Примеры воображения в литературе для сочинения

Поделиться примерный список тем итогового декабрьского сочинения 2021 года по литературе для допуска к егэ 2022 года, которые могут быть

ПОДЕЛИТЬСЯ

Примерный список тем итогового декабрьского сочинения 2021 года по литературе для допуска к ЕГЭ 2022 года, которые могут быть на реальном сочинении у 11 класса: 01.12.2021 (1 декабря).

Ссылка для скачивания всех тем итогового сочинения 2021: скачать темы

Реальные темы будем публиковать в ТГ: t.me/good100ballov

Темы итогового сочинения 2021-2022 к направлению человек путешествующий: дорога в жизни человека:

1) Что человек ищет в путешествиях?

2)Почему люди хотят путешествовать?

3) Как путешествия развивают личность?

4) Что человек ищет на своем жизненном пути?

5) Куда ведет жизненный путь человека?

6) Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям?

7) Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»?

8) Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»?

9 )Дорога к счастью — какая она? (готовое сочинение)

10) Можно ли идти к цели «по головам»?

11) Какие города России Вы хотели бы посетить и почему?

12) Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?

13) Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»?

14) Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»?

15) Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?

16) Согласны ли Вы с тем, что путешествовать — значит развиваться?

17) Как не сбиться с жизненного курса?

18) Что означает фраза «сбился с пути»?

19) Что направляет человека на жизненном пути?

20) Согласны ли Вы с тем, что лишь тот, кто странствует, открывает новые пути?

21) Какие качества необходимы для первооткрывателя?

22) Какие качества необходимы для путешественника?

23) Чему человек может научиться в путешествии?

24) Как определить свой путь в жизни?

25) Как Вы понимаете выражение «по кривой дорожке»?

26) Как не потерять свою дорогу в жизни?

27) Для чего люди путешествуют?

28) Как путешествовать, не выходя из дома?

Что мешает человеку двигаться вперед?

29) Можно ли утверждать, что жизненный путь – это постоянный выбор?

30) Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденную дорогу?

31) Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?

32) Какой может быть «дорога к себе»?

33) Почему важно самому выбрать жизненный путь?

34) Дорога к себе взлеты и падения (сочинение)

35) Что значит идти по жизни своей дорогой? (сочинение)

36) Выбор пути как жизненная проблема.

37) Как путешествия обогащают человека?

38) Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.

39) Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?

40) Какие цели важно преследовать на жизненном пути?

41) Как характер человека влияет на его жизненный путь?

42)Что значит идти дорогой чести? (сочинение)

43)Почему говорят «дорогу осилит идущий» (сочинение)

44)Согласны ли вы, что лучший этап путешествия возвращение домой? (сочинение)

46)Дороги, которые мы выбираем (сочинение)

47)Что значит идти своей дорогой? (сочинение)

48)Дорога в жизни человека (пример сочинения)

49)Книга — это дорога (пример сочинения)

50)О ком из героев литературы можно сказать жизнь пройти не поле перейти?

51)Зачем люди отправляются в путешествия? готовое итоговое сочинение 2021-2022

52)Что может исказить жизненный путь человека?

53)Какую книгу Вы обсудили бы с родителями?

54)Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?

55)Как характер человека влияет на его путешествия?

56)Как путешествия влияют на жизнь человека?

57)Как путешествия помогают познавать себя?

58)Чем путешествие обогащает личность?

59)Жизненный выбор человека итоговое сочинение ЕГЭ с аргументами

60)Как путешествия могут изменить человека? итоговое сочинение ЕГЭ 2022

61)Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?

  • Аргументы для направления «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Темы итогового сочинения 2021-2022 к направлению цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Технический прогресс — зло или благо? (пример сочинения)

Как сохранить человечность в условиях технического прогресса?

В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?

Кого можно назвать цивилизованным человеком?

Почему прогресс может быть опасен?

Какова зависимость цивилизации от технологий?

Как технологии влияют на человека?

Цивилизация и природа — вечный конфликт

К чему могут привести научные открытия? итоговое сочинение ЕГЭ с аргументами

Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий? итоговое сочинение ЕГЭ 2022

Шаги цивилизации: обретения и потери итоговое сочинение ЕГЭ 2022 с аргументами

Чем опасен технический прогресс?

Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы»?

Что такое технический прогресс?

Как развитие технологий влияет на общество?

Как развитие технологий влияет на человека?

Как развитие технологий влияет на экологию?

Может ли научный прогресс привести к катастрофе?

Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?

Кого можно назвать «цивилизованным человеком»?

Почему люди отстают от цивилизации?

Почему старшее поколение не принимает новые технологии?

Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?

Могут ли новые технологии решить вечные проблемы?

Как Вы понимаете выражение «держать руку на пульсе времени»?

В чем заключается опасность технократии?

Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?

Для чего необходим прогресс?

В чем заключается личностное развитие?

Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?

Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?

Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?

Как Вы понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса?

Согласны ли Вы с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»?

Почему обществу необходим прогресс? (сочинение)

Может ли человечество обойтись без научного прогресса?

Какие люди способны стать двигателями прогресса?

Как научные открытия влияют на современное поколение?

Какие опасности таит в себе технический прогресс?

Как повлияло развитие технологий современного человека?

Можно ли жить лишь сегодняшним днем?

Какие возможности появляются у человека с развитием технологий?

С какими вызовами сталкивается человек в современном мире?

Когда технический прогресс может стать трагедией для человечества?

Каким должен быть технический прогресс?

Что значит «разумное использование технологий?»

Можно ли утверждать, что с развитием технологий у людей появляется больше времени?

Почему человечество так стремится развивать технологии?

«Современная цивилизация – обмен ценностей на удобства» (Станислав Ежи Лец).

  • Аргументы для направления цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Темы итогового сочинения 2021-2022 к направлению преступление и Наказание – вечная тема

Как Вы понимаете выражение «без вины виноватый»?

Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?

Что такое преступление против самого себя? итоговое сочинение ЕГЭ 2022

Можно ли заставить человека раскаяться? итоговое сочинение ЕГЭ 2022 с аргументами

Жестокое отношение к животным это преступление?

Что такое социальная несправедливость?

Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»? (пример готового сочинения)

В чем опасность преступлений? (пример сочинения)

Всегда ли за преступлением следует наказание? (пример сочинения)

Можно ли оправдать преступление? (пример сочинения)

Каковы могут быть причины преступления? (пример сочинения)

Можно ли простить человека совершившего преступление?

Что такое преступление?

Война преступление или подвиг? (сочинение)

Может ли преступление иметь законное основание? (пример сочинения)

Можно ли равнодушие назвать преступлением?

Возможна ли абсолютная справедливость?

Можно ли оправдать преступление?

Какое преступление никак нельзя оправдать?

Достоин ли преступник сочувствия?

Как убедить преступника раскаяться в содеянном?

Месть — это преступление или восстановление справедливости?

Может ли преступление быть справедливым?

«Мы все глядим в Наполеоны…» (от преступления к наказанию)

Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?

Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?

Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?

Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?

Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?

Почему люди совершают преступления? (сочинение)

Какие преступления нельзя простить?

Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?

Почему люди становятся преступниками?

Что мешает человеку преступить закон?

Какое наказание для преступника является самым страшным?

Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?

Можно ли оправдать убийство человека?

Жестокость по отношению к животным — это преступление?

Может ли преступник исправиться?

