Примеры идеального итогового сочинения

Пушкин был прав: звезда пленительного счастья взошла, и на обломках самовластья мы видим направления итогового сочинения 2021-2022 года. не сахар,

Пушкин был прав: звезда пленительного счастья взошла, и на обломках самовластья мы видим направления итогового сочинения 2021-2022 года. Не сахар, но и не деготь в чистом виде, конечно. Многомудрый Литрекон рад представить Вашему вниманию не такие уж скверные темы для аргументов, какими они могли бы быть. В нашей копилке Вы можете найти литературные примеры по ним, варианты тем, списки литературы и образцы сочинений, проверенных экспертами из школ и вузов. А пока вот направления наших совместных усилий. Каждое из них снабжено комментарием, чтобы было понятнее, с чем мы имеем дело. Как говорится, «если бы мы знали, что это такое, мы бы знали, что это такое». Кстати, направления и темы итогового сочинения 2021-2022 Вы найдете в этом списке.

«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

В рамках данного направления нужно будет продемонстрировать знание книг, в которых поднимается тема дороги. Задание не из простых! Зато тематика достаточно узкая, что позволяет абитуриенту сориентироваться и правильно организовать подготовку. Конкретные темы, понятные аргументы, известные книги — тут все прозрачно, а это главное. 

Темы в рамках данного направления могут быть не только буквальными (о поездках), но и философскими (о предназначении, жизненном пути). Поэтому важно учесть оба значения слова в подготовке. Очевидно, что нам пригодятся такие книги, как «Кому на Руси жить хорошо», «Евгений Онегин», «Путешествие из Петербурга в Москву», «Мертвые души», «Капитанская дочка», «Горе от ума», «Война и мир». Важно учесть весь свой читательский опыт, ведь темы все еще остаются непредсказуемыми и коварными. Помните, что каждый день Многомудрый Литрекон выкладывает новые варианты тем и сочинений для подготовки, так что заходите к нему.

«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

Считать цивилизацию трагедией может только пещерный человек, так что не совсем ясно, зачем это слово присутствует в формулировке. Если кто-то так думает, то может смело отказываться от смартфона, интернета, туалетной бумаги и других атрибутов цивилизации, которая столь трагична и безысходна. А если серьезно, то в рамках данного направления итогового сочинения 2021-2022 года нужно продемонстрировать знание книг, где речь идет о научном прогрессе и его влиянии на природу, человека, общество, планету, будущее. А их в школьной программе можно пересчитать по пальцам, так что мы опять будем креативить и искать аргументы в других источниках.

Конечно, на труды Руссо и Вальтера ссылаться совсем не обязательно. Проблему цивилизации затронул, например, М.А. Булгаков в книгах «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита». Она же поднимается на страницах романа Чернышевского «Что делать?». Интересен взгляд Шолохова на механизацию хозяйства в «Поднятой целине». Если покопаться, можно найти хороший материал и в пределах школьной программы. Но иностранные и отечественные антиутопии тоже нужно включить в свой список. Прослушайте их хотя в виде аудиокниг.

«Преступление и Наказание — вечная тема»

Это направление итогового сочинения тоже очень конкретное и понятное, благо четко очерчен круг литературы, по которому стоит готовиться. Тематика тоже ясна: в формулировках мы встретим такие понятия, как вина, совесть, правосудие, раскаяние. Мы будем сами судить героев и выносить приговоры в микровыводах. Эти темы, вероятно, будут самыми интересными и живыми, ведь они подразумевают любимое нами противопоставление двух понятий, конфликт сторон. Поэтому так легко составить приблизительный список литературы для этого направления.

Литрекон предполагает, что для раскрытия этого направления нам понадобятся такие книги, как «Шинель», «Мертвые души», «Герой нашего времени», «Война и мир», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Тарас Бульба», «Песня про купца Калашникова». Конечно, роман Достоевского «Преступление и наказание» — это тоже наша тема. Но не забудьте и про другие книги, чтобы не стать заложником одного сюжета, где может не оказаться того примера, который нужен. В наших подборках аргументов будут разнообразные примеры, так что не забудьте с ними ознакомиться.

«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

Самое расплывчатое и абстрактное направление, в котором может быть все что угодно. Подготовка к нему максимально затруднена тем, что совсем не ясно, что может придти в голову тому, кто придумает по нему темы. Никаких рамок и границ для фантазии здесь нет. Можно поставить какой угодно вопрос, косвенно связанный с искусством и его восприятием. Остается надеяться, что комментарии ФИПИ помогут конкретизировать данное направление и сузить круг поиска. Пока оно кажется максимально провальным.

«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» — что это может быть? Скорее всего, темы будут об искусстве. Они будут ориентированы на Вас и Ваши пристрастия. Возможно, вопросы будут касаться Ваших личных взглядов на эти сферы: Что читает молодежь? Какие книги о своей эпохе Вы бы посоветовали потомкам? Лучшая отечественная пьеса — какая она? Вот такие формулировки вполне могут быть в рамках такого скользкого направления. Что читать? Лучше обратить внимание на литературу, где поднимается тема искусства: «Портрет», «Анна Каренина», «Тапер», «Гранатовый браслет», «Лес», «На дне», «Господа Головлевы», «Чайка», «Ионыч» и т.д.

«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Точно не выпускнику этого года! Но с данным направлением ему почти что повезло: конкретное, без излишеств и даже на злобу дня. Понятно, какие книги стоит освежить в памяти, какие события упомянуть. Темы будут близки каждому, что интересуется российскими реалиями и их политической оценкой. Молодым людям будет увлекательно высказать свое мнение на этот счет. Правда, увлекаться не стоит, чтобы не выйти за рамки формулировки. Понятно, что здесь мы будем иметь дело с социальной проблематикой: общественные проблемы России, место молодежи в политике, будущее страны — все это будет на экзамене в том или ином виде.

Какие книги лучше доставать с полок? Кроме репертуара Некрасова (а там подходит почти все), стоит почитать Достоевского, Толстого, Лескова, Горького, Шолохова, Тургенева. Нужны социально-политические произведения, а не любовные линии, так что сосредоточимся на «Войне и мире», «Преступлении и наказании», «Тихом Доне», «Левше», «Отцах и детях». У Лескова, кстати, много небольших, но очень ярких и показательных произведений на эту тему.

