Примеры градация в русских народных сказках

Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда: числа в сказкахруководитель проекта: клинникова н.в.участники проекта: дети группы журавушки, родители..муниципальное

«Числа в сказках» Руководитель проекта: Клинникова Н.В. Учас...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    «Числа в сказках» Руководитель проекта: Клинникова Н.В. Учас

    Описание слайда:

    «Числа в сказках»

    Руководитель проекта: Клинникова Н.В.
    Участники проекта: дети группы «Журавушки», родители..
    Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
    Детский сад №1 «Аист»

  • 2 слайд

    Цель исследования:Изучение роли чисел в русских народных сказках

    Описание слайда:

    Цель исследования:
    Изучение роли чисел в русских народных сказках

  • 3 слайд

    Задачи исследования:проанализировать русских народных сказок; найти примеры

    Описание слайда:

    Задачи исследования:
    проанализировать русских народных сказок;
    найти примеры употребления чисел в русских народных сказках;
    проанализировать значение чисел в русских народных сказках.

  • 4 слайд

    Гипотеза: «Каждое число в русских народных сказках имеет свое

    Описание слайда:

    Гипотеза:
    «Каждое число в русских народных сказках имеет свое значение»

  • 5 слайд

    Актуальность: Вызвать интерес к математике через изучение значений чисел

    Описание слайда:

    Актуальность:
    Вызвать интерес к
    математике через изучение
    значений чисел в русском фольклоре

  • 6 слайд

    • «Три поросёнка» «Крошечка- Хаврошечка» • «Морозко» • «Гуси-лебе

    Описание слайда:

    •«Три поросёнка»
    «Крошечка- Хаврошечка»
    •«Морозко»
    •«Гуси-лебеди»
    •«Маша и три медведя»
    •«Царевна-лягушка»
    •«Колобок»
    •«Лиса, заяц и петух»
    •«Пузырь, соломинка и лапоть»
    •«Волк и семеро козлят»
    •«Елена Премудрая»
    •«Кощей Бессмертный»

  • 7 слайд

    . Результаты опроса «Какие числа встречаются в ру

    Описание слайда:

    .

    Результаты опроса
    «Какие числа встречаются в русских народных сказках?»
    5

  • 8 слайд

    Число 1Обозначает: -начало; -что-то единственное;  -нечто очень малое, но в

    Описание слайда:

    Число 1
    Обозначает:
    -начало;
    -что-то единственное; 
    -нечто очень малое, но в то же время
    очень существенное.

    Характерными чертами являются :
    -сила;
    -энергичность;
    -воля;
    -активность;
    -инициатива.

     Указывает:
    -на выбор (один из немногих);
    -на сиротство героя («один-одинёшенек»).

  • 9 слайд

    Число 2 Символ парности в сказках. В жизни всегда есть две противоположнос

    Описание слайда:

    Число 2

    Символ парности в сказках.
    В жизни всегда есть две
    противоположности:
    -добро и зло;
    -чёрное и белое;
    -тепло и холодно;
    -богатство и нищета.

  • 10 слайд

    Число 3Это магическое число, число удачи.Встречается очень часто: три жела

    Описание слайда:

    Число 3
    Это магическое число,
    число удачи.
    Встречается очень часто:
    три желания;
    три попытки;
    камень у трех дорог;
    три головы у чудища;
    у отца три сына или три дочери;
    три царства, которые надо пройти – медное,
    серебряное и золотое.

  • 11 слайд

    3х9=273х10=30

    Описание слайда:

    3х9=27
    3х10=30

  • 12 слайд

    Примеры градация в русских народных сказках

  • 13 слайд

    Число 4- символ 4 стихий;-четырёх сторон света; -четыре сезона.

    Описание слайда:

    Число 4
    — символ 4 стихий;
    -четырёх сторон света;
    -четыре сезона.
    Это порядок, завершенность, надежность, устойчивость и прочность.
    Человеческая жизнь разделяется на 4 периода: детство, юность, зрелость и старость.

  • 14 слайд

    Число 5Считается счастливым числом. Оно символизирует постоянный поиск и

    Описание слайда:

    Число 5
    Считается счастливым числом. Оно символизирует постоянный поиск и самосовершенствование. Пятерка символизирует порядок и совершенство.

