Пример сочинения итогового по цитате

Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. оно одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. о том,

Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. Оно — одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. О том, как пройти это испытание успешно, рассказывают ведущие эксперты предметной комиссии ЕГЭ по литературе в Москве Светлана Колосова и Александра Кудряшова.

В этом учебном году на итоговом сочинении будут предложены следующие тематические направления:

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  • Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  • Преступление и наказание — вечная тема.
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Разбираясь в особенностях того или иного направления, надо учитывать все тонкости и нюансы, уметь определять ключевые понятия, которые и станут своеобразной опорой в подготовке к сочинению. Помните, что название направления не тождественно теме сочинения.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Ключевой образ первого тематического направления — дорога. Он может быть интерпретирован по-разному: это и метафора жизненного пути, профессионального становления, творческих поисков, духовного роста, это же и открытие новых земель, приобретение новых впечатлений и знаний в путешествиях.

Конечно, для написания итогового сочинения необходимо иметь читательскую копилку произведений, которая позволит убедительно аргументировать свою точку зрения. Однако при выборе темы обязательно надо соотнести конкретную формулировку и те произведения, которые предназначались для аргументации именно по этому направлению. Ответить на вопросы: можно ли использовать подготовленный текст в сочинении и, если можно, как его нужно интерпретировать.

По первому направлению могут быть предложены следующие произведения:

  • «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
  • «Мцыри», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
  • «Мертвые души» Н. В. Гоголя,
  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.

Не стоит забывать, что для аргументации могут быть использованы и стихотворные произведения — в данном случае, например, подойдет стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога».

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Во втором тематическом направлении ключевые понятия — «цивилизация» и «технологии», которые выпускнику предстоит осмыслить, проанализировать и, конечно, дать им свою оценку. Необходимо помнить, что эти явления имеют разный масштаб влияния: на человека, на общество, на государство, на мировой порядок. В своем рассуждении ответьте на вопрос: цивилизация и технологии — явления все-таки положительные или отрицательные?

Для аргументации могут быть использованы следующие произведения:

  • «Медный всадник» А. С. Пушкина,
  • «Гроза» А. Н. Островского,
  • «Собачье сердце» М. А. Булгакова,
  • «Мы» Е. М. Замятина,
  • «Кысь» Т. Н. Толстой,
  • «Москва 2042» В. Н. Войновича и другие.

3. Преступление и наказание — вечная тема

Третий тематический блок предлагает поразмышлять о том, что такое преступление. Само слово этимологически отсылает к выражению «преступить, переступить черту», т. е. преступление — это нарушение общепринятых законов, законов нравственности. Выпускнику необходимо определить, к каким последствиям приводит совершение преступления и каким может быть наказание за нарушение человеческих законов.

Очевидно, что одним из основных произведений, которые можно использовать для аргументации при рассуждении на тему данного направления, будет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, в зависимости от конкретной формулировки темы могут быть привлечены и другие произведения. Например:

  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова и т. д.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Произведение искусства, максимально повлиявшее на личность, в котором читатель/зритель находит отражение своих чувств, мыслей, переживаний, жизненных событий, проблем — такой круг вопросов связан с четвертым тематическим направлением. В какой книге, в каком спектакле или мелодии есть то, что выпускник воспринимает как свое, близкое, и в чем заключается эта близость? Конечно, перечень произведений для аргументации в данном случае сугубо индивидуален и будет зависеть исключительно от личного опыта учащегося.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Последнее, пятое направление связано с кругом социальных тем, которые могут поднимать вопросы гражданской позиции, гражданской ответственности, пороков общества и, может быть, предлагать автору сочинения найти пути преодоления этих пороков. Здесь уже не исследование внутреннего мира человека, а рассуждение о реализации личности как части общества и государства.

Крылатой стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», — возможно, именно это выражение может стать опорой для собственного размышления в рамках итогового сочинения.

В данном направлении аргументировать позицию помогут такие произведения, как:

  • «Недоросль» Д. И. Фонвизина,
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
  • «Ревизор» Н. В. Гоголя,
  • «История одного города», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого и другие.

Помните, что стихотворения также могут быть привлечены в качестве материала для аргументации — например, гражданская лирика А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского и т. д. Самое главное — чтобы опорные тексты были свежи в памяти.

Как писать сочинение

Подбирая произведение для аргументации, необходимо помнить:

  • привлекаемые произведения должны соответствовать выбранной теме;
  • тексты должны подтверждать выдвинутый в сочинении тезис.

Выбор темы сочинения — важный момент для учащегося, так как каждое слово в формулировке значимо. Тема должна быть абсолютно понятна и прозрачна.

Формулировки тем сочинений часто приглашают к дискуссии, в которой необходимо продемонстрировать умение рассуждать и доказывать правоту своих суждений, опираясь на авторитетные источники.

Перед началом работы несколько раз перечитайте все формулировки тем сочинения. Тема может быть сформулирована в виде цитаты (этот вариант наиболее сложный, так как выпускнику необходимо не только понять метафору высказывания предложенного автора, но и раскрыть ее и выразить свое отношение в связи с обозначенной проблемой), прямого вопроса (именно такая формулировка обычно наиболее понятна и однозначна) или дискуссионного вопроса (он предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий, предложенных в формулировке).

При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, тесты, электронные учебные пособия и так далее.

Итак, алгоритм работы над сочинением может быть следующим:

  1. Выбрав тему и приступив к ее раскрытию, порассуждайте о ключевом понятии или понятиях, заложенных в формулировке.
  2. Подумайте, какими могут быть ответы на поставленный вопрос. Предполагается один однозначный ответ или несколько ответов — может быть, даже противоречивых?
  3. Изложите суть проблемы и сформулируйте тезис — то ключевое утверждение, которое станет основой и будет раскрываться в сочинении.
  4. Сформулируйте собственное отношение к проблеме.
  5. Докажите, что обозначенная позиция имеет подтверждение, она весома, так как опирается на мнения великих людей.
  6. Аргументация собственного суждения предполагает привлечение примеров из литературы: необходимо обратиться к какому-то конкретному герою, его характеру, описать поступок этого героя или конкретный эпизод, с ним связанный. Далее прокомментируйте описанный пример, дайте ему оценку.
  7. В заключении сформулируйте выводы, которые подтвердят состоятельность высказанной точки зрения, придадут весомость ранее выдвинутому тезису.

