Примеры разных видов сказок

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи древняя индейская пословицабиблиографическая запись: кумулятивные сказки и сказки о животных.

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись:
Кумулятивные сказки и сказки о животных. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//151/skazki-o-zhivotnyx/ (дата обращения: 29.12.2021)

Сказки о животных – это своеобразная разновидность сказочного жанра. Это условное название т.к. в них часто действуют и люди, и грибы, иногда и фантастические персонажи. В русском репертуаре их около 10 %.

В основном русские сказки о животных предназначены детям. В основе их появления лежат древние тотемические придания, животные в них антропоморфны. Предания имели утилитарное обозначение, они учили, как надо относиться к животным. Следы тотемизма сохранились, например, в сказке о медведе на липовой ноге.

Тотемизм предполагал почитание родоначальников, тотемное животное нельзя обижать. В сказках о животных сохранились следы древнего примитивного видения хозяйства. Основным источником жизни была охота. Отсюда очень популярен сюжет зверя в яме.

Умение обмануть зверя помогало добыт пропитание, поэтому хитрость стала основной чертой персонажей. Когда культ животных перестал быть популярным, к сказку вошло ироническое изображение повадок зверей. Например, этот момент зафиксирован  сказке «Мужик и медведь».

Постепенно мир животных в сказке стал восприниматься как иносказательное изображение мира людей. В сказках появились элементы сатиры. Животные способны на разные проделки, т.к. основой были мифы о трикстерах.

В сказках о животных победа над сильным или над простаком приветствуется, победа над слабым не допускается.

В.Я Пропп выделяет шесть групп сказок этого вида:

  1. 1. Сказки о диких животных( сказки о лисе, о волке в проруби, битый небитого везет, лиса и журавль);
  2. 2. Сказки о диких и домашних животных (волк в гостях у собаки, старая собака и волк, кот и дикие животные, волк и козлята.);
  3. 3. Сказке о человеке и диких животных (о мужике, медведе и лисе, медведь – липовая нога);
  4. 4. Сказки о домашних животных о козе лупленной, о лошади и собаке);
  5. 5. Сказки о птица, рыбак и т.д. (о журавле и цапле) ;
  6. 6. Сказки о прочих животных, растениях (о лисе и раке, колобок)

Кумулятивные сказки.

Не очень обширный вид сказок, который обладает специфическими композиционными и стилевыми особенностями. По данным Проппа (русская сказка) в русском сказочном репертуаре можно насчитать около 20 разных типов кумулятивных сказок.

Основной их композиционный прием состоит в многократном,нарастающем повторении одних и тех же действий, пока созданная цепь не обрывается или же не расплетается в обратном, убывающем, порядке. Простейший пример- «Репка» кроме принципа цепи возможны и др принципы нарастания, ведущего к внезапной комической катастрофе. Отсюда и название: comulare- нагромождать,увеличивать.

В нагромождении и состоит весь интерес сказок: в них нет интересных сюжетных событий,наоборот событие ничтожно,и эта ничтожность всегда в комическом контрасте, ибо влечет за собой катастрофу. Разбилось яичко- горит вся деревня.

Композиция проста:

Экспозиция. Состоит из обычного события или жизн ситуации. Разбивается яичко. Баба печет колобок. Не назвать даже завязкой, ибо не видно, откуда развивается действие. Оно развивается неожиданно, и в этом весь эффект. Способы соединения цепи с композицией достаточно разные. Репка и Теремок. В первом случае цепь мотивированна, во втором- необходимости в приходе новых зверей нет.

Принципы, по кот наращивается цепь, тоже очень разные. Отсылка, пожирания (глиняный паренек), угроза пожирания (колобок), ряд обменов(за курочку уточку), последовательное появление непрошеных гостей(теремок), создание цепи из человеческих тел или тел животных(репка)

Также к кумулятивным относятся сказки, построенные на различных видах комических, бесконечных диалогов.

Два стиля кумулятивных сказок:

1.Одни рассказываются эпически, спокойно, медленно, как и всякие другие сказки.

2.нагромождению и нарастанию способствует нагромождение слов. Их называют формульными

Вся прелесть этих сказок в повторениях. Весь их смысл в красочном исполнении. Оно требует мастерства: иногда приближается к скороговоркам, иногда сказки поются. Эти особенности делают их любимыми детьмиJ детским жанром.

Сказки о животных.

Сказки волшебные и кумулятивные выделены по принципу структуры. Сказки о животных- по действующим лицам.

Вообще все спорно, ибо сказки о животных могут быть отнесены и к кумулятивным(за курочку уточку), и к волшебным(волк и семеро козлят) в некоторых случаях.

Сказки о животных условны еще и потому,что животные и человек взаимозаменяемы. «кот,петух и лиса» такое же начало, как в сказке «баба-яга и жихарь»

Под сказками о животных будут подразумеваться такие сказки, в кот животное является основным объектом или субъектом повествования. Есть сказки, где присутствуют и животные, и люди. Но нужно различать, кто из героев в центре повествования, а кто второстепенен. Лиса, ворующая рыбу, а не мужик. Волк у проруби, а не бабы.

Нужно помнить, что такие сказки имеют мало общего с действительностью, т.е они не отображают природных повадок животных. Животные- условные носители действия. Сказки о животных должны быть признаны фантастическими.

