Примеры сочинений горе от ума 9 класс

Сочинения по литературе грибоедов по комедии горе от ума эта пьеса поражает своим новаторством. ведь здесь целых два конфликта, а
  • Сочинения
  • По литературе
  • Грибоедов
  • По комедии Горе от ума

Эта пьеса поражает своим новаторством. Ведь здесь целых два конфликта, а не один, как это было ранее. Затрагивается и социальный конфликт, и любовный. К тому же, эти конфликты взаимосвязаны и идут один из другого.

Но социальный конфликт все же будет первостепенным, а из него вытекает и любовная интрига. Хотя, на первый взгляд может показаться иначе. Ведь пьеса начинается именно с любовного конфликта. Встречи во мраке ночи Молчалина и Софьи дают любовную завязку. И добавляется немного смуты в этих искренних чувствах, когда служанка Лиза обращается к воспоминаниям, когда Софья любила Чацкого. Так и образуется настоящий любовный треугольник. Но стоит появиться на пороге дома Фамусова самому Чацкому, то начинает прорисовываться социальный конфликт.

Для пущей абсурдности ситуации автор добавляет еще несколько любовных треугольников. Как любовь Молчалина к служанке Лизе, когда Софья влюблена в него и строит надежды на совместное будущее. И любовь самой служанки Лизы к буфетчику Петруше, о чем она и боится признаться. Все эти линии тесно переплетаются друг с другом.

Социальный конфликт берет свое начало из борьбы между прогрессивным дворянством, то есть нынешним современным поколением и теми, кто еще придерживается консерваторских взглядов. Сторонником прогрессивных взглядов оказался как раз Чацкий. Он поддерживает и восхищается достижения науки, наслаждается искусством. Ему не чужды идеи Просвещения, и он придерживается мысли, что главное – нравственные идеалы, своя верность делу. Все это далеко и безумно сильно отличается от жизненных ценностей любого из консерваторов в пьесе. К примеру, сам Фамусов. Ради получения чина или любого другого значимого блага он готов даже выслуживаться перед вышестоящими по положению в обществе. Этого человека беспокоит мнение других, он зависим от него.

Фамусов хотел бы сосватать Софью полковнику Скалозубову. Это совсем глупый человек, но у него есть деньги, и он признан обществом. Скоро он получит чин генерала и лучше жениха для дочери не найти. Взгляды Чацкого ему чужды, он бежит от них в страхе. Ему проще быть, как его дядя, который падал перед императрицей забавы ради, чтобы той услужить. Именно этот случай в жизни своих родных вызывает у него неподдельную гордость.

Не стоит думать, что здесь имеет быть место конфликту отцов и детей. Представители более младшего поколения все равно придерживаются таких же глупых и наивных взглядов. Тот же Молчалин прислуживает Фамусову и свято верит в его ценности, что только чины и деньги важны в нынешнем обществе. Он даже принимает любовь Софьи только, чтобы получить выгоду перед ее отцом.

Саму Софью нельзя отнести ни к одним взглядам. Ее противоборство с отцом всего лишь из-за ее нежных чувств к Молчалину. При этом взгляды на общество отличаются прогрессивностью. Фамусов, заигрывая со служанкой Лизой, вряд ли подает хороший пример своей дочери. Но Софья и против Чацкого, ведь это она распускала про него слухи, а впоследствии и она произнесла его изгнание из столь опротивевшего ему общества. А все это было из-за страха девушки, что он способен помешать ее любви.

Именно благодаря образовавшемуся любовному конфликту созрел и социальный. Из-за первого происходит столкновение Чацкого и консерваторских взглядов многих представителей. Но социальный все равно остается главенствующим.

Вариант 2

Комедия Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» раскрывает пороки общества позапрошлого века. Герои и проблемы, которые раскрывает произведение, остаются актуальными и на сегодняшний день. Герои комедии, это общество Москвы позапрошлого века.

Одним из главных героев картины «Горе от ума» можно назвать Фамусова Павла Афанасьевича. Это пожилой мужчина, но он еще полон энергии и сил. Чиновник, который служит в государственном учреждении. Фамусов – вдовец, занимает высокий пост на рабочем месте. Считает, что бедные женихи не подходят для его дочери Софьи. Он неугомонный дворянин, который часто ругается без причины. В свою работу особо не вникает, служит только для получения необходимых связей и благ. Умеет быть вежливым в нужном месте и с нужными людьми.

С такой же политикой жизни живут Скалозуб и Молчалин.

Скалозуб Сергей Сергеевич не образованный, и к тому же грубый. Но зато богатый и очень доволен самим собой. Фамусов считает его идеальным женихом для своей дочери, но он не мил сердцу девушки.

Молчанин Алексей Степанович, был секретарем Фамусова, в комедии он второстепенный герой. Он очень увлечен построением карьеры, аккуратный, внимательный. Он знает, как правильно прислужить, может поладить с любыми людьми, а также приспособиться к любым условиям труда.

Все эти образы можно назвать отрицательными, а вот образ главного героя вовсе другой. И следует обратить внимание, что он один такой среди всего общества того времени.

Чацкий Александр Андреевич единственный положительный персонаж комедии «Горе от ума». Без него это произведение не было бы комедией. Огромную роль играет его остроумие. Александр Андреевич дворянин, умный и холостой мужчина. Он рано остался без родителей, а воспитывал его друг отца – Фамусов. Он с детства дружит с Софьей Фамусовой и давно влюблен в нее. Чадский хочет служить только Родине, выполнять великие дела, и не желает слышать мнение других людей. Он не одобряет, что многие люди восхищаются иностранцами и их культурой. Но он один такой в этом произведении. У него совсем нет друзей, которые могли бы разделить с ним его взгляды. Вокруг него те люди, которые создают иллюзию работы, не желают получать образование, а книги, по их мнению, следует сжечь. Главным конфликтом всей комедии «Горе от ума» является противостояние Чадского против всех остальных персонажей. К сожалению, этот бой Чадский проигрывает, так как не легко воевать одному против всех. Для него идеальная жизнь – это свобода от рабства, нежелание себя ограничивать чиновничьей и военной службой.

Чадский очень серьезно относиться к браку. К сожалению, его возлюбленная не ответила ему взаимностью. Молчанин, стал человеком, которого она полюбила. И вообще ей близок тот мир, который чужд Чадскому. Вышло так, что они стали абсолютно разными людьми. Софья стала частью общества, которое Чадский не понимает и не принимает. С неразделенным чувством любви и огромным горем, он решает уехать из Москвы.

Сочинение 3

Может ли один человек с мнением, отличным от общественного, противостоять этому самому обществу? Эту проблему поднимает Александр Грибоедов в комедии «Горе от ума».

Александр Чацкий, приехавший в Россию из-за границы в дом своего воспитателя, приходит в ужас. Все кажется ему чужим. Он не может найти своих единомышленников среди людей. Александр Чацкий понимает значимость образования и любит учиться. Он знает, что от этого зависит будущее. Его ужасает преклонение перед чинами, с которым он встречается в Москве.

Павел Фамусов, герой, в доме которого происходит действие, не злой человек. Однако, дворянин не принимает образование и книги. Он считает это лишним делом. Фамусов, как представитель старого поколение, никак не может признать, что время поменялось. Он все еще придерживается старых традиций и пропагандирует их.

В его доме живет его слуга Алексей Молчалин. Он мечтает продвинуться по карьерной лестнице, женившись на Софье, дочери Фамусова. Молчалин — трусливый, тщеславный, эгоистичный человек. Для него не имеют значения чувства и переживания Софьи. Она для него лишь инструмент для достижения своих целей.

Софья обиделась на Чацкого, который признался ей в чувствах и уехал за границу. Ей казалось, что молодой человек бросил ее. Софья не глупа, однако, ей не хватает моральных сил, чтобы противостоять тем устоям, которые приняты в обществе. Ей не нравится Молчалин, но она принимает его ухаживания.

Чацкий, попав в такое общество, чувствует себя очень неуютно. Это человек, привыкший не скрывать своих эмоций, чувствующий ярко и страстно. Ему не комфортно в окружении тех, кто не искренен и не показывает свою настоящую душу. Чацкий, как натура пылкая, стремится вступать в спор с Фамусовым, Молчалиным и другими. Соперники не могут дать достойного ответа, однако, побеждают количеством. Это выводит Чацкого из себя. Ему неприятно, что злое и неправильное, держит верх за счет своего объема.

К концу комедии молодой человек полностью расстраивается и разочаровывается в том обществе, где он оказался. Александр Чацкий понимает, что один человек не может противостоять группе. Еще очень рано для наступления перемен, думает автор и отражает это в своем герое. Чацкий покидает Москву.

