Примерять костюм как пишется

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. выпишите это слово, вставив пропущенную букву.к..варныйпереб..ршьпросл..вляявр..щениепояснение см. также правило ниже. приведм

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..варный

переб..рёшь

просл..вляя

вр..щение

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание:

обАяние-НГ

кОварный-НГ

перебЕрёшь-ЧГ

прослАвляя-ПГ

врАщение-НГ

Слово с чередующейся гласной переберёшь
подчиняется правилу правописания корней с чередованием БИР/БЕР

При возникновении сложностей при выполнении задания обратитесь к справочным материалам.

На вопрос о написании букв Е и Ё: в бланках ЕГЭ буква Ё есть. Если в задании-слове была буква Ё, что мешает её написать во избежание потери целого балла, не так ли? Поэтому настоятельно рекомендуем: сказано ВЫПИСАТЬ, значит списать так, как в задании. В данном случае буква ё была, поэтому и ответ тоже с ё.

Ответ:
переберёшь.

Ответ: переберёшь

Актуальность: Используется с 2015 года

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Правописание корней

Правило: Безударные гласные в корнях слов. задание 9.

ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.

Общее понятие о корне как части слова

Корень — это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор
еть (корень с чередованием), гор
евать (проверочное слово гО́ре), гор
а (гО́рный).

В задании 8 встречаются:

Для успешного выполнения задания необходимо:

Уметь определять тип корня;

Применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.

В зависимости от типа корня
существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.

8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением

ПГ

В соответствии с общим
правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: ле
са (ле
с), ли
са (ли́
сы), ; хо
ло
дильник (хо́
лод, холо́
дный), прине
сти (принё
с), выпо
лнять (по
лный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:

Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение — вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый
; бежать и бежевый
; кофта и кафтан
, ветеран и ветер
и многие другие не могут быть проверочными друг для друга

    ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутся по-разному: зале
    зать
    (в карман) – зали
    зать
    (раны), отва
    рить
    (картофель) – отво
    рить
    (дверь), пола
    скать
    (кошку) – поло
    скать
    (рот), разре
    дить
    (всходы) – разря
    дить
    (ружье), ума
    лять
    (значение) – умо
    лять
    (о пощаде), приме
    рять
    е́
    ра) костюм – прими
    рять
    и
    р) соседей; разве
    вается
    е́
    ять) флаг – разви
    вается
    (разви́
    тие) промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова с пропущенной буквой.
  2. Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ывать (–ивать), например: опо
    здать
    (по
    здний, хотя опа
    здыва
    ть), раскро
    ить
    (кро
    йка, хотя раскра
    ива
    ть).
  3. Если в корне пишется ё, то в безударном положении в однокорневых словах следует писать е: испещрённый (пёстрый), звездопад (звёзды), весенний (вёсны), гнездиться (гнёзда)
  4. Безударные а — о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла
    (брадобрей, прекратить, влачить, облако
    ) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло
    (борода, укоротить, волоку, оболочка
    ). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а
    .
  5. Не стоит слепо
    проверять иностранные слова друг другом. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент
    (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать
    (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент
    , хотя аккомпанировать
    . Сравните также также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфиц
    ировать
    , хотя дезинфек
    ция
    . Сохраняется гласная корня в словах инъекция — инъецировать, проекция -проецировать
    и некоторых других. Желание проверить слово президент
    словом президиум
    также сомнительно, так как эти слова родственны лишь в языке−источнике, а в русском языке НЕТ (или пока нет) ни одного словаря, где бы эти слова трактовались как родственные.
  6. Недопустимо проверять иноязычные слова сокращёнными словами, возникшими в разговорной речи. Так, слово компьютер
    нельзя проверить словом комп
    (нет такого слова в гнезде родственных слов, да и в словарях его нет; нельзя проверить слово интеллигент
    словом интел
    (слова «интел» не существует).

8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением

Краткое обозначение в пояснении НГ

Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.

8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием

Краткое обозначение в пояснении ЧГ

Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.

Все чередующиеся корни следует выучить наизусть.
. Поделим их на типы.

8.3.1.Чередование гласных и/е в корне
Перед суффиксом А Нет суффикса А Исключения Похожие корни

1 собирать – би
р(а) –

2 запирать – пи
р(а) –

3 обдирать – ди
р(а) –

4 обтирать – ти
р(а) –

5 замирать – ми
р(а) –

6 выжигать – жи
г(а) –

8 расстилать – сти
л(а) –

9 блистать – бли
ст(а)

1 бер – собе
рет

2 пер – запе
реть

3 дер – обде
рет

4 тер – обте
реть

5 мер – заме
реть

6 жег – выже
г

7 чет – выче
т

8 стел – рассте
лить

9 блест – бле
стеть

7 сочетание, сочетать

4 потерять, потерпеть

5 мир, мера

Обратите внимание:

противопоставление е/и
в корнях глаголов, как правило, соответствует противопоставлению совершенного и несовершенного вида: умереть (сов. вид) – умирать (несов. вид), затереть(сов. вид) – затирать (несов. вид), выжечь (сов. вид) – выжигать (несов. вид), расстелить (сов. вид) – расстилать (несов. вид), обдеру(сов. вид) – обдираю (несов. вид).

Как видно из таблицы, корней, в которых и
чередуется с е
, всего девять
. В этих корнях пишется буква И
перед суффиксом А
, но пишется буква Е
, если нет суффикса А

Корни с чередующимися гласными надо выучить, чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю
, казалось бы, можно проверить словами протер
и протирка
, а слово стелить
стелет
и подстилка
. Какой же образец выбрать для проверки? Никакой!

Обратите внимание на корень с чередованием МЕР/МИР

, в этом ряду слов всего несколько: умереть, замереть/ умирать, замирать. Омонимичные корни (то есть похожие, но совершенно с другим значением) МИР и МЕР не являются корнями с чередованием. Поэтому слова мирный, примириться, перемирие; мировой, мировоззрение, мироощущение; примерять (платье), примерочная, измерение
не относятся к словам с чередованием в корне
.

8.3.2.Правописание корней с чередованием ИМ/ИН с А/Я

Ударное А или Я в безударном положении чередуется с ИМ или ИН:

нача
ть — начин
ать; приня
ть — приним
ать, поня
ть — поним
ать, сня
ть — сним
ать, сжа
ть — сжим
ать. При этом правописание им, ин
, как видно из примеров, связано с последующим суффиксом а
. Это пары глаголов совершенного и несовершенного вида, как и глаголы из предыдущей таблицы.

8.3.3.Чередование гласных а/о в корне

В зависимости от условий существует несколько типов.

1. Правописание корня зависит от ударения
. В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.

Под ударением Без ударения Исключения Похожие корни
гар/гор

Только а
: загАр, огАрок
Только о
: загОрелый, угОрел
выга
рки, изга
рь, прига
рь
горе, гора, горячий, горький
клан/клон

Пишется и а
, и о
: клАняться и поклОн
Только о
: склОнение, наклОнить
нет исключений клонировать
твар/твор

Пишется и а
, и о
: твАрь, твОрчество
Пишется только о
: вытвОрять, сотвОрить
утварь

творог
зар/зор

Пишется и а
, и о
: зАрево, зОри
Пишется только а
: зАря, зАрянка
зоревать

прозорливый
плав/плов/плыв

Пишется а
и ы
: плАвать, плАвание, заплЫв

Пишется а
: поплАвок

Пишется ы
: плывучий, плывун

пловец, пловчиха

расплавленный

2. Правописание корня зависит от последующей буквы.

