Итоговое сочинение в 11-х классах пройдет 1 декабря, заявили в пресс-службе Рособрнадзора.
Как отмечается в сообщении, дополнительные даты — 2 февраля и 4 мая 2022 года.
Итоговое сочинение в 11-м классе — это допуск к участию в едином государственном экзамене. Ученики с ограниченными возможностями здоровья вправе написать изложение вместо сочинения.
Какие темы будут на итоговом сочинении 1 декабря 2021 года
В конце августа министр просвещения Сергей Кравцов объявил пять тем для письменной работы:
1. «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»,
2. «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»,
3. «Преступление и наказание — вечная тема»,
4. «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»,
5. «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина».
Во время проведения письменной работы обучающимся запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио-и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
В прошлом году итоговое сочинение (изложение) началось в 10:00 по местному времени и продолжалось три часа 55 минут. Для участников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания увеличили на полтора часа. Рекомендуемый объем сочинения составлял не менее 350 слов, изложения — не менее 200 слов.
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Читать еще…
источник
примеры аргументов из жизни для сочинения по русскому егэ
Аргументы (примеры) из жизни к сочинению ЕГЭ и ОГЭ 15.3 по русскому языку, а также к эссе по обществознанию.
Цель и мечта в жизни человека как ориентиры духовного развития. Бескорыстное служение людям — способ обрести счастье.
Смысл жизни/ талант/ призвание/ самореализация.
Связь времен.
Духовная связь поколений. Историческая память.
Борьба старого и нового как движущая сила прогресса.
Добро. Милосердие и сострадание.
Человек как высшая ценность.
Самоотверженная любовь к людям.
Ответственность личности (ученого, писателя, исторического деятеля) перед обществом.
Борьба за правду (научную истину, справедливость) — гражданский долг человека.
Связь времен.
Духовная связь поколений. Историческая память.
Борьба старого и нового как движущая сила прогресса.
Аргументы (примеры) из жизни к сочинению ЕГЭ и ОГЭ 15.3 по русскому языку, а также к эссе по обществознанию.
Цель и мечта в жизни человека как ориентиры духовного развития. Бескорыстное служение людям — способ обрести счастье.
Смысл жизни/ талант/ призвание/ самореализация.
Связь времен.
Духовная связь поколений. Историческая память.
Борьба старого и нового как движущая сила прогресса.
Добро. Милосердие и сострадание.
Человек как высшая ценность.
Самоотверженная любовь к людям.
Ответственность личности (ученого, писателя, исторического деятеля) перед обществом.
Борьба за правду (научную истину, справедливость) — гражданский долг человека.
Цель и мечта в жизни человека как ориентиры духовного развития. Бескорыстное служение людям — способ обрести счастье.
Смысл жизни/ талант/ призвание/ самореализация.
Милосердие и сострадание.
Rustutors. ru
28.12.2019 21:00:36
2019-12-28 21:00:36
На своё образование человек тратит в жизни около 15-20 лет, поэтому данная тема не могла не подняться в сочинении ЕГЭ по русскому языку, для которого необходимы аргументы из художественной литературы и жизни. Невозможно поспорить с тем, что учиться необходимо. Без этого невозможно развитие человеческой личности и всего общества в целом. Процесс обучения идёт непрерывно на протяжении всей жизни человека, поэтому выпускникам очень важно осознавать ценность приобретённых знаний.
Проблема Отношение автора к проблеме Аргументы Эпитеты к слову «образование» Синонимы к слову «образование» Примеры из художественной литературы Примеры из жизни Народная мудрость Афоризмы
Проблема
Значение образования в жизни человека.
Отношение автора к проблеме
В наши дни образование – это привычный и доступный процесс, но так было не всегда. На протяжении многих столетий учиться могли только богатые люди, а для простого народа знания оставались недостижимыми, они даже читать не умели. Поэтому молодому поколению необходимо ценить образование, которое даёт возможность развиваться и становиться лучше. Главное – этого захотеть и проявлять усердие.
Аргументы
Учитель – ключевая фигура в процессе образования. Важно донести до ребёнка, что изучение школьных наук необходимо ему лично, а не учителю и родителям. Школьное образование – это первая ступень на пути приобретения знаний. Образование помогает человеку раскрыть все способности. Чтобы стать образованным человеком, необходимо много работать над собой. К умным и образованным людям всегда относятся с уважением. С образованным человеком интересно общаться. Образование – это владение знаниями и умение ними распоряжаться. Умный и образованный человек имеет больше возможностей для реализации собственного потенциала. В современном мире без образования прожить невозможно.
Эпитеты к слову «образование»
Среднее, высшее, оконченное, хорошее, отличное, законченное, незаконченное, профессиональное, государственное, платное, бесплатное, художественное, музыкальное, полученное, престижное, специальное, никудышнее, поверхностное, ускоренное, начальное, школьное, обязательное, интенсивное, систематическое, первичное, многолетнее, специализированное, дошкольное, очное, заочное, индивидуальное, групповое, дистанционное, целенаправленное, наглядное, дополнительное, полноценное, теоретическое, формальное, элементарное, традиционное, университетское, длительное, самостоятельное, качественное, успешное, последующее, повторное, всеобщее, результативное, необходимое, минимальное, духовное, социальное, значимое, серьёзное, современное, особое, реальное, основное, прилежное, усердное.