Таким образом, автор приходит к выводу, что общество выталкивает тех, кто думает иначе. Одному человеку, мыслящему прогрессивно, не справиться в такой ситуации.

Также читают:

Картинка к сочинению По комедии Горе от ума

По комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

  • История Маши Мироновой по повести Капитанская дочка

    Повесть Капитанская дочка является одной из самых глубоких и осмысленных. В ней рассказывается большое количество важных моментов, которые имеют значение для героев, а также могут научить и рассказать

  • Сочинение Какая книга произвела на меня большое впечатление

    Одной из книг, подарившей мне множество положительных эмоций, вместе с большими знаниями в области литературы и английской писательской среды, стала «Подводя итоги» за авторством У.С

  • Сочинение Про кота (про домашнего кота)

    У моего раньше папы был кот. Звали его Харитоша. Это был обычный серый кот с белыми носочками на передних лапках. Он, как и все кошачьи, часто прогуливался по дому

  • Сочинение по картине Тутунова Зима пришла. Детство 2 класс

    Почти всю картину занимает большое окно, которое разделяет ее на две половины, на два мира. По одну сторону окна, внутри дома — тепло и уютно. Все в доме изображено в мягких, пастельных тонах.

  • Анализ сказки Иванушка дурачок Горького

    Наверное, все читали данное произведение, которое рассказывает про молоденького парня, который не может справиться без проблем ни с одним делом. В пример можно привести случай, когда Иванушку нанял мужик в качестве няньки

  • Сочинения
  • По литературе
  • Грибоедов
  • Молчалины блаженствуют на свете

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», как во всех классических произведениях, большинство фамилий «говорящие». Молчалин – одна из них. Его молчаливость и уступчивость Софья принимает за благодетель, считая, что это признаки скромности, хорошего воспитания и покладистого характера.

Чацкий же говорит о нем: «на всех глупцов похож». Такая характеристика может унизить человека дважды. Его назвали глупцом, при этом лишив индивидуальности. Но такие как Молчалин не обижаются. Это не в их интересах. Услужливы, почтительны они лишь для того, чтобы угодить высшим чинам. Об этом можно судить, наблюдая за поведением героя по ходу пьесы. Он робок с Фамусовым и генералами, исполняет роль скромного и пылкого влюбленного с Софьей. Она дочь начальника, он надеется подняться по служебной лестницы за ее счет. Ему ничего не стоит быть таким, каким она хочет его видеть – героем французских романов. Но стоит оказаться вне поле зрения господ, он становится грубым и пошлым нахалом с Лизой, служанкой Фамусовых.

Герой восхищается дядей Фамусова, который несколько раз падал, чтобы рассмешить начальство. Тем самым родственник отца Софьи заслужил себе почет и уважение. Кумиром также является некий Фома Фомич, который был начальник отделения при трех министрах. Он берет пример с тех, кто умел приспосабливаться и тем самым занимал чины повыше. Сам же Молчалин готов на все, чтобы добиться «степеней известных», войти в высший свет.

Он хитер и изворотлив. Знает как обращаться с богатыми дамами, чем услужить. Слова Чацкого о нем: «Там моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрет»! Речь идет о карточной игре.

Для Молчалина ценны только те люди, кто что-то значит в свете, имеет связи и дает балы. Те, кому «чиновные и должностные все друзья и все родные». Другие для него и не люди вовсе.

Таким людям не нужно многого для счастья. А это сомнительное достоинство.

Молчалин обязательно добьется желаемого. Он слишком живуч и настойчив. Не за счет Софьи, так за счет кого-то другого. В фамусовском обществе, да и не только в нем, такие люди нужнее и понятнее, чем Чацкие. Понимая это, главный герой восклицает: «Молчалины блаженствуют на свете»! Со времен написания «бессмертной комедии» мало что изменилось. Тип Молчалина по-прежнему среди нас и до сих пор «блаженствует».

Вариант 2

Образ Алексея Степановича Молчалина, раскрытый автором в произведении, характеризует определенный род людей, жизненной целью которых является лишь достижение власти и богатства. 

Молчалин является мелким дворянином, стремящимся к карьерному росту и избрав для этого путь прислуживания и угождения нужным для этого людям. В мечтах он видит себя богатым, известным и уважаемым членом светского общества и уверен в том, что все окружающие также стремятся к беззаботной жизни.

Своей цели Молчалин пытается достигнуть, используя лесть, подхалимство, притворство, изворотливость, хитрость. Для получения достойного с его точки зрения места он готов на любые поступки и не останавливается ни перед чем. Наличие высокопоставленных и влиятельных знакомых и родственников считается у Молчалина самым почетным признаком общественной элиты.

Молчалин убеждает дочь своего начальника Софью Фамусову в своей беззаветной любви к ней и добивается от нее взаимности, желая таким образом очутиться в высшем обществе. И ничуть этого не стесняется, признавшись служанке в том, что он любит Софью лишь в силу должности, но очень опасается гнева папеньки Софьи. С прислугой Молчалин ведет себя развязно и свободно, не выбирая выражений и не скрывая наглости, со скуки играя с ней в любовные игры.

Описывая в разных ситуациях поведение Молчалина, автор акцентирует внимание читателя на том, что духовно его герой очень беден, лишен всех человеческих чувств и желаний, кроме заветной цели о финансовом благополучии. Даже чувство любви незнакомо и неподвластно этому человеку. Им чужды стремления людей, подобных главному герою комедии Чацкому, познать чувственную глубину любви, мыслящих и мечтающих не о праздности жизни, а об ее усовершенствовании. Эти люди тоже любят праздники и веселья, но одновременно увлечены и полезным времяпрепровождением, и трудом праведным, от которого они тоже получают удовольствие.

Молчалин не в состоянии понять Чацкого, но, невероятно, он все же по-своему счастлив, поскольку его желания минимальны и ограничены только материальной составной жизненного пути. Ощущение счастья Молчалиными мелочно, но они так чувствуют, живут и не могут быть несчастными, потому им недоступно иное сознание этого состояния эйфории. Впрочем, они и не стремятся к другим способом обретения счастья и довольствуются своим мелким, грязным болотом. В противоположность Молчалиным автор изображает мыслящих и думающих людей, которые не могут блаженствовать в теплом, но мерзком мире.

Сочинение Молчалины блаженствуют на свете

В сатирическом произведении «Горе от ума» Грибоедов описал людей в разных образах, у которых различные мировоззрения и судьбы. Главным действующим персонажем комедии является Алексей Степанович Молчалин. Герой считается полной противоположностью Чацкому. Он был мелким дворянином и хотел построить карьеру. Его воспитал отец и учил угождать всем ради своих интересов. Алексей мечтал стать знатным и богатым, беззаботным и уважаемым человеком. По фамилии герой был молчаливым. Он встречался с Соней, дочерью своего покровителя ради собственной выгоды. В это же время он волочился за молодой служанкой.

Перед своим покровителем Фамусовым он вел себя воспитанно, скромно и учтиво. А Софья не видела двуличие Молчалина и была влюблена. Так Молчалин пытался добиться успеха легким путем. В себе Алексей видел только положительные качества как аккуратность, умеренность и поддержание хороших отношений со знатными людьми. С такой стороны Молчалин был умен. Наверное, этому виной являлось его трудное детство. Герой был сиротой и старался получить традиционное образование, при этом не отставать от других.

При знакомстве с влиятельными чиновниками Молчалин старался хорошо себя преподнести и хотел, чтобы его заметили. Если человек сердился на героя, то он придумывал вранье или похвалу, что задобрить знакомого.  Свой настоящий характер Молчалин показал в конце сатиры. Герой потратил 3 года ради положения в обществе.

Изворотливый и хитрый Алексей в творении был описан только с отрицательной стороны.  Молчалин никогда не принимал за себя решения и всегда полагался на других. Из – за таких качеств он стал врагом Чацкого. С каждым днем у Молчалина росли потребности, и он не мог остановиться на достигнутом. Он хотел богатства и власти. Герой медленно двигался к своей цели и при необходимости подставлял, и делал гадости другим. Так Молчалин ломал судьбы, и портил жизни.  

Молчалин постоянно притворялся, угождал и скрытничал, не рассказывал о своих мыслях. Притворство героя довело его до того, что он почти забыл свою настоящую сущность. Комедией Грибоедов описал людей, как настоящих подхалимов, готовых угождать людям ради карьеры и богатства.