Русская сказка о животных отличается не только самобытностью репертуара,но и особым характером. Наши звери живут в берлогах и не в такой степени отражают быт человека, как западные. Производят впечатление большей непосредственности.

 В сказках о животных не установлено единства композиции: они разнообразны. Они строятся на элементарных действиях. (вредный совет)

Изучение композиции обнаруживает два типа сказок:

Законченные,цельные, с определенной завязкой, развитием и развязкой. Они представляют собой сказочные типы в общепринятом смысле этого слова. Лиса и журавль.

Большинство же не обладает сюжетной самостоятельностью.

Есть сюжеты, кот никогда не рассказываются отдельно. Лиса и волк с прорубями. Эта соединяемость- внутренний признак животного эпоса, не присущий иным жанрам.

Домашние животные- нечастые герои сказок. Если они появляются, то в соединении с лесными, а не как самостоятельные персонажи. Это позволяет предположить древнее происхождение сказок о животных. Пропп (русская сказка)

calendar03.09.2016, 13401 просмотр.

Термин «эскапизм» используется в разных областях знаний и научных дисциплинах. Такое понятие есть в культуре, литературе, педагогике, психологии и психиатрии. Но сегодня мы будем говорить только о том, что представляет собой эскапизм как психологическое явление. Мы подробно разберём, почему он возникает, каким бывает, как проявляется, насколько опасен и как от него избавиться.

Что такое эскапизм?

Эскапизм – это стремление сбежать, спрятаться или отстраниться от реальности, погрузившись в иллюзии или интенсивную деятельность. Термин «эскапизм» образован от английского слова escape («бегство», «убегать»), которое знакомо каждому пользователю компьютера, поскольку в сокращенном виде присутствует на любой современной клавиатуре.

Формы проявления эскапизма бывают разными. Человек может погружаться в книги, фильмы и сериалы, телевизионные шоу и компьютерные игры. Иногда эскапизм проявляется и в более активных (и часто весьма продуктивных) занятиях, таких как спорт, рукоделие, творчество и всевозможные хобби. Но гораздо чаще это какая-то «псевдодеятельность», дающая человеку ощущение движения, но не ведущая ни к какому результату (и, следовательно, не выводящая из зоны комфорта).

Многие авторы утверждают, что в современном мире гораздо большее количество людей демонстрирует склонность к эскапизму. Объясняется это тем, что условия жизни сейчас достаточно комфортны и беззаботны. Каждый человек знает, что живёт в относительно безопасном мире, а для того, чтобы прокормить себя и семью, ему достаточно хорошо и ответственно выполнять свою работу. При этом у него остаётся достаточно много времени на хобби и развлечения, позволяющие ему сбегать от реальности, которая часто бывает далека от идеала.

Термин «эскапизм» появился относительно недавно. В 1939 это слово было включено в словарь Уэбстера. А само явление очень ярко проявилось после окончания Второй мировой войны. Это было время расцвета творческой деятельности многих писателей, писавших сказки и рассказы в стиле, который позволяет читателю полностью погружаться в мир главных героев, отвлекаясь от действительности.

Например, Туве Янссон показывала в своих сказках мир, над которым всё время нависает какая-то страшная угроза, но всё всегда заканчивается благополучно. И её книги нравились взрослым не меньше, чем детям, ведь Мумми-долина была отражением реального мира перед войной, во время и после неё. А Астрид Линдгрен придумала Пеппи Длинный чулок, чтобы показать, что человек может обладать большой силой (то есть, властью), но не злоупотреблять ей. Чтение таких сказок является формой эскапизма, к которой прибегают многие взрослые люди.

В послевоенные годы невероятно модными стали книги Джона Толкина (Толкиена). Его творчество примечательно тем, что он создал целую вселенную с тонко проработанной мифологией, в которой и происходят действия его книг. Это позволяет поклонникам полностью погружаться в эту вселенную, читая одни рассказы, и затем, не выходя из неё, переходить к другим рассказам. Сегодня погружение в сказочные миры Толкиена является одной из самых распространенных форм эскапизма.

Примеры эскапизма

Самым распространённым примером эскапизма является описанное выше погружение в художественные произведения. Стоит также отметить, что и сами писатели в большинстве своём являются эскапистами (в частности, упомянутые Астрид Линдгрен, Туве Янссон и Джон Толкин сами рассказывали о том, как погружались в созданные ими сказочные и фэнтезийные миры). В этом нет ничего удивительного, ведь создание литературного шедевра действительно требует от автора погружения в вымышленный мир.

В современном мире всё более распространённым примером эскапизма становится погружение в различные формы виртуальной реальности. Если у человека не удовлетворены какие-то из базовых потребностей по Маслоу, он может найти утешение в мире онлайн-игры, где у него будет высокий уровень и самое дорогое оружие, а его имя будет занимать верхние строчки в игровом рейтинге. Либо он может проводить время в социальных сетях, где для всех будет выглядеть успешным и счастливым, потому что публикует там только лучшие фотографии.

Особенность обеих описанных выше ситуаций заключается в том, что человек не только изображает из себя успешную личность, но и в действительности ощущает себя успешным. Приходя вечером домой и заходя в игру или в соцсеть, он полностью погружается в этот мир, отвлекается от жизненных проблем и наслаждается значимостью своих виртуальных достижений.

