Пример волшебной сказки по проппу пример

Урок литературного чтения по организации проектной деятельности учащихсяразработала учитель начальных классов попова е.и.программа: школа россии 3 класс, 1 частьтема: сочиняем

Урок литературного чтения по организации проектной деятельности учащихся

Разработала учитель начальных классов Попова Е.И.

Программа: «Школа России» 3 класс, 1 часть

Тема: «Сочиняем вместе волшебную сказку»

Тип урока: проект

Тип проекта: художественный

Цель: создать условия на уроке для организации проектной деятельности учащихся по сочинению волшебной сказки.

Задачи предметные: — содействовать формированию умений участвовать в творческой и проектной деятельности; ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой; умений инсценировать сказку; формированию представлений об особенностях текста волшебных сказок.

Планируемые результаты:

Личностные УУД способствовать формированию: интереса к проектно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике; интереса к содержанию и форме художественных произведений; положительного отношения к школе; развитию творческих способностей.

Метапредметные задачи— способствовать формированию универсальных учебных действий:

регулятивных— принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения; участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; корректировать свою работу с учетом поставленных задач; оценивать результаты работы, соотносить внешнюю оценку и самооценку; менять позицию слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

познавательных— ориентироваться в книге; умения анализировать волшебные сказки; создавать художественный текст определенного жанра (волшебная сказка) в устной или письменной форме;

коммуникативных— принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих; участвовать в коллективных инсценировках; проявлять инициативу в групповой работе; уважать мнение собеседников; следить за действиями других учеников в процессе творческой деятельности и по необходимости вносить в них коррективы; оценивать групповую работу.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача:

Умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их;

Знания об отличительных особенностях волшебных сказок от других видов сказок.

Умения создавать самостоятельно произведение малого жанра устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой Умения инсценировать сказку

Планируемый педагогический результат:

— учащиеся смогут оценить свои знания и умения в рамках предметного материала, изученного ранее;

-часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях.

— научатся придумывать свои сказочные истории, инсценировать их;

— опробуют один из способов распределения обязанностей в группе при выполнении общего задания

Способы и формы оценивания результата работы:

-педагог наблюдает за работой учеников;

-публичное выступление (инсценировка).

Замысел проектной задачи: учащимся предлагается инсценировать придуманную ими волшебную сказку в классе. Для выполнения этой работы учащимся необходимо:

  1. Уточнить, какие волшебные сказки есть в учебнике «Литературное чтение»
  2. Вспомнить отличительные признаки волшебной сказки
  3. Создать памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку».
  4. Совместно придумать сказочную историю, опираясь на вопросы-подсказки в учебнике
  5. Разделиться на 2 группы, распределить задания:
    1 группа – придумать костюмы героям

2 группа – определить волшебные предметы

  1. Инсценировать сказку в классе

Результат проектной задачи: инсценировка сочиненной детьми волшебной сказки в классе.

Описание проектной задачи:

  1. Вс тупительное слово:

Учитель обращается к учащимся: «Сегодня вам предстоит выполнить не простое, но очень интересное задание – самостоятельно сочинить волшебную сказку и сыграть ее в классе.

Для того, чтобы это получилось, предлагаю вам выполнить ряд заданий».

  1. Определение цели проекта учащимися:

(ученики определяют с помощью учебника «Литературное чтение Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. (УМК «Школа России) 3 кл. 1 ч., с.58).

— Какова тема проектной деятельности на уроке?

— Постарайтесь сформулировать цель своей деятельности на уроке в соответствии с темой проекта.

-Сегодня на уроке мы вновь отправимся в гости к сказке. Тысячи сказок живут на нашей земле. Всем, кто любит их слушать, они рассказывают о событиях невероятных, волшебных, иногда страшных, часто веселых, интригующих, но всегда со счастливым концом

3. Планирование работы:

1)Выполнение заданий, необходимых для уточнения особенностей волшебных сказок

2) Работа над созданием собственной волшебной сказки.

3) Работа в группах:

1 группа – придумать костюмы героям

2 группа – оформить волшебные предметы (которые упоминаются в придуманной сказке)

4) Подготовить спектакль сказки. Инсценировка в классе

  1. Реализация плана. Работа над созданием продукта проектной деятельности.

— Выполнение заданий, необходимых для уточнения особенностей волшебных сказок (для создания собственной сказочной волшебной истории).

— Перед тем, как приступить к созданию собственной сказки, выполним несколько заданий, работа над которыми поможет Вам закрепить знания о волшебной сказке и затем сочинить свою.

1. Вспомните, что такое волшебная сказка?

2. Перечислите особенности волшебных сказок.

троекратное повторение;

— добро побеждает зло.