Условие Примеры Исключения Похожие корни
раст/ращ/рос

Перед СТ только а
: рАсти, подрАстать, рАстение
росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост,

подростко́вый, Ростов, Ростислав

Перед Щ только а
: вырАщивать, отрАщивать
нет вращение, превращение
Перед С только о
: вырОсли,
отрасль

Обратите внимание: под ударением перед с
(с последующим т
и без него) — только о, например: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы.
лаг/лож

Перед Г всегда а
: прилАгать, предлАгать, слАгаемое
нет
Перед Ж всегда о
: прилОжение, предлОжение, слОжить
полог

сложноватый, наслаждение
кас/кос

Перед А всегда а
: касаться, касание
нет косичка, косой, косить
Нет А всегда о
: прикОснуться
нет
скак/скоч

Перед К обычно а
: прискАкать
раскачаться
Перед Ч обычно о
: заскочить
скачок, скачу
(и в формах этого слова: скачете, скачут, в которых гласная в корне стоит под ударением)

3. Написание гласной буквы в корне зависит от того, какое слово имеет значение.

Пишется А Пишется О Исключения Похожие корни
равн/ровн

корень со значением «одинаковый, равный, сходный»: подрАвняться, урАвнение корень со значением «гладкий, ровный, прямой»: подрОвнять, урОвень. поровну, ровесник, равняться, равнина
Распознавать корни -равн-/-ровн- бывает трудно, поскольку их значения часто близки. Исторически они означали одно и то же, но корень -ровн- исконно русский, а -равн- по происхождению старославянский. Наиболее частотные слова с этими корнями следует просто выучить.
мак/моч

корень со значением «погружать, опускать в жидкость»: макАть в чай, обмАкнуть в краску корень со значением «впитывать, пропускать жидкость»: вымОкнуть под дождем, промОкнуть салфеткой

ЕГЭ. Русский язык. Как легко выполнить задание № 8?

Задание № 8 имеет 3 варианта.

1 вариант задания № 8


Алгоритм ответа:

    Исключите все слова с чередующейся
    гласной в корне. Как их определить, читайте ниже (в данном примере это слова заМЕР
    еть и наКЛОН
    иться)

    Исключите все слова с непроверяемой
    гласной в корне. Как их найти, читайте ниже.(В данном примере это слово ФЕ
    ДЕРАЛЬНЫЙ)

    Не путайте букву, пропущенную в корне, с буквой, пропущенной в суффиксе
    (в данном примере это НЕПРАВИ
    ЛЬНО)

    Обязательно проверьте гласную в корне, в которой, по вашему мнению, есть безударная
    проверяемая(прими
    рять –мИ
    р).

    Трудно.
    Не путайте чередующуюся гласную с проверяемой. Главное отличие чередующегося корня — это то, что у такого корня есть всегда пара с другой буквой
    , причём это однокоренные слова, поэтому значение корня у них примерно одинаковое.

Сравните:

уМИР
ать- уМЕР
еть – это пара слов с разными буквами в корне, в них смысл корня примерно одинаковый.

НО
!!! прМИР
ять друзей — данный корень со значением «мир» никогда не будет писаться с гласной Е.

    Трудно.
    Правильно находите корень. Например, в слове НАСЛАЖД
    АТЬСЯ корень не лаж
    (вы тогда спокойно могли бы написать ЛОЖ), а СЛАЖД
    , поэтому никакого корня с чередованием здесь нет. Это проверяемая гласная в корне слов- СЛАДК
    ий.

    ОТВЕТ
    в данном примере: примИрять врагов.

    Ответ записывайте только тогда, когда вы смогли подобрать слово, в котором данная буква стоит под ударением. Правильно найденное слово, но написанное с ошибкой,- это неверный ответ
    !

2 вариант задания № 8


Алгоритм ответа:

    Исключите все слова с чередующейся
    гласной в корне (возРАСТ
    ,расСТЕЛ
    ить)

    Исключите слова с проверяемой
    гласной в корне (дрО
    бить – дрО
    бь. развЕ
    вающийся флаг- вЕ
    ет)

    Помните, что чаще всего слова с непроверяемой
    гласной — это иноязычные слова, то есть их значение нужно объяснять, оно может быть непонятно (кО
    нституционный).Однако бывают слова и не иноязычного происхождения (опрЕ
    делить)

    Ответ: кОнституционный

3 вариант задания № 8


Алгоритм ответа:

    Исключите слова с проверяемой
    гласной в корне (встрЕ
    чая- встрЕ
    ча)

    Исключите все слова с непроверяемой
    гласной в корне (аплО
    дировать, артИ
    ллерия, дИ
    ректор)

    Чередующиеся корни
    запоминайте зрительно, просто выучите их и помните, что у них всегда есть пара
    , значение корня
    в них примерно одинаковое
    (соБИР
    ать- соБЕР
    ёт)

    В задании необходимо не только найти данное слов, но и ВЕРНО его написать. Поэтому учите правила
    , запоминайте исключения.

    Ответ: собИрать

Запомните корни с чередованием:


Без ударения — О

гар-гор

клан-клон

твар-твор

Без ударения — А

зар-зор

плав-плов

Зависит от последующей буквы в корне

раст-ращ-рос

лаг-лож

скак-скоч

Зависит от суффикса А, стоящего после корня

кас+А — кос

Зависит от значения

равн-ровн

мак-мок

Завис т от суффикса А.

Если после корня суффикс А, то в корне пишется И

бер-бир

дер-дир

мер-мир

пер- при

тер-тир

бест-блист

стел-стил

жег-жиг

чет-чит

Буквы в корне им

(занять- занИмать)

ин

(начать- начИнать)

Запомните исключения и пишите их правильно


Разберём примеры

Пример 1

Образец рассуждения

    Нахожу проверяемые корни
    : опИ
    сание- опИ
    шет, развлЕ
    чение- рзвлЕ
    чь, вычИ
    слять- чИ
    сла

    Нахожу чередующиеся
    корни: вытвОр
    ять

    Ответ: лЕ
    леять

Пример 2

Образец рассуждения

    Нахожу проверяемые корни
    (в данном варианте их нет)

    Нахожу непроверяемые
    корни (экО
    лгия, гИ
    мназист,сИ
    мпатия, этИ
    кетка)

    Нахожу чередующиеся
    корни (начИ
    нающий)

Пример 3

Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная
корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

изгот..вле­ние

ф..ло­ло­гия

расст..лать

предл..жение

E-mail

Задание 8 ЕГЭ по русскому языку 2018, теория.

Это задание на орфографию, а именно на правописание корней.

Алгоритм выполнения:

  • Внимательно читаем задание.
  • Читаем все слова
  • Выделяем корни
  • Вспоминаем правила на каждый корень.

Итак, как правильно определить корень слова:

Запомните:
Корень слова — это неименяемая общая часть родственных слов, в которой заключено лексическое значение.

