Примеры произведений сказок волшебных

Подборка по базе: реферат по впд радиоэлектроника в повседневной жизни.docx, физическая культура и здоровый образ жизни студента.docx, основным проявлением нравственной

Подборка по базе: Реферат по ВПД Радиоэлектроника в повседневной жизни.docx, Физическая культура и здоровый образ жизни студента.docx, Основным проявлением нравственной жизни человека является чувств, Колесо жизни.docx, Труд всей моей жизни.docx, Охрана и защита жизни детей.docx, Реферат здоровый образ жизни.docx, Первоначально отнятие жизни у человека.docx, Проблема смысла жизни.docx, Проанализируйте и сравните, как меняется роль семьи для человека


«Дети вообще любили Тургенева и обращались с ним иногда без всякой церемонии, готовы были теребить его и за нос, и за бороду, и всегда он им что-нибудь рассказывал»

В мое отсутствие Тургенев продолжал рассказывать детям моим свои послеобеденные сказочки, которые он, так сказать, импровизировал. Первая сказка, при мне им придуманная, не займет и страницы печатной, так она была мала и так похожа на одно из его стихотворений в прозе. Вот она:

«Капля жизни

У одного бедного мальчика заболели отец и мать; мальчик не знал, чем им помочь, и сокрушался.

Однажды кто-то и говорит ему: есть одна пещера, и в этой пещере ежегодно в известный день на своде появляется капля, капля чудодейственной живой воды, и кто эту каплю проглотит, тот может исцелять не только недуги телесные, но и душевные немощи.

Скоро ли, долго ли, неизвестно, только мальчик отыскал эту пещеру и проник в нее. Она была каменная, с каменным растрескавшимся сводом.

Оглядевшись, он пришел в ужас — вокруг себя увидел он множество гадов самого разнообразного вида, с злыми глазами, страшных и отвратительных. Но делать было нечего, он стал ждать. Долго ждал он. Наконец, видит: на своде появилось что-то мокрое, что-то вроде блестящей слизи, и вот понемногу стала навертываться капля, чистая, как слеза, и прозрачная. Казалось, вот-вот она набухнет и упадет. Но едва только появилась капля, как уже все гады потянулись к ней и раскрыли свои пасти. Но капля, готовая капнуть, опять ушла.

Нечего делать, надо было опять ждать, ждать и ждать.

И вдруг снова увидел он, что мимо него, чуть не касаясь щек его, потянулись кверху змеи, и гады разинули пасть свою. На мальчика нашел страх — вот-вот, он думал, все эти твари бросятся на меня, вонзят в меня свои жала и задушат меня; но он справился с своим ужасом, тоже потянулся кверху, и — о чудо! Капля живой воды капнула ему прямо в раскрытый рот. Гады зашипели, подняли свист, но тотчас же посторонились от него, как от счастливца, и только злые глаза их поглядели на него с завистью.

Мальчик недаром проглотил эту каплю — он стал знать все, что только доступно человеческому пониманию, он проник в тайны человеческого организма и не только излечил своих родителей, стал могуществен, богат, и слава о нем далеко прошла по свету».

— И только-то? — спросили дети.

— А чего же вам еще? — возразил Тургенев,— ну, на этот раз с вас довольно. Завтра начну вам рассказывать длинную сказку, только дайте подумать.

Замечу только, что отношения Тургенева к детям были самые нежно-заботливые, отеческие. Не раз он экзаменовал их и не раз приводил им в пример бедных крестьянских мальчиков, если замечал в них какой-нибудь каприз, недовольство или нетерпение. Самые сказки о «Живой капле» и «Самознайке» в устах его имели педагогическую цель; он рассказывал их не просто ради приятного препровождения времени, и, смею думать, сказки эти оставляли кое-какие следы в уме детей: по крайней мере старший сын далеко уже не так часто говорил, что он знает то или это, до того прозвище Самознайки показалось ему обидным.

Тургеневский ежегодник 2015 года/ Сост. И ред. – Л.В. Дмитрюхина, Л.А. Балыкова.- Орел: Издательский Дом «Орлик», 2016.

План

Биография

Сказки сюжет плюс поэтика, образы, связь с мифами и фольклором. Выразительные особенности, дидактика.

Притча о лягушке

Самознайка

Капля жизни

Степовик

Последний колдун – творческая история. Дидактика

Иван Сергеевич Тургенев — истинно выдающийся русский писатель. Тургенев – поэт, драматург, автор 83 произведений редчайшего в русской литературе жанра – стихотворений в прозе. Он известен как талантливый сотрудник многих русских и зарубежных газет, и журналов середины девятнадцатого столетия. Но мало кто знает, что Тургенев писал ещё и замечательные сказки.

Классик русской литературы Иван Сергеевич Тургенев ни в 19, ни в 20 веке не был известен в России как сказочник. Дело в том, что сказочные произведения писателя были известны как устные импровизации и отрывки из его писем к французским друзьям, в 1970 году опубликованные за рубежом и относительно недавно переведённые на русский язык.

В 2005 году в г. Орле увидело свет прекрасное подарочное издание «Сказки», книга издательского дома «Орлик», которая долгое время казалась несбыточной мечтой работников Музея И.С. Тургенева в Орле. Осуществить давнюю мечту музейных работников и тех читателей, которые слышали о Тургеневе-сказочнике, но не читали его сказок, смогли директор ООО издательского дома «Орлик» Александр Владимирович Воробьёв, заведующая Орловским литературным музеем, старший научный сотрудник Музея И. С. Тургенева, Людмила Анатольевна Балыкова.

В этом замечательном сборнике три части:

Часть 1 – «Сказочные импровизации».

В неё входят 3 сказки и 3 стихотворения.

Сказки:

«Сказка о серебряной птице и зелёной лягушке»;

«Капля жизни»;

«Самознайка».

Стихотворения:

«Синица»;

«Жил-был некакий мальчишка»;

«Гроза промчалась».

Часть 2 – «Удивительные истории».

В неё входят 1 сказка, 2 стихотворения и 1 рассказ.

Сказка:

«Степовик».

Стихотворения:

«Лесная тишь»;

«Перед охотой».

Рассказ:

«Перепёлка».

Часть 3 – «Переводы волшебных сказок».

В неё входят 2 сказки и 1 стихотворение.

Сказки:

«Синяя борода»;

«Волшебница».

Стихотворение:

«Садовник».

Иван Сергеевич Тургенев родился 9 ноября 1818 г. в дворянской семье в городе Орле. Детские годы он провёл в богатой усадьбе матери Спасское — Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии.

Любовь к сказке родилась у Тургенева ещё в детстве. Правда, таких книг, как сегодня, в то время было немного. Но именно впечатления детства впоследствии лягут в основу творчества.

Запомнились Ивану Тургеневу приезды в дом самого русского поэта В. А. Жуковского, который представал перед ним на домашней сцене в роли волшебника в длинном плаще и в колпаке с золотыми звёздами. Как чудо являлись Ване сказочные персонажи из старинных рассказов про колдунов, разбойников, оборотней.

Вероятно, сказки рассказывала почитаемая в доме Тургеневых няня Наталья Васильевна.

В доме Тургеневых любили книгу. Известно, что в библиотеке Тургеневых сохранилось издание сказок народов мира на французском языке. Маленького Тургенева особенно притягивала «библиотечная», где «стояли запыленные шкафы домашней работы».

В наше время сохранились воспоминания друга Тургенева Полонского, который рассказывал, как писатель Летом 1881 года, в последний приезд писателя на родину в Спасском было многолюдно. Гостями его в это лето, как, впрочем, и всегда, когда он бывал здесь, были многие друзья писателя, имена которых были уже всеобще известными. В это лето приехали к Ивану Сергеевичу его друзья Полонские, в семье которых было трое детей.

