Примеры отзывчивости в литературе для сочинения

Пример сочинения-рассуждениятрудно найти человека, который никогда не проявлял сочувствие. все когда-то откликались на просьбы, поддерживали других, переживали за друзей и

Пример сочинения-рассуждения

Трудно найти человека, который никогда не проявлял сочувствие. Все когда-то откликались на просьбы, поддерживали других, переживали за друзей и близких. Способность бросить все дела и помочь в нужный момент тому, кто нуждается, называется отзывчивостью. Это чувство можно назвать по-разному:

  • доброта;
  • человечность;
  • сердобольность;
  • чуткость;
  • добросердечность.

Отзывчивые люди совершают хорошие поступки, дарят добро окружающим. Они помогают бескорыстно, не ожидая ничего взамен. Чтобы вырасти добродушным, ребёнок с самого детства должен видеть примеры доброго отношения к людям, животным.

Мир станет лучше, жить в нём будет проще, если им начнёт править доброта. Чуткость помогает принимать друзей и знакомых такими, какие они есть, не переделывая под себя.

Сострадание ставит беды других на первое место, заставляет переживать чужое горе, как своё. Хорошо иметь такого друга. Он откликнется на проблему товарища по первому зову, никогда не бросит в сложной ситуации, всегда будет рядом. Люди, способные на это возвышенное чувство, помогают бедным и обездоленным, подкармливают и лечат бездомных животных, посещают приюты, хосписы, принимают участие в благотворительных акциях.

Отзывчивость никогда не позволит пройти мимо чужого несчастья, остаться к нему безразличным. Значение слова равнодушие противоположно чуткости.

Тот, кого не трогают страдания других, не проявит сочувствия. Это очень обедняет душу. Совершая добрые дела, человек становится по-настоящему счастливым.

В жизни всегда есть место для благих поступков. Можно соорудить кормушку для птиц, повесить на дерево и всю зиму насыпать в неё зёрна. Неплохо будет подкармливать уличных собак, кошек, уступать место в общественном транспорте. Проявления человечности — это возможность улучшить окружающий мир, сделать его светлее. Всё начинается с маленьких подвигов. Если приютить бездомного котёнка, это спасёт его от голода и холода. Правильно будет помочь одинокой старушке-соседке донести тяжёлые сумки, подняться по лестнице.

К сожалению, в век компьютерных технологий люди отдалились друг от друга. Сейчас гораздо больше желающих снять на видео горящее здание, чем вывести из него ребёнка. Но мода на доброту и отзывчивость постепенно возвращается. Это значит, что каждый может стать героем, который не прошёл мимо чужой беды.

Сочинение про Отзывчивость с примерами из литературы

Для ответа на вопрос «Что такое отзывчивость» мне пришлось ознакомиться с определениями разных словарей, и теперь я могу ответить, что отзывчивость – это качество, характеризующее человека, всегда готового помочь тем, кто в этом нуждается, щедрого, великодушного. Отзывчивость показывают словами и поступками, не ожидая хвалы или платы за неё, то есть совершенно безвозмездно. Это и есть главная черта отзывчивости.

Мне кажется, что отзывчивость – это качество, требующее воспитания с ранних лет. Отсюда появляется вопрос: «Как воспитать человека отзывчивого?». В детские годы человека способна научить отзывчивости книга, где простыми словами описаны ситуации, требующие проявления отзывчивости.

В каких литературных произведениях есть примеры поступков отзывчивых людей? Они есть в рассказе Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор». Читая рассказ можно обнаружить, что семейство Мерцаловых прозябают в нищете. Родители старались обеспечить своих детей, однако внезапная болезнь дочери довела родителей до отчаяния. И в это же время отец знакомится с тем самым «Чудесным доктором». Доктор Пирогов проявил отзывчивость, безвозмездно оказав помощь девочке и оставив деньги для продолжения лечения. Иной врач на его месте попросил бы плату за свои услуги, поставив родителей в ещё более сложное положение.

Но в качестве примера можно использовать и другие произведения. Прочитав роман ирландского писателя Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме», мне удалось рассмотреть то, как в мальчишке зарождалась отзывчивость. Автор продемонстрировал ужасы немецких концентрационных лагерей, в которых держали евреев. Сюжет разворачивается вокруг пары мальчишек : Бруно и Шмуэля, где первый – обыкновенный немецкий мальчик, а другой – ребёнок родителей-евреев, попавших в концлагерь. Бруно, понимая всю сложность ситуации, помогал Шмуэлю, отдавая ему одежду и игрушки. Этот бескорыстный человечный поступок действительно достоин уважения.

Я считаю, что отзывчивость – это необходимое качество для тех людей, кто желает быть уважаемым человеком. Отзывчивость – важный фактор в становлении людей на путь нравственного развития.

