Примеры жестокости из жизни для сочинения

Пример сочинения чем доброта отличается от милосердия? доброта и милосердие очень похожие, но в то же время разные понятия. в

Пример сочинения

  «Чем доброта отличается от милосердия?»

Доброта и милосердие… Очень похожие, но в то же время разные понятия. В чем же состоит их различие? Доброта-это отзывчивость , душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Она проявляется в бескорыстных поступках с целью принести пользу окружающим. А милосердие — это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердным можно назвать человека, который испытывает временную жалость ко всему живому. Как и доброта, милосердие проявляется в поступках. Так чем же эти понятия отличаются друг от друга?   Милосердие в отличие от доброты может проявить и злой человек, в то время как доброта-свойство лишь добрых людей. Немало произведений в русской литературе посвящено теме милосердия. Вспомним роман Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». В этом произведении автор показывает различия между добром и милосердием на примере нескольких героев. Так, Пугачев представлен злым и жестоким героем. Тому подтверждение — эпизод, когда он велит казнить всех дворян. Однако автор показал, что такой жестокий человек способен и  на милосердие. Когда наступает время казни Гринёва, Пугачёв велит сохранить ему жизнь, так как помнит, как Пётр бескорыстно помог ему, отдав совершенно новый тулуп. Но даже после такого милосердного поступка мы не можем считать и  Пугачёва добрым. Наоборот, он злой человек, руками которого пролито много крови. А.С. Пушкин показал, что и такой человек способен проявить сострадание по отношению к другому. Можно сделать вывод, что милосердие – временное проявление доброты, так как сострадать и прощать могут и жестокие люди. В противоположность жалости доброта — это постоянное душевное состояние, оно выражено в желании творить добро, с любовью относиться к каждому.  Поэтому часто добрые люди оказываются ещё и милосердными. Например, в произведении А. Платонова «Юшка» у главного героя сочетались оба эти качества. Юшка никогда не делал зла, хорошо относился к людям, не отвечал на их жестокость. Автор показывает, как герой не тратит на себя заработанные деньги, «пьет пустую воду», а весь заработок отдает своей приемной дочери, при этом не ожидая ничего взамен. А сама дочь тоже обладает милосердием. Она добра к обществу. Девушка видит, как люди в городе нуждаются в ее помощи, поэтому она остаётся работать и бескорыстно помогать нуждающимся. Таким образом, герои рассказа «Юшка» доказывают, что можно быть добрым и милосердным одновременно. Нужно стремиться стать именно таким человеком. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что доброта и милосердие — похожие понятия, но не одинаковые. Они отличаются. Доброта — состояние души, а милосердие-действия, вызванные состраданием. Быть милосердным не означает быть добрым. К состраданию могут прийти и злые, жестокие люди. Конечно, лучше всего, когда человек объединяет в себе оба эти качества и старается жить по общечеловеческим законам добра и правды.

412 слов  

К1 -1, К2-,К3-1, К4-1, К5 – 1  «зачет»

Пример сочинения

 «Чем можно пожертвовать ради любимого человека?»

     Самопожертвование — готовность пожертвовать собой, ради любимого человека. Люди готовые к этому, чаще всего обладают  такими чертами характера, как доброта ,сострадание, смелость. Об этой проблеме размышляли многие авторы.      

     А.С.Пушкин в произведении «Капитанская дочка» показывает наглядный пример самопожертвования. Главный герой Петр Гринев  добрый и отзывчивый человек, жертвовал собой, ради любви к Марье Мироновой, тем самым подвергая свою жизнь опасности. Он заступается за честь любимой девушки, вызывая на дуэль Швабрина, где и получает ранение. Это говорит нам о том, что   Петр Гринев своими поступками показал, готовность вытерпеть что угодно ради любимого человека.

     Тоже самое можно сказать и про Машу Миронову, хрупкую, но смелую девушку, которая  решается на отважный поступок. Она одна едет  к императрице, чтобы попросить милости, для своего жениха, тем самым, спасает Петра от позора и ссылки.

     Так, мы можем сделать вывод, что оба героя готовы были на всё ради друг друга, не задумываясь о последствиях.  

     Тема самопожертвования также поднимается в произведении А.И.Куприна «Куст сирени». Здесь описана  история того, как главная героиня Верочка, внимательная и чуткая женщина  потратила все свои силы, для того, чтобы исполнилась мечта Николая. Ради любимого человека она продала все свои украшения и купила кусты сирени, тем самым, пожертвовав своим комфортом.

     Так, мы увидели, что несмотря ни на что, вопреки всем преградам и обстоятельствам нужно помогать тем, кто нуждается в помощи, поддержке.

     Таким образом, можно сделать вывод, что самопожертвование — это поступок, который может совершить человек, неравнодушный к чужим страданиям, человек с большой силой воли и с большой любовью к людям.

     237 слов

 Объем менее 250 слов  — незачет

Даже если объем был больше, все равно незачет (по критерию №1).

Многомудрый Литрекон представляет итоговое сочинение на тему: Ошибки на жизненном пути. Аргументы, тезисы, вступления — все есть в двух экземплярах. Приятного просвещения!

Вариант 1

(337 слов) Каждый человек совершает ошибки на жизненном пути, это неизбежно. Развивается только тот, кто работает над собой, а в любом таком процессе возникают накладки и неполадки. Исправляя их, мы становимся опытнее и умнее. Это доказывают примеры героев из литературы.

Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». Андрей Болконский не раз ошибался на пути к постижению себя и достижению целей. В самом начале книги герой тешит себя тщеславными иллюзиями и мечтает о своем Тулоне. Его кумир — Наполеон, его призвание — война. Но как только князь оказывается на реальном поле боя, его мнение постепенно меняется. Грязь, кровь, жестокость — все это сильно отличается от его первоначальных преставлений о войне, где есть место только подвигам и благородству. Аустерлицкое сражение окончательно развеивает мираж. Андрей получает ранение и осознает, что вся эта ненужная суета не стоит человеческой жизни, что красота природы, любовь семьи, мирное поприще гораздо лучше, чем состязание, кто кого убьет. Вернувшись домой, Болконский переосмыслил свое мировоззрение и разочаровался в Наполеоне. Да, он ошибся, но понял свой просчет и исправился. И это непременное условие его личностного роста.

Однако не все ошибки исправимы. Бывает, что человек оступается лишь раз и больше не поднимается, потому что его заблуждение фатально. Вспомним рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». Ларра был сыном похищенной женщины и пленившего ее орла. Когда отец погиб, юноша пришел в племя людей вместе с матерью. Но законы человеческой общины показались ему неубедительными. Он убил девушку за то, что она отказалась принадлежать ему. Это преступление было трагической ошибкой героя, ведь оно перечеркнуло всю его жизнь. Старейшины приговорили его к вечному изгнанию, а Бог дополнил приговор бессмертием. Герой так и не признал вину, но судьба вынудила его изменить решение. Спустя годы Ларра настолько тяготился одиночеством, что желал смерти. Его заблуждения стоили ему очень дорого, потому что последствия его поступка неисправимы и очень болезненны для других.

