Наверх
Темы
- Благие последствия развития технологий
- Трагические последствия развития технологий
- Как сохранить гармонию между экологией и техническим прогрессом?
- Почему обществу необходим прогресс?
- Может ли человечество обойтись без научного прогресса?
- Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?
- Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
- Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?
- Плюсы и минусы цивилизации и прогресса
- Влияние научно-технического прогресса на человека
- Влияние научно-технического прогресса на окружающий мир
- Как решить экологические проблемы в современном мире?
- К чему приводят научно-технические катастрофы?
- Духовность и прогресс: возможна ли гармония?
- Как сохранить баланс между прогрессом и заботой об окружающей среде?
Аргументы
- Н.С. Лесков, «Левша». Прогресс делает жизнь людей лучше, увеличивает наше благосостояние и обеспечивает нас всем необходимым для здоровья, материального преуспеяния и комфорта. Так, в Англии, куда уехал тульский мастер вместе с делегацией, у чиновников были возможности предложить умельцу достойные условия для работы. Левше пообещали высокую зарплату, свое жилье и даже супругу, лишь бы он остался. Англичане жили очень обеспеченно, поэтому для них это предложение было в порядке нормы. В их стране техническое развитие было на высоком уровне: у английских мастеров, в отличие от Левши, были микроскопы и другие приспособления для качественного труда. Они не получали побои в случае неудач и не прозябали в нищете, пока царь о них не вспомнит. В России никаких условий для создания прогресса в науке и технике не было, зато запросы правящей элиты к народу были выше, чем в Европе. Почему так сложилось? А потому что в Англии правительство выделяло деньги на развитие прикладных сфер деятельности, а в России никто об этом не думал, пока зависть не подстегнула. Благосостояние этой европейской страны напрямую было связано с тем, как там были расставлены приоритеты. Прогресс поощрялся и финансировался, поэтому уровень жизни рос.
- М.А. Булгаков, «Роковые яйца». Порой поспешное введение новых технологий ведет к ужасным последствиям — настоящим катастрофам. Так случилось и в повести Булгакова. Ученый Персиков создал уникальный луч, который мог форсировать рост клеток и производить живых существ небывалых размеров. Профессору не дали протестировать и изучить свое открытие. Разработку отдали малограмотному и непрофессиональному человеку — председателю колхоза Рокку. Он тут же применил находку, только перепутал куриные яйца со змеиными (и других рептилий). В итоге получились огромные монстры, которые отличались неконтролируемой агрессией и сильной прожорливостью. Они породили хаос, разрушили многие объекты инфраструктуры, убили и ранили многих людей. Это последствие прогресса учит нас быть умнее и осторожнее с новыми технологиями. Без подробного изучения ничего применять не следует.
- В.П. Распутин, «Прощание с Матерой». Гармонию между экологией и техническим прогрессом поможет сохранить здравый смысл, не замутненный политическими и идеологическими иллюзиями. Как мы знаем, сегодня большинство промышленных городов на севере России вымирают: работы мало, климат нездоровый, еда и отопление дорого стоят, развлечений нет. Люди уезжают. А Валентин Распутин описывает те времена, когда ради сегодняшних городов-призраков затапливались целые острова, уничтожались локальные экосистемы. Чтобы построить электростанцию для расширения производства, чиновники решили затопить Матеру и принудительно выселить жителей. А животных, птиц, насекомых, вековые деревья никто не эвакуировал. Они погибли, но ради чего? БАМ ведет в никуда, великая индустриализация уступила место постиндустриализации, и многие предприятия оказались попросту ненужными, забытыми, как и города вокруг них. Если бы люди в ту пору прислушивались к здравому смыслу и планировали наперед, то этих бездумных разрушений удалось бы избежать.
- Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Прогресс позволяет людям совершенствовать орудия труда, что ставит всех нас в равные условия. Если раньше работать честно мог только мужчина, и большинство видов занятости было связано с физической силой, которая есть не у всех, то сегодня технические новшества дают вакансии для женщин, подростков, пенсионеров и лиц с ограниченными возможностями. Все могут содержать себя сами и жить независимо. Такой пример описал Чернышевский. Вера организовала швейную мастерскую, где все работницы получали равные доли от прибыли предприятия. Экономическая окупаемость этого дела стала возможной только благодаря ускорению процессов — замене ручного труда на машинный. Вакансии в мастерской спасали женщин от насилия и домашнего рабства, давали шанс устроиться честно и содержать себя. Вот для чего обществу технический прогресс.
- А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву» и М.А. Булгаков, «Белая гвардия». Самые значительные достижения прогресса находятся в сфере медицины. Все знают о том, как за века истории увеличилась продолжительность человеческой жизни, и все благодаря инновационной медицине. Это можно доказать, сравнив два литературных произведения разных эпох. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» пишет о «срамной болезни», которая в те годы не лечилась. При нем отец хоронит сына, который унаследовал этот недуг и умер в цвете лет от его последствий. Но уже иное отношение к венерическим заболеваниям мы видим в «Белой гвардии» Булгакова. Там сифилис уже не является смертным приговором. Есть шанс вылечить его, и Алексей Турбин как раз специализируется на таких проблемах. Этот пример доказывает, что человечество не может обойтись без научного прогресса, потому что от него зависит, сможем ли мы победить болезни и пережить очередную эпидемию.
- М.А. Булгаков, «Собачье сердце». Тема развития является главной в рассказе «Собачье сердце». Сначала читатель видит научный прогресс — уникальную операцию, превращающую пса Шарика в гражданина Шарикова. Но чем дальше мы читаем, тем больше осознаем, что настоящий прорыв — это обретение человеком человечности, а вовсе не внешние физиологические изменения. Несмотря на старания Филиппа Филипповича, Шариков так и не смог стать полноценной личностью. Он так и остался на уровне пса, выполняющего команды Швондера, лающего на кошек и людей, оставляющего после себя беспорядок и «разруху». Его можно нарядить в костюм, ему можно дать работу и паспорт, можно даже вписать в квартиру, но человеком Шариков не станет никогда, потому что он лишен порядочности, отзывчивости, принципиальности и воспитания. Он не прошел все стадии взросления и формирования, поэтому не может стать полноценным человеком. И Преображенский это понял. Он осознал, что настоящий прогресс — это развитие человечности, которого не достичь даже самой уникальной операцией.
- А.И. Куприн, «Яма». Наиболее значительные достижения прогресса находятся в медицинской сфере, потому что наше здоровье — это главное условие для процветания человеческой цивилизации. В повести «Яма» мы видим этому подтверждение: заражение сифилисом стало причиной гибели нескольких героев. В ту пору в России не все стадии этой болезни были излечимы. Женя хотела отомстить своим мучителям и намеренно стала распространять этот недуг. В публичном доме ей удавалось избегать разоблачения долгое время. Некоторые ее клиенты обнаруживали признаки слишком поздно и даже накладывали на себя руки. И сама она повесилась, ведь никто не смог бы ее вылечить, а смерть от сифилиса ужасно мучительна и унизительна. Но сегодня человечество победило эту болезнь. Она точно диагностируется и поддается лечению. Придуманы и средства, которые препятствуют ее распространению. Все эти открытия являются самыми значительными для людей, ведь спасают им жизнь и здоровье.
- Л.Н. Толстой, «Война и мир». Саморазвитие личности способствует прогрессу всего общества — это доказал Л.Н. Толстой на примере героя Пьера Безухова. Он стал обладателем крупнейшего состояния и мог бы всю жизнь предаваться наслаждениям и праздным утехам. Но Пьер упорно шел к своей цели — познать свое предназначение и принести пользу людям. Он вступил в масонскую ложу, пробовал провести реформы в своих деревнях, спонсировал дружину, когда Наполеон напал на Россию. Все свои деньги он готов был направить на нужное и значимое дело, но вокруг него часто находились обманщики, которые пользовались его неведением и присваивали денежные средства себе. Однако Безухов познал народную мудрость в плену и научился противостоять тем, кто тянул руку в его карман. Герой стал более внимательным к людям и понял их сущность. Только после этого ему удалось направить свои силы и возможности на благо Родины: он вступил в тайное общество и готовил проект по улучшению России. Его саморазвитие способствовало прогрессу всего общества.
