Пример сказки в которой музыка играет главную роль

Народный артист россии, режиссер, сценарист и педагог ушел из жизни 13 декабря, ему было 77 лет.на фильмах сергея соловьева, полных

Народный артист России, режиссер, сценарист и педагог ушел из жизни 13 декабря, ему было 77 лет.

На фильмах Сергея Соловьева, полных доброго, тонкого юмора, выросло несколько поколений. Практически все они стали по-настоящему народными — цитаты из «Ассы», «Ста дней после детства», «Дома под звездным небом» и других картин давно вошли в повседневную речь. Начав работать на «Мосфильме» в 1969 году, он дебютировал двумя новеллами в киноальманахе «Семейное счастье» по рассказам Антона Чехова. Любовь к русской классике отразилась на всем его творчестве — фильмы режиссера, снятые по оригинальным сценариям, так или иначе касаются тем, которые волновали литераторов XIX века.

Сегодня, вероятно, многим захочется пересмотреть любимый фильм Сергея Соловьева. В материале mos.ru — 10 важных картин.

«Сто дней после детства» (1975)

Пример сказки в которой музыка играет главную роль

Советский мальчик Митя с дореволюционной фамилией Лопухин отдыхает от учебного года вместе с товарищами по школе в старинной усадьбе, где время, кажется, остановилось где-то в начале XIX века. Вдохновившись атмосферой, пионервожатый (Сергей Шакуров) предлагает поставить спектакль по «Маскараду» Михаила Лермонтова. Вникая в текст пьесы, Митя вдруг начинает смотреть на все иначе. Дискотека кажется ему балом, девочка, в любви к которой он боится признаться сам себе, — гением чистой красоты. А сам он примеряет образ Печорина — дерзит, иронизирует и делает глупости. Репетиции заканчиваются ссорами, сценами ревности и неожиданно серьезными разговорами о любви и искусстве.

Фильм «Сто дней после детства» стал одним из лидеров проката 1975 года. Эту добрую лирическую картину оценили и за рубежом: на Международном кинофестивале в Берлине он завоевал «Серебряного медведя», а также серебряную медаль Международного кинофестиваля в Авеллино (Италия). Пересмотреть его стоит и сегодня — ради музыки Исаака Шварца, солнечных зайчиков, пойманных камерой оператора Леонида Калашникова и удивительной игры юных актеров. Одну из главных ролей исполнила дебютантка Татьяна Друбич, впоследствии снявшаяся во многих картинах Соловьева.

«Спасатель» (1980)

Тему влияния на подростков школьной программы литературы продолжает фильм «Спасатель». Ася (Татьяна Друбич) закончила школу, поступила в институт, вышла замуж за одноклассника и вдруг осознала, что влюблена в другого. Асин муж ничего не понимает: он хорошо зарабатывает, любит ее, чего же ей не хватает? Другой их одноклассник, Виля (Василий Мищенко), никуда не поступил и собирается в армию, а пока работает спасателем на пляже и мучается, чувствуя себя виноватым: он подло поступил с одной хорошей девушкой. Все эти чувства разбудил во вчерашних школьниках кинематографист Вараксин (Александр Кайдановский), приехавший снимать документальное кино об их учителе литературы Ларикове (Сергей Шакуров).

«Наследница по прямой» (1982)

Девочка Женя (Татьяна Ковшова), страстная пушкинистка, очень взволнована своим открытием: вполне вероятно, что она потомок Александра Пушкина. У поэта, возможно, был роман с одной из ее прапрабабушек во время его пребывания в Одессе. Доказательство — письмо Пушкина к неизвестной, написанное в Одессе летом 1823 года.

В теорию Жени не верит никто из взрослых, пока в гости не приезжает из Москвы друг родителей с 18-летним сыном Володей (Игорь Нефедов). Скучающий в отсутствие более подходящей по возрасту компании юноша сперва подыгрывает Жене. Но потом, увлекшись интересной девушкой Валерией (Татьяна Друбич), Володя старается отделаться от маленькой подруги. Женя, воспитанная на литературе романтизма, сначала горько переживает разочарование в первой любви, а потом решается на месть. И тут ей приходит на помощь сам Александр Сергеевич (Сергей Шакуров) — в плаще, цилиндре, при бакенбардах и с добрыми отеческими наставлениями.

«Асса» (1987)

Пример сказки в которой музыка играет главную роль

В 1986 году Сергей Соловьев взялся за съемки фильма, который стал одной из важных вех в истории отечественного кино. Музыкальная драма об оказавшихся в любовном треугольнике молодой медсестре Алике, ее влиятельном любовнике Крымове и бедном музыканте-авангардисте Бананане получила специальный приз жюри на кинофестивале в Сан-Себастьяне. В СССР «Асса» стал культовым фильмом благодаря звучащим в ней песням групп «Браво», «Аквариум», «Кино» и других. Собственно, из них и родился фильм: познакомившись с андеграундными музыкантами и художниками, Соловьев решил снять картину с ними и отчасти про них.

На главную женскую роль Соловьев утвердил Татьяну Друбич. Ее любовника-богача сыграл Станислав Говорухин, который на эту роль согласился далеко не сразу — режиссеру пришлось долго уговаривать артиста. Бананана сыграл тогда еще малоизвестный художник, музыкант и актер Сергей Бугаев. Необычное название фильма придумал именно он (изначально картина должна была называться «Здравствуй, мальчик Бананан!»). Соловьев вспоминал, что Бугаев сразу предложил назвать фильм «Асса», потому что это название принесет ему успех. Что значит это слово, не объяснял, но в конце концов предложил понимать его как аббревиатуру: «Автор — Соловьев Сергей Александрович».

В 2007 году режиссер снял продолжение фильма — «2-Асса-2», в котором рассказывается о жизни Алики после событий «Ассы».

«Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1988)

Пример сказки в которой музыка играет главную роль

Действие фантасмагорической трагикомедии разворачивается в старой коммунальной квартире где-то в арбатских переулках. В ней живет мальчик Митя (Михаил Розанов), потомок известной дворянской семьи, и его сосед, пациент психиатрической клиники Толик (Александр Баширов). Их размеренная жизнь — Митя учится в школе и переписывается с дедом-белоэмигрантом, а Толик между госпитализациями готовит брагу и философствует — заканчивается, когда в квартире появляется юная бунтарка Саша (Друбич). За Сашей вслед приходят ее женатый любовник (Александр Абдулов), строгий папа-юрист (Александр Збруев) и чувствительная мама-балерина (Людмила Савельева), которые устраивают у Мити и Толика настоящее безумие.

Картину показали в программе «Особый взгляд» международного Каннского кинофестиваля в 1990 году. Как и в «Ассе», в ней звучит музыка группы «Аквариум» — вскоре после выхода фильма песни из него выпустили в виде двойного винилового альбома.

