Примеры образных выражений из сказок

Конспект урока литература 5 класс урок 5 сказки о животных перечень вопросов, рассматриваемых по теме: особенности сказок о животных;

Конспект урока

Литература

5 класс

Урок № 5

Сказки о животных

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • Особенности сказок о животных;
  • Герои-животные в сказках;
  • Народное представление о справедливости.

Тезаурус

Сказка 
устное повествовательное произведение волшебного, авантюрного или бытового
содержания с установкой на вымысел, рассказанное в развлекательных и
поучительных целях.

Присказка —
шутливое вступление или концовка народной сказки, рассказа, обычно не связанные
с их содержанием, иногда в виде прибаутки, поговорки.

Зачин 
устойчивая формула, с которой начинаются фольклорные произведения. Служит для
описания места, где будут происходить дальнейшие события, а также для того,
чтобы познакомить слушателей с основными героями сюжета.

Постоянные эпитеты —
красочное определение, неразрывно сочетающееся с определяемым словом и
образующее при этом устойчивое образно-поэтическое выражение.

Сказочные формулы —
устойчивые и ритмически организованные прозаические фразы, которые используются
в фольклорных сказках.

Троичность –
художественный приём, характерный для повествования в фольклорных произведениях
и заключающийся в трехкратном повторении действия.

Концовка –
устойчивая словесная формула, которой завершается повествование в народных
сказках и былинах.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.
Литература. 5 кл.: Учеб. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 304

2. Иванова Е.В., Дидактические материалы по
литературе: 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112

3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 5 кл. Рабочая
тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 80

Дополнительная литература:

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах:
Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 254

2. Гороховская Л.Н. Марьина О.Б. Проверочные
работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96

3. Гороховская Л.Н., Марьина О.Б. Контрольные
работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112

4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по
литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400

5. Егорова Н.В. Контрольно-измерительные
материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80

6. Карасева И.В., Пташкина В.Н. Литература. 5
кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279

7. Ляшенко Е.Л. Тесты по литературе. 5 кл. –
М.: Экзамен, 2019, стр. 80

8. Шапиро Н.А. Готовимся к сочинению.
Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019,
стр. 64

Открытые электронные ресурсы:

  1. Словари, энциклопедии, справочники универсального
    содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (30.06.2019)
  2. Каталог сетевых ресурсов по русской
    филологии и фольклору. http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm(30.06.2019)
  3. Поиск книг в электронных библиотеках
    Рунета http://www.eboogle.net/(30.06.2019)
  4. Все книги России, библиографический
    каталог http://www.biblus.ru/Default.aspx(30.06.2019)
  5. Фундаментальная электронная библиотека
    «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских
    писателей http://feb-web.ru/(30.06.2019)
  6. Методико-литературный Интернет-сервер «Урок
    литературы» http://mlis.ru/(30.06.2019)
  7. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и
    тексты. http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/(30.06.2019)
  8. Раздел «Литература» на проекте «Мир
    энциклопедий» http://www.encyclopedia.ru/literature.html(30.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного
изучения

Такой жанр фольклора, как сказка о животных –
один из древнейших. В русской сказочной культуре он составляет немалую часть.

В сказочном мире удивительным образом
переплелись и древние, языческие верования, когда многие звери считались
тотемными покровителями семьи, рода, и народная хитрость, когда животным, чтобы
никого не обидеть, приписывались человеческие свойства.

Отголоски обожествления и очеловечивания
животных проявляются в сказках и в виде иерархической лестницы. Так, медведь в
русских сказках обычно главнее зайца или ежа. Свойственны зверюшкам и
человеческие черты характера: зайка — трусишка, лиса — хитрюга, сорока —
болтушка…

Животные в сказках часто составляют
антагонистические пары. Такой парой в сказках порой выступают лиса и волк. При
этом лиса — лживая, хитрая обманщица. Надо сказать, что ее характеристики
устойчивые из сказки в сказку, поэтому мы, начиная читать новую сказку с этим
персонажем, уже знаем, что от неё ожидать.

Ее антагонистом становится волк. В сказках он
часто выглядит глупым, простофилей, и хотя он сильнее многих героев, и той же
лисы, но всегда оказывается проигравшим. Ему не помогают добиться успеха ни его
сила, ни злобный вид. Его обманывают и лиса, и заяц, и семеро козлят.

А вот другой персонаж не так однозначен.
Медведь, как правило, олицетворяет силу, власть, справедливый суд. Он старается
быть честным и справедливым, может защитить зайца от волка, или вывести на
чистую воду хитрую лису. Хотя, конечно, не все лисьи уловки ему удаётся
разгадать. Для кумушки Лисы он всё-таки простоват. А вот в паре Медведь – Человек,
Михайло Потапыч явно проигрывает. Даже маленькая девочка его может обмануть,
как в сказке «Маша и медведь».

Заяц, лягушка, мышь, как правило,
второстепенные персонажи, они слабы, и их роль зависит от обстоятельств.

И только кот и петух всегда положительные
персонажи. Они верны дружбе, они честны, справедливы, хотя и не самые сильные
звери. И опять же только лисе удаётся их провести.

Звери, птицы в сказках ведут себя как люди.

Идет петух в сапогах, несет на плече косу и
кричит во все горло о том, чтобы шла лиса вон из заячьей избушки, иначе быть ей
зарубленной («Заячья избушка»).

Волк ловит рыбу — опустил хвост в прорубь и
приговаривает: «Ловись, рыбка, и мала и велика!» («Лиса и волк»).

Как и люди, персонажи в сказках о животных,
несмотря на свою яркую характеристику, не являются однозначно либо
положительными, либо отрицательными героями.

Рассмотрим систему персонажей на примере
сказки «Журавль и цапля». Здесь оба героя также не относятся ни к
положительным, ни к отрицательным. Сюжет сказки прост: журавль посватался к
цапле («Журавлю стало скучно жить одному, и задумал он жениться…»), она ему
отказала.

Потом цапля передумала, но уже журавль ей
отказал. «Цапля заплакала со стыда и воротилась домой».

Не правда ли, это очень человеческая ситуация?

Композиция сказок о животных несложна, часто
основана на повторении одной и той же ситуации: журавль и цапля ходят другу к
другу, ведут диалог, а потом расходятся.

Остановимся на своеобразии языка сказок о
животных

Язык сказок образен, воспроизводит бытовую
речь, так как в сказке много диалогов.

