Тезисы
- О смелости и способности человека совершать героические поступки люди всегда говорят с восхищениям, ведь далеко не каждый готов рискнуть чем-то важным во благо других.
- Конечно, иногда мужество требуется и в повседневной жизни, но чаще всего личность полностью раскрывается в особо опасных, напряженных ситуациях.
- В чем проявляется смелость? В рискованных поступках, которые имеют благую цель.
- Что такое смелость? Это умение победить свой страх ради высшей цели.
- Смелость — это двигатель прогресса. Если бы ученые не шли против существующих предрассудков и не отваживались на рискованные эксперименты, темпы эволюции замедлились бы, и мы бы до сих пор жили в каменном веке.
- Отважный человек всегда рискнет собой ради того, чтобы достичь новых высот.
- Смелость — это способность к риску, которая измеряется выдающимися поступками человека.
- Отвага неразрывно связана с силой воли: только личность, способная властвовать собою, может победить свой страх.
- «Смелым помогает судьба» — Вергилий.
- «Храбрость — это умение превозмочь страх. Бояться, но, несмотря ни на что, идти вперед. А когда вместо того чтобы заглянуть своему страху в глаза и победить его, человек превращается в боящееся всего и вся агрессивное существо…» — Алекс Кош.
- «Смелость позволяет превозмочь страх, потому что она сильнее его» — Марк Леви.
Аргументы
М. Горький, «Старуха Изергиль». Смелость выражается в способности взвалить на себя ответственность. Мы находим подтверждение этому в рассказе «Старуха Изергиль». В одной из историй под названием «Легенда о Данко» повествуется о юноше, который отдал свою жизнь, чтобы спасти целый народ. Попав в темный лес, люди не могут отыскать выход из него, и тогда их вызывается повести молодой красавец по имени Данко. Толпа не противится благородному порыву, так как «в очах его светилось много силы и живого огня». Долго идут они в неизвестность. Но вдруг начинается страшная гроза. Напуганная резкой сменой погоды и обессиленная долгим странствием, толпа обвиняет предводителя в том, что он неспособен выручить их. И тогда юноша, желая осветить путь, вырывает сердце из груди – так сильно оно переполнилось любовью, что запылало ярче солнца. Он выводит народ из чащи, но умирает сам, увидев в последний момент просторы свободной земли. Его поступок не только отважен, но и благороден потому, что Данко совершает его не по просьбе или принуждению, а по личному желанию. Он не побоялся взять на себя ответственность за жизни людей и оправдал их доверие своей отвагой.
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Смелость не всегда проявляется в бою. В повседневной жизни человек должен быть решительным и отважным, чтобы помочь близким и стать для них опорой. Доказательство этого мы находим в романе «Преступление и наказание». Соня Мармеладова жертвует ради семьи не только своей репутацией, но и возможным счастливым будущим. «Желтый билет» в ту эпоху являлся практически клеймом: выбраться из подобного общества было крайне трудно. Исключение составляли случаи, когда девушки из борделей переходили в статус содержанок. В основном же женщины были лишены большинства прав и подвергались общественному порицанию. То, что добрая и кроткая Сонечка идет на это, говорит о ее бесстрашии и широкой милосердной душе. Несмотря на тяготы и лишения, она остается хорошим человеком. Искренне верит в лучшее и старается видеть в окружающих только светлые черты. Ее поступок ради семьи — это яркий пример смелости в повседневной жизни.
А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Смелость играет важную роль в судьбе героя Пушкина. Поступки Гринева, которые он совершает под влиянием сильных чувств к Машеньке Мироновой, можно назвать героическими. Сначала он бросает вызов более опытному противнику, Швабрину, чтобы защитить честь возлюбленной. Потом он предпочитает смерть предательству и гордо отказывается присягнуть Пугачеву. Узнав о том, что Марья в опасности, он обращается за помощью к бунтовщику после того, как видел его жестокость. Он разговаривает с ним на равных, не боясь за свою жизнь, ведь его больше волнует участь возлюбленной. Петр любыми способами скрывает личность МАрьи: утаивает ее имя во время следствия ценой свободы, так как хочет защитить ее от опасности. Его поведение — эталон отваги.
А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Отвага скрывается глубоко в душе человека и становится очевидной только тогда, когда приходит время для решительных действий. Смело действуют обитатели крепости в романе «Капитанская дочка», отстаивая свой дом до самого конца. Капитан Миронов храбро отказывает в почестях самозванцу, не желая присягать ему на верность, Василиса Егоровна не молит о пощаде, чтобы сохранить свою жизнь. Они оба ставят долг и честь выше самих себя, и гордо встречают смерть. Их сопротивление — это блестящий пример достойной уважения храбрости во имя благой цели.
А. Т. Твардовский «Василий Теркин». В военный период героические свершения не считались явлением необычным. Мужество проявляли независимо от пола и возраста, ради себя и ради других. Герой поэмы Твардовского – бывалый солдат, душа компании и удалой воин – переправляется через ледяную реку, чтобы передать важные сведения об отряде. Он не задумывается о том, насколько это опасно, а просто делает, потому что понимает важность сообщения. Василий не только перебирается на один берег, но и готовится затем в обратную дорогу, чтобы обнадежить оторванных от полка товарищей.«Доложил по форме, словно тотчас плыть ему назад…» — пишет автор. Смелость на войне — это настоящий подвиг, который нужно уважать и чтить.
Б. Васильев «А зори здесь тихие». Каждый человек проявляет смелость в экстремальной ситуации по-своему. В этом проявлении выражается сила или слабость личности. Это демонстрирует пример из повести «А зори здесь тихие». Лиза Бричкина, девушка из обычной семьи, попадает на фронт случайно. Она готовится к учебе в техникуме, но все ее планы рушатся с началом войны. Лиза достаточно умна, хорошо ориентируется на местности, многое знает о лесных обитателях и окружающем мире в целом. Но перед силой суровой природы оказывается беззащитной. Она отправляется за подкреплением для их маленького отряда, но гибнет в болоте, затянутая на дно трясиной. И все же ее добровольное решение пойти за подмогой по болоту — храбрость, достойная вечной памяти. А вот Женя Комелькова, бойкая и озорная дочь офицера, видевшая расстрел всей своей семьи, принимает вражеский огонь на себя, давая товарищам возможность скрыться. Она не колеблется, и даже не сразу чувствует, что в нее попадает первая пуля. «Так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет…» – пишет автор. Старшая по взводу, Рита Осянина, идет на передовую добровольно – ею движет желание отомстить немцам за гибель любимого мужа. Она продолжает сражаться, несмотря на то, что у нее есть маленький сын. Получив рану от взрыва гранаты, она решается на самоубийство, видя, что шансов выжить нет. Ее решение — показатель отваги и силы воли, ведь далеко не каждый может убить себя ради того, чтобы выжили остальные. Интеллигентная, тихая Соня Гурвич становится жертвой случайности. Вернувшись за кисетом с махоркой для Васкова, она сталкивается с неприятелями. Умирая от удара ножом, она успевает криком предупредить остальных об опасности. Ее поведение на войне было не менее храбрым. Воспитанница детского дома Галя Четвертак рвется на фронт, желая стать особенной, заметной. Очутившись в окопах, она узнает, что война, в первую очередь, это не почести и медали, а боль, жестокость и бесконечные потери. Но Галя не сбегает, хоть и отчаянно боится погибнуть. Каждая из героинь повести по-своему отважна. Они бьются за спокойствие родной страны, и их жертва оказывается не напрасной. Их смелость выражается в подвиге.
