Пример сочинения рассуждения огэ по русскому языку

Для всех 11-классников россии уже стартовала подготовка к егэ 2022 года и в этом материале мы предлагаем детально разобраться, как

Для всех 11-классников России уже стартовала подготовка к ЕГЭ 2022 года и в этом материале мы предлагаем детально разобраться, как изменится структура КИМа по русскому языку, какими будут критерии оценивания 27-го задания от ФИПИ и как правильно составить план сочинения с учетом новых требований.

Изменения в ЕГЭ по русскому языку

Хорошая новость – изменения в ЕГЭ 2022 года по русскому языку будут не столь радикальными, как было изначально предложено в перспективной модели. Новость не очень хорошая – нововведения все-таки будут и по мнению экспертов экзамен в 2022 году станет несколько сложнее, чем был ранее.

ЕГЭ по русскому языку в 2022 году - план сочинения, критерии оценивания

В спецификациях, размещенных на сайте ФИПИ, указаны такие основные изменения в КИМах 2022 года по русскому языку:

  • Изменено составное задание №1-3. Теперь вместо сжатой передачи прочитанного экзаменуемому необходимо будет выполнить стилистический анализ текста.
  • Изменено задание №16. Новыми будут не только языковой материал и формулировка, но и критерии оценивания.
  • В задании №19 расширены материалы, предоставляемые для анализа.
  • Нормы оценивания сочинений (задание №27) объемом 70-150 слов уточнены.

Ввиду внесенных в систему оценивания изменений уменьшился с 59 до 58 максимальный балл, который может получить на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году экзаменуемый за выполнение всех 27 заданий КИМа.

Неизменным останется время, отведенное на выполнение 27 заданий ЕГЭ по русскому языку в 2022 году – всего 210 минут, из которых эксперты рекомендуют выделить на написание сочинения не менее 70 минут.

Задание №27 – сочинение

В демонстрационной версии ЕГЭ 2022 года по русскому языку предложен такой формат задания:

Задание 27 ЕГЭ 2022 по русскому языку (сочинение)

Текст, который необходимо проанализировать, приведен в КИМе чуть раньше (перед заданием №22), так как его необходимо использовать при выполнении целого ряда заданий от 22 до 27 включительно.

Текст к заданию 27 ЕГЭ 2022 по русскому языку

К данному тексту предложены такие варианты проблем, затрагиваемых автором:

Проблемы к сочинению из демоверсии ЕГЭ 2022 по русскому языку

Рекомендуем внимательно изучить демоверсию, спецификации и кодификатор к ЕГЭ 2022 года по русскому языку, размещенные на сайте ФИПИ, ведь в этих документах содержится много полезной информации, которая поможет правильно написать сочинение и организовать подготовку к заданию №27.

План сочинения

Проанализировав уже само задание, можно получить детальный план написания сочинения по русскому, который поможет справиться с поставленной на ЕГЭ 2022 задачей, независимо от темы и затронутых проблем.

Исходя из требований, указанных в тексте задания, ваше сочинение должно состоять из таких структурных блоков:

  • Формулировка проблемы.
  • Комментарий с привлечением примеров-иллюстраций и смысловых связей между нами.
  • Позиция автора.
  • Ваша позиция и отношение к позиции автора (согласие либо несогласие с аргументацией).
  • Вывод (коротко).

Важно! При написании сочинения стоит ориентироваться на объем от 150 слов, а также избегать чрезмерного цитирования.

В помощь 11-классникам педагоги предлагают такие мини-шпаргалки с заготовками вводных фраз, которые можно применять в разных структурных частях сочинения.

Клише для сочинения по русскому языку на ЕГЭ 2022

Также в сети можно найти хороший пример сочинения по теме демоверсии ЕГЭ 2022 по русскому языку, который наглядно проиллюстрирует, как нужно писать текст и на каких моментах акцентировать внимание.

Предлагаем вашему вниманию короткий видео-урок по составлению плана и компоновке сочинения для ЕГЭ 2022 года::

Оценивание сочинения

За сочинение на ЕГЭ 2022 года по русскому языку можно получить 25 первичных баллов, что составляет 43% от максимально возможных 58 баллов (ранее за сочинение давали 24 балла).

Обратите внимание, что сочинение не оценивается (оценивается в 0 баллов), если:

  • Объем текста менее 70 слов.
  • Сочинение написано не по заданному тексту (не по заданной проблеме).

Для достижения максимально возможного результата объем текста должен быть в пределах 150-300 слов. Такие работы будут оценивать по 12 критериям:

Критерий Максимальный балл
К-1 Формулировка проблемы 1
К-2 Комментарий к проблеме 6
К-3 Отражение позиции автора 1
К-4 Отношение к позиции автора 1
К-5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 2
К-6 Точность и выразительность речи 2
К-7 Орфографические нормы 3
К-8 Пунктуационные нормы 3
К-9 Грамматические нормы 2
К-10 Речевые нормы 2
К-11 Этические нормы 1
К-12 Точность фактов в фоновом материале 1

При этом, в 2022 году установлены новые нормы оценивания сочинения на ЕГЭ по русскому, если его объем находится в пределах 70-150 слов. Обратите внимание, что проверяющие могут не учесть при подсчете слов в сочинении полностью переписанные фрагменты исходного текста или биографии автора.

Важно! Тексты 70-150 слов не могут быть оценены на максимальный балл по критериям К7-К10.

Критерий Максимальный балл
К-7 Орфографические нормы 2
К-8 Пунктуационные нормы 2
К-9 Грамматические нормы 1
К-10 Речевые нормы 1

Советы педагогов

Секрет высокого балла на ЕГЭ по русскому языку не в том, чтобы найти и запомнить готовые сочинения, а в том, чтобы научиться легко и быстро составлять рассуждения на любую из актуальных тем.