Как бороться с преступностью в обществе?

Какие преступления нельзя прощать?

Может ли справедливость быть жестокой?

Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?

Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?

Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?

Чувство вины — это хорошо или плохо?

Что толкает людей на преступления? (пример сочинения)

Может ли преступление быть оправдано? (сочинение)

В чём разница между ошибкой и преступлением?

Какую роль играет совесть в жизни человека?

Важно ли анализировать свои поступки?

Может ли совесть лгать?

Возможно ли всегда поступать по совести?

К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?

Всегда ли можно исправить ошибку?

Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?

Можно ли заслужить прощение?

Можно ли искупить свою вину?

Какие поступки можно считать непоправимыми?

Раскаяние в жизни человека.

Свобода и ответственность в жизни человека.

В чем различие между ошибкой и преступлением

  • Аргументы для направления преступление и Наказание — вечная тема

Темы итогового сочинения 2021-2022 к направлению книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?

Мои личные открытия в мире культуры

К какому произведению я возвращаюсь снова и снова?

Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?

Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?

Как искусство влияет на человека? (пример сочинения)

Должно ли искусство отвечать на острые вопросы современности? (пример сочинения)

Как искусство влияет на личность?

Способно ли искусство врачевать душевные раны?

Магия классической музыки — в чем она заключается?

Какой вид искусства Вам ближе и почему?

Что лучше: книга или фильм?

В чем разница между чтением пьесы и просмотром спектакля?

Как музыка влияет на людей?

Может ли кино заменить литературу? (пример сочинения)

Может ли кино заменить театр?

Как книги влияют на человека?

В чем разница между спектаклем и фильмом?

Может ли творчество помочь человеку найти себя?

Чему учит читателя классическая литература?

Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»?

Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга «Книги – это уникальная портативная магия»?

Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной?

Может ли книга помочь разобраться в себе?

Может ли чтение быть опасным?

Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»?

Какие качества помогает воспитать в себе литература?

Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр?

Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»?

Верно ли, что музыка — это язык чувств?

Почему люди в 21 веке не перестают читать?

Могут ли новые технологии заменить искусство?

Что имел в виду Шекспир, когда сказал фразу «Музыка глушит печаль»?

Согласны ли Вы с утверждением Бетховена о том, что «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?

Зачем человек слушает музыку?

Зачем человек читает книги?

Какая книга помогла Вам лучше понять себя?

Может ли книга помочь в минуту отчаяния?

Какое произведение искусства Вы можете назвать великим?

Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?

Какое произведение вы бы хотели экранизировать?

Какие произведения искусства делают вас счастливым?

Какую книгу вы бы прочитали своим детям?

Кто из современных писателей Вам особенно близок?

Какое место литература занимает в Вашей жизни?

Чего я жду от новой книги?

Книги моего детства.

Способна ли книга сделать человека лучше?

Какую книгу Вам хотелось бы перечитать?

Какая тема в литературе кажется Вам вечной?

Встреча с произведением искусства ставшая событием в моей жизни

Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры

  • Аргументы для направления «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

Темы итогового сочинения 2021-2022 к направлению кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?

Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?

У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью?

Является ли богатство необходимым условием счастья?

Что такое гражданский долг?

За что вы любите Россию? итоговое сочинение ЕГЭ с аргументами

В чем проявляется активная жизненная позиция человека и гражданина?

Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?

Что значит жить по совести?

Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?

Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?

Кто счастлив на Руси?

Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?

Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?

Кому на Руси жить плохо и почему?

Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?

В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?

Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?

Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?

Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?

Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?

Что значит «любить Родину»?

Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?

Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?

Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?

Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?

Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа»?

Верите ли Вы в то, что сказал когда Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?

Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?

Как научиться ценить свою Родину?

Как сделать Россию лучше?

Чего не хватает на Руси для полного счастья?

Кто виноват в бедах русского человека?

Почему люди на Руси страдают?

Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?

Что мешает нам найти счастье на Руси?

Какого человека можно назвать патриотом?

Что объединяет нас в одну страну?

Как нужно относиться к своей Родине?

В чем польза и опасность патриотизма? 

Что такое патриотизм?

Как связаны между собой патриотизм и гуманизм?

Как связаны между собой патриотизм и гражданственность?

В чем польза и опасность критики России?

Какими качествами обладает русский человек?

Какими вопросами должен задаваться настоящий гражданин своей страны?

Может ли государство быть справедливым ко всем?

Возможно ли всеобщее счастье?

Какие социальные пороки влияют на общество, на жизнь людей?

Когда человек чувствует себя хорошо в обществе?

Возможно ли абсолютная справедливость?

Почему важно помогать тем, кому трудно?

Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

Какие противоречия народной жизни и народного сознания отразил Некрасов в «Кому на Руси жить хорошо»?

«Ему судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника» (Н.А. Некрасов)

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

Итоговое сочинение разбор новых направлений:

Смотрите также на нашем сайте:

  • Итоговое сочинение 2021-2022 ЕГЭ официальные направления

  • Аргументы для направления «Кому на Руси жить хорошо?

«Маленький человек» в творчестве Пушкина (сочинение)

«Маленький человек» — определение, применяемое к разряду литературных героев эпохи реализма. Они занимают довольно низкое место в социальной иерархии: в роли «маленького человека» выступает обычно чиновник, мещанин или бедный дворянин.

В русской литературе впервые образ «маленького человека» получил отражение в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». А.С. Пушкин продолжил эту тему в поэме «Медный всадник» и в повести «Станционный смотритель».

Герой поэмы «Медный всадник» Евгений — типичный «маленький человек», вступающий в конфликт с сильной личностью. Проста и бесхитростна жизнь Евгения. Он не привык преодолевать какие-либо преграды и, на первый взгляд, не способен ни на какой поступок. Ничего героического нет в его мечтах:

Пройдёт, быть может, год-другой —

Местечко получу — Параше

Препоручу хозяйство наше

И воспитание ребят…

Как видим, Евгений рисует в своём воображении идиллическую картину своей будущей жизни. Он простодушен и простосердечен. Пушкин, как и его предшественник Карамзин, утверждает идею внесословной ценности человека. Евгений заслуживал счастья, но осуществиться его мечтам не позволило вмешательство рока. Наводнение в Петербурге предстаёт в поэме Пушкина живой стихией, обладающей, однако, звериным, бесчеловечным началом. Стихия как бы радуется содеянному, а ведь безвозвратно погублены жизни, разрушены чьи-то мечты о счастье! «Иль вся наша и жизнь ничто, как сон пустой, насмешка неба над землёй? » — задаётся вопросом Евгений, рассудок которого не может выдержать открывшейся картины разрушения и смерти.

Виновником случившегося сошедший с ума Евгений мнит царя Петра. Пётр I — сильная, героическая личность, основатель Петербурга. Но с его державной волей схлестнулась «роковая воля» природы, Творца. Народ воспринимает наводнение как «божий гнев». Правящий государь печалится, скорбит, а отлитый из металла Пётр — «кумир на бронзовом коне», «мощный властелин судьбы», «державец полумира» — ужасен и не терзается никакими муками. Евгений бросает вызов «горделивому истукану»:

«Добро, строитель чудотворный! —

Шепнул он, злобно задрожав, —

Ужо тебе!..»

Таким образом, в поэме Пушкина маленький человек, который, как казалось сначала, не был способен ни на какой поступок, всё-таки отваживается на протест, пусть и произнесённый шёпотом.