В. Быков «Сотников». Смелость на войне проверяется тяжелыми обстоятельствами и лишениями. Правильный нравственный выбор могут сделать немногие. Например, Сотников, находясь в плену, отказывается выдать информацию о партизанах. Ему известно, что за неповиновение его казнят, но он выбирает молчание. В отличие от своего друга, Рыбака, который сдает товарищей, не выдержав морального и физического давления, он сохраняет тайну. Когда их ведут на виселицу, Сотников пытается уберечь сослуживца, взяв всю вину на себя, но тот его предает Родину и переходит на сторону врага. В критической ситуации Сотников проявляет себя как стойкую, бесстрашную, непоколебимую личность с высокими моральными принципами. Он страшится смерти, но предпочитает ее предательству. «Лишь сердце его болезненно сжалось в предсмертной судороге: перед концом так захотелось отпустить все тормоза и заплакать…» — пишет автор. Герой сдал жестокий экзамен на смелость и стал примером для подражания, достойным вечной памяти.
Л. Н. Толстой «Война и мир». Писатель утверждает, что настоящим героем может стать любой. Не важно, генерал ли это, офицер или обычный солдат – каждый был готов отдать все за освобождение Родины. Например, капитан Тушин решается на подвиг во время Шенграбенского сражения: когда другие бегут с поля боя, он и его батарея остаются один на один с врагом. Без приказа «сверху» он собирается противостоять французам и начинает ответный обстрел. «Неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек…» — пишет автор. Только благодаря феноменальной храбрости Тушина русские выигрывают сражение. Но этот эпизод проходит мимо внимания руководства. Только князь Андрей Болконский указывает начальству на отвагу кроткого капитана, но те не считают нужным даже поблагодарить его: «Князь Багратион посмотрел на Тушина <…> наклонил голову и сказал Тушину, что он может идти…». Увы, смелость не всегда вознаграждается по заслугам.
М. А. Шолохов «Судьба человека». Смелость проявляется ярче всего в экстремальных условиях, когда человек подвергается реальной опасности. Такой пример описал М. А. Шолохов в рассказе «Судьба человека». В жизни центрального персонажа – солдата Андрея Соколова – происходит множество трагедий. В тяжелое военное время он теряет семью, несколько лет проводит в неволе на чужой земле, тяжело работает, терпит издевательства от неприятеля. Когда его ловят после неудачного побега и отправляют к начальнику лагеря, он отвергает предложение чествовать победу врага, осознавая, что его за это жестко накажут. Соколов не унижается, стараясь вымолить пощаду, не позволяет обращаться с собой, как с животным, и за это его стали уважать даже враги. Стоя напротив садиста Мюллера, Андрей не падает духом и не демонстрирует ни намека на страх. Его смелость настолько поражает коменданта, что он не казнит пленного за дерзость. И после всех лишений и испытаний Соколов находит в своем сердце достаточно любви, чтобы спасти другого. Он усыновляет сироту и заботится о нем, как о родном сыне. Делает все, чтобы подарить мальчику радостное будущее. Его смелость выражается и в стремлении взять на себя ответственность за мальчика. Вот так выглядит храбрость на войне и в мирной жизни, ее нужно уметь различать.
М. А. Булгаков «Белая гвардия». Смелость не зависит от возраста или социального статуса. Подтверждение этому мы находим в романе «Белая гвардия». Семнадцатилетний Николай Турбин – младший сын в семье. Но совсем еще юный Николка является человеком чести и достойным примером для молодых людей. Он прилежно несет службу, возглавляет юнкерский отряд и в сражении проявляет себя очень благородно. Во бою с петлюровцами Николай до самого конца остается рядом с начальником, чтобы вместе с ним защитить спасавшихся юнкеров. После гибели полковника он, подвергая себя опасности, ищет тело, чтобы провести достойные похороны. Таким образом, герой показывает, что жизнь другого представляет для него большую ценность, чем собственная. Его поступок досказывает, что смелыми могут быть даже подростки, ведь это качество не зависит от возраста.
Б. Л. Васильев «Завтра была война». Смелость — это качество, которое формируется с детства и закладывается воспитанием. Пример, подтверждающий это, мы находим в романе «Завтра была война». Искра Полякова, активистка 9 «Б» класса, защищает подругу, несмотря на угрозы со стороны учителей и матери. Она открыто поддерживает Вику Люберецкую тогда, когда отца одноклассницы признают «врагом народа» и увозят для проведения следствия, и даже собирается отправить просительное письмо в ВКП(б). Также Искра отказывается проводить собрание, на котором Вику исключили бы из комсомола, а после гибели подруги читает на ее могиле запрещенные стихи Есенина. В период войны Полякова служит связной подполья, за что ее и казнят вместе с матерью. Вся жизнь ее состоит из таких, казалось бы, скромных деяний, которые она совершает на благо других. Она не боится идти против системы, думая, что может сделать чье-то существование чуть лучше. И в этом выражается ее самоотверженность, способность к героическим поступкам.
Использована Рабочая тетрадь «Литературное чтение» 4 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 104-115.
1. Обсуди с другом, какие произведения мы относим к зарубежной литературе. Запиши.
К зарубежной литературе мы относим все произведения иностранных авторов.
2. Прочитай аннотации к произведениям зарубежных писателей. Знаешь ли ты эти произведения?
Вписываем слова:
1 аннотация: «Питер Пен», «Питер Пен», «Капитан Крюк».
2. аннотация: «Малыш и Карлсон», «Малыш», «Малыш», «Малыш и Карлсон».
3. Рассмотри список. Какие произведения зарубежных писателей ты уже прочитал?
Я прочитала: Киплинг «Рикки-тикки-тави», Твен «Приключения Тома Сойера», Барри «Питер Пен», Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями», Баум «Чудесная страна Оз».
4. Какие произведения зарубежных писателей тебе больше всего понравились?
Мне очень понравилась повесть американского писателя Марка Твена «Приключения Тома Сойера». В ней много приключений, много юмора и всё хорошо кончается.
5. Найди в тематическом каталоге раздел «Зарубежные писатели». Составь список книг, которые тебе захотелось прочитать».
Мне хотелось бы прочитать:
Пройслер О. «Маленький водяной».
Верн Ж. «Дети капитана Гранта».
