Примеры решительности в литературе для сочинения

Автор: самый зелный опубликовано 31.08.2021 обновлено 14.09.2021 когда пушкин описывал, как кот ученый все ходит по цепи кругом,

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Когда Пушкин описывал, как кот ученый «все ходит по цепи кругом», он имел в виду Многомудрого Литрекона — это известный исторический факт. Уже тогда Литрекон начал думать над тем, какие аргументы по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» можно привести в 2021 году на итоговом сочинении. Хорошие были времена, меду вдоволь наливали, всем хватало. Но и сейчас не хуже, так как наработки Литрекона наконец-то пригодятся общественности! Многолетние труды не должны пропасть даром, но и дополнения им не повредят. Так что если Вы считаете, что каких-то аргументов не хватает в подборке, смело обращайтесь к Литрекону в комментариях — он все сделает. Кстати, посмотрите подробнее темы и направления этого года, а также пример сочинения по этому направлению.

  1. Что человек ищет в путешествиях? А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» описал героя, который искал в путешествии забвения и просветления. Евгений убил на дуэли своего друга и раскаивался в содеянном. Он больше не мог оставаться в той деревне, где это произошло, и уехал в длительную поездку по России. Из опубликованных автором отрывков (глава о путешествии Онегина не была включена в текст романа) становится ясно, что Евгений побывал в Нижнем Новгороде, в Астрахани, на Кавказе и других местах. Онегин побывал возле Бахчисарайского фонтана и даже вспомнил там о Пушкине. Скитаясь и наблюдая за жизнью других людей, Евгений хотел развлечься и отбросить «горькие размышления». Однако даже в путешествии он думал: «Я молод, жизнь во мне крепка; Чего мне ждать? тоска, тоска!..». Видимо, именно тогда герой понял, что ему необходимо что-то менять в себе, и встреча с Татьяной показала ему, чего именно не хватает. Таким образом, в поездке персонаж смог развеяться, набраться сил и даже переосмыслить свою жизнь. 
  2. Почему люди хотят путешествовать? А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». Многие люди хотят расширить свой кругозор и получить уникальные знания о мире в путешествии. Туризм является уникальной возможностью обогатить эрудицию. Это доказывает пример Александра Радищева. Будучи богатым дворянином, он не знал, как в действительности живет русский народ. Поэтому он предпринял героическое усилие — отправился на перекладных в Москву, что в его времена было нелегким делом, ведь на лошадях это расстояние преодолеть очень долго и трудно. В поездке он увидел реальное положение дел: простые жители деревень голодали, прозябали в нищете и невежестве, всецело зависели от тирании вышестоящего начальства. Один крестьянин рассказал, что 6 дней работал на барщине, и лишь седьмой мог посвятить работе на себя и содержанию семьи. Радищев был так опечален увиденным, что винил себя в том, что имеет слуг и крепостных. Путешествие открыло ему глаза на положение народа и не только ему. Вся интеллигенция того периода болезненно восприняла открытие автора. Поэтому люди стремятся ездить по миру и узнавать его лучше, чтобы иметь максимально полную картину, как все происходит на самом деле.
  3. Как путешествия развивают личность? А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» доказал благотворное влияние путешествий на личность: главный герой стал намного умнее и добродетельнее своего прежнего окружения, ведь получил новый опыт и новые знания за границей. Раньше Чацкий был частью фамусовского общества, гостил у Павла Афанасьевича и не видел истинной сущности московского дворянства. Он, как и все, принимал действительность в России такой, какой она была. Но увидев иностранные достижения, иную культуру и среду, Александр понял, что его страна идет по ложному пути. Сравнение показало ему, что Россия серьезно отстает от западных государств, а правящая элита стремится лишь к разграблению ее богатств. Чацкий осознал вред крепостного права, безнравственность панибратства на службе, глупость поклонения перед всем иностранным. А его окружение за эти годы никак не изменилось, все люди остались на том же уровне. Это свидетельствует о том, что путешествия и правда делают человека совершеннее.
  4. Что человек ищет на своем жизненном пути? А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» показывает, что каждый человек выбирает свою дорогу и ищет то, что соответствует его базовым ценностям. Так, Петр Гринев шел по направлению, указанному ему отцом: берег честь смолоду, бился за свои идеалы, защищал слабых и не пресмыкался перед сильными. Его путь прямой и честный, ведь он никого не обманывал и вел себя по-человечески в любой ситуации. Поэтому он добился того, к чему шел, а именно спас возлюбленную, создал крепкую семью и исполнил свой офицерский долг. А вот Швабрин был лживым, беспринципным и слабым человеком, который хотел получить все и даром. Он свернул на кривую дорожку, чтобы сократить путь, но вышел в тупик: его заключили в тюрьму за измену, ведь он стал слугой Пугачева, чтобы спасти свою жизнь. Очевидно, что каждый герой пришел к тому результату, к которому вела выбранная им тропа.
  5. Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям? Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» подтвердил точку зрения многих современных людей о том, что развиваться и учиться новому необходимо на протяжении всей жизни. Главная героиня, сбежав из дома и спасшись от корыстной матери, могла бы удовлетвориться ролью скромной помощницы Лопухова. Однако Вера поняла, что ей необходимо стать достойной его поддержки. Она начала обучаться и со временем смогла создать швейную мастерскую, где каждая работница получала процент от доли успеха предприятия. Это нововведение позволило десяткам других девушек спастись от позорной эксплуатации и развращения. Они смогли обеспечить себя честным трудом. Казалось бы, такое достижение дает право на отдых, но Вера не ограничилась им. Она получила медицинское образование и стала совершенствовать свою интеллектуальную подготовку. Она обрела счастье с Александром Кирсановым и осталась подругой Дмитрия Лопухова, и в этом выборе тоже раскрывается степень ее зрелости: Вера не удовлетворилась благодарностью, она нашла настоящую любовь. Весь ее жизненный путь — это стремление к личностному росту, которое постоянно мотивировало ее на достижения.
  6. Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»? И.А. Гончаров в романе «Обломов» показал, что человек, который ни к чему не движется, живет бесцельно, ничего и не получает от жизни. Книга начинается с описания одного дня из жизни Ильи Ильича. С самого утра и вплоть до приезда Штольца он ничего не делает. Поэтому читателя не удивляют ни грязь в комнате, ни распущенность слуги, ни внешний вид изнеженного барина. Имение Ильи Ильича находится в таком же плачевном состоянии и едва не разоряется. Если бы ни помощь Штольца, Обломов и вовсе остался бы без Обломовки. Сам Илья Ильич не заинтересован в управлении хозяйством и другой работе, поэтому он не может привести финансы в порядок даже ради женитьбы на любимой девушке. А потому вполне логично, что Обломов ничего не добивается, не побеждает себя и умирает в цвете лет от своего ненормального образа жизни. Под лежачий камень вода не течет — это правда.
  7. Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»? А.Т. Твардовский в поэме «Василий Теркин» доказал, что человек не всегда находит призвание там, где рождается. Порой он нужнее где-то в другом месте, ведь судьба непредсказуема. Так, Василий Теркин родился в деревне под Смоленском, но воевал совсем в других областях, потому что его часть была нужна там, где проходили ожесточенные бои за еще не занятые земли. Василий очень сожалеет, что не может биться за родное село, что не использует свое исключительное знание местности, что оставил дом на разграбление врагу. Но его миссия продумана вышестоящими людьми, и его силы понадобились на другом краю русской земли. Он освободил других соотечественников, как и его земляков освободили другие солдаты. Но всех их связывает одно дело, одна страна, и совершенно не важно, родную деревню героя отстоял не он лично. Так что пригодиться человек может в любом месте, ведь у нас очень большая Родина.