«Пошёл журавль, — тяп-тяп! — семь вёрст болото
месил.

Приходит и говорит:

— Дома ли цапля?

— Дома.

— Выдь за меня замуж!

— Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя
ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем!
Ступай прочь, долговязый!».

Как мы видим, в тексте много просторечий,
устойчивых образных выражений, характерных для народной речи. Например, «семь
вёрст болото месил». Это создает своеобразную атмосферу.

Несмотря на небольшой объем, сказка «Журавль и
цапля» имеет все необходимые элементы сказочного повествования.

Присказка

«Летела сова — весёлая голова. Вот она летала,
летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять
полетела — летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела
и опять полетела — летала, летала…

Это присказка, а сказка вот какая».

Зачин:

Жили-были на болоте журавль да цапля.
Построили они себе по концам избушки.

Интересен вопрос о кульминации сюжета сказки.
Главные герои не имеют разделения на положительных и отрицательных, как в
волшебной сказке. Значит, и противостояния, которое должно закончиться победой
добра в кульминации, в этом сюжете нет.

Концовка

«Вот так-то и ходят они по сию пору один к
другому свататься, да никак не женятся».

Юмор этой сказки основан на воспроизведении
нелепых ситуаций, в которые попадают персонажи: журавль и цапля ходят другу к
другу свататься, но договориться не могут.

Теоретический материал для углубленного
изучения.

«Сказка – великая духовная культура народа,
которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами
тысячелетняя история народа» (А. Н. Толстой)

Какая же история раскрывается перед нами в
сказке «Журавль и цапля»? Это вполне жизненная ситуация, когда люди не могут
договориться, найти общий язык, забыть обиду и пойти навстречу другому. Смысл
сказки в том, что чрезмерное самомнение и обиды может помешать дружбе,
семейному счастью и так далее. Мораль сказки в том, что иногда надо
прислушиваться не только к своим сиюминутным чувствам, но и делать шаги
навстречу другому. Как писал исследователь русского языка Владимир Даль,
который и записал для нас эту сказку: «Не может русский человек быть счастлив в
одиночку, ему нужно участие окружающих, а без этого он не будет счастлив».

Примеры заданий из Тренировочного модуля:

Единичный выбор

Из предложенных вариантов выберите лишний:

Волк в сказках о животных предстает как:

Глупый

Жадный

Сильный

Смелый

Задание основывается на изученном
теоретическом материале о сказках и на читательском опыте обучающихся. Прочитав
задание и ознакомившись с предложенными характеристиками Волка, он вспоминает,
что в сказках Волк выступает в роли отрицательного персонажа, проявляя глупость
и жадность. При этом Волк — герой, характеризующийся силой в сказочном мире. Ни
одного сюжета, где бы этот герой проявлял смелось, в русском фольклоре не
представлено. Таким образом, учащийся приходит к выводу, что лишний вариант –
«смелый».

Установление соответствий между элементами
двух множеств

К словам из левого столбика найти
соответствующие слова из правого

Нейду Задумался

Раздумался Не пойду

Выдь за меня Выйди за меня

Задание основывается на материале, пройденном
на уроке и на тексте сказки «Журавль и цапля». Просторечные формы глаголов
обучающийся должен соотнести с глаголами, отвечающими нормам современного
литературного языка. Поскольку в предложенных словах сохраняется корень слова,
то он делает вывод о том, что правильный вариант соответствия форм выглядит
следующим образом:

Нейду Не пойду

Раздумался Задумался

Выдь за меня Выйди за меня

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 122-124. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Русские писатели». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Назови произведения, которые тебе запомнились. Кто их автор?

Мне больше всего запомнились сказка Пушкина «О рыбаке и рыбке» и рассказ Толстого «Котёнок».

2. Ты уже познакомился с народными сказками. Теперь ты узнал, что сказку может придумать писатель, поэт. Мы говорим, что это литературная сказка.

Сказки бывают народными и литературными. Народные придумывает народ, литературные сочиняет автор.

3. Встречалось ли тебе слово иллюстратор? Это художник, который делает рисунки — иллюстрации к литературным произведениям. Например, к сказке о «Рыбаке и рыбке» рисунки делал художник Перцов.

А наиболее известным иллюстратором сказок Пушкина является Иван Билибин.

4. С какими произведениям Пушкина, Крылова, Толстого ты был знаком раньше? Расскажи одно из них.

Я читала сказки Пушкина: «О царе Салтане», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О попе и работнике его Балде».

Я читала басни Крылова: «Волк и ягнёнок», «Слон и Моська», «Мартышка и очки».

Я читала рассказы и сказки Льва Толстого: «Два брата», «Два товарища», «Лев и собачка».

Пример пересказа сказок Пушкина можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Какие образные выражения из прочитанных рассказов ты запомнил и можешь объяснить их смысл?

«Сказка о рыбаке и рыбке»: не садися не в свои сани. Это значит занимайся своим делом, не лезь в чужое.

«Лебедь, рак и щука»: из кожи лезут вон. Это значит стараются изо всех сил.

«Стрекоза и муравей»: голову вскружило. Это значит потерять рассудок, делать глупости.

«Филипок»: в горле пересохло. Это значит, что мальчик не мог сказать ни слова.

«Котёнок»: что было духу. Это значит изо всех сил, очень быстро.

6. Прочитай ещё один отрывок из романа «Евгений Онегин» Пушкина. Сравни это стихотворение со стихотворением на странице 89. Подумай, какая тема их объединяет. Одинаковы ли в них зимние картины? Чем они различаются? Где наблюдал зиму поэт: в городе, в деревне?

Тема этих стихотворений — зима и мороз.

Но картины в этих стихотворениях разные. В первом описана деревня, день, радость мальчика и крестьянина. Во втором описан город и ночь, все люди спят и только собака лает.

7. Можешь ли ты сказать, в чём необычность «Сказки о золотой рыбке»?

Её необычность в том, что она написана в стихах. И у неё грустный конец, нет счастливого финала.

8. Случалось ли тебе остаться у разбитого корыта? Придумай свой рассказ на эту тему.

Пример рассказа на тему «Остаться у разбитого корыта» для 2 класса

Однажды мы с Игорем гостили в деревне у бабушки.

Как-то мы отправились в лес за грибами. Ходили мы долго, почти полдня, и набрали по полной корзинке грибов. Радостные мы возвращались домой.

