, картине художника.

    3. Обогащать
    словарь детей.

    4.
    Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.

    Интеграция
    образовательных областей:
    речевое развитие,
    художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное
    развитие.

    Активизация словаря: Осень, осенние месяца; приметы осени: становится холоднее, листва
    меняет свою окраску, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, сырость, урожай,
    увядание, ранняя, золотая, багряная, поздняя,  и др.

    Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за осенними признаками, чтение
    стихотворений и рассказов о осени, заучивание стихов, загадывание загадок,
    проговаривание скороговорок, знакомство с жизнью лесных животных осенью,
    рассматривание иллюстраций по теме.

    Оборудование: Сюжетные
    картины об осени, картина «Золотая осень» И. И. Левитан, мнемотаблица для
    составления описательного рассказа по пейзажной картине, осенние листочки.,
    произведение П.И. Чайковского «Времена года»

    Ход занятия

    Воспитатель беседует с детьми.

    Воспитатель:
    Ребята, с каким настроением вы приходите в детский сад?

    Дети: С
    хорошим.

    Воспитатель:
    А у вас всегда бывает хорошее настроение?

    Дети: Нет не
    всегда.

    Воспитатель:
    Как можно догадаться, какое у человека настроение?

    Дети: По
    глазам, по мимике, по разговору.

    Воспитатель: Правильно, о настроении можно узнать по-разному.
    Воспитатель: Интересно, а сможете вы узнать о настроении поэта по его
    стихотворению?

    Дети: Да

    Воспитатель: Слушайте внимательно.

    Унылая пора!
    Очей очарованье!

    Приятна мне
    твоя прощальная краса –

    Люблю я пышное
    природы увяданье,

    В багрец и в
    золото одетые леса…

    Воспитатель:
    О каком времени года рассказал нам поэт А.С. Пушкин?

    Дети: Об
    осени.

    Воспитатель:
    С каким настроением, с какими чувствами писал он это стихотворение?

    Дети:
    Восхищением, нежностью, грустью, печалью.

    Воспитатель:
    Какими словами он определил свое настроение?

    Дети: Очей
    очарованье, краса, пышное увядание, унылая пора, прощальная краса.

    Воспитатель:
    Ребята, как вы думаете, а по музыкальному произведению можно догадаться о
    настроении музыканта?

    Дети: Да.

    Воспитатель:
    Давайте попробуем.

    Воспитатель предлагает детям прослушать грамзапись произведения П.
    И. Чайковского «Времена года».

    Воспитатель:
    Какая музыка прозвучала: веселая или грустная?

    Дети:
    Грустная.

    Воспитатель:
    Какие чувства, какое настроение она у вас вызвала?

    Дети: Грусть,
    печаль.

    Воспитатель:
    Ребята, а с помощью рисунка можно выразить свое настроение?

    Дети: Да

    Воспитатель:
    Правильно, по рисунку также можно догадаться о настроении художника, о его
    чувствах, мечтах.

    Воспитатель под грамзапись предлагает детям рассмотреть
    репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень».

    Воспитатель:
    Ребята, посмотрите внимательно на картину: на луг, на речку, на золотые
    листочки берез, на пожелтевшую, почти высохшую траву, на одинокий полуувядший
    цветок, склонившийся прямо к воде и на яркое солнечное небо над ними.

    Воспитатель:
    А вы хотели бы оказаться на этом лугу?

    Дети: Да

    Воспитатель:
    Как бы вы назвали эту картину?

    Дети: Осенняя
    пора, осень.

    Воспитатель:
    И. Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень». Как вы думаете,
    почему?

    Дети: Потому
    что вся листва желтого цвета похожа на золото.

    Воспитатель:
    Правильно, ребята. Все на этой картине как будто золотое: пышное убранство
    берез, яркий солнечный свет осеннего дня…

    Воспитатель:
    Какие приметы осени вы видите на этой картине?

    Дети: Листва
    на деревьях поменяла свою окраску.

    Воспитатель:
    Какое небо?

    Дети: Яркое,
    солнечное, голубое, прохладное.

    Воспитатель: Какой день изображен на картине: ясный или пасмурный?
    Дети: Ясный.

    Воспитатель:
    Есть ли на небе облака? Какие они?

    Дети: Белое
    облачко.

    Воспитатель:
    Как вы думаете, какое настроение у берез?

    Дети:
    Веселое, радостное, игривое настроение, они гордятся своими золотыми платьями.

    Воспитатель:
    А вы заметили одинокий цветок у ручья? Как вы думаете, какое настроение у
    цветка?

    Дети: Он
    радуется яркому солнцу: радуется, что он такой красивый, но немного грустит,
    потому что остался совсем один и скоро будет холодно.

    Воспитатель:
    А теперь давайте отгадаем, с каким настроением художник рисовал эту картину.

    Дети: С
    хорошим, веселым, радостным, светлым, восторженным и немного грустным.

    Физ.
    минутка «Листочки»

    Листья
    осенние тихо кружатся, — (Дети кружатся на кончиках 

      
                                                       пальцев ног, руки
    – в стороны,)

    Листья нам
    под ноги тихо ложатся – (приседают),

    И под ногами
    шуршат, шелестят, — (движения руками вправо-влево),

    Воспитатель:
    Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ, а поможет нам
    составить рассказ мнемотаблица. Придумайте название своему рассказу и
    расскажите об осеннем дне, об осеннем небе, об облаках, о солнце, о березах, об
    одиноком цветке и о голубом ручье.