  8. Дорога к счастью — какая она? А.П. Чехов в рассказе «Дама с собачкой» описал тернистый путь к личному счастью. Главным героям пришлось переосмыслить свои взгляды на мир и преодолеть неуверенность в себе, чтобы обрести шанс на настоящую любовь. Анна и Дмитрий пошли против предрассудков — своих и чужих. Анна поняла, что в близости с Гуровым совершила не измену или грех, а познание своих истинных чувств. Она смогла принять, что не любит мужа и не хочет больше жить во лжи. Дмитрий признал, что зря думал о женщинах так пренебрежительно и напрасно жил с нелюбимой. Он также осознал, что жил пустой и суетной жизнью, где не было места его истинным потребностям и склонностям. Филолог зря пошел работать в банк, юноша ошибся, женившись так рано и не по любви. С признания ошибок начался путь к счастью — борьбе за свою любовь, за право быть вместе.
  9. Можно ли идти к цели «по головам»? А.П. Чехов в рассказе «Крыжовник» описал путь к цели, который вовсе не мотивирует, а вызывает презрение. Николай Иванович всю жизнь мечтал о приобретении усадьбы и статусе дворянина. Но он был всего лишь мелким чиновником. Дабы осуществить задуманное, ему пришлось ограничивать себя даже в самом необходимом. Ради цели он даже решился на подлость: женился на расчету на некрасивой вдове с капиталом. Николай Иванович положил ее на алтарь своей мечты, и вскоре вдова зачахла от скаредности мужа. И вскоре герой смог реализовать свои планы, правда, речка возле барского дома была кофейного цвета из-за близкого соседства с заводами, но хозяина это не смущало. Он пришел к своей цели и чувствовал себя счастливым человеком. Однако его брату довольство и сытость Николая показались ужасно эгоистичными и достойными презрения, ведь под их влиянием герой деградировал. Идя к своему идеалу по головам, персонаж и не заметил, как стал ограниченным эгоистом с манией дворянского величия. Средства исказили цель, и мечта об успехе привела человека к нравственному падению, а не триумфу.
  10. Какие города России Вы хотели бы посетить и почему? Невероятно красиво А.С. Пушкин описал крымский город в поэме «Бахчисарайский фонтан». Именно там хотелось бы побывать больше всего, ведь там сохранились достопримечательности минувших дней и уникальный природный ландшафт. В «Ханском дворце» в городе Бахчисарай до сих пор стоит древний фонтан слез, который оплакивает гордую Марию и ревнивую Зарему. По легенде, хан привез невольницу из Польши, полюбил ее, но ее сердце оказалось холодным. Мария не хотела жить в заточении и предпочла бы смерть неволе. А вот Зарема, грузинская пленница, любила хана и от ревности убила соперницу. За это правитель велел казнить ее. В знак скорби он возвел фонтан, на который было интересно посмотреть вживую. Конечно, такие красивые пейзажи и экзотические здания привлекают внимание туристов со всего мира.
  11. Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»? А.П. Чехов в повести «Степь» описал первые шаги маленького Егора к большой цели. В первой главе мы видим растерянность и слезы ребенка: ему непросто дается этот шаг в неизвестность. Он не хочет расставаться с мамой и ехать в гимназию, где все чужие. Дядя не поддерживает мальчика и даже предлагает ему вернуться, его раздражают детские слезы. Но Егор успокаивается, ведь осознает, что ехать нужно, раз мама велела и обо всем договорилась. Прощание с родными местами оставляет осадок на душе, щиплет глаза, но эти шаги Егор все-таки сделал. Он приезжает в новый город и побеждает свой страх, чтобы поступить в гимназию и выйти на большую дорогу жизни, где человека с образованием ожидают новые перспективы и возможности. 
  12. Как не сбиться с жизненного курса? В.Г. Короленко в произведении «Дети подземелья» описывает мальчика, который, по мнению окружения, уже давно сбился с пути истинного. Вася был ребенком из приличной семьи, сыном судьи, но весь день проводил на улице среди беспризорников. Такая компания закрепила за героем дурную славу. Но Вася твердо знал, что люди ошибаются, ведь бездомные дети не такие плохие, как о них говорят. Валя — добрый мальчик, который заботится о сестре и ворует только для того, чтобы утолить голод и спасти Марусю. Эти ребятишки научили Васю отзывчивости, доброте и ответственности. У них был богатый жизненный опыт, который  показал Васе, что обеспеченные люди закрывают глаза на правду и не желают обращать внимание на тех, кто оказался на улице не по своей вине. Общение с беспризорниками помогло Васе найти свой жизненный путь, а не сбило его с курса. Оно открыло ему глаза на проблемы, которые ему предстояло решить во взрослой жизни.
  13. Чему человек может научиться в путешествии? М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» показывает, как путешествие расширяет кругозор личности и меняет ее мировоззрение. Григорий Мелехов был казаком и всю жизнь провел в родной станице. В ту пору хлеборобам было не до туризма: работа за выживание занимала все время, да и денег не было лишних. Поэтому Григорий был ограниченным и необразованным человеком. Но война заставила казака повидать мир. После ранения он отправился в Москву на лечение и впервые увидел большой город. Новые знакомства и впечатления убедили Григория, что его картина мира была неполной и незрелой. Он убедился, что войну затевают господа, которые сами бороться не идут, а посылают тех, кто от них зависит. Простым людям нечего делить друг с другом. Зато богачи стремятся захватить капиталы и власть. Мелехов проникается идеями социализма и возвращается домой совсем другим человеком — более развитым и независимым. Он узнал окружающий мир намного лучше.
  14. Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»? М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» доказал, что люди могут достичь любых целей, если будут предпринимать реальные шаги для их достижения. Так, пока соплеменники отчаивались и кляли судьбу, не решаясь двигаться на выход из чащи, Данко решил, что необходимо браться за дело и добиваться решения проблемы. Он призвал народ идти за ним и не бояться. Люди прислушались к лидеру и отправились в путь. Только благодаря нему они, наконец, сдвинулись с мертвой точки. В дороге они устали, отчаялись и выплеснули злобу на предводителя, но Данко все равно смог их спасти, вынув горящее сердце из груди и осветив путь. Как бы люди не осуждали методы юноши, не жаловались на свою слабость, они все равно пришли к цели благодаря его инициативе и конкретным действиям, направленным им на достижение успеха.
  15. Как определить свой путь в жизни? Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» дал людям возможность проследить становление героев и сделать полезные выводы о том, как определить направление своей судьбы. Так, мы наблюдаем за духовными поисками Пьера Безухова. Герой с самого начала ищет свое предназначение, но не имеет знаний, силы воли и опыта, чтобы найти себя безошибочно. Сначала он погряз в легкомысленных светских забавах, потом вступил в брак не по любви и стал дойной коровой для алчного семейства Курагиных. Тлетворное влияние окружения лишь поощрило наклонности Пьера к чревоугодию, разврату и пьянству. Но он все равно стремился выйти из порочного круга и вступил в масонское братство, чтобы помочь обществу и найти себе достойное применение. Однако и эта попытка не увенчалась успехом, ведь в ложе Пьер отыскал только меркантильные интересы собратьев. Пройдя через десятки проб и ошибок, герой попал в плен и пережил духовое возрождение, общаясь с простыми людьми и усвоив народную мудрость. После этого Безухов окончательно понял, для чего был рожден. Он нашел свой путь и стал общественным деятелем и образцовым семьянином. В этих социальных ролях он обрел долгожданное счастье. Его опыт учит нас тому, что путь в жизни определяется методом проб и ошибок — только так. 

Каких аргументов не хватает в подборке? Обращайтесь, Многомудрый Литрекон все добавит.

Спасибо за Ваши идеи! Вот новая подборка аргументов по тем книгам, которые Вы рекомендовали.

