Примеры финансовой грамотности в сказках

Ребенок уже с раннего возраста способен понять, что деньги нужны для жизни и знает, что такое не хватает денег на

Ребенок уже с раннего возраста способен понять, что деньги нужны для жизни и знает, что такое «не хватает денег на игрушку». Если повышать его финансовую грамотность, то через пятнадцать лет он не испугается кредитов, инвестиционных фондов, растущих рынков и других экономических явлений. Разбираемся, как повысить финансовую грамотность ребенка и где брать материалы.

Зачем ребенку нужна финансовая грамотность

Финансовую грамотность можно разделить на три блока. 

Первый блок — это знания об экономических явлениях. Финансово грамотный взрослый или ребенок знает, что такое долг, кредит, доход, расход, бюджет и так далее. Эти понятие связаны в его голове между собой и соединены в некую систему. Эти знания помогают ему принять правильное решение — не доверять вкладам со слишком высоким процентом, инвестировать сразу в несколько фондов и так далее.

Второй блок — это финансовые умения. После того, как познакомился с понятиями, можно учиться применять их в жизни. Ребенку и взрослому пригодятся умение вести бюджет, сравнивать товары и услуги, пользоваться финансовыми инструментами.

Третий, наверное, самый важный блок — ценности. Чем больше ты узнаешь о финансах, тем больше перестаешь переоценивать их значение, правильнее относишься к жизни. Чаще всего финансово грамотные люди увереннее отвечают за свои экономические решения, больше экономят и вкладывают, чем тратят, приходят к осознанному потреблению, ведут бюджет, планируют покупки. 

Какой навык пригодится ребенку больше математики и почему? А главное, как развивать?

Как обучать финансовой грамотности

Начинать с трех-четырех лет. Ребенка, который неплохо разговаривает и умеет играть в ролевые игры, вполне можно знакомить с финансами. Детям в этом возрасте интересно не просто разглядывать монеты, но сравнивать с собой разные номиналы, узнавать о том, зачем нужны деньги. Можно играть в магазин, выступая в роли то продавца, то покупателя и моделировать ситуации «не хватило денег», «сегодня скидки», «продавец предлагает ненужный товар». Чем раньше ребенок познакомится с финансовыми понятиями, тем проще с ним будет говорить на эти темы, просить его отказаться от ненужных покупок. 

Подавать пример. Если вы часто совершаете импульсивные покупки и часто берете в долг, то вряд ли сможете научить детей экономить и не пользоваться кредитами. Поэтому важно сначала повысить собственную финансовую грамотность и пересмотреть отношения с деньгами. 

Заниматься регулярно. Финансовая грамотность, как и любой комплекс навыков, прокачивается от постоянных постепенных занятий. Если вы разговариваете с ребенком о деньгах, только когда дарите ему их на день рождения, это мало влияет на его грамотность. А если он постоянно копит на большие покупки, каждый раз в магазине помогает сравнить цены на товары, то этого будет достаточно, чтобы воспитать в себе базовые навыки. А с кредитами и инвестиционными инструментами он разберется потом. 

Принимать решения вместе. Ребенку важно почувствовать, что от его умений что-то зависит. Поэтому важно, чтобы он не просто сравнивал цены, но давал вам советы. Обсуждайте бюджет, рассказывайте о том, как изменяются ваши доходы и расходы, планируйте покупки — это может быть очень увлекательным занятием, объединяющим семью. А чем больше вы доверяете ребенку, тем больше он будет ценить собственную самостоятельность и помогать вам. 

Выдавать деньги. Причем не только карманные. Ребенок может платить за квартиру или покупать корм для животных — это будет его большая задача, которую обязательно нужно выполнить. Так он еще лучше научится контролировать и собственные карманные деньги. 

Полезные приложения для дошкольников, которые превращают полезные задания в игру, формируют привычки и помогают готовиться к школе

Где брать информацию для обучения

Книги. Сейчас можно найти книги о финансах для детей любого возраста. Для дошкольников подойдут «Финансовая грамотность в сказках. История монетки» Елены Ульевой, для младших школьников — книги Джерри Бейли и Фелиции Ло, для подростков «Обращайся с деньгами по-взрослому. Мой первый финансовый дневник» Алексея Гридина и «Краткая история денег. Откуда они взялись? Как работают? Как изменятся в будущем» Андрея Остальского.

Приложения. В последние несколько лет появляются приложения, разработанные Сбербанком, а также под эгидой Министерства финансов РФ. В них можно быть уверенным — их разрабатывают эксперты. Можно начать с приложений «Финзнайка», «Вклад» и «Сберkids».
Финзнайка — это социальная онлайн-игра, в которой дети научатся зарабатывать и тратить.
«Вклад» — это симулятор жизни, в которой за 10 лет дети должны заработать как можно больше денег.
Сберkids — вполне «взрослое» приложение, в котором можно не только прокачать финансовую грамотность, но и выпустить свою первую дебетовую карту. 

