Пример сочинения рассуждения на лингвистическую тему

Помогите пожалуйста!!!!!!! нужно написать сочинение на лингвистическую тему синонимы срочно даю много баллов, помогите прошу!!!!!!!!!!!!!!! ответы: синонимы это слова,

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!!!!!
Нужно написать сочинение на лингвистическую тему “Синонимы”
СРОЧНО ДАЮ МНОГО БАЛЛОВ, ПОМОГИТЕ ПРОШУ!!!!!!!!!!!!!!!

Ответы:

Синонимы – это слова, по-разному звучащие, но одинаковые или очень близкие по лексическому значению. Зачем же они нужны в нашей речи? Я думаю, что без синонимов нам не обойтись.
Во-первых, одна из основных функций синонимов – функция замещения. Близкие значения синонимов позволяют употреблять одно слово вместо другого, что делает речь разнообразной, дает возможность избежать назойливого употребления одних и тех же слов. (Например, Н.Гоголь использует группу синонимических выражений со значением «разговаривать, беседовать»: «Приезжий [Чичиков] во всем как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания, трактовали ли касательно следствия , произведенного казенною палатою).
Во-вторых, синонимы не только разнообразят речь. Они помогают также уточнить, более четко и ярко передать мысль. (Например, в рассказе И.Тургенева «Живые мощи» читаем: «– И не скучно, не жутко тебе, моя бедная Лукерья? – А что делать будешь? Лгать не хочу – сперва тошно было, а потом привыкла, обтерпелась…». Лукерья сначала употребляет слово привыкла, но оно не выражает полностью ее состояния. К таким страшным страданиям, которые она терпит, привыкнуть нельзя – можно именно обтерпеться, и она добавляет это выразительное народное слово.)
Таким образом, синонимы позволяют избегать однообразия речи и одновременно служат для повышения выразительности речи. И архаичные, и диалектные, и профессиональные синонимы нам необходимы, потому что благодаря им мы можем с наибольшей точностью выражать свои мысли.

Arman
Синонимия – одно из ярких проявлений системных отношений в лексике. В синонимические связи вступают слова, сходные по возникающим ассоциациям и близости обозначаемых понятий. Этот признак присущ не всем словам русского языка. Так, не вступают в подобные отношения имена собственные, названия стран, городов, поселков и их жителей, многие конкретные наименования предметов быта, слова-термины (хотя в этой области есть немало исключений) .
Синонимы отличаются друг от друга или оттенком значения (близкие) , или стилистической окраской (однозначные, т. е. тождественные) , или тем и другим признаком одновременно. Например: румяный – розовый, розовощекий, розоволицый, краснощекий; окрестность – окружность, округа (разг.) ; преждевременный – ранний, безвременный (приподн. , книжн. со словами смерть, кончина, гибель и т. п.) . Первые отличаются в основном оттенками значений. В двух следующих синонимических рядах наряду с семантическими различиями имеются и стилевые, а также стилистические.
Для чего же нужны синонимы?
Во-первых, для обогащения речи. Наш родной русский язык тем и отличается от всех других языков. Богатство речи, если толковать это понятие упрощённо, выражается в возможности сказать одно и то же сотней разных способов. Во-вторых, синонимы просто необходимы для передачи в речи различных оттенков значений того или иного понятия. А также для более тонкой передачи отношения говорящего к тому предмету, о котором идёт речь.
Роль синонимов в речи исключительно велика: они помогают избежать ненужных повторений одного и того же слова, точнее, четче передают мысли, позволяют выразить многообразие оттенков того или иного явления, качества и т. д. http://www.velikiy-i-moguchiy.ru/leksicheskie_sinonimy_ih_tipy_i_rol_v_yazyke.html

Подготовка к заданию С2 в ГИА по русскому языку.
Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
Как может быть сформулировано задание С2?
Формулировка задания, связанного с написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, периодически менялась.
В прошлом году выпускникам нужно было написать сочинение по известному заранее высказыванию лингвиста Степанова.
В 2013 году в задании С2 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.
Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты?
Данная информация оглашению не подлежит.
Как сформулировано задание С2 в демоверсии?
Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2
Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания
Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
Примерные ответы:
о богатстве, выразительности, точности русской речи;
о средствах выражения мыслей;
о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
о взаимосвязи лексики и грамматики;
о роли синтаксиса в человеческом общении;
о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
Шаг 3. Оформляем вступление
Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания.
В этом вам помогут следующие слова и выражения:
автор анализирует
характеризует
рассуждает
отмечает
доказывает
сравнивает
сопоставляет
противопоставляет
называет
описывает
разбирает
подчёркивает
ссылается на…
останавливается на …
раскрывает содержание
отмечает важность
формулирует
касается
утверждает
считает, что …
и т.д.
Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
Можно применить цитирование, например:
К.Г.Паустовский сказал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом”. Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
Можно обойтись и без цитирования, например:
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
или:
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
или:
В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
Шаг 4. Пишем основную часть
Основную часть можно начать следующими фразами:
Присмотримся повнимательнее к словам в тексте … (называем фамилию автора текста)
Обратимся к тексту русского писателя … (фамилия автора текста)
Докажем эту мысль на примерах из текста…
Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста …
Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
примеров должно быть 2;
примеры должны быть из указанного текста;
приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой – грамматические.
В 2013-2014 году данное требование соблюдать не обязательно.
Например:
Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) – словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы “горечь и обида” (предложение 44), “разговор обеспокоил, удивил, обидел” (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово “Танечка” из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова “во-первых”, “во-вторых” и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
Шаг 5. Пишем заключение
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, …
Итак, …
Следовательно, …
В итоге можно прийти к такому выводу: …
В заключение можно сказать, что …
Мы убеждаемся в том, что …
Обобщая сказанное, …
Из этого следует, что …
и т.д.
Например:
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
или:
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
2. Аргументация:
а) аргумент-пример №1;
б) аргумент-пример №2.
3. Вывод.
Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
За отсутствие абзацев снимают баллы.
Другие материалы к сочинению в ГИА смотрите в этом разделе 4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/

эмоционально-оценочные, или экспрессивные—синонимы, вы­ражающие отношение говорящего к предмету речи: мальчуган — маль­чонка — молокосос — сопляк, брякнул — ляпнул — отколол — отмочил;
контекстуальные (контекстные) — такие слова, которые сбли­жаются в значениях и становятся синонимами только в условиях кон­кретного контекста: хрипун, удавленник, фагот в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова; архиплуты, протобестии, надувалы мирские в коме­дии «Ревизор» Н. В. Гоголя; по всей земле и во все пределы в стихот­ворении «Зимняя ночь» Б. Л. Пастернака. В следующем высказывании Д. А. Гранина контекстуальными синонимами являются прилагательные старомодный и непопулярный: «Одно из таких чувств — чувство мило­сердия. Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня». Материал с сайта //iEssay.ru
Следует понимать, что при полисемии в синонимические от­ношения вступает не все слово целиком, а его отдельные значения, и такие синонимы, относящиеся к разным значениям многозначного слова, обычно не имеют между собой никакой смысловой близости. Так, у слова азбука, когда оно используется в значении ‘совокупность букв, принятых в данной письменности’, есть синоним алфавит, а для азбуки в значении ‘книга, используемая при обучении грамоте’ сино­нимом будет букварь. У прилагательного темный синонимами могут быть: неграмотный, невежественный, необразованный (если речь идет о невежде), дремучий (если речь идет о лесе), непонятный, неясный (если речь идет о словах), смуглый (если речь идет о коже человека), смутный (в сочетании с существительным время), подозрительный, сомнительный (в сочетании с существительным личность).