Иногда эскапизм проявляется и в гораздо более активной деятельности. Люди, столкнувшиеся с личными проблемами, пытаются найти способ отвлечься. Они ударяются в работу, погружаются в хобби, занимаются спортом. Наверное, всем известны ситуации, когда парень или девушка после болезненного расставания резко меняет образ жизни, становится приверженцем ЗОЖ, начинает посещать спортзал (при этом подобное поведение характерно для тех кого бросили, но не для тех, кто бросил).

Виды эскапизма

Лучше всего понять, что такое эскапизм, можно, разобравшись с его основными формами. Существует огромное количество разнообразных проявлений данного психологического феномена, которые не ограничиваются приведёнными выше примерами. При этом в зависимости от изначальной причины можно выделить три основных вида эскапизма:

  1. Избегание дискомфорта. Это распространённая и довольно безобидная форма. Если какие-то обстоятельства неприятны человеку, он старается занять свои мысли чем-то другим, чтобы не думать о них. Иногда он может даже «закрываться» от неприятных ему людей, с которыми вынужден регулярно общаться (например, по работе).
  2. Бегство от проблем. Эта форма эскапизма свойственна практически всем людям. Например, если человек сильно устал от работы или столкнулся с какими-то проблемами, которые сильно давят на него, он может найти для себя какое-то отвлечение: устроить выходной, сходить в кино, поиграть в компьютерную игру. После этого, слегка отдохнув от проблемы, он возвращается к ней с новыми силами и решает её.
  3. Бегство от реальности. Эта форма самая тяжёлая и опасная. Если какие-то жизненные трудности кажутся человеку непреодолимыми, он начинает всё сильнее отстраняться от реальности. Как правило, это сопровождается аддиктивным поведением. Он начинает употреблять алкоголь или более опасные психотропные вещества, иногда страдает от тяжелых форм игровой зависимости. Нередко поведение такого человека меняется настолько сильно, что начинает доставлять серьезные неудобства его близким.

Причины эскапизма

Объясняя, что такое эскапизм, обычно всегда уточняют, что это попытка отстраниться от реальности, чтобы избежать какого-то дискомфорта или восполнить дефицит приятных эмоций. При этом, если копнуть глубже, то можно обнаружить, что есть несколько основных причин, которые встречаются чаще всего:

  • Неуверенность в себе. Если человек чувствует, что его социальный статус недостаточно высок или ему не хватает каких-то важных ресурсов, он пытается восполнить эту нехватку в других областях. Чаще всего это виртуальный эскапизм, но бывает и так, что люди пытаются повысить свою значимость в реальной жизни (например, заводя большое количество друзей или участвуя в каком-то социальном проекте).
  • Семейные кризисы. Ситуации в семьях бывают самые разные. Это могут быть конфликты, проблемы с воспитанием детей, токсичность близких родственников или проблемы с их здоровьем. Семейный кризис вполне может стать фактором, который приведёт к самой тяжелой форме бегства от реальности, если человеку вдруг покажется, что он совершил ошибку, которую уже невозможно исправить.
  • Карьерные проблемы. Каждый из нас, вступая во взрослую жизнь, строит определённые карьерные планы. Эти планы могут быть детализированными или не очень, но со временем большинству людей приходится сталкиваться с тем, что далеко не все амбиции удаётся реализовать. Осознавая это, человек начинает бежать от реальности, посвящая всё свободное время просмотру сериалов или компьютерным играм.
  • Неудовлетворённость личной и социальной жизнью. У каждого из нас есть естественная потребность в личном счастье и насыщенной социальной жизни. И очень часто неудовлетворённость в одной из этих сфер приводит человека к тому, что он начинает много общаться в сети, компенсируя этим нехватку социального или романтического общения. Нередко в онлайн-общение «сбегают» и социофобы, удовлетворяющие таким образом свою потребность в социуме.
  • Потеря интереса к жизни. Иногда подобное происходит с людьми. Они перестают понимать, к чему стремятся и чего хотят, теряют возможность мечтать и строить грандиозные планы. Всё что они испытывают – это скука. И пытаясь найти какой-то новый смысл в жизни, они начинают экспериментировать, погружаясь в соцсети, онлайн-игры, а иногда даже начинают употреблять психоактивные вещества.

Негативное влияние эскапизма

Нельзя однозначно сказать, вреден ли эскапизм, поскольку это сильно зависит от его масштабов. Если это умеренное отстранение от проблем с целью небольшого отдыха и эмоциональной подзарядки, то он скорее полезен. Мы все регулярно прибегаем к этому способу, погружаясь в чтение книги, играя в онлайн-игру или усердно «молотя» грушу в спортзале. Это помогает ненадолго забыть о проблемах, а потом вернуться к их решению с новыми силами и свежими мыслями.

Но иногда эскапизм заходит слишком далеко. В таких случаях он может причинять серьёзные неудобства человеку, снижая его производительность и не позволяя заниматься важными делами. Ощущая, что в какой-то сфере жизни накапливаются проблемы, человек впадает в прокрастинацию и всё меньше времени уделяет их решению. А доведённый до крайней степени эскапизм помогает ему не думать об этих проблемах. Нужно ли говорить, что такая тактика разрушительна для любой сферы жизни?

Как избавиться от эскапизма?