Курсы. В рамках совместного проекта Сбербанка и мирового банка можно пройти курс «Финансист».

На сайте

доступны методические материалы для детей и учителя, а также рекомендации о том, как правильно проводить занятия.

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» п. Горноправдинск » «Азы финансовой грамотности» в подготовительной группе детского сада на ТМО Подготовила: Норкова Ю.М.

Слайд 2

«Деньги , которыми обладаешь – орудие свободы; те , за которыми гонишься — орудие рабства» Жан-Жак Руссо Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Слайд 3

Актуальность Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Слайд 4

Программа :«Финансовый гений»

Слайд 5

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей . Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Слайд 6

В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения рассматривалась как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей как Р. С. Буре, Л. С. Дзинтерс, И. В. Житко, Л. М. Казарян, Л. В. Крайновой, Л. Я. Мусатовой, В. Г. Нечаевой и др.

Слайд 7

Цель: Помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста. Задачи: Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества: понимать и ценить окружающий предметный мир ( мир вещей как результат труда людей); уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения; признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.); рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации; применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях .

Слайд 8

Методы и приемы работы с детьми по финансовой грамотности интеллектуальные игры и развлечения сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры тематические занятия беседы чтение стихов, сказок, пословиц, поговорок

Слайд 9

Работу с дошкольниками по формированию финансовой грамотности я разделила на четыре экономических блока: 1 блок: «Труд-продукт» 2 блок: «Деньги, цена, стоимость» 3 блок:Реклама . Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее. Дать максимум информации при минимуме слов, выделить основные, характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от других и доказать преимущества.

Слайд 10

4 блок: «Полезные навыки и привычки в быту»; Дети узнают о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. В процессе труда люди создают, производят различные предметы, продукты труда. Производство невозможно без средств производства, с помощью которых осуществляется процесс производства продуктов труда. Для того чтобы что-то изготовить, необходимо знать способ изготовления, который называют технологией.

Слайд 11

Варианты создания условий по развитию финансовой грамотности по возрастам Младшая группа «Магазин овощи и фрукты», «Автобус» — Деньги, нарисованные детьми — Альбомы об одной профессии — Ненастоящие деньги — Сказки — Медиатека мультфильмов — Дидактические игры «Давай поменяемся», «Все по полочкам», «Что забыли положить в корзинку и другие. Средняя группа «Парикмахерская», «Зоопарк», «Почта», «Больница» — Атрибуты для сюжетно-ролевых игр — Деньги, нарисованные детьми — Картотека загадок — Книги художественные и научно-популярные, комиксы — Аудиотека — Альбом пословицы и поговорки в картинках — Альбомы об одной профессии или нескольких схожих профессиях — Карточки о профессиях — Дидактические игры «Что продается в магазине», «Что сколько стоит», «Деньги» и другие .

Слайд 12

Старшая группа «Банк», «Аптека», «Семья», «Ветеринарная лечебница» — Медиатека из презентаций — Медиатека интерактивных игр — Ребусы — Лабиринты тематические — Игры-путешествия — Банковские карты — Ненастоящие деньги — Банкомат — Дидактические игры «Какой товар лишний?», «Что угодно для души», «Деньги» и другие. Подготовительная группа «Фабрика изготовления денег», «Школа», «Салон красоты», «Цирк», «Супермаркет», «Мебельная фабрика», «Банк». — Металлические устаревшие деньги — Альбом «Эволюция денег» — Кроссворд -Дидактические игры «Дорого – дешево», «Потребность – возможность», «Бюджет» и другие.

Слайд 13

Взаимодействие с семьей анкетирование консультации р одительские собрания создание и обогащенние развивающей среды

Слайд 14

Консультации для родителей:

Слайд 15

Консультации для родителей:

Слайд 16

Читаем с детьми:

Слайд 17

Сюжетно-ролевая игра «Банк»

Слайд 18

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Слайд 19

Игры по финансовой грамотности

Слайд 21

Методический материал:

Слайд 22

Планируемые результаты-дети должны понять , что… 1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются. 2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить. 3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести . 4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине). 5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде). 6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности). 7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь). 8. Финансы – это интересно и увлекательно.

