Общество, в котором и дети, и взрослые не уважают старших обречена на вечные страдания. Настало время, чтобы остановить эту тенденцию и сделать что-то, чтобы восстановить и гармонизировать отношения между вашими детьми и их бабушкой и дедушкой, потому что эти отношения важны и ценны для всех членов семьи.
Общение детей и старших вносит большой вклад в развитие детей и помогает им становиться богатыми сердцем и душой. Но эти отношения никогда не будут здоровыми, если нет уважения в вашей семье.
Как родитель, вы должны взять на себя ответственность за всё происходящее в вашей семье и привить положительные ценности к своим детям. Если Вы не знаете, как поднять уровень уважения к старшим, я расскажу вам, как делать правильно.
Никогда не закрывайте глаза.
Если вы хотя бы раз замечали, что ваши дети проявляют неуважение к старшим, то вы не должны закрывать глаза или промолчать об этом. Это абсолютно недопустимо, и существует высокая вероятность того, что их неуважительное отношение повернётся против вас.
Ваша родительская миссия заключается в преодолении разрыва поколений между детьми и старшими. Не ждите, пока ситуация выйдет из-под контроля. Скажите вашим детям, что надо уважать и помогать старшим. Неважно, насколько вы заняты, нужно найти время, чтобы ознакомить ваших детей с основными правилами этикета.
Уважайте старших.
Ваши усилия состоит в том, чтобы учения уважению старших были не напрасными, показывайте примеры проявления уважения к старшим на своём примере. Вы являетесь примером для подражания для ваших детей.
Нравится вам это или нет, они впитывают ваши эмоции, анализируют слова и повторяют ваше поведение. Если вы действительно хотите научить ваших детей с уважением относиться к старшим, но ситуация не двигается с мертвой точки, то вы также должны начать работать над собой.
Начните выражать чувства.
Невероятно трудно найти середину между эмоциональной сдержанностью и эмансипацией. Вот почему мы обычно впадаем в крайности и совершаем ошибки. Если вы очень сдержанный и даже застенчивый человек, то вашим детям будет трудно научиться открыто выражать свои чувства.
Если вы хотите создать эмоциональную связь между детьми и их бабушками и дедушками, то сначала вы должны преодолеть свою неуверенность и начать выражать чувства к своим родителям в присутствии детей. Они должны слышать и понимать, что сказать «Я тебя люблю» родителю — это нормально.
Поделитесь семейными историями.
К сожалению, многие современные дети почти ничего не знают о своих бабушках и дедушках, прадедах и других членах вашей семьи. Но единственные, кто виноват в этом пробеле, родители.
Избегайте совершать ошибку. Расскажите своим детям историю своей бабушки с дедушкой, про их долгую и трудную жизнь. Если возможно, старайтесь подкреплять свои слова семейными фотографиями. Если они являются инвалидами или испытывают серьёзные медицинские проблемы, то вы должны объяснить своим детям, что трудно бороться с хроническими заболеваниями, с улыбкой на лице.
Поощряйте ваших детей делать добрые поступки.
Ваши дети должны знать, что время от времени надо спрашивать у своих бабушек и дедушек, как у них дела, помочь бабушке сделать её знаменитое сахарное печенье, принести дедуле молоток и многие другие маленькие добрые дела.
Эти искренние шаги доброй воли, как правило, заставляют сердца бабушки и дедушки биться быстрее и позволить им почувствовать, что их до сих пор любят и уважают. Большие и маленькие акты доброты, в исполнении ваших детей нельзя оставить без внимания, потому что они могут быстро потерять интерес и мотивацию. Начните хвалить их и пусть они будут помнить, что уважительное отношение к старшим — это хорошо.
Окунитесь вместе в сказку.
Как бы ни устало вы чувствуете после тяжелого рабочего дня, вы никогда не должны забывать или отказываться читать поучительные сказки вашим детям. Но непросто читать, также стоит объяснить, потому что дети не смогут понять мораль сказки.
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок извлек урок из мультфильмов или сказок и стать лучшим человеком, то вы должны проанализировать действия персонажей, и обсудить сюжет сказки вместе со своими детьми после прочтения. Ищите сказки, что описывает отношения бабушки и дедушки с внуком.
Научите поздравлять своих бабушек и дедушек.
Для родителей и детей кардинально важно всегда помнить главные праздники и другие важные события в жизни их бабушек и дедушек. Как родитель, вы должны сделать это привычкой, с участием ваших детей при подготовке ко дню рождения бабушек и дедушек.
Активное участие в этом творческом процессе и откровенное желание удивить своих бабушек и дедушек положительно повысит значимость старшего поколения в их сердцах. Когда они становятся старше, они начнут самостоятельно поздравлять своих бабушек и дедушек.
Трудно гармонизировать отношения между членами семьи, и современные дети настолько заняты, они ловят покемонов или играют в другие игры, у них нет времени для своих бабушек и дедушек. Начать прямо сейчас, чтобы помочь вашим детям понять ценности семьи.
Дзен рассказы, читать на дзене истории из жизни, реальные случаи из жизни людей в бане. Деревенские смешные случаи читаем Яндекс. Трогательные до слёз откровения. Истории измен, о любви, предательстве. Свёкр и сноха. Тёща. Астрология. Гороскоп. Снегурочка. Новый год. Снохачество. Бабушка и внучка. Жена и муж. Измена. Здесь можете читать онлайн бесплатно.
Лично я считаю, что невозможно абстрагироваться от общества, будучи человеком, т. е. биосоциальным существом. Это говорил ещё сам Владимир Ильич Ленин. Так или иначе, все мы рождаемся уже в обществе. Погибаем мы тоже в обществе. У нас нет выбора, все уже предрешено до нашего появления на свет, до нашей возможности выбирать. Но в руках каждого – его будущее и, возможно, будущее окружающих людей.
Так может ли один единственный человек изменить общество?
Лично я считаю, что нет ничего невозможного, что совершенно любой человек может добиться чего-то, а потом управлять массами, тем самым деформируя общество, общественный строй. Но если ты очень беден, неизвестен, необразован, то тебе будет очень сложно что-либо поменять, не прилагая огромнейших усилий. Раздумывая над вопросом данного сочинения, я сразу вспомнил несколько художественных произведений, в которых как раз поднимается проблема взаимоотношений человека и общества.
Так, главный герой произведения «Отцы и дети» Тургенева, Евгений Базаров является ярким примером человека, идущего наперекор обществу, наперекор сформировавшимся устоям в этом самом обществе.
Как говорил его товарищ Аркадий: «Он нигилист». Это означает, что Базаров отвергает всё, т. е. является скептиком. Несмотря на это, он не в состоянии придумать что-то новое. Евгений из тех людей, которые лишь критикуют, привлекают к своим взглядам большее и большее количество людей, но без каких-либо конкретных, альтернативных идей и взглядов. Тем самым, как мы видим на протяжении романа, Базаров лишь спорит со старшим поколением, не говоря ничего конкретного взамен. Его дело – отрицать, а «строить» другие будут. Как мы видим в данном примере, Базарову не удаётся изменить общество — он умирает в конце романа. Лично я считаю, что главный герой опередил время, родился тогда, когда никто не был готов к переменам.
Кроме того, вспомним роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Главный герой этого произведения, Родион Раскольников, разрабатывает собственную теорию о «тварях дрожащих» и «право имеющих». Согласно ей, все люди в мире подразделяются на «низших» и «высших». Первые могут быть убиты вторыми без каких-либо последствий и наказаний. Главный герой никак не может убедиться в ней на сто процентов, из-за чего и решает проверить её самостоятельно. Он убивает старуху-процентщицу, думая, что всем от этого будет только лучше. В результате, долгое время после убийства героя мучают душевные терзания, совесть, после чего Родион сознаётся в содеянном преступлении и получает своё второе наказание. В данном примере мы видим, как у главного героя была своя собственная идея, теория, которая не получила распространения среди людей и погибла в голове своего создателя. Родион не смог перебороть даже самого себя, поэтому он никак не мог изменить общество.
Рассуждая над проблемой этого сочинения, я пришёл к выводу, что один человек никак не может изменить всё общество. И приведённые примеры из литературы мне в этом помогли.
Обновлено: 2017-10-25
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
Итоговое сочинение на тему «Человек и общество» с аргументами из литературы представлено ниже.
«Способен ли один человек противостоять обществу?»