Форма урока – практическая работа
– Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Идя к вам на урок, вспомнила, что недавно слышала разговор девятиклассниц. Вот он:
– По-моему, русский в новой форме очень трудный экзамен. Мне кажется, у меня будут трудности с написанием сочинения, – говорила одна.
– А вот я, к счастью, в себе уверена. Правда, для меня легче написать рассуждение на лингвистическую тему, чем интерпретацию фразы, – сказала вторая.
– Одинаковое ли отношение собеседниц к экзамену?
– Какие синтаксические конструкции помогли вам это понять? (Вводные слова.)
Тема экзамена для вас очень актуальная. Девочки обратили внимание на сочинение, на новый вид «рассуждение на лингвистическую тему». Сегодня мы с вами и поработаем с этим видом сочинения.А как раз роль вводных слов в речи и будет нашей лингвистической темой для сочинения-рассуждения. Что вы помните об этом языковом явлении?
– Я позволю себе напомнить вам значения вводных конструкций
3. А чтобы вспомнить, насколько значимы в речи вводные слова, проведем небольшой лингвистический эксперимент. Каждая группа напишет сочинение-миниатюру о вашем отношении к экзамену (4-5 предл), но вам будет дано разное грамматическое задание.
Вы можете написать:
– О необходимости сдавать экзамен по русскому языку
– О содержании и форме экзамена
– О системе оценивания
1 группа – без вводных слов
2 группа – выразить эмоции
3 группа – выразить уверенность, неуверенность
4 группа – порядок мыслей и их связь
4. Социоконструкция. Афиширование. Вывод.
– Итак, нашей целью было выяснить, какова роль вводных слов в тексте. Что же позволил нам увидеть этот эксперимент?
Вводные слова нужны для того, чтобы показать уверенность в своих силах, выразить свои эмоции, упорядочить наши мысли. В каждом сочинении роль вводных слов своя.
5. Таким образом, мы вывели основную мысль нашего сочинения: вводные слова нужны в нашей речи.
Наша задача – научиться писать сочинение-рассуждение на основе текста. Для этого нам потребуется вспомнить еще некоторые сведения.
– Какой мы выберем стиль текста для нашего сочинения? (Научный, научно-популярный)
– Какие вы помните виды рассуждения? (Доказательство, объяснение, размышление.)
– К какому виду относится наше сочинение «Нужны ли вводные слова?» (Доказательство (доказываем, что вводные слова нужны)
– А вот для интерпретации фразы вам бы понадобилось рассуждение-размышление
– Какова композиция таких сочинений? (Есть дедуктивный вариант, есть индуктивный вариант)
– Чаще всего мы используем вариант тезис-доказательства-вывод.
– Кто-то, может быть, захочет использовать доказательство от противного.
Основная мысль (тезис). Вопросно-ответная форма.
Нужны ли вводные слова? Конечно, нужны. Мы часто пользуемся такими словами или конструкциями в речи, даже не замечая этого.
– Между частями должны быть связующие ступеньки. И в этом, как ни странно, нам опять помогут вводные слова. Обратите внимание, они являются для нас и предметом исследования и одновременно средством связи наших мыслей.
Итак, следующая часть – доказательства – разные функции языкового явления Кстати, первым критерием оценивания вашего сочинения для экспертов является (Приложение 1, карточка 2) наличие не менее 2 функций языкового явления.
Посмотрите в текст, (Приложение 1, Карточка 3) найдите вводные слова – какие функции они здесь выполняют?
– порядок мыслей и их связь
– Выберите для себя, о каких функциях вы хотите рассказать, и приведите примеры, указывая либо номера предложений, либо цитируя полно или частично, используйте знаки препинания, как при прямой речи. Позднее вы узнаете о различных способах цитирования.
О примерах вам напоминает второй критерий оценивания.
Вывод – еще раз акцентировать внимание на необходимости этого языкового явления, на его актуальности.
Таким образом, вводные слова – нужное языковое явление, помогающее нам сделать нашу речь более яркой и выразительной, логичной и упорядоченной.
– Не забывайте о композиционной стройности (4-ый критерий), которую необходимо показать наличием абзацев – соблюдение красных строк, логические переходы с вводными словами помогут набрать вам максимальное количество баллов по 3-му критерию.
– Итак, вчитайтесь в текст, найдите вводные слова, сопровождающие этот текст, и докажите их роль
– Может быть, кто-то попробует проговорить устно свое будущее сочинение?
– Теперь приступайте к письменной работе.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.
Внимание, только СЕГОДНЯ!

