Примеры несправедливости в сказках

Населенный пункт: г. москва лисенок, сказал лисенок лисенку, ты помни, пожалуйста, что, если тебе тяжело, плохо, грустно, страшно,

Населенный пункт: г. Москва

— Лисенок, — сказал лисенок лисенку, — ты помни, пожалуйста, что, если тебе тяжело, плохо, грустно, страшно, если ты устал — ты просто протяни лапу. И я протяну тебе свою, где бы ты ни был, даже если там — другие звезды или все ходят на головах. Потому что печаль одного лисенка, разделенная на двух лисят, — это ведь совсем не страшно. Наталья Сизоненко — Как лисенок лисенку: Сказка

Одной из важных задач при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является интеграция их в общество.

Интеграция детей с ограниченными возможностями означает — да — что это значит? Что такое дети-инвалиды и чем они отличаются от других детей?

Инвалидность означает, например, неспособность идти в ногу с другими детьми в группе детского сада или учениками в школе. Это означало бы, что если бы группа людей с нарушением слуха говорила на языке жестов, то слушающий, стоящий рядом, должен был бы считать себя инвалидом.

Если инвалид-колясочник находится в группе с детьми, которые могут ходить, он снова считается инвалидом.

Из этих небольших примеров видно, что от ситуации зависит, будет ли кто-то назван инвалидом.

Дети с умственными недостатками проходят в основном те же стадии развития, что и другие дети они могут ходить и говорить, смеяться и плакать и не чувствовать себя инвалидами.

Есть много групп, в которых дети различаются по темпераменту, но ведь об инвалидности сразу не говорят.

Инвалидность существует только в контексте. Мы все очень разные, у нас разные физические и психологические требования, с которыми нам приходится жить. Это становится проблемой только тогда, когда мы живем в группе, для которой характерно то, чем она значительно отличается от нас.

Умственно отсталые люди воспринимаются как инвалиды, потому что они не могут следовать объяснениям на уроках в школе, они не умеют хорошо читать и писать испытывают трудности с поиском пути в повседневной жизни и чаще других нуждаются в помощи.

У инвалидов-колясочников часто бывает множественная инвалидность, что означает, что они имеют психические расстройства в дополнение к физическим недостаткам. Но так бывает не во всех случаях. В некоторых случаях они просто не могут ходить.

Слепые люди могут все, но только не видеть. Им нужна помощь только тогда, когда дело касается зрительного восприятия; когда дело доходит до тактильного восприятия, они намного впереди всех нас. Они также могут легко воспринимать эмоции, выражаемые голосом.

Следовательно, отличаться — значит жить с индивидуальными ограничениями и иметь возможность приобретать для этого другие навыки. Я видела, как у умственно отсталого ребенка была такая глубокая способность воспринимать музыку, что звуки явно доходили «до его сердца».

А мы, так называемые «нормальные» люди? Разве мы не совсем разные? Разве у кого-то нет особого «чутья» к красоте, порядку, настроениям окружающих? В нашем обиходе мы часто представляем различия как недостаток, но это означает, что мы все в той или иной степени недееспособны и у нас разные навыки. Именно это разнообразие помогает людям лучше организовывать свою жизнь. Некоторые люди лучше справляются с людьми, поэтому они предпочитают заботиться о детях и других людях, другие обладают «шестым чутьем» для решения технических проблем и предпочитают работать на компьютере или машине. Мы все нужны друг другу.

Как же помочь ребенку с ОВЗ лучше интегрироваться в общество, где бы он мог быть «своим»?

Когда ребенку трудно разобраться с тем, что с ним происходит, как поступить в сложной ситуации, можно придумать для него сказку – это и безопасно, потому, что это не про него самого, а про мышонка, зайку и мишку, и интересно, сказки всегда глубоки, проникновенны, часто посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и жизненному пути. Сказки помогают в работе с детскими страхами, агрессией, гиперактивностью. Вовремя рассказанная сказка для ребенка означает столько же, сколько психологическая консультация для взрослых. Терапевтические сказки помогают там, где другие психологические техники могут оказаться бессильны. Сказкотерапия по сравнению с другими подходами практически не имеет ограничений. Нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча и т. д. Я попробовала применить этот метод для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Сказкотерапия — это направление практической психологии, использующие сказочные ресурсы для решения ряда задач: воспитания, образования, развития личности, это «лечение сказкой», один из самых доступных и в то же время эффективных методов корректирования поведения и сознания ребенка. В сказкотерапии используются терапевтические сказки – истории, рассказывающие о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается ребенок. Благодаря сказкотерапии у ребенка формируется творческое отношение к жизни, она помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, появляется уверенность в своих силах, развивается самооценка и самоконтроль.

Для работы с детьми с ОВЗ я выбираю народные сказки. Народные сказки в литературе называют мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Для древнего сознания было характерно находить персоналии человеческих чувств и отношений: любовь, горе, страдание и так далее. Это явление также используется в психолого-педагогической практике сегодня.

В свою очередь, следует отдельно сказать несколько слов о сюжетах сказок.

Сюжеты народных сказок разнообразны. Среди них можно выделить следующие виды.

  • Сказки о животных, взаимоотношениях между людьми и животными. Маленькие дети отождествляют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных могут лучше передать жизненный опыт детям.
  • Страшные истории. Сказки о злых духах: ведьмах, колдуньях и др. В современной детской субкультуре отличает и сказки-страшилки. Видимо, здесь мы имеем дело с фактом детской самотерапии: многократно моделируя и волнуя нарушенную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и получают новые способы реагирования.
  • Волшебные сказки. Самые увлекательные сказки для детей 6-7 лет. Благодаря волшебным сказкам подсознание ребенка получает пример жизненной мудрости и информацию о духовном развитии человека.
  • Повседневные сказки. Они часто рассказывают об обманах повседневной жизни; показывают пути разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здравого чувства юмора в отношении невзгод, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому повседневные сказки незаменимы в семейном консультировании они направлены на формирование положительных семейных отношений.

Работа со сказкой начинается с ее анализа, обсуждения. Для ощущения реальности жизненных ситуаций, можно использовать другие формы работы со сказками это, изготовление кукол, инсценировка, рисование, песочная терапия, пальчиковая игра, кукольный театр.

Психокоррекционные сказки.

Для того, чтобы сказка или история набрались сил и помогли ребенку, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

  1. Сказка должна быть в некоторых деталях идентична задаче ребенка, но не должна иметь с ней полного сходства.
  2. Сказка должна предлагать заменяющий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении задачи.
  3. Сказочный сюжет следует разворачивать в определенной последовательности:
  • Жили-были там…

Начало сказки, знакомство с ее героями.

Детям лучше сделать игрушку, человечков и зверушек, чтобы они были главным героем сказок;

С 5 лет — феи, волшебники, принцессы, принцы, солдаты и так далее.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

  • Когда вдруг однажды …

Герой сталкивается с определенной проблемой, конфликтом, совпадающим с проблемой ребенка.

  • Из-за этого …

Он показывает, в чем состоит решение проблемы и как это делают герои сказки.

  • Кульминация

Герои сказки справляются с трудностями.

  • Результат

Исход сказки при работе с детьми ОВЗ должен быть положительным, позитивным, радостным.

  • Мораль сказки…

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь кардинально меняется.

Для создания психокоррекционной сказки воспитатель может использовать следующий алгоритм:

  1. Прежде всего выбрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
  2. Затем описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
  3. Далее поместить героя в проблемную ситуацию, аналогичную реальной ситуации ребенка, и приписать герою все заботы ребенка.
  4. Поиск героем сказки выхода из созданной ситуации. Для этого нужно начать обострять ситуацию, довести ее до логического конца, что также приводит героя к изменениям. Герой может встретиться с существами, попавшими в такую ​​же ситуацию, и посмотреть, как они выходят из этой ситуации; он встречает «воспитателя» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего. Задача воспитателя — через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативу модели поведения, помогающую найти в данной ситуации позитивный смысл.
  5. Осознание героем сказки неправильного поведения и обращение на путь перемен.

Рассказы, а в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении многих веков. В сказках поднимаются важные для детского мировоззрения проблемы. Например, в «Золушке» – соперничество между сестрами; в сказке о «Гензеле и Гретель» – боязнь быть покинутым; в «Мальчик с пальчик» — проблема беззащитности; «Каждый должен быть кому-нибудь нужен» Е.Г. Каргановой (мультфильм «Без этого нельзя» Союзмультфильм 1971г.) – о необходимости привязанности и т.д.

