Сочинения по направлению Преступление и Наказание — вечная тема
Варианты сочинений для подготовки к итоговому сочинению
Сочинение на тему:
Проблема добра и зла в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Главный философский вопрос романа Достоевского «Преступление и наказание» — границы добра и зла. Писатель стремится определить эти понятия и показать их взаимодействие в обществе и в отдельном человеке.
В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом. Раскольников необыкновенно добр и человеколюбив: он горячо любит сестру и мать; жалеет Мар-меладовых и помогает им, отдает последние деньги на похороны Мармеладова; не остается равнодушным к судьбе пьяной девочки на бульваре. Сон Раскольникова о забитой насмерть лошади подчеркивает гуманизм героя, его протест против зла и насилия.
В то же время он проявляет крайний эгоизм, индивидуализм, жестокость и беспощадность. Раскольников создает античеловеческую теорию «двух разрядов людей», которая заранее определяет, кому жить, а кому умереть. Ему принадлежит оправдание «идеи крови по совести», когда любого человека можно убить ради высших целей и принципов. Раскольников, любящий людей, страдающий за их боль, совершает злодейское убийство старухи-процентщицы и ее сестры, кроткой Лизаветы. Совершив убийство, он пытается утвердить абсолютную нравственную свободу человека, что, по существу, означает вседозволенность. Это приводит к тому, что границы зла перестают существовать.
Но все преступления Раскольников совершает ради добра. Возникает парадоксальная идея: в основание зла положено добро. Добро и зло борются в душе Раскольникова. Зло, доведенное до предела, сближает его со Свидригайловым, добро, доведенное до самопожертвования, роднит его с Соней Мармеладовой.
В романе Раскольников и Соня -г- это противостояние добра и зла. Соня проповедует добро, основанное на христианском смирении, христианской любви к ближнему и ко всем страдающим.
Но даже в поступках Сони сама жизнь стирает границу между добром и злом. Она совершает шаг, полный христианской любви и добра по отношению к ближнему, — продает себя, чтобы не дать умереть с голоду больной мачехе и ее детям.
А себе, своей совести, она причиняет непоправимое зло. И опять в основание зла заложено добро.
Взаимопроникновение добра и зла можно увидеть и в кошмаре Свидригайлова перед самоубийством. Этот герой совершает в романе цепь злостных преступлений: изнасилование, убийства, растление малолетних. Правда, факт совершения этих преступлений автором не подтверждается: в основном это сплетни Лужина. Зато совершенно точно известно, что Свид-ригайлов устроил детей Катерины Ивановны, помог Соне Мар-меладовой. Достоевский показывает, как в душе этого героя происходит сложная борьба между добром и злом. Достоевский пытается провести в романе границу между добром и злом. Но человеческий мир слишком сложен и несправедлив, в нем стираются границы между этими понятиями. Поэтому Достоевский видит спасение и истину в вере. Христос для него — высший критерий нравственности, носитель истинного добра на земле. И это единственное, в чем писатель не сомневается.
Сочинение на тему: В чём различие между ошибкой и преступлением?
Каждый из нас время от времени ошибается. Сложно представить жизнь без ошибок, ведь невозможно знать практически все. Опыт приходит с годами, вместе с ним за плечами оказывается немало очевидных промахов.
Последствия совершенных поступков могут дать знать о себе через многие годы. И хотя человек пытается предугадать исход определенного события, он не в силах прогнозировать встречающиеся на пути случайности. В итоге кажущееся тщательно продуманным и взвешенным действие может обернуться существенным просчетом.
Со временем мы учимся заранее учитывать возможные случайности. Ошибки учат человека – как собственные, так и чужие, но того, кто упорно топчется по граблям сложно назвать мудрым и рассудительным. В этом случае человек либо не способен критически мыслить и анализировать ситуацию, либо упрям и просто не желает поступаться взглядами, даже понимая ошибочность суждений. Умный оценивает ситуацию с разных точек зрения, поэтому ему проще принять иную точку зрения и признать неправоту. А вот ограниченного невозможно переубедить, он срастается с личным видением настолько, что отбрасывает даже железные факты и аргументы.
Бытовые ошибки влияют на судьбы окружающих, а профессиональные способны обернуться трагедией. Если врач поставит неверный диагноз и будет настаивать на определенном методе лечения, его настойчивость может привести к летальному исходу. Ошибка полицейского может обернуться тюрьмой для невиновного, а просчет водителя – серьезным ДТП.
У каждого из нас есть право на ошибки, но их нельзя повторять. Любое поражение требует тщательного анализа и взвешенного решения. Не стоит отстаивать собственную правоту везде и во всем – по меньшей мере, это глупо. Умение признавать ошибки присуще лишь сильным личностям, не боящимся здоровой критики.
Некоторые люди даже при осознании неправоты продолжают настаивать на своем. Им просто не хватает храбрости, они не готовы чувствовать вину и меняться. Упрямство – неплохое качество, но не всегда уместное. Греческий философ Аристотель еще в древности заметил, что «каждому человеку свойственно ошибаться, но никому кроме глупца, не свойственно отстаивать ошибочное мнение».
Сочинение на тему: Всегда ли можно оправдать преступление
Сочинение-рассуждение по роману Ф.М. Достоевского «Война и мир».
Мы живем в мире, где каждый день происходит как что-то хорошее, так и нечто ужасное. Круговорот событий и обстоятельств заставляет людей идти на совершение не совсем правильных поступков, которые иногда перерастают в преступления. Но всегда ли можно оправдать злоумышленника?
Этот вопрос всегда волновал общество, так как от этого зависит его безопасность. Именно поэтому эта тема нашла отклик как в жизни, так и в литературе.
