Пример сочинения с проблемой

Сочинение это письменная работа, которая показывает, как ученик умеет излагать свои мысли. сочинения пишут на уроках русского языка, литературы,

Сочинение – это письменная работа, которая показывает, как ученик умеет излагать свои мысли. Сочинения пишут на уроках русского языка, литературы, обществознания, в качестве домашнего задания и как итоговую работу в ОГЭ и ЕГЭ. О том, как написать сочинение на отлично, каких видов они бывают, из каких частей состоят и как оцениваются, расскажем в статье.

Что такое сочинение

Сочинение — письменная работа, в которой нужно логично изложить свои мысли. Оно помогает научиться излагать мысли грамотно и последовательно. Оценивается также отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.

Чтобы написать красивое сочинение, нужно:

  1. Хорошо познакомиться с объектом сочинения.
  2. Придерживаться структуре “введение, основная часть, заключение”.
  3. Проявить искренность и широту души.

Сочинения пишут всегда от руки.

Объем сочинения зависит от требований конкретного преподавателя. Строгие нормы по объему есть только в экзаменационных работах.

Сочинение не получиться написать, если вы:

  1. Мало читаете.
  2. Мало общаетесь.
  3. У вас нет ручки.

Основные виды сочинений: повествование, рассуждение, сообщение на заданное тему, сравнительная характеристика, эссе.

Чаще всего сочинения задают на лето в младших классах, используют на переводных экзаменах, ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку или литературе, истории, а также ЕГЭ по обществознанию в форме эссе.

Классификации сочинений зависят от возраста учащихся и задач обучения. Они бывают обучающими и итоговыми, коллективными и самостоятельными, написанными по литературному материалу или на основании личного опыта и т.д.

Отдельно выделяют классификацию по типу речи, так как она наиболее полно отражает основные особенности структуры и содержания текста.

Посмотрите большой банк сочинений на разные темы

Провел лето Летние каникулы Любовь Детство Счастье

Нужна помощь в написании сочинение?

logo krug min e1580758340706

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Критерии оценивания сочинений

За школьное сочинение выставляются две оценки: первая – за содержание и оформление текста, вторая – за грамотность. За экзаменационную работу в 11 классе – “зачет/незачет”.

Учитель оценивает:

  1. Объем работы. Строгие требования предъявляются только к итоговому сочинению: минимальное количество слов – 250, рекомендуемое – 350. Объем менее 250 слов не оценивается.
  2. Самостоятельность выполнения работы. Здесь учитывается полнота раскрытия темы и ее соответствие содержанию работы, соблюдение структуры, знание художественного произведения, использование литературных аргументов.
  3. Отсутствие речевых, орфографических и пунктуационных ошибок. Педагоги оценивают стиль речи (художественный, научный, разговорный), ее выразительность, разнообразие, правильность употребления значений слов, знание грамматических и пунктуационных норм языка.

Отметка выставляется в соответствии с указаниями  . Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — это требования для учебных программ всех 12 видов образования.

Они определяют, что и как должен изучать ученик, какие знания, умения и навыки, а также личностные характеристики он должен приобрести к окончанию учебной программы.

Например, согласно ФГОС для 1-4 классов, выпускник должен “любить свой народ и Родину”, “уважать и принимать ценности семьи и общества”, “быть любознательным, активно и заинтересованно познавать мир”.

Критерии оценки в ЕГЭ изменяются ежегодно и присылаются в школы в методических рекомендациях Рособрнадзора.

Важный критерий оценки итогового сочинения, который остается неизменным, — самостоятельное написание работы. Допускается прямое и косвенное цитирование, но с обязательной ссылкой.

Общие правила написания сочинений

  1. Четко сформулировать основную мысль.
  2. Составить план с краткими тезисами и доказательствами к ним.
  3. Соблюдать композицию работы и логику изложения.
  4. Проверить соответствие содержания текста выбранной теме, исправить грамматические и речевые ошибки.

Виды сочинений по типу речи

  1. Сочинение-описание – может быть самостоятельным произведением или частью сочинения-рассуждения.
  2. Сочинение-повествование – это по сути, это рассказ о неком событии.
  3. Сочинение-рассуждение – содержит аргументированный ответ на проблему, обозначенную в теме.

Общая структура сочинения

Включает 3 обязательные части, которые дополняются в зависимости от вида работы:

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

Важно! Отсутствие в сочинении одного из обязательных элементов структуры считается ошибкой.

Введение

Во введении кратко рассказывают о теме, главных аспектах работы, ставят вопрос, который будет раскрыт в основной части.

Для каждого типа сочинения существуют свои требования к содержанию, разберем каждый из них.

Тип сочинения Содержание введения
Повествование Знакомство с героями. Краткий рассказ о времени и месте действия
Описание ФИО автора, название и жанр произведения, год написания

История картины, героя. Их значение для автора, культурная ценность произведения

Рассуждение Краткая характеристика социальных, экономических, политических или культурных  особенностей эпохи. Размышление над основным понятием темы сочинения.

Приводятся факты из жизни писателя, относящиеся к теме. Упоминается отношение автора к проблеме

Основная часть

Показывает уровень понимания темы сочинения. Включает анализ произведения, героя, события или проблемы.

Объем — не менее 2/3 от всего сочинения. В основной части не следует приводить факты, которые не имеют отношения к теме.

Вид Содержание основной части
Повествование Как и любое художественное произведение, состоит из: завязки, развития, кульминации и развязки. Могут быть использованы диалоги, описания и элементы рассуждения
Описание Приводится краткое описание общего сюжета картины: предметы на первом и втором планет, цветовая гамма. Дается портретная характеристика героев: описание внешности и/или внутреннего мира. Говорится об отношение писателя или художника к произведению
Рассуждение Нельзя пересказывать события произведения. Автор подтверждает или опровергает тезисы, заявленные во вступительной части.

Каждая мысль подкрепляется цитатами и примерами. Автор обосновывает личное отношение к позиции писателя.

Заключение

Краткие выводы обобщают итог сочинения. Заключение должно быть логически связано с предыдущими элементами работы.

Вид Содержание
Повествование Личное отношение автора к событиям, героям
Описание Личные впечатления от художественного произведения, героя
Рассуждение Может быть представлено в виде обобщения выводов или риторического вопроса, подчеркивающего актуальность проблемы. Иногда используется обращение к читателю с призывом изменить отношение к проблеме. Очень редко применяю цитату, отражающую мнение автора

Речевые обороты

При написании сочинения-описания и сочинения-рассуждения можно использовать языковые клише.

Вступление:

  • Мне кажется, эта тема интересует многих…
  • Данная тема актуальна для большинства…
  • Я думаю (полагаю, считаю), что …
  • К теме обращались такие писатели как …
  • Перед нами картина замечательного художника …
  • Много произведений посвящено теме …, потому что …
  • Картина написана в жанре …

Основная часть:

  • На … плане мы видим …
  • Художник изобразил ….
  • Интересен сюжет картины …
  • На картине преобладают … цвета.
  • Используя … цвета и оттенки, художник добивается … настроения.
  • В романе автор размышляет о …
  • Эту мысль можно подтвердить цитатой из текста: …
  • Я согласен/не согласен с высказыванием автора, потому что …
  • В качестве примера можно привести высказывание …
  • Писатель заставляет нас задуматься о …
  • Идею о … подтверждает …

Заключение:

  • От картины веет …
  • Когда я смотрю на картину, то ощущаю …
  • В заключение я хочу сказать, что…
  • Можно сделать вывод о том, что…
  • Таким образом, можно говорить о том, что …
  • Высказывание автора стало убедительным доказательством того, что …

Для сочинения-повествования клише не используются. Его пишут как художественное произведение.

Для ваших мыслей не существует клише :)

Для ваших мыслей не существует клише ?

Топ-5 секретов сильного сочинения

Секрет 1. Читайте оригинальные художественные и критические произведения, а не их краткое изложение, чтобы правильно подбирать литературные аргументы и не допускать фактических ошибок.

Секрет 2. Выбирайте тему, к которой можете подобрать для анализа минимум 2-3 произведения.

Секрет 3.  Если не получается начать со вступления, пишите основную часть. Затем перечитайте работу, напишите введение и заключение.

Секрет 4. Доказывайте тезисы цитатами, историческими и биографическими фактами.

Секрет 5. Проверяйте работу на орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки минимум 2 раза: на черновике и после того, как переписали сочинение на чистовик.

Примеры сочинений

Видео о том, как писать сочинение

Вывод

Сочинение — это творческая работа. Чтобы написать сочинение правильно, покажите ваши личные размышления по теме, которые подтверждены литературными примерами. Ваше мнение не должно быть слишком простым и “колхозным”, покажите ваше понимание наивысших ценностей человека: верность, дружба, любовь к родине и др.