Если вы считаете, что эскапизм мешает вам жить, не позволяя решать проблемы и усугубляя их, значит, нужно от него избавляться. В этом вам помогут несколько простых советов:

  • Поймите, от чего вы «сбегаете». Выше мы рассматривали основные причины, приводящие к развитию эскапизма. В качестве первого шага стоит локализовать их. Можно выписать причины на лист бумаги, чтобы было проще охватить их взглядом и проанализировать.
  • Поймите, куда вы «сбегаете». Не менее важно понимать, что именно поглощает ваши мысли. Если это что-то слишком навязчивое, есть смысл полностью избавиться от этого или хотя бы сильно ограничить.
  • Перестаньте притворяться. Люди, страдающие от эскапизма, со временем вырабатывают привычку притворяться во всех сферах своей жизни. Но любое притворство сильно выматывает человека, отбирая у него энергию, необходимую для решения важных задач.
  • Ограничивайте время за компьютером. Не обязательно сразу полностью отказываться от любимой компьютерной игры или общения в соцсети. Но имеет смысл сильно ограничить эти занятия.
  • Побалуйте себя. Устройте себе какой-нибудь приятный сюрприз, развлекитесь с друзьями или совершите покупку, о которой давно мечтали. Приятные эмоции дают хороший заряд энергии и способствуют возвращению в реальность.
  • Научитесь быть благодарным. Этот популярный совет полезен и в борьбе с эскапизмом, поскольку учит нас придавать меньше значения жизненным проблемам и трудностям.
  • Поговорите с близкими. Если обсудить проблему с близким человеком, может оказаться, что бежать от неё уже и не нужно.

Заключение

Эскапизм – это явление, с которым сталкивался каждый из нас. Чаще всего он принимает ненавязчивые формы и помогает нам отвлечься от проблем, чтобы позже вернуться к их решению с новыми силами. Но иногда он переходит в тяжёлые формы, мешая адекватному восприятию реальности. В таком случае он приводит к значительному снижению личной эффективности и создаёт проблемы во всех сферах жизни. Чтобы этого не происходило, от эскапизма нужно своевременно избавляться, а помочь в этом могут советы, которые мы рассмотрели выше.

Сказочно-былинный жанр — раздел изобразительного искусства, в котором героями произведений выступают вымышленные или древние исторические персонажи русского народного фольклора. Сказочно-былинный жанр — это уникальный мир ярких художественных образов, созданных на основе национальных традиций, древних верований и культурных особенностей восточных славян.

Сказочно-былинный жанр. Виктор Васнецов. Картина «Витязь на распутье», 1882

Сказочно-былинный жанр, по своей сути, является региональной разновидностью мифологического жанра в разных видах искусства. Но, если западноевропейские художники при создании своих картин обычно использовали сюжеты из античных преданий, то для их русских коллег источниками вдохновения служили славянские древние легенды и рассказы.

Сказочно-былинный жанр. Андрей Рябушкин. Картина «Пир богатырей у ласкового князя Владимира», 1888

Особенности сказочно-былинного жанра

Сказочно-былинный жанр не случайно пользуется особой любовью у миллионов ценителей искусства. Ведь с увлекательным миром его персонажей большинство людей знакомятся еще в детском возрасте, а такие впечатления остаются в памяти на всю жизнь. Произведения сказочно-былинного жанра пробуждают у людей интерес к народному творчеству, воспевают героическое прошлое и знакомят зрителя с истоками национальной культуры.

Сказочно-былинный жанр. Виктор Васнецов. Картина «Аленушка», 1881

К основным особенностям сказочно-былинного жанра относятся:

  • Ярко выраженная патриотическая направленность произведений.
  • Романтическая привлекательность художественных образов.
  • Выразительность и богатая цветовая гамма сюжетных композиций.
  • Масштабность и монументальность картин.
  • Большое количество аллегорических и символических деталей.

Сказочно-былинный жанр. Виктор Васнецов. Картина «Богатыри», 1898

Сказочно-былинный жанр, помимо живописи, широко распространен и в других видах искусства, в том числе:

  • музыке;
  • театре;
  • кинематографе;
  • мультипликации;
  • декоративно-прикладном искусстве;
  • скульптуре;
  • графике.

Сказочно-былинный жанр. Виктор Васнецов. Картина «Иван-царевич на Сером волке», 1889

История сказочно-былинного жанра

История сказочно-былинного жанра берет свое начало с незапамятных времен. Древние легенды на протяжении многих поколений наши далекие предки бережно передавали потомкам в виде песен и рассказов. Вплоть до начала XVI века этот жанр использовался исключительно в устном народном творчестве, но затем ситуация кардинально изменилась.

Сказочно-былинный жанр. Виктор Васнецов. Картина «Марья Моревна и Кощей», 1927

Причиной этому послужило изобретение книгопечатания в Европе и бурное развитие техник изготовления гравюры. В Московское княжество начали массово проникать печатные картинки, созданные немецкими и польскими мастерами. Вскоре русские умельцы освоили производство собственных форм для печатания гравюр, что привело к появлению лубка — оригинального вида изобразительного искусства.

Сказочно-былинный жанр. Лубок «Мыши кота погребают», 1725

Лубочные картинки представляли собой листки бумаги с напечатанным и вручную раскрашенным оттиском, а многие из них были сделаны на темы русских сказок и былин. В течение последующих 300 лет в России лубок пользовался огромной популярностью, особенно среди низов общества.