«Дом под звездным небом» (1991)

Своеобразную трилогию о смутных перестроечных годах, в которую входят также «Асса» и «Черная роза…», замыкает «Дом под звездным небом». В центре сюжета — жуткое противостояние академика Башкирцева (Михаил Ульянов) и мелкого беса Валентина Компостерова (Александр Баширов). В 1992 году фильм отметили «Никой» за работу художника, на кинофестивале «Кинотавр» он стал победителем в категории «Специальная премия в конкурсе “Фильмы для избранных”».

«Нежный возраст» (2000)

Выражение «нежный возраст», как объяснял Сергей Соловьев, он позаимствовал у Иосифа Бродского — так тот называл период между 12 и 25 годами. Фильм, снятый Соловьевым по сценарию, который он написал вместе с сыном Дмитрием (он же играет главную роль), рассказывает о взрослении москвича Ивана, которое пришлось на переходный период — от Советского Союза к рыночной экономике. Все это время, с самого детства и до 25 лет, герой любит одну и ту же девушку Лену (Елена Камаева), дочь родительских друзей. В погоне за красивой жизнью она уезжает в Париж, делает карьеру модели, выходит замуж за пожилого богача. Ивану приходится преодолеть множество препятствий, чтобы воссоединиться с Леной.

Музыку к «Нежному возрасту» написал Энри Лолашвили, главную песню, звучащую в фильме («Та, которую я люблю»), исполняет Борис Гребенщиков.

«Анна Каренина» (2009)

Пример сказки в которой музыка играет главную роль

Русская классика — одна из главных тем Сергея Соловьева. Среди экранизированных им в разные годы произведений — «Станционный смотритель» Пушкина (1972), «Три сестры» Чехова (1994), чеховские рассказы «Доктор», «Медведь», «Володя» (фильм «О любви», 2004). «Анна Каренина» стала признанием в любви роману Льва Толстого. Кстати, его упоминание можно найти и в «Спасателе» — в начале фильма есть сцена, в которой учитель литературы предлагает ученикам посмотреть на Анну как на жертву нравственных устоев своего времени.

Фильм образует дилогию с картиной «2-Асса-2», в которой Алика, ставшая актрисой, обожает роман Толстого. Оба фильма снимались параллельно. Несмотря на то что это стало большой нагрузкой для режиссера, он не прерывал работу ни над одним из них.

«Анна Каренина» — последний фильм с участием Александра Абдулова, который сыграл Стиву Облонского, и один из последних с Олегом Янковским (Алексей Каренин). Многие сцены Соловьев снимал в музее-усадьбе Толстого в Ясной Поляне.

«Одноклассники» (2010)

Предпоследний полнометражный фильм режиссера рассказывает о взаимоотношениях бывших одноклассников, молодого успешного бизнесмена, начинающей писательницы и весельчака-балагура. Критики сравнивали «Одноклассников» с ранними работами режиссера, посвященными темам взросления, — фильмами «Сто дней после детства» и «Спасатель». Есть в фильме и отсылка к фильмам трилогии о перестроечных годах — в нем звучит песня группы «Кино», а сюжет, в центре которого оказывается любовный треугольник, напоминает об «Ассе».

Сценарий написала ученица режиссера Софья Карпунина, которая сыграла главную женскую роль. Ее партнерами по площадке стали Константин Крюков и Аристарх Венес. В 2010 году на Международном детском кинофестивале «Артек» фильм получил приз за лучшую музыку. Композитором стала дочь режиссера Анна Соловьева.

«Ке-ды» (2016)

Пример сказки в которой музыка играет главную роль

Последняя полнометражная картина Соловьева в 2016 году открыла Московский международный кинофестиваль. «Фильм о банальных кедах» — так отзывался о ленте сам режиссер. Сюжет фильма действительно очень простой: накануне отправки в армию главный герой хочет исполнить свою мечту и купить кеды. Простой поход в магазин уносит его в круговерть трагикомических событий, которые заставляют его иначе посмотреть на жизнь.

Здравствуйте, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Мы рады вас
приветствовать ! Надеемся, что информация  будет полезна для вас!

Памятка для родителей

«Влияние театрализованной деятельности на развитие
детей
»

Поддерживать интерес
ребенка к театрализованной деятельности.

По мере возможности
стараться присутствовать на детских спектаклях.

Обсуждать с ребенком
перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после
спектакля — полученный результат. Отмечать достижения и определять пути
дальнейшего совершенствования.

Предлагать исполнить
понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся
сказки, стихотворения и пр.

Рассказывать знакомым в
присутствии ребенка о его достижениях.

Рассказывать ребенку о собственных
впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п.

Постепенно вырабатывать
у ребенка понимание театрального искусства, специфическое «театральное
восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».

По мере возможности организовывать
посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок.

Учить согласовывать свои
действия с действиями партнера (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к
партнеру).

Памятка для родителей

по организации театрализованной деятельности в семье

Мамы
и папы! Бабушки и дедушки!

Если Вы хотите развивать
творческие способности своего ребенка и желаете, чтобы Ваш ребёнок был успешен
в жизни, чаще предлагайте ему поучаствовать вместе с вами в театрализованной
деятельности!

Благодаря этой
деятельности у ребёнка будут развиваться:

  • психофизические способности (мимика и
    пантомимика)
    ;
  • психические процессы (восприятие,
    воображение, мышление, внимание, память)
    ;
  • речь (монологическая и диалогическая);
  • творческие способности  (умение
    перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль)
    .    

Для этого Вы можете
вместе с ребёнком:

  • разыгрывать стихи, сказки, рассказы, мини-сценки
    по ролям с использованием различных видов театров: игрушек, картинок или
    использовать предметы- заместители (кубики, камешки и другие
    подручные материалы)
    . Особое внимание уделяйте интонационной
    выразительности речи, выразительности жестов, движений;
  • во время досуга организовывать речевые игры и
    упражнения, занятия ритмопластикой, сочинять стихи и сказки;
  • учиться владеть куклами би-ба-бо и тростевыми
    куклами, другими доступными видами театров;
  • изготавливать и подбирать атрибуты к сказкам,
    элементы костюмов, оформлять декорации к представлениям;
  • на семейных праздниках чаще организовывайте театрализованные
    представления с использованием различных видов театров (плоскостным,
    пальчиковым и др.) 
     или организуйте игры- драматизации по
    мотивам сказок. 

Желаем
Вам всем творческих успехов!

Помните: чтобы развивать творческие способности ребёнка, ему
необходимо предлагать особую деятельность, в которой он сможет активно проявить
свою индивидуальность и самостоятельность.

Развитие
детей в театрализованной деятельности

Уважаемые
родители!

Читайте дома больше сказок, стихов и т.
д., беседуйте по содержанию произведения, исполняйте сказки, рассказы в лицах,
будьте эмоциональными.

Учите детей оперировать предметами,
игрушками через личный пример, разыгрывайте мини-спектакли на любую тему,
фантазируйте. Старайтесь мимикой, жестами помогать себе и ребенку в раскрытии
различных образов. Шейте костюмы своими руками, делайте маски и т. д.

Рисуйте с ребенком картины по прочитанным
произведениям, постарайтесь по возможности посещать с детьми театр, цирк и т.
д.