Среди основных проблем, поднимаемых в текстах ФИПИ 2022 года, представлены такие направления:

  • Взаимоотношения поколений (отцы и дети).
  • Историческая память поколений.
  • Роль детства в становлении личности и нравственных ориентиров человека.
  • Жертвенность материнской любви.
  • Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
  • Сложность и противоречивость поступков людей.
  • Смысл жизни и ценности человека.
  • Человеческое благородство.
  • Честь и достоинство.
  • Патриотизм.
  • Очищающая сила искусства.
  • Отношения человека с окружающими.
  • Восприятие человека окружающими.
  • Сострадание к окружающим.
  • Одиночество.
  • Человек и искусство.
  • Отношение людей к войне.
  • Человек и мир природы.
  • Бережное отношение к языку.
  • Человек и власть, которой он наделен.

Конечно, при желании в сети можно без труда найти готовые сочинения по русскому языку для разных тематик, ожидаемых на ЕГЭ 2022, но не стоит идти по такому на первый взгляд простому и легкому пути. Во-первых, никто не знает, какая именно проблема будет предложена вам на экзамене и всегда есть вероятность не угадать, что может в итоге лишить вас 43% итогового результата. Во-вторых, проверяющие тоже отлично знакомы с популярными интернет-сочинениями и без труда определят в вашем «шедевре» банальный плагиат, что также может очень негативно отразиться на результате.

Вместо поиска готовых вариантов, продумайте, какой должна быть структура сочинения ЕГЭ по русскому в 2022 году, а после уже как бусины на ниточку нанизывайте в нужном порядке клише, информацию из текста, иллюстрации и собственные мысли.

Естественно, для написания сочинения потребуется определенная база из прочитанных и детально разобранных произведений. Что делать, если вы не готовы или физически не успеваете прочитать все тексты из списка рекомендованной ФИПИ литературы? Ответ прост – сосредоточиться на универсальных произведениях, в которых можно найти множество примеров для разных проблем, которые могут встретится в сочинении на ЕГЭ 2022 года по русскому языку.

Читайте также:

  • ЕГЭ по биологии в 2022 году
  • ЕГЭ по истории в 2022 году
  • Минимальные баллы ЕГЭ 2022 по всем предметам

Написание сочинения-рассуждения 9.2 ОГЭ по русскому языку. Памятка для учащихся.

В задании 9.2. предлагается написать сочинение на основе прочитанного текста.
Формулировка задания:
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…»
Приведите в сочинении 
два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Структура сочинения-рассуждения 9.2. ОГЭ по русскому языку:

1. Вступление. Тезис.
2. Аргумент – пример-иллюстрация из теста 1 + комментарий.
3. Аргумент – пример-иллюстрация из текста 2 + комментарий.
4. Заключение (по тезису).

ТЕЗИС — утверждение. Спорное суждение. Одно-два предложения. Мысль, требующая доказательства: «На мой взгляд, написать сочинение-рассуждение 9.2 очень легко», — это тезис, который, безусловно, требует доказательства.

Как сформулировать тезис для сочинения 9.2? Отталкиваемся от задания: Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…». При  написании вступления можно использовать следующие речевые клише:

  • Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
  • Текст  заканчивается словами: «…». На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
  • Я считаю, что мысль  автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что … 
  • Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом…
  • По моему мнению, в  указанном фрагменте  выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
  • В этом отрывке автор говорит о том, что…
  • Смысл данного отрывка я понимаю так: …
  • В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

Не лишним будет употребление  вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Но не злоупотребляйте ими и помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.

А теперь рассмотрим разные варианты вступлений:

Пример тезиса: На мой взгляд, для Анны Федотовны фронтовые письма были больше, чем просто письмами, они были единственной памятью о сыне, не вернувшемся с войны, поэтому её душа опустела с их утратой.

АРГУМЕНТ — довод, приводимый в качестве доказательства тезиса. Аргументов в сочинении 15.2. должно быть два, они должны быть из прочитанного текста.

КОММЕНТАРИЙ — пояснение довода, аргумента. Является обязательным структурным элементом доказательной части любого сочинения-рассуждения.

Примеры-иллюстрации – это отрывки текста, которые нужно объяснить и интерпретировать.

Пример аргументов и комментариев к ним:

Аргумент 1: В предложении № 17 автор называет письма «бесценными». 
Комментарий: Данный эпитет употребляется вместе со словом «листочками», имеющим уменьшительно-ласкательный суффикс. Такое контрастное сочетание двух слов позволяет нам понять важность этих самых «листочков» для пожилой женщины.

Аргумент 2:  В предложении 53 душа старушки сравнивается со шкатулкой.

Комментарий: В шкатулках люди обычно хранят самое ценное: драгоценности, деньги. Но для героини важней были ценности не материальные, а духовные. Она хранила в шкатулке письма, словно в своей душе («Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души»). С помощью данной метафоры автор показывает всю значимость, которую имели письма для старушки. 

Оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:
1) 
цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки
В некоторых случаях цитировать можно 
не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие
2) указывать 
номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное). 3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. 
• Подтвердить данный аргумент  можно примером из …. предложения текста. 
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста. 
• Предложение № … подтверждает мысль о том, что … . 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ —  вывод по тезису, умозаключение. Должно соотноситься с утверждением, высказанным в начале. Легче всего начать заключение с вводных слов и конструкций: Подводя итог всему вышесказанному, …, Проанализировав два аргумента, можно прийти к выводу, что …, Таким образом, можно сделать вывод, что… и т.д.

Пример заключения: Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что фронтовые письма были для Анны Федотовны настоящим сокровищем, они представляли для нее большую духовную ценность, поэтому, лишившись их, пожилая женщина словно лишилась части своей души.

Как найти аргументы в тексте? Поскольку собственных аргументов здесь выдумывать не нужно, все, что Вам требуется, — проанализировать текст, при необходимости внимательно его перечитав, и найти ключевые слова, предложения, мысли, высказанные автором текста с целью сделать свои слова более убедительными. Аргументы — это авторские доказательства. А затем использовать шаблонную конструкцию для оформления своего аргумента: Во-первых, в предложении № … говорится о … (употребляется …, используется такое средство как …). Это свидетельствует о том, что …, (это позволяет судить о том, что …, это говорит о том, что …).