Другие сочинения: ← Что такое Ответственность↑ 9 класс и ОГЭГордость →

Отзывчивость в героях русской классики

В произведениях русских писателей много персонажей, способных на жертвы ради других. Примеры добрых и самоотверженных героев:

  1. В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» два ключевых персонажа — Данко и Ларри. Это смелые и сильные юноши. Но Данко небезразличны страдания людей, а Ларри заботится только о собственной выгоде. Ему чужды любовь, отзывчивость, жалость, он не ведает, что такое сострадание, хочет только освободиться от людей. Удовлетворяя эгоистичные желания, часто бывает жестокосердным. Данко в ответственный момент призывает свой народ последовать за ним, не позволяя покориться завоевателям. Короткая жизнь героя посвящена людям.
  2. В повести «Матрёнин двор» А. И. Солженицин описывает жизнь простой русской женщины. Матрёна Васильевна не стала безразличной, не озлобилась, прожив тяжёлую жизнь. Она осталась искренней и бескорыстной по отношению к окружающим. Героиня, ни минуты не сомневаясь, откликается на любую просьбу о помощи, не требуя благодарности. Матрёна — пример человеколюбия, отзывчивости. Но когда ей самой понадобилась помощь, рядом никого не оказалось.
  3. В пьесе М. Горького «На дне» есть примеры людей бессердечных, жестоких, которые приносят близким страдания. Например, Михаил Костылёв. В драме также много добрых, сострадательных героев — Актёр, Настя, Анна, Наташа. Владелица ночлежки Василиса издевается над обездоленными. Даже счастье своей сестры она готова навсегда разрушить. Странник Лука появляется в пьесе, чтобы нести людям идею добра. Он сочувствует обиженным, учит их надеяться на лучшее, даёт веру в человека. Хотя этот персонаж неоднозначен и его аргументы спорны, он является положительным героем.
  4. В. Железников в своей повести «Чучело» описывает историю подростковой жестокости и способности идти на жертвы ради других, проявляя отзывчивость. Пример из жизни главной героини Лены Бессольцевой: чтобы защитить симпатичного ей мальчика, она берёт на себя вину за его некрасивый поступок. Ученица становится изгоем, одноклассники бойкотируют её. Чучело девочки сжигают на костре. Дима Сомов, мальчик, из-за которого страдает Лена, не нашёл в себе сил признаться в проступке. Двое учеников их класса случайно узнают о случившемся, но решают не вмешиваться. Жестокосердие ребят особенно поражает на фоне самоотверженности девочки.

Профессиональная чуткость в произведениях

Тема отзывчивости раскрывается в литературе и по отношению к профессиональному долгу. Примеры таких произведений:

  1. «Уроки французского». Героиня рассказа В. Г. Распутина — внимательный к детям преподаватель. Она не может остаться равнодушной к ученику, оказавшемуся в трудной ситуации. Лидия Михайловна приглашает его к себе домой, чтобы подтянуть фонетику «загадочного языка». Но главная её цель — накормить голодного ребёнка, в семье которого нет денег на еду. Мальчику стыдно садиться за стол в доме учителя. Лидия Михайловна придумывает игру на деньги. Под видом проигрыша она обеспечивает его небольшими средствами. Теперь он вновь покупает себе молоко. Преподаватель понимает, что за это будет уволена из школы. Но её выбор — помощь и спасение ребёнка любыми доступными средствами.
  2. «Чудесный доктор». Рассказ А. И. Куприна повествует о бедной семье Мерцаловых, в которой нет денег на еду, дрова. У несчастных родителей уже умерла одна дочь, другая серьёзно больна. Совсем потеряв надежду, глава семьи повстречал в парке пожилого мужчину, которому поведал о своём положении. Тот сразу же направился в дом бедняков. Незнакомец оказался врачом. Он назначил лечение маленькой Машутке, оставил денег на пропитание, лекарства и дрова. Чудесный доктор просто и бескорыстно отозвался на чужую беду. Уже в аптеке Мерцалов узнал, что ему помог знаменитый хирург Пирогов.
  3. «В аптеке». Рассказ А. П. Чехова показывает иное отношение к профессиональному долгу. Молчаливый, высокомерный и чёрствый провизор не обращает внимания на просьбу больного продать лекарство, хотя тому не хватает шести копеек. В помощи нуждается учитель Свойкин. Он пытается поговорить с аптекарем, взывает к его чувствам, обещает погасить долг. Преподаватель уходит ни с чем, он не был услышан и понят. Педантичный провизор остался равнодушен. Главная тема произведения — отзывчивость. Без сострадания можно стать пустым местом. Рассказ остаётся незавершённым. Читатель может самостоятельно представить дальнейшую судьбу учителя.

