Примеры метафоры в сказке о мертвой царевне

Мини-сочинение: чему учат сказки пушкинасказки пушкина это целое явление в русской литературе. язык его сказочных поэм певучий, мелодичный, в

Мини-сочинение: чему учат сказки Пушкина

Сказки Пушкина – это целое явление в русской литературе.

Язык его сказочных поэм певучий, мелодичный, в нем присутствует особая ритмика. Он созвучен русским народным песням и перекликается с древнерусскими сказаниями, из которых поэт черпал сюжеты.

Сказки Пушкина приобщают читателей к русской культуре, традициям, истории, глубокому познанию русского языка.

Эстетика поэтического слога Александра Сергеевича вызывает гордость за родной язык и взращивает к нему любовь.

Помимо культурной и языковой составляющей поэтические сказочные произведения Пушкина воспитывают в читателях высокие духовные качества, учат разграничивать добро и зло.

Автор воспевает кротость, добродушие и обличает зависть, своенравность, жадность.

«В «Сказке о мертвой царевне» А. С. Пушкин высмеивает жестокую напыщенную мачеху-царицу, основным занятием которой является самолюбование, и наказывает ее в конце сказки.

И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами, И вертеться подбочась, Гордо в зеркальце глядясь…

Зато вознаграждает кроткую царевну из этого произведения.

В сказках Пушкина положительные персонажи почитают стариков, относятся с пониманием к их возрасту.

Пять раз приходит старик из-за своей своенравной старухи с просьбой к рыбке. Каждый раз могущественная волшебница уважительно и терпеливо отвечает ему: «Чего тебе надобно, старче?».

Только в последний раз рыбка, когда старик и старуха уже вышли за пределы терпимого, выслушав просьбу, ничего не ответила и уплыла.

Мертвая царевна, увидев во дворе старушку, отнеслась к ней с сочувствием и дружелюбием:

Видит: нищая черница Ходит по двору, клюкой Отгоняя пса. «Постой, Бабушка, постой немножко, — Ей кричит она в окошко, — Пригрожу сама я псу И кой-что тебе снесу…

Любовь и смелость помогают героям пушкинских сказок преодолеть препятствия, которые другим кажутся непреодолимыми. Трусость и малодушие автор высмеивает и наказывает.

Трусоватый Фарлаф оставил поиски Людмилы, после неприятной встречи с Рогдаем и совета незнакомой старухи:

Опасно разъезжать по свету; Ты, право, будешь сам не рад … Благоразумный наш герой Тотчас отправился домой…

Ему противопоставляется Руслан, чье мужество вызывает восхищение. Черномор уносит его в поднебесье, и там они летают два дня:

Колдун упал — да там и сел; Руслан, не говоря ни слова, С коня долой, к нему спешит, Поймал, за бороду хватает, Волшебник силится, кряхтит И вдруг с Русланом улетает… Ретивый конь вослед глядит; Уже колдун под облаками; На бороде герой висит; Летят над мрачными лесами, Летят над дикими горами, Летят над бездною морской; От напряженья костенея, Руслан за бороду злодея Упорной держится рукой…

Каждый персонаж получает в конце поэмы то, что заслужил. Злодей и обманщик Фарлаф – позор. Карла теряет волшебную силу.

Бывшего могущественного повелителя и колдуна оставили в услужение во дворце князя Владимира. В сказке не уточняется, на какой должности, но это очевидно: ему уготована роль шута.

Руслан вновь обрел любимую жену. В своем окружении и народе он пользуется признанием и славой.

Сказки Пушкина побуждают читателей задуматься о добре и зле, собственном поведении и жизненных ценностях.

Что воспевает в волшебных поэмах Александр Сергеевич, то прославляется и в народных сказаниях.

Человек, впитавший в себя народную мудрость, не выберет неправильную дорогу.