Также читают:

Картинка к сочинению Молчалины блаженствуют на свете

Молчалины блаженствуют на свете

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Рылова Домик с красной крышей 8 класс

    У художника Аркадия Рылова есть замечательная картина, которая называется «Домик с красной крышей». Ее художник написал в 1933 году, в Подмосковье.

  • Сочинение по картине Портрет Шаляпина Кустодиева 8 класс

    «Портрет Федора Шаляпина», принадлежащий кисти знаменитого художника, считается вершиной творчества Бориса Кустодиева. Известно, что Кустодиев еще с детства, с самых юных лет

  • Сочинение по сказке Маугли Киплинга

    История «Маугли» — это не просто сказка, это еще и поучительная история о мальчике, которого воспитала стая волков. Мальчик растет среди волков, познавая мир через законы джунглей. Оставшись один среди зверей

  • Сочинение Моя бабушка (про бабушку)

    Моя бабушка живет рядом с нами. Наша деревня небольшая и все дома находятся недалеко друг от друга. Когда я был маленьким, я очень любил ходить ночевать к бабушке

  • Отношение Онегина к Ленскому сочинение

    Роман Александра Пушкина «Евгений Онегин» сталкивает вместе двух совершенно разных личностей. Евгений Онегин и Владимир Ленский полные противоположности друг друга, как огонь и лед. Но, невзирая на разные взгляды на мир, они дружат долгие годы.

Подготовка к уроку

Задание для класса: найти и отметить в тексте «Горя от ума» цитаты о любви.
Индивидуальные задания:
Как играли Софью в театре.
Два взгляда на образ Софьи: В.Белинский и И.Гончаров.
Взгляд М.Нечкиной на образ Софьи.
Взгляд Б.Голлера на образ Софьи.
См. Приложения
Процесс создания своего текста
1. О чём будет моё сочинение? (тема)
О любовном конфликте в пьесе Грибоедова.
2. Каков мой замысел? (идея, тезис сочинения)
В комедии «Горе от ума», по мнению И.Гончарова, два конфликта: любовный и общественный. В центре любовного конфликта София Фамусова и Александр Чацкий. В течение невероятно длинного дня главный герой пытается понять, кто избранник Софьи. Он, Скалозуб, Молчалин…
Мне кажется, что в пьесе Грибоедова только два человека умеют любить по-настоящему: Софья выбирает Алексея Молчалина, Чацкий же любит её. Так возникает фальшивый любовный треугольник.
3. Какой тип речи моего сочинения?
Рассуждение – это подтверждение основной мысли. Цель рассуждения – убедить другого. Надо найти доказательства, сделать обоснованный вывод.
4. Какова схема рассуждения?
I. Тезис (основная мысль сочинения)
Почему?
Потому что, так как.
II. Обоснование: аргументы (обычно не менее трёх) и примеры из текста
Что из этого следует?
Поэтому, следовательно, итак, таким образом.
III. Вывод
Перекликается с тезисом.
5. Отбор материала для сочинения.
Текст произведения, литературно-критические статьи, литературоведческие и лингвистические труды, кино, театр.
Примерные правила создания сочинения (своего текста)
Заголовок (название) соответствует содержанию текста.
Сочинение должно быть завершённым.
Наличие всех необходимых частей сочинения.
Выражение собственной позиции.
Наличие авторитетного мнения: точка зрения литературного критика (историка, философа, психолога, известного современника и т.п.).
Взаимосвязь между частями текста: конец и начало симметричны (зеркало), логичные переходы (мостики).
Неплохо придумать адресата сочинения и мысленно обращаться к нему.
Литературная обработанность: отсутствие речевых, грамматических, логических и других ошибок.
Примерный план сочинения
Вступление.
А) Зачин.
Б) Тезис (моя позиция) + авторитетная точка зрения, с которой я (не) согласен.
Основная часть.
А) Что такое любовь?
Б) Обоснование: аргументы (обычно не менее трёх) и примеры из текста.
Заключение.
Вывод.
Словарная работа
Грибоедов, Александр Сергеевич, драматург, комедиограф, писатель, автор, создатель, творец, мастер.
Герой, персонаж, он (она), имя, фамилия,
«Горе от ума», произведение, пьеса, комедия, творение.
Точка зрения, по моему мнению, мне кажется, по мнению критика, мне (не) близка позиция.
Варианты эпиграфа
Любовь – это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими.
Эрих Фромм «Искусство любить»
Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтобы самому любить, точнее – быть способным любить.
Эрих Фромм «Искусство любить»
Любовь к кому-либо – это не просто сильное чувство, это решимость, это разумный выбор, это ответственность, это поступок.
Эрих Фромм «Искусство любить»