В сказках рассказывается о том, что есть добро и зло, о противостоянии между ними, о страхах и несправедливости, но главное – в них показывается возможность справиться, казалось бы, с безвыходными ситуациями.
Сказки позволяют ребенку в комфортном виде воспринять свои трудности и научиться бороться с ними действенным способом. Важно то, что сказки воспринимаются ребенком гораздо лучше, чем просто разговор на беспокоящую их тему, они воспитывают в них чувство собственного достоинства, ответственности за себя и свои поступки.

Детей нужно всегда хвалить, поощрять, одобрять, создавать положительную атмосферу вокруг него. Всегда нужно верить в возможности каждого ребенка, в то доброе, что в нем заложено. Дети нуждаются в друзьях и союзниках им, как воздух, необходимы наша любовь, понимание и принятие, каждый ребенок уникален, является полноправной личностью и заслуживает лучшего.

Список литературы:

  1. Ткач Р. М. Т48 Сказкотерапия детских проблем. — СПб.: Речь; М.: Сфера,. 2008. — 118 с.
  2. Вачков И.В. Сказочная терапия. Развитие сознания через психологическую сказку. — М : Ос- 89, 2007.-144 с.
  3. Гребенщикова Л.Г. Принципы марионеточной терапии. Галерея кукол. — СПб .: Речь, 2007. — 80 с.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. — СПб .: Речь, 2008. — 240 с.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказочной терапии.
  6. Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Пособие для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб .: Речь, 2006. — 160 с.
  7. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. — СПб .: Речь, 2007. — 296 с.
  8. Из гусеницы в бабочку. Психологические сказки, притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе Ирина Стишенок Издательство «Генезис» 2012г.

Общество социальной несправедливости

20 февраля на планете в шестой раз отмечается Всемирный день социальной справедливости. Интересно, что с предложением учредить такую дату выступил в свое время президент Киргизии Курманбек Бакиев.

В соответствующей резолюции ООН говорится о «необходимости дальнейшего наращивания усилий международного сообщества в области искоренения нищеты, обеспечения полной занятости, достойной работы, равноправия мужчин и женщин, социального благосостояния и социальной справедливости для всех».

Постсоветская Россия, страна, в которой, как известно, со справедливостью, в том числе и социальной, мягко говоря, не очень. По данным экспертов, у нас 70% национальных богатств владеет один процент россиян. Причём так владеет, что даже согласно официальной статистике, 13% граждан страны живут за чертой бедности. При этом, как показали исследования Всероссийского центра уровня жизни, проведённые в прошлом году, бедными себя считают 40% жителей.

Существуют ли способы в обозримой перспективе изменить или хотя бы смягчить эту ситуацию?

— Сам термин «социальная справедливость» вызывает у меня некоторую иронию, потому что за ним скрываются некие общественные ожидания. Само понятие справедливости меняется с течением времени радикально. Лучше говорить о социальном неравенстве, — говорит директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий.

— Что касается существа вопроса, сегодня современный мир переживает острейший кризис. Капиталистическое общество не может справиться с последствиями собственного экономического развития. Как мы видим, даже рост производства, рост экономики в условиях глобализации оборачивается растущим социальным неравенством, безработицей и прочими экономическими проблемами. Это растущее неравенство, снижение доходов большинства населения подрывают развитие экономики.

Поэтому необходимы радикальные экономические реформы, направленные в первую очередь на перераспределение собственности, экспроприации крупных капиталов в пользу большинства. Это классическая программа социалистов. Даже неважно, каким путём перераспределять собственность — революционными методами или путём постепенных экономических преобразований. Эта программа никогда не теряла своей актуальности и сегодня актуальна как никогда.

«СП»: — Российское общество слабо структурировано. Трудно сказать, есть ли у нас сейчас рабочий класс, крестьянство. Какая социальная группа людей в таком случае могла бы стать инициатором и воплотителем идеи перераспределения собственности в пользу бедных?

— Да, чем менее структурировано общество, тем более катастрофический характер принимают социальные деформации.

Очевидно, что в России социальные перемены не будут проходить по классическому марксистскому сценарию классовой борьбы. Более того, в чистом виде по этому сценарию никогда ничего не происходило, за редким исключением, как это было во Франции конца 18-го-начала 19-го века. Классовая борьба в том виде, как она описана классиками — это как дистиллированная вода, которая в природе не встречается. В жизни всё несколько усложняется и видоизменяется.

В России в ближайшее время будут создаваться своего рода межклассовые социальные коалиции, которые станут локомотивами социальных преобразований. Классов в чётко выраженном виде сейчас в России нет. Но в какой-то мере их роль могут выполнять, к примеру, жители провинции. Совершенно понятно, что та либеральная политика, которую проводит власть в интересах крупного капитала, наносит смертельный удар по российским регионам. Именно сформировавшиеся на российской периферии социальные блоки могут стать двигателями перемен в стране.

— Надо сказать, что в России сочетается несправедливость социального общества с существенным патернализмом, — рассказывает известный учёный, генеральный директор «Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования» Сергей Кара-Мурза

. — Подобные примеры известны с древности. Даже при рабовладельческом строе встречалось нечто подобное. Людям создавали минимально приемлемые социальные условия, чтобы не доводить их возмущение до опасных для власти пределов.

И сегодня именно социальные подачки или помощь, кому как больше нравится, сбивают градус недовольства нашего общества.

При этом общество находится в очень подвешенном состоянии. Люди до конца чётко не понимают, чего они хотят. Большинство настроено не на то, чтобы каким-то образом сделать общество более справедливо устроенным, а встроиться в те условия, которые есть.

Тут ещё важен такой момент: если не акцентировать внимание общества пропагандистскими и художественными методами на уродливости того или иного явления, оно и не воспринимается большинством, как зло.

Например, в 80-е годы 19 века русские крестьяне не понимали народников, которые говорили им о несправедливом устройстве царской России. Иногда даже тащили агитаторов в полицию. Но прошло несколько десятков лет и молодые, нередко образованные крестьяне внезапно осознали проблему несправедливости и неравенства. Для них она олицетворялась в помещиках, владевших огромными земельными наделами. В 1902 году начались крестьянские восстания по всей стране. Эти выступления не прекращались до революции 1905 года.

Это классический пример, когда отцы смотрят на несправедливость, как на неизбежное устройство мира, а дети уже не хотят с ней мириться.

«СП»: — Но сегодня многие помнят, что когда-то мир был устроен по другому, и ощущение несправедливости нынешнего социального уклада довольно распространено…

— Да, большинство россиян считает, что приватизация 90-х была грабительской, что социальное расслоение общества зашло очень далеко. Однако никто не прививает людям мысль, что с этим нельзя мириться. Вот в советское время, когда особенно и прицепиться было не к чему, тем не менее, многих удалось убедить, что «так жить нельзя». Тогда людям в течение пяти лет понемногу капали на мозги, что советская система — причина всех наших бед. И люди решили, что она несправедливая и поддержали её разрушение. На Западе поражались и не верили, что в России рабочие сами соглашались на приватизацию своих предприятий, на массовые увольнения, как необходимые временные трудности.

Сегодня отдельные левые активисты, выдвигающие радикальные (к тому же скомпрометированные) лозунги, вроде «отнять и поделить», не смогут раскачать общественное сознание.

«СП»: — А кто сможет?

— В ближайшее время — никто. Но поколение рождённых в 90-х — начале 2000-х россиян уже подойдёт вплотную к осознанию, что нельзя мириться с несправедливой ситуацией, когда основные богатства и возможности в стране сосредоточены в руках узкой группы лиц. Им станет очевидно, что при нынешнем положении ни у страны, ни у них лично нет никаких перспектив. Страна несёт большие потери из-за высокого уровня коррупции и криминализации всей экономики. Рано или поздно наше общество проснётся и поймёт, что необходимо создать более справедливое в социальном плане государство.

В последнее время часть леворадикальных российских организаций снова подняло на щит подзатёртый лозунг «Отнять и поделить», имея в виду приватизацию 90-х годов. Могут ли подобные методы помочь восстановлению социальной справедливости в России?

— Часть сохранившегося промышленного бизнеса уже вернулось в руки государства, — говорит писатель-футурист Максим Калашников.