Дюма А. «Три мушкетёра».
Стивенсон Р. «Остров сокровищ».
Купер Ф. «Последний из могикан».
Поттер Б. «Сказка о кролике Питере».
Милн. А. «Винни Пух и все, все, все».
Льюис К. «Лев, колдунья и платяной шкаф».
6. Вспомни на какие моменты следует обратить при написании аннотации (основные события, тема, герои, отношение). Напиши аннотацию к произведению зарубежной литературы, которое тебе нравится.
Аннотация на повесть М. Твена «Приключения Тома Сойера»
Героем этой увлекательной повести является обычный американский мальчик, двенадцатилетний сорванец, постоянно попадающий в отчаянные ситуации.
Множество приключений ожидает неугомонного Тома, но он всегда выходит победителем, ведь рядом с ним верный друг — Геккельбери Финн.
Вместе ребята распутывают странное преступление и находят клад. И часто рядом с Томом оказывается его первая любовь, маленькая красавица Бекки Тэтчер, ради которой мальчик готов на любые сумасбродства.
7. Прочитай полное название книги Свифта. Какую информацию о Гулливере ты узнал из названия?
Я узнала, что героя зовут Лемюэль Гулливер, он был хирургом, а потом стал капитан. И он побывал в отдалённых странах мира.
8. О какой истории идёт речь в этом произведении? Определи опорные слова. Запиши содержание текста кратко.
В этой истории рассказывается о путешествии Гулливера в страну лилипутов.
Опорные слова: верёвочки, крошечный человечек, гекина дегуль, выдернул колышки, стрелы, молоточки, человек в плаще, корзины с едой, бочки, заснул.
Краткое содержание текста: Гулливер приходит в себя на берегу. Он связан. Герой видит маленьких человечков, которые храбро угрожают ему луками и копьями. Гулливер просит есть и его кормят и усыпляют.
9. Выпиши из текста слова, при помощи которых автору удаётся показать, что в стране лилипутов Гулливер был великаном.
Перед носом стоит человечек, три пальца ростом, взобралось четыре десятка человечков, хлеб величиной с горошину, жареные цыплята меньше мухи, бочки со стакан.
10. Обсуди с другом, как бы мог о своём приключении рассказать сам Гулливер. Составь и запиши план.
Пример пересказа приключения от лица Гулливера можно прочитать, перейдя по ссылке. Там же записан план такого рассказа.
11. Составь рассказ о жизни и творчестве Ганса Христиана Андерсена. Запиши план своего рассказа.
Пример рассказа о жизни и творчестве Андерсена можно посмотреть, перейдя по ссылке.
12. Найди в библиотеке книгу сказок Андерсена. Какие произведения ты прочитал?
Я читала сказки «Русалочка», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утёнок».
13. Какие произведения ты хотел бы прочитать?
Я хочу прочитать сказки «Дикие лебеди», «Огниво», «Снежная королева».
14. Раздели текст сказки «Русалочка» на части, составь план.
План пересказа сказки «Русалочка» для 4 класса
- Жизнь в подводном дворце.
- Спасение принца.
- Тоска Русалочки.
- У морской ведьмы.
- Превращение в человека и встреча с принцем.
- Принц любит другую.
- Кинжал морской ведьмы.
- Русалочка превращается в пену.
15. Выпиши из текста слова, помогающие увидеть красоту подводного мира, в котором жила Русалочка.
Опорные слова: лепестки васильков, чистое стекло, деревья, цветы, рыбы, стены из кораллов, окна из янтаря, раковины с жемчужинами,
16. На основе выписанных опорных слов расскажи о подводном мире. Какой текст у тебя получился?
У меня получился текст-описание.
Пример рассказа о подводном мире Русалочки для 4 класса
Русалочка жила в удивительном подводном мире.
Вода там была синей, как лепестки васильков и прозрачной, как чистое стекло. Всюду росли невиданные деревья и цветы, сновали разнообразные рыбы.
На дне стоял чудесный дворец, стены которого были сложены кораллами, а окна сделаны из янтаря. Крыша дворца была из ракушек, которые раскрывали свои раковины, а в них сверкали изумительные жемчужины.
17. Перечитай в сказке описание бури. Выпиши опорные слова, которые помогают увидеть бурю.
Опорные слова: загудело и заворчало, всё выше волны, засверкали молнии, чёрными горами, стонал и трещал.
18. Прочитай описание бури в былине «Садко». Подчеркни слова, которые помогают увидеть бурю.
Подчеркиваем слова: Волной-то бьёт, паруса-то рвёт, ломает, не идут с места.
18. Сравни, чем различаются описания бури.
В былине буря показана через её воздействие на корабль (бьёт, рвёт, ломает). Это олицетворение.
У Андерсена для описания бури больше использовано средств художественной выразительности: эпитеты (огромными, чёрными, высоченными), сравнения (словно лебедь), метафоры (вздымались горами), олицетворения (разбушевавшемуся морю).
19. Сравни главного героя сказки «Русалочка» и героя русской народной волшебной сказки. Отметь общие черты. Сделай вывод.
Возьмём для сравнения русскую сказку «Иван Царевич и серый волк»
+ Герои — младшие дети.
+ Есть связь с волшебным миром у Русалочки, с животными у Ивана Царевича.
+ Имеют волшебного помощника — ведьму и волка.
+ Умны и красивы.
+ Добры и храбры.
— Иван Царевич победил, Русалочка погибла.
Герои русских сказок и сказки Андерсена похожи во многом, они младшие дети, живут в волшебном мире, имеют помощников, умны и добры. Но герои русских сказок всегда побеждают зло, а Русалочка погибла.
20. Придумай другой конец сказки. Запиши.
Другой конец сказки «Русалочка» для 4 класса.
Русалочка не смогла убить принца и выбросила нож в море. В тот же миг колдовство морской ведьмы утратило силу. Своей жертвой Русалочка разрушила чары ведьмы. И она почувствовала, что снова может говорить, а её ноги становятся прекрасным хвостом.
Русалочка засмеялась и бросилась в море.
— Прощай, любимый! — крикнула она. — Мы ещё встретимся!
Принц проснулся и растерянно посмотрел в волны. Там уже никого не было, но он узнал голос той, что спасла его в роковую ночь. Он оглянулся на молодую жену и опустил голову. Его сердце ныло от осознания совершённой ошибки.
— Как же я мог не узнать тебя! — потерянно прошептал он. — Я потерял своё счастье!
21. Как ты относишься к Тому Сойеру? Какое у тебя сложилось впечатление о нём?
Том Сойер остроумный сирота двенадцати лет, которого воспитывает тётя Полли.
Он показался мне решительным и настойчивым, привыкшим добиваться своего. Том пошёл на наказание, чтобы быть рядом с Бекки, девочкой, которая ему очень нравилась. И он сумел понравиться Бекки.
Том интересный мальчик, смелый и обаятельный. Мне он очень нравится.