Сочувствие в литературе

Сочувствие или бессердечие по отношению к людям — одна из главных тем в литературе. Примеры отзывчивости и безразличия:

  1. А. И. Солженицын основное внимание в своих произведениях уделял равнодушию властей к жизни простого человека. Центральной фигурой рассказа «Один день Ивана Денисовича» является Шухов. Мужчину обвинили в предательстве и отправили в лагерь. Его вина в том, что он провёл несколько дней в немецком плену. Это неединичный факт из истории СССР. Тоталитарная система в лице государства оказалась глуха к судьбе обычного гражданина. Иван Денисович, попавший по ложному обвинению в лагерь, отбывает срок, пытаясь не утратить в себе человеческие качества.
  2. Повесть «Прощание с Матёрой» рассказывает о принудительном переселении пожилых жителей в городские жилища. Это происходит в связи с затоплением острова Матёра. Старики обращаются к администрации, но власть имущим неинтересны их чувства. Им не понять, что кладбище — дом покинувших этот свет родных. Сюда приходят, чтобы поговорить с предками, а после смерти надеются оказаться здесь же. Жителей лишают такой возможности против их воли. Главная сюжетная линия — безразличие власти к народу. Чиновникам несвойственна отзывчивость, любое действие они оправдывают благими намерениями.
  3. Главный герой романа «Евгений Онегин» — юный столичный аристократ с типично светским воспитанием. Он молод, но многое изведал, ему всё надоело. Жизнь для него бессмысленна, ко всему он проявляет равнодушие. Молодой человек сбегает в деревню и там знакомится с Татьяной. Дочь местного помещика влюбляется в юношу, но тот отвергает её. Причина — нежелание создавать семью. Равнодушие к происходящему и желание покоя не дали развиться настоящим чувствам. Последующее одиночество станет его наказанием.
  4. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» рассказывает о герое, который равнодушен к жизни. Печорин наделён неординарными способностями: умён, склонен к глубокому анализу, решителен и обаятелен. Вместе с тем он не может найти место в жизни и мучается этим. Время для него потеряно, ничего значимого уже не произойдёт. Окружающие отмечают безразличие и холодность Григория. Он сам чувствует, что прошлое имеет над ним непреодолимую власть. Его судьба могла сложиться иначе, прояви он больше отзывчивости к окружающим людям.

Умение сочувствовать — качество, которое необходимо в себе воспитывать. Только в этом случае можно стать уважаемой личностью.

Отзывчивость способствует развитию человека и уменьшению зла во всём мире.

Одно из письменных заданий ОГЭ направлено как раз на выявление способности выпускника 9 класса раскрывать значение этических понятий, таких как честь, благородство, зависть, достоинство, долг, совесть, стыд, трудолюбие, учтивость, правда.

К сожалению, в учебниках по русского языку не всегда достаточно материала для работы, в процессе которой ученики должны были объяснять слова, содержащие этический смысл. Для этого обращаемся к художественным текстам, с помощью которых можно вывести понятие и подобрать необходимые примеры.

Рассмотрим несколько этических понятий: что такое справедливость, благодарность, бесстрашие, ответственность, бездушие, гордость, отзывчивость, совесть, смелость, геройство, внутренний мир человека.

Справедливость

Для анализа предлагается текст А. Алексина из повести «Подумаешь, птицы!» от (1)Колькину маму никто по имени-отчеству не называл, все, даже ребята, называли её просто Лёлей. <…> до (28)Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы.

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова СПРАВЕДЛИВОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое справедливость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Бывают в жизни человека такие моменты, когда он в недоумении вопрошает о справедливости. Что же такое справедливость? Это уважение прав и достоинств, выполнение своих обязанностей таким образом, чтобы не допустить их нарушения. Главный принцип справедливого человека — быть беспристрастным, не оставлять места для зависти и споров.

«Каждому – то же, что и другим». Именно так и поступает отец Кольки из повести А. Алексина. Не случайно все ребята уважительно называют его «О справедливейший из справедливых!». Для них свисток судьи был законом. Зато мама Кольки, хотя и не напоминала о правилах жизни своим близким, всегда принимала справедливые решения, и отец и Колька «весело и добровольно подчинялись» им.

В моей жизни тоже были моменты, связанные с проявлением справедливости. В одном из матчей в руку соперника попал мяч, и мы стали оспаривать его поведение. Судья принял такое решение, что никто не усомнился в его правильном отношении к нарушению. Он достойно справился со своими обязанностями и разрешил конфликтную ситуацию.

Я считаю, что ни в отношении себя, ни в отношении других нельзя поступать несправедливо, нужно всегда сохранять беспристрастие и уважать права и достоинство человека.

Благодарность

Текст К.Г. Паустовского из рассказа «Заячьи лапы» от (1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. <…> до (35)Так и живут вместе – старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом. Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова БЛАГОДАРНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть благодарным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Что такое благодарность? Благодарность — чувство признательности к кому-нибудь за оказанную помощь, внимание, совет. Это способность ценить то доброе, что делают нам другие.