Сказочно-былинный жанр. Илья Репин. Картина «Садко», 1876

Но полноценное признание сказочно-былинного жанра в русском изобразительном искусстве произошло лишь во второй половине XIX века и это событие напрямую связано с именем гениального художника Виктора Васнецова. В начале 1880-х годов выдающийся мастер русской живописи решил отказаться от написания картин бытового жанра и увлекся тематикой народных сказок и былин. В течение последующих двух десятилетий он создал множество великолепных произведений, в том числе всемирно известные работы:

  • «Богатыри» (1898);
  • «Витязь на распутье», (1878);
  • «Алёнушка» (1881);
  • «Иван-царевич на Сером волке» (1889).

Сказочно-былинный жанр. Михаил Врубель. Картина «Царевна-лебедь», 1900

Картины Васнецова были восторженно приняты публикой и критиками, а его творчество послужило источником вдохновения для других художников, влюбленных в древнюю русскую культуру. К началу ХХ века сказочно-былинный жанр занял достойное место в изобразительном искусстве России на фоне подъема всеобщего народного патриотизма, но вскоре Октябрьская революция 1917 года кардинальным образом изменила духовные ценности общества.

Сказочно-былинный жанр. Иван Билибин. Иллюстрация «Баба Яга», 1900

После непродолжительного периода модернизма во всех сферах искусства в СССР наступила эпоха безраздельного господства социалистического реализма. Сказочно-былинный жанр на долгие годы оказался выброшенным на обочину культурной жизни страны, где и оставался вплоть до распада Советского Союза.

Сказочно-былинный жанр. Иван Билибин. Иллюстрация «Василиса Прекрасная», 1902

Самые известные художники сказочно-былинного жанра

Среди множества мастеров русского изобразительного искусства лишь немногие всерьез увлекались тематикой древних сказаний и легенд. К числу самых известных художников сказочно-былинного жанра по праву относятся:

  • Виктор Васнецов — величайший мастер русской фольклорной живописи, чье творчество и сегодня ассоциируется с любимыми народными сказками. Картины Васнецова отличает удивительная выразительность образов и сюжетов, написанных настоящим русским патриотом.
  • Иван Билибин — выдающийся иллюстратор книг и театральный оформитель, посвятивший значительную часть жизни тематике сказок. После Октябрьской революции Билибин эмигрировал из России, но на склоне лет вернулся на Родину и умер в блокадном Ленинграде в 1942 году.
  • Михаил Врубель — один из самых ярких и необычных русских художников конца XIX — начала ХХ века. С детства увлеченный мистическими тайнами Врубель неоднократно обращался в своем творчестве к тематике народного фольклора.

Сказочно-былинный жанр. Иван Билибин. Иллюстрация «Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну», 1941

Сказочно-былинный жанр — важная часть русского изобразительного искусства, основанного на народных традициях и древних культурных ценностях. Несмотря на скромную поддержку со стороны государства, он продолжает пользоваться огромной популярностью и в наступившем XXI веке.

Литературное чтение 3 класс. Проект «Народные сказки (русские народные сказки)»: как правильно сделать, где найти готовые образцы?

Санитарный врач

Ответы (10):

Share

11

Сказки — это небольшие истории, которые на протяжении веков передавались из поколения в поколение. Их можно разделить на две большие категории: к первой мы отнесем те сказки, которые сочинил народ, а ко второй — сказки, написанные писателями.

Изначально народные сказки были устными, поэтому часто сказители, рассказывая ту или историю, слегка изменяли их, прибавляли или, наоборот, убирали некоторые детали. В основе сказки лежит история, которая произошла когда-то (очень давно). Поэтому сказки часто начинаются со слов:

Примеры разных видов сказок

Существует три основные вида сказок: волшебные, о животных и бытовые. Действие в сказках обычной происходит в нереальном, выдуманном мире. Герои — люди, животные, которые умеют думать и говорить, а также различные волшебные существа — феи, колдуны, страшные чудища. Некоторые сказочные персонажи — добрые и злые — кочуют из сказки в сказку. Например, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Иван Царевич, Василиса Премудрая.

Примеры разных видов сказок

На помощь героям в сказках приходят волшебные помощники и волшебные предметы — ковер-самолет, волшебная палочка, сапоги-скороходы, шапка-невидимка и др.

Роль волшебных помощников могут выполнять не только добрые феи, но и животные, например, Серый волк (из одноименной сказки), Жар-птица, щука.

Примеры разных видов сказок

_

Вывод: сказки создавались не только для развлечения. В каждой сказке обязательно присутствует скрытая или явная мораль — урок, который должен извлечь внимательный слушатель.