Источник: МЕЛ

Всем выпускникам становится чуть-чуть легче на душе, когда становится известна структура итогового сочинения. Писать обо всем и ни о чем сложно даже акулам пера, а когда есть конкретный план с набором клише и шаблонов, дело обстоит куда проще и для новичка. Чтобы выиграть допуск на ЕГЭ в честной схватке, нужно знать, что требуется проверяющим. И вот тут Многомудрый Литрекон представляет наиболее полную структуру ИС, план работы и вспомогательные слова и выражения для быстрой адаптации в теме. Приятного просвещения!

План

План итогового сочинения — это то, с чего надо начать неофиту. По нему очень просто раскрыть любую тему и при этом угодить проверяющему.

план итогового сочинения 2021-2022

Вступление (50-70 слов). Здесь нужно обозначить главную мысль сочинения, соответствующую заданной теме. Ее нужно окружить тезисами, обосновывающими ее. Пример вступления для итогового сочинения тут.

Основная часть (состоящая из двух подпунктов) — 200- 300 слов.

Тeзис 1 

  • Логическая связка между вступлением и аргументом 1. Вы начинаете свою мысль с обозначения названия книги и ФИО ее автора.
  • Текст примера. Не нужно пересказывать сюжет книги. Важно написать именно то из аргумента, что подкрепляет Вашу позицию — главную мысль сочинения. Например, если задача — доказать, что люди любят путешествовать, потому что в пути они видят красивые объекты архитектуры, то нужно привести пример из поэмы А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» и рассказать о том, как восторженно автор описал красоты Ханского дворца и древнего фонтана.
  • Микpoвывoд — это oбoбщeниe нaписaннoгo. Нужно объяснить, зачем Вы написали этот пример и что он доказывает.
  • Лoгичeская связка с нoвым аргументом.

Тeзис 2

  • Пpимep.
  • Микpoвывoд.
  • Лoгичeская связка.

Заключение (50-70 слов). Нужно повторить основную мысль, перефразировав ее.

Разбор пунктов

Структура итогового сочинения для 11 класса будет понятнее, если мы расшифруем каждый пункт и добавим немного полезной теории.

Вступление

Здесь Вам нужно сделать три шага:

  1. Дать определение термину, цитате или проблеме, чтобы конкретизировать свои авторские поиски. 
  2. Рассуждения о роли поставленной проблемы в мире, литературе или общественной жизни.
  3. Ответ-тезис на поставленный в формулировке темы вопрос.

Сохраняя эту простую последовательность, Вы упрощаете себе работу над идеальным вступлением. Вот пример.

Все темы мы можем классифицировать и объединить в три группы:

  1. Вопросы. Это самые легкие и понятные темы. Все, что нужно сделать, это ответить на поставленый вопрос с привлечением литературного материала. Нужно максимально точно и недвусмысленно отвечать на исходный вопрос, чтобы работа соответствовала теме и была оценена по достоинству. Для того чтобы облегчить муки творчества и не сидеть перед белым листом полчаса, запомните популярные шаблоны: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д.,
  2. Утверждения (цитаты). Вам нужно доказать, что оно верно, или же опровергнуть его. Но лучше пойти по накатанной и согласиться с избитой истиной, чем пойти против течения и запутаться в собственных мыслях. В итоговом сочинении совсем не обязательно говорить правду и только правду. 
  3. Назывные предложения. Это когда тема состоит из пары слов в именительном падеже.

Основная часть

Вам нужно написать пример и тезис, которые связаны логическими узами. Тезис — это основная мысль, которая подкрепляется доказательством — аргументом из литературы. Одним примером Вы доказываете только одну мысль — это железное правило. Аргументы — это самая «жирная»часть сочинения, и она должна занимать от 60% всего объема. Всего в эссе должно быть два аргумента. По правилам можно и один, и три, но зачем усложнять себе жизнь? Большинство напишет по два, и это тот случай, когда лучше не выделяться из толпы.

Оформление аргумента в итоговом сочинении должно быть таким:

  1. Аргумент = отдельный абзац;
  2. Каждый аргумент заканчивается микровыводом.
  3. Один тезис = один аргумент. 

Структура аргумента проста и лаконична:

  • Называем произведение, автора, жанр и указываем, что упомянутая нами проблема поднималась в нем. Если не знаем жанра, заменяем его на «произведение».
  • Описываем конкретный эпизод из произведения (характеристику, ситуацию) и сразу подводим к тому, что автор хотел этим сказать. Пример должен быть ответом на поставленный вопрос. Если мы говорим, что насилие в отношении детей нельзя оправдать, то аргументируем свою точку зрения, описывая последствия этого преступления, которые описал М. Горький в повести «Детство»: сыновья Каширина стали такими же жестокими, как отец, и направили свою агрессию на него и на своих детей. Желательно не просто пересказывать содержание глав, а переходить на анализ, употребляя такие клише, как «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. 
  • Микровывод завершает аргумент и отвечает на вопрос о том, зачем мы привели этот пример. В нем содержится позиция автора по затронутой нами проблеме или итог нашего анализа ситуации. Например, М. Горький доказал, что насилие над детьми порождает лишь негативные последствия для общества и не может быть оправдано. В этой части используем клише вроде «писатель приходит к выводу… » и т. п.

Заключение

Заключение в итоговом сочинении — это окончательный ответ на поставленный вопрос, который опирается на наши аргументы. Чаще всего оно представляет собой вывод — логическое завершение мысли. Мы доказали то-то и то-то на основании того-то и того-то. Нельзя повторять одни и те же предложения и похожие фразы. Нужно перефразировать то, что уже есть.