— Что-то выкуплено, что-то «отжато». Так или иначе, но часть предприятий уже «отобрали», вернув государству. При этом само государство является «приватизированным». Надо ставить вопрос о том, чтобы «вернуть» себе государство и рационально использовать то, что мы имеем.

Экономика России сегодня напоминает скелет, который лишили мышц и тканей. Сорок тысяч предприятий реального сектора прекратили своё существование с 1991 года. Остались в основном предприятия сырьевой и сервисной сферы. И эти предприятия по большей части в руках государства. Формально отнимать их не у кого.

Да, есть часть предприятий в частных руках. Вот, например, в Новосибирске четыре частные угольные электростанции. Они не модернизировались со времён Советского Союза. Внедрения новых технологий, таких, как, например, переход на водоугольное топливо, не происходит, а деньги из городского бюджета на поддержку этих предприятий идут. Вот таким собственникам можно сказать: а на каком основании вы владеете этими предприятиями?

В любом случае, просто «отнять и поделить» — не выход. Наоборот, страну можно загнать в пике. На дворе у нас сегодня уже не 1991 год — на всех уже не хватит. Сегодня надо думать не столько, как отнять, а — как прирастить. При помощи частного бизнеса, государства, частно-государственного партнёрства надо создавать новые промышленные предприятия взамен потерянных.

Если говорить о деньгах, то просто отнять их у тех нескольких тысяч, что наворовали, и отдать тем миллионам, которые не воровали, будет большой глупостью. Миллионы просто потратят эти деньги на поездки в Турцию или на китайские плазменные телевизоры. И для нашей экономики не будет разницы: проедают ли деньги несколько десятков олигархов или десятки миллионов потребителей.

Я считаю, что надо отнять то, что было получено незаконно, но не делить, а вложить в развитие экономики. Что и делали коммунисты в своё время. Как бы там ни было, страну они по экономическим показателям на вторую позицию в мире вывели. Вкладывать надо в модернизацию промышленности, во внедрение новых технологий. А чтобы это могло осуществиться, надо выходить из ВТО или саботировать его требования.

Я считаю, что популистские лозунги про «отнять и поделить» сейчас ни к чему хорошему не приведут. Социальная справедливость, это когда у людей есть возможность хорошо зарабатывать на государственном предприятии или на частном, иметь возможность завести своё дело, растить детей и жить при этом в достатке.

Фото: РИА Новости

ЕГЭ русский язык. Банк аргументов. Социальные проблемы

В рассказе А.П. Чехов «Смерть чи­новника»

Червяков в неверо­ятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и об­рызгав лысину впереди сидяще­го генерала, чиновник настолько испу­гался, что после униженных просьб простить его умер от страха.

Герой рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий

», чиновник Порфирий, встретил на вокзале железной дороги школьного приятеля и узнал, что тот является тайным советником, т.е. по службе продвинулся зна­чительно выше. В один миг «тонкий» превращается в рабо­лепствующее существо, готовое унижаться и лебезить.

Молчалин, отрицательный пер­сонаж комедии А.С. Грибое­дова «Горе от ума»,

уверен, что сле­дует угождать не только «всем людям без изъятья», но и даже «собачке дворника, чтоб ласко­ва была». Необходимостью не­устанно угождать является и его роман с Софьей, дочерью Фамусова. Максим Петрович, о кото­ром Фамусов рассказывает в на­зидание Чацкому, ради того, чтобы заслужить расположение императрицы, превратился в шута, веселящего её нелепыми падениями.

В рассказе А.П. Чехов «Хамелеон»

полицейский надзиратель Очумелов пресмыкается перед те­ми, кто стоит выше его по слу­жебной лестнице и чувствует себя грозным начальником по отношению к тем, кто ниже. Он меняет в каждой ситуации свои мнения на противопо­ложные в зависимости от того, какое лицо — значительное или нет -оказывается в ней задето: генеральская собака или нет.

Н.В. Гоголь—комедия «Ревизор».

В этой комедии Н. В. Го­голь представляет нам мир городских чиновников. Писатель разоблачает взяточничество, казнокрадство, подхалимство, неукоснительное соблюдение чиновной субординации. Все чиновники разговаривают с Хлестаковым подобострастно, с трепетом. Они знают, что все берут взятки, поэтому сразу же начинают думать, как дать взятку ревизору. Характерно, что и купцы, находящиеся в пьесе под чиновным миром, являют­ся к Хлестакову с «кузовом вина и сахарными головами». Чи­новничество изображается в пьесе гротескно. Так, самодур­ство Городничего безгранично. Он присваивает деньги, ассиг­нованные на строительство церкви, подвергает розгам унтер- офицершу. Попечитель богоугодных заведений считает, что простой человек «если умрет, то и так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет», и вместо полагающегося овсяного супа дает больным одну капусту. Судья, уверенный, что в его бума­гах «сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправ­да», превращает судебное учреждение в собственную вотчину. Доктор Гибнер не в состоянии общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка. Финал этого беспорядка, по мысли писателя, закономерен — мнимый ре­визор уезжает, но приезжает ревизор настоящий, который су­меет наказать виновных.

М.Е. Салтыков-Щедрин — «История одного города».Эта

произведение — смелая и злая сатира на царивший в России административный произвол. Писатель создает гротескные образы градоначальников, сменяющих друг друга в городе Глупове. Каждый из них имеет свою характерную особенность, чем-то отличается от остальных. Так, Перехват-Залихват­ский въехал в город на белом коне, «сжег гимназии и упразд­нил науки». Другой градоначальник, Брудастый, вместо го­ловы имел сосуд с органчиком, выдающим всего две фразы: «Не потерплю!» и «Разорю!». У майора Прыща была фарши­рованная голова. Таким образом, город Глупов у Щедрина — это гротескное изображение всей России.

А.П. Чехов — рассказ «Толстый и тонкий». В этом рас­сказе автор поднимает проблему чиновничьей субординации, чинопочитания. Сюжет его прост. Встречаются два старых приятеля, сначала они очень рады друг другу, общаются за­просто, но затем «тонкий» узнает о том, что его старый знако­мый занимает важный государственный пост. И вся простота общения тут же подменяется соблюдением чиновничьей су­бординации. «Тонкий» начинает разговаривать с «толстым» подобострастно, заискивать перед ним. Второй же герой со­храняет невозмутимость и добродушие на протяжении всего повествования. Таким образом, писатель выступает здесь про­тив рабской психологии человека, приводящей к чинопочи­танию, лести и подобострастию.

В.В. Маяковский — стихотворение «Прозаседавшиеся».

В этом стихотворении поэт поднимает проблему бюрократиз­ма. Мы видим являющихся на службу в учреждения служа­щих и кипу бумаг, из которых выбирают «с полсотни» для очередного заседания. Причем эти заседания следуют одно за другим, тематика их нелепа: театральный отдел заседает с главным управлением по коннозаводству, цель другого засе­дания — решение вопроса о «покупке склянки чернил Губко-оперативом». Лирический герой, тщетно добивающийся ауди­енции чиновников, искренне возмущен. Он врывается на одно из заседаний и видит «людей половины». У героя от этой страшной картины «свихнулся разум». Секретарь же спокой­но объясняет, что чиновники «на двух заседаниях сразу». Так в сюжете стихотворения Маяковского развертывается фразе­ологизм: «не разорваться же мне надвое». Реалистическая, жизненная ситуация сливается у Маяковского с гиперболой, фантастикой, гротеском.

Народные былички

Раньше крестьяне боялись сверхъестественных сил Мороза и почти до XIX века стремились его задобрить с помощью киселя. Но потом к этому мифологическому персонажу постепенно утратился интерес, однако форма волшебной сказки осталась и не забылась. Существует еще один вариант «Морозко», сказка эта была записана со слов крестьянки-сказительницы Анны Федоровны Дворецковой. Собиратели народного фольклора узнали, что в их семье вечерами во время прядильных или ткацких работ рассказывались сказки. Эта интерпретация вошла в книгу «Сказки и легенды Пушкинских мест» (1950 г.).

Главные герои

Несмотря на то что роли всех персонажей важны для общего развития сюжета, и почти все они равноценны по значимости, всё же можно выделить трёх главных героев сказки:

  1. Мачеха.
  2. Падчерица.
  3. Морозко.

Именно вокруг их действий и поступков развивается всё повествование, раскрывается полная картина сказки и проявляется её мораль.