  • 15 слайд

    Число 7Обозначает положительные моменты жизни людей, считалось символом

    Описание слайда:

    Число 7
    Обозначает положительные моменты жизни людей, считалось символом святости у многих народов. Число 7 состоит из двух совершенных чисел 3 и 4, и поэтому 7 –это не только святое число, но и символ разума

  • 16 слайд

    Примеры градация в русских народных сказках

  • 17 слайд

    Примеры градация в русских народных сказках

  • 18 слайд

    Вывод: В русских народных сказках часто встречаются числа 2, 3, 7, 12 . Чис

    Описание слайда:

    Вывод:
    В русских народных сказках часто встречаются числа 2, 3, 7, 12 .
    Числа в сказках используются для обозначения:
    — количества главных героев;
    — количества испытаний, которые должны пройти герои;
    количества предметов,
    — волшебных качеств, присущих предметам;
    расстояния до царства, в котором происходят сказочные события;
    — возраста героев.

  • 19 слайд

    Выставка рисунков.

    Описание слайда:

    Выставка рисунков.

  • 20 слайд

    Примеры градация в русских народных сказках

  • 21 слайд

    Развлечение «Мы играем, мы считаем.»

    Описание слайда:

    Развлечение «Мы играем, мы считаем.»

  • 22 слайд

    Мы считаем- мы играем.

    Описание слайда:

    Мы считаем- мы играем.

  • 23 слайд

    Спасибо за внимание!

    Описание слайда:

    Спасибо за внимание!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Примеры градация в русских народных сказках

  • Сейчас обучается 937 человек из 79 регионов

Примеры градация в русских народных сказках

  • Сейчас обучается 2926 человек из 84 регионов

Примеры градация в русских народных сказках

  • Сейчас обучается 511 человек из 75 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Конспект занятия по развитию речи. .Заучивание стихотворения А. Фета «Мама! Глянь – ка из окошка…»

  • ТЕАТРАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА «УРОЖАЙ СОБИРАЙ И НА ЗИМУ ЗАПАСАЙ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ

  • Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей третьего года жизни по поликультурному воспитанию. Тема: «В гости к сказке».

  • ПОДДЕРЖКА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНИЦИАТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ ЦЕЛЕВЫМИ ОРИЕНТИРАМИ ФГОС ДО

  • Презентация на тему: Интерактивная технология «Хоровод»

  • СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ «КРАСКИ ЛЕТА»

  • О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ДОШКОЛЯТ «ОБИДНЫЕ СЛОВА»

  • КОНСПЕКТ НОД ПО ФЭМП В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5437275 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Теория и методика развития дошкольника для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с учетом ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Образовательные ресурсы системы дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Организация работы в ДОО по подготовке детей к школе»

  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»

  • Курс повышения квалификации «Экологическое образование детей дошкольного возраста: развитие кругозора и опытно-исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Современные методы организации детской игры в ДОУ»

  • Курс повышения квалификации «Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии дошкольников и их применение в условиях ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Проектирование предметно-игрового пространства дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Сурдопедагогика в дошкольном образовании»

  • Курс повышения квалификации «Проблемы и перспективы в развитии вариативных форм преемственности между детским садом, школой и системой дополнительного образования»

  • Курс повышения квалификации «Выстраивание системы психологических взаимодействий дошкольника с компьютером и интернетом»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

Сценарий мероприятия для 3 класса

«Знатоки русских народных сказок»

Цель: — повторить и систематизировать знания о
сказках.

— обобщить знания о
сказках;

Задачи:

— учить детей
узнавать героев сказок;

— формировать умение
воссоздавать художественные образы,

— развивать
творческое воображение, ассоциативную память;

— развивать речь,
мышления, воображения; любознательность, смекалку, уметь догадываться, строить
предположения, делать выводы, отвечать на вопросы, слушать товарищей, работать в
группе.

— воспитывать любовь
к сказкам, творчеству детских писателей, к русским народным сказкам и сказкам
других народов, устному народному творчеству;

— воспитывать
культуру поведения и чувства взаимопомощи и ответственность каждого за успех
команды.

Оборудование:

Ø иллюстрации к
сказкам;

Ø рисунки ребят;

Ø выставка книг

Ø цветик-семицветик,

Учитель: Затей у нас большой запас! А для кого они? Для
вас!

                  Мы
знаем, вы любите игры,

                 
Песни, загадки и пляски.

                  Но
нет ничего интереснее,

                  Чем
наши волшебные сказки.

    Добрый день,
дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами, чтобы узнать, кто же из вас станет
«Лучшим знатоком сказок». Все мы родом из детства. А детство — это первые
радости, ласковые колыбельные песни, самые лучшие в мире сказки. Сказка – это
литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном,
волшебном. В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное, доброе всегда
побеждает. Она несет в себе элемент нравоучения. Сказка получила свое название
от слова сказ. Сказ – это устный рассказ, повествование, сообщение, которое
передается из уст в уста. А кто такой сказочник?

Сказочник –это тот, кто сказывает сказки, знает их
много…»

Учитель: Скажите, чем сказка отличается от других произведений?