Синонимы к слову «образование»
Обучение, преподавание, учёба, специальность, воспитание, образованность, грамотность, эрудиция, просвещение, воспитание, формирование, созревание, процесс, начитанность, развитость, цивилизованность, становление, просвещённость, развитие, созидание, создание, система, деятельность, становление.
Примеры из художественной литературы
Л. Н. Толстой «Филипок».
Рассказ Л. Н. Толстого «Филипок» повествует о мальчике, который очень хотел учиться. Проблема заключалась в том, что он был ещё слишком маленьким, и мама не отпускала его в школу. Однажды, Филипок решил ослушаться материнского наказа и отправился туда. Его не остановили никакие препятствия, даже злые собаки оказались не помехой на пути к знаниям. Главный герой боялся только одного – быть выгнанным из школы учителем. Оказавшись в классе, мальчик так разволновался, что не мог сказать ни слова и просто расплакался. Только после разрешения остаться, в нём появилась уверенность.
Любознательность, настойчивость и храбрость помогли Филипку добиться своей цели: он стал школьником. Его судьба является подтверждением того, что мечты сбываются только у тех, кто действует. Этот рассказ учит стремиться к знаниям, быть уверенным в собственных силах и не бояться трудностей.
История Филипка очень поучительна для современных школьников, которые воспринимают образование как данное и не проявляют особого энтузиазма по отношению к учёбе. В наше время каждый может учиться, чему только захочет, именно этого не хватало мальчику из рассказа.
Это произведение написано с таким воодушевлением, потому что Л. Н. Толстой был не только писателем, а ещё и основателем школы, автором учебников, даже преподавателем. У него были собственные взгляды на устройство системы образования, где бы ребёнок мог сохранить свой познавательный интерес и увлечённость.
В. Г. Распутин «Уроки французского».
Большая роль в рассказе В. Г. Распутина отведена классному руководителю главного героя. Она преподавала французский язык, который тяжело давался мальчику. Он сильно отставал по предмету, поэтому Лидия Михайловна вызвалась помочь своему ученику наверстать упущенное. Ей удалось пробудить интерес мальчика к французскому языку и понять причину его плохой успеваемости. Учительница захотела помочь главному герою не только в учёбе, она пыталась спасти его от голода. Семья мальчика жила очень бедно, поэтому не могла прокормить его. Лидия Михайловна каждый день предлагала своему ученику поужинать с ней, но гордость не позволяла ему согласиться. Тогда мудрая женщина придумала игру в карты на деньги, где, поддаваясь, отдавала мальчику деньги, на которые он мог купить себе необходимые продукты.
Учительница французского языка была из числа тех педагогов, которым небезразлична судьба её учеников. Даже заходя в класс, она никогда не начинала урок до того, как не заглянет каждому в лицо. Таким образом, она пыталась понять всё ли у её учеников в порядке. Лидия Михайловна была учителем с большой буквы, для неё было гораздо важнее собственной работы благополучие главного героя. Она научила его не только французскому языку, а преподала главный жизненный урок: в любой ситуации необходимо оставаться человеком. Благодаря ей, мальчик научился верить в людей и доверять им.
Д. И. Фонвизин «Недоросль».
В комедии Д. И. Фонвизина центральное место занимает тема воспитания и образования дворян. Эта тема раскрывается при помощи образа Митрофанушки – типичного дворянского ребёнка, которого любили и лелеяли с раннего детства. Согласно указу Петра I все дворяне обязаны были получить образование до двадцати лет, иначе они не могли приступить к службе или создать семью. Однако далеко не многие относились к образованию серьёзно, чаще оно получалось для виду.
Будущее человека зависит от того, что в него вложили в детстве. Простакова сама не обладает особым умом, поэтому не считает образование необходимостью. Она нанимает учителей для Митрофанушки просто, потому что это модно и престижно. Вот только учителя, нанятые Простаковой, не могли дать её сыну ни должного образования, ни достойного примера. Они были такими же недоучками, как и сам недоросль. Они не заставляли юношу учиться, отпускали сразу же, как только он уставал. Арифметику преподавал бывший солдат Кутейкин, который просто не смог найти другой работы. Бывший семинарист Цыфиркин заботился только о том, сколько ему заплатят. А самый лучший, по мнению Простаковой, учитель Митрофана Вральман оказался обычным кучером. Его превосходство перед остальными педагогами заключалось лишь в том, что он умел мастерски шутить и делать комплименты.
По факту недоросля учили, но очень плохо. С ним бы не справились даже талантливые учителя, а такие и подавно. Полбеды, если бы проблема состояла только в образовании, а так у него не было и должного воспитания. Митрофан никогда не видел хорошего примера, ему с раннего детства позволяли врать и грубить. В доме Простаковых всегда смеялись над добротой, а обман и лесть поощрялись.