В своих воспоминаниях Яков Петрович Полонский очень интересно рассказал о том, что «дети вообще любили Тургенева и обращались с ним иногда без всякой церемонии, готовы были теребить его и за нос, и за бороду, и всегда он им что-нибудь рассказывал», часто лежа на большом удобном диване, получившем прозвище «Самосон». Дети не давали ему отдохнуть, но он был настолько терпелив, относился к ним с таким большим пониманием, что никогда не делал им замечаний, не прогонял, а мужественно переносил все эти неудобства. Когда же видел, что отдохнуть не удастся, начинал рассказывать им только что придуманные сказки. Дети прекращали шалить и внимательно слушали Ивана Сергеевича, так как его сказки действительно были очень хороши.

Я. П. Полонский в своих воспоминаниях приводит в сокращении слышанные им лично от И. С. Тургенева две сказки: «Капля жизни» и «Самознайка». Последнюю Тургенев сочинял и рассказывал в несколько приёмов и детям, и взрослым.

Сказки весьма лаконичны, но поучительны и ярки.

Капля жизни

Повествует о храбром мальчике, у которого случилось несчастье: у него заболели отец и мать. Однажды кто-то ему сказал, что есть пещера, в которой каждый год появляется капля чудодейственной воды, что может исцелять не только недуги телесные, но и душевные.

Но пещера населена множеством гадов самого разнообразного вида, с злыми глазами, страшных и отвратительных. Храбрый малыш преодолевает смертельный страх, проходит мимо гадов, находит и проглатывает чудодейственную каплю, став обладателем всего, что только доступно человеческому пониманию. Он благодаря чувству человеколюбия и смелости проник в тайны человеческого организма и стал могуществен, богат, а слава о нём далеко пошла по свету.

Мораль: чтобы помочь близким, можно пройти через любые трудности.

Но эта сказка — небольшая устная импровизация.

Схожа с построением волшебной сказки

— описание испытаний, выпавших на долю героя

— в развязке побеждает добро

в сказках И.С.Тургенева присутствуют волшебные помощники: «Однажды кто-то и говорит ему…» («Капля жизни»)

Мифические образы – змеи

Сюжет интересующих нас волшебных сказок И.С.Тургенева строится на основе инициального ритуала: герой выезжает из дома, путь героя – ось повествования, конец – герой прибывает домой. Дом в волшебной сказке И.С.Тургенева – тот же ритуальный социум, сверхъестественные силы изымают человека оттуда и отправляют по магическому маршруту. Сказка, в силу специфики жанра, не располагает никакими топографическими сведениями, но безусловно одно – дорога ведет в потусторонний мир.

Здесь очень важны следующие моменты:

в волшебных сказках граница между “здешним” миром и “потусторонним” (домом и волшебным царством, жизнью и смертью) охраняема. Стражи границы (например, в сказке И.С.Тургенева «Капля жизни», — «множество гадов».

Время сказки, в том числе и сказок И.С.Тургенева «Капля жизни», «Самознайка», «Сказка о серебряной птице и желтой лягушке», неопределенное, так же, как и место. Как отмечает С.Б.Адоньева, сказочное повествование представляет собой «последовательность ситуаций, каждая из которых воспринимается как происходящая в данный момент.

сказка имеет свою специфическую поэтику. Тексты данного жанра строятся с помощью установленных традицией клише. Их мы обнаруживаем и в сказках И.С.Тургенева

— сказочная концовка, финал: «…и слава о нем далеко прошла по свету» («Капля жизни»);

— клишированное описание места действия:

«Пещера была каменная, с каменным растрескавтрескавшимся сводом» («Капля жизни»);

— использование общефольклорных эпитетов и сравнений: «бедный мальчик», «живая вода», «капля чистая, как слеза» («Капля жизни»); «бледен, как смерть», «несчастный брат» («Самознайка»), «злющая-презлющая», «чудесная песня» («Сказка о серебряной птице и желтой лягушке»); «крепкий сон» («Степовик») и др.;

— различные лексические повторы: «ждать, ждать, ждать» («Капля жизни»), «мало-помалу», «меньше, меньше, меньше», «пухнуть, пухнуть», «расти, расти», «строит, строит», «беда, большая беда» («Самознайка») и др.

здесь Тургенев следует традициям русской народной сказки: у него образ «капли жизни» восходит к «живой воде», воскресавшей мертвых. В его сказке именно знание становится подлинным кладом, обретение которого требует и терпения, и бесстрашия, и любви. Известно, что «Капля жизни» была сочинена для того, чтобы пробудить стремление к учению у детей Я.П.Полонского, гостившего в Спасском. Она развивает просветительские традиции Даля, Одоевского, Погорельского. Указанная сказка продолжает тему путешествия за знаниями.

Сказка писателя «Самознайка», как и «Капля жизни», имела педагогическую цель. И.С.Тургенев рассказывал не просто ради приятного препровождения времени. Сказка эта, по словам Полонского, оставляла след в уме детей: Замечу только, что отношения Тургенева к детям были самые нежно-заботливые, отеческие. Не раз он экзаменовал их и не раз приводил им в пример бедных крестьянских мальчиков, если замечал в них какой-нибудь каприз, недовольство или нетерпение. Самые сказки о «Живой капле» и «Самознайке» в устах его имели педагогическую цель; он рассказывал их не просто ради приятного препровождения времени, и, смею думать, сказки эти оставляли кое-какие следы в уме детей: по крайней мере старший сын далеко уже не так часто говорил, что он знает то или это, до того прозвище Самознайки показалось ему обидным.

«Сказка о серебряной птице и зелёной лягушке».

Сказка о том, как в конце небесного путешествия на хвосте серебряной птицы зелёная лягушка превратилась в жёлтую. В отличие от подобного сюжета в сказке В. Гаршина «Лягушка-путешественница», у Тургенева птица изначально наделена чертами существа необыкновенного. Она не только чрезвычайно добра, она ещё и удивительно красива – она вся отливает серебром. Особенно красив её длинный хвост, вызывающий зависть лягушке. Она живёт в ветвях высокого дерева, она витает в небе, поёт песни восходящему солнцу. И всё-таки она одинока и с готовностью спешит помочь лягушке вскарабкаться на дерево и увидеть открывающийся оттуда мир…

И чем же всё заканчивается? Фантастический ночной полёт лягушки на хвосте серебряной птицы заканчивается с наступлением зари. Лягушка отныне будет жить в грязном болоте, став еще более безобразной. А серебряная птица полетит к своему дереву и запоёт чудесную песню утренней зари.

Мораль: Принимай добро с благодарностью, а не со стремлением получить выгоду. «— Хочу вырвать пёрышко из твоего хвоста

и сделать из него себе украшение, — отвечала

лягушка и продолжала тянуть пёрышко к себе».

В качестве признаков, которые позволяют нам относить сказки И.С.Тургенева к промежуточным (маргинальным) между волшебными сказками и другими жанрами, выделяем следующие:

1. Ослабление оппозиции свой – чужой.

В текстах И.С.Тургенева чудовище не конкретизируется (подчеркивается его страшный внешний вид: «…множество гадов, самого разнообразного вида, с злыми глазами, страшных и отвратительных» («Капля жизни»), «…маленькая зелёная лягушка…злющая–презлющая» («Сказка о серебряной птице и жёлтой лягушке»), «зелёная женщина… на него зла» («Самознайка»). Заметим, что во всех этих вариантах уже внешний вид чудовища явно показывает его принадлежность к иному, нечеловеческому миру.