    Примерный рассказ

    Наступила
    осень. Тоненькие березки с белыми стволами нарядились в ярко-желтые платья.
    Дует легкий ветерок, листики обрываются с веток и летят, кружась в медленном
    танце. Смотришь на березы и удивляешься, как это зеленые листочки превратились
    в золотые. По лугу протекает темно-синяя река. Вода уже стала холодная. На
    изгибе реки стоит одинокая красавица береза, ярко-желтая и ровная, как свечка.
    Вдалеке виднеются зелено-коричневые деревья, ярко-зеленое поле и несколько
    деревенских домиков.

    Небо
    голубое-голубое с легким белым облачком. Солнца не видно, но его присутствие
    чувствуется во всем: словно горит и переливается золотая листва, играя в
    солнечных лучах. А от деревьев падает тень. По тени можно догадаться, в какой
    стороне находится солнце.

    На берегу
    реки ярко расцвел осенний цветок. Он радуется сам яркому лучистому солнцу и
    радует всех своей красотой. Только жаль, что он остался один. Наверное, все
    цветы уже отцвели.

    Слушаем
    рассказы по картине 2-3 детей с опорой на мнемотаблицу; в случае затруднения
    педагог предлагает детям помочь рассказчику, подсказываю детям слова и фразы,
    для выразительного описания.

    Каждый
    рассказ анализируется с участием всех детей группы.

    Воспитатель: Закончить занятие я хочу словами Сергея Есенина:

    Как дерево
    роняет тихо листья,

    Так я роняю
    грустные слова.

    И если время,
    ветром разметая,

    Сгребет их
    все в один ненужный ком…

    Скажите так…
    что роща золотая

    Отговорила
    милым языком.

                         
    Сергей Есенин.

    Итог.

    Вопросы к
    детям:

    Воспитатель:
    Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии? О чем говорили, что
    составляли?

    Дети: Мы
    сегодня составляли рассказы про осень.

    Воспитатель: Репродукция какого художника нам помогла это сделать?

    Дети: Левитана.

    Воспитатель:
    Вы такие молодцы! Спасибо Вам за интересные рассказы.

    И.И. Левитана
    «Золотая осень»

    image001

    Конспект

    НОД «Речевое развитие» по теме:

    «Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени

     с опорой на картинки – символы».

    Тема: Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени по опорным картинкам- символам.

    Задачи:

    Образовательные: учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой»; учить составлять описательный рассказ об осени с опорой на картинки-символы, активизировать в речи слова, обозначающие приметы осени, учить правильно располагать детские рисунки, соблюдать пропорции.

    Развивающие: развивать речевую активность и связную речь детей, логическое мышление, наблюдательность, зрительную память, творческие способности.

    Воспитывающие: воспитывать любовь к родной природе, умение восхищаться её красотой и желание беречь её.

    Материалы и оборудование: картины с изображением ранней, «золотой», поздней осени, картинки-символы, план-схема с рябиновой кистью, картинки на каждого ребенка с изображением снегирей.

    Методы и приемы:

    Наглядный: рассматривание картины «Поздняя осень».

    Словесный: беседа об осени, загадка об осени.

    Практический: рисование рябиновой кисти по образцу-схеме.

    Игровой: Минута вхождения в день «Нам здороваться не лень», физминутка «Признаки поздней осени», письмо от Незнайки.

    НОД

    1. Организационный момент. Минутка вхождения в день:

    Здравствуй солнце золотое,

    Здравствуй небо голубое.

    Здравствуй, легкий ветерок,

    Здравствуй маленький цветок.

    Здравствуй, утро!

    Здравствуй, день!

    Нам здороваться не лень!

    Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста загадку:

    Если на деревьях листья пожелтели,

    Если в край далекий птицы улетели,

    Если небо хмурое. Если дождик льется,

    Как такое время года у людей зовется? (Осень)

    Воспитатель: Верно, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о прекрасной поре – поздней осени.

    2. Беседа по вопросам.

    Воспитатель: Скажите, как называется первый месяц осени? (Сентябрь).

    Воспитатель: Мы уже с вами знаем, что в сентябре наступает ранняя осень, ранней осенью немного холодает, но еще тепло, солнце ярко светит, дожди идут редко, листья на деревьях только начинают менять окраску. В парках еще цветут цветы.

    — А какой же месяц наступает после сентября? (Октябрь).

    Воспитатель: В октябре наступает «золотая осень», листья начинают окрашиваться в желтый, красный, коричневый цвет. Можно наблюдать листопад, часто идут дожди, солнце светит не так ярко, цветы на клумбах засыхают и теряют свой цвет.

    — Сейчас уже третий месяц осени. А как он называется? (Ноябрь).

    — В ноябре тепло или холодно?  (В ноябре становится холодно)

    — Солнце светит ярко? (Светит, но не греет)

    — Куда улетают птицы? (Птицы улетают в теплые края)

    — Дожди идут часто или редко? (Дожди идут часто)

    — Можно ли увидеть снег в ноябре? (В ноябре можно увидеть первый снег)

    3. Сравнить природу в октябре и ноябре.

    Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какая погода была в октябре, когда мы с вами наблюдали «золотую осень», и расскажем какая погода сейчас, в ноябре, поздней осенью. Я начну предложение, а вы его закончите.

    — В октябре было тепло, а сейчас … (холодно)

    — В октябре листья начинали падать с деревьев, а сейчас … (опали)

    — В октябре птицы улетали на юг, а сейчас … (улетели)

    — В октябре редко шли дожди, а сейчас… (часто)

    — В октябре снега не было, а сейчас… (можно увидеть первый снег)

    Воспитатель: Ноябрь – это последний месяц осени. Он очень холодный, дождливый. Небо хмурое, солнце появляется редко на небе и светит не так ярко.

    4. Найди ошибку.