- О. Хаксли, «О дивный новый мир». Не секрет, что прогресс имеет и недостатки, и достоинства. Разберем и те, и другие на примере антиутопии «О дивный новый мир». Эра Форда подарила людям множество новых возможностей, которые очень облегчили бы нам жизнь: были побеждены все болезни, старость, войны, конфликты, бедность. Все граждане получали все необходимое для благосостояния. Даже инакомыслящим были предоставлены в распоряжение отдельные острова, где они могли реализовывать свои исключительные способности. Никаких репрессий, никаких гонений, все демократично. В то же время технические достижения искоренили в людях почти все человеческие качества, сделали большинство из них программируемыми биороботами. Не осталось семей, любви, дружбы, искусства, таланта. Примитивные передачи и сома заменили им все духовные искания и эстетические взгляды. В обитателях нового мира не было индивидуальности. Это и есть минусы прогресса.
- А.Р. Беляев, «Человек-амфибия». Прогресс дает людям больше возможностей, но он не в силах исправить человеческую природу, ее нравственную составляющую. Это средство, которое не может заменить цель. Так, многие герои повести Беляева, столкнувшись с научным прорывом, не стали соответствовать ему, а проявили свою истинную сущность: жадность, жестокость, невежество. Зурита хотел поймать Ихтиандра, чтобы заставить его добывать жемчуг. Епископ Хуан де Гарсилассо и вовсе предложил убить Ихтиандра, потому что он «богопротивное создание», а решил за Бога, конечно же, сам епископ, ему виднее. Бальтазар считал спасителя своего сына его палачом, так как ничего не понял. Прогресс подарил многим индийским детям шанс выжить и стать здоровыми (они были найдены в лаборатории Сальватора), но как люди распорядились этими возможностями? В суде доктор Сальватор сказал, что не мог и не хотел «сделать Ихтиандра и «ихтиандров» сделать общим достоянием в стране, где борьба и алчность обращают величайшие открытия в зло, увеличивая сумму человеческого страдания». Таким образом, технические прогресс никак не влияет на личность, ее нравственная сущность остается прежней: кто-то использует достижения во благо, а кто-то — во зло.
- А.П. Чехов, «Крыжовник». В рассказе поднимается проблема экологии. Николай Иванович накопил деньги на заветную усадьбу, но вместо красивой и живописной реки возле дома протекала коричневая жижа цвета кофе. Рядом с имением располагались два завода, с которыми герой непрерывно судился. Если вода в этом месте отравлена, скоро в нем не сможет расти даже кислый крыжовник, который посадил для себя Николай Иванович. Но тогда государство никак не отслеживало вред от производства. Пыль, шум, вредные выбросы, неправильная утилизация отходов — все это ведет к уничтожению окружающей среды. Технический прогресс оказывает негативное влияние на природу, поэтому задача общества — контроль за промышленностью и развитие экологического мышления.
- Б.Л. Васильев, «Не стреляйте в белых лебедей». Человек может решить экологические проблемы, если будет ответственно и сознательно подходить к охране окружающей среды. Это доказывает пример Егора Полушкина. Этого добродушного человека назначили на пост хранителя заповедника, ведь он любил и знал природу, как никто другой в поселке. Егор, в отличие от предшественника, который воровал лес себе на избу и проворачивал другие махинации, смог добиться порядка в лесу. Он выгнал браконьеров, которые валили деревья, повесил таблички с мотивирующими и предостерегающими стихами сына, почистил территорию, привез и подселил лебедей. Даже ночью герой сорвался в лес, услышав взрывы — там глушили рыбу на озере. Его избили, а в больнице он умер от побоев. Но его дело продолжило жизнь, ведь резонансный случай привлек внимание уголовного розыска к браконьерам. Пример Полушкина позволяет сделать вывод о том, что сохранить окружающую среду вполне реально, и методы общеизвестны.
- В.П. Астафьев, «Людочка». Локальная экологическая катастрофа изображена в рассказе «Людочка». Через парк проложили производственную трубу, но не закопали. Над ней потекла горячая речка с пятнами мазута и мыльными разводами. Постепенно люди привыкли бросать туда разный мусор, и река превратилась в смрадный и токсичный источник болезненных паров и миазмов. «Деревья над канавой заболели, сникли, облупились» — настолько вредной оказалась эта кипящая река, по которой плыли бутылки. «горячее месиво из грязи, мазута, мыльной воды» — так автор называет эту жидкость. Вонь создавали и трупы животных, которых местные жители сбрасывали в поток. Последствия этой локальной катастрофы мы видим повсеместно: люди и нравы в этой местности вовсе не здоровые. Некогда процветающий парк выглядел так, будто он пережил бомбежку. Увы, этот город еще долго не сможет восстановиться после такого экологического бедствия, ведь люди продолжали его увеличивать, как ни в чем не бывало.
- А. Жвалевский и Е. Пастернак, «Пока я на краю». В корне не верно противопоставлять прогресс и нравственность, ведь в этом случае мы сравниваем средства и цели — явления не одного порядка. Плохие люди с ложными ценностями будут использовать новые возможности во вред обществу, а те, кто мотивирован истинными ценностями, будут с помощью научных достижений улучшать нашу жизнь. Так, Алла с помощью интернета помогала подросткам справиться с суицидальными наклонностями и вернуться в социум, приняв себя и поняв других. А Яков, напротив, ставил на людях чудовищные эксперименты в сети и доводил многих своих жертв до отчаянного шага в бездну. Он манипулировал ими и использовал в своих целях. Средство одно и то же — Интернет. А цели разные. Не прогресс виноват в том, что Яков — плохой человек, для которого свое «Я» стоит выше всего на свете. Такие люди были и раньше, без всемирной паутины. Поэтому технические возможности никак не влияют на нравственные ориентиры человека, их некорректно противопоставлять.
- А. Платонов, «Песчаная учительница». Прогресс далеко не всегда противостоит окружающей среде. Во многих случаях именно он помогает решить проблемы, возникающие в природе и без вины человека. Например, Мария Нарышкина приехала в пустыню, чтобы преподавать в школе. Но вскоре она убедилась, что местным жителям образование не нужно. Все их время занимала борьба с песком, которую они проигрывали. Тогда героиня решила изменить программу так, чтобы она отвечала потребностям местного населения. На уроки потянулись и взрослые. С помощью знаний, которые Мария нашла и смогла передать людям, крестьяне поняли, как оградить Хошутово от песка. Они построили защитные ограждения, вырастили сосны, увеличили посевы и урожай. Прогресс в лице новых трёхногий и научных открытий помог преобразить окружающий мир и сделать землю плодородной. Это и есть баланс между прогрессом и природой: мы можем защитить окружающую среду и улучшить ее с помощью инноваций.
Èòîãîâîå ñî÷èíåíèå 2021/2022, ïðèìåðû ñî÷èíåíèé ïî íàïðàâëåíèþ Öèâèëèçàöèÿ è òåõíîëîãèè ñïàñåíèå, âûçîâ èëè òðàãåäèÿ?
Ñî÷èíåíèÿ íà äàííóþ òåìó, êàê âàðèàíò ïîäãîòîâêè ê èòîãîâîìó ñî÷èíåíèþ.
Ïðèìåðû ñî÷èíåíèé ïî íàïðàâëåíèþ
Öèâèëèçàöèÿ è òåõíîëîãèè ñïàñåíèå, âûçîâ èëè òðàãåäèÿ?
Ñî÷èíåíèå íà òåìó: Ðîëü èíòåðíåòà â ñîâðåìåííîì îáùåñòâå
Ðîëü èíòåðíåòà â ñîâðåìåííîì îáùåñòâå èãðàåò âàæíóþ ðîëü. Èíòåðíåò çàâèñèìîñòü ÿâëÿåòñÿ îñíîâíîé ïðîáëåìîé ñîâðåìåííîãî îáùåñòâà, òàê êàê èíòåðíåò â ñîâðåìåííîì ìèðå îêàçûâàåò íà ÷åëîâåêà áîëüøîå âëèÿíèå. Òàê áóêâàëüíî ñåìü ëåò íàçàä íàëè÷èå êîìïüþòåðà â ñåìüå áûëî íå îáÿçàòåëüíûì, ñåé÷àñ æå âñå íàîáîðîò íàëè÷èå êîìïüþòåðà è èíòåðíåòà ÿâëÿåòñÿ ñòàíäàðòîì, êîòîðûì íóæíî ïðèäåðæèâàåòñÿ. Áîëüøîå êîëè÷åñòâî èíôîðìàöèè, âûñîêàÿ ñêîðîñòü æèçíåííûõ ïðîöåññîâ è ïîñòîÿííûé ðîñò òðåáîâàíèé, ïðåäúÿâëÿåìûõ ê îáùåìó óðîâíþ çíàíèé, îáÿçûâàåò ÷åëîâåêà ïîñòîÿííî îáðàùàòüñÿ ê íàäåæíûì è âñåîáúåìëþùèì èñòî÷íèêàì èíôîðìàöèè, êîòîðûå ñïîñîáåí ïðåäîñòàâèòü íàì èíòåðíåò. Òàêèì îáðàçîì, Èíòåðíåò ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé áîëüøóþ ýíöèêëîïåäèþ, â êîòîðîé ñîáðàíû çíàíèÿ ìíîãèõ ëþäåé.