Нам нужно было перейти по мосткам небольшую, но быструю речку. Я пошла осторожно, а Игорь побежал. Он поскользнулся и упал в воду. Корзина опрокинулась и грибы уплыли по течению. Только один боровик Игорь успел схватить.

Он остался у разбитого корыта, но я поделилась с ним своими грибами.

9. Определи основные мысли прочитанных басен Крылова. Назови образные слова и выражения из его басен, которые мы часто употребляем в речи. Почему их называют крылатыми?

Основная мысль басни «Лебедь, рак и щука»: Действовать нужно сообща, помогать, а не мешать друг другу.

Основная мысль басни «Стрекоза и муравей»: Нужно всегда думать о будущем и готовиться к нему заранее.

Образные слова: Злой тоской удручена, Воз и ныне там.

Эти выражения называют крылатыми, потому что они ушли в народ, стали часто употребляться в речи.

10. Вспомните с другом примеры из жизни, когда можно употребить следующие пословицы:

Один за всех и все за одного. Миша объяснил друзьям тему по русскому языку, а они помогли ему научиться играть в теннис. («Лебедь, рак и щука»)

Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт. Маша боялась спать в темноте, но стремилась побороть свой страх и специально попросила маму гасить ей на ночь свет. («Котёнок»)

Грамоте учиться, всегда пригодиться. Коля пошёл в магазин, но не смог прочитать название товара и ничего не купил. А Игорь знал грамоту и купил нужный ему товар. («Филипок»)

Друзья познаются в беде. Юля потеряла ключи от дома. Алина сказала, что нужно быть внимательней, а Вика пригласила Юлю к себе, пока не пришли её родители. Вика помогла в беде, значит она настоящий друг. («Котёнок», «Стрекоза и муравей»)

Добра желаешь — добро и делай. Вадим помог старушке перейти улицу, а она дала ему конфетку. («Старый дед и внучек», «Стрекоза и муравей»)

Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее. Маша плохо понимала математику и мама наняла репетитора. Маша усиленно занималась и стала получать по математике пятёрки. («Филипок»)

Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает. Андрей долго тренировался и победил на соревнованиях. Он был счастлив. («Филипок»)

11. Назови прочитанные произведения, к которым подходят эти пословицы.

Смотри названия произведений в скобочках.

1

Главная

Педагогика
Русская народная сказка как средство развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста

Теоретическое обоснование проблемы развития образной речи старших дошкольником средствами русской народной сказки, психолого-педагогические исследования особенностей развития образной речи. Описание и анализ опытно-экспериментальной работы по проблеме.

посмотреть текст работы

скачать работу можно здесь

полная информация о работе

весь список подобных работ

Нужна помощь с учёбой? Наши эксперты готовы помочь!
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с
политикой обработки персональных данных

