Пример рассказа от первого лица

Автор: магомедова карина магомедовнадети читают рассказ самостоятельно, после чего учитель проводит беседу по содержанию. определяют главных героев. размышляют над жанроом

Автор: Магомедова Карина Магомедовна
Дети читают рассказ самостоятельно, после чего учитель проводит беседу по содержанию. Определяют главных героев. Размышляют над жанроом произведения. Анализируют. Оценивают поступок мальчика.

Автор: Магомедова Карина Магомедовна

Технологическая карта урока. План на 3 урока
Класс __3__ Число __________ Предмет чтение
Тема урока: Б. С. Житков Как я ловил человечков.
Формирование УУД: Личностные действия:(самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия:(целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия:(общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия:(планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Цели: Наблюдение за способами выражения в рассказе чувств, переживаний и внутреннего мира героя; вовлечение детей в сопереживание с героем своей вины за содеяный поступок.
Этап урока
Действия учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1.Организационный момент
(1-2 минуты)
2. Актуализация знаний
(4-5 минут)
3. Постановка учебной задачи (4-5 минут)
4.Открытие нового знания
5. Первичное закрепление
(4-5 минут)
6.Физминутка.
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
8.Включение новогознания в систему знаний и повторение.
9.Рефлексия деятельности.
10.Итог урока.
Настрой на работу
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Тихо сели.
Выявляет уровень знаний.
Проверка домашнего задания.
Чтение детьми своих сочинений, написанных дома по рассказу В.К, Железникова Три ветки мимозы (Монолог Лены Поповой)
Активизация знаний и создание проблемной ситуации.
Работа над новым материалом.
Слово учителя.
-Сегодня мы будем читать рассказ Бориса Семеновича Житкова Как я ловил человечков. Мы знакомы с его рассказом со 2го класса Прыжок. Его произведение привлекательны прежде всего тем, что взяты из жизни: все, о чем он рассказывает, не выдуманное, а реальное – то, что бывало на самом деле. Именно так он назвал целый цикл рассказов для детей: Что бывало. Он писал обо всем, что сам видел, испытал и пережил в своей жизни: о море и кораблях, о животных, о детях, сказочные повести и реалистические рассказы.
Сейчас мы прочитаем рассказ Как я ловил человечков, а вы постарайтесь понять поступок главного героя.
Организация уч-ся на исследование проблемной ситуации.
Чтение рассказа самостоятельно.
(Для первоначального ознакомления с текстом лучше всего дать детям возможность прочесть его самостоятельно, вдуматься в его содержание)
Ответы на вопросы после чтения.
Похож ли рассказ на сказку? Чем?
От чьего имени ведется повествование?
Кто – главные герои?
Как вы оцениваете поступок мальчика? Осуждаете вы его или оправдываете?
(Как правило, первые впечатления от рассказа построены только на эмоциях, поэтому ответы учащихся могут быть разными. Учитель может использовать эту ситуацию: разбить класс на две группы: обвинителей и защитников. При повторном чтении учащиеся из первой группы будут находить в тексте обличающие факторы, а вторая группа выступать в защиту героя).
Повторное чтение текста с анализом.
(Чтение проводится по логическим частям, которые обозначает сам учитель, останавливая ребят в нужном месте. На данном уроке проводится анализ только первой части, что послужит образцом в дальнейшей работе с текстом).
Устанавливает осознанность восприятия.
1 часть. (От начала и заканчивая словами:
…и схватил бабушку за юбку, стр. 17)
— О чем рассказывает писатель в этой части?
А кроме событий, о которых вы рассказали, что-нибудь еще в этой части изображается?
Прочитайте описание пароходика. Почему автор так подробно его описывает?
. Сравните описание пароходика в рассказе с иллюстрацией: удалось художнику в точности изобразить игрушку по тексту?
А как вы понимаете слова, которые встретились в этом описании: нос и корма.
А теперь найдите слова, в которых автор описывает чувства героя. Подчеркните их карандашом.
А теперь попробуем убрать из этой части те места, которые сейчас вы выделили: описание пароходика и чувств героя. Изменится ли рассказ? Как?
Таким образом, вы узнали, что, кроме событий, имеет место в рассказе?
А для чего это делает автор?
И что вы можете сказать о герое? Каким он был? Есть что сказать обвинителям?
А что скажут защитники героя?
Дома вы продолжите работать с текстом так, как мы это делали в классе. Постарайтесь побыть и в роли обвинителей, и в роли защитников, а ответы поищите в тексте. Тогда вы поймете авторскую мысль, заложенную в этом рассказе.
Разделите текст на логические части и составьте план.
Физминутка.
По дорожке, по дорожкеСкачем мы на правой ножке.И по этой же дорожкеСкачем мы на левой ножке.По тропинке побежим,До лужайки добежим.Стоп! Немного отдохнемИ домой пешком пойдем.
Организация деятельности по применению новых знаний.
Примерный план рассказа.
Замечательная игрушка.
Маленькие жильцы пароходика.
Ночные наблюдения за пароходиком.
Тайный план.
Угощение исчезло.
Я не мог больше терпеть
Охота на человечков.
Чего я наделал – то!
(План записывается на доске. Он послужит ориентиром в дальнейшей работе)
Продолжение работы над художественным анализом произведения.
(Поскольку главным в рассказе считается герой и его поступки, вся работа на уроке будет сконцентрирована вокруг этого. Во время чтения текста обращается внимание детей не только на действия и поступки героев, но и на черты характера, а также мотивы, руководившие поведением героев).
.Чтение текста, наблюдение за действиями и поступками главного героя с обсуждением. Составление характеристики.
Учитель.На прошлом уроке мы с вами начали знакомиться с главным героем рассказа. Какие черты характера мы у него отметили? (Ребята вспоминают, учитель записывает на доске: в первом столбике будут записаны качества мальчика, которые нравятся ученикам, а в другом – те, что дети осуждают. В этой работе используется игра, начатая на предыдущем уроке: Обвинители и Защитники.
Текст прочитывается по логическим частям вслух или про себя с обсуждением. Ребята – строго следуют сюжету рассказа. В результате на уроке был выстроен диалог: (диалог прилагается)
По следам диалогического общения учитель на доске записывает главные черты характера героя, его душевные качества.
ОбманщикФантазер;
СкрытныйВерит в чудеса;
Не умеет держать словоЛюбопытный;
Не умеет контролировать поведение;Любознательный;
Руководствуется только эмоциями.Настойчивый в действиях;