Следите, чтобы текст был логичным, целостным и грамотно оформленным.

Важно не забыть сделать вывод, который подведет итог вашим размышлениям.

Сочинение ЕГЭ по русскому языку на первый взгляд кажется невероятно трудным. Однако в действительности данный вид письменной работы подразумевает собой умение написать текст «по образцу». Именно поэтому мы собрали для вас наиболее выигрышные шаблоны и клише для сочинения на ЕГЭ, чтобы на экзамене Вы без труда справились с заданием. И Многомудрый Литрекон желает Вам удачи — без этого тоже никуда в лотерее под названием «Жизнь».

План сочинения ЕГЭ

Для начала разберём композицию сочинения на ЕГЭ по русскому языку:

  1. 1 абзац — Вступление. 4 предложения;
  2. 2 абзац — Комментарий проблемы. 7-10 предложений;
  3. 3 абзац — Позиция автора. 2 предложения;
  4. 4 абзац — Собственное мнение. 2-4 предложения (обычно сюда еще добавляют аргумент из литературы);
  5. 5 абзац — Вывод. 1-2 предложения.

Здесь Вы увидите пример сочинения по демоверсии. Такой объём будет оптимальным, чтобы наиболее полно изложить мысль и не налить воды. Более подробно структура сочинения на ЕГЭ по русскому языку рассмотрена здесь. Теперь перейдём к самому главному и перечислим шаблоны и клише. 

Вступление

В нем же и формулируем проблему. Как это сделать? 

  • Внимательно читаем текст.
  • Формулируем несколько вопросов по содержанию текста (используем разные вопросительные местоимения: что/кто/какой/как и т.п.).
  • Начинаем абзац с 2-3 вопросов по тексту, желательно, чтобы они не имели отношения к главной проблеме.
  • Формулируем основную проблему.

Клише

  1. …? …? …?  Эти и другие вопросы ставит/поднимает в своем тексте (имя автора), однако наиболее детально автор рассматривает проблему…
  2. Автор данного текста поднимает проблему…
  3. В приведённом отрывке центральной я бы назвал проблему…
  4. Текст (имя автора) заставил меня задуматься над такой проблемой, как..
  5. Проблема … сильнее всего привлекает внимание автора…

Пример

Что такое война? Какое влияние оказывает она на людей? Почему подростки нуждаются в помощи с выбором дальнейшего жизненного пути? Эти и многие другие вопросы задает в своём тексте Галина Галлер. Однако наиболее детально она рассматривает проблему стойкости человека в трудных ситуациях.

Комментарий

Комментарий — это мысли и пояснения по указанной проблеме. 

Именно он связывает проблему, которую Вы выделили в качестве основной, и авторскую позицию. Комментарий передает, как именно автор рассуждает о данном вопросе, подводя читателей к определенным выводам и умозаключениям. Комментарий всегда опирается на текст отрывка (нужны цитаты-подтверждения). 

План комментария

  1. Фраза-клише;
  2. Описываем первый пример в 3-4 предложениях (пересказ+анализ). Делаем МИКРОВЫВОД;
  3. Фраза-клише;
  4. Описываем второй пример в 3-4 предложениях ( пересказ+анализ). Делаем МИКРОВЫВОД;
  5. Делаем общий вывод (устанавливаем логическую связь).

Клише

  1. Чтобы привлечь читательское внимание к
  2. данному вопросу, писатель рассказывает историю о…/ повествует/ приводит факты   … (1 пример: 3-4 предложения).
  3. Комментируя эту проблему, также хочется отметить…(3-4 предложения)
  4. Оба примера свидетельствуют о том, что…
  5. Автор раскрывает проблему на примере…
  6. Писатель не случайно даёт понять…
  7. Данный пример/эпизод изображает…
  8. Эти примеры являются доказательством того, что…

Пример

«Привлекая внимание читателей к поставленной проблеме, писатель рассказывает историю одной женщины, которая несмотря на смертельную опасность во время войны, не утратила свою человечность. Она бескорыстно помогала тем, кто нуждается, поднимала дух солдат: «Бабушка вселяла в окружающих уверенность в близкой победе». То есть, она оставалась храброй, несмотря на усталость, боль и лишения. 

Комментируя данную проблему, стоит отметить оптимизм и уверенность женщины. Она была рада просто тому, что все ее близкие и она остались живы, ведь это самое главное: «Кости целы — мясо наживём! Живы будем — не помрём!». Оба примера демонстрируют непоколебимость человека в трудных жизненных ситуациях.»

Позиция автора

Авторская позиция — выводы, к которым приходит писатель в ходе своих рассуждений.

Если проблема текста является неким вопросом, то позиция автора отвечает на него. В ней мы видим авторское отношение к действиям героям, к их характерам. Присутствует анализ. 

Клише

Клише и шаблоны для сочинения на ЕГЭ по русскому языку выглядят так:

  1. Позиция автора выражается ясно и раскрывается на примере следующих предложений:
  2. Позиция автора текста довольно ясна. Писатель абсолютно убеждён, что…
  3. Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно данной проблемы, но при этом заставляет читателей задуматься о…
  4. Позиция автора относительно поднятой проблемы становится ясной лишь после внимательного изучения текста, где можно заметить едва уловимые интонации и оценку писателя. Он старается показать, что…

Пример

Авторская позиция довольна ясна. Галлер считает, что нужно быть сильным и стойким, невзирая на преграды и оставаясь человечным даже в жестокое время войны.

Собственное мнение

Собственное мнение — это согласие или опровержение позиции автора. Внимание! Несогласие зачастую ведет к нарушению этики и потери баллов. Недостаточно заявить формально: «Я согласен/не согласен». Обоснованием служит подтверждение Вашей мысли. Почему вы так считаете? Можно приводить один литературный аргумент (но его все равно не засчитают как отдельный элемент эссе! Зато Ваша позиция точно будет доказана).

Клише

  1. Не могу не согласиться с писателем, поскольку…
  2. Я согласен с автором текста и тоже считаю:
  3. Я также считаю, что…И потому разделяю позицию автора…
  4. Подводя итог, нельзя не согласиться с автором в том, что…
  5. Я солидарен с автором в том, что… , так как…

Пример

Я тоже согласна с этой точкой зрения и также убеждена: в жизни нужно всегда уметь преодолевать трудности достойно и сохранять при этом человеческое достоинство и моральные ценности мирного времени. Так считают многие писатели. К примеру, Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» продемонстрировал отзывчивость и силу духа Наташи Ростовой, которая предпочла пожертвовать имуществом семьи, лишь бы спасти раненых солдат и офицеров. Несмотря на опасность и грозящие семье испытания, героиня сделала выбор в пользу человечности на войне и спасла людей.

Вывод

Вывод — итог ваших рассуждений. Он не требует большего объема и представляет собой перефразированное собственное мнение.

Клише 

  1. Подводя итог всему вышесказанному, стоит обязательно отметить, что…
  2. Все вышесказанное даёт возможность сделать следующие выводы:
  3. Хочется верить, что читатели задумаются над данной проблемой…изменят мнение по поводу…
  4. Таким образом, мы делаем вывод о том, что…

Пример

Таким образом, моральная стойкость и человечность в трудных ситуациях — важнейшие человеческие качества, поистине достойные уважения.

Автор: Дарья Яльцева

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 260

Толстой Лев Николаевич «Кавказский пленник»

Читайте также: 

Совершенствуем свою речь

Подготовьте устное сочинение на одну из тем: «Два побега из плена», «Жилин и Дина», «Жилин и Костылин в плену». Попытайтесь в своих сочинениях использовать слова и выражения из рассказа.

Сочинение на тему «Два побега из плена», 5 класс

Про два побега, которые совершил Жилин из плена, мне хочется сказать следующее: если что-то не получилось в первый раз, попробуй сделать это во второй, и всё получится. Но можно сказать и так: если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам.

Оказавшись в плену Жилин целый месяц внимательно изучал обстановку, наблюдал за жизнью аула, осматривал местность. Он твёрдо решил убежать, но знал, что без подготовки его побег обречён. Он даже прикормил злую собаку, чтобы та не помешала побегу.

Только когда всё было готово, Жилин решился на побег. Костылин пошёл с ним.

Жилин шёл быстро и легко, ориентировался по звёздам, снял сапоги и перепрыгивал с камушка на камешек. Костылин стёр ноги сапогами, а когда их снял — изрезал ноги в кровь.

Жилин знал, что нужно быстро идти вперёд, пока их не хватились. Он не думал о трудностях, а думал лишь о свободе. Костылин, напротив, боялся трудностей и не верил в успех. Он стал обузой. Жилину пришлось даже нести Костылина. Он думал, что напрасно взял эту колоду с собой.