Некоторые смельчаки завершают свою мысль призывом к решению проблемы и перебарщивают, призывая непосредственно проверяющих. Лучше всего писать безлично: фразу «давайте жить дружно» лучше написать по-другому — «необходимо жить дружно». «Нужно», «стоит», «лучше», «необходимо», «обязательно» — вот наши верные друзья. Можно написать «мы должны» или «нам необходимо». Но не «вам» или «им».

Можно закончить свое итоговое сочинение описанием Ваших светлых надежд: «Будем надеяться на то, что добро победит зло, а коммунизм наступит завтра». Это не очень то сложно, но при этом легко отклониться от курса и написать то, что вообще не нужно.

Цитаты в качестве заключения — спорный путь. Легко ошибиться и от стресса наделать фактических ошибок. И все же употребление цитат ценится некоторыми проверяющими весьма высоко. Важно не ошибиться и подобрать такую цитату, которая точно подойдет главной мысли сочинения.

Закрепляем материал

Итак, структура итогового сочинения в упрощенном виде выглядит так:

  • Вступление: формулировка тезиса (тезис = то, что доказываем)
  • Тезис 1

Доказательства, примеры

Микровывод

  • Тезис 2

Доказательства, примеры

Микровывод

  • Заключение: формулировка вывода.

Помните, что критерии оценивания ИС отличаются от той системы оценок, которая действует в вузе. Поэтому важно опираться на обе и уметь выжать из стандартной формы максимум баллов для поступления или хотя бы твердый зачет для допуска к ЕГЭ. Все подробности об итоговом сочинении этого года ждут Вас в этом обзоре. Ни пуха, ни пера!

Участники онлайн-проекта по поддержке детского литературного таланта «Талант: Литература» по нашей просьбе пишут сочинения по заданным направлениям итоговых сочинений 2021 года. Профессиональные репетиторы комментируют работы, чтобы на их примерах помочь школьникам получить высший балл. Сочинение — дело непростое, и потому комментарии порой получаются критическими и даже строгими. Но мы призываем ребят и всех, кто будет учиться на их примере, не вешать нос: ведь это неизбежная часть обучения, которая в конечном итоге поможет написать по-настоящему классное сочинение.

Кроме того, предоставить свой текст для подобного разбора требует от учащихся немалого мужества — за что мы благодарим их отдельно.

Пример сочинения итогового по цитате

Максим Кухарук, г.Тюмень

Текст: Максим Кухарук, г.Тюмень

Направление «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»


Жизненный путь человека непрост, и без трудностей он не существует. В. Высоцкий писал: «Если руки сложа/ Наблюдал свысока, /И в борьбу не вступил/…Значит, в жизни ты был/ Ни при чём, ни при чём!». Эти слова дают уверенность в том, что жизненные испытания — не просто нормальное, а необходимое явление для поиска себя. Но что делать, если «свернул не туда», начал жить «чужую жизнь»? Можно ли вернуться на верный путь, или «раз переступив, воротиться назад уже невозможно» (Ф.М. Достоевский)?

На мой взгляд, пока человек жив, пока он находится в рассудке, у него есть возможность вернуться к себе, выйти из плена идеи, покинуть компанию с чуждыми ценностями, прекратить наносить вред своему телу и душе… Вот только не всегда это можно сделать в одиночку. Бывают случаи: понимаешь, что идешь не туда, но ничего сделать уже не можешь, и продолжаешь «падение в бездну»… Но даже в такой ситуации можно найти выход. В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений русской литературы.

Пример сочинения итогового по цитате

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — именно та книга, которая доказывает, что спасение есть всегда. Родион Раскольников, размышляя о возможной судьбе Сони Мармеладовой, говорил: «Ей три дороги… броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или…броситься в разврат». Но девушка не пошла ни по одной из этих трёх дорог. Глубоко верующая, часто молящаяся Соня на вопрос-провокацию Раскольникова «А тебе бог что за это делает?» отвечает быстро и решительно: «Всё делает!». Родион потрясен силой Мармеладовой, ее упорству и вере, которые позволяют ей держаться своего, особого пути. Но что это за путь? «Бог есть любовь», — говорится в первом послании Иоанна.

И любовь Сонечки-то и спасает бедного, мучающегося Родиона, переступившего через всех, оставившего и мать, и сестру, и бесконечно преданного Разумихина! Ведь он — тот самый «свернувший не туда», оказавшийся в плену жестокой идеи, думающей и делающей всё за него; он, некогда такой же верующий, и всё ещё по-христиански милосердный, бедный студент. «Что вы, что вы это над собой сделали», — восклицает Мармеладова. «Четвертая», Сонина дорога — путь любви. И пускай Евангелие Раскольников «не открыл и теперь», на каторге, у девушки не остается сомнений, что он «любит, бесконечно любит его». Финал романа оптимистичен: Раскольников отказывается от идеи о сильных мира сего после ужасающего сна. И остается им «семь лет нестерпимой муки и счастья», а затем — совсем другая, новая жизнь… Никогда Родион не будет жертвовать собой, не станет полной копией Сони, но именно она помогает ему вернуться к себе.

Таким образом, я убеждаюсь в том, что любовь ближнего — настоящее спасение, и искренние чувства могут вернуть человека на верный путь.

Пример сочинения итогового по цитате


Комментарий Татьяны Шипиловой (аспирантка Литературного института им. А. М. Горького, репетитор с 10-летним стажем, руководитель видеокурса «Год ЕГЭратуры»)

По К1 – хорошо. Особенно радует текст, взятый для аргументации, который так любят использовать для другого одноименного с ним направления.

По К2 в общем-то неплохо. Но замечания все же есть:

  • не совсем понятно, в чем, собственно, заключается тезис? Первый аргумент вроде как подтверждает, что, сбившись с пути, можно всегда вернуться на праведную дорогу. Из второго же аргумента очевидно: чтобы снова оказаться на верном пути, иногда нужна помощь ближнего. Но где об этом сказано в тезисе, который занимает два абзаца? В заключении же дан вывод только относительно второго пункта.
  • «оставившего и мать, и сестру, и бесконечно преданного Разумихина» – а когда он их оставил-то и почему?
  • «любит, бесконечно любит его» – цитата неточная. Любит-то кто кого? Логично, что Раскольников любит Соню, поэтому должно быть «любит, бесконечно любит ее».