Метки: 11 классаргумент из литературыдекабрьское сочинениеДорога в жизни человекаитоговое сочинениеподборкапример из литературысписокЧеловек путешествующий

Читайте также:

Человек прекрасен и славен добрыми делами! Доброта, щедрость, чувствительность, милосердие, сострадание – высокие высоконравственные ценности души человека. Они несут в общество привязанность, сияние, благодать, восторг, спокойствие, согревая планету тёплыми солнечными лучами. Делать добро – означает любить окружающий мир, отдавая силы на благо людей, без избытка. Это весьма важно в жизни, так как добрый человек способен пожертвовать собой для счастья других.

Милосердие – высшее сострадание и человеколюбие. К сожалению, в современном мире такое свойство у человека встретишь иногда. Им владеют благодетели, благотворители, альтруисты, гуманисты и святые. Давно на Руси милосердие постоянно было в почёте. В финале 19 века в России оно стремительно вербовало путь: создавались благотворительные дома, общества, попечительства. При храмах и церквях организовывались приюты для убогих и нищих. Служители «Красного Креста» несли подлинное служение человечеству, вселяя в русский народ дух веры, надежды, уверенности в завтрашнем дне. В тяжёлые времена они безвозмездно помогали людям вещами, продуктами питания, жильём, оказывали им духовную и материальную поддержку.

Великие добрые дела ради людей творили сёстры милосердия. Княгиня Елизавета Романова свершала благо с громадной душевной отдачей себя людям, во имя мира и спасения! Ради неё в жизни было главным – стяжание благодати святого духа через самоотречение, мольбу и любви к ближнему. Она была совсем равнодушна к мирской суете и земным удовольствиям, и именно эта черта поднимала её духовно. Княгиня Елизавета посещала лечебницы для обездоленных, приюты для беспризорников, помогала раненым, самоотверженно ухаживала за больными. Повсюду она облегчала страдания людей, раздавая еду, одежду, медикаменты, финансы, евангелие. Ей была основана обитель милосердия в Москве, сёстры которой согревали людей теплом своей души и оказывали нужную помощь тем, кто в ней нуждался. Такое милосердие бескорыстно! Оно делает человека святым.

Помогать другим – это прекрасно и благородно! Творя благо, человек становится чище и светлее. В милосердии скрыта великая мощь. Он способна преобразить общество, делая его божественным. Если бы каждый человек творил благо и веровал в чудеса, жизнь на земле была бы совершенно другая. Зло и войны просто бы растворились в пространстве Вселенной, и планета подарила бы нам сказочную красу!!!

»
Индивид прекрасен также замечателен хорошими процессами! Добросердечность, великодушие, чуткость, сострадание, сочувствие – большие высоконравственные значения дави лица. Они обдают во общество влюбленность, освещение, благополучие, удовольствие, умиротворение, согревая планету горячими погожими проблесками. Создавать благо – означает уважать находящийся вокруг общество, передавая мощи в польза людишек, в отсутствии остатка. Данное весьма немаловажно во существования, таким образом равно как добродушный индивид горазд принести в жертву собою для счастья иных. Сострадание – высочайшее сочувствие также любовь. Ко огорчению, во сегодняшнем обществе подобное свойство около лица повстречаешь крайне редко. Им владеют филантропы, благодетели, альтруисты, гуманисты также непорочные. С Давних Пор в Руси сострадание постоянно существовало во почёте. Во завершении 19 столетия во Российской Федерации оно стремительно вербовало обращение: формировались филантропические здания, сообщества, попечительства. Присутствие храмах также церквях блокировались приюты с целью нищих также бедных. Служители «Красного Креста» тащили подлинное услужение людям, вселяя во российский население атмосфера религии, ожидания, решительности во предстоящем завтра дно. Во серьезные период они безвозмездно поддерживали народам предметами, провиантами кормления, квартирами, проявляли им нравственную также вещественную помощь. Знаменитые хорошие процесса с целью людишек создавали сестрички милосердия. Государыня Лизавета Романова совершала благо со большой искренней эффективностью себе народам, в название общества также спасения! С Целью ее во существования существовало основным – снискание благодати св. атмосферы посредством самопожертвование, мольбу также влюбленности ко близкому. Возлюбленная существовала абсолютно безразлична ко земной суматохе также дольным наслаждениям, также непосредственно данная признак поднимала ее религиозно. Государыня Лизавета навещала клиники с целью несчастных, приюты с целью беспризорников, могла помочь пораненым, усердно заботилась из-за заболевшими. Повсюду возлюбленная способствовала мучения людишек, раздавая пищу, одежу, лекарства, средства, святое благовествование. Ей существовала базируется монастырь милосердия во Столице, сестрички каковой грели людишек наитеплейшем собственной дави также проявляли нужную поддержку этим, кто именно во ней имел необходимость. Подобное сострадание безвозмездно! Оно создает лица непорочным. Оказать Помощь иным – данное отлично также одухотворенно! Создавая благо, индивид делается почище также яснее. Во милосердии спрятана знаменитая влияние. Некто может преобразить общество, совершая его духовным. В Случае Если б любой индивид создавал благо также надеялся во удивительные вещи, жизнедеятельность в нашей планете существовала б совершенно иная. Несчастье также битвы попросту б рассосались во месте Мира, также земля презентовала б нам фантастическую красу!!!

Поделиться

Аргументы по направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» для итогового сочинения 2020-2021.

Итоговое сочинение: Портрет современного человека в художественной литературе

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Спор «века нынешнего» и «века минувшего» вечен, потому что каждое новое поколение отличается от предыдущего привычками, нравами, ценностями и некоторыми особенностями культуры.

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» как раз показан такой конфликт. Александр Андреевич Чацкий, главный герой пьесы, человек «века нынешнего»: он целеустремлён, патриотичен, желает принести пользу, не готов мириться с дворянской вседозволенностью.

Во многом Чацкий напоминает человека моего поколения: молодые люди двадцать первого века, как и главный герой комедии, хотят быть услышанными, им досадно, когда их не понимают или не слушают.

С одной стороны, это можно посчитать юношеским максимализмом, который проявляется у любого человека в молодом возрасте, но с другой, – именно сейчас «век нынешний» становится более смелым, независимым от мнений и указаний от людей, которые старше, богаче или влиятельнее их. 

Александр Чацкий прекрасно чувствовал бы себя среди людей двадцать первого века. Он не терпит унижений и непонимания, готов бороться с произволом столько, сколько понадобится.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» вышел в эпоху перемен, когда многое зависело от молодого поколения, потому что именно этим людям предстояло развивать страну, совершенствовать её и двигать вперёд. 

Во все времена важны такие люди, как Евгений Базаров, главный герой романа: он посвящал свою жизнь науке во благо общества, искренне хотел помочь России. Был патриотом, его волновала судьба Родины.

Однако, у Базарова допустил огромную ошибку: он не верил ни во что, кроме науки, ему казалось, что вера в Бога, искусство, любовь – это вовсе не серьёзно, они не приносят никакой пользы. 

Когда Евгений Базаров встречает Одинцову, он влюбляется в неё. Любовь делает его мягче, чувствительнее, к тому же ему становится понятно, что жизнь сложнее схемы. Однако главный герой до конца жизни сохраняет своё мировоззрение, и это достойно уважения. 

Базаров побеждён; побеждён не случайностями жизни, а самой идеей жизни. Он бунтует, отрицает красоту, чувства, всё то, чем живёт человеческая душа, и это отталкивает от героя, но его сила духа, страстное желание быть полезным, наоборот, привлекает и завораживает. 

В двадцать первом веке многие люди похожи на Базарова стремлением быть полезным, нужным для общества. Пытаюсь принести пользу этому миру, важно помнить, что духовный мир так же важен, как наука и развитие.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

В романе-эпопее великого писателя Л.Н. Толстого «Война и мир» множество интересных героев, один из таких – Пьер Безухов. С самого начала мы понимаем, что он отличается от общества, в котором находится: в салоне Анны Павловны Шерер все поражаются его смелым высказываниям о том, что Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил её злоупотребления, удержав всё хорошее. 