— Чудесные превращения. Примеры: Василиса Прекрасная может обернуться голубкой; бросит через плечо полотенце — и потечёт река; Иван-царевич может быть оживлён живой и мёртвой водой.

— Необычные герои. Примеры: баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк, Царевна — лягушка.

— Волшебные предметы. Примеры: скатерть — самобранка, ковёр — самолёт, избушка на курьих ножках, ступа бабы Яги, наливное яблочко и золотое блюдечко.

-Сказочные помощники. Примеры: Сивка – бурка, мышка, щука.

— Как начинаются волшебные сказки?

Зачин: За тридевять земель, в тридесятом царстве; жили-были; в стародавние времена, на море, на океяне, на острове Буяне.

Как заканчиваются сказки? Концовка, заключительные слова, например: Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец; я там был, мёд-пиво пил; Сказка – ложь, да в неё намёк.

  1. Уточните, какие волшебные сказки есть в вашем учебнике «Литературное чтение»
  2. Давайте вместе составим памятку, которая поможет нам составить волшебную сказку.

ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ (заполненная детьми вместе с педагогом) ПАМЯТКА

Характеристики волшебной сказки

Пример

Зачин, «создание сказочного пространства»

«Давным-давно», «За тридевять земель», «в тридесятом царстве»; «жили-были»

Особое обстоятельство

«Солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха»

Запрет

«Не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»

Нарушение запрета

Персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют

Герой покидает дом

При этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, например, с благословения родителей разыскивать сестренку

Появление друга-помощника

Серый волк, кот в сапогах

Волшебные предметы

Ковер-самолет, скатерть-самобранка и т.п.

Враг начинает действовать

Змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко

Даритель испытывает героя

Появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, фея, который дает задание главному герою для получения волшебного предмета

Герой выдерживает испытание

Справляется со всеми испытаниями

Получение волшебного предмета-помощника

Оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем

Герой вступает в битву с врагом

Это может быть открытый бой — со Змеем Горынычем…

Враг побежден

Врага не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости

Герой возвращается домой

На ковре-самолете, сером волке

Счастливый конец

Пир на весь мир, свадьба, полцарства в придачу

— Работа в группах над созданием волшебной сказки

— Теперь, постараемся придумать свою сказочную историю. Давайте разделимся на группы (по рядам). Каждая группа будет сочинять свою собственную сказку. Обратите внимание на вопросы-подсказки в учебнике. Ответы на них помогут нам в создании собственной волшебной сказки. Используйте также памятку, которую мы вместе с вами составили.

Дети работают в группах над созданием собственной волшебной сказки. При необходимости, педагог осуществляет помощь.

— Молодцы, ребята.

— Теперь каждая группа прочитает свою сказку. Нам необходимо выбрать ту, которую будем вместе инсценировать. Внимательно слушайте друг друга. После того, как прослушаете сказки всех групп постарайтесь выбрать одну и объяснить, почему она Вам больше остальных понравилась, и почему именно ее вы хотели бы показать.

Помните, нам нужно выбрать одну сказку.

Каждая группа читает сочиненную ими сказку. Затем дети вместе с педагогом выбирают для инсценировки ту, которая им больше всего понравилась, ту, которую они хотели бы показать.

Инсценировать выбранную сказку мы будем на следующем уроке. Нам необходимо хорошо подготовиться. Над этим заданием вы продолжите работать дома. Если будет необходимо, попросите совета у ваших родителей, родственников. Разделимся на группы:

1 группа – Вам необходимо придумать костюмы героям придуманной сказки, подготовить их и принести на следующий урок. Они пригодятся нам для проведения спектакля.

2 группа – Ваша задача – поработать над волшебными предметами, которые присутствуют в сочиненной сказке.

Также Вам необходимо распределить роли и подготовиться к показу спектакля.

Примечание: поскольку работа объемная и ее выполнение невозможно за 1 урок, инсценировка сказки проводится на следующем уроке или во внеурочное время!

  1. Презентация продукта:

Дети, используя костюмы (подготовленные группой 1) и волшебные предметы (подготовленные группой 2) показывают спектакль сочиненной сказки.

Примечание: на данный урок можно пригласить родителей, провести в форме открытого урока. 2 вариант – проведение спектакля на внеурочном занятии по Литературному чтению.

  1. Оценивание и рефлексия

Критерии оценки:

  1. Все ли предложенные задания были выполнены?
  2. Соответствует ли сочиненная сказка понятию «волшебная»? (Учтены ли детьми особенности волшебной сказки при создании собственной?)
  3. Правильно ли составлена сказка? (последовательность, отсутствие повторов и т.п.)
  4. Уровень подготовки детей к показу спектакля (знание слов, наличие костюмов, волшебных предметов)
  5. Интересно и артистично ли была представлена инсценировка сказки?
  1. Рефлексия.