Таким образом, все люди ошибаются, но некоторые только один раз. Важно помнить, что цена просчета может быть слишком высокой, и человек просто не сможет заплатить по счетам. Поэтому так важно стараться не оступаться и делать работу над ошибками после каждого падения.

Вариант 2

(406 слов) Все мы понимаем, что ошибки — это неотъемлемая часть нашей жизни. Совершая промах, мы получаем возможность изучить ситуацию, сделать выводы и стать лучше. В следующий раз мы обходим грабли стороной и быстрее доходим до цели. Только тот, кто прошел эту школу, может превратиться в того, чем мечтал стать. Это доказывают многочисленные литературные примеры.

Тему ошибок и их исправления затронул Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Его герой сделал чудовищный ложный шаг — совершил убийство. Казалось бы, теперь судьба Родиона загублена навсегда, ведь он уже не сможет смыть с себя этот позор. После таких грехов жизнь идет по наклонной плоскости, мало кто имеет возможность исправиться. Но автор описал путь нравственного исцеления персонажа. Раскольников не был плохим человеком, он всего лишь запутался и оступился. Раньше он совершал только благородные и добрые поступки: спас детей из горящего дома, помог обманутой девушке, отдал едва ли не последние деньги бедной семье. Именно нищета и бесперспективность свели его с ума, породили социальную болезнь в виде тяги к преступлению. И после рокового поступка герой стал мучительно осознавать собственную греховность и искать пути выхода из нравственного тупика. Знакомство с «грешницей» Соней и чтение Библии поспособствовали его преображению. Раскольников понял, что не принадлежит к «право имеющим», но полностью победить свою теорию ему удалось лишь на каторге, где рефлексия и изучение Священного писания исцелили его душу. Ошибка исказила путь Раскольникова, навсегда изменила его судьбу, но она же дала ему возможность продолжить личностный рост, избавиться от гордыни и высокомерия и стать нравственно чище.

Но не все ошибки настолько серьезны и фатальны. Более бытовой и близкий нам пример описал А.С. Пушкин в книге «Капитанская дочка». Петр Гринев, впервые покинув отчий дом и возомнив себя самостоятельным, сделал немало просчётов по дороге в военную часть. Герой напился, проиграл крупную сумму на бильярде и накричал на слугу. Проснувшись и отрезвев, Петр понял, что вел себя неправильно. Ему было стыдно за то, что он натворил. И Гринев смог перебороть себя и извиниться перед Савельичем. Разговор с наставником и раздумья о совершенном поступке побудили героя в дальнейшем отказаться от спиртных напитков и азартных игр. Если бы Петр не ошибся в начале пути, он так и не понял бы, что эти плохие привычки ведут к ужасным последствиям. Ложный шаг дал герою бесценный опыт.

Таким образом, ошибки — это наши ступени к успеху, познанию себя и своей роли в жизни. Преодолевая преграды, исправляя просчеты и избавляясь от недостатков, мы становимся лучше и приобретаем полезные навыки и знания. Именно так люди взрослеют и реализуют свои мечты.

Автор:
Самый Зелёный
·

«Унылая пора! Очей очарованье!» — думает выпускник, возвращаясь с уроков в осеннюю пору, но «отдаленные седой зимы угрозы» все ближе и явственнее: грядет Итоговое сочинение, и пора что-то решать, пока оно нас не порешило. Подготовиться без лишних нервов и драм помогут аргументы по направлению «Преступление и Наказание — вечная тема» для итогового сочинения 2021-2022 года. Список литературных примеров пособит в трудную минуту творческого застоя и настроит ученика на нужную волну книжных ассоциаций. Если в этой подборке Вы не отыскали нужный аргумент, сам он Вас не найдет. Напишите нам в комментарии, и Многомудрый Литрекон добавит то, что нужно.