Слайд 23

Рекоменации родителям, педагогам по экономическому воспитанию детей Не скрывайте от ребенка, каким способом зарабатываются семейные деньги и на что они расходуются. Объясняйте ребенку, какой вид деятельности какой доход приносит. Просите ребенка купить к обеду продукты на определенную сумму в Вашем присутствии и сделайте это сами. Сравните, у кого и почему это получилось лучше. Если вы решили давать ребенку деньги на карманные расходы, то старайтесь, чтобы на игрушки он купил сам, откладывая желанную покупку на какое –то время. Не превращайте деньги в способ наказания или поощрения. Внушайте ребенку, что ничто не дается даром: надо потрудиться, чтобы зарабатывать деньги. Учите детей понимать разницу между желаниями и нуждами. Они должны уметь соизмерять желания с возможностями семьи и научиться получать желаемое ценой собственных усилий. Читайте и обсуждайте с детьми детскую литературу экономической направленности.

Слайд 24

Список литературы : 1. Антонова Ю.Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с.: ил. 2. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. А. М. Виноградовой. М. — 1989.-159 с. 3. Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика детям, большим и маленьким -М.:ТЦ Сфера, 1994.-157 с. 4. Сасова И. А. Экономическое воспитание детей в семье. М. — 1989.-137 с. 5. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или,как мы играем в экономику:Учебное пособие: СПб, 2001.-130 с. 6. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольникас азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. -М.:АРКТИ, 2006.-88 с. 7. Смоленцева, А. А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А. А. Смоленцева, М. А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.-с. 12-16 8. Ульева Е. Откуда берутся деньги?: Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 45 с. 9. Шатова А. Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А. Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.-с. 21-23. 10. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256 с. 11. Шорыгина Т. А.Беседы об экономике: Методические рекомендации. — М.:ТЦ Сфера, 2017.- 96 с.

Слайд 25

Спасибо за внимание

Стратегия — научить

Обновление государственных образовательных стандартов стало следствием масштабной работы многих федеральных министерств и ведомств и Банка России, начало которой заложил в 2010 году Минфин России в проекте «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Умение людей распоряжаться своими финансами, овладевать базовыми экономическими навыками — залог и неотъемлемая часть политики устойчивого экономического развития целой страны. При этом социологические исследования того времени демонстрировали низкую финансовую культуру и недостаточный уровень финансовой грамотности россиян.

Так, в 2011 году мониторинг уровня финансовых знаний показал, что более половины опрошенных не готовы к ответственности за собственные финансовые решения, не осознают важности материальной подушки безопасности. 38% граждан не сравнивали финансовые предложения перед подписанием договора и считали, что в принципе не способны разобраться в сути предлагаемых финансовых услуг. С базовым тестом по финансовой арифметике справились тогда лишь 33% россиян, участвовавших в исследовании.

На основе статистических данных и общей картины тотального игнорирования большинством россиян роли финансовой грамотности в повышении уровня их жизни выявилась необходимость в последовательном формировании системы финансового образования. Логичным продолжением начатой работы стало появление в 2017 году Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации до 2023 года (далее — Стратегия). В разработку и реализацию Стратегии активно включились не только представители Минфина России и Банка России, но и органы управления образованием, региональные власти, бизнес, педагогическое сообщество и многие другие стейкхолдеры.

Одна из задач новой политики — повышение качества финансового образования людей и пропаганда финансово здорового образа жизни. Финансово грамотный россиянин должен уметь осознанно выбирать товары и услуги, управлять своими доходами и расходами, знать об уловках мошенников и уметь им противостоять, добросовестно исполнять кредитные обязательства, формулировать цели личных сбережений. Важно не только дать знания, рассказать и предупредить, но и помочь людям научиться жить по правилам финансового ЗОЖ. И развивать эти навыки нужно с самого детства.

Чему научат в школе

Формирование базовых поведенческих навыков, в том числе навыков финансового поведения, происходит в детстве. Именно поэтому одним из векторов работы в рамках Стратегии стало введение элементов финансовых знаний в школьную программу.

Изменения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) открывает перед государством новые возможности и дает учителям дополнительные инструменты для работы по воспитанию финансово грамотного поколения. Восполнять недостаток финансовых знаний школьники будут в рамках классического образовательного процесса — в рамках учебных часов и привычных им предметов.

Первые знания о финансах младшие школьники получат на уроках математики и окружающего мира. Они будут учиться проецировать простейшие математические схемы на типичные жизненные ситуации, составлять личный и семейный финансовые планы. Узнают, что такое личная и финансовая информация и как ее хранить, научатся соблюдать правила безопасного финансового поведения и формирования личных сбережений.

В 5–9-х классах азы финансовой грамотности ученики освоят на уроках обществознания, математики и географии. Их будут обучать рациональному отношению к личным финансам, научат оценивать риски, связанные с предпринимательской деятельностью, покажут примеры финансового мошенничества, ознакомят с правами потребителей финансовых услуг, расскажут о том, как составлять личный финансовый план. Ученики попробуют свои силы в заполнении электронных форм документов, составлении простейших заявлений, обращений, деклараций, доверенностей и других документов, связанных с проведением финансовых операций.