В заключение нашей работы я бы хотела спросить

— Понравилась ли вам работать над проектом?

— Что бы вы изменили или сделали по-другому в работе над проектом?

-Закончите предложение «Если бы не было этого урока, …» (примерные ответы: «… не узнала бы волшебных сказок, я бы расстроился, не узнала бы волшебных предметов и что они могут делать, не узнали бы волшебных героев, не было бы волшебного ощущения»).

-Ребята, спасибо за вашу прекрасную работу. Вашу проектную работу я оцениваю самой высокой отметкой: в дневники «5», а для души аплодисменты!

Страница из учебника «Литературное чтение Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. (УМК «Школа России) 3 кл. 1 ч., с.58

Пример волшебной сказки по проппу пример

Структурный
анализ волшебной сказки В.Я.Проппа на примере новеллы О.Генри «Дары волхвов».

Винокурова
Сайына Егоровна

Учитель
русского языка и литературы

МБОУ
Алеко-Кюёльская СОШ им Г.Г. Софронова,
с.
АлекоКюёль.

В данной работе мы
будем основываться на высказывание Федора Ивановича Буслаева «сказка переходит
в забавную новеллу». Рассмотрим и попытаемся доказать связь сказки с новеллой.
Для этого мы заранее познакомились с работой В. Я. Проппа «Морфология волшебной
сказки». Основываясь на данной работе проанализируем текст новеллы «Дары
волхвов» О. Генри. И утвердим предположение, что «Дары волхвов»может быть
отнесен к жанру волшебной сказки.

В.Я.Пропп выявил
31 функцию волшебной сказки. Эти функции являются обязательными для народной
волшебной сказки: отлучка, запрет, нарушение запрета, разведка вредителя и
выдача ему сведений, подвох и пособничество, вредительство или недостача,
посредничество, начало противодействия, отправка, первая функция дарителя и реакция
героя, получение волшебного средства, пространственное перемещение, борьба,
клеймение героя, победа, ликвидация недостачи, возвращение героя, преследование
и спасение, неузнанное прибытие, притязания ложного героя, трудная задача и ее
решение, узнавание и обличение, трансфигурация, наказание, свадьба. Однако не
все они обязательно присутствуют в одной сказке.

            В
новелле О. Генри можно найти 27 из вышеперечисленных функций.  Можно заметить,
что большинство функций, названные Проппом, в новелле воспроизводятся, но их
порядок варьируется в гораздо большей степени, чем это свойственно народной
сказке.

Новелла начинается
с описания квартиры знакомство с членами семьи, это не является функцией, но
все же представляет собой важный морфологический элемент, некую исходную
ситуацию (i) в сказке. В новелле становится понятно, что Делла живет со своим
мужем в съемной дешевой квартире, так как муж зарабатывает не очень много для
семейного человека, а жена занимается хозяйством. Семья не может себе позволить
лишних трат, и получилось так, что перед Рождеством Делла поняла, что не сможет
преподнести любимому Джиму достойный подарок по очень простой причине — нет
денег.

1-3. Начальная
ситуация (i)

4. (16)функция Борьба
(Б) герой борется с нищетой.

5-7. Троичность –
народная примета. Можно отметить, что рождество является сказочным праздником,
время, когда происходят чудеса.

8-10. Знакомство с
героем. (17)функция Клеймение (К) Плачет, откуда найти деньги. Из-за слез у нее
опухают глаза.

11-14.Узнаем про
Джима, который на данный момент находится вне дома. (1)функция Отлучка (обозн.е)
(кто-то из членов семьи отлучается из дома); Антагонистом, я считаю, нищету
(бедность)

15-16. (31)функция
Свадьба (С) – узнаем, что они в браке. (мистер и миссис Джеймс Диллингем Юнг)

17-27.Чтобы
осуществить мечту ей препятствует нищета (антагонист) (4)функция Выведывание
(в) (антагонист т.е. нищета «знает» про их бедность). (5)функция Выдача (w)
(антагонист «получает» сведения о сумме денег).(7) функция Пособничество (g)
(невольно помогает врагу, расходы); (8)функция Недостача (а) (Делле не достает
денег, чтобы купить подарок Джиму). (25)функция Трудная задача. (З)функция
(герою предлагается трудная задача); Серое – повторы. Ретардация.