Примеры разных видов сказок

Share

7

Литературное чтение 3 класс. Проект «Народные сказки» мы делали по следующему плану:

  1. Что такое сказка (определение и рисунок).
  2. Какие бывают сказки. Две классификации: (народные и авторские), (волшебные, бытовые и о животных).
  3. Признаки и особенности народной сказки (нет автора, передавалась из уст в уста, есть несколько вариантов одной и той же сказки, язык простой, как правило, начинается с присказки, обязательно есть зачин и концовка, часто используются магические цифры — троекратные повторения и цифры 7 либо 100, ограниченное количество героев, повторяющиеся в разных сказках — баба-яга, старик и старуха, их сын Иван и т.д.), нет явного отношения автора к героям, добро всегда побеждает зло, отрицательные герои в конце сказки наказаны, всегда можно выделить мораль сказки, она чему-то учит).
  4. Особенности русской народной сказки. Особенности русских народных сказок: воспевается доброта, щедрость, находчивость, положительными героями часто становятся младшие сыновья, обиженные старшими, жалость к слабым, бедным и обездоленным, вера в чудо и неожиданное везение и помощь от сказочных сил, распевный язык с сокращенными прилагательными.
  5. Примеры русских народных сказок: «Курочка-ряба», «Маша и медведь», «Колобок» «Заячья избушка», «Аленушка и братец Иванушка», «Марья Моревна», «Репка», «Гуси-лебеди».
  6. Мое отношение (Я люблю народные сказки, потому что красивый язык, интересный сюжет, учит доброте, щедрости, скромности).

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Share

3

Для того чтобы сделать проект нужно определить для себя основные пункты, по которым вы будете работать. Для начала можно написать что же такое сказки, откуда они появились, виды произведений, а в конце сделать небольшой вывод. Готовые проекты можно найти в ответах на этот вопрос. Например работа может выглядеть так:

В мире очень много сказок, среди которых есть самые разные по стилю, сюжету и характеру. Народные сказки передаются от одного поколения людей другому: бабушки рассказывают их своим внукам, мамы — деткам, а малыши — игрушкам. Со временем во многих сказках появляются новые не менее интересные детали. Считается что авторами многих произведений могли быть пастухи и обычные крестьяне. Для детей сказка — способ познания мира, порой они весьма поучительны и учат находить выход даже из самых сложных ситуаций.

Существует несколько видов сказок, обычно выделяют

Примеры разных видов сказок

Героями волшебных сказок обычно становятся добрые герои, которые противостоят злу и подлости и в итоге побеждают. В сказках о животных каждый зверь имеет определённые черты характера ( лиса — хитрая, волк — злой, медведь — неуклюжий и так далее). В социально бытовых сказках дети знакомятся с людьми разных профессий ( плотник, дровосек, пекарь), которые учат быть трудолюбивыми и добрыми. В своём проекте можно использовать загадки про различные знакомые всем сказки, а также иллюстрации из них. В конце можно подвести итог.

Примеры разных видов сказок

Share

2

Сказки это то что передается от бабушек и дедушек, это то что рассказывают на ночь своим детям родители, это все что мы впитывает в себя как губки с детства.

Каждое поколение добавляет , что -то свое, но всегда в в сказочной истории идет противостояние добра со злом, у зла большое количество возможностей, но добрые молодцы или Иван дурак справляются с ним.

Сделать проект «Народные сказки» можно по такому или по похожему шаблону:

Примеры разных видов сказок

Первым делом рассказываем, что такое сказка(даем определение)

Примеры разных видов сказок

В сказке всегда есть хорошие и плохие герои, чаще всего хорошие персонажи попадают в трудные ситуации, но с помощью выходят из них с блеском.

Эти фантастические истории не однородны и у них есть деление

Примеры разных видов сказок

Сказки являются самым популярным устным жанром с давних давних пор, в ней не бывает не чего лишнего и не нужного, как не странно , но там все на своем месте и поэтому сказки буду рассказывать постоянно, в них побеждает справедливость , что в жизни бывает не всегда.

Примеры разных видов сказок

Share

2

Найти готовый проект можно просто в этом вопросе, смотрим ниже готовый проект.

Начнем с оформления титульного листа.

Примеры разных видов сказок

Далее дадим определение народной сказки — это сказки, которые придумал народ. У таких сказок нет определенного автора.

Примеры разных видов сказок

Народные сказки бывают таких видов: бытовые сказки, сказки о животных и волшебные сказки.

Примеры разных видов сказок

Самыми древними являются сказки о животных. Каждый из животных наделен своей чертой, к примеру заяц — трусливый, лиса — хитрая.

Примеры разных видов сказок

В бытовых сказках главные герои: это обычные люди, которые борются не с сказочными героями, а с обычными людьми, как правило это богачи, генералы, попы и так далее.

Примеры разных видов сказок

В волшебных сказках — герои противостоят злу, в таких сказках есть волшебные существа и предметы.

Примеры разных видов сказок

В конце сделаем выводы: народные сказки очень интересные, они никогда не потеряют свою актуальность.

Другой проект можно найти здесь (ссылка не реклама, дана для ознакомления).

Share

2

Для того, чтобы выполнить проект на тему «Народные сказки» необходимо составить план проекта.

Пример плана приведён ниже:

  • Оформите титульный лист. На титульном листе указываем название проекта, ФИО ученика, класс и школа.

  • Дать определение народной сказки. Написав, что сказка называется народной, так как её создал народ, у неё нет автора.

  • Рассказать о том, что такое сказка.

  • Рассказать какие сказки бывают по видовым особенностям, перечислить виды сказок.

  • Подробно остановиться на каждом из виде сказок. Рассмотреть кто является героем этих сказок на примере.

  • Сделать вывод, заключение.

Готовый проект для учеников 3 класса можно найти в ответе ниже.