В отличие от Евгения, герой повести «Станционный смотритель» Самсон Вырин не находит в себе силы даже и на тихий ропот. Он абсолютно беспомощен перед Минским, который увозит Дуню, его дочь, единственную отраду в жизни. По сути, Вырин не является хозяином ни на почтовой станции, ни в своей жизни. Обида проявляется у него лишь слезами негодования.

Прочитав повесть «Станционный смотритель», проникаешься сочувствием к Самсону Вырину, как и к несчастному Евгению, герою поэмы «Медный всадник». На мой взгляд, изобразив такие характеры, Пушкин хотел донести до читателей мысль о том, что «маленькие люди» имеют большую душу. Оба пушкинских произведения звучат для нас настойчивым призывом к человечности.

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004

Образ маленького человека в творчестве А.С.Пушкина

В своем творчестве Пушкин не единожды обращается к теме «маленького человека». Все потому что этот образ, как образ большинства людей того времени (простых, рабочих людей), очень волнует и тревожит писателя. Пушкин проникся глубочайшим уважением и необычайно большой любовью к русской культуре и традициям, которые воплощает в себе именно народ. Писатель обращает наше внимание не на богатого человека, чем-то отличившегося, который являлся главным образом того времени, нет, Пушкин впервые из всех писателей пишет именно для народа, создавая образ совершенно обычного, небогатого человека, который будет гораздо ближе к читателю, нежели богатый дворянин.

Человек из простого народа и является так называемым «маленьким человеком». Именно простого русского человека он считает своим читателем, именно для обычных людей он творит. Он пишет свои произведения ориентируясь на этот образ, который его вдохновляет. Кроме бесспорного таланта Пушкина, именно умение понять душу и быт простого человека и способность отразить это в своих произведениях, сделало его известным не только в кругах «высшего общества», но и среди простого народа. Он стремился чтобы его творения стали доступны для прочтения и понимания любого читателя, в том числе и простого русского человека из народа. Именно поэтому он так любим русским читателем как своего времени так и поныне.

Он создает образ «маленького человека», чтобы акцентировать внимание на недооцененности и униженности простых русских людей, без которых государство не существовало бы вовсе. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Именно они, а не депутаты и чиновники, являются главной силой и мощью государства. Их много. Эти люди могут многое, но к сожалению, не понимают, что они ничем не хуже богачей, так как их убедили в том, что они хуже. Их убедили в том, что в стране должно быть так, что одни люди живут хорошо, а другие просто выживают для того, чтобы эти люди жили хорошо. Пушкин пытается образумить людей, он пытается донести мысль о всеобщем равенстве, хоть и не выражаясь прямо. Потому что русский народ заслуживает уважения. На его могучих плечах держится страна.

Полезный материал по теме:

  1. Судьба «маленького человека» по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
  2. Образ «маленького человека»
  3. Россия в творчестве Пушкина
  4. Творчество А.С.Пушкина. Культурное значение этики и нравственности в творчестве А.С.Пушкина, как главный смысл романа «Евгений Онегин». Примеры из романа «Евгений Онегин»
  5. «Частная жизнь Александра Пушкина и Именительный падеж в творчестве Лермонтова», Булат Окуджаа

Человек в творчестве Пушкина

(314 слов) Любовью к Пушкину пронизана вся русская литература. Поэт стал символом своей эпохи, обогатив отечественную культуру новыми, яркими, бессмертными образами. Вдохновленный опытами предшествующих поколений, автор смог создать совершенно новую литературу, поистине народную, язык которой органично сочетает в себе живой разговорный поток и строгость книжного стиля.

Художественный мир Пушкина сосредоточен на непосредственном восприятии окружающей действительности, и, вместе с тем, на остром понимании её злободневных насущных проблем. Мастерство стиля и речи – лишь одно из проявлений глубокой привязанности Пушкина к Родине, жизни и отдельному человеку. Гуманизм в творчестве автора тесно связан с требованием справедливости, желанием указать на многогранность человеческой души, способной на выражение самых противоречивых чувств.

Преодолев юношескую тягу к романтизму, Пушкин всё чаще обращался к проблеме национального характера, воплотив в художественной форме двойственность и противоречивость русской натуры. Так, по-настоящему национальным становится роман «Евгений Онегин», в котором автор изобразил жизнь современного ему общества. Образы Евгения и Татьяны стали воплощением разных сторон русского менталитета. Разочарованный и скучающий Онегин – принципиально новый тип «лишнего человека», который так и останется архетипическим для отечественной литературы. Татьяна – любящая, глубокая, искренняя героиня, становится идеалом русской женщины, сначала для самого Пушкина, а затем и для всей России.

Характерным для русской литературы становится и образ «маленького человека», впервые воплощенный Пушкиным в повести «Станционный смотритель». Писатель стремился показать за условным персонажем цельный и реалистичный образ, имеющий место в реальной действительности. Неиспорченность, очевидная простота и красота человеческой души воплотились в Самсоне Вырине. Автор обращает внимание на откровенную беспомощность человека перед сложным механизмом жизни, подчиненной строгой социальной иерархии. Мелкому чиновнику Самсону Вырину просто не оказывается места в суровой действительности. Призыв к человечности является основной идеей повести и одной из главных тем пушкинских произведений.

Герои Пушкина – настоящие, лишенные статичности и художественной гиперболизации, именно поэтому они исключают однозначность трактовки. Емельян Пугачёв, Петр Гринёв, Владимир Дубровский, Евгений из «Медного Всадника» и другие персонажи его произведений стали по-настоящему любимыми в силу своей привлекательности, естественности, предельной правдивости и, конечно, уникальности исключительно национальных, по-настоящему русских черт.

Автор: Валерия Пронина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Образ маленького человека в русской литературе

Маленький человек в отечественной литературе – одна из сквозных тем. К ней обращались многие писатели и поэты 19 века. А. С. Пушкин затронул ее одним из первых в своей повести «Станционный смотритель». Гоголь, Чехов, Достоевский и многие другие стали продолжателями этой темы.

Каков же образ маленького человека в русской литературе? Этот человек мал в социальном плане. Он находится на одной из низших ступеней общественной иерархии. Кроме того, мир его притязаний и духовной жизни до крайности беден, узок, наполнен множеством запретов. Философских и исторических проблем не существует для этого героя. Он находится в замкнутом и узком мире своих жизненных интересов.

«Маленький человек» в творчестве А С Пушкина и Н В Гоголя»

Тема урока: «Маленький человек» в творчестве А С Пушкина и Н В Гоголя»

План

1
Появление темы маленького человека у Пушкина
2 Развитие темы маленького человека у Гоголя

3Домашнее задание

Введение

Двух гениальных русских писателей связывали не только теплые личные отношения, но и, главным образом, общие эстетические позиции. Оба они утверждали реализм, стремясь создать верное, предельно правдивое изображение действительности. Именно принцип жизненной правды позволил им стать творцами большого народного демократического искусства. Эти передовые эстетические позиции Пушкин и Гоголь утверждали в борьбе с реакционными сервилистскими литераторами — с «булгаринской группой», обслуживавшей правящие верхи николаевской России. «Булгаринская группа» нападала на Гоголя, объявив его «грязным писателем», и сравнивала его с Поль де Коком, тем самым безмерно принижая его творчество. В журнале «Библиотека для чтения» один из рецензентов говорил: «Главный недостаток творений Поль де Кока -это выбор предмета повести, которые всегда почти у него грязны и взяты из дурного общества. Этот недостаток г. Панько Рудый (т. е. Гоголь. — Н. Ф.) разделяет с ним в полной мере». Рисуя в своих произведениях широкие картины русской жизни, Пушкин и Гоголь боролись за нового героя — так называемого «маленького человека». Нужно было не только изобразить этого героя, но и защитить саму правомерность его появления в литературе

Тема «маленького человека»

приобретает особую актуальность в русской литературе во второй половине XIX века, когда авторам и читателям уже надоедает читать про чрезвычайно умных и талантливых «сверхчеловеков», им хочется видеть в произведениях обычных людей.