Èíòåðíåò ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé èäåàëüíûé èñòî÷íèê äëÿ ïîëó÷åíèÿ èíôîðìàöèè, à òàêæå âåëèêîëåïíûé èíñòðóìåíòîì äëÿ êîììóíèêàöèè è ïîñòðîåíèÿ ñîáñòâåííîãî áèçíåñà. Äðóãèìè ñëîâàìè, èíòåðíåò ïðåäîñòàâëÿåò äëÿ ÷åëîâåêà áîëüøèå âîçìîæíîñòè, êîòîðûå ïðè ïðàâèëüíîì èñïîëüçîâàíèè ìîãóò ïîéòè åìó íà ïîëüçó. Îñíîâíîé æå èäååé èíòåðíåòà ÿâëÿåòñÿ îòêðûòîå ðàñïðîñòðàíåíèå èíôîðìàöèè, à òàêæå óñòàíîâëåíèå ñâÿçåé ìåæäó îòäåëüíûìè ëè÷íîñòÿìè.  ïîñëåäíèå ãîäû îãðîìíóþ ïîïóëÿðíîñòü íàáèðàþò ñîöèàëüíûå ñåòè, ïîçâîëÿþùèå îáùàòüñÿ. Áåçóñëîâíî, îáùåíèå â âèðòóàëüíîì ïðîñòðàíñòâå èìååò êàê ïîëîæèòåëüíûå, òàê è îòðèöàòåëüíûå ñòîðîíû.
Ê ïëþñàì ìîæíî îòíåñòè âîçìîæíîñòü òàê íàçûâàåìîãî áåñêîíòàêòíîãî îáùåíèÿ, äðóãèìè ñëîâàìè èíòåðíåò ïîçâîëÿåò âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ ëþáûì ÷åëîâåêîì, â êàêîé áû òî÷êå çåìëè áû îí íå íàõîäèëñÿ. Âîçìîæíîñòü îòêðûòü äëÿ ñåáÿ ÷òî-íèáóäü íîâîå ïðè îáùåíèè ñ ÷åëîâåêîì èç äðóãîé ñòðàíû, òåì ñàìûì ïðîíèêíóòü â êóëüòóðó äðóãèõ ñòðàí è íàðîäîâ. Îáùåíèå â èíòåðíåòå äàåò ÷åëîâåêó âîçìîæíîñòü ðåàëèçîâàòü ñåáÿ, â ÷åì ëèáî, à òàêæå ïîçâîëÿåò ïîëó÷èòü ëþäÿì ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè ïîëíîöåííîå îáðàçîâàíèå, è íàéòè ðàáîòó.
Ñîâðåìåííûé áèçíåñ î÷åíü àêòèâíî âçàèìîäåéñòâóåò è èñïîëüçóåò âîçìîæíîñòè Èíòåðíåòà.
Îáðàòíîé ñòîðîíîé îáùåíèÿ â ñîöèàëüíûõ ñåòÿõ ÿâëÿåòñÿ âîçíèêíîâåíèå èíòåðíåò çàâèñèìîñòè âñëåäñòâèå íåêîíòðîëèðóåìîãî «ñèäåíèÿ» â ñåòè, ïðè÷åì ïîäâåðãàåòñÿ åé íå òîëüêî ìîëîäåæü, êîòîðàÿ áîëüøóþ ÷àñòü ñâîåãî âðåìåíè ïðîâîäèò íà ñòðàíèöàõ ñîöèàëüíîé ñåòè Facebook, îáùàÿñü ñî ñâîèìè ñâåðñòíèêàìè, íî è âïîëíå âçðîñëûå ëþäè. Èíòåðíåò ëèøàåò ÷åëîâåêà ïîòðåáíîñòè àêòèâíî äóìàòü, à òàêæå ìûñëèòü ëîãè÷åñêè. À âåäü äåéñòâèòåëüíî çà÷åì, åñëè ïðàêòè÷åñêè íà ëþáîé âîïðîñ ìîæíî íàéòè îòâåò â èíòåðíåòå ïîñðåäñòâîì ïîèñêîâîé ñèñòåìû.
Ñî âðåìåíåì ìîæåò ñëó÷èòüñÿ òàê, ÷òî äåòè áóäóò ñïðàøèâàòü ó ïîèñêîâîé ñèñòåìû «Ñêîëüêî áóäåò äâàæäû äâà?», âìåñòî òîãî, ÷òîáû ïîäóìàòü èëè æå ñàìîìó ïîñ÷èòàòü. Ïîäâîäÿ èòîã ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî èíòåðíåò â æèçíè ñîâðåìåííîãî ÷åëîâåêà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé èíñòðóìåíò, ïîìîãàþùèé â ðàáîòå, îáùåíèè è îòäûõå.
Ïðè ïîìîùè èíòåðíåòà ìîæíî ñîâåðøàòü ïîêóïêè, îáùàòüñÿ ñ áëèçêèìè ëþäüìè, à òàêæå ñ òåìè, êòî íàõîäèòñÿ çà òûñÿ÷è êèëîìåòðîâ îò âàñ, áûòü â êóðñå ñàìûõ ïîñëåäíèõ íîâîñòåé è ñîáûòèé â ñòðàíå è ìèðå. Íî ñàìîå âàæíîå ýòî ÷åòêî ïîíèìàòü è ðàçäåëÿòü âèðòóàëüíóþ æèçíü è ðåàëüíóþ. À òàêæå íàäî ïîìíèòü î òîì, ÷òî îáùåíèå â èíòåðíåòå íèêîãäà íå çàìåíèò æèâîå îáùåíèå.
Ñî÷èíåíèå íà òåìó: Êîãäà òåõíè÷åñêèé ïðîãðåññ ìîæåò ñòàòü òðàãåäèåé äëÿ ÷åëîâå÷åñòâà?
Ìèð ðàçâèâàåòñÿ âñå áîëåå ñòðåìèòåëüíî. Ïî ýêñïîíåíòå, êàê áû ñêàçàëè ìàòåìàòèêè. Äåéñòâèòåëüíî, ìîãëè áû ìû ïðåäñòàâèòü ñåáå ñåãîäíÿøíþþ æèçíü áåç èíòåðíåòà è ðàçíûõ ìîáèëüíûõ óñòðîéñòâ? À íîóòáóêè, àâòîìîáèëè, áûòîâàÿ òåõíèêà è ïðî÷èå ïðèÿòíûå ìåëî÷è, êîòîðûå ìû êàê áû óæå è íå çàìå÷àåì, ñ÷èòàÿ ýòè âñå ïðåëåñòè ïðèâû÷íûìè è ñàìî ñîáîé ðàçóìåþùèìèñÿ? È ñ÷èòàåì, ÷òî äàëüøå âñå áóäåò òîëüêî ëó÷øå. È åùå ëåò ÷åðåç 10-20 íàó÷íî-òåõíè÷åñêèé ïðîãðåññ ïðèíåñåò íàì òàêèå äîñòèæåíèÿ, î êîòîðûõ ìû ñåé÷àñ ìîæåì òîëüêî ìå÷òàòü. Ñâåðõóìíûå ðîáîòû, íîâàÿ ìåäèöèíà, ïîçâîëÿþùàÿ äèàãíîñòèðîâàòü è ëå÷èòü ñàìûå ñòðàøíûå çàáîëåâàíèÿ, áèîòåõíîëîãèè, êîòîðûå ðåøàò âñå ïðîäîâîëüñòâåííûå ïðîáëåìû, êàðäèíàëüíîå óëó÷øåíèå ýêîëîãèè è ìíîãî ÷åãî åùå. Íî àáñîëþòíîå ëè ýòî áëàãî âñå?