Сочинение на тему чему нас учат сказки пушкина 5 класс

Что за прелесть эти сказки! А.С. Пушкин Все дети любят сказки! Я их тоже очень люблю! Потому что, во-первых, в сказках всегда побеждает добро и торжествует справедливость! А, во-вторых, в сказках можно встретиться с удивительными сказочными героями, с чудесами и волшебством! Когда я была маленькой, мне читали и рассказывали сказки мама, папа или бабушка. Сказки учат детей тому, что добро будет всегда вознаграждено, а зло наказано, смелый и честный победит, терпеливый дождётся, правда восторжествует. Лучше всего это выражено в народных сказках. Прожитые чувства вместе со сказочными персонажами делают нас добрее и милосерднее, смелее и сильнее. Сказки помогают нам справляться со страхом, перебороть свои слабости и поверить в собственные силы. Мой папа утверждает, что самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее – самые могущественные волшебники. Я с ним, конечно, согласна и, думаю, что у меня всё ещё впереди. Научившись читать, я прочитала много разных сказок: русские народные сказки, казахские народные сказки, сказки народов мира, сказки Бажова, сказки Андерсена, сказки братьев Гримм, сказки Шарля Перро. Но особенно дороги и близки моему сердцу сказки Александра Сергеевича Пушкина. Читая сказки Пушкина, ты погружаешься в удивительный и волшебный мир! И в этот мир тебя заводит твой любимый поэт-сказочник. Здорово, когда есть такие взрослые, которые понимают детей и могут сочинять такие замечательные сказки! Жизнь без сказок была бы очень скучной. К сожалению, многие взрослые забывают, что они тоже были когда-то детьми. По стихам и сказкам А.С. Пушкина видно, что он был очень весёлым и жизнерадостным человеком. Когда я узнала, как прошло его детство, я поняла, почему он стал всеми любимым поэтом. Воспитанием Александра Сергеевича занимались бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна. Бабушка научила поэта читать и писать по-русски, а сказки маленькому Саше рассказывала Арина Родионовна. Она была крепостной крестьянкой, человеком из бедного и многострадального русского народа. Пушкин её очень любил и посвятил ей несколько стихотворений, наполненных любовью и благодарностью к этой простой русской женщине. Русские народные сказки, былины, предания, звучавшие из уст няни Арины Родионовны, раскрыли перед будущим поэтом красоту и величие русского языка и пробудили в нем любовь к русскому народу. По-моему, главным секретом мастерства Пушкина-сказочника является особый певучий и мелодичный стихотворный язык поэта. Мне даже кажется, что мой любимый учёный кот – это на самом деле сам Александр Сергеевич, который когда своими мягкими и пушистыми лапками «идёт направо – песнь . Ученый кот протяжно «мурлычет» много сказок, в которых происходят чудеса и волшебство. В этих сказках «на неведомых дорожках» можно увидеть «следы невиданных зверей», избушку на курьих ножках; встретить знакомых нам с детства героев из русских народных сказок – лешего, русалку, тридцать прекрасных витязей, морского дядьку, королевича, царя, колдуна, богатыря, бурого волка, царевну, Бабу Ягу, Кащея! Сам Пушкин писал, что в этих сказочных местах обитает «русский дух…» и «там Русью пахнет!». Мои любимые сказки Пушкина – это «Руслан и Людмила», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне». Особенно завораживает «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь». Мне кажется, что эта самая чудесная сказка. В этой сказке самая щедрая, самая загадочно-прекрасная из всех сказочных волшебниц – это царевна Лебедь. Какие только чудеса не происходят по велению царевны! Это чудо-остров, удивительная белочка, выход морского войска из пенной волны и, конечно, главное чудо – превращение птицы-Лебеди в царевну, князя Гвидона в комара, шмеля и муху. А какая она красавица – «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». В этой сказке побеждают любовь и добро. Пушкин дал миру много поучительных произведений. Я тоже учусь на примерах сказочных героев А.С. Пушкина. Сказки А.С. Пушкина учат таким качествам, как: доверие, доброта, щедрость, смелость. Так, например, в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» мы попадаем в мир царей и цариц, богатырей и волшебных зеркал. Но и здесь, в стенах богатого дворца, живут зависть и ревность, злоба и лицемерие. Много горя и бед довелось испытать молодой прекрасной царевне, оставшейся без матери. Но чистота души, терпимость, верность данному слову и чувству, доброта и трудолюбие помогли ей преодолеть все козни злой и коварной мачехи и дождаться своего счастья. Эта сказка учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству. А вот в «Сказке о рыбаке и рыбке» хорошо виден характер жадного человека. В нашей жизни тоже встречаются жадные люди, которые всегда желают чего-то большего, чем они имеют или могут иметь, не знают меру и границу своих возможностей. Александр Сергеевич показал, что за жадность и незнание этой грани люди наказывают себя сами. С одной стороны, старуху можно понять. Бедная женщина, ей надоело жить в нищете, и тут появилась возможность жить хорошо. Она совсем потеряла голову от возможностей и богатства, которые у неё появились. В этой сказке олицетворением зла и жадности считается старуха. Добро учит и наказывает зло. Добро зло не уничтожает, а поучает – рыбка посмеялась над старухой. А.С. Пушкин хотел показать, что люди ещё не поняли, что счастье не в богатстве. Как смешно выглядят люди в погоне за богатством. Рыбка в этой сказке выступает в роли добра, она олицетворяет добро. Рыбка готова была исполнить любые желания старухи, но не хотела служить оружием, с помощью которого старуха хотела добиться величия. Почему же все так любят стихи и сказки Александра Сергеевича?! Да потому что они написаны простым и понятным языком. Его стихи запоминаются очень легко. Можно прочитать или услышать его стихотворение или сказку один раз, и многое запоминается дословно. А ещё его сказки очень добрые, и даже отрицательные герои не кажутся страшными монстрами. В сказках А.С. Пушкина показывается, как честный и добрый может преодолеть все испытания и трудности и в конце стать счастливым победителем. Сказки Пушкина хочется читать или слушать снова и снова… В сказках А.С. Пушкина ощущаешь всю красоту и богатство русского языка и русской культуры. Тюнина Анастасия

Популярные сочинения

  • Сочинение Отец Базарова — Василий в романе Отцы и дети
    Василий Базаров второстепенный персонаж истории. Он является отцом Евгения Базарова, одного из центральных героев.
  • Рецензия на произведение Гроза Островского
    Известная пьеса Александра Островского «Гроза» покорила не одно сердце читателя, начиная с 1859 года. Автор показывает провинциальный городок, как часто его еще характеризуют
  • Княжна Марья Болконская из романа Война и мир Толстого (образ и характеристика)
    Марья является одной из красивых, ярких и привлекательных девушек в произведении Толстого «Война и мир». Если смотреть на ее внешний вид, то красивой ее назвать сложно,

Нравственные уроки в сказках Пушкина

Сказки А. С. Пушкина – уникальное явление русской литературы.

Оригинальное и гениальное переосмысление фольклорных источников позволило поэту превратить их в произведения истинно современные.

Они транслируют традиционные для русской культуры ценности (добро, любовь, сострадание, уважение к старшим, верность своему слову), но делают это так, что каждый из сказочных характеров индивидуализируется.

Вечная тема борьбы доброго и злого начал воплощена автором через столкновение образов и конфликтов.

В сказках Пушкина у персонажей всегда есть возможность нравственного выбора.

Например, Дадон в «Сказке о золотом петушке» мог отдать Шамаханскую царицу звездочёту и тем избежать гибели.

Интересно, что звездочёт у Пушкина – скопец (в отличие от подобного персонажа у В. Ирвинга, записавшего подобную сказку до Пушкина).

Это означает, что обольстительная красавица ему не нужна, он лишь пытается спасти душу Дадона от морока её страстей, которые и воплощает собой девица. Но царь отказывается от покаяния (расставания с девицей) и погибает.

Герои пушкинских сказок мужественны и великодушны. Многое в сюжете зависит от особого склада их характеров.