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» яркое тому подтверждение. Раскольников – главный герой произведения, вокруг которого разворачивается действие романа. Родион Романович очень умный молодой человек, но его разум сыграл с ним злую шутку. Подавленный нищетой и одиночеством, герой в себе вынашивает теорию, которая противоречит всем канонам человеческой свободы.
Её суть заключается в том, что Раскольников всех людей делит на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Родион предполагал, что пролитая кровь «по совести», которая осчастливит человечество, имеет место быть. Исходя из этого, он убил процентщицу Алену Ивановну и её сестру Лизавету. Что же заставило его сделать это? Для Родиона старуха-процентщица – изверг, который рушит человеческие судьбы, эгоистическое существо, не способное на сострадание. Единственный интерес в её жизни – деньги. Лизавета же является полной противоположностью своей сестры. Она добрая, отзывчивая, понимающая, искренняя девушка. Главный герой не желал ей зла, но дабы не подставить себя, убивает её. Раскольников всегда стремился помочь родным, хотел окончить университет, искренне переживал за малознакомых людей.
Он не понимал образ жизни Алены Ивановны и возненавидел её. Тут и зародилась идея об убийстве. Немаловажным фактором стала психология личности Родиона Романовича. Душевные муки, уверенность в своей исключительности, желание испытать себя – все это способствовало преступлению. Но может ли все это стать веской причиной для убийства? Нет. Человек не может вершить судьбы других, он не вправе распоряжаться жизнями людей.
В романе не один Раскольников совершил преступление. Сложные жизненные обстоятельства вынудили Соню Мармеладову продать себя. Её жизнь складывалась не лучшим образом : безответственный алкоголик отец, болеющая мачеха и два ребенка. Все это взвалилось на хрупкие плечи Сонечки. Чтобы хоть как-то прокормить семью, она вынуждена отправиться в публичный дом. Источник духовной стойкости Сони кроется в искренней вере в Бога. Именно она направляла Соню, помогала в трудную минуту. С точки зрения религии девушка совершила далеко не лучший поступок. Достойна ли она прощения? Безусловно! Эта кроткая и беззащитная девушка готова на все ради близких людей, даже переступить священные заповеди.
Жизнь – непредсказуемая вещь, которая часто заставляет людей совершать те или иные поступки. Главное во всей этой суматохи не потерять веру в справедливость. Преступления можно простить лишь в том случае, если оно совершено из благих побуждений и не наносит вред окружающим людям.
Сочинение на тему: Проблема ответственности человека за свои проступки
Каждый человек совершает ошибки, случайно или умышленно это происходит, но в любом случае, он должен будет за них отвечать.
Вспомним, роман М. БулгаковА «Мастер и Маргарита». Прокуратор Иудеи символизирует трусость и подлость, в последствии, наказанную. Побоявшись Иешуа, он приговорил его к смерти и думал, что таким образом избавится от страхов навсегда. Но власть еще не показывает величие человека.
Из-за содеянных поступков Прокуратор страдает и на Земле и в вечной жизни.
Зло всегда будет наказано. В подтверждение тому обратимся к басням И. А. Крылова. В каждой из них присутствует мораль, в которой заключается основная мысль всего произведения. В каждой басне отрицательный герой обязательно будет наказан за безнравственные поступки.
Необходимо наказывать злодеяния, а не поступать, так как надсмотрщики из басни Крылова о Мишке, воровавшие мед. Они «Отставку Мишке дали и приказали, чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут. А Мишенька и ухом не ведет».
Несомненно, бороться с воровством, обманом и другими злодеяниями трудно, если вокруг царит безнаказанность. По прочтении басен Крылова нам становится ясно, что каждый должен в полной мере отвечать за свои поступки.
Существует множество пословиц и поговорок, посвященных теме ответственности человека за свои поступки. Например, Долг платежом красен; В чужом лазу сучок видим, а в своем и бревна не замечаем; Не всякий в дело гож, кто лицом пригож; Взялся за уж, не говорю, что не дюж; Конь о четырех ногах, да спотыкается; Двумя ложками кашу не едят; Не с кого спрашивать, когда сам виноват; Как постелешь, так и выспишься. Смысл этих высказываний один: каждый из нас имеет право на ошибку, все мы ошибаемся и оступаемся, за свои ошибки мы должны платить, чтобы они нам послужили уроком.
Но если же человек намеренно совершает какое-либо злодеяние, то наказан он будет еще хуже и еще жестче.
В. Солоухин в одной из своих публицистических статей пишет о том, что красота живет в душе человека. Однако у строителей, увлекшихся только экономическими и политическими соображениями, отсутствует один простейший критерий насколько эстетично будут выглядеть сооружения сегодня и тем более завтра. Действительно, проблема ответственности за свои поступки актуальна во все времена и остро стоит в современном обществе.
Каждый из нас должен отвечать за свои поступки. Все, кто совершил что-то плохое будет наказан и наоборот — человек, совершивший доброе дело, обязательно будет поощрен судьбой. Ведь ничего е проходит бесследно, каждый наш поступок, каждое слово и действие, влияет на нашу судьбу, и только от нас зависит, как она сложится.
Сочинение на тему: Совместимы ли гений и злодейство
Совместимы ли гений и злодейство в представлении Пушкина?
Могут ли гении совершать злодейские поступки?
Именно эти вопросы возникают при чтении текста советского писателя Д. А. Гранина.