22. Напиши ассоциации к слову Рождество.
Ассоциации: праздник, зима, ёлка, подарки, звезда, веселье, смех, радость.
23. Какие чувства у тебя вызывает праздник Рождества?
Праздник Рождества несёт радость, счастье. Это очень весёлый праздник, на нём нет места грусти. Всё счастливы, всем дарят подарки, зажигается ёлочка и все танцуют.
24. Какое впечатление произвела на девочку рождественская история? Запиши свои мысли.
Эта история произвела на девочку огромное впечатление, она показалась ей чудом. И это чудо девочка запомнила на всю жизнь.
25. Ты прочитал произведения раздела «Зарубежная литература». Что ты узнал нового, чему научился, что вызывает у тебя трудности.
Я могу: пересказывать интересные эпизоды от лица героев; составлять рассказ о герое и высказывать своё отношение к нему; составлять отзыв; пользоваться списком рекомендаций для выбора книг.
26. Прочитай текст «Том украдкой посещает родной дом». Раздели текст на части. Подчеркни опорные слова. О чём самом главном говорится в каждой части? Составь план и запиши его.
27. Перескажи текст, используя опорные слова.
Пример пересказа текста «Том украдкой посещает родной дом по опорным словам можно посмотреть, перейдя по ссылке.
28. Прочитай текст «Издатель к читателю». Определи слова, которые рассказывают о герое. Какую главную черту характера Гулливера описывает автор? Найди подтверждение в тексте. Нравится ли тебе эта черта характера?
О герое рассказывают слова: обстоятелен, правдивостью.
Главная черта характера Гулливера: правдивость. Про него говорят: «Это так же верно, кк если бы это сказал мистер Гулливер».
Мне нравится правдивость. Я сама стараюсь быть честной и никогда не обманывать.
29. Запиши, о каких путешествиях Гулливера идёт речь.
Речь идёт о путешествиях в Лилипутию, в страну Великанов и прочие страны.
30. Выскажи своё мнение о герое произведения Свифта.
Мне кажется, что Гулливер находчивый, смелый, любит рисковать. Он умный, много знает и умеет. Он любит Родину, но стремится испытать что-то новое и поэтому много путешествует.
31. Обратись к содержанию учебника. С какими произведениями зарубежной литературы ты познакомился? Запиши, какие другие произведения ты читал.
Я познакомилась с романом «Путешествия Гулливера», сказкой «Русалочка», повестью «Приключения Тома Сойера», рассказами «В Назарете» и «Святая ночь».
Я читала много сказок Андерсена, Перро, братьев Гримм. Читала книгу Барри «Питер Пен», сказку «Волшебная страна Оз» и многое другое.
32. Напиши отзыв на прочитанное произведение. Сначала вспомни, как писать отзыв и дополни план.
Отзыв на книгу «Питер Пэн» и план отзыва можно посмотреть, перейдя по ссылке.
33. Подготовьте презентацию к разделу «Зарубежная литература». Выберите тему:
«Выставка книг», «Любимые авторы», «Герои иностранных книг», «Любимое произведение».
Составьте план презентации.
План проведения презентации по указанным темам можно посмотреть, перейдя по ссылке.
Задание по литературе для 2 класса Придумай свой рассказ на тему «Я люблю весну» запиши его план.
2
Odessitka
Ответы (11):
Share
2
Любой рассказ должен начинаться с плана, и рассказ «Я люблю весну» не может быть исключением. Для 2 класса план не должен быть слишком сложным, достаточно оформить всего несколько пунктов.
Например такой план «Я люблю весну»:
- Весна — мое любимое время года
- Почему я люблю весну
- Что я люблю делать весной
- Заключение.
Тогда сам рассказ может быть написан так:
Я думаю, что весна — это самое прекрасное, самое лучшее время года. Конечно у лета и зимы и даже у осени есть свои плюсы, но только весна способна так поднять настроение, сделать меня счастливой.
Весной просыпается природа и солнце светит ярко с прозрачно-голубых небес. Уже утром, только проснувшись можно слышать как весело поют птицы, которым также очень нравится весна. Эти песни поднимают настроение и заряжают бодростью на целый день.
Деревья покрываются молодой, липкой и пахучей листвой, на лужайках распускаются цветы, пусть даже простые одуванчики, наконец-то исчезают лужи и грязь. Можно одеть яркие и красивые вещи.
Весной я люблю гулять по парку, каждый день замечая новые свидетельства пробуждения природы, люблю срывать первые цветы и носить этот маленький букетик в руках. Очень люблю фотографироваться весной.
Вот почему я так люблю весну!
Share
11
сочинение о весне.
Больше других времен года я люблю весну. И это не удивительно. Весна дарит мне чувство радости, грядущих перемен, особое весеннее настроение.
Снега с каждым днем становится все меньше. Он исчезает под теплыми солнечными лучами. В воздухе появляется запах весны.Она наступает так стремительно, что перемены в природе происходят буквально на глазах.Птицы тоже чувствуют начало весны. Они суетятся и шумят, радуясь долгожданному весеннему теплу. Каждый весенний день приближает самое теплое и любимое время года – лето. Наступление весны создает ощущение прихода чего-то нового, удивительного и радостного, поэтому все люди так рады весне.
Как радостно смотреть,как не только человек расцветает в этом времени года,но и сама природа оживает и надевает свой самый красивый наряд.Птички поют,травка зеленеет,всё цветет и пахнет.В общем,хочется наслаждаться каждым мгновением весны.И как ее после этого не любить?Ведь,она приносит радость,лучик света в нашу замороженную холодом страну.Все преображает,делает нас светлее,добрее и счастливее.
Share
5
Сочинение (или рассказ) для второклассника выглядит совсем не так, как для старшеклассников. Его писать нужно покороче и словами попроще. Попробую писать «по-детски»).
**
Я люблю весну
Я, правда, люблю весну! Мне зима сильно надоедает, хоть ее я тоже люблю. Но когда зима заканчивается, и приходит весна, то все вокруг радуются. Мама становится очень красивой и часто улыбается! И мне это нравится.
Снег сначала становится темным, а потом тает. Сугробы все меньше и меньше. Появляются лужи, и бегут ручейки. Зимой мы играли в снежки и катались с горки, а весной я люблю бегать по лужам в резиновых сапогах. А в ручейках мы с друзьями пускаем кораблики.
Потом на деревьях появляются зеленые листочки и красивые цветы. Прилетят перелетные птицы и будут весело щебетать за окном. Мы будем ездить на дачу и там делать грядки с папой. И еще в мае будет последний звонок, а потом наступит лето и каникулы.
Share
3
Думаю, что для второклассника рассказ должен быть достаточно коротким, интересным и запоминающимся, чтобы ребенок его мог свободно прочитать или даже рассказать наизусть.
Рассказ «Я люблю весну» для 2 класса
Самое любимое мое время года — весна. Я всегда с нетерпением жду ее. Много событий в моей жизни связаны именно с весной.