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Share

2

Название проекта: «Народные сказки»

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Пишем актуальность темы, что сказка интересна все, не только детям, но и взрослым. Через сказку детей учат, как правильно поступать, что надо уважать старших.

Примеры разных видов сказок

Основные вопросы, которые надо проработать: Для чего нужны народные сказки? Чему они учат?

Примеры разных видов сказок

Далее прописываем цель проекта: Раскрыть понятие «народной сказки», сделать презентацию по данной теме», сделать выводы.

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Можно написать гипотезу

Примеры разных видов сказок

План:

Примеры разных видов сказок

Среди методов исследования пишем анализ литературных источников.

Примеры разных видов сказок

Сама презентация:

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Делаем выводы по презентации: сказки разнообразны, в них добро всегда побеждает зло, поэтому они учат положительным качествам.

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Share

2

В данном проекте нужно как можно больше информации привести о народных сказках — в каком веке эти сказки были написаны и какая у них мораль, нужно рассказать об общих особенностях народных сказок, что их объединяет, какая главная мысль. Найти готовый проект по теме «Народные сказки» для 3 класса можно по этой ссылке

Share

1

Выполнить проект «Народные сказки» для 3 класса нужно, составив предварительно план проекта.

Он может быть таким:

1.Напишите титульный лист с указанием названия проекта, ваших имени и фамилии, класса и школы.

2.Эпиграф к проекту. Можно взять цитаты и высказывания известных людей о сказках. Указать цель проекта.

3.далее дать определение термину «сказка».

4.Рассмотреть композиционное построение сказки.

5.указать отличительные черты сказки.

6.Перечислить виды русских народных сказок.

7.Далее дать определение каждому виду русской народной сказки, отличительные черты героев в каждом виде, привести пример сказок этого вида.


Пример готового проекта «Народные сказки» можно посмотреть здесь, в моем ответе на фото ниже:


Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Примеры разных видов сказок

Share

«Народные сказки» — сделаем проект в виде слайдов. Сказки придумали задолго до появления литературы, их передавали из уст в уста, от поколения к поколению. Сказки — основа. Позже их записали. Многие писатели записали народные сказки, дополнив их. Например сказка Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» является авторской, но записана на основе русской народной сказки.

Примеры разных видов сказок

.

Примеры разных видов сказок

.

Примеры разных видов сказок

. Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных. В волшебных сказках присутствует какое-нибудь чудо. Это волшебные предметы, волшебные персонажи, волшебные действия. Примеры таких сказок — «Василиса Прекрасная», «По щучьему веленью», в сказке Щука говорит человеческим голосом и исполняет желания.

Примеры разных видов сказок

.

Примеры разных видов сказок

.

Примеры разных видов сказок

.

Примеры разных видов сказок

.

Примеры разных видов сказок

. В сказках о животных главные персонажи наряду с людьми — животные. Например — «Лягушка-Царевна».

Примеры разных видов сказок

.

Примеры разных видов сказок

.

Примеры разных видов сказок

.

Примеры разных видов сказок

. Есть еще социально-бытовые сказки. Действие этих сказок происходит в привычных бытовых условиях. Например — «Репка», «Каша из топора». В таких сказках рассматриваются какие-либо сложные жизненные ситуации. Герои — обычные люди. Сказки эти описывают народный быт и являются кладезью знаний, ведь именно из них мы узнаем о жизни наших предков.

Примеры разных видов сказок

.

Примеры разных видов сказок

.

Примеры разных видов сказок

.

Примеры разных видов сказок

.

Примеры разных видов сказок

. В сказках используются разные приемы, такие как гипербола, антитеза, эпитеты. Все это Выразительно-изобраз­ительные средства языка.

Примеры разных видов сказок

.

Примеры разных видов сказок

.

Примеры разных видов сказок

.

Примеры разных видов сказок

«Применение переместительного свойства сложения для случаев вида: + 5, 6, 7, 8, 9.»

Медведева Н.В.

Тема: Применение переместительного свойства сложения для случаев вида: + 5, 6, 7, 8, 9.

  — проявлять познавательную активность в учебном процессе.

Познавательные УУД:  анализировать иллюстрации учебника, с помощью карточек находить удобный способ вычисления.

Коммуникативные УУД:  развивать логическое мышление, математическую речь учащихся. Через игру воспитывать любовь к математике; отвечать на итоговые вопросы.

Регулятивные УУД:  оценивать свои достижения на уроке; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; формулировать выводы из коллективного обсуждения; работать по     плану.

— научить применять приём перестановки слагаемых при сложении вида + 5, 6, 7, 8, 9.

— проверить знание состава чисел.

Оборудование урока: учебники; тетради, плакат с записью выражения, картинки и схемы  в презентации; карточки для индивидуальной работы.

Используемые образовательные технологии: здоровьесберегающие, игровые, исследовательские, личностно-ориентированные, информационно-коммуникационные (ИКТ): презентация Power Point.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная.

План урока.

Содержание учебного материала, деятельность учителя.

Содержание учебного материала, деятельность учащихся.

Ι. Организационный: подготовка учащихся к работе.

На подставках учебники, карточки; на парте тетради, над тетрадями чёрные ручки и зелёный карандаш.

Учитель обращает внимание  на посадку учащихся.