Раскрывая проблему совместимости гениальности и злодейства, автор опирается на собственные размышления, приводит яркие примеры. Рассказчик гулял со знакомым физиком, и они обсуждали трагедию Эйнштейна, подтолкнувшего создание бомбы и бессильного предотвратить Хиросиму. Учёный подчеркнул, что злодейство каким-то образом связано с гением, следует за ним. Это говорит о том, что гениальный человек несёт ответственность за свои открытия, которые не должны приносить человечеству вред. Эйнштейн чувствовал свою ответственность за атомные бомбардировки, хотя не был прямым виновником этого страшного преступления. Горячий спор с физиком заставил рассказчика обратиться к трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери», где звучит высказывание о том, что гений и злодейство несовместимы. Размышляя о судьбе Сальери, автор отмечает в этом композиторе упорный труд, целеустремлённость, но в то же время подчёркивает, что, как только Сальери отравил Моцарта, он перестал быть гением. Из этого следует, что злодейство открыло истинную, тёмную сущность Сальери. Оба примера, дополняя друг друга, подводят нас к мысли о том, что гений не должен совершать безнравственные поступки, таким образом он отрезает себя от всего человечества и перестаёт быть гениальным.
Авторская позиция заключается в следующем: гений и злодейство несовместимы. Нравственное начало становится пробой гения. Человечество отбирает только тех, кто несёт в себе нравственное начало.
Мне близка позиция автора. Действительно, люди считают гениальным только того, кто сочетает в себе талант и нравственность. Если талант переходит на сторону зла, то автоматически перестаёт считаться гением.
В произведении К. Г. Паустовского «Старый повар» молодой Моцарт оказывается у постели умирающего графского повара и выполняет его просьбу – возвращает его во времена молодости, когда он познакомился со своей женой. Моцарт стал играть на клавесине, и слепой старик вообразил себе чудесную картину молодости. Моцарт гениален, потому что его музыка делает людей счастливыми и возвращает в прекрасные времена.
В заключение подчеркну, что гениальный человек должен дорожить своим талантом и не совершать безнравственных поступков, губительных не только для его души, но и для его божественного дара.
Примеры итоговых сочинений на тему
Преступление и Наказание — вечная тема
Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Итоговое сочинение 2021-2022: критерии
Всего есть пять критериев, по каждому можно получить или «зачет» (1), или незачет (0). Первые два критерия — главные: если не получить по ним «зачет», за сочинение его тоже не поставят. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно выполнить два первых критерия + хотя бы один из остальных.
1. Соответствие теме
Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.
2. Привлечение литературного материала
Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы.
3. Композиция и логика рассуждения
Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.
5 абзацев:
- вступление (тезис)
- собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
- аргумент 1 (доказательство и микровывод)
- аргумент 2 (доказательство или контраргумент)
- вывод (итог рассуждений)
Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.
4. Качество письменной речи
Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».
5. Грамотность
«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.
Направления, темы и аргументы для итогового сочинения 2021-2022
Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к литературе позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
Примерные темы:
- Почему людям так нравится путешествовать?
- Согласны ли вы с высказыванием Эмиля Золя: «Ничто так не развивает ум, как путешествие»?
- Как вы понимаете смысл высказывания: «Инвестиции в поездки — это инвестиции в себя»?
- Правда ли, что жизнь странника гораздо интереснее, чем жизнь «домашнего» человека?
- Как найти смысл на жизненном пути?
- Согласны ли вы, что лучший этап любого путешествия — возвращение домой?
«Путешествия лишают тебя дара речи, а потом превращают в лучшего рассказчика» — Ибн Баттута.
- Почему в поездку можно уехать одним человеком, а вернуться совершенно другим?
- Согласны ли вы с высказыванием: «Путешествовать — значит развиваться».
Литературные аргументы:
- «Война и мир» Л. Н. Толстой
- «Вокруг света за 80 дней» Жюль Верн
- «Герой нашего времени» М. Лермонтов
- «Шантарам» Грегори Дэвид Робертс
- «Дети капитана Гранта» Жюль Верн
- «Жена путешественника во времени» Одри Ниффенеггерф
- «Горе от ума» А. С. Грибоедов
- «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов
Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
Примерные темы:
- Что важнее: развитие технологий или духовное развитие?
- Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?
Согласны ли вы с высказыванием А. Эйнштейна: «Стало чудовищно очевидно, что наши технологии превзошли нашу человечность»?
- Может ли прогресс навредить человеку?
- Согласны ли вы с высказыванием: «Лень — двигатель прогресса»?
- Могут ли технологии заменить учителя?
- Как технологический прогресс отражается на природе?
- Один из величайших мифов нашего времени — это то, что технологии сближают нас. Так ли это?
Литературные аргументы:
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «О дивный новый мир» О. Хаксли
- «Отцы и дети» И. С. Тургенев
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
- «1984» Дж. Оруэлл
- «Мы» Е. И. Замятин
- «Голодные игры» С. Коллинз
- «Повелитель мух» У. Голдинг
- «Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин
- «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз
Преступление и наказание — вечная тема
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др
Примерные темы:
- Чем страшен человек без совести?
- Можно ли понять и простить человека, совершившего преступление?
«Тварь ли я дрожащая или право имею…» — в чем заключалась ошибка теории Раскольникова?
- Что может толкнуть человека на преступление?
- Почему каждый человек должен нести ответственность за свои поступки?
- Согласны ли вы с утверждением: «Нет хуже мук, чем муки совести»?
- Должно ли последовать наказание за возмездие?
Литературные аргументы:
- «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
- «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин
- «Голодные игры» С. Коллинз
- «Повелитель мух» У. Голдинг
- «Старуха Изергиль» М.Горький
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
- «Анна Каренина» Л. Н. Толстой
Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Очень интересная и неоднозначная тема! Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Примерные темы:
- С каким литературным персонажем вы себя ассоциируете?
- Почему важно приобщаться к искусству с детства?
- Какое произведение оказало на вас самое большое влияние?
- Правда ли, что искусство может изменить судьбу человека?