Злая мачеха

С первых строк понятно, что она яркий отрицательный персонаж в этой сказке. Старуха вынуждена жить под одной крышей с дочкой своего мужа от первого брака. А так как у неё имеется собственная дочь, нетрудно представить, кого пожилая женщина любит больше.

Видимо, пока девочки были маленькими, мачеха могла как-то держать себя в руках. Она хоть и обижала падчерицу, но понимала, что та делает всю грязную работу по дому, поэтому использовала девочку как бесплатную служанку.

Но когда девочки подросли, и пришла пора выдавать их замуж, старуха поняла, что её родная дочь сильно проигрывает в плане привлекательности для женихов, своей старшей сестре. Девушка была:

  • груба;
  • избалована;
  • ленива.

Красотой родная дочка тоже не отличалась, поэтому было очень сложно подыскать ей хорошую партию. Тем более, когда рядом постоянно крутилась красавица и умница старшая сестра.

С одной стороны, материнские чувства понять можно, но с другой — непонятно почему обязательно нужно было отправлять старшую девочку на верную смерть. Можно было бы избавиться от неё более гуманным образом, например, выдать замуж.

Это характеризует героиню как глупую и недальновидную женщину. Она, не задумываясь о последствиях, использует любые методы для достижения своих целей. Такую глупость в характере женщины превышает разве что жадность. Старуха готова рискнуть жизнью собственного ребёнка для получения богатства.

Послушная падчерица

Качество жизни первой дочери старика вряд ли можно назвать приемлемым. С детства девочку использовали в качестве служанки для грязной и тяжёлой работы по дому. Несмотря на это девушка выросла:

  • доброй;
  • скромной;
  • любящей.

Природа не обделила героиню красотой и прилежностью. Она была хорошей хозяйкой и умной девушкой. Возможно, что падчерица давно бы ушла от мачехи, но боялась за своего старика-отца. Без её помощи старуха переложила бы на него всю работу. Это говорит о привязанности девушки к своему единственному родителю, любви к нему и жалости.

В сказке падчерица однозначно положительный персонаж. Её скромность, доброта́ и вежливое отношение к незнакомцам помогли девушке выйти живой из, казалось бы, безвыходной ситуации.

Справедливый Морозко

В фольклоре этот персонаж часто упоминается под именем «Морозка». Этот хозяин зимы представлялся в образе вполне реального героя, обладающего волшебной силой и несметными богатствами.

В сказке он описывается как нечто среднее между духом и реальным существом. Нет описания его внешности, поэтому непонятно как он выглядит. Дать чёткую характеристику этому главному герою очень сложно. С уверенностью можно сказать, что он был:

  • справедливым;
  • щедрым;
  • умным.

Он щедро одаривает подарками старшую сестру, потому что ему понравились её речи и покорность судьбе. Но не задумываясь, лишает жизни младшую только потому, что ему не понравился грубый тон девушки.

Назвать этого персонажа только положительным или отрицательным будет не совсем правильно. Добротой он точно не отличался, его действия и поступки зависли только от собственной объективности. Скорее это нейтральный герой, не лишённый чувства справедливости.

Краткое содержание «Морозко» в обработке Л. Толстого

Жили-были старик и старуха. У старика была своя дочка, и у старухи была своя дочка, которая что ни сделала, все ее по головке гладят, а падчерице за все доставалось, она и за скотиной смотрела, и печь топила, и избу убирала, в общем, всю грязную работу по дому выполняла. Но старухе злой и ворчливой угодить просто было невозможно, и решила она падчерицу свою совсем со свету сжить.

Однажды повелевает она своему слабому и бесхарактерному старику, чтобы он свез свою дочку в лес на трескучий мороз, лишь бы глаза ее не видели. Старик затужил и заплакал, но бабку свою боялся пуще смерти и даже перечить ей не мог. Тогда запряг он лошадь, посадил в сани свою дочку и повез ее бездомную в лес. А потом скинул ее прямо в сугроб возле большой ели.

Дневник читателя (Клюхина) по русской народной сказке «Морозко»

Перечисли главных героев сказки «Морозко»

Главные герои сказки: дед, баба, падчерица, родная дочь бабы, Морозко.

Выпиши из текста одно предложение, которое тебе понравилось. Запиши в читательский дневник.

Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще до свету…

Что придумала сделать с падчерицей мачеха? Отметь правильный ответ в читательском дневнике.

Правильный ответ: со свету сжить.

Прочитай план сказки «Морозко» в дневнике читателя. Запиши пропущенную часть плана текста.

Пропущенный пункт плана: Встреча девицы с Морозком.

Вставь в предложение пропущенные слова. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком. Запиши ещё 5 слов на это правило в читательский дневник.

Пропущенные слова, которые нужно вписать в читательский дневник: большою, веселая, румяная, собольей, богатыми.

Слова с раздельным мягким знаком: елью, собольей.

Примеры слов на это правило: солью, вьюга, бурьян, обезьяны, листья.

С какими словами обратился к девушке Морозко? Запиши это предложение и отметь его характеристику.

Морозко обратился к девушке со словами: «Тепло ли тебе, девица?».

Это вопросительное предложение.

Оно содержит обращение «девица», которое часто используется в народной словесности и означает «девушка».

Сколько раз старик ездил в лес? Отметь в читательском дневнике.

Старик ездил в лес 4 раза:

первый раз – отвез свою дочь;

второй раз – забрал свою дочь домой;

третий раз – отвез дочь старухи;

четвертый раз – забрал мертвую дочь старухи.

Какое качество характера принесло несчастье старухе? Отметь в читательском дневнике.

Несчастье в виде смерти дочери, принесли старухе такие качества характера, как жадность, ворчливость и злость.

Подбери к слову «затужил» слова, близкие по значению. Запиши их в читательский дневник.

Затужить – загоревать, опечалиться, загрустить, растосковаться, приуныть, зажуриться.

Понравилась ли тебе сказка? Чем? Почему? Запиши свой ответ.

Мне очень сильно понравилась сказка «Морозко».

Ведь она не только увлекательная, но и поучительная.

Сказка показывает нам, что добрые люди получают щедрые дары судьбы, а злоба и жадность всегда наказываются.

Морозко

Краткое содержание «Морозко» можно продолжить тем, что бедная девица сидит под елью и сильный озноб ее пробирает. Потом видит она — Морозко с ветки на ветку поскакивает, потрескивет и пощелкивает. И в скором времени он очутился возле девицы и стал хитро так расспрашивать о том, тепло ли ей? Она смиренно отвечала ему, что ей очень тепло, и назвала его ласково — Морозушко.

Тогда Мороз стал опускаться еще ниже и потрескивать пуще прежнего. И опять он девицу спрашивает о том, не замерзла ли она? Но она опять отозвалась по-доброму, назвав его батюшкой и Морозушкой, и уверила его, что ей тепло. Тогда Морозко еще ниже опустился и сильнее затрещал. И опять к ней обратился со своими расспросами о том, тепло ли ей, красной девице? А девица-то еле говорить стала и совсем от холода окоченела, а потом, обратившись к нему, по доброте душевной голубчиком Морозушкой назвала и опять успокоила его, сказав, что ей очень тепло.

СЛАВЯНСКИЙ БОГ МОРОЗКО

На инициации остановимся подробнее. Есть версия, что Морозко — который в фильме выглядит один в один как добродушный Дед Мороз — вышел из образа славянского бога Морозко

. Который в свою очередь ранее частично выполнял роль древнего бога смерти. Он — повелитель зимы, а зима — время смерти для всего живого. Сводные сестры Настенька и Марфушка — девушки, недавно вышедшие из детского возраста. Как и любые подростки, они находятся на распутье, когда детство позади, взрослая жизнь впереди, а сами они в некоем безвременьи, когда нужно взрослеть, умнеть, находить смысл жизни, но нет ни опыта, ни средств, ни вообще малейшего понятия, как и что делать. У древних людей для этого и существовал обряд инициации — символической смерти — после которой прежний человек (ребенок) умирал и рождался взрослый. В сказке Морозко играет роль того, кто проводит этот обряд. Настенька смогла его пройти, Марфушка нет. Поэтому Настенька — символ взрослой самодостаточной и самостоятельной женщины, ответственной за свои поступки. А Марфушка — инфантил, живущий с родителями и надеющийся, что они всегда его прикроют. Так что задумайтесь — может, если вы любите эту сказку, то невольно находитесь в положении Марфуши?)