  1. Как бороться с преступностью? Зачастую главной причиной преступления является безвыходное положение человека. Загнанный в угол, он готов на все, чтобы вырваться из нищеты, угнетения или иной западни. Поэтому каждому человеку, оказавшемуся в трудном положении, необходима моральная и материальная поддержка. Так, сострадание и милосердие доктора Пирогова из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор» спасли жизнь семьи Мерцаловых и предотвратили преступление главного героя против себя самого и своих близких. Глава семьи находился в таком состоянии, что собрался вешаться: дочка серьезно болела, с работы выгнали, семья голодает. От отчаяния он рассказал о своей беде случайному прохожему, который и оказался доктором. Пирогов сразу послал старших детей за едой и дровами, осмотрел больную, выписал бесплатный рецепт, оставил денег. Он стал для Мерцаловых настоящим ангелом, ведь после его посещения их жизнь постепенно стала улучшаться. Пирогов проявил сострадание — отложил свои планы и пожертвовал деньгами, чтобы бескорыстно помочь другим. Милосердие героя вызывает уважение у читателей, ведь один такой поступок спас несколько человек и предотвратил самоубийство одного из них. Именно поддержка общества может переубедить преступника и направить его на путь истинный.
  2. Достоин ли преступник сочувствия? Нередко мы слышим о сочувствии к преступникам, но очень трудно проявить его, если они не пожалели свою жертву и не раскаялись в содеянном. Вот жертва преступления, Лариса Огудалова, героиня драмы А. Н. Островского «Бесприданница», заслуживает сострадания. Внешне ее жизнь неплоха: поклонники, интересные знакомства, скорая свадьба. Однако на самом деле мать практически продает девушку каждому обеспеченному человеку, потому что Лариса — бесприданница. Девушка влюбилась в Паратова, а он лишь поиграл с ней. Она готова выйти за нелюбимого Карандышева, лишь бы скорее уехать и начать скромную жизнь. Но и тот использует Ларису как способ самоутверждения. Девушка ни у кого не находит понимания и сочувствия, человека в ней не видят, лишь игрушку. Даже Вожеватов и Кнуров разыгрывают ее в орлянку и рассматривают только в качестве содержанки. Она вновь верит Паратову, но он предает ее. А жених убивает Ларису, не простив пренебрежения. Все перечисленные мужчины являются преступниками, ведь своими действиями или бездействием вовлекают беззащитную девушку в проституцию и доводят ее до трагической гибели. Однако никто из них не признает своей вины, никто не видит в унижении женщины ничего преступного. Поэтому сочувствия герои не вызывают, они же его не проявили.
  3. Какие поступки вызывают у человека чувство вины? Порой мы совершаем то, за что потом стыдно всю жизнь. Например, когда неблагодарная дочь бросает пожилого отца, — этот поступок нельзя смыть раскаянием или оправданием. Такой пример мы находим в литературе. Станционный смотритель Самсон Вырин из одноименной повести А. С. Пушкина жил на своей отдаленной станции спокойно, пока один проезжий офицер не влюбился в его привлекательную дочку. Военный прикинулся больным, соблазнил девушку и увез с собой. Вырин опасался, что дочь станет одной из провинциальных дурочек, которых обманывают и бросают на произвол судьбы. Он отправился в Петербург, чтобы найти дочь. Она не проявила должного сострадания к отцу и не писала ему ни строчки о своей жизни. Поговорить смотрителю с дочерью не дали, напротив – с позором прогнали. С той поры жизнь Вырина потеряла краски, он вскоре умер. Дочь приехала к отцу, но было поздно. Ей осталось только чувство вины. Она сама стала матерью и поняла, насколько была неправа, но изменить уже ничего не могла и лишь рыдала на могиле.
  4. Можно ли оправдать преступление? Когда человека к преступлению принуждают невыносимые условия жизни, его нельзя осуждать. Поэтому лишь сострадание вызывает Соня Мармеладова, героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Отец девушки спился, потерял работу. Его вторая жена болеет чахоткой, у нее дети, которых нечем кормить. Ради семьи Соне приходится «идти по жёлтому билету». Она занимается противоправным и преступным делом, разрушает нравственность, но ведь в таком безвыходном положении у нее нет иного способа заработать. Она не может ждать, пока погибнут от голода ее сестры и брат, мачеха и отец. Ее преступление вынужденное, отчаянное, поэтому ее осудить мы не имеем права. Даже среди окружающей ее грязи Соня остаётся светлой и доброй. А потому автор дает ей шанс начать жизнь с чистого листа.
  5. Нужно ли прощать преступление? Порой люди оказываются в таких условиях, когда преступление является единственным выходом из тупика и возможностью хоть как-то свести концы с концами. В этом случае их можно и понять и простить, ведь не они виноваты в безнадежности и безвыходности обстоятельств. Но Алексей Иванов, герой рассказа А. П. Платонова «Возвращение», принял это далеко не сразу. Он вернулся с фронта домой, пережил ужас войны. Но семья героя, жена Любовь, дети Петруша и Настя, также были в сложнейших обстоятельствах. Любовь работала не покладая рук, чинила соседям обувь, чтобы получить каких-нибудь продуктов и накормить детей. Женщина заслужила сострадание и милосердие. Она изменила мужу, когда уже «ее душа умирала». И хоть сам Иванов изменил, он собрался уходить, не мог простить измену. Но вовремя одумался, остановило его сострадание к детям, которые побежали его останавливать. Алексей понял, что хотя бы ради них нужно попытаться построить новую жизнь и простить то, что даже преступлением назвать нельзя. Он не имел морального права покидать семью в такое сложное время.
  6. Самый жестокий обвинитель — это совесть: так ли это? Даже если преступник не наказан за свое деяние, совесть всегда произнесет свой жестокий приговор, и от него никуда не деться. Это доказывает пример из литературы. Главная героиня повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» влюбилась в дворянина Эраста. Тот вроде бы тоже полюбил ее, но пойти против сословных предрассудков не смог, женился на другой, а Лизой просто поиграл, приятно провел с ней время. Однако для девушки это было настоящее чувство, без которого она не смогла жить, поэтому покончила с собой. Ее история вызывает сострадание, а поведение Эраста – порицание, ведь он виноват в произошедшем. И сам герой винил себя в гибели девушки, хоть и не получил формального наказания. Он всю жизнь чувствовал себя убийцей и прожил годы в мучениях, пытаясь заглушить боль. Совесть стала его единственным, но пожизненным обвинителем, который не отменил своего приговора даже спустя долгие годы.
  7. Какое преступление никак нельзя оправдать? Один из героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» сказал, что трусость является самым главным пороком. Именно преступление, связанное с ним, никак нельзя оправдать, ведь от трусости берут свое начало многие беды. Иешуа, герой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», переживает предательство, пытки, несправедливый приговор, и все эти несправедливости происходят от трусости людской. Иешуа с состраданием относится к своему обвинителю, Понтию Пилату. А тот понимает, что за Иешуа правда, но ничего не может сделать. Почему? Потому что боится лишиться своего статуса, боится бунта в Иерусалиме, боится признать правоту того, за кем не стоит общепризнанный авторитет. Из-за трусливого отступничества Пилата от истины пленника казнили, причем мучительным и изощрённым способом. И прокуратор винил себя в этой смерти, пытался искупить грех, но тщетно. Все потому, что его преступление нельзя оправдать: страшась за свою судьбу, человек предал самого себя, истину и призвание. А это самое страшное, что может случиться с личностью. Оправдывая ее, мы поощряем куда более серьезные преступления, на которые такой человек пойдет в будущем, не имея никакой моральной опоры.
  8. Как убедить преступника раскаяться в содеянном? Самым страшным наказанием для преступника является изгнание. Бойкот всех людей очень сложно перенести, ведь человек — существо социальное. Это доказывает М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Ларра убил девушку, которая отказалась ему подчиниться. Соплеменники предлагали разные варианты наказания, но старейшины остановились на наиболее действенном. Ларру прогнали из общины. Теперь с ним никто не общался и никак не контактировал. Сначала Ларра не испытывал неудобств, ведь был одержим гордыней. Он воровал скот и уводил насильно женщин. Но со временем одиночество стало сильно давить на него. Он уже и сам просил о смерти, но Бог покарал его бессмертием. В результате Ларра потерял человеческий облик и стал тенью среди людей. Без сомнения, тяжелая кара вынудила его не раз пожалеть о содеянном, раз он призывал смерть. Оказавшись вне социума, личность осознает свои ошибки и делает все возможное, чтобы вернуться.
  9. Месть — это преступление или восстановление справедливости? Очень часто люди думают, что месть обидчику решит все проблемы и восстановит справедливость, но это не так. Л.Н. Толстой романе-эпопее «Война и мир» доказал это. Андрей Болконский был обманут невестой: она не дождалась его и едва не убежала с другим мужчиной из дома. Герой не смог простить ни Наташу, ни ее соблазнителя. Он решил отомстить Анатолю. Болконский искал его везде, но начавшаяся война отвлекла его от поисков и заставила заняться более полезными делами. Однако эта мысль о мести сжимала душу героя и не давала ему вернуть радость жизни. Он жил этой идеей. Но на Бородинском поле судьба сама свела счеты: Анатоль потерял ногу, а Андрей получил серьезное ранение. И в госпитале Болконский смог простить Курагина. Увидев его мучения, он вдруг осознал, что не может испытывать злость к этому человеку. Пережитое испытание помогло князю простить и свою невесту. Он убедился, что месть не восстанавливает справедливость, а преумножает горе. Только прощение помогает человеку забыть обиду и жить дальше.
  10. Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»? М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» показал, что равнодушие является источником всех преступлений. Так, Григорий Печорин безразличен к судьбе людей, которые встречаются на его пути, поэтому позволяет себе манипулировать ими и даже разрушает их жизни, чтобы развлечься. Он губит Бэлу, вырвав ее из родной среды. Когда девушка полюбила его, он остыл и заставил ее страдать. Он обманул и использовал Мери, разбил ей сердце просто от скуки. Он мучил Веру своей эгоистичной любовью, которая лишь требовала, но ничего не давала взамен. Он убил Грушницкого просто потому, что он не извинился за подмену оружия. Наконец, он шутки ради напугал и прогнал прочь «честных контрабандистов». Сколько дурных поступков, причиной которых стало безразличие! Григорий не думает о людях, поэтому совершает преступления и не даже не чувствует своей вины.
  11. Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»? М. Горький в повести «Детство» показал преемственность преступлений, а не поколений. Василий Васильевич прошел суровую школу жизни, и все мрачные впечатления перенес в свою семью. Он был плохим отцом: бил и унижал детей, а дочь даже намеревался выдать замуж против воли ради денег. К чему привело это домашнее насилие? К тому, что сыновья Каширина выросли такими же порочными и жестокими. Один из них до смерти избил жену, другой едва не покушался на жизнь отца. Варвара бежала из такой семьи, и второй брак оказался неудачным: муж бил ее беременную. Одно преступление за закрытыми ставнями породило десятки других, даже более ужасных, так как зло размножается спорами: из одной жестокости быстро выходят другие.
  12. Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его? Н.В. Гоголь в повести «Шинель» подтвердил это. Улицы Петербурга кишели преступниками, потому что они были уверены в своей безнаказанности. «Значительные лица» столицы халатно относились к своим обязанностям и смотрели на зло сквозь пальцы. Поэтому когда Акакия Акакиевича ограбили на улице, а он не смог найти справедливости и защиты. Кража шинели ночью ни у кого не вызывала удивления, правоохранители лишь пожимали плечами: ничего не поделаешь. «Значительное лицо» и вовсе выгнало просителя вон, чтобы порисоваться перед приятелем. Поэтому можно смело сказать, что именно генерал поощряет грабителей. Он тоже оказывается на месте жертвы в финале. А как иначе? Поддерживая преступников, мы сами становимся потерпевшими рано или поздно.
  13. Почему люди совершают преступления? В.Г. Короленко в произведении «Дети подземелья» показал мотивы преступления ребенка. Валек воровал еду, но только потому, что был голоден, как и его умирающая от болезни сестра. Мальчик понимает, что воровать — это плохо, но что ему остается делать? Родителей у него нет, родственников — тоже, а обыватели городка считают его бродягой и сторонятся вместо того, чтобы помочь. В те времена дети не могли рассчитывать даже на отправку в приют. Валек оказывается совершенно один наедине с миром, который безразличен к его горю. Поэтому он превращается в малолетнего преступника только из-за голода и холода. 
  14. Какие преступления нельзя простить? М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» показал преступление, которое никак нельзя простить. Аксинью изнасиловал родной отец. Девушка была связана ремнями и не могла защитить себя. Ее криков никто не услышал. Более того, после инцидента отец угрожал дочери расправой за донос. Но Аксинья рассказала о насилии матери и брату. Те не стали даже ждать суда и сами расправились с преступником. Родной сын убил отца, а мать ему помогала. Его поступок просто нельзя простить и понять. Насилие над несовершеннолетней девушкой, еще и над родной дочерью, должно быть наказано самыми строгими мерами, ведь нельзя допустить его распространения и реабилитации.
  15. Что мешает человеку преступить закон? Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души» показал, что больше всего преступник боится огласки. Так, Чичиков скупает крестьян на бумаге, пока о его делах в городе почти никто не знает. Помещики не говорят о сделке, дабы сбросить налоговое бремя тихо и без последствий. А сам Чичиков упивается всеобщим уважением и своей безнаказанностью. Его повсюду приглашают и принимают, как равного члена высшего общества. Пока никто не догадывается об афере, Павлу Ивановичу нечего опасаться. Преступление любит тень. Но как только в обществе становится известно об его махинациях с покупкой мертвых душ, Чичиков сворачивает свою аферу и спасается бегством. Ему стыдно и неприятно находиться среди людей, которые его осуждают. Всеобщее порицание и мешает человеку преступить закон. Поэтому все маргиналы скрывают свой образ жизни и свои деяния. Как только другие узнают об этом, продолжать противоправные действия уже невозможно, ведь человеку стыдно за себя и страшно оказаться в изоляции.