Так Наташа, героиня сказки «Жених», разоблачает разбойника, не побоявшись упрекнуть его в воровстве перед собравшимися на свадьбу гостями.

Старик из «Золотой рыбки», 30 лет и 3 года проживший со своей старухой, — это пример смирения и любви. Старуха была для него «своею», пока наполеоновский размах её желаний ни превратил его в раба.

Эта сказка – не столько о жадности, сколько о двух типах людей, один из которых воплощает собой любовь, а другой – гордыню.

Любовь, как в Евангелии, не превозносится, не ищет своего, всё сносит терпеливо, а гордыня тешит одну себя, разрушая очарование любого чуда.

Интересно, что тема гордости становится центральным сюжетом пушкинского творчества. Звучит она в романе «Евгений Онегин», поэме «Медный всадник», повести «Капитанская дочка», в «маленьких трагедиях» и «Повестях Белкина».

Всепобеждающая сила любви противостоит самой смерти. В мире поэтической фантазии её синонимом выступает сон.

В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», а также в сказочной по сюжету поэме «Руслан и Людмила» Елисей и Руслан забирают возлюбленных из объятий смертного сна, беря в союзники силы неба и земли.

Такие традиционные для народа доблести, как ум, смекалка, ловкость, окружают образ пушкинского Балды, противопоставленного жадному заносчивому попу.

Простодушный, но верящий в справедливость князь Гвидон из «Сказки о царе Салтане» добивается воссоединения семьи, получая в придачу Царевну-Лебедь и собственное царство. Героям этой сказки свойственно умение прощать и верить в добро.

Таким образом, сказки Пушкина учат нас мудрости, великодушию, осторожности в совершении выбора. Они напоминают, как важно не делать зла и сохранять в себе мудрость.

Интегрированный
урок с элементами компаративного анализа (русская литература – мировая
литература)

5
класс

А.С.Пушкин
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Поэтические
размышления о добре и зле в произведении.

Разработка
учителя русского языка и литературы 

МОУ
«Школа №4 города Докучаевска»

Ведериной
Татьяны Николаевны

image001

2021

Тема. А.С.Пушкин
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Поэтические размышления о
добре и зле в произведении.

Цель: продолжить
знакомство с творчеством поэта, в котором сказки занимают особое место,
являются источником силы, добра, любви; помочь усвоить идейно-художественную
ценность произведения; учить выразительному и осознанному чтению сказки в
стихах; развивать умение проводить сравнительны анализ произведений; находить и
объяснять художественные средства. Воспитывать доброту, чувство дружбы, взаимовыручки,
осуждение самоуверенности злобы, зависти.

Тип урока: усвоение и
закрепление полученных знаний.

Оборудование: портрет
А.С.Пушкина, иллюстрации к сказкам, материал для работы в группах, музыкальное
сопровождение.

Формы работы: фронтальная,
работа в группах.

Методы и приемы: слово
учителя, выразительное чтение, анализ произведения, стратегия «Круги Венна»,
компаративный анализ.

Ход урока

I.                  
Мотивация учебной деятельности.

Вступительное
слово учителя. Сегодня мы продолжим знакомство со сказкой А.С. Пушкина «Сказка
о мертвой царевне и семи богатырях». Будем учиться выразительному и осознанному
чтению, выполним сравнительный  анализ сказки с произведением мировой
литературы.

На
фоне музыки к передаче «В гостях у сказки» слово учителя.

Каждый
человек хотя бы изредка верит сказочным историям. Хочет, чтобы в реальном мире
было так, как в сказках, и все заканчивалось хорошо. Не надо остерегаться таких
желаний. Жизнь от этого только станет интереснее и радостнее. Сказочные истории
можно представить или придумать, как это сделал А.С.Пушкин.  В его сказках мы
видим разных героев с их радостью и печалью, с хорошими и плохими чертами
характера, с желанием изменить свою судьбу. С начала сказки поэта
предназначались для взрослых, а со временем их начали читать и дети. Мы тоже
прочли эту сказку.

II.               
Активизация мышления учеников.

Дома
вы ознакомились с некоторыми моментами жизни поэта. Вспомните, как оно
складывалось.

image002

Дополнить
предложения:

А.С.Пушкин
родился в _______ году, в городе _______. Учился в _______. Няню звали _______.
Сочинял для домашнего театра _______.

III.            
Восприятие и усвоение материала.

1.    
Работа с высказыванием «Лишь добро одно
бессмертно, зло подолгу не живет» Ш.Руставели.

 –
Как вы понимаете это высказывание?

2.    
Создать ассоциативный ряд из слов,
отвечающих на вопрос какое?

Добро
– (честное, убедительное, полезное)

Зло
– (худое,  лихое, пагубное, вредное).

3.    
Постановка проблемного вопроса:


Что нужно делать, чтобы добро победило зло?

Предполагаемые
ответы учеников.

(Быть
добрым – значит любить людей, хорошо учиться, быть послушным, не ссориться с
родителями).


Как тема красоты людей, дружбы, взаимопомощи переплетается со сказкой
А.С.Пушкина?


Переплетается ли она с высказыванием Руставели.

4.    
Работа над текстом произведения.

А)
Выборочное выразительное чтение отрывков из сказки, согласно иллюстрациям на
экране.

Б)
Работа в группах.

Задание.
Найти художественные средства в  диалогах:

1
гр.  Елисея с Солнцем.

2
гр. Елисея с Месяцем.

3
гр. Елисея с Ветром.

Предполагаемые
ответы учеников:

 1
гр. Эпитеты: красно солнышко, теплая весна.

         
Метафоры: горько плачет, обратился к Солнцу, оно не видало.

2
гр. Эпитеты: темная ночка, позолоченный рожок, тьма глубокая,      круглолицый,
светлоокий, ясный месяц.

        
Метафоры: звезды смотрят, месяц отвечал.