Второе существенное отличие сказки И.С.Тургенева от народной – это фактическое отсутствие отправки героини и поисков. Например, в произведении «Степовик» перемещение в иной мир отсутствует, вместо того автор называет точное место действия: «…бескрайние степи, что начинаются за Доном…».

Заметим, что и финал сказки у писателя может быть неблагополучным. Примером служит «Сказка о серебряной птице и жёлтой лягушке»: «… лягушка так струсила, что из зелёной стала совсем желтой… И осталась такой на всю жизнь».

2. Ироническое отношение к сказочному сюжету и героям.

Сюжет сказок И.С.Тургенева вполне соответствует традиционному, однако отношение рассказчика к описываемым событиям явно ироническое. Это проявляется и в характеристике героя, и в мотивировке его поведения: «Его тотчас же … вытащили из кучи, всего выпачканного в вишнёвом соку, с си-зыми губами и полным животиком» («Самознайка»); «…болото было таким грязным и лягушка так струсила, что из зелёной стала совсем желтой…» («Сказка о серебряной птице и жёлтой лягушке»).

Персонажи:

  • использование имен героев (например, в сказке «Самознайка» даны прозвища: «Первого из них звали Самознайкой… Другого мы будем называть просто – Рассудительный»),
  • нестандартный (неволшебный) помощник («дряхлый садовник» в сказке «Самознайка»).

Самознайка

«Самознайка». «Жили – были два мальчика – два брата», один из которых, по имени Самознайка, был самоуверен, хвастлив, а потому часто лжив. Второй, по имени Рассудительный, был вдумчив, рассудителен, иногда мнителен. Самознайка ни над чем не задумывался. Как только назревала новая неразрешенная ситуация, он выкрикивал: «О, я знаю, я сумею, я найду» и т. д. И естественно, у него ничего не получалось, так как он никогда ни о чём не задумывался, и все действия его получали характер легкомысленного хвастовства. Над ним потешались вслух, его стыдили, пытались усовестить, но тщетно: Самознайка был неисправим. Дошло до того, что, не желая быть уличённым в незнании ответа на вопрос, что же это за шестая часть света, о которой он говорит, мальчишка, не раздумывая, ответил: «География».

Над этой-то концовкой и хохотали слушатели Ивана Сергеевича, среди которых был и Лев Николаевич Толстой…

У брата Самознайки, Рассудительного, всё ладилось, всё ему удавалось, так как он был честен и вдумчив. А что же было в сказке, как разворачивался сюжет, вы узнаете, прочитав сказку «Самознайка».

Особенности поэтики

«зелёная женщина… на него зла» («Самознайка»). Заметим, что во всех этих вариантах уже внешний вид чудовища явно показывает его принадлежность к иному, нечеловеческому миру.

использование мотивов, в меньшей степени характерных для жанра сказки (например, мотив получения денег и отправки в путешествие в сказке «Самознайка»);

Сказка писателя «Самознайка», как и «Капля жизни», имела педагогическую цель. И.С.Тургенев рассказывал не просто ради приятного препровождения времени. Сказка эта, по словам Полонского, оставляла след в уме детей. Прослушав ее, они боялись прослыть «Самознайкой», имя которого стало нарицательным. В похождениях незадачливого Самознайки настойчиво звучит излюбленный тургеневский мотив: самоуверенность, нежелание трудиться оборачиваются неволей. Здесь выразилось коренное убеждение писателя: безграмотный человек — все равно что слепой или безрукий, без знаний — нет свободы.

степовик это изящное прозаическая миниатюра, которую Тургенев написал на французском языке. История повествует о мужчине, который однажды в степи повстречал маленького человечка, сделанного из веток и травы. Сказка обрывается на моменте знакомства главных героев, так что нам никогда не удастся узнать, чем она закончилась, и какова мораль…в этом произведении мы видим мифологическое начало. Степовик — это дух хозяин степи в русской мифологии.

188170 html b816b940ba7262aa

188170 html cdc25dcb156799ac

Произведения И.С.Тургенева «Капля жизни», «Степовик», «Самознайка» и «Сказка о серебряной птице и желтой лягушке» схожи с народными сказками с точки зрения их назначения: они создавались, прежде всего, с целью развлечения, хотя и имели воспитательные цели.

Последний колдун

Пьеса-сказка И. С. Тургенева ≪Последний колдун≫

(1867 г.) представляет собой либретто оперетты-фантазии,

музыку которой сочинила французская певица, композитор и музыкальный педагог Полина Виардо. В своё время постановка оперетты на сценах Баден-Бадена,

Веймара и Карлсруэ стала уникальным опытом сотрудничества двух гениальных авторов. В своей сказочной фантазии автор обращает читателя к миру природы, который

видится ему ≪целым миром чудес≫.

Иван Сергеевич не только соглашается написать либретто, но и обещает принять участие в будущем спектакле как актер — исполнителей-мужчин в школе Виардо не хватало. Петь, правда, он не мог, но по всем другим статьям подходил идеально. Да и опыт усадебного театра в Спасском пригодился.

Внимательно вглядываясь в текст, я обнаружил его удивительное сходство с сюжетом …шекспировской «Бури». Действительно, и тут, и там в центре образ немолодого волшебника, у обоих — молоденькая дочка, которая чудесным способом встречает свою первую любовь к принцу, и тут, и там — слуга-оборотень, и еще немало сближений. При этом, конечно, многое разнится. Главное отличие в том, что Просперо у Шекспира полон волшебных сил, а Кракамиш утратил свое былое могущество и ищет способ его вновь обрести. К финалу же оба волшебника приходят к осознанию простой истины: надо быть Человеком, просто человеком, и тогда не понадобится ни волшебный жезл, ни волшебная «ветвь Моли»!Начав с разных концов, оба автора приводят своих героев к сходному результату в финале.

«Буря» была последней сказкой Шекспира, говорят, имела весьма автобиографический подтекст. Тургенев тоже всё писал «из себя», недаром же сыграл Кракамиша и, по свидетельствам доброжелательных современников, весьма обаятельно и со знанием дела…

Орловский драматический театр имени Тургенева, единственный, носящий имя великого русского классика, вызвался поставить оперу-фантазию. Обозначилась главная проблема: где найти музыку Полины Виардо?! Мы знали, что она имелась когда-то в музее Веймарской оперы. Запрос дал отрицательный результат: Театральный архив в Карлсруэ в период Второй мировой войны был уничтожен, и вместе с ним погибли такие документы, как либретто, вокальные партии и партитура.

Помощь пришла из Канады, от тургеневеда Николая Жекулина. Непостижимым образом ему удалось переснять ноты «Колдуна» в одном из американских банков, где те, оказывается, хранились, и переслать их во Францию, в Париж. И вот уже директор и создатель Музея Тургенева в Буживале Александр Звигильский всю ночь стоит у копировальной машины и страницу за страницей копирует драгоценные значки, а затем срочно высылает чемодан с нотами в Россию, в Орёл, в Музей Тургенева.

Особенности поэтики

Сюжет оперетки очень не сложен. Где-то далеко, за тридевятью землями, живет в большом лесу колдун, по прозванию Кракамиш. Он был некогда очень могуч и грозен; но волшебство его выдохлось, сила ослабела, и теперь он едва перебивается, в поте лица добывая своим волшебным жезлом лишь насущное пропитание. Великолепные палаты, им воздвигнутые, понемногу съежились в желтую хижину; слуга его, великан и силач, способный ворочать горами, как сахарными головами, превратился в тщедушного и тупоумного карлика. Кракамишу этот упадок собственного значения еще потому особенно чувствителен, что у него дочь, по имени Стелла, которой он готовил блестящую будущность… В том же лесу обитают духи женского пола — эльфы; ими предводительствует царица. Эти эльфы — заклятые враги Кракамиша; им очень было не по нутру, что он вздумал поселиться в их родном лесу; но тогда они не могли этому воспротивиться; теперь же они всячески досаждают старику, бесят его, выводят его из терпения. В соседстве леса живет один царь; у него сын, принц Лелио, который часто ходит охотиться в этот самый лес. Царица эльфов взяла его под свое покровительство и хочет женить на Стелле, которую она полюбила, несмотря на то, что она дочь Кракамиша, — и, конечно, достигает своей цели.