Подборка сочинений на лингвистическую тему к ГИА-2013
Роль архаизмов в речи.
Архаизмы – это устаревшие слова в лексике русского языка. Также архаизмами называются устаревшие слова – старославянизмы. У них есть современные русские эквиваленты . Зачем же они тогда нужны?
Архаизмы используются в речи, когда нужно создать колорит эпохи. ( Пример). Такие слова используются в исторических романах, в сценариях исторических фильмов.
Также архаизмы используются для создания высокого стиля речи. ( пример)
Таким образом, устаревшие слова играют важную роль в современном русском языке.
Роль однородных членов в речи.
Однородные члены – ряд одинаковых членов предложения, соединенных между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонационно.
Однородные члены предложения используются в речи для конкретизации и точности описания. Когда предмет описывается с помощью нескольких определений, насколько более точно будет описание. (Пример из текста)
Однородные члены предложения показывают одновременность или последовательность действий.(Пример из текста)
В художественной речи с помощью однородных членов создается такая фигура, как градация – расположенные по мере возрастания синонимы.( Пример из текста)
Итак, мы пришли к выводу, что однородные члены предложения важны в языке.
Роль риторических вопросов в тексте.
Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же тогда они нужны?
Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стилях для создания вопросно-ответной формы изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем. (Пример из текста)
Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме. (Пример из текста)
Таким образом, риторический вопрос – важное изобразительно-выразительное средство
Роль средств выразительности в речи.
В художественном и публицистическом стилях речи широко используются изобразительно-выразительные средства.
Так, например, эпитеты – красочные определения – делают речь яркой и выразительной.(Пример из текста)
Метафоры – слова в переносном значении – придают речи образность.
Риторический вопрос создаёт вопросно-ответную форму изложения и иллюзию диалога с читателем. (По данной теме надо найти выразительные средства в тексте и посмотреть ,какую роль они там играют)
Без выразительных средств наша речь была бы убогой и невыразительной.
Роль вводных слов и предложений.
Вводные слова – специальные слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.
Вводные слова могут выражать уверенности и неуверенность. (Пример из текста)
С их помощью можно передавать различные чувства.
А что вы будете делать, если вам надо сообщить, откуда вы взяли данную информацию? Конечно, вы тогда будете использовать вводные слова, указывающие на источник сообщения.(Пример из текста)
В научном стиле, где главное – логика, вы будете использовать вводные слова, указывающие на порядок мыслей.(Пример)
Часто мы думаем, что вводные слова не нужны, но мы сами не замечаем, как используем их в речи.
Роль вводных слов и предложений.
Вводные слова – это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.
Вводные слова могут выражать уверенность и неуверенность ( примеры ). С их помощью можно передавать различные чувства ( примеры ).
А что вы будете делать, если вам надо сообщить откуда вы взяли эту информацию. Конечно, вы тогда будете использовать водные слова, указывающие на источник сообщения ( примеры ).
В научном стиле, где главное – логика, вы будете использовать вводные слова, указывающие на порядок мысли.
Часто мы думаем, что вводные слова не нужны, но мы сами не замечаем, как используем их в речи.
Когда мы ставим запятые в предложениях с однородными определениями?
В синтаксисе различают однородные и неоднородные определения. Между однородными ставится запятая, а между неоднородными – нет. Как же их различать?
Однородные определения одинаково относятся к определяемому слову. В этом случае они произносятся с перечислительной интонацией и допускают вставку союза «И» (пример).
Неоднородные определения относятся к определяемому слову по – разному. Непосредственно к существительному относятся только ближайшие из них, а другое относится ко всему словосочетанию первого определения с существительным. В этом случае определения произносятся без перечислительной интонации и не допускают вставки союза «И» (пример).
Мы ещё раз пришли к выводу, что с пунктуацией в русском языке не всё так просто.
Разряды и функции частиц в русском языке.
Частица – служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки, значения или служит для образования форм слов. Частицы не изменяются и не являются членами предложения.
Частицы делятся на две основные группы: формообразующие и модальные (смысловые).
Формообразующие образуют повелительное и условное наклонение (примеры).
Смысловые вносят различные оттенки значения: отрицания, вопроса, уточнения, выделения, сомнения (примеры).
Таким образом, частицы – важная часть речи, без которой в русском языке не обойтись.
Роль цитат в речи.
Цитаты – это дословные выдержки из высказываний и сочинений кого – либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли.
Цитаты могут стоять при словах автора и представлять собой прямую речь.
Но цитата может вводиться в авторскую речь и как часть предложения. В этом случае она выделяется кавычками, но пишется с маленькой буквы.
Если цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.
Если цитируется стихотворный текст, то он пишется в столбик и без кавычек.
Без цитат мы не смогли бы сослаться на авторитетное мнение или аргументировать своё высказывание. (примеры из текста)
Итак, цитаты важны в речи, особенно в рассуждении.
Зачем нужна пунктуация?
На письме без знания пунктуационных правил невозможно обойтись. Они необходимы и автору текста, чтобы выразить определенный смысл, и читателю, чтобы правильно воспринять этот смысл.Для этого используются определенные знаки препинания, подходящие по своей функции в том или ином высказывании. Как правило, выделяют разделительные и выделительные знаки препинания. Они встречаются почти в каждом тексте, в том числе и в предложенном нам.
Разделительные знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире) служат для отделения одних отрезков речи от других. Так, с этой целью они используются в предложениях № …Выделительные знаки препинания ( скобки, кавычки, двойное тире, двойные запятые) – парные знаки. Они выделяют различные отрезки речи, как, например, в предложениях № …
Как видим, при помощи знаков препинания происходит смысловое членение речи, что, несомненно, помогает нам понять текст.
Шаблон сочинения на лингвистическую тему
Нужны ли нам знания о ……….. . Безусловно, они необходимы. Знания правил русского языка делает нашу речь грамотнее, понятнее, организованнее.
Чтобы понять, для чего нам необходимы ……. (вставь то, что сформулировано в задании к сочинению), вспомним, что такое (напиши, о каком языковом явлении идёт речь).
Итак, ……….называется (сформулируй правило)……………… Вспомним, каковы функции (ещё раз назови языковые явление). Это, во-первых, ………………………… . Во-вторых, ……. помогают нам …………………….. .
Рассмотрим, как в тексте (назови автора и название языкового явления) помогают нам лучше понять написанное, выявить замысел автора. Функция ………………. (назови) ярко представлена в предложении № … Автор пишет: «(Приведи цитату из текста, иллюстрирующую второю функцию явления)». Это наглядно показывает нам такую функцию ……….., как ………
Анализируя текст, ……, мы ещё раз убедились, что ………. необходимы в языке. Без них мы не смогли бы быстро и правильно понять прочитанное, разобраться в тех мыслях, которые хотел донести до нас автор.
Шаблон сочинения на лингвистическую тему
Нужны ли нам знания о знаках завершения и употреблении их в речи. Безусловно, они необходимы. Знания правил пунктуации вообще делает нашу речь грамотнее, понятнее, организованнее.
Чтобы понять, для чего нам необходимы знаки завершения, вспомним, что включает в себя это понятие.
Итак, знаки завершения – это пунктуационные знаки конца предложения. К ним относятся точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. Функции знаков завершения, на мой взгляд, напрямую связаны с целью высказывания. Мы помним, что по цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные, а по эмоциональной окраске – восклицательные и невосклицательные. (пример)
Таким образом, задавая вопрос, мы употребим вопросительный знак, приглашая читателя подумать – многоточие, а если мы хотим показать, что испытываем какие-то чувства, в конце предложения поставим восклицательный знак. (пример)
Рассмотрим, как в тексте А. Алексина знаки завершения помогают нам лучше понять написанное, выявить замысел автора. Функция завершения ярко представлена во всех предложениях текста, ведь современное письмо немыслимо без знаков конца предложения. Но моё внимание привлекло большое количество многоточий в тексте. Это предложения № … Многоточия ставят, когда хотят показать, что мысль не досказана , автор как бы предлагает нам вместе с ним поразмышлять над её продолжением.