1 Появление темы маленького человека у Пушкина

Первым в этой традиции был А.С. Пушкин в его «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина» (1830 год), которые содержат в себе пять небольших повестей: «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель», «Метель», «Гробовщик» и «Выстрел».

Героями всех их становятся обычные люди, не отличающиеся какими-либо выдающимися чертами. Они не лишние в своем обществе, они занимают в нем положенное им незначительное место – это типичные представители российского общества после восстания декабристов. И рассказываются они таким же простым рассказчиком – маленьким человеком, который достоверно передает простой быт.

Особенно выразительна в этом отношении повесть «Станционный смотритель», в которой мы на примере главного героя понимаем, что не существует «маленьких» людей; у каждого из них свои, важные для кого-то проблемы, на которые не хочет реагировать общество.

Читателю становится жаль «маленького героя» Самсона Вырина и его дочь Дуню, читатель понимает, что любой человек заслуживает счастья.

2 Развитие темы маленького человека у Гоголя

Именно эта повесть была своего рода основой для Н.В. Гоголя, когда тот придумывает сюжет для своей повести «Шинель» (1842 год). Здесь мы, как и в «Станционном смотрителе», видим обычного мелкого человека, проблемы которого не хочет воспринимать общество.

Акакий Акакиевич Башмачкин уныло служит каждый день в своем департаменте, единственная его радость в жизни – потрепанная шинель. Когда ее похищают, никто не хочет помочь «маленькому человеку» в его горе, и в конце концов Башмачкин умирает от расстройства.

После смерти он в виде призрака летает по улицам Петербурга, срывая шинель с прохожих – таким образом он стремится добиться высшей справедливости.

Роль повести «Шинель» в русской литературе была огромной – именно ее считали «отправной точкой» авторы, впоследствии назвавшие свое течение «натуральной школой».

В центре внимания литературы этого периода – обычные люди и их обычная жизнь, без недосказанности и без прикрас. Следовательно, типичным персонажем для этого направления стал «маленький человек», а также его немаленькие проблемы.

3. Домашнее задание

Написать конспект на тему: «Маленький человек» в творчестве А С Пушкина и Н В Гоголя»

«Маленький человек» в литературе

Образ «маленького человека» в поэме «Медный всадник» — это далеко не единственная в русской литературе попытка описать подобный тип. Другими примерами может служить произведение «Бедные люди» Достоевского, «Шинель» Гоголя. В своем произведении великий русский поэт стремился показать бессмысленность борьбы «маленького человека» со всемогущей природной стихией, а также властью самодержавия.

Автор:
Самый Зелёный
·

«Унылая пора! Очей очарованье!» — думает выпускник, возвращаясь с уроков в осеннюю пору, но «отдаленные седой зимы угрозы» все ближе и явственнее: грядет Итоговое сочинение, и пора что-то решать, пока оно нас не порешило. Подготовиться без лишних нервов и драм помогут аргументы по направлению «Преступление и Наказание — вечная тема» для итогового сочинения 2021-2022 года. Список литературных примеров пособит в трудную минуту творческого застоя и настроит ученика на нужную волну книжных ассоциаций. Если в этой подборке Вы не отыскали нужный аргумент, сам он Вас не найдет. Напишите нам в комментарии, и Многомудрый Литрекон добавит то, что нужно.