Однако, главный герой против войны. он считает, что любой конфликт можно решить, не применяя насилия. И в этом Пьер Безухов похож на самого Толстого: писатель упоминает в романе, что война – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». 

Пьер Безухов похож и на человека двадцать первого века, в котором во многих странах человек и его жизнь первичны. Чем больше будет людей с убеждениями Безухова, тем чище и светлее будет наш мир, потому что ни один политический ил религиозный конфликт не стоит разрушений, голода и человеческих жизней.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Само название романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» указывает на то, что главный герой – типичный представитель своей эпохи. И, конечно, такие герои встречаются всегда. Лермонтову удалось создать типичного представителя любого времени. Некоторые характера главного героя встречаются в каждом из нас.

Григорий Печорин – противоречивый герой.

С одной стороны, он холоден, безразличен, обо всём рассуждает трезво, без особых проявлений эмоций, но с другой стороны, из его разговоров становится понятно, что это лишь маска, он боится показать свои чувства: раньше он был настоящим, искренним, но люди подавили эту кристальность души. Герой говорит: «Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть». Печорин силён, стоек, но бывают ситуации, когда он становится похож на беззащитного ребёнка, которому нужна помощь и поддержка.

Главный герой любил лишь одну женщину, Веру, однако их союз оказался невозможным, потому что героиня уже была замужем. Он пытался быть вместе с ней, но не смог. Когда он пытается добраться до неё, его конь умирает от усталости. Григорий Печорин несчастен в любви.

Печорин – дворянин, однако ему вовсе не понятно «водяное общество», в котором все лицемерят, ему скучно среди этих людей.

И.А. Гончаров «Обломов»

В нашем мире важны не только целеустремлённые, трудолюбивые люди, но и спокойные, размеренные, но зато добрые и открытые.

Главный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» ленив, пассивен, большую часть жизни он проводит на диване. Когда он влюбляется, то на какое-то время у него появляется желание что-то делать, однако даже любовь не смогла заставить Обломова трудиться постоянно. 

Настоящий писатель всегда наделяет героя как положительными, так и отрицательными качествами, он никогда никого не очерняет и не идеализирует.

Да, Обломов ленив, медлителен, он не стремится быть образованным и в обществе чувствует себя некомфортно. Но зато Илья Ильич добрый, у него хрустальная, прозрачная душа.

Это видел Штольц, лучший друг главного героя, подчёркивая, что «таких людей мало, они редки». 

«Сон Обломова» помогает лучше понять характер главного героя. В этой главе жизнь, похожая на сон, и сон, похожий на жизнь. В детстве Обломов видел, что никто ни о чём не волнуется, всё спокойно и умиротворённо. Обломовка – это идиллия для Ильи Ильича, он стремится к этой жизни.

Когда Илья Ильич встретил Ольгу Ильинскую, он на какое-то время ожил: стал читать, гулять в саду, старался привести его в порядок. Но через какое-то время духовный подъём сменился сомнением, сожалением, грустью обоих, осознанием невозможности счастья, потому что всё-таки Обломовка была мечтой главного героя.

Ильинская старалась изменить его, пробудить, но Илье Ильичу это было не особо нужно. Ему было хорошо, когда он спал до полудня, ничем не занимался. Обломов отказался от активной жизни, но при этом он сохранил самое главное в себе: доброту, прозрачность души, а эти качества не менее трудолюбия важны в человеке.

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

К сожалению, не все люди двадцать первого века честны. Можно сказать, что в какой-то степени общество раскололось на таких, как Александр Чацкий из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», которые хотят служить «делу, а не лицам», и на героев поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

Писатель иронизирует над вороватыми, циничными чиновниками, для которых главное в жизни – это деньги и выгода. . Многие из них служат не людям и государству, а себе, неспроста в канцелярских комнатах часто пишут «какой-нибудь протокол об оттяганье земли или описке имения, захваченного каким-нибудь мирным помещиком». Кроме того, они пользуются своей властью в личных корыстных целях.  

Например, Коробочка была накопительницей. Она не особо охотно тратила свои сбережения, всё бережно хранила у себя как главную ценность. Когда она продала мёртвых душ Чичикову, она не думала о том, насколько это гуманно, она боялась лишь о том, не продешевила ли она. 

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Главные герои поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», мужики-правдоискатели, путешествуют, чтобы понять, «кому живётся весело, вольготно на Руси». По дороге они встречают совершенно разных людей, узнают их судьбы, переживания, проблемы. Так Некрасов создаёт портрет людей того времени.

В дороге они встречают попа, крестьянку, балаганного Петрушку, нищих, надорвавшегося работника и разбитого параличом бывшего дворового, честного человека Ермилу Гирина, помещика Гаврилу Оболт-Оболдуева, выжившего из ума Последыша-Утятина и его семейство, холопа Якова верного, божьего странника Иону Ляпушкина, но никто из них не был счастливым человеком. С каждым из них связана полная неподдельного трагизма история страданий и злоключений. Цель путешествия достигается лишь тогда, когда странники наткнулись на семинариста Гришу Добросклонова, который счастлив своим самозабвенным служением родине. Добрыми песнями он вселяет в народ надежду.

Джоан Роулинг «Гарри Поттер»

Эпопея двадцать первого века Джоан Роулинг «Гарри Поттер» поразила мир. Через волшебный мир знаменитая английская писательница отразила современную реальность.

Гарри Поттер – настоящий герой нашего времени: он смел, бесстрашен, стремится к справедливости и правде, никогда не предаёт близких людей. Более того, он именно тот, кто способен победить зло, и именно этого от него все ждут, в том числе и само зло, которое изображено в книге через абсолютно реального персонажа, Лорда Волан-де-Морта.

Однако, эпопея отражает современное поколение не только через главного героя, а через весь мир поттерианы в целом. В «Гарри Поттере» мир разделён на маглов и магов.

Это метафора: в реальной жизни роли поделились также.

Маги – люди, которые созидают, двигаются вперёд, развиваются, совершенствуют свои умения и применяют их, а маглы – это те, которые не верят в возможность лучшей жизни, а поэтому не хотят меняться. 

Смотри также:

  • Цитаты
  • Темы
  • Литература
  • 5 направлений итогового сочинения 2020-2021 от ФИПИ
  • Как писать итоговое сочинение?
  • План (структура)
  • Алгоритм написания
  • Клише для итогового сочинения
  • Критерии оценивания от ФИПИ

Итоговое сочинение

(436 слов) Каждому поколению свойственен процесс самопознания. Хочется дать оценку своим современникам и их отличительным характеристикам. Мои сверстники — не исключение. Вместе с современными авторами мы попробуем нарисовать портрет героя нашего времени.

В качестве примера разберем образ главной героини из книги Е. Пастернак и А. Жвалевского «Пока я на краю». Перед нами современная десятиклассница семнадцати лет, которая ходит в школу, сидит в социальных сетях и, как и многие подростки, пишет стихи. Алла вобрала в себя основные характеристики юных девушек нашей эпохи.

Она самостоятельна и своенравна, хочет реализовать себя в карьере, но выбор родителей ее не устраивает, и она находит в себе силы отстаивать свою позицию. Алла хочет поскорее стать независимой и приносить доход в семью.

Она добра и отзывчива, но эти чувства спят в глубине ее души и выходят наружу только тогда, когда есть необходимость в помощи и участии со стороны героини. В повседневности она производит впечатление хмурого и необщительного подростка. Она не навязывает своего великодушия каждому встречному, но не может пройти мимо чужой беды.

Как и все девочки ее возраста, она хочет самоутвердиться и получить социальное одобрение, ради которого иногда совершает ошибки и глупые поступки. Например, чтобы доказать однокласснику свое превосходство на дороге она выбегает на проезжую часть и провоцирует аварию.