Начнем подготовку вместе с Многомудрым Литреконом! Приятного просвещения!

РОМАНТИЗМ — это основное литературное направление (течение) середины XVIII — середины XIX в.

В XVIII в. романтическим именовалось всё фантастическое, необычное, странное, встречающееся лишь в книгах, а не в действительности. На рубеже XVIII – XIX вв. «романтизмом» начинает именоваться новое литературное направление. 

Коротко о романтизме.

Противопоставляет себя классицизму. Ориентация на изображение внутреннего мира человека, личности. Конфликт идеала и реальности, идеал ценностно выше реальности. Обращенность к миру запредельному, «иному», к духовным началам. Иррационализм, стихийность, свобода поэтического самовыражения. Новое представление о творчестве, идея «вдохновения» (чего не было в классицизме). Религиозно-мистический пафос, средневековые мотивы (Ф. Шиллер — «Рыцарь Тогенбург», переведен В. А. Жуковским). Интерес к «народной душе», к фольклору, к его жанрам, темам и языку. Расцвет лирики и лиро-эпических жанров (поэма, баллада). Ломка жанровых перегородок, отмена канона. Тексты «открытого» типа (жанр «отрывка», стихотворение без названия, без начала и конца). Единство автора и лирического героя, ощущение своей жизни как произведения искусства, «поэзия — это судьба» (этим подготовляется «жизнетворчество» и «теургия» в символизме).

Главные черты романтизма:

1. Романтизм опирается на философские теории «двоемирия», т.е. представление о том, что художественный мир состоит из существующей реальной действительности, которую они критикуют и от которой бегут в другой мир — подсознания, сновидений, в идеальный мир мечты, идеалов. 

Духовное озарение, вдохновение, которые подвластны романтическому герою, есть не что иное, как проникновение в этот идеальный мир (например, в произведениях Гофмана «Золотой горшок», «Щелкунчик», Крошка Цахес по прозванию Циннобер»). Романтики противопоставили классицистическому «подражанию природе» творческую активность автора с его правом на преображение реального мира: писатель создаёт свой, особый мир, более прекрасный и истинный.

2. В центре изображения — человеческая личность, ее внутренний мир, ее отношение к окружающей действительности. 

3. Герой романтических произведений — исключительная, необыкновенная личность, наделенная или злыми чертами («печальный демон, дух изгнаний», Алеко из «Цыган»), или светлыми, добродетельными (черкешенка из «Кавказского пленника» А.С. Пушкина).

Исключительность героя определяет его одиночество. Он противопоставлен толпе, которая его не понимает и от которой он бежит. Отсюда «мотив странствий», путешествия героя, во время которых с ним случаются различные приключения. Странствует байроновский герой Чайльд Гарольд. Странствия Печорина – один из главных мотивов и композиционных принципов в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени».

4. Отрицание всех правил классицизма. 

5. Использование фантастики, символики, отсутствие бытовых и исторических мотивировок. 

6. Обращение к фольклору и к истории в поисках идеальной, героической личности. Почти все романтики были собирателями фольклора и создали жанр литературной сказки: братья Гримм, А.С. Пушкин, Ш.Перро.

7. Оригинальное, таинственное, возвышенное содержание невозможно изображать в серых тонах. Содержание требует соответствующей формы. Поэтому красочен, патетичен язык произведений, много в нем всего яркого – эпитеты, олицетворения, символы, гиперболы, риторические фигуры, пафосные монологи, музыкальность стиха, его особый прерывистый ритм, повторы, архаизмы. 

Основные темы:

  • Тема смерти и посмертной жизни, 
  • Тема сна, 
  • «Двоемирие», 
  • Связь земного и потустороннего, 
  • Христианский этический принцип.

  • лирическое стихотворение, 
  • поэма, 
  • трагедия, 
  • роман

Основные жанры в русской поэзии: 

  • элегия, 
  • послание, 
  • песня, 
  • баллада, 
  • поэма. 

В Европе — Гете, Гейне, Шиллер (Германия), Байрон (Англия).
В России — Жуковский, позднее — Ф. И. Тютчев

Элементы романтизма В.Г.Белинский находил в поэзии античных авторов, ибо считал романтизм духовным стремлением человека в те периоды, когда возникало неудовольствие действительностью.

«Сфера романтизма — вся внутренняя задушевная жизнь человека, та таинственная почва души и сердца, откуда подымаются все непреодоленные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазией».
В.Г. Белинский

Формирование романтической эстетики в конце ХVIII — начале ХIХ веков происходило в Германии, но во многом определилось позже событиями великой французской революции 1789-1794 гг. Поражение революции, которую ждали и надеялись, что она приведет мир к лучшему, вызвало разочарование, охватившее всю эпоху, всю Европу. Романтизм стал идеологическим выражением этого разочарования, крушения иллюзий.

Романтизм охватил не только все виды искусства, но и все области культуры, науки, особенно гуманитарные, философию, историю, религию, литературу.

Романтическая эстетика складывалась в Германии, Франции, России, в ней было немало различных течений, школ. Главное направление эстетики романтизма — критика классицизма, поэтому сентиментализм, который тоже выступал против классицизма, иногда называют предромантизмом. Особенно возмущали романтиков «три единства» и деление поэзии на «высокую» и «низкую», ибо они считали, что эта регламентация искусства мешает его свободному развитию.

Романтики тоже восхищались античностью, но ей не подражали, так как это нарушало принцип историзма, который ввели романтики. Романтики уделяли внимание устному народному творчеству и национальным особенностям истории и культуры, религии. Герой исторического романа обладает теми же чертами характера, что и романтический герой, а фольклор – один из принципов жанра исторического романа. Заслуга романтиков в том, что они ввели принцип историзма в литературу, хотя их историзм еще находился в начальной стадии.