1) Выясните лексическое значение слова;

2) Найдите максимальное количество слов, имеющих одно значение и один корень (как правило, это другие части речи или формы слова)

Например: гора-горный-гористый.

Иногда в корнях происходит чередование согласных.

Например: река — речной.

3) Определите общую неизменную часть во всех этих словах.

!!! Если Вы имеете дело с чередующимися корнями, то их необходимо «знать в лицо». Помните, что важно запомнить примеры употребления чередующихся корней, чтобы избежать ошибки, если вы повстречаете корень-омоним.

Это такой корень, который выглядит как чередующийся, но на самом деле ее можно проверить.

Вымирать — Миротворец.

Вымирать — это слово с чередующим корнем (мер — мир), зависящим от суффикса А. Например, вымирать, вымереть.

Миротворец — это слово можно проверить при помощи слова «мир», следовательно, это корень с проверяемой гласной.

Гласные в корне:

Правописание зависит:

От наличия суффикса а после корня

От ударения

От значения

От сочетания букв в корне

Правило

1. В корнях пишется и, если за корнем суффикс а

Бер- / бир-

Дер- / дир-

Мер- /мир-

Пер — / пир-

Тер- /тир-

Блест- /блист-

Жег- /жиг-

Стел- /стил-

Чет- / чит-

2. В корнях пишется а, если за корнем а

Лаг- / лож-

Кас- /кос

3. В корнях пишется и, если за корнем а

Им- //-а-(-я-)

Ин- //-а-(-я-)

1. В безударном положении пишется о

Гар- /гор-

Клан-/ клон-

Твар- /твор-

2. В безударном положении пишется а

Зар- /зор-

3. В корнях плав-/плов-/плыв- пишется а во всех случаях, кроме исключений

1. мак-/мок(моч_)

Мак — погружать в жидкость; макать

Мок — пропускать жидкость; мокнуть

2. равн-/ровн-

Равн — равный, одинаковый, наравне

Ровн- ровный, гладкий, прямой

1. раст-(ращ-)/рос-

Если в корне ст или щ -пишем а, если только с — пишем о

2. скак-/скоч-

Скакать, выскочит

Исключения

Сочетать

Сочетание

Полог

Пригарь

Выгарки

Изгарь

Утварь

Зоревать

Зорянка

Пловец

Пловчиха

Плывуны

Равнина

Ровесник

Поровну

уровень

Росток

Выросток

Ростовщик

Ростов

Ростислав

Подростковый

Подросток

Отрасль

Скачок

Скачу

2. Написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем и значением, в которых проверяемый гласный находится под ударением.

Нельзя проверять глагол несовершенного вида совершенным.

Например: вода(воды, водный),сады(сад, садик),свинья(свиньи),яйцо(яйца),говорить(говор, разговор),молодой(молод, молодость, молоденький),жара(жар, жаркий),шалун(шалость).

3. Для безошибочного написания непроверяемых гласных в корне требуется проверка по орфографическому словарю.

Зачастую эти слова являются заимствованными.

Практика 8

б..гаж зап..раются оф..рмлять в..новатый к..ридор

обж..гаться приг..ревшая просл..влять кр..стьянин ш..птаться

зат..мнённый выт..раться бл..стеть комп..тентный м..тафора

4. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

землетр..сение прим..рить (друзей) выск..чка при..ритет пол..мист

5. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

доск..нально распол..житься осв..тить (лампой) прик..снуться д..тектив

6. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ст..рожить к..нфорка прим..рять (платье) несг..раемый эксп..нат

7.

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

с..рдитый пл..вчиха эл..мент выт..равший пром..кашка

8.

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

альм..нах д..ректива обог..щение распол..гаться пор..сль

9.

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

вым..рать изд..лека к..соворотка г..ристая (местность) ор..гинальный

10.

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

прин..шение р..стительность к..вычки щ..бетать хр..нитель

11.

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

прил..гающийся ан..мальный обм..кнуть пож..леть р..сток

12.

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

огл..шение б..ланс р..спублика к..талог приск..кать

13.

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

уп..раться арт..ллерия прим..рять (друзей) бл..стательно подн..мающийся

14.

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

см..родина пок..затель д..стоверный локом..тив заж..гательный

15.

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

апл..дировать ук..ротить изл..жение д..ректор зад…рать

16.

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

дор..гие к..сательная р..месленный заг..релый к..ридор

17.

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обж..гание г..тический (стиль) возр..стание ор..ентир сг..ревший

18.

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пон..мание р..стовщик л..кторий г..релка тр..умф

19.

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

р..зарий расст..лить предпол..гать ж..люзи юв..лир

20.

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

г..ризонт пор..вну выт..реть к..медия к..собокий

21.

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пож..леть дов..рять на..менование проп..гандистский обм..кнуть

22.

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обозн..чение р..сток к..сательная б..ланс р..спублика

23.

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..соворотка омр..чить в..хтёр прил..гающийся ан..мальный

24.

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

вн..дрение уп..раться арт..ллерия огл..вление оп..рение

25.

пределите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

г..релка прож..вающий тр..умф загр..ждение р..зарий

26.

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пон..мание предл..жение р..стовщик л..кторий г..ризонт

27.

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пор..вну выт..реть од..нарный п..лемика сч..талка

28.

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

вызв..лить выр..стающий предст..вительный вл..стелин ор..ентир

29.

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пок..рать к..саться к..мпаньон з..ря ск..чок

30.

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

од..ревенелый к..собокий г..ревать пл..вчиха прим..рять (платье)

Вариант 1

1. За-да-ние 8

2. За-да-ние 8

3. За-да-ние 8

Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

4. За-да-ние 8

Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная че-ре-ду-ю-ща-я-ся глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

5. За-да-ние 8

Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

6. За-да-ние 8

Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

7. За-да-ние 8

8. За-да-ние 8

Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

10. За-да-ние 8

Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

Вариант 2

1. За-да-ние 8

Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

стаб..ли-за-ция пров.. кация несг…ра-е-мый пол..гать

зам..реть (от не-ожи-дан-но-сти)

2. За-да-ние 8

Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная че-ре-ду-ю-ща-я-ся глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

раскр..снеть-ся пр..тен-зия предл..гать прим..рение уб..ди-тель-но

3. За-да-ние 8

Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

б..рёза з..рница обж..гать к..ммер-сант сож..леть

4. За-да-ние 8

Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная че-ре-ду-ю-ща-я-ся глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

эк..логия г..мна-зист нач..на-ю-щий с.мпа-тия эт..кетка

5. За-да-ние 8

Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

н..жней-ший эт..кетка утр..мбо-вать инт..ллек-ту-аль-ный з..рница

6. За-да-ние 8

Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

нак..рмить б..рлога соб..рать-ся тра-диц..онный ап..лля-ция

7. За-да-ние 8

Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-вер-не-мая глас-ная корня.

зат.. мнённый выт.. рать-ся бл.. стеть комп.. тент-ность р.. шение

8. За-да-ние 8

Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

изгот..вле-ние ф..ло-ло-гия расст..лать пол..жение опр..де-лить

10. За-да-ние 8

Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

в..рхо-вье орнам..нт отб..рает к..снул-ся выр..ста-ю-щий

Слово «померить» правильно пишется на «-ить»: «померить одежду», «померить платье», «померить температуру», «померить огород». Писать его на «-ять» – грубая орфографическая ошибка, глагола «померять» в русском языке нет и такое слово ничего собой не выражает.