(В сказках много
волшебства, фантазии; растения и животные могут говорить, с ними происходят
необычные приключения; есть добрые и злые силы…)

Учитель: Сказки бывают разных жанров: бытовые, о
животных и волшебные сказки.

Бытовые сказки — это
сказки о быте и жизни людей.(Примеры).

В сказках о животных
главные герои- животные. (Примеры).

Волшебные
сказки-сказки с волшебными предметами. (Примеры).

Что всегда побеждает
в сказках?

Учитель: Ребята, а кто пишет сказки?

(Сказки, которые
сочинил народ, называются народными, а если у них есть автор, то это авторские,
литературные сказки)

Учитель: Как вы думаете, для чего пишут сказки? Чему
сказки могут научить?

(Доброте, любви,
смекалке, отваге, не бояться трудностей и т.д)

Учитель: В сказках собрана народная мудрость. Каждая
сказка обогащает нас жизненным опытом, учит добру и справедливости.

Деление на команды.

Учитель: А какая же команда да без названия?! Я вам
предлагаю выбрать название, используя волшебный цветок. А какой, вы узнаете,
отгадав загадку.

Женя, дёрнув
лепесток,

Говорила: «На восток,

Север, запад, и на юг

Ты лети, закончив
круг,

Сделай чудо,
лепесток!»

Как волшебный звать
цветок? (Цветик-семицветик)

Командиры команд
выберите любой лепесток и прочитайте название вашей команды.

        Итак, сегодня
в мероприятии по литературному чтению «Знатоки русских народных сказок» участвуют
команды ……..

А кто же будет
выявлять самую начитанную команду? Конечно же это судьи.

И сегодня самую
начитанную команду будут выявлять  судьи ….

И так, мы начинаем!

                                                                                            
I.           
Конкурс «Узнай
сказку по отрывку»

Учитель: Я буду читать вам отрывки из  сказок, а вы
должны угадать, что это за сказка и дать ее полное название.

1.Жили-были лиса да заяц. У лисицы была
избёнка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна-красна — у лисицы избушка
растаяла, а у зайчика стоит по-старому.  (Русская народная сказка «Лиса,
заяц и петух».)

2.Тут в избушке углы затрещали, крыша
зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, прямо к царю…” (“По
щучьему велению”.)

3. “А ты, красна
девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их
схорони, и никогда не забывай! Каждое утро косточки водой поливай!”
(“Крошечка – Хаврошечка”.)

4.«… Сестрица моя,
Выплынь, выплынь на бережок!
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!…» (Братец Иванушка)

5. –Я-Мышка-норушка, а ты кто?

– А я – Лягушка-квакушка.
(Ответ: «Теремок»)

6.– Поешь моего
простого киселька с молочком. Девочка поела и «спасибо» сказала. Речка и
прикрыла её бережком.( «Гуси-лебеди»)

                                                                                    
II.           
Конкурс «Продолжи
название сказки»

Учитель: Каждой команде читаются первые слова сказки.
Ваша задача продолжить это название.

1.Кощей  …
(Бессмертный)

2. Баба … (Яга)

3. Крошечка … 
(Хаврошечка)

4. Василиса ..
(Прекрасная)

5. Царевна …
(Лягушка)

6. Сестрица Аленушка
и … (Братец Иванушка)

7. Маша и (медведь)

8. Лиса и … (волк;
хаяц и т.д.)

                                                                                                      
III.           
Конкурс «Волшебные
вещи»

Учитель: Героев вы знаете, а вот узнаете ли вы из каких
сказок эти предметы, и кому они принадлежат?

1.    
Игла (кощея Бессмертного)

2.    
Стрела (Царевна – лягушка)

3.    
Печка (По щучьему веленью)

4.    
Топор (каша из топора)

5.    
Репка (Репка)

6.    
Кувшин (Лиса и журавль)

                                                                                     
IV.           
Конкурс «Узнай
героя по описанию»

Учитель: Условия нового конкурса таковы: представьте
себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней
не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Я буду  вам читать
словесное описание портретов героев ваших любимых сказок. Вы должны отгадать о
каком герои идет речь,  и нарисовать этого героя. (от каждой команды по 1-2участника)

1.    
Тощий старик, который
прятал секрет своей жизни в сундуке?  (Кощей Бессмертный)

2.    
Пожилая колдунья, которая
передвигается по воздуху в необыкновенном аппарате. (Баба Яга)

                                                                                                
V.           
Конкурс «Сказочная
викторина»

Учитель: Пока наши художники рисуют сказочного героя, команды ответят на вопросы
викторины. На доске прикреплен цветок, на лепестках которого написаны вопросы
викторины. Участники команд подходят и отрывают по одному лепестку, читают
вопрос и отвечают на него. (Если участник затрудняется ответить, то ему
помогает команда). За правильный ответ – 1 балл.