В истории они искали и часто находили героические образы великих людей, противопоставляя это современности, в которой не находили ничего светлого. Это внимание к прошлому приводило к его идеализации и было своеобразным бегством от действительности. Размышления о прошлом выливались в мечты о том, как могло бы все быть прекрасным, если бы оно возродилось.

Мечтательность – основа романтизма. Идеализация природы, поиски идеальной личности, яркой и красивой, делали романтизм возвышенным, необычным, таинственным и этим привлекательным. Романтиков интересовал мир детства, приключения, суеверия, порожденные вниманием к таинственной, подсознательной жизни человека, борьба добра и зла, мрачных, злых сил против наивных и добрых людей. Подобные конфликты обуславливали создание сказок, фантастических повестей. Они создавали исторические, «готические» (страшные) романы, романы-воспитания, поэмы, баллады. Для их творчества характерна связь с музыкой, живописью, архитектурой.

Русский романтизм возник в начале ХIХ века под воздействием событий Отечественной войны 1812 года. Опираясь на русскую историю, русский фольклор, он отличался патриотическим пафосом. Русские романтики выступили против подражания античности.

  • Грибоедов. Романтические черты в характерах Софии и Чацкого; пародия на баллады Жуковского (сон Софии) в комедии «Горе от ума». 
  • Пушкин. Романтический период творчества (1813—1824); образ поэта-романтика Ленского и рассуждения о романтизме в романе в стихах «Евгений Онегин»; неоконченный роман «Дубровский». 
  • Лермонтов. Романтический период творчества (1828—1836); элементы романтизма в стихотворениях зрелого периода (1837—1841); романтические мотивы в поэмах «Песня про… купца Калашникова», «Мцыри», «Демон», в романе «Герой нашего времени»; образ поэта-романтика Ленского в стихотворении «Смерть Поэта». 
  • Тютчев, Фет, Блок. Черты романтизма в лирике. 
  • Горький. Романтическая составляющая раннего периода творчества (1892—1905): рассказ «Старуха Изергиль». 
  • Бунин. Черты романтизма в рассказах о любви: «Солнечный удар», «Темные аллеи», «Чистый понедельник». 

Понятия романтизм и романтика не тождественны, хотя у них общий корень. Романтика – это состояние души, особенность характера и пафоса. Романтиком — человеком, склонным к героическим поступкам, стремящемся к чему-то необычному, возвышенному, может быть герой любого произведения. Романтиком был Дон-Кихот у Сервантеса, Павел Корчагин у Н.Островского («Как закалялась сталь»), старик Сантьяго у Э.Хемингуэя («Старик и море») и др. 

Рубежи веков часто отличаются кризисными ситуациями, так как происходит смена формации (общественно-экономических ступеней развития), старое еще не уходит, а новое зарождается и вызывает сомнения. Наиболее активное проявление романтизма, как разочарование в современных идеалах действительности, было не только на рубеже ХVIII — ХIХ вв., но и на рубеже ХIХ – ХХ вв. (неоромантизм). 

Неоромантизм возник в конце ХIХ века в Англии как протест против социальной жестокости капитализма. Писатели-романтики искали необычные ситуации, создавали, как и их предшественники в начале века, героические характеры. Но, критикуя власть золота, наживу, их герои отправлялись на поиски сокровищ («Остров сокровищ» Стивенсона). Особо следует отметить роман Э.-Л. Войнич (1864-1960) «Овод», в котором создан мужественный образ Артура-Овода, отдавшего жизнь за освобождение, свободу Италии. В американской литературе Д. Лондон (1876-1916) в своих «Северных рассказах» тоже создает сильные, мужественные характеры людей, не боящихся трудностей, умеющих дружить и любить. Неоромантизм тесно связан с романтизмом не столько темами и мотивами, сколько умонастроением, общими принципами поэтики, отрицанием всего обыденного, прозаического, склонностью к гротеску и фантазии и пр. 

Список литературы: 

  1. Бент М.И. Немецкая романтическая новелла. Иркутск, 1987;
  2. Берковский И.Я. Немецкий романтизм. Л., 1973;
  3. Веселовский A.N. Жуковский: Поэзия чувства и ≪сердечного воображения≫. Пг., 1918;
  4. Грешных В.И. Ранний немецкий романтизм: фрагментарный стиль мышления. Л., 1991;
  5. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965;
  6. Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона. М., 1975;
  7. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Л., 1978;
  8. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб, 1996;
  9. Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 1975;
  10. Манн Ю. Русская литература XIX в. Эпоха романтизма. М., 2007;
  11. Махов А.Е. Ранний романтизм в поисках музыки. М., 1993;
  12. Русакова М.В., Спектор А.Л. Теория литературы: учебное пособие
  13. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, 1988;
  14. Лион П. Э., Лохова Н. М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы. М., 2000.
  15. Curran S. Poetic Form and British Romanticism. 1986;
  16. Kremer D. Romantik. Stuttgart; Weimar, 2001;
  17. Reid R. (Ed.) Problems of Russian Romanticism. Aldershot; Brookfield, 1986;
  18. Schanze H. (Hrsg.) Romantik-Handbuch. Stuttgart, 1994;
  19. Schmitz-Emans M. Einfuhrung in die Literatur der Romantik. Darmstadt, 2007;
  20. Schulz G. Romantik. Geschichte und Begriff. München. 2002. 

Итоговое сочинение по русскому языку — работа, которую пишут все одиннадцатиклассники. Она оценивается по принципу «зачёт/незачёт». Зачёт за сочинение является обязательным условием допуска к единому государственному экзамену — ЕГЭ. 

Итоговое сочинение — это рассуждение на заданную тему с привлечением литературных аргументов для подтверждения тезиса. В качестве аргументов можно приводить художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров — загадок, пословиц, поговорок) и другие источники отечественной или мировой литературы. 

Интересный факт — опираться можно даже на Библию.

Итоговое сочинение, с одной стороны, фокусируется на литературе. Нужно использовать аргументы с опорой на книги. С другой стороны, предполагается, что итоговое сочинение носит надпредметный характер. Это работа не только по русскому языку и литературе, но и в целом — проверка умения мыслить. 