Ив. Тургенев

Баден-Баден, 11 / 23 апреля.

Поскольку в создании этого утонченного поэтического произведения участвовали четыре нации — Россия, Германия, Франция и Италия (подлинно интернациональное произведение),—следует предполагать, что в нем скрыт высокий дипломатический смысл, особенно потому, что именно сейчас в Берлине было принято китайское посольство, а иначе в нем никакого смысла не найдете…»

Интертекст

…с веткой травы Моли́, уже известной грекам и упомянутой в Одиссее. — Моли — сказочная волшебная трава, вроде разрыв-травы в русских сказках. Она упоминается в десятой песне «Одиссеи»: Эрмий (Гермес) вручает эту траву Одиссею, чтобы он с ее помощью противостоял чарам Цирцеи.

И в заключение можно сказать, что безусловно сказки Тургенева несут дидактическую цель, также на страницах фантастических рассказов и сказок И.С. Тургенева оживают герои древнерусских преданий: Серебряная птица, Степовик, Русалка, леший. Тургенев в своих сказках хочет донести основный смысл жизни: главные человеческие ценности, без которых мир не мог бы существовать, — это любовь к ближнему, добропорядочность, стремление к знаниям.

«Детская книга – это весенний луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных в эту благодатную почву семян»

Список литературы:

  • «СТЕПОВИК» И.С.ТУРГЕНЕВА И ПЕРСОНАЖИ РУССКИХ БЫЛИЧЕК «Учёные записки»
  • Тургенев И.С. Сказки. Стихи и сказки для детей / Составитель, автор послесловия и переводчик двух сказок
  • Славянская мифология: Энциклопедический словарь. — М., 1995
  • Адоньева С. Б. Волшебная сказка в контексте традиционной фольклорной культуры. — Л.: ЛГУ, 1989.
  • Мелетинский. Е. М. От мифа к литературе. — М., РГГУ. 2000.

Психолог Бруно Беттельгейм известен как основоположник теорий, изучающих поведение людей в экстремальных условиях. Его труды по исследованию роли чтения в воспитании ребенка, об аутизме и мужском взрослении стали всемирными бестселлерами. Из 14 его работ на русский язык переведены несколько, о них и пойдет речь в этой статье.

Об авторе

Бруно Беттельгейм родился в 1903 году в Вене. Сын лесоторговца, он изучал историю искусства и литературы, в 1938 году получил степень доктора. В этом же году, после нацистской оккупации, был отправлен в концлагерь. В 1939 году был освобожден и эмигрировал в США. Работал преподавателем в колледже Рокфорда.

беттельгейм бруно о пользе волшебных сказок

В 1943 году опубликовал статью о существовании в фашистских лагерях, которая тут же стала знаменитой. После этого чуть ли не каждая опубликованная работа ученого становится общественным событием. В 1944 году получил место на кафедре психологии и одновременно был приглашен на место директора реабилитационной школы.

Работы ученого

Беттельгейм применил психоаналитический подход в воспитании детей. Свои исследования он отразил в книгах «Сбежавшие от жизни», «Не только любовь». Ученый искал методы терапии детских расстройств, которые позволили бы помочь ребенку с отклонениями стать активным членом общества. В его работах содержится много идей и для работы со здоровыми детьми.

бруно беттельгейм просвещенное сердце

Перу ученого принадлежат книги «Просвещенное сердце», «Дети мечты», «О пользе волшебных сказок», «Любим ли я», «Пустая крепость». Бруно Беттельгейм в буквальном смысле создал одну из своих книг, заучивая строчку за строчкой, в концлагере. Так была написана работа «Просвещенное сердце».

Книга по памяти

Два года Б. Беттельгейм провел в фашистских лагерях — в Дахау и Бухенвальде. Как свидетельствовал ученый, целью концлагерей была «ампутация личности» — формирование в человеке «идеального заключенного», который бы не рассуждал, а автоматически, не раздумывая, выполнял все команды надсмотрщика.

В течение двух лет Беттельгейм анализировал состояние и поведение окружающих его в лагере людей и сочинял в уме книгу, заучивая строчку за строчкой. Эта книга, со слов автора, защитила его от ужасов лагеря, помогла остаться человеком и спасла жизнь. Вышла она в 1960 году под названием «Просвещенное сердце».

Бруно Беттельгейм в своей работе изложил методологию превращения здорового человека в существо, лишенное личности. «Идеальные заключенные» очень похожи, ими легко управлять, тысячами таких существ может повелевать один человек.

Идеальный заключенный

Как утверждает Беттельгейм, по мере продвижения к этому состоянию у человека появляется амнезия. Реально для него только то, что происходит в лагере, а за пределами колючей проволоки мир не существует. Он начинает забывать имена родителей, родной город. Самое ужасное то, что он чувствует, что с ним что-то происходит, и это ускоряет разрушительный процесс. Обобщив основные стратегии подавления личности, Бруно Беттельгейм сформулировал и выделил ключевые стратегии, которые универсальны и, в общем-то, повторяются на различных уровнях жизни: от семьи до государства. В единый концентрат ужаса и насилия их собрали нацисты в концлагерях:

  • Бессмысленная работа. Заставлять людей совершать бессмысленную работу, таскать с места на место камни, рыть голыми руками ямы, — любимое занятие гитлеровцев.
  • Взаимоисключающие правила, нарушение которых неизбежно. Эти правила создают атмосферу постоянного страха и вынуждают людей договариваться с надзирателями в обмен на те или иные услуги.
  • Коллективная ответственность. В условиях, когда цена ошибки высока, все члены группы становятся друг другу надзирателями.

психоанализ волшебной сказки бруно беттельгейм

Последняя черта

Бруно Беттельхейм утверждал, что сначала человек переставал делать что-либо по своей воле. Выполнял приказы автоматически, без какой-либо избирательности. Заключенных, которые прекратили внутреннее сопротивление, видно сразу: они ходили, не поднимая при ходьбе ног, характерно шаркая. Затем человек смотрел только перед собой, и вскоре неизбежно наступала смерть. Задачи нацистов состояли в следующем:

  • Заставить человека поверить в то, что от него ничего не зависит — создание непредсказуемой обстановки, в которой невозможно что-либо планировать, заставляя жить по инструкции и пресекая любую инициативу.
  • Заставить делать вид, что люди ничего не видят и не слышат. Читая «Просвещенное сердце» Бруно Беттельгейма, понимаешь, что такие ситуации нередки и сейчас. Например, автор описывает, как эсэсовец избивает заключенного, а мимо проходящая колонна резко ускоряется. Все дружно отвернули головы в сторону и ускорились, показывая всем свои видом, что не заметили происходящего. Это происходит также и в семьях, где есть насилие. Кто-либо из родственников все понимает и видит, но делает вид, что ничего не знает.
  • Заставить людей переступить последнюю черту. У каждого человека есть внутренняя черта, из-за которой нет возврата. Необходимо сознавать, где она проходит, и даже под страхом смерти не преступать ее. Иначе дальнейшая жизнь становится бессмысленной.