1.    
Назовите сказки,
героями которых являются звери.

2.    
Где находится смерть
Кощея? (В яйце)

3.    
Кто унес мальчика к
Бабе Яге? (Гуси-лебеди)

4.    
В какой сказке мальчик
превратился в козленка и почему?

5.    
Назовите героев сказки
«Теремок».

6.    
Какое мужское имя чаще
всего встречается в сказках? (Иван).

7.    
Как звали трех
поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)

8.    
Кто и с кем устроил
такой дележ: «Мне вершки, а тебе корешки». (Мужик и медведь)

9.    
Назовите кличку собаки
из сказки «Репка». (Жучка)

10.
Жилище бабы Яги?
(Избушка)

11.
Кто так говорил и из
какой сказки?

«Вижу, вижу!

Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке, неси дедушке!» (Машенька. «Машенька и медведь»)

12.
Кто любил похвастаться
и за это поплатился своей жизнью? (Колобок)

13.
Кто так говорил и из
какой сказки?

«Ку-ку-ре-ку! Несу косу на плечо,

Хочу лису по сечи,

Пошла лиса вон.»   (Петух из сказки «Лиса и заяц»)

14.
«Съешь моего ржаного
пирожка…
– Не стану я ржаной пирог есть!
У моего батюшки и пшеничные не едаются!»
(Печка, девочка.  Русская народная сказка «Гуси-Лебеди»).

                                                                                                                  
VI.           
Конкурс «Телеграмма»

Учитель: Ребята, к нам в класс пришли телеграммы от героев известных вам
сказок. Я буду вам зачитывать их, а вы говорите, кто их прислал.

1.    
«Приехать к вам не
смогу, мой хвост примерз в прорубе» (Волк из сказки «Волк и лиса»).

2.    
«Очень хотела к вам
приехать, но мышка бежала, задела хвостиком яичко, оно покатилось и разбилось.
Я осталась утешать деда и бабу». (Курочка ряба из сказки «Курочка ряба»)

3.    
«Приехать к вам не
могу, мой брат превратился в козленка», (Аленушка из сказки «Сестрица Аленушка
и братец Иванушка»)

4.    
«Я хотела к вам
приехать, но волк съел моих козлят». (Коза из сказки «Волк и семеро козлят»)

5.    
«Приехать к вам не
смогу, так как зарезали мою коровушку».  (Крошечка-Хаврошечка из сказки
«Крошечка-Хаврошечка»).

6.    
«Хотел к вам приехать,
но надо лису из своей избушки выгонять» (Заяц из сказки «Лиса и заяц»)

                                                                                               
VII.           
Конкурс «Шапка-невидимка»

Учитель:  А это шапка-невидимка. Она скроет все, что под ней находится. Вот
сейчас под ней спрятались сказки. Попробуем вместе их отгадать.

.Красна девица
грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка   (Снегурочка)

В землю села она
крепко.
Одному не справиться,
И поэтому за дедом
Хвост длннющий тянется.   (Репка)

Летела стрела
И попала в болото,
А в этом болоте
Поймал ее кто-то.
Кто, распрощавшись с зеленою кожей.
Сделалась мигом красивой, пригожей?  (Царевна-лягушка)

Нет ни речки, ни
пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка).

Отворили дверь
козлята,
И пропали все куда-то. (Волк и семеро козлят).

Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Отгадайте без подсказки.
Из какой ушел я сказки? (Колобок).

Учитель: Пока жюри подводит итоги, вашему вниманию
предлагаю посмотреть инсценированную сказку «Репка», которую для вас
приготовили ребята.

Учитель: Я благодарю за участие в этом конкурсе всех
участников, за то, что вы показали неплохие знание о русских народных сказках.

Я уверена, что вам
ещё не раз захочется перелистать великолепные страницы этих сказок!

Учитель: Наш юный друг! Бери с собой в дорогу

                  
Своих любимых сказочных друзей.

                   В
заветный час они тебе помогут

                  
Найти мечту и сделать жизнь светлей.

На чтение 8 мин Просмотров 2.2к.

Олицетворение – это литературный приём, основное отличие которого заключается в присваивании неживым предметам или отвлечённым понятиям человеческих качеств (например, речь, чувства, поведение, физические способности, мысли и т.д.).

Вместе со сравнением, аллегорией, эпитетами, гиперболой, метонимией и другими «собратьями» олицетворение насыщает не только художественное произведение, но и обыденную речь, делая её красочнее и интереснее.