Закрепите в беседе правила поведения в
театре.

Упражнения

1. С помощью мимики выразите горе,
радость, боль, страх, удивление.

2. Покажите, как вы сидите у телевизора
(захватывающий фильм, за шахматной доской, на рыбалке (клюет).

Игры со скороговорками

Скороговорку надо отрабатывать через очень
медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся
беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро
(несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто
проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Варианты скороговорок

Король
– орел, орел-король.

У
Сени и Сани в сетях сом с усами.

Пантомимические этюды и упражнения

Давайте детям дома задания: понаблюдать,
запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших
ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят
и для этого не требуется особых наблюдений.

Покажите, как: вратарь ловит мяч; зоолог
ловит бабочку; рыбак ловит большую рыбу; ребенок ловит муху.

Большое значение для ребенка имеет театр,
театральная деятельность.

Ценность театральной деятельности в том,
что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения,
развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие
художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь
или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных
представлений. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои
переживания и впечатления выразить в действии.

Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их
жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью
творчества. А самое главное — навыки, полученные в театрализованных играх,
представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.


Тема:
 С. Я. Маршак. Драматическая сказка «Двенадцать месяцев»

Цель: Расширение знаний детей о творчестве С.Я.Маршака. Дать знания о театральном искусстве на примере сказки-пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

Задачи урока:

образовательные:

  • раскрыть стороны профессиональной деятельности С.Я.Маршака; 
  • дать представление о драматическом роде литературы, рассмотреть  жанровые особенности произведения.
  • развивать навыки осознанного выразительного чтения;

развивающие:

  • учить обобщать и делать выводы,
  • развивать умение рассуждать;

воспитательные:

  • расширить круг нравственных представлений школьников на основе сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

Методы обучения: словесные и наглядные, частично-поисковые, мотивации, стимулирования, использование АМО на разных этапах урока.

Средства обучения: презентация о театре, жизни С.Я.Маршака, аудиозапись сказки «Двенадцать месяцев», цикл музыкальной композиции П.И.Чайковского «Времена года», толковый словарь Ожегова.

Оборудование: мультимедийное оборудование

Ход урока

1.Организационный момент.

а) приветствие

Здравствуйте, ребята, садитесь!

б) Проверка готовности учащихся к уроку.

— Начинаем урок   литературного чтения. Большую роль играет волшебница-речь.  Речь каждого человека должна быть понятной, красивой.
-Ребята, а вам нравится урок  литературного чтения? Почему?
-Действительно, на уроках чтения мы учимся красиво говорить, правильно и выразительно читать, учимся любить природу, уважать людей, быть добрыми и справедливыми, честными и вежливыми. А пропуском на наш урок будет считалочка:
2. Актуализация ранее изученного.

Проверка домашнего задания.

/выразительное чтение стихотворения М.Бородицкой/

3. Изучение нового материала.

— Послушайте, ребята.Знаете ли вы, сколько месяцев в году?

-Двенадцать.

-А как их зовут?— Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. Но люди рассказывают, будто была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу. Как же это случилось?

— Ребята, из какого произведения этот отрывок?

— Какие герои встречаются нам в этой сказке? (положительные и отрицательные)

— О творчестве какого писателя мы будем говорить сегодня?

— Совершенно верно. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством С.Я.Маршака.

— Попытайтесь сами сформулировать тему нашего урок

— А какие задачи нам предстоит с вами решить на уроке? (Что нужно сделать на уроке?)

4. Введение в тему.

— С.Я.Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. Четырёх лет писал стихи, а с одиннадцати лет учился в гимназии и переводил древне-римского поэта Горация. Семья переезжала из одного города в другой, устроились на постоянное жительство в Петербурге. Учился в Англии, окончил Лондонский университет. С.М. Маршак был очень старательным и любил учиться. Он писал для детей стихи, сказки, загадки, пьесы.  В 1920году создал в г.Краснодаре один из первых детских театров, писал пьесы для театра.

— А знаете ли вы, каким человеком был Самуил Яковлевич Маршак? Люди, близко знавшие его, говорят, что Маршак, как все люди, был разным: добрым, веселым, сердитым, щедрым, строгим, взыскательным. Но все вспоминают о нем, как об очень талантливом и трудолюбивом человеке. Маршак и в своём творчестве был разным: поэтом, редактором ж урнала, переводчиком стихов, сатириком, драматургом. Невозможно на одном уроке познакомиться со всеми сторонами творчества поэта.

Сегодня мы будем говорить о нём как о драматурге, начнём знакомство с его драматической сказкой  «Двенадцать месяцев».

Пьесу-сказку «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршак писал во время Великой Отечественной войны. Она была опубликована в 1943 году, после чего была поставлена в Московских театрах. Из славянского фольклора взяты человеческие образы времён года. Именно в древних сказаниях возникли человеческие образы времен года. По одной из  версий — Самуил Маршак заимствовал этот сюжет у известной чешской писательницы Божены Немцовой. Известно, что западнославянская легенда подсказала только завязку пьесы, а не весь сюжетВ письме родным С.Я.Маршак писал: «Тема углублена тем, что героиня пьесы «Двенадцать месяцев» живёт в природе и в труде.

— Как вы объясняете, что в годы тяжелейших испытаний драматург взялся за светлую сказку для детей? Почему она оказалась нужной и интересной не только детям, но и взрослым?

(Дети и во время войны остаются детьми, а сказка помогает им верить в торжество добра и справедливости).

-Дома вы прочитали сказку. Поделитесь своими впечатлениями.

— Понравилась вам сказка?

— Чем?

— Кто желает кратко пересказать содержание сказки?

(В этой сказке рассказывается о том, как королева под Новый год издала указ, что наградит того, кто принесет ей корзину подснежников. Жадные и злые Мачеха с Дочерью посылают в лес Падчерицу. Падчерица встречает у костра 12 братьев Месяцев. Они помогают ей, дарят ей подснежники и волшебное колечко. Мачеха с родной Дочерью приносят подснежники во дворец, и Королева приказывает им показать, где они нарвали цветы. Мачеха с Дочерью рассказывают о Падчерице, и Королева со свитой, с Мачехой, Дочкой и Падчерицей едут в лес. Королева хочет казнить Падчерицу, но братья Месяцы приходят ей на помощь, превращают Мачеху и ее Дочку в собак, разгоняют придворных ).

— Ребята, что больше всего удивило вас в этой сказке?

— Какой вывод для себя вы сделали после её прочтения?

Новогодняя сказка «Двенадцать месяцев» берет свое начало из славянского фольклора.. Еще в самом начале работы над сказкой в письме к родным Маршак писал: «Тема углублена тем, что героиня пьесы «12 месяцев» живет в природе и в труде. Все месяцы ее знают: один видел ее у проруби, когда она ходила по воду, другой в лесу, когда она рубила дрова, третий на огороде, где она поливала рассаду, и т. д.»