Образование и воспитание – это самое ценное, что нужно вложить в молодое поколение. А как может научить и воспитать человек, если он сам невежественный и грубый? Так и развивается беспрерывная череда необразованных и глупых людей, которые не имеют моральных ценностей. Они получают такое же воспитание, как и сами воспитатели в своё время. Наше будущее в наших руках, всё зависит от того какими будем мы сами и какими воспитаем наших детей.
Обучение, преподавание, учёба, специальность, воспитание, образованность, грамотность, эрудиция, просвещение, воспитание, формирование, созревание, процесс, начитанность, развитость, цивилизованность, становление, просвещённость, развитие, созидание, создание, система, деятельность, становление.
В наши дни образование – это привычный и доступный процесс, но так было не всегда. На протяжении многих столетий учиться могли только богатые люди, а для простого народа знания оставались недостижимыми, они даже читать не умели. Поэтому молодому поколению необходимо ценить образование, которое даёт возможность развиваться и становиться лучше. Главное – этого захотеть и проявлять усердие.
Учитель – ключевая фигура в процессе образования. Важно донести до ребёнка, что изучение школьных наук необходимо ему лично, а не учителю и родителям. Школьное образование – это первая ступень на пути приобретения знаний. Образование помогает человеку раскрыть все способности. Чтобы стать образованным человеком, необходимо много работать над собой. К умным и образованным людям всегда относятся с уважением. С образованным человеком интересно общаться. Образование – это владение знаниями и умение ними распоряжаться. Умный и образованный человек имеет больше возможностей для реализации собственного потенциала. В современном мире без образования прожить невозможно.
В наши дни образование – это привычный и доступный процесс, но так было не всегда. На протяжении многих столетий учиться могли только богатые люди, а для простого народа знания оставались недостижимыми, они даже читать не умели. Поэтому молодому поколению необходимо ценить образование, которое даёт возможность развиваться и становиться лучше. Главное – этого захотеть и проявлять усердие.
Синонимы к слову «образование»
В современном мире без образования прожить невозможно.
Literoved. ru
25.03.2018 17:29:16
2018-03-25 17:29:16
Власть появилась с возникновением общества, и будет всегда сопутствовать его развитию, поэтому данная тема остаётся актуальной во все времена, а в наши дни даже поднимается в ЕГЭ по русскому языку, для сочинения которого необходимы аргументы из художественной литературы и жизни. Выпускники должны уметь разбираться в актуальных проблемах, доказывать собственную точку зрения, опираясь на опыт более осведомлённых людей. Для этого им нужны жизненные примеры или истории из литературных и философских произведений, которые наша команда объединила в данной подборке.
Проблема Отношение автора к проблеме Аргументы Эпитеты к слову «власть» Синонимы к слову «власть» Примеры из художественной литературы Примеры из жизни Народная мудрость Афоризмы
Проблема
Человек и власть.
Отношение автора к проблеме
Власть – это стремление стать выше других, но быть лидером – означает принять на себя большую ответственность. Человек, изъявивший желание властвовать, должен быть лучшим во всём, отстаивать своё мнение и организовывать людей для общей идеи. Без власти в мире воцарился бы хаос. Даже в древние времена в племенах избирались вожаки, которые отвечали за всеобщее благополучие и безопасность.
Аргументы
Человек, обладающий властью, преследует только свои интересы. Власть портит людей. Человек, у которого есть власть, держит подчинённых в страхе. Власть ослепляет не каждого человека, некоторым удаётся сохранить уважение к людям. Некоторые люди, ощутившие вкус власти, начинают злоупотреблять своим положением. Власть, при которой человек живет в постоянном страхе за свою жизнь и своих близких, никогда не добьётся авторитета у народа. В современном обществе необходимо, чтобы власть обеспечивала равенство в правах, перед законом и судом всех граждан, независимо от обстоятельств. Для того чтобы власть обладала авторитетом, ей необходимо находиться в согласии с народом. Власть – это возможность и способность навязать свою волю другим людям. Проблема конфликта человека и власти актуальна во все времена.