Пример сочинения-рассуждения к заданию 15.2 по тексту Б.Л. Васильева «Письмо от сына».

         Финальные строки текста имеют переносное значение. Я понимаю их так: человека можно лишить смысла жизни, если бездушно украсть у него самое священное и дорогое. Попробую доказать справедливость своего суждения.

          Во время войны Анна Федотовна потеряла своего единственного сына. От  горя и слез, нервного переутомления и тяжести пережитого женщина ослепла.  На память о сыне у неё осталось единственное письмо, полученное с фронта. Анна Федотовна очень дорожила этим письмом, что подтверждает предложение № 14. Каждый вечер перед сном она брала его в руки и вспоминала  навечно запечатлённые в сердце строки. Для неё это было настоящее вечернее «священнодействие», которое придавало ей силы и поддерживало в ней жизнь. 

          Но однажды Анна Федотовна столкнулась с неосознанной детской жестокостью и равнодушием. Это доказывают предложения № 24 и 27. Старательные пионеры пришли к ней в дом и, воспользовавшись доверием хозяйки,  украли ее реликвию. То, что было смыслом и содержанием жизни старой женщины, оказалось для них обычным музейным экспонатом. Анна Федотовна потеряла не только память о сыне, но и смысл жизни. Но есть ещё одна причина, по которой душа героини  ослепла и оглохла. Женщина, пережившая войну и  смерть сына, не смогла пережить и жестокость нашего времени — непонимание, цинизм и равнодушие к чужому горю и памяти.

         Таким образом, героиня текста ослепла дважды: в первый раз — потеряв сына, а во второй раз – потеряв смысл жизни и веру в людей.

Цели:

  • Выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы;
  • Подготовить учащихся к сдаче ОГЭ, написанию сочинения-рассуждения 9.3, знать структуру текстов и уметь написать текст по выбранной теме.

Задачи:

  • образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
  • развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
  • воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как милосердие, отзывчивость, человечность.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.

Средства обучения: компьютер, презентация, памятки.

Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, осознание необходимости подготовки к ОГЭ.

Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.

Познавательные УУД: знание определения изученных терминов, умение работать с текстом, анализировать, выстраивать последовательность, систематизировать, извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, образец) и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять схему), анализировать, строить рассуждения, делать выводы, уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания

Тип урока. Урок развития речи.

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный этап

1) Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Давайте определим своё настроение, настрой на работу

2) Эмоциональный настрой.

Приветствие учителя

Проверяют свою готовность к уроку. Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Л

2.Мотивация учебной деятельности учащихся

Эпиграф на доске (запись в тетради):

«Пока человек чувствует боль — он жив.

Пока человек чувствует чужую боль — он Человек».

Эмоциональный настрой.

Я у Ангела тихо спросила: «Как мне жить? Как мне счастья добиться? Знаю, только в мечтах моя сила. Как мне с верной дороги не сбиться? Как мне жить, разум с чувством сверяя, Ведь нельзя становиться жестокой! Победить, ничего не теряя. И не быть никогда одинокой. Как мне жить, чтобы даже случайно Моя жизнь не казалась ненужной?» Улыбнулся мне Ангел печально И ответил: «Не будь равнодушной…»

Анализируют эпиграф, записывают в тетрадь

Высказывают свои мысли на тему «Что означают слова « не будь равнодушной»

Р

К

ПР

Л

3.Целеполагание

Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии, как неравнодушие.

Наш урок сегодня — продолжение цикла уроков по подготовке к ОГЭ.

Мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста — задание 9.3. Откройте сборники подготовки к ОГЭ и прочитайте внимательно любое задание 9.3. Что нам нужно знать и уметь, чтобы хорошо написать сочинение?

(знать композицию сочинения-рассуждения по лексическому значению слова, знать понятия «тезис», «аргументы», «вывод», способы толкования значения слова, уметь аргументировать свой тезис, логично строить работу)

Этим мы и займёмся сегодня на уроке, повторим теоретические сведения и вместе напишем сочинение.

Высказывают свои мысли Отвечают на вопросы , записывают синонимы, антонимы, работают со словарём

Работают с Памяткой композиция сочинения 9.3 . Записывают дату, тему урока в тетрадь

К

Л

ПР

4.Актуализация знаний Давайте повторим композицию сочинения-рассуждения по заданию 9.3. С чего начинается сочинение?

О чём мы будем писать во вступлении?
Слушают, читают, анализируют текст

(С вступления)
ПР

Л
Что значит определить значение слова? (Дадим определение предложенного в задании слова, т.е. напишем тезис — положение, утверждение, которое требуется доказать.)

Какие способы толкования слова вы знаете? Приведите примеры

Равнодушие — это отрицательное нравственное качество человека, которое заключается в нежелании помочь кому-либо, в игнорировании чьих-либо интересов.

Подбор синонимов и антонимов — через слова с близким или противоположным значением: равнодушный, бессердечный, безразличный, безучастный, невнимательный.

Опора на состав слова, однокоренные слова — через значения частей слов — приставок, корней, суффиксов: равнодушный — равная душа (одинаковая в восприятии чего-либо).


Способ отрицательного определения — путем указания таких свойств предмета, которые у него отсутствуют: равнодушие -отсутствие у человека сопереживания, сочувствия, сострадания.

(Определить смысл слова, раскрыть понятие, дать характеристику тому или иному предмету.)

5.Первичное усвоение новых знаний

Возьмите в руки раздаточный материал и внимательно прочитайте задание.

Значение, какого слова нам предлагают определить?

На какую тему вы будете писать сочинение?

Используя выше перечисленные способы, дайте определение такого нравственного понятия, как «неравнодушие» (работа по группам).

Отвечают на вопросы, записывают синонимы, антонимы, работают со словарём.

Работают в группах.
ПР

Л

Л

Описательный способ: неравнодушие — это положительное качество человека, которое проявляется в сочувствии к чужим бедам, умении сопереживать и оказывать помощь.

Синонимичный способ: неравнодушный — сочувствующий, переживающий, сердечный.