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития образной речи старших дошкольником средствами русской народной сказки
1.1 Психолого-педагогические исследования в области развития образной речи старших дошкольников средствами русской народной сказки
1.2 Особенности развития образной речи детей в старшем дошкольном возрасте
1.3 Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста
Глава II. Описание и анализ опытно-экспериментальной работы по проблеме развития образной речи старших дошкольников средствами русской народной сказки
2.1 Выявление исходного уровня развития образной речи детей старшего дошкольного возраста
2.2 Анализ системы занятий по развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме развития образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность.
Исследования психологов и педагогов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов. Н.Н. Подъддяков, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др.) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.
А.М. Бородич, Н.В. Гавриш, В.В. Гербова, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Е.В. Савушкина доказали, что формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и оценивать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте.
В методике развития речи старших дошкольников имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей: Е.Н. Водовозовой, Н.В. Гавриш, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой, М.Н. Мирошкиной и др. Все они свидетельствуют о возможности эффективного использования русской народной сказки для развития образной речи детей.
В ходе экспериментальной работы в ДОУ нами были выявлены противоречия:
1) между тем, что в теории существует достаточно много исследований по проблеме развития образной речи и тем, что данные исследования не в полной мере используются в ДОУ;
2) между тем, что русская народная сказка является эффективным средством развития образной речи и тем, что ее недостаточно используют с этой целью в ДОУ.
В связи с этим возникает проблема: каковы возможности использования русской народной сказки как средства развития образной речи детей.
Исходя из проблемы, целью нашего исследования явилось выявление возможностей русской народной сказки как средства развития образности речи детей старшего дошкольного возраста.
Объектом нашего исследования является процесс развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: русская народная сказка, как средство развития образности речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что система занятий по русской народной сказке будет способствовать развитию образности речи детей старшего дошкольного возраста при соблюдении ряда условий:
— отбора образных выражений с учетом постепенного усложнения их структуры и семантики, детского опыта;
— элементарного осознания детьми роли образных слов и выражений высказывании;
— активизации в речи образных слов и выражений в ходе свободной деятельности детей.
Цель, объект и предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1) Изучить теоретические основы использования сказки в формировании образности речи детей старшего дошкольного возраста;
2) выявить особенности развития образной речи на основе русской народной сказки;
3) разработать и апробировать систему занятий с использованием русской народной сказки в развитии образности речи старшего дошкольного возраста;
4) проследить динамику изменения уровня развития образной речи детей в процессе экспериментальной работы.
В ходе решения поставленных задач использовались такие методы, как изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, наблюдение, беседы с воспитателем, анализ календарных планов воспитателей, педагогический эксперимент.
Методологической основой нашего исследования являются теории развития детской речи (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Н.В. Гавриш), психолого-педагогические исследования особенностей речи (А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
База исследования: данное исследование проводилось на базе МДОУ №53 в старшей группе детского сада.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных в практике дошкольных образовательных учреждений.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав (шесть параграфов), заключения, списка использованной литературы, приложений.
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития образной речи старших дошкольником средствами русской народной сказки
1.1 Психолого-педагогические исследования в области развития образной речи старших дошкольников средствами русской народной сказки
Культура речи является важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры человека. Владение литературным языком, постоянное совершенствование речевых навыков составляет необходимый компонент образованности и интеллигентности. Под культурой речи обычно принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания грамматически правильно, логично, точно, выразительно.
Становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны), умение создавать разные типы связного высказывания происходит в период дошкольного детства. Эти достижения ребенка так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, содержательность, точность, выразительность, и такого важного показателя речевой культуры, как образность [43;146].
На необходимость приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали такие ученые, как К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П. Усова, Н.В. Гавриш и др.
Идеи К.Д. Ушинского являются основополагающими в отечественной педагогике, если говорить о значении родного слова для введения детей в сознательное обладание сокровищами родного языка. Он говорил, что «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина… Усваивая родной язык легко и без труда, каждое новое поколение усваивает в тоже время плоды мысли и чувства тысячи предшествовавших ему поколений… Ребенок, развитие которого не было извращено насильственно, по большей части, в пять или шесть лет говорит уже очень бойко и правильно на своем родном языке»[47;13].
Е.И. Тихеева стала продолжателем педагогических идей К.Д. Ушинского, и тоже в своих работах поддерживала его мысли о необходимости и важности обучения детей родному языку. Она писала, что «Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение народной культуры. Детские воспитательные учреждения должны жить духом своего народа. Языковое творчество русского народа — основа культуры речи детей». Тихеева отмечает, что необходимо работать над выразительностью речи [40;93].
Также проблема формирования выразительности детской речи нашла отражение в трудах известных советских психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца. Эти вопросы находятся также в центре внимания многих современных исследователей детской речи (А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Л.И. Айдарова, Е.М. Струнина, Н.В. Гавриш, Е.В. Савушкина и др.).
Их исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста в результате целенаправленного педагогического воздействия могут не только понимать, но и использовать в собственном высказывании такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы.
О.С. Ушакова в качестве ведущей цели обучения рассматривает развитие «хорошей речи». Это понятие характеризуется богатством словаря, точного и выразительного. «Хорошая речь» отличается разнообразием использования языковых средств, уместным их употреблением. Ушакова одной из важнейших задач речевого развития дошкольников считает воспитание у ребенка интереса и бережного отношения к языковому богатству, его умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и при создании собственных сочинений [44].
В теории русского языка образность речи принято понимать выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами и фигурами).
Р. Стаценко считает, что образность речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении [36].
М.М. Алексеева, В. И. Яшина, Н.В. Гавриш, О.С. Ушакова В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Мирошкина под образной речью понимают умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства.
Рассматривая развитие образности как важное звено в общей системе речевой работы, Н.В. Гавриш подчеркивает, что показателем богатства является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим она прослеживает связь каждой речевой задачи с развитием образности речи [46].
Е.В. Савушкина также признавала важность развития образности речи детей. Говоря об образной речи, она вкладывала в это понятие умение ярко, убедительно, и в то же время сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, точным словом, правильно построенным предложением воздействовать на слушателей. По ее мнению, образность предполагает и наличие эмоционально-экспрессивных средств выражения в речи в виде зрительных, слуховых, моторно-двигательных и других представлений.
Ученые называют разные средства развития образной речи.