Вступление
Общество – это целая система со своим укладом, законами и нормами оценок. Каждый из нас – часть этого большого целого, способного либо поглотить нас целиком, либо наделить возможностями успешного сосуществования.
Проблема
Способен ли человек противостоять обществу, общественному мнению или это заведомо проигранный бой?
Тезис №1
«Один в поле не воин», — утверждает древняя пословица. Сложно противостоять мнению большинства, для этого нужно обладать особым даром убеждения и харизмой.
Аргументация
В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» мы видим героя, способного повести за собой окружающих людей. С одной стороны, Данко подчинил людей своей воле, ведя их к спасению, убеждая в лучшем будущем ценой собственной жизни. Но с другой стороны, что он получил в ответ? Как только он вывел их из чащи, толпа тут же забыла его, растоптав последние искры, напоминающие о его вырванном из груди горящем сердце.
Вывод
Одному человеку очень сложно противостоять целому обществу. Но это возможно, и такие люди есть и будут. Они обладают уникальным даром убеждения, особым складом характера.
Тезис №2
К людям, способным изменить изменить мир, относятся многие руководители государств, военные предводители и религиозные деятели. Но есть такие и среди простых людей.
Аргументация
«И один в поле воин, если он Чацкий», — говорил И.А. Гончаров. Действительно, в своей пьесе «Горе от ума» А.С. Грибоедов изобразил человека, способного обличить пороки целого поколения, в котором сам же существовал. Чацкий явился к людям, живущим по уже устоявшимся правилам и перевернул все с ног на голову. Затем он уехал, никем не понятый и никому не нужный.
Вывод
Обладая бесстрашием и особым складом характера можно повлиять на общественный строй, хотя бы в ближайшем окружении. Однако это может грозить одиночеством.
Тезис №3
Есть люди, которые, отказавшись от попыток изменить мир, продолжают свое одинокое существование, отстранившись ото всех. Общество не принимает таких людей, а у них нет сил бороться с ним.
Аргументация
К таким людям относится Илья Ильич Обломов, главный герой романа А.И. Гончарова «Обломов». Илья Ильич обладает рядом положительных качеств, он духовно высоко развит, но не может найти применения своим талантам. Люди, окружающие его, живут по законам, чуждым ему – они лживы, они способны идти по головам ради достижения поставленных целей. Обломов не принимает таких правил, но не способен справиться с собой и хоть как-то приспособиться к законам жизни. Поэтому он самоустраняется и живет практически отшельником, проводя дни на диване в засаленном халате.
Вывод
Общество – достаточно сильная система. Она с легкостью может поглотить отдельно взятую личность, не похожую на остальных, если она не способна противостоять ему.
Общий вывод (заключение)
Законы социума таковы, что все мы, каждый из нас – часть одного большого целого. Мы вынуждены жить по единым законам для всех, даже если нас что-то не устраивает. Есть мужественные люди, отважившиеся пойти против устоев или возглавить новое направления в развитии. Но против течения могут плыть только сильнейшие. Остальных же общество ломает и обрекает на одиночество.
Сентябрь 15th, 2017 risusan7
Иллюстрация к комедии «Горе от ума» худ. Д.Н. Кардовский
Друзья, знакомясь с примерами сочинений, помните, что их автор — это человек, которому тоже свойственно ошибаться. Не списывайте эти работы, так как получите «незачёт» из-за невыполнения требования № 2:
«Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника
или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).»
Человек становится человеком только в обществе. Нельзя обрести мышление и речь, то есть то, что отличает нас от животных, не находясь в обществе себе подобных. Но и социум состоит из совокупности отдельных людей. Мыслящая личность время от времени задаётся вопросом, который звучит примерно так: «Человек для общества или общество для человека»?
На первый взгляд, всё просто. Конечно, человек для общества, потому что оно обладает более серьёзными рычагами влияния на отдельного индивида, чем он на общество. Естественно, это благо, когда надо обезвредить преступника, но часто под социальный пресс попадают яркие прогрессивные личности.
В литературе есть примеры столкновения личности и большинства, и часто этот конфликт заканчивался поражением героя. И неважно, насколько передовые взгляды у человека: если общество не готово воспринять новые идеи, оно будет «выдавливать» из своих рядов инакомыслящего. Сразу вспоминается главный герой комедии
А.С. Грибоедова. Чацкий, получивший образование за границей, обличает пороки фамусовского общества: чинопочитание, взяточничество, невежество. Понятно, что делает он это резко, с юношеской горячностью, но Александр Андреевич смело бросает в лицо представителям «века минувшего» некрасивую правду. Ответ не заставил себя ждать: пылкого обличителя объявляют сумасшедшим. Это трагическая история о том, как человек, пытавшийся показать обществу дорогу к лучшему его обустройству, оказался за непробиваемой стеной непонимания.
Правда, в мировой истории есть случаи, когда отдельная личность помогает сделать обществу огромный скачок в развитии. Майклу Фарадею мы обязаны приручением электричества, жизнь без которого сейчас трудно представить. И.П. Павлову — созданием науки о высшей нервной деятельности. А.С. Пушкина мы помним и чтим, как основоположника современного русского языка и литературы. Примеры сильного влияния отдельной личности на общество в литературе тоже встречаются. Так, Сим из рассказа Р.Брэдбери «Лёд и пламя
» благодаря своему упорству и храбрости спас людей от скорой смерти, приведя их к космическому кораблю. Герой мог бы вместе с другими членами племени тихо провести свою короткую восьмидневную жизнь, но он предпочёл посвятить её борьбе за спасение с адской планеты. Такие личности, как Сим, преодолевают недоверие общества и ведут людей за собой к лучшему будущему. Но не стоит забывать, что любой гений вырастает не в вакууме, а среди других людей, влияющих на него.
По моему мнению, в философском уравнении «человек для общества» или «общество для человека» нужно поставить равенство, потому что любая личность нуждается в других людях, а развитие социума зависит от вклада каждого здравомыслящего человека.
(381 слово)
[Направление «Человек и общество»: пример итогового сочинения]
Каждый из нас является членом общества, разница только в активности: кто-то охотно участвует в жизни других людей, кто-то их сторонится. Однако все мы являемся частью одного большого объединения, поэтому важно находить с другими его элементами общий язык. Но чрезмерно сильное влияние этой системы отношений может навредить нам и лишить нас индивидуальности. В итоге, мы пришли к тому, что необходимо найти золотую середину между двумя крайностями взаимосвязи с социумом. Поскольку сделать это сложно, нередко случается так, что человек оказывается вне общества, то есть является лишним в его иерархии, не может найти себе места в ней. В данной подборке представлены аргументы из литературы для итогового сочинения по направлению «Человек и общество», иллюстрирующие примеры, когда личность отчуждена от своего круга и разрывает все связи с ним.
- В комедии Грибоедова «Горе от ума» герой разочаровывается в фамусовском обществе и намеревается разорвать с ним отношения. Александр Андреевич хоть и является по праву рождения полноправным членом этого избранного круга, не находит в нем понимания. Его система ценностей коренным образом отличается от того, чему поклоняются Скалозубы, Репетиловы и Молчалины. Например, он не хочет прислуживаться, то есть добиваться карьерных высот лицемерием и подхалимством. Также его не устраивает консерватизм московской элиты, которая не чуждается жестокого обращения с крестьянами и подлости на службе, но боится положительных перемен и прогрессивных взглядов. Таким образом, Чацкий оказался перед выбором между сохранением верности своим идеалам и общением с порочным обществом. Он выбрал жизнь вне своего круга, чтобы сохранить себя от его пагубного влияния.
- В романе-эпопее Толстого «Война и мир» Андрей Болконский бежит из дворянских салонов на поле брани, лишь бы не слышать больше лицемерных речей и праздной болтовни. Ему чужда изнеженность и бесцельность жизни людей из его круга общения. Герою скучно даже с женой, которая разделяет их образ мыслей. Он не нашел общего языка с окружением из-за того, что отец воспитал его по-другому. Болконский-старший был суровым и дельным человеком, не терпел болтать попусту. Он редко отличался гостеприимством и сам не ходил по гостям. Зато он много работал и посвящал время воспитанию детей. Таким образом, можно сделать вывод, что неприятие традиционных общественных ценностей берет начало в семье, где личность формировалась под иным влиянием.
