Примеры рассказов детских башкирских писателей

Писательское ремесло включает десятки направлений. авторы не только создают стихи и прозу но и готовят научно-популярные книги и статьи, разрабатывают

Писательское ремесло включает десятки направлений. Авторы не только создают стихи и прозу 1f58a но и готовят научно-популярные книги и статьи, разрабатывают сценарии для сериалов, игр и ценятся даже в креативной рекламе.

Зачастую это фрилансеры, которые берутся за любую работу с текстами: редактура, переводы, публикации в СМИ и т.д. Поэтому суммировать накопленный опыт, выделить из него самое важное и лаконично рассказать о себе — задача не из простых. Разбираемся, как правильно составить резюме писателя.

Пример резюме писателя

резюме писателя образец

Оцените резюме:

в среднем 5,00 (2 голосов)

loading Загрузка…

Примеры резюме в смежных специализациях:

  • Журналист
  • Пресс-секретарь
  • Копирайтер
  • Фрилансер
  • Сценарист

Основные советы по заполнению

Работодатели просматривают десятки, а то и сотни откликов в день, поэтому любят, когда их время ценят. Пишите кратко, в инфостиле, легко читаемыми предложениями, без сложных оборотов. Лучше всего ограничиться одной страницей формата A4. Две — это максимум, и только если у вас большой релевантный стаж, так что коротко все не перечислить.

Внешний вид анкеты производит впечатление еще задолго до того, как наниматель оценит содержание.

Вот семь базовых советов по оформлению резюме:

  • Используйте маркированными и нумерованными списками. Так текст будет выглядеть структурированным и легкочитаемым.
  • Пишите короткими (3-5 предложения) абзацами, заголовками и подзаголовками.
  • Делите анкету на разделы. Сначала идут самые важные, затем второстепенные. В нашем образце резюме писателя мы упорядочили блоки по приоритету.
  • Укажите зарплату, чтобы избежать недопонимания и ограничить невыгодные предложения.
  • Вычитайте текст на опечатки и стилистические ошибки.
  • Подберите удобный шрифт, при перечислении используйте списки.
  • Сохраняйте анкету в формате pdf или отправьте рекрутеру ссылку на электронную версию документа.

Мимо безликой анкеты проще пройти, поэтому обязательно прикрепите фотографию в хорошем качестве. Учтите, что студийные снимки в деловом стиле намного предпочтительнее селфи.

Опыт работы

Для рекрутера важнее, что вы представляете собой прямо сейчас, а не кем были раньше. Поэтому здесь сначала указывают последнее место трудоустройства,затем — предыдущее.

Независимо от того, насколько у вас большой стаж, выберите 2-3 последних должности, которые:

  • лучше всего раскрывают ваши профессиональные качества;
  • сочетаются с предпочтительной сферой работы;
  • принесли какие-то достижения вам или пользу компании.

В блоке обязательно укажите период трудоустройства, организацию, должность и обязанности.

Пример опыта в резюме писателя:

ОПЫТ

  • Период:

    Март 2019 – Октябрь 2021 года

  • Организация:

    Фриланс

  • Должность:

    Писатель

  • Обязанности:

    — создание художественных произведений;
    — написание рецензий;
    — вычитка текста;
    — внесение правок;
    — написание детских рассказов и сказок;
    — создание рассказов в жанре научной фантастики;
    — написание научно-популярных статьей.
    Достижения (за 2 года):
    — стал номинантом на литературную премию «Русское слово»;
    — выпустил 30 статей и рецензий для СМИ;
    — издал детскую книгу тиражом в 400 тыс. копий.

Лучше перечислить достижения в количественных показателях:

Главной обязанностью автора является создание литературных произведений по заданной теме. Как правило, в этой профессии многие выбирают фриланс — о такой форме занятости тоже можно написать в резюме. Вспомните все, чем занимались и перечислите самые значимые произведения и достижения.

Что делать, если нет опыта работы

Понятие «опыт» в данной сфере условное. Главный показатель, которому уделяется особое внимание — хорошее владение языком и наличие стиля. Если писательское ремесло в какой-то момент из простого хобби переросло в источник получения дохода, то наверняка в вашей коллекции есть публикации, различные рукописи, статьи или тестовые задания, которые вы создавали под определенного заказчика.

Для начала можно устроиться в корректорское бюро или взяться за выполнение обязанностей по налаживанию взаимодействий с издательствами.

Выпускники вуза могут продемонстрировать свое мастерство на примере курсовых работ или эссе. Так или иначе, в качестве презентации следует подобрать несколько текстов, которые можно объединить в портфолио.

Для этого оформите сайт-визитку или страницу в социальных сетях.

Ознакомившись с вашими работами, рекрутер сможет оценить ваш стиль, грамотность и словарный запас. Более подробно описать наиболее интересные для вас темы и направления можно в разделе «О себе».

Образование в резюме писателя

Писатели — это выпускники факультетов филологии, журналистики и лингвистики. Однако диплом, не относящийся к гуманитарным специальностям, тоже пригодится в анкете. Особенно это будет уместно, если вы хотите стать техническим автором, создать научно-популярную книгу или любой другой нон-фикшен.

Укажите название заведения, факультет, специальность и год окончания.

Пример блока об образовании в резюме писателя:

ОБРАЗОВАНИЕ

  • Учебное заведение:

    МГУ им. М.В. Ломоносова

  • Факультет:

    Филологии

  • Специальность:

    Зарубежная филология

  • Год окончания:

    2013

Если вы проходили курсы повышения квалификации, то не забудьте упомянуть и об этом. Ознакомьте работодателя с наиболее свежими сертификатами — это проиллюстрирует ваше стремление к саморазвитию.

Образец заполнения блока:

КУРСЫ

  • Год окончания:

    2020

  • Название курса:

    Стилистика и редактура

  • Проводившая организация:

    Академия EWA

  • Год окончания:

    2019

  • Название курса:

    Высшие литературные курсы

  • Проводившая организация:

    Литературный институт им. Горького

Если курсов несколько, указывайте их в обратной хронологии: от последнего — к первому.

Навыки в резюме писателя

Какие навыки указать в этом разделе? Здесь не стоит писать о личных качествах — для них есть отдельное место в анкете.