Способ отрицательного определения: неравнодушный человек — тот, кто наделён человечностью, душевной теплотой, милосердием.

Тремя разными способами мы дали определение слова «неравнодушие». Достаточно ли этого для первого абзаца сочинения-рассуждения? Ещё раз внимательно перечитайте задание 9.3.

Что значит прокомментировать определение?

Комментарий к тезису должны служить 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

(Нет комментария данного определения.)

(Показать наши размышления, которые должны быть логически связаны с дальнейшими аргументами (примерами из текста и нашего жизненного опыта.)

Работа в группах, создание и чтение своих вариантов комментирования данного определения.

Помните, что комментарий к тезису должен быть логически связан с дальнейшими аргументами.

Теперь давайте прокомментируем наш тезис, опираясь на текст А.Г.Алексина.

Каков следующий этап работы над сочинением-рассуждением? Подсказку можно найти в задании 9.3.

(Привести аргументы.)
Что такое аргумент? (Аргументы — это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.)
Внимательно перечитаем текст.

— Какова тема этого текста?

— Назовите стиль данного текста.

— Какой тип речи использован в тексте?

-Кого из героев текста можно назвать неравнодушным?

-Какая ситуация, описанная автором, помогла нам это понять?

-Всегда ли можно легко распознать неравнодушного человека или для этого нужны определённые жизненные обстоятельства?

— Какова же основная мысль текста?

Подберём аргумент из прочитанного текста.

Какие предложения можно использовать в качестве аргумента в нашем сочинении?

Какие вводные слова уместны в этой части сочинения?
(Художественный).

(Повествование с элементами рассуждения)
Что может служить аргументом из жизненного опыта?

— примеры из читательского опыта;

— исторические факты;

— статьи и СМИ;

— высказывания специалистов какой-либо области;

— результаты личных наблюдений (частные случаи из жизни).

Давайте вспомним, в каких произведениях литературы мы встречались с примерами неравнодушия.

(Предложения 54-60)

(Совместная работа в группах. Создание и чтение фрагмента сочинения.)

Каких известных людей современности или прошлого вы можете назвать неравнодушными? «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Юшка» А.Платонова, «Судьба человека» М.Шолохова ,«Уроки французского» В.Распутина и др.

Все ли структурные компоненты сочинения-рассуждения мы выдержали?

Чего не хватает?

(Совместная работа в группах. Создание и чтение фрагмента сочинения.)

Последний абзац сочинения — вывод — это заключение, итог проведённого рассуждения.

О чём можно и нужно сказать в заключение нашей работы? С чем должен перекликаться вывод?
(Обращаемся к тезису, перечитываем и переосмысливаем его.)

(Совместная работа в группах. Создание и чтение фрагмента сочинения.)
Так сколько же абзацев будет в вашей работе? (4)

6. Итог урока

Подводя итог нашему разговору о неравнодушии, послушаем замечательное стихотворение Ирины Тетерчевой. (Читает заранее подготовленный ученик).

Хорошие люди шагают по свету,

Хорошие люди спасают планету

От пошлости, злобы, от глаза дурного,

От тяжкой хворобы, от грубого слова.

В дороге и дома, пешком, в самолёте,

Их доброе сердце в великой работе!

И вы их встречали не раз и не дважды.

Развеять печали им кажется важным

И ваши, и чьи-то. Важны им заботы

Учиться, лечиться, попасть на работу,

Помочь вам с билетом, старушку проведать,

Позвать вас к обеду, с бомжем отобедать,

Спасти собачонку, дать голубю крошки,

Подсыпать щебенку, проторить дорожку,

Из крошечных саженцев парк обустроить,

Растить, возрождать, обнадеживать, строить.

И если такие вам встретятся где-то,

Вы им помогите не только советом!

Слушают. Эмоционально успокаиваются.

7. Рефлексия

— Что нового и важного вы узнали и повторили на уроке?

— Что вам показалось сложным?

— Где вы сможете применить полученные знания?

Проводят рефлексию Определяют свое эмоциональное состояние

на уроке; дают оценку своей работе

Л

Р

ПР

8. Дом. задание

Написать сочинение — рассуждение на тему: «Как Вы понимаете значение слова СПРАВЕДЛИВОСТЬ? Что такое справедливость?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста

а второй — из вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Удивительная вещь — экзамен. Одних он удивляет вопросами, других — ответами.

Я желаю вам, чтобы вы на экзамене меньше удивлялись сами, а других удивляли только хорошим!

Записывают домашнее задание.

Сочинение-рассуждение

9.3

Неравнодушие — это положительная черта человека, которая проявляется в сопереживании и сострадании всему живому. Какого человека можно считать неравнодушным? Неравнодушный человек — это тот, кто способен проникнуться чужой проблемой и бескорыстно помочь.

Неравнодушные люди не ищут выгоду. Они бескорыстны в своих поступках, не пройдут мимо тех, кто нуждается в помощи. Сейчас я попытаюсь доказать свою точку зрения.

Во-первых, Героиня текста А.Г.Алексина Оля проявила неравнодушие к жизненной ситуации Анны Ильиничны, протянув ей руку помощи. Она знала, что семья гардеробщицы никогда за себя не попросит, поэтому сама решила помочь ей. Она написала письмо в стройуправление, чтобы её комнаты перешли семье Анны Ильиничны. Это достаточно сильный поступок, потому что Оля показала своё неравнодушие и способность сопереживать (предложения 40-41).

Во-вторых, многим моим современникам известна доктор Лиза. Это человек поистине широкой души, неравнодушный к чужим бедам и проблемам. Доктор Лиза организовывала доставку лекарственных средств на территорию Донбасса, помогала госпитализировать больных детей в Россию.

Итак, я доказала, что неравнодушный человек не способен пройти мимо чужой беды. Ему свойственны порядочность и честность. Такие люди нужны современному обществу.