3
гр. Эпитеты: могуч, буйный, речка тихоструйная. Тьма печальная, гроб
хрустальный, пустое место.

           
Метафоры: гоняешь стаи туч, волнуешь сине море, веешь на просторе, не боишься
никого, ветер побежал.

В)
Отчет работы в группах.

image009image010image011Каждая
группа создает цветок добра на основе найденных художественных средств: красные
лепестки – эпитеты, синие – метафоры. Определить какой цветок самый пышный.

image017image018

Это немецкая
народная сказка в обработке братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».

2.     Работа
над диаграммой «Круги Венна».

Основа сравнения:
1. Автор произведения.    

                                 2.Страна.

                               
3.Жанр произведения.

                               
4. Форма изложения.

                                
5.Имя главного героя.

                               
6. Развязка произведения.

Овал: Пушкин Россия Стихотворное Царевна

Овал: Братья Гримм Германия Прозовая форма Белоснежка

Надпись: Сказка Семь гномов Семь богатырей Царица-мачеха Зло наказано

3.    
Итоги сравнения.

Герои
сказок перекликаются с героями произведений разных народов. В этих сказках противопоставляются
две вечные силы добра и зла. Добро побеждает зло – это главное в произведениях.

V
Рефлексия.

 Сказка
– ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.  

Какой
урок следует извлечь из сказки А.С.Пушкина?

VI.
Оценивание работы в группах с помощью смайликов.

VII.
Домашнее задание.

Выучить
наизусть отрывок из сказки.

Дата:

ФИО
учителя:

Класс 5

Урок №22

Кол-во
присутствующих:

Кол-во
отсутствующих:

Тема
раздела,  урока (подраздел)

А. С.
Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные герои сказки

Цели
обучения, которые необходимо достичь на данном уроке:

ПО
2 — Понимание художественного
произведения

ОС 3
-Сопоставление произведений литературы

Языковая
цель:

Все учащиеся:  Понять художественное  произведение, смогут Сопоставить 
произведения  литературы

 Большинство
учащихся: найти элементы композиции сказки

Некоторые
учащиеся: найти все элементы композиции сказки самостоятельно

Ключевые
слова и фразы:
книга, чтение, приключение, мудрость

Ценности

Роль
семьи в жизни человека

Предыдущее
обучение:

Умеют
определять тему, идею текста, понимают основное содержание текста,

ПЛАН

Планируемое 
время и этапы

Запланированная деятельность учителя

Запланированная деятельность учащихся

Ресурсы

1.     
Приветствие учащихся. Психологический настрой «Я желаю вам…»

2.     
Стратегия «Горячий стул»

Жизнь и творчество А. С. Пушкина

3.     
Мотивация
учебной деятельности.

  
?   …     
был первым русским писателем,    

                                                 
который обратил внимание на народное

                                                   
      творчество и ввел его в литературу… Он

                                               
украсил народную песню и сказку  

                             
блеском своего таланта…

М.Горький

4.      Проверяет
прочитали ли учащиеся сказку дома

Таблица «Верно —
неверно»

Г.

1.
Приветствие учителя;

2.
Учащийся на стуле рассказывает известные для него факты о жизни и творчестве
А. С. Пушкина

3. Из
первых уроков вспоминают о том,  
Откуда у Александра Сергеевича,  такая
любовь к сказкам, к народным обычаям, к литературе?

Заполняют
таблицу у себя в тетраде, ставя + и —

Карточки с
таблицами «Верно — неверно»

СЕРЕДИНА-РЕАЛИЗАЦИЯ-

5.     
Учитель
предлагает учащимся сравнить сказку Пушкина с ранее изученной сказкой
Жуковского «Сказке о царе Берендее», в виде диаграммы Венна

6.     
Дифференциация

А)
найти соотвествующие элементы композиции

В)
по примерам из текста определить какой это элемент композиции

С)
самостоятельно расписать все элементы композиции на примере «Сказки о мертвой
царевне….»

8.
Учитель предлагает  заполнить таблицу по двум главным героиням сказки,
работая с текстом

7.               
Учащиеся
выполняют задание, представляя по 5 различий и 5 сходств данных сказок

Учащиеся выполняют задание, согласно
своему уровню

Учащиеся заполняют таблице, перенеся ее
в тетрадь

Образец
Диаграммы на доске

Карточки
по уровням для каждого учащегося

Стр.
139

КОНЕЦ-

РЕФЛЕКСИЯ-

Рефлексия
«Спасибо»

Каждому
из учащихся предлагается выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать
спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество
проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное
слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось
наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова
признательности и этому участнику событий.

Учащиеся выражают
слова благодарности одноклассникам

Домашнее              
     задание

1)      Поставьте прилагательные и существительные в
соответствующие падежи, выделите окончания.

Ø  Р.п.: стеклянная дверца, солидный переплёт,
богатая коллекция.

Ø  Д.п.: близкий человек, храбрый рыцарь, добрые
друзья.

Ø  В.п.: знакомая картинка, маленькая ручка, насто-
ящая дружба.

Ø  Т.п.: любознательный парнишка, мальчишеский
характер, озорной мальчишка.

Ø  П.п.: умный человек, электронная книга, верхняя
полка.

2)      Сделайте дневниковую запись
в читательский дневник о книге, прочитанной во время каникул (пример
дневниковой записи – стр. 77)

Записывают домашнюю работу в дневниках.

Дополнительная информация

Дифференциация
– каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи
планируете поставить перед  более способными учащимися?

Оценивание
– как вы планируете проверить уровень усвоения материала  учащимися?

Межпредметные
связи. Здоровье и безопасность. Связи с ИКТ. Связи с ценностями

Учащиеся
А прогнозируют события текста, дополняют рассказ примерами на основе
собственного читательского опыта; используя модель «Правописание окончаний
прилагательных» дают пояснения учащимся менее способным, оказывая им
поддержку при выполнении орфографического письма.