Метки: 11 классаргумент из литературыВечная темадекабрьское сочинениеитоговое сочинениеподборкаПреступление и наказаниепример из литературысписок

Читайте также:

5 готовых сочинений по новым направлениям 2021/22 учебного года.

→ Направления ИС.
→ Примерные темы.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?

Существуют люди, которые довольствуются малым и предпочитают оставаться на одном месте, потому что так комфортнее и удобнее. О таких личностях говорят, что они следуют проторённой дорогой, то есть всегда и во всём используют привычные, хорошо известные способы. Однако есть и такие люди, которые находятся в постоянном поиске. Они готовы к изменениям и риску, пытаясь достичь высот. На мой взгляд, подобный тернистый путь, полный сомнений и трудностей, намного лучше проторённой дороги. Чтобы доказать свою позицию, обращусь к произведениям художественной литературы.

Человек должен стремиться к нравственному совершенствованию и духовному развитию. Однако герой сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» больше всего на свете боится смерти и поэтому всю свою жизнь проводит в норе. Одиночество не слишком тревожит героя, ведь любое живое существо может представлять для него опасность. Он не живёт, а большую часть времени дрожит от всепоглощающего страха, не пытаясь найти друзей и обрести семейное счастье. В конечном счёте герой понимает, что если бы все пескари следовали его примеру, то вывелся бы весь его род. Само название сказки иронично: слово «премудрый» приобретает противоположное значение. Салтыков-Щедрин размышляет о людях, которые привыкли жить точно так же, как и его герой. Их существование никому не приносит пользы, потому что они лишают себя права на полноценную жизнь. Такие люди боятся тернистого пути и всегда выбирают проторённую дорогу.