Вознаграждение за терпение и доброту

Тогда сжалился Морозко над ней, накинул на нее теплую шубу и согрел пуховыми одеялами.

Краткое содержание «Морозко» дальше повествует о том, что в это время в доме старухи поминки идут полным ходом, она печет блины и посылает деда привезти его окоченелую дочку из леса, чтобы похоронить.

Приехал старик на место и видит, что его дочка стоит румяная и веселая, в собольей шубе, в золоте и серебре, а рядом полный короб с подарками богатыми. Старик сильно обрадовался, посадил дочку в сани, загрузил все ее богатство и повез домой.

Фильм «Морозко», Кого убрали из сказки.

Как уже было упомянуто в начале статьи, фильм «Морозко» является достойной экранизацией сказки. Однако стоит иметь в виду, что образ Настеньки (падчерицы) не совсем полный. Идеологические требования того времени «убрали» из сказки Того, на кого уповает падчерица-Настенька – Бога. Соответственно, опущен главный и базовый элемент образа главной героини. Поэтому зрителю может быть не совсем понятно откуда Настенька черпает духовные силы. Может сложиться впечатление она сама по себе просто хорошая девушка, но тогда сказка теряет свой поучительный нравственный смысл.

Злые силы в фильме никуда не исчезли, а, наоборот, добавились в виде бабы-яги и разбойников. Хорошие сказочные персонажи представлены добрым волшебником Морозко и старичком-боровичком, которые, впрочем, не несут в себе какой-то нравственно-духовный смысл, а скорее, представлены как антиподы злым персонажам.

В фильме появился персонаж хорошо знакомый по русским сказкам, но которого нет в оригинальной сказке. Стоит отдать должное, что создатели картины хорошо вписали историю Иванушки в общий сюжет сказки.

В начале фильма Иван изображен самовлюбленным и праздным юношей. В ходе сказки он очищает свое горделивое сердце, но не просто добрым делом, этого оказалось недостаточно, чтобы он вновь принял человеческий вид. Лишь внутреннее преображение, когда он перестает видеть только себя и действительно делает доброе дело от чистого сердца, превращает его в человека. Уже преображенным он спасает Настеньку от колдовских чар. Можно сказать, что прототип Иванушки – это покаявшийся грешник.

Однако может возникнуть мысль, что именно Иван является спасителем Настеньки, что в принципе заложено в концепт фильма. Наверное, в этом главная искаженность инвариантного сюжета сказки. Конечно, убрав Бога, создателям фильма пришлось придумывать и обосновывать спасение Настеньки. Напомним, что в оригинальной сказке, падчерица награждается Морозко, а мачеха с дочкою наказываются, что является логичным завершением если рассматривать сказку с позиции раскрытия духовно-нравственного смысла и промысла Бога о человеке. Ввиду того, что в фильме линия промысла о человеке убрана, произошло редуцированное замещение онного на более простое и понятное спасение человека другим человеком, что весьма хорошо вписывалось в материалистическую идеологию того времени. Иван в конце фильма спасает Настеньку, тем самым переключает на себя образ главного героя сказки. Получается, что Настенька награждается за свою добродетель женихом и на большее не претендует. Однако и здесь можно привести аллюзию на то, что жених земной есть образ Жениха небесного.

Искушение

Как увидела старуха, что старикову дочку в серебре да в злате везут, то сразу велела запрягать другие сани и везти ее дочку на то же самое место. Старик так и поступил, он повез свою падчерицу в лес и вывалил ее опять под той же елью.

Сидит девица, мерзнет, зубами стучит. А Морозко в лесу потрескивает и пощелкивает да на старухину дочь поглядывает. А потом и спрашивает, тепло ли девице, а она отвечала, что ей студено и ой холодно! Морозко ниже опускается и пуще прежнего пощелкивает да потрескивает и опять спрашивает девицу о том, тепло ли ей. Тогда она закричала о том, что у нее руки и ноги отмерзли. А Морозко совсем прихватил и еще сильнее ударил. Девица совсем застонала о том, чтобы Морозко проклятый сгинул и пропал. Тогда рассердился он да так сильно хватил, что дочь старухина совсем окостенела.

Заканчивается краткое содержание «Морозко» тем, что утром чуть свет старуха зовет к себе старика, чтобы тот немедленно ехал за ее дочерью да привез ее в злате и серебре. Старик запряг сани и поехал, а собачка под столом тявкает о том, что старикову дочку скоро женихи в жены возьмут, а старухиной дочки в мешке косточки везут.

Когда дед вернулся, подбежала старуха к саням его, приподняла рогожку, а там дочь ее мертвая лежит. Завопила старуха, но уже поздно было.

Вариант 2

Морозко – самый главный персонаж известной всем сказки с одноименным названием. Морозко олицетворяет в себе добродушие, щедрость, мудрость хозяина зимы. И в то же время, если кто придется ему не по душе – накажет со всей строгостью. Он следит за зимним лесом: чтоб вовремя улеглись на спячку медведи, ежи, сурки, прикрывает снегом деревья, чтобы не замёрзли в зимнюю стужу. Люди ему по душе добрые, честные, трудолюбивые. Таких он может наградить со всей своей щедростью, а злых, жадных и завистливых запросто может заморозить.

Старикова дочка – главная героиня сказки. Очень скромная, трудолюбивая и миловидная девушка. Живёт в доме с отцом, мачехой и сводной сестрицей. Мачеха не даёт ей никакого спуска, относится к падчерице как к служанке, а та выполняет беспрекословно все её приказы, потому что иначе злая старуха сживет со свету её отца. Бедная девушка всю домашнюю работу выполняет в одиночку: носит воду с колодца, топит печь, готовит еду, вяжет, шьёт, прядёт. И дурного слова от нее не услышишь, никого лаской не обойдет: будь то человек или собачка, да хоть и птичка. Старуха ненавидит падчерицу лютой ненавистью и спроваживает ее в зимний лес, но там девушка знакомится с Морозко. Она разговаривает с ним с огромным почтением и уважением, прибирает в его хоромах и то и дело благодарит за то, что добрый Морозко приютил её. За эти её качества Морозко одаривает ее сундуком с самоцветами, женихом – красавцем и отправляет домой на тройке резвых коней.

Старухина дочь – полная противоположность своей сводной сестры. Она целыми днями бездельничает, ест и собирает сплетни. Любит красивые наряды и то и дело их примеряет, любуясь собой. Падчерицу всяко оскорбляет и унижает, как и ее отца. Мать ее безмерно балует и выполняет все её желания. В лес она отправилась, надеясь, что Морозко ее также наградит, как и сестру, но по одному из вариантов сказки, тот морозит ее до смерти, а по второму – награждает сундуком с золой и отправляет домой на свиньях.

Старуха – второстепенный персонаж сказки. Злая, завистливая и лживая женщина. Поедом ест старика и его дочь, замуж за старого вышла только с корыстными побуждениями. Ей не удалось выгодно выдать замуж свою дочь и она, срывая злость на падчерице, отправляет её в лес, в надежде, что ту порвут волки. А когда девушка возвращается домой жива-здорова, да ещё и с дорогими подарками, она без раздумий снаряжает в зимний лес свою родную дочку.

Старик – добрый человек, но не имеющий характера. Он женился второй раз и полностью попал в зависимость к старухе. Свою дочь он очень жалеет, но и против старухи выступить не может, ввиду своей слабохарактерности.

Как бы то ни было добро в этой сказке восторжествовало, а зло было уничтожено.

Справедливость

Эта русская народная сказка входит в школьную программу по литературе. Главные герои сказки «Морозко», как и положено, есть и положительные, и отрицательные, иначе ее было бы неинтересно читать. В сюжете представлена вариация истории о гонимом человеке (падчерице), к которому на выручку приходит чудесный помощник (Морозко) и за его доброту, кротость, смирение и трудолюбие награждает. А другого человека (дочку старухи), гордого, корыстного и злобливого, он наказал.

Мачеха, конечно же, в этом народном произведении — главное исчадие зла и подстрекательница, к которой тоже пришло воздаяние. Ее муж — подвластный человек, который не может ей сопротивляться в силу слабости своего характера, его тоже судьба не обидела.

Эта история несет явно воспитательный и нравственный характер, который очень легко прочитывается. Смысл сказки «Морозко» заключается в том, что торжество справедливости рано или поздно, но обязательно наступит, и каждый получит воздаяние по делам его, как говорят, кто что посеет — то и пожнет.