Автор рассказывает о событиях в семье героя-повествователя взволнованно, эмоционально, заставляя нас сопереживать, сочувствовать персонажам. Такой манере повествования во многом помогают такие знаки завершения, как вопросительные (предложения №…) и восклицательные знаки предложения № ….
Можно привести множество примеров, которые убедят нас в необходимости знаков завершения. Без них мы не смогли бы быстро и правильно понять прочитанное, разобраться в тех мыслях, которые хотел донести до нас автор.
Шаблон по вводным словам
Нужны ли нам знания о вводных словах . Безусловно, они необходимы. Знания правил об употреблении вводных слов и вставных конструкций делает нашу речь грамотнее, понятнее, организованнее.
Чтобы понять, для чего нам необходимо знать вводные слова, вспомним, что это такое.
Итак, вводные конструкции— это специальные слова, сочетания слов, предложения, при помощи которых говорящий (пишущий) выражает свое отношение к тому, что он сообщает.Вспомним, каковы функции вводных слов. Эти функции зависят от того, какое значение придают высказыванию вводные слова. Они могут выражать различную степень уверенности, Различные чувства”>различные чувства, указывать на Источник сообщения”>источник сообщения, способ оформления мысли.
Рассмотрим, как в тексте вводные слова помогают нам лучше понять написанное, выявить замысел автора. В предложении № … вводное слово «конечно» помогает выразить уверенность . А в следующем, двадцать восьмом предложении вводное слово «к сожалению» показывает нам чувства героя. «Но, может, он все-таки жив?» – вопрошает рассказчик в …предложении, высказывая предположение
Анализируя текст ,, мы ещё раз убедились, что вводные слова необходимы в языке. Без них мы не смогли разобраться в тех мыслях, которые хотел донести до нас автор, понять чувства, которые испытывает герой произведения в той или иной ситуации.
Нужно ли знать орфографию?
Проблема орфографической грамотности актуальна в наше время. На письме без знания орфографических правил обойтись невозможно.
Орфография – это раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов. Грамотное письмо – признак культурного человека. Чтобы грамотно писать , нужно знать орфографические правила.
В тексте ……….. встречается много слов с орфограммами. Например, в предложении …………..употребляется слово ……. с непроизносимой согласной. Зная, как проверить это слово, мы никогда в нём не сделаем ошибки, да и другие слова на это же правило напишем грамотно. В тексте …….таких слов встретилось несколько:…………
В предложении …. (……………..) встретилось слово «шёл» с буквой «Ё» в корне слова после шипящей. Часто в этом слове безграмотные люди допускают ошибку. Лучше выучить правило, чем краснеть из-за своего незнания.
Таким образом, орфография – вечный раздел русского языка и без нее не обойтись, если хочешь быть грамотным
Зачем нужно двоеточие?
Знаки препинания появились намного позже, чем была изобретена письменность. В России система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания.
«Зачем нужны знаки препинания? — недоумевают некоторые мои сверстники и говорят: — Не нужны все эти двоеточия, тире, скобки…». Я с ними не согласна, потому что считаю: знаки препинания несут дополнительную информацию, которую нельзя выразить словами, ведь она касается высказывания в целом.
Возьмем, к примеру, двоеточие. Во-первых, этот знак ставят, если хотят пояснить деланное сообщение. Этим объясняется употребление двоеточия в предложении …., где вторая часть сложного предложения с разными видами связи указывает на причину того, о чем сообщалось в первой части.
Во-вторых, этот знак помогает увидеть такие синтаксические конструкции, как слова автора и прямую речь (предложения № ….).
В-третьих, двоеточие — письменный сигнал интонации пояснения (предложения № ….). Перед знаком голос понижается, после чего следует «предупреждающая» пауза, после знака следующая синтаксическая единица интонируется в более быстром темпе.
Нет, не обойтись без знаков препинания. Ведь они, по словам К. Паустовского, «существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание».
Зачем нужно тире?
Есть речь устная и письменная. Устная речь отличается от письменной. То, что в устной речи можно передать с помощью интонации, мимики, жестов, в письменной речи передается с помощью порядка слов, знаков препинания.
Тире, как любой знак препинания, помогает определить границы синтаксических еди­ниц (их начало и/или конец), понять логику предложения, связь его частей, передать интонацию.
Так, в предложении …. тире отмечает начало и конец такого синтаксического отрез­а, как слова автора, а в предложении …. отмечает начало составного именного сказуемого с опущенной глагольной связкой. Тире — многозначный знак препинания. Он может иметь значение пропуска, чередования, тождества, противоположности, следования (внезапного или закономерного).
Предложения с 8…по … — это диалог. Тире используется в значении чередования. С его помощью …… указывает, что в диалоге меняется автор реплики: говорит то …..то …… В предложении 27 тире реализует значение противоположности: «……………….»
Как интонационный знак тире, например, подсказывает, где находятся паузы, какой отрезок следует читать с повышением тона, а какой — с понижением. Слова автора в предложении ….. выделены с двух сторон тире, это значит, что в этих местах нужно делать паузы, а сам отрезок произносить быстро и с понижением голоса. Хотя тире появилось в русской графике достаточно недавно (первым стал его употреблять Н. М. Карамзин), это очень нужный знак препинания, без него невозможно представить современный письменный текст
Роль суффиксов в языке
Из курса морфологии мы помним, что морфемы – это «строительный материал», своеобразные кирпичики, из которых состоят слова. Одна из таких морфем – суффикс, он находится после корня или после другого суффикса и служит для образования новых слов.
Но у суффиксов есть еще одна роль: с их помощью говорящий может выразить отношение к предмету, качеству, признаку. Эти суффиксы обладают эмоционально-экспрессивной окраской, в русском языке их достаточно много. Их задача – придать слову определенный смысловой оттенок. При помощи одного суффикса можно «приласкать», а другим показать свое пренебрежение.
В данном тексте автор умело использует функции суффиксов. Вот, например,… (аргументы) ……………………
Роль фразеологизмов в речи
Как-то на уроке русского языка я услышал от учительницы фразу: «Владение языком будет неполным, если вы не знакомы с фразеологией». Это высказывание заставило меня задуматься: что же такое фразеологизмы и для чего они нужны в речи?
Фразеологические обороты – это устойчивые сочетания, являющиеся неисчерпаемым источником речевой экспрессии. Эстетическая роль фразеологических средств определяется умением автора отобрать нужный материал и ввести его в текст. Такое употребление фразеологизмов обогащает речь, служит «противоядием» против речевых штампов. Пример этому мы найдем в предложении … прочитанного текста.
В то же время писателей привлекает точность, с которой фразеологизм может охарактеризовать явление. Например, …………
Фразеологические богатства языка оживают под пером талантливых писателей, публицистов и становятся источником новых художественных образов, шуток, неожиданных каламбуров.
Картинность и образность речи действует поэтическими фразеологизмами на воображение слушающего, заставляя его переживать сказанное сильней, чем если бы обратился к нему говорящий с речью безобразной, чисто логической.
Роль синонимов в художественном тексте
Нужны ли синонимы языку? Казалось бы, гораздо удобнее, чтобы каждая вещь имела одно единственное название. Откуда же и зачем появляются синонимы? Ответ отнюдь не лежит на поверхности.
В санскрите – литературном языке Древней Индии – слона называют то дважды пьющим, то двузубым, то снабженным рукой. Ясно, что каждое из этих названий содержит особое понятие о слоне, особое представление, хотя все обозначают один и тот же предмет.
Таким образом, два (или более) слова, называя ту же вещь, соотносят её с разными понятиями об этой вещи и тем самым раскрывают разные её свойства. Так и возникают синонимы – естественно, стихийно. Никто их специально не придумывал. Познавая мир, все более углубляясь в него, человек в известных уже предметах находил какие-то новые черты, что требовало новых слов.
Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению. Синонимы служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать однообразия речи. Каждый синоним имеет свой особый оттенок значения, отличающий его от других синонимов
В речи синонимы выполняют три основные функции: функцию замещения, функцию уточнения и экспрессивно-стилистическую функцию.
1. Функция замещения связана с желанием говорящего или пишущего избежать нежелательных повторов.
2. Функция уточнения связана с желанием говорящего или пишущего более чётко передать мысль.
3 . Экспрессивно-стилистическая функция связана с выражением разнообразных оценок, основанном на различной стилевой принадлежности синонимов.
В тексте NNярко представлены 1 и 3 функции синонимов. Рассмотрим их. …
Читая текст NNмы ещё раз убедились в том, что синонимы делают нашу речь ярче, выразительнее, точнее…..