Тем не менее, Алла много времени и сил уделяет своему развитию и имеет интеллектуальный потенциал. Таков портрет современного поколения людей, которым свойственны самостоятельность, доброта, желание реализоваться в профессии и поиск общественного одобрения.

Рассмотрим аналогичный пример из произведения Виктора Пелевина «Empire V». Рома Шторкин — юноша 20 лет, мечтающий найти свое призвание в мире и ответы на вечные вопросы. У него философский склад ума, он находится в поиске истины и ведет записки, которые помогают ему фиксировать результаты.

В книге Роман примыкает к особой касте высших существ, которые контролируют человечество и впитывают энергию, выделяемую им. Но даже среди них герой не может удовлетворить свою жажду открытий и прозрений.

Он изучает мир, используя новые знания, и все также отличается от представителей других поколений своим желанием разобраться во вселенной и все разложить по полочкам. Пытливость, любознательность, духовные запросы, развитый ум, стремление к истине — все это основные качества современного человека, воплощенного в образе Романа.

Он не удовлетворен положением, создавшимся в мире, хочет поменять его к лучшему и готов приложить усилия к этому. Эти желания и цели характеризуют напористого и интеллектуально развитого героя нашего времени.

Таким образом, портрет современного человека воплощает в себе такие качества и свойства, как пытливый ум, стремление к открытиям и переменам, поиск истины и своего предназначения, самостоятельность и желание самореализоваться. В то же время герои нашего времени находятся в постоянной гонке за соответствием общественным эталонам. Им важно получить социальное одобрение и уважение. Именно такими мы видим себя через призму новой литературы.

Итоговое сочинение по литературе» Портрет моего современника»

Что представляет собой портрет моего поколения?

Моё поколение –
это те, кто родился в XXI  веке. Нас часто называют  «поколением Z».

О себе мы можем
прочитать  следующее: « цифровой человек», подростки,
которые  отдают предпочтение престижным занятиям, для которых чаще всего
необходим высокий уровень подготовки и высшее образование (предпринимательство,
программирование, юриспруденция, маркетинг, массмедиа).

Если доверять тому, что
о нас пишут, то может сложиться  неверное представление о  современном молодом 
человеке, потому что, кроме IT-технологий, нас волнуют духовно-нравственные
проблемы, проблемы одиночества и неустроенности в жизни, самопознание и поиск 
своего места в жизни.

Чтобы доказать своё мнение, приведу пример из рассказа-миниатюры Ирины 
Крамшиной « Сыновний долг».  Нелёгкой  оказалась жизнь  Максима. При живой
матери он скитался по интернатам, месяцами не видел мать, которая легко прыгала
по жизни, занимаясь собой, своей внешностью и благополучием.

  «Безотцовщина»,
«беспризорные дети»- эти  проблемы сейчас стоят особенно остро, хотя время
мирное  и крупных катастроф мы как будто не наблюдаем. Но  Макс, как называла 
сына  Рэна, не знал  материнской ласки, не видел отца и потому не мог
рассчитывать на его поддержку.  Он очень рано стал самостоятельным, но  никогда
не чувствовал   себя счастливым.

 К сожалению, отсутствие  взаимопонимания в
семье, пренебрежительное отношение родителей к своим обязанностям – это то, с
чем  сталкивается мой современник, что его волнует  и часто  не лучшим образом
меняет  судьбу.

Но и  зумеры, как о нас говорят, в первую очередь, люди,
поэтому  боль матери, её переживания, подавленное настроение   чувствуют   очень
тонко. И Максим, который, казалось бы, как думала Рэна, должен был  её возненавидеть, 
принял  важное решение  –   согласился на операцию, пожертвовав своим 
здоровьем  ради спасения матери.

  Ирина Крамшина  убеждает нас, что во все
времена  настоящие сыновья  были  готовы исполнить  сыновний долг  во имя  
жизни матери. Таким образом, мы видим, что  и для нынешнего поколения 
характерны человечность, привязанность к семье и матери.

В зарубежной литературе  также немало произведений, в которых  главный
герой  –  представитель  « века нынешнего». Обратимся   к  роману американской
писательницы Донны Тартт « Щегол», завоевавшему  престижные литературные
награды. И вновь  мы сталкиваемся с теми же проблемами, что и в отечественной 
литературе.

Тео Декер – подросток 13-ти лет, оказавшийся  в  Метрополитен -музее  Нью-Йорка  в момент взрыва. Мальчик  остался без
матери, она погибла. Раннее взросление, столкновение  с  чужим миром, в котором
роскошь и богатство  убивают искренность, открытость, душевность, – через всё
это прошёл главный персонаж романа.

Но вот на пороге появляется отец со своей
подругой Ксандрой   и увозит  сына в Лас-Вегас.  Однако  и здесь Тео ожидает
одиночество, он ощущает ненужность, равнодушие со стороны отца и мачехи. 
Проблема беспризорности, неприкаянности наших сверстников  отчётливо видна и  в
 романе американской писательницы. Подросток  борется  за себя, ищет спасение
от одиночества и находит его: наркотики.

К несчастью, именно они  заменяют 
родительское тепло, заботу и внимание. Вместе  с Борисом,  таким   же  
брошенным, как и он сам, Тео употребляет наркотики и катится в пропасть. Донна
Тартт чётко обозначила проблему нашего современника за рубежом, в благополучной
Америке,-  забытые дети при живых родителях, неспособность взрослых  выполнять 
свои родительские   обязанности.

Всё это приводит к трагедии, потому что дети
ищут то, что может облегчить их страдания, избавить от одиночества,
почувствовать  опору и поддержку. Мы уже поняли, что  подростки обращаются   к
наркотикам. Но моего современника отличает и неуёмное желание жить, испытывать
радость от  жизни. Именно поэтому  Тео  пытается  бороться с наркотической
зависимостью, депрессией.

«Как жить дальше, если твой мир рухнул уже
давным-давно?»- вот центральный вопрос, на который пытается найти ответ главный
герой. Прочитав  роман Донны Тартт, я понял, что время, прошедшее или
настоящее, ничего не значит, потому что всегда нужно  бороться   за себя,
учиться сопротивляться  обстоятельства, чтобы  жить.

Подводя итог
вышесказанному, можно сделать вывод, что  моё поколение  немногим отличается от
предыдущего поколения, ведь проблемы « отцов и детей» никуда не ушли, IT- технологии  не избавили  моих современников от  пороков общества,
детского горя, беспризорности.

В заключение хочу сказать, что  нельзя
предаваться унынию, депрессии. Несмотря  ни на какие трудности, нужно идти
вперёд, добиваться успехов  в жизни, в профессии.   

В какой книге изображён портрет современного поколения? — сочинение

Итоговое сочинение на тему: «В какой книге изображён портрет современного поколения?»

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, в какой же книге мы можем увидеть портрет современного нам человека? Какой он, этот герой, и какими качествами он обладает? Именно на эти вопросы мы постараемся найти ответы.

Я считаю, что каждый человек может найти частичку себя как в отечественной литературе, так и в зарубежной, как в современной нам, так и в произведениях прошлых столетий. Времена меняются, но, на мой взгляд, существуют некоторые жизненные ориентиры и ценности, которые передаются из века в век, сохраняя свою важность.

Докажу свое мнение примерами из читательского опыта. В произведении Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», написанном в 19 века, мы можем наблюдать черты современного поколения в образе Александра Андреевича Чацкого, являющегося главным героем пьесы.

Его, как и многих людей 21 века, отличает целеустремленность, патриотичность и желание принести пользу человечеству, кроме того, он не желает мириться со вседозволенностью. Он, так же как и мы, хочет быть услышанным и понятым.