ФО
«Большой палец»

ФО:
«Колесо знаний» + «Светофор»

Рефлексия
«ХИМС»

Смена
видов деятельности
.

 Межпредметная
интеграция с искусством, самопознанием на уроке  реализуется посредством  
содержания урока и дидактического материала.

Были ли
цели обучения достижимыми?

Чему
сегодня научились учащиеся?

Какой
была атмосфера обучения?

Успешными
ли были задания по установлению различий между учащимися?

Придерживался
ли я временного графика? Какие отступления от плана я сделал и почему?

Итоговое оценивание

Назовите
2 наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения)?

1.       

2.       

Назовите
2 момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и
обучения)?

1.        

2.        

Что я
узнал за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне
подготовиться к следующему уроку?

1.        

2.        

На чтение 8 мин Просмотров 2.2к.

Олицетворение – это литературный приём, основное отличие которого заключается в присваивании неживым предметам или отвлечённым понятиям человеческих качеств (например, речь, чувства, поведение, физические способности, мысли и т.д.).

Вместе со сравнением, аллегорией, эпитетами, гиперболой, метонимией и другими «собратьями» олицетворение насыщает не только художественное произведение, но и обыденную речь, делая её красочнее и интереснее.

История появления олицетворения

Само слово «олицетворение» заимствовано в русский язык из латинского, в котором чаще используется термин «персонификация», где persona – «лицо» и facio – «делаю». Ещё два синонима, более точно передающие смысл понятия – «одушевление», «очеловечивание».

Появлению этого литературного приёма поспособствовала вера древних людей в одушевлённость всей природы и существование духов и душ, которая называется анимизм. Они объясняли окружающий мир с помощью отождествления процессов жизни человека и природных явлений, а также через наделение неживых предметов душой и живыми качествами. Первобытный человек представлял, что за гром, молнии, дожди и другие явления отвечает какое-то могущественное существо, а не природные процессы.

Роль олицетворения в тексте

В русской литературе считается, что олицетворение – это один из видов метафоры. С помощью этого художественного средства писатель может рассказать, что:

  • деревья задрожали (дети задрожали);
  • радуга улыбнулась (мама улыбнулась);
  • улица проснулась (бабушка проснулась);
  • телевизор кричит (товарищ кричит);
  • ночь подкралась (подружка подкралась);
  • лес уснул (брат уснул) и т.д.

Если понимать приведённые фразы дословно, получится бессмыслица. Ведь деревья не могут дрожать, радуга улыбаться, ночь подкрадываться, а лес спать. Глаголы, стоящие рядом с этими существительными, могут относиться только к живым существам (людям или животным), применять их по отношению к неодушевлённым предметам некорректно.

Использование этого литературного приёма позволяет автору придать речи выразительность и живость, создать яркий образ, неповторимый в своём роде. С помощью художественного тропа выражается отношение к изображаемым предметам и явлениям. Такое описание реальности более впечатляющее, глубокое и наполненное:

Любовь стояла рядом со смертью и от траура смерти ярче сверкала жадность любви.

(А.М. Фёдоров, «Любовь и смерть»)

На какие вопросы отвечает олицетворение

Авторы наделяют человеческими качествами неодушевлённые предметы и природные явления, используя подходящую определённую часть речи. Для этих целей часто употребляется глагол, который отвечает на вопросы: «что сделать?», «что сделаешь?», «что делать?», «что делают?» и др.

Обычно он стоит перед или после описываемого существительного, так как именно глагольное слово способно наделить неживое человеческими свойствами: плачет ива, скучает набережная, ветер выл, ручьи поют и др. Синтаксическая функция в предложении – подлежащее и сказуемое. Например: лучи («кто?») играют («что делают?»).

Кроме того, участвует в формировании олицетворения:

  • полные и краткие имена прилагательные («какое?», «каков?», «какая?», «какие?» и т.д.): угрюмый дуб, злой мороз, безжалостный ветер, разъярённый океан;
  • причастия (что делающий?», «что сделавший», «что делавший?», «что сделанный?», «каков?», «какой?» и др.): танцующая метла, улыбающийся вечер, наряженные горы.

Многие задаются вопросом, как подчёркивается олицетворение. Сам по себе троп не требует выделения. Однако он может выполнять функции главных и второстепенных членов предложения: подлежащего и сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства.

Если олицетворение является разновидностью метафоры, то как провести границы между этими образными понятиями? Для начала нужно вспомнить, что такое метафора.

В литературоведении под метафорой понимается процесс нахождения общих черт у двух понятий и проведение параллелей между ними. Иначе говоря, это скрытое непрямое сравнение, основанное на сходстве предметов или явлений (цвету, форме, текстуре и под.).

В свою очередь, в основе олицетворения лежит перенесение на предметы, явления или животных человеческие качества.

К примеру:

  • серебряные волосы (т.е. волосы как серебро) – метафора;
  • луна засмотрелась, горы укрыли (т.е. выполняются действия, которые свойственны людям) – олицетворение.

Ещё одно отличие – распознавание в тексте. Если олицетворение найти несложно, оно прозрачно, так как его смысл очевиден, то метафора завуалирована.

Сравнение:

И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал

(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)

«Я сквозь магический кристалл» – это метафора. Понять, что именно хотел сказать писатель, скорее всего, получится не сразу. В строках используется магический кристалл как символ поэтического воображения. Или:

Хандра ждала его на страже,
И бегала за ним она,
Как тень иль верная жена

(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)

«Хандра ждала и бегала» – олицетворение. Сразу ясно, что писатель наделяет состояние человеческими свойствами.

Таким образом, метафора строится на основе сходства неодушевлённых предметов и с помощью переноса неживого на живое существо, а предложение с простым олицетворением выражает перенесение качества с одушевлённого на неодушевлённое.