И, конечно, их поймали. Когда тебя постоянно тянут назад, идти вперёд невозможно.

Неудача сломила Костылина, но не Жилина. Он приуныл, но не сдался. И с помощью Дины, он совершил второй побег. На этот раз Костылин сразу отказался бежать, и это спасло Жилина.

Второй побег был в разы труднее. Жилин шёл с колодкой на ноге, которую не мог сбить. Но офицер не сдавался. И он прошёл восемь верст по горам и лесу, увидел своих, братцев.

Упорство и настойчивость помогли Жилину вырваться из плена. Его доброта позволила ему найти друга даже во вражеском стане. Он всё сделал правильно и победил. Ведь он не терял надежду и делал всё, для своего спасения.

Сочинение на тему «Жилин и Дина», 5 класс

В рассказе «Кавказский пленник» Толстой описал не только страшные тяготы плена, ужасы войны, но и поведал трогательную историю дружбы татарской девочки и русского офицера. Дружбы, которая родилась из любопытства, доброты и сострадания.

Когда Жилин первый раз увидел дочь хозяина Дину, она была пуглива, но любопытна. Тоненькая, с чёрными глазами, девочка подавала Жилину воду и лепёшку, не спуская глаз с пленника.

Когда Жилин смастерил из глины куколку, Дина обрадовалась. У неё никогда не было игрушек. Эта незначительная забота тронула детское сердце, и Дина принесла Жилину молоко вместо обычной воды. Потом стала носить лепёшки и даже мясо. А Жилин старался не разочаровать девочку и сделал удивительную игрушку — водяную мельницу. Так началась эта странная дружба.

После первого побега положение пленников стало ужасным. Но Дина не забыла про своего друга. Она принесла ему лепёшек и черешни, а Жилин понял, что только Дина может помочь ему сбежать. Он объяснил девочке, что ему нужна длинная палка.

Дина не испугалась. Она не хотела, чтобы Жилина убивали, ей было жаль друга. Вечером она принесла Жилину шест, с помощью которого тот выбрался из ямы. Дина отдала офицеру лепёшки и попыталась помочь сбить колодки. Но она была очень слабенькой и заплакала от бессилия.

Жилин стал утешать девочку, погладил её по головке, пожалел, что некому больше будет делать ей кукол. Он должен был уходить. Дина поняла это, закрыла лицо руками и убежала.

Так закончилась эта краткая дружба. Люди разных, враждебных народов смогли подружиться благодаря искренности и доброте. Для Жилина Дина была ребёнком и он не видел в ней врага. Для Дины Жилин был добрым человеком, который заботился о ней. Она судила о его качествах по поступкам, а не по национальной принадлежности.

Автор показал, что люди всегда смогут найти общий язык, жить в мире и дружбе, если будут добрыми и открытыми.

Сочинение на тему «Жилин и Костылин в плену», 5 класс

Попав в одну и ту же ситуацию разные люди ведут себя по-разному. Кто-то сдаётся, опускает руки, а кто-то борется до конца и побеждает невзирая ни на что.

Вот и два русских офицера Жилин и Костылин, оказавшись в плену, повели себя по-разному. Жилин отказался подчиняться обстоятельствам и искал любой возможности сбежать. Костылин плыл по течению, рассчитывая больше на родственников, готовых заплатить за него богатый выкуп.

И внешне, и по характеру офицеры не походили друг на друга. Жилин невысокий, но крепкий и ловкий, неутомимый и находчивый. Костылин грузный, даже толстый, зачастую безвольный человек.

Уже в сцене торга мы видим разницу между героями. Жилин понимает, что выкупать его некому, надеяться надо только на себя, и ведёт себя смело, даже вызывающе. Его поведение приносит свои плоды. Даже татары начинают уважать мужественного уруса.

Костылин соглашается со всем, что ему предлагают татары. Он пишет письмо с просьбой прислать пять тысяч выкупа, огромные по тем временам деньги. За месяц, проведённый в плену, Костылин только и знал, что писал домой снова и снова.

Жилин, напротив, старался больше узнать о пленивших его. Он высматривал дорогу, подружился с девочкой Диной, его умелые руки принесли ему славу мастера. Он ни на минуту не допускал мысли, что не сумеет сбежать.

И только благодаря настойчивости Жилина, офицеры смогли совершить первый побег. Из-за Костылина он сорвался, и положение пленников стало невыносимым. Им приходилось сидеть в мокрой и холодной яме, голодать, с минуты на минуту их могли убить.

Костылин совсем пал духом, целыми днями он стонал и спал. Даже Жилин приуныл. Но его доброта к Дине помогала ему спастись. Жилин сбежал и сумел добраться до своих. Костылина выкупили через месяц.

Жилин проявил мужество и настойчивость, он не покорился обстоятельствам и поэтому спасся. Костылин проявил трусость и безволие, и тем самым обрёк себя на лишние муки. 

Герой может погибнуть, но он умрёт с высоко поднятой головой и только один раз. Трус будет умирать каждый день. Автор показал, что никогда нельзя сдаваться, надо бороться до конца, ведь удача приходит к смелым.

AVvXsEjuffzGN3uGU58ADkG0Ti ECLk 7hGopTqNHHW4K5AxsH4gx7q6fvNJqSWYPUcoaDdsqTDmsi dPr9D0ZGINSUnRvDMw1RGc3sQDgf5UYoVnDmeIAnoy2s4vxhFiQTe4X6JA0N9YEK2jgjvDMAbUANalU7EXA49lXoy1Ip6slClgxLNXPLwKMxztxvsTg=w399 h400

p17 knopka1 knopka4

Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку?

Русский язык – в числе обязательных предметов при сдаче ЕГЭ. План сочинения из задания № 25 и особенности его написания предлагаются в данной статье. Более 150 слов текста позволят набрать максимально возможные 23 балла или 30 % общей суммарной оценки за экзамен.

Учащимся предлагается авторский текст, по которому необходимо написать сочинение-рассуждение. Максимальный объём неограничен, но практика показывает, что раскрыть содержание возможно с помощью 250–300 слов. Этим следует ограничиться, чтобы избежать риска грамматических ошибок.

Суть задания

В самом задании чётко изложен план сочинения. ЕГЭ по русскому требует знания литературного материала, на который предстоит ссылаться. Поэтому 6 из 12 критериев оценки работы касаются её содержательной части.

В статье предлагается план, сформулированный экзаменаторами, и даются рекомендации по написанию каждой из её частей.

  • Формулировка проблемы.
  • Её комментарий.
  • Позиция автора.
  • Собственная позиция.
  • Первый аргумент (пример из литературы).
  • Второй аргумент (пример из опыта).
  • Заключение.

Введение

Проверяющими отдельно оценивается композиционная целостность работы, поэтому очень важно введение, где формулируется проблема текстового фрагмента. Это может быть понятие (трусость, предательство, доброта), явление жизни (голод, война), характер человека.

Во вступлении происходит плавное вхождение в текст сочинения: возникновение заинтересованности читателя, знакомство со стилем изложения. Его объём не должен превышать пяти предложений. Вводную часть по содержанию и эмоциональности необходимо привести в соответствие с авторским фрагментом.

План написания сочинения (ЕГЭ) предусматривает следующие варианты начала творческой работы:

  • Риторические вопросы по проблеме текста. Пример: «Что такое истинное мужество и в чём оно проявляется? Над этой проблемой размышляет (ФИО автора)».
  • Общие рассуждения или сведения по теме: «Человечество с незапамятных времён искало ответ…»
  • Использование цитаты или пословицы. После её написания можно продолжить словами: «Эта мысль пришла на ум во время прочтения текста (ФИО автора)».

Комментарий

Часто учащиеся ошибочно полагают, что комментарий требует краткого пересказа текста. За этот пункт проверяющие выставляют до 2 баллов (за вступление – 1) по результатам ЕГЭ. План сочинения предусматривает не подробное цитирование, а проникновение в авторскую логику раскрытия обозначенной проблемы. Предлагаем два варианта комментирования:

  • По структуре авторского текста.
  • Через анализ актуальности поднятой темы.

В первом случае предстоит ответить на вопросы:

  • С помощью каких приёмов автор привлекает внимание читателя к проблеме?
  • На каком материале её раскрывает?
  • Какие поступки герой отрывка совершает и что это говорит о нём?
  • Какие эмоции по данному поводу переживает сам автор?

Во втором варианте первый вопрос остаётся неизменным, но дальнейшая логика несколько иная:

  • Каков характер проблемы (философская, экологическая, психологическая, социальная или нравственная)?
  • Насколько она сегодня актуальна?
  • Кто и в каких ситуациях сталкивается с ней?
  • Если проблема нова, то что способствовало её появлению?