- С героем какого произведения вы бы хотели встретиться в реальной жизни и поему?
Литературные аргументы:
- «Зеленая лампа» А. Грин
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
- «Война и мир» Л. Н. Толстой
- «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
- «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
- «Граф Монте-Кристо» А. Дюма
- «Черный человек» С. Есенин
- «Гранатовый браслет» А. И. Куприн
Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Примерные темы:
Какого человека можно назвать гражданином?
Ощущаете ли вы личную ответственность перед государством?
Нужно ли отдавать долг Родине и почему?
Что делает граждан одной страны счастливыми?
Может ли один человек повлиять на общество?
Чего не хватает нашему государству?
За что вы любите Россию?
Кто должен заботиться о тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию: государство или граждане?
Литературные аргументы:
- «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов
- «Война и мир» Л. Н. Толстой
- «Недоросль» Д. И. Фонвизин
- «Похороните меня за плинтусом» П. Санаев
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
- «1984» Дж. Оруэлл
- «Горе от ума» А. С. Грибоедов
Направление «Человек путешествующий – дорога в жизни человека» нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, вымышленной, описанной в книге.
В сочинении можно описать личный опыт путешествий, путевые впечатления других людей, дорожные приключения литературных героев, фантастические перемещения во времени и в пространстве, тему дороги, раскрытую в произведениях искусства. Также дорога может восприниматься как путь научных исследований и творческих поисков. Образ дороги может быть осмыслен не только в конкретном значении, но и в символическом.
Данное направление дает возможность порассуждать о том, как человек на своем жизненном пути приобретает практический и духовный опыт, меняется, начинает лучше понимать самого себя и других людей.
Список художественной литературы, которую можно использовать при написании итогового сочинения по направлению «Человек путешествующий – дорога в жизни человека»:
- Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
- Н.С. Лесков «Очарованный странник»
- М. Горький «Старуха Изергиль»
- М. Горький «Детство»
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
- А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
- Данте Алигьери «Божественная комедия»
- И.В. Гете «Фауст»
- А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»
- Анатолий Рыбаков «Неизвестный солдат»
- Джеймс Джойс «Эвелин»
- Н.В. Гоголь «Мертвые души»
- Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
- Ч. Айтматов «И дольше века длится день»
- Л.Н. Толстой «Война и мир»
- М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
- М.А. Шолохов «Судьба человека»
- А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
- Л.Н. Толстой «Детство. Отрочество. Юность»
Структура итогового сочинения по направлению «Человек путешествующий – дорога в жизни человека»
Важно: вступление и заключение должны составлять в общей сложности 1/3 всего сочинения.
Вступление (60-70 слов)
Во вступлении нужно дать ответ на главный вопрос темы, объяснить ключевые слова, раскрыть основную идею. Именно здесь должны находиться общие рассуждения о проблеме, которую необходимо раскрыть в сочинении.
К примеру, в итоговом сочинении, тема которого будет относиться к направлению «Человек путешествующий – дорога в жизни человека», во вступлении уместно будет порассуждать о жизненном пути человека, о его целях, мечтах, характере. Кроме того, тема сочинения может коснуться непосредственно путешествий и их значений в жизни человека.
Большинство тем данного направления представляют собой вопрос, на который и нужно будет ответить во вступлении. Для этого будет достаточно всего 5-6 предложений, главное понять суть самого вопроса.
Основная часть (200-250 слов)
Должна включать в себя несколько подпунктов. Рекомендовано приводить в качестве аргументов два литературных примера. Каждый пример должен начинаться с нового абзаца. В конце каждого аргумента требуется отдельный микровывод.
- Тезис, пример, вывод. Логический переход к следующему подпункту.
- Тезис, пример, вывод. Логический переход к выводу.
Заключение (60-70 слов)
В заключении подводятся итоги всего вышесказанного. Здесь содержатся конечные выводы и оценки.
Заключение должно быть согласованным со вступлением. Именно отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространённых композиционных ошибок в сочинении.
Если тема итогового сочинения будет относиться к направлению «Человек путешествующий – дорога в жизни человека», в заключении можно будет сделать вывод о том, как нужно пройти человеку свой жизненный путь, чтобы он в итоге ни о чем не жалел или какой следует сделать выбор, когда оказываешься на распутье. Возможно, уместно будет просто оценить влияние путешествий на жизнь человека, доказать, что это не только способ познания мира, но и возможность понять самого себя.
Аргументы для по направлению «Человек путешествующий – дорога в жизни человека»
1. «Кому на Руси жить хорошо»
У каждого путешествия своя цель. К примеру, путешествие семерых странников в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — это поиск счастливого человека, который доволен своей жизнью. У всех героев свое представление о счастье, и они упорно пытаются доказать собственную правду до тех пор, пока истина сама им не откроется.
Странники надеются найти на родной земле райский уголок, поэтому не теряют веры, и продолжают свой путь. Они не просто хотят посмотреть мир, они мечтают понять смысл жизнь, найти ответ на то, что же такое настоящее счастье. Таким образом, на примере путешествия простых мужиков автор показывает проявление душевного богатства всего русского народа.
2. «Очарованный странник»
В повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» мотив дороги является ведущим. Каждый этап жизни главного героя становится новым шагом в его нравственном развитии. В молодости Флягин не отличался серьезным характером. По неосторожности он стал виновником гибели старого монаха, но не сильно тяготился произошедшим. Тогда погибший монах стал являться ему во снах, предсказывая испытания, с которыми Ивану придется столкнуться в будущем.
В итоге судьба главного героя действительно оказывается непростой, много трудностей и лишений поджидало его на жизненном пути. Но он был настолько очарован красотой окружающего его мира, что никакие страдания не смогли сломить его волю.