Во-первых, я люблю наблюдать за изменениями в природе в это время. Все вокруг просыпается! Капель поет песню. На деревьях появляются первые листочки — они нежные, ярко зеленые, такими их можно увидеть только весной. Птицы заливаются трелью и строят свои гнездышки. Дни становятся длинными, а ночи короткими. Весной солнечных дней уже намного больше, чем пасмурных.
А во-вторых, у меня весной День рождения! Это мой самый любимый праздник. А еще весной Дни рождения у моего папы, дедушки и у бабушки. Мне нужно приготовить много подарков.
Я очень люблю весну. Она приносит радость в наш дом!
Share
3
Родилась я в февральские морозы, мне нравится катание с гор на дедушкиной ледянке, смотреть на крупные снежинки, медленно падающие рядом с фонарями среди парковых елок под нашими окнами, лепить с дедушкой снеговиков.
Но когда приходит тепло, оседает, тает снег, в воздухе чувствуется особый волнующий запах, как предвкушение счастья. Вечера всё длиннее делаются, можно гулять допоздна с папой, мамой. Нежный тёплый ветерок согревает сердце, когда мы с бабушкой гуляем, под деревьями появляется молодая трава, птички петь начинают, распускаются листочки. Позднее запах черёмухи сладкой волной кружит голову. Потом вишня цветёт, сирень…
Люблю весну, благодарю за всё!
Share
2
Чтобы написать рассказ для 2 класса на тему «Я люблю весну» сперва следует написать план:
Вступительная часть. Весна как время года.
Основная часть. Почему я люблю весну.
Заключение. Вывод.
Пример рассказа на тему «Я люблю весну».
Весна для меня не просто одно из времен года. Весна — это нечто особенное. Это хорошее настроение, это улыбки друзей и просто незнакомых людей, это первые цветы и весеннее солнце.
Весну нельзя не любить. После долгой зимы весна кажется настоящим чудом, волшебной страной, в которую я незаметно попадаю вместе со всей природой. Сказка начинается когда исчезает снег и пробивается первая травка. Однажды выйдя на улицу я вижу, что на деревьях пробились первые листочки и все вокруг становится восхитительно зеленым. А потом деревья начинают цвести, и это так красиво, что захватывает дух. В это время хочется смеяться и радоваться жизни.
Весну ждешь с нетерпением и никогда не хочешь с ней расставаться.
Share
2
Рассказ на тему «Я люблю весну» для 2 класса.
План:
- Весна — лучшее время года.
- Пробуждение природы.
- Весенние явления в природе.
- Нежность и красота весны.
- За что я люблю весну.
Ежегодно после долгой и холодной зимы я с нетерпением жду прихода весны. Наверное, это лучшее время года. Ведь после зимней спячки просыпается вся природа.
Все выше поднимается солнышко и согревает своими лучами землю. Снег превращается в звонкие ручьи, а почки превращаются в молодые ярко-зеленые листья.
Огромную радость приносят возвратившиеся в мест зимовки перелетные птицы. Они своим дружным и звонким пением создают особенную атмосферу радости и приподнятого настроения.
Больше всего весна дарит нам красоты, когда зацветают сады. Появляется ощущение торжества и нежности.
Я очень люблю весну за ее тепло и радость, за ее активность и неповторимость.
Share
2
Я тоже захотела написать про весну. Могу предложить несколько вариаций планов, а те, кто будет писать сочинение, могут их использовать по своему усмотрению (с редактированием по своему вкусу).
Планы
- Весна просыпается
Какие растения появились первыми
Какие птицы прилетели первыми
Какие эмоции были у меня при наступлении весны
- Как я понял, что пришла весна
Почему весна нравится птичкам
Почему весной тепло
- Зачем весной поют птицы
Почему весной много цветов
Как понять, что весна пришла
Кто радуется наступлению весны
- Как просыпается весной природа
Как просыпаются весной люди
Почему весной солнце греет сильнее
Зачем весной поют птицы
- Бабушка в огороде — пришла весна
Пение птиц весной отличается от зимнего
Весной дети играют в кораблики
Весной женщины красивее
Share
- Начать рассказ можно с высказывания собственного мнения по этому поводу.
«Из всех времен года я больше всего люблю весну.»
- Далее следует аргументация вашего выбора. Почему именно эта пора года?
В качестве обоснования можно сказать, что после долгой зимы так хочется солнечного света, тепла, свежей зелени, цветов, весенних запахов дождя, услышать веселое пение птиц это эмоциональная составляющая рассказа.
Можно добавить аргументацию практическую или из серии ваших собственных увлечений.
«Еще весной мы начинаем делать вылазки на природу — ездим на дачу, в лес, с удовольствием ходим в зоопарк, часто гуляем по просыпающемуся городу, который радует весенней зеленью.»
«А еще весной у меня появляется возможность заниматься моим любимым делом: я очень люблю ходить на рыбалку (или свое увлечение добавьте — кататься на велосипеде, на роликах …).
- Привести пример, что в народном фольклоре также весна — любимое время года. Ее очень ждут и в честь прихода весны издавна празднуется Масленица — праздник проводов зимы и встречи весны, ведь блин — символ солнца. Еще известно много веснянок — песен в честь прихода весны.
Share
План для рассказа «Я люблю весну» для 2 класса.
- Вступление: В году четыре времени года: зима, весна, лето и осень. Я люблю все времена года, но весна для меня особенное время.
- Основная часть, описать чем хороша весна: Природа весной просыпается, набухают почки, появляются зеленый листики, тает снег, бегут ручьи. Весной я люблю гулять в парке, пускать кораблики по быстрым ручейкам, слушать пение прилетевших птиц.
- Заключение: Я люблю весну, потому что весной много солнца, всегда хорошее настроение, люди улыбаются.
Share
- Вступление. Здесь можно раскрыть основную тему рассказа. Описать двумя предложениями всю прелесть весны.
- Основная часть. Можно написать, что происходит весной, интегрируя этот абзац с первым.
- Заключение.
Пример:
Я люблю весну.
- Природа просыпается.
- Как я вижу весну
- Чем прекрасна весна.
ÅÃÝ. Ëèòåðàòóðà. Êàê ïðîàíàëèçèðîâàòü ýïèçîä?
Ïðî÷èòàéòå ôðàãìåíò ðîìàíà
.. Îáúÿñíèòå ñìûñë, õóäîæåñòâåííîå ñâîåîáðàçèå è ðîëü ýòîãî ýïèçîäà â ïðîèçâåäåíèè.
ÊËÈØÅ àíàëèç ýïèçîäà
Ïðèñòóïàÿ ê ÷òåíèþ ýïèçîäà, âñåãäà ñòàðàþñü ïîíÿòü, êàê ÷åðåç åãî ïðèçìó ìîæíî îïðåäåëèòü çàìûñåë àâòîðà, åãî ïîçèöèþ è îòíîøåíèå ê ãåðîÿì ïðîèçâåäåíèÿ. ÎÒÂÅÒÈÒÜ íà âîïðîñû: î ÷åì ýòî ïðîèçâåäåíèå?