Вступление

Примерные варианты зачина сочинения
О писателе
В конце 18 века родился знаменитый русский драматург Александр Сергеевич Грибоедов. Это был очень образованный и талантливый человек. В 1824 он создал выдающуюся комедию «Горе от ума».
О книге
В 1824 году появилась знаменитая русская комедия «Горе от ума». Её создателем является выдающийся драматург Александр Сергеевич Грибоедов. Это пьеса до сих пор популярна среди зрителей и читателей.
О себе
Я совершенно сознательно (не случайно) выбрал (а) именно эту тему сочинения. Любовный конфликт, мне кажется, является главным в пьесе Грибоедова. О нём я и хотел (а) бы поразмышлять.
Образ Софьи и её любовь: разные точки зрения (авторитетное мнение)
См. Приложение
В. Белинский (знаменитый литературный критик 19 века)
И что он нашел в Софье? Меркою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит, а Софья любит ограниченного человека без души, без сердца, без всяких человеческих потребностей, мерзавца, низкопоклонника, ползающую тварь, одним словом — Молчалина… Что такое Софья? Светская девушка, унизившаяся до связи почти с лакеем. Это можно объяснить воспитанием — дураком отцом, какою-нибудь мадамою, допустившею себя
переманить за лишних пятьсот рублей. Но в этой Софье есть какая-то энергия характера: она отдала себя мужчине, не обольстясь ни богатством, ни знатностию его, словом, не по расчету, а напротив, уж слишком по нерасчету; она не дорожит ничьим мнением, и когда узнала, что такое Молчалин, с презрением отвергает его, велит завтра же оставить дом, грозя, в противном случае, все открыть отцу. Но как она прежде не видела, что такое Молчалин? — Тут противоречие, которого нельзя объяснить из ее лица, а все другие объяснения не могут, как внешние и произвольные, иметь места при рассматривании созданного поэтом характера. И потому Софья не действительное лицо, а призрак.
И. Гончаров (выдающийся русский писатель 19 века)
Свое нравственное чувство стерпит, Лиза не проговорится, Молчалин пикнуть не смеет. А муж? Но какой же московский муж, “из жениных пажей”, станет озираться на прошлое!
Это и ее мораль, и мораль отца, и всего круга. А между тем Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты, в которой жили все, —
Свет не карает заблуждений,
Но тайны требует для них!
В этом двустишии Пушкина выражается общий смысл условной морали. Софья никогда не прозревала от нее и не прозрела бы без Чацкого никогда, за неимением случая. После катастрофы, с минуты появления Чацкого оставаться слепой уже невозможно. Его суда ни обойти забвением, ни подкупить ложью, ни успокоить — нельзя. Она не может не уважать его, и он будет вечным ее “укоряющим свидетелем”, судьей ее прошлого. Он открыл ей глаза.
До него она не сознавала слепоты своего чувства к Молчалину и даже, разбирая последнего, в сцене с Чацким, по ниточке, сама собою не прозрела на него. Она не замечала, что сама вызвала его на эту любовь, о которой он, дрожа от страха, и подумать не смел. Ее не смущали свидания наедине ночью, и она даже проговорилась в благодарности к нему в последней сцене за то, что “в ночной тиши он держался больше робости во нраве!” Следовательно и тем, что она не увлечена окончательно и безвозвратно, она обязана не себе самой, а ему! Софья Павловна вовсе не так виновна, как кажется. Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию.
Французские книжки, на которые сетует Фамусов, фортепиано (еще с аккомпанементом флейты), стихи, французский язык и танцы — вот что считалось классическим образованием барышни. Женщины учились только воображать и чувствовать и не учились мыслить и знать. Мысль безмолвствовала, говорили одни инстинкты. Житейскую мудрость почерпали они из романов, повестей — и оттуда инстинкты развивались в уродливые, жалкие или глупые свойства: мечтательность, сентиментальность, искание идеала в любви, а иногда и хуже.
Вглядываясь глубже в характер и в обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность (но и не “бог”, конечно) “свели ее” с Молчалиным. Прежде всего, влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаз, — возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права. Без сомнения, ей в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастье и иметь в нем вечного раба. Не ее вина, что из этого выходил будущий “муж-мальчик, муж-слуга — идеал московских мужей!” На другие идеалы негде было наткнуться в доме Фамусова.
Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил ее и Чацкий. После него она одна из всей этой толпы напрашивается на какое-то грустное чувство, и в душе читателя против нее нет того безучастного смеха, с каким он расстается с прочими лицами.
Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой “мильон терзаний”.
М. Нечкина (крупный советский историк 20 века)
Но кто такая Софья? Отметим прежде всего, что Молчалин — не первая, а вторая любовь Софьи. Ее первой любовью был Чацкий. Софья — вовсе не девушка, начитавшаяся французских романов и сочинившая по ним своего героя. Дело обстояло сложнее: она полюбила сначала живого человека — Чацкого, товарища своих детских игр, жившего в их доме, которого она ежедневно видела и хорошо знала. Любовь Софьи к Чацкому была чистым и глубоким девичьим чувством.
Чацкий был ее первой любовью, — это несомненная предпосылка всего любовного сюжета, о которой хорошо известно многим лицам в пьесе.
Итак, Софья когда-то любила Чацкого первой девичьей любовью, которая никогда не забывается. Но Чацкий уехал — сначала из фамусовского дома, в круг новых друзей, а затем и совсем из Москвы — в чужие края. Софья осталась одна в пустом и душном фамусовском доме. Она не могла доверить своего горя ни отцу, ни матери, — у нее не было матери. Значит, Чацкий не любил ее, раз мог покинуть, стала думать она: «ах, если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?» Так возникло ее «горе от любви». Она была оскорблена отъездом любимого человека.
Установим второе бесспорное положение: Софья любит не реального Молчалина, а выдуманный ею самою образ, не соответствующий действительности. Кого же она выдумала? Софья сама очень тонко обрисовала придуманный ею образ в рассказе о «сне», в разговорах с Лизой и Чацким. Основная черта придуманного ею образа — это всепоглощающая любовь Молчалина к ней, к Софье.
Реальный Молчалин не имеет ничего общего с выдуманным: это — подхалим и карьерист, злой обманщик и себялюбец, низкопоклонник и подлец. Он вовсе не любит Софью и не обладает качествами семьянина. Что же было двигателем в отборе этих выдуманных качеств сочиненного Софьей, нереального Молчалина? Двигателем этого отбора была, несомненно, ее первая — раненая любовь, ее чувство к Чацкому. Она выдумала своего Молчалина по контрасту с уехавшим, бросившим ее ради «поисков ума» Чацким. Молчалин — это Чацкий наоборот. Раненая любовь к Чацкому лежит в основе образа выдуманного ею Молчалина. Если первое чувство к Чацкому является основным двигателем в создании нового чувства и нового образа любимого человека, значит, это первое чувство не умерло, а живо. Если был бы нужен совет артистке, как истолковать эту трудную и «неясно начертанную» автором роль, — совет, на мой взгляд, может быть только один: глубоко подсознательно, сама этого не сознавая, Софья любит Чацкого. Это и есть глубокая подоснова образа и поведения героини.
Софья Павловна Фамусова — в сущности, один из самых первых появившихся в литературе художественных образов русской женщины. Вторая глава «Евгения Онегина», где впервые появляется Татьяна Ларина, стала известна широкому кругу читателей лишь в 1826 г., — года на два позже появления Софьи. Среди национальных черт художественного образа русской женщины имеется своеобразное качество: ум героини постоянно выделяется как авторская тема, как особо поставленная автором задача характеристики. С этой особенностью тесно связана и вытекает из нее другая: самостоятельность линии поведения. Ум русской женщины — особая тема нашей литературы, создавшей национальный женский образ. В русской действительности того времени уже возникли эти женские типы — умных женщин с самостоятельной линией поведения, отмеченных новыми чертами эпохи. Можно сказать, что трагедия горя от ума раскрыта и в том обстоятельстве, что умная героиня в силу сложных причин «предпочла дурака умному человеку», не могла простить любимому человеку, что он бросил ее и уехал «ума искать», выдумала новый образ возлюбленного и была жестоко покарана действительностью: истинно умный и истинно любимый человек уехал, порвал с нею.
Борис Голлер (писатель, критик 20–21 в.в.)
Поведение Софьи с Молчалиным было неблагопристойно! И более того: оно было скандально и таило в себе вызов! Факт, который следовало осмыслить с точки зрения его места в сюжете пьесы. Ибо Грибоедов не хуже своих критиков знал, как должна себя вести барышня “из общества”. Мы должны представлять себе, что эта девица ходит по лезвию ножа!
Что на самом деле в доме Фамусова бунт. Против привычной морали.
Отрешимся от привычностей и просто спросим себя: о чем здесь идет речь в первую голову? Вернее, о ком? о нем или о ней? Ну конечно, о ней! На всякий непредумышленный взгляд! Ну, а потом уже — о нем. Об этом самом — “умном человеке”, который “разумеется в противуречии с обществом”.
Но какое действие, происшествие выдвигает автор как зачин всех прочих событий пьесы? Как главную пружину ее? Единственное. Любовь этой девушки.
Это она — Софья — держит банк в этой игре. И все козыри (до времени) у нее на руках. А все остальные персонажи — в том числе и Чацкий (“главное лицо”), и Молчалин, и Скалозуб, и батюшка Фамусов, не говоря уже про гостей бала, — зависят от этой ее игры. И стало быть, располагаются на картине по сторонам от нее — как от некой оси.
“Горе от ума” — это пьеса Софьи. Это вовсе не значит — “о Софье” или преимущественно о Софье. Почему? Пьеса и о Чацком — и, может, больше, чем о ней. И о Молчалине, и о Фамусове, и о Скалозубе, и о гостях, что составляют вместе пресловутый “круг” — общество.
Но Софья “прокладывает курс” в пьесе. Именно ею движим, как любят выражаться шекспироведы, “магистральный сюжет” комедии.
Невероятная дерзость грибоедовского плана и состояла в том, что Чацкий — “главное лицо” — приезжает в дом, где все главное уже произошло. Без него. То есть, он “не действует сам, но подвергается действию со стороны объекта” (по определению).
А объект этот — Софья. Это единственный из ведущих персонажей пьесы, действия которого абсолютно самостоятельны и не зависят ни от чьих других. /…/
Сколь ни страшен Чацкий для фамусовского круга как “подрыватель основ и краеугольных камней”, ему ведь не дано по пьесе ничего взорвать. Все взорвано уже.
В промежутке между первым появлением Фамусова и вторым она успевает проститься с Молчалиным словами: “Идите; целый день еще потерпим скуку”. /…/
Этот день ожидания — и есть время пьесы.
Этой девушке не повезло в общественном мнении. После — в истории русской литературы… Софья была заведомо виновна. Она полюбила “не того”. Ее осудили, не выслушав.
София Грибоедова — главная загадка комедии. /…/
Но эта любовь к Молчалину! — скажете вы. Ну что ж!.. Тем трагичней и только — что к Молчалину! Трагическая любовь!.. Когда собственно качество чувства, сила чувства определялись предметом, на который оно обращено? /…/
К Молчалину и впрямь толкнула ее “доброта души”. Или то, что она приняла за доброту. Уступчивость, мягкость, терпимость. Что не часто встречалось на ее пути. Чего, может быть, недоставало ей самой… /…/
Только не “выдумала” Софья! Вот беда! Не выдумала! — сотворила! Любви дано творить собственную действительность — “по образу и подобию своему”… Пусть даже после творение окажется недолговечно.
Это — творческое чувство в основе своей. И та “энергия характера”, какую Белинский находил в Софье, была энергия творческая.
То, что назвал Толстой — “энергией заблуждения”…
Счастлива ли она — Софья — в этом заблужденьи своем?..
Иначе, наверное, и не могло быть в пьесе, в основу которой положено необъяснимое: безумный парадокс между масштабом чувства и предметом чувства. /…/
Сейчас “пьеса Софьи” (драма), которая развивалась до приезда Чацкого и успела подойти уже к опасному рубежу, упрется в другую — в “пьесу Чацкого”. Тоже драму. Которая только должна начаться. И возникнет сшибка, конфликт, обвал…
Параллельное голосоведение этих двух драм и составит собой контрапункт комедии. /…/
Поединок их двоих и есть главный конфликт пьесы. Тем еще усложненный, что это конфликт двух близких людей. Которые не только выросли вместе и знают друг друга. Но равновелики — по способности к борьбе и по силе переживания. По бунтарской природе своей. А тот, другой конфликт — Чацкого “со всем обществом”, с фамусовским кругом — возникнет лишь на почве личного. Вырастет из него… И уже нельзя будет понять, где конец одного и где начало другого. Потому что при этом конфликт общественный сделается личным, а личный, сугубо интимный — общественным.
Это и есть драматургия Грибоедова. /…/
Софья — главная ценность для Чацкого в фамусовской Москве. За ней, в сущности, или ради нее он и вернулся сюда. Но она и — главная цена, которую он должен заплатить за свой непримиримый конфликт “со всем обществом”. /…/
Софья — прямая родня Чацкого по духу. Но главный бой Чацкого выйдет против нее. И единственное, что по-настоящему останется в развалинах, когда он потребует карету и уедет, — это тоже она!
Грибоедов создавал новую традицию. Особого типа комедии. Российской. Грустной комедии. Печальной. Как после комедии Островского и Чехова.