Òà æå ìàòåìàòèêà ïðåäóïðåæäàåò: â ýâîëþöèè ñëîæíûõ ñèñòåì, ê êîòîðûì, íåñîìíåííî, îòíîñèòñÿ ÷åëîâå÷åñêàÿ öèâèëèçàöèÿ, îáÿçàòåëüíî îáðàçóþòñÿ òàê íàçûâàåìûå «òî÷êè áèôóðêàöèè», ïîñëå ïðîõîæäåíèÿ êîòîðûõ, ðàçâèòèå èçó÷àåìîé ñèñòåìû, â äàííîì ñëó÷àå íàøåé öèâèëèçàöèè, êàðäèíàëüíî ìåíÿåò ñâîå íàïðàâëåíèå.
Ðàçóìååòñÿ, íèêàêèõ ìàòåìàòè÷åñêèõ ìîäåëåé, áîëåå-ìåíåå àäåêâàòíî îïèñûâàþùèõ ðàçâèòèå íàøåãî ñîöèóìà, íå ñóùåñòâóåò. Íî ôàêò îñòàåòñÿ ôàêòîì. Ïîýòîìó ó÷åíûå ïðåäóïðåæäàþò, ê ÷åìó ìîæåò ïðèâåñòè ðàçâèòèå òåõíîëîãè÷åñêîãî ïðîãðåññà è êàê ýòî ìîæåò ïîâëèÿòü íà áóäóùåå ÷åëîâå÷åñòâà. Ïåðå÷èñëèì òîëüêî íåêîòîðûå èç ýòèõ ïðåäîñòåðåæåíèé è ïîñòàðàåìñÿ ñäåëàòü íåêîòîðûå âûâîäû. Êîòîðûå, âîçìîæíî, áóäóò íå ñîâñåì ïðèÿòíûìè.
Èç ñêàçàííîãî âûøå ñòàíîâèòñÿ ïîíÿòíî, ÷òî ðàçâèòèå íàó÷íî-òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà äîëæíî ñî÷åòàòüñÿ ñ ðàçâèòèåì îáùåñòâåííîãî ñîçíàíèÿ, ïðè÷åì, â îáùåìèðîâîì ìàñøòàáå. À ñ ýòèì — áîëüøèå ïðîáëåìû. ×åëîâå÷åñòâî î÷åíü ðàçíîðîäíî è ñ ýòèì ïîäåëàòü íè÷åãî íåëüçÿ. Ýêîíîìèêà è ñâÿçàííûå ñ íåé íàó÷íî-òåõíè÷åñêèå ðåøåíèÿ ðàçâèâàþòñÿ ïî ñâîèì ïðàâèëàì, à îáùåñòâî — ïî ñâîèì. È ðàçâèòèå ñîöèóìà íå ïðîñòî òðàãè÷åñêè îòñòàåò îò ðàçâèòèÿ íàóêè è òåõíèêè. Çà÷àñòóþ îíè äâèæóòñÿ â ðàçíûõ íàïðàâëåíèÿõ. Íàóêà è òåõíèêà — âñåãäà âïåðåä è ââåðõ. À ñîöèóì áðîñàåò èç «îãíÿ äà â ïîëûìÿ».
Äåéñòâèòåëüíî, ñîöèóì ñ óäîâîëüñòâèåì ïîòðåáëÿåò âñå ïðåäîñòàâëÿåìûå åìó ïðåëåñòè. Íî â èíòåëëåêòóàëüíîì ïëàíå çà÷àñòóþ äåãðàäèðóåò. Çà÷åì ÷åãî-òî èçó÷àòü, êîãäà åñòü èíòåðíåò. Çà÷åì î ÷åì-òî äóìàòü, êîãäà åñòü ÑÌÈ, êîòîðûå âñå íàì ðàññêàçûâàþò. È çàáîòèòüñÿ íàäî òîëüêî î ñåáå — íà âñå îñòàëüíîå ãîñóäàðñòâî åñòü.
Íàäî ïîíèìàòü, ÷òî ãîâîðÿ î äåãðàäàöèè, ìû íå èìååì â âèäó òó, îòíîñèòåëüíî íåáîëüøóþ, ïðîñëîéêó èíòåëëåêòóàëîâ, êîòîðàÿ ñîçäàåò è íîâóþ íàóêó, è íîâóþ òåõíèêó, è íîâóþ êóëüòóðó. À âîò áåçîòâåòñòâåííûå ïîëèòèêè, ÷üè äåéñòâèÿ ìîòèâèðîâàíû îäíîé öåëüþ — ïðèõîäîì ê âëàñòè è åå óäåðæàíèåì, àïåëëèðóþò ê îñíîâíîé ìàññå ýëåêòîðàòà (ýòî ïðîáëåìà äåìîêðàòèè, î ÷åì ìíîãî ïèøåò Þëèÿ Ëàòûíèíà). È ýòà ìàññà — òèïè÷íîå «îáùåñòâî ïîòðåáëåíèÿ», íå ïîíèìàþùåå âñþ ñëîæíîñòü ïðîáëåì, ñòîÿùèõ ïåðåä ñîâðåìåííîé öèâèëèçàöèåé è â êàêîé-òî ìîìåíò ñïîñîáíîé ïðåäïðèíÿòü ñîâåðøåííî íåàäåêâàòíûå äåéñòâèÿ. Åñëè ïðèâû÷íûé «êóñîê õëåáà» ñòàíåò èì íåäîñòóïåí.
Áåäà âñÿ â òîì, ÷òî ñ ðàçâèòèåì íàóêè è òåõíèêè, ñ ïîÿâëåíèåì âñå áîëåå ñëîæíûõ òåõíè÷åñêèõ óñòðîéñòâ è íåîáõîäèìûõ äëÿ èõ ðàáîòû àâòîìàòèçèðîâàííûõ ñèñòåì óïðàâëåíèÿ, ñîâðåìåííàÿ öèâèëèçàöèÿ ïîäâåðãàåòñÿ âñå áîëüøèì ðèñêàì. Îò íåïðåäñêàçóåìûõ äåéñòâèé îòäåëüíûõ ëþäåé è öåëûõ ñòðàí, äî ïðèðîäíûõ êàòàêëèçìîâ, èçáåæàòü êîòîðûõ ìû íå ìîæåì.
Ñî÷èíåíèå íà òåìó: Ñîâðåìåííûå òåõíîëîãèè è èõ ðîëü â æèçíè ÷åëîâåêà
Ïåðåõîä îò ðó÷íîãî òðóäà ê ìåõàíèçèðîâàííîìó îòêðûë äîðîãó â ñòîðîíó àâòîìàòèçàöèè è ðîáîòèçàöèè. Îò ýëåêòðèêè ê ýëåêòðîíèêå, à îò íå¸ ê êîìïüþòåðíûì íàóêàì è èíôîðìàöèîííûì òåõíîëîãèÿì. Íà ýòîì ýòàïå ÷åëîâå÷åñòâî íàõîäèòñÿ ñåé÷àñ. Ñ ïðèõîäîì ïðîìûøëåííûõ ðîáîòîâ, ìàøèííîãî îáó÷åíèÿ, èñêóññòâåííîãî èíòåëëåêòà è îáëà÷íûõ ñåðâèñîâ ÷åëîâåê ãîòîâ ïîðó÷èòü ïðîèçâîäñòâî ìàøèíàì, à ñåáå îñòàâèòü óïðàâëåíèå.
Ïîÿâèëîñü ïîíÿòèå Èíòåðíåòà âåùåé: óñòðîéñòâà è ñèñòåìû, êîòîðûå èñïîëüçóþòñÿ â ïðîìûøëåííîñòè, áûòîâîé ñôåðå, îáùåñòâåííîé æèçíè è íà ãëîáàëüíîì óðîâíå, îáùàþòñÿ ìåæäó ñîáîé ÷åðåç èíòåðíåò. Áîëåå òîãî, îíè êîððåêòèðóþò ñâîþ ðàáîòó â ñîîòâåòñòâèè ñ èçìåíåíèÿìè âíåøíèõ è âíóòðåííèõ óñëîâèé.