- В романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон» Григорий идет против условностей своего сообщества. У казаков в приоритете всегда были семейные узы: дети слушались родителей, младшие – старших, жены были верны мужьям, мужья – женам и т.д. Все они работали на земле, и единство семьи было залогом выживания, ведь такое количество работы не мог делать один человек. Так вот, Мелехов нарушил вековые традиции, отказавшись жить по воле отца: он изменяет жене с замужней женщиной, а после череды скандалов уходит из деревни вообще, покидая семейство. Все это случилось потому, что герой был независимой и свободолюбивой натурой с незаурядным умом. Он понял, что традиции дедов и отцов могут быть неправильными или несправедливыми. Также он усомнился в авторитете отца и в праве общества осуждать его выбор. Конечно, герой сделал множество ошибок, но нельзя отказать ему в возможности стоить личное счастье без пересудов и мнений толпы. Перед нами пример того, что личность может взбунтоваться против социума и весьма успешно.
- Пример лишнего человека мы можем наблюдать в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин со своей индивидуальностью оказался вне общества с его ограниченностью и заурядностью. Он не хотел примерять на себя ни одну из популярных социальных ролей, поэтому всегда искал возможности стать исключением из правила. Так, он играет судьбами других людей, ставя себя в нетипичные обстоятельства, развлекаясь. То он убеждает себя в любви к Бэле, то разыгрывает ухаживания перед Мари, то пускается вслед за Ундиной. В погоне за новыми впечатлениями он игнорирует моральные нормы и интересы своих попутчиков, становясь опасным для общества. Исключительность Григория была направлена не на созидание, а на разрушение, деструктивное, безнравственное, пугающее. Его бунт против окружения был без смысла и без пощады, а ради чего? Он все равно был несчастен и болен своим отчуждением. В этом случае общество могло бы многому научить человека, спасти его, если бы тот прислушался к голосу со стороны. Он не слушал, поэтому ни один выходец из того или иного круга не смог помочь Григорию, будь то Бэла, Максим Максимыч или доктор Вернер.
- В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» главный герой был насильно отделен от общества. Нельзя сказать, что Мастер был ярым оппозиционером и как-то критиковал политический строй, но его не поняли, а, значит, не приняли. Критики унизили автора и его работу, редакторы отказались печатать, сосед написал донос, и кончилось все заключением в сумасшедшем доме. Весь окружающий мир, кроме одной единственной Марго, повернулся к герою спиной. Однако в процессе чтения мы понимаем, что настоящему художнику эта травля была необходимо, чтобы он не стал таким же бездарным и ручным, как графоманы на цепи у власти, которые его оболгали. Поэтому в данном случае человек должен был оказаться вне общества, чтобы понять свое истинное предназначение.
- В поэме Лермонтова «Мцыри» герой был пленен и томился в тюрьме далеко от родины. Расторжение родственных уз с тем обществом, членом которого он был по праву рождения, глубоко ранили его душу, лишили ее покоя и счастья. Юноша тосковал по дому, по людям, что были ему близки. Он не хотел того одиночества, на которое его обрекли. И не напрасно, ведь мы понимаем, как много Мцыри мог сделать для своей страны. Именно там он мог реализовать свой потенциал и согреть кого-то огнем своего сердца. Из этого примера мы можем сделать вывод, что отчуждение от общества – это далеко не всегда освобождение от зла или предел мечтаний талантливого человека. Это может быть и трагедией узника, нежно привязанного к родственным душам за пределами тюрьмы, где он заточен.
- В романе Тургенева «Отцы и дети» Базаров – лишний человек. Он не находит себе места в сложившейся сословной системе. Поэтому он демонстративно презирает дворян и тянется к народу, в котором видит больше свойственных ему черт. Однако и от простого люда он безнадежно далек, ведь его образованность и категоричность не понятны невежественным и консервативным крестьянам. Так он оказывается вне общества со своими прогрессивными идеями и научным мышлением. Одиночество и отчуждение терзают его, но это открывается только в финале романа, когда он лежит на смертном одре и сетует на свою неприкаянность. Таким образом, оторванность от людей не делает человека счастливым, напротив, зачастую приносит страдания.
- В рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» герой намеренно отчуждается от общества, ведь высокомерие не позволяет ему быть с окружающими на одной волне. Он всех мерит размером кошелька, а тех, чье состояние меньше его, и вовсе не замечает. Для него они всего лишь обслуживающий персонал, не достойный внимания. Казалось, такое расслоение социума естественно, богатые и бедные не найдут общий язык, но автор в символичном названии судна («Атлантида») намекает, что такой «естественный» уклад жизни ведет нас всех к катастрофе. Так и оказывается в финале: господин умирает, а его тело, которое уже не сулит чаевых, убирают в коробку из-под содовой. Очевидна уже наступившая нравственная катастрофа, которая привела всех пассажиров к повальному равнодушию друг к другу. Никто не выразил сожаления, никто не прекратил веселье и пляски, хотя рядом лежал труп того, кого так тщательно ублажали еще недавно. На этом примере видно, что конфликт личности и общества не всегда красив и романтичен. В реальной жизни он может привести к трагедии для всех его участников.
- В повести Булгакова «Собачье сердце» профессор находится вне общества, так как он является представителем интеллигенции в стране победившего пролетариата. Основная масса людей из-за пропаганды свыше ненавидит его «буржуазный» образ жизни и не понимает его ценностей. Преображенский, по их мнению, занимает незаслуженно много площади в доме и пользуется непозволительной роскошью, недоступной простым людям. Швондер и ему подобные не признают заслуг научного деятеля. Они готовы растерзать героя из зависти его к уму и положению. Но Филипп Филиппович не поддается на провокации. Ему удается абстрагироваться от большинства и сохранить лучшие качества прошлого: духовность, благородство, эрудированность. На фоне грубой и пошлой толпы профессор выглядит Гулливером среди лилипутов. Масштаб такой гениальной личности обществу никогда не разглядеть вблизи, для этого нужны столетия.
- В романе Достоевского «Преступление и наказание» человек идет против общества. Он принижает его в своих глазах, нарекая себя судьей и «право имеющим». Герой буквально заболевает идеей своего превосходства и в порыве «правосудия» губит две жизни. Причиной такого духовного нездоровья и последующих событий является тот факт, что Раскольников на некоторое время выбыл из социума: отчислился из университета, забросил подработки, был далек от семьи. Недостаток общения и понимания привел его к умопомрачению, которое смогли рассеять только люди. Обретая понимание в лице Сони, Родион выздоравливает и вновь возвращается в общество, из которого сам себя вычеркнул. Постепенно он осознает, что любовь к ближним – это истинное призвание любой души.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Доброта — это стремление помочь людям, причём не требуя за это благодарности.
Это свойство души, позволяющее не оставаться равнодушным к бедам других,
оказываться рядом тогда, когда это так необходимо человеку.
Доброта и сочувствие — основа характера россиян, всегда стремящихся прийти на помощь не только ближнему,
но и совсем незнакомому человеку.
Доброта — это и нежное, заботливое отношение к людям, всему живому на земле.
Доброта ребёнка проявляется в его ласке к кошке или щенку,
в его уходе за цветами, доброте нужно учить с самого детства.
Доброта — это понятие несколько абстрактное.
Многое можно вложить в смысл этого слова.
На первый взгляд, легко ответить на вопрос: что значит доброта.
Но в то же время и сложно. Ведь доброта — это основа таких понятий, как милосердие, сопереживание, сочувствие, самоотверженность и даже героизм.
Именно любовь к человеку, доброта, желание спасти его и становится побуждением к героическому поступку.
А что даёт доброта человеку?
Конечно, уважение и любовь близких, хорошие отношения с друзьями и коллегами.
Но доброта часто проявляется настолько бескорыстно, что человек, совершивший добрый поступок, даже остаётся неизвестным. Для него главное — помочь другим.
Неизвестный человек перевёл большую сумму денег на лечение ребёнка, оказавшегося в беде.
Творите добро, и оно обязательно вернётся к вам, даже со стороны порой совсем чужих вам людей!
Сочинение-рассуждение по тематическому направлению Доброта и жестокость
Жестокость — это грубое, агрессивное отношение к живым существам,
при этом не испытываю никакой жалости.
Может выражаться в словах или в применении силы.
Жестокость может возникнуть из-за стресса или какой-то душевной травмы.
У маленького ребенка может возникнуть жестокость из-за того, что кто-то в семье жестокий,
и он просто копирует поведение.
Чаще всего возникает в семьях, где постоянные ссоры и рукоприкладства.