Основная часть

Что такое любовь? Каковы признаки настоящей любви?
Эрих Фромм «Искусство любить. Исследование природы любви» (1956)
Выдающийся психолог, философ
Едва ли стоит подчеркивать, что способность любви, понимаемой как акт давания, зависит от развития характера человека. Она предполагает достижение высокого уровня продуктивной ориентации, в этой ориентации человек преодолевает всемогущее нарциссистское желание эксплуатировать других и накоплять и приобретает веру в свои собственные человеческие силы, отвагу полагаться на самого себя в достижении своих целей. Чем более недостает человеку этих черт, тем более он боится отдавать себя — а значит любить.
Кроме элемента давания действенный характер любви становится очевидным и в том, что она всегда предполагает определенный набор элементов, общих всем формам любви. Это забота, ответственность, уважение и знание… Любовь — это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим. Где нет активной заинтересованности, там нет любви… Забота и заинтересованность ведут к другому аспекту любви: к ответственности. Сегодня ответственность часто понимается как налагаемая обязанность, как что-то навязанное извне. Но ответственность в ее истинном смысле это от начала до конца добровольный акт. Это мой ответ на выраженные или невыраженные потребности человеческого существа. Быть “ответственным” значит быть в состоянии и готовности отвечать”…Ответственность могла бы легко вырождаться в желание превосходства и господства, если бы не было компонента любви: уважения. Уважение — это не страх и благоговение; оно означает в соответствии с корнем слова (геspicere = to look at) способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность. Уважение означает желание, чтобы другой человек рос и развивался таким, каков он есть. Уважение, таким образом, предполагает отсутствие эксплуатации. Я хочу, чтобы любимый мною человек рос и развивался ради него самого, своим собственным путем, а не для того, чтобы служить мне. Если я люблю другого человека, я чувствую единство с ним, но с таким, каков он есть, а не с таким, как мне хотелось бы чтоб он был, в качестве средства для моих целей. Ясно, что уважение возможно, только если я сам достиг независимости, если я могу стоять на своих ногах без посторонней помощи, без потребности властвовать над кем-то и использовать кого-то. Уважение существует только на основе свободы.
Настоящая любовь, с точки зрения Фромма, – это:
желание отдавать, а не брать,
забота,
ответственность,
заинтересованность в жизни и развитии любимого,
уважение.
Поиск доказательств в пьесе «Горе от ума»
Действие I, явление 4: Софья обманывает отца, сочиняет сон. Забота о любимом и ответственность за него.
Действие I, явление 7: Чацкий встречается с Софьей, видит в ней человека близкого по духу. Уважение, заинтересованность в развитии любимой.
Действие II, явления 7-11: падение Молчалина с лошади, реакция Софьи, затем – поведение Александра. Забота, желание отдавать, заинтересованность в жизни любимого (любимой).
Действие III, явление 1: высказывания Софьи о Молчалине, Чацкий не верит ей словам. Софья уважает своего избранника. Чацкий уважает Софью, видит в ней человека близкого по духу.
Действие III, явления 13-14: Софья стала источником слуха о сумасшествии Александра. Забота о Молчалине, ответственность за него.
Действие IV, явления 12-14: все покровы сорваны, Софья и Александр потрясены открывшейся правдой (у каждого – своя).

Заключение

Примерный вывод
В комедии Грибоедова только Софья Фамусова и Александр Чацкий умеют любить сильно и страстно, они, по словам академика М. Нечкиной, «под пару» друг другу. Но судьба лишила их счастья. «Горе от ума» — пьеса о трагической любви.

Разделы:
Литература

Подготовка к уроку

Задание для класса: найти и отметить в тексте «Горя от ума» цитаты о любви.
Индивидуальные задания:
Как играли Софью в театре.
Два взгляда на образ Софьи: В.Белинский и И.Гончаров.
Взгляд М.Нечкиной на образ Софьи.
Взгляд Б.Голлера на образ Софьи.
См. Приложения
Процесс создания своего текста
1. О чём будет моё сочинение? (тема)
О любовном конфликте в пьесе Грибоедова.
2. Каков мой замысел? (идея, тезис сочинения)
В комедии «Горе от ума», по мнению И.Гончарова, два конфликта: любовный и общественный. В центре любовного конфликта София Фамусова и Александр Чацкий. В течение невероятно длинного дня главный герой пытается понять, кто избранник Софьи. Он, Скалозуб, Молчалин…
Мне кажется, что в пьесе Грибоедова только два человека умеют любить по-настоящему: Софья выбирает Алексея Молчалина, Чацкий же любит её. Так возникает фальшивый любовный треугольник.
3. Какой тип речи моего сочинения?
Рассуждение – это подтверждение основной мысли. Цель рассуждения – убедить другого. Надо найти доказательства, сделать обоснованный вывод.
4. Какова схема рассуждения?
I. Тезис (основная мысль сочинения)
Почему?
Потому что, так как.
II. Обоснование: аргументы (обычно не менее трёх) и примеры из текста
Что из этого следует?
Поэтому, следовательно, итак, таким образом.
III. Вывод
Перекликается с тезисом.
5. Отбор материала для сочинения.
Текст произведения, литературно-критические статьи, литературоведческие и лингвистические труды, кино, театр.
Примерные правила создания сочинения (своего текста)
Заголовок (название) соответствует содержанию текста.
Сочинение должно быть завершённым.
Наличие всех необходимых частей сочинения.
Выражение собственной позиции.
Наличие авторитетного мнения: точка зрения литературного критика (историка, философа, психолога, известного современника и т.п.).
Взаимосвязь между частями текста: конец и начало симметричны (зеркало), логичные переходы (мостики).
Неплохо придумать адресата сочинения и мысленно обращаться к нему.
Литературная обработанность: отсутствие речевых, грамматических, логических и других ошибок.
Примерный план сочинения
Вступление.
А) Зачин.
Б) Тезис (моя позиция) + авторитетная точка зрения, с которой я (не) согласен.
Основная часть.
А) Что такое любовь?
Б) Обоснование: аргументы (обычно не менее трёх) и примеры из текста.
Заключение.
Вывод.
Словарная работа
Грибоедов, Александр Сергеевич, драматург, комедиограф, писатель, автор, создатель, творец, мастер.
Герой, персонаж, он (она), имя, фамилия,
«Горе от ума», произведение, пьеса, комедия, творение.
Точка зрения, по моему мнению, мне кажется, по мнению критика, мне (не) близка позиция.
Варианты эпиграфа
Любовь – это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими.
Эрих Фромм «Искусство любить»
Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтобы самому любить, точнее – быть способным любить.
Эрих Фромм «Искусство любить»
Любовь к кому-либо – это не просто сильное чувство, это решимость, это разумный выбор, это ответственность, это поступок.
Эрих Фромм «Искусство любить»