Âîò íåñêîëüêî ïðèìåðîâ òîãî, êàê òåõíîëîãèè èçìåíèëè è ïðîäîëæàþò ìåíÿòü æèçíü ÷åëîâåêà:
Ðîáîòû è àâòîìàòè÷åñêèå ñèñòåìû ó÷àò íàñ. Îíè íå çàáûâàþò èíôîðìàöèþ, ëåãêî å¸ íàõîäÿò, îïåðèðóþò, à òàêæå ïîäñòðàèâàþòñÿ ïîä èíäèâèäóàëüíîñòü ó÷åíèêîâ.
Ìû îáùàåìñÿ ïî-íîâîìó. Áîëüøàÿ ÷àñòü îáùåíèÿ ñîâðåìåííîãî ÷åëîâåêà ïðîõîäèò â èíòåðíåòå. Åùå 20 ëåò íàçàä òàêîå áûëî ñëîæíî ïðåäñòàâèòü. Îòáåðè ó ÷åëîâåêà èíòåðíåò, è åìó ñòàíåò â ðàçû ñëîæíåå ñâÿçûâàòüñÿ ñ äðóçüÿìè, ïëàíèðîâàòü âûõîä èç äîìà, îïëà÷èâàòü ïîêóïêè, îðèåíòèðîâàòüñÿ â ãîðîäå è ò.ï.
Ìû ïîëó÷èëè íîâûå ïðèâû÷êè è çàâèñèìîñòè. Îäîáðåíèå çíàêîìûõ è íåçíàêîìûõ ëþäåé, æåëàíèå è âîçìîæíîñòü ïîêàçàòü èëè óâèäåòü ñåáÿ â ëó÷øåì ñâåòå, ñïîñîáíîñòü àíîíèìíî âûñêàçûâàòü ïî ëþáîìó ïîâîäó ýòè îñîáåííîñòè ñîâðåìåííîãî îáùåíèÿ ðàñêðûâàþò êàê ëó÷øèå, òàê è õóäøèå ñòîðîíû õàðàêòåðà, à èíîãäà ñòàíîâÿòñÿ ïñèõîëîãè÷åñêèìè ïðîáëåìàìè.
Ìû ëó÷øå ñåáÿ çíàåì. Äàò÷èêè, ñåíñîðû, îáðàáîòêà áîëüøèõ äàííûõ â ìåäèöèíñêèõ öåíòðàõ, êîìïàêòíûå òðåêåðû áèîëîãè÷åñêèõ äàííûõ âñå ýòî ðàçðàáîòàíî â ïîìîùü òåì, êòî õî÷åò áûòü çäîðîâûì. Ãîâîðèòü îá óâåëè÷åíèè ïðîäîëæèòåëüíîñòè ïîä âëèÿíèåì ýòîãî ôàêòîðà ñëîæíî è ðàíî. Íî ïðè ðàçóìíîì ïîäõîäå ëþáîå èçîáðåòåíèå ïðèíîñèò ïîëüçó.
Ìû ñòàíîâèìñÿ ìåíåå êðèòè÷íûìè. Ýòî ìîæåò ïîêàçàòüñÿ íåãàòèâíûì ïîñëåäñòâèåì, íî ðàçâèòèå ñèòóàöèè ëîãè÷íî. Âåäü ÷åëîâåê èçîáðåòàåò òî, ÷òî îáëåã÷àåò åãî æèçíü, äåëàåò å¸ ïðèÿòíåå. Ïîýòîìó è ôèçè÷åñêèõ, è óìñòâåííûõ âûçîâîâ ñòàíîâèòñÿ ìåíüøå.
Íàóêà â XXI âåêå ðàçâèâàåòñÿ ñåìèìèëüíûìè øàãàìè, ÷òî â áîëüøåé ÷àñòè îáóñëîâëåíî ïîÿâëåíèåì íàó÷íîãî ìûøëåíèÿ. Ïîä íèì ïîíèìàþò ñïîñîá ðàöèîíàëüíîãî âîñïðèÿòèÿ ìèðà, êîòîðûé îñíîâàí íà ñêåïòèöèçìå, íàáëþäåíèÿõ è ýêñïåðèìåíòàõ, òî åñòü íà ïðîâåðêå ñïðàâåäëèâîñòè óïðàâëÿþùèõ çàêîíîâ ïðèðîäû.
Ýòîò òèï ìûøëåíèÿ îòëè÷àåòñÿ îò ðåëèãèîçíûõ è ìèôîëîãè÷åñêèõ ìåòîäîâ ïîçíàíèÿ ìèðà. Åãî èäåÿ çàêëþ÷àåòñÿ â îáúåêòèâíîñòè ñóæäåíèé è â ìàêñèìàëüíîì óìåíüøåíèè ðîëè ñóáúåêòèâíîãî ïðè ïîëó÷åíèè çíàíèé.
Íàó÷íîå ìûøëåíèå, êàê ìåòîä ïîçíàíèÿ îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè, áûë âïåðâûå ïðåäëîæåí ôèëîñîôîì è ïèñàòåëåì Ôðåíñèñîì Áýêîíîì â íà÷àëå XVII âåêà è ïîëó÷èë ñâîå ðàçâèòèå óæå â íàøè äíè ñ áóðíûì ðàçâèòèåì íàóêîåìêèõ òåõíîëîãèé. Ýòîò ìåòîä ïðåäîñòàâèë ÷åëîâå÷åñòâó îðóæèå äëÿ ïîçíàíèÿ, ðàâíûõ êîòîðîìó íå áûëî â ïðåäûäóùèå èñòîðè÷åñêèå ýïîõè.
Ïîäîáíûé òèï ìûøëåíèÿ îêàçûâàåò ñèëüíîå âëèÿíèå íà ðàçâèòèå ñïîñîáíîñòè ê èññëåäîâàíèþ ó ñîâðåìåííîãî ÷åëîâåêà, êîòîðûé íåïîñðåäñòâåííî íå çàíèìàåòñÿ íàóêîé.
Ñî÷èíåíèå íà òåìó: Êàê èçìåíèëñÿ ÷åëîâåê áëàãîäàðÿ òåõíè÷åñêîìó ïðîãðåññó?
Òåõíè÷åñêèé ïðîãðåññ âñåãäà äâèãàë ðàçâèòèå ÷åëîâå÷åñòâà. ÎÍ äàâàë âîçìîæíîñòü åù¸ â øåñòíàäöàòîì âåêå ïîìåíÿòü òÿæ¸ëûé ôèçè÷åñêèé òðóä íà ðàáîòó ìàøèí. Ñ òåõ äàë¸êèõ âðåì¸í ó ÷åëîâåêà áûëî íåîäíîçíà÷íîå îòíîøåíèå ê òåõíè÷åñêîìó ïðîãðåññó. Ñ îäíîé ñòîðîíû îí óëó÷øàë æèçíü ëþäåé, äåëàë å¸ êîìôîðòíåé, ñ äðóãîé ëþäè ëèøàëèñü ëþáîé ðàáîòû, êðûøè íàä ãîëîâîé, ãîëîäàëè è óìèðàëè. Íåîáõîäèìî ñêàçàòü, ÷òî íåðàçóìíîå îòíîøåíèå ê áëàãàì, êîòîðûå äà¸ò ïðîãðåññ, äåëàåò æèçíü ëþäåé è â íàøè äíè î÷åíü ñëîæíîé, ïðèâîäèò ê êîíôëèêòàì è âîéíàì. Òàêæå è ñàì ÷åëîâåê çíà÷èòåëüíî èçìåíèëñÿ ñ ðàçâèòèåì íàóêè è òåõíèêè.