История появления олицетворения

Само слово «олицетворение» заимствовано в русский язык из латинского, в котором чаще используется термин «персонификация», где persona – «лицо» и facio – «делаю». Ещё два синонима, более точно передающие смысл понятия – «одушевление», «очеловечивание».

Появлению этого литературного приёма поспособствовала вера древних людей в одушевлённость всей природы и существование духов и душ, которая называется анимизм. Они объясняли окружающий мир с помощью отождествления процессов жизни человека и природных явлений, а также через наделение неживых предметов душой и живыми качествами. Первобытный человек представлял, что за гром, молнии, дожди и другие явления отвечает какое-то могущественное существо, а не природные процессы.

Роль олицетворения в тексте

В русской литературе считается, что олицетворение – это один из видов метафоры. С помощью этого художественного средства писатель может рассказать, что:

  • деревья задрожали (дети задрожали);
  • радуга улыбнулась (мама улыбнулась);
  • улица проснулась (бабушка проснулась);
  • телевизор кричит (товарищ кричит);
  • ночь подкралась (подружка подкралась);
  • лес уснул (брат уснул) и т.д.

Если понимать приведённые фразы дословно, получится бессмыслица. Ведь деревья не могут дрожать, радуга улыбаться, ночь подкрадываться, а лес спать. Глаголы, стоящие рядом с этими существительными, могут относиться только к живым существам (людям или животным), применять их по отношению к неодушевлённым предметам некорректно.

Использование этого литературного приёма позволяет автору придать речи выразительность и живость, создать яркий образ, неповторимый в своём роде. С помощью художественного тропа выражается отношение к изображаемым предметам и явлениям. Такое описание реальности более впечатляющее, глубокое и наполненное:

Любовь стояла рядом со смертью и от траура смерти ярче сверкала жадность любви.

(А.М. Фёдоров, «Любовь и смерть»)

На какие вопросы отвечает олицетворение

Авторы наделяют человеческими качествами неодушевлённые предметы и природные явления, используя подходящую определённую часть речи. Для этих целей часто употребляется глагол, который отвечает на вопросы: «что сделать?», «что сделаешь?», «что делать?», «что делают?» и др.

Обычно он стоит перед или после описываемого существительного, так как именно глагольное слово способно наделить неживое человеческими свойствами: плачет ива, скучает набережная, ветер выл, ручьи поют и др. Синтаксическая функция в предложении – подлежащее и сказуемое. Например: лучи («кто?») играют («что делают?»).

Кроме того, участвует в формировании олицетворения:

  • полные и краткие имена прилагательные («какое?», «каков?», «какая?», «какие?» и т.д.): угрюмый дуб, злой мороз, безжалостный ветер, разъярённый океан;
  • причастия (что делающий?», «что сделавший», «что делавший?», «что сделанный?», «каков?», «какой?» и др.): танцующая метла, улыбающийся вечер, наряженные горы.

Многие задаются вопросом, как подчёркивается олицетворение. Сам по себе троп не требует выделения. Однако он может выполнять функции главных и второстепенных членов предложения: подлежащего и сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства.

Если олицетворение является разновидностью метафоры, то как провести границы между этими образными понятиями? Для начала нужно вспомнить, что такое метафора.

В литературоведении под метафорой понимается процесс нахождения общих черт у двух понятий и проведение параллелей между ними. Иначе говоря, это скрытое непрямое сравнение, основанное на сходстве предметов или явлений (цвету, форме, текстуре и под.).

В свою очередь, в основе олицетворения лежит перенесение на предметы, явления или животных человеческие качества.

К примеру:

  • серебряные волосы (т.е. волосы как серебро) – метафора;
  • луна засмотрелась, горы укрыли (т.е. выполняются действия, которые свойственны людям) – олицетворение.

Ещё одно отличие – распознавание в тексте. Если олицетворение найти несложно, оно прозрачно, так как его смысл очевиден, то метафора завуалирована.

Сравнение:

И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал

(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)

«Я сквозь магический кристалл» – это метафора. Понять, что именно хотел сказать писатель, скорее всего, получится не сразу. В строках используется магический кристалл как символ поэтического воображения. Или:

Хандра ждала его на страже,
И бегала за ним она,
Как тень иль верная жена

(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)

«Хандра ждала и бегала» – олицетворение. Сразу ясно, что писатель наделяет состояние человеческими свойствами.

Таким образом, метафора строится на основе сходства неодушевлённых предметов и с помощью переноса неживого на живое существо, а предложение с простым олицетворением выражает перенесение качества с одушевлённого на неодушевлённое.