Благодарность касается не только отношений между людьми. В тексте К. Паустовского дед Ларион был благодарен зайцу, который спас ему жизнь во время лесного пожара: «– Этот заяц, – сказал дед, – спаситель мой: я ему жизнью обязанный. Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь – бросить». Старик понимал, что он тоже должен помочь бедному животному, пострадавшему от огня и дыма.

В моей жизни есть человек, которому я благодарна. Это тренер, сумевший меня поддержать и вселить чувство уверенности в свои силы. На добро всегда надо отвечать добром, уметь сделать что-то хорошее и полезное тому, кто оказал вам помощь.

Благодарность – одно из самых приятных чувств, которое возникает в ответ на благородные и добрые действия.

Бесстрашие

Текст из повести «Мальчик у моря» Н. Дубова от (1)Что делают летом мальчишки на всех улицах и дворах? <…> до (40)Фёдор Михайлович улыбался, Антон сиял: Бой победил. Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова БЕССТРАШНЫЙ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть бесстрашным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Что значит быть бесстрашным? Бесстрашие – качество человека, позволяющее преодолевать трудности и не бояться их. Быть бесстрашным – значит твёрдо принимать решения, когда это необходимо, не отступать перед опасностью.

В тексте Н. Дубова это слово используется в ироничном смысле: «…всех бесстрашных нападающих, несгибаемых защитников и твёрдых, как скала, вратарей сдуло с пустыря» при одном только виде ньюфаундленда. Огромная собака напугала даже взрослых, которые выглядывали из окон дома. Однако в финале текста становится ясно, что ребята не такие трусы, какими мы их видим вначале: «Через десять минут ребята орали и визжали, но уже не от страха, а от восторга».

Бесстрашными, например, можно считать многих былинных героев, таких как Илья Муромец или Добрыня Никитич. Можно храбро отстаивать истину, как протопоп Аввакум, сражаться с врагом до последней капли крови, как герои Брестской крепости. Когда человек уверен в своей правоте, он способен преодолеть страх, который рождают сомнения.

Тот, кто действует решительно, без смятения и беспокойства, забывает о страхе и не боится смотреть в лицо неизвестности. Такого человека можно назвать по-настоящему бесстрашным.

Ответственность

Тест из повести А. Алексина «Сигнальщики и горнисты» от (1)Мама точно знала, кто, в какой квартире и чем болен. <…> до (31)И бюро добрых услуг продолжало действовать.

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое ответственность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Ответственность – это обязанность отвечать за поступки и их последствия. Ничего существенного в жизни нельзя добиться, если безответственно относиться ко всему важному: к делу, к слову, ко времени. Ответственный человек выполняет обещания, никогда не опаздывает, принимает решения не только за себя, но и за других.

Таким ответственным человеком можно считать героиню повести А. Алексина. Врач по профессии, она спасает жизни людей на работе, внимательно относится ко всем и дома. Её долг – следить за физическим состоянием здоровья тех, кто нуждается в помощи. Соседи к ней обращаются не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами, и она никогда никому ни в чём не отказывает. Их квартиру поэтому прозвали «бюро добрых услуг». Совестливый и добрый человек, она учит своего сына поступать точно так же: «Но в бюро не может работать один человек. Должно быть минимум два. Ты понял?».

Мой папа тоже ответственный человек. Именно он берёт на себя весь груз ответственности за принятие решений в семье, учитывает наши интересы и слабости, помогает нам справиться со сложными проблемами. Я во многом стараюсь быть похожей на него.

Таким образом, ответственность представляет собой такие действия, которые подкрепляются добрыми и решительными поступками, умением держать данное слово, помогать нуждающимся. Мера ответственности зависит от каждой отдельной личности.

Бездушие

Текст А. Алексина из повести «Подумаешь, птицы!» от (1)В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной. <…> до (50)Подумаешь, птицы!..

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова БЕЗДУШИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое бездушие», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Бездушие – это бессердечие, жестокость, чёрствость. Бездушный человек способен на ужасные поступки, он безразлично относится к чувствам других людей, заботится только о своём благополучии и абсолютно равнодушен к нуждам и проблемам окружающих.

В произведении А. Алексина бездушие проявляется в отношении близких Кольки к его любимой птице. Мальчик спас раненую чайку, лечил её всю зиму, кормил рыбой, сделал просторную клетку и посадил куст, чтобы птице было комфортно. Его поразило, что никто не ухаживал за ней, что отец так грубо сказал о её смерти. Никому в семье, кроме Кольки, не было дела до птицы, всем она мешала. Равнодушие звучит и в словах Елены Станиславовны: «Подумаешь, птицы!..»

Другой пример проявления бездушия: человек почувствовал себя плохо, а находящиеся рядом прохожие сделали вид, что не заметили, будто ничего не произошло. Я считаю, что ко всему окружающему надо относиться с душой, быть чуткими к чужой боли и чувствам.