Эпитеты к слову «власть»
Абсолютная, авторитетная, безграничная, безмерная, безраздельная, беспредельная, божественная, большая, волшебная, всепокоряющая, всесильная, высшая, грозная, громадная, губительная, державная, дивная, единоличная, железная, жестокая, иллюзорная, колоссальная, магическая, магнетическая, могучая, мощная, неземная, необъятная, неограниченная, неотразимая, непонятная, огромная, полная, полноправная, призрачная, роковая, сверхъестественная, священная, сильная, слабая, страивая, строгая, суровая, таинственная, твердая, тираническая, царственная, чудная, чудодейственная, авторитарная, буржуазная, верховная, высшая, государственная, дворянская, демократическая, дискреционная, законодательная, исполнительная, местная, народная, политическая, помещичья, республиканская, рабоче-крестьянская, революционная, родительская, самодержавная, советская, тоталитарная, царская, центральная, громадная, звериная, крепкая, молодая, недюжинная, необъятная, необыкновенная, необычайная, непомерная, нечеловеческая, огромная, страшная, титаническая, удивительная, ужасная, чудовищная, злая, размашистая, разящая, свинцовая, хищная, безудержная, беспокойная, бессознательная, бешеная, благодатная, благотворная, бодрая, бодрящая, буйная, бунтовская, великая, величественная, веселая, весенняя, влекущая, внутренняя, волнующая, волшебная, всепобеждающая, всесокрушающая, высшая, гигантская, гипнотическая, гордая, громадная, грозная, грубая, дерзкая, дивная, дьявольская, живая, живительная, животворная, животворящая, жизненная, жизнеутверждающая, загадочная, загробная, зрелая, исполинская, колдовская, мятежная, небесная, неведомая, невидимая, незримая, неистовая, необоримая, необузданная, необъятная, неодолимая, непобедимая, непостижимая, непреклонная, непреодолимая, нервная, неумолимая, нечеловеческая, нравственная, первобытная, первозданная, плодородная, повелительная, подавляющая, подспудная, порывистая, природная, разрушительная, роковая, сатанинская, свежая, сверхъестественная, свободная, слепая, созидательная, спокойная, стихийная, суровая, таинственная, тайная, увядшая, целебная, целительная, целящая, чародейная, чародейственная, чарующая, чистая, щедрая, ярая, яркая, яростная, бурная, всесильная, загадочная, замысловатая, изменчивая, капризная, насмешливая, неведомая, неверная, неизбежная, неизвестная, неминуемая, непостижимая, непостоянная, непредотвратимая, неумолимая, обманчивая, переменчивая, прихотливая, путанная, своевольная, своенравная, фатальная, трагическая, тревожная, трудная.
Синонимы к слову «власть»
Господство, правление, главенство, сила, влияние, управление, могущество, верховенство, полномочие, право, царство, правительство, режим, всесилие, мощь, корона, владычество, руководство, превосходство, престол, трон, самодержавие.
Примеры из художественной литературы
А. С. Пушкин «Медный всадник».
А. С. Пушкин одним из первых противопоставил в своём произведении государство, воплощённое в образе Петра I, и человека с его личными чувствами и интересами. В центре поэмы – конфликт между обычным представителем бедного сословия и «медным всадником», олицетворяющим Петра Великого.
Из-за стихийного бедствия мелкий чиновник Евгений потерял веру и смысл в жизни. Разбушевавшаяся Нева стёрла с лица земли одну половину Петербурга и унесла жизни многих людей. В числе погибших оказалась возлюбленная главного героя, а с ней умерла и надежда на счастливое будущее крепкой семьи. В этой трагедии Евгений обвиняет Петра I, который отдал приказ построить Петербург на болотистой местности, непригодной для проживания.
Сам главный герой живёт на окраине города, где ютятся все представители низших классов. Он добровольно выбрал такой образ жизни, несмотря на то, что его предки относились к знатному роду. Поэтому вина за произошедшее отчасти лежит и на нём самом. Он как гражданин своего государства, тоже в ответе за благосостояние России. Поэтому его бунт оказался бессмысленным, и требующим наказания. Обезумевшему от горя Евгению начало мерещиться, будто статуя ожила и стала преследовать его, а в глазах возмущённого дерзостью мелкого поданного Петра I сверкал гнев. После этого случая главный герой всегда снимал шляпу и виновато прятал взгляд, проходя мимо Сенатской площади.
А. С. Пушкин в своей поэме поддерживал обе стороны. Как поэт он сочувствовал простому народу и переживал вместе с ним все тяготы. В то же время он искренне восхищался реформами великого царя, который, придя к власти, преобразил Россию и сделал его могущественной державой.
М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города».
М. Е. Салтыков-Щедрин хотел в своём романе показать противоречия между народом и властью на примере взаимоотношений правителей города Глупова и его жителей. При помощи сатирических приёмов автор описывает отдельные фрагменты из истории города, начиная с давних времён и заканчивая современностью.
Городом Глуповым правило множество градоначальников и все они были глупыми и самовлюблёнными чиновниками, а народ изображён в виде безвольной серой массы, покорно следующей за своим предводителем. У городских жителей нет желания противостоять власти, которые разрушают и разоряют город. На протяжении всей истории Глуповым правили ленивые, лицемерные, глупые деспоты, которые всегда заканчивали своё правление нелепо и бессмысленно. Один из градоначальников умер от укусов клопов, другой – от переедания, третий был съеден собачьей стаей, а четвёртый погиб от мозгового перенапряжения, в попытке понять приказ вышестоящего должностного лица.
Золотым веком города Глупова принято называть правление Василиска Семёновича Бородавкина. Народ постоянно видел его в работе: он всё время спешил, торопился и кричал. Бородавкин мечтал покорить Византию и строил планы на этот счёт. Его взаимоотношения с народом не отличались никакой новизной, через несколько лет правления Василиска Семёновича ни один глуповец не мог показать не высеченного места. Кроме того, за этот период Глупов перенёс четыре войны, после которых последовал экономический кризис и голод.