  1. Как бороться с преступностью? Зачастую главной причиной преступления является безвыходное положение человека. Загнанный в угол, он готов на все, чтобы вырваться из нищеты, угнетения или иной западни. Поэтому каждому человеку, оказавшемуся в трудном положении, необходима моральная и материальная поддержка. Так, сострадание и милосердие доктора Пирогова из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор» спасли жизнь семьи Мерцаловых и предотвратили преступление главного героя против себя самого и своих близких. Глава семьи находился в таком состоянии, что собрался вешаться: дочка серьезно болела, с работы выгнали, семья голодает. От отчаяния он рассказал о своей беде случайному прохожему, который и оказался доктором. Пирогов сразу послал старших детей за едой и дровами, осмотрел больную, выписал бесплатный рецепт, оставил денег. Он стал для Мерцаловых настоящим ангелом, ведь после его посещения их жизнь постепенно стала улучшаться. Пирогов проявил сострадание — отложил свои планы и пожертвовал деньгами, чтобы бескорыстно помочь другим. Милосердие героя вызывает уважение у читателей, ведь один такой поступок спас несколько человек и предотвратил самоубийство одного из них. Именно поддержка общества может переубедить преступника и направить его на путь истинный.
  2. Достоин ли преступник сочувствия? Нередко мы слышим о сочувствии к преступникам, но очень трудно проявить его, если они не пожалели свою жертву и не раскаялись в содеянном. Вот жертва преступления, Лариса Огудалова, героиня драмы А. Н. Островского «Бесприданница», заслуживает сострадания. Внешне ее жизнь неплоха: поклонники, интересные знакомства, скорая свадьба. Однако на самом деле мать практически продает девушку каждому обеспеченному человеку, потому что Лариса — бесприданница. Девушка влюбилась в Паратова, а он лишь поиграл с ней. Она готова выйти за нелюбимого Карандышева, лишь бы скорее уехать и начать скромную жизнь. Но и тот использует Ларису как способ самоутверждения. Девушка ни у кого не находит понимания и сочувствия, человека в ней не видят, лишь игрушку. Даже Вожеватов и Кнуров разыгрывают ее в орлянку и рассматривают только в качестве содержанки. Она вновь верит Паратову, но он предает ее. А жених убивает Ларису, не простив пренебрежения. Все перечисленные мужчины являются преступниками, ведь своими действиями или бездействием вовлекают беззащитную девушку в проституцию и доводят ее до трагической гибели. Однако никто из них не признает своей вины, никто не видит в унижении женщины ничего преступного. Поэтому сочувствия герои не вызывают, они же его не проявили.
  3. Какие поступки вызывают у человека чувство вины? Порой мы совершаем то, за что потом стыдно всю жизнь. Например, когда неблагодарная дочь бросает пожилого отца, — этот поступок нельзя смыть раскаянием или оправданием. Такой пример мы находим в литературе. Станционный смотритель Самсон Вырин из одноименной повести А. С. Пушкина жил на своей отдаленной станции спокойно, пока один проезжий офицер не влюбился в его привлекательную дочку. Военный прикинулся больным, соблазнил девушку и увез с собой. Вырин опасался, что дочь станет одной из провинциальных дурочек, которых обманывают и бросают на произвол судьбы. Он отправился в Петербург, чтобы найти дочь. Она не проявила должного сострадания к отцу и не писала ему ни строчки о своей жизни. Поговорить смотрителю с дочерью не дали, напротив – с позором прогнали. С той поры жизнь Вырина потеряла краски, он вскоре умер. Дочь приехала к отцу, но было поздно. Ей осталось только чувство вины. Она сама стала матерью и поняла, насколько была неправа, но изменить уже ничего не могла и лишь рыдала на могиле.
  4. Можно ли оправдать преступление? Когда человека к преступлению принуждают невыносимые условия жизни, его нельзя осуждать. Поэтому лишь сострадание вызывает Соня Мармеладова, героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Отец девушки спился, потерял работу. Его вторая жена болеет чахоткой, у нее дети, которых нечем кормить. Ради семьи Соне приходится «идти по жёлтому билету». Она занимается противоправным и преступным делом, разрушает нравственность, но ведь в таком безвыходном положении у нее нет иного способа заработать. Она не может ждать, пока погибнут от голода ее сестры и брат, мачеха и отец. Ее преступление вынужденное, отчаянное, поэтому ее осудить мы не имеем права. Даже среди окружающей ее грязи Соня остаётся светлой и доброй. А потому автор дает ей шанс начать жизнь с чистого листа.
  5. Нужно ли прощать преступление? Порой люди оказываются в таких условиях, когда преступление является единственным выходом из тупика и возможностью хоть как-то свести концы с концами. В этом случае их можно и понять и простить, ведь не они виноваты в безнадежности и безвыходности обстоятельств. Но Алексей Иванов, герой рассказа А. П. Платонова «Возвращение», принял это далеко не сразу. Он вернулся с фронта домой, пережил ужас войны. Но семья героя, жена Любовь, дети Петруша и Настя, также были в сложнейших обстоятельствах. Любовь работала не покладая рук, чинила соседям обувь, чтобы получить каких-нибудь продуктов и накормить детей. Женщина заслужила сострадание и милосердие. Она изменила мужу, когда уже «ее душа умирала». И хоть сам Иванов изменил, он собрался уходить, не мог простить измену. Но вовремя одумался, остановило его сострадание к детям, которые побежали его останавливать. Алексей понял, что хотя бы ради них нужно попытаться построить новую жизнь и простить то, что даже преступлением назвать нельзя. Он не имел морального права покидать семью в такое сложное время.
  6. Самый жестокий обвинитель — это совесть: так ли это? Даже если преступник не наказан за свое деяние, совесть всегда произнесет свой жестокий приговор, и от него никуда не деться. Это доказывает пример из литературы. Главная героиня повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» влюбилась в дворянина Эраста. Тот вроде бы тоже полюбил ее, но пойти против сословных предрассудков не смог, женился на другой, а Лизой просто поиграл, приятно провел с ней время. Однако для девушки это было настоящее чувство, без которого она не смогла жить, поэтому покончила с собой. Ее история вызывает сострадание, а поведение Эраста – порицание, ведь он виноват в произошедшем. И сам герой винил себя в гибели девушки, хоть и не получил формального наказания. Он всю жизнь чувствовал себя убийцей и прожил годы в мучениях, пытаясь заглушить боль. Совесть стала его единственным, но пожизненным обвинителем, который не отменил своего приговора даже спустя долгие годы.
  7. Какое преступление никак нельзя оправдать? Один из героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» сказал, что трусость является самым главным пороком. Именно преступление, связанное с ним, никак нельзя оправдать, ведь от трусости берут свое начало многие беды. Иешуа, герой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», переживает предательство, пытки, несправедливый приговор, и все эти несправедливости происходят от трусости людской. Иешуа с состраданием относится к своему обвинителю, Понтию Пилату. А тот понимает, что за Иешуа правда, но ничего не может сделать. Почему? Потому что боится лишиться своего статуса, боится бунта в Иерусалиме, боится признать правоту того, за кем не стоит общепризнанный авторитет. Из-за трусливого отступничества Пилата от истины пленника казнили, причем мучительным и изощрённым способом. И прокуратор винил себя в этой смерти, пытался искупить грех, но тщетно. Все потому, что его преступление нельзя оправдать: страшась за свою судьбу, человек предал самого себя, истину и призвание. А это самое страшное, что может случиться с личностью. Оправдывая ее, мы поощряем куда более серьезные преступления, на которые такой человек пойдет в будущем, не имея никакой моральной опоры.
  8. Как убедить преступника раскаяться в содеянном? Самым страшным наказанием для преступника является изгнание. Бойкот всех людей очень сложно перенести, ведь человек — существо социальное. Это доказывает М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Ларра убил девушку, которая отказалась ему подчиниться. Соплеменники предлагали разные варианты наказания, но старейшины остановились на наиболее действенном. Ларру прогнали из общины. Теперь с ним никто не общался и никак не контактировал. Сначала Ларра не испытывал неудобств, ведь был одержим гордыней. Он воровал скот и уводил насильно женщин. Но со временем одиночество стало сильно давить на него. Он уже и сам просил о смерти, но Бог покарал его бессмертием. В результате Ларра потерял человеческий облик и стал тенью среди людей. Без сомнения, тяжелая кара вынудила его не раз пожалеть о содеянном, раз он призывал смерть. Оказавшись вне социума, личность осознает свои ошибки и делает все возможное, чтобы вернуться.
  9. Месть — это преступление или восстановление справедливости? Очень часто люди думают, что месть обидчику решит все проблемы и восстановит справедливость, но это не так. Л.Н. Толстой романе-эпопее «Война и мир» доказал это. Андрей Болконский был обманут невестой: она не дождалась его и едва не убежала с другим мужчиной из дома. Герой не смог простить ни Наташу, ни ее соблазнителя. Он решил отомстить Анатолю. Болконский искал его везде, но начавшаяся война отвлекла его от поисков и заставила заняться более полезными делами. Однако эта мысль о мести сжимала душу героя и не давала ему вернуть радость жизни. Он жил этой идеей. Но на Бородинском поле судьба сама свела счеты: Анатоль потерял ногу, а Андрей получил серьезное ранение. И в госпитале Болконский смог простить Курагина. Увидев его мучения, он вдруг осознал, что не может испытывать злость к этому человеку. Пережитое испытание помогло князю простить и свою невесту. Он убедился, что месть не восстанавливает справедливость, а преумножает горе. Только прощение помогает человеку забыть обиду и жить дальше.
  10. Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»? М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» показал, что равнодушие является источником всех преступлений. Так, Григорий Печорин безразличен к судьбе людей, которые встречаются на его пути, поэтому позволяет себе манипулировать ими и даже разрушает их жизни, чтобы развлечься. Он губит Бэлу, вырвав ее из родной среды. Когда девушка полюбила его, он остыл и заставил ее страдать. Он обманул и использовал Мери, разбил ей сердце просто от скуки. Он мучил Веру своей эгоистичной любовью, которая лишь требовала, но ничего не давала взамен. Он убил Грушницкого просто потому, что он не извинился за подмену оружия. Наконец, он шутки ради напугал и прогнал прочь «честных контрабандистов». Сколько дурных поступков, причиной которых стало безразличие! Григорий не думает о людях, поэтому совершает преступления и не даже не чувствует своей вины.
  11. Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»? М. Горький в повести «Детство» показал преемственность преступлений, а не поколений. Василий Васильевич прошел суровую школу жизни, и все мрачные впечатления перенес в свою семью. Он был плохим отцом: бил и унижал детей, а дочь даже намеревался выдать замуж против воли ради денег. К чему привело это домашнее насилие? К тому, что сыновья Каширина выросли такими же порочными и жестокими. Один из них до смерти избил жену, другой едва не покушался на жизнь отца. Варвара бежала из такой семьи, и второй брак оказался неудачным: муж бил ее беременную. Одно преступление за закрытыми ставнями породило десятки других, даже более ужасных, так как зло размножается спорами: из одной жестокости быстро выходят другие.
  12. Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его? Н.В. Гоголь в повести «Шинель» подтвердил это. Улицы Петербурга кишели преступниками, потому что они были уверены в своей безнаказанности. «Значительные лица» столицы халатно относились к своим обязанностям и смотрели на зло сквозь пальцы. Поэтому когда Акакия Акакиевича ограбили на улице, а он не смог найти справедливости и защиты. Кража шинели ночью ни у кого не вызывала удивления, правоохранители лишь пожимали плечами: ничего не поделаешь. «Значительное лицо» и вовсе выгнало просителя вон, чтобы порисоваться перед приятелем. Поэтому можно смело сказать, что именно генерал поощряет грабителей. Он тоже оказывается на месте жертвы в финале. А как иначе? Поддерживая преступников, мы сами становимся потерпевшими рано или поздно.
  13. Почему люди совершают преступления? В.Г. Короленко в произведении «Дети подземелья» показал мотивы преступления ребенка. Валек воровал еду, но только потому, что был голоден, как и его умирающая от болезни сестра. Мальчик понимает, что воровать — это плохо, но что ему остается делать? Родителей у него нет, родственников — тоже, а обыватели городка считают его бродягой и сторонятся вместо того, чтобы помочь. В те времена дети не могли рассчитывать даже на отправку в приют. Валек оказывается совершенно один наедине с миром, который безразличен к его горю. Поэтому он превращается в малолетнего преступника только из-за голода и холода. 
  14. Какие преступления нельзя простить? М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» показал преступление, которое никак нельзя простить. Аксинью изнасиловал родной отец. Девушка была связана ремнями и не могла защитить себя. Ее криков никто не услышал. Более того, после инцидента отец угрожал дочери расправой за донос. Но Аксинья рассказала о насилии матери и брату. Те не стали даже ждать суда и сами расправились с преступником. Родной сын убил отца, а мать ему помогала. Его поступок просто нельзя простить и понять. Насилие над несовершеннолетней девушкой, еще и над родной дочерью, должно быть наказано самыми строгими мерами, ведь нельзя допустить его распространения и реабилитации.
  15. Что мешает человеку преступить закон? Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души» показал, что больше всего преступник боится огласки. Так, Чичиков скупает крестьян на бумаге, пока о его делах в городе почти никто не знает. Помещики не говорят о сделке, дабы сбросить налоговое бремя тихо и без последствий. А сам Чичиков упивается всеобщим уважением и своей безнаказанностью. Его повсюду приглашают и принимают, как равного члена высшего общества. Пока никто не догадывается об афере, Павлу Ивановичу нечего опасаться. Преступление любит тень. Но как только в обществе становится известно об его махинациях с покупкой мертвых душ, Чичиков сворачивает свою аферу и спасается бегством. Ему стыдно и неприятно находиться среди людей, которые его осуждают. Всеобщее порицание и мешает человеку преступить закон. Поэтому все маргиналы скрывают свой образ жизни и свои деяния. Как только другие узнают об этом, продолжать противоправные действия уже невозможно, ведь человеку стыдно за себя и страшно оказаться в изоляции.