Ребенок глядя на это или принимает сторону обидчика и ведет себя также, или принимает сторону жертвы и становится злым по отношению ко всем из-за страданий. А у подростка жестокость может возникнуть или из-за того, что его никто не замечает ни дома, ни в школе, ни с друзьями.
Жестокость -это наверное результат неправильно формирования человеческой личности,когда при воспитании в детстве родители не видят в ребёнке человека,не оценивают его как личность.
Жестокость порождается или нелюбовью или равнодушием к ребёнку,или наоборот безграничной слепой любовь,которая порождает вседозволенность.
Школа или плохая компания друзей,интернет,всё это порождает жестокость в ребёнке, которая с годами растёт и крепнет. С детства надо прививать к ребёнку уважение его как личности, прививать уважение ребёнка к самому себе и к окружающим его людям, уметь оценивать свои поступки и умение отвечать за них.
Но зачастую этого нет во многих семьях при воспитании детей.
А проявляться жестокость начинает с малого, когда дети начинают мучить животных, обижать слабее себя детей, не уважать пожилых людей,всё это потом вырастает в более жёсткие рамки.
Простыми словами, жестокостью можно назвать грубое и отвратительное отношение к окружающим.
Откуда она берется?
Многие считают, что такая черта характера в личности зарождается из-за нехватки любви,
уважения и внимания со стороны окружающих.
Тем не менее, встречаются случаи, когда человек становится жестоким далеко не из-за этого.
Жестокие люди не чувствуют жалости к тем, кому причиняют боль.
Причиной жестокости могут стать как детские психологические травмы,
так и разочарование в ком-либо или чем-либо.
Недаром есть такая наука как психология, которая как раз и призывает ученых и докторов изучать причины возникновения подобных черт характера.
Сочинение-рассуждение по тематическому направлению Доброта и жестокость
Доброта – это то качество, которое должно быть знакомо каждому человеку,
им должен обладать любой житель нашей планеты.
Добрый человек всегда готов прийти на помощь всем нуждающимся и отдать последний кусок хлеба,
не попросив ничего взамен.
Доброта должна быть бескорыстной, если человек делает добро ради получения чего-то взамен,
то такого человека нельзя назвать понастоящему добрым.
Доброта – это то, без чего мы не можем существовать и с таким утверждением сложно не согласиться.
Люди ради помощи другим сдают кровь, занимаются благотворительностью и делают всё для того, чтобы другим людям было хорошо. Можно ли назвать добрых людей альтруистами? – пожалуй, да!
Многих добрых людей можно назвать альтруистами, ведь такие люди делают добро, не требуя ничего взамен.
Некоторые люди не только иногда по возможности помогают другим, но и создают целые благотворительные организации с целью помочь огромному количеству людей.
Люди во все времена считали добро одним из самых важных человеческих качеств, победу добра мы наблюдаем в народных сказках, рассказах и других литературных произведениях разных жанров. Людям нравится, когда в книгах они наблюдают победу добра над злом, поэтому авторы различных произведений чаще всего заканчивают свои произведения как раз этой самой победой.
Сегодня людей, обладающих настоящей добротой, становится всё меньше.
Равнодушие и эгоистичность берут своё, отнимая у человечества одно из самых ценных качеств.
Многие люди спокойно проходят мимо чужих проблем, делая вид, что ничего не заметили. У всех свои дела – бесконечные заботы, работа, люди перестают ценить бесценные качества и понемногу становятся роботами.
Я надеюсь, что когда-нибудь человечество снова предпочтёт настоящее, живое общение, будет ценить настоящую дружбу и будет неравнодушно к людям, которым нужна помощь. Сейчас же компьютеры сделали людей более чёрствыми и менее «живыми», доброта стала не столь важным качеством, как это было раньше.
Когда мы уступаем место в общественном транспорте или помогаем пожилым людям перейти дорогу – мы совершаем добро, но, к сожалению, мало кто сейчас задумывается о том, что такие поступки правильнее отнести к нашим обязанностям, а не к проявлению доброты как таковой.
Доброта – это нечто большее, доступное каждому и, одновременно, свойственное немногим.
- Сочинения
- 11 класс ЕГЭ
- Почему нужно уважать старших?
В истории многих народов уважительное отношение к родителям и пожилым людям является основой построения взаимоотношений в обществе. Старших людей почитали и уважали. К ним шли за помощью и советом, как к хранителям знаний, передаваемых из поколения в поколение.
Уважение к людям старшего возраста является основополагающим принципом цивилизованного общества. Оно прививается всем с рождения: родителями в семье, воспитателями в детском саду, учителями в школе, и остается с человеком на всю жизнь.
Уважение к старшему поколению воспитывается с детства и прежде всего начинается с уважения к самому себе. Человек не идеален. Осознание и принятие этого факта помогает воспитать в себе чувство самоуважения. Человек, уважающий себя, принимает и любит себя таким какой он есть со всеми достоинствами и недостатками, и так же будет относится к окружающим людям.
В семье следует уважать и почитать мать и отца, ведь они вкладывают много сил и внимания в воспитание своих детей. Уважение к родителям выражается в заботе и вежливом общении с ними. Эта заповедь прописана в Библии и должна передаваться в семье из поколения в поколение.
Не все, будучи детьми, помнят об уважении к отцу и матери. Зачастую они сами не проявляют должного уважения друг к другу или к своим родителям. Что же в таком случае можно требовать от ребенка? И лишь став родителем, мы сами начинаем понимать, как больно ранит грубое слово, произнесенное собственным ребенком, и как приятно, когда сын или дочь целует в щеку просто так.
Следует помнить всегда, что люди старшего поколения имеют ценнейший жизненный опыт. Этим опытом они хотят поделиться с нами, подсказать как поступить в той или иной ситуации, а нам кажется, что они «читают нотации». Это задевает самолюбие. Но человек, уважающий старших, не позволит себе высказать оскорбительное замечание в адрес пожилого человека. Он прислушается к данному совету, сделает правильный выбор, что в итоге приведет к благоприятному решению насущной проблемы.
Уважайте стариков за их мудрость, ведь она им не так уж и легко далась. Люди старшего поколения прошли через войны, голод, тяжелые жизненные испытания, расплатившись за сегодняшнее благополучие своими силами и здоровьем. Поэтому уступите место в транспорте, поднесите до подъезда тяжелые сумки, позвоните бабушке или дедушке. Искренняя забота и уважение привнесет в жизнь старика радость и тепло.
ЕГЭ. 11 класс. Итоговое сочинение
«Мир соткан десятками тысяч душ и каждая из них желает быть в покое…» — эта фраза одинокой пожилой женщины, послужившая ответом на грубость в метро, заставила обратить на нее внимание. Как часто люди не задумываются о важности проживаемой жизни, об опыте и умениях которые должны передаваться из поколения в поколение. Человек приходя в этот мир чистым, порой покидает его без понимания жизненных истин.
Уважение к старшим, эта неотъемлемая часть воспитания ребенка. «Уступи место…пропусти в очереди», с детства нам прививают элементарные правила поведения по отношению к старикам. С наступившим взрослением, большая часть молодого поколения будто вычеркивает из головы, заложенные ранее устои. Все чаще можно встретить конфликт между учеником и заслуженным учителем с многолетним стажем, внуками и прародителями.
Почему складывается такая тенденция? На этот вопрос невозможно ответить с полной уверенностью. Можно сказать точно, что в понижении уровня ценности старости, виновников определить трудно. В современном обществе нет места безукоризненному подчинению, это связанно с развитием мира, религией и давлением социума. Главная задача, не вдаваясь в придирки, сделать остаток жизни людей в возрасте счастливым, полным положительных эмоций и заботы. Ведь стоит помнить о жизнях которые они дали, о передаваемом опыте, о памяти которую оставляет человек, все это дает им право быть уважаемыми младшими поколениями.
Басня Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» заставляет задуматься, правильно ли мы поступаем, идем ли по верному пути. Образ главного героя это воплощение нынешней ситуации по отношение к возрасту. Многие молодые семьи вынуждены ухаживать и проживать под одной крышей с их бабушками и дедушками, обременяя себя. Они делают это без капли сожаления и упреков, осознавая, что те тоже были молодыми, работали на благо будущего поколения и сейчас их время платить. Плата любовью, уважение, общение, все эти проявления заботы в совокупности делают стариков счастливыми, они ощущают себя нужными, что прожили свою жизнь не зря.
Забывая о стариках, мы забываем о себе. Будущему нужна вера в добро, в хорошие, искренние поступки. Необходимость на некоторое время забыть о гордыне, уступить место в очереди или общественном транспорте, может продлить жизнь бабули из соседнего двора на один день. Делай добро, и оно обязательно вернется.