Любимые герои Л.Н. Толстого, наоборот, находятся в постоянном движении, стремясь к духовному обогащению. Автор романа-эпопеи «Война и мир» проводит персонажей через множество тяжёлых испытаний, ведь только так можно стать настоящей личностью, заслуживающей достойной жизни. В начале произведения Андрей Болконский находится в состоянии смятения и, желая найти свой путь, уходит на войну. Изначально князь Андрей, не лишённый тщеславия, мечтает пойти по стопам своего кумира Наполеона и жаждет стать таким же авторитетным и влиятельным человеком. Однако во время Аустерлицкого сражения герой разочаровывается в своих честолюбивых помыслах и понимает, насколько мелочными были его прежние стремления. Ещё одним испытанием на тернистом пути Болконского можно считать его знакомство с Наташей Ростовой. Сначала ему кажется, что он никогда не сможет простить девушку за её симпатию к Анатолю Курагину. Однако перед лицом смерти князь Андрей испытывает совершенно необыкновенное чувство: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам». Он видит страдание человека, которого больше всего на свете презирал, и прощает его. Именно тернистый путь учит человека душевности и гуманности.

В заключение хочется отметить, что следовать проторённой дорогой – это значит останавливаться в своём развитии. Испытания закаляют человека и дают ему силы двигаться вперёд. Иногда приходится рискнуть всем, чтобы пройти путь через тернии к звёздам, бросить жребий и перейти Рубикон. Разве не в постоянной борьбе и преодолении трудностей заключается смысл человеческого существования?

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?

Мир не стоит на месте и постоянно изменяется: появляются новые технологии, изобретения, совершаются открытия, которые значительно облегчают нашу жизнь. Конечно, прогресс – это замечательно, но во всём нужно знать меру и стараться

придерживаться золотой середины. В конце концов может возникнуть опасность вытеснения духовных ценностей технологическими новшествами. В этом случае люди перестанут прислушиваться друг к другу, будут конфликтовать, проявлять жестокость и забудут о гуманности. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Проблема столкновения материального и духовного поднимается в произведении XIX века – романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Автор создаёт характер разночинца-нигилиста, увлечённого медициной. Он отрицает красоту природы, считая её не храмом, а мастерской, умаляет роль искусства – поэзии и музыки. Ему кажется, что играть на виолончели или читать Пушкина – это пережиток прошлого, поэтому герой считает поведение поэтичного Николая Петровича нелепым и глупым. По мнению Базарова, не подлежат сомнению только абсолютные истины – то есть те теории и факты, которые доказаны наукой. Евгений хочет выглядеть смелым и независимым, однако два главных испытания – смерть и любовь – подвергают его нигилизм серьёзной критике. Наука не может занять в сердце человека такое же место, как чувство привязанности и любви к близким. Так, автор подчёркивает, что пренебрежение духовными ценностями – это путь в пустоту, ведь без душевности невозможно выжить.

Такая же проблема продолжает волновать писателей и в XX веке. Герой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» пытается узнать секрет омоложения человеческого организма и решает провести антигуманный эксперимент. Профессор Преображенский пересаживает гипофиз человека бездомной собаке, не задумываясь о последствиях. Так, обычный пёс Шарик постепенно превращается в невежественного, грубого, безнравственного Полиграфа Шарикова. Новоиспечённый гражданин употребляет алкоголь, ругается, ворует вещи, а однажды даже пишет донос на самого профессора. Всё выходит из-под контроля, и Преображенский осознаёт, какую страшную ошибку совершил. Шариков становится человеком, лишённым каких-либо моральных устоев. Именно такое будущее грозит людям, перестающим заботиться о своём духовном развитии. Так, писатель подчёркивает, что не все плоды научно-технического прогресса идут на пользу человечеству. Каждый учёный должен нести ответственность за свою деятельность. Народ, который обесценивает нравственность, обречён на вырождение.

В заключение хочется отметить, что в настоящее время ускоренное развитие науки заставляет опасаться за судьбу вечных ценностей: любви и доброты, сострадания и взаимоподдержки. Новые научные достижения упрощают жизнь и помогают сэкономить время, но они не должны становиться важнее моральных норм. В конце концов стремление к духовному обогащению – это именно то, что отличает человека от животного.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Почему люди становятся преступниками?

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог

воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.

Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.

Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?

Есть ли будущее у мира, в котором нет места искусству? На мой взгляд, это приведёт к деградации и вырождению человечества. Именно произведения искусства делают нас более гуманными, милосердными, учат нас сопереживать другим людям. Например, книги называют «детьми разума», потому что они действительно возвышают человека и очищают его душу. Особенно приятно читать литературное произведение, на героя которого хочется равняться. Каких персонажей я могла бы назвать родственной душой?

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» одна из главных героинь – Марья Болконская, честная и душевная девушка, которая восхищает своей природной чистотой и естественностью. Княжна Марья не отличается внешней красотой, скорее, наоборот, автор постоянно акцентирует внимание на её недостатках. Лицо девушки было «некрасивым и болезненным», отец не раз называет её «дурной» или «неловкой», а Анатоль Курагин отзывается о ней следующим образом: «Бедняга! Чертовски дурна!» Почему же эта героиня вызывает у читателей такую симпатию? У княжны Марьи большие, лучистые глаза, которые, как известно, являются зеркалом человеческой души. Действительно, эта робкая девушка обладает богатым внутренним миром, она всегда доброжелательна, искренне переживает за своих близких и умеет по-настоящему любить. Марья Болконская религиозна, живёт по христианским заповедям, согласно которым все люди равны и никому не следует желать зла. Героиня Толстого помогает «божьим людям», даёт образок брату,

провожая его на войну, и отличается поразительным смирением и кротостью. Я думаю, что княжна Марья – идеал женщины, она заботлива и милосердна.

Ещё одной родственной душой я бы назвала заглавную героиню романа Ш. Бронте «Джен Эйр». Так же, как и княжна Марья, Джен некрасива и на первый взгляд кажется абсолютно посредственной и ничем не примечательной девушкой. Однако на самом деле героиня Бронте оказывается сильной, решительной личностью, всегда готовой постоять за себя и свои права. Её независимость, сила воли и чувство собственного достоинства не могут не вызывать восхищения. С детства Джен приходилось противостоять грубой и властной тёте, а затем выживать в тяжёлых условиях пансиона для сирот. Героиня преодолевает все препятствия и с честью выдерживает выпавшие на её долю испытания. При этом она сохраняет лучшие человеческие качества: способность к сочувствию, кристальную честность, искренность и бесстрашие. Так, она, не опасаясь за собственную жизнь, проводит последние минуты рядом с умирающей от чахотки подруги. Джен – достаточно гордая девушка, но эта гордость не имеет ничего общего с гордыней или эгоизмом. Она возвращается к любимому человеку, когда ему требуется её помощь и поддержка, заботится о нём до конца своих дней.

Действительно, герои художественных произведений могут стать для читателя лучшими друзьями и родственными душами. Сила духа, целеустремлённость, милосердие и внутренняя красота – вот те качества, которые позволяют мне назвать героинь Л.Н. Толстого и Ш. Бронте примерами для подражания. Конечно, у каждого читателя может появиться свой идеал. Те люди, которые ничего не читают, многое упускают и лишают себя эстетического наслаждения.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?