Метки: 11 классаргумент из литературыВечная темадекабрьское сочинениеитоговое сочинениеподборкаПреступление и наказаниепример из литературысписок

Читайте также:

Мечтательность – это то, что не дает человеку сидеть на одном месте. У многих людей есть цель, которую они яро стремятся осуществить. Предлагаем несколько вариантов сочинений на тему «Мечтательность» для учеников выпускных и других классов.

Сочинения про мечтательность

Мечтательность и реализация – сочинение

Если кто-то задался целью достичь или преодолеть что-либо, его образ жизни будет полностью подчинён ей. Однако, это касается лишь тех случаев, когда что-то из разряда мечтаний перекочевало в другую плоскость разума и приобрело статус задачи.

Бывает и так, что человек только и занимает своё воображение бесплодными мечтами, прыгая с одних желаний на другие. Буйное воображение таких мечтателей отнимает у них всю энергию и на активные действия, способствующие достижению чего-либо, у них уже не хватает сил.

Чтобы бороться с бесполезным витанием в облаках, нужно предпринять некоторые меры по воспитанию своего разума. К ним относятся:

  • приучение себя к предприятию маленьких шагов;
  • замена чувства удовлетворения от мечтаемого удовлетворением от сделанного;
  • вера в себя и осознание потенциальной способности к воплощению своих задумок.

Беда всех мечтателей заключается в том, что они превращают своё воображение в средство для получения удовольствия. Вместо того чтобы использовать его только как инструмент визуализации задумки, они начинают баловаться с ним и в этой игре доходят до безрассудности.

Как следствие, все их фантазии бесконечно меняются и трансформируются в бессмысленные и неосуществимые грёзы, которые не имеют с реальностью ничего общего.

Оно и понятно, если не принимать никаких действий для своей мечты, то отношение к ней со временем будет остывать и ленивые люди, чтобы поддержать этот огонь, придумывают к ней всё более изощрённые фантазии.

Так или иначе, даже самое маленькое достижение способствует всплеску у человека удовольствия от успешно выполненного дела. Именно совокупность всех этих достижений, больших и маленьких, формирует у людей так необходимую в жизни веру в себя.

Логично, что там, где есть место маленькому успеху, непременно будет и большой. Для этого всего лишь нужно будет чуть больше постараться и проявить терпение. Главное, что в этом случае работает один и тот же принцип целедостижения и он у человека уже выработан.

Закоренелые мечтатели не без радости смогут отметить, что куда приятнее наслаждаться маленьким, но реально выполненным делом, чем построенными в воображении воздушными замками. Только это и может вытянуть их из болота своего воображения и ступить на твёрдую почву реальных удовольствий.

Я считаю, что стремление нужно каждому, ведь оно делает жизнь осознанной и интересной. Только важно, чтобы оно было достойным и благородным, а не глупым, как у гоголевского Манилова, который хотел построить мост с торговыми лавками и подземный переход над прудом-лужей.

Настоящая мечта должна быть осмысленной и умной. Человек, вдохновлённый своим стремлением, зажигает и других людей. Таким образом, объединяясь вокруг одного стремления, действовали многие первопроходцы в любой сфере. И так же по жизни идёт каждая личность, которая не просто мечтает, а пытается реализовать свою мечту.

Сочинение на тему Мечтательность

Человек такой же великий как велика его мечта. Вполне стоящее утверждение и, конечно, судя по мечте легко сказать о том, кем на самом деле является человек. На мой взгляд, во многом именно мечта определяет ценность человека, даже не какая-то великая цель, а именно мечта.

Умение мечтать свойственно каждому человеку. Когда склонность к мечтам выше обычного и занимает много времени, что это качество личности называют мечтательностью. Эта черта наиболее ярко и естественно проявляется в юности. Чем старше человек становится, тем меньше времени он уделяет мечтам, больше – делам.