Ïî÷åìó ýòà òåìà âîëíóåò àâòîðà? Ñ÷èòàþ, ÷òî ñîáûòèÿ, î êîòîðûõ èäåò ðå÷ü, îòðàæàþò (ïðèâåñòè ïðèìåð)
.., ïîòîìó ÷òî
ÀÐÃÓÌÅÍÒ (ïðèâåñòè èç ýïèçîäà). Ñâîåîáðàçèå äàííîãî ýïèçîäà ñîñòîèò â òîì, ÷òî îòðûâîê èç
. ðîìàíà, ïîâåñòè, ïüåñû, ðàññêàçà ïîìîãàåò îïðåäåëèòü òèïîëîãèþ è æàíð ïðîèçâåäåíèÿ. Îïðåäåëèòü: ýòî ñåìåéíî-áûòîâîé ðîìàí — èñòîðèÿ ñåìüè; ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèé -«Èñòîðèÿ äóøè ÷åëîâå÷åñêîé»; èñòîðè÷åñêèé êîíôëèêò ýïîõè; ôèëîñîôñêèé-â öåíòðå-áîðüáà èäåé, ïîêîëåíèé, ðàçìûøëåíèÿ î ñìûñëå ÷åëîâå÷åñêîé æèçíè; ñîáñòâåííî ðîìàí ñèñòåìà ðàâíîçíà÷íûõ ïåðñîíàæåé, íåñêîëüêî ñþæåòíûõ ëèíèé («Ïðåñòóïëåíèå è íàêàçàíèå»); ðîìàí-ýïîïåÿ çíà÷èòåëüíàÿ âðåìåííàÿ ïðîòÿæåííîñòü, ñèíòåç æàíðîâ, èñòîðè÷åñêèå è ñîöèàëüíûå êîíôëèêòû ýïîõè?
Ïîäíÿòûå â ïðîèçâåäåíèè
..(íàçâàíèå, ÔÈÎ àâòîðà) ïðîáëåìû (êàêèå?), êàê ìíå êàæåòñÿ, îòðàæàþòñÿ ÷åðåç ïîñòóïêè ãåðîåâ
(êðàòêî — î ïðîèñõîäÿùèõ ñîáûòèÿõ, õàðàêòåðàõ ãåðîåâ
)
Êîìïîçèöèÿ ýïèçîäà (ðîìàíà, ïîâåñòè) ëèíåéíàÿ, âñå ñîáûòèÿ ïðîèñõîäÿò äðóã çà äðóãîì, (ÊÀÊ?) íàñûùàÿ èíôîðìàöèåé ÷èòàòåëÿ î òîì,
(êàê äâèãàåòñÿ? î ÷åì äóìàåò? êàêèå ïîñòóïêè ñîâåðøàåò? ïî÷åìó? ãåðîé, ãåðîè íàçâàòü èõ). (ÍÎ êîìïîçèöèÿ ìîæåò áûòü íàðóøåíà: âíà÷àëå èçîáðàæàþòñÿ ñîáûòèÿ, êîòîðûå ïðåäøåñòâóþò íàñòîÿùåìó âðåìåíè, ïîòîì
.).
 öåíòðå ñþæåòà íàõîäÿòñÿ ãåðîè, (êàêèå?) âûðàæàþùèå òàê èëè èíà÷å òî÷êó çðåíèÿ àâòîðà íà
èñòîðè÷åñêèå, ïñèõîëîãè÷åñêèå, ñîöèàëüíûå ïðîáëåìû ýïîõè. Ýòî ïîçâîëÿåò ÷åðåç «èñòîðèþ äóøè ÷åëîâå÷åñêîé» ïîêàçàòü âåñü ñïåêòð íðàâñòâåííûõ ÷óâñòâ è ýìîöèé (êàêèõ-ïðèìåð) ïåðñîíàæåé, èõ âçàèìîîòíîøåíèé, èñòîðè÷åñêèõ ñîáûòèé, ñîöèàëüíûõ óñòîåâ.
Èìåííî ÷åðåç ñþæåò ýïèçîäà ÿ ïîíèìàþ îñíîâíóþ èäåþ ïèñàòåëÿ: (ïîêàçàòü áåçíðàâñòâåííûå ïîñòóïêè, îäèíî÷åñòâî, îòãîðîæåííîñòü îò æèçíè, êîòîðûå ïðèâîäÿò ê
) ÀÐÃÓÌÅÍÒ (öèòàòà èëè àíàëèç ïîñòóïêà). Ïî ìîåìó ìíåíèþ, òîëüêî ëþáîâü, äðóæáà, óìåíèå ïîñòîÿòü çà ñåáÿ
.ñâîþ ðîäèíó, áîðüáà çà ñâîáîäó
ñîçäàþò ÷åëîâåêà.
Ðîëü ýòîãî ýïèçîäà â òîì, ÷òî
.ñàìûì èíòåðåñíûì äëÿ ÷èòàòåëåé ÿâëÿåòñÿ çíàêîìñòâî ñ ãåðîÿìè: èìåííî â èõ ïîñòóïêàõ îïðåäåëÿåòñÿ ðàçâèòèå ëè÷íîñòè (êîãî?), ïîêàçûâàåòñÿ åå ñèëà è ñëàáîñòü. Äóìàþ, òîëüêî ÷åëîâåê ñïîñîáåí ñîçèäàòü, ðàçðóøàòü, ëþáèòü è íåíàâèäåòü, èìåòü äðóçåé è ÷óâñòâîâàòü ñåáÿ îäèíîêèì, èçãîåì, áûòü òâîðöîì áóäóùåãî ñâîåé ñåìüè è îòå÷åñòâà. Âîò ýòà ïàëèòðà ÷óâñòâ (ýìîöèé) áîëåå âñåãî ïðèâëåêàåò ìåíÿ â ýòîì îòðûâêå.
 õàðàêòåðå (êîãî?) ìåíÿ ïðèâëåêàåò òî, ÷òî (ãåðîé) íàäåëåí ÷óâñòâîì ñîñòðàäàíèÿ, ñïîñîáåí ïîìî÷ü
. âûñòîÿòü â íåâåðîÿòíûõ óñëîâèÿõ. ÄÎÊÀÇÀÒÅËÜÑÒÂÎ èç òåêñòà.