К3 – композиция и логика тоже нарушаются в нескольких местах. Замечания:

  • «Но что делать, если «свернул не туда», начал жить «чужую жизнь»?» – здесь логическая ошибка, потому что непонятно, каким образом «свернул не туда» превращается в «чужую жизнь»? Это уже дополнение к заявленной теме, никак не отображенное в аргументе.
  • «Но что это за путь? «Бог есть любовь», — говорится в первом послании Иоанна» – это всё замечательно, но логика не ясна: как тот факт, что «бог есть любовь», помогает ответить на вопрос о пути Сони? Почему про «путь любви» говорится уже в следующем абзаце, который рассказывает уже про «не тот путь» Раскольникова? Предложение «”Четвертая”, Сонина дорога — путь любви» — по логике должна быть именно в этом абзаце.

К4 (качество речи) – самый сложный критерий. Замечания:

  • «пока он находится в рассудке» – речевая неточность: можно «находиться в здравом рассудке»;
  • «прекратить наносить вред своему телу и душе» — если про вред для души мысль ещё ясна, то не совсем понятно, что подразумевается под «наносить вред своему телу»;
  • «выйти из плена идеи» — как может идея взять в плен? Кого она берет в плен?

К5 (грамотность). По этому критерию допускается аж 17 ошибок, поэтому сильно переживать грамотным школьникам по этому поводу не стоит, но все же замечания озвучим:

  • «ничего сделать уже не можешь, и продолжаешь “падение в бездну”» – запятая между однородными членами предложения не нужна;
  • «Родион потрясен силой Мармеладовой, ее упорству и вере» – несогласованность предложения: потрясен – чем? – упорством и верой;
  • «некогда такой же верующий, и всё ещё по-христиански милосердный» – запятая между однородными членами предложения не нужна.

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Многомудрый Литрекон не раз подавился, пока съедал собаку на написании итоговых сочинений. Да, дело это непростое. Далеко не всем нравится читать классику и рефлексировать, рассуждая о нравственных терминах и их значении. Выпускникам и так нужно к ЕГЭ готовиться, а тут еще и десять допусков подогнали, и один другого краше. Поэтому некогда особо вникать и хочется поскорее перейти к сути — поступлению в вуз и обретению профессии, которая, наконец, окупит все эти старания. Чтобы научиться быстро писать итоговое сочинение, нужно ознакомиться с лайфхаками на эту тему. А еще нужно взять на вооружение клише и шаблоны для итогового сочинения. Здесь Вы найдете готовые универсальные фразы для вступлений, заключений, аргументации, а также специальные пасхалочки для этого года и его направлений. Приятного просвещения!

Для вступления

Готовые примеры словосочетаний помогают быстро начать работу и не сбиться с курса, раскрывая тему. Во вступлении важно правильно сформулировать тезис (то, что мы доказываем). Также нужно подвести мысль к аргументации нашей точки зрения. С этим позволяют справиться такие фразы-клише для итогового сочинения по литературе, как

  • Разумеется, каждый из нас по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь выразить свое видение этой проблемы/темы/этого понятия.
  • Отвечая на этот вопрос, попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • На мой взгляд, эта проблема особенно актуальна в наши дни.
  • Тема… всегда волновала людей, ведь нравственные вопросы относятся к категории вечных.
  • Очевидно, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я считаю, что…
  • Видимо, этот вопрос особенно волновал наших предков, ведь многие классические произведения посвящены его раскрытию.
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …
  • Я думаю, каждый из нас задавал себе вопрос:…
  • Я считаю, я полагаю, я думаю, мое мнение сводится к тому, что, моя позиция может быть выражена следующим образом:…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к выводу: …
  • Тема… волнует человечество с давних пор, ведь она всегда играла важную роль в межличностных отношениях людей.
  • Проблема … очень злободневна в наши дни, когда многие люди сталкиваются с…
  • На этот вопрос большинство из нас отвечает однозначно:…
  • Такие вопросы всегда волновали молодежь, ведь от них зависит наше будущее.
  • Нельзя не отметить, что тема… очень важна для развития человеческой цивилизации.

Логический переход к основной части тоже нужен для полного счастья проверяющего. Его легко соорудить с помощью этих клише:

  • В справедливости этой точки зрения меня убеждают многочисленные примеры из художественной литературы.
  • Многие авторы затрагивали проблему…, в том числе и русские классики, к произведениям которых можно обратиться за примерами.
  • Правильность данного утверждения можно обосновать с помощью примеров из литературы.
  • Вспомним произведения художественной литературы, где раскрывается тема…
  • Обратимся к примерами из литературы, чтобы убедиться в этом и доказать, что…
  • Эту закономерность можно доказать, обратившись к …
  • Это доказывают многочисленные литературные примеры.
  • Многие авторы могли бы согласиться с этим, и вот доказательства:
  • Русская классика богата примерами, подтверждающими эту закономерность.
  • За примерами обратимся к произведениям русской художественной литературы…
  • Думая о …, нельзя не вспомнить о произведении ФИО, где эта проблема рассматривается со всех сторон.
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении), и подтверждение этого можно найти в классической литературе.
  • Рассмотрим примеры, которые позволяют глубже изучить поставленный вопрос.
  • Проанализируем литературные примеры, проливающие свет на затронутую тему.
  • Чтобы точнее сформулировать свое мнение, приведу литературные примеры.
  • Данное явление встречается не только в жизни, но и в литературе.

Для основной части

Аргументацию тоже важно правильно подать. Какие бы убедительные доводы в свою пользу Вы ни подобрали, проверяющий будет оценивать логику их изложения. Каша в голове и на бумаге подведет даже гения. Так что «учитесь властвовать собою» и загоняйте непокорную мысль в строго очерченные границы.