С.В. Савушкина исследовала развитие образной речи старших дошкольников в процессе восприятия произведений изобразительного творчества. Казакова среди эффективных средств развития выразительности речи называла речевые игры и упражнения, игровые ситуации [31].
Танина предлагала развивать образность речи на основе художественной деятельности дошкольников [51].
C.C. Бухвостова придавала большое значение в развитии выразительности речи старших дошкольников малым формам фольклора [7].
Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, М.М. Алексеева, В. И. Яшина, Т.Б. Филичева и др. одним из наиболее эффективных методов развития образной речи считают драматизацию. Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребёнок проникается «гармонией русского слова». Ребёнок связывает слово с действием, с образом. [13, 3, 51]
Л.Б Фесюкова предлагает использовать для развития образной речи приемы ТРИЗ [49].
Одним из наиболее эффективных путей развития образной речи дошкольников, исследователи [13,20,26,41,54,56] признают использование разных жанров литературы, устного народного творчества, в особенности — русской народной сказки.
Сказка — это кладезь народной мудрости, традиций и языка — об этом и так все знают. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей жизни.
Сказка оказывает огромное влияние и на развитие и обогащение речи ребенка.
Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на образную речь. Очень важно, чтобы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Образную речь ребенка развивают на основе активизации его образного мышления.
Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) сказки передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.
В речевом развитии ребенок проходит путь от ассоциативного установления связей между словом и конкретным предметом — к слову обобщающему и только при условии эмоционально-эстетического развития — к слову образному (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, О.И. Никифорова, Н.В. Гавриш и др.) [9,10,13,46].
Исследования О.М. Дьяченко показали, что образование ассоциаций лежит в основе физиологических процессов восприятия и воображения. Восприятие дошкольниками образных средств языка отражает ход познавательной деятельности человека: обнаружение в окружающем мире сходных вещей, процессов, перенос явления по сходству с одного явления на другое; выражение эмоций, оценки, субъективного взгляда на мир. Процесс восприятия включает в себя анализ свойств какого-либо образа, а также синтез чувств, вызываемых этими свойствами [14;131].
Речь детей не будет образной, если ребенок не будет владеть в полной мере художественными средствами выразительности и речевыми умениями в целом.
Л.Б. Берегова, В.И. Логинова указывают на то, что у старших дошкольников возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте [13;7].
З.А. Гриценко отмечает, что к старшему дошкольному возрасту начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Дети способны понять переносный смысл слова, фразеологический оборот [12;21].
Исследователи отмечают, что старшие дошкольники правильно применяют выражения, особенно лаконичные, меткие выражения из народных сказок. Н.С. Карпинская приводит такой пример. Во время игры в «Кошки-мышки» мальчик, которому не удалось поймать ловко увернувшуюся от него «мышку», разводит руками и говорит: «Глядь, а девочки-то нет» (из сказки «Медведь и девочка») [16;139]. Тот факт, что ребенок употребил указанное выражение в иной ситуации, чем это было в сказке, свидетельствует о том, что оно понятно ребенку и применяется им как образная форма выражения его мысли и чувства.
Поэтому в старшем дошкольном возрасте появляется возможность использовать русские народные сказки как средство развития образности речи.
Е.И. Тихеева отмечает, что читая сказку, педагог учит детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Дети приучаются не только замечать богатство родного языка, но постепенно осваивают его, обогащают свою речь образными выражениями, литературными оборотами, учатся пользоваться ими при выражении своих мыслей и чувств. Ребенок усваивает родную речь, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует [40;182].
Е.Н. Водовозова в своей фундаментальной научной работе пишет о важном воспитательном значении сказки в речевом развитии детей: «Есть и в высшей степени дельные народные сказки, где фантазия служит покровом, под которым скрывается житейская истина, разумная мысль, или живое, поэтическое изображение природы и быта людей». Она пишет также, что «хорошо владеть родным языком невозможно без знания народной речи» [8;74].
Указания на необходимость работы над образными средствами языка содержатся в трудах Е.А. Флериной. В своей работе «Эстетическое воспитание дошкольника» она говорит о важности художественного слова для приобщения ребенка к народному творчеству: «Через народное творчество ребенок общается с многомиллионным автором — народом, воспринимает его мысли и чувства. С малых лет через художественное слово детям становится доступным широкое духовное общение с писателями. Ребенок начинает понимать их идеи и чувства, строй мыслей и язык…В этом сила и значение художественного слова, литературы для ребенка, для его развития и воспитания. Значение художественной литературы для усвоения детьми словаря в единстве с грамматическим строем языка трудно переоценить» [50;198].
Э.П. Короткова, рассматривая художественную литературу, как средство обогащения языка ребенка образными словами и выражениями, говорила об эффективности в этом смысле народных сказок, и для полноценного усвоения материала произведений, рекомендовала двукратное чтение коротких рассказов, сказок, включающее в вопросах слова из текста, указания к припоминанию пропущенных ребенком слов, конкретного образного значения словосочетаний с опорой на контекст, выборочное чтение отрывков из рассказов [18].
В 90-е гг. в НИИ дошкольного воспитания под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой был выполнен ряд работ (Н.В. Гавриш, Л.А. Колунова и др.), показавших, что словесное творчество дошкольников неразрывно связано с формированием образности речи. Исследования были проведены на материале разных жанров фольклора — народных сказок, пословиц, поговорок, а также произведений художественной литературы. В них были раскрыты педагогические условия, при которых речь ребенка обогащается различными средствами художественной выразительности.
Н.В. Гавриш в работе над своей диссертацией доказала, что развитие образности речи, основывающееся на фразеологизмах, используемых в русских народных сказках, должно происходить в единстве с решением задач словарной работы, формированием грамматического строя речи, звукового строя речи [51].
Исследования И.Н. Митькиной показали, что слушая сказки, ребенок, естественно, усваивает их языковое оформление настолько, что не только может воспроизвести трафаретные формулы в сказочном контексте, но и использовать их в обобщенном целостном значении как соответствующие фразеологические единицы. Например, высказывание девочки 5л. и 3 мес.: «Я такую дырищу в шарике прососала, что ни в сказке сказать, ни пером написать». Использование приставки на- вместо о- (написать) создает более привычный для ребенка глагол из повседневного употребления [24].
Е.А. Флерина придает большое значение для развития образной речи рассказывание сказок детьми. Она говорит о том, что рассказывая сказку, ребенок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах. Следует не только поощрять детей к рассказыванию сказок, но умело помогать ребенку воспроизвести последовательность событий, наполнить то или иное выражение. По мере того, как ребенок овладевает рассказыванием сказки, воспитатель все больше переходит в роль заинтересованного слушателя [50].
Таким образом, ученые указывают на возможность и необходимость развития образной стороны речи детей в старшем дошкольном возрасте. Русская народная сказка, с ее богатым, выразительным языком, являясь доступной восприятию старших дошкольников, выступает могущественным средством развития образной речи детей.
Говоря об образной речи, мы будем иметь в виду умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства.
Для того, чтобы выявить возможности русской народной сказки как средства развития образности речи, нам необходимо выяснить особенности развития образной речи детей в старшем дошкольном возрасте.
1.2 Особенности развития образной речи детей в старшем дошкольном возрасте
Образная речь является составной частью культуры речи.
Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте.
Исследования О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, А.М. Бородич показали, что детям дошкольного возраста еще недоступно понимание всех особенностей и тонкостей художественной речи, но овладение самыми элементарными средствами художественной выразительности вполне им доступно [45,46,5]. Разумеется, никаких логических определений и терминов детям при этом не дается.