Об отношении к пожилым людям (по тексту В.Осеевой)
Почему в семьях по-разному относятся к пожилым людям? Именно над этим вопросом размышляет В.Осеева в тексте, предложенном для анализа.
В ходе своих рассуждений автор рисует образ “бабки”, к которой вся семья относится неуважительно, несмотря на то что она всех любит. Особенно внука. К нему однажды пришёл друг и, увидев, как Борька относится к своей бабушке, сильно удивился: “А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная”. Из этих слов можно понять, что Борькин товарищ был воспитанным малым и в его семье к старшим относились совсем по-другому: их ценили, любили, уважали.
Спустя время, когда “бабка” Борьки умерла, родители решили открыть её сундук, в котором лежала запертая шкатулка. Отец достал оттуда вязаные вещи для каждого члена семьи и пакетик с леденцами, на котором было написано: “Внуку моему Борюшке”. “Борька вдруг побледнел, вырвал пакет и убежал на улицу. Там, присев у чужих ворот, долго вглядывался он в бабкины каракули”. Писательница убеждает нас в том, что мальчишка поздно осознал, как сильно его любила бабушка, несмотря на равнодушное отношение к ней.
Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, что герой рассказа поначалу не понимал, как нужно относиться к старой бабушке. Никто это ему не объяснил. И только потеряв её, он понял, как был не прав.
Автор считает, что отношение к пожилым людям во многом зависит от воспитания человека.
С этим нельзя не согласиться. Действительно, пример отца и матери здесь играет огромную роль. Взрослея, ребёнок, может быть, сам поймёт, “что такое хорошо и что такое плохо”. Главное – не было бы поздно.
Таким образом, приходим к выводу: в семьях к пожилым относятся по-разному, потому что и сами люди разные, и воспитаны они по-разному. Однако всем надо помнить: как ты относишься к отцу-матери, так и твои дети будут относиться к тебе.
Неуважение к старшим поколениям
- А. П. Чехов в пьесе «Вишнёвый сад» рассказывает о старом слуге по имени Фирс, который любил, уважал своих господ и служил им всю свою долгую жизнь. Однажды жителям дома пришлось переехать. Они собирались отправить пожилого человека в больницу, но это было для них далеко не первостепенной задачей. В итоге господа уехали, забыв Фирса одного в заколоченном доме. Там он и умер.
- В романе в стихах А .С. Пушкина «Евгений Онегин» упоминается дядя главного героя, который серьёзно заболел и лежал при смерти. Евгений ухаживал за ним, но это было ему в тягость, и про себя он думал о том, как такое времяпрепровождение утомительно. Онегин мечтал о скорейшей кончине больного, чтобы поскорее сбросить с себя груз ответственности и получить наследство. Автор передаёт такую мысль молодого человека: «Какое низкое коварство полуживого забавлять». Однако такие мысли отдают цинизмом и обнажают мелкую и эгоистичную натуру говорящего. Этим «полуживым» людям мы, молодые и здоровые, обязаны жизнью и всем, что имеем.
Час общения на тему : « Почему нужно уважать старших »
Час общения: « Почему нужно уважать старших »
Цели:
воспитывать уважение к старшим, развивать стремление быть внимательными к окружающим.
Подготовительная работа.
Заранее учащиеся готовят сувениры, приглашения на мероприятие для своих бабушек, дедушек, людей преклонного возраста.
Оборудование: компьютер, фото, сувениры внимательными к окружающим.
Ход занятия:
Воспитатель:
Добрый день, дорогие наши бабушки, дедушки, гости. Мы рады, что вы пришли к нам. Вы для своих внуков являетесь лучшими друзьями. И говорю я это с полной уверенностью, потому что не раз слышала от ребят много теплых и добрых слов о вас, искренне любящих их, ваших детей, внуков и правнуков, не жалеющих для них ни своих сил, ни времени, ни ласки, ни жизненной мудрости. Да и вы сами сегодня в этом сможете убедиться.
Воспитатель:
Сегодня мы с вами поговорим об уважении к старшему поколению, о чуткости и отзывчивости. Ребята, а вы знаете, когда отмечается День пожилого человека?( ответы детей)
— А принято его отмечать повсеместно в первый день второго осеннего месяца — 1 октября: это торжество имеет международный статус. Кстати, дата выбрана неслучайно: бытует мнение, что старость — это золотое время, осень, как известно, тоже называют золотой, поэтому и было решено выделить старшему поколению специальный день в самый разгар осеннего сезона.
Скажите, а как вы понимаете
— «Старость»?
— «Уважай старших»? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно. А сейчас мы с вами посмотрим очень интересную и поучительную притчу.
Притча «Воробей».
Воспитатель: (беседа по содержанию)
-Ребята, о чем шла речь в этой притче? Правильно об отношениях между старшим поколением и их детьми. Об уважительном отношении младших к старшему поколению.
(Стихотворение читает ученик)Много есть друзей вокруг, но считаю я, Что мой самый верный друг – бабушка моя. В воскресенье и в субботу ей не надо на работу, Наступают для меня два особых дня. Видеоролик (Бабушка и дедушка кто это для меня?)
Воспитатель: Да, легче сказать, чего они не умеют делать.
Стихотворение читает ученик: Много у бабушки с нами хлопот: Варит нам бабушка сладкий компот, Шапочки теплые надо связать, Сказку веселую нам рассказать. Трудится бабушка целые дни. “Бабушка, милая, сядь, отдохни! Мы тебе песенку нашу споем” Дружно мы с бабушкой милой живем! Т. Волгина Воспитатель:
Все вы знаете, что всегда нужно быть внимательными к близким, заботливыми. Скажите, а всегда ли вы приветствуете утром бабушку, дедушку? Какую радость вы им доставляете? Знаете ли вы об их жизни, что им довелось испытать, чем заниматься? Расскажите о жизни своих родных. (
Учащиеся рассказывают об интересных и памятных событиях из жизни бабушек и дедушек)
Воспитатель:
Многое мы узнали о жизни ваших дедушек и бабушек, спасибо, ребята, за интересные рассказы. Думаю, нашим гостям приятно было узнать, что вы так много знаете о них. Ученик: Такая у деда растет борода, Что я на нее удивляюсь всегда. “С ним, – мама сказала, – не будешь в беде: У дедушки много ума в бороде”. И правда: попросят родные совет, Погладит он бороду – скажет в ответ. Завидую дедушке я иногда, Скорей бы росла у меня борода.
Воспитатель:
С давних времен существует множество народных пословиц об уважительном отношении к старшим. Пословицы изречение в виде грамматически законченного предложения, в котором выражена народная мудрость, суть в поучительной форме.
Воспитатель:
В русской традиции большую роль играла преемственность — накопление опыта и передача его следующим поколениям. Русский крестьянин традиционно ссылался на опыт дедов и прадедов. Старики были главными авторитетами в хранении традиций, знатоками фольклора и хранителями исторического знания, поэтому нормой русской крестьянской этики было уважение к старику, его возрасту и опыту.
Народы всех континентов единодушно требуют уважения к старшим: «Спелое пробуй, старших слушай», — учат буряты и монголы; «Старших уважай, младших воспитывай», — говорят, тувинцы; «Учись мудрости у того, кто прежде тебя износил рубашку», — услышишь от узбека; «От совета старых людей голова не болит», — говорит русская пословица; «Слушай, что говорят старики», — скажет японец; «Кто старшего не послушался, в большую яму упал», — считают чеченцы.
Воспитатель:
Да, ребята, человек, уже много проживший и повидавший, всегда даст правильный, нужный совет. И чем больше живет человек, тем больше знает, умеет, тем он опытнее и мудрее. Таковы наши дедушки и бабушки: они у нас самые мудрые люди.
Воспитатель:
А сейчас, я предлагаю вам поиграть, задание называется комплимент. Это игра для детей. Победителей и проигравших в ней нет, однако при желании самых активных можно наградить призами. Заранее нужно подготовить вырезанный из желтого картона круг и такого же цвета длинные прямоугольники (как можно больше), которые будут исполнять роль лучиков солнца. Каждый ребенок по очереди прикрепляет к солнышку лучик и произносит комплимент в адрес пожилых людей.