Пунктуальность, внимательность и аккуратность — все это никак не относится к профессиональным компетенциям.

Составьте краткий список из того, что умеете, и расположите вверху все самое важное. Хорошо рифмуете, а рассказы получаются хуже – значит, поставьте стихи на первую позицию. Старайтесь уложиться в 8-10 пунктов. Как правило, писатели перечисляют основные литературные направления или умения корректуры текстов под заданные условия.

Профессиональные навыки в резюме писателя
Публицистика Рецензии
Детские рассказы Нон-фикшн
Сонграйтинг Киносценарии
Романы Художественный перевод
Редактура Публичные выступления
Научные статьи Поэзия

Отдельно можете упомянуть о знании языков, если есть опыт создания переводов, например, на английском, или вы просто хотите попробовать себя в этой сфере. К тому же такой навык поможет расширить вашу творческую сферу деятельности.

Личные качества в резюме писателя

Личные качества — то, что характеризует вас как личность, а не профессионала, и в то же время косвенно относится к работе. Перечислите 3-5 пунктов, которые описывают вас лучше всего. Такие характеристики помогут заказчику или работодателю оценить вашу внутреннюю организованность, что нередко повышает уровень доверия к кандидату на должность.

Личные качества в резюме писателя
Креативность Внимательность
Усидчивость Исполнительность

Раздел «О себе» — что написать?

Иногда люди неверно воспринимают этот раздел и рассказывают в нем о том, что никак не относится к их профессионализму, вакансии и работе вообще.

2705Например

Кандидаты описывают достижения в спорте. Вроде бы ничего плохого, но представьте, что вы кадровик, редактор или издатель, и, просматривая очередную анкету автора, видите в блоке «О себе» целую биографию с ненужными подробностями. Вероятность, что такой документ не произведет должного впечатления, очень велика.

Пишите то, что непосредственно относится к работе. Укажите приоритетные для вас литературные жанры, форматы и направления. Если собираетесь заниматься творчеством в авторской команде, расскажите о том, что хорошо ладите с людьми.

В резюме писателя органично впишутся сведения об участии в конкурсах и полученных премиях.

Вспомните всю важную информацию, которой не нашлось места в других блоках. В этом разделе не будет лишним второй раз продублировать ссылку на портфолио, чтобы рекрутер точно не забыл по ней перейти.

Вариант заполнения раздела:

О СЕБЕ

  • Придумываю истории в разных жанрах: от киберпанка до реализма. Регулярно принимаю участие в профессиональных конкурсах. Выиграл премию за лучший фантастический рассказ. Пишу прозу, стихи, статьи и сценарии. Самостоятельно редактирую тексты и перевожу с английского языка. Легко схожусь с людьми. Инициативен. Быстро генерирую идеи. Постоянно развиваю кругозор и расширяю писательский инструментарий. Готов рассмотреть разные формы занятости, в приоритете — постоянная работа. Соблюдаю дедлайны.

Контактная информация

Здесь напишите номер телефона, электронную почту, ссылки на соцсети и личный сайт-портфолио. Очень важно, чтобы все указанные контакты были актуальными. В названии Email лучше указать фамилию или профессию.

Пример заполнения раздела:

КОНТАКТЫ

  • Телефон:

    +7 904 000-00-01

  • Email:

    karpuhin@myresume.ru

  • Facebook:

    /karpuhin_myresume/

  • Instagram:

    @karpuhin_myresume

Заключение

После того как анкета будет готова, не забудьте еще раз вычитать текст на опечатки, проверить написание контактных данных, привести в порядок шрифты и структуру анкеты, убрать все лишнее. Перед тем как отправить документ 1f4e9 уточните у работодателя, в каком формате ему будет удобно изучать информацию, и по каким каналам связи это лучше сделать.

Надеемся, что это руководство поможет вам составить грамотное резюме писателя и получить желаемую работу. При возникновении трудностей с оформлением — воспользуйтесь нашими готовыми шаблонами.

Использована Рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 76-86.

1. Тема выставки «Весёлые рассказы и стихи для детей». Как найти в библиотеке книги для выставки? Составь их список.

Если не знаешь писателей, которые пишут детские смешные рассказы, то можно попросить помощи у библиотекаря. Он подскажет, какие книги подобрать.

Пример списка книг для выставки:

  1. Драгунский В. «Денискины рассказы»
  2. Носов Н. «Фантазёры»
  3. Носов Н. «Живая шляпа»
  4. Чарушин Е. «На нашем дворе»
  5. Голявкин В. «Тетрадки под дождём»
  6. Барто А. «Я на уроке в первый раз»
  7. Благинина Е. «Весёлый человек»
  8. Кургузов О. «Рассказы маленького мальчика»

2. Какие книги ты читал? Какие хотел бы прочитать?

Я читала книги Николая Носова «Живая шляпа» и «Фантазёры».

Мне хотелось бы прочитать книгу Олега Кургузова «Записки маленького мальчика».

3. Рассмотри внимательно рисунки на странице 127 учебника. Какой заголовок подходит к ним?

К этим рисункам подходят заголовки:

Страшный рассказ, потому что дети испугались.

Про мальчика Витю и девочку Машу, потому что это история про детей.

Про ёжика, потому что дети испугались ёжика.

Не совсем подходят названия За грибами и На охоте, потому что они не передают тему рассказа или его главную мысль.

4. Восстанови последовательность событий:

События происходили так: 

В лес за ягодами и грибами — беда, или кто же нас так напугал — бегом от страшилища — встреча с охотником — спасите нас — ах, этот ёжик.

5. Придумай весёлый рассказ по рисункам.

Пример рассказа про встречу с ёжиком можно посмотреть, перейдя по ссылке.

6. Ответь на вопрос «Что красивей всего?» не читая стихотворения Б. Заходера.

Красивей всего моя мама, потому что я очень сильно её люблю.

7. Прочитай стихотворение Заходера. Выпиши ответы героев.

Деревья и травы: солнечный свет.

Совы, сычи, кроты: ночная темнота.

Волк и лиса: леса.

Орёл: небеса.