Максимум за выполнение данного задания можно получить 9 баллов.

Задание 9 ОГЭ по русскому языку (сочинение-рассуждение) проверяет умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитан­ного текста (текст находится во второй части ОГЭ по русскому языку).

Выполнение задания подразумевает выбор одного варианта сочинения из трех предлагаемых. Первый (9.1) по лингвистической теме, второй (9.2) и третий (9.3) связаны с анализом текста.

В задании 9.1 ОГЭ по русскому языку нужно написать сочинение-рассуждение объемом не менее 70 слов, приведя две иллюстрации из текста.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (9.1)

К1. Наличие обоснованного ответа

2 балла

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет

1 балл

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса

0 баллов

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса

ИЛИ

тезис не доказан

ИЛИ

дано рассуждение вне контекста задания

ИЛИ

тезис доказан на бытовом уровне

К2. Наличие примеров-аргументов

3 балла

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте

2 балла

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте

ИЛИ

привёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них

ИЛИ

привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте

1 балл

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте

0 баллов

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис

ИЛИ

экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста

К3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

2 балла

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста

1 балл

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка

И/ИЛИ

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

0 баллов

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки

И/ИЛИ

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

К4. Композиционная стройность работы

2 балла

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

1 балл

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста

0 баллов

В работе допущено две и более ошибки в построении текста

Для оценки грамотности и фактической точности речи используются критерии, которые применяются сразу к двум заданиям ОГЭ по русскому языку: заданию 1 (изложение) и заданию 9 (сочинение-рассуждение). Максимум за сочинение и изложение по этим критериям можно набрать 10 баллов.

К1. Соблюдение орфографических норм

2 балла

Орфографических ошибок нет или допущено не более 1 ошибки

1 балл

Допущено 2–3 ошибки

0 баллов

Допущено 4 и более ошибки

К2. Соблюдение пунктуационных норм

2 балла

Пунктуационных ошибок нет или допущено не более 2 ошибок

1 балл

Допущено 3–4 ошибки

0 баллов

Допущено 5 и более ошибок

К3. Соблюдение грамматических норм

2 балла

Грамматических ошибок нет или допущена 1 ошибка

1 балл

Допущено 2 ошибки

0 баллов

Допущено 3 и более ошибок

К4. Соблюдение речевых норм

2 балла

Речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок

1 балл

Допущено 3–4 ошибки

0 баллов

Допущено 5 и более ошибок

Фактическая точность письменной речи

2 балла

Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет

1 балл

Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов

0 баллов

Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов

Проверяющий учитывает объем изложения и сочинения: в сумме в обеих работах должно быть 140 и более слов.

Если суммарное количество слов составляет 70–139, то по каждому из критериев К1–К4 не ставится больше 1 балла:

  • К1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;
  • К2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;
  • К3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;
  • К4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.

Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.

Если ученик выполнил только один вид творческой работы (либо изложение, либо сочинение), то оценивание по критериям учитывает объём работы:

  • если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по стандартным критериям К1-К4;
  • если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев К1–К4 ставится не более 1 балла;
  • если в работе менее 70 слов, то такая работа оценивается нулём баллов.

3 сочинения к новой демоверсии ОГЭ по русскому языку 2022.

9.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Граник Генриетты Григорьевны: «Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда… даже вместо слов».

Генриетта Григорьевна Граник утверждает: «Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда… даже вместо слов». Я полностью согласна с мнением ученого, так как, действительно, знаки препинания не только выполняют свою синтаксическую функцию, но и передают особенные эмоции, переживания персонажей. Попробую доказать справедливость данного высказывания примерами из рассказа Л. Пантелеева, рассматривая роль многоточий в тексте.

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к следующему предложению: «Неужто не хочется ему бросить вёсла, зажмуриться, спрятаться под скамейку?..». В данном случае писатель использует в конце смыслового отрезка многоточие, показывая искренние переживания, размышления главного героя. Из фрагмента текста мы узнаем, то очевидца событий напугал дождь из зенитных осколков, а ребенок же, перевозящий людей через реку, остался спокоен и хладнокровен. С помощью многоточия автор показывает попытку взрослого объяснить такое поведение мальчика, желание найти ответ, докопаться до причин подобной смелости маленького человека. Данный знак препинания позволяет читателю наблюдать за мыслительным процессом персонажа, за его душевной работой.

Также особенная роль многоточия хорошо проявляется в реакции командира: «Да, да…». В этом ответе и смущение, и стыд. Ведь после этого мы узнаем, что отец мальчика погиб не от вражеских снарядов, а от советских, по трагической случайности. С помощью многоточия мы чувствуем эмоции, которые переполняют военного в этот момент. Дальнейшие реплики он произносит спокойно, может быть, даже отстраненно. Может показаться, что он равнодушен к подобным случаям. Но заминка в первые секунды, переданная многоточием, показывает его переживание, сожаление.

Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что знаки препинания – это не только синтаксические единицы, разделяющие текст на смысловые отрезки и выражающие интонационные паузы, но и еще один литературный прием, который поможет передать силу эмоций и степень переживаний героев.

9.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был
проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде. Даже отдалённый орудийный выстрел должен был пугать его и холодить жестокой тоской его маленькое сердце. А ведь он улыбался».

Я считаю, что мысль данного фрагмента текста заключается в том, что не всегда страшные события в жизни оттолкнут от какой-либо деятельности, некоторые находят в себе силы продолжать дело близких людей с честью и отвагой. И ребенок способен проявить лучшие качества, свойственные героям, совершая каждодневный подвиг, несмотря на гибель родного человека.

Действительно, спокойствие мальчика поражает, восхищает его хладнокровие. Не каждый взрослый так бы смог владеть собой в минуту опасности, оберегать других от паники. Так, в предложениях 11-15 юный гребец руководит посадкой. И не подумаешь, что раздает указания ребенок! И это несмотря на сильную усталость!

Ещё более поражает его реакция на падающие рядом с судном осколки! В предложениях 22-24 показано, что мальчик привык к опасности, головы не повернул в сторону снарядов. И это в тот момент, когда взрослые испытывали страх и ужас (предложения 25-27)! Мальчик продолжает дело отца, даже не рассматривает угрожающую жизни ситуацию как нечто пугающее.

Мне удалось проиллюстрировать примерами из текста верность данного мной объяснения фрагмента текста. Мальчик не следует ожидаемой реакции на смерть отца, не трусит, а каждый день совершает подвиг.

9.3

Как Вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно считать смелым?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Что такое смелость? Кого можно назвать смелым человеком? Каждый ответит на эти вопросы по-своему. Я думаю, что смелость – это способность человека побеждать страх в минуту опасности, решительность в действиях.

В тексте Л. Пантелеева показано, что благодаря стойкости и смелости, решительному характеру юного гребца дело его отца живет, не прерывается сообщение между берегами реки даже под осколками от зенитных снарядов. Действительно, смелым можно назвать того человека, который усмирил свои страхи и совершает важные дела, рискуя своей жизнью.

Как показывает писатель, мальчик не паникует, не боится даже тогда, когда не выдерживают нервы у взрослых людей. Он каждый день перевозит людей, попадает под осколки снарядов. Мальчик изо дня в день совершает подвиг, продолжая нужное и важное дело своего погибшего отца. Его с уверенностью можно считать смелым.

Образец смелого человека можно найти в русской литературе. Достоин уважения поступок Петра Гринева в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: даже под страхом смерти он верен присяге, не переходит на сторону Пугачева. Он не боится погибнуть, даже не помышляет об измене, о предательстве. Нужно быть смельчаком, сильным духом человеком, чтобы выступить против врага, когда его численность преобладает.

Таким образом, можно сделать вывод: смелый человек – это тот, кто победил, подчинил себе свои страхи, уверен в себе, силен духом.