Изучение финансовой грамотности на уроках географии поможет детям расширить кругозор на мировом экономическом пространстве. Школьники откроют для себя такое понятие, как качество жизни человека, и научатся определять уровень финансового благополучия.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Анна Горелик, замруководителя Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина России

По сути, на наших глазах создается новая информационная среда. На примере элективных занятий по финансовой грамотности мы уже наблюдаем позитивную картину: многие школы, ученики и родители заинтересованы в этих знаниях.

Элементы финансовой грамотности в новых ФГОС распространяются на предметы, напрямую связанные с вычислениями и экономической сферой. Наиболее гармонично они вписываются в математику и обществознание. Например, на уроках математики, изучая проценты, можно вместо решения задач с кусочками пирога планировать личный или семейный бюджет либо изучать пользование кредитами.

Именно эти школьные предметы позволяют внедрить базовые финансовые знания в школьную программу наиболее естественным образом. Но Минфин России разработал рекомендации по встраиванию элементов финансовой грамотности и в другие дисциплины. Мы надеемся, что в обозримом будущем финансовая грамотность найдет точки соприкосновения с такими предметами, как информатика, основы безопасности жизнедеятельности, история, литература, иностранные языки, — ведь финансы пронизывают всю нашу жизнь.

Все методические и обучающие материалы по финансовой грамотности — учебники, поурочные презентации, игровой и видеоконтент — созданы за счет средств федерального бюджета и безвозмездно передаются в российские школы или публикуются в открытом доступе.

Уметь научить

Безусловно, большая роль в популяризации финансовой грамотности в школе отводится педагогам. Профессиональные компетенции современных учителей позволяют им быстро осваивать новый материал и методики преподавания, но важно, чтобы педагог осознавал свое место и новую роль в учебном процессе.

Чтобы образование как можно более просто, безболезненно и быстро «подружилось» с основами финансовых знаний, для всесторонней поддержки учителей, методистов, преподавателей, консультантов на базе ведущих вузов России — МГУ имени М.В. Ломоносова, НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ), РАНХиГС и Финансовый университет при Правительстве РФ — были созданы четыре федеральных методических центра. Два из них — на базе ВШЭ и РАНХиГС — специализируются именно на повышении квалификации в области финансовой грамотности педагогов российских школ.

При поддержке Минфина России федеральные методические центры развивают образовательные практики и современные обучающие программы, необходимые контрольно-измерительные материалы, проводят занятия по подготовке и переподготовке педагогов.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Николай Иосифович Берзон, руководитель Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования Высшей школы экономики, доктор экономических наук, профессор

При введении элементов финансовой грамотности в школьную программу мы сталкиваемся как минимум с двумя проблемами.

Первая проблема заключается в том, что на сегодняшний день в школе нет отдельного обязательного предмета, посвященного финансовой грамотности (только элективный курс), а в масштабах целой страны недостаточно школ с подобным опытом. Вторая проблема — в школах недостает подготовленных учителей, которые могли бы преподавать этот предмет или его элементы внутри других дисциплин. Педагогические вузы готовят учителей русского языка, математики и других предметов, но не финансовой грамотности. Поэтому наша задача — обучать учителей и помогать им транслировать полученные знания своим ученикам.

Кроме обозначенной проблематики можно отметить, что на предыдущем этапе введения финансовой грамотности в школьную программу мы столкнулись с проблемой непонимания со стороны некоторых директоров и администраторов школ. Курсы по выбору могут занимать до 30% учебного времени; какие из них выбрать, решает школа. Там, где администрация региона рекомендует изучать финансовую грамотность, этот курс читается, там же, где идеей экономического просвещения пока не прониклись, предпочтение отдается другим областям знаний.

Проблема в том, что, прослушав наши курсы, учителя повышают личные экономические знания, а донести их до учеников иногда не имеют возможности: в школе нет такого элективного курса. То есть учителей мы обучили, но над учителем стоит директор. Чтобы содействовать распространению в школах идеи финансовой грамотности, мы организовали короткий обучающий семинар для директоров и администраторов школ. Похожая система уже используется, например, Федеральным методическим центром для высшей школы на базе МГУ имени М.В. Ломоносова: он обучает как вузовских преподавателей, так и администраторов. После прохождения обучения функционеры от образования осознают, что есть национальная Стратегия, что они — участники глобального проекта по повышению финансовой грамотности в стране, что губернаторы их регионов отчитываются за реализацию задач по повышению финграмотности, в том числе и в образовательных организациях. Таким образом, понемногу руководители на местах начинают иначе относиться к предложениям учителей или родителей ввести в школе курс по финансовой грамотности.

Реализация этой задачи выглядит весьма глобально. С 2018 года по заказу Минфина России было разработано семь 24-часовых программ повышения квалификации педагогов по методике преподавания финансовой грамотности в рамках школьных предметов, а также 36-часовая программа продвинутого уровня для педагогов, которые уже преподают финансовую грамотность.