Текст для сочинения

(1)В переписке с Колькой Оля часто упоминала о какой-то важной просьбе, но Колька никогда не придавал её словам значения. (2)Он обещал дворовым ребятам вести переписку с уехавшей девочкой, но выполнять её поручения не был обязан. (3)Вся эта девчачья ерунда настоящего мужчину интересовать не должна.(4)Что у неё там в голове может быть важного? (5)Одна чепуха!

(6)Но однажды Кольке пришло письмо. (7)Оля всё же рассказала о том, что так долго её волновало:

«(8)Коля! (9)Скоро мама окончательно закончит все вопросы с работой (ты сам знаешь), и мы переберёмся в другой город.(10)Две наши комнаты на первом этаже в доме строителей, где мы жили с папой и бабушкой, отдадут другим людям. (11)Ты должен сделать так, чтобы туда въехала наша школьная гардеробщица Анна Ильинична.

(12)Я давно уже заметила, что она как придёт с работы, так со своими дочками-двойняшками, девчонками лет по пяти, до темноты во дворе гуляет. (13)Будто они в детском саду не нагулялись! (14)Оказалось, семья гардеробщицы на десяти метрах умещается — в крохотной комнатушке, при кухне. (15)А ведь их пятеро! (16)Как же это несправедливо. (17)У Анны Ильиничны взрослая дочь, муж её какие-то экзамены заочно сдаёт, и, чтобы двойняшки не мешали, она, даже не отдохнув после работы, с девочками по двору слоняется. (18)И зимой в лютый мороз с ними до темноты гуляет. (19)Они-то бегают, им тепло, а она руками по бокам колотит, на одном месте прыгает, как нахохлившийся воробушек, а домой не идёт: пусть те двое втишине занимаются!

(20)Я много раз её девчонок к себе забирала, чтобы она отдохнула хоть немного.(21)А когда мы решили уезжать, так сразу решила, что в наши комнаты должна переехать Анна Ильинична со всей своей семьёй.

(22)Они сами такие люди, которые за себя не попросят и никаких бумажек собирать не станут.

(23)Я все справки за них собрала и в жилищно-коммунальный отдел раз пять бегала. (24)Там согласились выписать ордер. (25)Но тут Ерёмкины на дыбы встали.

(26)Это наши бывшие соседи — муж и жена. (27)Они такие люди: им очужой беде говоришь, а они в этот момент только о себе думают. (28)Идаже рады, что несчастье с кем-то другим случилось, а их стороной обошло.

(29)Я Ерёмкиным про Анну Ильиничну рассказывала, а они в этот момент (по лицам их видела!) думали только об одном: как хорошо, что уних большая комната, на солнечной стороне и не при кухне! (30)И потом сразу же о справедливости заговорили. (31)Не по закону, мол, и несправедливо, чтобы в хорошую квартиру дома строителей въезжали люди, которые на стройке не работают. (32)Ерёмкины — те люди, которые все законы наизусть знают, и всегда так выходит, что законы обязаны срабатывать в их пользу, и справедливость они как-то всегда к своим интересам умудряются приспосабливать. (33)И обязательно начинают повторять одно и то же, как попугаи. (34) Восклицают с героическим видом: «Мы будем бороться за правду!» (35)Это ложь: они о себе думают, не оправде.

(36)Они стали всюду заявления строчить, будто они о правах строителей беспокоятся. (37)А на самом деле все их бумаги — сплошное надувательство: просто не хотят, чтобы сразу трое детей в квартиру въезжали.

(38)Я слышала, как Ерёмкина говорила своему супругу: «(39)Крик вечно будет под самым ухом!»

(40)Я перед самым моим отъездом письмо в стройуправление написала: мол, в доме проживают дети строителей, а Анна Ильинична работает вшколе, где эти самые дети учатся, — значит, и она имеет к строительству отношение. (41)Самое непосредственное! (42)Со мной согласились. (43)ИЕрёмкины приумолкли.(44)Но вдруг после моего отъезда они снова развернут наступление на Анну Ильиничну? (45)Вдруг им удастся их обман? (46)Это было бы очень несправедливо!

(47)В общем, помоги Анне Ильиничне. (48)Сердце у меня за неё болит».

(49)В коротком ответном письме Коля написал:

«(50)Здравствуй, Оля!

(51)Я сегодня почти всю ночь не спал. (52)Мне казалось, что кто-то уже вселяется в вашу квартиру. (53)Я теперь ни о чём другом не думаю!

(54)Я думал, ты мне чушь какую-нибудь поручишь… (55)Думал: что может девчонка поручить? (56)А ты молодец! (57)Тебе не всё равно! (58)Всё сделаю, что смогу. (59)Если можно другому помочь — значит, нужно это сделать. (60)За настоящую правду буду бороться».

(По А.Г. Алексину)

Анатолий Георгиевич Алексин (1924-2017) — русский советский и израильский писатель, сценарист и драматург.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Ответы, задания и изложение для тренировочных вариантов РУ2090301, РУ2090302 тренировочной работы №2 статград по русскому языку 9 класс для подготовки к ОГЭ 2021, официальная дата проведения работы статград: 27.01.2021 (27 января 2021 год).

Ссылка для скачивания вариантов (РУ2090301-РУ2090302): скачать задания

Ссылка для скачивания всех ответов и критериев для вариантов: скачать ответы

Тренировочная работа №2 по русскому языку 9 класс статград ОГЭ 2021 решать варианты онлайн:

Текст изложения:

Что воспитывает человека? Человека воспитывает всё, что его окружает: вещи, явления и события, случайные происшествия или смешные истории. Если однажды ребёнок увидел, как капли дождя скатываются по стеклу, или услышал, как красиво поёт соловей, если он узнал про египетские пирамиды и это его поразило – значит, всё это уже воспитало его.

Однако прежде всего и дольше всего воспитывают человека родители и атмосфера в его семье. Воспитательный процесс – процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его определяются общим тоном семьи, тем, как живут люди этой семьи изо дня в день. Общий тон семьи, её атмосферу нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон создаётся жизнью членов этой семьи и их поведением. Если дома родители грубы или хвастливы, а ещё хуже, если кто-то из них ругается на свою маму, то таким родителям уже бесполезно думать о воспитании: они уже воспитывают своих детей, и воспитывают плохо, и никакие советы и методы им не помогут.