МОРОЗКО, ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ

Сказки делятся на волшебные и бытовые. «Морозко » — волшебная сказка

. Этот вид сказок более древний. Хотя их герои не кажутся такими уже далекими — Иван-царевич, царь, царица, Серый Волк, Василиса Премудрая и т.д. обычно ассоциируются с относительно недавним славянским прошлым — на самом деле они зародились одновременно с возникновением Homo Sapiens, то есть где-то 70 000 лет назад. А, может быть, с появлением человечества вообще (2 млн лет назад). Конечно, тогда это были не царевичи и Бабы Яги — только их далекие прообразы. В этом и заключается символизм сказок. В.Я. Пропп, крупнейший филолог-фольклорист, считал, что в основе волшебной сказки лежат табу (запреты) Древнего Мира — нельзя пробовать неизвестную еду и питье, оставлять дверь открытой, ходить одному в лес, контактировать с опасными животными, противостоять природным стихиям и т.д. Если человек нарушает запрет — его карают сверхестественные силы. Вернуть прежнее благополучие он может тоже только с помощью других сверхестестественных сил или волшебных предметов. Кощей Бессмертный, Баба Яга, Леший и другие — упрощенные и осовремененные формы древних языческих божеств, к которым человек либо обращался за помощью, либо противостоял.

Другие исследователи считают, что помимо табу в основе сказок лежит инициация. Герой должен измениться — повзрослеть, обрести мудрость — через испытания. Само по себе это невозможно.

Сказка «Морозко»: отзывы

Конец сказки достаточно трагичен, если не сказать жесток. Русские народные сказки, «Морозко» в том числе, повествуются от лица народа, который во все века осуждал зависть, жадность и угнетение беззащитного. По отзывам, поведение отрицательных героев, таких как мачеха и ее дочка, вызывает в душе читающего отторжение несправедливости, а наказание воспринимается, наоборот, как торжество справедливости.

Вообще, очень много дискуссий вызывают русские народные сказки, «Морозко», например, как и многие другие, якобы очень уж кровожадные и жестокие, в которых утверждаются сомнительные идеалы в виде кротости вместо напористости, а еще акцент ставится на материальных благах.

Чтобы оградить ребенка от излишней жестокости, по мнению некоторых родителей, нужно не давать детям читать подобные истории. Отрицательные главные герои сказки «Морозко» вроде как служат плохим примером для подражания.

Однако надо понимать, что это наше древнее наследие, так сказать, народный фольклорный скарб, и сюжет поэтому обусловлен реалиями того очень примитивного и темного времени. Тогда такая жестокость была оправдана, так как она ставила перед собой цель наставлять подрастающее поколение, и чем ярче краски, тем глубже было воспитательное воздействие.

Подробный пересказ

Русская народная сказка «Морозко» рассказывает нам про мужика и бабу, у каждого из которых была своя дочь. Мужикова дочка, Настенька, была трудолюбива и послушна. Бабина дочка, Федукла, была ленивой и неряшливой. Как увидят её на улице, так и начинают шептать: «Вон она, Федукла-ленивица, вон она, Федукла-грязнуля!»Мачеха и без того Настю не любила, а от таких разговоров только пуще клевала: не нравилось ей, что мужнина дочь во всём лучше, чем её, родная.Вот и решила она Настюшу извести — послала в лес за хворостом лютою зимой, авось, не вернётся. Настена покорная была, собралась, да и пошла.Забралась поглубже в лес, села в сугроб, и задумалась над своей долюшкой горькой. Тут-то Морозко и прискакал. Спросил у Анастасии, чего это она в такой лютый мороз в лесу позабыла. Та ответила, что за хворостом её мачеха послала.»Не за этим тебя послали, девица красная…» — начал было Морозко, да промолчал: видно, жаль стало Настасье правду говорить. Горькая она, правда-то, как и вся Настина жизнь.»Ты вот что: сшей мне рубаху за единую ночь, там увидишь, что будет». — сказал Насте Морозко, дал кудель и прялку, и ушёл.

Настя послушалась: всю ночь с рубахой возилась. Замёрзнут пальцы — она на них подует, отогреет и дальше шьёт.Утром Морозко явился на работу Настенькину поглядеть. Приглянулась ему рубаха: до того ладно была сшита, что лучше нельзя. Улыбнулся он, говорит девушке:»На славу ты постаралась, Насстюша. Будет тебе за то награда». — и подаёт ей сундук, узорами да каменьями изукрашенный. Потом посадил её в свои сани, домчал до деревни:»Ну, теперь прощай, Настенька. До дому твоего рукой подать отсюда». — Настя только хотела крикнуть ответное» прощай», да Морозки уж и след простыл. Тем же временем вернулся домой Настин отец. Спросил у жены, где его дочь, та только плечами пожала: «Вчера ещё ушла за хворостом, да и по сей час её нет».Кинулся отец искать, а жена с Федуклой дома остались, шепчутся эдак по-змеиному: «Не вернётся Наська, косточки одни старик привезёт». — а собачка, которую Настя когда-то приютила и обогрела, из-под лавки гавкает: » Тяв-тяв! Мужикова дочка подарки везёт, а бабину дочку никто замуж не берет, тяв!»Баба и пироги собаке бросала, и кочергой её била, а та знай себе тявкает: «Тяв-тяв! Мужикова дочка подарки везёт, а бабину дочку никто замуж не берет, тяв».

Баба и пироги собаке бросала, и кочергой её била, а та знай себе тявкает: «Тяв-тяв! Мужикова дочка подарки везёт, а бабину дочку никто замуж не берет, тяв».В эту самую минуту появляются на пороге Настенька с отцом, у Насти ещё и полный сундук с подарками. Мачеха с Федуклой то увидели, схватили сундук, подарки на лавке разложили, любуются.- Подумаешь, подарки она привезла! — говорит Федукла — да я ещё больше привзу!- И то правда! — согласилась мачеха. В общем, одели девку потеплее, да и в лес. Сидит Федукла в снегу, бранится: «Где ж он, такой-сякой, замёрзла я уже!» — ну, Морозко тут как тут:- Зачем ты, девица, в мой лес пришла?- За подарками! — ответила Федукла, — да отдай уже быстрей, а-то я окоченела тут сидеть!- Погодь, сначала свяжи мне рукавицы за единую ночь. Вот, бери! — протянул ей Морозко ниток клубок, да пару спиц.- Ещё чего! Стану я на таком морозе работать! — выбросила ленивица спицы в снег, клубок ногой отбросила.

— Ну, какова работа, такова и награда будет. – усмехнулся Морозко, топнул ногой, и закружила вьюга, завыла метель. Федукла попробовала было найти обратную дорогу, да только пуще заблудилась; упала в овраг, да там её снегом и засыпало…

По утру рано будит старуха старика, чтоб тот за Федуклой в лес ехал, а сама за пироги принялась. Уехал старик, а собачка из-под лавки гавкает: «Гав-гав, старикова дочка весной замуж пойдёт, а старухина дочь домой не придёт». – старуха и кормила собачку, и кочергой била – без толку. «Может, и в самом деле беда?» – подумала женщина и тоже в лес отправилась, да так больше и не вернулась.

Вернулся домой мужик, ни жены, ни дочки её не нашёл. Всей деревней их искали – толку нет. Вот и остались в избе Настёна с отцом.

Как пришла весна – к Насте парень посватался, она замуж вышла. Парень из простых, из кузнецов, хороший такой, толковый. По сей день живут они в мире и согласии, детей растят.

Сказка – ложь, да в ней намёк: терпение и спокойствие всегда вознаграждаются. А лень ни в сказках, ни в реальном мире до добра не доведёт.

Оцените произведение:

  • 3.63

Голосов: 183
Читать краткое содержание Сказка Морозко. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Все мы хорошо знаем эти истории и персонажей. Но посмотрите на них с другой стороны. Можете ли вы внятно объяснить, о чем на самом деле сказка про Колобка или Курочку-рябу? Сложены они были давным-давно, когда большинство русских еще не умели читать и писать, и много веков их рассказывали из поколение в поколение. Слушать сказки любили не только дети, но и взрослые по вечерам за плетением лаптей или другими работами. Это были истории из бытовой жизни с моралью, небылицы про животных и про фантастических существ, которые обитают в лесах, реках и болотах или и вовсе волшебные сказки о царевнах и царевичах. На этих сказках фактически формировался характер народа и его культурная преемственность.