Дельфин: море.

Павлин: хвост.

Мотылёк: цветок.

Цветок: мотылёк.

Остальные: поля, полярные льды, горы, степь, мерцанье звезды.

8. Сделай вывод, что красивей всего.

Красивей всего то, что тебе дороже всего, без чего тебе не прожить, то, что ты любишь.

9. Найди дополнительную информацию о писателе Успенском. Расскажи, как будешь искать эту информацию в интернете.

Я введу в строку поиска браузера фамилию писателя Успенский и перейду по ссылке на Википедию.

Дополнительная информация о писателе Эдуарде Успенском для 2 класса.

Эдуард Успенский родился 22 декабря 1937 года в Егорьевске.

Он закончил авиационный институт, но всю жизнь писал детские книги. Среди его героев — Чебурашка и крокодил Гена, дядя Фёдор и кот Матроскин, Колобки, Гарантийные человечки и многие другие.

Он написал более 80 книг. По многим его произведениям были сняты мультфильмы и два художественных фильма.

Эдуард Успенский умер 14 августа 2018 года.

За свой труд писатель был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством».

10. Какие произведения Успенского ты прочитал? Какие произведения ты хотел бы прочитать?

Я прочитала: «Крокодил Гена и его друзья», «Про Веру и Анфису», «Школа клоунов».

Я хотела бы прочитать: «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Меховой интернат», «Вниз по волшебной реке».

11. Расскажи, как ты будешь искать нужную книгу в тематическом каталоге.

Искать книгу можно по автору или по названию. Открыв каталог, нужно найти букву У и по алфавиту отыскать фамилию Успенский. Опять же по алфавиту найти среди его книг нужную, например «Меховой интернат».

12. Прочитай текст про Чебурашку. Выпиши предложение, которое помогает понять, почему Чебурашку так назвали.

— Фу ты, Чебурашка какой! — сказал про него директор магазина. — Совсем не может сидеть на месте.

13. Восстанови последовательность событий рассказа по вопросам.

Правильная последовательность событий рассказа «Чебурашка»:

Чебурашка жил в тропиках — Он очутился в ящике с апельсинами — Он постоянно падал и у него появилось имя — его не приняли в зоопарк — его отнесли в магазин уцененных товаров — он работал в витрине и привлекал покупателей — он жил в телефонной будке.

14. Подготовь сценарий по рассказу.

Пример сценария по рассказу «Чебурашка» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

15. Вспомни, какие мультфильмы сняты по книгам Успенского.

По книгам писателя снято много мультфильмов. Например, «Крокодил Гена», «Чебурашка», «Трое из Простоквашино», «Пластилиновая ворона», «Баба Яга против!», «Следствие ведут Колобки».

16. Прочитай стихотворение. Выпиши, что сделал бы мальчик, если бы был девчонкой.

Мальчик постирал бы рубашки, вымыл пол, подмёл, перемыл чашки, начистил картошки, расставил игрушки.

17. Определи мальчик какой. Подчеркни нужные слова.

Подчеркиваем слова: хвастун, лентяй, любящий маму, хитрый.

18. Рассмотри рисунки. Определи, какие дела можно делать вместе. Составь рассказ по одному из рисунков.

Примеры рассказов по этим рисункам можно посмотреть, перейдя по ссылке.

19. Перечисли учебные принадлежности в стихотворении Берестова «Кисточка».

В стихотворении: бумажный лист, кисточка, краски.

На рисунке: карандаш, ручка, ластик.

20. Какие слова помогают представить тот или иной учебный предмет. Запиши.

Кисточка лёгкая, тонкая, воздушная — длинная, мягкая, аккуратная, с ворсинками, красивая.

Кисточка танцует, кружится, летает — рисует, мажет, скользит, двигается.

21. Придумай историю, которая могла бы случиться с учебными принадлежностями. Прочитай план, при необходимости дополни его.

Слышу разговор в школьном пенале — радости и горести карандаша — спасем от беды кисточку для клея.

Рассказ «Слышу разговор в школьном пенале» для 2 класса.

Однажды ночью Вадик неожиданно проснулся. Его разбудило чьё-то тихое бормотание.

Мальчик огляделся, но в комнате никого не было.

Вдруг он понял, что голос доноситься из его школьного пенала, который лежал на столе.

Вадик прислушался. 

— Ах, я бедный карандаш! — вещал голос. — У меня опять сломался грифель! А ведь я так люблю рисовать! Когда же хозяин наточит меня!

Вадику стало стыдно и он пообещал себе утром обязательно наточить карандаш.

А из пенала раздался другой голос:

— Ах, я несчастная кисточка! Меня не почистили и клей засох. Теперь я облысею и меня выкинут!

Кисточку нужно было спасать, и Вадик решительно спрыгнул с кровати. Он открыл пенал, достал замолчавшую кисточку, и промыл её под краном. Потом он положил её сушиться, подмигнул карандашу и закрыл пенал. 

Пример другого рассказа про учебные принадлежности можно посмотреть, перейдя по ссылке.

22. Составь список книг Драгунского для выставки.

Список книг Виктора Драгунского для выставки.

  1. «Шляпа гроссмейстера»
  2. «Он живой и светится»
  3. «Бы»
  4. «Арбузный переулок»
  5. «Слон и радио»
  6. «Красный шарик в синем небе»
  7. «Зеленчатые леопарды»
  8. «Англичанин Павля»
  9. «Синий кинжал»
  10. «Чики-брык»

23. Рассмотри рисунки к рассказу «Тайное становится явным». Восстанови последовательность событий. Перескажи текст.

Пример пересказа рассказа «Тайное становится явным» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

24. Произведения, которые ты прочитал в это разделе можно назвать…

Это юмористические произведения.

25. Соотнеси названия произведений и их авторов.

Заходер — «Товарищам детям»

Токмакова — «Плим»

Берестов — «Кисточка»

Остер — «Будем знакомы»

Драгунский — «Тайное становится явным»

26. Вспомни авторов произведений «Если был бы я девчонкой» и «Хорошее». Похожи ли ребята, о которых рассказали писатели? Запиши их имена. Объясни, чем они похожи.