Всё дело в том, что только живой пример по-настоящему воспитывает ребёнка, а не слова, пусть даже самые хорошие, но не подкреплённые делом. Поэтому прежде, чем читать нотации своему ребёнку, родителю обязательно нужно проверить, не расходятся ли его слова с делом.

188 слов (По А.С. Макаренко)

Сложные задания и ответы с варианта РУ2090301:

(1)Книжный термин «инициал» происходит от латинского слова «initialis», которое в переводе означает «начальный». (2)Так называют заглавную букву увеличенного размера, с которой начинается текст книги, главы или отдельный абзац. (3)В русской традиции инициал чаще всего называют буквицей. (4)Буквица, привлекающая внимание читателя к началу текста, может быть шрифтовой или декорированной, одноцветной или красочной. (5)Графически буквица может показаться похожей на птичье гнездо в кроне дерева весенней порой − даже издалека можно различить его в сплетении ветвей.

2) Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  • 1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным определительным.
  • 2) Первая часть предложения 2 является односоставной безличной.
  • 3) Сказуемое в предложении 3 составное глагольное.
  • 4) Предложение 4 осложнено обособленным согласованным определением.
  • 5) Грамматическая основа в первой части предложения 5 – буквица может.

3)Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Стюардесса (1) взволнованная подозрительным поведением пассажира (2) который всё время бросал опасливые взгляды на персонал (3) и заметно нервничал (4) будто замышляя что-то плохое (5) поспешила доложить о (6) сложившейся на борту нештатной ситуации (7) командиру экипажа (8) который и отдал приказ немедленно сдать пассажира органам правопорядка.

4)Замените словосочетание «смотреть недоверчиво», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5)Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  • 1) ОТГЛАЖЕННЫЙ (воротник) – в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени, образованного от глагола совершенного вида, пишется НН.
  • 2) (офисное) ЗДАНИЕ – приставка З- остаётся неизменной, независимо от того, находится она перед глухой или звонкой согласной.
  • 3) ГРИБОЧЕК – в имени существительном пишется суффикс -ЕК-, потому что при склонении слова гласный звук в этом суффиксе выпадает.
  • 4) ПРЕСИМПАТИЧНАЯ (девушка) – правописание приставки определяется её значением – очень.
  • 5) ВЫРАСТИТЬ (под солнцем) – написание чередующейся гласной в корне зависит от наличия или отсутствия на этой гласной ударения.

6)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • 1) Ребята давно знали Ефима Леонтьевича, но его странную особенность заметили лишь теперь.
  • 2) Ефим Леонтьевич пришёл преподавать в классе историю.
  • 3) Класс не обращал внимания на глупую выходку Клёнова.
  • 4) Ефим Леонтьевич слышал, как ученики его передразнивают, но надеялся, что ребятам надоест и они прекратят.
  • 5) Ребята, даже извинившись, не смогли уговорить учителя остаться, и Ефим Леонтьевич уехал из города.

7)Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

  • 1) Неожиданно дёрнув головой, он судорожно передохнул, причём не то горло, не то губы его жалобно всхлипнули, издав странный звук.
  • 2) И Юлия Львовна вышла из класса расстроенная и как в воду опущенная.
  • 3) Как воздействовал на своих товарищей Володя Дубинин, осталось неизвестным.
  • 4) «А теперь уж не надо!» – и он словно из груди вырвал пузырь и отбросил его на стул.
  • 5) И теперь Володя тихо шёл по улице, слушал, как деревья укоризненно шепчут что-то ему вслед, и винил себя во всём, что произошло.

8)Найдите в предложениях 30–36 фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

9)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя, прозаика и драматурга А.П. Чехова: «Берегись изысканного языка: язык должен быть прост и изящен». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

10)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «И ребята все трое выдохнули, как один, и словно большой камень скатился с их плеч». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

11)Как Вы понимаете значение слова ЖЕСТОКОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение рассуждение на тему «Что такое жестокость?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера — аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сложные задания и ответы с варианта РУ2090302:

(1)Большинство людей думает, что волны как бы скользят по поверхности моря, движутся по ней. (2)Но это неверно: волны в волнующемся море колеблются лишь вверх и вниз. (3)Если вы начнёте наблюдать за тем, как неспокойное море движет щепку, лодку или вообще какой-нибудь плавающий предмет, то обратите внимание, что быстро бегущие волны вовсе не увлекают с собой этот предмет, а только мерно качают его. (4)Море волнуется совершенно так же, как «волнуются» колосья на поле, лишь отклоняясь вперёд и назад, чтобы затем снова встать прямо. (5)Способность морских волн передвигаться с огромной быстротой объясняют именно перемещением формы движения, а не самих водных масс.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  • 1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
  • 2) В предложении 2 одна грамматическая основа.
  • 3) Грамматическая основа в первой части предложения 3 – вы начнёте.
  • 4) Вторая часть предложения 4 осложнена деепричастным оборотом.
  • 5) Предложение 5 является односоставным безличным.

3)Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Старички (1) встретившиеся у подъезда дома (2) значительно поджимая губы (3) стали обсуждать (4) произошедшие за последний день (5) события (6) и (7) обменявшись наконец мнениями (8) принялись пить чай.

4)Замените словосочетание «волчий хвост», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5)Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) КОЕ У КОГО – неопределённое местоимение пишется раздельно, если в нём есть приставка КОЕ-. 2) ВИТРИННЫЙ (образец) – в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется НН. 3) ПРИКРЫТЬСЯ (платком) – правописание приставки определяется её значением – неполнота действия. 4) СДВИНУТЬ (шкаф) – приставка С- остаётся неизменной, независимо от того, находится она перед глухой или звонкой согласной. 5) СЖЕЧЬ (рукопись) – на конце неопределённой формы глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.