Находчивый Наблюдательный. Впечатлительный; Эмоциональный Нетерпеливый Осознает свой поступок
К какому же окончательному выводу мы должны прийти в конечном результате нашего разговора: можно ли оправдать главного героя?
Конечно, автор нам не рассказывает о том, какой была реакция бабушки, когда она увидит разломанный пароходик. Писатель как бы обрывает свой рассказ на самом остром сюжетном моменте. Как вы думаете, почему?
Давайте сейчас так и сделаем. Сначала войдем в положение главного героя. Как вы думаете, сумеет ли он исправить свою ошибку? Докажите правильность своих предположений с помощью текста.
А теперь давайте попробуем представить себя на месте бабушки, и определить по тексту, какой она была.
А теперь представьте себе, как поведет себя бабушка, увидев сломанный пароходик?
Таким образом, сегодня мы узнали еще об одном авторском секрете, писательском приеме: отсутствием концовки рассказа, – автор как бы подводит читателя не только к оценке ситуации, но способствует тому, чтобы он примерил ее на себя и подумал, как можно из нее выйти, т.е. решить жизненную задачу.
И сегодня нам это удалось.
А теперь я хочу обратить ваше внимание еще на одну особенность рассказа как жанра и задать вам вопрос: почему это произведение записано писателем от первого лица? Я думаю, сто после подробного анализа текста на этот вопрос вы ответите без труда.
И все таки, автор и герой – это не одно и тоже. Автор – это рассказчик о том, сто произошло с героем. А остальное вы сказали правильно: токая форма повествования имеет место в литературе.
Чему же учит нас этот рассказ?
Организация рефлексии.
— Что узнали на уроке?
Домашнее задание.
Включаются в деловой ритм урока.
Ответы детей.
Самостоятельное чтение.
Коллективная работа.
Ответы детей.
Работа по учебнику.
-О том, как мальчику понравился пароходик, и он просит у бабушки поиграть с ним.
-Бабушка не позволила внуку играть с пароходиком, так как это была для нее дорогая память.
-Видя чрезвычайное внимание внука к игрушке, бабушка решила убрать ее от греха, но затем берет с мальчика слово никогда не прикасаться к игрушке.
-Да, описание пароходика.
-И чувства героя…
-Чтобы убедить читателя, почему пароходик так понравился мальчику.
-И чтобы читатель представил себе эту игрушку, которая была точь-в-точь, как настоящий пароходик,
– именно этим он привлек внимание героя.
Да, удалось. Художник точно нарисовал пароходик по описанию.
-И у него он тоже похож на настоящий.
Нос – это передняя часть парохода.
А корма – задняя часть судна.
Автор описывает восхищение мальчика, который был очарован внешним видом пароходика:
– Ах, какие замечательные! Если бы хоть один у меня был!
-Этими словами писатель передает восторг своего героя, вызванный красотой пароходика: Я глаз от него не мог оторвать.
-Автор изображает переживание мальчика, когда бабушка хотела убрать пароходик:
-Я чуть не заплакал и крикнул всем голосом:
-Честное-расчестное, бабушка! – и схватил бабушку за юбку
-Мальчик испугался, что бабушка спрячет игрушку, и он не сможет ею любоваться.
Да, текст изменился: без описания пароходика непонятно, почему наш герой был так им очарован и возбужден.
-И нет объяснения тому, почему бабушка не убрала пароходика,
– она была добрая и поняла состояние души своего внука.
Описание чувств людей.
Описание каких-то предметов…
Чтобы читатель смог лучше понять душу героя.
Заглянуть во внутренний мир его.
И правильно оценить поступок.
Нет, пока что сказать нечего.
Мальчик был очень чувствительным…
Его привлекало все красивое, настоящая красота…
Он очень впечатлительный.
Выполнение упражнений.
Пересказ текста (последовательный или выборочный) по плану.
– Понять можно, но оправдать нельзя.
-Человек не должен управляться только чувствами, какими бы сильными они ни были.
-Эмоции не должны брать верх над разумом.
-В какой-то мере мальчик был эгоистом: думал только об удовлетворении своего желания, но совершенно позабыл о бабушке, которой он принес горе своим поступком.
– Он хочет, чтобы концовку мы додумали сами.
-Чтобы вошли в положение героем, представили себя на их месте и вместе пережили эту ситуацию.
– Мальчик очень переживает случившееся. Особенно это видно в конце рассказа. Автор рисует душевное состояние героя:
У меня руки дрожали…
Теперь все пропало!
Я скорей бросился в кровать, завернулся с головой…
–Бабушка! – под одеялом шептал я. – Бабушка, миленькая, родненькая, чего я наделал-то!
-Герой осознал свой поступок, а поэтому он будет искать способ, как его исправить.
-У нас есть уже такой пример из рассказа К. Г. Паустовского: раскаявшись, Филька находит путь к исправлению своего душевного порока. Эти случаи как бы перекликаются.
Дети ищут в тексте подтверждение своим определениям
Конечно она очень расстроится, та как вещь была очень дорога для нее как память.
-Так как бабушка умела быль строгой, то, наверное, она пожурит внука, объяснит, как плохо он поступил.
-Но доброта возьмет верх: видя, как расстроен мальчик и как он сам переживает содеянное, бабушка поймет его душевное состояние и попытается успокоить внука. Наверное скажет ему, чтобы он уснул, а утром они вместе что-нибудь придумают.
-Конечно, мальчик долго еще не сможет уснуть, – он будет думать, как исправить ошибку и придумает: завтра утром вместе с бабушкой они найдут искусного мастера, который починит эту вещь и сделает ее такой, как прежде.
Автор пишет этот рассказ от своего имени, чтобы все, о чем он говорит, было более достоверным.
-В рассказе много внимания уделяется чувствам, переживаниям, – внутренний мир героя будет более раскрыт и понятен читателю, если он будет передан автором от своего имени.
Прежде чем совершить поступок, надо подумать, к чему он приведет?
-И как от этого будут чувствовать себя другие люди.
-Поступками должен управлять разум, а не эмоции.
Ответы детей и самооценка.
Запись домашнего задания в дневниках.
Личностные:
самоопределение. Настрой на успех.
Личностные; интерес к учебному материалу;
Регулятивные: принимать учебную задачу;
Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с
ним строить ответ в устной форме; Коммуникативные: умение допускать существование различных точек зрения, строить понятные высказывания.
Регулятивные: принимать учебную задачу;
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
Предметные: умение приводить доказательство, используя результат наблюдения;
Личностные: способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
Регулятивные: умение оценивать свою деятельность с помощью учителя; адекватно оценивать собственную деятельность, адекватно воспринимать оценку учителя.