Сейчас региональные и межрегиональные методические центры созданы по всей России. В 81 регионе уже ведется работа с педагогами. В планах к началу 2022 года охватить все 85 субъектов Российской Федерации.

С 2016 по 2020 год подготовку по различным программам повышения финансовой грамотности прошли более 33 тыс. человек — в частности, по базовой 72-часовой программе повышения квалификации и программам внедрения элементов финграмотности в обязательные школьные дисциплины. В этом году переподготовку на базе РАНХиГС прошли 2 735 учителей, на базе Высшей школы экономики — 4 849 учителей, в процессе учебы — еще 680 человек. А в общей сложности до конца 2021 года РАНХиГС обучит 12 550, а ВШЭ — 10 200 учителей.

При поддержке Минфина России разработаны методики и методические пособия для преподавания финансовой грамотности в начальных, средних и старших классах в качестве отдельной дисциплины по выбору (12–16 академических часов), а также краткосрочная программа повышения квалификации педагогов по курсу повышения финансовых компетенций (24 академических часа). Кроме того, в этом году в РАНХиГС разработаны две полностью дистанционные 36-часовые программы по обучению финансовой грамотности учителей. На подходе еще две заочные программы по методике преподавания финансовой грамотности в основной и средней школе. Подобный формат ориентирован прежде всего на учителей из отдаленных уголков страны, куда ранее не доходили программы федеральных методических центров, а также на тех учителей, которые по разным причинам не могут проходить обучение в очном формате.

17 млн учебно-методических комплектов по финансовой грамотности для учеников, учителей и родителей в течение 2020-2021 годов уже поступили в 51 российский регион. Это самый большой печатный тираж учебников в истории современной России.

К работе в рамках Стратегии активно подключился и Центральный банк Российской Федерации. По его заказу была разработана еще одна линейка учебников по финансовой грамотности для младших и для средних классов, сборники математических задач по финграмотности, а также электронные материалы — онлайн-уроки и игра. Таким образом, у школ появился выбор между учебно-методическими комплектами и дополнительными материалами, которые разработаны Банком России и Минфином России, а вместе с тем появилась возможность комбинировать учебные материалы для создания максимально эффективной среды по внедрению финансовой грамотности в школах.

Однако даже при таком, казалось бы, фундаментальном и всестороннем подходе полностью избежать трудностей в работе по внедрению в российские школы финансовой грамотности пока не удается. Огромная территория страны, удаленность отдельных регионов, региональная специфика и глобальные задачи программы пока еще ставят все новые задачи, которые непременно нужно решать.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Михаил Чесноков, директор Федерального методического центра повышения финансовой грамотности населения РАНХиГС

Включение финансовой грамотности в ФГОСы — это то, что мы,вузы, которые готовят учителей, ждали последние пять лет. Действительно, основные проблемы, с которыми мы сталкивались при обучении, — нежелание руководства школ включать курс в программу и загруженность учителей. Сейчас наконец-то мы сможем увидеть плоды своей деятельности в реальной школьной практике.

Ближайший шаг, который необходимо сделать федеральным центрам по подготовке учителей, — это обратить свое внимание на студентов педагогических вузов: магистров и старших бакалавров, будущих педагогов. Их нужно не переучивать по финансовой грамотности в статусе учителя, а направлять в школу уже подготовленными специалистами. Рассчитываем, что такая работа будет начата в будущем году.

Финансовая грамотность не должна стать скучным школьным предметом, она как раз во многом призвана «расшевелить» и наполнить жизнью классические школьные дисциплины: математику, географию, литературу. Поэтому мы предлагаем школам множество качественных активностей, созданных и успешно апробированных под эгидой Минфина России: фестивали, чемпионаты, викторины, брейн-ринги и т.д. — все это найдет свое место в жизни школьника, повышающего свою финансовую грамотность. За счет таких мероприятий можно прививать интерес к повышению финансовой культуры как подрастающему поколению, так и родителям. И этим тоже необходимо заниматься!

Знания — из семьи 

Сегодня перед российским образованием стоит много новых нетривиальных вызовов, учиться приходится всем: не только на каждом уровне образовательной системы, но и на разных уровнях социума. Конечно, огромная роль в воспитании финансово грамотного поколения отводится семье. Именно родители поддерживают стремления своих детей, направляют их, дают необходимые ресурсы для развития, вдохновляют своим примером.

Для семейного обучения при поддержке Минфина России был создан ряд практических материалов, игровых программ, видеокурсов по финансовой грамотности, тематических мультфильмов, сказок и др. — целый комплект материалов для укрепления «финансового иммунитета» всей семьи.