  • Зачёт на итоговом сочинении даёт школьнику: 
  • ✅ допуск к государственной итоговой аттестации по русскому языку, 
  • ✅ до 10 баллов при поступлении в вуз (каждый вуз определяет сам).
  • При оценке сочинения оценивается его объём и самостоятельность выполнения работы. 
  • Существует пять критериев оценивания: 
  • соответствие теме, 
  • аргументация (привлечение литературного материала), 
  • композиция и логика рассуждения, 
  • качество письменной речи, 
  • грамотность. 

Итоговое сочинение позволяет оценить грамотность, начитанность, умение анализировать. Чтобы хорошо его написать, нужны крепкая база по русскому языку и развитый литературный кругозор. В этом вам помогут курсы «Экстерната Фоксфорда». По промокоду RUS102021 вы получите неделю бесплатного доступа к курсу русского языка за 10 класс, а по промокоду LITERA112021 неделю бесплатного доступа к курсу литературы за 11 класс. Готовьтесь к итоговому сочинению вместе с нами!

Из чего состоит итоговое сочинение

Структура работы предполагает вступление, основную часть и заключение. Вступление и заключение должны занимать примерно треть всего текста.

Если ваш ребёнок не знает, как писать итоговое сочинение, расскажите ему про примерный план работы. 

План итогового сочинения

Часть 1. Вступление

Нужно написать главную идею и тезис будущей работы. Как правило, варианты вступлений — универсальные и не зависят от направлений текущего года. Это может быть согласие или несогласие с цитатой либо собственное мнение по теме. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения. Вот несколько типичных клише для начала работы. 

✅ «Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать своё определение этим понятиям».

✅ «Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу». 

Часть 2. Основной текст

Дальше в подкрепление тезиса приводятся аргументы с опорой на источники литературы. Нужно привести минимум два довода. Для плавного перехода к основной части можно использовать шаблонные фразы: 

✅ «Хотелось бы вспомнить произведения художественной литературы, где раскрывается тема…».

✅ «В доказательство рассуждений обращусь к художественной литературе…».

Переход ко второму аргументу может звучать так:

✅ «Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения…». 

Часть 3. Заключение

В конце необходимо подвести итоги и обобщить вышенаписанное. Возможные клише: 

✅ «Обобщая сказанное, хочу сказать, что…».

✅ «Таким образом, можно сделать вывод…». 

Итоговое сочинение 2020-2021 – всё о нём‍ Как писать итоговое сочинение 11 класса

Как проходит итоговое сочинение

Как правило, итоговое сочинение пишут в стенах родной школы. Время написания итогового сочинения — три часа 55 минут. При проведении нельзя пользоваться какими-либо литературными источниками — нужно брать всё из головы.

Блоки направлений, которые ждут школьников в 2020–2021 учебном году: 

1. Забвению не подлежит2. Я и другие3. Время перемен4. Разговор с собой

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Пять конкретных тем станут известны непосредственно на экзамене — за 15 минут до начала. Как правило, они сформулированы в виде вопросов: «Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла — сердце человека?» или «Должен ли человек смирять свою гордость?». Можно выбрать любую тему для написания сочинения. 

Как готовиться к итоговому сочинению

Часто подростки не знают, с чего начать подготовку. Предложите ребёнку помощь — вместе выполните несложные шаги и убедитесь, что одиннадцатиклассник понял, как действовать. 

Изучите сайт ФИПИ

На странице Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) можно найти руководство, как написать итоговое сочинение, и разбор типичных ошибок. Покажите сайт ребёнку и разберите вместе описанные там правила. 

Итоговое сочинение 2020-2021 – всё о нём‍Раздел итогового сочинения на сайте ФИПИ‍

Чтение литературы

Для успешной сдачи итогового сочинения важно не только читать книги, но и размышлять о прочитанном. Предложите ребёнку устроить семейный литературный кружок — регулярно читайте книги, а затем обсуждайте друг с другом.

Рекомендуем наметить чёткий план — например, читать по одной книге в неделю и устраивать обсуждение на выходных. Такая практика учит дискутировать и прививает любовь к чтению. 

Тренироваться

Для облегчения написания сочинений рекомендуем использовать план, который мы дали выше в статье — так одиннадцатиклассник точно не упустит важные вещи. Один из секретов, как написать хорошее итоговое сочинение, — придерживаться выверенной структуры и не нарушать логику повествования. Это умение приходит с практикой. 

В интернете можно найти достаточно образцов сочинений. Если у ребёнка не получается подступиться к теме, посоветуйте сначала прочитать несколько хороших сочинений и вдохновиться чужим примером. В этом нет ничего плохого — если подросток не списывает и не копирует чужие тексты, всё в порядке.

Итоговое сочинение 2020-2021 – всё о нём‍План работы над итоговым сочинением‍

Пишите подростку письма

Мотивировать подростка тренироваться создавать связный текст на заданную тему можно, предложив ему вести переписку в бумажных письмах.

Необязательно искать кого-то из другого города и ходить на почту. Просто пишите друг другу объёмные тексты на бумаге и оставляйте на холодильнике.

Тема переписки может быть любой: чувства и мысли по какому-то поводу, обсуждение бытовых дел, мини-рецензии на фильмы или сериалы.

Регулярная практика создания текстов помогает отработать навык. У одиннадцатиклассника не возникнет вопросов, как написать итоговое сочинение, — выражение мыслей станет привычным делом. 

Резюме

Итоговое сочинение — допуск к ЕГЭ. Работа длится три часа 55 минут. Подростку нужно будет обозначить проблему в выбранной теме, раскрыть её с помощью аргументов и опоры на литературные источники, а затем сделать выводы. 

Чтобы помочь ребёнку подготовиться к сочинению, вместе изучите сайт ФИПИ, разберите план написания и образцы, обсуждайте прочитанные книги и попробуйте вести переписку в бумажных письмах. Так одиннадцатиклассник научится выражать мысли в письменном виде, привыкнет к шаблону и придёт на сочинение во всеоружии.