Скачать работу

comments powered by HyperComments

  • Режимы (или типы) повествования — это избираемые автором художественного (прозаического, поэтического, драматического, кинематографического, музыкального и др.) произведения способы воплощения сюжета в тексте. Наррация («рассказывание») как процесс возможна лишь в форме того или иного режима повествования, предполагающего, помимо многих других аспектов, выбор повествовательной точки зрения (например, от первого лица, от третьего лица) и выбор «голоса» нарратора (англ. narrative voice) — техники подачи сюжетной информации, например с помощью прямого воспроизведения мыслей и чувств персонажа, создания иллюзии безусловного присутствия нарратора при всех событиях, чтения чужого письма, пересказа с чужих слов, догадок и проч. Кроме того, режим повествования предполагает конструирование идиолекта нарратора — речевых черт лица, ведущего повествование («рассказчика» или «повествователя»), от нейтрального, стёртого, «нулевого» в плане фразеологии до оригинального, настоящей речевой маски, в наиболее яркой форме воплощаемой в форме сказа, нарративная специфика которого заключается в выстраивании стилистико-дискурсивного противостояния автора и рассказчика.

    В роли нарратора может выступать, например:

    1) вымышленный автором и интегрированный в текст рассказчик, обладающий именем, элементами биографии и т. д., но внешний по отношению к событиям, разворачивающимся в тексте (Рудый Панько в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя),

    2) автор-повествователь («Война и мир» Л. Н. Толстого или «Мёртвые души» Н. В. Гоголя),

    3) один из участников событий произведения (хроникёры в романах Ф. М. Достоевского) и др.