Конспект
урока №29 по русскому языку в 8 классе

Тема: Р/р.
Подготовка к сочинению

Цели: 1. учить
создавать текст типа рассуждение на лингвистическую тему;

2. развивать умение находить в тексте примеры,
подтверждающие тезис сочинения; повторить сведения о морфологии, её принципах;

3. воспитывать требовательность к себе, гордость за
родной язык, бережное отношение к нему.

Ход урока

I. Организационный момент.

— Ребята, как вы знаете, часть 3 экзаменационной работы
предполагает задание открытого типа с развернутым ответом, т. е. сочинение. Вы
можете выбрать один вариант из двух предложенных: сочинение-рассуждение на
лингвистическую тему или сочинение по содержанию прочитанного текста. Цель
сегодняшнего урока — подготовиться к написанию  сочинения на
лингвистическую тему «Разные типы сказуемых».

II. Актуализация знаний и умений.

Учитель. Перед вами текст, прочитаем его и определим  тему
текста.(Приложение 1)

(1)Россия — огромная
страна со своей уникальной историей и культурой. (2)У каждого российского
города тоже есть своя история, свой архитектурный облик, свои
достопримечательности, выдающиеся люди, которые прославили город. (3)Славу
земли русской создавали Москва и Великий Новгород, Ярославль и Владимир, Муром
и Кострома. (4)Издревле знали: пришедший в Россию с мечом от него и погибнет.

(5)Русь славилась не только
храбростью и отвагой своих людей. (6)Русское зодчество внесло огромный вклад в
великое наследие России. (7)Практически в каждом городе есть места, которые
оставляют след в сознании человека, обогащая его духовно и эстетически.
(8)Немногие города мира могут похвастаться уникальными по своей природе
архитектурными сооружениями. (9)А в русских городах их огромное количество.
(10)Храмы, соборы, монастыри — каждый со своей историей, своей
неповторимой красотой.

(11)Многие города стали
интересными объектами для туризма, отдыха, центрами неповторимых русских
промыслов. (12)Например, говоря о русском самоваре, мы обязательно представляем
Тулу, если речь зашла о пуховом платке, вспоминаем Оренбург. (13)А сколько
восхищений вызывают гжельский фарфор, хохлома, жостовские подносы,
павло-посадские платки! (14)Человек, увидевший всю эту красоту хоть однажды,
навсегда найдет местечко в своем сердце для этих творений рук человеческих.

(15)А природа… (16)В каждом
городе, маленьком или большом, есть свои излюбленные места с красивыми
уголками. (17)Не случайно, надо полагать, красоту нашей природы в своих
произведениях воспевали многие русские писатели и поэты.

(18)Слава большой страны
создаётся каждодневным трудом, историей и культурой малых русских городов, а
значит, нашим с вами трудом и славными делами. (19)Давайте помнить это,
сохраняя и преумножая великое наследие!

                                               
(по материалам Интернета, 234 слова)

Ученики.


Данный текст о славе России, о её истории и культуре.

— Тема
этого текста –
Слава большой страны создаётся каждодневным
трудом, историей и культурой малых русских городов, каждый из которых уникален.

Учитель. К
какому типу речи относится данный текст?

Ученики.

— Это
рассуждение. Так как есть тезис и аргументы, подтверждающие его.

III.
Объяснение нового материала.

 Учитель. Итак,
в результате нашей работы с этим текстом мы должны создать
сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, которое имеет, конечно, свои
особенности. Во-первых, надо иметь четкое представление о том языковом явлении,
о котором будет идти речь в сочинении. Во-вторых, надо уметь приводить примеры
данного языкового явления, пользуясь исходным текстом. Тема нашего сочинения
 — «
Разные типы сказуемых».
Поговорим сначала о главных членах, а также об их роли в речи. Эта информация
обязательно пригодится при написании сочинения.

IV.
Работа по углублению и обобщению знаний

Учитель. Можем
сделать вывод, что функции главных членов предложения достаточно значительны. А
теперь найдите в тексте предложения, в которых есть сказуемые и определите их
вид. Постепенно мы должны заполнить таблицу:

Простое глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое

Составное именное сказуемое

Ученики.

1,
10-е предл. – нулевая глагольная связка, т.е. составное именное сказуемое
«(есть) страна».

3,
12, 17, 19-е предл. – простое глагольное сказуемое.

2,
7, 16-е предл. – составные именные сказуемые.

8-е
предл. – «могут похвастаться» — составное глагольное сказуемое.

Учитель. Наши наблюдения оформим в виде таблицы

Учитель. Можно сделать вывод, что без
сказуемого невозможно понять смысл высказывания.
Сказуемое  –
главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи.
Сказуемое отвечает на общий вопрос: что говорится о предмете речи? Этот вопрос
можно уточнить другими вопросами: что делает предмет? Каков (какой) он?

Кто
он такой? Что такое предмет?

— 
Напоминаю, что мы пишем сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. В чем
особенности композиции текста данного типа?

Ученик. Во
вступлении
необходимо введение в тему, сообщение об обсуждаемом предмете. В
основной части происходит раскрытие сути упомянутого языкового явления или
предмета, дается лингвистический комментарий, приводится доказательство
справедливости выдвинутых положений, приводятся примеры из текста. В заключении
делается вывод о справедливости нашего высказывания о сущности языкового
явления.

Учитель. Как
мы начнем наше сочинение? Существует несколько способов. Опираясь на клише,
данные в презентации, составьте предложения, которые можно использовать во
вступлении нашего сочинения.


Нужны ли главные члены предложения? Безусловно, нужны.


Какова роль сказуемых в речи? Они играют важную роль в понимании текста.

Учитель. Аргументы,
которые вы будете приводить для доказательства своего тезиса, содержит
составленная нами таблица. Только помните, что нужно приводить не менее двух
аргументов. Какие грамматические способы связи используются в тексте-
рассуждении?

Ученики.

Вводные
слова во-первых, во-вторых, следовательно и другие.

 Союзы:
однако, хотя, потому что, так как, для того чтобы…

Учитель. Предлагаю
вашему вниманию несколько речевых клише, которые можно использовать в основной
части сочинения.

Учитель. Как
можно закончить сочинение?

Ученики.

 Итак,
можно убедиться в том, что…;

 В
результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…;

-Таким
образом, можно увидеть, что…;

 Примеры
из текста стали убедительным доказательством того, что…

Учитель. Чтобы предупредить ошибки в ваших работах, проанализируем уже
готовые сочинения.

1. Без
определения действия предмета нельзя обойтись, так как сказуемые лучше помогают
раскрыть образ, дают полное представление о предмете. Иногда встречаются
предложения, в которых на первый взгляд сказуемое отсутствует, но это не так.

Приведем
примеры из текста. В предложении 1сказуемое выражено нулевым глаголом-связкой и
именем существительным «страна». В 10 предложении сказуемое выражено нулевым
глаголом-связкой и местоимением «каждый».
Можно сделать вывод, что сказуемое присутствует почти в каждом предложении. Без
него трудно было бы понять смысл текста.

Ученик. В
данном сочинении отсутствует вступление. Можно было бы начать с предложения: «Я
согласен с тем, что сказуемые очень важны».

2. В
письменной речи часто отсутствует сказуемое. Как же тогда мы понимаем смысл
предложений? Какую роль играет сказуемое в тексте?

Сказуемое
играет  важную роль в нашей речи. Без этого члена предложения порой не возможно
понять смысл высказывания. Например, предложение 15.