План написания сочинения по русскому языку (ЕГЭ) не должен исключать переходов, чтобы сохранить смысловую цельность работы. Этому помогают вводные слова и обороты, которыми не следует злоупотреблять: «Анализируя данную проблему, автор вспоминает случай из своей жизни…».

Авторская и собственная позиция

Третий пункт плана предусматривает введение цитаты со ссылкой на авторское мнение, которую необходимо взять в кавычки. Удобнее сделать это с помощью следующих клише:

  • «Писатель считает, что…»
  • «По мнению автора…»
  • «Свою позицию писатель выразил в словах…»

Фамилию и инициалы автора следует указывать полностью, так как проверяющими оценивается фактологическая точность.

Четвёртый пункт плана предусматривает переход к обозначению собственной позиции экзаменуемого. Она может выражать согласие или несогласие, которое должно быть корректным и развёрнутым.

План написания сочинения по русскому (ЕГЭ) требует пропорциональности частей. Каждый пункт следует начинать с красной строки, он состоит из одного-двух абзацев. Переходными могут стать следующие фразы:

  • «Действительно, нельзя не поддержать автора в том, что…»
  • «Мне понятно и близко мнение автора о том, что…»
  • «Я согласен с автором, что…»

При иной точке зрения, допустимы обороты:

  • «Мнение автора интересно, но…»
  • «Думаю, что утверждение автора нельзя считать применимым к…»
  • «Нельзя не согласиться с писателем, что , однако…»

Аргументация позиции

Требование о наличии двух аргументов по обоснованию собственной позиции изложено в задании ЕГЭ. План сочинения предусматривает для каждого довода отдельный абзац. В первом случае необходимо показать хорошее знание литературы, во втором – эрудицию, ибо примеры лучше приводить из жизни известных людей. Уместны следующие обороты:

  • «В доказательство своего мнения приведу пример из повести Н. В. Гоголя »
  • «В поддержку сказанного можно вспомнить роман…»
  • «Об этом говорил в своей поэме…»
  • «Пример революционеров-народников доказывает, что …»
  • «Аналогичный случай был описан в автобиографии В. В. Маяковского…»
  • «Хочу напомнить случай из жизни А. С. Пушкина о том, как…»

Ссылаясь на пример, следует кратко изложить ситуацию в подтверждение выдвинутого тезиса. Пятый и шестой пункты максимально оцениваются в 3 балла, поэтому следует обратить внимание как на убедительность аргументов, так и на точность изложения фактов. Недопустимы ошибки в имени автора или названии произведения.

Заключение

План написания сочинения по русскому (ЕГЭ) завершается выводами, которые решают следующие задачи:

  • Обобщают информацию по проблеме: «Ещё раз хочется подчеркнуть, что…»
  • Дают оценку сказанному: «Это позволяет сделать вывод…»
  • Выражают прогноз: «Хочется надеяться, что читатели по-настоящему задумаются над…»
  • Призывают к активности: «Осуществляя тот или иной морально-нравственный выбор, каждому из нас необходимо помнить о…»

Финальный абзац должен перекликаться со вступлением, ибо творческая работа должна быть цельной, что оценивается в 2 балла. За точность формулировок и выразительность речи проверяющие добавят ещё два, поэтому нельзя уходить от главной мысли, не повторяя при этом используемые обороты.

На что ещё следует обратить внимание при подготовке к ЕГЭ? План сочинения нельзя произвольно менять. Он отвечает требованиям сочинения-рассуждения и является частью экзаменационного задания.

План сочинения по русскому языку ЕГЭ в 2020 года: структура

Единый государственный экзамен стал самым важным испытанием для школьников XXI века. С каждым годом методы проведения тестирования и способы проверки работ становятся более технологичными.

Помимо технологий ежегодно модернизируются и усложняются сами задания. В данной статье написано все о порядке проведения ЕГЭ по русскому языку в 2020 году, а конкретно об изменениях по части сочинений, также представлен краткий обзор модернизации ЕГЭ 2020.

Структура КИМов 2020 года

Экзаменационный билет ЕГЭ 2020 года по русскому языку состоит из 27 заданий, которые разделены на две части:

Часть Кол-во заданий Максимальный балл Тип ответа
І 26 (с 1 по 26) 34 краткий (тесты)
ІІ 1 (27 задание) 24 развернутый (сочинение)

На выполнение работы отводится 210 минут (3,5 часа). Использование дополнительных материалов и оборудования запрещено.

Выполнив правильно все задания, экзаменуемый может набрать максимум 58 первичных баллов, что будет интерпретировано как 100-бальный результат. При этом, выполнив только 1-ю часть работы, выпускник может набрать максимум 34 балла (эквивалентно 59 баллам ЕГЭ). Сочинение оценивается в 24 первичных балла (соответственно 41 тестовый).

Это значит, что на этапе подготовки к сдаче ЕГЭ 2020 стоит уделить внимание не только повторению теории по русскому языку, а и как можно больше практиковаться в написании сочинений, составляя план работы и продумывая аргументы.

Общие изменения в ЕГЭ 2020. Что нового?

Самым главным изменением в Едином государственном экзамене 2020 года является сдача третьего обязательного экзамена – по отечественной истории. Окончательное решение по данному поводу будет принято в сентябре или октябре 2019.

Общее количество экзаменов будет доходить до 5.
В 2020 году изменятся количество и формулировки заданий.

Это коснется следующих предметов:

  • русский язык (подробности ниже);
  • биология;
  • литература;
  • иностранные языки;
  • история и обществознание.

Серьезных перемен не будет.

В КИМы добавят некоторые материалы для полного обхвата школьного курса, так как при анализе экспертами заданий ЕГЭ 2017 и 2018 стало ясно, что многие теоретические вопросы не были затронуты. Критерии, по которым определяется количество баллов за то или иное задание также не претерпят коренных изменений.

Меры проведения ЕГЭ 2020 по последним данным будут ужесточены по сравнению с 2019 годом по аналогии с 2017 и 2018 годами. Например, на 2019 год ожидается, что сдача Единого государственного экзамена будет разрешена в родных школах при наличии особого контроля, но при прохождении ЕГЭ 2020 школьники точно не получат никаких льгот.

ЕГЭ по русскому языку 2020

Экзамен по русскому языку будет поделен на две части – устную и письменную. Если в 2018-2019 школьники сдают устную часть только в рамках ОГЭ, то в 2020 году устное тестирование будет и в ЕГЭ. Устная часть сдается за два месяца до основной части экзамена.

Ученики будут проходить проверку на:

  • умение работать с текстом;
  • умение составлять план по ключевым моментам текста;
  • навыки быстрого прочтения и запоминания информации;
  • эрудицию.

Письменная часть будет также состоять из изложения, теста и сочинения. Количество заданий будет доходить до 27.

Планируется введение новых вопросов по анализу орфографии и пунктуации в тексте.

Теперь рассмотрим наиболее сложный вопрос для большинства школьников – написание сочинения.

Важные нововведения

Небольшие изменения в КИМы были внесены еще в прошлом году. В частности, были уточнены критерии, по которым эксперты оценивают сочинение, и новые нормы будут актуальны на ЕГЭ по русскому в 2020 году.

Всего ФИПИ разработало 12 критериев оценивания. Уточнены были только два из них:

  • К2 – теперь комментарий к проблеме должен включать минимум 2 примера с пояснениями, которые отражают понимание экзаменуемым сути проблемы;
  • К4 – выпускник должен выразить свое отношение к позиции автора, обосновав его.

Предлагаем более детально узнать о том, как будут оценивать сочинение по русскому языку на ЕГЭ 2020 и какое примерное количество баллов можно набрать за выполнение тех или иных требований, ознакомившись с полным списком критериев:

Советы педагогов

Репетиторы, имеющие большой опыт подготовки к ЕГЭ, рекомендуют готовиться к написанию сочинения по такому плану:

  1. Ознакомиться с основными требованиями ЕГЭ по русскому 2020 и понять, какой должна быть правильная структура сочинения и какие проблемы могут быть предложены на экзамене.
  2. Проработать план, который станет опорой при написании экзаменационной работы на любую из возможных тем.
  3. Вспомнить произведения и выписать в тетрадь основные факты, которые могут пригодиться при написании сочинения.
  4. Практиковаться в выполнении задания №27 с использованием готовых клише.

Принимая во внимание все изменения и нововведения в КИМы по русскому языку ЕГЭ 2020, можно вывести универсальную структуру сочинения достойного отличной оценки.

Структура состоит из следующих пунктов:

  • формулировка проблемы (вопроса, высказывания);
  • личный комментарий по поводу проблемы (слов автора);
  • описание позиции автора;
  • обращение к тексту и поиск одного или двух примеров, подчеркивающих справедливость или несправедливость высказывания (сути проблемы);
  • обозначение логической связи примеров друг с другом и с общим смыслом работы;
  • отношение к авторской позиции и краткое обоснование своего выбора;
  • подведение вывода и его краткая характеристика.