Прием олицетворения в художественной литературе

Олицетворение, как и другие средства выразительности, встречаются на страницах произведений русских и зарубежных писателей. В стихотворениях и в прозаических текстах, описывая природу, отрезки времени или любое другое явление, предмет или состояние, авторы используют этот приём, чтобы оживить изображаемую картину и добавить динамичности. Например: волна набегает, пританцовывают одуванчики, глаза смеются, ветер воет, разум говорит, небо плачет.

Образ-олицетворение воздействует на читателя, легче воспринимается, вызывает эмоцию, передаёт настроение героя. Также приём свойственен не только прозе, но и поэзии, потому что это мелодичный жанр, фольклору, рекламным текстам и повседневной речи. Например:

Я свистну, и ко мне послушно, робко
Вползет окровавленное злодейство,
И руку будет мне лизать, и в очи
Смотреть, в них знак моей читая воли

(А.С. Пушкин, «Скупой рыцарь»)

Примеры олицетворения в стихах

Часто анализируемый оборот речи встречается в стихотворениях о природе:

Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака

(С.А. Есенин)

Теплый ветер тихо веет,
Жизнью свежей дышит степь

(А.А. Фет)

В этих строках зима может петь и аукать, баюкать, степь дышать, а облака – петь.

Что касается любовной лирики, то поэт обычно стремиться очеловечить абстрактные понятия: страсть уходила, любовь напевала, чувства говорили и др.

В стихотворении Роберта Рождественского этот языковой троп представлен очень наглядно:

Как много лет во мне любовь спала.
Мне это слово ни о чём не говорило.
Любовь таилась в глубине, она ждала –
И вот проснулась и глаза свои открыла!

Теперь пою не я – любовь поёт!
И эта песня в мире эхом отдаётся.
Любовь настала так, как утро настаёт.
Она одна во мне и плачет и смеётся!

Любовь очеловечивается: спит, поёт, таится, просыпается, открывает глаза, плачет, смеётся.

Олицетворение в русском фольклоре

Олицетворение занимает важное место в русском фольклоре. Не нужно смотреть слишком глубоко, ведь все помнят волшебные предметы из любимых сказок: ковёр-самолёт, скатерть-самобранка, говорящая печка, ступа Бабы-Яги, шапка-невидимка, сапоги-скороходы. Также сюда можно отнести сказочных героев: Мойдодыра, Буратино, Колобка, Щелкунчика и др.

Так, в сказке А.С. Пушкина о мёртвой царевне ходит солнышко, сводит зиму с тёплою весной, отвечает:

Свет наш солнышко! ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей – Свет ты мой –
Красно солнце отвечало, –
Я царевны не видало.
Знать, ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил.

Кроме того, приём употребляется и в пословицах и поговорках:

  • Хмель шумит – ум молчит; Авоська веревку вьет.
  • Труд всегда дает, а лень только берет.
  • Горе лыком подпоясано.
  • Язык до Киева доведет.

Также можно встретить приём в загадках, народных песнях и преданиях. Так, в загадке «Жёлтый Антошка вертится на ножке. Где солнце стоит, туда и он глядит» подсолнух сравнивается с непоседливым мальчиком.

Олицетворение в рекламе

Применяется приём олицетворения и в рекламных роликах. Объект, который рекламируют, очеловечивают, тем самым включают в сферу нашей жизни. За счёт этого вербализированный и визуализированный необычный образ острее воспринимается и лучше запоминается.

Например:

  • Твоя кожа тоже хочет дышать свежим весенним воздухом (тональное средство L’Oreal Paris).
  • Ваши ноги будут рады такой обновке (мужские туфли Rieker).
  • Твои волосы скажут «Спасибо!» (шампунь Avon).
  • Val’Za – стильная одежда с душой и характером (бренд одежды Val’Za).

Итак, олицетворение в современном русском языке как художественный приём используется достаточно часто. С его помощью можно создавать запоминающиеся и красочные образы с разными оттенками, которые в тексте лежат на поверхности. Этот троп встречается в литературных произведениях, фольклоре и СМИ. Без него уже нельзя представить повседневную речь.

История появления олицетворения

Само слово «олицетворение» заимствовано в русский язык из латинского, в котором чаще используется термин «персонификация», где persona – «лицо» и facio – «делаю». Ещё два синонима, более точно передающие смысл понятия – «одушевление», «очеловечивание».

Появлению этого литературного приёма поспособствовала вера древних людей в одушевлённость всей природы и существование духов и душ, которая называется анимизм. Они объясняли окружающий мир с помощью отождествления процессов жизни человека и природных явлений, а также через наделение неживых предметов душой и живыми качествами. Первобытный человек представлял, что за гром, молнии, дожди и другие явления отвечает какое-то могущественное существо, а не природные процессы.

Роль олицетворения в тексте

В русской литературе считается, что олицетворение – это один из видов метафоры. С помощью этого художественного средства писатель может рассказать, что:

  • деревья задрожали (дети задрожали);
  • радуга улыбнулась (мама улыбнулась);
  • улица проснулась (бабушка проснулась);
  • телевизор кричит (товарищ кричит);
  • ночь подкралась (подружка подкралась);
  • лес уснул (брат уснул) и т.д.

Если понимать приведённые фразы дословно, получится бессмыслица. Ведь деревья не могут дрожать, радуга улыбаться, ночь подкрадываться, а лес спать. Глаголы, стоящие рядом с этими существительными, могут относиться только к живым существам (людям или животным), применять их по отношению к неодушевлённым предметам некорректно.

Использование этого литературного приёма позволяет автору придать речи выразительность и живость, создать яркий образ, неповторимый в своём роде. С помощью художественного тропа выражается отношение к изображаемым предметам и явлениям. Такое описание реальности более впечатляющее, глубокое и наполненное:

Любовь стояла рядом со смертью и от траура смерти ярче сверкала жадность любви.