Все русские писатели и поэты были воспитаны на русских сказках (и не только Пушкин с его Ариной Родионовной), и многие переложили или использовали их сюжеты для своего творчества. Некоторые авторские сказки так плотно вошли в народ, что уже не все помнят, какие произведения народные, а какие плод писательского вымысла.

Большой вклад в сохранение русского фольклорного наследия внес в XIX веке Александр Афанасьев, записав главные сказки и издав их в отдельном сборнике «Народные русские сказки».  

1. Колобок

Примеры несправедливости в сказках

Сюжет сказки кумулятивный, это означает, что одно и то же действие повторяется много раз. Итак, жили-были старик со старухой (довольное частое начало для многих сказок). Старик попросил испечь колобок (то есть шарообразную выпечку из теста). Старуха «поскребла по сусекам», то есть собрала последние крошки муки и все-таки испекла. 

Положила колобка остудиться на окно, а он упал и укатился. Пока катился по дороге, ему навстречу попадались заяц, волк, медведь. Все угрожали съесть его, но он хитрий и пел «Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, и от тебя не хитро уйти». Три раза он успешно укатывался от потенциального противника, но вот встретил лису — она его перехитрила и все-таки съела. 

Фольклорная сказка про колобка стала очень популярна в России, ее читают всем без исключения детям. Более всего известна в России в авторском исполнении видного педагога XIX века и основоположника научной педагогике в России, Константина Ушинского. Также существует несколько мультфильмов по мотивам «Колобка».

2. Курочка Ряба

Примеры несправедливости в сказках

Александр Давыдов/Союзмультфильм 1982

Жили-были дед да баба. У них была Курочка Ряба, которая снесла золотое яйцо. Ни дел, ни бака не смогли его разбить, зато мышка пробежала, махнула хвостиком, и яйцо упало и разбилось. Дед и бабка стали очень горевать, но курочка обещала снести им новое, простое яйцо. 

Такой хеппи энд добавили в более поздней интерпретации — для детей. В оригинале же разбитое яйцо вызывало целую череду неприятностей по всей деревне. За сюжет про курочку Рябу брались многие писатели — и вышеупомянутые Ушинский и Афанасьев, и собиратель русского языка Владимир Даль, и советский писатель Алексей Толстой. Кроме того, в разных регионах России сказку интерпретировали по-разному и могла быть разная череда неудач, которые случались после того, как яйцо разбивалось. 

3. Репка

Примеры несправедливости в сказках

Посадил дед репку. Репка выросла большая, а он тянет-потянет, да вытянуть не может. Приглашал он по очереди помогать ему бабку, внучку, собаку, кошку — и даже такой большой цепочкой они никак не могли вытянуть репку. Последней позвали помочь мышку — и только с ее помощью все-таки справились. Сказка учит, что если делать одно общее дело всем вместе сообща, то все получится. И что нужно не бояться просить о помощи — даже если это твой злейший враг (кошка-мышка).

Аллегория с репкой нравилась многим писателям, сказочный сюжет несколько раз переписывали, а также он был основой для сатиры. Во время первой мировой войны даже были карикатуры на сюжет репки: «дед» Франц-Иосиф посадил репку-войну и звал европейских лидеров помочь ему вытянуть. В советской пропаганде дедом выступал Капитал, который хотел вытянуть красную революционную репку. 

4. Теремок

Примеры несправедливости в сказках

Леонид Амальрик/Союзмультфильм 1971

В поле стоял небольшой терем. Мимо бежала мышка, спросила «Кто в теремочке живет?» — никто не ответил, и она решила поселиться там. Потом к ней присоединилась лягушка, зайчик, лисичка и волчок «белый бочок»… И все одни жили очень дружно, пока не пришел медведь. Его они тоже пригласили жить с ними, но он не влез в терем и решил забраться на крышу… и раздавил его. Правда, звери успели выскочить. Вместе они начали строить новый терем, и получилось еще лучше прежнего — и все поместились.

Еще одна невероятно популярная русская сказка, к которой также приложили руку многие русские писатели. А в интерпретации Самуила Маршака стала отличным материалом для постановок в детских и домашних театрах. 

5. По щучьему веленью

Примеры несправедливости в сказках

Иван Иванов-Вано, Михаил Ботов/Союзмультфильм, 1957

Одна из самых архетипических сказок, ведь ее герой хоть и ленивый простодушный, но добрый и полагается на удачу, непереводимый русский авось. Деревенский дурачок Емеля ловит волшебную щуку, которая обещает исполнить любые его желания, если он пощадит ее. Емеля использует волшебные желания для всего того, что ему лень — «по щучьему велению» топор сам рубит дрова, ведра сами идут за водой и так далее. Емеле настолько лень вставать с теплой печки, что повелевает кататься на этой печке, давя при этом всех вокруг. В итоге он ни много ни мало женится на царской дочке! 

Сюжет о волшебной рыбе, исполняющей желания использует также А.С. Пушкин в авторской «Сказке о рыбаке и рыбке», правда, там фигурируют дед и бабка, и жадность бабки, которой мало и терема и дворца приводит к трагедии — рыбка отнимает все обратно, и они остаются «у разбитого корыта».

6. Царевна-лягушка

Примеры несправедливости в сказках

Сюжет этой русской народной сказки — история о заколдованной невесте. Три брата по велению царя-батюшки выбирают себе будущих жен, стреляя из лука в неизвестном направлении. Младшему Ивану-царевичу не везет — его стрела попала в болото и нашел он там только лягушку. Что ж, пришлось жениться на ней. 

Оказалось, впрочем, что она заколдованная: может сбрасывать лягушачью кожу и представать в облике прекрасной девушки, Василисы Прекрасной (она же Василиса Премудрая). Чтобы окончательно расколдовать возлюбленную царевичу приходится  отправиться через леса и болота на поиски злого и страшного Кощея Бессмертного. Да вот только смерть его спрятана «на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу».

Что ж, доброму Иван-царевичу помогают животные, и конечно, он спасает свою Василису.

7. Морозко 

Примеры несправедливости в сказках

Александр Роу/Киностудия имени М. Горького, 1964

Это сюжет практически о русской Золушке. По мотивам сказки в советское время сняли фильм, ставший очень популярным — особенно под Новый Год. Злая мачеха невзлюбила падчерицу Марфушу (в советском фильме ее назвали Настенька), и просит мужа (то есть родного отца девочки) увезти ее зимой в лес — и там и оставить. Девочку находит волшебный Морозко и спрашивает трижды, тепло ли ей. Дрожащая девушка безропотно отвечает, что тепло и тронутый ее скромностью Морозко спасает и дарит дорогие подарки и шубу. 

Позавидовав такому раскладу, злая мачеха велит отвезти в лес и своих капризных дочерей, однако, они не так милы с Морозко и он оставляет их на морозе. Самой известной интерпретацией же сказки является произведение Самуила Маршака «Двенадцать месяцев». 

8. Баба-Яга

Примеры несправедливости в сказках

Бабой Ягой до сих пор пугают всех детей. Эта старуха-ведьма живет в лесу в избушке на курьих ножках и летает в ступе. Мачеха отправляет нелюбимую падчерицу к Бабе-Яге в услуженье. Злая старуха заставляет девочку работать, но оказывается, что хочет съесть ее! Девочка задумывает побег и лесные животные и даже неодушевленные предметы помогают ей, потому что она со всеми добра и ласкова. Отец, узнав, что жена отправляла девочку на верную смерть очень разозлился и выгнал ее. 

Есть впрочем, и другая версия сказки, где сам отец отвозит дочь к Яге (как в «Морозко» по велению злой жены). И там девочка с Бабой-Ягой даже дружат, но отец крадет девочку, потом возвращает снова — и Баба-Яга, разозлившись, оставляет одни косточки от девочки… 

9. Иван-царевич и серый волк

Примеры несправедливости в сказках

За волшебной Жар-птицей с золотыми перьями некий царь отправил трех своих сыновей. Младший Иван-царевич сразу потерпел неудачу — его коня во время привала съел волк. Но юноша так грустил, что даже волк сжалился и предложил свою помощь. Так на поиски жар-птицы Иван отправился верхом на сером волке. Зверь оказался очень умным и хитрым и благодаря нему, царевич нашел не только птицу, но и свою любовь — Елену Прекрасную, которую они с волком хитростью выкрали у другого царя. Правда, потом его пытаются подставить родные братья… Но доброта и честь всегда побеждают в русских сказках.