28-31.Библейские
персонажи – царица Савская и царь Соломон. Два главных богатства этой семьи –
волосы и часы. Часы переходили из поколения в поколение. Запрет на продажу, так
как является семейной реликвией. (2)функция Запрет (обозн. б1)

32-34.Как
утверждает В.Я. Пропп — в волосах заключается сила, на период у девушки
менструальных дней ее заточали в башне и не разрешали не то что стричь волосы,
а даже расчесывать. (2)функция  Запрет (обозн. б2)

35-38. (9)функция Посредничество,
соединительный момент (В) (Сообщается недостача и ведет к поискам денег); (11)функция
Отправка (герой покидает дом); (15)функция Путеводительство, пространственное
перемещение между двумя царствами -(R) (Делла остановилась к месту нахождения
предмета поиска); Старенький коричневый -повтор

39-46 (10)функция Начинающееся
противодействие (С) (Не купите ли вы мои волосы?); (3)функция Нарушение (обозн.
b1) (запрет нарушается); (18)функция Победа (П) (Нищета побеждается, у Деллы
появляются деньги); (26)функция Решение (Р) (задача решается, отстригает
волосы); (14)функция Снабжение, получение волшебного средства (Z) (в
распоряжение героя попадает волшебное средство, деньги); При помощи мадам у
Деллы появляются деньги. Думаю, мадам играет здесь роль волшебного помощника.
Потому что дает деньги на то, чтобы та достигла своей цели.

47-49. (19)функция
Ликвидация беды или недостачи (Л) (начальная беда или недостача ликвидируется);
Она покупает подарок.

50. (20)функция Возвращение
(герой возвращается);

51-52. (29)функция
Трансфигурация (Т) (герою дается новый облик); Мальчишка, удравший с уроков.

53-54. (6)функция Подвох
(г). А правильно ли она поступила, продав свои волосы. (если Джим не убьет меня
сразу)

55. Делла молится
богу. Библейские мотивы.

56-63. Облик героя
(12)функция Первая функция дарителя (Д). Делла испытывается, выспрашивается,
подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение волшебного средства
( гребешка)

64-72. (13)функция
Реакция героя (Г) (Делла реагирует на действия будущего дарителя);

73-78. (28)функция
Обличение (О) (Почему Джим смотрел на нее таким взглядом. Джим играет роль
дарителя. Дарит ей чудесные гребни.

79-82. Делл играет
роль дарителя. Дарит ему платиновую цепочку.

83-84. (30)функция
Наказание (Н) (дары нужно было спрятать)

85. (3)функция Нарушение
(обозн. b2) (запрет нарушается);

86-89. (27)Узнавание
(У) (героя узнают); Счастливый конец

Таким образом, проделанная
работа кажется достаточной для того, чтобы утверждать: «Дары волхвов» можно
рассматривать как волшебную сказку. Генри воссоздает схему волшебной сказки. Он
трансформирует традиционный «фольклорный» текст.

Проппом было
доказано, что изучение сказки – наука не менее сложная, чем другие науки.
Изучение волшебной сказки требует, возможно, еще больших усилий от
исследователя, чем любая другая наука. Слишком мало еще написано работ в этой
области и слишком много в этом еще неизвестного и непонятного – того, что
должно притягивать к себе новых людей. Новелла же О. Генри притягивают к себе
многим, и не в последнюю очередь – свойством вступать в диалог с фольклорными
«подтекстами».

Список
использованных источников.

1.         Буслаев
Ф.И. «Народный эпос и мифология»

2.         О.
Генри «Дары волхвов»

3.         Пропп
В. Я. Морфология сказки. 2-е изд. //Электр.ресурс.  2012.

4.         Пропп
В.Я. Морфология волшебной сказки. М., Лабиринт. 2011.

Взаимоотношения с коллегами могут развиваться по тем же схемам, что и отношения с родственниками или партнером. Одна из таких схем — треугольник Карпмана. Разбираемся, что это такое и как из него выйти

Что такое треугольник Карпмана

Треугольник Карпмана — это модель созависимых отношений, в которых участвуют трое: Преследователь, Жертва и Спасатель. Каждый из них играет определенную роль. Преследователь нападает на Жертву, контролирует ее и доминирует над ней; Жертва страдает и винит в своем состоянии обстоятельства и других людей; Спасатель защищает Жертву, тем самым убеждая ее, что она не может решить проблему своими силами. Из таких отношений очень сложно выйти, потому что участники сами непроизвольно воспроизводят эту модель и часто на самом деле не стремятся освободиться от нее.

Фото:Д. Шустов, «Руководство по клиническому трансактному анализу»


Фото: Д. Шустов, «Руководство по клиническому трансактному анализу»

Правила, по которым работает эта модель, сформулировал американский психиатр Стивен Карпман в 1968 году. Он назвал ее «Драматический треугольник». На его вершинах находятся Преследователь и Спасатель, нависая над Жертвой. При этом участники на самом деле не являются ни жертвами, ни преследователями, ни спасателями. Но однажды выбрав этот сценарий (сознательно или бессознательно), они продолжают играть выбранные роли, хотя могли бы решить конфликт и выйти из некомфортной ситуации.