Как писать итоговое декабрьское сочинение 2021: план действий и лайфхаки

Каждый второй одиннадцатиклассник мечтает подготовиться к итоговому сочинению как можно быстрее и сфокусироваться на ЕГЭ. Чтобы обеспечить себе «зачет» на итоговом сочинении, следует придерживаться следующего плана.

Начните с плана подготовки

  • В 2020/21 учебном году утверждены 5 направлений итогового сочинения:
  • 1. Забвению не подлежит 
  • 2. Я и другие 
  • 3. Время перемен 
  • 4. Разговор с собой 
  • 5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения 

Итоговое сочинение 2020-2021 – всё о нём

Можно ли выбрать 1 направление и готовиться только к нему?

По опыту выпускников прошлых лет, темы сочинений могут быть неоднозначными и непонятными. Готовясь только к одному направлению итогового сочинения, выпускник рискует на экзамене получить сложную цитату, неправильно определить её смысл и получить незачет. 

Можно сделать упор на 2-3 направления и проработать остальные, чтобы представлять, какие произведения можно привести в аргументации в форс-мажорной ситуации.

Что нужно сделать, чтобы подготовиться к итоговому сочинению?

  1. Во-первых, прочитать и проанализировать необходимую литературу.
  2. Во-вторых, научиться правильно оформлять каждую часть сочинения (отработать план итогового сочинения).
  3. Чтобы успеть подготовиться ко всем направлениям, рекомендуем начинать подготовку с сентября и в ноябре уже активно практиковаться. 

Какие произведения прочитать для итогового сочинения

Забвению не подлежит

  • М.Ю. Лермонтов “Бородино” (читается за 2 минуты)
  • А.А. Ахматова “Реквием” (4 минуты)
  • “Слово о полку Игореве” (18 минут)
  • М.А. Шолохов “Судьба человека” (38 минут)
  • А.С. Пушкин “Капитанская дочка” (150 минут)

Я и другие

  • А.И. Куприн “Чудесный доктор” (читается за 15 минут)
  • К.Г. Паустовский “Телеграмма” (15 минут)
  • М. Горький “Старуха Изергиль” (34 минуты)
  • В.И. Солженицын “Матренин двор” (38 минут)
  • А.И. Куприн “Олеся” (120 минут)

Время перемен

  • С.А. Есенин “Я усталым таким ещё не был” (читается за 2 минуты)
  • А.А. Блок “Двенадцать” (6 минут)
  • Н.А. Некрасов “Поэт и гражданин”” (25 минут)
  • А.П. Чехов “Ионыч” (25 минут)
  • М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени” (200 минут)

Разговор с собой

  • “Война и мир” (фильм 2016 от ВВС)
  • “Герой нашего времени (2006)
  • “Мастер и Маргарита” (2005)
  • “Отцы и дети” (2008)
  • “Несколько дней из жизни И.И. Обломова” (1979)

“Между прошлым и будущим: портрет моего поколения”

  • А.П. Чехов “Тоска” (читается за 6 минут)
  • А.П. Чехов “Душечка” (25 минут)
  • А.П. Чехов “Попрыгунья” (35 минут)
  • В.П. Астафьев “ Конь с розовой гривой” (40 минут)
  • Дж.Роулинг “Гарри Поттер”

План итогового сочинения: правильная структура

Идеальный объем декабрьского сочинения – 350-400 слов 

1 абзац – оформляем вступление и выражаем свою позицию по теме

  • Мысли по выбранной теме, подводящие к тезису
  • Тезис
  • Речевой мостик к аргументу

2 абзац – Аргументируем свою позицию только литературой

  • автор и название произведения
  • пересказ четкой ситуации 
  • микровывод

3 абзац – подводим итог размышлений

Такой план итогового сочинения позволяет закрыть все критерии и проявить творчество в вашей работе. Эксперты не любят шаблонные сочинения с обилием клише, поэтому важен баланс: написать итоговое сочинение по плану, но сделать его не шаблонным.

Итоговое сочинение 2020-2021 – всё о нём

А теперь подробнее по каждому абзацу итогового сочинения

1 абзац

Вступление лучше не делать большим, потому что оно лишь подводит к самому важному – к своей позиции (тезису).

Что такое тезис и речевой мостик? Объясняем на примерах:

  • Пример тезиса: “Я считаю, что важно и нужно помогать человеку в трудной ситуации, потому что в такой ситуации может оказаться каждый из нас”.
  • Пример речевого мостика: “Для доказательства своей позиции приведу примеры из литературы”.

То есть в тезисе нужно обозначить своё мнение по теме.  Распространенная ошибка: чрезмерное расширение тезиса. Помните: всё сказанное в тезисе должно быть проиллюстрировано в аргументе.

Нужно показать абсолютно все аспекты: если вы в аргументе покажете только часть тезиса, то будут сняты баллы по критерию № 3 «Композиция и логика рассуждения». Поэтому не нужно стараться написать своё мнение на несколько предложений.

Скорее всего, подобрать такой аргумент просто не получится.

Как писать аргументы в итоговом сочинении ЕГЭ

2 абзац

Какие произведения можно использовать для аргументации? Подойдет русская, зарубежная, современная или несовременная литература. Можно использовать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы.

Идеальное количество аргументов в итоговом сочинении – 2. Так мы набираем нужное количество слов и не растягиваем сочинение, не используем слабые аргументы и не допускаем ошибки.

В аргументе нужно пересказать определенную ситуацию, не нужно пересказывать всё произведение. Также не нужно писать размыто: “В этом произведении главный герой проявил доброту по отношению к своим друзьям”. Нужно показать конкретную ситуацию, что он сделал.

В микровыводе мы описываем, как приведенный аргумент доказывает нашу позицию (не тему сочинения!).

3 абзац

Пример заключения: “Итак, я полностью согласен с высказываем *автора*, потому что …”

Совет: при написании вступления и заключения всегда задавайте себе вопрос: “Как то, о чем я пишу, относится к теме? С какой целью я это пишу?”. Эти вопросы помогут не уйти от темы высказывания и не потерять баллы на критериях.