Стихотворение «Если был бы я девчонкой» написал Эдуард Успенский. У героя нет имени, просто мальчик.

Рассказ «Хорошее» написала Валентина Осеева. Героя звать Юрик.

Герои этих произведений хотели помогать другим людям, но ничего не делали. Этим они похожи.

27. Запиши, какое настроения создают произведения, прочитанные в этом разделе.

Эти произведения создают весёлое, хорошее настроение. Они заставляют смеяться, но и задуматься.

28. Придумай песенку-шумелку. Вспомни, как её конструировал Винни-Пух. 

Пример песенки-шумелки можно посмотреть, перейдя по ссылке.

1

Примеры рассказов детских башкирских писателей11 октября в Башкортостане отмечается День Республики. День Республики является выходным, и в этот день во всех городах и районах проходят праздничные мероприятия. Республика Башкортостан занимает первое место в России среди республик по численности населения. 

Башкортостан – многонациональный край, где проживают представители более ста народностей. Разумеется, это отразилось и на литературе: разнообразие жанров и направлений, взаимное обогащение национальных культур дало миру удивительно самобытную литературу.

Детская литература в России

Республика Башкортостан

Начать наш краткий очерк о детских писателях Башкортостана хочется с авторов, чьи имена, несомненно хорошо известны и в самой Башкирии, и за её пределами.

Примеры рассказов детских башкирских писателейАксаков Сергей Тимофеевич — русский писательчиновник и общественный деятель, литературный и театральный критикмемуарист,

Многие произведения Сергея Тимофеевича посвящены Башкирии. Среди них – книги «Семейная хроника», «Детские годы Багрова внука», где описывается жизнь самого писателя, и написаны они на основе семейных преданий и воспоминаний самого автора. 

Два сына Аксакова, Константин и Иван, ставшие впоследствии поэтами, тоже родились в Башкирии.

Обложки некоторых книг Сергея Аксакова

Гариф Муртазич Гумеров (Гариф Гумер) — поэт, писатель, переводчик, внес большой вклад в развитие татарской печати и башкирской литературы.

Гариф Гумер много и плодотворно работал в области детской литературы — «История одного красного галстука», «Рассказы деда Юлсуры» и др. Немало увлекательных произведений создал писатель для детей дошкольного возраста.

Фотопортрет Гарифа Гумера и обложка одной из его книг («Сосчитай-ка». Башгосиздат, 1949 г.)

Фаузия Абдулловна Рахимгулова — писательница и поэтесса. По словам известного писателя и ученого В. Ахмадеева, невозможно представить башкирскую детскую литературу без произведений Рахимгуловой. Она хорошо знает жизнь и психологию детей, поэтому детские стихи, песенки и рассказы, вышедшие из под её пера, отличаются достоверностью, увлекательностью и простотой. 

Её сборники стихов, рассказов и сказок («Мартовское солнце«, «Добро пожаловать», «Ильгизар«, «Салим-батыр«, «Пчела и бабочка» и др. хорошо известны старшему поколению современных детей. 

Фотопортрет Фаузии Рахимгуловой и обложки двух её книг  («Йоз Юл» и «Мчится голубой автобус»)

Примеры рассказов детских башкирских писателейМихаил Яковлевич Воловик — писатель, историограф, поэт, переводчик; авиационный инженер, организатор моторостроительного производства, заместитель главного инженера Уфимского моторостроительного завода, заслуженный рационализатор РСФСР, член Союза писателей СССР. Заслуженный работник культуры БАССР, заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Михаил Яковлевич писал стихи, сказки и легенды для детей. Им были выпущены книги «Смехотворения», «Вот — завод», «Волшебное кольцо», «Бай и Сэсэн», «Лес чудес» и др.

Любовь к башкирскому фольклору и знание его тонкостей позволили Воловику создать ряд стихотворных переложений, а также авторские сказания и баллады: «Сказание о Ерэнсэ-сэсэне», «Весёлые мудрецы». Читатели запомнили и полюбили ярких и самобытных героев Воловика — острослова Ерэнсэ-сэсэна и хитромудрого Алдара-кусэ. 

Обложки книг М.Я.Воловика «Бай и Сэсэн» и «Стрелы сатиры»

Примеры рассказов детских башкирских писателейСафуан Алибай (Сафуан Афтахович Алибаев) — поэт, детский писатель, журналист. 

Первый поэтический сборник для малышей «Солнышко яркое — наш спутник» вышел в 1968 г. С тех пор изданы более десятка книг как для взрослого читателя, так и для детей. 

В книги «Подсолнухи», «Школьная дорога», «Кто привел весну?», «Таинственный родник» включены стихи, создающие удивительный, волшебный мир детства, образным языком они знакомят малышей с окружающей действительностью, воспитывают у детей эстетический вкус познания природы и человека. 

За книгу для детей «Волшебный шар» С. Алибаев был удостоен международного Почётного диплома ЮНЕСКО имени Ганса Христиана Андерсена, а за повесть «Верхняя улица — наши владения» он  был удостоен премии республиканской газеты «Родник».

Обложки некоторых книг Сафуана Алибая

Примеры рассказов детских башкирских писателейАсхаль Ахмат-Хужа (Асхаль Абуталипович Ахметкужин) поэт и переводчик, лауреат Республиканской молодежной премии им.Г.Саляма, литературной премии им. К. Ахмедьянова и др. 

Одна из сторон многогранного литературного творчества поэта — стихи для детей. А.Ахмат-Хужа является автором детских книг «Ягненок», «Пеструшка-коровушка», «Азамат и зайчонок», «Детский сад», «Цветник». 

Детские книги Асхаля Ахметкужина были выпущены в общей сложности полумиллионным тиражом.

Примеры рассказов детских башкирских писателейИз современных башкирских авторов, работающих в области детской литературы, можно выделить, прежде всего, детского писателя, журналиста и краеведа, члена Союза журналистов и Союза писателей РБ и РФ Тимерханова Илдуса Хамитовича.

Илдус Тимерханов — обладатель премии им.Н.Наджми за серию книг для детей, лауреат премии Правительства Республики Башкортостан им.Шагита Худайбердина, дипломант Всероссийского экологического конкурса «Заповедное эхо», победитель Всероссийского конкурса им.Петра Ершова.