Íà÷èíàÿ ñ äåâÿòíàäöàòîãî âåêà, òðóä ìàøèí ïî÷òè öåëèêîì çàâîåâàë îáëàñòè ïðîìûøëåííîñòè è ñåëüñêîãî õîçÿéñòâà. Ïîýòîìó ëþäè ëèøèëèñü ìíîãî èç òîãî, ÷òî óìåëè ðàíüøå.  íàøå âðåìÿ ìàëî ïî÷òè íèêòî íå èñïîëüçóåò ëîøàäü è ïëóã äëÿ îáðàáîòêè çåìëè, äëÿ ýòîãî åñòü òðàêòîð, äëÿ ñáîðà óðîæàÿ êîìáàéí. Òàêæå â ýòîé îáëàñòè ïðèìåíÿþòñÿ äðóãèå ñåëüñêîõîçÿéñòâåííûå ìàøèíû. Îñîáîãî ðàçâèòèÿ äîñòèãëî ìåõàíèçàöèÿ ïðîöåññà ïðîèçâîäñòâà ïðîäóêòîâ. Õëåáîçàâîäû, ìÿñîêîìáèíàòû, êîíñåðâíûå è èíûå çàâîäû âñå ïðîäóêòû ïðîèçâîäÿòñÿ èç âûðàùåííîãî ñûðüÿ íå âðó÷íóþ, à èñêëþ÷èòåëüíî ñ ïîìîùüþ òåõíèêè. Äëÿ óïðàâëåíèÿ ýòèì ïðîöåññîì ðàáî÷èå äîëæíû îáëàäàòü ìíîãèìè òåõíè÷åñêèìè íàâûêàìè è íåîáõîäèìûìè çíàíèÿìè. Ñëåäîâàòåëüíî, ïîäíèìàåòñÿ îáðàçîâàòåëüíûé óðîâåíü ÷åëîâåêà. Ëþäè, çàíÿòûå â ïðîìûøëåííîñòè òàêæå â îñíîâíîì ðàáîòàþò ñ ðàçëè÷íûìè ìåõàíèçìàìè. Îñîáîãî æå óðîâíÿ äîñòèãëî ðàçâèòèå êîñìè÷åñêîé ïðîìûøëåííîñòè, ïðîèçâîäñòâî ñîâðåìåííîé âîåííîé òåõíèêè è âûñîêîòî÷íîãî îðóæèÿ. Äëÿ ýòîãî íóæíû äîñòèæåíèÿ â îáëàñòè êîñìîñà, ðàçâèòèå èíòåðíåòà è äðóãèõ ëèíèé ñâÿçè. Áåç íèõ íåâîçìîæåí ðÿä íîâåéøèõ äîñòèæåíèé â ýòèõ îáëàñòÿõ. Ñàìîå âàæíîå çíà÷åíèå èìåþ äîñòèæåíèÿ â ðàçâèòèè ïðîãðåññà, ñâÿçàííûå ñ ìåäèöèíîé. Èçëå÷åíèå ðàçëè÷íûõ çàáîëåâàíèé ñâÿçàíî ñ ðàííåé äèàãíîñòèêîé, ïðîèçâîäñòâî ëåêàðñòâ, âàêöèíû äëÿ îñòàíîâêè ýïèäåìèé âñ¸ ýòî ìîæåò äàòü ñîâðåìåííîå òî÷íîå îáîðóäîâàíèå. Ñëåäîâàòåëüíî, äëÿ ÷åëîâåêà ïðîñòî íåîáõîäèìî ðàçâèòèå òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà â ìåäèöèíå.
Òàêèì îáðàçîì, òåõíè÷åñêèé ïðîãðåññ ñ îäíîé ñòîðîíû ñäåëàë ÷åëîâåêà ìîãóùåñòâåííûì, ñèëüíûì, ñïîñîáíûì áîðîòüñÿ ñ ìíîãèìè áîëåçíûìè è èññëåäîâàòü êîñìè÷åñêèå ïðîñòîðû. Ñ äðóãîé ëþäè ñòàëè ìåíåå âûíîñëèâûìè, ñïîñîáíûìè ïðîèçâîäèòü ïðîñòåéøèå ïðîöåññû ñâîèìè ðóêàìè, à ýòî âåä¸ò ê ñëàáîñòè è ïîñòåïåííîìó âûìèðàíèþ.
Èòîãîâîå ñî÷èíåíèå 2021/2022 |
Ñî÷èíåíèÿ ïî òåìàòè÷åñêèì íàïðàâëåíèÿì |
×åëîâåê ïóòåøåñòâóþùèé: äîðîãà â æèçíè ÷åëîâåêà |
Öèâèëèçàöèÿ è òåõíîëîãèè ñïàñåíèå, âûçîâ èëè òðàãåäèÿ? |
Ïðåñòóïëåíèå è Íàêàçàíèå âå÷íàÿ òåìà |
Êíèãà (ìóçûêà, ñïåêòàêëü, ôèëüì) ïðî ìåíÿ |
Êîìó íà Ðóñè æèòü õîðîøî? âîïðîñ ãðàæäàíèíà |
Àðãóìåíòû äëÿ èòîãîâîãî ñî÷èíåíèÿ |
×òî òàêîå òåõíè÷åñêèé ïðîãðåññ?
Êàê ðàçâèòèå òåõíîëîãèé âëèÿåò íà îáùåñòâî?Ê. Áóëû÷åâ â ïîâåñòè «Ïðèêëþ÷åíèÿ Àëèñû» ðàññêàçûâàåò î ôàíòàñòè÷åñêîì ìèðå íàó÷íîãî ïðîãðåññà. Çäåñü ëþäè çàïðîñòî ëåòàþò â êîñìîñ è ïóòåøåñòâóþò ïî ðàçíûì ïëàíåòàì. Àëèñà è åå îòåö ïîëåòåëè â êîñìè÷åñêóþ ýêñïåäèöèþ, ÷òîáû ïðèâåçòè æèâîòíûõ ñ ðàçíûõ ïëàíåò. Îíè çàíèìàþòñÿ áëàãèìè äåëàìè, èñïîëüçóÿ íîâûå çíàíèÿ. Áëàãîäàðÿ ïðîãðåññó ãåðîè ìîãóò îõðàíÿòü ðåäêèõ æèâîòíûõ â ëþáîé òî÷êå ãàëàêòèêè. Îäíàêî íàó÷íûå çíàíèÿ ñòàíîâÿòñÿ íå òîëüêî äîñòîÿíèåì êàæäîãî, íî è ïðè÷èíîé ïðåñòóïëåíèé. Íàïðèìåð, êîñìè÷åñêèå ïèðàòû îõîòÿòñÿ çà ôîðìóëîé àáñîëþòíîãî òîïëèâà è èñïîëüçóþò íîâûå äîñòèæåíèÿ öèâèëèçàöèè äëÿ íåçàêîííîãî îáîãàùåíèÿ. Òàêèì îáðàçîì, íàóêà ìîæåò ïîäàðèòü ÷åëîâå÷åñòâó øèðîêèå âîçìîæíîñòè, åñëè îòíîñèòüñÿ ê îòêðûòèÿì îáäóìàííî è áåðåæíî, íî îíà æå äàåò íîâîå îðóæèå òåì, êòî íàñòðîåí àãðåññèâíî è âðàæäåáíî. Òåõíîëîãèè äàþò âîçìîæíîñòè, íî êàê èõ èñïîëüçîâàòü, ðåøàåò òîëüêî ñàì ÷åëîâåê, è â ýòîì ñìûñëå îíè íèêàê íå âëèÿþò íà íàøó èñòèííóþ ïðèðîäó. Âåðíî ëè, ÷òî íàóêà âñåñèëüíà?Íàóêà íå âñåñèëüíà è íåëüçÿ ñ åå ïîìîùüþ ñäåëàòü âñå, ÷òî óãîäíî, ïðåçðåâ çàêîíû ïðèðîäû. Îá ýòîì ãîâîðèò Ì. À. Áóëãàêîâ â ïîâåñòè «Ñîáà÷üå ñåðäöå». Øàðèêîâ, êîòîðîãî èçâåñòíûé ó÷åíûé ñäåëàë èç ñîáàêè, íàñòîÿùèì ÷åëîâåêîì âñå ðàâíî íå ñòàíîâèòñÿ è ïðîäîëæàåò áðîñàòüñÿ íà êîøåê. Íåñìîòðÿ íà ñòàðàíèÿ ïðîôåññîðà Ïðåîáðàæåíñêîãî, ýêñïåðèìåíò îêàçàëñÿ íåóäà÷íûì, è ïðèøëîñü âñå âåðíóòü îáðàòíî. Êðîìå òåìû íàóêè, çäåñü ïðîâîäèòñÿ àíàëîãèÿ ñ òîëüêî ÷òî ïîÿâèâøèìñÿ ñîâåòñêèì ãîñóäàðñòâîì, ó êîòîðîãî áûë ñõîæèé ïîäõîä: óáðàòü âñå è ïåðåäåëàòü ïî ñâîåìó óñìîòðåíèþ. È ýòî òàêæå íå ïðèíåñëî ðåçóëüòàòà. Íàóêà ìîæåò îøèáèòüñÿ, íî âàæíî ïðèçíàòü ñâîè îøèáêè âîâðåìÿ, êàê è ñäåëàë ãåðîé. Âñåãäà ëè ëþäè ïîíèìàþò è ïðèíèìàþò ïðîãðåññ?Ê ñîæàëåíèþ, ëèëè î÷åíü êîíñåðâàòèâíû è íå âñåãäà ìîãóò ïîíÿòü è ïðèíÿòü ïðîãðåññ. Íàïðèìåð, äîêòîð Ñàëüâàòîð èç ïîâåñòè À. Ð. Áåëÿåâà «×åëîâåê-àìôèáèÿ» ñïàñ ÷åëîâåêà, îáîãàòèë åãî óíèêàëüíûìè ñïîñîáíîñòÿìè, íî îò îáùåñòâà ïîëó÷èë ëèøü îñóæäåíèå è íåïîíèìàíèå çà ñâîé ïîäâèã. Äîêòîð ïûòàëñÿ âûâåñòè æèâûõ ñóùåñòâ, ïðèñïîñîáëåííûõ ê ëþáûì óñëîâèÿì. Îí ïåðåñàäèë æàáðû áîëüíîìó ìàëü÷èêó Èõòèàíäðó, è òîò ñòàë ÷åëîâåêîì-àìôèáèåé, êîòîðûé ìîã æèòü â âîäå è íà ñóøå. Îêðóæàþùèå íå ìîãëè ïîíÿòü ãóìàíèòàðíûõ ñòðåìëåíèé äîêòîðà. Ïåäðî Çóðèòà õîòåë ïîéìàòü Èõòèàíäðà è çàñòàâèòü äîñòàâàòü ñî äíà æåì÷óã. Åãî íå áåñïîêîÿò íèêàêèå íàó÷íûå ïðîðûâû, ãëàâíîå íàæèâà, ïðèáûëü, êîòîðóþ ìîæåò ïðèíåñòè Èõòèàíäð. Êîíåö èñòîðèè ïå÷àëåí: äîêòîð Ñàëüâàòîð â òþðüìå, à Èõòèàíäð â èçãíàíèè. Ó÷¸íûå ìîãóò áûòü íå ïîíÿòû è íå ïðèíÿòû îáùåñòâîì, íåñìîòðÿ íà âûñîêèå öåëè èõ èññëåäîâàíèé. Ïîä÷àñ ëþäè ïîïðîñòó îêàçûâàþòñÿ íåãîòîâûìè ê íàó÷íûì ïðîðûâàì. Ìîæåò ëè íàó÷íûé ïðîãðåññ ïðèâåñòè ê êàòàñòðîôå?