Таким образом, бездушие – это неспособность нести энергию любви, проявлять тёплое, живое, сочувственное отношение к кому-то или чему-то.

Гордость

Текст из повести «Персональный ангел» Т. Устиновой от (1)Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. до <…> (43)Навсегда.

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение слова ГОРДОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое гордость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

В моём понимании слово «гордость» имеет несколько значений. Во-первых, гордость – это чувство, передающее самооценку человека. Во-вторых, это способность испытывать радость от того, что кто-то добился успеха. В-третьих, это чувство собственного достоинства.

В тексте Т. Устиновой мы видим, как непросто складываются отношения героев. Находясь в сильной нужде, мальчик из гордости не может обратиться за помощью. Знакомство с Машей позволило Тимофею почувствовать свою значимость, важность. Но гордость перерастает в гордыню: самолюбование и амбиции мальчика мешают ему верно оценивать свои и чужие поступки. Однажды Маша допустила оплошность: купила мороженое и угостила Тимофея, чем ужасно его оскорбила. Мальчик воспринял её жест как унизительную подачку. Его гордость не разрешает делать людям то, что ниже их достоинства.

Приведу ещё один пример проявления гордости. Мои родители гордятся братом, который отлично сдал вступительные экзамены и поступил в лучший столичный вуз. Он превзошёл наши ожидания и вызвал чувства радости и уважения.

Можно гордиться не только своими собственными успехами и трудом, но и великими достижениями родины, всего русского народа.

Отзывчивость

Текст из рассказа «Живая душа» К.Д. Воробьёва от (1) Всяк по-своему возвращался с войны в отчий дом. <…> до (50) Вот же живая душа!»

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение слова ОТЗЫВЧИВОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое отзывчивость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Наблюдая за людьми вокруг, я всё больше понимаю, что главное качество в человеке – отзывчивость, то есть способность понимать другого и сочувствовать. Отзывчивому человеку хочется творить добро не только по чьей-то просьбе, а даже тогда, когда о ней никто не говорит.

В тексте К. Воробьёва усатый шофёр-сержант, согласившийся довезти на «виллисе» до родной деревни незнакомого офицера, неожиданно для всех и в ущерб себе принимает решение помочь крестьянам. Не берёт он платы ни за подвоз, ни за пахоту, и в этом его поступке проявляется сострадание и благородство. Быть отзывчивым – значит быть бескорыстным и не требовать за добрые поступки вознаграждения.

Приведу ещё пример. Раньше я не всегда замечала реакцию людей на свои слова. Однажды сказала что-то подруге, а она на другой день не позвонила, при встрече общаться не захотела. Стала я внимательнее оценивать своё поведение, признала ошибку, и мы снова с ней не разлей вода. Отзываясь на проблемы в жизни моих друзей или близких, я теперь стараюсь словом или делом помочь, тактично выслушать, дать совет.

Уважать, сопереживать, помогать, быть добрым к окружающим людям – вот что значит быть отзывчивым человеком.

Совесть

Текст из рассказа Н. Сафронова от (1)Новый учитель русского Иван Васильевич появился в нашем классе неожиданно. <…> до (40)Новая учительница, увидев, что я не пишу, и, желая сразу навести порядок в классе, поставила мне в дневник двойку.

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое совесть», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми. Прекрасным подтверждением этой мысли является текст Н. Сафронова, где речь идёт о неуважительном отношении к взрослому человеку.

Герой рассказа принял нового учителя в штыки и не сдержал язвительного вопроса. Даже инцидент со случайно поставленной тройкой чуть не перерос в скандал. Пятиклассник нагрубил своему преподавателю и в итоге добился, что оценку исправили. Однако ученик не был рад своей победе, у него пробудилось чувство совести, он хотел извиниться перед учителем-фронтовиком, но было слишком поздно: на следующий урок Иван Васильевич не пришёл, он уволился из школы.

И в моей жизни был случай, когда мне пришлось испытать угрызения совести. Меня послали в магазин и дали много денег, а я их потерял. Родители ругали меня за то, что я такой невнимательный, рассеянный. К счастью, деньги мне удалось найти и на душе у стало спокойно и радостно.

Подводя итоги, можно сказать, что совесть помогает осознать свою вину, удерживает от дурного поступка. Несомненно, совесть должна быть у каждого человека.

Смелость

Текст из повести В. Крапивина от (1)Славка шагал вдоль длинной набережной. <…> до (33)Славка был счастлив.

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое смелость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Смелость — умение бороться со своими страхами и подавлять их, способность проявлять храбрость и отвагу, решительность и независимость. Смелыми можно назвать солдат, сражавшихся за наше отечество. «Смелость города берёт» — гласит пословица. Чтобы победить защищённый и укреплённый город, требовалась не только военная подготовка, но и смелость.