Секреты и лайфхаки итогового сочинения

  1. Кроме произведений можно посмотреть фильмы и сериалы. Они помогут освежить в памяти прочитанные произведения.
  2. Сочинение ЕГЭ по русскому языку наполовину состоит из итогового сочинения. Отличия лишь в том, что в сочинении ЕГЭ по русскому авторскую позицию мы формулируем самостоятельно, а в итоговом сочинении она уже дана. Готовясь к итоговому сочинению, вы готовитесь и к сочинению ЕГЭ.
  3. Можно не читать 4 тома “Войны и мира”, а обойтись короткими рассказами А.П. Чехова, Рэя Брэдбери и других авторов. Так за несколько вечеров сможешь сделать базу для аргументации в итоговом сочинении.
  4. Ведите литературный дневник. Вписывайте в него все прочитанные произведения и ситуации, которые можно использовать для аргументации.
  5. Не гонитесь за количеством прочитанных произведений. Главное – уметь пользоваться литературным материалом для аргументации. Одно произведение ≠ одно направление итогового сочинения. Используйте каждый текст по максимуму.
  6. Используя план итогового сочинения, не забывайте про творчество. Эксперт выше оценит работу, от которой не будет ощущения, что её писал робот. 

Итоговое сочинение-2021: направления и советы – Год Литературы

Итоговое сочинение 2020-2021 – всё о нём

Ольга Лапенкова

В декабре 2021-го одиннадцатиклассникам предстоит сдать итоговое сочинение, которое служит допуском к другим испытаниям: ЕГЭ — и, соответственно, вступительным в вузы. Получить зачёт за эту работу не так уж сложно — намного легче, чем «выбить» высокий балл на заключительных экзаменах.

Но пренебрегать подготовкой всё-таки не следует: как минимум за месяц до «дня икс» стоит изучить тематические направления, предложенные Министерством образования, а также подумать, как могут звучать примерные темы — и что вы будете писать, если они вам попадутся.

Напоминаем, что ваша работа должна состоять из трёх частей:

  • • введения;
  • • основной части;
  • • заключения.

Каждая из них должна быть написана с красной строки, а основную часть лучше «собрать» из трёх-четырёх абзацев. Не обязательно, но крайне желательно приводить примеры-иллюстрации, то есть упоминать книги, спектакли и фильмы, герои которых решают схожие проблемы, — и, не слишком увлекаясь пересказом, объяснять, к какой мысли приводит читателя либо зрителя тот или иной автор.

Многие считают итоговое сочинение не более чем формальностью, однако тем, кто поступает на творческие специальности, оно может добавить пару-тройку баллов — вдобавок к тем, которые ученики получат на ЕГЭ. Остальным же советуем отнестись к подготовке не как к рутинной обязанности, но как к лишнему поводу узнать что-то интересное.

Вот какие направления для итогового сочинения предлагают школьникам в 2021 году:

  • • «Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная)»;
  • • «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»;
  • • «Преступление и наказание — вечная тема»;
  • • «Книга (музыка, спектакль, фильм) про меня»;
  • • «Кому на Руси жить хорошо — вопрос гражданина».

Попробуем представить, каких размышлений ждут от одиннадцатиклассников эксперты.

1. «Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная)»

Поговаривают, что царь Соломон, правивший Израильским царством в Х веке до н. э., не расставался с кольцом, на котором была выгравирована надпись: «И это пройдёт». Всё в жизни меняется — и в этом наше спасение, но также и наказание.

С одной стороны, если бы каждый день был как две капли воды похож на предыдущий, жить было бы ужасно скучно.

С другой — кто знает, что нас ждёт за новым поворотом? Дорога жизни порой заводит в тупик, откуда можно выйти, только пожертвовав чем-то ценным…

Дожить до седин, ничего не потеряв и не совершив ни одной ошибки, попросту невозможно. Недаром пословица гласит: «Знал бы, где упаду, — соломку бы подстелил».

Но одно дело, когда речь идёт о капризах судьбы, другое — если нам предстоит совершить осознанный выбор.

Как найти друзей, любимого человека, хобби, профессию по душе? Цена поспешного решения может быть слишком велика — но не правда ли, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает?

Примерно такие вопросы могут поставить перед будущим выпускником труженики из Министерства образования. Впрочем, нельзя исключать и того, что вам попадётся более простая тема — о дороге в прямом смысле этого слова: вас могут расспросить о самом интересном и счастливом путешествии — и о том, где бы вы хотели побывать.

2. «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

Фраза «современные технологии» звучит из каждого утюга.

Кто-то радуется, что теперь найти книгу или фильм, созвониться с другом и даже «сходить» на собеседование можно за считанные мгновения; кто-то трепещет перед новыми опасностями — от «банального» мошенничества, когда вам звонят незнакомцы, которые представляются сотрудниками техподдержки, до потенциального восстания роботов. Но, думается, компьютеры — по крайней мере в начале XXI века — не более чем средство, а как его использовать, зависит от человека, в чьих руках оно оказалось.

Времена, когда положение человека в обществе зависело только от того, насколько влиятельны его предки и сколько средств находится в его распоряжении, давно прошли. Ещё в первой половине XIX века один из самых влиятельных людей Англии, банкир Н. Ротшильд, сказал: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».

Сам Ротшильд в 1815 г. при помощи голубиной почты — умные и маневренные пташки тогда стоили целое состояние — первым узнал, что Наполеон Бонапарт проиграл сражение при Ватерлоо.

Это позволило ему провернуть хитроумную махинацию на лондонской финансовой бирже и стать обладателем огромного состояния.

Но возникает другой вопрос: как в эпоху фейков и пранков отличить достоверную информацию от чьей-то искусной выдумки? Мы должны быть очень осторожными, чтобы наши личные данные не стали добычей недоброжелателей, — или не пользоваться интернетом вообще. Да и вообще, все эти компьютерные штучки… Сериал «Чёрное зеркало» все смотрели?

3. «Преступление и наказание — вечная тема»

Это направление отсылает к программному роману Ф. М. Достоевского — истории о студенте из обедневшего дворянского рода, который мечтал получить уважаемую профессию, чтобы его семья — пожилая мама и сестра, подрабатывающая гувернанткой, — больше ни в чём не нуждалась.