    Воспитатель: Знаете, ребята. Прихожу я сегодня утром в нашу группу, а на столе лежит письмо. Как вы думаете. От кого оно? (от Незнайки) Давайте вместе его откроем. Незнайка пишет, что очень любит позднюю осень, и утверждает, что хорошо знает её признаки. Давайте это проверим? Если утверждение верное, вы будете хлопать, если неверное – топать.

    — В ноябре люди ходят в легкой одежде. (Не верно, люди ходят в теплой одежде)

    — В ноябре птицы прилетают из теплых стран (Не верно, птицы улетают в теплые края)

    — В ноябре часто идут дожди (Верно)

    — В ноябре можно увидеть первый снег (Верно)

    — В ноябре почки на деревьях набухают и листья распускаются (Не верно. Листья опадают с деревьев, природа увядает).

    — Ноябрь – это последний месяц осени. ( Верно)

    Воспитатель: Оказывается,  Незнайка не очень хорошо знает признаки поздней осени, я ему обязательно отправлю ваши правильные ответы.

    4. Физминутка.

    Солнышко греет уже еле-еле,

    Птицы на юг давно улетели,

    Голы деревья, пустынны поля,

    Первым снежком принакрылась земля.

    5. Составление описательного рассказа о поздней осени по картинкам- символам.

    — Ребята, сегодня мы с вами поучимся составлять описательный  рассказ о поздней осени по опорным картинкам- символам. Давайте их рассмотрим.

    — Что это за символ? (Солнце). Вам нужно будет рассказать, какое оно поздней осенью.

    — А это у нас туча? (Да, туча). Туча будет символизировать небо. Что можно сказать о небе поздней осенью? (Хмурое, серое).

    — А что значит солнце и месяц на одной картинке? (День и ночь). Ночи в ноябре становятся длиннее, а день короче.

    — Что будет означать зонтик? (Дождь). Правильно, в ноябре часто идут холодные дожди.

    — Почему здесь можно использовать символ – снежинку? (В ноябре можно увидеть первый снег).

    — Посмотрите на дерево, на нем совсем нет листьев. Почему? (Осыпались).

    — Кто изображен на следующей картинке-символе? (Мальчик). В чем он одет? (В теплой одежде, потому что стало холодно).

    Воспитатель: Молодцы, ребята. Послушайте, как я опишу позднюю осень по опорным картинкам-символам, а потом вы попробуете сделать это самостоятельно.

    Наступила поздняя осень. Солнце светит редко  и не греет. Небо серое, хмурое. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Часто идут холодные и моросящие дожди. В ноябре можно увидеть первый снег. Листья с деревьев опали, деревья стоят голые. Люди надели теплую одежду.

    — Ребята, кто первый хочет рассказать о поздней осени, опираясь на картинки-символы? (Ответы детей).

    6. Продуктивная деятельность.

    Воспитатель: Ребята! Осень – щедрое время года. Оно богато чем? (Овощи, фрукты, орехи, грибы, желуди). Вот и у меня в волшебной коробке её дары. Подойдите, посмотрите, что в ней? (Ягоды рябины). Кисть рябины – главное украшение осени. А кто любит полакомится этими ягодами? (Снегири). Ребята, хотите, чтобы и к вам сейчас прилетели снегири? У вас на столах лежат рисунки с ветками рябины. Давайте сделаем их яркими и красочными, чтобы снегири их увидели, и прилетели к нам в группу.

    8. Рефлексия. Дети раскрашивают ветки рябины, под музыку П.И. Чайковского «Ноябрь».

    Воспитатель: Посмотрите на свою работу. По-моему, у вас получились очень красивые ветки рябины. Вот и снегири летят! (Воспитатель кладет на рисунок каждого ребенка изображение снегиря). А рисовали мы сегодня под прекрасную музыку, которую написал Пётр Ильич Чайковский, которая называется, как последний месяц осени… (Ноябрь).

    5 — 9 октября 2020г.

    Тема недели: «Осенний вернисаж»

    Цели недели: 1. Воспитывать любовь к прекрасному, к природе, Родине.

    2. Прививать традиции народа.

    3. Развивать эстетический вкус, чувство дружбы.

    4. Уметь отражать в своих работах впечатления от золотой осени,  передавать ее колорит.

    Работа с родителями:

    1. Выставка рисунков и поделок на тему: «Осенний вернисаж».
    2. Консультация  «Как одевать детей осенью на прогулку».
    3. Беседа: «Как научить бережному отношению ребенка к природе».
    4.  Оформление родительского уголка с участием родителей на тему: «Что нам осень подарила».

    Итоговое мероприятие:  фотоотчет о выставке «Осенний вернисаж».

    Цель выставки: уметь видеть прекрасное нашей природы, красоту России, знать традиции народа; создать радостное настроение.

    Гимнастика после сна: Комплекс № 3.

    Цель:  пробудить организм; нормализовать сердечно-сосудистую, дыхательную системы, снять сонливость, вялость, укреплять здоровье детей.

    Задачи:  повысить жизненный тонус;

    Совершенствовать и развивать координацию движений;

    Укреплять опорно-двигательный аппарат;

    Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

    Дыхательное упражнение: « Душистая роза».

    Коррегирующие упражнения для стоп: прокатывание массажных мячиков стопами.