Смелость не всегда проявляется в больших и великих свершениях, она видна и в малых, но значимых для человека поступках. Например, Славка из текста В. Крапивина прыгает по скользким камням, чтобы спасти от прибойной волны маленький кораблик и пустить его в плавание. Передвигаться ему было очень трудно. Но мальчик упрямо движется к цели и совершает добрый поступок, по-детски наивный и трогательный. Это ведь тоже проявление смелости, такие поступки и рождают отважного человека.

В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв смело защищает свою честь. Он открыто заявляет, что не может служить Пугачеву, отказывается признать в нём государя и даже обещает сражаться против него. Смелые поступки молодого офицера вызывают уважение и понимание у предводителя крестьянского восстания.

Смелость — это моральное качество, когда преодолеваются страх, неуверенность, опасения перед трудностями и неблагоприятными последствиями.

Геройство

Текст из повести В. Осеевой от (1)У Севы болело горло.<…> до (36)Сева, но я думаю всё-таки, что в каждом честном человеке непременно есть это геройство… непременно есть…

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение слова ГЕРОЙСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое геройство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

В моём понимании геройство – это способность человека совершать храбрые поступки, готовность сделать что-то полезное для других, пожертвовать собой ради благой цели. Но истинное геройство заключается не в пафосной демонстрации своих возможностей, а проявляется в мужестве и смелости.

Обратимся к тексту В. Осеевой. Сева и его мама по-разному понимают смысл слова «геройство». По мнению мальчика, он ни на что не годен, многого не умеет делать, не способен совершить рискованный поступок. Сева не знает, что показное геройство подвигом не является. Мама пытается убедить его, что геройство должно быть бескорыстным, настоящим героем может стать честный человек, совершающий смелые поступки для спасения чьей-то жизни.

В поступках молодого лейтенанта Кузнецова, героя романа «Горячий снег», Юрий Бондарев видит проявление героического. Мужество и стойкость сочетается у командира с душевной мягкостью, благородством и человечностью. Иначе ведёт себя лейтенант Дроздовский, мечтавший отличиться в бою и совершить геройский поступок. В самый решительный момент он рискует не собой, а своим подчинённым, отправляя его на верную смерть.

И в мирной жизни можно найти примеры подлинного геройства: пожарные вызволяют из горящих домов пострадавших, спасатели помогают в критических ситуациях, врачи спасают от смертельных болезней. Я горжусь людьми, которые сделали риск своей профессией.

Внутренний мир человека

Текст из повести «Ночной обыск» А. Алексина от (1)Я не любила эту куклу.<…> до (39)Мы и куклой-то её называть не решались, а именовали только Ларисой.

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое внутренний мир человека», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Что означает внутренний мир человека? Это его идеалы, интересы, представления об окружающем. Чем богаче этот мир, тем насыщеннее и разнообразнее жизнь человека. Формируется внутренний мир обычно в детстве. И от того, какие ценности тогда были заложены, зависит очень многое.

В тексте Анатолия Алексина речь идёт о самовлюблённой девочке, которая имела «венценосные замашки» и любила командовать. Она привыкла властвовать и повелевать. К счастью, рядом с ней заботливые родители, которые оказывают серьёзное влияние и помогают отличить добро и зло.

Повлиять на внутренний мир человека могут и книги. В них обобщён опыт жизни многих поколений. В неимоверно трудных обстоятельствах рос Максим Горький, однако любовь к чтению, знаниям помогла ему преодолеть «мерзости жизни» и вырасти человеком с богатым внутренним миром.

Таким образом, люди должны стремиться к духовному развитию, обогащать свой внутренний мир, быть интересными собеседниками, уметь понять и принять другого человека.

Душевность – это редкое качество человека, которое заключается в доброте, милосердии, умении сопереживать и воспринимать невзгоды других людей как свои. Предлагаем несколько вариантов сочинений на тему «Душевность» для учащихся выпускных классов, которые вдохновят вас на написание собственной творческой работы.

Сочинения про душевность

Душевным человеком называют того, кто по-доброму относится ко всем людям без исключения, пытается поставить себя на место этих людей.

Что такое Душевность – сочинение

Душевность – это внутреннее качество человека, основанное на доброте и отзывчивости по отношению к окружающим людям. Душевным человеком является тот, кто способен понять другого человека, кто имеет такие нравственные качества, как жалостливость, милосердие и самопожертвование.

Способностью сопереживать, сочувствовать и проявлять эмпатию обладают не все люди, это редкое нравственное качество, поэтому человеческая душевность ценится в обществе.

Яркий пример читатель найдет в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Василиса Егоровна, жена коменданта, относилась к крепости, как к своей горнице. Своим хозяйским оком она обозревала все то, что происходило в ней.

Она приняла Петра в коллектив как родного и сделала все возможное, чтобы он скорее адаптировался. Все остальные солдаты и офицеры тоже были под ее опекой. Теплотой и радушием она завоевала симпатии почти всех обитателей Бологорской крепости. В ее поведении и манерах тоже ощущается душевность, на которую хочется ответить тем же.