Чтобы сформулировать тезис (то, что мы доказываем с помощью аргумента), нужно употребить эти клише для итогового сочинения:

  • Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
  • В наше время людям уже известно, что…
  • Не подлежит сомнению тот факт, что…
  • Роль… нельзя недооценивать, ведь именно это сплачивает людей.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
  • Нельзя не признать, что в наши дни…
  • Моя позиция по этому вопросу однозначна:
  • По ему мнению, по моему суждению, согласно моему мировоззрению…
  • По всей видимости, смысл (роль, суть, идея, предназначение)… заключается в том что,
  • Конечно, без … жизнь человека невозможна, так как
  • Конечно, сегодня мы понимаем, что…
  • Разумеется, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

Дорога к самим аргументам пролегает через эти клише и шаблоны: 

  • Например, в романе (повести, рассказе, новелле) ФИО … повествуется о том, что (как)
  • Проблема… раскрывается в широко известном произведении ФИО …
  • Тема… затрагивается ФИО в рассказе (романе, повести и т.д.).
  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • К примеру, вопрос о … поднимал ФИО в книге …
  • Конечно же, о закономерности … размышлял такой философ, как ФИО. В его романе (повести, рассказе и т.д.)
  • Кому, как не ФИО, рассуждать о проблеме… В его книге… она занимает важное место.
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Многие авторы думали о …, в том числе и ФИО. В произведении … автор рассмотрел этот вопрос подробно и пришел к выводу, что…
  • Проблема … волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в книге…
  • Например, ФИО часто рассуждал о соотношении понятий… (о проблеме, о теме, о философском вопросе и т.д.). В его книге … этому уделяется много внимания.
  • Нельзя не заметить, что проблема … является одной из главных в творчестве ФИО. Например, в произведении…
  • Идея … выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Этот вопрос очень волновал писателей 19 (20) века. К примеру, ФИО часто затрагивал его в своих произведениях.
  • Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
  • Вспомним роман (повесть, рассказ) ФИО. Именно там вопрос о … рассматривается наиболее подробно.
  • Вспомним героя повести… (автор, название). Его пример обосновывает необходимость «того и сего».
  • Обратимся к русской классике, а именно к роману… (автор, название).
  • В поисках ответа на вопрос мы обратимся к русской литературе 19 (20) столетия, а именно к…
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
  • Герой произведения… мог бы подтвердить эту мысль, ведь в его судьбе … (нравственное понятие) сыграло решающую роль.

Чтобы не растекаться мыслью по древу, используйте выражения, которые помогут лаконично и логично изложить мысль:

  • Авторская позиция ясна:
  • Автор повествует о…
  • Писатель изображает картину, где…
  • В книге изображаются герои, которые…
  • Автор описывает…
  • Писатель демонстрирует общие закономерности формирования…
  • Автор показывает…
  • Поэт показывает…
  • Размышления автора позволяют понять, что
  • Лирический герой осознал, что
  • Писатель размышляет о…
  • Автор обращает свое внимание на проблему…
  • Внимание писателя сконцентрировано на вопросах…
  • Писатель обращает наше внимание…
  • Автор хочет этим сказать, что
  • Писатель заостряет наше внимание на …
  • Позиция автора проявляется в…
  • Он акцентирует внимание читателя на…
  • Автор не комментрирует действия героев, но демонстрирует свою позицию через символы и описание пейзажа:
  • Автор учит нас тому, что…
  • Этот поступок героя говорит о …
  • Поведение героя говорит о том, что
  • Мы видим, что герой поступил так потому…
  • Судьба героя позволяет сделать вывод, что
  • Автор подводит нас к мысли о том, что
  • Автор показывает, к каким последствиям привело…
  • Произведение заставляет задуматься о роли … в жизни человека.
  • Автор осуждает героя и выражает свое несогласие с …
  • Этому герою/поступку автор противопоставляет…
  • Писатель не может согласиться с выводами своего героя и опровергает их, изображая…
  • Писатель осуждает…
  • Автор выражает категорический протест против…
  • Герой является носителем авторской позиции и выражает его точку зрения, а именно…
  • Он ставит нам в пример…
  • Писатель призывает нас помнить о том, как важно (что не нужно, что не стоит)
  • Автор не раз прерывает описание лирическими отступлениями, в которых прослеживается его позиция: 
  • Автор подчеркивает…
  • Писатель дает понять, что герой прав, ведь…
  • Автор утверждает…

Завершить свой аргумент лучше всего этими клише для итогового сочинения по русскому языку:

  • Этот пример позволяет сделать вывод о том, что
  • Писатель считает, что…
  • Позиция автора созвучна с моей, она выражается в том, что
  • Данный пример помогает найти ответ на вопрос. Он заключается в том, что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
  • Автор убеждает нас в том, что
  • Писатель дает нам возможность убедиться в том, что…
  • Мы можем прийти к выводу…

Для заключения

Уйти надо красиво, даже если речь идет о последнем абзаце сочинения. От завершающего аккорда нередко зависит последнее и решающее впечатление от работы. Проверяющий может высоко оценить ее, если выводы не подкачают, а призывы заденут за живое. Вот к этому мы и стремимся. Вот для этого и нужны клише к итоговому сочинению.

  • Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что
  • Без сомнения, значимость проблемы … трудно переоценить.
  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Итак, мы разобрали примеры и пришли к убеждению, что…
  • Таким образом, литературный материал позволил нам убедиться в том, что
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Разумеется, тема… очень важна для людей, поэтому так важно иметь свою точку зрения по данному вопросу. На мой взгляд,
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • Литературный материал дал возможность прийти к заключению, что
  • Исходя из всего выше написанного, можно сделать обобщение и сказать, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • Подводя итоги, хочется вспомнить изречение поэта (философа, писателя):
  • Подводя итоги, хочется призвать всех моих сверстников к…
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что…
  • Таким образом, современные люди должны возлагать надежды на то, что
  • Хочется верить, что…
  • Стоит подробнее изучать такие важные темы, как… Это необходимо для развития людей.
  • Подводя итоги сказанному, хочется сделать оптимистичные выводы:
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Читательский и жизненный опыт позволяет сделать вывод, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
  • Аргументация подтверждает то, что
  • Нельзя не согласиться с тем, что
  • Нельзя проигнорировать тот факт, что
  • Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
  • У человечества (нашего народа) есть нравственный долг: … В этом нас убеждают все приведенные аргументы.
  • (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

Определения терминов и цитаты

Нравственные определения — это очень сложный материал, над которым бились философы в течение столетий. Мыслить абстрактно дано не каждому. Это каждому и не нужно. Если демагогия — не Ваш конек, но это и не Ваш конец, ведь Многомудрый Литрекон оставляет здесь полезные ссылки на подборки нравственных понятий с несколькими вариантами трактовок. Они будут особенно актуальны в этом году:

  1. Определения нравсвенных и философских понятий: список 1
  2. Определения абстрактных понятий: список 2

Ни пуха, ни пера!