    Типы нарраторов могут резко отличаться по их способности проникать в сознание героев (одного или нескольких), по степени их осведомлённости (см. ненадёжный рассказчик), вовлечённости в события, ангажированности, эмоциональной привязанности к тем или иным персонажам, заметности для читателя, оригинальности индивидуальной речевой манеры и целому ряду других. Кроме того, в произведении может быть целая система нарраторов, более или менее эксплицитно представленных в тексте (яркий пример — «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова). Нарративное пространство текста может быть организовано непоследовательно: заявленный хроникёр в ходе развития сюжета может спорадически наделяться чертами всеведущего автора («Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского), объективированный автор-повествователь может утрачивать доступ к сознанию своего героя и проч.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Общелитературная фантастика (внежанровая фантастика) — разновидность фантастики, являющаяся частью литературы «основного потока» и противопоставляемая фантастике жанрово-обусловленной. Разница между ними определяется способом взаимодействия между фантастическим и миметическим началами в мире художественного произведения. К общелитературной фантастике в той или иной степени обращались почти все русские писатели начиная с XIX века.

Художественный вымысел — плод творческого воображения автора художественной литературы или сценариста художественного фильма.

Хроното́п (от др.-греч. χρόνος «время» и τόπος «место») — «закономерная связь пространственно-временных координат». Термин, введённый А. А. Ухтомским в контексте его физиологических исследований, и затем (по почину М. М. Бахтина) перешедший в гуманитарную сферу. «Ухтомский исходил из того, что гетерохрония есть условие возможной гармонии: увязка во времени, в скоростях, в ритмах действия, а значит и в сроках выполнения отдельных элементов, образует из пространственно разделенных групп функционально…

Ненадёжный рассказчик — художественный приём, заключающийся в том, что рассказчик сообщает неполную или недостоверную информацию. Таким образом происходит нарушение негласного договора между автором и читателем, согласно которому события должны описываться такими, какие они есть.

Мотив (лат. moveo — «двигаю») — простейшая составная часть сюжета. Фольклорно-мифологический мотив (по Ю. Е. Берёзкину) — образ или эпизод и / или совокупность образов и / или эпизодов, встречающиеся более чем в одном фольклорно-мифологическом тексте. Примером может служить мотив сбивания лишних солнц с неба.

Экспозиция (лат. expositio — выставление напоказ, изложение) в литературоведении и фольклористике — часть произведения, предшествующая началу развёртывания единиц структуры произведения, в частности, часть произведения в драме, эпосе, лирике, которая предшествует началу сюжета. В экспозиции следует расстановка действующих лиц, складываются обстоятельства, показываются причины, которые «запускают» сюжетный конфликт. Экспозиция может следовать как перед завязкой, так и после. В фольклористике также…

Перипети́я (греч. περιπέτεια) — в античной мифологии внезапное исчезновение удачи в делах, возникающая как реакция богов на излишне самоуверенное поведение героя. В дальнейшем приводит к божественному возмездию — немезису (др.-греч. Νέμεσις).

Рассказ от первого лица — это способ повествования, где история излагается персонажем, т.е. повествователем, являющимся либо главным, либо второстепенным участником сюжетного действия. Рассказ от первого лица может излагаться в единственном числе, множественном числе или же в собирательном числе, также может быть авторитарным, доверительным или обманным «голосом» автора и представлять точку зрения в письменном виде.

Литература абсурда (от лат. absurdus — «нелепый») — особый стиль написания текста, для которого характерны подчёркнутое отсутствие причинно-следственных связей, гротескная демонстрация нелепости и бессмысленности человеческого бытия.

Жанровая литература — термин, употребляемый в отношении произведений художественной литературы, в которых главенствующую позицию занимает сюжет. Сюжет, как правило, строится в точном соответствии литературному жанру, в жертву приносятся другие элементы повествования, например, развитие характера персонажей.

Интертекст — соотношение одного текста с другим, диалогическое взаимодействие текстов, обеспечивающее превращение смысла в заданный автором. Основной вид и способ построения художественного текста в искусстве модернизма и постмодернизма, состоящий в том, что текст строится из цитат и реминисценций к другим текстам.

Метапроза, иногда также метаповествование и метафикшн (англ. metafiction) — литературное произведение, важнейшим предметом которого является сам процесс его разворачивания, исследование природы литературного текста.

Фантасти́ческое — неклассическая категория эстетики, теоретически осознанная в эпоху романтизма. Большинство определений фантастического онтологичны, противопоставляя «сверхъестественное» («чудесное», «неправдоподобное») «естественному» («обычному», «правдоподобному»), антимиметическое — миметическому. Структурно фантастический образ характеризуется двуплановостью. Семиотический механизм фантастического состоит в преднамеренном нарушении существующих эстетических конвенций («условностей»).

Компози́ция (лат. componere «составлять») в литературоведении — построение, взаимная соотнесённость и расположение в определённой системе и последовательности частей изображаемого и художественно-речевых средств в словесно-художественном произведении. Внутренняя организация, единая и целостная система определённых форм художественного изображения в литературном произведении . Находится в диалектическом единстве и взаимодействии с системой образов художественного произведения, подчиняется задаче наиболее…

Пара́бола (от др.-греч. παραβολή «сравнение, сопоставление, подобие, приближение»)…

Завязка — это событие, которое является началом действия. Она или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает») конфликты.