Таким
образом, мы видим, что сказуемое – главный член предложения, играющий важную
роль в нашей речи.

Ученик. В
этом сочинении приводится только один пример из исходного текста. Можно было
еще написать о разных видах сказуемого.

V.
Подведение итогов урока.

Учитель.
 
Какие знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся вам при
написании домашнего сочинения?

Ученики.


Мы обобщили знания о сказуемом, его функциях на письме.


Познакомились с видами вступления и заключения.


Научились приводить аргументы, пользуясь исходным текстом.

VI.
Домашнее задание.

1.    
Повторить §14-19.

2.    
Подготовить материал для написания сочинения на лингвистическую
тему «Разные виды сказуемого».

Приложение 1

(1)Россия —
огромная страна со своей уникальной историей и культурой. (2)У каждого
российского города тоже есть своя история, свой архитектурный облик, свои
достопримечательности, выдающиеся люди, которые прославили город. (3)Славу
земли русской создавали Москва и Великий Новгород, Ярославль и Владимир, Муром
и Кострома. (4)Издревле знали: пришедший в Россию с мечом от него и погибнет.

(5)Русь
славилась не только храбростью и отвагой своих людей. (6)Русское зодчество
внесло огромный вклад в великое наследие России. (7)Практически в каждом городе
есть места, которые оставляют след в сознании человека, обогащая его духовно и
эстетически. (8)Немногие города мира могут похвастаться уникальными по своей
природе архитектурными сооружениями. (9)А в русских городах их огромное
количество. (10)Храмы, соборы, монастыри — каждый со своей историей, своей
неповторимой красотой.

(11)Многие
города стали интересными объектами для туризма, отдыха, центрами неповторимых
русских промыслов. (12)Например, говоря о русском самоваре, мы обязательно
представляем Тулу, если речь зашла о пуховом платке, вспоминаем Оренбург. (13)А
сколько восхищений вызывают гжельский фарфор, хохлома, жостовские подносы,
павло-посадские платки! (14)Человек, увидевший всю эту красоту хоть однажды,
навсегда найдет местечко в своем сердце для этих творений рук человеческих.

(15)А
природа… (16)В каждом городе, маленьком или большом, есть свои излюбленные
места с красивыми уголками. (17)Не случайно, надо полагать, красоту нашей
природы в своих произведениях воспевали многие русские писатели и поэты.

(18)Слава
большой страны создаётся каждодневным трудом, историей и культурой малых
русских городов, а значит, нашим с вами трудом и славными делами. (19)Давайте
помнить это, сохраняя и преумножая великое наследие!

                                               
(по материалам Интернета, 234 слова)

Приложение 1

(1)Россия —
огромная страна со своей уникальной историей и культурой. (2)У каждого
российского города тоже есть своя история, свой архитектурный облик, свои
достопримечательности, выдающиеся люди, которые прославили город. (3)Славу
земли русской создавали Москва и Великий Новгород, Ярославль и Владимир, Муром
и Кострома. (4)Издревле знали: пришедший в Россию с мечом от него и погибнет.

(5)Русь
славилась не только храбростью и отвагой своих людей. (6)Русское зодчество
внесло огромный вклад в великое наследие России. (7)Практически в каждом городе
есть места, которые оставляют след в сознании человека, обогащая его духовно и
эстетически. (8)Немногие города мира могут похвастаться уникальными по своей
природе архитектурными сооружениями. (9)А в русских городах их огромное
количество. (10)Храмы, соборы, монастыри — каждый со своей историей, своей
неповторимой красотой.

(11)Многие
города стали интересными объектами для туризма, отдыха, центрами неповторимых
русских промыслов. (12)Например, говоря о русском самоваре, мы обязательно
представляем Тулу, если речь зашла о пуховом платке, вспоминаем Оренбург. (13)А
сколько восхищений вызывают гжельский фарфор, хохлома, жостовские подносы,
павло-посадские платки! (14)Человек, увидевший всю эту красоту хоть однажды,
навсегда найдет местечко в своем сердце для этих творений рук человеческих.

(15)А
природа… (16)В каждом городе, маленьком или большом, есть свои излюбленные
места с красивыми уголками. (17)Не случайно, надо полагать, красоту нашей
природы в своих произведениях воспевали многие русские писатели и поэты.

(18)Слава
большой страны создаётся каждодневным трудом, историей и культурой малых
русских городов, а значит, нашим с вами трудом и славными делами. (19)Давайте
помнить это, сохраняя и преумножая великое наследие!

                                               
(по материалам Интернета, 234 слова)

Приложение 1

(1)Россия —
огромная страна со своей уникальной историей и культурой. (2)У каждого
российского города тоже есть своя история, свой архитектурный облик, свои
достопримечательности, выдающиеся люди, которые прославили город. (3)Славу
земли русской создавали Москва и Великий Новгород, Ярославль и Владимир, Муром
и Кострома. (4)Издревле знали: пришедший в Россию с мечом от него и погибнет.

(5)Русь
славилась не только храбростью и отвагой своих людей. (6)Русское зодчество
внесло огромный вклад в великое наследие России. (7)Практически в каждом городе
есть места, которые оставляют след в сознании человека, обогащая его духовно и
эстетически. (8)Немногие города мира могут похвастаться уникальными по своей
природе архитектурными сооружениями. (9)А в русских городах их огромное
количество. (10)Храмы, соборы, монастыри — каждый со своей историей, своей
неповторимой красотой.

(11)Многие
города стали интересными объектами для туризма, отдыха, центрами неповторимых
русских промыслов. (12)Например, говоря о русском самоваре, мы обязательно
представляем Тулу, если речь зашла о пуховом платке, вспоминаем Оренбург. (13)А
сколько восхищений вызывают гжельский фарфор, хохлома, жостовские подносы,
павло-посадские платки! (14)Человек, увидевший всю эту красоту хоть однажды,
навсегда найдет местечко в своем сердце для этих творений рук человеческих.

(15)А
природа… (16)В каждом городе, маленьком или большом, есть свои излюбленные места
с красивыми уголками. (17)Не случайно, надо полагать, красоту нашей природы в
своих произведениях воспевали многие русские писатели и поэты.

(18)Слава
большой страны создаётся каждодневным трудом, историей и культурой малых
русских городов, а значит, нашим с вами трудом и славными делами. (19)Давайте
помнить это, сохраняя и преумножая великое наследие!

                                               
(по материалам Интернета, 234 слова)

Сочинение! Это слово одинаково пугает и детей, и их родителей. На самом деле такую форму работы мало кто любит из ребят! Описывать ситуации, в которые попадаем каждый день, размышлять над вопросами, придумывать истории — все это вызывает у школьников определенные трудности.

Что же делать, если сочинение заявлено как обязательное задание на экзамене в 9 и 11 классах? Да еще и промежуточная аттестация — итоговое собеседование и итоговое сочинение – предполагают умение учащихся строить развернутое высказывание. Без сомнения, учить!