пустая крепость бруно беттельгейм

Выживали лишь те, кто оставил за собой право выбирать. Собственное отношение к происходящему — последняя, в условиях лагеря, но самая важная человеческая свобода. То есть человек живет только до тех пор, пока хочет жить.

О пользе волшебства

Новым значительным успехом стала книга Бруно Беттельгейма «Психоанализ волшебной сказки», опубликованная в 1973 году, и «Сносные родители», вышедшая в печать в 1987-м. Работа «Психоанализ сказки» была включена в 25 лучших книг по психоанализу. Эта замечательная и очень важная работа. Здесь ученый пишет, что детские книги предназначены либо для развлечения, либо для того, чтобы научить детей читать.

«Ничто не обогащает и не удовлетворяет детей так, как волшебные сказки», — пишет Бруно Беттельгейм о пользе волшебства. Сказки возбуждают любопытство, стимулируют воображение, притягивают внимание, и такая литература развивает умственные способности, помогает лучше разбираться в собственных эмоциях и навести порядок в своем внутреннем доме.

бруно беттельгейм

Сказки позволяют ребенку понять, что у его психологических затруднений есть решения. Их предлагает любой сказочный персонаж: Золушка, Мальчик с пальчик, Красная Шапочка. Они полны уверенности и решаются на опасные дела, не зная, что их ждет впереди. Им не знакомо чувство разлуки, тревоги. Сказки способствуют развитию ребенка, он может перенести свои чувства на любого из героев, например выплеснуть агрессивность на злую мачеху, уверен доктор Бруно Беттельгейм.

Польза волшебных сказок заключается в том, что они заставляют малышей переживать незамысловатые приключения героев, дети создают реальность, с которой потом могут справиться. С помощью чудесного сказки восстанавливают душевное равновесие, а иногда и исправляют нарушения в поведении.

Диалоги с матерями

Книга «Любим ли я», опубликованная в 1962 году, написана в формате вопрос-ответ. В этой замечательной книге собраны беседы с родителями на семинарах доктора Беттельгейма. Автор обращается в равной степени и к отцам, и к матерям.

Все родители хотят, чтобы ребенок вырос свободной, сильной личностью, и в то же время навязывают ему свое мнение. Зачастую случается так, что родители не сходятся в том, что они хотят от ребенка, и тогда все их усилия в воспитании напрасны. На основе опыта работы с подростками и как отец троих детей, доктор Беттельгейм подробно объясняет, как действовать в той или иной ситуации, с которой родители сталкиваются ежедневно.

Универсальные теории, приведенные в других работах, слишком общие либо допускают такое количество вариантов решения проблемы, что родители теряются и не знают, как действовать в том или ином случае. Автор приводит конкретные примеры и дает советы, как родителям вести себя.

беттельгейм бруно книги

Зачастую за поведением ребенка кроется что-то большее. Как найти причину такого поведения? В пособии для родителей доктора Беттельгейма можно найти ответы на самые различные вопросы, шаг за шагом, вопрос за вопросом он помогает родителям добраться до «корня проблемы», тогда правильное решение приходит спонтанно.

В 1944 году Б. Беттельгейм возглавил клинику для детей с нервными расстройствами и психологическими травмами. Если разрушительные условия жизни дезинтегрируют личность, то благоприятная среда делает обратное. Воплощая свои идеи, Беттельгейм превратил школу в одно из образцовых учреждений коррекционной направленности.

Природа аутизма

Наибольшую известность доктору Беттельгейму принесла книга «Пустая крепость» о лечении детей, страдающих аутизмом. Вышла она в 1967 году, получила широкое признание среди специалистов. Хотя сама теория считается устаревшей и ошибочной, но будет интересна специалистам как пример определенного этапа в истории изучения аутизма.

Критика и отзывы

Доктор Беттельгейм ушел из жизни в 1990 году как непревзойденный врачеватель человеческих душ. Прошло немного времени, и в «Нью-Йорк Таймс» вышла разгромная статья психоаналитика Р. Экстайна, что Беттельгейм превратил детскую школу чуть ли не в концлагерь. Обвинение казалось немыслимым, но на издание обрушились свидетельства бывших пациентов клиники и их родителей. Неизвестно только, почему они столько лет молчали?

польза от волшебства бруно беттельгейма

Другие, напротив, утверждали, что доктор Беттельгейм — образец добропорядочности и профессионализма. Волна критики заставила специалистов внимательнее присмотреться к трудам доктора Беттельгейма. Результаты оказались плачевными. Он утверждал, что достиг 85 % излечения аутизма, но на самом деле таких результатов не удавалось достичь ни до него, ни после.

Внимательный анализ школы показал, что диагноз «аутизм» доктор Беттельгейм ставил сам, по критериям, известным только ему, и во многих случаях речь шла о детях, страдающих эмоциональными расстройствами. Критически ученые, конечно, отнеслись к книге «Пустая крепость». Справедлива эта критика или нет, судить специалистам. Но, несмотря на противоречивые факты из биографии доктора, книги Бруно Беттельгейма достойны прочтения, потому что его опыт как ученого бесценен.

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 15-31.

УКМ «Школа России»

Ответы на вопросы раздела «Устное народное творчество»

1. Что такое устное народное творчество? Расскажи, используя опорные слова.

К устному народному творчеству мы относим произведения, автором которых является народ. Такие произведения сочинялись во все времена, и раньше передавались из уст в уста.

В этих произведениях люди выражали свою мечту о счастье.

К устному народному творчеству относятся малые фольклорные произведения, в том числе сказки. Сказки бывают волшебными, бытовыми и о животных.

В волшебных сказках всегда есть волшебные предметы и сказочные превращения.

2. Какие виды народного творчества ты знаешь?

Заклички, песни, потешки, скороговорки, пословицы, загадки, сказки.

3. Составь список книг, которые можно поместить на выставке «Народное творчество».

Список книг для выставки устное народное творчество:

  1. Русские народные сказки.
  2. Русские волшебные сказки.
  3. Русские бытовые сказки.
  4. Русские сказки о животных.
  5. Сборник «Народные песни».
  6. «100 пословиц и поговорок».
  7. Сказки народов России.
  8. «Пословицы и поговорки о временах года».
  9. «Лучшие детские загадки о животных».
  10. «Считалки и скороговорки для детей».

4. Подготовь рассказ об одном из народных промыслов России (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка). Возможно, в том месте где ты живёшь, развит какой-то другой вид народного искусства. Подготовь сообщение о нём, предварительно составь план своего рассказа.

Примеры рассказов о каждом из этих народных промыслов можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Дополни текст заклички:

Бабочка, бабочка, сядь на ладошку —

Сядь на цветок — принеси нам медок.

Жаворонки, жаворонки, прилетите к нам!

Принесите нам тёплую весну и солнце!

6. Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов «Весна-красна!

Пример заклички про весну для 3 класса

Весна-красна! Приходи к нам быстрей!

Яркое солнышко, свети нам теплей!

Милый дождик лей, лей сильней!

Мы станцуем вам быстрый хоровод

Чтобы меньше было у людей хлопот! 

Приходи скорее в гости к нам весна!

Красно солнышко горит и весна красна!

7. Собери пословицы на стр. 53 в учебнике. Восстанови загадки на стр. 54.

Пример выполнения этого задания смотри в ответах на вопросы учебника к этому разделу по ссылке.

8. Придумай свои загадки к словам: лёд, снег, весна, листья, дождь, лес, подсолнух.

Примеры загадок к словам для 3 класса

Между снегом и водой

Он бывает голубой.

(лёд)

Солнце на земле растёт — 

Кто захочет, тот сорвёт!

(Подсолнух)

Он не море и не поле — 

Для деревьев он раздолье!

(Лес)

Под деревьями трава, 

А на дереве ….