Жители Глупова даже не задумываются о другой жизни, потому что даже не могут представить себе, как она выглядит. Поэтому слепо выполняют указания свыше, терпеливо снося вседозволенность власти.
Автор пришёл к выводу, что народная глупость сама становится причиной несправедливого правления. Под историей одного города подразумевается действительность современной М. Е. Салтыкову-Щедрину России.
А. С. Пушкин «Борис Годунов».
В исторической драме А. С. Пушкина «Борис Годунов» переплетается две трагедии – трагедия власти и трагедия народа. Главный герой представлен со всех сторон: он прекрасный отец, мудрый и справедливый правитель, заботящийся о благе своего народа. Но, несмотря на все его достоинства, народ всё равно не доволен. Со временем Борис Годунов пришёл к выводу, что простым людям ненавистен любой царь.
Все считают, что Борис – убийца царевича Дмитрия. Правда, бояре не рискуют выказать своё недовольство царю, потому что боятся потерять привилегии. А в народе недовольство не утихает, униженное и угнетённое положение не даёт покоя представителям низших слоёв общества. А. С. Пушкин очень точно описал и показал народный характер: люди всегда остаются недовольны существующей властью и готовы с лёгкостью подняться на её уничтожение, вселяя ужас в правителей своими мятежами. Но в результате остаются обиженными, потому что к власти приходят снова неугодные.
Борис Годунов строит прогрессивные планы и желает только добра народу, но для реализации этих намерений ему необходима власть, которая даётся всегда ценой преступлений. Нельзя занять трон без пролития крови. Борис надеялся, что искупит свой грех служением во благо народа, но люди отвернулись от своего царя. Покинутый и отвергнутый правитель неизбежно превращается в тирана. Такое изменение власти – не случайность, а закономерность. У отчуждённой от народа власти один путь: благие намерения – преступление – потеря доверия народа – тирания – гибель. Предчувствуя скорую кончину, Борис торопился подготовить сына Феодора к управлению великой державой.
В конце трагедии народ перестал скрывать свою ненависть к царской семье и начинает действовать.
А. С. Пушкин в своей поэме поддерживал обе стороны. Как поэт он сочувствовал простому народу и переживал вместе с ним все тяготы. В то же время он искренне восхищался реформами великого царя, который, придя к власти, преобразил Россию и сделал его могущественной державой.
А. С. Пушкин «Медный всадник».
А. С. Пушкин одним из первых противопоставил в своём произведении государство, воплощённое в образе Петра I, и человека с его личными чувствами и интересами. В центре поэмы – конфликт между обычным представителем бедного сословия и «медным всадником», олицетворяющим Петра Великого.
Из-за стихийного бедствия мелкий чиновник Евгений потерял веру и смысл в жизни. Разбушевавшаяся Нева стёрла с лица земли одну половину Петербурга и унесла жизни многих людей. В числе погибших оказалась возлюбленная главного героя, а с ней умерла и надежда на счастливое будущее крепкой семьи. В этой трагедии Евгений обвиняет Петра I, который отдал приказ построить Петербург на болотистой местности, непригодной для проживания.
Сам главный герой живёт на окраине города, где ютятся все представители низших классов. Он добровольно выбрал такой образ жизни, несмотря на то, что его предки относились к знатному роду. Поэтому вина за произошедшее отчасти лежит и на нём самом. Он как гражданин своего государства, тоже в ответе за благосостояние России. Поэтому его бунт оказался бессмысленным, и требующим наказания. Обезумевшему от горя Евгению начало мерещиться, будто статуя ожила и стала преследовать его, а в глазах возмущённого дерзостью мелкого поданного Петра I сверкал гнев. После этого случая главный герой всегда снимал шляпу и виновато прятал взгляд, проходя мимо Сенатской площади.
А. С. Пушкин в своей поэме поддерживал обе стороны. Как поэт он сочувствовал простому народу и переживал вместе с ним все тяготы. В то же время он искренне восхищался реформами великого царя, который, придя к власти, преобразил Россию и сделал его могущественной державой.
М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города».
М. Е. Салтыков-Щедрин хотел в своём романе показать противоречия между народом и властью на примере взаимоотношений правителей города Глупова и его жителей. При помощи сатирических приёмов автор описывает отдельные фрагменты из истории города, начиная с давних времён и заканчивая современностью.
Городом Глуповым правило множество градоначальников и все они были глупыми и самовлюблёнными чиновниками, а народ изображён в виде безвольной серой массы, покорно следующей за своим предводителем. У городских жителей нет желания противостоять власти, которые разрушают и разоряют город. На протяжении всей истории Глуповым правили ленивые, лицемерные, глупые деспоты, которые всегда заканчивали своё правление нелепо и бессмысленно. Один из градоначальников умер от укусов клопов, другой – от переедания, третий был съеден собачьей стаей, а четвёртый погиб от мозгового перенапряжения, в попытке понять приказ вышестоящего должностного лица.