Коми́ческое (от др.-греч. κωμῳδία, лат. comoedia) — философская категория, обозначающая культурно оформленное, социально и эстетически значимое смешное. В эстетике комическое считается логическим коррелятом трагического.

Литературный архетип — часто повторяющиеся образы, сюжеты, мотивы в фольклорных и литературных произведениях. По определению литературоведа А. Ю. Большаковой, литературный архетип — это «сквозная», «порождающая модель», которая, несмотря на то, что она обладает способностью к внешним изменениям, таит в себе неизменное ценностно-смысловое ядро.

Остране́ние — литературный приём, имеющий целью вывести читателя «из автоматизма восприятия». Термин введён литературоведом Виктором Шкловским в 1916 году.

Мениппе́я — вид серьёзно-смехового жанра. Термин использовался М. М. Бахтиным в «Проблемах поэтики Достоевского» для обобщения античного жанра «мениппова сатира» (само слово употреблялось уже в Древнем Риме Варроном в I веке до нашей эры). Но часто эти понятия отождествляют (так, название книги Варрона лат. Saturae menippeae обычно переводится как «Менипповы сатиры», но иногда «Мениппея»).

Литерату́рный геро́й — это образ человека или животного в художественной литературе. Также в этом смысле используют понятия «действующее лицо» и «персонаж». Зачастую литературными героями называют лишь более важных действующих лиц (персонажей).

Антирома́н (фр. Antiroman) — условное понятие, применяемое наряду с термином «новый роман» при характеристике некоторой прозы модернизма, преимущественно у французских писателей середины XX века.

Мегажанр — наджанровая историко-типологическая группа. Мегажанр образуется объединенными интенцией жанрами.

Литерату́рные жа́нры (фр. genre, от лат. genus — род, вид) — исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединённых совокупностью формальных и содержательных свойств (в отличие от литературных форм, выделение которых основано только на формальных признаках). Термин зачастую неправомерно отождествляют с термином «вид литературы».

Многогранность фантастики стала причиной выделения из неё различных течений и поджанров. Общепризнанным является деление фантастики на научную фантастику (внутри которой выделяют твёрдую научную фантастику и социальную фантастику) и фэнтези (внутри которой выделяют поджанр хоррора). Нередко встречается синтез обоих жанров: научное фэнтези и технофэнтези.

Рассказ о привидениях (англ. ghost story) — жанр рассказа, в котором действуют бестелесный призрак или призраки.

Подробнее: История с привидениями

Поток сознания (англ. Stream of consciousness) — художественный приём и тип повествования в литературе XX века, преимущественно модернистского направления, непосредственно воспроизводящий душевную жизнь персонажа посредством словесной регистрации разнородных проявлений психики (переживания, ассоциации, воспоминания и т.п.), которые чаще всего передаются вне всякой логической и причинно-следственной связи — по принципу звуковых, зрительных и прочих ассоциаций. Использование потока сознания часто сопровождается…

Кульмина́ция (от лат. culmen «вершина») в литературном произведении — наиболее напряженный момент в развитии действия, решающий, переломный момент во взаимоотношениях, столкновениях литературных героев или между героем и обстоятельствами. В кульминации раскрывается острота конфликта, описанного в сюжете произведения. Кульминация лучше всего обнаруживается в произведениях эпических.

Расска́зчик (также нарра́тор от фр. narrateur — рассказчик) — 1) тот, кто рассказывает что-нибудь, человек, умеющий интересно рассказывать; 2) некая личность (напр., персонаж), от лица которой ведётся повествование в документальном и художественном, в частности, в литературном или телевизионном произведении.

Обрамление — вид композиции повествовательного произведения, при котором одна или несколько фабульных единиц (новелл, сказок, басен, притч) объединяются путём включения их в самостоятельную фабульную или нефабульную единицу — рамку. Используется также в кинематографе (например, в киноальманахе «Глубокой ночью»).

Алоги́зм (алоги́чность; от др.-греч. ἀ — отрицательная частица и др.-греч. λογισμός — разум, рассудок) — нелогическое рассуждение, ход мысли, нарушающий законы и правила логики, либо факт, который не укладывается в рамки логического мышления, то, что нельзя обосновать логически, противоречащее логике.

Философский роман — художественное произведение в романной форме, иллюстрирующее те или иные философские концепции. Термин получил распространение в XX веке, хотя его применяют и к произведениям, написанным ранее (начиная с арабской аллегории XII века «Хай ибн Якзан»).

Аполо́г (апо́лог; от др.-греч. ἀπόλογος — «повествование, рассказ») — литературный жанр, дидактический (нравоучительный) рассказ (повествование), построенное на аллегорическом (иносказательном) изображении животных или растений.