Герой романа Гончарова Илья Ильич Обломов с возрастом не утратил этого качества. Мечтательность была основным качеством его натуры. Обломов с удовольствием предается мечтам, отказываясь от реальной жизни.

В мечтах он видел спутницей жизни женщину, похожую на Ольгу Ильинскую. Когда судьба подарила ему встречу с женщиной его мечты, он испугался.

В мечтах он преобразовывал имение, в жизни не мог вовремя ответить управляющему и потребовать добросовестного исполнения обязанностей. Служба в департаменте не соответствовала мечтам Обломова и он вышел в отставку.

Обломов бежит от жизни в мир мечты. Он прожил две жизни. Одна, яркая и прогрессивная, прошла в мечтаниях. Другая, обычная и сытая, была реальной жизнью Ильи Ильича. Имя своей мечтательности он дал сам. Это – обломовщина.

Прекрасна мечта, ведущая к открытиям и свершениям. Мечтательность в духе Обломова ведет к лени, апатии и заканчивается пустотой.

Мечтательность и деятельность по И. А. Гончарову

О сущности Ильи Ильича Обломова будут спорить еще не одно поколение, как и профессиональные критики, так и реципиенты. Кто он таков?

Несчастный человек, не сумевший в должной мере распорядиться своими талантами и жизнью, придав ее унылому растительному существованию, или же редкий счастливец, решивший отказаться от навязанных светских условностей ради того, чтобы вольно управлять отведенным ему временем.

Одним словом, является ли жизнь и угасание Обломова вполне допустимым, возможным и законным вариантом бытия? Личное понимание мечтательности и деятельности И. А. Гончарова заключается в трагичности судьбы его главного героя.

Нам не представляется возможности усомниться в достоверности изображаемой картины жизни Обломова: писатель остается беспристрастным. И в этой констатации факта той самой жизни заключается собственное мнение автора относительно своего героя.

Но Гончаров не был бы Гончаровым, если бы не ввел в сюжетную линию Ольгу Ильинскую. Безусловно, образ Обломова не определяется любовью. Но в неудавшейся попытке воскрешения, возвращения к природной сущности любого человека (а Илья Ильич, в первую очередь, – человек) и заключается фатальность трагедии.

В романе нет места представлениям о безобидности мечтательности. Грезы и «душевный сон» Обломова помогают ему избежать контактирования с реальной действительностью, тем самым оказывая спасительное действие. Однако они бесплодны и бесполезны и лишь усугубляют несостоятельность и беспомощность героя.

В неком роде мир грез для Обломова представляет собой стерильную среду, в то время как реальная жизнь – среду неблагоприятную. Но, как и любая чрезмерно стерильная среда, мечтательность становится угрозой для человека с отсутствующим иммунитетом: Обломов не способен противостоять жизненным реалиям.

Мечтательность кормится энергией и временем, лишая человека его созидательной функции. Вскоре срабатывает защитный механизм, и невозможность действовать превращается в нежелание действовать, иначе говоря, апатию.

Таким образом, отношение И. А. Гончарова к проблематике соотношения мечтательности и деятельности человека очевидно: возведенная в наивысшую степень мечтательность губительна.

Писатель не единожды подчеркивает ограниченность восприятия наиболее деятельного героя романа – Штольца. Так, деятельная составляющая его личности предопределила его отношение к Агафье Пшеницыной и не позволила ему увидеть в ней человека по природе заботящегося и любящего так же неустанно, как Штольц работает и развивается.

И в самом Обломове, друг детства, видел «золотое сердце», но не примечал его проявлений, считая, что «обломовщина» подавила их всех.

На мой взгляд, Гончаров подводит своего читателя к простой истине – совершенного человека не существует, как не существует и золотой середины между мечтательностью и деятельностью. Доказательством этому служит судьба Ольги Ильинской.

Несмотря на то, что в ней сочетались обе рассматриваемые черты, она также пережила эмоциональный кризис, лишившись, если и не чувственной стороны, как Штольц, или созидательной как Обломов, то определенно неотъемлемой составляющей своей сущности – возможности полостью отдаться любви и счастью.

Эссе про мечтательность с примерами

Я думаю, мечтательность – это умение человека смотреть на обыденность мира с интересом, наполнять свою жизнь и жизнь окружающих яркими красками.

Мечтательным является герой рассказа Железникова «Вожак». Мальчик Дима, смотревший на обыкновенные вещи с необычайным интересом, выглядел в глазах своих друзей странным. Он «пел песни и рассказывал стихотворение горе, устроил обсерваторию, чтоб увидеть космический корабль, разговаривал с морем.

Однажды он сказал, что видел гремучую змею, которая на самом деле была всего лишь ужом. Но именно Димка смог бы научить всех мечтать, а без мечты жизнь пуста. Автор на примере Димы хотел показать нам, что очень важно уметь фантазировать, поскольку это умение «наполняет» нашу жизнь.

Еще одним примером является героиня повести А. Грина «Алые паруса» Ассоль. Окружающие считали девушку странной из-за того, что она верила , что к ней переплывёт прекрасный принц на корабле с алыми парусами.

Но «странность» и отличает ее от жителей деревни, которые погрязли в бытовом и не замечают прекрасного вокруг. Ассоль же смотрит на окружающий мир как на тайну, ищет в простых вещах глубокий смысл.

Порой люди бывают слишком мечтательными. Так, в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» мы видим Манилова, который рассказывает всем гостям о том, как хочет построить дом. Мужчина стремился «поднять» экономику своего родного края, но при этом не замечает, как его обворовывают. К сожалению, мечтательность героя мешает его конечной цели.

Таким образом, можно сделать вывод, что мечтательность – это положительное свойство сознания человека, которое помогает ему наполнять жизнь яркими красками, делает ее интересной, а самого мечтателя необыкновенным, особенным.

Рассуждение про Мечтательность

Мечтателем быть плохо или хорошо? Я считаю, что мечтать необходимо, ведь мечта окрыляет, дает стимул к развитию и совершенствованию. К тому же мечта не дает душе «зачерстветь». Но чрезмерная мечтательность может и навредить человеку, увести от жизни.

Человек будет жить в своём, выдуманном мире и все дальше и дальше уходить от жизни реальной. Где же найти грань между полезной и вредной мечтательностью? Я считаю, что личностные качества играют важную роль.

Мечта для целеустремленного человека – призыв к действию. Такой человек будет идти к своей мечте несмотря ни на что, и превратит ее в реальность. Для ленивого человека мечта – просто мечта, которая навсегда так и останется несбыточной. Многие писатели поднимали тему мечты в своих произведениях.

Некоторые люди все время живут в мечтах. Они совершенно отстранились от реальности. Пример: именно об этом и говорится в произведении Достоевского «Белые ночи» о молодом парне, который постоянно мечтает, он боится действительности, и этот страх сильно мешает ему жить.

В поэме «Мертвые души» излишняя, и даже вредная мечтательность представлена образом Манилова. Он целый день «витает в облаках», размышляет о бессмысленных вещах, которым никогда не суждено сбыться: провести подземный ход от дома или выстроить через пруд каменный мост.

Но для осуществления своей мечты Манилов не делает ничего, поэтому его речи о будущем являются пустыми и бессмысленными. Манилов любит мечтать, но его мечты лишь уводят его от жизни. Так же его пассивный образ жизни – признак того, что мечты Манилова навсегда останутся просто мечтами.