Метки: 11 классдекабрьское сочинениеклишешаблоны

Читайте также:

  • Топ-100 тем и цитат итогового сочинения по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
  • Произведения литературы к направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина» по итоговому сочинению. Топ-100
  • Всё об итоговом сочинении: направления, темы, примеры, произведения, цитаты

Образец №1. Будь гражданином, ибо родина нужна для твоей безопасности, для твоих удовольствий, для твоего благополучия (Клод Адриан Гельвеций)

Мысль автора состоит в том, что гражданин ответственен за государство, в котором живет, т.к. все его существование сконцентрировано именно здесь. Французский литератор и философ-материалист Клод Адриан Гельвеций в изречении поднимает проблему взаимоотношений государства и народа.

Нельзя не согласиться с автором, ведь личность, которая не интересуется жизнью государства, не способна принимать участие в улучшении жизни населения страны. Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что во многих странах мира действия власти прозрачны и люди все активнее интересуются политикой, экономикой и другими общественными сферами.

Обратимся к теоретической стороне высказывания. Гражданин – лицо, постоянно проживающее на территории одной страны и соблюдающее Конституцию данного государства. У всех граждан РФ есть ряд обязанностей, которые прописаны в Конституции. В их число входит обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих родителях, обязанность каждого гражданина заботиться о памятниках истории, платить налоги, защищать Родину и сохранять природное наследие. В свою очередь государство обязано защищать население от внешних угроз, соблюдать права и законы граждан. Также народ должен принимать участие в политической жизни страны и высказывать свое мнение по тем или иным государственным решениям. Но это возможно только при демократическом режиме.

Многочисленные примеры из литературы подтверждают мысль автора. В автобиографическом произведении Николая Островского «Как закалялась сталь» повествуется о герое, который отдал свою жизнь на защиту Родины. Действия книги разворачиваются в период свержения монарха и провозглашения правителями большевиков. Павка Корчагин вступил в Красную Армию и до конца своих дней поддерживал большевиков. Все его травмы и активная политическая деятельность привела к тому, что к закату жизни он был практически полностью парализован и слеп. Таким образом, Павка Корчагин был настоящим гражданином своей страны, т.к. он стремился улучшить жизнь народа и защищать свое Отечество.

Подтверждение мысли автора мы встречаем в СМИ. В Норвегии самый высокий уровень проживания среди всех стран мира. Это связано с тем, что в государстве граждане открыто выражают свою позицию и государство заинтересовано в мнении населения. В Норвегии часто проводятся референдумы, повышающие уровень доверия к власти. Именно к такой власти должны стремиться все страны.

Подводя итоги своего рассуждения можно сказать о том, что каждый гражданин обязан интересоваться жизнью своего государства и принимать в ней непосредственное участие. Клод Адриан Гельвеций был абсолютно прав в своем изречении.

Образец №2. Закон не может делать людей свободными: сами люди должны делать закон свободным. Они — блюстители закона и порядка, соблюдающие его, когда его нарушает правительство (Г. Торо)

Смысл данного высказывания заключается в том, что соблюдение законности в идеальном государстве не должно идти сверху вниз, а наоборот – снизу вверх. Иными словами, не государство должно блюсти закон, люди сами должны настолько уважать верховенство закона, что контролируют его исполнение государством, и сразу же отмечать, когда оно его нарушает. Таким образом закон становится свободным – он перестает зависеть от государственных средств принуждения, и начинает функционировать сам по себе, без участия контролирующего органа.

Нельзя не согласиться с автором данного высказывания в том, что в по-настоящему идеальном обществе закон должен соблюдаться людьми независимо от страха наказания или общественного порицания. Другими словами, порядочность и законопослушность не должны быть следствием какого-либо принуждения, эти черты характера должны стать сущностью человека, как бы его «второй кожей». Только тогда можно говорить о наступлении благоденствия в стране.

Данная проблема является актуальной в современных условиях потому, что общество привыкло расценивать государство как Систему – карательный аппарат, который принуждает людей к послушанию во имя каких-то своих целей. Сама поп-культура ставит индивидуальность выше закона, лозунги типа «сломай систему», «живи по своим правилам» и тому подобные становятся привлекательными, особенно в кругу молодежи. Индивидуальность подменяется эгоизмом, от которого недалеко и до открытой конфронтации.

В курсе обществознания право – это система общеобязательных, формально-определенных, принимаемых в установленном порядке и гарантированных государством правил поведения, которые регулируют общественные отношения. Признаками права являются: нормативность, общеобязательность, гарантированность государством, интеллектуально-волевой характер, формальная определенность, системность. Законопослушность – это уважительное отношение к закону, соблюдение его предписаний каждым субъектом права, и не является каким-то посягательством на свободу личности, она является следствием высокого уровня правосознания и правовой культуры субъектов права. Законопослушность конкретизируется в трех  проявлениях: законности, правопорядке и государственной дисциплине. Правовая культура — это особое социальное явление, качественно характеризующее правовое состояние как отдельной личности, так и общества в целом и на обыденном уровне она ограничивается рамками повседневной жизни людей, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений.

Что нам говорят примеры из общественной жизни. В 2011 году в Англии произошли массовые беспорядки, в ходе которых пострадало множество полицейских, сожжены десятки автомобилей, разгромлены магазины и рестораны.  В основном участниками погромов были молодые люди, недовольные действиями полиции, но, после многодневных погромов, ситуация была взята под контроль. Один из участников беспорядков мог легко избежать наказания, так как его не смогли поймать и он благополучно вернулся домой, однако его отец, хорошо знавший, чем занимался его сын на протяжении последних нескольких дней, собственноручно сдал его в правоохранительные органы, справедливо рассудив, что это пойдет на пользу смутьяну. В этом эпизоде выражается степень законопослушности старшего поколения в Великобритании.