Правописание

Возможная причина неправильного написания в данном случае – ложная аналогия с «примерить» – «примерять». Разница будто бы только в приставках, там «по-», здесь «при-». Но приставки для того и существуют, чтобы образовывать новые слова, имеющие другое значение. А глаголы «примерить» и «примерять» к тому же разные:

«примерить» – совершенного вида, действие совершено, закончено, 2-го спряжения (личные окончания 1-го лица «у»/«ю» (ед. ч.), «им» (мн. ч.); 2-го лица «ишь» (ед. ч.), «ите» (мн. ч.); 3-го лица «ит» (ед. ч.), «ат»/«ят» (мн. ч.)).

«примерять» – несовершенного вида, действие не совершено, не закончено, 1-го спряжения (личные окончания: 1-е лицо «у»/«ю» (ед. ч.), «ем»/«ём» (мн. ч.); 2-е лицо «ешь» (ед. ч.), «ете»/«ёте» (мн. ч.); 3-е лицо «ет»/«ёт» (ед. ч.), «ут»/«ют» (мн. ч.)).

«померить» – совершенный глагол 2-го спряжения (см. также в конце). Парного к нему несовершенного глагола нет, так как собственное значение приставки «по-» предполагает, что данные измерений уже сняты, получены и помещены в некое хранилище (блокнот, тетрадь измерений, компьютер, в собственную память, отображены на план-схеме и т.д.). Несовершенные глаголы от того же корня «мер» образуются при помощи других приставок: «измерять», «промерять».

Примечание: с «примерить»/«примерять» ситуация иная – приставка «при-» означает в общем приложение, применение чего-то к чему-то, то есть неявно указывает, что процедура измерения еще продолжается. Тем не менее, «примерить» глагол совершенный, так как грамматическая категория совершенства глагола значит, что действие или уже совершено, или же препятствий к его завершению не предвидится. К примеру, «измерять» означает, что измерительный инструмент уже применён по измеряемому предмету и ничто не мешает считать его показания.

Значение

Глагол «померить» в русском языке имеет два значения:

  1. Произвести примерку (как правило, носильных вещей – одежды, обуви, головного убора): «Не мешало бы померить на Дашеньке Олечкины прошлогодние платьица, может быть, что-то уже подойдёт». Синоним «примерить».
  2. Сделать измерения, снять данные промеров: «Эге, да у тебя лоб пылает и язык обметало! Надо померить температуру!»; «Как бы способнее грядки померить, шнуром или шагами? – Шнуром дольше и канительнее, шагами неточно, а лучше всего наскоро сбить землемерный циркуль». Синоним «измерить»; частичные «обмерить» (к земельным и пространственным промерам: «обмерить комнату», «обмерить талию», и т.п.); «смерить» (к измерениям температуры тела и приблизительным глазомерным: «смерить взглядом расстояние <высоту, длину, толщину и др.>»).

Грамматика

Слово «померить» – переходный невозвратный глагол совершенного вида 2-го спряжения. Состоит из приставки «по-», корня «-мер-», суффикса «-и-» и глагольного окончания «-ть». Постановка ударения и разделение переносами по-ме́-рить или по-ме́р-ить. «Переходный» значит, что действие переходит на кого-то другого или что-то другое, на примеряемое. «Невозвратный» указывает, что действие не обращено на себя (нет возвратного постфикса (послеокончания) «-ся» или «-сь»). «Совершенный» говорит, что действие совершено, закончено, или же к его завершению не предвидится препятствий: померить значит уже получить данные измерений или определиться, к лицу ли примеряемое. Соответствующие несовершенные глаголы приставочные: «измерять», «примерять», «промерять»; соответствующий возвратный «примериться» («примериться взглядом», «примериться на ощупь»). Соответствующего непереходного глагола нет, так как измерительные инструменты (в том числе рука и глазомер) сами к себе неприложимы, только к посторонним предметам.

Личные формы глагола «померить» таковы:

Первое лицо:

  • (Я) поме́рю (будущ.)/ поме́рил (прошедш. муж.)/ поме́рила (прош. жен.)/ <бы> поме́рил (поме́рила) или поме́рил (поме́рила) <бы> (сослагательн.)/ <(Мне) до́лжно? надо? необходимо?> поме́рить. (повелительн.).
  • (Мы) поме́рим (будущ.)/ поме́рили (прошедш.)/ <бы> поме́рили или поме́рили <бы> (сослагательн.)/ <давайте(-ка)> поме́рим или поме́римте<-ка> или <(Нам) до́лжно? надо? необходимо?> поме́рить (повелительн.).

Второе лицо:

  • (Ты) поме́ришь (будущ.)/ поме́рил (прошедш. муж.)/ отвела́ (прош. жен.)/ <бы> поме́рил (поме́рила) или поме́рил (поме́рила) <бы> (сослагательн.)/ поме́рь или <(Тебе) до́лжно? надо? необходимо?> поме́рить (повелительн.).
  • (Вы) поме́рите (будущ.)/ поме́рили (прошедш.)/ <бы> поме́рили или поме́рили <бы> (сослагательн.)/ поме́рьте или <(Вам) до́лжно? надо? необходимо?> поме́рить (повелительн.).

Третье лицо:

  • (Он) поме́рит (будущ.)/ поме́рил (прошедш.)/ <бы> поме́рил или поме́рил <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> поме́рит (повелительн.).
  • (Она) поме́рит (будущ.)/ поме́рила (прошедш.)/ <бы> поме́рила или поме́рила <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> поме́рит (повелительн.).
  • (Оно) поме́рит (будущ.)/ поме́рило (прошедш.)/ <бы> поме́рило или поме́рило <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> поме́рит (повелительн.).
  • (Они) поме́рят (будущ.)/ поме́рили (прошедш.)/ <бы> поме́рили или поме́рили <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> поме́рят (повелительн.).

Действительное причастие прошедшего времени поме́ривший; страдательное поме́ренный. Деепричастия прошедшего времени поме́рив, поме́ривши.

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

Слайд 1

Учитель: Румянцева А.А.«Правописание гласных в корне слова»

Текст слайда:

Учитель: Румянцева А.А.

«Правописание
гласных
в корне слова»


Слайд 2

Безударные гласные корня проверяются ударением, т.е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем

Текст слайда:

Безударные гласные корня проверяются ударением, т.е. в
неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем
ударяемом слоге однокоренного слова, например:
леса (лес), лиса (ли́сы),
примерять (ме́рить) костюм – примирять (мир) соседей;
развевается (ве́ять) флаг – развивается (разви́тие) промышленность;
холодильник (хо́лод, холо́дный).

Ср. различное написание безударных гласных корня в близких по
звучанию словах:
залезать (в карман) – зализать (раны),
отварить (картофель) – отворить (дверь),
поласкать (кошку) – полоскать (рот),
пристежной (воротник) – пристяжной (о лошади),
разредить (всходы) – разрядить (ружье),
умалять (значение) – умолять (о пощаде) и т.п.
 