Школа всегда обеспечивала целостность отечественной системы образования и чутко реагировала на изменения в обществе. Глобальные мировые потрясения, развитие технологий, экономические колебания заставляют государство обеспечивать новые условия для благополучия своих граждан. Сегодня это условие — высокий уровень финансовой грамотности. И в воспитании уверенных, знающих, экономически активных пользователей финансовых услуг большие надежды возлагаются именно на школу.

Финансовая грамотность для детей: книги и мультфильмы

Большинство психологов склоняется к мнению, что финансовое воспитание ребенка следует начинать в возрасте от двух лет. Чем раньше у ребенка сформируется правильное представление о деньгах и связанные с ними действия, тем быстрее и увереннее будут ее шаги на пути к финансовому успеху.

Основные правила финансового воспитания

  1. Объясните ребенку, что деньги — это инструмент получения вещей и услуг. Это легко сделать на конкретных примерах осуществления покупок или оплаты услуг. Не преувеличивайте и не уменьшайте значение денег в жизни человека — избегайте фраз вроде «деньги — это цель жизни! Без них ты — никто!» или «Деньги — это ничто! Пришли и ушли». Подобные фразы формируют у ребенка ложное представление и могут вызвать комплексы, неправильные жизненные установки в будущем.
  2. Расскажите ребенку о своей работе. Объясните, что для получения денег люди работают. Познакомьте с различными профессиями и опишите примерно, какая профессия какой размер дохода приносит. По возможности возьмите ребенка с собой на работу, чтобы он смог увидеть ваш труд и понял, что деньги просто так не появляются в кошельках родителей. Если вы — владелец бизнеса, расскажите историю его создания. Так у малыша возникнет понимание ценности человеческого труда.
  3. Приобщайте ребенка к совершению покупок. Для маленьких (2-5 лет) следует начать с игры в «магазин», а затем перейти к реальным покупкам: позвольте ребенку выбрать товар (игрушку, конфету, что угодно) и расплатиться за него в кассе. Детей старше пяти лет можно привлекать к выбору продуктов в супермаркете, или давать конкретные задачи. Например, выбрать сок или молоко, или приобрести самостоятельно хлеб в вашем присутствии. Во время покупок размышляйте вместе с ребенком, принимая определенные решения по покупке товаров, сравнивайте стоимость, количество, размышляйте над целесообразностью приобретения. Такие семейные походы в магазин научат ребенка тому, что каждая вещь имеет свою цену, как выбирать товары и как определять приоритеты во время покупок.
  4. Сделайте копилку. Объясните ребенку, что, собирая деньги в копилку, можно накопить на заветную игрушку. Придумайте определенный ритуал, связанный с наполнением копилки. Например, каждый вечер давайте ребенку несколько монет и вместе кладите их в копилку, считайте, сколько есть денег, и сколько еще нужно. Для малышей ставьте краткосрочную цель, иначе ребенок быстро потеряет интерес из-за чрезмерного ожидания осуществления мечты. Для младшего школьного возраста можно уже ставить более долговременные и ценные цели. Так ребенок усвоит принцип сбережения: если отказаться от определенных краткосрочных прихотей, то можно быстрее накопить на более стоящую и важную вещь. Например, отказавшись от покупки лишних сладостей или безделушек, можно будет быстрее приобрести новый конструктор.
  5. Позвольте ребенку иметь карманные деньги. Конечно, первым источником их получения будут кошельки родителей, однако главное здесь — четкая периодичность и лимит суммы. Например, 100 гривен в неделю. Если ребенок сразу потратит деньги, остальное время до следующей недели ему придется обходиться без них. Не давайте деньги по первому требованию и бесконтрольно, иначе ребенок не научится распределять свой бюджет и нести ответственность за свои решения. Интересуйтесь, как ребенок тратит эти деньги, помогите ему вместе определиться со своими целями, во время разговора анализируйте и подсказывайте, однако не навязывайте своего мнения. Главное, чтобы ребенок почувствовал самостоятельность.
  6. Не скрывайте от ребенка финансовых дел семьи. Объясняйте свои возможности и аргументируйте те или иные решения. В более взрослом возрасте приобщают к обсуждения семейных финансовых вопросов.

Вас может заинтересовать: Банковская карта для детей: преимущества и риски

Книги для детей о финансовой грамотности 

На помощь родителями в финансовом воспитании ребенка пригодятся следующие книги:

  • Рон Либер «Как говорить с детьми о деньгах».

Книга метит советы родителям: как доступно отвечать детям на трудные вопросы о деньгах и как формировать правильное отношение к ним.

  • Сергей Биденко и Ирина Золотаревич «Как рассказать детям о деньгах».

Издание содержит 100 домашних игр и практик, которые в непринужденной форме познакомят с финансами детей от 2 до 16 лет. Также вы найдете здесь советы и примеры обсуждения ситуативных задач.