3. «Старуха Изергиль»
Главная героиня рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» испытала немало горя и радости на своем жизненном пути. Много людей она повстречала, образы некоторых из них навсегда остались в ей памяти. Годы отняли у Изергиль её красоту, потушили блеск в её глазах, сгорбили стройный стан, зато даровали ей мудрость, дали возможность понять жизнь и осознать, в чём заключается истинное счастье.
Не случайно автор включил в свой рассказ две легенды, которые повествует именно Изергиль. В ней есть что-то общее и с Данко, и с Ларрой. Главной героине приходилось жертвовать собой ради других людей, но в то же время свою жизнь она прожила в свое удовольствие, не обременяясь какими-либо обязательствами или условностями. Описывая судьбу Изергиль, М. Горький хотел показать, что идеальных людей не бывает, а в реальных людях может сочетаться и плохое, и хорошее. Главная героиня рассказа – пример того, что каждый сам вправе решать, какую дорогу ему выбрать в жизни.
4. «Детство»
Детство – это начало жизненного пути человека. Но не все вспоминают о нем, как о самом прекрасном периоде в жизни. К примеру, детство Алеши Пешкова – главного героя повести М. Горького «Детство» прошло совсем не беззаботно. После смерти отца, Алеша вместе с матерью уехал в Нижний Новгород к ее родителям. Дедушка Алеши Василий Каширин оказался очень жадным и жестоким человеком. Жизнь в его доме была просто невыносимой. Именно поэтому в скором времени мать Алеши ушла оттуда, оставив мальчика.
Единственной радостью в жизни главного героя была его бабушка, которая дала ему ту любовь, в которой нуждаются все дети. Она рассказывала ему сказки, учила быть добрым и достойным человеком, всячески оберегала его и поддерживала. Если бы не Акулина Ивановна, вряд ли Алеша смог бы выбрать правильную дорогу в жизни, ведь он не жил в то время, а выживал. Однако заложенные бабушкой нравственные ценности сделали его настоящим человеком.
5. «Фауст»
Образ главного героя трагедии «Фауст» И.В. Гете взял из народных легенд. Доктор Фауст странствовал по Германии во времена крестьянских войн и реформ, демонстрируя народу всяческие чудеса. Гете выбрал именно Фауста, потому что мог вложить в уста искателя истины свои собственные мысли.
Гете, как и Фауст, пытался отыскать смысл в жизни. Фауст делает это путем опытов и практической деятельности, обращаясь к магии и трактатам чернокнижников. Но так и не может найти ответ на волнующий его вопрос – есть ли смысл в этой жизни? Чем глубже он познает Вселенную, тем в большем заблуждении оказывается. Со временем он становится готов даже пожертвовать собственной жизнью ради того, чтобы открыть тайну бытия. Но Фауст слишком поздно понимает, к истине можно прийти только при помощи любви и добрых поступков.
6. «Господин из Сан-Франциско»
Главный герой рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» всю свою жизнь посвятил работе, для того чтобы разбогатеть и потратить деньги на долгожданный отдых. И вот он отправляется вместе с женой и дочерью в путешествие на пароходе «Атлантида». Но эта поездка не была его собственным желанием. Не имея своего мнения, господин из Сан-Франциско поддался влиянию тогдашней моды. Он так сильно хотел принадлежать к высшему обществу, что всеми силами старался ему соответствовать.
Однако заранее продуманное путешествие пошло не по плану. В погоне за богатством, главный герой забыл обо всех жизненных ценностях. Он упустил время, которое необходимо было уделять своей семье, поэтому жена и дочь отдалились, стали совсем чужими. Да и сам он давно уже не испытывал к ним никаких чувств. Это путешествие не сблизило их, а лишь проявило уже существующие проблемы. И только внезапная смерть господина из Сан-Франциско расставила все по своим местам. После нее стало понятно, что деньги, связи и статус не имеют никакого значения, когда речь идет об истинных ценностях: любви, дружбе и уважении.
7. «Божественная комедия»
Итальянский поэт Данте Алигьери изобразил в своей знаменитой поэме «Божественная комедия» свое собственное путешествие в загробном мире. Вначале он оказывается в аду, который состоит из девяти кругов, затем в чистилище и в раю. Данте видит удивительные места, встречается с душами грешников, праведниками, ангелами, античными героями, Богом и Люцифером.
Смысл путешествия Данте состоял в том, что он узнал, куда попадают людские души после смерти, и это место определяется земной жизнью человека, его поступками. Примечательно то, что ни Бог, ни Люцифер не решают, куда попадет душа. Грешники по собственной вине оказались в аду, праведники заслуженно попали в рай, а души, которые желают стать лучше и очиститься – находятся в чистилище.
Главная идея «Божественной комедии» заключается в ее структуре: человек может избавиться от заблуждений и страданий, и прийти к божественному просветлению и духовной гармонии через очищение. Вера – единственный путь к спасению, поэтому она должна поселиться в душе каждого человека и стать его ориентиром в жизни.
8. «Евгений Онегин»
Жизнь человека – это череда событий, которые происходят с ним в зависимости от того, какой путь себе он выбрал. Главный герой романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» выбрал неправильную дорогу в своей жизни. Он принадлежит к светскому обществу, все его дни состоят только из развлечений: балы, званые обеды, прогулки, театры. Однако со временем эта пустая жизнь начинает тяготить Онегина, постепенно им одолевает хандра и скука. Отказавшись от петербургской жизни, он отправляется в деревню с надеждой на то, что именно там он найдет себя. Но и деревенская жизнь в скором времени надоедает ему.