На первый взгляд структура достаточно сложная и трудновыполнимая, однако, если грамотно поработать над каждым пунктом заранее и разобрать все закономерности написания каждого элемента, то на экзамене будет обеспечен высший балл..

Круг проблем

В 2020 году 27-е задание ЕГЭ может поднимать самые разнообразные проблемы, от солдатской судьбы до засорения русского языка. На самом деле круг возможных тематик неимоверно широк, что не позволяет заранее подготовиться к сочинению на все 100%.

Тем не менее, следуя рекомендациям опытных педагогов, можно проработать основные направления, подобрать клише и произведения, на которые можно опираться, раскрывая ту или иную тему, что максимально упростит выполнение 17-го задания на ЕГЭ.

Важно! Для того, чтобы определить, какая именно тема затронута в задании, необходимо внимательно ознакомиться с текстом.

План сочинения

Требуемый экспертами план написания 27-го задания не изменится в 2020 году. Он также будет состоять из вступления, основной части и вывода. Эти блоки будут подразделяться на личные комментарии, примеры, обоснование своих слов и т.д.

Важно помнить, что основной упор при написании текста нужно делать на примеры и аргументацию личных слов и высказываний автора.

В качестве примеров можно брать следующие материалы:

  • ситуации и образы из художественной литературы (самый лучший вариант);
  • события и образы из реальной истории;
  • случаи из собственной жизни (не рекомендуется экспертами);
  • информация из представленного в КИМе текста.

При написании точных примеров, иллюстрирующих главную проблему сочинения, и грамотной аргументации личных и авторских текстов работе буде гарантирован наивысший балл.

Клише

Хотя использовать на ЕГЭ 2020 по русскому языку готовые сочинение не рекомендуется, можно брать за основу так называемые клише (шаблонные фразы). Нанизывая их, как бусины на нить и разбавляя фразами с учетом особенности предложенной в задании темы, можно получить красивое и грамотно написанное сочинение, отвечающее основным требованиям. Стоит учесть, что для каждого блока существуют свои клише:

Стоп-слова

Казалось бы, что плохого в тексте, приукрашенном эпитетами и художественными оборотами. Оказывается, некоторые фразы, которые являются некорректными с точки зрения русского языка, а потому их стоит избегать в сочинениях, особенно когда это выпускная экзаменационная работа.

Предлагаем ознакомиться со списком таких стоп-слов и фраз, а также при случае проверить, не грешат ли такими оборотами готовые сочинения, предлагаемые в сети для подготовки к ЕГЭ 2020 по русскому языку.

Заключение

Секрет успешного написания сочинения на ЕГЭ по русскому прост – это умение вести рассуждение, хорошая база аргументов с опорой на произведения и грамотная письменная речь, которая вырабатывается с годами тренировок.

Также рекомендуем посмотреть видео, в которых преподаватели подробно разбирают все основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при написании сочинения:

План сочинения по русскому языку ЕГЭ в 2020 году

Экзамен по русскому языку требует особенной подготовки у школьников. Предмет является обязательным для сдачи и от результатов написания зависит поступление в университет.

Одной из главных заданий экзаменационной работы является написание сочинения. В КИМах это задание №27. При написании работы следует учитывать некоторые требования. Проверка сочинения осуществляется учителем, а не компьютером, поэтому выпускник может рассчитывать на «человеческое» отношение к своей работе.

Структура КИМов 2020 года

Комплексное итоговое задание для школьника разделено на 2 части. Всего нужно выполнить 26 тестовых заданий и написать сочинение по заданной теме, которая будет прописана в 27 пункте.

За правильно выполненную первую часть можно заработать максимально 34 балла. Самый высокий балл за сочинение составляет 24 балла. На выполнение работы дается 210 минут.

Важно: проверяющие строго следят за тем, чтобы школьники не пользовались вспоминающими техническими устройствами и дополнительными материалами.

При подготовке школьник должен уделять не только максимальное количество времени повторению теоретических знаний, но и как можно больше практиковаться в написание сочинений.

Важные нововведения

Незначительные изменения произошли в прошлом году: немного скорректировали критерии оценки по сочинению. Эти нововведения будут актуальными и в 2020 году.

ФИПИ приняла всего 12 критериев по которым происходит оценка результата работы выпускников, подлежали изменению только 2:

  • К2 вепрь должен содержать 2 примера, которые бы полностью раскрыли проблематику текста;
  • К4 подразумевает объективную оценку к мнению автора и выражение своего мнения посредством аргументов и доводов.

Полный список критериев есть на официальном сайте ФИПИ. Перед подготовкой к экзамену всем школьником настоятельно рекомендуется ознакомиться с этой информацией.

Читайте еще: Призывной возраст в России в 2020 году

Советы педагогов

Родители, которые ответственно относятся к будущему ребенка заранее беспокоятся о его подготовке. Кто -то перелагает помощь посредствам собственных знаний и опыта, есть те, кто предпочитают нанять репетитора или отдать выпускника на подготовительные курсы.

Очень многие педагоги придерживаются следующего мнения работы по сочинению:

  • Ознакомится с требованиями и выявить пробелы в знаниях относительно пунктов, предложенных ФИПИ;
  • Составить план работы с сочинением, который станет основой для написания любой темы;
  • Проанализировать произведения школьной программы по литературе и использовать их в качестве подтверждающих аргументов;
  • Нарабатывать практику написания с помощью тестовых заданий и при проверке ссылаться на указанные в пособии ответы;

Структура сочинения

Чтобы знать чего ожидать на экзамене и в каком формате будут сформулированы задания, школьник должен обязательно зайти на сайт ФИПИ и ознакомится с вариантами КИМов прошлых лет.

Работы, которые претендуют на высокий балл должны быть фактуальными, концептуальными и содержать скрытый подтекст.

Важно включить в сочинение такие блоки:

  • Первоначальная тематика проблемы;
  • Комментарий к проблема, ее словесная зарисовка;
  • Описание позиции автора (что именно он думает по этой теме);
  • Выражение собственного мнение к позиции автора;
  • Краткий вывод;

Если школьнику сложно понять с первого раза что от него требуется, то при подготовке следует начать с анализа уже готовой работы в дидактическом материале.

Не следует надеяться на готовые тексты. В первую очередь при проверке учитель смотрит на уникальность работы и ее информационное содержание. Кроме того, далеко не все работы, которые представлены, как образец для сочинения содержат актуальные требования 2020 года.

Круг проблем

В 2020 году ребята пишут о совершенно разных проблемах. Какая именно попадется тема узнать заранее невозможно. Это может быть военная проблематика, а может быть дана тема о засорение русского языка жаргонизмами.

Тем не менее, есть список тем, которые попадаются чаще всего. Обычно репетиторы предлагают выпускникам подбирать аргументацию из литературных произведений именно по списку наиболее частых вариантов.

Важно: определение темы- один из важнейших критериев написания сочинения. Если школьник неправильно истолкует попавшийся текст, то сочинение может быть аннулировано. Поэтому перед написанием следует очень внимательно его прочитать 2-3 раза.

Есть замысловатые темы, которые требуют детального изучения, например «Отсутствия опыта общения с природой» или «Проблема ответственности перед будущими поколениями».

План сочинения

План значительно упрощает написание сочинения потому, что является универсальным средством и подойдет под написание абсолютно любой проблематики.

Как показывает практика, больше всего вопросов возникает при подборе примера или аргументации мнения. Школьники затрудняются выбрать нужное произведение и учителя стараются сконцентрировать внимание на следующих моментах:

  • Аргумента должно быть 2;
  • Должна присутствовать связь между примерами;
  • К каждому примеру требуется добавить пояснение;

Аргументы являются плавным переходом от формулировки проблемы к обсуждению позиции автора.

Клише

Использовать в ЕГЭ неуникальные тексты строго запрещено. Работа, списанная из пособия, заслужит 0 баллов. Тем не менее никто не запрещает брать шаблонные фразы и разбавлять их словами, вставлять свои мысли в контекст и нанизывать, как бусины на нить, клише придавая смысл сочинению.

Стоп слова

Есть список определенных стоп-слов, использование которых строго запрещено при написании работы школьником. Сюда относятся фразы, которые делают текст некрасивым, с точки зрения стилистики и грамматики. Порой изобилие речевых оборотов приводит к употреблению так называемых «Стоп-слов». Например, запрещено употреблять фразы типа:

  • Автор в своем тексте;
  • Автор пытается;
  • Данный текст;
  • Достаточно;
  • Чрезмерное употребление гипербол;
  • Еще одним примером может служить;

Нет ничего плохого в том, что выпускник разбавляет свои мысли красивыми эпитетами и метафорами. Главное, чтобы он не увлекся.