  • Сергей Биденко и Ирина Золотаревич «Книга юного предпринимателя».

Книга научит юного читателя отслеживать доходы и расходы, экономить и начать собственное дело. Авторы предлагают девять детальных планов для бизнеса.

  • Анна Гресь «Финансовая грамотность для детей».

Это серия из двух книг и рабочей тетради с интерактивными заданиями, в доступной форме познакомят детей с понятиями инвестиций, бизнеса, банковского дела и благотворительности.

  • Кира Вермонд «Тайная жизнь денег».

С помощью ярких иллюстраций и примеров эта книга дает понятие о наличных расчетах, инвестирования и кредитования.

  • Бодо Шефер «Пес по имени Мани, или азбука денег». Сказка о дружбе 12-летней девочки Киры и пса по имени Мани, который знает все о деньгах и учит свою подругу основам обращения с деньгами.
  • Роберт Т. Кийосаки и Шэрон Л. Лектер «Богатый папа, бедный папа». Книга повествует не о финансовых понятие, а об отношении к деньгам. Полезно будет как родителям, так и детям.

Мультфильмы для детей о финансовой грамотности 

  • «Смешарики»

В доступной форме рассказывают детям о доходах, расходах, сбережения, личный бюджет, кредит и страхование

  • «Три кота»

Серия под названием «Поход в магазин» — станет наглядным примером для малышей как рационально потратить деньги.

  • «Фиксики»

. В одном из множества эпизодов мультсериала, малыш Игрек рассказывает, как печатают деньги и как отличить оригинал от подделки.

  • «Азбука денег. Уроки тётушки Совы»

«Азбука денег» включает в себя 13 серий. В них раскрываются понятие денег, цены, семейного бюджета, финансового планирования, заработка, кредита и депозита и структуры экономики. В каждом эпизоде — интересный исторический факт.

Помните, что примером для наших детей являемся мы и наши поступки, а потому, чтобы научить ребенка основам финансов, повышайте собственную финансовую грамотность, занимайтесь самообразованием и самосовершенствованием, принимайте взвешенные и эффективные финансовые решения! Успехов!

Что такое финансовая грамотность и почему она важна для детей?

Под финансовой грамотностью понимается не только набор навыков грамотного распределения собственных денежных средств, но и в целом восприятие денег и способов их заработка, инвестирования и траты.

Прививать финансовую грамотность с детства нужно, чтобы сформировать у ребенка правильные привычки по формированию капитала и обращения с ним. А также поможет уберечь ребенка от незаконных финансовых схем.

Развитие финансовой грамотности у дошкольников

Для дошкольников подойдут следующие методы формирования навыков обращения с деньгами.

Знакомство с работой родителей

Ребенку в возрасте от 3 до 7 лет нужно объяснить, что люди получают деньги за собственный труд.

Родителям следует:

  1. Показать, как устроен трудовой день. Привести дитя на собственное рабочее место.
  2. Объяснить, что денежные средства нужны лишь для удовлетворения нужд семьи и что они не являются критерием, по которому оценивается окружающий мир.
  3. Разделить понятие труд и досуг.

Игры с деньгами

Следует также знакомить ребенка с деньгами. Показывать, как выглядят купюры и монеты. Рассказываю о том, какова их ценность.

С купюрами можно придумать игры. К примеру, разделять пачку денег по цветам либо номиналу. Так чадо не только познакомиться с банкнотами, но и увлечется математикой.

Мультики про деньги

Дети легко усваивают информацию, поданную в мультфильмах. Поэтому стоит включать образовательные серии из мультфильмов «Смешарики», «Фиксики», «Три кота».

Также есть специализированные мультики и ролики на сайте финансовая культура.

«Купи-продай»

Иначе игра в магазин. Подойдет для формирования детской финансовой грамотности. В частности, донесет до ребенка привычки правильного шоппинга.

Для игры можно использовать не только листы с деревьев, но и настоящие деньги.

Ребенок должен сыграть в роли кассира и продавца, чтобы научиться подсчитывать деньги.

Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста

Занятия с младшеклассниками

Психики и сознание ребят младших классов отличается. Поэтому в работе с ними нужно применять те техники, которые научат их совершать покупки, копить и подсчитывать деньги. Это навыки понадобятся для приобретения обеда в школе.

Объяснение цены вещей

Родитель должен объяснить, почему цены на товары отличаются. Научить самостоятельно оплачивать покупки.

Можно на данном этапе внедрять практики поощрения.

Поощрять необходимо не за выполнение обязанностей, а за те действия, что дитя выполнил по своей воле.

Чтение книг по финансовой грамотности

На первых этапах чтение должно проходить совместно с одним из родителей. Задача родителя – привить любовь к чтению и познанию.

Чтение может стать эффективным инструментом, если использовать интересные книги.