5. Драма как род литературы

Перед вами на партах произведения С.Я Маршака с названием «Двенадцать месяцев».
драматическая сказка.(отрывок из которой дан в учебнике

— Скажите, какой текст легче пересказать, а какой труднее? (легче пересказать текст эпической сказки , труднее — драматической)

— Почему? (Потому что сказка написана по ролям, т.е. для исполнения не одним человеком)
А для чего она написана? (Для постановки на сцене)
— Т.е., где же мы смогли бы, кроме книги, увидеть эту пьесу? (В театре)

Вспомним, что такое роды литературы (см. материал учебника, часть первая, с. 53).
Роды литературы — это три большие группы, на которые делятся художественные произведения.
— Назовите роды литературы.
Эпос, лирика, драма.
— К какому роду литературы мы отнесем стихотворения, поэмы, рассказы, повести, романы?
— Произведения каких видов мы отнесем к драме?
— Чем, по-вашему, отличается пьеса от других произведений?

Пьеса — драматическое произведение, обычно классического стиля, созданное для постановки какого-либо действия в театре, для исполнения со сцены. 
Структура пьесы включает в себя текст действующих лиц (диалоги и монологи) и функциональные авторские ремарки (примечания, особенностей интерьера, внешности персонажей и т.д.). Как правило, пьеса начинается списком действующих лиц, иногда — с указанием их возраста, профессии, родственных связей и т.п. 

Сказка — повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, как правило с участием волшебных, фантастических сил. 
Пьеса-сказка строится по законам драматического жанра. В основе может лежать известный сказочный сюжет, но от него, как правило, остаётся только последовательность развития событий, способы же организации художественного мира здесь совершенно иные. 

Ремарки — в драматическом произведении (см. Драма) краткие замечания автора, касающиеся места и времени действия, тона и интонации произносимых героями монологов и реплик,Ремарки изначально должны были помочь актерам и режиссерам в театральной постановке пьесы. Начиная с конца XIX века ремарки приобретают все большее значение, указывая, в частности, на эмоциональную окрашенность того или иного эпизода, создавая определенное настроение

Драма – литературное произведение, построенное в форме диалога и предназначенное для исполнения на сцене.

Я хочу познакомить вас с особенностями драматических произведений.

— начинается со списка действующих лиц.

— состоит из действий (актов);

— действия делятся на картины;

— имеются краткие ремарки (заметки, подсказки) автора.

При постановке пьесы в театре перед началом зрители приобретают программки, в которых перечислены главные действующие лица пьесы и исполнители. На сцене не звучат слова автора, которые поясняли бы поступки героев. Актеры произносят слова, играя каждый свою роль. Вместо описаний природы на сцене стоят декорации, играет музыка.

Некоторые ребята нашего класса занимались в кружке «Волшебный мир театра». Вы знакомились с постановкой голоса, учились владеть мимикой, жестами, участвовали в постановке небольших сценок. Это был ваш первый опыт  работы на сцене. Кому было интересно этим заниматься? А кто в будущем хотел бы стать актером? Какие качества для этого нужны на ваш взгляд?

6. Физминутка

Игра «Угадай героя»

«Сначала надо думать, а потом писать….» (профессор

«Я издам новый закон природы!» (королева)

«Не спи – замерзнешь!» (белочка)

« И платочек на ней тот же самый, дырявый, и сапожонки худые, что днем на ней были» (январь)

«А чтобы и в самом деле не забыла, вот тебе колечко на память.» (апрель)

«Ну, брат Январь, конец зимней весне приходит. Бери свой посох.» (декабрь)

7. Работа по учебнику.

— Откройте учебник на с.85

— Рассмотрим список действующих лиц к драматической сказке «12месяцев»  

— Какие пояснения даны автором?

— Что надо сделать, чтобы выразительно прочитать реплики «своего» героя?

— Надо представить характер этого героя, мысленно увидеть поступки, которые

  он совершает, передать мысли и настроения действующего лица.

8.Словарная работа.

-В пьесе встретятся незнакомые нам слова. Давайте поработаем над ними. Найдите в учебнике толкование слов:

КАНЦЛЕР, ГЛАШАТАЙ, МАНТИЯ, РЕСКРИПТ…

9. Чтение первого действия (по ролям).

Проверка первичного восприятия.

— Какие слова «выдают» характер Королевы?

— Королева действительно любит цветы? 

— Как можно охарактеризовать её поступок?

Королева – это человек, от которого зависит жизнь государства. Но Маршак нам показал другую Королеву – безответственную, своевольную, неблагодарную, в силу своих недостатков очень одинокую.

— Что вы можете сказать о характере Профессора?

— Когда происходят события сказки?

— Как вы думаете, найдется ли кто-то, желающий выполнить заведомо невыполнимый приказ Королевы?

— Почему?

10. Итог  урока.

— С каким произведением мы начали знакомство на сегодняшнем уроке?

— Кто его автор?

— Когда Маршак начал работу над сказкой «12 месяцев»?

— Назовите отличительные особенности драматического произведения?

— Вам  интересно узнать,  как будут развиваться события?

— Продолжение сказки мы будем читать на следующем уроке.

11. Домашнее задание.

1. Подготовить инсценированное чтение текста « Двенадцать месяцев».

2. Сделать афишу к сказке.

«Три орешка для Золушки» | Фото: Studio Barrandov / DEFA

«Три орешка для Золушки»|Фото: Studio Barrandov / DEFA

Кадры, на которых юные Либуше Шафранкова и Павел Травничек едут по заснеженной равнине под песню в исполнении Карела Готта, наверное, одни из самых известных в истории чешского кино. И ремейк такого фильма не мог не вызвать в Чехии определенную критику.

«Норвежская исполнительница, разумеется, не обладает озорной искоркой Либуше Шафранковой», – считает журнал Reflex, который полагает, что «музыка в фильме невыразительна». «Музыкальная стилизация в целом ближе к «Игре престолов», чем к музыке Карела Свободы [чехословацкого композитора]», – сообщает «Чешское Радио».

«Франтишек Павличек [автор чехословацкого сценария] писал прекрасно, и хотя над норвежским сценарием несколько лет работали стразу четыре опытных сценариста, сильно испортить его они не смогли. Однако кое-что им тут удалось – они лишили «Золушку» юмора, и это одно из самых тяжелых прегрешений. Хотя собственным волшебством новинка обладает, однако оно несколько иного толка, более суровое», – говорится в рецензии, опубликованной в газете Právo.

«Tre nøtter til Askepott» | Фото: Storm Films, Bontonfilm

«Tre nøtter til Askepott»|Фото: Storm Films, Bontonfilm

Золушка 1973 года была уверена в себе, умела стрелять из лука, любила лес, и «не смотрела на принца с одним лишь обожанием». «Что еще более современное тут можно написать даже сегодня?» – удивляется автор рецензии. «Создатели называют фильм феминистским, не экономя на нравоучениях вроде: «Не отстреливай животных, которых не сможешь съесть»», – с иронией отмечает автор.