Таким образом, для целеустремленного человека мечта может являться стимулом, толчком к достижению поставленных задач. Но в то же время излишняя мечтательность приносит лишь вред, и присуща она ленивым, апатичным людям.

Такие мечты останутся лишь в сознании и никогда не будут воплощены в реальность. Безусловно, мечтать нужно, это полезно для души. Но необходимо найти грань между полезной и вредной мечтательностью, которую каждый определяет сам для себя.

Читайте также: Зависть – итоговые сочинения для 9–11 классов ОГЭ и ЕГЭ.

Как можно запретить человеку мечтать? Именно осознанные мечты и желания позволяют человеку отыскать мотивацию и подобрать правильный подход к действиям. Быть мечтательным вовсе не означает предаваться несбыточным иллюзиям и жить в параллельной реальности.

В большинстве случаев именно визуализация своих желаний подталкивает человека к решительным действиям. Мечтательность может сыграть с человеком злую шутку лишь тогда, когда он хочет добиться своих целей, не прилагая никаких усилий.

Рассуждение про Мечтательность

1

Мечтательность и реализация – сочинение

Сочинение на тему Мечтательность

Мечтательность и деятельность по И. А. Гончарову

Эссе про мечтательность с примерами

На чтение 5 мин Просмотров 2.3к. Опубликовано

Данная тема и текст актуальны для реального ОГЭ 2022!

ЗАДАНИЕ 9.3

Как Вы понимаете значение слова ВООБРАЖЕНИЕ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Для чего человеку нужно воображение?»

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1)Когда нас оделили мороженым и фруктами, делать на ковре было нечего, и мы, несмотря на косые, палящие лучи солнца, встали и отправились играть.

– (2)Ну, вот что! – сказала Любочка, щурясь от солнца и припрыгивая по траве. – (3) Давайте в Робинзона.

– (4)Нет… скучно, – сказал Володя, лениво повалившись на траву и пережёвывая листочек, – вечно в Робинзона! (5)Ежели непременно хотите, так давайте лучше беседочку строить.

(6)Володя заметно важничал: должно быть, он гордился тем, что приехал на охотничьей лошади, и притворялся, что очень устал. (7)Может быть, и то, что у него уже было много здравого смысла и слишком мало силы воображения, чтобы вполне наслаждаться игрою в Робинзона. (8)Игра эта состояла в представлении сцен из Робинзона, которого мы читали незадолго перед этим.

– (9)Ну, пожалуйста… отчего ты не хочешь играть с нами? – приставали к нему девочки.

– (10)Право, игра не стоит свеч! – сказал Володя, потягиваясь и вместе с тем самодовольно улыбаясь.

– (11)Так лучше бы дома сидеть, коли никто не хочет играть, – сквозь слёзы выговорила Любочка.

(12)Она была страшная плакса.

– (13)Ну, пойдёмте; только не плачь, пожалуйста: терпеть не могу!

(14)Снисхождение Володи доставило нам очень мало удовольствия; напротив, его ленивый и скучный вид разрушал всё очарование игры. (15)Когда мы сели на землю и, воображая, что плывём на рыбную ловлю, изо всех сил начали грести, Володя сидел, сложив руки и в позе, не имеющей ничего схожего с позой рыболова. (16)Я заметил ему это, но он отвечал, что оттого, что мы будем больше или меньше махать руками, мы ничего не выиграем и не проиграем и всё же далеко не уедем. (17)Я невольно согласился с ним. (18)Когда, воображая, что я иду на охоту, с палкой на плече, я отправился в лес, Володя лёг на спину, закинул руки под голову и сказал мне, что будто бы и он ходил. (19)Такие поступки и слова, охлаждая нас к игре, были крайне неприятны, тем более что нельзя было в душе не согласиться, что Володя поступает благоразумно.

(20)Я сам знаю, что из палки не только что убить птицу, да и выстрелить нельзя. (21)Это игра. (22)Коли так рассуждать, то и на стульях ездить нельзя, а Володя, я думаю, сам помнит, как в долгие зимние вечера мы накрывали кресло платками, делали из него коляску, один садился кучером, другой – лакеем, девочки – в середину, три стула были тройка лошадей, – и мы отправлялись в дорогу. (23)И какие разные приключения случались в этой дороге! (24)И как весело и скоро проходили зимние вечера!.. (25)Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет.

(26)А если игры не будет, что же тогда остаётся?

(По Л.Н. Толстому*)

Толстой Лев Николаевич (1828–1910) – великий русский писатель и мыслитель.

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ

  1. l Что такое воображение? Для чего человеку нужно воображение?
  2. ll Пример из текста Л.Н.Толстого:
    1. кто герои текста;
    2. чем они занимаются;
    3. какие эмоции испытывают дети во время игры;
    4. кто из ребят не хочет играть, почему, какое у него настроение;
    5. что показывает данный пример.
  3. lll Пример из собственной жизни (из литературы, фильма, собственного опыта, опыта других людей и т.п.).
  4. lV Вывод (короткое обобщение + совет).

СОЧИНЕНИЕ

Для чего человеку нужно воображение?

          Воображение – это способность человека создавать в своём сознании различные образы и придумывать то, чего не существует в реальности. Для чего человеку нужно воображение? Оно делает нашу жизнь более интересной, яркой и насыщенной. Этой способностью обладают люди разного возраста. Но больше всего любят фантазировать дети. Докажу свои слова двумя примерами.

          Обратимся к тексту Л.Н.Толстого, героям которого очень нравится играть в разные игры, воображая сцены из прочитанных книг. Так, стулья у них превращаются в тройку лошадей, кресло — в коляску, а палка — в ружьё. Ребятам легко представить, как они отправляются в путешествие или оказываются на необитаемом острове. В такие моменты дети счастливы, им весело и интересно, время летит незаметно. Однако один из них — Володя — не хочет принимать участие в игре. Возможно, потому что ему лень или он просто повзрослел и «у него уже было много здравого смысла и слишком мало силы воображения». Поэтому мальчик скучает и своим видом портит настроение друзьям. Это наглядный пример того, как воображение превращает будни в праздник и сказку, а его отсутствие — в серую действительность.

          В детстве я тоже любил фантазировать, особенно когда бабушка рассказывала мне на ночь сказки. Я с большим интересом слушал невероятные истории, и в моём воображении возникали удивительные картины. Порой я представлял себя в роли главных героев и сочинял продолжение сказок. Это было очень увлекательное занятие, благодаря которому жизнь казалась мне настоящим приключением.

          Таким образом, воображение играет большую роль в жизни человека, особенно ребёнка. Поэтому нужно обязательно развивать эту способность с раннего детства. И, может быть, в будущем из ребёнка получится талантливый писатель, режиссёр или художник. (256 слов)

Читайте также:

Как характеризует человека бескорыстие?

Как завоевать авторитет?

Как можно прославиться?

Нужно ли уметь просить прощения?

Для чего человеку нужно воображение?

Блог в помощь!

  • Примеры использования композиционных материалов в машиностроении рассказ
  • Примеры добра и зла в сказках 4 класс
  • Примеры аргументов для итогового сочинения по литературе
  • Примерные темы итогового сочинения 2022 и готовые сочинения
  • Примеры аргументов для итогового сочинения 2022