Вступление

Примерные варианты зачина сочинения
О писателе
В конце 18 века родился знаменитый русский драматург Александр Сергеевич Грибоедов. Это был очень образованный и талантливый человек. В 1824 он создал выдающуюся комедию «Горе от ума».
О книге
В 1824 году появилась знаменитая русская комедия «Горе от ума». Её создателем является выдающийся драматург Александр Сергеевич Грибоедов. Это пьеса до сих пор популярна среди зрителей и читателей.
О себе
Я совершенно сознательно (не случайно) выбрал (а) именно эту тему сочинения. Любовный конфликт, мне кажется, является главным в пьесе Грибоедова. О нём я и хотел (а) бы поразмышлять.
Образ Софьи и её любовь: разные точки зрения (авторитетное мнение)
См. Приложение
В. Белинский (знаменитый литературный критик 19 века)
И что он нашел в Софье? Меркою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит, а Софья любит ограниченного человека без души, без сердца, без всяких человеческих потребностей, мерзавца, низкопоклонника, ползающую тварь, одним словом — Молчалина… Что такое Софья? Светская девушка, унизившаяся до связи почти с лакеем. Это можно объяснить воспитанием — дураком отцом, какою-нибудь мадамою, допустившею себя
переманить за лишних пятьсот рублей. Но в этой Софье есть какая-то энергия характера: она отдала себя мужчине, не обольстясь ни богатством, ни знатностию его, словом, не по расчету, а напротив, уж слишком по нерасчету; она не дорожит ничьим мнением, и когда узнала, что такое Молчалин, с презрением отвергает его, велит завтра же оставить дом, грозя, в противном случае, все открыть отцу. Но как она прежде не видела, что такое Молчалин? — Тут противоречие, которого нельзя объяснить из ее лица, а все другие объяснения не могут, как внешние и произвольные, иметь места при рассматривании созданного поэтом характера. И потому Софья не действительное лицо, а призрак.
И. Гончаров (выдающийся русский писатель 19 века)
Свое нравственное чувство стерпит, Лиза не проговорится, Молчалин пикнуть не смеет. А муж? Но какой же московский муж, “из жениных пажей”, станет озираться на прошлое!
Это и ее мораль, и мораль отца, и всего круга. А между тем Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты, в которой жили все, —
Свет не карает заблуждений,
Но тайны требует для них!
В этом двустишии Пушкина выражается общий смысл условной морали. Софья никогда не прозревала от нее и не прозрела бы без Чацкого никогда, за неимением случая. После катастрофы, с минуты появления Чацкого оставаться слепой уже невозможно. Его суда ни обойти забвением, ни подкупить ложью, ни успокоить — нельзя. Она не может не уважать его, и он будет вечным ее “укоряющим свидетелем”, судьей ее прошлого. Он открыл ей глаза.
До него она не сознавала слепоты своего чувства к Молчалину и даже, разбирая последнего, в сцене с Чацким, по ниточке, сама собою не прозрела на него. Она не замечала, что сама вызвала его на эту любовь, о которой он, дрожа от страха, и подумать не смел. Ее не смущали свидания наедине ночью, и она даже проговорилась в благодарности к нему в последней сцене за то, что “в ночной тиши он держался больше робости во нраве!” Следовательно и тем, что она не увлечена окончательно и безвозвратно, она обязана не себе самой, а ему! Софья Павловна вовсе не так виновна, как кажется. Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию.
Французские книжки, на которые сетует Фамусов, фортепиано (еще с аккомпанементом флейты), стихи, французский язык и танцы — вот что считалось классическим образованием барышни. Женщины учились только воображать и чувствовать и не учились мыслить и знать. Мысль безмолвствовала, говорили одни инстинкты. Житейскую мудрость почерпали они из романов, повестей — и оттуда инстинкты развивались в уродливые, жалкие или глупые свойства: мечтательность, сентиментальность, искание идеала в любви, а иногда и хуже.
Вглядываясь глубже в характер и в обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность (но и не “бог”, конечно) “свели ее” с Молчалиным. Прежде всего, влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаз, — возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права. Без сомнения, ей в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастье и иметь в нем вечного раба. Не ее вина, что из этого выходил будущий “муж-мальчик, муж-слуга — идеал московских мужей!” На другие идеалы негде было наткнуться в доме Фамусова.
Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил ее и Чацкий. После него она одна из всей этой толпы напрашивается на какое-то грустное чувство, и в душе читателя против нее нет того безучастного смеха, с каким он расстается с прочими лицами.
Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой “мильон терзаний”.
М. Нечкина (крупный советский историк 20 века)
Но кто такая Софья? Отметим прежде всего, что Молчалин — не первая, а вторая любовь Софьи. Ее первой любовью был Чацкий. Софья — вовсе не девушка, начитавшаяся французских романов и сочинившая по ним своего героя. Дело обстояло сложнее: она полюбила сначала живого человека — Чацкого, товарища своих детских игр, жившего в их доме, которого она ежедневно видела и хорошо знала. Любовь Софьи к Чацкому была чистым и глубоким девичьим чувством.
Чацкий был ее первой любовью, — это несомненная предпосылка всего любовного сюжета, о которой хорошо известно многим лицам в пьесе.
Итак, Софья когда-то любила Чацкого первой девичьей любовью, которая никогда не забывается. Но Чацкий уехал — сначала из фамусовского дома, в круг новых друзей, а затем и совсем из Москвы — в чужие края. Софья осталась одна в пустом и душном фамусовском доме. Она не могла доверить своего горя ни отцу, ни матери, — у нее не было матери. Значит, Чацкий не любил ее, раз мог покинуть, стала думать она: «ах, если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?» Так возникло ее «горе от любви». Она была оскорблена отъездом любимого человека.
Установим второе бесспорное положение: Софья любит не реального Молчалина, а выдуманный ею самою образ, не соответствующий действительности. Кого же она выдумала? Софья сама очень тонко обрисовала придуманный ею образ в рассказе о «сне», в разговорах с Лизой и Чацким. Основная черта придуманного ею образа — это всепоглощающая любовь Молчалина к ней, к Софье.
Реальный Молчалин не имеет ничего общего с выдуманным: это — подхалим и карьерист, злой обманщик и себялюбец, низкопоклонник и подлец. Он вовсе не любит Софью и не обладает качествами семьянина. Что же было двигателем в отборе этих выдуманных качеств сочиненного Софьей, нереального Молчалина? Двигателем этого отбора была, несомненно, ее первая — раненая любовь, ее чувство к Чацкому. Она выдумала своего Молчалина по контрасту с уехавшим, бросившим ее ради «поисков ума» Чацким. Молчалин — это Чацкий наоборот. Раненая любовь к Чацкому лежит в основе образа выдуманного ею Молчалина. Если первое чувство к Чацкому является основным двигателем в создании нового чувства и нового образа любимого человека, значит, это первое чувство не умерло, а живо. Если был бы нужен совет артистке, как истолковать эту трудную и «неясно начертанную» автором роль, — совет, на мой взгляд, может быть только один: глубоко подсознательно, сама этого не сознавая, Софья любит Чацкого. Это и есть глубокая подоснова образа и поведения героини.
Софья Павловна Фамусова — в сущности, один из самых первых появившихся в литературе художественных образов русской женщины. Вторая глава «Евгения Онегина», где впервые появляется Татьяна Ларина, стала известна широкому кругу читателей лишь в 1826 г., — года на два позже появления Софьи. Среди национальных черт художественного образа русской женщины имеется своеобразное качество: ум героини постоянно выделяется как авторская тема, как особо поставленная автором задача характеристики. С этой особенностью тесно связана и вытекает из нее другая: самостоятельность линии поведения. Ум русской женщины — особая тема нашей литературы, создавшей национальный женский образ. В русской действительности того времени уже возникли эти женские типы — умных женщин с самостоятельной линией поведения, отмеченных новыми чертами эпохи. Можно сказать, что трагедия горя от ума раскрыта и в том обстоятельстве, что умная героиня в силу сложных причин «предпочла дурака умному человеку», не могла простить любимому человеку, что он бросил ее и уехал «ума искать», выдумала новый образ возлюбленного и была жестоко покарана действительностью: истинно умный и истинно любимый человек уехал, порвал с нею.
Борис Голлер (писатель, критик 20–21 в.в.)
Поведение Софьи с Молчалиным было неблагопристойно! И более того: оно было скандально и таило в себе вызов! Факт, который следовало осмыслить с точки зрения его места в сюжете пьесы. Ибо Грибоедов не хуже своих критиков знал, как должна себя вести барышня “из общества”. Мы должны представлять себе, что эта девица ходит по лезвию ножа!
Что на самом деле в доме Фамусова бунт. Против привычной морали.
Отрешимся от привычностей и просто спросим себя: о чем здесь идет речь в первую голову? Вернее, о ком? о нем или о ней? Ну конечно, о ней! На всякий непредумышленный взгляд! Ну, а потом уже — о нем. Об этом самом — “умном человеке”, который “разумеется в противуречии с обществом”.
Но какое действие, происшествие выдвигает автор как зачин всех прочих событий пьесы? Как главную пружину ее? Единственное. Любовь этой девушки.
Это она — Софья — держит банк в этой игре. И все козыри (до времени) у нее на руках. А все остальные персонажи — в том числе и Чацкий (“главное лицо”), и Молчалин, и Скалозуб, и батюшка Фамусов, не говоря уже про гостей бала, — зависят от этой ее игры. И стало быть, располагаются на картине по сторонам от нее — как от некой оси.
“Горе от ума” — это пьеса Софьи. Это вовсе не значит — “о Софье” или преимущественно о Софье. Почему? Пьеса и о Чацком — и, может, больше, чем о ней. И о Молчалине, и о Фамусове, и о Скалозубе, и о гостях, что составляют вместе пресловутый “круг” — общество.
Но Софья “прокладывает курс” в пьесе. Именно ею движим, как любят выражаться шекспироведы, “магистральный сюжет” комедии.
Невероятная дерзость грибоедовского плана и состояла в том, что Чацкий — “главное лицо” — приезжает в дом, где все главное уже произошло. Без него. То есть, он “не действует сам, но подвергается действию со стороны объекта” (по определению).
А объект этот — Софья. Это единственный из ведущих персонажей пьесы, действия которого абсолютно самостоятельны и не зависят ни от чьих других. /…/
Сколь ни страшен Чацкий для фамусовского круга как “подрыватель основ и краеугольных камней”, ему ведь не дано по пьесе ничего взорвать. Все взорвано уже.
В промежутке между первым появлением Фамусова и вторым она успевает проститься с Молчалиным словами: “Идите; целый день еще потерпим скуку”. /…/
Этот день ожидания — и есть время пьесы.
Этой девушке не повезло в общественном мнении. После — в истории русской литературы… Софья была заведомо виновна. Она полюбила “не того”. Ее осудили, не выслушав.
София Грибоедова — главная загадка комедии. /…/
Но эта любовь к Молчалину! — скажете вы. Ну что ж!.. Тем трагичней и только — что к Молчалину! Трагическая любовь!.. Когда собственно качество чувства, сила чувства определялись предметом, на который оно обращено? /…/
К Молчалину и впрямь толкнула ее “доброта души”. Или то, что она приняла за доброту. Уступчивость, мягкость, терпимость. Что не часто встречалось на ее пути. Чего, может быть, недоставало ей самой… /…/
Только не “выдумала” Софья! Вот беда! Не выдумала! — сотворила! Любви дано творить собственную действительность — “по образу и подобию своему”… Пусть даже после творение окажется недолговечно.
Это — творческое чувство в основе своей. И та “энергия характера”, какую Белинский находил в Софье, была энергия творческая.
То, что назвал Толстой — “энергией заблуждения”…
Счастлива ли она — Софья — в этом заблужденьи своем?..
Иначе, наверное, и не могло быть в пьесе, в основу которой положено необъяснимое: безумный парадокс между масштабом чувства и предметом чувства. /…/
Сейчас “пьеса Софьи” (драма), которая развивалась до приезда Чацкого и успела подойти уже к опасному рубежу, упрется в другую — в “пьесу Чацкого”. Тоже драму. Которая только должна начаться. И возникнет сшибка, конфликт, обвал…
Параллельное голосоведение этих двух драм и составит собой контрапункт комедии. /…/
Поединок их двоих и есть главный конфликт пьесы. Тем еще усложненный, что это конфликт двух близких людей. Которые не только выросли вместе и знают друг друга. Но равновелики — по способности к борьбе и по силе переживания. По бунтарской природе своей. А тот, другой конфликт — Чацкого “со всем обществом”, с фамусовским кругом — возникнет лишь на почве личного. Вырастет из него… И уже нельзя будет понять, где конец одного и где начало другого. Потому что при этом конфликт общественный сделается личным, а личный, сугубо интимный — общественным.
Это и есть драматургия Грибоедова. /…/
Софья — главная ценность для Чацкого в фамусовской Москве. За ней, в сущности, или ради нее он и вернулся сюда. Но она и — главная цена, которую он должен заплатить за свой непримиримый конфликт “со всем обществом”. /…/
Софья — прямая родня Чацкого по духу. Но главный бой Чацкого выйдет против нее. И единственное, что по-настоящему останется в развалинах, когда он потребует карету и уедет, — это тоже она!
Грибоедов создавал новую традицию. Особого типа комедии. Российской. Грустной комедии. Печальной. Как после комедии Островского и Чехова.