Известно, что самыми распространенными изобразительными средствами языка являются так называемые тропы — приемы изменения основного значения слова. Они помогают автору по-новому показать самые обычные предметы (хотя далеко не всегда художественная речь бывает украшена тропами, так как это не обязательный ее признак). Тропы бытуют в общенародной речи, и возможности создавать их, т. е. комбинировать слова, создавать новые сочетания слов, безграничны. Простейшие виды тропов могут быть доступны пониманию старших дошкольников.
Исследования психологов Д.Б. Эльконин, А.Н, Гвоздев, Л.С. Выготский и др.) и методистов (О.С. Ушакова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др.) показали, что старшие дошкольники свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно. Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями. Речь старших дошкольников насыщается словами, обозначающими все части речи. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием, создавая множество неологизмов. К.И. Чуковский называл это особым «языковым чутьем» [53;112].
В старшем дошкольном возрасте дети совершают первые попытки произвольного использования грамматических средств и анализа грамматических фактов. Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.
Согласно исследованиям А.А.Леонтьева, А.А Люблинской, Д.Б, Эльконина, А.Н. Гвоздева мышление и восприятие старших дошкольников находятся на таком уровне, который позволяет им хорошо понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, выделять из художественного текста средства выразительности [19,21,55,11].
С.Л. Рубинштейн указывал на то, что выразительность является важным качеством речи. Развитие ее проходит длинный и своеобразный путь. Речь дошкольников часто обладает яркой выразительностью. Она нередко изобилует итерациями (усиливающимися повторениями), инверсиями — нарушением обычного порядка слов, восклицательными оборотами, прерывистыми конструкциями, гиперболами и т.д., — словом, всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность [30;495].
Исследования С.Л. Рубинштейна показали, что для маленького ребенка выразительные моменты являются не стилистическими средствами или приемами, которые сознательно избираются и используются для того, чтобы произвести определенное эмоциональное впечатление; в них совершенно непроизвольно прорывается импульсивная эмоциональность ребенка; она беспрепятственно выражается в его речи, поскольку у него нет еще твердо установившихся правил связного построения, которые ограничивали бы ее выражение. В старшем дошкольном возрасте импульсивность детской эмоциональности уменьшается, а речь детей, подчиняясь обычному, принятому в данном языке нормальному построению, становится более регламентированной, и непроизвольная выразительность ее снижается. Однако старшие дошкольники, по мнению Рубинштейна, способны к так называемой сознательной выразительность. Сознательная выразительность присуща художественной речи. Поэтому с целью ее развития в старшем дошкольном возрасте важно использовать произведения художественной литературы, в том числе русской народной сказки[30;518].
Развитие образности как важной характеристики связной речи С.Л. Рубинштейн считал необходимым условием для построения контекста новыми речевыми средствами. Он писал, что как ни существенна для речи связность ее построения, «проблема речи не сводится к одной лишь логической связанности (и точности); она включает и проблему образности,… так как образ, выражая обобщенное содержание, вместе с тем выходит за его пределы, вводит специфические оттенки, непередаваемые в отвлеченной формулировке обобщенной мысли» [30;523].
Так, всякая метафора выражает общую мысль и в то же время вносит новые оттенки в эту мысль и содержит больше того, что дает формулировка. Все формы образности речи: метафоры, аллегории, сравнения — это специфические средства выражения различного смыслового содержания.
Исследования Л.М. Гурович, Н.А. Орлановой, О.С. Ушаковой, С.М. Чемортан, Р.П. Боша показали, что возможности дошкольников в понимании средств художественной выразительности и в использовании этих средств в своей речи велики [13,25,45,52]. Здесь большое значение имеет целенаправленное руководство взрослых.
Во всех исследованиях подчеркивается, что эмоционально-выразительная сторона развития речи имеет большое значение и для развития ее связности. О.С. Ушакова говорит о том, что основой смыслового содержания речи является то, что она обозначает, однако подлинное владение построением связного высказывания непременно включает в себя понимание выразительных моментов, раскрывающих внутренний смысл, который вкладывает в него говорящий [43;94].
С.Л. Рубинштейн считал, что если в процессе воспитания ребенка выразительность речи не развивается и для этого не создаются необходимые условия, то «кривая развития выразительной речи у детей принимает характер западающей кривой. Это западение приходится на тот период, когда первоначальная непроизвольная выразительность, встречающаяся в речи маленьких детей-дошкольников, особенно младших, спадает, а основанное на знании выразительного эффекта той или иной конструкции умение сознательно придать своей речи выразительность еще не развито; речь детей в этот период, при таких условиях, становится по большей части маловыразительной». Поэтому, по мнению С.Л. Рубинштейна, необходимо развивать выразительность речи для сознательного пользования речевыми средствами. А для этого нужно проводить большую и тщательную работу [30].
Как доказано А.М. Леушиной и другими исследователями, эмоциональность ребенка создает предпосылки и возможности для дальнейшего развития у него сознательных форм выразительности речи. Однако для того, чтобы эти возможности претворить в действительность, необходимо проводить специальную работу и вооружить ребенка способами выражения в слове определенного художественного содержания[51].
Некоторые особенности развития выразительной речи детей отмечала Н.С. Карпинская. Она подчеркивала недостаточную осознанность и неустойчивость выразительности детской речи: «Чем старше ребенок, тем большей сдержанностью отличается его речь: чувства, переживания начинают все больше подчиняться сознанию и воле». Поэтому очень важно научить ребенка выразительной речи и включить в его деятельность элемент сознательности, преднамеренности [16;81].
О.С. Ушакова отмечает, что развитие логичности речи надо проводить параллельно с развитием выразительности, так как нельзя в связной речи расчленять эти элементы. Только тогда мы сможем развивать сознательную речь, которая должна быть связной, точной и выразительной. Здесь она говорит о выразительности в активном, а не в пассивном смысле, т.е. основная задача — не только понимать выразительность речи при восприятии литературного произведения, но и активно употреблять усвоенные средства выразительности в своей речи [43;94].
О.С. Ушакова считает умение раскрывать не только семантическое содержание, но и эмоционально-выразительный подтекст высказывания очень существенной чертой полноценного речевого развития и становления словесного творчества в целом. Это умение становится доступным детям в старшем дошкольном возрасте [43].
Н.В. Гавриш изучала пути и закономерности усвоения значений слова дошкольником, который первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц [46].
Психологическое объяснение процесса усвоения дошкольниками переносного значения словосочетаний дано в исследовании О.М.Дьяченко. раскрывающем механизмы развития продуктивного воображения детей, использующих разные по структуре образы воображения — «опредмечивающий» и образ «включение». Сначала ребенок расчленяе
Русская народная сказка как средство развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста дипломная работа. Педагогика.
Контрольная Работа По Математике 6 Класс Ответы
Реферат: The Effects Of Video Games On The
Реферат по теме Социальная политика государства и безработица
Дипломная Работа Словари
Реферат На Тему Образовательные Учреждения
Дипломная работа по теме Розробка ігрової програми ‘Морський бій’
Реферат: Разработка программ стимулирования труда. Скачать бесплатно и без регистрации
Реферат На Тему Кадровая Политика На Предприятии
Реферат: Экологическое страхование
Реферат: Приближенное вычисление определенного интеграла при помощи квадратурной формулы Чебышева
Реферат: Архитектура брэндов компании. Скачать бесплатно и без регистрации
21 School Контрольные Работы
Сочинение 2 Класс Как Я Провел
Дневник Учебной Практики В Суде Студента Юриста
Что Такое Воспитание Сочинение Рассуждение 15.3
Дипломная работа по теме Работа Магдагачинского охотнадзора в борьбе с браконьерством
Курсовая Работа На Тему Стратегический Менеджмент Малых Предприятий
Контрольная работа: Документооборот на предприятии ресторанно-гостиничного типа
Дипломная работа по теме Эффективность использования оборотных средств в сельскохозяйственном производстве
Фипи Сочинения Темы 9 Класс
Основные положения гражданского права — Государство и право контрольная работа
Теоретический анализ свойств и признаков нильпотентных групп — Математика курсовая работа
Система физической защиты объекта — Государство и право отчет по практике