Немало споров в Чехии также вызвал и поцелуй двух мужчин в кадре: говорили, что в Чехии покажут копию без этого короткого эпизода, но теперь всю эту историю называют «пиар-трюком». Не понравилась критикам и демонстрация желудочных проблем, с которыми сталкивается сестра Золушки из-за чечевичной диеты.

Вацлав Ворличек | Фото: Adam Kebrt, Český rozhlas

Вацлав Ворличек|Фото: Adam Kebrt, Český rozhlas

Режиссер чешской ленты Вацлав Ворличек, скончавшийся в 2019 году, несколько раз отказывался снимать норвежский вариант киносказки. «Я приехал в Осло, но когда увидел тамошних девушек, то понял, что вторую Либушку там не найду!» – не без юмора комментировал Ворличек идею норвежцев в интервью «Чешскому Радио». Однако на создание ремейка их благословил. В результате фильм поставила норвежская актриса и режиссер Сесиль Москли.

Главную роль в ленте «Tre nøtter til Askepott» исполнила 25-летняя певица Астрид Смепласс. Принца играет Ченгиз Аль – один из самых популярных молодых актеров Норвегии. Да и весь актерский состав – крупнейшие звезды, такие как Кристофер Хивью из «Игры престолов» и Торбьёрн Харр из «Викингов».

«Tre nøtter til Askepott» | Фото: David Vu, Storm Films

«Tre nøtter til Askepott»|Фото: David Vu, Storm Films

В чешском прокате в фильм вернется «принц» Павел Травничек, голос которого в ленте 1973 года не прозвучал – из-за моравского акцента его тогда дублировали. Теперь Травничек озвучил одного из персонажей. Чешская Золушка – актриса Либуше Шафранкова летом 2021 года скончалась.

«Tre nøtter til Askepott» | Фото: Storm Films, Bontonfilm

«Tre nøtter til Askepott»|Фото: Storm Films, Bontonfilm

На вопросы английской редакции Radio Prague Int. ответил один из продюсеров ремейка Фредерик Ховард.

– Почему чехословацкая лента оказалась такой популярной в Норвегии?

– Думаю, прежде всего потому, что это потрясающая картина. Кроме того, это был один из первых неамериканских детских фильмов, который действительно всем понравился, потому что был чем-то особенным. Там показана сильная девушка, которая посмела забрасывать снежками принца. Фильм ближе к нашей культуре, чем гламурные американские сказки Диснея.

«Tre nøtter til Askepott» | Фото: Storm Films, Bontonfilm

«Tre nøtter til Askepott»|Фото: Storm Films, Bontonfilm

– Правда ли, что когда телеканал однажды решил не показывать фильм на Рождество, телезрители Норвегии пришли в негодование?

– Да, было много жалоб в прессе и писем в правительство. Люди были из-за этого просто не в себе! Думаю, для большинства норвежцев просмотр «Золушки» по телевизору – одна из отличительных черт Рождества. Каждое Рождество одно из самых важных событий – собраться всей семьей и посмотреть этот фильм.

– Почему вы решили снять ремейк такой сверхпопулярной ленты?

«Tre nøtter til Askepott» | Фото: Storm Films, Bontonfilm

«Tre nøtter til Askepott»|Фото: Storm Films, Bontonfilm

– Причина, по которой я хотел сделать это, очевидно, в том, что я люблю оригинал. Однако лента начала несколько устаревать. Кроме того, фильм у нас был доступен только на чешском языке: версия, которая транслируется в Норвегии, озвучена одним человеком, который дублирует всех персонажей. Мы хотели сделать фильм современнее, сохранив при этом суть оригинала. Я считаю, что спустя полвека мы вправе переделать любимое произведение. Ведь мы снова и снова исполняем Моцарта, время от времени делаем новые версии песен Beatles, и здесь то же самое. Мы должны быть уверены, что рассказанная история воспринимается новым поколением как современная.

– Чем новая версия отличается от оригинала? Какие самые большие изменения вы внесли?

«Tre nøtter til Askepott» | Фото: Storm Films, Bontonfilm

«Tre nøtter til Askepott»|Фото: Storm Films, Bontonfilm

– Я думаю, что большинство изменений носит эстетический характер. Кроме того, мы используем современный язык, и, конечно же, фильм снят в других локациях. Мы работали в Норвегии, что не входило в изначальные планы. Мы собирались снимать в Чехии и Словакии, но из-за ограничений на поездки в связи с пандемией коронавируса нам пришлось осуществлять производство в Норвегии. Это, конечно, изменило эстетику фильма – действие перенесено выше в горы. Другое важное изменение состоит в том, что в конце мы добавили чуть больше экшена. И также привнесли новое содержание в третий орешек. Это должно стать небольшим сюрпризом для зрителей.

В современном прочтении сказки зрители увидят новые костюмы и, конечно, норвежскую зиму и заснеженные леса.

«Tre nøtter til Askepott» | Фото: Storm Films, Bontonfilm

«Tre nøtter til Askepott»|Фото: Storm Films, Bontonfilm

Кстати, когда кинематографисты ЧССР и ГДР снимали свой фильм – а съемки проходили в замке Морицбург под Дрезденом и в чешском замке Швигов – то столкнулись с нехваткой снега. В Германии пришлось использовать искусственный снег из перемолотых рыбных костей, которые источали отвратительный запах. В Чехословакии крыши посыпали гипсом, а белым покровом служил перемолотый полистирол. В Норвегии снега было достаточно.

«У норвежцев были не только горы снега, но и ледяные водопады. Кадры природы, сделанные, в том числе, и благодаря современным технологиям, относятся к самым эффектным», – пишет газета Právo.

Урок музыки по программе Науменко Т.И., Алеева В.В., Кичак Т.Н. предназначен для углубления и систематизации знаний по теме «Ритм» в рамках освоения модуля «Средства выразительности музыки», и развития ритмического слуха у учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений.

Номер слайда

Содержание этапов урока

Деятельность учителя и учащихся

Аспекты

здоровьесбережения

Организационный этап

1

(Титульный слайд учитель не показывает учащимся. Демонстрация презентации начинается со второго слайда.)

Предварительное проветривание кабинета перед уроком и проверка освещённости.

Эмоциональное стимулирование учащихся к учебной деятельности.

Подготовка голосового аппарата к пению.

2

Приветствие.

Эпиграф о ритме танца.

Дыхательная гимнастика, речевая разминка и распевка.

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Сегодняшний урок я хочу начать с эпиграфа — фрагмента стихотворения Татьяны Безымянной:

«Движенье, ритм, мелодия, шаги,

Вперед, назад и поворот,

Прогиб, рывок и взмах ноги,

Кто танцевал — тот всё поймет!»

В течение урока нам предстоит понять, как музыка связана с движением? Но прежде всего нам необходимо сделать дыхательную гимнастику, речевую разминку и распевку, чтобы «разогреть» голосовые связки, настроить артикуляцию.

Дети. (Совместно с учителем выполняют дыхательную гимнастику, речевую разминку и распеваются).