Особенно хорошо известны сказки писателя: «Ворчливая печная труба», «Спичка на солнцепеке», «Огненный глаз», «Среди ив и тополей». Работая над сказками, он активно использует богатство языка своей малой родины, ищет и находит оригинальные элементы, касающиеся детского творчества. Некоторые произведения включены в книги для внеклассного чтения, в башкирский букварь «Алифба». 

Примеры рассказов детских башкирских писателейСветлана Юрьевна Войтюк — поэтесса, журналист,  член союза писателей РФ и РБ, автор десяти книг для детей.

Международный конкурс детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы имени А. Н. Толстого дважды отметил творчество Светланы Войтюк Почётным Дипломом. Она также является серебряным призёром конкурса «Золотое перо Руси» и призёром конкурса «Дар».

У автора особенный взгляд на окружающий мир: Светлана Войтюк находит необычное в самых простых и банальных предметах и явлениях.

Во всех ее стихотворениях проявляются яркие образы, оптимизм и море фантазий.

Кристина Стрельникова — поэт, автор более пятидесяти книг для детей («Великолепный Веня Венчиков«, «Вот и хорошо», «Мои друзья игрушки» и др.)

Призер литературно-педагогического конкурса «Добрая Лира», литературных конкурсов и премий: «Золотое перо Руси», «Конкурс им. А.Н. Толстого», «Литературная Вена» и др. Участник семинаров «Молодые писатели вокруг Детгиза», форума детских писателей в Липках, финалист Международной детской литературной премии им. В. П. Крапивина.

Фотопортрет Кристины Стрельниковой и обложки двух её книг 

(«Вот и хорошо» и «Великолепный Веня Венчиков») 

В последние несколько лет башкирские детские писатели активно участвуют (и весьма успешно) в различных литературных конкурсах и премиях. Это хорошо заметно, например, по конкурсу «Новая детская книга».

Так, в прошлом году специальный приз в Открытом читательском голосовании достался Екатерине Горбуновой за повесть «Попутный ветер» в номинации «Мир фэнтези». Кстати, не так давно у Екатерины в издательстве «РОСМЭН» вышла замечательная новая книга «Семь нот молчания».

А в этом году главный приз в номинации «Мир фэнтези» достался также башкирской писательнице Диане Ибрагимовой за очень атмосферную повесть «Дети черного солнца«.

Мы очень надеемся, что наш короткий рассказ о детских писателях Башкортостана вдохновит вас на самостоятельные исследования по этой теме, и, самое главное, на чтение произведений талантливых и очень самобытных авторов. 

Источники материала

http://csdb.tk 

http://rgdb.ru 

https://www.promegalit.ru

https://ru.wikipedia.org

http://zharptizino.detlit-rus.ru 

Художественная литература является
универсальным развивающе-образовательным
средством, выводя ребенка за пределы
непосредственно воспринимаемого, погружая его в
возможные миры с широким спектром моделей
человеческого поведения и ориентируя в них,
обеспечивая богатую языковую среду (1, стр.3б).

Художественная литература сопровождает
человека с первых лет его жизни. Она открывает и
объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир
человеческих чувств и взаимоотношений. Остро
встает проблема литературного образования
детей, приобщение их к чтению. Проблема чтения
рассматривается, как общегосударственная
проблема развития культуры, науки,
благосостояния нации, ибо «страна с не читающим
населением – это страна – поставщик сырьевых
ресурсов и дешевой рабочей силы».

В.Г.Белинский в свое время говорил о том, что
детская книга пишется для воспитания, а
«воспитание – великое дело: им решается участь
человека». Известнейший российский ученый
д.С.Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном»
сказал: «Литература дает нам колоссальный,
обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает
человека интеллигентным, развивает в нем не
только чувство красоты, но и понимание –
понимание жизни, всех ее сложностей, служит
проводником в другие эпохи и к другим народам,
раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом
делает вас мудрыми». (1, стр.35).

Сейчас особенно актуальны вопросы истории
страны, межнациональных отношений, войны и мира,
внутрисемейного положения, как никогда остро
встал вопрос цены человеческой жизни.

Дети перестали читать. Телевизор, видео,
компьютер поглощают ребенка, завоевывая
заповедные уголки его сознания и души.
В.Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства —
это прежде воспитание сердца, прикосновение
человеческого благородства к сокровенным
уголкам детской души». (6, cтр. 126).

Проблема формирования круга детского чтения
возникла очень давно еще в античные времена.
«Светлый Меандр о любви говорит в любой из
комедии! — детям обычно его мы разрешаем читать»,
Овидий ( Скорбные элегии). Эти строчки —
доказательство заботы общества о развитии и
совершенствовании детства. А слово «разрешаем»
свидетельствует о тщательном отборе книг для
детского чтения, о продуманной политике
формирования общественной нравственности (2, стр.
37).

С.Я Маршак призывал: «Будьте строги и
требовательны к детской литературе, отвергайте
холодную, вялую, поверхностную книгу, не
проникнутые ни подлинными мыслями, ни настоящими
чувствами. Чтобы заставить полюбить книжку, вы
должны прежде сами полюбить ее. (4, стр.154).

АП. Чехов говорил: «Детской литературы не люблю,
и не признаю. детям нужно давать только то, что
годится и для взрослых» (4, стр.147).

Сегодня можно встретить не так уж много семей,
где бытует традиция семейного чтения. Приобщение
детей к такой традиции не только бы сняло вопрос
о бережном обращении к книге, но и духовно
развивало ребенка, сближало его с родными людьми.

Талантливое художественное произведение дает
бесценный материал для понимания неповторимого
мира ребенка и может стать источником
неожиданных педагогических открытий. детская
книга поможет найти ответ на «самый большой
секрет воспитанию», станет верной помощницей в
общении с ребенком.(3, стр.88).

Формирование человека в ребенке происходит
исподволь, ведь писатель никогда не навязывает
читателю своего мнения, никогда открыто не
призывает следовать герою, но зато умело
включает ребенка в процесс осмысления
происходящего.(4, стр. 16).