Гражданин – это достойный сын своего Отечества. Таких людей называют патриотами, потому что они готовы пожертвовать самым ценным, что у них есть, ради общего блага. Человек с активной гражданской позицией не может быть равнодушен к судьбе своего народа и в трудную минуту будет его защищать, потому что считает это своим долгом. Ещё Н.А. Некрасов отмечал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Настоящий гражданин всегда чувствует себя ответственным за всё происходящее на его Родине. Обратимся к произведениям художественной литературы, героев которых можно назвать людьми с активной гражданской позицией.

Патриот – это волевой и решительный человек, умеющий вдохновить и объединить других людей в тяжёлое для Отечества время. Именно таким является заглавный герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Бульба – старый козак, который с глубокой преданностью защищает Запорожскую Сечь, рискуя собственной жизнью. Он упрям, горд и бесстрашен, отличается удивительной силой воли и превыше всего ставит интересы козачества. Товарищи с уважением относятся к Тарасу Бульбе, считают его одним из самых авторитетных людей, всегда прислушиваются к его мнению. Именно Тарас сумел воодушевить козаков перед битвой, не позволил им опускать руки и падать духом. Он призывает товарищей объединиться и защищать родную землю до последней капли крови. Бульба не боится смерти, трусость ему вообще не свойственна: по его мнению, даже умирать надо уметь с честью и достоинством. Таким образом, героя Н.В. Гоголя действительно можно назвать человеком с активной гражданской позицией. Это прирождённый лидер, готовый делать всё возможное ради спасения своего народа и сохранения его традиций.

Патриотом можно назвать человека, который в первую очередь живёт не для себя, а для других. Так, например, герой поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Григорий Добросклонов – настоящий альтруист и народный заступник. Своё

предназначение он видит в совершении добрых поступков, способных изменить жизни людей к лучшему. Он становится на защиту нуждающихся, выступает против угнетателей, а в своих песнях прославляет русский народ и Родину. Гриша Добросклонов мечтает о светлом будущем освобождённых от крепостничества крестьян, называя их ратью, в которой скрывается несокрушимая сила. Н.А. Некрасов, не успевший закончить поэму, именно в этом герое видел того самого счастливого человека, которого так долго искали крестьяне. Поэт подчёркивал взаимосвязь личного и народного счастья, а для Гриши Добросклонова смысл жизни и заключается в служении Отечеству.

Таким образом, человек с активной гражданской позицией – это патриот, вдохновитель, который никогда не останется в стороне, если его народ нуждается в защите и помощи. Это смелый, мужественный человек, который не боится пойти на риск. В трудное для всей страны время он может воодушевить и повести за собой других людей.

p17 knopka1 knopka4

Пример жестокости для сочинения ОГЭ (9.3), ЕГЭ, итогового

Аргументы на тему «ЖЕСТОКОСТЬ» из романа «ТИХИЙ ДОН» М.А. Шолохова

Пример 1. Жестокость к сопернице (АКСИНЬЯ)

Прилив бешенства вызывает в ней приход Натальи с просьбой оставить Григория. Аксинья глумится над Натальей, по-бабьи мстит ей за то, что та принесла ей несчастье, выйдя замуж за Мелехова. Наталью она воспринимает как лютого врага, безжалостно и больно бьет ее жестокими словами. «Ты-то нужна ему? Глянь, шею-то у тебя покривило! И ты думаешь, он позавидует на тебя? Здоровую бросил, а на калеку позавидует? Не видать тебе Гришки! Вот мой сказ! Ступай!» Аксинья «лютовала, защищая свое гнездо, за все прежнее разила теперь» — и за новые морщины, и за свои бессонные ночи.

Пример 2. Жестокий человек (КОРШУНОВ)

Коршунов Дмитрий Миронович — персонаж романа М.А. Шолохова «Тихий Дон», друг-одногодок Григория Мелехова, его шурин, брат Натальи. Его отец — Мирон Григорьевич Коршунов — престарелый казак.

Служил Коршунов Войску Донскому в карательном отряде исправно и усердно, произвели его в вахмистры, а затем в подхорунжий. За время службы в отряде он располнел и раздобрел. Офицерского чина добивался он не геройством. Здесь ценили другие качества. «. А качеств этих у Митьки было хоть отбавляй: не особенно доверяя казакам, он сам водил на расстрел заподозренных в большевизме, не брезговал собственноручно, при помощи плети или шомпола, расправляться с дезертирами, а уж по части допроса арестованных во всем отряде не было равного, и сам войсковой старшина Прянишников . говорил: «Нет, господа, как хотите, а Коршунова превзойти невозможно! Дракон, а не человек. Из-под Митькиных рук еще не один осужденный живым не вставал. »

Жестокость, свойственная натуре Коршунова, чудовищно возросла в карательном отряде. «. Там, где уставший от крови и чужих страданий неврастеник-офицер не выдержал, — Митька только щурил свои желтые, мелкой искрой крапленные глаза и дело доводил до конца».

Таким стал Коршунов, попав в карательный отряд войского старшины Прянишникова, таким явился он в родной хутор.

Тая злобу на Мишку Кошевого («Батю убили, деда убили, а я бы с ними христосовался?»), Коршунов собственноручно вырезал всю его семью, за что Мелеховы не пустили его в дом. Осудила Митьку и Ильинишна, мать Григория Мелехова. «Разве ж это казацкое дело — казнителем быть, старух вешать да детишек безвинных шашками рубить. » Отвернулась от него и сестра. Уехал Коршунов с хутора.

Пример 3. Жестокость (ГРИГОРИЙ МЕЛЕХОВ, ЧУБАТЫЙ)

В сотне Григория появляется новый урядник по прозвищу Чубатый, казак непомерной силы и жестокости. Его боятся кони, он и сам признает, что сердце у него «волчиное». Чубатый учит Григория не жалеть человека: «Поганый он, человек. Нечисть, смердит на земле, живет вроде гриба-поганки».

Урядник преподносит Григорию и другим казакам наглядный урок извращенного бессердечия. Вызвавшись отвести пленного в штаб, через несколько сотен метров Чубатый без всякой причины страшным ударом рассек его надвое. Григория эта ненужная жестокость потрясла.

Также Григорий относился жестоко к своей жене, жестоко сказал, что не любит ее.

Пример 4. ДАРЬЯ МЕЛЕХОВА

Утрата нравственной чистоты, внутренняя опустошенность приводят Дарью к откровенному цинизму и жестокости. Долго не могут Мелеховы простить Дарье убийство беззащитного, забитого до полусмерти Ивана Алексеевича Котлярова.

Аргументы на тему «ЖЕСТОКОСТЬ» из рассказа «КОНАРМИЯ» И.Э. Бабеля

Пример. ТРУНОВ

ТРУНОВ ПАВЕЛ — персонаж цикла рассказов И. Бабеля «Конармия», командир эскадрона Первой Конной. О нем рассказано от имени Лютова в новелле «Эскадронный Трунов».