Активизация необходимых знаний

3

Пластическое интонирование — разучивание движений к песне.

Исполнение песни Джорджа Гершвина «Хлопай в ладоши» с движениями.

Учитель. Предлагаю исполнить песню Джорджа Гершвина «Хлопай в ладоши», которую мы разучили на предыдущем уроке, и украсить её движениями. Как вы думаете, какие движения удобно делать под эту песню?

Дети. Хлопать в ладоши. А можно щёлкать пальцами?

Учитель. Можно. Этим мы сейчас и займёмся. Это произведение создано в джазовой манере с характерными для джаза синкопами. Поэтому хлопки и щелчки будут, в основном, на слабой доле такта. В запеве будем хлопать в ладоши, а в припеве щёлкать пальцами сначала правой, а затем левой руки по 8 тактов с движением локтя от себя (учитель показывает.). Давайте сначала порепетируем. (Учитель даёт настройку на ритм песни: «Раз — два — раз, два, три, четыре».)

Дети. (Выполняют.)

Учитель. А теперь давайте встанем и исполним песню «Хлопай в ладоши» на слог «ду» с ритмическим аккомпанементом.

Дети. (Исполняют песню вместе с учителем с хлопками и щелчками).

Учитель. Молодцы!

Продолжаем двигаться дальше. На предыдущем уроке мы с вами говорили о единстве музыкального произведения. Как вы объясните сочетание традиции и новаторства в музыкальном произведении?

Дети. Каждый композитор, сочиняя, например, новый балет, знает, каким должен быть балет. Потому что до него уже сочиняли балеты другие композиторы. Но его балет должен отличаться от балетов других композиторов, чтобы его было интересно слушать и смотреть. Так в одном балете соединяются традиции и новаторство.

Учитель. Да. Что же делает музыкальные произведения неповторимыми?

Дети. Произведения неповторимыми делают средства выразительности музыки.

Преодоление утомления и гиподинамии, полученных на других уроках в этот день.

Хоровое пение, стоя с хлопками и щёлканьем пальцев, способствует эмоциональному подъёму.

4

Работа с учебником (§ 8) — повторение средств выразительности музыки.

Учитель. Правильно. Назовите их.

Дети. Мелодия, ритм, динамика, тембр, гармония, полифония, фактура.

Учитель. Верно. Представьте себе, что вы пишете музыку на сказочный сюжет. Какие средства выразительности музыки будут играть главную роль в вашем произведении?

Дети. Мелодию будут исполнять, например, арфа, колокольчики, флейта. Она будет звучать необычно.

Учитель. А если вы создаёте современную танцевальную музыку, какие средства выразительности вам понадобятся?

Дети. Понадобятся современный ритм, ударная установка, много разных ударных инструментов, яркая громкая мелодия.

Учитель. Я согласна с вами. На экране средства выразительности музыки. Одним из них мы уже начали сегодня заниматься. Вспомните, пожалуйста, о чём был эпиграф к уроку? Как вы думаете, о каком выразительном средстве музыки пойдёт речь, и какой будет тема урока?

Дети. Речь пойдёт о ритме. Темой урока будет ритм.

Эмоциональное подкрепление учителем учащихся в процессе их ответов на вопросы.

Формирование понятий и способов действий

5

Учитель. Верно. Тема урока «Вначале был ритм». Я знаю выражение «Вначале было слово».

6

Цель урока — понять, почему можно говорить о том, что ритм был «вначале». Почему изучение средств выразительности музыки мы начинаем именно с ритма?

7

Задача урока — убедиться на практике в справедливости утверждения: «Движение — это жизнь!».

8

Погружение в тему урока — роль ритма в жизни человека и его свойства.

Какие у вас есть версии того, что ритм существовал изначально?

Дети. Может быть, он был всегда, когда человека ещё не было на Земле?

Учитель. Действительно. Например, Земля ещё до появления человека ритмично делала обороты вокруг Солнца за 365 дней.

Дети. И вокруг своей оси каждые 24 часа.

Учитель. Правильно. Какие ещё примеры проявления ритма вам известны?

Дети. Смена времен года, месяцев, дня и ночи.

Учитель. Ритмично бьется наше сердце. А если сердечный ритм нарушается, о чём это говорит?

Дети. Это говорит о том, что у человека заболело сердце.

Учитель. Да. Сердце ни на минуту не прекращает свою ритмичную работу на протяжении всей жизни человека. В течение 15 секунд понаблюдайте за своим пульсом. Начали! (Учитель засекает время.) Что вы почувствовали? Удары идут сразу один за другим?

Дети. Нет. Удар, тишина, удар, тишина.

Включение в содержание урока информации о работе ритмичной работе сердца и о её связи с состоянием здоровья человека.

9

Учитель. Да. Вы обратили внимание на то, что проявления ритма в окружающем мире и внутри нас связаны с движением и подчиняются каким-то законам? Подумайте и назовите их. Но прежде обратите внимание на стройные ряды колонн древнегреческого храма, на форму амфоры. Если затрудняетесь, то можете воспользоваться учебником (§ 9, страница 42) и ответить на вопрос.

Дети. Порядок и симметрия — коренные свойства ритма.

10

Формирование понятия «ритм».

Учитель. Интересно, как в музыке проявляется порядок и симметрия? Что такое «ритм» в музыке?

Дети. Ритм — это повторение долгих и коротких нот и пауз.

Учитель. Да, ритм — чередование различных длительностей нот и пауз. Это как с биением сердца: удар, тишина, удар, тишина. Напомните мне, какие длительности нот и пауз вы знаете?

Дети. Четвертные, восьмые, половинные, шестнадцатые, целые.

Учитель. Правильно. Чередование тоже означает движение. Когда мы исполняли песню «Хлопай в ладоши», какие движения, кроме хлопков и щёлканий, нам ещё хотелось делать?

Дети. Хотелось танцевать.

Использование презентации — аудиовизуального вида включения учащихся в интеллектуальную деятельность.

11

Учитель. Да. Скажите, какие жанры музыки тесно связаны с движением?

Дети. Танцы.

Учитель. Конечно. А ещё?

Дети. Марш.

Учитель. Верно. Эти жанры возникли недавно или известны с древнейших времён?

Дети. Танцы и марши возникли давно. Ещё первобытные люди танцевали вокруг огня.

Учитель. То есть жанры танца и марша, связанные с ритмом, тоже были «вначале»?

Дети. Да.

Учитель. Нужен ли для этих жанров порядок?

Дети. Конечно, нужен. Без порядка нельзя маршировать солдатам в строю: собьются с ноги, строй нарушится. В танце тоже нужен порядок, иначе танцоры будут наступать друг другу на ноги.

Учитель. Верно. Начинающие танцоры даже вслух считают в ритме танца. Танец всегда был одним из самых любимых занятий человека. Какой танец считается наиболее популярным?

Дети. Самый популярный танец — вальс.

Учёт возрастных особенностей и ведущих сенсорных каналов восприятия при организации урока.