Евгений все время пытается найти свое предназначение, но все его попытки остаются безуспешными, и именно в этом и заключается трагедия его жизни. Он лишний человек своего времени, которому нет места в этом мире вне зависимости от того, какой путь он себе выберет.
9. «И дольше века длится день»
Главный герой романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» — путевой рабочий Едигей, который безвыездно прожил сорок лет на небольшой железнодорожной станции. У него была непростая судьба: он прошел Вторую мировую войну, был контужен, познал горе неразделенной любви, не мог найти себе места до тех пор, пока его не пригрел Казангал на железнодорожном разъезде.
На старости лет Едигей стал часто вспоминать о своем прошлом, и думать о том, что он делал правильно, а что нет. Именно эти воспоминания и легли в основу романа, а дольше века длился день, в который хоронили друга Едигея Казангала.
Небольшая точка на карте стала целым миром для Едигея и Казангала. Для них это была не просто железнодорожная станция, а «маленькое связующее звено в разветвленной, как кровеносные сосуды, системе других разъездов, станций, узлов, городов». Здесь навсегда останутся всех их радости и страдания, надежды и тревоги. Железная дорога – это не только удобное средство передвижения для людей, это еще и тяжелый труд, лежащий на плечах простых рабочих с непростыми судьбами.
10. «Война и Мир»
Образ дороги часто приобретает символическое значение жизненного пути. Один из главных героев знаменитого романа-эпопеи Л.Н. Толстого Пьер Безухов выбрал себе трудную дорогу в жизни. В своих исканиях он пошел непростым путем, полным «проб и ошибок». Пьеру пришлось столкнуться с фальшью и лицемерием светского общества, пройти через обман, предательство, разочарование. Затем в жизни молодого графа появилось масонство, которое полностью изменило его мировоззрение, но и эта философия оказалась далекой от истины.
Только Отечественная война приобщила Пьера Безухова к народной правде. Встреча с Платоном Каратаевым изменила всю его жизнь. Постигнув народное виденье мира, Пьер обрел душевное равновесие. Теперь он, наконец, понял, в чем заключается смысл жизни, ради чего человек живет. Находясь в плену, Пьер впервые в жизни почувствовал себя свободным. Он понял свое предназначение, а это значит, что его путь в жизни определился.
Цитаты для направления «Человек путешествующий – дорога в жизни человека»
- «Дорогу осилит идущий». Индийская пословица
- «Независимо от дорог, которые мы выбираем, наша суть приведет нас к одному концу». О. Генри
- «Неважно сколько тебе лет, важно лишь то, сколько дорог ты прошел». Джими Хендрикс
- «Не иди туда, куда ведет дорога. Иди туда, где дороги нет, и оставь свой след». Ральф Уолдо Эмерсон
- «Или мы найдем путь, или мы проложим его». Ганнибал Барка
- «Дорога, которая раньше была почти непроходимой, теперь кажется легкой: все препятствия, однажды преодоленные, нам уже не страшны». Бернард Вебер
- «Ничто так не развивает ум, как путешествие». Эмиль Золя
- «Путешествия лишают тебя дара речи, а потом превращают в лучшего рассказчика». Ибн Баттута
- «У настоящего путешественника нет определенного плана и намерения куда-либо приехать». Лао Цзы
- «Раз в году, посещай место, где ты никогда раньше не был». Далай Лама
Алёна Базан | Просмотров: 3.1k | Оценить:
Наверх
Темы
- Что мешает человеку двигаться вперед?
- Как дорожные приключения героев классики запомнились Вам лучше всего и почему?
- Для чего люди путешествуют?
- Что человек находит в путешествиях?
- Как не потерять свою дорогу в жизни?
- Как Вы понимаете выражение «пошел по кривой дорожке»?
- Как выбрать правильную дорогу в жизни?
- Дорога чести: вечный ориентир или устаревшее понятие?
- Как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт?
- Что меняет жизненный путь человека?
- Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?
- Как не сбиться с жизненного курса?
- Что означает фраза «сбился с пути»?
- Как путешествие позволяет познать внутренний мир человека?
- Исторический путь России: какой он?
Аргументы
- И.А. Гончаров, «Обломов». Человеку мешает двигаться вперед только его лень. Главный герой романа каждый день добровольно проводит в постели, хотя ничем не болен. Он не выходит из душной и неубранной комнаты и довольствуется засаленным халатом, ведь ему никуда не нужно, ничего не хочется. Взрослый мужчина в расцвете сил не работает, не заводит семью, не имеет даже хобби. А тем временем приказчик присылает очередное письмо, сулящее снижение доходов помещика. Что предпринимает Илья Ильич? Ничего. Он так и не находит силы воли, чтобы спасти себя от разорения. Все насущные дела он перекладывает на Штольца, а бытовые обязанности уже лежат на Захаре. Герой ленится встать с кровати и начать жить полноценно. Поэтому в жизни Обломова ничего не меняется к лучшему: он застыл на месте и не развивается. Именно лень тормозит его на жизненном пути.
- М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Автор очень ярко описал приключения Печорина в дороге. Герой путешествовал, чтобы разогнать тоску и получить новые жизненные впечатления. Переезжая с места на место, Григорий находил интересные знакомства и участвовал в авантюрах, которые хоть как-то его развлекали. В Тамани герой раскрыл таинственных контрабандистов и едва не погиб в схватке с Ундиной — ловкой и смелой преступницей. В Кисловодске он встретил давнюю возлюбленную, вскружил голову наивной Мери и убил на дуэли подлеца Грушницкого. А на службе в отдалённом горном селении он украл местную красавицу Бэлу. Все эти приключения выходят за рамки обыденности и волнуют кровь читателя, ведь очень интересно узнавать о необычных случаях из жизни героя, каждый из которых мог закончиться для него гибелью. Описание этих путевых историй и впечатлений интригует и затягивает даже сегодня.