Но, к сожалению, суждения Александра Андреевича были негативно восприняты фамусовским обществом, к тому же, он был единственным, кто осмелился противостоять сложившейся системе взглядов и понятий старшего поколения.

Зачастую такое можно наблюдать и в наше время, ведь и сейчас многих людей не устраивают некоторые нормы, по которым общество живет многие десятилетия, но молодое поколение все равно стремится к изменению и совершенствованию мира, проходя через многие трудности.

Мы понимаем, что, действительно, герой во многом похож на наше поколение, ведь люди 21 века становятся более смелыми и решительными, независимыми от мнения окружающих, они стараются отстаивать свою точку зрения и уверенно идти к цели, сталкиваясь с непониманием со стороны.

Еще один пример мы можем найти в современной зарубежной литературе, которая тоже отражает портрет современного поколения. В произведении Стивена Кинга «Оно» мы видим группу подростков, которая сплачивается для того, чтобы спасти своих друзей от ужасного монстра, которой портит жизнь всему городку.

Ребятам знакомы такие понятия, как взаимовыручка, доброта и альтруизм. Герои поддерживают друг друга, рискуют собственными жизнями ради своих товарищей, но стремление к торжеству справедливости, дружба и сила духа помогают им выиграть в этой жуткой схватке. Они бескорыстно помогают друг другу, пользуясь своими нравственными идеалами.

Им не приходит на ум бросить это дело и своих друзей, они стремятся к тому, чтобы добро победило благодаря их слаженной работе по спасению.

Мы можем наблюдать, какие качества присущи современному человеку. Люди 21 века, особенно друзья, всегда придут на помощь, несмотря на опасность, они поддержат своих товарищей в трудную минуту, позаботятся друг о друге и обязательно окажут поддержку, которая порой очень необходима.

На основе проанализированной литературы мы понимаем, что черты современного человека мы можем увидеть в литературе разного времени. Во всех поколениях доброта, честность, сила духа и дружба были актуальны. Каждый из нас стремится самореализоваться и стать полезным этому миру, не забывая о взаимовыручке и решительности.

Итоговое сочинение на тему: «Каков он: портрет современного человека?»

Пример итогового сочинения 2020-2021 по направлению “Между прошлым и будущим: портрет моего поколения”. “Каков он: портрет современного человека?”

Как описать современного человека? Какую характеристику ему дать? Я вижу много людей вокруг себя, и все они разные. Эти различия зависят от возраста, социального положения, воспитания.

Мне кажется, что термин “современный” больше всего относится к людям младшего возраста, к тем, кто родился не в СССР, а в России. Наши бабушки и дедушки воспитывались на совсем других принципах и идеалах.

Кроме того, в последние десятилетия научный прогресс прочно вошёл в нашу жизнь и сильно изменил не только бытовые условия, но и сам стиль жизни. Вместе с ним изменился и менталитет современного человека.

Когда я читаю роман Л.Н. Толстого “Война и мир”, я невольно сравниваю себя с его героями. Как много они размышляют и рассуждают на различные темы! Вот Андрей Болконский мечтает о подвиге, вспоминая биографию Наполеона, а позже выводит свою знаменитую формулу о том, что жить нужно, избегая двух зол: угрызения совести и болезни.

А вот Пьер Безухов возносит хвалебные оды французской революции, а после взятия “антихристом” Москвы, производит подсчёты, которые подталкивают его к покушению на императора Франции. Современному молодому человеку некогда заниматься подобными вещами. Наше время – это время информации и скоростей.

Моему современнику надо постоянно успевать переработать огромные потоки информации и уметь быстро принимать правильное решение. От этого часто зависит его будущее и благополучие семьи. А ещё он должен быть гибким, способным адаптироваться в быстро меняющемся мире.

Наш стиль жизни кардинально отличается от того, как жили люди не только сто, а даже двадцать лет назад. Представители старшего поколения часто называют моих современников ленивыми, избалованными и даже агрессивными. Я думаю, что это не так.

Найти своё место и прочно обосноваться в жизни нам гораздо труднее, чем представляется старшим, а за агрессию они, скорее всего, принимают коммуникабельность и раскрепощённость, которые не были свойственны предыдущим поколениям.

Несмотря на такое разительное отличие, людей всех возрастов объединяют общечеловеческие ценности. Мои современники так же, как и их предшественники, страдают от предательства и неразделённой любви, ненавидят подлость и жестокость, мечтают жить в мире и согласии с другими.

Они очень ранимы, часто одиноки и непоняты, но не могут позволить себе расслабляться и делиться своими проблемами с окружающими.

Скорее всего, современный человек спрячется в сетях глобальной паутины и наденет на себя маску счастливца, потому что слабый в нашем мире не выживет или просто будет влачить убогое существование.

Возможно, портрет моего современника получился не очень светлым, но ведь в жизни не всё так просто и однозначно. Рассуждать о современности и людях, живущих в этом бурно изменяющемся мире, довольно сложно.

Очень точно по этому поводу высказался, на мой взгляд, писатель А. Вяземка: “Величие можно найти лишь в прошлом и будущем, а искать величие в современности не стоит.

Современность нужно строить, а не восхищаться ею”.

Могут ли художественные произведения дать ответы на вопросы, волнующие современную молодёжь? Сочинение № 10122838

   Пишите 

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

Тематическое направление: Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

28.09.2020 21:28:23

Светлана Орлова

Для многих людей чтение является любимым времяпровождением. Зачастую, мы ищем в героях самих себя, анализируем их слова и поступки. Но иногда мы забываем о том, что художественные произведения  могут помочь ответить на многие вопросы, волнующие современную молодежь. Именно поэтому читая нужно быть внимательным и обращать даже на незначительные, как нам кажется, детали и понимать все эпизоды. Многие писатели поднимали вопросы, которые не теряют актуальности даже в наше время. Так например проблему нравственного выбора раскрывает В.Кондратьев в повести «Сашка». В самом начале герой сталкивается с тем, что ему нужно решить, будет ли он рисковать жизнью и здоровьем, чтобы помочь товарищу, или останется в безопасности. Сашка увидел на мёртвом немце валенки, которые были нужны болеющему Ротному, и решил их снять. Он не побоялся быть убитым или раненым, ему было важнее самочувствие его товарища. В этом эпизоде вы видим, что главный герой повести совершает, с точки зрения морали, правильный поступок. Таким образом в книге «Сашка» мы можем найти ответ на вопрос, как правильнее поступать в спорных и трудных ситуациях. В качестве второго примера можно привести рассказ А.Чехова «Ионыч». Главной проблемой, на которой заостряет внимание писатель, является нравственная деградация личности. Полный энтузиазма и амбиций Старцев в самом начале мечтает добиться своей цели, считает смыслом жизни любовь, дружбу, помощь нуждающимся. Но обстоятельства меняются, отказ любимой девушки и давление общества приводят к тому, что главный герой меняется. Теперь его интересует помощь малообеспеченным людям и возвышенные чувства, а материальные блага. Старцев является примером духовного падения человека, он потерял себя и начал не жить, а существовать как и его окружение. А.П.Чехов показывает читателю, к чему приводит утрата моральных ценностей и что нужно делать, чтобы не допустить такого исхода. По мнению автора, чтобы оставаться высокодуховной личностью, необходимо уделять время своему развитию. Подводя итог, я бы хотела сказать, что практически во всех художественных произведениях поднимаются проблемы, актуальные для нашего поколения. Читая, мы можем найти ответы на интересующие нас вопросы. Именно поэтому литература является кладезью знаний, которая может помочь нам справиться со многими трудностями Здравствуйте, Светлана!У вас получилось неплохое сочинение, но есть подозрения, что вы частично списали его из интернета. Это подозрение относится к абзацу про “Сашку”. Будьте осторожны: даже фрагментарное списывание приведет в обнулению всех балов на итоговом сочинении.По критериям вашу работу можно оценить следующим образом.