Трунов жесток и «заводил всегда с пленными нескончаемую канитель». Лютов рассказывает о ссоре с ним по этой причине.

Эскадрон взял однажды в плен десять поляков. «Они были в нижнем белье, когда мы их брали. Куча одежды валялась возле поляков, это была их уловка для того, чтобы мы не отличили по обмундированию офицеров от рядовых. но Трунов решил добыть истину».

«Офицера, выходи!» – скомандовал он, подходя к пленным, и вытащил револьвер. Один из пленных вышел вперед со словами: «Край той войне, вси офицер утик. » Показывая эскадронному свои руки, поляк, рыдая говорил, что этими пятью пальцами он вырастил свою семью. «Старик задохся, закачался. и упал перед Труновым на колени». Эскадронный решил делать пробу одежды. «На кого придется — тому крышка». Он «выбрал из кучи тряпья фуражку с кантом и надвинул ее на старого». «Впору», – пробормотал Трунов и всунул пленному саблю в глотку».

Лютов стал составлять список оставшихся пленных, казак Андрюшка Восьмилетов ему помогал, подводя каждого поляка к Лютову. Напуганные «пленные выли и бежали от Андрюшки, он гнался за ними и брал в охапку. ».

Лютов «кое-как записал восемь человек, номера их частей, род оружия и перешел к девятому». Девятым был юноша «в триковой фуфайке и в егеревских кальсонах».

Андрюшке Восьмилетову его кальсоны показались подозрительными, и он «спросил строго:

— Откуда сподники достал?

— Матка вязала, – ответил пленный.

— Фабричная у тебя матка, – сказал Андрюшка, – наш брат таких не нашивал.

Он хотел уже отвести девятого пленного к остальным, но Трунов с двадцати шагов разнес юноше череп выстрелом из карабина.

Аргументы на тему «ЖЕСТОКОСТЬ» из рассказа «ШИНЕЛЬ» Н.В. Гоголя

Пример. Жестокость по отношению к слабому (АКАКИЙ АКАКИЕВИЧ БАШМАЧКИН)

Сослуживцы и даже департаментские сторожа относятся к Акакию Акакиевичу пренебрежительно. Молодые чиновники нарочно толкают его и сыплют на голову бумажки. Акакий Акакиевич же никак не реагирует на подобное обращение, как-то бесчувственно занимаясь своим постоянным делом — переписыванием бумаг. «. Это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены».

Один из таких эпизодов произвел столь сильное впечатление на молодого человека, недавно начавшего служить и по примеру прочих также пошутившего над Башмачкиным, что он вдруг осознал всю жестокость и низость происходящего. «И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой».

Аргументы на тему «ЖЕСТОКОСТЬ» из романа «ДОКТОР ЖИВАГО» Б.Л. Пастернака

Пример 1. ПАВЕЛ АНТИПОВ (СТРЕЛЬНИКОВ)

Павла не покидает ощущение, что за ними подсматривают, что они не одни, и с ними незримо присутствует кто-то третий. «За эту ночь, продолжительную как вечность, недавний студент Антипов. побывал на верху блаженства и на дне отчаяния. Его подозрительные догадки чередовались с Лариными признаниями. Он спрашивал, и за каждым Лариным ответом у него падало сердце, словно он летел в пропасть. <. > Утром он встал другим человеком, почти удивляясь, что его зовут по-прежнему». С этой ночи и началось перерождение веселого, смешливого и доброго Павла Антипова в желчного и жестокого Стрельникова.

Стрельников — личность противоречивая. С одной стороны, он жесток и беспощаден, с другой — не потерял еще интеллигентности и человеколюбия. Разговор с доктором напомнил ему жену, мирную жизнь, учительское прошлое. Под влиянием нахлынувших чувств Стрельников приказывает оказать раненому пленному юноше медицинскую помощь, если потребуется — дать паек. Однако благородный порыв быстро проходит, и революционный долг берет верх.

Стрельников не принадлежит себе, его жизнь разделяется на две части — мирную, в которую он мечтает возвратиться, и настоящую, жестокую, полную крови, где нет места любви и человеческим чувствам. Для Стрельникова пересечение этих двух жизней невозможно.

Лара взглядом любящей женщины точно подметила во внешности мужа трагические изменения. «Живое человеческое лицо стало олицетворением, принципом, изображением идеи. <. > Я поняла, что это следствие тех сил, в руки которых он себя отдал, сил возвышенных, но мертвых и безжалостных, которые его когда-нибудь не пощадят. Мне показалось, что он отмеченный и что это перст обречения», – говорит она Живаго.

Пример 2. ЮРИЙ ЖИВАГО

Юрий Живаго наблюдает и привычные на фронте картины издевательств сильных вооруженных людей над слабыми и беззащитными. Однажды он заступается за старого несчастного еврея, над которым жестоко «шутят» вооруженные казаки. Размышляя об этих событиях, Живаго произносит перед своим другом Гордоном целую речь в защиту слабых и неспособных «отражать удары». Как бы предсказывая и объясняя собственную судьбу, он видит в покорности слабых «что-то роковое».

Живаго бесконечно тяжело у партизан. Он видит нравственное разложение в отряде, пьянство, борьбу за власть, неоправданную жестокость по отношению к своим оступившимся товарищам. Доктора потрясает сцена расстрела одиннадцати участников заговора и двух самогонщиков.

Юрий Живаго испытывает смертельную усталость от всего пережитого. «Изуверство белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножили. От крови тошнило, она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза». В таком состоянии Живаго получает от Ливерия подтверждение известия о взятии Юрятина белыми и разгроме Варыкина. В полном смятении чувств Живаго бежит из партизанского лагеря и вскоре прибывает в Юрятин, который уже взяли красные.

Аргументы на тему «ЖЕСТОКОСТЬ» из повести «КОТЛОВАН» А.П. Платонова

Пример 1. ЧИКЛИН

Утром следующего дня Активист организует раскулачивание и выселение «кулаков» из собственных домов. Жестокое мероприятие осуществляет Чиклин и медведь-молотобоец. Раскулаченные прибывают на Оргдвор для отправки на плоту вниз по реке. «Сверив прибывший кулацкий класс со своей расслоечной ведомостью, Активист нашел полную точность и обрадовался действиям Чиклина и кузнеца-молотобойца». По команде Активиста «кулаки согнулись и стали двигать плот. на речную долину».

Желание наказать убийц товарищей заставляет Чиклина обрушить гнев на робкого мужика «с желтыми глазами», пришедшего в сельсовет совершить обряд обмывания умерших. Чиклин убивает его «механическим» ударом в живот, а после похорон участвует в раскулачивании и отправке крестьян на плоту вниз по реке. В характере Чиклина вновь, как и в юности, оживает стихийное, бунтарское начало, которое идет не от разума, а от инстинкта. Не случайно себе в помощники он выбирает полузверяполучеловека — медведя-молотобойца (в романе этот гротескный образ является символом предельного порабощения, с одной стороны; и огромной вырвавшейся на свободу нерассуждающей силы социальных низов, с другой).