Ì.À. Áóëãàêîâ, «Ðîêîâûå ÿéöà». Ðåçóëüòàòû íàó÷íûõ îòêðûòèé ìîãóò áûòü íåïðåäñêàçóåìû è äàæå îïàñíû. Îá ýòîì ðàññêàçûâàåò Ì. À. Áóëãàêîâ â ïîâåñòè «Ðîêîâûå ÿéöà». Ïðîôåññîð Ïåðñèêîâ ïðèäóìàë ëó÷, êîòîðûé ïðîâîöèðîâàë áóðíûé ðîñò, íî ïîâûøàë àãðåññèþ æèâûõ ñóùåñòâ. Ïðîâåñòè êà÷åñòâåííûå èññëåäîâàíèÿ åìó íå äàëè, èçîáðåòåíèå ïîïàëî â ðóêè çàâåäóþùåãî ñîâõîçà Ðîêêà. Îí ðåøèë âûâåñòè óñòîé÷èâûõ ê áîëåçíÿì öûïëÿò ñ ïîìîùüþ îñîáîãî ëó÷à, íå çàäóìûâàÿñü î ïîñëåäñòâèÿõ. Åù¸ è êóðèíûå ÿéöà ïåðåïóòàëè ñî çìåèíûìè. È âûâåëèñü íå ñâèðåïûå öûïëÿòà, à àíàêîíäû è äðóãèå ðåïòèëèè. Òîëüêî ê çèìå ýòèõ ñóùåñòâ ïîáåäèëè, è òî áëàãîäàðÿ ìîðîçó. Ôàíòàñòè÷åñêàÿ èñòîðèÿ ïîêàçûâàåò, ÷òî íàóêà òðåáóåò òùàòåëüíîãî è àêêóðàòíîãî îòíîøåíèÿ, ñ ïðèìåíåíèåì îòêðûòèé íåëüçÿ òîðîïèòüñÿ, èíà÷å ìîæåò ïðîèçîéòè êàòàñòðîôà. |
Сочинения по направлению Цивилизация и технологии
Варианты сочинений для подготовки к итоговому сочинению
Сочинение на тему: Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
Современный человек больше не представляет себя без интернета, соцсетей, бытовой техники и других благ цивилизации. У большинства людей жизнь достаточно комфортная и спокойная. Поэтому у нас есть время и возможность порассуждать, как на поколение влияют эти технические открытия? Куда они ведут? Этот вопрос часто поднимают современные писатели.
Роман В. Пелевина «Искусство легких касаний» делится на три части. Одна из них, одноименная заглавию книги, имитирует литературный журнал, где печатается рецензия одного либерального автора на произведение эксцентричного историка Константина Голгофского. По мнению Голгофского, существуют определенные кодовые слова, с помощью которых можно изменить мировоззрение целых народов и ход истории. Автор книги рассказывает о том, как русские хакеры через «Твиттер» распространяют в США толерантность, доходящую до абсурда. Голгофский отрицательно высказывается о толерантности в принципе, а автор рецензии – об историке. Произведение В. Пелевина превращается в сплошную постиронию и гротеск. И если позицию писателя выявить достаточно сложно (скорее всего, его веселят обе крайности), то понятно одно – такое современное изобретение, как социальные сети, влияет на общественное мнение. Из соцсетей человек получает информацию, а также интерпретацию этого события. Политические и общественные силы борются за влияние на людей как раз с помощью соцсетей. И задача каждого из нас – критически оценивать все, что он видит в интернете. Это изобретение заставляет людей меняться — становиться более сознательными и самостоятельными в выборе мнения.
Роман Т. Толстой «Кысь» тоже можно назвать сатирической антиутопией о технологиях и их влиянии на мир. В нем рассказывается о том, что на планете произошел «Взрыв в двадцатом веке», после которого цивилизация разрушилась, люди стали мутировать и практически превращаться в монстров, у которых утратились все ценности. Жители боятся книг, не знают половины слов, не помнят стихов. Главный герой, Бенедикт, по случайности начинает читать книги, пытается бороться за культуру. Однако и он не понимает ее смысла, поэтому сам оказывается ничем не лучше тех, с кем борется. Люди похожи на животных, ими легко управляют Наибольшие Мурзы. В конце Бенедикт и его тесть совершили революцию, однако ничего не изменилось: не появилось правды, справедливости и гуманизма. Этот роман – предупреждение. Во-первых, Т. Толстая говорит о том, что нельзя допускать таких катастроф (а они связаны именно с технологическими открытиями, ведь произошел Взрыв некоего оружия), которые делают людей мутантами — физическими и нравственными. Во-вторых, автор говорит и о такой незаметной катастрофе, как потеря культуры и нравственных ориентиров.
В быстром ритме жизни нельзя забывать о главном – о душе, благополучии не только своем, но и окружающих. Современная цивилизация отличается высокой степенью развития, однако большие возможности приносят большую ответственность. Задача каждого из нас – сохранить мир и себя в этом мире. Важно применять полученные блага в целях созидания, а не разрушения.
Сочинение на тему: Роль науки в современном мире
Если задуматься, то почти все, что окружает современного человека каждый день, появилось благодаря науке. Инженерия подарила нам дома и автомобили, химия – лекарства и одежду, программирование – компьютеры и телефоны, физика – свет и электричество, агрономия – еду. Стоит только задуматься о происхождении любой вещи из нашего обихода, как начинаешь понимать – своим появлением она обязана науке. Можно ли представить, каким был бы наш мир без результатов трудов ученых? Люди жили бы в естественных пещерах или рыли землянки, носили шкуры и ткани из трав, оставляли друг другу послания на камне с помощью символов, ели то, что смогли сами собрать в лесу. Такая жизнь очень напоминает первобытное общество.