Темы, проблемы, узнанные в процессе чтения и
обдумывания, глубже проникают в детскую душу, а
любимые герои надолго остаются с ребенком. Он
переживает за них и вместе с ними, он их любит или
отторгает, но в любом случае не остается
безучастным. Книга формирует эмоциональную
сферу ребенка. Являясь собеседником, советчиком
в делах, помощником в решении проблем.

Литература для детей призвана изначально
говорить с ребенком о том, что такое идеал и
каковы пути его достижения, что такое вечная
истина и как ей следовать, что такое ценности
истины и что – ложные. Ее задача – научить
ребенка думать над происходящим вокруг,
анализировать и делать выводы. Она должна
развивать его ум и душу.

При подготовке к школе на первый план
выдвигается задача формирования и развития
психических и важнейших личностных качеств
ребенка. Особое место среди личностных свойств
занимают нравственные качества:
доброжелательность, тактичность, самоконтроль,
умение учитывать и принимать иную позицию,
выполнять основные требования взрослых.

Литература, по словам Е.А.Флериной, расширяет
кругозор дошкольника, развивает его восприятие,
мышление, память, воображение и творчество,
является средством формирования личности
ребенка, оказывая сильное морально-идейное
воздействие, объединяет детский коллектив (5, стр.
53).

Известнейшие детские писатели А. Л. Барто, С.Я.
Маршак К.И.Чуковский, были убеждены, что
приобщение детей к детской литературе будет не
только воспитывать, но еще и убеждать в
необходимости общения со своим ребенком
родителей. Значение художественной литературы в
воспитании нравственных качеств велико. Это
формирование: доброжелательности, отзывчивости,
чувство сострадания любви, внимания и уважения.

Одним из писателей, который придавал огромное
значение художественной литературы в воспитании
детей, был Борис Степанович Житков.

Имя Б.С. Житкова незаслуженно забыто. Не часто в
перечне книг, рекомендованных для чтения детям
дошкольного возраста, встретишь его
произведения. В литературу Борис Сергеевич
Житков пришел сложившимся человеком в возрасте
сорока лет. Ему было, что рассказать детям.
Материалом для творчества стали его прежняя
жизнь, опыт и знания.

Свою задачу Б. Житков видел в создании
увлекательных, динамичных, и в то же время
поучительных книг для детей, отражающий
бесценный человеческий опыт. Как и в жизни, он шел
впереди, открывая новые возможности детской
литературы.

Писатель помогал ребенку заглянуть в страну
взрослых, разобраться в их поступках, отношениях.
Почти все герои его произведений взрослые, и речь
в них идет о взрослой, сложной, трудной, но
интересной жизни. Он не боялся в своих рассказах
говорить с маленькими читателями о самых острых
жизненных конфликтах и социальных проблемах. И
делал это с величайшим педагогическим тактом,
точно зная, какие подробности, какой поворот
сюжета взволнует ребенка, заставит его сердце
откликнуться.

Б. Житков дает детям жизненные ориентиры,
образцы для подражания. Основным качеством,
которым, по мнению писателя, определяется
ценность и духовная красота, является труд.
Писатель познакомил ребят со многими
профессиями. Например, из рассказов «Пожар»,
«Обвал», «Почта». дошкольники узнают о труде
пожарного, врача, почтальона. Писатель не только
рассказывает о специфике их профессиональной
деятельности, но и показывает ее значимость, что
особенно ярко проявляется в напряженных
жизненных ситуациях.

Очень много внимания уделяет мужеству,
храбрости человека, его самоотверженности.
Неслучайно во многих рассказах Б. Житкова
человек показан в необычной обстановке, в минуту
опасности, И в каждом из них говорится о
взаимопомощи, солидарности людей, дается пример
мужественного, благородного поступка.

Один из своих сборников писатель так и назвал
«Помощь идет». Рассказы «Па льдине», «Обвал»,
«Наводнение» и др. отражают коллективный опыт
борьбы со стихией, учат детей тому, что люди
должны помогать друг другу, забывая порой о себе.

Прошло довольно много времени. Изменились и мир
и читатель, неизменным осталось главное –
познавательное и нравственное значение книг
писателя. Они помогают развивать в детях
дружеские чувства, смелость, отзывчивость к
чужой беде, любознательность и
самостоятельность мышления. Но особенно ценным
является то, что в них отражен жизненный опыт
людей, который пригодится детям, поможет понять
окружающий мир и найти в нем свое место.

Из хорошей литературы по доброй воле читают А.
Носова, В. драгунского, Простоквашинские истории
Э. Успенского, любят некоторые книжки Г. Остера, Е.
Чарушина, В. Осееву, В. Сутеева. Их прочтение , как
правило, надо организовывать тогда, когда детям
интересно.

Радий Погодин писал: «Ребенок нынче
встречается с телевидением раньше, чем с
книгой…». Но вот наступает время, и мама берет
книгу и читает ему первую сказку. И на все, что
написано в книге, и на саму книгу накладывается
непререкаемый авторитет матери. Таким образом,
книга вычленяется из окружающего нас фонда как
особая нравственно-воспитательная сущность.
Именно она в дальнейшем оказывается способной
противостоять разрушительному вулканизму
подростковых разоблачений. И уже родители
обращаются к книге как авторитету в спорах с
детьми, поскольку авторитет этот был ранее
заложен в душу ребенка.

Темы, проблемы, узнанные в процессе чтения и
обдумывания, глубже проникают в детскую душу, а
любимые герои надолго остаются с ребенком. Он
переживает за них и вместе с ними, он их любит или
отторгает, но в любом случае не остается
безучастным. Книга формирует эмоциональную
сферу человека, являясь собеседником, советчиком
в его делах, помощником в решении проблем.

Появление младшего брата или сестры всегда
очень важный момент в жизни ребенка. Что с ними
происходит, как меняется его взгляд на мир, обо
всем этом говорят детские писатели, открывая нам
глубину переживаний ребенка. А переживать ему
приходится много.