    Пальчиковые игры

    «Собираем листочки»

    Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)

    Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)

    Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)

    Листья рябины

    Листики тополя,

    Листья осины,

    Листики дуба мы соберём,

    Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

    «Вышли пальчики гулять»

    Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)

    Стали листья собирать, (собираем листики в ручку)

    Красный листик,

    Жёлтый листик,

    Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши)

    Сколько листиков собрали

    Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)

    Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх, делаем «фонарики»)

    «Грибы»

    (ладонь сжата в кулак и по — очереди отгибаем пальцы)

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Мы идём грибы искать. (хлопаем в ладоши)

    Этот пальчик в лес пошёл, (поочередно загибаем пальчики)

    Этот пальчик гриб нашёл,

    Этот пальчик чистить стал,

    Этот пальчик жарить стал,

    Этот пальчик всё съел,

    Оттого и растолстел.

    Развитие речевого дыхания и силы голоса «Осень».

    — Ветер северный подул — «У-у-у!» Листья пожелтели, задрожали — «Ф-ф-ф!» Полетели на землю — «П-п-п!» Упали, зашуршали — «Ш-ш, Ш-ш!» (выполнение всех действий с листочками).

    Физминутка «Лес»

    Утром дети рано встали, за грибами в лес пошли. (Дети маршируют).

    Приседали, приседали, белый гриб в траве нашли.

    Наклонились 1,2, 3

    И в лукошко собери.

    Вот на дереве орех, кто подпрыгнет выше

    Чтоб, до орех дотянуться, нужно сильно подтянуться (Дети тянуться)

    Три часа в лесу бродили все тропинки исходили. (Дети маршируют)

    Игра малой подвижности

    «Топор»

    Цель: развивать физические качества, коллективизм, умение действовать по сигналу.

    Ведущему нельзя показывать, кому он дал предмет.

    Взял Егор в углу топор,

    С топором пошел во двор.

    Стал Егор чинить забор,

    Потерял Егор топор.

    Вот и ищет до сих пор,

    Поищи и ты топор!

    Ведущий (сначала взрослый) прячет в ладонях одного из играющих маленький предмет (топорик). Стихотворение произносят хором. Тот из играющих, на кого пришлось слово топор, идет его искать

    Логоритмическая игра «Чух-чух-паровозик».

    Дети строятся друг за другом и продвигаясь вперед проговаривают и выполняют движения по тексту

    Чух — чух, чух – чух — паровозик,

    Чух — чух, чух – чух — паровозик,

    Он бежит, качается,

    Охает, старается…

    Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки,

    Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки.

    Стоп! Остановка Хлопотушкино (дети хлопают)

    Топотушкино (дети топают), Попрыгайкино (дети прыгают), Танцевалкино (дети свободно танцуют), Кричалкино (можно что-то прокричать)

    Понедельник

    Познавательное развитие

    Речевое развитие

    Социально-коммуникативное развитие

    Художественно-эстетическое развитие

    Физическое развитие

    1 половина дня

    Общение на тему: «Уж небо осенью дышало….»

    Цели: расширить представления о временах года, основных приметах осени, познакомить с народными приметами осени, развивать наблюдательность и внимание, воспитывать нравственные понятия – справедливость, милосердие, дружба, трудолюбие.

    Составление рассказа о золотой осени, включая слова: разноцветные краски, теплое бабье лето, прекрасная погода.

    Цель: умение видеть окружающую нас осеннюю красоту, правильно строить предложения, уметь выразить свои мысли в предложениях.

    Беседа с детьми о толерантности.

    «Моем руки перед едой»

    Цель: Воспитание культурно-гигиенических навыков и умение ждать пока освободится место для мытья рук.

    НОД Рисование 9.00-9.20

    Тема «Радостная осень»

    Цель: Учить детей самостоятельно располагать изображение на листе, создавая сюжетную композицию; развивать умение рисовать кистью деревья, листья, цветы, учить передавать красками свое настроение, воспитывать эмоциональную отзывчивость.

    Литература:

    О.В.Павлова, стр. 13

    НОД физическое развитие

    9.25-9.45

    Проводится по плану инструктора по физической культуре

    Беседа на тему: « Что такое спорт?»

    Цель: познакомить детей со значением спорта в жизни человека, сформировать положительное отношение к спорту; воспитывать интерес к занятиям спортом.

    Прогулка

    С веранды понаблюдать за осенним дождем, предложить вспомнить летние дожди. Спросить: «Почему так говорят  — дождь студит воду»,

    Цель: систематизировать представления о сезонных явлениях в природе.

    «Дождь идет»

    Туча-кошка, хвост трубой, Туча с длинной бородой, Туча-лошадь, туча-жук… А всего их двести штук.

    Бедным тучам очень тесно, Нету тучам в небе места.

    Перессорятся все двести, А потом заплачут вместе.

    И кричит внизу народ:

    «Разбегайся, дождь идет!»

                           Д. Лукич

    Беседа: «Ребенок в природе»: не пей воду из какого-либо водоема: реки, озера, ручья. Вода в нем нам не известна, поэтому нужно беречь свое здоровье.

    Цель: беречь свое здоровье, прислушиваться к речи взрослых.

    Хороводная игра «Кукушка». В центре круга водящий с закрытыми глазами. Дети поют: «К нам кукушка в огород прилетела и поет. Ты, кукушка, не зевай, кто кукует, отгадай». Любой ребенок пропевает: «Ку-ку»

    Водящий отгадывает по голосу.  

    Игры с мячом

    Цель: умение перебрасывать мяч друг другу различными способами; упражнять в ведении мяча ногой между предметами. Игра «Эстафета с мячом»

    2 половина дня

    Экспериментирование с песком и водой.

    Цель: знать, какой бывает песок: особенности сырого и мокрого песка; уметь анализировать и обобщать свойства.

    Ситуативная беседа с детьми на тему: «Пошел сильный дождь».

    Цель: уметь мыслить, выражать четко полными предложениями, развивать внимание, речь, память.

    Сюжетно-ролевая игра «Моя семья».