Правописание безударных гласных в корне слова


Слайд 3

Имена существительные кампания и компания различаются по значению.Кампания – 1. «Совокупность военных операций; война в определённый период»

Текст слайда:

Имена существительные кампания и компания различаются по значению.
Кампания –
1. «Совокупность военных операций; война в определённый период» (военная кампания, русско-японская кампания);
2. «Мероприятия, деятельность» (предвыборная кампания, посевная кампания).
Компания –
«Общество, группа людей, проводящих вместе время» (дружная компания);
2. «Торговое или промышленное предприятие»
(ср.: сталелитейная компания).


Слайд 4

Непроверяемые безударные гласные Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю, например: бадминтон,

Текст слайда:

Непроверяемые безударные гласные

Написание безударных гласных, которые не могут быть
проверены ударением, определяется по орфографическому
словарю, например:
бадминтон, бетон, бечёвка, бидон, бодяга, валидол,
ватрушка, вентиляция, вестибюль, ветчина, винегрет,
дизентерия, интеллигенция, калач, каморка, каравай,
каракатица, кобура, компоновка, конфорка,кочан,
кощей, ладанка, магарыч, наваждение, палисадник,
паром, периферия, пескарь, пигалица, пластилин,
привилегия, снегирь, стипендия, тормоз, эликсир,
эстакада и мн. др.


Слайд 5

Чередующиеся гласные в корнеКорни, зависящие от суффикса –А-:бер- – бир-, дер- – дир-, мер- – мир-, пер-

Текст слайда:

Чередующиеся гласные в корне

Корни, зависящие от суффикса –А-:

бер- – бир-,
дер- – дир-,
мер- – мир-,
пер- – пир-,
тер- – тир-,
блест- – блист-,
жег- – жиг-,
стел-– стил-,
чет- – чит-

собирать,
задирать,
замирать,
запирать,
стирать,
блистать,
сжигать,
вычитать,
расстилать

беру,
деру,
умереть,
запереть,
стереть,
блестеть,
выжегший,
вычет,
расстелить.

Исключения: сочетать, сочетание


Слайд 6

В корнях с чередованием а(я) – им, а(я) – ин пишутся им и ин, если дальше следует

Текст слайда:

В корнях с чередованием а(я) – им, а(я) – ин пишутся им и ин,
если дальше следует суффикс -а-:
сжать – сжимать,
понять – понимать,
начать – начинать.
Ср.: внимательный, заклинать, напоминать, принимать и др.
В производных формах сохраняется им, даже если дальше и
не следует суффикс -а-,
например: сниму, сними, подниму, подними и т.д.

В корне кас- – кос(н)- пишется о, если дальше следует согласная н,
в остальных случаях – а:
касаться, касательная – коснуться, прикосновение.

Корни, зависящие от суффикса –А-:

В корне лаг- – лож- перед г пишется а, перед ж – о:
предлага́ть, прилага́тельное – предложи́ть, обложе́ние.


Слайд 7

Корни, зависящие от ударения:1. В корне гар- – гор- под ударением пишется а, без ударения – о;

Текст слайда:

Корни, зависящие от ударения:

1. В корне гар- – гор- под ударением пишется а, без ударения – о;
зага́р, уга́р – загоре́лый, угоре́ть.
Исключения: вы́гарки, и́згарь, при́гарь

2.      В корне зар- – зор- под ударением пишется гласная в
соответствии с произношением, без ударения – а:
за́рево, зо́рька – зарни́ца, озаря́ть.
Исключение: зорева́ть.

3. В корне клан- – клон- под ударением пишется гласная в
соответствии с произношением, без ударения – о:
кла́няться, покло́н – поклони́ться, поклоне́ние.

4. В корне твар- – твор- под ударением пишется гласная в
соответствии с произношением, без ударения – о:
тварь, тво́рчество – твори́ть, творе́ц.
Исключение: у́тварь


Слайд 8

1. Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо

Текст слайда:

1. Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение
«погружать в жидкость»: макать сухарь в чай,
обмакнуть перо в чернила.
Корень мок- содержится в глаголах со значением
«пропускать жидкость»: вымокнуть под дождем,
промокну́ть написанное.

Корни, зависящие от значения:

2. Корень равн- имеется в словах со значением «равный,
одинаковый, наравне»:
уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне).
Корень ровн- – в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»;
заровнять, ровесник, сровнять, уровень.
Ср.: подравнять (сделать равным) – подровнять (сделать ровным);
выравнен (сделан равным) – выровнен (сделан ровным).


Слайд 9

1. В корне раст- – рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ), в остальных

Текст слайда:

1. В корне раст- – рос- пишется а перед последующим сочетанием
ст (также перед щ), в остальных случаях пишется о:
расти, наращение – выросший, заросль, поросль.
Исключения: отрасль (хотя нет cm); росток, выросток,
ростовщик, Ростов и др. (хотя есть cm).

2.  В безударном корне скак- – скоч- перед к пишется а,
перед ч – о: подскака́ть – подскочи́ть.
Исключения: скачо́к, скачу́.

Корни, зависящие от согласного:


Слайд 10

В корне плав- гласный звук может быть ударяемым и безударным: пла́вать, плаву́честь, поплаво́к. Корень плов- содержится в

Текст слайда:

В корне плав- гласный звук может быть ударяемым и безударным:
пла́вать, плаву́честь, поплаво́к.

Корень плов- содержится в словах
пловец и пловчиха;

корень плыв- – в слове плывуны.

Запомните!


Слайд 11

Буквы ё – о после шипящих в корне слова Буква Ё в корне после шипящих пишется, если можно

Текст слайда:

Буквы ё – о после шипящих в корне слова

Буква Ё в корне после шипящих пишется, если можно подобрать
родственное слово с буквой Е под ударением или без ударения.
В большинстве случаев затруднительно или невозможно найти
проверочное слово с ударной Е, написание таких слов следует запомнить.

Дешёвый — деше́вле, жёрдочка — же́рдь.

Написание слов с буквой О после шипящих в корне является
непроверяемым, и такие слова следует запомнить:

шoк, шoв, шoу, шoрох, шoмпол, шoрты, крыжoвник, капюшoн, трущoба, трещoтка, чoкаться, чoкнутый, чoпорный, чащoба, мажoр, изжoга, жoр, обжoра, жокей, жонглёр, шовинизм, шоколад, шоссе, шофёр, Шотландия, Жора.

О пишется в существительных ожог, поджог в отличие от глагольных
форм ожёг, поджёг; в наречии вечор (вчера вечером).


Слайд 12

Буквы Ы и И после Ц в корне слова И после ц пишется:в корне слова: циркуль, цитата;в

Текст слайда:

Буквы Ы и И после Ц в корне слова

И после ц пишется:
в корне слова: циркуль, цитата;
в словах, оканчивающихся на –ция: акация, нация.

Ы после ц пишется:
в словах-исключениях: цыган, на цыпочках, цыкнуть, цыпленок, цыц;
в окончаниях существительных: огурцы, ножницы;
в окончаниях прилагательных: куцый, бледнолицый;
в суффиксах прилагательных: лисицын, Тупицын.