Примеры несправедливости в сказках

Народный сюжет о жар-птице и волшебном коне используется также в авторской сказке «Конёк-Горбунок» Петра Ершова (1834). В советское время это была одна из самых популярных сказок, которая переиздавалась большими тиражами и ставилась во многих детских театрах. 

10. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Примеры несправедливости в сказках

Сюжет этот сказки отдаленно напоминает историю «Гензель и Гретель» Братьев Гримм. Двое сирот Аленушка и Иванушка долго странствуют, Иванушка очень хочет пить, но у разных водоемов встречаются какие-то животные. Аленушка запрещает братцу пить и предостерегает, что если будет пить там, где козы — то козленочком станет, а где коровы — теленочком. И все же Иванушка не может терпеть и ослушивается, он пьет воду и превращается в козленочка. Аленушка плачет и ведет его с собой, вдруг им навстречу едет прекрасный царевич. Он жалеет бедную сиротинушку и хочет взять ее в жены. Но тут злая ведьма, позавидовав их счастью, кидает Аленушку в море с камнем на шее. Царевич грустит, а козленочек все бегает на море — и в итоге приводит туда самого царевича. Аленушку вылавливают, она жива-здорова, а ведьму казнят.

Гаршин ввел в литературу форму новеллы и пытался в своих рассказах бороться с несправедливостью. Познакомимся с писателем и его узнаваемым стилем.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Примеры несправедливости в сказках

Автор урока

Виктор Симаков

Учитель словесности в Новой школе, доцент Высшей школы экономики, кандидат филологических наук.

Примеры несправедливости в сказках

Поговорим о Всеволоде Гаршине, мотивах его творчества и отличительных чертах его героев.

? Всеволод Гаршин (1855–1888) — выдающийся русский писатель, современник Толстого и Чехова, писатель трагической судьбы. В 33 года он покончил с собой, бросившись в лестничный пролет. Весь его творческий путь укладывается в 11 лет.

? Гаршин родился в дворянской семье. С детства он был нервным и впечатлительным ребенком — и во взрослом возрасте будет страдать нервными припадками.

❌ На особенности нервного склада Гаршина накладывалось острое неприятие любой социальной несправедливости. Ощущение от творящейся вокруг несправедливости было столь сильным, что в своем творчестве Гаршин постепенно эволюционирует от реалистической манеры к экспрессионизму с его кричащими противоречиями. В этом он предвосхищает экспрессионистов Леонида Андреева и Исаака Бабеля.

➡️ Еще при жизни писателя появилась характеристика «человек гаршинского типа» — остро чувствующий, способный проникаться чужой болью. От сознания общественной несправедливости и ответственности за нее герои Гаршина спасаются, уходя на войну. Они делают это, чтобы если не помочь народу, то по крайней мере разделить с ним его тяжелую участь.

⚔️ Так сделал и сам Гаршин: в 1877 году он бросил Петербургский горный университет, чтобы отправиться на войну с Турцией.

Давайте поговорим подробнее о героях Гаршина, о своеобразии его стиля и сюжетов.

❇️ Вот несколько примеров, где герои произведений Гаршина мучаются вопросами несправедливости и ответственности за нее.

? Герой рассказа «Трус» (1875) мучается в тяжелой рефлексии и колебаниях между стремлением «принести себя в жертву за народ» и страхом перед ненужной и бессмысленной смертью.

? Герой рассказа «Красный цветок» (1883), психически больной человек, борется с мировым злом, которое, как ему кажется, воплотилось в красном цветке в саду.

✍️ Иную сторону творчества Гаршина представляют его тексты для детей. Они тоже наполнены печальной иронией и рефлексией. Лучший из его сказочных текстов — аллегория «Attalea princeps» (1879) о пальме, рвущейся к солнцу сквозь крышу оранжереи и погибающей под холодным небом. Гаршин пишет о красоте борьбы за свободу, хотя и борьбы обреченной.

В чем своеобразие стиля Гаршина?

? Гаршин — мастер короткого, емкого рассказа. Сюжеты его рассказов несложны, они построены всегда на одной тематической основе. Действия и сложных коллизий почти нет, количество действующих лиц очень ограничено. Повествование развернуто по строго логическому плану, композицию отличают законченность и почти геометрическая определенность.

? Большинство его произведений написано в форме дневников, писем, исповедей. Драматизм действия заменен у Гаршина драматизмом мысли, вращающейся в заколдованном кругу «проклятых вопросов» и внутренних переживаний.

? Для его творчества характерны точность наблюдения и определенность выражений мысли. У него мало метафор, сравнений, вместо этого — простое обозначение предметов и фактов, короткие, отточенные фразы без придаточных предложений в описаниях. Например, «Жарко. Солнце жжет. Раненый открывает глаза, видит — кусты, высокое небо» (рассказ «Четыре дня», 1877).

Чтобы лучше представить себе литературную карту России 19 века, понимать, что и в какое время происходило, предлагаем взглянуть на уникальный проект.

? Это 230 карточек, посвященных важным событиям мира русской литературы 19 века — от публикации «Слова о полку Игореве» до последнего романа Толстого.

? Всеволоду Гаршину посвящены 2 карточки. Обе они перекликаются с темой справедливости и совести, которые были очень важны для писателя.

? Мы видели портрет Гаршина, написанный Ильей Репиным. Художник приступил к работе над портретом летом 1884 года.

? «Когда Гаршин входил ко мне, я чувствовал это всегда еще до его звонка. А он входил бесшумно и всегда вносил с собой тихий восторг, словно бесплотный ангел».

? Во время сеансов писатель часто читал ему вслух, после чего они подолгу блуждали по петербургским улицам и беседовали. «В характере Гаршина главной чертой было — не от мира сего — нечто ангельское. Добрейшая, деликатнейшая натура: все переносила в себе в пользу мирных добрых отношений. Все молодые друзья любили его как ангела», — писал Репин.

? Однако среди работ Репина есть еще одна, где образ списан с Гаршина. Репин писал: «Задумав картину, я всегда искал в жизни таких людей, у которых в фигуре, в чертах лица выражалось бы то, что мне нужно для моей картины…». Угадайте картину, на которой один из образов был взят с писателя.

❓ На какой известной картине Репина мы можем увидеть Всеволода Гаршина?

? Это знаменитая картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», законченная в 1885 году. Именно с Гаршина художник писал царевича Иоанна. Об этом подробно пишет Ариэль Городецкий в своей статье «3 образа Всеволода Гаршина на картинах Ильи Репина», давайте прочитаем ее прямо сейчас.

? Когда картина была закончена, все увидевшие ее сошлись во мнении, что она производит мрачное и пугающее впечатление. На официальной выставке в Петербурге публика была шокирована этим полотном — у некоторых не выдерживали нервы и они рыдали прямо перед картиной, у других даже случались истерические припадки.

? Для Гаршина эта работа стала роковой. Через два года он покончил с собой. Это можно считать несчастным совпадением, но про Репина ходил слух, что те, кто ему позировал, умирали через короткое время (Мусоргский, Писемский, Столыпин, Игнатьев, Победоносцев и многие другие).

? Репин тяжело переживал утрату друга. Сам он так объяснял выбор прототипа: «Задумав картину, я всегда искал в жизни таких людей, у которых в фигуре, в чертах лица выражалось бы то, что мне нужно для моей картины. В лице Гаршина меня поразила обреченность: у него было лицо человека, обреченного погибнуть. Это было то, что мне нужно для моего царевича».

? Репин был гениальным мастером и великолепным психологом. В момент общения художника и модели между ними устанавливалась некая странная, неуловимая, почти телепатическая связь, и не для всех это проходило бесследно.

? Кроме того в этой трагической истории есть еще и страшное мистическое совпадение: смертельная черепно-мозговая травма, которую получил Гаршин во время падения, оказалась в том самом месте, которое было указано художником на знаменитом полотне.

? Полный текст статьи можно прочитать на сайте.

  • Примеры несправедливости из литературы для сочинения
  • Примеры настоящей дружбы из литературы для сочинения 9 класс
  • Примеры нравственного выбора из литературы для сочинения
  • Примеры настоящего искусства для сочинения из жизни
  • Примеры находчивости из жизни для сочинения