Наррати́в (англ. и фр. narrative, от лат. narrare — рассказывать, повествовать) — самостоятельно созданное повествование о некотором множестве взаимосвязанных событий, представленное читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов. Часть значений термина «нарратив» совпадает c общеупотребительными словами «повествование», «рассказ»; имеются и другие специальные значения. Учение о нарративе — нарратология.

«Как сделана „Шинель“ Гоголя» — статья литературоведа Бориса Эйхенбаума, опубликованная в 1919 году в сборнике «Поэтика». В ней Эйхенбаум анализирует повесть «Шинель» Н. В. Гоголя. Эта статья во многом определила идеологию русского формализма; она оказала влияние на литературоведов (если шире, на представителей гуманитарных наук в целом) и не относящихся к данному направлению, включая противников подобного подхода.

Диало́г (греч. Διάλογος — «разговор») — литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами, вопросами и ответами) между двумя и более людьми, также бывает письменный диалог между двумя или более людьми по средству написания текста в письмах или другими методами; специфическая форма общения и коммуникации, диалог это вопросы и ответы двух и более оппонентов участвующих в разговоре или обсуждении чего либо. В литературе диалог — органический признак драматических…

Монодрама — принцип театральной теории Н. Н. Евреинова, развёртывание сценических событий, словно проецируемых через сознание главного героя или одного из действующих лиц. Подразумевает драматическое представление, которое преподносит окружающий мир таким, каким он воспринимается действующим лицом «в любой момент его сценического бытия», и заставляет каждого из зрителей стать в положение этого лица, «зажить его жизнью» .

Ломтик жизни (фр. tranche de vie) — термин, который относится к натуралистическому театру и обозначает натуралистичное описание реальной жизни героев. Возник в 1890—1895 годах. Впервые, предположительно, был использован французским драматургом и литературным критиком Жаном Жюльеном (фр. Jean Jullien; 1854—1919).

Монолог (от др.-греч. μόνος — один и λόγος — речь) — речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.

Роман воспитания или воспитательный роман (нем. Bildungsroman ) — тип романа, получивший распространение в литературе немецкого Просвещения. Его содержанием является психологическое, нравственное и социальное формирование личности главного героя.

Катахре́за (катахрезис, от др.-греч. κατάχρησις — «злоупотребление») — троп или стилистическая ошибка, неправильное или необычное употребление сочетаний слов с несовместимыми буквальными лексическими значениями.

Рожде́ственский или святочный расска́з — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определённой спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа.

Фантасти́ческий детекти́в — использование сюжетных элементов детективной литературы (расследование преступления, деятельность сыщика) в произведениях научной фантастики, фэнтези и хоррора. Действие может происходить в будущем, альтернативном настоящем или прошлом, в полностью вымышленном мире. Особенностью фантастической детектива является двойная логика в произведениях (детективная и фантастическая) и двойная роль героев (следователей и учёных).

Прямая речь — высказывание, дословно введённое в авторскую речь (говорящего или пишущего). В отличие от косвенной речи, сохраняет индивидуальные и стилистические особенности речи того, чьё высказывание воспроизводится: диалектные черты, повторы, паузы, вводные слова и т. п. Прямая речь вводится без союзов, личных местоимений, глагольные формы обозначают отношение к лицу говорящего, например: «Ты сказал: „Вернусь поздно“». Для сравнения в косвенной речи: «Ты сказал, что вернёшься поздно». Обычно прямая…

Троп (от др.-греч. τρόπος «оборот») — риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. Тропы широко используются в литературных произведениях, ораторском искусстве и в повседневной речи.

Сюже́т (от фр. sujet букв. «предмет») — в литературе, драматургии, театре, кино, комиксах и играх — ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра) и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определённым правилам демонстрации. Сюжет — основа формы произведения.

Автокоммуникация (от греч. αὐτός — сам — и лат. communication — связь, сообщение; букв. общение с самим собой) — это форма коммуникации и тип информационного процесса в культуре, суть которого заключается в том, что адресат и адресант сообщения совпадают.

Сравне́ние — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому — либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.

Бульварный роман (также бульварная литература, бульварное чтиво) — жанр массовой литературы, повествовательные книги без художественного и культурного значения. Пишутся и издаются в расчёте на непритязательный вкус массового читателя, обычно содержат завлекательную интригу, полны занимательных эффектов, мелодраматизма, описаний преступлений и любовных приключений.

Сдвиг — акустико-фонетическое явление в художественной речи, преимущественно в стихе, родственное омонимии. Сдвиг можно назвать «омонимией словосочетаний»: он возникает в тех случаях, когда в одной звуковой последовательности могут быть распознаны два разных ряда слов (например: ряда слов и ряд ослов), за счет чего происходит «лексическая деформация фразы».

ВикиЧтение

Школа литературного мастерства. От концепции до публикации: рассказы, романы, статьи, нон-фикшн, сценарии, новые медиа
Вольф Юрген

От первого лица

Можно писать от первого лица. Это значит, что ваш герой сам рассказывает свою историю, как если бы он писал дневник или рассказывал кому-то о своих приключениях. Вот пример рассказа от первого лица:

«Я огляделся. Я понятия не имел, где нахожусь. То есть я понимал, что это больница, но не имел ни малейшего представления, как в ней оказался».