  • К1: соответствие теме + 1 балл.
  • К2: литературный пример + 1 балл.
  • К3: логика + 1 балл.

Вы даете формальный ответ на вопрос темы, однако этот ответ не сопровождаете доводами. А доводы должны были показать, какие именно вопросы, волнующие современную молодежь, раскрываются в художественных произведениях. Ваш тезис получился скупым и неразвернутым. Поработайте над этим.Предпринята слабая попытка анализа произведений в аспекте заданной темы. Однако из-за неточного тезиса эти примеры кажутся неубедительными. Нет четкости в построении мысли: у современной молодежи есть вопрос – в литературе есть на него ответ. Так, в примере про “Сашку” неясно, почему именно поступок Сашки расценивается как правильный. А второй пример и вовсе не отсылает ни к какому вопросу, интересующему современную молодежь.Коммуникативный замысел прослеживается, но сочинение распадается на разрозненные куски: примеры слабо связаны с тезисом, а вывод дублирует уже прозвучавшие ранее мысли. Следует более тщательно продумывать структуру сочинения.

Теперь его интересует помощь малообеспеченным людям и возвышенные чувства, а материальные блага.

Видимо, вы хотели сказать, что теперь его НЕ интересует помощь… Такие ошибки могут оказаться фатальными: вы искажаете содержание произведения. На ЕГЭ за это лишают балла.

К4: речь + 1 балл.

Речь выразительная, синтаксические структуры разнообразны.

Именно поэтому читая нужно быть внимательным и обращать ВНИМАНИЕ даже на незначительные, как нам кажется, детали и понимать все эпизоды.

Пропущено слово, если его вставить, возникнет тавтология. Фразу необходимо перестроить.

Но обстоятельства меняются, отказ любимой девушки и давление общества приводят к тому, что главный герой меняется.

Повторы.К5: грамотность + 1 балл, всего допущено ошибок: 5Пунктуация

Зачастую, мы ищем в героях самих себя, анализируем их слова и поступки.

Лишняя запятая.

Так например проблему нравственного выбора раскрывает В.Кондратьев в повести «Сашка».

Вводное слово, нужны запятые.

Полный энтузиазма и амбиций ЗПТ Старцев в самом начале мечтает добиться своей цели, считает смыслом жизни любовь, дружбу, помощь нуждающимся.

Обособленное определение.

Старцев является примером духовного падения человека, он потерял себя и начал не жить, а существовать ЗПТ как и его окружение.

Пропущена запятая.

Грамматика

Именно поэтому литература является кладезью знаний, которая может помочь нам справиться со многими трудностями

Кладезь мужского рода, т.е. кладезем.Итак, Светлана, ваше сочинение оценивается на “зачет”, но оно нуждается в серьезной доработке в части логики и анализа произведений.Удачи!

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 1; К4: 1; К5: 1;

Итоговый балл – 5 Зачёт

Возврат к списку

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения. Темы сочинений и аргументы по направлению

В х поясняется, что речь будет идти о нашем современнике. 

И сразу возникает вопрос: насколько этот современник должен быть современен? Неужели от школьников и в самом деле ждут такого хорошего знакомства с литературой последнего десятилетия? Да еще ведь надо, чтобы писатель обратился к образу именно нашего современника, а не Максима Горького, например (как П. Басинский в романе “Страсти по Максиму”). 

По этой причине подготовка к темам данного направления кажется довольно трудной и неоднозначной задачей.

Но при этом работа над таким сочинением может оказаться очень интересной для школьника. Да и произведение можно выбрать не столь современное, если построить работу с аргументами на сопоставлении особенностей героев нашего и не нашего времени.

Плюс этого направления еще и в том, что подготовиться к сочинению, скорее всего, будет не очень трудно: разнообразие тем, которые могут встретиться, скорее всего, невелико.

Нам думается, что это могут быть

  • общие темы, предлагающие школьнику самому «нарисовать портрет» современника;
  • темы, призывающие изобразить героического современника;
  • темы, предполагающие критическое изображение.

Первую группу тем можно свести к одной из двух других, поэтому мы остановимся именно на аргументах из литературы, которые будет можно привлечь при работе над ними.

Герой? Антигерой?

Естественно, в любое время есть и герои, и антигерои. «Что ни век, то век железный», — писал А. Кушнер. А раз так, стоит подумать, какие черты отличают нашего современника от человека другого времени.

Сейчас мы живем в абсолютно другом информационном пространстве, в совершенно других технических реалиях. И это накладывает свой отпечаток на современного человека.

  • Он знает много, но неточно.
  • Он привык «гуглить», а не искать ответы в книгах и в собственной голове.
  • Он интересуется много чем, но редко принимает эти интересы близко к сердцу.
  • Он не приспособлен к жизни в экстремальных условиях, многого не умеет.
  • Он индивидуалист, у него большое личное пространство, куда он не склонен кого-либо пускать.
  • А еще это человек, который учится уважать себя и других, быть милосердным и свободным. Ведь неслучайно сейчас так много волонтеров, люди собирают деньги на чужих больных детей, открывают приюты для бездомных животных, пытаются заботиться о природе.

Наверняка ребята предложат еще больше характеристик современника. Вот только подходящих примеров литературных произведений немного.

Отражение современника в зеркале литературы

Все же рассмотрим несколько книг, которые можно рекомендовать школьникам.

В основном это фантастическая литература, которая рисует будущее, помещая в центр повествования героя с чертами нашего современника. Почему-то без этой составляющей трудно что-то найти. 

Наверное, первое, что приходит в голову, это “Generation P” В. Пелевина. Фантаст рисует страшную картину будущего, где люди — лишь сырьевые придатки, отдающие свою энергию глобальному компьютеру. Правда, особенности содержания произведения создают сложности в разборе этой книги в классе: ряд эпизодов явно из разряда “18+”. 

По сходной причине (обилие нецензурной лексики) с сожалением вычеркиваем “Рамку” К. Букши.

 Можно порекомендовать ребятам ознакомиться с дилогией Я. Вагнер “Вонгозеро” и “Живые люди” (или даже только с первой частью). Перед нами несколько человек, пытающихся спастись от эпидемии на крошечном островке.

Писательница мастерски рисует характеры наших современников — слабовольных, неприспособленных к тяготам, неуживчивых, самовлюбленных, не готовых брать на себя ответственность, но всегда готовых обвинить тех, кто эту ответственность на себя взял.

Эти люди, балансирующие на грани человечности и озверения (или уже принявшие ту или иную сторону), такие же, как мы. У каждого из них своя правда.

Интересным может стать обсуждение рассказа С. Лукьяненко “Поезд в Теплый край”.

Это произведение подходит также для рассмотрения при работе над направлением “Ветер перемен”, так как главный герой значительно меняется на протяжении короткого рассказа: экстремальная ситуация, в которой он оказался, заставила его стать мужчиной.

Да, его сопротивление бессмысленно, но возможность встретить смерть с оружием в руках, пытаясь защитить чужих детей, — это и есть та честь, которая досталась немногим («Может, и не станешь победителем, но зато умрешь, как человек», как сказал Б. Окуджава).

Еще одно произведение, словно в шутку объединившее в себе все злободневные темы, — короткая пьеса Е. Водолазкина “Сестра четырех”, давшая название тетралогии.

Начавшись как комедия нравов, изображающая пациентов ковидной палаты (сразу вспоминается и «Палата №6», и «Вишневый сад»: в больничном саду все время стучит топор), пьеса перерастает в фантасмагорию, затем в мистическую драму — исповедь героев пришедшей за ними смерти. Затем пьеса внезапно теряет свою готическую окраску и снова становится реалистичной. Но герои пьесы уже никогда не будут прежними. 

Если все же не современная литература…

Возможно ли раскрыть тему, вообще не обращаясь к литературе XXI века?