    Цель: побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи, самостоятельно создавать сюжет игровой обстановки.

    Слушание в записи осенних мелодий (песен): «Падают, падают листья, в нашем саду листопад». «Листочки шуршат под ногами» и т.д.

    Цель: развивать слух, речь, память.

    Оздоровительная гимнастика после сна. Ходьба по массажным дорожкам, прокатывание массажных мячей стопами.

    П/игра «Кто скорее соберет?».

    Цель: учить группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова, выдержку и дисциплинированность 

    Индивидуальная работа

    Индивидуальная работа: «Собери разрезную картинку и назови на ней полученный предмет» — продолжать формировать у детей представления столовых принадлежностей, развивать сообразительность: Арина Б., Захар Ш., Семен В., Дима Б.

    Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осенняя песенка»:

    «Миновало лето,

    Осень наступила.

    На полях и рощах

    Пусто и уныло.

    Птички улетели,

    Стали дни короче,

    Солнышко не видно,

    Темны, темны ночи»

    Беседа: «Все профессии важны, все профессии нужны»

    Цель: познакомить детей с различными профессиями, показать значение  трудовой деятельности в жизни человека; обобщить и расширить знания о профессии парикмахера, художника, учителя.

    Знакомство с творчеством художника – иллюстратора

    Е.И. Чарушина.

    Цель: формировать у детей умение всматриваться в иллюстрации, замечать выразительные средства, воспитывать любовь к животным:

    Закрепление правильной ходьбы на носках, пятках, Цель: формировать умение правильно держать осанку

    Самостоятельная деятельность

    Предложить детям конструктор разного вида для самостоятельной работы.

     Цель: уметь выбрать тему постройки, доводить начатое дело до конца.

    Дать детям книги с яркими иллюстрациями с загадками, пословицами, прибаутками, частушками; желающим детям предложить почитать стихи, загадать загадки.

    Самостоятельная деятельность в уголке настольных игр, игр – забав, ряжения и т.д.

    Цель: воспитывать дружбу, взаимопонимание.

    Для поднятия радостного настроения предложить детям музыкальные инструменты «Оркестр» — уметь распределять роли в играх.

    Игры с атрибутами в уголке физкультуры – воспитывать самостоятельность.

    Вторник

    Познавательное развитие

    Речевое развитие

    Социально-коммуникативное развитие

    Художественно-эстетическое развитие

    Физическое развитие

    1 половина дня

    Беседа с детьми на тему: «Осень». Цель: систематизировать представление детей об осени по существенным признакам; осенняя погода влияет на жизнь растений и животных; объяснить, что в природе ничего не происходит случайно.

    НОД Развитие речи

    Тема «Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов – описаний игрушек».

    Цели: Приобщать детей к восприятию поэтической речи. Продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагогу).

    Литература: В.В.Гербова Стр.30,

    Н.А. Карпухина стр. 70

    Беседа о взаимосвязи погоды и основных явлений природы.

    Цель: закрепить знания об основных явлениях природы, об изменениях природы в разные времена года; о людях, которые предсказывают погоду, о видах облаков.

    НОД Музыка 9.00-9.20

    Проводится по плану музыкального руководителя.

    Эстафета «Листопад»

    Совершенствовать умение действовать по сигналу в эстафетах.

    Цель: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам,

    Развивать умение ориентироваться в пространстве.

    Прогулка

    Закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы, выделять изменения в жизни растений и животных: какое время года? Как догадались, что осень? Перечислить характерные признаки осени; Почему осенью стало холоднее; Как приспосабливаются животные к жизни в холодное время года?

    Отгадывание загадок:

    1.Я расту в густой траве, ножка моя – белая. Грибники мне очень рады, лучше нет для них награды».

    2.«Развариста! Крахмалиста! Без меня нет-нет! Не получится обед».

    3.«Я бела и сочна. Я полезна и вкусна! Стою на тонкой ножке. Скрипят мои одежки»

    Беседа с детьми о поведении в природе: 1 Незнакомые цветы и растения нельзя срывать и брать в рот.

    2.Не трогайте поганки, они ядовиты.

    3. Не пей сырую воду из любого водоема.

    4. Запахи духов привлекают насекомых.

    5. Не купайтесь в запрещенных местах.

    Художественное слово: «Журавли летят, курлычут,

    Шлют последнее прощанье;

    за собою лето кличут, забирают в теплый край.

    Жалко мне цветных полянок и журавликов моих.

    Только я тужить не стану и весною встречу их»

    Подвижная игра «Пастух и волк»

    Цель: внимательно слушать речь воспитателя, уметь распределять роли, выполнять движения, быстро реагировать на сигнал.

    Волк спит сбоку поля

    Овцы «гони стадо в чисто поле погулять хотим на воле» — гуляют.

    Пастух «Волк!» — овцы должны убежать

    2 половина дня

    Беседа с детьми на тему : «Я – примерный пешеход». Цель: формировать потребности и усвоение правил дорожного и пешеходного движения; развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

    Чтение стихотворения «Велосипедист» С. Михалкова.

    « На 2-х колесах я качу, Двумя педалями верчу За руль держусь, гляжу вперед.

    Я знаю – скоро поворот. Мне подсказал дорожный знак:

    Шоссе спускается в овраг.

    Качусь на холостом ходу у пешеходов на виду».

    Цель: уметь слушать и быстро запоминать слова.

    Дидактическая игра «Изобрази животного» . Цель: продолжать учить детей изображать животных при помощи мимики и жестов. Развивать умение импровизировать.

    Хоровод «Ягодка». Дети идут по кругу: «1,2,3,4,5. Иду ягоды сбирать. Одну ягоду беру (дети приседают, «срывают ягоду») На другую смотрю (ладошка козырьком) Третью примечаю (грозить пальчиком). А четвертая мерещится (машут рукой).