(Листва)

С неба звёздочки летят,

Только губы холодят.

(Снег)

Если он идёт стеной — 

Это значит проливной.

(Дождь)

Тает снег, бегут ручьи. Прилетели вновь грачи.

Значит кончилась зима. Значит к нам пришла …

(Весна)

9. Определи, какое слово лучше всего раскрывает понятие «докучать».

Это понятие лучше всего раскрывает слово «Надоедать».

10. Прочитай докучную сказку про журавля. Как она начинается? Найди повторяющиеся слова, выражения. Какими словами заканчивается сказка?

Сказка начинается словами: Слушайте, послушайте!

Повторяющиеся слова: ноги, хвост, увязнет, вытащит.

Сказка заканчивается словами: Хороша ли моя сказочка?

10. Попробуй сочинить докучную сказку.

Примеры оригинальных докучных сказок можно посмотреть, перейдя по ссылке.

11. Раздели текст сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка на смысловые части. Выпиши опорные слова. Озаглавь части. Можно ли твою запись считать планом? Докажи.

План сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

12. Сколько раз повторяются слова «Солнце высоко…»? Какие ещё слова повторяются?

Слова «Солнце высоко…» повторяются в сказке три раза.

Также повторяются слова: «Не пей, братец»,  и призыв Иванушки: «Выплынь, выплынь на бережок».

13. Раздели сказку «Иван-царевич и серый волк на три части. Озаглавь их.

Пример разделения сказки на три части можно посмотреть в ответах на вопросы учебника, перейдя по ссылке.

14. Как ты понимаешь выражение «Синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает»? Какую картину ты себе представляешь?

Это выражение описывает скорость передвижения волка. 

Я представляю такие картины:

Леса пробегали мимо глаз с такой скоростью, что казались синими.

От помахивания хвоста на бегу по воде озёр идут волны.

15. Каким был Иван-царевич?

Он был добрым, смелым, решительным и мужественным. Он не был хитрым, потому что всё время попадался. Он был исполнительным и трудолюбивым, потому честно сторожил яблоки. Он не был глупым, но и умным его нельзя назвать.

16. Сравни сказку, иллюстрации Билибина и репродукции картин Васнецова. Какое настроение создают? Запиши свои мысли используя опорные слова.

Пример сравнения картины Васнецова и иллюстрации Билибина можно посмотреть, перейдя по ссылке.

17. Рассмотри произведения изобразительного искусства. Выпиши их названия и распредели на группы.

Портрет: Аргунов «Портрет Шереметьева», Маковский «Алексеич».

Пейзаж: Ге «Мост в Вико», Шишкин «Дубы».

Натюрморт: Ван Гог «Натюрморт с гладиолусами», Серебрякова «Натюрморт с кувшином».

18. Найди в сказке «Сивка-бурка» зачин.

Зачин: «Жил-был старик, и было у него три сына».

Мы сразу узнаём, кто будет героями сказки.

19. Составь таблицу сказочных зачинов. 

Жили-были: «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и серый волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

В некотором царстве, в некотором государстве: «Царевна-лягушка», «Медное, серебряное и золотое царства»,  «Каменное царство».

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве: «Сказка о золотом петушке».

Ехал однажды мужик с базара: «Мудрая девушка».

20. По каким признакам можно определить волшебную сказку?

Выбираем: Чудеса и превращения, волшебные слова, волшебные предметы, троекратные повторы.

Дополняем: волшебные существа, сказочный мир, борьба добра со злом.

21. Вспомни сказку в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.

Вспомним сказку «Вещий сон». В ней используются сразу три волшебных предмета из этого списка.

Её главными героями являются Иван, Царевич и Елена Прекрасная.

Иван не хотел рассказывать вещий сон и Царевич бросил его в темницу. Сам Царевич поехал свататься к Елене Прекрасной, а Иван набрал одиннадцать товарищей и поехал следом.

По дороге он забрал у спорящих старичков шапку-невидиму, сапоги-скороходы и ковёр-самолёт, и с их помощью помог Царевичу отгадать загадки Елены.

Царевич успешно женился и вернулся домой.

В этом и состоял вещий сон, увиденный Иваном.

22. Рассмотри иллюстрацию Васнецова на стр. 43 учебника. К какому эпизоду сказки можно её отнести?

Это эпизод третьего прыжка Сивки-Бурки. Иван допрыгнул до Елены и снял перстень.

Герои очень красивые, как я их и представляла.

23. Придумай свои вопросы по содержанию сказки «Сивка-бурка».

Двадцать вопросов по содержанию сказки и ответы к ним можно посмотреть, перейдя по ссылке.

24. Как бы ты сказал, что такое сказка?

Сказка — это литературное или народное произведение, которое изображает всё чудесное, необычное, волшебное. В ней всегда добро побеждает зло.

25. Какие признаки волшебной сказки ты можешь назвать?

Чудесные превращения, троекратные повторы, зачин, концовка, присказка, сказочные помощники, невероятные события.

26. Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах:

Бытовые сказки: «Каша из топора», «Умная внучка», «Как Иванушка-дурачок дверь стерёг».

Сказки о животных: «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Петушок и бобовое зёрнышко».

Волшебные сказки: «Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»

27. Сравни произведения художников Билибина и Васнецова. Составь рассказ об одном из них. Запиши план рассказа.

Пример рассказа о художниках Васнецове и Билибине можно посмотреть в ответах на вопросы  учебника к этому разделу, перейдя по ссылке.

План рассказа о художнике для 3 класса

  1. Годы жизни.
  2. Как стал художником.
  3. Самые известные картины.
  4. Моя любимая картина.
  5. Впечатление от картины.

28. Сочини свою волшебную сказку.

Пример самостоятельно мной придуманной волшебной сказки можно посмотреть, перейдя по ссылке.

29. Говорят, что сказка — добрым молодцам урок. Чему тебя учат сказки?

Сказки учат: отличать добро от зла; совершать хорошие поступки; быть находчивым и смелым; быть мудрым, отзывчивым, честным; понимать, что такое настоящая дружба; сравнивать героев.

1

Сценарий мероприятия для 3 класса

«Знатоки русских народных сказок»

Цель: — повторить и систематизировать знания о
сказках.

— обобщить знания о
сказках;

Задачи:

— учить детей
узнавать героев сказок;

— формировать умение
воссоздавать художественные образы,

— развивать
творческое воображение, ассоциативную память;

— развивать речь,
мышления, воображения; любознательность, смекалку, уметь догадываться, строить
предположения, делать выводы, отвечать на вопросы, слушать товарищей, работать в
группе.

— воспитывать любовь
к сказкам, творчеству детских писателей, к русским народным сказкам и сказкам
других народов, устному народному творчеству;

— воспитывать
культуру поведения и чувства взаимопомощи и ответственность каждого за успех
команды.

Оборудование:

Ø иллюстрации к
сказкам;

Ø рисунки ребят;

Ø выставка книг

Ø цветик-семицветик,

Учитель: Затей у нас большой запас! А для кого они? Для
вас!

                  Мы
знаем, вы любите игры,

                 
Песни, загадки и пляски.

                  Но
нет ничего интереснее,

                  Чем
наши волшебные сказки.

    Добрый день,
дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами, чтобы узнать, кто же из вас станет
«Лучшим знатоком сказок». Все мы родом из детства. А детство — это первые
радости, ласковые колыбельные песни, самые лучшие в мире сказки. Сказка – это
литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном,
волшебном. В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное, доброе всегда
побеждает. Она несет в себе элемент нравоучения. Сказка получила свое название
от слова сказ. Сказ – это устный рассказ, повествование, сообщение, которое
передается из уст в уста. А кто такой сказочник?