Воспитатель:
Ребята, а вы знаете, что ученые подсчитали, что к пятидесяти годам сердце человека проделывает работу, равную подъему груза весом 18 тонн на высоту 227 километров. Можно и устать! Поэтому берегите ваших бабушек и дедушек, уделяйте больше внимания их здоровью, самочувствию, заботьтесь о них, любите, уважайте и помогайте во всем.
Воспитатель
: А в завершении, ребята, помните, чтобы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Ни дома, ни на улице. Вас окружают другие люди, близкие, ваши родные, знакомые, соседи, друзья. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Своих близких нужно беречь. Заботиться о них. Во всем стараться им помочь. Поэтому как можно чаще берите часть хозяйственных забот (мытье посуды, уборка, работа по двору и т.д.) на себя. Не оставляйте это дело для бабушки, дедушки, папы или мамы. Когда старшие приходят домой с улицы, помогите им раздеться, принесите им тапочки. А если вы отправитесь с родителями в гости, на прогулку, в кино, не спешите в общественном транспорте скорее сесть. Усадите на свободное место старших родных. Старайтесь быть настоящими хозяевами в своем доме. Ведь жить в чистой, аккуратной квартире, доме, приятно и детям и взрослым. И тогда в вашей семье всегда будет мир и согласие.
Воспитатель:
В завершении нашего часа общения я хочу обратиться к вам уважаемые родители, бабушки, дедушки , личное счастье и спокойная старость родителей во многом зависят от того, насколько хорошо будут воспитаны дети.
А.С.Макаренко говорил родителям: “Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.
Дети склонны к подражанию. Они наблюдают за взрослыми, за их поведением, разговорами, поступками, взаимоотношениями. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, предупредительны, верны своему слову, то и их дети, как правило, вырастают хорошо воспитанными.
Воспитатель:
Наше мероприятие подходит к концу дорогие наши бабушки дедушки, гости, наши дети приготовили с огромной любовью для вас памятные сувениры к этому чудесному празднику. (вручение сувениров).
Консультация для педагогов «Уважение к старшим как принцип национальной культуры воспитания»
Жанна Габайраева
Консультация для педагогов «Уважение к старшим как принцип национальной культуры воспитания»
Уважение к старшим как принцип национальной культуры воспитания.
Особого внимания, заслуживает такая осетинская традиция, как уважение к старшим. Осетинский народ гордится этой традицией, которая возвышает достоинство человека. Уважая старшего, выражая тем самым свое отношение к мудрости, жизненному опыту и духовному наследию старших. В семейном воспитании принцип преемственности поколений, традиция уважения к старшим имеет глубокий социально-психологический смысл, который проявляется в уважительном отношении к дедушке, бабушке, к родителям, к старшим членам семьи и вообще к старшим, независимо от их национальной принадлежности. Уважение к старшим основано не на страхе, не на рабском послушании, а на том, что они (старшие)
обладают огромным жизненным опытом, накопленным в процессе многолетней трудовой деятельности, который пригодится им в жизни.
Уважение и почитание старших, а также субординация в общественных и семейных отношениях по возрасту, полу является одним из важных принципов во взаимоотношениях. Это проявляется во всех аспектах вербального и невербального коммуникативного поведения и ритуалах знакомства, обращениях и приветствиях, в правилах приема и проводов гостей, в порядке рассаживания гостей за трапезой, ведения беседы, разговора, в жестах, позах и т. д.
Зачатки воспитания доброго, почтительного отношения к взрослым людям в осетинских семьях закладываются с раннего детства. Искусству уважения дети учатся на примере своих родителей, которые при встречах с родственниками и другими людьми здороваются и желают долгой жизни. Вместе с тем детей убеждают, что непослушание взрослым является актом наказуемым и не только со стороны родителей, но и со стороны Бога. Таким образом, в культ возводится и религиозный аспект, который многократно усиливает силу воздействия воспитательных приемов, нацеленных на формирование чуткого отношения к родителям, старшим. Дети приучаются к этому с детства на конкретных примерах из жизни народа. Так, честью считается для молодого замедлить свой ход навстречу старому человеку, чтоб уступить ему дорогу, показав тем самым свое уважение, внимание.
Младшим в присутствии старших вменяется в долг проявить скромность; хвастовство и вообще какие-либо пространные речи о своей персоне считается грубым нарушением этикета. Молодой человек всем своим видом должен выражать внимание, уважение к старшим, готовность выполнить любое его поручение. Такая установка исключает возможность держать руки в карманах, стоять или сидеть, развалившись, ерзать на стуле, поворачиваться к другим спиной, чесать затылок, нос, жевать и т. д. У чеченцев считается позором, если дети оставляют на произвол судьбы отца, мать.
Нравственные нормы жизни народа находят свое отражение в речи людей при их общении друг с другом. Отношения между людьми неодинаковы; есть отношения равноправные, неравноправные, родственные, дружеские, недружеские и т. п. Манера разговора, учтивая и спокойная, желание не унизить и не обидеть собеседника.
Младший, приветствуя старшего, обязательно должен встать, уступая свое место, и не садиться до тех пор, пока старший не сядет или не пригласит сесть. Также младшим воспрещается окликать старшего.Пословица гласит: «Старшего не окликают, а идут к нему»
, или
«Тот, кто окликает тебя, тот старше»
.
Следует отметить, что у осетин быть старшим — не только право, но и обязанность, потому что существуют обязанности старших перед младшими. Сила этой нравственной традиции еще и в том, что она побуждает самих воспитателей к постоянному самовоспитанию. Она обязывает старших всегда быть достойными уважения, быть внимательными, заставляет проявлять заботу о детях, не допускать по отношению к ним грубости, неуместных слов, соблюдать педагогический такт в общении, стараться всегда поддерживать атмосферу согласия, взаимопонимания, делать все, чтобы укрепить семейные узы. Уважение, почет и послушание младших требует от старших постоянного самоконтроля в словах и делах, они служат для детей как бы наглядной иллюстрацией должного поведения в быту и общественной жизни.
Уважение к старшим внедряется в сознание осетин как высший принцип, следуя которому можно достичь успехов в жизни и завоевать авторитет народа.Отсюда целый ряд пословиц-наставлений типа: «Старшего почитай — сам станешь почитаемым»
,
«К старшему прислушивающийся в делах преуспевает»
,
«Кто старшего не послушался, в большую яму упал»
, «Не стремись к почетному месту — если ты его заслужишь, оно тебе достанется».
Свидетельством того, что указанная традиция действительно соблюдается осетинами в настоящее время.
Популярные сочинения
- Сочинение Описание степи в повести «Тарас Бульба» 7 класс
В данном великолепном произведении, написанным замечательным писателем Николаем Гоголем, показана небывалая красота природы, которую автор описал, как нечто живое и трогательное - Сочинение на тему Побег Мцыри из монастыря
Поэма «Мцыри» — одно из самых популярных произведений М.Ю. Лермонтова. Писатель описывает жизнь ребёнка, который в возрасте шести лет попал в монастырь. Ситуацию, заложником которой он стал - Сочинение Герои рассказа Муму (Характеристика)
Произведение «Муму» считается самой известной работой И. С. Тургенева. Главными героями этого произведения являются не только люди, но и не большая собачка чьей кличкой и назван рассказ.
Уважение других дает повод к уважению самого себя
Китайская мудрость
Китайский мыслитель Шоу-Дао когда-то говорил своим ученикам: «Проявляйте уважение к тем, кто достоин его, ибо в этом нет ничего постыдного; проявляйте уважение к тем, кто жаждет его, ибо в этом нет ничего трудного; проявляйте уважение к тем, кто недостоин его, ибо в каждом есть что-то, достойное уважения».
Что же такое уважение?
Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.
В истории есть примеры, когда люди с физическими недостатками добивались успехов. Например, великий полководец Александр Македонский был горбатым. Вильям Шекспир — хромым. В конце жизни Бетховен оглох, но продолжал сочинять музыку. Поэт Гомер был слепым, а художник Ренуар одну из своих картин написал скрюченными от ревматизма пальцами. Проходят века, но эти люди являются и будут являться идеалами не только потому, что они были великими полководцами, музыкантами, поэтами и художниками, а потому, что сумели превзойти свою боль физическую и душевную.
«Пословица недаром молвится»
Народная мудрость всегда была сосредоточена в пословицах и поговорках. В них простой народ выражал свое отношение к человеческим достоинствам и недостаткам, в том числе к уважению и неуважению. Какие из них вам известны? Какие чувства и мысли выражаются в этих пословицах?