    Цель: согласовывать слова с движениями.

    Пальчиковая игра

    «Осенние листья».

    «1,2,3,4,5, будем листья собирать, Листья березы, листья рябины, листики тополя, листья осины. Листики дуба мы соберем. Маме осенний букет отнесем».

    Цель:  развивать внимание, речь, память.

    Индивидуальная работа

    Экспериментирование «Твердое, мягкое, сыпучее, плавучее» Цель: расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность; воспитывать любознательность, активность.  

    Ситуативная беседа: «Незнакомый человек предлагает ребенку сесть в машину, покатать вокруг дома, даже мама не узнает».

    Цель: содействовать формированию осторожности.

    Дидактическая игра «Радио»: Захар Ш., Денис Р. Цель: уметь узнавать по описанию своих друзей.

    Музыкально-дидактическая игра на определение высоты звука «Ступеньки». Цель: развивать звуковысотный слух детей.

    Гимнастика для глаз: «Часы».

    «Тик-так, тик-так,

    Все часы идут вот так.

    Тик-так, тик-так,

    Налево – раз, направо – два.

    Мы тоже можем так,

    Тик-так, тик-так»

    Самостоятельная деятельность

    Предложить детям настольно-печатные игры: «Учись – играя», «Профессии», «Сложи фигуру» и т.д. Цель: уметь мыслить, придумывать свои правила в игре и выполнять их.

    Для отгадывания загадок в книжный уголок выставить новые красочные книги. Цель: научить детей играть самостоятельно, заниматься любимым делом.

    Для театрализованной деятельности предложить детям уголок ряжения. Цель: действовать в играх самостоятельно, делиться с детьми мыслями, придумывать темы игр, распределять роли, играть дружно.

    Рисование красками, карандашами, мелками, обучение правильному подбору цветовых сочетаний; развивать внимание, память, воспитывать аккуратность.

    Подвижная игра «День – ночь».  Цель: внимательно слушать правила игры, выполнять их, действовать по сигналу.

    Среда

    Познавательное развитие

    Речевое развитие

    Социально-коммуникативное развитие

    Художественно-эстетическое развитие

    Физическое развитие

    1 половина дня

    НОД Математика

    Тема «Ознакомление с цифрой 1. Ориентировка в пространстве: слева, посередине, справа. Геометрические фигуры.

    Цели: формировать умение отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; находить цифру 1 среди множества других цифр;

    писать цифру 1, используя образец; понимать последовательность расположения геометрических фигур.Е.В.Колесникова с.28 №5

    Словесная игра «Где был Петя?» Цель: учить описывать труд людей, отгадывать по описанию, о чем рассказывают дети (Петя заглянул в просторную, светлую комнату, где дети пели, танцевали, кто-то играл на пианино).

    Беседа на тему: «Осень»

    Цель: закрепить приметы осени, развивать наблюдательность, мышление, воспитывать любовь к родной природе, чувство важности.

    Нетрадиционное рисование «Осень в красках».

    Цель: познакомить детей с новым приемом изобразительной техники – отпечаток капустным листом – прижимать капустный лист к бумаге. (Капуста пекинская с нарисованным рисунком)

    НОД физическое развитие

    9.25-9.45

    Проводится по плану инструктора по физической культуре

    Прогулка

    Наблюдение за березой.

    Цель:  закреплять характерные признаки строения дерева; подбирать слова – определения; сравнивать два дерева по внешним признакам; воспитывать бережное отношение к природе.

    Стихотворение И. Токмаковой:

    «Если б дали березе расческу,

    Изменила б береза прическу:

    В речку, как в зеркало глядя,

    Расчесала б кудрявые пряди

    И вошло б у нее в привычку

    По утрам заплетать косичку

    Трудовые поручения: собрать разлетевшиеся от ветра листья, навести порядок на веранде – прививать любовь к труду, красоте, уюту.

    Художественное слово К. Бальмонт:

    Поспевает брусника,
    Стали дни холоднее.
    И от птичьего крика
    В сердце только грустнее.

    Стаи птиц улетают,
    Прочь, за синее Море.
    Все деревья блистают
    В разноцветном уборе.

    П/игра «Мы веселые ребята»

    Цель: формировать умение  бегать, прыгать, ориентироваться на участке.

    2 половина дня

    диалог – беседа на тему: «Осенняя одежда».

    Цель: формировать обобщающее понятие «головные уборы», «одежда», «обувь»; развивать умение классифицировать; уметь образовывать множественное число.

    Заучивание загадок от Незнайки: 1. «Знает умник и невежда, людям всем нужна (одежда).

    2. «Если мерзнут даже зубы, значит одевайте (шубы)»

    3. «Дождик льется не на шутку, надевают дети (куртку)»

    Цель: развивать память, речь.

    Беседа о толерантности:

    « Воспитание толерантности к другим детям других национальностей»

    Цель: формировать представление о том, что в нашей стране дружно живут разные народы; воспитывать доброту.

    Знакомство

    с искусством – рассматривание натюрмортов.

    Цель: познакомить детей с натюрмортом, его содержанием, композицией, подбором цвета предметов; учить понимать красоту форм и цвета.

    Беседа о правилах здорового образа жизни: чистота тела, здоровая пища, физические упражнения, доброе сердце.

    Индивидуальная работа

    Работа в уголке природы «Определение дня недели». Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра».

    Цель: развивать мышление, речь, память.

    Заучивание стихотворения В. Берестова:

    «Вот на ветке лист кленовый,  Нынче он совсем как новый!