Золотым веком города Глупова принято называть правление Василиска Семёновича Бородавкина. Народ постоянно видел его в работе: он всё время спешил, торопился и кричал. Бородавкин мечтал покорить Византию и строил планы на этот счёт. Его взаимоотношения с народом не отличались никакой новизной, через несколько лет правления Василиска Семёновича ни один глуповец не мог показать не высеченного места. Кроме того, за этот период Глупов перенёс четыре войны, после которых последовал экономический кризис и голод.
Жители Глупова даже не задумываются о другой жизни, потому что даже не могут представить себе, как она выглядит. Поэтому слепо выполняют указания свыше, терпеливо снося вседозволенность власти.
Автор пришёл к выводу, что народная глупость сама становится причиной несправедливого правления. Под историей одного города подразумевается действительность современной М. Е. Салтыкову-Щедрину России.
А. С. Пушкин «Борис Годунов».
В исторической драме А. С. Пушкина «Борис Годунов» переплетается две трагедии – трагедия власти и трагедия народа. Главный герой представлен со всех сторон: он прекрасный отец, мудрый и справедливый правитель, заботящийся о благе своего народа. Но, несмотря на все его достоинства, народ всё равно не доволен. Со временем Борис Годунов пришёл к выводу, что простым людям ненавистен любой царь.
Все считают, что Борис – убийца царевича Дмитрия. Правда, бояре не рискуют выказать своё недовольство царю, потому что боятся потерять привилегии. А в народе недовольство не утихает, униженное и угнетённое положение не даёт покоя представителям низших слоёв общества. А. С. Пушкин очень точно описал и показал народный характер: люди всегда остаются недовольны существующей властью и готовы с лёгкостью подняться на её уничтожение, вселяя ужас в правителей своими мятежами. Но в результате остаются обиженными, потому что к власти приходят снова неугодные.
Борис Годунов строит прогрессивные планы и желает только добра народу, но для реализации этих намерений ему необходима власть, которая даётся всегда ценой преступлений. Нельзя занять трон без пролития крови. Борис надеялся, что искупит свой грех служением во благо народа, но люди отвернулись от своего царя. Покинутый и отвергнутый правитель неизбежно превращается в тирана. Такое изменение власти – не случайность, а закономерность. У отчуждённой от народа власти один путь: благие намерения – преступление – потеря доверия народа – тирания – гибель. Предчувствуя скорую кончину, Борис торопился подготовить сына Феодора к управлению великой державой.
В конце трагедии народ перестал скрывать свою ненависть к царской семье и начинает действовать.
Господство, правление, главенство, сила, влияние, управление, могущество, верховенство, полномочие, право, царство, правительство, режим, всесилие, мощь, корона, владычество, руководство, превосходство, престол, трон, самодержавие.
Аргументы
Все считают, что Борис убийца царевича Дмитрия.
Literoved. ru
19.11.2017 23:29:24
2017-11-19 23:29:24
Источники:
Https://ctege. info/knigi-po-russkomu-yazyiku-dlya-podgotovki-k-ege/spravochnik-argumentov-po-russkomu-yazyiku-sochinenie-na-ege-argumentyi-i-tsitatyi. html
Https://rustutors. ru/argumenty/argumentyege/1048-argumenty-iz-zhizni-k-sochineniyu-oge-153-i-ege-po-russkomu-yazyku. html
Https://literoved. ru/bank-argumentov/argumenty-iz-literatury-i-zhizni-dlya-sochineniya-na-temu-obrazovanie-ege-po-russkomu-yazyku. html
Https://literoved. ru/bank-argumentov/argumenty-iz-literatury-i-zhizni-dlya-sochineniya-na-temu-vlast-ege-po-russkomu-yazyku. html
5 готовых сочинений по новым направлениям 2021/22 учебного года.
→ Направления ИС.
→ Примерные темы.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?
Существуют люди, которые довольствуются малым и предпочитают оставаться на одном месте, потому что так комфортнее и удобнее. О таких личностях говорят, что они следуют проторённой дорогой, то есть всегда и во всём используют привычные, хорошо известные способы. Однако есть и такие люди, которые находятся в постоянном поиске. Они готовы к изменениям и риску, пытаясь достичь высот. На мой взгляд, подобный тернистый путь, полный сомнений и трудностей, намного лучше проторённой дороги. Чтобы доказать свою позицию, обращусь к произведениям художественной литературы.
Человек должен стремиться к нравственному совершенствованию и духовному развитию. Однако герой сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» больше всего на свете боится смерти и поэтому всю свою жизнь проводит в норе. Одиночество не слишком тревожит героя, ведь любое живое существо может представлять для него опасность. Он не живёт, а большую часть времени дрожит от всепоглощающего страха, не пытаясь найти друзей и обрести семейное счастье. В конечном счёте герой понимает, что если бы все пескари следовали его примеру, то вывелся бы весь его род. Само название сказки иронично: слово «премудрый» приобретает противоположное значение. Салтыков-Щедрин размышляет о людях, которые привыкли жить точно так же, как и его герой. Их существование никому не приносит пользы, потому что они лишают себя права на полноценную жизнь. Такие люди боятся тернистого пути и всегда выбирают проторённую дорогу.