Чиклин обыскивает чуланы и пристройки, выгоняет зажиточных хозяев из домов, действует прямолинейно и жестоко.

Пример 2. ВОЩЕВ
по собственной инициативе Вощев не участвует ни в одном жестоком мероприятии: он не раскулачивает крестьян, не сплавляет их по реке, не присутствует на народном гулянье. Во время «праздника» он в одиночестве бродит по деревне и собирает «все нищие отвергнутые предметы, всю мелочь безвестности и всякое беспамятство — для социалистического отмщения <. > Вощев. скопил в мешок вещественные остатки потерянных людей, живших, подобно ему, без истины и которые скончались ранее победного конца. Сейчас он предъявлял тех ликвидированных тружеников к лицу власти и будущего, чтобы добиться отмщения — за тех, кто тихо лежит в земной глубине». Все найденное Вощев передает Насте, чтобы она в счастливом будущем не утратила память о трагическом прошлом.

Аргументы на тему «ЖЕСТОКОСТЬ» из пьесы «БЕПРИДАННИЦА» А.Н. Островского

Аргументы на тему «ЖЕСТОКОСТЬ» из романа «МАСТЕР И МАРГАРИТА» М.А. Булгакова

Пример 1. Жестокий человек (ПОНТИЙ ПИЛАТ)

«Сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Золотое Копье» появляется в романе ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана во дворце Ирода Великого.

Пример 2. Отсутствие жестокости (ИЕШУА)

Пилат спрашивает, почему Иешуа все время говорит «добрые люди». «Ты всех, что ли, так называешь?» — «Всех, – отвечает тот, – злых людей нет на свете». — «А вот, например, кентурион Марк, его прозвали Крысобой, — он добрый?» — «Да, – ответил арестант, – он, правда, несчастливый человек. С тех пор, как добрые люди изуродовали его, он стал жесток и черств. »

Аргументы на тему «ЖЕСТОКОСТЬ» из романа «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» А.С. Пушкина

Аргументы на тему «ЖЕСТОКОСТЬ» из романа «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» М.Ю.Лермонтова

Аргументы на тему «ЖЕСТОКОСТЬ» из романа «ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ» М.Е. Салтыкова-Щедрина

Пример. АРИНА ПЕТРОВНА ГОЛОВЛЕВА

Духовная атмосфера головлевского дома становится все более угнетающей, подавляются живые человеческие чувства, искажаются родственные связи, «умертвия» следуют одно за другим. «Вот дяденька Михаил Петрович. которого дедушка Петр Иваныч

заточил к дочери в Головлево, где он жил в людской и ел из одной чашки с собакой Трезоркой». «Вот тетенька Вера Михайловна, которая из милости жила в головлевской усадьбе у братца Владимира Михайлыча и которая умерла “от умеренности”, потому что Арина Петровна корила ее каждым куском, съедаемым за обедом, и каждым поленом дров, употребляемым для отопления ее комнаты». Жестокость и равнодушие прикрываются лицемерными рассуждениями о семейных «святынях», пустословие заменяет сочувствие.

Из экономии она кормила детей впроголодь и требовала послушания, «чтобы при каждом поступке спрашивали себя: что-то об этом маменька скажет?». Но Степка-балбес «из постылых» все-таки забирался на кухню, чтоб «стянуть пирог» и разделить его с братьями, за что подвергался самым жестоким избиениям.

Аргументы на тему «ЖЕСТОКОСТЬ» из пьесы «СВОИ ЛЮДИ – СОЧТЕМСЯ» А.Н. Островского

Аргументы на тему «ЖЕСТОКОСТЬ» из комедии «НЕДОРОСЛЬ» Д.И. Фонвизина

Аргументы на тему «ЖЕСТОКОСТЬ» из романа «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Ф.М. Достоевского

Пример. СВИДРИГАЙЛОВ

В различных интерпретациях повторяются другими героями слухи о причастности Свидригайлова к нескольким преступлениям. Ясно одно — они не безосновательны: покончила жизнь самоубийством «жестоко оскорбленная» Свидригайловым глухонемая девочка-подросток (племянница процентщицы Ресслих); якобы от его насмешек удавился лакей Филипп; «нравственным влиянием обиды» («ударил всего только два раза хлыстиком») Свидригайлов ускорил смерть от апоплексического удара своей супруги Марфы Петровны. Характерно, что Свидригайлов находит между собой и Раскольниковым «какую-то общую точку» («мы одного поля ягоды») и советует последнему нравственные вопросы «гражданина и человека» — «побоку», а иначе — не надо «не за свое дело браться».

Среди окружающих Свидригайлов пользуется репутацией «ужасного» (общая оценка Дуни и Пульхерии Александровны), «самого развращенного и погибшего в пороках» (отзыв Лужина) человека. Раскольников «убеждается» в Свидригайлове «как в самом пустейшем и ничтожнейшем злодее в мире», однако, замечает автор, суждение свое он произносит «слишком поспешно и легкомысленно».

Аргументы на тему «ЖЕСТОКОСТЬ» из повести «БЕДНАЯ ЛИЗА» Н.М. Карамзина

Пример. ЭРАСТ.

Выходя из кареты, Эраст попал в объятия Лизы. Он побледнел, а потом, взяв ее руку, отвел в свой кабинет. Там он ей признался, что обстоятельства вынуждают его жениться, и, хотя он продолжает любить Лизу, она должна оставить его в покое. Эраст положил ей в карман сто рублей, вызвал слугу и велел проводить девушку со двора.

На улице страшные мысли Лизы прервал «жестокий обморок», а когда она пришла в себя, то пошла сама не зная куда. Мысли о смерти преследовали ее. Машинально Лиза вышла из города и обнаружила, что стоит на берегу глубокого пруда, среди древних дубов — свидетелей ее недавнего счастья. Это воспоминание потрясло ее душу. Осмотревшись, она увидела дочь своего соседа, Анюту. Лиза позвала ее и отдала деньги, попросив отнести их матери.

Разговаривая с Анютой, Лиза касается своей любви к «одному жестокому человеку», который изменил ей, обвиняет себя в том, что таила эту любовь от матери, просит у нее прощения.

Прервав взволнованную речь на полуслове, Лиза бросается в воду, и Анюта не смогла ее спасти. Она побежала в деревню за помощью, но, когда Лизу вытащили, она была уже мертвой.

  • Примеры зависти из жизни для сочинения
  • Примеры зависти в литературе для сочинения
  • Примеры для сочинения про любовь
  • Примеры для сочинения на тему счастье
  • Примеры добродетельных поступков из сказок