- А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». В дороге человек лучше всего узнает страну, в которой живет. Народ и его менталитет проявляются наиболее ярко именно в путешествии через города и села. Вот и рассказчик в романе Радищева проехал длинную дорогу из Петербурга в Москву, чтобы увидеть настоящую жизнь крестьян и понять их. Картины нравов и быта простых людей поразили дворянина. Например, он услышал ужасную историю чиновника из уголовной палаты: он рассказал, как его принудили осудить на каторгу тех крестьян, которые спасали девушку от насильника и в пылу драки проломили голову барскому сыну — тому самому преступнику. Такие сведения о бесправии и несправедливости получить можно было только в дороге, ведь простых людей никто не слышал и не защищал. Такая журналистская работа стоила Радищеву нескольких лет заточения, зато она открыла глаза людям на то, что происходит в России.
- М. Горький, «Макар Чудра». Человек находит в путешествиях ощущение свободы и уникальный жизненный опыт. Например, Макар Чудра не имел образования, но накопил мудрость, ведь скитался по разных уголкам света. Он знал много необычных историй и стал интересным собеседником. Герой считает, что люди, которые привязаны к одному месту и отказываются от открытия и постижения других, являются настоящими рабами. Их мир однообразен и ограничен, поэтому они ничего не знают о многообразии планеты и не получают всех возможностей, которые нужно искать в странствиях и приключениях. Макар пользовался всеми шансами судьбы, многое осознал и смог построить свою жизнь так, что бы каждый день приносил ему счастье. Его пример убеждает нас в том, что в путешествии каждый человек может найти, в первую очередь, себя.
- Л.Н. Толстой, «Война и мир». В жизни легко заблудиться и попасть в тупик. Но человека всегда направляет его совесть. Вот и Пьер Безухов, получивший в наследство огромное богатство, был окружен соблазнами. Бесчестные люди вроде Курагиных манипулировали им, чтобы обогатиться за чужой счет. Веселые компании с вином и продажными женщинами, брак по расчету с Элен, лень и чревоугодие роскошного быта — все это отвлекало Пьера от его целей и духовных запросов. Что помогло ему не погрязнуть в обломовщине или разврате светского общества? Совесть. Безухову было стыдно ничего не делать и растрачивать свой капитал впустую. Ему было противно делить жену с другими мужчинами и смиряться с ее кодексом поведения. Он считал безнравственной интеллектуальную бездеятельность большинства. Поэтому Пьер превозмогал себя и направлял все силы на духовный рост. Совесть была его ориентиром.
- М. Горький, «На дне». «Кривая дорожка» — это бесчестный путь, который сокращает дистанцию до цели, но взамен требует отказа от нравственных принципов. Именно такую жизненную тропу выбрали обитатели ночлежки. Васька Пепел пошел по накатанной и повторил судьбу отца. Настя получала легкие деньги ценой унижения. Актер хотел забыться и снять стресс, а в результате стал рабом алкоголя. Сатин после каторги не смог найти работу и срезал путь — начал обманывать людей в азартных играх. Бубнов не захотел разбираться в своих семейных проблемах и стал бродягой. Все герои выбрали вариант попроще и побыстрее — это и есть «кривая дорожка», ведь она ведет к цели ценой отказа от своих правил и установок.
- И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Чтобы выбрать правильную дорогу в жизни, человеку нужно отгородиться от влияния со стороны и услышать свой внутренний голос. Так сделала и героиня данного рассказа. Она много читала, ходила на развлекательные мероприятия и посещала лекции, словом, вела активный образ жизни. Она познала все особенности мирской жизни и изучила духовное поприще, чтобы выбрать свой путь. Но ее кавалер всячески пытался повлиять на ее решение и навязать ей свое видение их будущего: брак, дети, семейная жизнь. Героиня же не посвящала его в свои планы и оставила последнее слово за собой. Девушка не стала доверять свою судьбу другим людям и сама все решила. Она избрала религиозный сан и отказ от мирской суеты. Это больше соответствовало ее натуре, а значит, дорога была верной. Только самостоятельность выбора помогает не ошибиться.
- М.Ю. Лермонтов, «Песня про купца Калашникова». Дорога чести и сегодня является единственно правильным направлением. Вспомним историю купца Калашникова: Степан защитил честь своей семьи в поединке после того, как любимец царя прилюдно опозорил его супругу своими домогательствами. Алена Дмитриевна была верной женой, но теперь кто угодно мог в этом усомниться. И Степан понял, что Кирибеевич не отступится, так и будет преследовать Алену Дмитриевну, ведь ему ничего за это не будет. Любой современный мужчина поступил бы на его месте точно так же: наказал обидчика, пресек домогательства и всем показал, что подобное деяние влечет за собой ответственность. В наши дни для этого есть правовые инструменты, но тогда человек мог отстоять свою семью только в кулачном бою и по всем правилам поединка. Но суть у этих явлений одна: дорога чести определяет наши поступки в любом месте и в любое время.
- А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Качественное образование и опыт зарубежного туризма помогают человеку накапливать практический и духовный опыт. Например, Александр Чацкий до своего отъезда за границу спокойно общался с Фамусовым и его дочерью, но не вступал в такие ожесточенные конфликты, свидетелями которых мы становимся после его возвращения. Александр вышучивал некоторых представителей фамусовского общества и только. Но истинное положение России он увидел только тогда, когда провел в иностранных государствах три года и получил фундаментальное образование. Новый опыт открыл ему глаза на все социальные проблемы, которых в упор не замечали те, кто так и остался в Москве наедине с французиками из Бордо. Кругозор Чацкого расширился, и он понял, почему Россия отстает, а все его соотечественники копируют любую зарубежную тенденцию. Причинами глобального отставания его Родины были крепостное право, кумовство и блат во власти, казнокрадство, невежество и другие явления. Но смог бы Александр их заметить, если бы не приобрел те знания, навыки и впечатления, которые подарило ему это путешествие? Нет. Практический и духовный опыт не приобретается теми, кто не выходит из зоны комфорта и не пробует что-то новое.
- Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза». Судьбу человека меняет любовь. Это чувство является ядром семьи и движущей силой человеческой цивилизации, и, конечно, оно способно менять направление жизни людей. Лиза надеялась, что это изменение маршрута станет для нее счастливым билетом. Она полюбила дворянина Эраста, и эти эмоции были взаимными. Влюбленные много времени проводили вместе и планировали пожениться. Но Эраст, добившись близости до брака, охладел к предполагаемой невесте. Он пошел в армию, а обратно пришел не с победами, а с долгами. Чтобы решить финансовые вопросы, герой нашел богатую вдову и собрался под венец. А обманутая Лиза осталась с разбитым сердцем. А ведь в свое время сын преуспевающего крестьянина предлагал ей брак, но она отказалась, ведь любила другого. Ее судьба могла бы сложиться иначе, не будь Эраста. Но роковая любовь загнала девушку в тупик: она утопилась.
- Л.Н. Толстой, «Анна Каренина». Познание стран — украшение и пища человеческих умов. И это подтверждает пример Анны Карениной. После скандального ухода из семьи Анна оказалась в изоляции: прежние знакомые и друзья отказались от общения с «падшей женщиной». Поэтому героиня уехала в Италию вместе с Вронским. За границей они узнали много нового и интересного. Анна всерьез увлеклась искусством и чтением. Она повысила уровень эрудиции и стала блестящей собеседницей. Свежие впечатления и новые знакомства отвлекли ее от мрачных мыслей и настроили на позитивный лад. В спокойной обстановке влюбленным никто не мешал строить свою семью и развиваться. Даже Вронский открыл в себе талант живописца. После возвращения из зарубежной поездки Анна блеснула новыми знаниями и покорила даже консервативного Левина, который осуждал ее поступок. Путешествия действительно украсили ее ум.
- А. Грин, «Алые паруса». Вера в свое предназначение помогает человеку не сбиваться с пути. Если бы Ассоль пошла на поводу у предрассудков и скептицизма своего окружения, то она бы не дождалась своего капитана. Люди упорно убеждали ее, что предсказание Эгля — всего лишь сказка, и нужно вернуться в реальность, где паруса вовсе не алые. Но Ассоль не сдавалась и мечтала о том, чтобы ее судьба сложилась иначе. И только поэтому Артур услышал вдохновляющую историю о грезах и решил их воплотить в жизнь. Если бы Ассоль перестала верить в себя и свою счастливую звезду, никто не сказал бы капитану о ней. Она ничем бы не выделялась среди других. Вот почему так важно придерживаться своего курса и не позволять другим похоронить свою мечту в руинах сомнений.
- А.И. Куприн, «Поединок». Человек «сбился с пути», если чувствует, что находится не на своем месте и делает то, что ему не нравится. Таков, например, главный герой «Поединка». Ромашову не нравится военная служба, ему претит бесконечная муштра без смысла и жалости. Он искренне сочувствует солдатам, с которыми обращаются хуже, чем с животными. Да и успехи у него весьма сомнительные: он хуже всех выступает на смотре и получает выговор. Все указывает на то, что герой ошибся с выбором призвания. У него мягкий характер, чуткая душа, нет достаточно воли и силы, чтобы стать хорошим офицером и построить карьеру. Ему лучше было бы заняться творчеством. А так он стал жертвой местной интриганки и погиб на дуэли с ее мужем. Ромашов не должен был быть в этой части и в этих обстоятельствах, потому что он им не соответствовал, он «сбился с пути».
- Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо?». Герои поэмы отправились в странствие по России, чтобы найти счастливого человека. Но в пути крестьяне больше всего времени проводят в беседах с такими же простыми людьми, как они сами. В разговорах они все больше узнают о своем сословии и силе, которая в нем заложена. Они открывают для себя внутренний мир русского народа, его ментальность, обычаи, традиции. Они знакомятся с Власом, Климом, Матреной Тимофеевной, Якимом Нагим. Слушают истории о Савелии, Ермиле Гирине, Якове (холопе), Кудеяре и других людях, которые представляют русский характер и добавляют к нему все новые и новые черты. В путешествии они нашли ответ и на свой исходный вопрос. Счастливцем оказался Гриша Добросклонов, который воспевает силу своих соотечественников и предрекает им большое будущее. Он верит в свою страну, а потому ощущает неподдельное счастье. Вместе с ним путь к процветанию и гармонии с собой нашли и странники. В их внутреннем мире картина мировоззрения прояснилась.
- Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Куда несется птица-тройка? Этот риторический вопрос задает нам автор «Мертвых душ». А стремится она вперед, к процветанию всего народа и справедливой жизни, наполненной созиданием. И движущей силой России Гоголь считает простых тружеников, которые каждый день обогащают страну своим вкладом в ее развитие. Он с уважением и даже восхищением описывает крестьян Собакевича, которые при жизни проявили большие таланты. А вот самих помещиков автор считает виновниками регресса и отставания страны. Дворяне ничего не делают и ведут паразитический образ жизни, используя подневольный труд других людей. Поэтому вполне логично предположить, что Гоголь видел будущее России в демократических тенденциях: все граждане страны должны иметь равные возможности и права, чтобы у всех был стимул трудиться во благо отчизны.