Когда вы читаете написанный от первого лица роман, рассказ или даже нехудожественное произведение, такое как, например, путеводитель, вы мгновенно чувствуете связь с человеком, который напрямую обращается к вам. В этом и заключается преимущество повествования от первого лица. Оно глубоко личное – вы входите в положение рассказчика. Если этот человек, назовем его Джордж, хочет лишь спокойной жизни, а неожиданно все вокруг меняется, вы чувствуете его смятение, его гнев и затем его желание вернуть все то, что было прежде.

Минус в том, что вы можете слышать и видеть только то, что слышит или видит он. В предыдущей главе я уже упоминал, насколько в этом случае читателю нелегко понять, как выглядит рассказчик – как мы видели, для этого необходимо использовать другие способы. Кроме того, вы не сможете описать человека, нанесшего ему удар по голове и находящегося сейчас на противоположном конце города. Чтобы сделать это, вы должны придумать, как Джордж мог об этом узнать. Вот пример такого рассказа:

«Молодая чернокожая медсестра принесла мне на подносе еду, напоминавшую многократно пережеванный гамбургер.

– Пока вы были без сознания, к вам приходил посетитель, – сказала она. – Он записался. Его имя – мистер Перикл.

– Мне это имя ничего не говорит. Как он выглядел?

Она посмотрела в окно и задумалась.

– Высокий, лысый, около шести футов ростом, лет пятидесяти.

Она выжидающе посмотрела на меня, но я по-прежнему не знал, кто он и зачем хотел меня видеть. А также понятия не имел, как он узнал, что я в больнице».

Джордж не знает, кто этот мистер Перикл, не знает этого и читатель. Но в следующей главе, когда он заметит высокого бритоголового человека, делающего покупки в супермаркете, то вспомнит описание посетителя, данное медсестрой, и мы, читатели, вспомним тоже.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Любовь с первого нюха…

Любовь с первого нюха…

Лежат Ванька с Манькой в стогу. Видят — жеребец кобылу покрывает.
Маня: — Вань, а как он узнал, что она хочет?
Ваня: — Хрен его знает, по запаху, наверно.
Еще полежали. Потом Манька говорит:
— Вань, а у тебя, похоже, насморк…
Из колхозных баек
Со многими

С первого взгляда или с шестого?

С первого взгляда или с шестого?

Молодой человек говорит девушке: — Взгляни, звезда упала! А ты знаешь, что если загадать желание, то оно исполнится?
— Знаю, но не верю.
— Почему?
— Потому что ты слишком робкий.
Из историй любви
О том, возможна ли любовь с первого взгляда,

Специально для первого

Специально для первого
Отлично! Вы самый популярный среди всех, кто носит с собой фотокамеру. Но знаете, как раз с Вами и больше всех хлопот у продавцов фотоаппаратуры. Это Вам не так и это Вам не понятно. Мой совет: не ходите в магазин. Слушайте сюда — то есть читайте

От первого лица

От первого лица
Можно писать от первого лица. Это значит, что ваш герой сам рассказывает свою историю, как если бы он писал дневник или рассказывал кому-то о своих приключениях. Вот пример рассказа от первого лица:
«Я огляделся. Я понятия не имел, где нахожусь. То есть я

С Первого по Двадцатый

С Первого по Двадцатый
Впервые Париж поделили на округа в 1795 году. Тогда периметр города был меньше нынешнего, и округов получилось всего 12. В каждом округе существовал свой мэр.
Когда говорили: «они женились в мэрии 13-го округа», подразумевалось, что никто и не думал

Любовь с первого нюха…

Любовь с первого нюха…

Лежат Ванька с Манькой в стогу. Видят — жеребец кобылу покрывает.
Маня: — Вань, а как он узнал, что она хочет?
Ваня: — Хрен его знает, по запаху, наверно.
Еще полежали. Потом Манька говорит:
— Вань, а у тебя, похоже, насморк…
Из колхозных баек
Со многими

С первого взгляда или с шестого?

С первого взгляда или с шестого?

Молодой человек говорит девушке: — Взгляни, звезда упала! А ты знаешь, что если загадать желание, то оно исполнится?
— Знаю, но не верю.
— Почему?
— Потому что ты слишком робкий.
Из историй любви
О том, возможна ли любовь с первого взгляда,

ВРАГИ ПЕРВОГО КОНСУЛА

ВРАГИ ПЕРВОГО КОНСУЛА
Первый консул[100] Франции Наполеон Бонапарт не смог бы удержаться у власти, не проводя политику репрессий, иногда широкомасштабных. Ему угрожали роялисты,[101] повстанцы Бретани и мятежная Вандея, куда были посланы войска. Одному из вождей роялистов

Как писать: от первого лица или от третьего?