Создавая модель, Карпман опирался на идеи своего учителя Эрика Берна — автора трансактного анализа в психотерапии. Этот подход предполагает, что в основе всех человеческих коммуникаций лежит игра. Драматический треугольник — одна из таких игр.

В чем опасность попадания в треугольник

Ловушка этой модели в том, что каждому участнику по-своему дорога его позиция. Действующие лица не работают над решением конфликта, потому что получают в ней выгоду, и не хотят покидать игру. Например, на первый взгляд сложно увидеть, какие бонусы получает Жертва. Но на самом деле эта роль позволяет человеку не нести ответственность за свою жизнь и к тому же всегда гарантирует поддержку Спасателя.

Другие роли в треугольнике тоже имеют преимущества. Преследователь с упоением наблюдает за подтверждением своей силы через абсолютный контроль и агрессию. Спасатель регулярно подпитывает уверенность в собственной ценности, инвестируя все больше сил в Жертву и сильнее привязывая его к себе.

Несложно заметить, что ни одна из этих ролей не стремится решить проблему, позволяя воронке конфликта раскручиваться дальше, затягивая его до бесконечности. В этом главная опасность драматического треугольника.

Где формируются драматические треугольники

Модель Карпмана может проявляться — а иногда жить годами — в любых типах отношений, от романтических до рабочих. В семьях часто можно наблюдать родителя-Преследователя, который воспитывает ребенка-Жертву в исключительной строгости и ругает его за любые проступки, и родителя-Спасателя, который всегда встает на сторону ребенка и критикует партнера. В парах три роли могут распределяться между двумя людьми, причем эта «игра» порой разворачивается в течение одного часа, например, в ссоре. Один партнер чувствует себя ущемленным и жалуется другому, но тот, после тяжелого дня, вместо утешения обвиняет первого в излишней чувствительности. Конфликт углубляется, Преследователь раскаивается, и перевоплощается в Спасателя — и так до бесконечности.

Роли в треугольнике Карпмана

Посмотрим подробнее на действующих лиц треугольника и их позиции в конфликте:

  • Жертва. Позиция — «бедный я!» Жертва видит себя угнетенной, бессильной и беспомощной. Она отрицает любую ответственность за негативные обстоятельства своей жизни и пассивно ждет спасателя — или даже активно ищет его, только бы не брать на себя принятие решений. Людям в этой роли свойственно думать, что другим везет больше, винить в своих проблемах обстоятельства и сетовать на непринятие себя другими.
  • Преследователь. Позиция — «это все твоя вина!» Преследователь критикует и обвиняет Жертву, заставляет ее чувствовать себя угнетенной угрозами и издевательствами. Преследователи цепляются за ощущение контроля и силы, доказывают свою важность себе и миру, на самом деле не решая никаких проблем.
  • Спасатель. Позиция — «позволь мне тебя спасти!» Спасатель упорно тратит собственные силы на «спасение» других людей, находя в этой деятельности отдушину. Каждому Спасателю нужна Жертва, которая примет его альтруизм. Движет им, в первую очередь, собственное эго, которое подпитывается чувством значимости и превосходства над Жертвой. Он заинтересован в том, чтобы Жертва оставалась беспомощной, ведь тогда можно будет вечно ее спасать и ощущать свою ценность. Спасательство нельзя путать с реальной помощью, которая оказывается точечно и по запросу.

Драматический треугольник не статичен, внутри него бурлит и развивается конфликт. Один и тот же человек в разные моменты может выступить во всех трех ипостасях. Решив отомстить, Жертва может стать Преследователем, а Спасатель может занять позицию Жертвы, когда ему покажется, что тот, кого он спасал, недостаточно ему благодарен. Сам Карпман утверждает, что «драма начинается, когда роли определены, и развивается до тех пор, пока происходит смена ролей».

Фото:Shutterstock

Чтобы объяснить действие своей модели, Карпман приводил в пример сказку о Красной Шапочке. В ней героиня начинает в роли Спасателя: она отправляется в путь с миссией доставить еду больной бабушке. По ходу повествования она встречает Волка и решает «спасти» зверя от одиночества. В разговоре она случайно раскрывает, где живет бабушка. Далее Красная Шапочка становится Жертвой Волка, который перевоплощается в Преследователя. В этой роли он съедает бабушку, а потом и саму главную героиню. На этом, казалось бы, сказка (как и конфликт) должна закончиться. Но тут приходит новый Преследователь — Дровосек. Он распарывает волку живот и освобождает Красную Шапочку и бабушку. Волк превращается в Жертву. В финале выжившая Красная Шапочка оказывается Преследователем и мстит раненому Волку, набивая его живот камнями.