Прием олицетворения в художественной литературе

Олицетворение, как и другие средства выразительности, встречаются на страницах произведений русских и зарубежных писателей. В стихотворениях и в прозаических текстах, описывая природу, отрезки времени или любое другое явление, предмет или состояние, авторы используют этот приём, чтобы оживить изображаемую картину и добавить динамичности. Например: волна набегает, пританцовывают одуванчики, глаза смеются, ветер воет, разум говорит, небо плачет.

Образ-олицетворение воздействует на читателя, легче воспринимается, вызывает эмоцию, передаёт настроение героя. Также приём свойственен не только прозе, но и поэзии, потому что это мелодичный жанр, фольклору, рекламным текстам и повседневной речи. Например:

Я свистну, и ко мне послушно, робко
Вползет окровавленное злодейство,
И руку будет мне лизать, и в очи
Смотреть, в них знак моей читая воли

(А.С. Пушкин, «Скупой рыцарь»)

Примеры олицетворения в стихах

Часто анализируемый оборот речи встречается в стихотворениях о природе:

Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака

(С.А. Есенин)

Теплый ветер тихо веет,
Жизнью свежей дышит степь

(А.А. Фет)

В этих строках зима может петь и аукать, баюкать, степь дышать, а облака – петь.

Что касается любовной лирики, то поэт обычно стремиться очеловечить абстрактные понятия: страсть уходила, любовь напевала, чувства говорили и др.

В стихотворении Роберта Рождественского этот языковой троп представлен очень наглядно:

Как много лет во мне любовь спала.
Мне это слово ни о чём не говорило.
Любовь таилась в глубине, она ждала –
И вот проснулась и глаза свои открыла!

Теперь пою не я – любовь поёт!
И эта песня в мире эхом отдаётся.
Любовь настала так, как утро настаёт.
Она одна во мне и плачет и смеётся!

Любовь очеловечивается: спит, поёт, таится, просыпается, открывает глаза, плачет, смеётся.

Олицетворение в русском фольклоре

Олицетворение занимает важное место в русском фольклоре. Не нужно смотреть слишком глубоко, ведь все помнят волшебные предметы из любимых сказок: ковёр-самолёт, скатерть-самобранка, говорящая печка, ступа Бабы-Яги, шапка-невидимка, сапоги-скороходы. Также сюда можно отнести сказочных героев: Мойдодыра, Буратино, Колобка, Щелкунчика и др.

Так, в сказке А.С. Пушкина о мёртвой царевне ходит солнышко, сводит зиму с тёплою весной, отвечает:

Свет наш солнышко! ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей – Свет ты мой –
Красно солнце отвечало, –
Я царевны не видало.
Знать, ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил.

Кроме того, приём употребляется и в пословицах и поговорках:

  • Хмель шумит – ум молчит; Авоська веревку вьет.
  • Труд всегда дает, а лень только берет.
  • Горе лыком подпоясано.
  • Язык до Киева доведет.

Также можно встретить приём в загадках, народных песнях и преданиях. Так, в загадке «Жёлтый Антошка вертится на ножке. Где солнце стоит, туда и он глядит» подсолнух сравнивается с непоседливым мальчиком.

Олицетворение в рекламе

Применяется приём олицетворения и в рекламных роликах. Объект, который рекламируют, очеловечивают, тем самым включают в сферу нашей жизни. За счёт этого вербализированный и визуализированный необычный образ острее воспринимается и лучше запоминается.

Например:

  • Твоя кожа тоже хочет дышать свежим весенним воздухом (тональное средство L’Oreal Paris).
  • Ваши ноги будут рады такой обновке (мужские туфли Rieker).
  • Твои волосы скажут «Спасибо!» (шампунь Avon).
  • Val’Za – стильная одежда с душой и характером (бренд одежды Val’Za).

Итак, олицетворение в современном русском языке как художественный приём используется достаточно часто. С его помощью можно создавать запоминающиеся и красочные образы с разными оттенками, которые в тексте лежат на поверхности. Этот троп встречается в литературных произведениях, фольклоре и СМИ. Без него уже нельзя представить повседневную речь.

В современном мире, где ребенку книгу заменяют компьютер, интернет и другие средства технического прогресса, особенно остро стоит вопрос развития речи дошкольников.

Слушая взрослых, дети запоминают многие слова, выражения, способ их использования и таким путем обогащают свой язык.Одной из задач чтения и рассказывания является обогащение словаря ребенка.

Психологи утверждают, что дошкольный возраст-сензитивный период, который является самым благоприятным для развития речи, а так же, формирования культуры речевого общения малыша.

Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С.Выготский,А.С.Леонтьев,Е.И. Тихеева, О. И. Соловьева.

Е. И. Тихеева, которая является основоположником методики развития речи, считала, что владеть всеми видами и проявлениями речи – значит владеть орудием умственного развития человека.