    Весь румяный, золотой,

    Ты куда, листок? Постой!»

    Цель: быстро запоминать слова, читать громко, четко, выразительно.

    Уметь правильно и красиво заправлять кровати: на примере детской кроватки:

    Цель: воспитывать аккуратность.

    Правильное и аккуратное закрашивание предметов, не заходя за контур.

    Цель: развивать глазомер.

    Бросание и ловля мяча двумя руками снизу от себя.

    Цель: развивать внимание.

    Самостоятельная деятельность

    Игровая деятельность в игровых уголках – прививать самостоятельность, умение убирать игрушки, оборудование после игр.

    Умение составлять предложений об осени. Цель: уметь мыслить, составлять предложения, состоящих из 2-3 слов, отвечать на вопросы полными предложениями

    Повторение правил поведения на участке во время прогулки. Цель: развивать внимание, память, умение беречь здоровье

    Рисование карандашами, красками осенних листочков разных по форме, цвету. Цель: умение видеть красоту, передавать ее красками, карандашами

    Игры со спортивным инвентарем по желанию. Цель: умение играть дружно, делиться игрушками с детьми

    Четверг

    Познавательное развитие

    Речевое развитие

    Социально-коммуникативное развитие

    Художественно-эстетическое развитие

    Физическое развитие

    1 половина дня

    Беседа с детьми на тему: «Что я видел, когда шли в детский сад».

    Цель: развивать любознательность, внимание, память.

    Дидактическая игра

     «Какая бывает осень?» Цель: обогащение словаря по теме «Осень», учить подбирать  признаки к предмету, отвечать на вопросы полными предложениями, составлять рассказ из серии картин, прививать любовь к природе.

    Рассматривание иллюстраций на тему: «Как вести себя с чужими людьми». Цель: внимательно слушать взрослых, выполнять правила поведения на улице, в общественных местах с чужими людьми.

    НОД Музыка 9.00-9.20

    Проводится по плану музыкального руководителя.

    НОД Конструирование

    Тема «Узор из листьев в квадрате»

    Цели: продолжать учить детей создавать узоры из осенних листьев, пояснить зависимость орнамента от формы основы. Совершенствовать изобразительную технику Развивать чувство цвета, ритма, композиции. Развивать интерес к природным явлениям и народному декоративно-прикладному искусству.

    Лыкова «Художественный труд» с.30

    П/игра «Чья колонна быстее?»

    Умение строиться в две колонны.

    Цель: уметь правильно строиться, соблюдать расстояние между колоннами.

    П/игра «Кто ушел?»

    Цель: Развивать внимательность, сообразительность. Умение быстро найти недостающего.

    Прогулка

    Наблюдение за птицами. Цель: знать название птиц, как они ведут себя осенью, желание покормить их.

    Описать любую птицу по желанию. Цель: сравнивать птиц и различать по цвету, величине; развивать внимание, память, мышление.

    Трудовое поручение: собрать с детьми листья, опавшие с деревьев.

    Цель: прививать любовь к труду, чистоте, умение помогать взрослым.

    Составить с детьми букет из листьев, собранных во время прогулки. Цель: умение видеть красоту природы.

    Подвижные игры с мячами и песочными наборами. Цель: воспитывать дружбу, умение делиться игрушками.

    2 половина дня

    Рассматривание иллюстраций осенних деревьев, осени. Цель: умение видеть красоту картин, написанных художниками.

    Заучивание стихотворения А. Гонтарь «Осень в лесу»

    Осень лесу каждый год
    Платит золотом за вход.
    Поглядите на осину —
    Вся одета в золото,
    А сама лепечет:
    «Стыну…» —
    И дрожит от холода.

    Цель: учить внимательно слушать, запоминать слова, читать достаточно громко.

    Уборка с детьми в детских шкафчиках. Цель: прививать любовь к труду, чистоте, умение помогать взрослым.

    Игры по ИЗО

    «Дорисуй прическу», «Мои ладошки», «Идет дождь».

    Цель: уметь работать коллективно, дружно.

    Бросание мешочков в цель двумя руками (поочередно). Цель: развивать меткость.

    Индивидуальная работа

    Развитие познавательных интересов «Жизнь птиц осенью»

    Цель:  развивать внимание, воображение; знать название птиц.

    Деление слов на слоги, придумывание слов с одним, двумя, тремя слогами

    Цель: развивать мышление, речь, память.

    Закрепление правильной последовательности одевания и раздевания своих вещей

    Цель: развивать внимание, память, речь; воспитывать аккуратность.

    Аккуратное закрашивание иллюстраций об осени

    Цель: уметь закрашивать, не заходя за контур линий.

    Закрепить ходьбу: перекат с пятки на носок.

    Цель: при выполнении упражнения работают лишь тазобедренные суставы.

    Самостоятельная деятельность

    Предложить дидактический игры для самостоятельной деятельности: «Собери картинку», «Кто спрятался», «Дикие животные».

    Цель: развитие логического мышления, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.

    Игра «Плавает – тонет». Для игры дать мелкие резиновые, пластмассовые игрушки. Чтение стихов об игрушках. Цель: знать почему одни игрушки плавают, другие тонут. Развивать мышление, активность.

    Для самостоятельной деятельности предложить детям «Театр пяти пальцев», «Теневой театр», «Настольный театр» и др.

    Цель: развивать самостоятельность, умение распределять роли, играть дружно, убирать игры на свои места.  

    Предложить детям сюжетные картинки на тему: «Время года – осень». Цель: уметь аккуратно закрашивать картинки, не заходя за контур; развивать внимание, память.

    Подвижная игра «Разноцветные автомобили»

    Цель: закрепление основных цветов, развивать внимание.