Основная часть

Что такое любовь? Каковы признаки настоящей любви?
Эрих Фромм «Искусство любить. Исследование природы любви» (1956)
Выдающийся психолог, философ
Едва ли стоит подчеркивать, что способность любви, понимаемой как акт давания, зависит от развития характера человека. Она предполагает достижение высокого уровня продуктивной ориентации, в этой ориентации человек преодолевает всемогущее нарциссистское желание эксплуатировать других и накоплять и приобретает веру в свои собственные человеческие силы, отвагу полагаться на самого себя в достижении своих целей. Чем более недостает человеку этих черт, тем более он боится отдавать себя — а значит любить.
Кроме элемента давания действенный характер любви становится очевидным и в том, что она всегда предполагает определенный набор элементов, общих всем формам любви. Это забота, ответственность, уважение и знание… Любовь — это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим. Где нет активной заинтересованности, там нет любви… Забота и заинтересованность ведут к другому аспекту любви: к ответственности. Сегодня ответственность часто понимается как налагаемая обязанность, как что-то навязанное извне. Но ответственность в ее истинном смысле это от начала до конца добровольный акт. Это мой ответ на выраженные или невыраженные потребности человеческого существа. Быть “ответственным” значит быть в состоянии и готовности отвечать”…Ответственность могла бы легко вырождаться в желание превосходства и господства, если бы не было компонента любви: уважения. Уважение — это не страх и благоговение; оно означает в соответствии с корнем слова (геspicere = to look at) способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность. Уважение означает желание, чтобы другой человек рос и развивался таким, каков он есть. Уважение, таким образом, предполагает отсутствие эксплуатации. Я хочу, чтобы любимый мною человек рос и развивался ради него самого, своим собственным путем, а не для того, чтобы служить мне. Если я люблю другого человека, я чувствую единство с ним, но с таким, каков он есть, а не с таким, как мне хотелось бы чтоб он был, в качестве средства для моих целей. Ясно, что уважение возможно, только если я сам достиг независимости, если я могу стоять на своих ногах без посторонней помощи, без потребности властвовать над кем-то и использовать кого-то. Уважение существует только на основе свободы.
Настоящая любовь, с точки зрения Фромма, – это:
желание отдавать, а не брать,
забота,
ответственность,
заинтересованность в жизни и развитии любимого,
уважение.
Поиск доказательств в пьесе «Горе от ума»
Действие I, явление 4: Софья обманывает отца, сочиняет сон. Забота о любимом и ответственность за него.
Действие I, явление 7: Чацкий встречается с Софьей, видит в ней человека близкого по духу. Уважение, заинтересованность в развитии любимой.
Действие II, явления 7-11: падение Молчалина с лошади, реакция Софьи, затем – поведение Александра. Забота, желание отдавать, заинтересованность в жизни любимого (любимой).
Действие III, явление 1: высказывания Софьи о Молчалине, Чацкий не верит ей словам. Софья уважает своего избранника. Чацкий уважает Софью, видит в ней человека близкого по духу.
Действие III, явления 13-14: Софья стала источником слуха о сумасшествии Александра. Забота о Молчалине, ответственность за него.
Действие IV, явления 12-14: все покровы сорваны, Софья и Александр потрясены открывшейся правдой (у каждого – своя).

Заключение

Примерный вывод
В комедии Грибоедова только Софья Фамусова и Александр Чацкий умеют любить сильно и страстно, они, по словам академика М. Нечкиной, «под пару» друг другу. Но судьба лишила их счастья. «Горе от ума» — пьеса о трагической любви.
9.02.2012

Нравственные уроки грибоедовской комедии — сочинение. Вариант 1. На уроках литературы я познакомилась с произведением Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” и хочу поговорить о нравственности. Нравственность-это правила поведения личности, различающая добро и зло. Если разобрать каждое действующее лицо комедии, можно увидеть каждый нравственный урок Грибоедова. Он показывает положительные и отрицательные качества каждого героя. Например, Чацкий-полковник. Очень любит шутить, говорить все прямо и уверенно, общительный и всегда старается вставить свое слово. В фамусовском обществе из-за .

Сочинение на тему каковы нравственные уроки грибоедовской комедии. Посмотри, подойдет или нет: На уроках литературы я познакомился с комедией Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Автор этого произведения известный российский дипломат того времени, погиб во время визита в Персию. Но несмотря на то, что он был министром инстранных дел, его сильно волновало внутреннее положение России, положение дворян, их нравственность, честность, духовное состояние.