6)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • 1) Донченко всё время передразнивал учителя, а Клёнов не смеялся и смотрел на него осуждающе.
  • 2) Бывшие ученики Ефима Леонтьевича плакали, когда учитель уезжал от них на юг.
  • 3) Юлия Львовна предложила зачинщикам самим сознаться.
  • 4) У Ефима Леонтьевича было прекрасное здоровье, поэтому он мог жить в любом климате: и в жарком, и в холодном.
  • 5) Володя Дубинин пришёл к классной руководительнице наябедничать на своих товарищей.

7)Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.

  • 1) А известно ли вам всем, что именно тут две с половиной тысячи лет назад был грозный город Пантикапей, столица Боспорского царства?
  • 2) Да, да, говорю как умею, как позволяет мне моё горячее сердце… которое не совсем у меня в порядке.
  • 3) Потом вошла классная руководительница, Юлия Львовна.
  • 4) Придя домой, он просидел на кровати, не двигаясь, до прихода отца и потом, чуть не плача, рассказал ему обо всём.
  • 5) Ведь они тоже, верно, по глупости больше, чем со зла.

8)Найдите в предложениях 16–24 синоним к слову ВЗГЛЯНУТЬ (предложение 11). Напишите этот синоним.

9)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского литературного критика В.Г. Белинского: «Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

10)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Пока он говорил так, борясь со своей одышкой, Донченко и Клёнов всё громче и громче передразнивали учителя. Это постепенно заражало всех тем жестоким, ни с чем не считающимся весельем, когда ребята уже не в состоянии остановиться, хотя и сознают, что дело принимает самый дурной оборот».

11)Как Вы понимаете значение слова РАСКАЯНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение рассуждение на тему «Что такое раскаяние?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Другие тренировочные варианты ОГЭ 2021 по русскому языку 9 класс:

03.12.2020 Русский язык 9 класс варианты ОГЭ РУ2090201-РУ2090202 ответы и задания статград

16.10.2020 Русский язык 9 класс тренировочные варианты РЯ2090601 РЯ2090602 ответы и задания

Задания и ответы для тренировочных вариантов по русскому языку 9 класс статград РУ2090501, РУ2090502 для подготовки к ОГЭ 2022, официальная дата проведения тренировочной работы №3 18 мая 2021 год.

Тренировочные варианты (РУ2090501-РУ2090502): скачать

Все ответы, задания (без водяного знака) и критерии для вариантов: скачать

Работа состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий. На выполнение работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Тренировочная работа №3 статград по русскому языку 9 класс ОГЭ решать варианты РУ2090501 РУ2090502 онлайн

Текст изложения:

Современный зритель, глядя на средневековые иконы, нередко обращает внимание на некоторое их однообразие. Действительно, на иконах повторяются не только сюжеты, но и позы изображённых святых, выражения лиц, расположение фигур. Неужели древним авторам не хватало художественной фантазии для того, чтобы по-разному изобразить известные библейские и евангельские сюжеты?

Недостаток фантазии здесь ни при чём. Дело в том, что средневековый художник, изображая фигуры, лица и ситуации, стремился вовсе не к оригинальности. Наоборот, он старался следовать уже созданным ранее произведениям, которые были признаны всеми за образец. Поэтому каждый святой наделялся именно ему присущими чертами внешности и даже выражением лица, по которым верующие могли легко найти его икону в храме. Например, Николай Чудотворец на иконах всегда добродушен и с теплотой смотрит на зрителя. А вот лицо пророка Ильи по традиции изображалось суровым и непреклонным.

Чтобы облегчить труд художника, под началом церкви стали возникать специальные руководства по иконописанию. В них подробно объяснялись особенности лиц, цвета и одежд святых. В них также приводились цитаты из Библии, которые следовало воспроизводить на той или иной иконе. Пособия снабжались подробными рисунками. Так возникли иконописные каноны – правила изображения святых, которыми и руководствовались средневековые художники.

Задания и ответы из 1 варианта:

2)Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1)К концу XII века на Руси насчитывались сотни больших и малых городов. (2)Укреплённые поселения начали создавать за много веков до этого на пересечении торговых путей, на реках, на границах со степью и с владениями отдельных князей. (3)Конечно, не все поселения, окружённые рвом и валом с деревянными стенами, были городами в полном смысле этого слова. (4)Так называли и центры крупных княжеств, и совсем крошечные феодальные замки, внутри которых располагалась только усадьба князя или боярина. (5)А северный город Белоозеро был включён в список городов лишь в виде исключения: изначально Белоозеро было крупным поселением, которое не имело укреплений.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  • 1) Предложение 1 односоставное неопределённо-личное.
  • 2) В предложении 2 сказуемое составное глагольное.
  • 3) Предложение 3 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
  • 4) Грамматическая основа в первой части предложения 4 – центры называли.
  • 5) В предложении 5 три грамматические основы.

3)Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Старик молча вывел Ивашку (1) боявшегося даже поднять на него глаза (2) через (3) расшатанную ветром (4) калитку (5) махнул рукой (6) и отпустил его восвояси (7) так и не дав ему ни одного тычка (8) и (9) даже не сказав вдогонку ни одного слова.

4)Синтаксический анализ. Замените словосочетание «посмотреть с тоской», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

5)Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ДВОРНЯЖКА – написание в корне слова буквы, обозначающей парный по глухости / звонкости согласный звук, проверяется формой слова дворняжек. 2) ПРИДОМОВАЯ (территория) – правописание приставки определяется её значением близость. 3) ПРОМОКНУТЬ (салфеткой) – написание безударной гласной в корне зависит от ударения. 4) ДЕРЁТСЯ – в неопределённой форме глагола, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать?, буква Ь не пишется. 5) ОТГУЛ – на конце приставки перед глухим согласным пишется буква Т.

6)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • 1) Посёлок в тайге был очень большим, размером с целый город.
  • 2) Несмотря на молодой возраст телефонистки, её все уважали, потому что она была способна на время прекращать разлуку.
  • 3) Телефонистка не послушала «старшую» коллегу и всё равно постаралась помочь геологу: несколько раз перепроверила что-то, а потом даже отперла уже закрытую почту и нашла там письмо.
  • 4) Жена геолога забыла про его день рождения и ушла на встречу с друзьями.
  • 5) Телефонистка даже не оглянулась, когда геолог её поблагодарил: наверное, просто не услышала.