    Пятница

    Познавательное развитие

    Речевое развитие

    Социально-коммуникативное развитие

    Художественно-эстетическое развитие

    Физическое развитие

    1 половина дня

    НОД ЧХЛ 9.00-9.20

    Тема «Заучивание стихотворения И.  Мазиной «Осень»

    Цели: закрепить знания о признаках осени; воспитывать эмоциональное восприятие картины осенней природы; формировать умение выражать свои впечатления в образном слове, выразительно читать стихотворение наизусть, передавая интонацией задумчивость, грусть.

    Ушакова, с. 92

    Общение по теме «Посуда».

    Цель: уточнение и расширение представления о посуде, ее назначении, о правилах обращения с посудой; знакомство с историей посуды; воспитывать аккуратность, чистоплотность, бережное отношение к посуде.

    Беседа с детьми на тему: «В остались одни дома».

    Цель: разъяснять детям, что простые вещи могут быть опасными для человека.

    «Химикаты – это яд, и не только для ребят».

    «Таблетки не конфетки».

    НОД Аппликация

    Тема «Листья осенние землю укрыли»

    Цель: Учить детей наклеивать разноцветные листья, образовывая узор; закреплять прием намазывания клеем и наклеивания деталей с учетом их сочетания по цвету; воспитывать желание любоваться красотой природы.

    Литература:

    О.В.Павлова, стр. 85

    Подвижная игра «Осенний букет»

    Задачи: развивать наблюдательность, внимание.

    Ход игры: дети стоят по кругу, в центре-листья. Под музыку дети движутся по кругу. Музыка прекращается, каждый ребёнок выбирает себе листок. Дети с листьями одного дерева составляют осенний букет, проговаривая с какого дерева листья. Далее дети кладут листья в круг и игра начинается заново

    Прогулка

    Наблюдение за небом; все чаще серое, сплошь покрытое тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по небу. Цель: выяснить причину быстрого движения туч.

    Выучить загадку с детьми: «Это что за потолок,

    То он низок, то высок,

    То сер, то беловат,

    То чуть-чуть голубоват.

    А порой такой красивый —

    Кружевной и синий» (Небо)

    Трудовое поручение: сбор семян цветов в цветнике, заготовка и сушка листьев растений для аппликации, гербария, зимних букетов.

    Цель: аккуратно собирать семена в бумажные пакеты, воспитывать настойчивость, экологическую культуру.

    Рисование палочками на песке различных примет осени.

    Цель: развивать внимание, воображение, свои мысли передавать в рисунках.

    НОД физическое развитие

    На воздухе

    Проводится по плану инструктора по физической культуре

    Подвижная игра «Ловишки с приседаниями».

    Цель: соблюдать правила игры; упражнять в беге, умение ориентироваться в пространстве, меняя на бегу направление.

    2 половина дня

    Дидактическая игра «У каждой вещи свое место». Цель: упражнять детей в произношении и в правильном названии предметов, тренировать в согласовании слов.

    Заучивание стихотворения В. Берестова «Котлетный сон»

    «Коту прекрасно спится

    Коту котлета снится.

    А рядом спят котята

    Им снятся котлетята».

    Цель: быстро запоминать слова, читать стихотворение достаточно громко, ясно произносить слова.

    Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

    Цель: расширить представление и закрепить о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.

    Рисование на пластилине с помощью бросового материала «Листопад»

    Цель: развивать мелкую моторику, корригировать мыслительную деятельность, воспитывать аккуратность в работе.

    Психогимнастика. Игра «Дожди»

    Цель: развитие выразительности движений, пластики, воображения.

    Описание: по заданию воспитателя дети изображают дождь веселым, с солнышком, ливнем с грозой, грустным и т.д.

    Индивидуальная работа

    Дидактическая игра: «Скажи наоборот»

    Цель: тренировать в употреблении в речи антонимов: налить — вылить, насыпать-высыпать, острый — тупой и т.д.

    Скороговорка:

    «Испекла Иришка

    Куклам по коврижке.

    Нравятся коврижки Гришке и Маришке»

    Цель: уметь слышать, запоминать слова, четко произносить каждое слово

    Дидактическая игра «Как назвать вещь»

    Цель: упражнять в словообразовании от глагольных прилагательных по способу изготовления:

    кофту вязали (вязаная),

    блузку вышивали (вышитая) и т.д.

    Рисование мелками «Унылая пора!

    Очей очарованье».

    Цель: развивать умение отражать в рисунке признаки осени, соответствующие поэтическим строкам

    Бросание мяча двумя руками из-за головы.

    Цель: умение слышать,  слушать и правильно выполнять движения

    Самостоятельная деятельность

    Предложить детям для рассматривания книги с иллюстрациями «Загадки», «Пословицы», «Скороговорки», «Песенки».

    Цель: уметь заниматься самостоятельно, привлекая для рассматривания других детей.

    Рассматривание иллюстраций об осени.

    Цель: умение сравнивать разные времена года; развивать воображение, память, речь

    Предложить детям атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Почта», «Детский сад» и т.д.

    Цель: знакомить детей с правилами поведения в семье, детском саду, за пределами детского сада.

    Хороводная игра «Круг – кружочек»

    «Круг – кружочек повернись разочек, раз-два-три, повернись, Мариша, ты»

    Цель: развивать внимание.

    Подвижная игра: «Чье звено скорее соберется?» Цель: учить детей бегать на скорость, определять сове место по цвету.

  • Примерять платье как пишется и почему
  • Примете решение или примите решение как правильно пишется
  • Примеряешь как пишется правильно
  • Примерять соперников как пишется
  • Примерял костюм как пишется