Любимые герои Л.Н. Толстого, наоборот, находятся в постоянном движении, стремясь к духовному обогащению. Автор романа-эпопеи «Война и мир» проводит персонажей через множество тяжёлых испытаний, ведь только так можно стать настоящей личностью, заслуживающей достойной жизни. В начале произведения Андрей Болконский находится в состоянии смятения и, желая найти свой путь, уходит на войну. Изначально князь Андрей, не лишённый тщеславия, мечтает пойти по стопам своего кумира Наполеона и жаждет стать таким же авторитетным и влиятельным человеком. Однако во время Аустерлицкого сражения герой разочаровывается в своих честолюбивых помыслах и понимает, насколько мелочными были его прежние стремления. Ещё одним испытанием на тернистом пути Болконского можно считать его знакомство с Наташей Ростовой. Сначала ему кажется, что он никогда не сможет простить девушку за её симпатию к Анатолю Курагину. Однако перед лицом смерти князь Андрей испытывает совершенно необыкновенное чувство: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам». Он видит страдание человека, которого больше всего на свете презирал, и прощает его. Именно тернистый путь учит человека душевности и гуманности.
В заключение хочется отметить, что следовать проторённой дорогой – это значит останавливаться в своём развитии. Испытания закаляют человека и дают ему силы двигаться вперёд. Иногда приходится рискнуть всем, чтобы пройти путь через тернии к звёздам, бросить жребий и перейти Рубикон. Разве не в постоянной борьбе и преодолении трудностей заключается смысл человеческого существования?
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?
Мир не стоит на месте и постоянно изменяется: появляются новые технологии, изобретения, совершаются открытия, которые значительно облегчают нашу жизнь. Конечно, прогресс – это замечательно, но во всём нужно знать меру и стараться
придерживаться золотой середины. В конце концов может возникнуть опасность вытеснения духовных ценностей технологическими новшествами. В этом случае люди перестанут прислушиваться друг к другу, будут конфликтовать, проявлять жестокость и забудут о гуманности. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.
Проблема столкновения материального и духовного поднимается в произведении XIX века – романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Автор создаёт характер разночинца-нигилиста, увлечённого медициной. Он отрицает красоту природы, считая её не храмом, а мастерской, умаляет роль искусства – поэзии и музыки. Ему кажется, что играть на виолончели или читать Пушкина – это пережиток прошлого, поэтому герой считает поведение поэтичного Николая Петровича нелепым и глупым. По мнению Базарова, не подлежат сомнению только абсолютные истины – то есть те теории и факты, которые доказаны наукой. Евгений хочет выглядеть смелым и независимым, однако два главных испытания – смерть и любовь – подвергают его нигилизм серьёзной критике. Наука не может занять в сердце человека такое же место, как чувство привязанности и любви к близким. Так, автор подчёркивает, что пренебрежение духовными ценностями – это путь в пустоту, ведь без душевности невозможно выжить.
Такая же проблема продолжает волновать писателей и в XX веке. Герой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» пытается узнать секрет омоложения человеческого организма и решает провести антигуманный эксперимент. Профессор Преображенский пересаживает гипофиз человека бездомной собаке, не задумываясь о последствиях. Так, обычный пёс Шарик постепенно превращается в невежественного, грубого, безнравственного Полиграфа Шарикова. Новоиспечённый гражданин употребляет алкоголь, ругается, ворует вещи, а однажды даже пишет донос на самого профессора. Всё выходит из-под контроля, и Преображенский осознаёт, какую страшную ошибку совершил. Шариков становится человеком, лишённым каких-либо моральных устоев. Именно такое будущее грозит людям, перестающим заботиться о своём духовном развитии. Так, писатель подчёркивает, что не все плоды научно-технического прогресса идут на пользу человечеству. Каждый учёный должен нести ответственность за свою деятельность. Народ, который обесценивает нравственность, обречён на вырождение.
В заключение хочется отметить, что в настоящее время ускоренное развитие науки заставляет опасаться за судьбу вечных ценностей: любви и доброты, сострадания и взаимоподдержки. Новые научные достижения упрощают жизнь и помогают сэкономить время, но они не должны становиться важнее моральных норм. В конце концов стремление к духовному обогащению – это именно то, что отличает человека от животного.
3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
Почему люди становятся преступниками?
Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.
Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог
воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.
Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.
Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?
Есть ли будущее у мира, в котором нет места искусству? На мой взгляд, это приведёт к деградации и вырождению человечества. Именно произведения искусства делают нас более гуманными, милосердными, учат нас сопереживать другим людям. Например, книги называют «детьми разума», потому что они действительно возвышают человека и очищают его душу. Особенно приятно читать литературное произведение, на героя которого хочется равняться. Каких персонажей я могла бы назвать родственной душой?