Как возникает треугольник Карпмана в рабочих отношениях

Рабочие отношения строятся вокруг совместных проектов. Но это не значит, что рабочая коммуникация свободна от эмоций, проекций, обид и непонимания. По словам психолога и когнитивно-поведенческого психотерапевта Елизаветы Муратовой, «мы не можем приходить на работу с чистым функционалом и, так или иначе, носим туда собственную личность и личностные потребности». При отсутствии должного контроля, можно незаметно для себя оказаться в ситуации с типичными признаками драматического треугольника. Вот несколько примеров:

  • Начальник регулярно требует от своего подчиненного задерживаться на работе. Сотрудник от этого страдает и задумывается об увольнении. Его поддерживает коллега из бухгалтерии, который с готовностью выслушивает его жалобы и угощает чаем. Очевидный Преследователь здесь — начальник, угнетающий сотрудника-Жертву, когда тот не может выйти из неприятной ситуации и находит утешение в Спасателе. Но, возможно, все не так однозначно. Добрым словом коллега поощряет сотрудника принять ситуацию как данность, не давая ему сопротивляться начальнику. И заодно закрепляется в роли Спасателя. Начальнику же начинает казаться, что вечно недовольный сотрудник тратит слишком много времени на жалобы и чаепития. И он продолжает его «наказывать», заставляя работать дольше.
  • Кто-то из сотрудников разводится, приходит на работу поникший, работает без энтузиазма, выпивает после работы и опаздывает по утрам. Коллеги видят в нем Жертву, сочувствуют ему и перехватывают часть его рабочих обязанностей. В результате у него появляется еще больше времени погружаться в свое состояние. Такое поведение коллег — типичное спасательство. Оно скорее помогает Жертве утонуть, чем выйти из кризисного периода. Кроме того, коллеги, взвалившие на себя дополнительную работу, рискуют также начать выгорать.
  • У человека сложности за пределами офиса: например, возникают проблемы с жильем или приходится заботиться о заболевшем родственнике. Это эмоционально тяжело, и человеку хочется хотя бы в работе сбросить с себя ответственность и встать в позицию Жертвы. Начальник входит в положение и делает ему поблажки — становится Спасателем. Но сами задачи никуда не деваются, их приходится выполнять коллегам, которые не рады такому стечению обстоятельств. Они злятся Жертву, и возникает конфликт, где выполняют роль Преследователя.

Эти примеры показывают, как легко стать частью треугольника Карпмана. По мнению Елизаветы Муратовой, люди вступают в социальные игры, видя в этом «простейший способ взаимодействия». К таким играм прибегают, когда нет сил или желания искать эффективное решение.

Фото:Pexels

Как выйти из треугольника Карпмана

Елизавета Муратова говорит, что если на работе вы вдруг чувствуете, что соответствуете одной из ролей драматического треугольника, то это сигнал провести аудит своих задач — функциональных и эмоциональных.

  • Функциональные задачи — это дела, которые можно записать в ежедневник: подготовить отчет, встретиться с деловыми партнерами, сформулировать концепцию нового продукта.
  • Эмоциональные задачи — это попытки получить нематериальные ценности. Например, добиться одобрения руководителя или повысить свой статус в рабочей иерархии.

В драматическом треугольнике люди решают именно эмоциональные задачи. И если задержаться в нем надолго, есть риск потратить время на конфликт, а не на работу. Например, работник считает, что заслуживает повышения, но его пока не предвидится. Время от времени он срывается на критику в адрес руководства и решает работать вполсилы, думая, что посылает этим сигнал о своем недовольстве. Вместо этого он мог бы попросить о встрече со своим менеджером и обсудить карьерные перспективы. Другой пример: руководители конкурирующих отделов так много сил тратят в соперничестве за расположение CEO компании, что упускают из виду процессы внутри своих команд. Разумным решением было бы снизить накал борьбы и заняться улучшением реальных показателей отдела. Елизавета Муратова отмечает, что, в конечном счете, склоки в коллективе негативно отражаются на общей прибыли компании.

Помимо аудита задач, важно оценить уместность ожиданий, которые человек «несет» на работу. Например, роль Жертвы-трудоголика часто берут на себя люди, которым не хватает признания в других сферах жизни. Подсознательно они ждут от коллег похвалы, потому что видят в них «родителей». Здесь стоит задуматься, что, возможно, в рабочие процессы закрались задачи, более эффективно решаемые в личных отношениях, например, в дружеской поддержке. Большая удача и бонус для сотрудников, когда руководитель понимает, как работает психика людей, и дает своим сотрудникам положительный фидбек за результаты. Но степень эмпатии каждого руководителя индивидуальна, поэтому привязывать свою потребность в одобрении к регулярным похвалам босса просто небезопасно.