Пословицы народов мира
Где есть ум, есть и уважение. (Абхазская)
Бранью уважать себя не заставишь. (Монгольская)
Уважение трудно заработать, но легко потерять. (Русская)
Горе и гибель народу, у которого младшие перестанут почитать старших. (Абхазская)
Традиция почитания старших.
Знаете ли вы, что традиция почитания старших уходит своими корнями в далёкое прошлое?
Русские крестьяне, прививая детям любовь к отчизне, воспитывая их на героических подвигах предков, старались также показать им, что любовь к родине начинается с любви к родителям и с проявления уважения к людям старшим по возрасту. Славяне считали почитание отца и матери главной добродетелью человека.
Крестьянская этика в России
По крестьянской этике, требования которой должны были усвоить подростки, уважения были достойны не только родители, но и вообще все старшие по возрасту люди. При этом подростки не должны были решать для себя, достоин или не достоин тот или иной старик их заботы, почтения и уважения. По мнению славян, старшие требуют к себе уважения уже потому, что они прожили долгую, трудную жизнь и много сделали для людей. Большую роль в воспитании у детей этого чувства играли сказки и былины.
Уважение к старшим
Чувство уважения к старшим входило в плоть и кровь детей также благодаря примерам из жизни собственной семьи и всей деревенской общины. В семейном застолье пожилым людям предоставлялось почётное место, взрослые члены семьи были внимательны к старому, отработавшему своё время деду, спрашивали у него советов. При семейном разделе, когда женатый сын намеревался жить своим домом и хозяйством, решающее слово было за старым отцом. На сельской сходке – собрании взрослых мужчин деревни – мнение стариков по тому или иному вопросу было зачастую решающим.
А каково отношение к пожилым людям в нашем обществе?
Многие молодые люди неуважительно и невнимательно относятся к пожилым людям, не думая, что когда-то и к ним будут относиться также. Давайте любить, уважать и ценить пожилых людей. Относиться к ним так, как хотелось бы, чтобы относились к вам. Пожилые люди нуждаются в нас, в нашем тепле и ласке.
Портрет уважительного человека
Какие нравственные качества лежат в основе такой личности?
Что уважительный человек должен делать регулярно и чего не должен делать никогда?
Всегда Никогда
Улыбается. Не перебивает говорящего.
Выслушивает. Не сплетничает.
Интересуется проблемами. Не хвалится.
Готов помочь. Не лицемерит.
Как пользоваться уважением у окружающих людей?
Делайте свою работу хорошо
Человек, знающий свое дело всегда будет пользоваться уважением в любой сфере деятельности. Не стоит останавливаться на пути к совершенствованию, и этим вы заслужите уважение окружающих. Конечно, уважения появится к вам ни за один вечер, но если вы получите уважение, то это останется на долгое время.
Уважайте окружающих Вас людей.
У уважения две стороны. Если вы хотите получить уважение окружающих, научитесь уважать других. Когда вас постоянно окружают люди, относящиеся к вам без уважения, вспомните, может быть, когда-то с неуважением вы отнеслись к кому-то.
Данный совет поможет вам улучшить отношения с окружающими
Не злословьте
Никогда не говорите плохо о людях. Вы не заслужите уважения других, злословя. Если вам не нравиться то, что делает какой-либо человек, поговорите с ним лично. Не стоит говорить критические вещи за его спиной. Такие действия покажут Вас с плохой стороны, но никак не заденут того человека. Будьте честны с теми, с кем вам приходиться контактировать.
Принимайте критику
Существует мнение, что если человек уважаем, его не стоит критиковать. Но на самом деле все наоборот. Чем больше знают вашу работу, тем больше критики вы получите в свой адрес. Критику нужно принимать с благодарностью. Как правило, люди уважают тех, кто хорошо относится к критике и получает что-то полезное для себя из нее.
Подавайте пример окружающим
Всегда помните, что поступки говорят громче, нежели чем слова. Своим поведением вы должны показывать пример окружающим. Тот, кто пользуется уважением у других, должен служить примером окружающим и подталкивать к правильным поступкам.
Уважение стоит дорого!
Любому человеку уважение нужно, как хлеб и воздух. Без него трудно дышать и жить. Оно позволяет расти и любить и залечивает раны от столкновения с жестоким миром. Существует множество проявлений уважения. Это — искреннее внимание и любопытство к человеку, желание с ним говорить, поддержка и доверие.
Но есть и другие примеры, когда люди, достигнув определенного возраста, испытывают чувство одиночества, тоски, потому как их круг общения становится всё более узким и неинтересным. К тому же многие из пенсионеров уже не могут обойтись без чьей-либо поддержки: они как маленькие дети, которым очень нужны наши забота и внимание.
Насколько важно помнить и уважать старость молодому поколению, еще раз напоминают в начале октября, когда отмечается День пожилых людей, хотя для такого дела необязательно назначать праздничные даты, ведь когда наши родители растили нас, воспитывали и сделали такими, какими мы стали, для них каждый день становился праздником.
С детства впитываем мы от людей старшего поколения народные традиции и мудрость, основы культуры и родной речи. Из бабушкиных сказок, рассказов деда рождается наша первая любовь к родной земле и ее жителям. Также мы никогда не забудем того, что сделано руками людей старшего поколения. Они возводили фабрики и заводы, воевали на фронтах, добросовестно трудились в мирное время, воспитывали нас, своих детей и внуков.
По рассказам своих старших мы знаем, что уважение к возрасту всегда было присуще народам Кавказа, но среди ингушей эти традиционные правила соблюдались особенно строго. Другими словами, почитание пожилых и мудрых людей, беспрекословное выполнение их желаний и указаний является одним из основополагающих принципов ингушской культуры. Ревностное отношение ингушей к соблюдению правил национальной этики столь велико, что нарушение или игнорирование их делает человека как бы неполноценным. Того, кто пренебрёг советом, каким-то образом задел старшего, ждёт репутация невоспитанного человека. Дурная слава коснётся не только молодого человека, но и его семьи в целом. Поэтому воспитанию уважительного отношения к старшим занимаются с самого детства, чтобы избежать бесчестия.
Не понаслышке знает об этом и наша сегодняшняя собеседница — ветеран труда, 82-летняя жительница села Плиево Мади Тумгоева. Узнав, о чём мы будем с ней беседовать, бабушка перевела дух и призналась, что не любит говорить про политику или выборы, как это обычно бывает, когда журналисты встречаются с пожилыми людьми, и рассказала о своих видениях на тему отношения общества к старшему поколению.
«По моему убеждению, уважение к людям старшего поколения заложено в самом менталитете ингушского народа, — говорит бабушка Мади. — Как вы знаете, испокон веков благополучие в семье и обществе ингуши связывают с соблюдением принципа: «Старшему — почести, младшему — уважение». Так говорил мой отец, когда я была ещё маленькой девочкой, и эти слова отложились в моей памяти навсегда. Роль старшего в жизни семьи и общества всячески старались подчеркнуть, чтобы старики не чувствовали себя лишними. И ещё я помню, как старики говорили: «Проявление уважения к пожилому человеку — признак почитания Аллаха». Вы спросите у богословов, и они вам скажут, что только неуклонное следование этим наставлениям помогает поддерживать связь поколений и атмосферу любви и взаимопонимания между людьми преклонного возраста и молодежью».
Действительно, как пояснили нам в Духовном центре мусульман, в исламе уважение к старшим рассматривается как одна из основных нравственных норм. Соблюдение этой нормы дает право человеку называться членом мусульманского общества, тогда как несоблюдение ее лишает его не только этого права, но и чести принадлежать к мусульманской умме, на что указывают слова Посланника Аллаха (салаллах1у алейх1и ва саллам): «Не относится к общине моей тот, кто не уважает старших среди нас, не жалеет младших и не отдает должное тем, кто обладает знанием» (Ахмад ат-Табарани).
Также Анас ибн Малик сообщает, что Пророк Аллаха (салаллах1у алейх1и ва саллам) сказал: «Молодому человеку, проявившему уважение к старику за преклонный возраст, в старости Господь пошлет людей, которые будут ухаживать за ним» (ат-Табарани).
При этом Пророк (салаллах1у алейх1и ва саллам) призывает отдавать должное любому старику, независимо от национальности и вероисповедания. «Клянусь Тем, в чьей руке моя душа, Аллах не лишит своей милости того, кто милосерден не только к своему брату, а милосерден ко всем людям» (Анас ибн Малик).