Заключение

Написать достойное сочинение по ЕГЭ очень просто. Нужно знать основные особенности и мыслить глубоко, уметь рассуждать и корректно излагать свои мысли на бумаге. А также нужно иметь в арсенале хорошую базу аргументов из различных литературных произведений, просмотра фильмов или спектаклей, которые можно применить при написании.

План сочинения по русскому языку ЕГЭ в 2019 года

Планируете сдавать в 2019 году ЕГЭ по русскому языку – узнайте, какие нововведения планирует ФИПИ, как изменится структура экзамена, а также, как составить план сочинения и подобрать удачный пример из произведений для раскрытия проблемы.

Не секрет, что именно сочинение большинство выпускников считают самым сложным заданием ЕГЭ по русскому, а значит именно этой теме стоит уделить особое внимание при подготовке к экзаменам 2018-2019 учебного года.

Формулировка задания №27

Последнее (теперь 27-е) задание ЕГЭ по русскому языку – это, как и ранее, сочинение, но в 2019 году ФИПИ внесло некоторые корректировки в саму формулировку поставленной задачи.

Одной из проблем, часто встречающихся в работах выпускников, стало чрезмерное цитирование.

Эксперты отмечают, что в сочинениях часто можно встретить большой объем чужих мыслей, но крайне редко отображена позиция самого экзаменуемого.

Именно поэтому в 2019 году на ЕГЭ по русскому языку структура сочинения была несколько изменена, а таблица оценивания получила новые критерии. Согласно новым правилам в сочинении должны присутствовать:

  • пояснения к каждому приведенному примеру;
  • смысловая связь между приведенными в сочинении примерами;
  • отношение экзаменуемого к позиции автора;
  • обоснование своей позиции.

Важно! Минимальный объем сочинения остался неизменным и составляет 150 слов. Но, педагоги рекомендуют ориентироваться на написание минимум 200-250 слов.

Критерии оценивания

Составляя план сочинения по русскому языку необходимо в первую очередь ориентироваться на критерии оценивания, обновленные для данного предмета ЕГЭ в 2019 году.

Особого внимания в этом году заслуживают критерии:

  • К2 (комментарий к проблеме);
  • К4 (отношение экзаменуемого к позиции автора).

Полный список критериев, которыми будут руководствоваться эксперты при проверке 27-го задания с развернутым ответом, приведены в демонстрационном варианте 2019 года.

Структура сочинения по новым стандартам

С учетом описанных нововведений, структура сочинения 2019 года должна иметь следующий вид:

  1. Проблема.
  2. Комментарий к проблеме.
  3. Описание позиции автора.
  4. Отношение экзаменуемого к позиции автора.
  5. Обоснование своей позиции.
  6. Вывод.

Текст сочинения должен нести в себе три основных типа информации: фактуальную (реальные факты), концептуальную (субъективное мнение) и подтекстовую (подразумеваемую).

План сочинения

С опорой на приведенную структуру можно составить план написания сочинения по русскому для ЕГЭ 2019 года.

План Пояснения
1 Вступление Подводка к проблеме 2-3 предложения
2 Формулировка проблемы 2-4 предложения
3 Связка 1-2 предложения
4 Комментарий, 1-й пример + пояснение Сколько потребуется
6 Связка 1-2 предложения
7 Комментарий, 2-й пример + пояснение Сколько потребуется
9 Связка 1-2 предложения
10 Позиция автора 1-2 предложения
11 Собственное отношение к позиции автора 1-2 предложения
12 Аргументация собственной позиции 2-4 предложения
13 Вывод (заключение) 2-3 предложения

Именно примеры, комментарии и пояснения к ним являются основными блоками сочинения, а соответственно и требуют особого внимания. В качестве можно использовать истории и цитаты, размышления автора и примеры из произведений. Но, при этом важно помнить, что комментарий должен иметь такую структуру:

  • пример;
  • пояснения к примеру;
  • связующий текст;
  • пример-иллюстрация;
  • пояснение к иллюстрации.

Круг проблем

Основной задачей, стоящей перед экзаменуемым, будет формулировка проблемы. Далеко не всегда с первого прочтения можно правильно понять поднимаемую в тексте проблему и позицию автора.

Важно! Чаще всего в текстах проблему формируют либо в самом начале, либо в конце. Также при чтении необходимо выделить ключевую лексику, выражающую основную мысль. Она поможет правильно написать комментарий.

Круг проблем, которые могут поднимать тексты ЕГЭ по русскому языку в 2019 году, достаточно широк, что не дает возможности составить примерное сочинение для экзамена заблаговременно. Но, проработав каждую из предложенных тематик, вы без труда сможете выполнить работу, приведя необходимые аргументы и пояснения.

Клише для сочинения

Взяв за основу любой пример сочинения по русскому языку, составленный с учетом новых требований ЕГЭ 2019 года, можно выделить основные клише – фразы, характерные для того или иного блока. Используя такие «фразы-помощники», вы легко составите свой текст, нанизывая слова на основу, как жемчужные бусинки на прочную нить основы.

Предлагаем вашему вниманию такие клише для сочинений 2018-2019 учебного года.

Запрещенные слова

Если есть рекомендованные фразы, то должны быть и слова, которые нежелательно использовать при написании экзаменационного сочинения. Конечно, официально такого анти-словарика не существует, но опытные педагоги составили свой список слов и фраз, которые могут быть истолкованы неоднозначно, являются некорректными с точки зрения русского языка или искажают действительность.

Стремитесь избегать таких оборотов и фраз в своих сочинениях и вы обязательно добьетесь желаемого результата. Также стоит вычитать на предмет присутствия нежелательных слов каждый пример сочинения по русскому, если вы используете таковые при подготовке к ЕГЭ в 2018-2019 учебном году.

Готовые сочинения

Конечно, многие 11-тиклассники в преддверии 2019 года будут искать готовые сочинения по русскому языку, чтобы облегчить для себя подготовку к ЕГЭ. Сразу стоит предостеречь многих от такого на первый взгляд простого, но изначально неправильного пути. Важно понимать такие истины:

  1. Тема сочинения 2019 года никому неизвестна.
  2. Невозможно заготовить или заучить 3-5 сочинений и рассчитывать на успех.
  3. Без глубокого понимания проблемы получить максимально возможные 24 балла за 27 заданий практически невозможно.

Существует ли альтернатива? Вместо готовых сочинений стоит искать модульные части, из которых можно будет быстро составить необходимый текст во время экзамена. Очень помогут в этом списки произведений, раскрывающие ту или иную проблему, а также готовые клише для формулировки собственного отношения к мнению автора.

План сочинения ЕГЭ по русскому языку

Если знаешь, как выполнять ту или иную работу, поставленная задача не кажется трудновыполнимой. Согласны? При сдаче экзамена по русскому языку действует тот же принцип. Важно понимать, как устроено сочинение. Только при этом условии можно безошибочно «попасть» в критерии.

Ранее мы разработали шаблон сочинения, но он удобен не для всех. Люди склонны отстаивать свою индивидуальность — это нормально, это правильно. Человеку, который не хочет пользоваться фразами-клише, достаточно плана, отражающего логику работы. Ниже мы напишем такой план с краткими ми к каждому пункту.

Подробнее о структурных элементах сочинения вы можете прочитать в других материалах сайта.

Вступление

Часть сочинения, подводящая читателя к рассуждению. Можно сказать пару слов о проблеме и ее актуальности, привести цитату, задать риторический вопрос. Вступление не оценивается по критериям. Его задача — выстроить логичное изложение.

Объем: 1-3 предложения.

Формулировка проблемы исходного текста

Ключевой пункт плана. Только с сочинением, где верно сформулирована проблема, можно получить 90 и более баллов за экзамен. О поиске проблемы мы писали ранее. Обратите внимание, что само слово «проблема» можно не использовать, если вы решили сформулировать ее при помощи вопроса. Выбор способа остается за вами. Главное — правильность, приоритета не существует.

Объем: 1-3 предложения.

Совет: пишите с небольшими подробностями. В первом предложении можно сформулировать проблему, во втором — кратко ее пояснить. Если этого не сделать, сочинение может получиться «сухим».

Комментарий

Самая большая часть сочинения. Но сложность заключается не только во внушительном объеме. Для понимания сути и принципов написания нужно поработать: и с учителем, и самостоятельно. Подробнее о комментарии читайте в отдельном материале, кликнув по соответствующему заголовку в данной статье.

Объем: 5-8 предложений.

Совет: пользуйтесь фразами-клише, даже если намеренно не хотите этого делать. Без шаблонных предложений легко уйти не в ту сторону, начав пересказывать исходный текст.