В рассказе В. Панова «Сережа» мама показывает
Сереже новорожденного брата. Она любуется
маленьким носиком, маленькими ручками. «Раньше
любила меня, а теперь его» – думает Сережа. Вот
оно самое сокровенное, что мучает Сережу и в чем
он не решается признаться. Эта же проблема
раскрывается в рассказе Р. Погодина «Что у Сеньки
было». А вот Дениска в рассказе В. драгунского
«Сестра моя Ксения» почувствовал себя старшим
братом в тот момент, когда новорожденную стали
купать.

Сколько ни было историй, все они подводят
ребенка к самому главному: пониманию радости
родства. Так, отношения между старшими и младшими
братьями и сестрами становятся в детской
литературе для постановки серьезных проблем:
изживания детского эгоизма, приобретения
чувства родства, нравственного взросления
ребенка.

В детской литературе много трогательных
историй о том, как появление в доме животного
меняет характер ребенка: в нем пробуждается
чувство ответственности за того, кто нуждается в
защите и заботе.

Повесть З. Журавлевой «Путька» рассказывает об
этом. Главная героиня шестилетняя Тата на день
рождения в подарок выбирает себе щенка. Мама
всячески возражает против этого: «Собака это
тебе не игрушка». Но понимание, что животное это
не только забава, но и большая ответственность к
тате приходит не сразу. Приходится отказываться
от удовольствий ради четвероного друга,
приноравливаться к его характеру и привычкам.
Постепенно ребенок приходит к мысли, которая
является для него открытием: не только мир
существует для тебя, но и ты для мира.

Нами был составлен тематический план (Приложение 1) по
ознакомлению старших дошкольников с
художественной литературой для формирования
нравственных качеств.

В него вошли темы:

1. В отношении с близкими людьми.
2. В отношении со сверстниками.
З.С людьми в общественных местах.
4. В отношении к животным и природе
5. Взаимоотношение ребенка с окружающими его
людьми.
6.Отношение к себе.

Итоговым занятием по формированию
нравственных качеств у старших дошкольников
была проведена литературная викторина по
произведениям Л. Н. Толстого – как одного из
великих учителей, затронувшим вопрос
ненасильственной гуманной педагогики и влияние
художественного слова на нравственное
воспитание детей.(Приложение 2.)

Список литературы:

1. Н. Короткова «Формирование нравственных
качеств как важный аспект подготовки к школе»,
дошкольное воспитание № 8, 2001 г.
2. Грищенко З.А. «Ты детям сказку расскажи…»
г. Москва. Яинка-Пресс, 2003 г.
3Ильчук Н.П. Большой воспитательный секрет»,
Ребенок в детском саду, № 4, 2003 г.
4. О. Вяткина «Значение рассказов БС. Житкова
для развития личности старших дошкольников»,
Детский сад от А до Я, М 5, 2003 г.
5. Тимофеева И.Н. «Сто книг вашему ребенку»
Беседы для родителей, Москва, «Книга», 1987 г.
6.М.Галина «Книжный мир ребенка», детский сад
от А до Я, № 1, 2005 г.

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Итоговое сочинение является обязательным испытанием каждого выпускника школы, лицея и гимназии. Школьник, не сдавший итоговое сочинение, не может быть допущен к государственной итоговой аттестации. Одно из направлений итогового сочинения носит название «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?». В рамках данной темы выпускник должен поразмышлять о различных достижениях, которые представляют собой не только прогресс и надежду на лучшее будущее, но и предполагают большой риск для цивилизации. Рассуждая на данную тему, автор вправе изложить свой личный опыт в осмыслении технологических преобразований и новшеств, а также экологических проблем. Одиннадцатиклассник может проанализировать воздействие научно-технического прогресса на человека, общество, окружающую среду, государство в целом. Данная проблема стала особенно актуальной на фоне нынешней эпидемиологической обстановки. Предложенное направление позволяет выпускнику поразмышлять над всеми плюсами и недостатками технологического процесса. Придется задуматься над возможными путями достижения баланса между духовными ценностями личности и материальными новшествами. Это все, конечно, интересно, но очень часто случается, что школьнику не хватает времени, чтобы подробно изучить большие произведения: романы, повести и так далее (список таких произведений по всем направлениям тоже есть). Короткие рассказы являются настоящей «палочкой-выручалочкой» в данной ситуации. Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы раскроют направление «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?».