Моя бабушка тоже имела обаяние душевности. Она помогала всем знакомым и незнакомым людям. Например, не могла пройти мимо пьяного, заснувшего на улице, не вызвав ему скорую помощь.

Она же часто давала деньги взаймы, хоть и понимала, что ей их вряд ли вернут. Несмотря на упреки и насмешки, она не могла поступать иначе. Таков был склад ее доброй и отзывчивой души.

В одном из журналов я прочитал о деятельности известной телеведущей Опры Уинфри. Она на свои средства организовала школу в ЮАР, где девочки были защищены от насилия в семье и имели шанс получить образование, чтобы самостоятельно себя обеспечивать.

Благодетельница не только дала деньги на это учреждение, но лично связывалась с ученицами, дабы своей протекцией помочь им реализовать свой потенциал.

Таким образом, можно сделать вывод, что душевность – высшее проявление добра в человеке. Это качество делает человека особенным, к душевному человеку тянутся окружающие, а он, в свою очередь, делает людей лучше, подавай им пример человеколюбия и доброты.

Сочинение на тему Душевность

Душевность – это доброе отношение к окружающему миру. Душевному человеку свойственны теплота и внимательность к другим людям, доброжелательность и бескорыстие. Докажу свою точку зрения примерами из литературы.

В качестве аргумента можно привести образ главного героя рассказа А. П. Платонова «Юшка». Он был по-настоящему душевным человеком. Он сострадал даже сорванному цветку. Юшка не злился на ребят, которые нещадно бросали в него камни.

Также главный герой отдавал все свои день сироте. Он экономил на себе, плохо питался и не покупал ничего, а все жертвовал ей. На этом примере можно очень хорошо увидеть, что означает это качество и какого человека оно характеризует.

Еще таким качеством, как душевность обладал мальчик Вася из рассказа В. Г. Короленко «В дурном сообществе». Он, познакомившись с детьми из неблагополучной земли, не отвернулся от них, а стал всеми силами помогать. Он по-настоящему сострадал и сочувствовал им.

Однажды он даже взял куклу своей сестры, чтобы порадовать больную девочку из бедной семьи. Он был очень добрым мальчиком. Поэтому его можно смело назвать душевным человеком.

Говоря о душевности, я вспоминаю рассказ А. И. Солженицына “Матренин двор”. Матрена Васильевна, его главная героиня, бескорыстно помогала всем друзьям и родственникам. Даже ради нового постояльца она рано вставала, готовила ему, заботилась о нем. Эта женщина была душевным человеком.

Таким образом, душевность – сочетание доброты, отзывчивости, щедрости в человеке.

Что я понимаю под словом Душевность

Я считаю, что душевность — это черта человека, при которой он имеет или проявляет положительные качества, за которые люди будут его любить и ценить.

Она проявляется в поддержке кого-либо из родных или друзей в трудные минуты или окапываний физической помощи при необходимости, как знакомым, так и другим людям, в том числе и пожилым.

Душевность заключается в доброте, искренности, сопереживание и многих других качествах.

Поднятая проблема находит отражение во многих художественных произведениях. В рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» раскрывается образ душевного человека – доктора Пирогова, который, встретившись в парке с незнакомцем, воспринял его проблемы как собственные.

Доктор Пирогов смог понять состояние Емельяна Мерцалова, у которого не было финансовых средств для того, чтобы прокормить свою семью. Доктор Пирогов не прошел мимо, а проявил эмпатию по отношению ко всей семье Мерцаловых.

Доктор Пирогов сам лично отправился посмотреть, как себя чувствует девочка Машутка, которая была больна. Он втайне от Мерцаловых оставил им деньги, понимая, насколько они им необходимы.

Кроме того, доктор Пирогов дал семейству важный совет, который был действительно необходим отчаявшейся семье. А.И. Куприн показывает, что доброта и деятельное сострадание доктора Пирогова запомнилось членам семейства Мерцаловых навсегда, так как поступки этого душевного человека помогли им выжить и поверить в то, что в мире еще есть те, кто готов бескорыстно помочь людям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Однажды я увидел, как моя младшая сестра после долгой игры с её большим количество игрушек, старалась их убрать. Ей было явно тяжело. Мне стало искренне жалко её и я решил помочь своей сестре с уборкой игрушек. Так я и проявил свою душевность, оказав ей свою помощь.

Подводя итоги, можно сказать, что душевность – редкое нравственное качество, которое свойственно только добрым, сопереживающим, сочувствующим, жалостливым, милосердным людям, готовым к самопожертвованию.

Что значит душевный человек

Душевность — это сочетание щедрости, доброты и отзывчивости человека. Такое качество всегда располагает к собеседнику, проявляющему его. Как правило, душевность мы не осознаем, а чувствуем, значит, ее можно приписать тому, кто вызывает трогательные и сильные эмоции.