В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» одна из главных героинь – Марья Болконская, честная и душевная девушка, которая восхищает своей природной чистотой и естественностью. Княжна Марья не отличается внешней красотой, скорее, наоборот, автор постоянно акцентирует внимание на её недостатках. Лицо девушки было «некрасивым и болезненным», отец не раз называет её «дурной» или «неловкой», а Анатоль Курагин отзывается о ней следующим образом: «Бедняга! Чертовски дурна!» Почему же эта героиня вызывает у читателей такую симпатию? У княжны Марьи большие, лучистые глаза, которые, как известно, являются зеркалом человеческой души. Действительно, эта робкая девушка обладает богатым внутренним миром, она всегда доброжелательна, искренне переживает за своих близких и умеет по-настоящему любить. Марья Болконская религиозна, живёт по христианским заповедям, согласно которым все люди равны и никому не следует желать зла. Героиня Толстого помогает «божьим людям», даёт образок брату,
провожая его на войну, и отличается поразительным смирением и кротостью. Я думаю, что княжна Марья – идеал женщины, она заботлива и милосердна.
Ещё одной родственной душой я бы назвала заглавную героиню романа Ш. Бронте «Джен Эйр». Так же, как и княжна Марья, Джен некрасива и на первый взгляд кажется абсолютно посредственной и ничем не примечательной девушкой. Однако на самом деле героиня Бронте оказывается сильной, решительной личностью, всегда готовой постоять за себя и свои права. Её независимость, сила воли и чувство собственного достоинства не могут не вызывать восхищения. С детства Джен приходилось противостоять грубой и властной тёте, а затем выживать в тяжёлых условиях пансиона для сирот. Героиня преодолевает все препятствия и с честью выдерживает выпавшие на её долю испытания. При этом она сохраняет лучшие человеческие качества: способность к сочувствию, кристальную честность, искренность и бесстрашие. Так, она, не опасаясь за собственную жизнь, проводит последние минуты рядом с умирающей от чахотки подруги. Джен – достаточно гордая девушка, но эта гордость не имеет ничего общего с гордыней или эгоизмом. Она возвращается к любимому человеку, когда ему требуется её помощь и поддержка, заботится о нём до конца своих дней.
Действительно, герои художественных произведений могут стать для читателя лучшими друзьями и родственными душами. Сила духа, целеустремлённость, милосердие и внутренняя красота – вот те качества, которые позволяют мне назвать героинь Л.Н. Толстого и Ш. Бронте примерами для подражания. Конечно, у каждого читателя может появиться свой идеал. Те люди, которые ничего не читают, многое упускают и лишают себя эстетического наслаждения.
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?
Гражданин – это достойный сын своего Отечества. Таких людей называют патриотами, потому что они готовы пожертвовать самым ценным, что у них есть, ради общего блага. Человек с активной гражданской позицией не может быть равнодушен к судьбе своего народа и в трудную минуту будет его защищать, потому что считает это своим долгом. Ещё Н.А. Некрасов отмечал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Настоящий гражданин всегда чувствует себя ответственным за всё происходящее на его Родине. Обратимся к произведениям художественной литературы, героев которых можно назвать людьми с активной гражданской позицией.
Патриот – это волевой и решительный человек, умеющий вдохновить и объединить других людей в тяжёлое для Отечества время. Именно таким является заглавный герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Бульба – старый козак, который с глубокой преданностью защищает Запорожскую Сечь, рискуя собственной жизнью. Он упрям, горд и бесстрашен, отличается удивительной силой воли и превыше всего ставит интересы козачества. Товарищи с уважением относятся к Тарасу Бульбе, считают его одним из самых авторитетных людей, всегда прислушиваются к его мнению. Именно Тарас сумел воодушевить козаков перед битвой, не позволил им опускать руки и падать духом. Он призывает товарищей объединиться и защищать родную землю до последней капли крови. Бульба не боится смерти, трусость ему вообще не свойственна: по его мнению, даже умирать надо уметь с честью и достоинством. Таким образом, героя Н.В. Гоголя действительно можно назвать человеком с активной гражданской позицией. Это прирождённый лидер, готовый делать всё возможное ради спасения своего народа и сохранения его традиций.
Патриотом можно назвать человека, который в первую очередь живёт не для себя, а для других. Так, например, герой поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Григорий Добросклонов – настоящий альтруист и народный заступник. Своё
предназначение он видит в совершении добрых поступков, способных изменить жизни людей к лучшему. Он становится на защиту нуждающихся, выступает против угнетателей, а в своих песнях прославляет русский народ и Родину. Гриша Добросклонов мечтает о светлом будущем освобождённых от крепостничества крестьян, называя их ратью, в которой скрывается несокрушимая сила. Н.А. Некрасов, не успевший закончить поэму, именно в этом герое видел того самого счастливого человека, которого так долго искали крестьяне. Поэт подчёркивал взаимосвязь личного и народного счастья, а для Гриши Добросклонова смысл жизни и заключается в служении Отечеству.
Таким образом, человек с активной гражданской позицией – это патриот, вдохновитель, который никогда не останется в стороне, если его народ нуждается в защите и помощи. Это смелый, мужественный человек, который не боится пойти на риск. В трудное для всей страны время он может воодушевить и повести за собой других людей.