Не стоит забывать и о гуманитарных науках. Благодаря истории и философии человек лучше ориентируется в мире, может задумываться не только о своих насущных проблемах, но и осмысливать судьбы народов и всего человечества, ощущать свою причастность к ним и ответственность за будущее. Социология помогает людям доносить до власти свое мнение и желания, что позволяет построить гибкую систему управления обществом, которая будет реагировать на настроения людей. Филология объединяет мир в одну большую семью, подчеркивая индивидуальные отличия каждого члена этой семьи.
Наука выводит новых животных и сохраняет исчезающие виды, решает вопросы сохранения экологии на нашей планете, осваивает бесконечный космос и ищет новую жизнь, создает роботов, раскрывает тайны человеческих генов, борется со смертью. Наука дает надежду всему человеческому виду на лучшую жизнь и на будущее.
Наука неустанно совершает открытия и так же ставит все новые вопросы перед нами. Кажется, что ее труд не закончится никогда. Наука похожа на дыхание – каждый новый вдох требует последующего, чтобы жизнь не остановилась.
Конечно, не стоит забывать, что иной раз наука несет и опасность. Это ученые создали ядерное и прочее оружие, написали книги о том, как политикам лучше манипулировать людьми, придумали смертельные яды. Из-за их работ разрушается озоновый слой над Землей, вырубаются леса, тают ледники, возникает угроза глобального потепления.
Сочинение на тему: К чему могут привести научные открытия?
Каждый человек должен брать ответственность за свои поступки в любой сфере деятельности. Иногда научное открытие может обернуться для человечества трагедией. Именно поэтому учёному так важно всегда оставаться внимательным и осторожным. Ни одно изобретение не облегчит нашу жизнь, если оно антигуманно, ведь равнодушие в данном случае угрожает благополучию всех жителей нашей планеты. Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы доказать эти мысли.
Например, в фантастической повести «Роковые яйца» М.А. Булгаков подчёркивает, какой непоправимый урон могут нанести обществу некоторые научные открытия. Так, заведующий совхозом Рокк по неосторожности вместо кур выводит гигантских рептилий, пользуясь изобретением профессора Персикова. Всего лишь одна, казалось бы, маленькая ошибка способна оказать губительное влияние на человечество. Луч жизни, который открывает учёный Персиков, действует абсолютно противоположным образом. Если бы сама природа не помогла людям и не наступил внезапный мороз, стремительно размножающиеся чудовища уничтожили бы цивилизацию. Действительно, перемены зачастую касаются не одного человека, а переворачивают жизни миллионов людей.
В антиутопии «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери создаёт образ пугающего будущего – результата технического прогресса. Люди больше не заботятся о своём внутреннем мире, духовные ценности дискредитируются, человек, живущий в виртуальной реальности, сам становится похожим на робота. Главный герой, Гай Монтэг, работает пожарным, в чьи обязанности входит сожжение книг. До встречи с Клариссой он живёт, как все остальные, даже не задумываясь о том, что его жизнь в чём-то неправильна. Герои Брэдбери давно перестали общаться друг с другом, у них нет близких, которыми они дорожат, кроме телевизионных «родственников». Может быть, в скором времени человечество вымрет, а на смену придут бездушные электрические псы? Подобные научные открытия не приносят обществу никакой пользы, оно деградирует, поэтому финал произведения закономерен. У такого города нет будущего, и почти все его жители погибают в результате атомной бомбардировки. Так, можно сделать вывод, что антигуманные открытия ведут к вырождению человечества.
В заключение хочется сказать, что не всегда преобразования и новаторства предполагают изменения к лучшему. Бывают случаи, когда новые технологии разрушали прежние порядки, выдвигая на первый план материальное и отодвигая духовное. Писатель А.П. Чехов называл науку «самым важным, прекрасным и нужным в жизни человека» занятием. Это утверждение справедливо, если учёные и исследователи соблюдают правила безопасности и готовы взять на себя ответственность за возможные последствия своих действий.
Сочинение на тему: Прогресс: хорошо или плохо?
Ранее у людей было много желаний, которые они мечтали превратить в жизнь. Они хотели летать как птицы, быстро ездить и просто упростить свою жизнь. Со временем мечты осуществляются. Появились самолеты, компьютеры, микроволновые печи и многие другие вещи, которые значительно улучшили нашу жизнь.
Мир не стоит на месте и с каждым днем технический прогресс развивается быстрыми темпами. Обычным делом стали полеты в космос, звонки по телефону. То, что раньше казалось неосуществимым, сегодня оказалось реальностью.
Явно, что технический прогресс намного улучшил жизнь людей. Многие заболевания теперь не страшны человечеству, так есть различные лекарственные препараты, много различных магазинов, в доме всегда есть свет и тепло.
Но несмотря на все плюсы прогресса, он привносит в нашу жизнь и отрицательные последствия, которые могут привести к катастрофе. Сегодня люди предпочитают посмореть телевизор, чем почитать хорошую книгу, живое общение заменяется социальными сетями, вместо прогулок люди предпочитают сети сидячий образ жизни. У неокторых появилась настоящая зависимость от гаджетов. Также неоспоримый вред наностя заводы окружающей среде.
Без прогресса сегодня никак не обойтись, но необходимо постараться уменьшить его негативное влияние. Не надо заменять живое общение на компьютерное. Нельзя вместо вечерней прогулки сидеть за просмотром телевизора. А заводам необходимо иметь специальные очистные сооружения, чтобы меньше наносить вреда природе.
Сочинение на тему: Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?
Жизнь не стоит на месте. Одни поколения сменяют другие. Вещи выходят из употребления, их заменяют новыми. Окружающий мир меняется, и эти изменения затрагивают и человека. Технический прогресс действует на людей по-разному. Нельзя отрицать тот факт, что он имеет как свои плюсы, так и минусы.
Достоинством, несомненно, является то, что с появлением техники стало легче жить. Стиральная машина-автомат, микроволновая печь, пылесос, компьютер – все эти изобретения помогают человеку, позволяют выполнить работу быстрее.
Однако есть и отрицательные моменты: человек разучился делать обыденные вещи, можно даже сказать, разленился. Теперь все это выполняет техника. Появились автомобили с автоматическим управлением, кухонные приборы готовят еду практически без участия человека. Можно еще долго продолжать этот список технических новшеств.
Последним усовершенствованием стала возможность заказать товары на дом и даже не посещать магазин. Да, несомненно, это огромная помощь человеку, но что мы получаем в результате: людей, не умеющих общаться, не умеющих сострадать и сопереживать, зацикленных на своем мире, получаемых все желаемое посредством интернета. Да, факт пагубного влияния технического прогресса нельзя отрицать.
Об изменениях человека благодаря техническому прогрессу задумывались многие писатели и поэты.
Так, например, роман-антиутопия Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» показывает изменения человека не в лучшую сторону. Автор изображает механическую жизнь, жизнь по шаблону, без чувств, без возможности иметь свое мнение. Все одинаковые, как под копирку. Для нежелающих выполнять установленные правила, есть наказание – «механический пес». Он занимается поисками ослушников. Автор показывает население, которое полностью зомбировано. В частности телевидением. Люди потеряли все те хорошие качества, которыми обладали, они забыли, в чем главное предназначение их жизни.
Еще один пример подобного влияния технического прогресса на человека можно увидеть в романе Евгения Замятина «Мы». Здесь люди совершенно потеряли свою уникальность, у них нет имен, лишь только номера. Каждый день похож на предыдущий, все идет по накатанной, по строго заложенным правилам. В этом мире, где всем правит государство, нет места чувствам и своему мнению. Люди – существа, за которыми постоянно ведется слежка, они живут в домах с прозрачными стеклянными стенами. Только вот возникает резонный вопрос, можно ли считать индивидуальностями таких людей? Ответ напрашивается сам собой.
Подводя итог, можно сказать, что технический прогресс меняет человека. И чаще всего не в лучшую сторону. Но все же нужно отметить и его плюсы. За некоторые новшества, такие, как лекарства для тяжелобольных, самолеты и поезда, мы должны быть благодарны техническому прогрессу. Только разумное использование техники способно изменить человека в лучшую сторону. Даже в эпоху технического прогресса люди должны оставаться людьми.
Сочинения: Каким может быть технический прогресс? >>>