Àâòîð âèðòóîçíî èñïîëüçóåò ñðåäñòâà ñîçäàíèÿ îáðàçîâ ïîðòðåò, èíòåðüåð, äåòàëü, ïðèåìû ïñèõîëîãè÷åñêîãî àíàëèçà — äåòàëüíî îïèñûâàåò íå ñòîëüêî ïîðòðåò (öèòàòà)
.., ñêîëüêî ïîêàçûâàåò ñòðåìëåíèå æèòü, âåðó â ëó÷øåå, åãî îòíîøåíèå ê (äîëãó è ÷åñòè — ïðèìåð). Ýòîò ÷åëîâåê ìíå èíòåðåñåí òåì, ÷òî åìó ìîæíî ïîäðàæàòü â òîì, êàê îí äîáèâàåòñÿ ñâîåé öåëè, êàê îòíîñèòñÿ ê ñâîèì äðóçüÿì è âðàãàì, êàê óìååò æèòü, îòäàâàÿ ÷àñòè÷êó ñåáÿ ëþäÿì. Òàêàÿ äåòàëü, êàê
ÄÎÊ-ÂÎ ïîêàçûâàåò íàì, ÷òî àâòîð (ñêåïòè÷åñêè, ñ ïîðèöàíèåì, ñ äîáðîòîé
.)îòíîñèòñÿ ê ñâîåìó ãåðîþ.
Õóäîæåñòâåííîå ñâîåîáðàçèå îáúåêòèâèðîâàíî: ìû âèäèì ïîâñåäíåâíîå èçîáðàæåíèå æèçíè ïåðñîíàæåé, èõ õàðàêòåðîâ, äåòàëåé, ïîìîãàþùèõ ïîíÿòü íðàâñòâåííûå îñíîâû ãåðîåâ. Ðå÷ü (ïîÿñíèòü, ÷üÿ) ÿâëÿåòñÿ ñðåäñòâîì âçàèìîäåéñòâèÿ àâòîðà, ãåðîåâ, ðàññêàç÷èêà: èñïîëüçóåòñÿ ýêñïðåññèâíàÿ ëåêñèêà (
.), õàðàêòåðèçóþùàÿ ÷óâñòâà è ïåðåäàþùàÿ ýìîöèè.
ÑÂßÇÜ ñ âîïðîñîì: ñìûñë, õóäîæåñòâåííîå ñâîåîáðàçèå è ðîëü ýòîãî ýïèçîäà â ïðîèçâåäåíèè.
Ñâîå îòíîøåíèå ê õóäîæåñòâåííîìó ïðîèçâåäåíèþ è òâîð÷åñòâó àâòîðà.
Êàê ìíå êàæåòñÿ, äàííûé ýïèçîä ÿâëÿåòñÿ «êëþ÷îì» ê ïîíèìàíèþ îñíîâíîé ïðîáëåìû ïðîèçâåäåíèÿ (êàêîãî) è ó÷èò òîìó, êàê
îñòàòüñÿ ÷åëîâåêîì â òÿæåëûõ óñëîâèÿõ, êàê «ñîõðàíèòü ëèöî» â òðóäíîé ñèòóàöèè
Àâòîð, îòðàæàÿ ýïîõó, ïîêàçûâàÿ òèïîëîãèþ ãåðîåâ (ðîìàíòè÷åñêèé ãåðîé, «ëèøíèé» ÷åëîâåê, «ìàëåíüêèé ÷åëîâåê») ÷åðåç ïîðòðåò, ïåéçàæ, èíòåðüåð, õóäîæåñòâåííóþ äåòàëü ÐÀÑÊÐÛÒÜ íà ïðèìåðå òåêñòà), ïðèîáùàåò íàñ ê ïîíèìàíèþ ñâîèõ âçãëÿäîâ íà âðåìÿ è ãåðîåâ. ×åðåç îñîáåííîñòè ðå÷è ýïèòåò, ñðàâíåíèå, îëèöåòâîðåíèå, èðîíèþ, ïðîòèâîïîñòàâëåíèå — ìû óçíàåì íå òîëüêî îòíîøåíèå ( ÊÀÊÎÅ?) ïèñàòåëÿ ê ñâîèì ãåðîÿì, íî è ÷óâñòâà, êîòîðûå îíè èñïûòûâàëè, êàêèå èäåè áóäîðàæèëè óìû, êàêèå öåííîñòè ïðåäïî÷èòàëè ïåðñîíàæè. ÏÐÈÂÅÑÒÈ ÏÐÈÌÅÐÛ èç òåêñòà. Ñ÷èòàþ, íåîáõîäèìî ïåðå÷èòàòü (íàçâàíèå), ïîòîìó ÷òî íàì åñòü ÷åìó ïîó÷èòüñÿ ó àâòîðà (êàêîãî?), òàê êàê ñòàíîâèòñÿ ïîíÿòíûì, íà êàêîì ýòàïå ðàçâèòèÿ íàõîäèòñÿ íàøå îáùåñòâî, êàê áóäóùåå ïðîáèâàåòñÿ ÷åðåç íàñòîÿùåå, êàê ðàññòàíîâêà îáùåñòâåííûõ ãðóïï âëèÿåò íà âûáîð ïóòè, ïî êîòîðîìó ìû èäåì. Íðàâñòâåííûå ïðîáëåìû âñåãäà áóäóò âå÷íûìè! 638 ñëîâ
© Copyright: Ëàðèñà Áàòàåâà, 2021
Ñâèäåòåëüñòâî î ïóáëèêàöèè ¹221102100918
Ðåöåíçèè
Педагогическая мастерская по литературе в 10 классе
Тема: «Проблематика рассказа А.П.Чехова «Крыжовник».
Задачи:
— научить учащихся видеть и формулировать центральную проблему рассказа;
— развивать ко$ммуникативные навыки;
— формировать в сознании учащихся понятие о нравственной шкале ценностей;
— воспитывать культуру общения, уважительное отношение к мнению другого человека.
$Оборудование: DVD оборудование, художественный фильм К.Шахназарова «Курьер», магнитная доска, медицинские шапочки, раздаточные материалы, тексты.
Эпиграф к уроку: «Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить – это уж Бог знает! ( М.Ю.Лермонтов)».
Ход ур$ока
1. Индуктор.
— Нарисуйте свою мечту. Подпишите рисунок.
2. Социализация.
— Прежде, чем вы представите свои работы, посмотрите отрывок о заветных желаниях героев фильма Карена Шахназарова «Курьер».
— Почему желание главного героя вызывает такую реакцию?
— На какие две группы можно разделить все заветные желания, мечты?
— Определите, к какой группе относится ваша мечта. В соотв$етствие с этим прикрепите рисунок на правую или левую доску.
3. Создание творческого продукта.
(Учитель предлагает учащимся перевоплотиться в медицинских работников.)
$- Уважаемые доктора, сегодня на медицинском консилиуме мы обсуждаем сложный, но интересный случай болезни. Это пациент доктора А.П.Чехова. Главный герой истории, рассказанной ветеринарным врачом Иваном Ивановичем, болен. Но чем? и какова причина этой болезни? Это и предстоит нам выяснить.
— Представим себе, что рассказ «Крыжовник» — история болезни. Заполните карту пациента (2 первые колонки).
(Учитель читает отрывок из рассказа, учащиеся заполняют таблицу.)