Методическая разработка логопеда для детей с нарушением речи (ТНР), старшего дошкольного возраста.

Коллекция включает в себя подборку:

  • образных выражений из русских народных сказок;
  • известных сказок, адаптированных для детей с тяжёлыми нарушениями речи;
  • загадок по сказкам.

Иллюстративный материал:

  • серии картин;
  • портреты героев сказок;
  • разрезные картинки;
  • кроссворды;
  • лабиринты.

Прилагаются методические рекомендации. Материал данной коллекции можно использовать в коррекционно-развивающей работе с детьми 4–7 лет с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) в ходе реализации содержания Рабочей программы учителя-логопеда.

Задачи

Образовательные:

  • расширение представлений об окружающем мире, о себе и о других людях (домашние птицы и животные – «Курочка Ряба», «Зимовье зверей», крестьянский труд — «Репка», «Вершки и корешки» о профессиях «Доктор Айболит»;
  • уточнение и расширение представлений о моральных и нравственных ценностях (о добре и зле, о взаимопомощи и уважении к старшим и т.п.);
  • расширение представлений о богатстве и разнообразии русских народных и авторских сказок;
  • уточнить представления детей о сказке как литературном жанре.

Коррекционно-развивающие:

  • уточнение и обогащение пассивного и активного словаря детей с ТНР на основе текстов сказок;
  • формирование представлений о синонимах и антонимах на примере героев сказок;
  • развитие практических умений и навыков в употреблении простых распространённых предложений с однородными определениями и сказуемыми при описании сказочных и литературных героев;
  • коррекция пространственно-временных представлений через использование в практической речи предлогов движения, чередование эпизодов сказок, запоминание последовательности появления персонажей;
  • формирование связной речи через рассказывание сказок по опорным картинкам, словам, по серии картин;
  • стимулирование и развитие речевой активности детей с ТНР через использование сказочных сюжетов;
  • развитие творческого рассказывания через замену начала или конца сказки;
  • развитие навыков звукового и слогового анализа слова через дидактические игры с использованием персонажей сказок («Пирамидка», «Размести пассажиров в поезде», «Кораблики» и т.п.)

Воспитательные:

  • развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания героям сказок;
  • воспитание внимания и интереса к слову в литературном произведении (в данном случае – сказке), помогать почувствовать красоту и выразительность языка сказочных произведений;
  • развитие интереса и любви к книге.

Материалы коллекции можно использовать как:

  • демонстрационный материал для дидактических игр в ходе НОД по обучению грамоте;
  • для составления предложений с опорой на картину – иллюстрацию;
  • для автоматизации поставленных звуков.

Как материал для развития меткой моторики рук (собери картинку к сказке, сказки – раскраски).

Иллюстративные материалы коллекции активно использую в дидактических играх: «Узнай нас», «Собери героев одной сказки», «Из какой сказки?» «Что не так?» или «Что изменилось?», «Весёлый счёт», «Назови, который по счёту»

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Дидактическая игра «Четвёртый лишний» позволяет развивать навыки классификации по разным признакам: из какой сказки, положительные – отрицательные, по наличию заданного звука в слове, по количеству слогов в слове и т.п.

Дидактическая игра «Пирамидка» и дидактическая игра «Размести пассажиров в поезде»

Дидактическая игра «Пирамидка» и дидактическая игра «Размести пассажиров в поезде», где в качестве картинного материала использую портреты сказочных героев, позволяют закрепить навыки деления слов на слоги и определения первого и последнего заданного звука в слове.

Дидактическая игра «Кораблики»

Дидактическая игра «Кораблики» даёт возможность закрепить различение на слух гласных, твёрдых и мягких согласных звуков. Необходимо «разместить» на красном, зелёном и синем корабликах героев сказок, определяя, с какого звука начинается его имя.

Подборка образных выражений сказочных героев

Подборку образных выражений сказочных героев активно использую как чистоговорки во время игровой автоматизации поставленных звуков на индивидуально-подгрупповых занятиях.

Например, краткий пересказ сказки «Курочка Ряба» и отрывки из сказки «Лисичка со скалочкой» использую в качестве словесного материала при автоматизации звуков «Л, Р». Сказки позволяют разнообразить индивидуальные занятия по автоматизации поставленных звуков, сделать их игровыми, интересными, дают возможность одновременно поработать над интонацией и выразительностью речи.

Адаптированные сказки

Читая статьи в журнале «Логопед», обратила внимание на адаптированные сказки. («Теремок», «Репка», «Маша и медведь», «Снегурочка»). Текст сказок упрощён, доступен пониманию воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи. Это позволяет их использовать в работе с детьми для работы над пересказом или драматизации сказок.

Использование адаптированных сказок позволяет решать следующие коррекционно-развивающие задачи:

  • развитие понимания текста;
  • уточнение, понимание и практическое использование предикативного и глагольного словаря;
  • расширение представлений об окружающем мире (сказки можно использовать для закрепления представлений о временах года, диких и домашних животных, об одежде и т.п.);
  • развивать умение воспроизводить последовательность событий, опираясь на знакомую наглядность, вербальные и невербальные средства.

Пример адаптированной сказки «Как коза избушку построила»

Это баба. Это коза. Это козлята. Баба лежит на печи. Баба говорит, говорит. Козу и козлят заперла. Коза говорит: давайте уйдём. Пошли они в лес. Хотят избу строить. Вот яблонька.

Коза говорит: — Можно около тебя избушку построить? – Нет, — говорит яблонька. Идут они дальше. Вот ёлка. Коза говорит: — Ёлка, ёлка, можно около тебя избушку построить? – Нет. Идут коза с козлятами дальше. Вот дуб. Коза говорит: — Дуб, можно около тебя избушку построить? – Нет. Пошли они дальше. Вот осина. Коза спрашивает: — Осинка, осинка, можно около тебя избушку построить? – Нет. Идёт коза с козлятами дальше. Пришли к шиповнику. Коза говорит: — Шиповник, можно около тебя избушку построить? – Нет. Пошла коза к берёзе. Берёзка, берёзка, можно около тебя избушку построить? — Можно. Построили они избушку у берёзки. Стали жить – поживать.

Материалы литературной коллекции

Материалы литературной коллекции использую как занимательный развивающий материал на итоговых и обобщающих занятиях, в ходе викторин.

Данная коллекция позволяет сделать общение учителя-логопеда и его воспитанников более позитивным, увлекательным и разнообразным.

Для детей с нарушением речи: Использование литературной коллекции «Любимые сказки»

Скачать — Для детей с нарушением речи: Использование литературной коллекции «Любимые сказки» в работе с детьми, имеющими нарушения речи

Автор: Соколова Татьяна Германовна
Должность: учитель-логопед высшей квалификационной категории
Место работы: МКДОУ «Детский сад № 36 комбинированного вида «Поиск»
Месторасположение: город Новосибирск

Дата изменения: 28.02.2021
Дата публикации: 31.05.2019

Формирование
фразеологического словаря
         у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Родное
слово – основа всякого умственного

развития
и сокровищница всех знаний.
К.Д. Ушинский

Русский
язык очень богат фразеологизмами. «Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас
с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов, —
писал К. Паустовский. – Они являются одним из самых ярких средств
выразительности языка». Использование детьми фразеологизмов способствуют
совершенствованию мышления, поскольку понимание переносного значения
фразеологизмов требует достаточно высокого уровня развития логического
мышления.