Фото:МИФ

Ощущение собственной значимости — другая потребность, которая иногда не находит удовлетворения. Это случается, когда человек с такой потребностью вместо того, чтобы стать, например, медиком и лечить людей, как всегда мечтал, идет по иному карьерному пути. В итоге он ежедневно испытывает фрустрацию от того, что находится не на своем месте, втягивая коллег в водоворот своих переживаний. Здесь также стоит остановиться и понять, что можно изменить.

Кроме того, Елизавета Муратова советует:

  • Понять, какую роль в треугольнике драмы вы играете, и решить, хотите ли это делать. Выйти из треугольника реально с любой позиции, роль Жертвы в нем не равнозначна положению заложника — как и две другие. От навязанных ролей также можно отказываться: если Жертва приметила кандидата на роль своего Спасателя, он не обязан идти у нее на поводу.
  • Научиться нести ответственность за свои решения — будь то решение уволиться или продолжать работать в этой компании и с этими коллегами. Например, если у работника слабое здоровье, ответственность за медицинские последствия переработок несет он сам, а не его руководитель. У него есть право отказаться или сменить работу — действовать проактивно.
  • Проанализировать, нет ли перегруза в других сферах жизни, и не оттуда ли исходит желание побыть жертвой или агрессором.
  • На руководящей позиции — следить за равномерным распределением ответственности в команде и помнить, что проблемы решаются в диалоге, а недосказанности усугубляют конфликт.

Применимость треугольника Карпмана

Елизавета Муратова отмечает, что треугольник Карпмана — это концепция из популярной психологии, к которой клинические психологи относятся с некоторым скепсисом. По ее словам, драматический треугольник — это лишь одна из моделей в трансактном анализе, а не универсальная иллюстрация человеческих коммуникаций в кризисные моменты. Он может ярко проявиться в одном случае, и совсем не обнаружиться в другом. В треугольнике Карпмана из-за его динамического характера сложно зафиксировать роли и работать с этими данными в рамках профессиональной психологической помощи.

Но не стоит недооценивать пользу этой концепции. Для непрофессионалов он может стать упрощенной моделью, которая позволит обнаружить неконструктивное поведение и внести коррективы, улучшив качество жизни.

image49124498 5c9d7cbfa09cd068f3fbc094845c981e

«Когда мы говорим о молодых ребятах и девчонках, для нас, действительно, было приятным откровением, что они готовы смотреть сложные лекции, готовы тратить на это большое количество времени. Мы, кажется, поняли очень важный ответ: им важна не просто сумма знаний, им важны глаза человека, личный пример. Люди, которые собрались в этом зале, все, кто представлен к номинации премии общества “Знание”, — это, в первую очередь, вдохновители, люди, которые воодушевляют, передавая частичку своего огня, блеск своих горящих глаз и свою искреннюю веру в то, что они делают», — отметил он.

Во время загрузки произошла ошибка.

Так, лучшим просветительским проектом стал конкурс «Большая перемена», который также победил в номинации «За лучшее просветительское мероприятие». В 2021 году в нем приняли участие 2,5 млн школьников и студентов колледжей. «Конкурс запустился одновременно с пандемией и смог ответить на массовый запрос подростков и детей быть полезными. Мир развивается такими темпами, что сегодня большинство подростков уже имеет рабочие, актуальные предпринимательские проекты, ребята очень увлечены научно-техническими разработками, развиваются творчески. И каждый должен получить возможность раскрыть свой потенциал. Сегодня большая перемена — это не просто конкурс, это огромная команда, настоящая семья, где важен талант каждого», — сказал на церемонии награждения генеральный директор АНО «Большая перемена» Валерий Моргуновский.

Лучшим просветителем года стал главный внештатный специалист сердечно-сосудистой хирургии Минздрава России, профессор хирургии Леонид Бокерия, он также стал победителем в номинации «Спорт и ЗОЖ».

Он до сих пор оперирует огромное число больных с врожденными и приобретенными пороками сердца и сердечных клапанов. «Я хочу вам всем пожелать крепкого здоровья, я хочу каждому, если здесь такие есть, кто этого не сделал, обязательно привиться, потому что эта зараза (коронавирус) ничего другого не признает, кроме прививки. Я хочу пожелать, чтобы те поколения людей, кто через пять, 10, 50 лет будут стоять на этом месте, были лучше, счастливее нас и более долговечней», — сказал Бокерия на сцене.