Сказочник –это тот, кто сказывает сказки, знает их
много…»

Учитель: Скажите, чем сказка отличается от других произведений?

(В сказках много
волшебства, фантазии; растения и животные могут говорить, с ними происходят
необычные приключения; есть добрые и злые силы…)

Учитель: Сказки бывают разных жанров: бытовые, о
животных и волшебные сказки.

Бытовые сказки — это
сказки о быте и жизни людей.(Примеры).

В сказках о животных
главные герои- животные. (Примеры).

Волшебные
сказки-сказки с волшебными предметами. (Примеры).

Что всегда побеждает
в сказках?

Учитель: Ребята, а кто пишет сказки?

(Сказки, которые
сочинил народ, называются народными, а если у них есть автор, то это авторские,
литературные сказки)

Учитель: Как вы думаете, для чего пишут сказки? Чему
сказки могут научить?

(Доброте, любви,
смекалке, отваге, не бояться трудностей и т.д)

Учитель: В сказках собрана народная мудрость. Каждая
сказка обогащает нас жизненным опытом, учит добру и справедливости.

Деление на команды.

Учитель: А какая же команда да без названия?! Я вам
предлагаю выбрать название, используя волшебный цветок. А какой, вы узнаете,
отгадав загадку.

Женя, дёрнув
лепесток,

Говорила: «На восток,

Север, запад, и на юг

Ты лети, закончив
круг,

Сделай чудо,
лепесток!»

Как волшебный звать
цветок? (Цветик-семицветик)

Командиры команд
выберите любой лепесток и прочитайте название вашей команды.

        Итак, сегодня
в мероприятии по литературному чтению «Знатоки русских народных сказок» участвуют
команды ……..

А кто же будет
выявлять самую начитанную команду? Конечно же это судьи.

И сегодня самую
начитанную команду будут выявлять  судьи ….

И так, мы начинаем!

                                                                                            
I.           
Конкурс «Узнай
сказку по отрывку»

Учитель: Я буду читать вам отрывки из  сказок, а вы
должны угадать, что это за сказка и дать ее полное название.

1.Жили-были лиса да заяц. У лисицы была
избёнка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна-красна — у лисицы избушка
растаяла, а у зайчика стоит по-старому.  (Русская народная сказка «Лиса,
заяц и петух».)

2.Тут в избушке углы затрещали, крыша
зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, прямо к царю…” (“По
щучьему велению”.)

3. “А ты, красна
девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их
схорони, и никогда не забывай! Каждое утро косточки водой поливай!”
(“Крошечка – Хаврошечка”.)

4.«… Сестрица моя,
Выплынь, выплынь на бережок!
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!…» (Братец Иванушка)

5. –Я-Мышка-норушка, а ты кто?

– А я – Лягушка-квакушка.
(Ответ: «Теремок»)

6.– Поешь моего
простого киселька с молочком. Девочка поела и «спасибо» сказала. Речка и
прикрыла её бережком.( «Гуси-лебеди»)

                                                                                    
II.           
Конкурс «Продолжи
название сказки»

Учитель: Каждой команде читаются первые слова сказки.
Ваша задача продолжить это название.

1.Кощей  …
(Бессмертный)

2. Баба … (Яга)

3. Крошечка … 
(Хаврошечка)

4. Василиса ..
(Прекрасная)

5. Царевна …
(Лягушка)

6. Сестрица Аленушка
и … (Братец Иванушка)

7. Маша и (медведь)

8. Лиса и … (волк;
хаяц и т.д.)

                                                                                                      
III.           
Конкурс «Волшебные
вещи»

Учитель: Героев вы знаете, а вот узнаете ли вы из каких
сказок эти предметы, и кому они принадлежат?

1.    
Игла (кощея Бессмертного)

2.    
Стрела (Царевна – лягушка)

3.    
Печка (По щучьему веленью)

4.    
Топор (каша из топора)

5.    
Репка (Репка)

6.    
Кувшин (Лиса и журавль)

                                                                                     
IV.           
Конкурс «Узнай
героя по описанию»

Учитель: Условия нового конкурса таковы: представьте
себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней
не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Я буду  вам читать
словесное описание портретов героев ваших любимых сказок. Вы должны отгадать о
каком герои идет речь,  и нарисовать этого героя. (от каждой команды по 1-2участника)

1.    
Тощий старик, который
прятал секрет своей жизни в сундуке?  (Кощей Бессмертный)

2.    
Пожилая колдунья, которая
передвигается по воздуху в необыкновенном аппарате. (Баба Яга)

                                                                                                
V.           
Конкурс «Сказочная
викторина»

Учитель: Пока наши художники рисуют сказочного героя, команды ответят на вопросы
викторины. На доске прикреплен цветок, на лепестках которого написаны вопросы
викторины. Участники команд подходят и отрывают по одному лепестку, читают
вопрос и отвечают на него. (Если участник затрудняется ответить, то ему
помогает команда). За правильный ответ – 1 балл.

1.    
Назовите сказки,
героями которых являются звери.

2.    
Где находится смерть
Кощея? (В яйце)

3.    
Кто унес мальчика к
Бабе Яге? (Гуси-лебеди)

4.    
В какой сказке мальчик
превратился в козленка и почему?

5.    
Назовите героев сказки
«Теремок».

6.    
Какое мужское имя чаще
всего встречается в сказках? (Иван).

7.    
Как звали трех
поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)

8.    
Кто и с кем устроил
такой дележ: «Мне вершки, а тебе корешки». (Мужик и медведь)

9.    
Назовите кличку собаки
из сказки «Репка». (Жучка)

10.
Жилище бабы Яги?
(Избушка)

11.
Кто так говорил и из
какой сказки?

«Вижу, вижу!

Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке, неси дедушке!» (Машенька. «Машенька и медведь»)

12.
Кто любил похвастаться
и за это поплатился своей жизнью? (Колобок)

13.
Кто так говорил и из
какой сказки?

«Ку-ку-ре-ку! Несу косу на плечо,

Хочу лису по сечи,

Пошла лиса вон.»   (Петух из сказки «Лиса и заяц»)

14.
«Съешь моего ржаного
пирожка…
– Не стану я ржаной пирог есть!
У моего батюшки и пшеничные не едаются!»
(Печка, девочка.  Русская народная сказка «Гуси-Лебеди»).

                                                                                                                  
VI.           
Конкурс «Телеграмма»

Учитель: Ребята, к нам в класс пришли телеграммы от героев известных вам
сказок. Я буду вам зачитывать их, а вы говорите, кто их прислал.

1.    
«Приехать к вам не
смогу, мой хвост примерз в прорубе» (Волк из сказки «Волк и лиса»).

2.    
«Очень хотела к вам
приехать, но мышка бежала, задела хвостиком яичко, оно покатилось и разбилось.
Я осталась утешать деда и бабу». (Курочка ряба из сказки «Курочка ряба»)

3.    
«Приехать к вам не
могу, мой брат превратился в козленка», (Аленушка из сказки «Сестрица Аленушка
и братец Иванушка»)

4.    
«Я хотела к вам
приехать, но волк съел моих козлят». (Коза из сказки «Волк и семеро козлят»)

5.    
«Приехать к вам не
смогу, так как зарезали мою коровушку».  (Крошечка-Хаврошечка из сказки
«Крошечка-Хаврошечка»).

6.    
«Хотел к вам приехать,
но надо лису из своей избушки выгонять» (Заяц из сказки «Лиса и заяц»)

                                                                                               
VII.           
Конкурс «Шапка-невидимка»

Учитель:  А это шапка-невидимка. Она скроет все, что под ней находится. Вот
сейчас под ней спрятались сказки. Попробуем вместе их отгадать.