Автор
Валасина А.В. в своей книге «Не считай ворон», делится опытом по расшифровке
некоторых образных выражений русского языка: «Наверное, нет таких родителей,
которые не говорили бы своим детям: «Смотри под ноги, а не считай ворон», «Ты
совсем уже сел мне на голову», «Ну что ты нос повесил?». При этом взрослые
уверены, что дети правильно поняли смысл. А так ли это?

Вот
примеры того, как дети 5-7 лет понимают смысл некоторых выражений:
— «Бить баклуши — это, наверное, какие-нибудь деревяшки разбивать».
— «Витать в облаках – это значит высоко летать в небе, а может быть, это
значит, кататься на облаке».
— «Свалиться с луны – это значит упасть с большой высоты»».

Основные
направления в работе над формированием фразеологического словаря у старших
дошкольников, это: обогащение словаря и формирование образной речи.

Условия
для успешного формирования фразеологического словаря необходимы:

·                    
отбор фразеологических единиц с учетом детского понимания и
восприятия текста, необходимости для общения и познания;

·                    
наглядные методы и приемы;

·                    
создание условий для формирования навыков употребления
фразеологических единиц в речевой практике.

Виды
детских практик в формировании словаря фразеологизмов и образных выражений:

·                    
игра;

·                    
ознакомление с художественной литературой;

·                    
фольклорные праздники и развлечения;

·                    
занятия в творческой мастерской (рисование, лепка, аппликация и
др.);

·                    
драматизации, инсценировки;

·                    
рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок;

Игры

«Скажи
по-другому»

Цель:
выявить наличие знаний детей о фразеологизмах.

Ход
игры: Воспитатель читает предложение, в котором один из компонентов
фразеологизма употреблён неправильно. Задача детей найти ненужное слово и
вставить необходимое для данного фразеологизма.

·                    
« Намотай себе на нос (ус), что драться плохо».

·                    
«Ну что ты всё время делаешь из мухи жука (слона)».

·                    
«Что ты мне губы (зубы) заговариваешь?

·                    
«Дедушка обещал намылить мне уши (шею), если я буду водить его за
руку (за нос).

·                    
«Нельзя друзьям вставлять щепки (палки) в колёса».

«Фразеологический зоопарк».

Цель: Учить
детей подбирать к названному фразеологизму картинку с изображением животного.

Ход
игры: Воспитатель называет фразеологизм, но опускает название животного. Дети
должны подобрать соответствующую картинку с изображением животного.

                           
Голоден как
(волк)                      

                            Труслив
как (заяц)

                            Изворотлив
как (уж)

                            Нем
как (рыба)

                            Здоров
как (бык)

                           Упрям
как (осёл)

             
              Болтлив
как (сорока)

                            Хитёр
как (лиса)

                            Грязный
как (свинья)

                            Колюч
как (ёж)

Работать
как(лошадь)

«Скажи
по -другому».

Цель: Научить
детей использовать фразеологизмы в различных ситуациях.

Ход
игры: Воспитатель предлагает детям найти картинки и вспомнить какие
фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:

·                    
Об очень большой тесноте в помещении (яблоку негде упасть)

·                    
О полной тишине (слышно как муха пролетит)

·                    
Об удачливом, счастливом человеке (в рубашке родился)

·                    
О состоянии тоски, тревоги ( на душе кошки скребутся)

·                    
Хорошо, свободно себя чувствовать( как рыба в воде)

·                    
Появляться быстро, в большом количестве(как грибы после дождя).

Богатым
источником фразеологизмов является русское народное творчество. Из народных
сказок пришли известные фразеологизмы:

Лиса-Патрекеевна;
При царе Горохе;
Тридевять земель;
Несолоно хлебавши;
Хлеб-соль;
Ни жив, ни мертв и др.

Из
пословиц и поговорок:

Бабушка
надвое сказала;
Близок локоть, да не укусишь;
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь и др.

Игра « Из какой это сказки?»

Цель: Угадать
о каком сказочном герое идёт речь, и найти в тексте фразеологизмы.

Ход
игры: Воспитатель зачитывает детям отрывок из сказки, просит угадать, о
каком сказочном герое идёт речь и в чём смысл этой сказки.

    «Его
долго водили за нос и хотели оставить с носом. Но он не вешал носа, держал его
по ветру, хотя иногда задирал нос и дальше своего носа не видел…» (Буратино).

  
« Он всегда держал себя в руках и никогда не опускал руки. Даже когда его отца
несправедливо обвинили, он взял себя в руки и трудился не покладая рук.

  
Дела в их государстве шли из рук вон плохо. Но он не сидел сложа руки, и хотя
знал, что всё то, что он задумал, ему не сойдёт с рук. Он вместе со своими
друзьями рука об руку пошёл против тиранов» (Чиполлино).

Огромное
значение имеет занимательный наглядный материал:

«Веселые
открытки» А.Векслера, «Шуточные рассказы в картинках».

https://fsd..ru/html/2017/12/14/s_5a3287fd01cd5/773241_1.jpeg https://fsd..ru/html/2017/12/14/s_5a3287fd01cd5/773241_2.jpeg

Работа
с фразеологическими оборотами интересна и увлекательна. Очень важно не только
открыть детям значение того или иного фразеологизма, правильное его
употребление в речи, но и обратить внимание детей на игру слов, меткость и
образность нашего языка.

Выразительная
и образная речь взрослых — лучший образец для детей, которому они с
удовольствием подражают.

Используемая
литература:

Митькина
И.Н. «Особенности овладения фразеологизмами детьми седьмого года жизни» (М.,
2001)

Валасина
А.В. «Не считай ворон» Изд. «Карапуз», 2007г.

  • Примеры ответственности из жизни для сочинения
  • Примеры патриотизма в литературе для сочинения
  • Примеры отзывов о рассказе
  • Примеры отзывчивости в литературе для сочинения
  • Примеры несправедливости в сказках