Слайд 13

Использованная литература:http://evartist.narod.ru/text1/22.htm

Текст слайда:

Использованная
литература:

http://evartist.narod.ru/text1/22.htm


ПОДЕЛИТЬСЯ

2 новых тренировочных варианта ЕГЭ 2021 по русскому языку 11 класс с ответами для подготовки к экзамену, официальная дата проведения пробного ЕГЭ 2021: 02.06.2021 (2 июня 2021 год).

Тренировочный вариант №1 ЕГЭ 2021: скачать задания

Тренировочный вариант №2 ЕГЭ 2021: скачать задания

Ссылка для скачивания всех ответов и критериев: скачать ответы

Работа состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит одно задание. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).

Решать онлайн тренировочный вариант №1 ЕГЭ 2021 по русскому языку:

Решать онлайн тренировочный вариант №2 ЕГЭ 2021 по русскому языку:

Сложные задания с 1 варианта:

(1)В Китае лубочные картинки всегда играли важную роль — были призваны оберегать от злых духов, болезней и прочих неприятностей, поэтому в Новый год полагалось срывать их со стен и сжигать накануне праздника, а на их место вешать новые. (2)Однако традиционно новогодними праздниками дело вовсе не ограничивалось: лубки печатались и по случаю Праздника начала лета, Праздника середины осени и Праздника фонарей, они пользовались большим спросом в течение всего года. (3) <…>, картинками и надписями украшали дом по поводу сватовства, свадьбы или рождения ребёнка, изображениями украшали веера и их наклеивали на фонари, на них помещали сцены из представлений традиционной китайской оперы, рисунки на историколитературные темы, а также религиозные изображения. (4)Большая часть лубочных картинок — классические обереги, в которых переплелись воедино древние культы почитания предков и духов земли с даосскими и буддийскими традициями.

1)Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1) На китайских лубочных картинках изображали сцены из китайской традиционной оперы, религиозные и историко-литературные сюжеты. 2) Лубочные картинки в Китае — это обереги, которые защищают от духов, болезней и неприятностей, поэтому ритуалы с ними совершали в праздники и важные моменты жизни. 3) На Новый год китайцы срывали со стен лубочные картинки и вывешивали новые, чтобы защититься от злых духов, болезней и неприятностей. 4) В Китае лубочные картинки всегда играли важную роль, что определяется древними даосскими и буддийскими традициями. 5) Значительные события в жизни и праздники в Китае отмечали с использованием особых оберегов — лубочных картинок, защищавших от всевозможных неприятностей.

2)Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это вводное слово.

3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЦЕНА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. СЦЕНА, -ы, ж.

4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

  • завсегдАтай
  • вИшневое (варенье)
  • (нет) шарфОв
  • слИвовый (компот)
  • щавЕль
  • украИнский
  • подкИсленный

5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. В скачках принимали участие только МАСТИСТЫЕ лошади. В заливе были в достатке НИТЧАТЫЕ и листовидные водоросли. Холст с ОБОРОТНОЙ стороны пропитали тёплым клеем. Никому не доверяя, генеральный директор сам руководил ПОВЕРКОЙ всей документации. На лесистом берегу притаилась богатая РАСКОЛЬНИЧЬЯ деревня.

6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Выпишите это слово. Обеспеченность населения централизованным водоснабжением-это среднесуточный отпуск воды на одного жителя обследуемой территории.

7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • ТЫСЯЧЕЙ солдат
  • пара ДЖИНСОВ
  • ГРЕЧЕСКАЯ сандалия
  • полезные КРЕМЫ
  • АДРЕСА школ
  • (купить) ДЕВЯНОСТА килограммов муки
  • КАРДИНАЛЬНЫЕ изменения
  • потерять ТАПКУ

9)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов. 1) наслаждение; измерительный (прибор); зажимать; отварить (овощи); примирение (сторон); 2) расположиться (на отдых); собираться (у друзей); разгорелся (спор); застелить (постель); прилагаемые (усилия); 3) блистать (в обществе); убирать (комнату); упираться (ногами); коснуться (вопроса); зажимать (пальцем); 4) загорелась (бумага); обжигать (пальцы); ростовщик; вытереть (посуду); растирать (ушиб); 5) сгореть (от стыда); выращенный (цветок); протереть (окна); обгоревшая (свечка); заклинатель (змей).

10)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) пред_юбилейный; ад_ютант; двух_ярусный; с_экономить;под_ячий; 2) пр_имущество; пр_вратиться; пр_думанный; непр_ступная (крепость); пр_людия; 3) и_черпать; чере_чур; во_требовать; не_говорчивый; бе_церемонный; 4) с_митировать; без_нтересный; из_мать; пред_юльский; пред_нфарктный; 5) пр_образ; пр_тотип; пр_российские (санкции); р_зданный (материал); пр_ступок.

11)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) мороз_ц; письм_цо; лестн_чка; червоточ_нка; кож_ца; 2) бахч_вой; гуттаперч_вый; форел_вый; неотъемл_мый; переливч_тый; 3) юрод_вый; муч_мый; упрям_ца; соч_нский; переклад_нка; 4) флот_кий; узбек_кий; француз_кий; рыбац_кий; скольз_кий; 5) алимент_ик; бакен_ик; кровель_ик; фонар_ик; асфальт_ик.

12)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) завед_вал (кафедрой); вывед_вал (тайны); они заклад_вают (фундамент); (малыш) посматр_вал; погляд_вал (по сторонам); 2) леле_мый (мамой); колебл_мый (ветром); (он) выздорове_т; обессил_ть (от болезни); обезлошад_ть (во время войны); 3) кол_щий (дрова); та_щий (на солнце); чу_щий (боль); ма_щийся (зубами); се_щийся (дождь); 4) исследу_мый (объект); колебл_мый (ветром); ненавид_мый (всеми); (вполне) разреша_мый; двига_мый (желанием); 5) замеш_нное (тесто); завеш_нное (окно); смеш_нные (леса); расковыр_нная (рана); замасл_нный (рукав).

13)Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. (НЕ) ДОГОВАРИВАЯ главного, свидетель смотрел на следователя. Ни к чему (НЕ) ОБЯЗЫВАЮЩИЙ вид подростка не вызывал симпатии учителей. Начальник отдела (НЕ) ВОЛЕН решать кадровые вопросы. Этот юноша на сей раз ответил далеко (НЕ) УВЕРЕННО. Редактору (НЕ) СЛЕДУЕТ заниматься пустыми разговорами.

14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Кот ел (ДО) СЫТА и был (ПО) ПРЕЖНЕМУ доволен жизнью. В (ПРЕСС) СЛУЖБЕ (ГОС) КОРПОРАЦИИ вакансий не было. На картине мы видим (БЕЛО) СНЕЖНУЮ равнину и (ЯРКО) ГОЛУБОЕ небо. Климат (ВОСТОЧНО) ЕВРОПЕЙСКОЙ равнины ВСЁ (ТАКИ) привычен для нас. (В) СЛЕДСТВИЕ нарушений дисциплины Егорова предлагали отчислить из техникума, но, (ВО)ПРЕКИ мнению руководителя, решили не торопиться.