12

Восприятие музыки Иоганна Штрауса «Сказки Венского леса» и пластическое интонирование.

Учитель. Я предлагаю вам, ребята, послушать очень известный вальс Иоганна Штрауса «Сказки Венского леса». Ритм этого танца композитору навеял стук колес кареты, в которой он ехал. В таком случае ответьте, пожалуйста, что стало источником вдохновения композитора? Разве музыка?

Дети. Нет. Источником стала жизнь.

Учитель. Правильно. Стук колёс кареты — это часть ритма жизни людей. Мы снова убеждаемся в том, что ритм был «вначале».

Во время звучания вальса вам необходимо подумать и ответить на вопрос: «В чём состоят особенности вальса?». Прислушайтесь к ритму этого танца и выполните круговые движения руками от себя, как будто вы отталкиваете волну.

Дети. А сколько раз надо «оттолкнуть волну»?

Учитель. Сделайте столько движений, сколько вам будет приятно это делать.

Дети. («Дирижируют», делая круговые движения от себя.)

Наблюдение за эмоциональным состоянием учащихся при слушании музыки и пластическом интонировании.

13

Анализ средств выразительности в вальсе Иоганна Штрауса.

Учитель. Кто готов ответить на вопрос, в чём состоят особенности вальса?

Дети. Под звуки вальса пары кружатся, считают — «раз, два, три, раз, два, три».

Учитель. В каком размере пишется вальс?

Дети. В размере три четверти.

Учитель. Да. Но в этом размере сочиняется ещё много других танцев. Например, полонез, мазурка, болеро.

Дети. А у вальса ритм такой: «РАЗ, два, три, РАЗ, два, три», с ударением на «раз». А ещё у вальса нежная, плавная мелодия.

Учитель. Правильно. Посмотрите на нотный пример в учебнике на странице 44. Обратите внимание на традиционную запись аккомпанемента вальса в басовом ключе.

Дети. В аккомпанементе в каждом такте одна нота и два аккорда.

Решение стандартных и нестандартных учебных задач

14

Определение на слух танцев по ритму.

Учитель. Да. Чтобы хорошо танцевать необходимо чувство ритма. Предлагаю вам выполнить ряд заданий для развития чувства ритма.

Мы уже вспомнили главные особенности ритма вальса. У других танцев тоже есть свои особенности ритма, по которым их можно узнать. С первого класса на уроках музыки мы слушали различные музыкальные произведения танцевального характера, рассуждали о них, отличали друг от друга, приобретали опыт. Предлагаю вам использовать накопленный опыт и определить танцы на слух. Если вы правильно ответите — услышите аплодисменты. Если неправильно — надпись с названием танца исчезнет. Будьте внимательны, чтобы вы могли помочь одноклассникам исправить возможные ошибки. Есть ли у вас вопросы?

Дети. Да. Что такое «болеро»?

Учитель. Болеро — это трёхдольный испанский танец, сопровождаемый щелчками кастаньет. Посмотрите в учебнике на страницу 49, и вы увидите иллюстрацию танца. С ним мы познакомимся в ближайшее время.

Первый учащийся, который определит танец, приглашается к доске и нажимает на соответствующую танцу надпись. Одним предложением необходимо пояснить свой выбор. Если ответ будет неверным, то на кнопки надо нажимать до получения правильного ответа.

(Звучит «Итальянская полька» С.В. Рахманинова).

Дети. (Поочерёдно выходят к интерактивной доске и дают ответы.)

Первый танец — полька. Она лёгкая, весёлая.

Смена динамической позы: необходимость встать и подойти к интерактивной доске, чтобы включить ответ на вопрос.

Использование игровых технологий при определении танцев на слух по ритму.

15

(Звучит «Полонез» из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского).

Это полонез. Он похож на марш, потому что звучит торжественно, празднично.

16

(Звучит «Вальс» из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского).

Третий танец — вальс. Музыка плавная, нежная, под неё можно кружиться.

17

(Звучит «Болеро» М.Равеля).

Это болеро. Звучит медленно, слышны ударные инструменты.

Учитель. Мы уже многое вспомнили сегодня о ритме в жизни человека и в музыке. Есть ещё одно интересное применение ритма — «Азбука Морзе». Её используют радисты. В ней тоже чередуются долгие и короткие … сигналы, сочетание которых образует буквы алфавита. Какой самый популярный сигнал «Азбуки Морзе» вам известен?

Дети. SOS — «спасите наши души».

Учитель. Изобразите его.

Дети. (Простукивают: три коротких — три долгих — три коротких сигнала.)

18

Проблемная ситуация.

Выполнение Задания № 1 в «Рабочей тетради»: определение песен по записи ритма нестандартным способом.

Учитель. Молодцы! Предлагаю представить себя радистами и «расшифровать» ритм знакомых вам песен с помощью «Азбуки Морзе». «Ключ» к расшифровке:

● короткий звук;

__ долгий звук.

Сейчас я выдам вам лист «Рабочей тетради» (см. Приложение 1.) Выполните в нём самостоятельно Задание № 1: соедините стрелками названия песен «Государственный Гимн Российской Федерации», «Дорога Добра» и «Лев и брадобрей» с соответствующим ритмом. Давайте вместе прохлопаем ритм первых фраз этих песен. Первый учащийся, который выполнит это задание, поднимает руку.

Дети. (Прохлопывают ритм песен вместе с учителем. Выполняют Задание № 1 в тетради и отвечают.)

Учитель. Сверьте свои варианты ответов с вариантами на экране. Внесите в таблицу самооценки количество набранных вами баллов за верные ответы. Затем исправьте в «Рабочей тетради» неверные ответы.

Дети. (Заполняют таблицу самооценки.)

Методы, направленные на развитие интеллекта, эмоций: использование знаково-символических средств «Азбуки Морзе» (элементы ролевой игры).

Реализация права учащихся на выбор и на ошибку.

19

Проблемная ситуация.

Выполнение Задания № 2 в «Рабочей тетради»: запись ритма знакомой песни нестандартным способом.

Учитель. А теперь в «Рабочей тетради» выполните самостоятельно Задание № 2. Попробуйте «зашифровать» ритм первых двух строф песни «Погоня» из кинофильма «Неуловимые мстители». Учащийся, который справится с этим заданием первым, поднимает руку.

Дети. (Выполняют Задание № 2 в тетради и отвечают.)

Учитель. Сверьте свои записи с ответом на экране (интерактивной доске). Внесите в таблицу самооценки количество набранных вами баллов за верные ответы. При необходимости зачеркните неверный ответ и запишите рядом правильный.

Дети. (Заполняют таблицу самооценки.)

Учитель. Сегодня мы совершали движения руками, слушая музыку. Настало время для движения глазами. Шарики поочерёдно будут двигаться под музыку, а вам необходимо следить за их движением в ритме танца.

Дифференцированный подход к учащимся: на вопросы разного уровня сложности отвечают учащиеся с соответствующим уровнем освоения предмета.

Динамическая пауза

20

Гимнастика для глаз под музыку вальса Иоганна Штрауса «Сказки Венского леса».