История болезни | Диагноз | |
Изображает из себя барина, высокомерно говорит о простом народе, постарел, рас$толстел, того гляди «хрюкнет в одеяло», ничем не интересуется, кроме крыжовника. | Хотел вернуться на природу — купить свое имение — тоскливая служба в казенной палате — мечта о крыжовнике –жадность — женитьба — смерть жены — покупка имения – крыжовник — счастье. $ |
Работа в группе.
— Попытайтесь определить, когда и в чем ошибся Николай Иванович? Выберите из предложенных афоризмов тот, который может быть записан в качестве диагноза в 3 колонку таблицы. Объясните свою позицию в небольшом сочинении-рассуждении.
1) Цель не оправдывает средства.
2) Счастье портит человека.
3) Приземленные мечты приземляют душу.
$4) Из грязи вылез в князи.
4. Социализация. Учащиеся читают свои работы в группах. Одну работу от группы представляют всем. Ученики ведут «трехчастные дневники».
$ Позиция докладчика | Моя точка зрения | |
(Примеры выступлений.
1. Цель не оправдывает средства. Жадность и черствость Николая Ивановича, многолетние мечты о поместье и крыжовнике разрушили душу пациента. Когда же герой достигает своей цели и вроде бы может освободиться и зажить в полн$ую силу, ему уже ничего не надо, кроме крыжовника, да и забыл он, как жить в полную силу, испытывать те чувства, которые он испытывал в детстве.
Конечно, в рассказе А.П.Чехов не призывает отказываться от м$атериальных желаний, например, от покупки дома с садом. Но важно, чтобы во всем было чувство меры. Нельзя ради достижения цели поступать безнравственно. Фанатичность Николая Ивановича погубило его жену.
Таким образом, наш диагноз – отсутствие чувства меры у пациента.
2. Приземленные мечты приземляют душу. С этим утверждением нельзя не согласиться. А.П.Чехов и в других рассказах обличает пошлость и мещанство. Николай Иванович мечтает о крыжовнике. К чему же будет стремиться человек с такой $мечтой?.. Эта мечта быстро осуществима, но оказывается, герой проделывает к осуществлению этой мечты долгий путь. Значит, наверное, воплощение его мечты не есть сама мечта?
Отметим также, что брат пациента предлагает несколько рецептов лекарства. Один и$з них – делать добро. Что может быть выше этой мечты?
Итак, наш диагноз – неправильная оценка жизненных ценностей, ориентация жизни на достижение материального благополучия.
3. Счастье портит человека. «Счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно»,- говорит Иван Иванович Чимша-Гималайский, брат нашего пациента. Значит быть счастливым безнравственно? Счастливый человек самодоволен и слеп. Достигнув своего счастья, герой тоже стал таким. «Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое», — замечает рассказчик.
Героем, подтверждающий справедливость а$форизма, можно считать Алехина, который, как мы знаем, вынужден жить в имении, работать день и ночь. Этот человек не похож на нашего пациента, его нельзя назвать безнравс$твенным, а вот несчастным, пожалуй, можно.
Следовательно, диагноз Николая Ивановича – счастливый человек.
4. Наш пациент, как говорится, из грязи вылез в князи. А.П.Чехов не случайно дважды упоминает об его происхождении: дед – мужик, отец – солдат, дослужившийся до офицера. Зажив помещиком, герой –« прежний робкий бедняга чиновник» — строит из себя барина. Теперь Николай Иванович говорит тоном министра прописные истины об образовании, телесных наказаниях, народной любви к барину. Он наконец-то, смог реализовать все свои амбиции, но, исполняя роль помещика, заигрался и забыл себя.
$Мы считаем, что диагноз пациента – повышенное самомнение.)
5. Индивидуальная работа. Оформление «трехчастных дневников».
Пример.
Позиция докладчика | Моя точка зрения | |
Выбора средств достижения цели. | $ Во всем нужно чувство меры. Нельзя ради реализации своей мечты поступать безнравственно. | Я согласна с выступающим, но мне кажется, что эта проблема не главная в рассказе. |
Трансформации нравственных ценностей. | $ Ориентация жизни на материальные ценности делает эту жизнь пустой, безнравственной. | С$огласна. Мне кажется, что это ключевая проблема рассказа. |
Счастья. | Ощущение счастья делает человека безнравственным, так как он становится невнимателен к несчастью других. | Не согласна. Мне кажется, что А.П.Чехов специально наделяет этой мыслью Ивана Ивановича, чтобы$ показать надуманность его идей. |
Влияния материального благополучия на нравственность человека. | Богатство делает человека безнравственным. | Не всегда. Это не главная проблема рассказа. |
6. Афиширование. Учащиеся называют проблему, которую считают ключевой в рассказе.
7. Подведение итогов исследования.
— Какой эпизод рассказа можно считать кульминацией?
(Эпизод поедания крыжовника).
— Посмотрим еще раз историю болезни. Выпишите варианты мечты пациента (оформляется на доске).
— С данными слов$ами составьте глагольные словосочетания со связью управления, отражающие мечту героя.
Природа Усадьба Крыжовник
Жить на природе Купить усадьбу Посадить крыжовник
Быть на природе Иметь усадьбу Иметь крыжовник.
Несъедобное Съедобное
Вывод: Для героя жить = иметь.
— Запишите в карту пациента диагноз.
(Замена истинных жизненных ценностей на материальные. Подмена «жить» на «иметь», замена «несъедобного» — «съедобным».)
$8. Индивидуальная письменная работа.
— (Обращение к эпиграфу) Проблемы литературного произведения никогда не разрешаются авто$ром до конца. Автор рассчитывает на соучастие читателей. Чехов указывает симптомы болезни, но не дает рекомендаций к лечению.
— Составьте свои рекомендации для больного.
9. Афиширование (свои работы зачитывают все учащиеся)
(Примеры письменных работ.
1) Я порекомендовала бы подобным больн$ым не мечтать вообще, а жить, дышать полной грудью, радоваться настоящему. Ведь если ты забыл о настоящем, то будущего не может быть. Обернешься назад и поймешь, что жизнь растратил зря, не наполнил ее содержанием, которое достойно человека. Нужно помнить, что главная ценность человека – жизнь…
2) Радуйтесь жизни всей душой! Радость нематериальна. Если вдруг почувств$уете, что материальная сторона вашей жизни вас не устраивает, то, конечно, нужно исправлять положение, но помнить при этом, что вы созданы по образу Бога, у вас есть какое-то предназначение, и оно явно не в том, чтобы стать дачником. Не закапывайте свои таланты!
3) Главный герой рассказа А.П.Чехова «Крыжовник», как выяснилось, перепутал «съедобное» и «несъедобное». Если вдруг мечта стала съедобной, значит нужно понять, что эта мечта «обездушит» тебя, превратит тебя самого в «съедобное».)
10. Рефлексия.
Узнал полезное Практическая направленность
Интересно Чувствую усталость