15)Укажите все цифры, на месте которых пишется Н. Перед кожа(1)ым диваном, изрядно потрёпа(2)ым, на стекля(3)ом круглом столе, покрытом льня(4)ой скатертью с штопа(5)ми –перештопа(6)ыми бархатными цветами, возвышался огромный купле(7)ый на блошином рынке жестя(8)ой кофейник, наполне(9)ый ароматизирова(10)ым шоколадом.

16)Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений 1)Сегодня были куплены билеты в Батум и заказаны места во втором классе парохода «Пестель». 2) По мере того как бричка близилась к крыльцу глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более. 3) Иван Иваныч идет к Петру Петровичу и все в городе знают об этом. 4) Большой художник Есенин зажег публику свежестью и яркоцветностью своего творчества неразрывно связанного с Рязанщиной. 5) Морозило и за снежными полями на западе тускло просвечивая сквозь тучи желтела заря.

17)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Петерса девушки не замечали (1) избегая даже встречаться с ним глазами (2) а он (3) чуть наклоняясь вперед (4) слушал неизвестную Ирочку (5) и воображал себе гороховые ярославские просторы (6) опушённые по горизонту тёмными волчьими лесами (7) тающими в блаженной тишине под голубым блеском северного солнца (8) коричневое светило (9)пробивающееся сквозь смертельный мрак (10) забытые дворцы (11) занесённые смертной пылью.

18)Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Казалось (1) на этом пустынном берегу никогда не появлялся человек. Все по-прежнему (2) казалось (3) ясным на небе и тихо на земле. Эта безлунная ночь (4) казалось (5) была все так же великолепна, как и прежде… Казалось (6) ураган не умчался далеко, на запад, а прекратился сам собою. Исхудавшее и обросшее густой короткой черной бородой лицо его (7) казалось (8) сердито.

19)Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(- ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Перед вечером (1) когда заря ещё не закраснелась на небе (2) но неподвижные тени от деревьев уже легли (3) и чувствовался в траве холодок (4) который предшествует росе (5) я прилёг на дорогу невдалеке от телеги (6) в которую Кондрат не спеша впрягал наевшихся лошадей (7) и вспомнил свои вчерашние весёлые мечтания.

20)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). А (1) если посмотреть на деревья (2) окрашенные золотым цветом осени (3) на купола колоколен и храмов (4) если обратить внимание на то (5) что на улице в доме через дорогу находится булочная (6) в которой мягкие (7) сдобные булки с изюмом и баранки (8) усыпанные маком (9) тогда вообще захочется пожить в этом провинциальном (10) тихом (11) русском городке (12) затерявшемся где-то недалеко от шумной Москвы.

22)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Если постараться, то к шуму можно привыкнуть, и он даже понравится. 2) Шум позволяет человеку общаться с внешним миром, не замыкаясь в себе. 3) Рокот моря, звуки горных обвалов или визг автомобильных шин — всё это докучливый шум, мало что дающий человеку. 4) Производить шум — «привилегия» человека, тогда как природа создает таинственные и величественные звуки. 5) Плохая книга или плохой фильм — тоже шум.

26)«Известный философ И. Ильин использует в размышлениях такой троп, как (А)___ (предложение 42). Противопоставляя (Б)___ (предложения 14 и 15), Ильин выявляет своё отношение к шуму, способному прогнать и музу, которая изображена с помощью такого приёма, как (В)___ (предложение 41). (Г)___ («экстравертная установка» в предложении 24) помогает дополнить отношение автора к шуму».

Сложные задания с 2 варианта:

(1)Орхидеи, появившись на Земле вместе с другими цветковыми растениями, начали активно развиваться 40 миллионов лет назад. (2)Чтобы не затеряться и не сгинуть среди тысяч других видов, орхидеям в борьбе за насекомых-опылителей пришлось проявить чудеса изобретательности. (3) <…> заинтересовать пчёл, живущая на деревьях во влажных тропических лесах Бразилии орхидея привлекает их сильным дурманящим ароматом, потчует наркотическим средством, а затем «макает» в собственную ванну, чтобы задержать их и насильно заставить опылить цветок. (4)Другой способ привлечения опылителей основан на имитации облика и запаха самки того же вида. (5)У многих европейских орхидей цветки своим размером, цветом, формой и расположением пятен похожи на самок насекомых. (6) Некоторые орхидеи выработали ложные приманки, основанные на пищевых инстинктах. (7) Их цветки имитируют форму и расцветку медоносов, хотя и не содержат нектара. (8)Бабочки, привлечённые видом цветка, пытаются пить несуществующий нектар и при этом опыляют растения.

1)Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1) В борьбе за насекомых-опылителей орхидеям приходится проявлять чудеса изобретательности. 2) Орхидеи используют разнообразные способы привлечения насекомыхопылителей: издают аромат, выделяют наркотические средства, имитируют цвет и форму медоносов или запах самок опылителей. 3) Орхидеи имеют разнообразные формы цветков, что служит для привлечения опылителей. 4) В процессе эволюции для опыления орхидеи выработали такие средства привлечения насекомых, как выделение аромата и наркотических средств, имитацию форм цветка и выделения запаха самок опылителей. 5) У многих европейских орхидей цветки своим запахом, размером, цветом, формой и расположением пятен похожи на самок насекомых.

3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЧУДО (чудеса, мн. ч.). Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ЧУДО, -а, мн. чудеса, ср. 1) В религиозных представлениях: явление, вызванное вмешательством божественной силы, а также вообще нечто небывалое. Свершилось чудо. 2) Нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью. Чудеса героизма. 3) Удивительно, поразительно хорош (разг.). Погода сегодня — чудо. 4) В сочетании с другими существительными означает необыкновенный, выдающийся среди себе подобных (разг.). Чудо-ягода.

4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

  • пригУбить
  • предвосхИтить
  • опОшленный
  • издрЕвле
  • Иконопись
  • гастронОмия
  • ветеринАрия
  • исподвОль

5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. В романе показана жизнь как столичного, так и ПОМЕСТНОГО дворянства. Мне так хочется сделать вам что-нибудь УГОДНОЕ и приятное. Шубин отличался ФАНАТИЧЕСКОЙ верой в справедливость. Судьба улыбнулась САДОВНИЧЕСКОМУ сыну, когда он поступил в университет. Работа над вторым томом «Мёртвых душ», которая длилась десять лет, шла трудно, с перерывами и ДЛИТЕЛЬНЫМИ остановками.

6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Выпишите это слово. Вокруг источников воды на площади 50 гектаров проведена дезинфекция личинок комаров.

7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • (нет) ПОЛУТОРАСТА книг
  • килограмм ПОМИДОРОВ
  • ПОСКОЛЬЗНУТЬСЯ на улице
  • ВЗДОХ облегчения
  • СКРУПУЛЁЗНЫЙ подсчёт
  • грущу ПО ВАС
  • ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ ситуация
  • поздравительные АДРЕСА

9)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 1) авиакомпания; импровизация; горизонт; поглощать; поднимать; 2) строжайший; приземлённый; примирение (сторон); придираться (к другу); косой (взгляд); 3) приоритет; палисадник; привилегированный; голодание; примерять (костюм); 4) макать (в молоко); уравнение; равнина; застрочить (шов); обжигание; 5) отварить (картофель); растеряться (от неожиданности); спесивый (человек); сенокосилка; наслаждение

10)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1)(сделать) и_подтишка; чере_чур (строгий); бе_характерный; не_дешний; и_корёжить; 2) пр_сыщение; пр_вращаться; пр_небрежение; пр_ходящие (ценности); пр_дания (старины); 3) суб_ективный; четырех_этажный; пред_явить; с_экономленный; п_едестал; 4) под_тожить; небез_нтересный; без_звестный; пред_юльский; без_ллюзорный; 5) пр_одолеть (сложности); пр_ломление (лучей); пр_спокойно (спать); пр_мерзкая (погода); пр_образователь (тока).