7)Анализ средств выразительности. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является олицетворение. 1) Вечером с самолёта посёлок светился крохотной точкой, мигал своими маленькими блестящими глазками в бескрайнем таёжном море. 2) В этот поздний час маленькие оконца почты были уже заставлены табличками «Закрыто». 3) А вот таблички «Телеграф» и «Переговорный пункт» гордо и призывно красовались на самом видном месте, всем своим видом показывая, что бодрствуют. 4) И люди бросятся в застеклённую кабину и будут говорить лишь самые главные, заранее отрепетированные слова в минуты, скупо отпущенные для междугороднего разговора. 5) Где-то за тридевять земель телефон разрывался понапрасну, находясь на грани сердечного приступа и рискуя голосовыми связками.

8)Лексический анализ. Найдите в предложениях 1–10 антоним к слову МАЛЕНЬКИЙ (предложение 1). Напишите этот антоним.

9.1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского и советского писателя Алексея Николаевича Толстого: «Дивной вязью плёл народ невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга вслед весеннему дождю, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего…» Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «И каждый почему-то кричал в трубку: «Ты меня слышишь? Ты меня слышишь?..» Это вовсе не значило, что телефонная линия плохо работает. И не значило, что люди хотят проверить, как слышен их голос. В эти слова они вкладывали какой-то другой смысл…» Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

9.3)Как Вы понимаете значение слова НЕРАВНОДУШИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение — рассуждение на тему «В чём проявляется неравнодушие?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера — аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Задания и ответы из 2 варианта:

Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1)В музыке звуки соотносятся друг с другом по нескольким параметрам, отличаясь не только по высоте, но и по длительности. (2)Напевая мелодию, невозможно произвольно долго задерживаться на том или ином звуке, так как мелодия изменится. (3)Последовательность длительностей звуков в музыкальном произведении называют ритмом. (4)Ритм – яркое выразительное средство музыки: часто именно он определяет звучание того или иного произведения, а иногда даже жанра. (5)Например, по ритму мы можем отличить марш от вальса, мазурку от польки, так как для каждого из этих жанров характерны определённые ритмические фигуры, которые повторяются в течение всего произведения.

2)Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. 1) Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. 2) Первая часть предложения 2 – односоставное безличное предложение. 3) Грамматическая основа предложения 3 – последовательность называют. 4) В первой части предложения 4 составное именное сказуемое. 5) В предложении 5 две грамматические основы.

3)Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие. В то время великий учёный уже был стар и поступал так (1) как поступало большинство стариков (2) он отстаивал те нормы русской речи (3) какие существовали во времена его детства и юности. А потом наступила новая эпоха (4) и прежние юноши стали отцами и дедами (5) и пришла их очередь возмущаться словами (6) которые ввела в обиход молодёжь (7) «даровитый» (8) «отчётливый» (9) «голосование» и «общественность».

4)Синтаксический анализ. Замените словосочетание «крик журавля», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

5)Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) (Морковка) ПО-КОРЕЙСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И. 2) НАВЗНИЧЬ – в наречии, оканчивающемся на шипящий, пишется буква Ь. 3) ПОДРОСЛА – написание безударной гласной в корне зависит от ударения. 4) НИЧЕМ – в приставке отрицательного местоимения под ударением пишется буква И. 5) ПОМАЖЬ – в форме повелительного наклонения на конце глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.

6)Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) В такой поздний час никто, кроме геолога, не ждал звонка и в переговорном пункте было непривычно пусто. 2) Звонившие по телефону всё время спрашивали у собеседника, слышит ли он их, потому что связь была очень плохая. 3) «Старшая» коллега телефонистки сразу вошла в положение и потратила много своего времени, чтобы помочь геологу, потому что день рождения – очень важный праздник для любого человека. 4) Жена геолога не брала трубку, потому что её не было дома: она уехала в командировку. 5) Геолог давно не заходил на почту за письмами, потому что был далеко в тайге.

7)Анализ средств выразительности. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение. 1) Иногда свет в кабине не загорался, и, сочувственно вздохнув, телефонистка не называла номер кабины и город, а приглашала к своему окошку, словно вынося тем самым какой-то страшный приговор. 2) Просто вернула человеку покой, рассеяла сомнения. 3) Дорогой человек, которого здесь называли абонентом, не ждал. 4) Телефонистка, сидевшая за стеклянной перегородкой, всё делала так деловито, так по-взрослому, что нетрудно было догадаться: ещё совсем недавно она была школьницей. 5) Выписывая квитанции, она низко склонялась над столом, аккуратно выводила буквы и даже высовывала кончик языка, будто писала контрольную.

8)Лексический анализ. Найдите в предложениях 1–10 синонимы к слову НЕБОЛЬШОЙ (предложение 5). Напишите один из этих синонимов.

9.1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Николая Михайловича Карамзина: «Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой, живописной поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности».

9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Взглянув на геолога, телефонистка удивлённо пожала плечами: за что же благодарить? И правда, что она такого особенного сделала? Просто вернула человеку покой, рассеяла сомнения. Вот и всё». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

9.3)Как Вы понимаете значение словосочетания БЛИЗКИЙ ЧЕЛОВЕК? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Чем дóрог близкий человек?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Другие тренировочные варианты ОГЭ статград по русскому языку 9 класс:

Работы СТАТГРАД по русскому языку задания и ответы

Русский язык 9 класс варианты РЯ2090901 РЯ2090902 статград ответы и задания ОГЭ 2021

Метки: заданияогэ 2022ответырусский язык 9 классстатград

  • Пример сочинения про семью
  • Пример сочинения по русскому языку 2022
  • Пример сочинения описания комнаты 6 класс
  • Пример сочинения по английскому языку
  • Пример сочинения по дубровскому 6 класс