Список подходящих книг:

  1. «Финансовая грамотность» С.Федин.
  2. Б.Шефер «Пес по имени MoneY».
  3. «Удивительные приключения в стране Экономика» И.Липсиц.

Детские приложения

формирование финансовой грамотности детей

«Финзнайка»

Нацелено на школьников 1-4 классов. Приложение содержит разные форматы игр для повышения финансовой грамотности: тесты, загадки и др.

Родители могут в приложении создавать собственные задания.

«Умназия»

Образовательная онлайн-платформа. Курсы площадки познакомят ребенка с банковскими продуктами и закономерностями денежного оборота, научат грамотно обращаться с деньгами.

«Монополия»

Известная игра подойдет для развития навыков обращения с деньгами, целеустремленности, самостоятельности. Сформирует осознание, что чтобы получить предмет, нужно потратиться.

Методы развития учеников средних классов

Ученикам в возрасте 11-14 лет нужно давать карманные средства. Тогда ребенок приобретет опыт распоряжения собственными денежными средствами. Осознает, что большая покупка требует накоплений.

Задача родителей – развить навык накопления и сравнения расходов и доходов.

Разговоры о регулярных расходах семьи

В возрасте 11 лет школьники понимают, что кто из родителей приносит деньги в дом. Но в его представлении расходы родителей огромны. Поэтому следует рассказывать ребенку о стоимости обязательных затрат.

Также можно затронуть тему инфляции и финансовых обязательств перед государством.

Выдача карманных денег на месяц вперед

Разовьет навык планирования. Когда дитя получит месячную сумму карманных средств, он будет самостоятельно решать, как распределить средства, чтобы их хватило на месяц.

Родителю в этом процессе нужно быть строже и не делать поблажек. Иначе усилия будут напрасны.

Приложения для планирования

Мотивировать и контролировать могут специализированные приложения. Они учитывают доходы и расходы, предостерегают от ненужных покупок, напоминают о цели накоплений.

К ним относятся:

  • «Panda Money».
  • «Bankaroo».
  • «Alzex Finance».

Если у ребенка имеется банковская карта, то необходимо скачать приложении соответствующего банка.

Сложные настольные игры

Объясняют, как построить и расширить собственный бизнес, как выдержать конкуренцию.

Список игр:

  • «Антимонополия».
  • «Капитал».
  • «Денежный поток».
  • «Миллионер» либо «Миллиардер».

Развитие финансовой грамотности старшеклассников

В возрасте 14-18 лет ребенок может получить первый трудовой опыт. Тогда он поймет, каким трудом зарабатываются средства. Подойдет более осознанно к тратам.

Ознакомиться с процедурой оформления договора и научиться отличать мошенников.

Составление общего финансового плана

Родитель должен предложить старшекласснику распределить денежные средства. Определить сумму на обязательные и второстепенные расходы, отложить средства на накопления и черный день.

Финансовые лайфхаки

Методика «5 конвертов», согласно которой деньги раскладываются по конвертам. Суммы 4 конвертов тратятся в течение месяца. В 5 конверте находятся средства, которые откладываются.

Чтение интересных книг

Литература у старшеклассников должна быть серьезнее.

Детскую финансовую грамотность можно подтянуть с помощью следующих публикаций:

  1. Комикс «Экономикс».
  2. Книга Р. Кийосаки «Богатый папа, бедный папа», адаптированная под детскую аудиторию.
  3. «Юный инвестор» К.Бейтам.

Как научить ребенка зарабатывать карманные деньги?

Необходимо сформировать понимание, что деньги ребенок получит за работу либо в качестве подарка на день рождение.

Средства можно получать как от родителей, так и от соседей, пожилых знакомых людей за:

  1. Выгул собак.
  2. Помощь по дому, в саду и на огороде пожилым людям.
  3. Выполнение поручений родителей и т.д.

Зачем приобщать ребенка к благотворительности?

Чтобы ребенок понял, что деньги можно потратить не только в эгоистических целях. Осознал, что может помочь решить социальную проблему. Прочувствовал собственную причастность к важному делу.

Родитель должен позволить чадо выбрать сферу благотворительности.

Воспитание мудрого отношения к деньгам

Строится на следующих принципах:

  1. Откровенность в разговоре о деньгах. Восприятие детей должно быть реалистичным.
  2. Доступность. Родители должны объяснять на понятном детям языке.
  3. Лояльность. Родители не должны наказывать за неправильное распоряжение денежными средствами. Тогда повзрослевший член семьи в будущем спросит совет у родственников о том, как правильно решить финансовую проблему.

  • Примеры таланта в литературе для сочинения
  • Примеры сочинения на тему интересная встреча
  • Примеры сочинения по картине а пластова летом
  • Примеры сочинения описания внешности человека 7 класс
  • Примеры сочинения описания по картине