Юниорское движение Worldskills Russia стало победителем премии «Знание» за вклад в сфере «Достижения и гордость России».

«Через движение юниоры получают возможность раннего погружения в профессии по компетенциям Worldskills. Основными направлениями деятельности юниорского движения являются чемпионаты и финалы по стандартам Worldskills, общеразвивающая программа “Профильные техноотряды”, профориентационные фестивали профессий», — говорится на сайте премии.

Лучшим просветительским проектом в интернете был выбран лекторий «Достоевский» — бесплатная универсальная современная медиатека видео, аудио, подкастов, курсов и вебинаров. Лучшим просветителем в интернете стал Денис Прудник, ведущий популяризатор космонавтики в РФ, основатель проекта «Мы верим в космос». В исторической номинации среди проектов победила мультимедийная выставка-комикс «Александр Невский», которая состоит более чем из 140 видеопроекций разного формата, а лучшим просветителем в этой номинации стал антрополог Станислав Дробышевский.

В номинации «Просвещение по радио и ТВ» победу среди проектов одержал документальный фильм «Гибель империи. Российский урок» о событиях времен Февральской революции 1917 года, а среди просветителей в этой номинации победил доктор физико-математических наук Алексей Семихатов, который с 2014 года ведет программу «Вопрос науки» на телеканале «Наука». Лучшим документальным фильмом признана картина «Гагарин. Жизнь в хронике ТАСС». Фильм рассказывает подробности о том, как ТАСС освещал полет Гагарина, и раскрывает интересные и порой малоизвестные моменты из жизни космонавта через эксклюзивные фотографии, многие из которых никогда не публиковались.

В номинации «Культура и искусство» победу одержал проект «Сказки для и про особенных детей». Это социальные сказки, герои которых отличаются от своего окружения. Проект призван мотивировать особенных детей и их родителей верить в лучшее будущее, расти и развиваться. Среди просветителей победителем в этой номинации стал руководитель проекта SiberiaDOC Николай Бем, который занимается развитием авторского документального кино в Сибири.

В номинации «За активную просветительскую деятельность в школе» победил проект «Билет в будущее», посвященный ранней профессиональной ориентации учеников 6-11 классов.

Учителем-просветителем года признан Алексей Ермолин, автор методики осмысленного обучения и создания креативных презентаций «Смыслографика». В номинации «За активную просветительскую деятельность в вузе» жюри отдали победу проекту развития жестового языка «POжестI». Преподавателем-просветителем в этой номинации признан старший преподаватель кафедры физики высоких энергий и элементарных частиц Санкт-Петербургского государственного университета Антон Шейкин.

Обладателей призов зрительских симпатий объявлял генеральный директор общества «Знание» Максим Древаль. «Я очень рад, что так много талантливых, выдающихся людей вносят свой вклад в общее дело просвещения, мотивации и вдохновения молодежи. Я знаю, что в данной номинации более 10 тысяч человек отдали свои голоса за всех номинантов», — отметил он.

Приз зрительских симпатий получил проект «Что не найдешь в учебнике: вопросы и ответы». Это социально-исторический проект о героизме предков, неизвестных фактах истории России, которых еще нет в школьных учебниках. Лучшим просветителем зрители признали ученого-филолога, преподавателя Ивана Пыркова, который разработал фресковый метод преподавания литературы — предельная визуализация подаваемого материала, подача в сжатой, образной, яркой форме.

Премия «Знание» учреждена с целью признания заслуг российских просветителей, выявления значимых просветительских проектов и подтверждения высокого статуса просветителя в России. В 2021 году она проводится впервые, однако предполагается, что премия станет ежегодной.

В шорт-листы вошли 103 номинанта, после чего жюри определило лауреатов премии. В состав почетного жюри в том числе входят помощник президента РФ Андрей Фурсенко, гендиректор информационного агентства России ТАСС Сергей Михайлов, глава «Сбера» Герман Греф, министр культуры РФ Ольга Любимова, ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий и ректор РАНХиГС Владимир Мау.

Лауреаты премии будут приглашены к сотрудничеству с обществом «Знание» и получат статус резидента «Центра знаний», который открывает доступ к широким возможностям мультимедийной инфраструктуры. Они также получат поддержку в продвижении своих проектов.

В награждении победителей принимали участие первый заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко, помощник президента Владимир Мединский, народные артисты России Константин Хабенский и Владимир Машков, гендиректор общества «Знание» Максим Древаль, руководитель Росмолодежи Ксения Разуваева и другие.

  • Пример волшебной сказки для 3 класса по литературе
  • Пример взаимопонимания из литературы для сочинения
  • Пример благодарности из литературы для сочинения
  • Пример благородства из жизни для сочинения
  • Пример благодарности из жизни для сочинения