11)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) протал_нка; топл_во; напрасл_на; мес_во; меньш_нство; 2) нутри_вый; сельд_вый; гуттаперч_вый; форел_вый; ноздр_ватый; 3) парч_вый; кумач_вый; коробч_нка; казач_к; холщ_вый; ноч_вка; 4) узорч_тый; черепитч_тый; ступенч_тый; бревенч_тый; бороздч_тый; 5) масл_ные (руки); масл_ные (брюки); масл_ные (краски); масл_ное (пятно); масл_ная (каша).

12)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) зашпакл_вать; коч_вать; посе_вший (пшеницу); налаж_вать; откле_ваться; 2) торжеств_вать; чувств_вать; бедств_вать; господств_вать; умств_вать; 3) купл_нный; допил_нный; достро_нный; обла_нный; скле_нный; 4) выкач_нная (из подвала бочка); замеш_нное (тесто); замасл_нный (пиджак); масл_ная (каша); навеш_нная (дверь); 5) много знач_т (для меня); (сумерки) брезж_т ; (кони тяжело) дыш_т; (башни) маяч_т ; (всадники) вскоч_т.

13)Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Я (НЕ) МОГ не заметить, что стоит мне подарить вымышленному герою живой эпизод из своего детства, как этот эпизод начинает тускнеть и стираться из моей памяти. На левом, далеко (НЕ) ВЫСОКОМ берегу Волги, примерно в пятидесяти километрах выше Нижнего Новгорода, расположился древний Городец, основанный во второй половине XII века. Здесь человеку, (НЕ) ВИДАВШЕМУ никогда ничего, кроме наших ровных степных местностей, в первый раз являются в тумане картины гор, жёлтых, лиловых, серых, смотря по освещению солнца и расстоянию. Мальчик от рождения (НЕ) ДОСЛЫШАЛ и очень страдал от этого. Аркадий чувствовал восторженность и вследствие этого позволял себе разные отступления от правил: знакомился с лицами, (НЕ) ПРИНАДЛЕЖАВШИМИ к высшему свету, и вообще держался вольно и просто; но в душе он был холоден.

14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Я ТАК (ЖЕ) заинтересован в выполнении работы не (НА) СПЕХ, как и вы. (В) СЛЕДСТВИЕ холодов в садах вымерзли яблони, (ПО) ЭТОМУ надо посадить новые. Эти симпатичные (ПОЛУ) САПОЖКИ стоят (В) МЕРУ дорого. Во ЧТО (БЫ) то ни стало я хочу ТО (ЖЕ) поехать в Париж. (В) ПРОДОЛЖЕНИИ романа сюжетная линия заметно изменилась, но читатели встретили (ТЕХ) ЖЕ героев.

15)Укажите все цифры, на месте которых пишется Н. Некраше(1)ые деревя(2) ые стены, чище(3)ая-перечище(4)ая мебель, наохре(5)ые полы, стари(6)ые стулья, перекова(7)ые в венские, и даже драоце(8)ый сундук издавали запах сухого дерева, прижжё(9)ого рдя(10)ым утре(11)им солнцем.

16)Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений 1) Обрушился огонь орудий и целых три часа подряд не разговаривали люди и били пули невпопад. 2) Весь вечер Ленский был рассеян то молчалив то весел вновь. 3) До самой осени нещадно палит раскаленное Аральское небо и веет по степи ураганный ветер испепеляя все вокруг. 4) Только под самый новый год мороз сковал землю как следует и зима стала властвовать повсюду: застилала просторы новыми и новыми отбеленными полотнами обкладывала хаты и хлева сугробами перерезала улицы белыми горами. 5) Скоро у скворчонка отрос длинный хвост и крылья обросли жесткими черным перьями.

17)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Барский дом, одноэтажный (1) длинный и неуклюжий (2) в котором был мезонин с полукруглым окном посередине (3) выкрашенный темно-желтой краской, этот странный дом с зелеными ставнями и красной крышей (4) окруженный служебными постройками (5) и покривившимся (6) некрашеным решетчатым забором (7) стоял несколько в стороне от деревни (8) перед небольшим прудом (9) поросшим осокой (10) и с одного края подернутым плесенью.

18)Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой (-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Спокойно потягивает трубочку смуглый, коренастый капитан (1) повидимому (2) итальянец или грек. По-видимому (3) опасаясь снежных заносов, руководитель группы отменил восхождение на вершину горы. Ребёнок, испугавшийся (4) по-видимому (5) лошади, подбежал к матери.

19)Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(- ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Изредка какой-нибудь погонщик встрепенется от дум (1) вспомнит (2) что впереди него идут (3) вверенные ему быки (4) и (5) чтобы показать себя занятым человеком (6) со всего размаха ударит палкой по спине быка (7) что не вызовет никакой реакции у животного (8) но ещё сильнее разозлит самого погонщика.

20)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Большая разъехавшаяся хата (1) в которой помещалась бурса (2) была решительно пуста (3) и (4) сколько философ ни шарил во всех углах (5) и даже ощупал все дыры и западни в крыше (6) он нигде не отыскал ни куска сала (7) или (8) по крайней мере (9) старого книша (10) что (11) по обыкновению (12) запрятываемо было бурсаками.

22)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Учёные, исповедующие эволюционную теорию, достоверно объясняют процесс развития крыльев у насекомых. 2) Леонардо да Винчи был одним из первых, кто опередил своё время, создал талантливые проекты летательных машин. 3) Человек научился летать без подражания летающим насекомым, то есть пошёл своим путём. 4) Эволюция крылатых насекомых уже не является загадкой для современной науки. 5) Человеку хочется летать, не используя летательные аппараты, как это делают насекомые и птицы.

26)«Торжественно-ироничный стиль текста ощущается благодаря использованию такого тропа, как А___ (например, тоскующий взгляд в предложении 5, неугомонные мечтатели и безумцы в предложении 18), и такого лексического средства, как Б____(например, вопрошаем в предложении 7, сие в предложении 14, ежели в предложении 31). В то же время ореол загадочности поднимаемой автором проблемы, имеющей для него важный смысл, выражается в использовании такого приёма, как В _____ (предложения 10-11, 24-28, 30-31). Текст заряжен интонационной экспрессией, что проявляется в мастерском использовании такого синтаксического средства, как Г______ (предложения 8-10, 13)».

Другие тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку для 11 класса:

Тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку задания с ответами

28.05.2021 Русский язык 11 класс новые тренировочные варианты ЕГЭ 2021 с ответами

  • Примеры эпитетов русских народных сказок
  • Примеры эгоизма из жизни для сочинения
  • Примета или премета как пишется
  • Примерять как пишется приставка
  • Примеры сочинений огэ по английскому языку