Дети. (Выполняют движения:

— 10 колебательных движений глазами по горизонтали (справа-налево, слева-направо),

— 10 колебательных движений глазами по вертикали (вверх-вниз, вниз-вверх),

— 10 круговых вращательных движений глазами (слева-направо),

— 10 круговых вращательных движений глазами (справа-налево),

— 10 круговых вращательных движений глазами в правую, затем в левую сторону, как бы вычерчивая лежащую на боку цифру 8.)

Учитель. Под какую музыку вы выполняли движения?

Дети. Гимнастику для глаз мы делали под музыку Венского вальса Штрауса.

Гимнастика для глаз проводится по классической схеме офтальмотренажёра В.Ф.Базарного.

Обобщение полученных знаний

21

Что узнали?

Учитель. Да. Чтобы обобщить знания о ритме предлагаю вам самостоятельно выполнить Задание № 3 в «Рабочей тетради»: дать краткие ответы на основные вопросы о ритме, которые станут планом вашего ответа на следующем уроке. Время выполнения задания — 5 минут.

Приведите три примера ритма в окружающем мире.

— Каковы коренные свойства ритма?

— Что такое музыкальный ритм?

— Какие жанры музыки связаны с движением?

— В чём заключается неповторимое своеобразие ритма вальса?

— Кто автор вальса, который мы сегодня слушали, и как он называется?

Дети. (Письменно отвечают на вопросы Задания № 3 в «Рабочей тетради».)

Учитель. Время выполнения задания подошло к концу. Сверьте свои ответы с ответами на экране (интерактивной доске) и занесите в таблицу самооценки баллы за каждый правильный ответ на вопросы Задания № 3. Если из двух слов ответа вы верно записали только одно слово, то поставьте себе за ответ на этот вопрос один балл.

Вопрос 1. За три верных ответа запишите 3 балла. Примеры ответов: «смена времён года, месяцев, дней недели, времени суток, биение сердца».

Вопрос 2. За наличие в ответе слов «порядок» и «симметрия» приплюсуйте ещё 2 балла.

Неоднократное повторение в разных вариациях полученной в течение урока информации, способствующее закреплению знаний учащимися с разными уровнями освоения учебного материала.

22

Вопрос 3. За наличие в ответе слов «длительностей нот» и «пауз» допишите ещё 2 балла.

Вопрос 4. За наличие в ответе слов «танец» и «марш» приплюсуйте ещё 2 балла.

23

Вопрос 5. За наличие в ответе слов «в размере 3/4» и «в чередовании (повторении) одной сильной и двух слабых долей» припишите ещё 2 балла.

Вопрос 6. За наличие в ответе слов «Штраус» и «Венского леса» приплюсуйте ещё 2 балла.

Посчитайте общее количество баллов и поставьте отметку за выполнение всех трёх заданий в четвёртую колонку таблицы самооценки в соответствии с критериями.

Дети. (Выставляют себе отметку за выполнение всех заданий.)

Учитель. Поднимите руки те, кто получил отметки «5» или «4». Я уверена, что с заданиями все справились и получили только хорошие отметки.

Создание ситуаций успеха для разных категорий учащихся.

Подведение итогов урока

24

Подведём итоги урока. Удалось ли нам достичь поставленной цели: понять, почему ритм был вначале? Поясните свой ответ.

Дети. Да, удалось. Ведь ритм существовал ещё до появления человека на Земле.

Учитель. Верно. Один уже известный нам композитор сначала услышал ритмичный стук колёс кареты, а затем сочинил свой знаменитый вальс. Выполнили ли мы задачу — убедиться в справедливости высказывания: «Движение — это жизнь!»? Докажите.

Дети. Выполнили. Пока бьётся сердце человека, он живёт. Пока человек двигается, жизнь продолжается.

Учитель. Лучше не скажешь. И многие виды нашей работы на уроке музыки были связаны с движением. Вспомните и назовите их.

Дети. Мы пели и хлопали в ладоши, дирижировали, делали гимнастику для глаз.

Учитель. Ребята, если у вас есть маленькие братья и сёстры, то ответьте, как они реагируют на незнакомую танцевальную музыку?

Дети. Они начинают пританцовывать.

Использование видов деятельности, непосредственно связанных с движением: дирижирование, гимнастика для глаз, хлопки в ладоши.

25

Учитель. А ведь этим малышам никто не объяснял, что это танцевальная музыка. Просто ритм, который «был вначале», действует на людей магически. Он, видимо, совпадает с их пульсом, будит внутреннюю энергию. К чему чаще всего побуждает человека ритм?

Дети. Ритм побуждает человека к движению.

Учитель. Правильно. А «движение — это?..»

Дети. «Движение — это жизнь!».

Домашнее задание

26

Домашнее задание: прочитать § 9 учебника, ответить на вопросы к нему, нарисовать ритмическую композицию.

Учитель. Молодцы!

Домашнее задание: прочитайте § 9, устно ответьте на вопросы к нему. Используйте при подготовке домашнего задания план ответа, который вы составили, отвечая на вопросы Задания № 3.

Выполните творческое задание в «Рабочей тетради»:

— рассмотрите четыре примера ритмической композиции;

— простым карандашом создайте свою ритмическую композицию с учётом коренных свойств ритма. Используйте линии, геометрические фигуры, штриховку.

Понятно ли вам домашнее задание?

Дети. Да. Коренные свойства ритма: порядок и симметрия.

Рефлексия

27

Какими видами деятельности занимались на уроке?

Учитель. Ребята, я благодарю вас за сотрудничество на уроке! Назовите мне, пожалуйста, имена самых активных участников обсуждения темы урока.

Дети. (Называют.)

Учитель. Вы лучшие!

Выберите и назовите виды деятельности, которыми вы занимались на уроке с удовольствием:

    Ритмический аккомпанемент к песне Джорджа Гершвина «Хлопай в ладоши».

  • Поиск ритма в окружающем мире и в жизни человека.
  • Ритмичные движения под музыку вальса.
  • Определение на слух танцев.
  • Расшифровка ритмического рисунка песен с помощью «Азбуки Морзе».
  • Гимнастика для глаз.

Дети. (Называют свой выбор.)

28

Определение учащимися степени освоения материала урока.

Учитель. Я прошу вас взять смайлик (см. Приложение 2), соответствующий вашему настроению, и положить его в музыкальную шкатулку. Самый активный участник посчитает смайлики и определит «погоду» сегодняшнего урока.

Дети. (Каждый учащийся выбирает один смайлик и кладёт его в шкатулку. Один учащийся считает смайлики и сообщает количество смайликов каждой группы эмоций.)

Учитель. Спасибо всем! Урок окончен. До встречи!

Самоконтроль эмоционально-психологического состояния.

  • Пример сказки в форме рондо
  • Пример подвига в литературе для сочинения
  • Пример патриотизма из литературы для сочинения
  • Пример из жизни на тему дружба из литературы для сочинения
  • Пример комментария в сочинении