— Сядьте так на свои рабочие места, чтобы вам было удобно работать на уроке.

Проверяем: «спинки», «локотки», «ножки».

-Для чего нам необходима правильная посадка?  Пустой слайд.

— Чтобы мы были красивыми, у нас будет красивая осанка, чтобы мы были здоровыми.

ІІ. Устный счёт

Использование светового режима для охраны зрения основано на светочувствительности учащихся. Переключение выключателя «Режим работа с интерактивной доской».

Подготовка к работе с интерактивной доской.

— Закройте глаза. Включение.

Презентация. — Сегодня на уроке мы продолжим учиться быстрому счёту, а сейчас попробуем решить весёлые и занимательные задачки.

Задачи: 3 слайд.

Кошка, кот и шесть котят   Ехать в Кошкино хотят. Сели кошки у окошек.   Восемь кошек, сколько окон?   (8)

4 слайд. Двое шустрых поросят  

Так замерзли, что дрожат.

Посчитайте и скажите: Сколько валенок купить им?     (8)

5 слайд. По траве бежал котёнок,   А за ним бежал щенок. Кто ребята сосчитает, Сколько там бежало ног?      (8)

А вот следующая задача поможет лучше понять новый материал.

           (пустой слайд)

7 — 9 слайды. Две вороны на крышу сели.   Пять ещё к ним прилетели. Отвечайте быстро, смело, Сколько всех их прилетело? (7)

— Как получили 7? (2+5=7; 5+2=7)

Плакаты. (включаем доску)

10 слайд 

— Какое правило изучили на прошлом уроке?

— От перестановки ….(слагаемых сумма не изменяется).

Отвечают на вопросы, находят быстрый и удобный способ решения, проявляют активность.

нахождение более удобного способа решения

формулируют правило

ІІІ. Зрительная музыкальная физ. минутка: 11 – 13 слайды

Наши глазки должны отдохнуть. Внимательно следите за движением пчелки, под музыку можно выполнять движение руками.

Закройте глаза. Выключаем презентацию. Переключатель.

выполняют зрительную гимнастику

ІV.  Работа с карточками.

Возьмите карточки. (Приложение № 1). Положите перед собой на тетрадку. Прочитайте примеры 1 столбика. Какой из них решён более удобным способом (верхний или нижний)? Вставьте нужные числа, выполните вычисления удобным способом.

  2 + 7 = 9           1 + 9 = 10        3 +  6  =  9       2  +  8  = ….

  7 + 2 = 9           9 + 1 = ….      … +… = ….     … + … = ….

Проверка. – Какой результат в нижнем примере 2 столбика? (10)

— Прочитайте запись нижнего примера 3 столбика. (6 + 3 = 9)

— Сколько получилось в первом примере 4 столбика? (10)

— Прочитайте запись нижнего примера 4 столбика. (2 + 8 = 10)

— Закрасьте весёлого  человечка зелёным цветом, кто выполнил задание без ошибок.

Самостоятельная работа с последующей проверкой

Развитие самооценки

V.  Физ. минутка пальчиковая.

VІ. Работа по учебнику.

(Закладку на левую сторону учебника, работаем на правой страничке 15)

1. Задача  № 4. Чтение задачи.

— Сколько сказок знает Оля? (5)

— Что сказано о том, сколько сказок знает Таня? (на 3 больше)

— Что значит на 3 больше?   (столько же, да ещё з)

— Что надо узнать в задаче?   (сколько сказок знает Таня)

— Проговорите про себя решение задачи.

Работа в тетрадях. Откройте тетради. (проверка правильной посадки)

Запишите решение задачи (рядом с красной точкой) в тетрадь.

— Какой результат получился? (8) Сколько получили сказок?

— У кого такой же результат?

— Как получили 8 сказок?  (5+3=8)

— Кто знает 8 сказок? (Таня)  

— У кого правильный ответ, изобразите зелёного человечка.

2. С. р.       

Выполните примеры № 5           1 и 2 столбики.

Проговорим правило записи примеров в 2 столбика:

   — Начинаем записывать примеры с …. начала строки.

   — Чтобы столбики примеров не сливались, … пропускаем место между столбиками.

   — Цифры записываем под … цифрами, знаки под … знаками.

Обратите внимание, при вычислениях, чтобы примеры решались быстрее нужно использовать более удобный способ.

Учитель: В тетрадках, задание в которых будет выполнено красиво, чисто и правильно обязательно поселится весёлый человечек.

Читают задачу, анализируют, находят решение.

Самостоятельная запись решения задачи с последующей проверкой.

Решают примеры, находят более удобный способ вычисления.

VІІ. Итог:

— Чему научились?

— Каким способом пользовались при решении примеров? (более удобным)

— Что делали со слагаемыми?                    (переставляли местами)

— Зачем меняли местами некоторые слагаемые?      (чтобы удобнее решать)

 — Соответствуют ли смайлики вашему настроению? 

-Почему у вас хорошее настроение? Что у вас  особенно хорошо получилось сегодня на уроке?

Ответы и рассуждения.

  • Примеры равнодушия в жизни для сочинения
  • Примеры произведений для сочинения декабрьского
  • Примеры произведений к итоговому сочинению
  • Примеры раскаяния в литературе для сочинения
  • Примеры путешествий в литературе для сочинения