  1. «Звездная сыпь», М.А. Булгаков. Настоящее достижение прогресса — победа над сифилисом, который не поддавался излечению до 20 века. Главный герой достигает победы именно благодаря новым знаниям и научным инструментам.
  2. «Человек, который не спит», А.Р. Беляев. Изощрение доктора Вагнера его похитители применяют во вред всей стране. Они захватывают власть в Германии и становятся диктаторами. В этом и состоит опасность научного прогресса.
  3. «Над бездной», А.Р. Беляев. Профессор Вагнер изобрел уникальный метод обучения людей с помощью гипноза. Вот в чем польза прогресса — в повышении интеллектуального уровня людей.
  4. «Кукла», Е.И. Носов. Из-за применения новых технологий в сельском хозяйстве река обмелела и заросла тиной, а рыба выродилась.
  5. «Царь-рыба», В.П. Астафьев. Именно жадность человеческая, а не прогресс наносят вред окружающей среде. Это доказывает пример Игнатьича.
  6. «Прощание с Матерой», В.Г. Распутин. Научный прогресс выселяет жителей деревни, уничтожает локальную экосистему, но он же дает молодым людям развитие, рабочие места и лучшие условия жизни.
  7. «Лошадиная фамилия», А.П. Чехов. Благодаря прогрессу врач за час избавляет больного от мучений без всякой магии отставного чиновника.
  8. «Крыжовник», А.П. Чехов. От ближайших заводов вода в реке стала цвета кофе. Таково влияние технического прогресса на экологию.
  9. «Злоумышленник», А.П. Чехов. За опасности технического прогресса в ответе сами люди, которые их создают. Так, крестьяне воруют гайки на железной дороге и провоцируют возникновение чудовищных аварий.
  10. «И грянул гром», Рэй Брэдбери. Главным героем произведения является Энгельс. Для этого человека охота представляет собой увлечение. Он вынужден потратить немало средств для того, чтобы отправиться на охоту на динозавров в сафари. Однако она предполагает слишком жёсткие условия. Можно убить лишь тех динозавров, которые скоро сами должны умереть. Когда герой надумает отправиться домой, он должен спрятать все улики. Такие условия поставлены для того, чтобы будущее не изменилось.
    Брэдбери в своем произведении поднял очень важные проблемы. Среди них можно отметить проблему последствий НТР, цены ошибки, ответственности каждого человека за его поступки. 
  11. «Улыбка», Рэй Брэдбери. Здесь рассказывается о том, что мир без прогресса деградировал, и человечество нем обречено на вымирание.
  12. «Микроскоп», В.М. Шукшин. В данном произведении рассказывается о том, как научная деятельность может изменить характер человека. Основная тема рассказа – значение цели в жизни. Андрей Ерин трудится в столярной мастерской. Однажды к персонажу пришла прекрасная идея, которая впоследствии стала его жизненной целью. Андрей, будучи по своей натуре нерешительным и слабохарактерным, был вынужден терпеть оскорбления со стороны жены. Характер героя кардинально изменился после того, как он купил микроскоп. Он стал смелым. Герой начал отвечать на критику своей супруги. Когда персонаж заметил микробы в своей крови, он был поражён. Микроскоп стал поводом и стимулом для личностного роста главного героя.
  13. «Спонтанный рефлекс», братья Стругацкие. Технический прогресс опасен непредсказуемыми последствиями. Так, машина Урм пробуждается и действует по своим личным мотивам, разрушая лабораторию и пугая людей.
  14. «Шесть спичек», братья Стругацкие. Смелый ученый экспериментирует над собой, желая проверить свое изобретение, и попадает в больницу с тяжелыми травмами. Зато он добивается цели.
  15. «Испытание СКИБР», братья Стругацкие. Акимов вынужден отставить свою невесту на 12 лет, чтобы завершить свою миссию на другой планете. Именно таким должен быть первооткрыватель — решительным, смелым, самоотверженным.
  16. «Свеча горела», Майк Гелприн. Главным героем рассказа является преподаватель гуманитарных наук Андрей Петрович, который размышляет о будущем времени. В данном произведении подняты очень важные проблемы. Среди них можно отметить значение литературы и учителя в жизни каждого человека. В своем рассказе автор поразмышлял над вопросом технического прогресса. Писатель заставил читателя задуматься на вопросом, смогут ли технические новшества заменить все?
  17. «Любовь к жизни», Джек Лондон. Технологии спасают главного героя, ведь только современное судно смогло прорваться к Северу и дать ему шанс уехать оттуда живым. 
  18. «Фотография, на которой меня нет», В.П. Астафьев. Главный герой благодаря современному достижению техники — фотографии — сохранил на память воспоминания о своем классе и детских годах.
  19. «Чудесный доктор», А.И. Куприн. Научные знания и достижения в фармакологии спасают ребенка, который едва не умер.
  20. «Песчаная учительница», А. Платонов. Мария Нарышкина благодаря научным открытиям спасает от голода и нищеты целую деревню.
  21. «В прекрасном и яростном мире», А. Платонов. Новые технологии дают людям рабочие места и возможности развиваться на более высоком уровне.
  22. «Телеграмма», К.Г. Паустовский. Прогресс в виде телефонной связи и телеграфа помогает людям быть ближе, но они сами отвергают эти возможности, так что в этом смысле технические достижения никак не влияют на человека.
  23. «Срезал», В.М. Шукшин. Знания и новые технические возможности дают людям преимущества, но каждый из них располагает ими по-своему. Константин Иванович служит обществу, работает, а Глеб Капустин только кичится своей эрудицией и веселит деревенских зевак.
  24. «Все лето в один день», Рэй Брэдбери. В своем произведении автор поднял важные проблемы: отношение человека к природе, совесть, детская жестокость. Автор рассуждает над последствиями вмешательства человека в окружающий мир. Повествование разворачивается в одной школе, расположенной на Венере. Солнце здесь можно увидеть только один раз в семь лет. Марго уже видела солнце, так как она прилетела на планету намного раньше остальных девочек. Чувство зависти пробудило ненависть к Марго.
  25. «Оно», Умберто Эко. В своем произведении писатель рассказывает читателю об одном изобретении человека. Оно, безусловно, могло представлять собой орудие прогресса и мирного труда. Однако изобретение стало инструментом убийства и насилия. Автор размышляет над предназначением науки. 
  26. «Чёртова мельница», А.Р. Беляев. Изобретатель создал вечный двигатель с помощью своих познаний в области химии и физики. Эта вещь облегчала жизнь бедной вдове мельника. Вот пример положительного влияния прогресса.
  27. «Амба», А.Р. Беляев. Профессор нашел способ наладить контакт с мозгом умершего человека, и это помогло группе спасти еще живого ученого.
  28. «Чрезвычайное происшествие», братья Стругацкие. Экипаж космического корабля случайно недоглядел за появившимися на судне инопланетными мухами. Насекомые стали неистово быстро размножаться и угрожали заполонить всю Землю, если не удастся от них избавиться. Лишь отвага, находчивость и знание физики помогли людям победить насекомых. Но этот пример говорит о том, что прогресс сулит новые вызовы и опасности, к которым нужно быть готовыми.
  29. «Стальное горло», М.А. Булгаков. Благодаря новейшим техническим возможностям в медицине герой спас девочку от неминуемой смерти.
  30. Р. Шекли «Лавка миров». Автор повествует о существовании некоторого магазина, где за деньги можно оказаться в параллельном мире. В произведении подняты очень важные проблемы. Среди них можно отметить проблему истинных и ложных ценностей, влияния военных событий на человеческую жизнь, смысла жизни и предназначения.

Таким образом, мы рассмотрели список коротких рассказов по направлению «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?», которые помогут школьнику в написании итогового сочинения.

Автор: Виктория Комарова

Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениесписок книгсписок литературыЦивилизация и технологии

Читайте также:

  • Примеры рассказа о себе на английском
  • Примеры рассказа о себе на собеседовании без опыта работы
  • Примеры рассказов о себе в резюме
  • Примеры решительности в литературе для сочинения
  • Примеры рецензий на рассказ