.Красна девица
грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка   (Снегурочка)

В землю села она
крепко.
Одному не справиться,
И поэтому за дедом
Хвост длннющий тянется.   (Репка)

Летела стрела
И попала в болото,
А в этом болоте
Поймал ее кто-то.
Кто, распрощавшись с зеленою кожей.
Сделалась мигом красивой, пригожей?  (Царевна-лягушка)

Нет ни речки, ни
пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка).

Отворили дверь
козлята,
И пропали все куда-то. (Волк и семеро козлят).

Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Отгадайте без подсказки.
Из какой ушел я сказки? (Колобок).

Учитель: Пока жюри подводит итоги, вашему вниманию
предлагаю посмотреть инсценированную сказку «Репка», которую для вас
приготовили ребята.

Учитель: Я благодарю за участие в этом конкурсе всех
участников, за то, что вы показали неплохие знание о русских народных сказках.

Я уверена, что вам
ещё не раз захочется перелистать великолепные страницы этих сказок!

Учитель: Наш юный друг! Бери с собой в дорогу

                  
Своих любимых сказочных друзей.

                   В
заветный час они тебе помогут

                  
Найти мечту и сделать жизнь светлей.

Конспект комплексного занятия
по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе

«Путешествие в сказку»

Цель:
Обобщить знания детей о русских народных сказках.

Обучающие задачи: учить узнавать отрывки и героев из сказок; учить осмысливать и
оценивать характеры и мотивы поступков героев; учить узнавать отрывки и героев
из сказок; обогащать словарный запас через решение проблемных ситуаций.

Развивающие задачи: развивать
речевую активность детей через устное народное творчество; развивать речь,
воображение, фантазию, мышление, зрительное восприятие; развивать умение
ориентироваться в пространстве;

Воспитательные
задачи:
Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному
творчеству.

Словарная
работа
: Волшебная, чудесная, умная, интересная, добрая, загадочная,
необычная, радостная, мудрая. 


Предварительная работа: чтение  сказок; драматизация отрывков
знакомых  сказок; рассказывание сказок по иллюстрациям.

Интеграция
областей: речевое развитие, физическое ,художественно-эстетическое,
социально-коммуникативное развитие.

Ход
занятия:

1.
Организационный момент
: Дети, а вы любите сказки?
(Ответы детей) Очень хорошо, что вы все любите сказки, значит, знаете много
сказок.

И
отгадаете сказочных героев.

А дорога – далека,

А корзинка – не легка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок. (Маша и
медведь)

Для него прогулка — праздник,

И на мёд особый нюх.

Этот плюшевый проказник

Медвежонок … 
(Вини-Пух.)

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну подскажите имя её.
(Красная Шапочка.)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый …  (Доктор
Айболит.)

Скорей бы приблизился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золочёной карете

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Откуда я, как я зовусь,

Но только лишь полночь
настанет,

К себе на чердак я вернусь.  
(Золушка.)

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился…(колобок)

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (три
медведя)

2.Основная часть:

Педагог: Скажите,
почему некоторые сказки называются народными?
Дети: Потому что их сочинил русский народ.
Педагог: А если их написал сказочник, автор, то, как они
называются?
Дети: Такие сказки называют авторскими.
Педагог: А вы
знаете ребята, что
есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и
волшебные предметы.

Прекрасную
царевну колдун превратил в лягушку. Из косточек коровы выросла золотая яблонька
с наливными яблочками. На сером волке верхом царевич доскакал до далекого
царства, откуда прилетает жар-птица…

Что ни
сказка, то новое чудо! Какие вы знаете волшебные сказки?

Дети:

Колобок
Сестрица Аленушка, братец Иванушка
Царевна-лягушка
Золотой петушок
Мальчик-с-пальчик
Маша и медведь
Про Иванушку — дурачка
Гуси-лебеди
Педагог: Есть сказки о животных – о
проделках лисы, глупости волка и медведя, о петухе, журавле, цапле, раке. Лиса,
хотя и хитрит, но и сама попадает впросак: за жадность журавль наказал ее –
оставил без угощения.  И хотя в сказках действуют животные, но в их характерах
мы узнаем людей – чаще всего хитрых, жадных, скупых, трусливых. Какие вы еще
знаете сказки?

Дети:Волк и семеро козлят

Заюшкина избушка

Курочка Ряба

Вершки и корешки

Петушок золотой гребешок

Репка

Теремок

Три медведя

Педагог: Есть бытовые сказки, в
которых описывается жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. В
этих сказках есть насмешка над барином, попом, купцом, самим царем. Из всех
героев бытовых сказок интереснее всех Иванушка – дурачок. Вокруг него люди
жадничают, обманывают друг друга, хитрят, хотят нажить богатство, а Иван лежит
себе на печи и бывает рад немногому – красной рубахе, гороху, доброму слову. И
вот счастье приходит именно к нему, а не к тем, кто тянул руки к богатству,
желал себе высокого чина. Дурачок женится на красавице царевне, сам становится
писаным красавцем. Приведите пример бытовых сказок.

Дети: Горшочек, вари!

Морозко

Золушка

Педагог:
Ребята, а кто приходит на помощь героям во всех сказках?

Дети:
Волшебная фея, добрая   королева.

Педагог: А
назовите мне сказки и сказочных героев, которых вы знаете. (Ответы детей.)

Педагог: Чем
же отличаются сказки от других произведений?

Дети: В
сказках могут говорить и звери и растения, с ними происходят необычные
приключения.

Педагог: Что
всегда побеждает в сказках добро или зло? (Ответы детей.)

3.Физкультурная
минутка «Сказки».

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

4.Игра
«Назови сказку».

Педагог: Приглашаю
вас в путешествие по русским народным сказкам.
Отправляемся друзья

В чудо сказку – вы и я.

Здесь экран волшебный есть,

Сказок тут не перечесть!

(Включается
презентация дети отгадывают сказки по слайдам).


5.Гимнастика для глаз.

Вот стоит весенний лес! 

В нем много сказок и чудес!  — Выполняют круговые движения глазами.

 Слева — сосны, справа – ели.  — Выполняют движения глазами влево –
вправо.

 Дятел сверху, тук да тук.   — Выполняют движения глазами вверх
– вниз.

 Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!

6.Игра «Собери картинку».

Пазлы
вы должны собрать
Сказку русскую назвать!
(Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют ее.)

Педагог: Молодцы! Сложить сумели!

7.Подвижная
игра «Три поросенка».

Много
сказок есть на свете.

Сказки
очень любят дети

Все
хотят в них побывать

И немножко поиграть

Дети (по трое)
стоят в обручах (домики поросят). Условие: когда поросят трое и они
находятся в домике, волк не может их тронуть.

Звучит веселая музыка, и все
поросята бегут на полянку : «мы маленькие поросятки, по лесу гуляем, цветы
собираем». Педагог объявляет об опасности: «Вдруг выходит волк, он
зубами — щелк!».

Все поросята должны занять свои
домики.

8.Итог занятия.

Педагог: Ребята, а
вы слышали пословицу «Сказка лож, да в ней намек -добрым молодцам  урок»

Дети: Сказка — это
не быль и не что — то другое, сказка — это то, чего не было, но хоть
сказка и не быль, она всё — равно говорит нам о чём то важном и поучает нас.

Педагог:
Вам понравилось путешествовать по сказкам? Что нового вы сегодня узнали?(ответы
детей)

  • Примеры разных видов сказок
  • Примеры произведений сказок о животных
  • Примеры разного ритма из сказки о мертвой царевне и семи богатырях
  • Примеры равнодушия в жизни для сочинения
  • Примеры произведений для сочинения декабрьского