Большой вклад в разработку проблемы развития речи внесла А.М. Леушина, которая предлагала вскрыть сильные позитивные стороны детской речи, уяснить для себя все богатство ее потенциальных возможностей для того, чтобы, опираясь на них, развивать то, что уже имеется в детской речи.

Практика же показывает, что развитие речи детей дошкольного возраста является очень трудоемким и ответственным процессом, который требует определенной системы и терпения со стороны педагога, подбора наиболее действенных методов и приемов обучения. А учитывая то, что ребенок практически целый день находится в дошкольной организации, то главным ответственным лицом является воспитатель.

Одним из действенных средств развития речи является сказка, совершенно необходимый этап в развитии речи ребенка. Сказочно-фольклорный мир представляет собой систему, наиболее оптимальную для восприятия понимания ее ребенком – дошкольником, которая полностью соответствует возрастным особенностям и потребностям малыша.

Опираясь на наш опыт работы в детском саду, мы выяснили с помощью анкетирования и индивидуальных опросов родителей, что в семье взрослые не читают детям сказки, а занимаются своими делами, детей же отвлекают телевизором или игрой на планшете, сотовом телефоне. Проводя с гаджетами большую часть свободного времени, дети насыщаются ненужной информацией, от того становятся гиперактивными, неусидчивыми, не умеют друг с другом договариваться, мало общаются. А нехватка речевого общения со сверстниками и взрослыми ведет к тому, что малыши плохо говорят, имеют минимальный скудный словарный запас.

Взрослое поколение понимает огромную значимость речи, которая помогает маленькому дошкольнику познавать окружающий мир, делиться своими знаниями, рассказывать о своих переживаниях. Малый, имеющий в своем активном словаре скудный запас лишен такой возможности. С развитием речи у ребенка развиваются мыслительные процессы. Включение сказки во все виды деятельности при работе с детьми в детском саду и использование традиционных и нетрадиционных методов и приемов существенно влияют на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста.

Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки – это раскрепощение, это развитие речи. Согласитесь, что когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. И когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя, начнет познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимики. Передо мной как педагогов стоит задача — выстраивать работу с семьей по изучению сказок на основе диалога взаимного доверия и понимания. Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи детей. Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая  и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Однажды прядя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности,  сочувствия, любви ко всему живому, представление  о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка.  Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни.  Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает  русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудростиВ сказке заключена мудрость народа, она учит детей сопереживать, различать добро и зло, помогать другу, расширяет жизненный опыт ребенка, готовя его к будущей самостоятельной жизни в социуме.

Само слово «сказка» обозначает нечто рассказываемое. Крупнейший исследователь и собиратель сказки А. И. Никифоров дал следующее определение: «Сказки-это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением».

«Сказки-это блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазах, звенит смехом из детских уст и уст их родителей». Конечно же, любой воспитательный процесс идет совместно с родителями, которые принимают активное участие в развитии речи своего любимого чада. В связи с этим, мы бы рекомендовали им:

-чтение народных сказок с меняющимся голосом и интонацией;

-совместные настольные игры по сказкам;

-совместное изготовление книжек – малышек для обогащения библиотеки группы;

-дни без гаджета (отключение на целый день телевизоров, телефонов и компьютеров);

-постановка и инсценировка сказки родителями совместно с детьми.

Развитие речи на занятиях с использованием сказки обеспечивает комплексное воздействие на речевую сферу ребенка, помогает малышу обогатить свой активный словарный запас. «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир и одарить его воображение» — сказал великий педагог Д. Родари. Пересказывая, рассказывая сказки, у детей формируется грамматически правильная речь, богатая сложными предложениями, с разнообразной лексикой: глаголами, определяющих действие; прилагательными, характеризующими персонажей; наречиями. Это способствует осмыслению выразительных деталей текста, слиянию образных и логических компонентов.

Современная методика развития речи включает в себя различные приемы совершенствования всех сторон речевой культуры детей дошкольного возраста.

Существует также известная классификация сказок по их содержанию:
Сказки волшебные. В них раскрываются лучшие человеческие качества, герои романтичны. В такой сказке обязательно есть центральный положительный герой, его помощники и волшебные предметы. Герои волшебных сказок борются со злом и несправедливостью во имя добра и любви. В качестве примеров можно привести русские народные сказки про Ивана-дурака.
Сказки о животных. Здесь главные персонажи — это животные (лиса, волк, медведь, заяц и т.д.). Животные взаимодействуют, каждый из них олицетворяет то или иное человеческое качество, например, кот — умный, лиса — хитрая, медведь — сильный. Примеры: «Теремок», «Репка», «Колобок».
Социально-бытовые сказки — иллюстрируют реальную жизнь, герои показаны с точки зрения их социального положения, высмеиваются отрицательные человеческие качества. Лучшими качествами в таких сказках обладают люди из народа, которые, как правило, оказываются умнее и хитрее представителей высокого социального статуса (господ, попов). Эти сказки — сатирические, в них много юмора и каламбура. Примеры социально-бытовых сказок: «Каша из топора»,»Барин и плотник», «Мужик и поп».