Нужно иметь смысл жизни. Нужно к чему-то стремиться. В комедии рассматривается 2 разные стороны человека. И у каждого из них свой смысл жизни. Ведь,например, у Фамусова смысл жизни заключался лишь в деньгах и богатстве.Даже свою дочь Софью он выдает за того, у кого кошелёк побольше. Только то что я написала это не полное сочинение,поэтому ты должна раскрыть эту тему.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Каковы нравственные уроки грибоедовской комедии «Горе от ума». Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» По авторам» Грибоедов А. С.» Каковы нравственные уроки грибоедовской комедии «Горе от ума». Грибоедов А. С. все сочинения. Грибоедов А. С. краткие содержания. В комедии «Горе от ума» Грибоедов показывает положительные и отрицательные качества каждого героя. Чацкий-полковник был шутником, общительным, любил говорить всё прямо и уверенно, и требовал от этого каждого, был очень лю.

Что писать в сочинении «Каковы нравственные уроки комедии «Горе от ума»? тэги: горе от ума, нравственные уроки. категория: образование. Несмотря на то, что гениальное произведение Грибоедова «Горе от ума» было написано более 200 лет тому назад, оно актуально и по сей день — удивительно, но люди, оказывается, не сильно меняются за столь длительный промежуток времени. Слишком умный человек вынужден будет провести всю жизнь в одиночестве, он будет признан глупым обществом «Сумасшедшим», человеком, который «Не такой, как все», что и случилось с Чацким.

Эти уроки мы постигаем, анализируя поведение, взаимоотношения героев комедии и приходя к выводу, что нравственность человека во многом определяется обществом, в котором он живет и интересы которого защищает. Войдем в дом чиновного барина Павла Афанасьевича Фамусова, окунемся в уже далекую от нас жизнь. какие нравственные проблемы поднимает грибоедов. нравственные уроки грибоедовской комедии горе от ума. проблема безнравственности аргументы горе от ума. урок в форме игры грибоедов горе от ума. отношение к чинам в комедии горе от ума. Материал с сайта iEssay.ru.

В комедии «Горе от ума» Грибоедов показывает положительные и отрицательные качества каждого героя. Чацкий-полковник был шутником, общительным, любил говорить всё прямо и уверенно, и требовал от этого каждого, был очень любознательным и всегда пытался везде вставить своё слово – от этого пошел слух, что он сумасшедший. Но, увы, не обладает чутьем оратора, не может донести и преподнести свою мысль так, чтобы она посеяла смуту, нашла эмоциональный отклик в сердцах людей. “Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?” – Чацкий единственный в этой комедии, кто не разносит сплетни, не возносит до космоса чужое мнение. УБРАТЬ РЕКЛАМУ, ПОДПИШИСЬ powered by Push.World В этом и его ошибка – иногда и следует прислушаться к умному человеку.

“Горе от ума” — пьеса, написанная до отъезда А. С. Грибоедова в Персию, неожиданно приобрела огромную популярность в светских салонах. И мало кто из современников молодого писателя понимал, что эта комедия сыграла роковую роль в трагических событиях . Ведь Чацкий — истеричный пустоцвет, которого либералы брали за образец весь XIX век, и которого ставили и ставят в пример всем школьникам после 1917 г. Именно из этого неумелого нигилизма и произрастает знаменитое жванецко-черномырдинское: «Хотели как лучше, а получилось, как всегда» . Но Россия — цивилизация, отличная от Запада; то, что там развивается в соответствии с библейским атеизмом, натыкается в России на какое-то препятствие, о котором и сегодня западные интеллектуалы ведут бесконечные споры.

Сочинения. По литературе. Грибоедов. Темы и проблемы комедии Горе от ума (проблематика произведения). В актуальной по сей день пьесе «Горе от ума» А. С. Грибоедов поставил множество проблем современной ему действительности. Автор затрагивает не только общечеловеческие темы, как любовь, семья, нравственные ценности, но и злободневные для того периода проблемы: крепостное право, чинопочитание, воспитание и образование. Он смог описать эпоху конца 1810-х – начала 1820-х годов. Основная проблема произведения, заявленная в названии, — проблема ума. Автор называет свое произведение историей про «25 .

Комедия Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» раскрывает пороки общества позапрошлого века. Герои и проблемы, которые раскрывает произведение, остаются актуальными и на сегодняшний день. Герои комедии, это общество Москвы позапрошлого века. Одним из главных героев картины «Горе от ума» можно назвать Фамусова Павла Афанасьевича. Это пожилой мужчина, но он еще полон энергии и сил. Чиновник, который служит в государственном учреждении.

Сочинение на тему : «Каковы нравственные уроки грибоедовской комедии Горе от ума?» Сочинение на тему : «Каковы нравственные уроки грибоедовской комедии Горе от ума?» Каковы Нравственные уроки грибоедовской комедии ? Сложный план для сочинения . Каковы нравственные уроки грибоедовской комедии? «Каковы нравственные уроки грибоедовской комедии Горе от ума?» . Ооочень срочно нужно сочинение на тему каковы нравственные уроки грибоедовской. Горе уму — так первоначально звучало название грибоедовской комедии.Но автор изменил его.. Что составляет сущность двуединого конфликта грибоедовской комедии?нарушает ли наличие. Нравственные уроки комедии «Ревизор».

Посмотри, подойдет или нет: На уроках литературы я познакомился с комедией Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Автор этого произведения известный российский дипломат того времени, погиб во время визита в Персию. Но несмотря на то, что он был министром инстранных дел, его сильно волновало внутреннее положение России, положение дворян, их нравственность, честность, духовное состояние. Об этом и повествует нам его произведение «Горе от ума». Я хочу написать о конфликте, произошедшем между Фамусовым и Чацким. В тексте мы читаем такие слова

Ооочень срочно нужно сочинение на тему каковы нравственные уроки грибоедовской… Нравственные уроки грибоедовской комедии горе от ума. Вариант 3. Проблематика вырождения элиты является для общества практически всегда актуальной, даже если на какой-то период элита остается целостной и действительно самой достойной частью общества, то со временем эта часть общества частично разлагается. Грибоедов в собственной комедии рассматривает во многом именно такую проблематику и упадок дворянского сообщества. Собственно, и название говорит об этом и сам автор, который называл свое произведение историей про.

Сочинение на тему каковы нравственные уроки грибоедовской комедии. Посмотри, подойдет или нет: На уроках литературы я познакомился с комедией Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Автор этого произведения известный российский дипломат того времени, погиб во время визита в Персию. Но несмотря на то, что он был министром инстранных дел, его сильно волновало внутреннее положение России, положение дворян, их нравственность, честность, духовное состояние.

В комедии «Горе от ума», по мнению И.Гончарова, два конфликта: любовный и общественный. В центре любовного конфликта София Фамусова и Александр Чацкий. В течение невероятно длинного дня главный герой пытается понять, кто избранник Софьи. И. Гончаров (выдающийся русский писатель 19 века). Свое нравственное чувство стерпит, Лиза не проговорится, Молчалин пикнуть не смеет. А муж? Но какой же московский муж, «из жениных пажей», станет озираться на прошлое! . В комедии Грибоедова только Софья Фамусова и Александр Чацкий умеют любить сильно и страстно, они, по словам академика М. Нечкиной, «под пару» друг другу. Но судьба лишила их счастья. «Горе от ума» — пьеса о трагической любви. Рейтинг материала: 4,2 (голосов: 6).

Идея комедии Грибоедова «Горе от ума» заключается в ее названии. Умному человеку нет места в обществе, где ценятся только богатство, чины, должности. Главный герой Александр Андреевич Чацкий является выразителем идейного содержания и мировоззрение автора пьесы. Комедия учит тому, что умные и порядочные люди являются двигателями прогресса, они стремятся к новому и улучшают жизнь общества. Те, кто этого не понимает, глупые люди. Похожие вопросы. 1. Вывод о комедии Горе от ума. 2. Горе от ума в каком классе проходят? 3. Отзыв о Горе от ума (9 класс).

Сочинение ** тему : «Каковы нравственные уроки грибоедовской комедии Горе от ума?» 0 голосов. 1.4k просмотров. Сочинение на тему : «Каковы нравственные уроки грибоедовской комедии Горе от ума?» сочинение. каковы. Да,потому что недавно я как раз писала на тему поиска смысла жизни сочинение по литературе. И приводила в пример комедию «горе от ума». оставил комментарий 18 Май, 18 от Учениклицея1_zn (22 баллов). какая у тебя оценка? ты дкмаешь это подойдёт к моей теме?

  • Примеры сочинений для итогового сочинения 2022
  • Примеры сочинений моя комната
  • Примеры сочинений на тему человек путешествующий дорога в жизни человека
  • Примеры сочинений на тему памятный день
  • Примеры сочинений на тему цивилизация и технологии