Наверное, да. Можно, например, сопоставить своего современника в целом или по каким-то конкретным чертам с героем классического произведения. Допустим, с Печориным, который был заявлен автором как герой того времени. А у нас тут другое время и другой герой. Чем он похож на Печорина, а чем отличается?

Удобно сравнивать современников с героями Толстого и Достоевского. Можно, например, рассмотреть какого-нибудь «школьного стрелка» с точки зрения права на убийство по совести и сопоставить с Раскольниковым.

Интересно посравнивать женские образы. Тут просто простор для наблюдений.

Можно, например, взять книгу Е. Чижовой «Крошки Цахес». Действие в ней происходит в советские времена, но видим мы эти события глазами повзрослевшей, сорокалетней героини-рассказчицы, взявшей на себя труд рассказать о своей учительнице Ф. Но она не хроникер в литературоведческом смысле, а еще одна героиня книги — в чем-то она слаба и зависима от Ф.

, в чем-то, напротив, сильнее и выше ее. Мы видим прошлое через призму настоящего, и таким образом перед нами возникает портрет человека нашей эпохи, но воспитанного тем, советским временем. Его учили покорности, а научили смирению. Казалось, свет ее — отраженный свет таланта Ф.

, а оказалось, что у нее свой талант и своя жизнь, очень странная, изломанная в детстве, но ставшая такой, которую выбрала она сама, а не кто-то за нее.

Интересно было бы, наверное, сравнить ее с кем-то из женщин-персонажей литературы XIX века: с Сонечкой Мармеладовой, например, которая тоже творит для себя свой собственный мир, принимает решение совершить самопожертвование, и в этом видит (и находит) свое счастье, любовь, смысл жизни.

Если выбран именно путь сравнения современного героя (по книге или «по жизни»), то в заключении обязательно надо сделать вывод о том, в чем сходство и различие героев разных времен, иначе будет не очень понятно, как все это связано с темой.

Разумеется, тема по направлению “Между прошлым и будущим” может быть раскрыта вообще без опоры на художественную литературу — на основании современной публицистики и интернет-новостей.

Такой вариант допустим и может понравиться школьникам, интересующимся современной политической и общественной жизнью.

Однако в этом случае наибольшая ответственность за подготовку ляжет на самого старшеклассника.

Примерные темы по направлению

Приведем небольшой список тем, которые, возможно, будут предложены в рамках данного направления.

  1. Мой современник — кто он?
  2. Портрет моего поколения.
  3. «Есть только миг…».
  4. «Что ни век, то век железный».
  5. «Век нынешний» и «век минувший».
  6. Согласны ли Вы с тем, что нынешнее поколение «потерянное»?
  7. Чем мы отличаемся от наших предков?
  8. Правда ли, что каждое следующее поколение говорит свое новое слово в истории человечества?
  9. Актуально ли в наши дни чтение художественной литературы?
  10. Как отражается на нашем поколении информационная революция?
  11. Изменилась ли мораль у людей XXI века?
  12. Изменяется ли язык в наше время?

Что почитать?

  • Я. Вагнер «Вонгозеро», «Живые люди».
  • Е. Водолазкин «Сестра четырех».
  • Дж. Грин «Виноваты звезды».
  • П. Дашкова «Приз».
  • Исигуро Кадзуо «Не отпускай меня».
  • Т. Крюкова «Гений поневоле», «Ведьма», «Призрак сети».
  • С. Лукьяненко «Поезд в Теплый край», цикл «Прекрасное далеко».
  • Е. Некрасова «Калечина-Малечина».
  • Г. Служитель «Дни Савелия».
  • Е. Чижова «Крошки Цахес».
  • Е. Д. Шубина «Елизавета Глинка: Доктор Лиза Глинка: “Я всегда на стороне слабого”».

Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

  1. Действие: написать вступление:

— объяснение ключевых слов темы

— общие рассуждения о значимости предложенных понятий темы в жизни человека

— выход на тезис сочинения (тезис – основная мысль сочинения, которую вы будете в основной части аргументированно доказывать. ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА НАПРЯМУЮ СВЯЗАНА С ТЕМОЙ)

  • Если тема звучит в форме ВОПРОСА:  тезис – это ответ на поставленный вопрос
  • Если тема звучит в форме ЦИТАТЫ:  поясняете (комментируете) значение, раскрываете смысл высказывания через анализ ключевых слов  и формулируете тезис (можно задать вопрос по цитате и самим же на него ответить. Ответ станет вашим тезисом)
  • Если тема звучит в форме УТВЕРЖДЕНИЯ:  начните с размышления: поясняем ключевые слова – общие рассуждения по ЛЗ ключевых слов – тезис (можно пойти через вопрос – и самим ответить на этот вопрос – т.е. дать тезис)
  1. Действие: написать основную часть (аргументация вашего тезиса): 2 аргумента из художественного произведения.

Структура аргумента

  1. Обращение к литературному произведению: называем автора и произведение.
  2. Даем интерпретацию произведения с т.зр. темы и тезиса (анализ)

АНАЛИЗ произведения:

  • проблемы произведения;
  • характеристика героев, которые вам подходят для иллюстрации тезиса;
  • можно сравнить (сопоставить, противопоставить) двух героев – носителей разной  жизненной философии;
  • можно проанализировать как в ходе сюжета произведения меняется герой (в лучшую или в худшую сторону; развитие его лучших качеств или ,наоборот, деградация героя (т.е. победа слабых сторон личности героя)

Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише: «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п.

  1. Микровывод (он завершает один аргумент, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы формулируем основную мысль своего аргумента. Используем клише: «писатель приходит к выводу…» и т.п.
  1. Действие: написать заключение

Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами!

Вывод должен быть связан с содержанием всего сочинения!!!

Клише для оформления сочинения по литературе

Вступление: Оформление тезиса:

— С давних времён люди задумывались над вопросом …

— Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о ….

— Как следует относиться к …?

— (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль).

— Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…

— Могу предположить, что …(тезис)

— Позволю себе высказать свою точку зрения


Основная часть: Переход к основной части:

— В правильности такой точки зрения нас убеждает художественная литература.

— Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема …

— Правильность этой точки зрения можно доказать, обратившись к …

— Обратимся к произведениям художественной литературы

— За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы

— Размышляя о …, нельзя не обратиться к произведению (название) (автор), в котором…

— Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.

— Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.

— В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.

— Многие писатели рассуждали об этих вопросах  в своих произведениях. Например, …

— Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы.

— Не случайно многие писатели обращались к теме ( взаимоотношений между друзьями и т.п.) …

— Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) …

— Вспомним произведение (название и ФИО автора) .

— Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) …

Интерпретация эпизода:

— Автор повествует

— Автор описывает

— Писатель размышляет

— Писатель обращает наше внимание

— Писатель заостряет наше внимание

— Писатель акцентирует внимание читателя на

— Автор подчеркивает

— Писатель утверждает


Переход от аргумента к аргументу:

— Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…

— Можно привести и другой пример.

— В качестве второго аргумента обратимся к произведению…

— Эта же тема рассматривается и в произведении…

— Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора)

— Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.

— Также к теме (чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).

Заключение: Вывод:

— И в заключение мне хотелось бы сказать, что…

— Все приведенные аргументы убеждают нас в том, что…

— Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:

— Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…

— Обобщая сказанное, хочется сказать, что…

— Таким образом, можно сделать вывод: …

— Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать…

— Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что…

— В заключение хочется отметить…

— В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата)

— На мой взгляд, именно …

— Мне бы хотелось верить, что…

— Хотелось бы, чтобы люди задумались…

  • Примеры произведений сказок волшебных
  • Примеры разных видов сказок
  • Примеры произведений сказок о животных
  • Примеры разного ритма из сказки о мертвой царевне и семи богатырях
  • Примеры равнодушия в жизни для сочинения