Чрезвычайно важно создавать благоприятные условия для развития речи в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Профессиональное использование различных педагогических средств, приемов и методов и умелое их сочетание способны не только развивать речь детей, но и обеспечить гармоничное воспитание в соответствии с современными требованиями.

Современная методика развития речи содержит разнообразные приемы совершенствования всех сторон речи дошкольников. Их можно использовать при знакомстве детей со сказками. Рассмотрим некоторые из них:

450012 1 Чтение вслух и рассказывание сказок – им принадлежит главенствующая роль в ознакомлении детей со сказками во всех возрастных группах.

450012 1 Моделирование сказок. Использование геометрических, форм, схематичного изображения, как стимульный материал для составления сюжетов сказок.

Например,

450012 3450012 3450012 3450012 6450012 3

сказка «Три поросенка» —

450012 8450012 8450012 8450012 8450012 8450012 8450012 8

«Волк и семеро козлят» —

450012 15

Использование мнемотехники для детей дошкольников становится актуальным, так как схемы и мнемотаблицы в значительной степени облегчает детям процесс овладение грамоты выстроенной речи, кроме того, наличие зрительного плана+схема делают сказки четкими,связными и последовательными.

450012 1Ритмизация (простукивание, прохлопывание ритма, отражающего особенности движения – быстрый, моросящий дождик, настроение героев – «идет грустный медвежонок», «скачет веселый зайка»)

450012 1Психогимнастика — выразительная передача в мимике, движениях эмоциональных состояний (этюды «Горе», «Радость»)

450012 1Музыкальное сопровождение (фрагменты классических произведений:А.И.Хачатурян «Танец с саблями», П.И.Чайковский «Вальс цветов»)

450012 1Сказкотерапия – интегрированная деятельность, в которой действия в воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

450012 1 Словесная режиссерская игра – упражнение детей в звуковом оформлении связного высказывания (разная сила голоса, темпа и ритма речи), использование в речи образных выражений, сказочных повторов, а так же лексических средств (прилагательных, наречия) для определения свои эмоций, чувств от прослушивания сказки, музыки.

450012 1 Словесное рисование — точное определение словами состояний героев («петушок обиделся»), изображение их позы, мимики, жестов не раскрытых в контексте литературного произведения (глаза у мышат радостные, они улыбаются, пляшут).

450012 1 Драматизация – «это игра детей в рассказанное или прочитанное произведение» Р. И. Жуковская

Хочется закончить статью словами Шалвы Аманашвили:
«Сказки нужны детям как воздух, потому что через сказки – умные, мудрые с невероятными и обычными событиями фантастическими и обычными героями,- они постигают правду жизни. Сказки крисстализуют душу ребенка и очищают душу взрослого».

В нашем садике ведется плодотворная работа по развитию речи детей дошкольного возраста. Все педагоги используют в своей работе чтение и инсценировки различных сказок и многие другие формы и методы, способствующие всестороннему развитию детей.

Список используемой литературы

  1. Дерягина Л.Б. Театральная деятельность в ДОУ.,Детство-Пресс, 2014 г.

  2. Русские народные сказки под редакцией Волковой Т.С. , Лабиринт, 2015 г

  3. Аникин В.П. Русская народная сказка.- М., 1977г

  4. Бунятова А.Р. Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста.// Успехи современного естествознания.- 2010.-№6

  5. Зимина И.Н. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. //Дошкольное воспитание//.- 2005.- №5.

  6. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии. — М. : Речь, 2006

  7. Николаева Н. Д. Возможности волшебного мира сказок в обучении и воспитании.// Этнопедагогика в условиях модернизации российского образования. — Якутск, 2004г

  8. Кольцова И. Н. Социокультурные функции сказки. — Н. Новгород, 2000

  9. Стрелкова Л.П. Уроки сказки. — М.: Педагогика, 1989г.

  10. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух// Дошкольное образование//.- № 8-2008. -23-35с.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

  • Примеры для вступления итоговое сочинение
  • Примеры декабрьского сочинения преступление и наказание
  • Примеры для декабрьского сочинения 2022
  • Примеры декабрьского сочинения по литературе
  • Примеры декабрьского сочинения 2022 по всем направлениям