(А.М. Фёдоров, «Любовь и смерть»)

На какие вопросы отвечает олицетворение

Авторы наделяют человеческими качествами неодушевлённые предметы и природные явления, используя подходящую определённую часть речи. Для этих целей часто употребляется глагол, который отвечает на вопросы: «что сделать?», «что сделаешь?», «что делать?», «что делают?» и др.

Что такое сравнение в литературе

Обычно он стоит перед или после описываемого существительного, так как именно глагольное слово способно наделить неживое человеческими свойствами: плачет ива, скучает набережная, ветер выл, ручьи поют и др. Синтаксическая функция в предложении – подлежащее и сказуемое. Например: лучи («кто?») играют («что делают?»).

Кроме того, участвует в формировании олицетворения:

  • полные и краткие имена прилагательные («какое?», «каков?», «какая?», «какие?» и т.д.): угрюмый дуб, злой мороз, безжалостный ветер, разъярённый океан;
  • причастия (что делающий?», «что сделавший», «что делавший?», «что сделанный?», «каков?», «какой?» и др.): танцующая метла, улыбающийся вечер, наряженные горы.

Многие задаются вопросом, как подчёркивается олицетворение. Сам по себе троп не требует выделения. Однако он может выполнять функции главных и второстепенных членов предложения: подлежащего и сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства.

Как отличить метафору от олицетворения (примеры)

Если олицетворение является разновидностью метафоры, то как провести границы между этими образными понятиями? Для начала нужно вспомнить, что такое метафора.

В литературоведении под метафорой понимается процесс нахождения общих черт у двух понятий и проведение параллелей между ними. Иначе говоря, это скрытое непрямое сравнение, основанное на сходстве предметов или явлений (цвету, форме, текстуре и под.).

В свою очередь, в основе олицетворения лежит перенесение на предметы, явления или животных человеческие качества.

К примеру:

  • серебряные волосы (т.е. волосы как серебро) – метафора;
  • луна засмотрелась, горы укрыли (т.е. выполняются действия, которые свойственны людям) – олицетворение.

Ещё одно отличие – распознавание в тексте. Если олицетворение найти несложно, оно прозрачно, так как его смысл очевиден, то метафора завуалирована.

Сравнение:

И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Еще не ясно различал

(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)

«Я сквозь магический кристалл» – это метафора. Понять, что именно хотел сказать писатель, скорее всего, получится не сразу. В строках используется магический кристалл как символ поэтического воображения. Или:

Хандра ждала его на страже, И бегала за ним она, Как тень иль верная жена

(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)

«Хандра ждала и бегала» – олицетворение. Сразу ясно, что писатель наделяет состояние человеческими свойствами.

Что такое инверсия в литературе. Примеры инверсии…

Таким образом, метафора строится на основе сходства неодушевлённых предметов и с помощью переноса неживого на живое существо, а предложение с простым олицетворением выражает перенесение качества с одушевлённого на неодушевлённое.

Подписи к слайдам:

Изобразительно-выразительные средства в лирике С.А.Есенина Выполнила студентка 21 «П» группы Галанкина Елена. Руководитель :Васильева С.И.

Развернутая метафора Употребление одной метафоры очень часто влечет за собой нанизывание новых метафор, связанных по смыслу с первой; в результате этого возникает развернутая метафора: (Отговорила роща золотая березовым, веселым языком. ). Развернутые метафоры привлекают художников слова как особенно яркий стилистический прием образной речи. Где к затону молчаливому, прилегла трава шелковая. Стихотворение Есенина, «Лебедушка». Где молчаливый затон, т.е. вдавившийся в берег речной залив, стоит, и ему очень одиноко. А рядом прилегла не просто обычная, зеленая трава, а шелковая! А орел, взмахнувши крыльями, как стрела на землю кинулся. С. Есенин показывает нам строптивого, быстрого, гордого орла, который взмахнувши крыльями, как стрела на землю кинулся… Погаснет день, мелькнув пятою златою. В данном примере, взятом из стихотворения «Голубень», мы видим, что С.Есенин хотел сказать, что закончится, погаснет день, и мы увидим ярко- красную зарю. У плетня заросшая крапива, обрядилась ярким перламутром. В стихотворении «С добрым утром», Есенин использовал развернутую метафору, как яркий стилистический прием образной речи.

Метафоры в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…» Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. …………………………………………. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.

Необыкновенно много метафор: «увяданья золотом», «сердце, тронутое холодком», «страна березового ситца», «пламень уст», «листьев медь»; сравнения: «как с белых яблонь дым», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне». Для передачи смысла использована антитеза весенних яблок и осеннего золота увядания; напевность, лиричность стихотворения подчеркивается рефренами («…ты все реже, реже..», «Все мы, все мы»). Образ родины прослеживается в этом стихотворении по традиционным образам берез, кленов, разового коня. Это также подчеркнуто использование просторечий. Необыкновенно ярка цветопись: белый дым яблонь, золото увяданья, медь листьев. Стихотворение представляет собой сплетение различных образов: аллегоричных (дух бродяжий), символичных («розовый конь») и более конкретных (березы, яблони, сердце).

Источник

Прием олицетворения в художественной литературе

Олицетворение, как и другие средства выразительности, встречаются на страницах произведений русских и зарубежных писателей. В стихотворениях и в прозаических текстах, описывая природу, отрезки времени или любое другое явление, предмет или состояние, авторы используют этот приём, чтобы оживить изображаемую картину и добавить динамичности. Например: волна набегает, пританцовывают одуванчики, глаза смеются, ветер воет, разум говорит, небо плачет.

Образ-олицетворение воздействует на читателя, легче воспринимается, вызывает эмоцию, передаёт настроение героя. Также приём свойственен не только прозе, но и поэзии, потому что это мелодичный жанр, фольклору, рекламным текстам и повседневной речи. Например:

Я свистну, и ко мне послушно, робко Вползет окровавленное злодейство, И руку будет мне лизать, и в очи Смотреть, в них знак моей читая воли

(А.С. Пушкин, «Скупой рыцарь»)

Метафоры в Березе

В стихотворении «Белая береза» Есенин использует много эпитетов, что наложило свой отпечаток на стих и приблизило его к реальной картине природы. Отметим СХВ (в скобках определяемое эпитетом слово):

Некоторые причисляют «золотой огонь» к метафорам (огонь, как золото), но это скорее эпитет, так как он показывает цвет на фоне зимы. «Пушистые ветки» и «Белая бахрома» помогают в описании красоты зимней березки, делая её для читателя настоящей красавицей.