Позиция автора

Если вы поняли текст, можете особо не беспокоиться о данной части сочинения, потому что найти позицию автора достаточно просто. Единственная сложность — краткая и четкая формулировка понятой вами идеи.

Объем: 1-3 предложения. Приведите четкую формулировку, не забыв упомянуть слово «позиция». При желании можете пояснить сказанное.

Совет: следите за соответствием авторской позиции выбранной вами проблеме. Можно выявить правильную позицию автора, но по другой проблеме, содержащейся в этом же тексте.

Собственная позиция

Аналог авторской позиции, но еще более простой. Сказать о том, что ты думаешь, всегда проще, чем писать о мыслях незнакомого человека.

Объем: 1-3 предложения.

Совет: не пишите о радикальной точке зрения, даже если вы ее придерживаетесь — могут возникнуть проблемы с аргументами. Прежде чем сформулировать собственную позицию, подумайте, чем будете ее доказывать. Лучше скорректировать позицию и легко ее доказать, чем оставить первую пришедшую на ум мысль и ломать голову над аргументами.

Аргументы

Здесь нет жестких правил. Главное — использовать подходящее произведение и привести нужный эпизод. Не стоит писать очень много или очень мало. В совсем небольшом объеме вы вряд ли точно выразите свои мыли, в огромном — потеряете кучу драгоценного времени.

Объем: 3-5 предложений.

Совет: не допускайте фактических ошибок. Проверяйте имена героев, инициалы автора, даты (если они имеются). Не стремитесь излишне приукрасить текст: пишите кратко и доказательно.

Вывод

Итог вашей работы. В выводе сочинения ЕГЭ не должно слово в слово повторяться вышесказанное. Нужно кратко и предельно ясно выделить важнейшую мысль сочинения. Возможно, немного порассуждать о решении проблемы, о внимании к ней, о перспективах. Все, что угодно. Лишь бы было уместно.

Объем: 1-3 предложения.

Совет: следите за логикой. Не уходите от темы. Пишите только о том, что подразумевает проблема.

Многие выпускники столкнулись с необходимостью признать, что все эти годы они занимались явно не тем, что нужно. Почти все уроки позади, но до сих пор нет понимания того, как правильно написать идеальное сочинение на ЕГЭ по русскому языку? Таких критериев и пунктов плана они с роду не видывали, а тут вынь да положь стобалльный сертификат даже в вузы средней руки. Как быть? Многомудрый Литрекон в курсе происходящего и предлагает свое решение проблемы – полноценный гайд о написании заветного сочинения-рассуждения.

Вступление

  • Объем: 2-4 предложения;
  • Цель: Подвести читателя к проблеме, поставленной автором;
  • Суть: Общие фразы, которые ходят вокруг да около темы, которую Вы себе наметили.
  • Баллы: 0-1

Важно! Не пишите ни одного слова, пока не сформулировали проблему, которую будете обсуждать с воображаемым проверяющим. От нее зависит, каким должно быть вступление, и «лишь бы что» вообще не подойдет. Неправильное начало Вас собьет и не даст раскрыть тему.

Что писать (это варианты, все перечисленное писать не нужно):

  1. Авторитетная точка зрения, общеизвестное событие или явление из общественной жизни, историческая справка о предмете беседы;
  2. Сведения об авторе, проблеме или параллель с днем нынешним и его информационной повесткой;

Структура:

  1. Общие слова о том, что Вы хотите обсуждать;
  2. Логическая связка с формулировкой проблемы.

Пример (по тексту Каверина): Никто из здравомыслящих людей не сомневается в том, что родину нужно защищать. Однако далеко не каждый человек способен пожертвовать собой ради этого. Нам сложно потерять то, что дорого, оставить родных и друзей, смириться с неизбежностью смерти.

Постановка проблемы

  • Объем: 1-2 предложения;
  • Цель: определить главную тему сочинения;
  • Суть: Формулировка тезиса, от которого отталкиваются дальнейшие рассуждения;
  • Баллы: 0-1.

Важно! Выбирайте только одну проблему из текста и сожмите ее до одной кристально ясной фразы, которая Вам понятна. Не берите ту тему, к которой не сможете подобрать аргументы. Помните разницу между темой и проблемой: тема – это только ответ на вопрос, о чем текст, а в основе проблемы всегда лежит конфликт, спорный вопрос, словом, неоднозначная и «острая» ситуация.

Как определить проблему?

  1. Осмотреть начало и конец текста, чаще всего там есть рассуждения автора, где формулируется проблема;
  2. Постараться определить слова и предложения, где сконцентрирована основная мыль текста. В них обычно упомянуты красиво обыгранные рассуждения о предмете беседы с читателем;
  3. Задать себе вопрос: что волнует автора? Что тревожит меня при чтении его работы? Например, в нашем примере проблема – самопожертвование на войне. Здесь есть конфликт (кто-то за, кто-то против), есть драматизм (жертва предполагает смерть или увечье человека), есть предмет спора (стоит ли цель человеческой жизни?).

Структура:

  1. Подводка к проблеме и ее формулировка;
  2. Логическая связка.

Топ-3 ошибки:

  1. Неправильная формулировка проблемы, которую ученики нередко путают с авторской позицией, темой, а то и вовсе начинают с пересказа;
  2. Непонимание проблематики текста: выпускник фантазирует и приписывает автору свои чаяния и волнения;
  3. Искажение проблемы: смысловое сужение или расширение.

Клише:

Автор поднимает проблему…

Автор затрагивает важную проблему…

Автора текста волнует проблема…

Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…

Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…

Текст …. заставил меня задуматься над проблемой…

Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель ……

Проблема, поднимаемая ……., – это…

Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это…

Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и …

Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор.

Пример (по тексту Каверина): Поэтому в литературе широко распространена проблема самопожертвования на войне: как решиться на подвиг? Об этом рассуждал и автор приведенного текста в художественном произведении «Последняя ночь», отрывок из которого представлен в задании.

Комментарий

  • Объем: 5-12 предложений;
  • Цель: Угодить новым требованиям … ой, то есть объяснить текст, дать оценку найденной проблеме и доказать цитатами и пересказом, что она имеет место быть;
  • Суть: Кратко передать содержание текста и его логическую связь с выделенной проблемой;
  • Баллы: 0-5.

Важно! Проверяющие покарают Вас нулем баллов, если Вы припишите автору то, чего он не имел в виду. Это называется «фактическая ошибка». Также избегайте объемного и неуместного цитирования, пишите от себя (этим грешат даже примеры эссе на ФИПИ, будьте бдительны). Выделите из текста только те аспекты, которые связаны с Вашей темой. Убедите читателя, что она реально там есть.

Что писать?

  1. Сформулируйте характеристику Вашей проблемы (актуальность, глубину, социальную или государственную важность, новизну или традиционность, многообразие взглядов на нее, оригинальность авторской подачи, способы привлечения внимания к теме и т.д.);
  2. Подкрепите сказанное примером-иллюстрацией из приведенного текста, пересказав те эпизоды, которые аргументируют и доказывают Ваше утверждение. Можно «бахнуть» цитату, но скромную, не увлекайтесь.
  3. Обдумайте следующий пример и его целесообразность. Напишите предложение, которое поможет Вам перейти в выражению новой собственной мысли. Это и есть связка, она как бы связывает Ваш текст воедино.
  4. Напишите второй пример из приведенного текста. Он тоже должен раскрывать какую-то грань проблемы.
  5. Сочините подводку к авторской позиции, чтобы она не с неба падала в Ваше сочинение, а сама на ум просилась. Эта вакханалия нужна для того, чтобы убедить проверяющего, будто все эти малопонятные и тесные пункты – свободное выражение Вашей мысли.

Структура:

  1. Логическая связка;
  2. Пример-иллюстрация из текста;
  3. Значение примера;
  4. Логическая связка;
  5. Пример-иллюстрация из текста;
  6. Значение примера;
  7. Логическая связка (1-2 предложения);

Топ-3 ошибки:

  1. Вместо комментария ученик пишет изложение или вовсе переписывает текст;
  2. Вместо исходной проблемы в комментарии всплывает другая;
  3. «Автор» подменяется «рассказчиком» и наоборот. В художественном тексте повествование может идти из уст одного из героев, а выпускник считает его, вымышленного персонажа, живым писателем, и строит так свою речь.

Клише:

Текстуальный комментарий:

1) Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

2) На чем заостряет внимание? Почему?

3) Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?

3) Какие эмоции автора выражены в тексте?

5) Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется?

6) Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

Концепционный комментарий:

1.К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.)

2.Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?

3.Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.?

4.Почему эта проблема привлекла внимание автора?

5.Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?

6.К каким выводам автор подводит читателя?