Таким образом, Посланник Аллаха (салаллах1у алейх1и ва саллам) наставляет молодежь почитать и уважать пожилых людей, ибо они сами станут такими же стариками.
В мусульманских странах редко встречаются дома престарелых, а в нашей республике, к великому счастью, таких учреждений вообще нет. Для нас, жителей Ингушетии, какой бы национальности и вероисповедания они ни были, забота о пожилых людях считается честью.
«Вы, знаете, отсутствие у нас домов престарелых — это действительно повод для гордости, — говорит Мади Берсаевна. — Я очень часто смотрю по телевизору передачи на социальную тему и знаю, что редко можно найти среди российских регионов место, где нет таких учреждений, куда из-за ненадобности сдаются престарелые люди, как ненужный товар. Считаю, что на такие недостойные поступки способны только недостойные люди, которые не ведают о том, что их самих ждёт та же участь. Ингуши никогда за всю историю своего существования не отказывались от своих престарелых родителей: как бы трудно ни было, за стариками следили и заботились об их благе. Также у нас всегда считалось недостойным выказывать какое-либо недовольство и раздражение, когда со стариками становилось сложно общаться, поскольку в этом нет их вины. Они часто болеют, плохо видят и слышат. Их раздражает малейший шум. Именно поэтому мы должны с пониманием относиться к старческим капризам».
Не без основания считается, что проявление уважения к старшим в обществе является показателем уровня прогресса этого общества, свидетельством усвоения основ нравственности его членами и отличительным признаком их воспитанности и великодушия.
Следует отметить, что не забывает о стариках и руководство страны, которое через соответствующие органы обычно приурочивает к празднику повышение пенсий, а также предоставляет пожилым гражданам различные выплаты, льготные программы и другую материальную и благотворительную помощь. Ведь самая главная стимулирующая основа для престарелых людей — это пенсия, которую они заработали честным трудом.
Не менее важным является и то обстоятельство, что большинство мужчин и женщин пожилого возраста могут и далее вносить важнейший вклад в функционирование общества, если им будут гарантированы для этого соответствующие условия. Но в основе всех усилий, принимаемых в этом направлении, лежат права человека. Общими усилиями власти страны могут и должны обеспечить, чтобы люди не только жили дольше, но и чтобы жизнь их была более качественной, разнообразной, полноценной и приносящей удовлетворение.
«Мне уже немало лет, и за свою жизнь я «сменила» восемь правителей государства, — рассказывает Мади Берсаевна. — Хочу сказать, что никогда ранее не было такого, чтобы в начале месяца, как бы впрок, выплачивали пенсию. А сейчас эта система налажена и действует бесперебойно. Я уверена, что это заслуга действующего Президента России Владимира Путина. Также только при нём начали выдавать семейные сертификаты и материнские капиталы, которые являются большим подспорьем для молодых семей. А раньше, при моей молодости, об этом даже и не мечтали».
Не секрет, что для многих людей, достигших пенсионного возраста, выход на заслуженный отдых является стрессовым фактором, ведь именно с этого момента его жизнь должна круто измениться. С окончанием трудовой деятельности он лишается личностного развития и места для самореализации. Значительно сокращаются денежные потоки и уменьшается круг возможностей, ведь в нашей стране уровень пенсионных выплат очень низкий, и позволить себе уже многие вещи становится просто не по карману.
Но, согласитесь, для здорового и полного энергии человека пенсионный возраст — это условное понятие. Он также может активно учувствовать в социальной жизни, заниматься домашними делами, всецело уделять время любимому занятию или хобби. В таком случае вовсе не нужно прислушиваться к советам ленивых людей, а различные стереотипы, типа того, что всё позади и начинать что-либо уже поздно, лучше избегать. Ведь многие люди уже доказали, что даже в зрелом возрасте можно наслаждаться полноценной жизнью и чувствовать себя молодым и полным сил.
Доказательством тому, что пожилой возраст — это не приговор, являются реальные примеры из жизни многих пожилых людей, которые будучи на пенсии заявили о себе, как настоящие звезды в различных сферах жизнедеятельности людей.
Но многие пожилые люди способны развлечь себя и самостоятельно. К таким, несомненно, относится и наша героиня, которая на своем примере показывает, что более продолжительная жизнь открывает новые возможности или с ещё большей силой развивает прежние способности.
«Сколько себя помню, я люблю вязать или рукодельничать, — рассказывает бабушка. — А началась эта страсть ещё в детстве, когда мы находились в ссылке. Научила меня этому ремеслу моя старшая сестра Хади, которая на заказ вязала большие пуховые платки, шарфы и другие изделия. Нужно отметить, что в суровой Сибири многие ингуши спасались таким образом от голода и холода. На кусок хлеба продавали не только сшитые или связанные вещи, но и домашнюю утварь, а также именные золотые и серебряные изделия, которые в одночасье превратились в безделушки. Каждому человеку жизнь родных и близких была дороже, чем эти материальные составляющие, поэтому и шел такой обмен. Сейчас круг моих обязанностей по дому, естественно, более ограничен, чем раньше, когда дети мои были маленькие, к тому же я работала. После ухода на пенсию в свободное время я начала разделывать пряжу и вязать. И делаю это до сих пор с удовольствием».
Надо сказать, что бабушка Мади никогда не продавала и не хочет продавать вещи, сделанные своими руками, она их просто дарит родственникам, знакомым, соседям. И получает от этого колоссальную радость. Кофты, безрукавки, гольфы, носки, следики — вот далеко не полный перечень ассортимента эксклюзивного бренда Мади Тумгоевой, который давно уже стал узнаваемым. Также бабушка Мади любит готовить, шить, переделывать и ремонтировать одежду, и в основном она работает без очков. Это какое же счастье — сохранить зрение в таком возрасте и не потерять интерес к жизни и людям! Поэтому не удивительно, что к ней в гости с удовольствием приезжают не только дети, внуки и правнуки, но и дальние родственники, которых она обязательно вкусно накормит, приголубит, каждого выслушает и даст дельный совет. Затем на прощание подарит пару носков с напутственными словами: «Пусть сердце и ноги у вас будут в тепле. И да пребудет с вами Аллах!»
Без преувеличения можно сказать, что заслуженный ветеран труда Мади Берсаевна Тумгоева является счастливой мамой шестерых детей, двенадцати внуков и тринадцати правнуков, которых она одинаково и бескорыстно любит. Но эта любовь всегда была взаимной: дети и внуки никогда не оставляют её без внимания и всегда приходят на помощь, если это необходимо.
«Я не могу сказать, что прожила жизнь легко, — говорит Мади Берсаевна, — всякое бывало. Но я счастлива тем, что у меня есть на сегодняшний день: крыша над головой, хорошие и добрые люди вокруг. Что ещё нужно для счастья?! Главное, чтобы не было войны, и чтобы матери не ждали сыновей с поля боя. А что касается старости, так она найдет всякого, кто перешагнет этот рубеж. И поэтому мой наказ будет таков: никогда не забывайте, что у стареющих людей, как правило, чаще встречаются различные заболевания и определенные потребности. Именно поэтому пожилые люди нуждаются в повышенном внимании со стороны молодежи. Одно ласковое слово может сделать чудо, ведь врачи тоже говорят, что лечить можно не только лекарствами, но и словом. Хотелось бы, чтобы об этом наши молодые помнили всегда».
Бытует мнение, что старость — это золотое время. Осень, как известно, тоже называют золотой порой, поэтому и считается, что люди старшего поколения, их жизнь, мудрые поступки сравнимы только лишь с чем-то очень бесценным и драгоценным, ведь всё в этом мире тленно.
Интересный факт, но в старину к старцу обращались за советом, даже если в этом не было никакой нужды и потребности, чтобы показать, что его жизненный опыт и мудрые напутствия нужны людям. Это придаёт старикам силы, обязывает их быть в форме.
Также всем бабушкам и дедушкам очень приятно, когда их уже взрослые дети, внуки и даже правнуки звонят, чтобы поинтересоваться их здоровьем или приезжают, оставив все свои важные дела, и посвящают им свое драгоценное время.
День пожилого человека бывает раз в году, но повод проявить участие к людям серебряного возраста есть всегда. Давайте отвлечёмся от забот, найдём минутку, чтобы позвонить, навестить, обнять наших дедушек и бабушек. Ведь всех подарков им дороже наше внимание и возможность поговорить. Проводите побольше времени с бабушками и дедушками, уделяйте внимание пожилыми соседям. Не оставляйте пожилых в одиночестве надолго. И за это вам воздастся!