«Новое серебро» показывает, что природа каждый день осыпает березу свежими снежинками, а эпитет «сонная тишина» говорит нам о глубине зимней тиши, в которой стоит березка.

Принакрылась снегом точно серебром.

Олицетворения – «заря, лениво обходя» и «березка… принакрывшись снегом».

Снег в последнем сравнивается с серебром и делает сравнение ещё одним мазком художника на картине описания зимней природы.

Примеры олицетворения в стихах

Часто анализируемый оборот речи встречается в стихотворениях о природе:

Поет зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака

(С.А. Есенин)

Теплый ветер тихо веет, Жизнью свежей дышит степь

(А.А. Фет)

В этих строках зима может петь и аукать, баюкать, степь дышать, а облака – петь.

Что касается любовной лирики, то поэт обычно стремиться очеловечить абстрактные понятия: страсть уходила, любовь напевала, чувства говорили и др.

В стихотворении Роберта Рождественского этот языковой троп представлен очень наглядно:

Как много лет во мне любовь спала. Мне это слово ни о чём не говорило. Любовь таилась в глубине, она ждала – И вот проснулась и глаза свои открыла!

Теперь пою не я – любовь поёт! И эта песня в мире эхом отдаётся. Любовь настала так, как утро настаёт. Она одна во мне и плачет и смеётся!

Любовь очеловечивается: спит, поёт, таится, просыпается, открывает глаза, плачет, смеётся.

Что такое парцелляция в русском языке

Изобразительно-выразительные средства в лирике С.А. Есенина

Презентация создана на основе учебно-исследовательского проекта по дисциплине «Русский язык и культура речи». Автор исследовала выразительные средства, которые С. Есенин использовал при создании стихотворений. В презентации представлены основные виды тропов, их толкование и особенности использования в есенинской лирике. Рассматривается также индивидуально-авторская метафора поэта. Подробно прослеживается связь применения метафоры в раскрытии темы Родины на примере анализа стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу». Рекомендуется к использованию учителями-словесниками на уроках русского языка при изучении темы «Изобразительно-выразительные средства лексики», на уроках литературы при изучении творчества С.А. Есенина, студентам и ученикам старших классов при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ.

Олицетворение в русском фольклоре

Олицетворение занимает важное место в русском фольклоре. Не нужно смотреть слишком глубоко, ведь все помнят волшебные предметы из любимых сказок: ковёр-самолёт, скатерть-самобранка, говорящая печка, ступа Бабы-Яги, шапка-невидимка, сапоги-скороходы. Также сюда можно отнести сказочных героев: Мойдодыра, Буратино, Колобка, Щелкунчика и др.

Так, в сказке А.С. Пушкина о мёртвой царевне ходит солнышко, сводит зиму с тёплою весной, отвечает:

Свет наш солнышко! ты ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с теплою весной, Всех нас видишь под собой. Аль откажешь мне в ответе? Не видало ль где на свете Ты царевны молодой? Я жених ей – Свет ты мой – Красно солнце отвечало, – Я царевны не видало. Знать, ее в живых уж нет. Разве месяц, мой сосед, Где-нибудь ее да встретил Или след ее заметил.

Кроме того, приём употребляется и в пословицах и поговорках:

  • Хмель шумит – ум молчит; Авоська веревку вьет.
  • Труд всегда дает, а лень только берет.
  • Горе лыком подпоясано.
  • Язык до Киева доведет.

Также можно встретить приём в загадках, народных песнях и преданиях. Так, в загадке «Жёлтый Антошка вертится на ножке. Где солнце стоит, туда и он глядит» подсолнух сравнивается с непоседливым мальчиком.

Доброе утро

Скрытые сравнения (метафоры) в стихотворении «Доброе утро» используются много раз – это:

Почти половина стиха построена на метафорах, что позволило оживить картину произведения и наполнить его глубиной.

Гладь затона сравнивается с зеркалом – настолько она ровна и спокойна. При таком сравнении легкий ветерок вызывает рябь на воде, которую Есенин сравнивает с дрожью (задрожало зеркало затона).

Роса на утренней траве горит, как серебро, а звёзды словно бы сделанные из золота начинают дремать на зорьке. Такому утру улыбаются березки и даже крапива, как заправская красавица, украшает себя перламутром росы (обрядилась перламутром).

Олицетворение в рекламе

Применяется приём олицетворения и в рекламных роликах. Объект, который рекламируют, очеловечивают, тем самым включают в сферу нашей жизни. За счёт этого вербализированный и визуализированный необычный образ острее воспринимается и лучше запоминается.

Например:

  • Твоя кожа тоже хочет дышать свежим весенним воздухом (тональное средство L’Oreal Paris).
  • Ваши ноги будут рады такой обновке (мужские туфли Rieker).
  • Твои волосы скажут «Спасибо!» (шампунь Avon).
  • Val’Za – стильная одежда с душой и характером (бренд одежды Val’Za).

Итак, олицетворение в современном русском языке как художественный приём используется достаточно часто. С его помощью можно создавать запоминающиеся и красочные образы с разными оттенками, которые в тексте лежат на поверхности. Этот троп встречается в литературных произведениях, фольклоре и СМИ. Без него уже нельзя представить повседневную речь.

  • Примеры микровыводов для итогового сочинения
  • Примеры милосердия в литературе для сочинения
  • Примеры математических сказок 3 класс
  • Примеры крылатых выражений из русских сказок
  • Примеры лидерства из жизни сочинение