Пример (по тексту Каверина): (связка) Автор раскрывает проблему на примере фронтовой истории о двух разведчиках, один из которых принимает самое тяжелое решение в своей жизни – идет на самопожертвование ради победы над захватчиком родной земли. (пример) Главный герой даже обманывает своего напарника: берет в руку две длинные спички, чтобы тот обязательно вытащил длинную и тем самым предоставил ему, Тумику, выполнить поставленную задачу – взорвать себя, уничтожив вражескую батарею. На это ему помогли решиться воспоминания о близких людях, на безопасность которых посягнули оккупанты. Вспоминая отца, друга, девушку, он осознал свой долг перед ними и своей отчизной. (значение) Любовь к близким и родным вдохновила солдата на самопожертвование (связка) В то же время герой понял, что именно он, а не Корнев, должен идти на смерть. (пример) Как? Причина в том, что у друга была жена с маленьким ребенком. Тумик пожалел тех далеких и незнакомых людей, которые с трудом выживали без кормильца, а, потеряв его, и вовсе останутся одинокими посреди разрухи и бедствий военного времени. (значение) Значит, бойцу для принятия такого решения нужна не только любовь к ближним, но и великодушие, которое граничит с самоотречением. (связка) Описывая эти эпизоды, автор показывает, что решение о самопожертвовании дается ценой невероятного напряжения воли и принятия на себя тяжелых нравственных обязательств по отношению к другу, у которого семья, к командиру, который просит о подвиге, к родственникам и близким, которые верят в него.

Авторская позиция

  • Объем: 1-2 предложения;
  • Цель: Выразить мнение автора о проблеме;
  • Суть: Вычленить из текста внятную авторскую позицию и презентовать ее в лаконичной формулировке;
  • Баллы: 0-1

Важно! Не пытайтесь приписать автору свою точку зрения, сверяйте написанное с текстом, чтобы не растекаться мыслью по древу, а писать конкретно и точно.

Как определить позицию автора?

  1. Задайте себе вопросы: Как писатель предполагает решить возникшую проблему? Как лично он относится к ней?
  2. Перечитайте текст и ответите себя на этот вопрос, используя цитату и записывая ее в черновик.
  3. Сформулируйте ответ своими словами.

Структура: Автор считаетполагаетвыступает против или за…

Топ-3 ошибки:

  1. Неточность и расплывчатость: непонятно, какой вывод сделал автор по затронутой им проблеме;
  2. Выражена позиция рассказчика, самого ученика, но не автора;
  3. Вместо авторского мнения на бумаге царственно располагается цитата.

Клише:

1) Позиция автора такова:…

2) Автор считает, что…

3) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

4) Автор убеждает нас в том, что…

5) В тексте доказывается мысль о том, что…

6) Основная мысль текста заключается в том, что…

7) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что…

8) Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…

9) Позиция автора такова…

10) Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…

11) Автор призывает нас (к чему)

12) Автор осуждает (кого / что, за что)

14) Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.

Пример (по тексту Каверина): Позиция автора такова: на самопожертвование во имя отечества человеку помогают решиться два личностных качества – великодушие и любовь к ближнему.

Мое мнение

  • Объем: 1-3 предложения;
  • Цель: Выразить свою позицию к точке зрения автора;
  • Суть: Согласиться или не согласиться с автором и обосновать свое мнение;
  • Баллы: оценивается вместе с обоснованием.

Важно! Проще согласиться, чем спорить.

Структура:

  1. Я согласенне согласен с тем, что написал автор…
  2. Логическая связка с аргументом.

Пример (по тексту Каверина): Я солидарен с автором и считаю, что самопожертвование во благо отчизны – следствие полного нравственного созревания, результатом которого является формирование христианской любви к ближнему и великодушия. Это основа любого подвига, как показывает практика.

Аргументы

  • Объем: 4-12 предложений;
  • Цель: Доказать свое утверждение;
  • Суть: Привести пример, который иллюстрирует ход Вашей мысли и подкрепляет ее;
  • Баллы: 0-1.

Важно! Берите только те примеры, которые не противоречат основной концепции сочинения. Нужны лишь подтверждающие аргументы.

Как найти литературный аргумент?

  1. Посмотреть на свою позицию и понять, что надо доказывать;
  2. Вспомнить все книги, где есть хоть намек на подобную тему. Если Вам ближе история, то подумайте, какой случай оттуда можно было бы взять. В нашей школьной программе много исторических романов и повестей, и, возможно, Вам будет легче находить в памяти события, запечатленные в литературе;
  3. Выбрать наиболее подходящую книгу и накидать на черновике тезисы раскрытия примера – всю суть, чтобы не было бессмысленного пересказа произведения;

Как сочинить пример из жизни?

  1. Подумайте, какой случай убедительнее всего докажет Вашу правоту;
  2. Сформулируйте на черновике мини-план рассказа: что случилось и как это связано с поставленной проблемой;
  3. Обдумайте детали и расставьте смысловые акценты.

Структура:

  1. Введение (кто и что написалрассказалпоказал)
  2. Основная часть (что, кто, как, зачем и почему сделал);
  3. Вывод (значит, это действительно так, раз происходит в жизни (или книге) так-то и так-то).

Топ-3 ошибки:

  1. Аргументы не подходят к выдвинутой проблеме;
  2. Нет логической связи между примерами;
  3. Нет логического обоснования и связи с тезисом.

Клише:

Примеры из жизни:

1) Как часто приходится сталкиваться с …

2) разве не стали обычными (нормами жизни) такие явления, как…?

3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как…

4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас)…

Примеры из литературы:

1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности…

2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведении…

3) Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.

Примеры из кино или СМИ:

1) Тема часто дискутируется(обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в телепередачах)…

Пример из книги (по тексту Каверина): Об этом писал опытный фронтовик В. Быков в произведении «Обелиск». В нем рассказывается о самопожертвовании учителя, который пошел на смерть, лишь бы спасти мальчиков, попавших в плен, или хотя бы подбодрить их в последнюю минуту. Если бы он не был великодушен, то не предпочел бы чужие жизни своей собственной, а без любви к ученикам и своей профессии Алексей Мороз не пошел бы за ними, ведь не смог бы облегчить их участь. Значит, именно эти два качества вдохновляют солдат на героические подвиги.

Пример из жизни: То же самое мне говорила прабабушка, вспоминая свои фронтовые годы. Ей довелось проводить в последний путь (она служила в госпитале) героя, который повел отряд на танки и сам был раздавлен одним из них. Умирая, он диктовал ей письмо к семье, исполненное нежности и любви. И даже в нем он раскаивался, что мало сделал для победы. Он плакал от бессилия, ведь все еще хотел защищать родную землю. В этих проявлениях его души очевидны два главных качества его личности – любовь к людям и отечеству и великодушие.

Заключение

  • Объем: 2-4 предложения;
  • Цель: Придать работе логическую завершенность;
  • Суть: Написать общие фразы о проблеме, переиначить вступление;
  • Баллы: 0-1.

Важно! Не нужно растягивать финал, за это снижают оценку. Всего вступлению и заключению отводится 25% от всего объема текста. Также нужно следить за тем, чтобы концовка логически совпадала с началом и темой сочинения.

Что писать? (это варианты развития мысли, все писать не обязательно)

  1. Впечатление о тексте: заставило задуматься, вдохновило порассуждать, помогло сформировать четкую нравственную позицию по данному вопросу;
  2. Оценка важности поднятой проблемы и ее резонанс в мире или стране;
  3. Повторение вывода, сделанного в рамках рассуждения на поставленную тему;

Структура (примерная):

  1. Благодарность автору за то, что Вам дан шанс подумать об этой проблеме и сформулировать свое отношение к ней;
  2. Вклад автора в решение или популяризацию выбранной проблемы;
  3. Красивый вывод в виде мудрого изречения по теме, где будет выражена главная мысль автора;
  4. Определение глубины и силы воззвания автора.

Пример (по тексту Каверина): Я благодарен автору за то, что он заставил меня задуматься о столь важной морально-этической проблеме. Знаменитому советскому писателю, В. Каверину удалось привить моему поколению необходимые нравственные ценности, чтимые нашими предками. Читая его книги, я осознаю, что мое предназначение тоже заключается в самоотверженном служении людям и своей родине.


Многомудрый Литрекон надеется, что помог Вам в подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Но если Вам чего-то не понравилось в статье, напишите причину недовольства в комментариях. Если же у Вас остались вопросы и идеи для новых работ, присоединяйтесь к нам в паблике ВК и задавайте их!

  • Пример сочинения рассуждения огэ по русскому языку
  • Пример сочинения про семью
  • Пример сочинения по русскому языку 2022
  • Пример сочинения описания комнаты 6 класс
  • Пример сочинения по английскому языку