К сожалению, Раскольников не смог, как сказали бы в наше время, совмещать учёбу с работой; молодого человека отчислили, и тот, погрузившись в уныние, остался жить в съёмной комнате — и вынашивать планы мести старухе-процентщице, которой он за смешные деньги уступил немногочисленные фамильные сокровища, в том числе часы покойного отца.

А тут ещё известие о том, что сестра, самоотверженная Дуня, хочет выйти замуж за богатого человека — и только чтобы иметь возможность помогать маме и ненаглядному братцу Роде…

Чем всё заканчивается — а точнее, только начинается, — мы знаем: Раскольников убивает старуху-процентщицу, а также её ни в чём не повинную сестру Лизавету, которая не вовремя приходит домой.

Однако вот что важно: Родион Романович совершает преступление не в тот же день, когда ужасная мысль приходит ему в голову, а спустя полгода.

Так где же грань между «нехорошей» мыслью — и поступком, последствия которого нельзя исправить? Раскольников до последнего сомневается, сумеет ли убить Алёну Ивановну, — но не стал ли он преступником в тот самый момент, когда разделил людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих»?

Это направление, впрочем, не значит, что вам придётся рассуждать именно о романе Ф. М. Достоевского. Даже наоборот: про несчастного петербургского студента будут писать тысячи школьников, так что лучше запастись более оригинальными аргументами. Какими —с радостью подскажем!

4. «Книга (музыка, спектакль, фильм) про меня»

На первый взгляд, это самое простое направление: здесь только и требуется, что рассказать о любимом романе или музыкальном альбоме, впечатлившей вас театральной постановке или кинокартине.

Но даже в таких случаях нужно понимать, как построить сочинение, чтобы введение просто и понятно обозначало, о чём вы поведёте речь, в основной части предмет был рассмотрен с разных сторон, а заключение содержало краткий пересказ всего написанного выше — и, конечно, небольшую мораль, которую вам важно донести до читателя-эксперта.

Первый порыв школьника, выбирающего это направление, — как можно подробнее пересказать любимый роман или сериал, «рассыпать» кучу любопытных фактов о писателе (либо, если юный автор выбирает постановку или кино, — о режиссёре и актёрах).

Но помните: количество не равно качеству! Вы должны не только доказать, что внимательно читали/слушали/смотрели то или иное произведение, но и объяснить, почему именно оно запало вам в душу, в чём заключается его художественная ценность — и чему мы можем научиться у того или иного персонажа.

Конечно, далеко не все модные новинки призваны донести какую-то глубокую мысль; есть и сугубо развлекательные произведения — то, что называется массовой культурой. Например, такова — да простят нас фанаты — фэнтези-сага «Песнь льда и пламени» Дж. Р. Р.

Мартина, которая легла в основу недавно отгремевшего сериала «Игра престолов».

Ничего плохого в таких произведениях нет: все мы нуждаемся в отдыхе, а когда наступили долгожданные выходные — не плевать же в потолок! Но писать про Старков и Ланнистеров в итоговом сочинении, сами понимаете, нужно с осторожностью.

5. «Кому на Руси жить хорошо — вопрос гражданина»

А вот это по-настоящему сложное направление — но оно же, пожалуй, и самое интересное.

Чтобы такого придумать, чтобы россиянам жилось лучше? Понятно, что личные проблемы никто не отменял, — и всё-таки: каких законов и общественных инициатив нам не хватает? Некоторые варианты лежат на поверхности: повысить зарплаты работникам в регионах; открыть побольше детских садов, школ и больниц; отремонтировать дороги, уделить больше внимания охране памятников архитектуры и природных заповедников. Но, может, у вас есть конкретные предложения?

Наверняка вы хотя бы раз проводили лето у дедушек и бабушек, в деревне или на даче.

Вспомните: с какими трудностями сталкиваются местные жители? В частности, нет ли у них проблем с электричеством и отоплением? А как они готовят? Наверняка на газовых плитах.

Если так, то газ либо «заводят» в загородный дом — а стоит такое удовольствие немало, — либо привозят в баллонах со станции, причём располагаться таковая может за десятки километров от садового товарищества…

А что у нас с экологией? Казалось бы, чем дальше от столицы живут люди, тем ближе они к природе. Однако воздух и грунтовые воды во многих населённых пунктах отравлены выбросами местных предприятий.

Согласно данным Роспотребнадзора, в России сейчас как минимум 48 городов, жить в которых опасно для здоровья… Как привлечь внимание властей к этим проблемам? И пусть сила заключается не в словах, а в делах, — предложить свои варианта ответов в итоговом сочинении лишним не будет.

Итоговое сочинение (изложение)

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека 2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

3. Преступление и наказание — вечная тема 4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня 5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной. Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами. Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния. Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской).

Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М.

Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения. В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства. Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Итоговое сочинение 2020 – 2021: все темы, направления, структура и критерии | Курс Агент

  • Чтобы получить зачёт, нужно знать требования, предъявляемые к сочинению, и критерии оценивания.
  • Начнем с требований:1) Объём не менее 250-и слов2) Сочинение должно быть написано самостоятельно
  • Если работа не соответствует хотя бы одному требованию – проверяться она не будет, за нее выстявят “незачёт”.
  • Если же здесь всё в порядке, работа оценивается по пяти критериям:
  • Основные критерии:1) Соответствие теме
  • 2) Аргументация. Привлечение литературного материала
  • 5) Грамотность
  • Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по основным критериям (1 и  2), а также дополнительно«зачёт» по одному из других критериев.

Другие критерии:3) Композиция и логика рассуждения4) Качество письменной речи

То есть вы можете даже получить “незачёт”, например, по критериям “Грамотность”  “Композиция и логика рассуждения” – и всё равно получить “зачёт” за всё сочинение. Здорово, правда?

Главное – получить зачёт по двум основным критериям! Поэтому помните об этих критериях! Разберём их подробнее.

Подробный разбор критериев

Вот что написано в документе “Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году”:

1. Соответствие темеУчастник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.)

«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

2. Аргументация. Привлечение литературного материалаДанный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений.