Если следовать логике обучения, то к 9 классу ученики должны владеть навыками связной речи в письменной и устной форме: уметь составлять тексты описание, повествование, рассуждение. Начинаем данную работу с 5 класса. Уроки русского языка и литературы, а сейчас родного языка (русского) и родной литературы (русской) позволяют сформировать данный навык. Это не только часы, когда мы занимаемся развитием речи! На уроках русского языка этот навык следует формировать и при отработке орфографических и пунктуационных норм, когда ученики должны уметь объяснить орфограмму или пунктограмму, построив связное высказывание на лингвистическую тему. А если в процессе работы ученики работают со связным текстом, то следует не только проговорить «пропущенные буквы и знаки препинания», но и поработать над развитием коммуникативных умений учащихся. Обязательно предложите им следующую работу:

— придумайте заголовок к тексту;

— составьте план;

— перескажите текст (сжато или подробно);

— придумайте начало или продолжение истории (это задание можно предложить в качестве домашней работы);

— ответьте на вопрос по формуле: «Я думаю, что…, так как…»

— отредактируйте деформированный текст («разукрасьте текст»): добавьте, где это необходимо, прилагательные, или эпитеты, или сравнения, или причастные обороты и т.д.

Такая работа, несомненно, даст результаты! Если начинать с 5 класса, когда тексты для работы предлагаются небольшие, то ученики с радостью включаются в данную работу. Дети в этом возрасте раскрепощены, они не боятся ошибаться, придумывают яркие заголовки, иногда, конечно, нелепые и смешные! Быстро и достаточно подробно запоминают текст и легко его пересказывают. Такая работа станет для учеников не только интересной, но и любимой. Ее легко выполнять, они получают хорошие оценки! В 6 и 7 классах тексты усложняются, и в русском языке, и в литературе. Если не вести предварительную работу, а начинать сразу требовать результат, то такая работа вызовет негативные эмоции. Поэтому в 6 и 7 классах продолжаем работу и включаем тексты научного стиля. Например, в учебнике М.М.Разумовской Русский язык 6 класс есть тема «Употребление имен существительных в речи». Ознакомительный материал дан для учащихся в объёме половины страницы. Как можно поработать с этим материалом? Способ первый: прочитать и переходить к выполнению упражнений. Я думаю, торопиться не стоит! Предложенный текст насыщен словами с отвлеченным значением, например, наименование, употребление, выразительность и т.д.; и знакомыми ученикам терминами: имя существительное, слова — синонимы, слова – антонимы, переносное значение. Работа с таким текстом непростая для учеников. Предложите им озаглавить текст, составить план, подобрав для каждого пункта, где необходимо, пример. Запишите примеры на доске и попросите учеников пересказать текст, можно по абзацам, можно весь, это зависит от подготовленности класса. Сделайте данную форму работы постоянной — материал «Употребление имен прилагательных в речи», «Употребление глаголов в речи» и т д представлен на протяжении изучения всех частей речи. Такая работа обогатит словарный запас учащихся, станет первым шагом в подготовке к итоговому собеседованию.

Однако стоит отметить, что сочинение на ОГЭ имеет свои особенности (задания 9.1, 9.2, 9.3). Задание 9.1 ученики выбирают редко: они не всегда правильно понимают предложенную цитату, часто не знают точного определения понятия, поэтому в качестве примеров из текста иногда приводят вместо метафоры эпитет или вообще словосочетание в прямом значении. С этим заданием надо работать долго и целенаправленно, и все равно, на мой взгляд, оно не под силу всем учащимся.

Остановимся на задании 9.3, это сочинение выбирают большинство школьников на ОГЭ. Задание звучит так: «Как Вы понимаете значение слова …? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «..», взяв в качестве тезиса данное Вами определение». На мой взгляд, подготовка к этому заданию начинается с работы над монологическим ответом итогового собеседования. Я ориентирую учащихся на рассуждение, хотя, без сомнения, готовлю и к описанию фотографии, особенно слабых учащихся, и к повествовательному тексту.

Почему же рассуждение? Формула «тезис — аргумент: объяснение + пример – вывод» знакома учащимся с 5 класса. Она не позволит учащимся «сбиться с данного типа речи» в процессе рассказа, а принцип нанизывания аргументов обеспечит 10 предложений без грубых логических ошибок! Все это позволит ученику получить 3 балла за монологический ответ!

В качестве примера приведу несколько вопросов, предлагаемых ученикам на итоговом собеседовании (часть 2, задание — монологический ответ). Вопросы взяты из книги Русский язык. 9 класс. Итоговое собеседование/ Л.И. Мальцева – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2019.

— Что такое успех?

— Какую роль играет книга в жизни человека?

— Что такое патриотизм?

— Почему между отцами и детьми возникают конфликты?

По регламенту экзамена на подготовку к ответу даётся одна минута, написать текст за это время невозможно. Чтобы не сбиться в ответе, рекомендую ученику составить схему: ТЕЗИС – заявлен в вопросе, его не надо переписывать, только ключевое слово. Далее АРГУМЕНТЫ – пишем только ключевые слова, раскрывающие тезис и наталкивающие на пример. Таких фраз надо привести минимум четыре, если каждый аргумент будет состоять из двух предложений.

Например, ответим на вопрос «Почему между отцами и детьми возникают конфликты?» — данный вопрос – тезис.

Аргументы:

  1. Разные интересы. (Я хочу играть в футбол, родители – чтобы я занимался только учебой)
  2. Разные цели (я хочу быть футболистом, родители видят меня юристом)
  3. Разное отношение к моде (мама предпочитает классику, я нет)
  4. Нас интересуют разные книги, фильмы и т д
  5. Родители не понимают серьезности некоторых профессий, например, блогер и т д

Итогом рассуждения может быть мысль, что необходимо прислушиваться друг к другу и идти на компромисс, так как конфликт ведет к ссоре.

Самое трудное в данной работе — ученики не всегда способны записать ключевые слова, им привычнее работать с предложениями. Но на это нет времени! И тогда ребенок начинает паниковать, теряется в ответе и «проигрывает» задание. Поэтому учащихся следует с 5 класса приучать к составлению плана, к «коротким записям», опираясь на которые они смогли бы построить высказывание.

Ориентируя учеников на составление рассуждения на итоговом собеседовании, мы создаем для них своеобразную основу написания сочинения 9.3 на ОГЭ. Посмотрим на задание 9.3 ОГЭ: (задания взяты из книги Русский язык. 9 класс. ОГЭ 2020/ Л.И.Мальцева П.И.Нелин, Н.М.Смеречинская. – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2020.)

— Что такое добро?

— Как вы понимаете значение слова патриотизм?

— Как вы понимаете значение слова забота?

— Как вы понимаете значение слова мечта?

Как видно, сочинение 9.3 ОГЭ похоже на задание монологического ответа итогового собеседования. Для сочинения 9.3 требуется два аргумента: один — из приведенного текста, другой — на основе жизненного опыта. В итоговом собеседовании количество аргументов из жизненного опыта учеников не ограничено, значит, этот навык уже отработан! Остается подобрать второй аргумент – из текста, то есть проанализировать и объяснить нужный эпизод.

Итак, мы выяснили, что принцип построения текста (тезис – аргументы — вывод) одинаковый в испытаниях, которые проходят девятиклассники! И эта знакомая ученикам работа позволяет им поверить в свои силы, не бояться сочинения, успешно справиться с итоговой аттестацией по русскому языку в 9 классе!

  • Примерить платье как пишется
  • Пример присказки в сказке царевна лягушка
  • Пример сказки рассказа о волшебной силе музыки
  • Пример отзыва о рассказе
  • Пример самопожертвования из жизни для сочинения