Многочисленные примеры из литературы подтверждают мысль автора. В фантастическом рассказе «Улики» Айзека Азимова, принадлежащего циклу рассказов «Я, робот», и повествующему об историях, в которых центральным персонажем является какой-нибудь робот, описывается предвыборная гонка на пост мэра. Один из кандидатов по имени Фрэнсис Куинн почему-то убежден, что его соперник Стивен Байерли на самом деле – робот, и всеми силами пытается это доказать. В конце рассказа выясняется, что это всё-таки правда, но Байерли всё равно выигрывает выборы, так как робот в своих действиях руководствуется Тремя Законами Робототехники, которые по своему содержанию близки к этическим правилам человека и вшиты в позитронный мозг робота. Это позволяет назвать робота Азимова идеальным гражданином с точки зрения Торо – законы выполняются им независимо то того, какой приказе ему отдает человек.

Проанализировав теоретические доводы и приведя практические примеры, можно сделать вывод о том, что соблюдение законов всё ещё не является неотъемлемой частью характера любого человека и для контроля над ним по-прежнему нужно государство. Пока что образцом законопослушности выступает бездушная машина, но никак не человек.

Образец №3. Всякий гражданин равен перед законом и властями (А. Мицкевич)

В своем высказывании автор имел в виду, что все сферы общества являются целостной системой и тесно взаимосвязаны друг с другом. Если в любой сфере жизни происходит хоть какая-то перемена, автоматически начинают происходить изменения и в других сферах.

Я согласен с автором в том, что человеческое общество является саморазвивающейся системой, в которой один этап меняется на другой. Жизнь не стоит на месте, а постоянно движется вперед. Вместе с эпохами меняются нравы, вкусы, отношения между людьми, политические взгляды и так до бесконечности. Данная проблема является актуальной в современных условиях, потому что многие изменения в политике, задуманные изначально как положительные, ведут не всегда к полезным изменениям. Кроме того, современные люди зачастую не принимают новые этапы жизни и пытаются противостоять им.

Данное высказывание имеет глубокое теоретическое обоснование. Изменения – крайне необходимая составляющая нашей жизни. Меняются моральные нормы, взаимоотношения между людьми, семейные традиции, образовательные стандарты. В связи с этим многие люди испытывают страх перед будущем. Но жизнь не остановить. Развитие и прогресс являются неотъемлемыми характеристиками любого общества.

Общественная система состоит из множества подсистем, крупнейшими из которых являются: политическая, социальная, экономическая и духовная стороны. Все они связаны между собой. Поэтому нет ничего удивительного в том, что изменения в одной из подсистем ведут к изменениям в другой. Например, смена руководства на предприятии ведет к изменению в экономике и управлении.

Обратимся к примерам из истории. После Крещения Руси в 988 году произошёл ряд изменений внутри государства. Христианство отменило многоженство, жертвоприношения и кровную месть, под запрет попали действия колдунов и магов. Русь сблизилась с Византией, что способствовало укреплению и расширению торговых связей. Внутри страны начались возводить храмы и церкви, появилось множество рабочих мест (зодчие, архитекторы, художники). С Византии в Россию пришли богословные книги, что позволило открыть церковно-славянские школы. Появились новые культурные традиции. Христианство стало центральной духовной силой, сплотившей народ.

Опыт моей мамы говорит о том, что доступ к Интернету повлек за собой повышение грамотности населения и облегчение процесса обучения. И действительно, 20 лет назад студентам необходимо было посещать библиотеки и читальные залы, чтобы подготовиться к занятиям. Моя мама, училась в университете и как все писала дипломную работу на 5 курсе. Чтобы достать нужный материал ей приходилось все выходные проводить в библиотеке. Утром она отстаивала многочасовую очередь, и ждала, когда освободится нужная книга. Чтобы напечатать написанную от руки работу, ей приходилось платить людям, имеющим компьютер. Если научный руководитель находил ошибки, приходилось перепечатывать работу за дополнительную плату. Сейчас, все необходимые материалы можно найти в Интернете. А наличие компьютеров у всех дает возможность экономить на наборе текста.

Рассмотрев теоретические доводы и конкретные примеры, мы убеждаемся в том, что преобразование в одной области жизни социума влечёт за собой перемены и в других сферах. Данное правило работает во всех областях социума.

Образец №4. Граждан следует оценивать по их весу, а не по их числу (Цицерон)

В своем высказывании автор имел в виду, что государство должно гордиться не количеством жителей, а их внутренним содержанием. Другими словами, человек должен оцениваться не по внешнему виду, а по его общечеловеческой сущности.

Я согласен с автором в том, что внешность человека ничего не говорит об его умственных способностях, или о чертах характера. Бывают люди красивые внешне, но пустые внутри, а бывает наоборот. Не зря существует пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Данная проблема является актуальной в современных условиях потому что, молодежь медленно деградирует, спивается, устремляется в уголовщину. Социальные опросы показали, что у подростков отсутствуют четкие планы на жизнь, образование, они не строят карьеру, и хотят жить в свое удовольствие, не прилагая к этому усилий. Мы живем в такое время, когда человек низко оценивает себя в окружающем мире. Он уверен, что может повлиять только на собственную семью, всё остальное (работа, власти) абсолютно не зависит от него.

Рассмотрим высказывание с точки зрения обществознания. Впервые встретив человека, люди оцениваю его по внешнему виду: лицо, одежда, фигура. Но эти данные не являются главными, так как существуют человеческие качества, которые являются ценными для всех:

  • Искренность – честный и порядочный человек является надежным партнеров в семье, дружбе или бизнесе. С таким человеком легко выстроить отношения и не бояться быть обманутым.
  • Доброта – душевные люди всегда придут на помощь другим, не осудят человека за его поступки, никогда не держат зла и умеют прощать.
  • Ум – хорошо воспитанный, ответственный и образованный человек не совершает необдуманных поступков, находит правильные решения в сложных ситуациях, дает правильные советы окружающим.