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются).

Как видим, получить “зачёт” по этим критериям просто, если помнить схему: СВОЯ ПОЗИЦИЯ + АРГУМЕНТ

О других критериях можно не беспокоиться: они такие мягкие, что не удовлетворить им очень сложно. Тем более достаточно получить зачёт всего лишь по одному из них.

3) Композиция и логика рассужденияДанный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

4) Качество письменной речиДанный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

5) ГрамотностьДанный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Итоговое сочинение 2021: всё, что нужно о нём знать

Врага, как говорится, нужно знать в лицо. Прекрасно понимая это, мы собрали всю основную информацию об итоговом сочинении, с которым предстоит столкнуться всем 11-классникам, которые планируют поступать в вуз. Какие есть нормы написания итогового сочинения, на какую тему его нужно писать, какого объёма и за какое время — здесь ты найдёшь ответы на все интересующие тебя вопросы.

Темы итогового сочинения в 2022 году

  • В 2021/2022 учебном году утверждены следующие темы итогового сочинения:
  • 1) «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»;
  • 2) «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»;
  • 3) «Преступление и наказание — вечная тема»;
  • 4) «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»;

5) «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина».

Есть официальный комментарий ФИПИ, где содержатся разъяснения к каждой из теме ИС 2022. Он подтолкнёт тебя к более конкретным вопросам, которые можно рассмотреть в сочинении.

Также советуем посмотреть на YouTube видео с ещё более подробной расшифровкой тем итогового сочинения.

Там же ты найдёшь подсказки, например, к каким литературным произведениям стоит обратиться в ходе подготовки к итоговому сочинению.

Как написать сочинение-рассуждение на любую тему?

Дата, время и место проведения итогового сочинения

Как известно, итоговое сочинение пишут у себя в учебном заведении, то есть в школе, лицее и т. п. На написание отводится 3 часа 55 минут, начало экзамена — 10:00. Минпросвещения и Рособрнадзор предварительно назвали даты проведения итогового сочинения: 1 декабря 2021 года пройдёт основной этап, 2 февраля и 4 мая 2022 года определены как дополнительные дни.

Список разрешённых и запрещённых вещей, которые можно взять с собой на итоговое сочинение

  1. Разрешено взять:
  2. — документ, удостоверяющий личность;
  3. — ручка (гелевая или капиллярная с чёрными чернилами);
  4. — лекарства и питание;
  5. — специальные технические средства (для участников ОВЗ, детей инвалидов, инвалидов).
  6. Запрещено брать:
  7. — средства связи;
  8. — фото-, аудио-, видеоаппаратуру;
  9. — справочные материалы;
  10. — письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;
  11. — собственные орфографические и толковые словари;
  12. — тексты литературного материала для использования в сочинении.

Что будет, если опоздать на итоговое сочинение?

Тогда тебя имеют право не допустить к экзамену. Время никак не продлевается, инструктаж не проводится. В общем, опаздывать на итоговое сочинение нельзя.

А если нарушить порядок во время экзамена?

Нарушитель удаляется из аудитории, и на него составляется акт. Работа в таком случае не проверяется, а вопрос о повторном допуске к экзамену решает педагогический совет.

Как писать итоговое сочинение?

Выпускник должен написать сочинение-рассуждение. Оно должно состоять из трёх основных частей:

I. Вступление (60−70 слов). Здесь нужно отразить идею будущего сочинения и основные тезисы.

  • II. Основная часть (200−250 слов), включающая несколько подпунктов:
  • а) Тeзис 1 (20−30 слов):
  • — дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нecкoлькo);
  • — микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo);
  • — лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли.
  • б) Тeзис 2 (20−30 слов):
  • — дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нecкoлькo);
  • — микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo);
  • — лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли.
  • III. Заключение (60−70 слов)
  • Как писать сочинение?
  • Как писать сочинение по картине?
  • Характеристика литературного героя: делаем анализ по плану и пишеи сочинение

Структура идеального итогового сочинения

Также в интернете ты легко найдёшь готовые клише, аргументы, примеры введения и заключения для итогового сочинения и другие полезности. Литературу, которая пригодится в подготовке к каждому из направлений итогового сочинения 2021/2022 учебного года, мы собрали в этом документе.

Как оценивается итоговое сочинение?

За итоговое сочинение можно получить «зачёт» и «незачёт». Прежде чем начать проверку ИС по установленным критериям, смотрят на его объём и оценивают, самостоятельно ли оно было написано.

Требование № 1. «Объём итогового сочинения»

Рекомендуемый объём итогового сочинения — от 350 слов. Максимальное количество слов не устанавливается, а вот если в сочинении менее 250 слов (включаются все слова, в том числе служебные), то выставляется «незачёт».

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение нужно выполнять самостоятельно, списывание (даже небольших фрагментов) строго запрещено, как и воспроизведение по памяти чужого текста (чужой работы, текста, опубликованного в бумажном или электронном виде и т. п.).

Далее, если требования № 1 и № 2 выполнены, итоговое сочинение оценивается ещё по пяти критериям: «Соответствие теме», «Аргументация. Привлечение литературного материала», «Композиция и логика рассуждения», «Качество письменной речи», «Грамотность». Критерии «Соответствие теме» и «Аргументация. Привлечение литературного материала» также обязательны для получения «зачёта».

Где можно узнать результаты своего сочинения?

Результаты итогового сочинения ты сможешь узнать только там, где его писал. Это касается как нынешних 11-классников, так и выпускников прошлых лет.

Желаем удачи в подготовке!

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

  1. Какие ошибки чаще всего допускали абитуриенты 2021 в ЕГЭ по истории и обществознанию
  2. Курсы подготовки к ЕГЭ 2022 в образовательном центре Адукар
  3. Что изменится в ЕГЭ 2022 по русскому

  • Примеры из библии для итогового сочинения
  • Примеры из сказок о нарушении прав
  • Примеры добрых и злых поступков из сказок 4 класс орксэ
  • Примеры зачина в русских народных сказках
  • Примеры добрых молодцев из сказок песен былин