Душевным человеком является герой текста Лескова “По обычаю своему эконом Бобров был домосед” Андрей Петрович. Он – любимый воспитанниками эконом кадетского училища, который при всей своей нарочитой строгости на самом деле всегда жалел своих воспитанников.

Автор описывает его как жалостливого человека, который даже нарушал правила, если не мог поступить иначе. Он подкармливал провинившихся кадетов, посаженных на хлеб и воду, а когда ему приходилось кого-то ругать, то после этого он всегда подбадривал, утешал наказанного.

Такого человека, безусловно, можно назвать «душевным». Это его качество не могло остаться незамеченным: «кадеты его любили», даже носили его на руках. Этот пример доказывает, что душевность — прекрасное качество. К душевному человеку и окружающие люди относятся с теплотой.

Душевным можно назвать и героя одноименного рассказа А.П. Платонова Юшку. Он обладает огромным сердцем, в котором есть место и для каждой травинки, которую он не спешит срывать, и для каждого мальчишки, кинувшего в него камень, и для сироты, которой он отдает все свои деньги, чтобы она получила образование.

Таким образом, душевным человеком можно назвать того, кто своей добротой, теплотой и щедростью располагает к себе людей. От него всегда исходит свет подлинной добродетели.

Сочинение-рассуждение про Душевность

У каждого из нас, очень часто возникает достаточно интересный вопрос, который не дает нам покоя: что такое человеческая душа, и существует ли она вообще? Ответов на этот счет множество, и найти, что-то одно, подходящее для себя, очень сложно, но все-таки можно разобраться в этом непростом и интересном вопросе.

Какого человека можно назвать душевным и что вообще означает это качество? Я думаю, что душевность – это особое качество характера человека. Душевный человек всегда старается прийти на помощь всем людям. Он умеет сострадать, сопереживать и проявлять милосердие.

Стоит заметить, что в последнее время не так часто можно встретить таких людей. В современном мире все подобные глубоко нравственные чувства отходят на второй план, на смену им приходит безразличие.

Мне кажется, что душевность – это способность человека чувствовать чужую боль и приходить на помощь. Это, безусловно, очень хорошее качество, особенно в наше время.  Каждому важно знать: в какую бы беду ты ни попал, есть люди, которые тебя поймут и поддержат.

Пример душевного отношения к людям можно увидеть в рассказе «Багульник» известного писателя Ю. Яковлева. Автор рассказывает о мальчике, который считался малообщительным, замкнутым в себе.  Его одноклассники не подозревали о его внутренних чувствах.

Читая текст, мы узнаем о второй, таинственной жизни героя. Оказывается, Коста помогал собакам: кормил, выгуливал, «поддерживал в них веру в человека». Герой, безусловно, душевный человек, потому что он чувствовал боль собак и их хозяев и проходил на помощь.

Похожая ситуация произошла и со мной. Я совершенно неожиданно для себя получил «тройку» по русскому языку за триместр. Понимая, что расстрою родителей и мне придется нагонять материал в каникулы, я был удручен, потерян. Никто из одноклассников не почувствовал, что со мной что-то не так.

Удивительно, но только учительница обратила внимание на мой хмурый вид. После разговора с ней мне стало легче, пришло понимание, что не всё потеряно.  Хорошо, когда рядом оказываются люди, готовые выслушать, поддержать, понять.

Читая произведения классиков, я убеждаюсь в том, что душевных людей не так уж и мало.

Так, в произведениях Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе есть герой, которого можно назвать душевным. Я говорю о докторе Ватсоне.

Именно он в трудную минуту почувствовал боль Шерлока, разделил с ним горечь поражения и спас друга из состояния обреченности. Героя А. Конан Дойла доктора Ватсона, несомненно, можно назвать душевными человеком.

В наше время люди становятся все более черствыми, бесчувственными, а значит, каждому из нас надо задуматься о том, всегда ли мы являемся примером душевного, сердечного отношения к тем, кто нас окружает.

Читайте также: Отзывчивость – итоговые сочинения для 9–11 классов ОГЭ и ЕГЭ.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: душевность — это черта человека, которая может иметься не у всех, но нужно стремиться к её приобретению. Оказывая помощь другим людям, они начинают тянуться к тебе, во всём тебя уважать и даже помогать тебе.

Что такое Душевность – сочинение

2

Что значит душевный человек

1

Сочинение на тему Душевность

Сочинение-рассуждение про Душевность

Что я понимаю под словом Душевность

-1

  • Примеры несправедливости в сказках
  • Примеры находчивости из жизни сочинение огэ
  • Примеры несправедливости из литературы для сочинения
  • Примеры настоящей дружбы из литературы для сочинения 9 класс
  • Примеры нравственного выбора из литературы для сочинения