Кроме перечисленных качеств большое значение имеет целеустремленность человека. Из таких часто получаются хорошие руководители, помогающие выстраивать гармоничные отношения с окружающими.

Что говорят нам факты общественной жизни. Эта история произошла в Тайланде несколько лет назад, и о ней было написано в местной газете. В магазин по продаже дорогих мотоциклов зашел мужчина средних лет. Выглядел он очень бедно: протертые шорты, дешевые шлепки на босу ногу, майка в пятнах от краски, взъерошенные нестриженые волосы. Продавцы элитного магазина попросили мужчину выйти, так как представленные товары ему не «по карману». Но мужчина не вышел, а наоборот заинтересовался самым дорогим мотоциклом Харлей Девидсон. Он попросил пригласить администратора. Продавцы позвали старшего сотрудника, но только для того, чтобы тот выставил нищего из магазина. Но мужчина начал задавать вопросы об интересовавшем его товаре. Администратор с удивлением отвечал, но предупредил, что мотоцикл стоит почти 18тыс.долларов. Тогда мужчина достал из кармана пачку денег, отсчитал нужную сумму и забрал свой Харлей. Впоследствии оказалось, что «нищий» был успешным бизнесменом. Он владел сетью автосервисов и сам иногда занимался покраской дорогих автомобилей. За мотоциклом он пришел прямо из рабочего цеха.

Опыт моего знакомого. В нашем поселке есть приют для детей сирот. Мальчик Дима никогда не выделялся среди своих сверстников. Он не был лидером, не был хулиганом, учился средне, не был замешан ни в каких историях. Девочки не обращали на него внимания, а мальчики иногда смеялись над его робким характером. Но однажды дети из приюта катались по замерзшей реке на коньках и одна девочка провалилась под лед. Все парни стояли в стороне и не могли пошевелиться от испуга, кто-то побежал за помощью. Но Дима ждать не стал: рискуя своей жизнью он подполз к проруби и вытащил девочку на поверхность. Воспитатели прибежали к реке через 15 минут. Если бы девочка все это время находилась в воде, она бы погибла от переохлаждения. Впоследствии Диму наградили орденом мужества.

Проанализировав теоретические доводы и приведя практические примеры, можно сделать вывод о том, что нельзя судить о людях по их внешности. По внешнему виду можно сделать какие-то выводы о человеке, но не факт, что эти выводы окажутся объективными.

Образец №5. Гражданская активность человека — это необходимое условие демократии

В своем высказывании автор имел в виду то, что важным условием развития демократического режима является гражданская активность общества. В демократическом государстве правящая партия действует согласно воле народа, то есть народ является высшим органом власти.

Я согласен с автором в том, что в демократическом государстве гражданское общество объединяет большую часть населения. В такой стране народ не только имеет право, но и обязан высказывать и отстаивать свою политическую позицию. Данная проблема является актуальной в современных условиях, потому что Россия переживает начало длительного и сложного периода формирования демократических форм правления после развала СССР. В подсознании людей по сей день существуют стереотипы, выработанные в советское и постсоветское время. Народ уверен, что от него ничего не зависит. Люди редко ходят на выборы, так как считают, что результаты будут какими, какие нужны действующим властям.
Обратимся к теоретическому смыслу высказывания. Демократия — политический режим, при котором народ является единственным легитимным источником власти. Народовластие характеризуется политической свободой личности, позволяющей ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Основные черты демократии:

  • Суверенитет народа – выбор и смена власти, честные и регулярно проводимые выборы.
  • Равенство перед законом и правами всех граждан государства.
  • Свобода слова и волеизъявления.
  • Возможность участвовать в митингах и вступать в политические партии.

В демократическом государстве люди должны понимать, как их жизни зависят от действия властей, которых они выбирают. Информативность и активность общества позволяет создать то, государство, деятельность которого будет направлена на улучшение жизни людей.

Обратимся к примерам из истории. Обратимся к примерам из истории. В конце XIX века в России начали прослеживаться зачатки гражданского общества. Александр II провел ряд либеральных реформ и отменил крепостное право. Судебная реформа 1846 года провозгласила равенство всех перед законом, создание суда присяжных, разделение судебной и административной властей. Но либеральные реформы не дали тех результатов, которых от них ждали. Например, дела с присутствием присяжных заседателей рассматривались очень долго. Рос произвол в правоохранительных органах: пока подследственные находились в изоляторе, на них оказывали давление, издевались, подвергали пыткам. Судьям стало сложнее выносить приговор богатым купцам. Если до реформ преступники могли откупиться, то теперь коррупция каралась законом. Принимать гражданскую позицию власти не хотели.

Подтверждение мысли автора мы встречаем в СМИ, например, на рубеже 2013-2014 годов в Украине начались антиправительственные акции и совершен государственный переворот. Президент Янукович утратил свой пост и бежал из страны. Возник конфликт между парламентом Украины и большинством крымских организаций, которые не принимали новую власть. Председатель верховного совета Сергей Аксенов направил письмо президенту России с просьбой установить мир и безопасность на полуострове. В.В.Путин направил свои войска на полуостров и подавил вооруженный конфликт. Далее, жителям Крыма поступило предложение: либо перейти в состав России, либо остаться в составе Украины, но тогда российские военные будут выведены с полуострова. В 2014 году в Крыму прошел референдум о присоединении республики к России. Во всеобщем голосовании приняли участие более 90% жителей полуострова.

Проанализировав теоретические доводы и приведя практические примеры, можно сделать вывод о том, что демократическое развитие возможно только в том случае, когда народ занимает активную гражданскую позицию, оказывает влияние на власть и сам является истинным источником власти.

  • Пример сочинения о поездке
  • Пример сочинения дубровский 6 класс по литературе
  • Пример сочинения описания внешности человека 7 класс
  • Пример сочинения на 350 слов
  • Пример сочинения на тему моя комната 6 класс русский язык