Как писать: от первого лица или от третьего?
Сразу вспоминаются шутеры а-ля из глаз и ларокрофтовские. Проще говоря, первые идут от первого Wolfstein, а вторые вообще от самых первых диггеров и шамусов. Написал и подумал, что, когда начинал писать этот труд, такое сравнение не

ВикиЧтение

Как стать писателем… в наше время
Никитин Юрий

Как писать: от первого лица или от третьего?

Сразу вспоминаются шутеры а-ля из глаз и ларокрофтовские. Проще говоря, первые идут от первого Wolfstein, а вторые вообще от самых первых диггеров и шамусов. Написал и подумал, что, когда начинал писать этот труд, такое сравнение не пришло бы в голову, персоналок не существовало, а сейчас это наиболее зримый пример.

Когда из глаз героя, то самый важный плюс – полное сопереживание. Это вы бежите, стреляете, на вас нападают, вы отбиваетесь, прыгаете, влетаете в окна, хватаете полуголых красоток, бьете в челюсть всяких разных, кто не успел спрятаться. Да, это громадное преимущество, но, увы, почти единственное.

Фигурка героя в стиле «яяяя», которой управляете в байме или при чтении книги, это все-таки не вы сами, а ваша кукла, которую ведете через препятствия. Это по ней стреляют, а не по вас. Конечно, за нее тоже переживаете, она ваша, и если убьют или хотя бы ранят, чувствуете некоторые угрызения совести: надо было баймить лучше, но все-таки это не вы!

Однако же стиль «яяяя» дает неизмеримо больше возможностей в плане выбора красок, мест действия, недоговоренностей.

Вы можете писать то об одном герое, то о другом, которые за сотни миль, а вот от первого можно описывать только то, увы, что перед глазами.

Конечно, это тоже общие законы, из них существуют исключения, но этих исключений весьма и весьма немного. Я имею в виду, что и от первого лица можно писать так, что никакого сопереживания не будет, но не это исключение, как вы понимаете, а исключение – когда роман написан от третьего лица, но вы, наблюдая за чужой фигуркой, все его беды и тревоги воспринимаете как свои.

А кто лучше: прыгун в воду или в высоту?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Как, по мнению первого консула Наполеона Бонапарта, следует писать конституцию?

Как, по мнению первого консула Наполеона Бонапарта, следует писать конституцию?
9—10 ноября (18–19 брюмера) 1799 года генерал Наполеон Бонапарт произвел государственный переворот, установивший во Франции режим консульства, и фактически получил, хотя и не сразу, всю полноту

От первого лица

От первого лица
Некоторыми называется «интенсивной», т. к. целое действие представлено с перспективы одного «я». Существует как бы одна камера, глядящая глазами одного человека, — протагониста. Это значит, что говорится только о том, что протагонист видит, свидетелем

От третьего лица

От третьего лица
Обладает теми же техническими достоинствами и недостатками, что и перспектива «интенсивная», отличается прежде всего наличием тире. Рассказ от третьего лица есть, как мне кажется, менее интимным, он не имеет характера откровения. Это плюс, если не хочешь,

От первого лица

От первого лица
Можно писать от первого лица. Это значит, что ваш герой сам рассказывает свою историю, как если бы он писал дневник или рассказывал кому-то о своих приключениях. Вот пример рассказа от первого лица:
«Я огляделся. Я понятия не имел, где нахожусь. То есть я

От всезнающего третьего лица

От всезнающего третьего лица
Другая возможность – писать от третьего лица, т. е. как будто кто-то рассказывает о происходящих событиях, но не принимает в них участия. В этом случае предыдущий фрагмент выглядел бы так:
«Джордж огляделся. Он понятия не имел, где находится. То

Ограниченный рассказ от третьего лица

Ограниченный рассказ от третьего лица
Альтернативным способом, который намного лучше и используется многими романистами, является рассказ от третьего лица, но с некоторыми ограничениями. При этом способе повествования в каждой сцене вы показываете, что происходит в

Что писать и что не писать в письме редактору

Что писать и что не писать в письме редактору
Следите за тем, чтобы упомянутый вами в письме прежний опыт имел отношение к предлагаемому проекту. Я видел немало писем, в которых авторы ссылались на свои вовсе не относящиеся к теме академические достижения и навыки, а

Договор в пользу третьего лица

Договор в пользу третьего лица
ДОГОВОР В ПОЛЬЗУ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА — договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения

Писать надо только тогда, когда не можешь не писать

Писать надо только тогда, когда не можешь не писать
Автор выражения Л. Н. Толстой (1828—1910). В письме (2 сентября 1908 г.) к Леониду Андрееву: «Думаю, что писать надо […] только тогда, когда мысль, которую хочешь выразить, так неотвязчива, что она до тех пор, пока, как умеешь, не

Где и как писать

Где и как писать
Большинство авторов, как известно, предпочитают работать в кабинетах. По старинке. И чтобы никто нигде не шумел, мимо двери чтобы все на цыпочках, разговаривали во время творческого процесса только шепотом. Знаю таких и сейчас, указывать пальцем не буду, не

Писать умно или писать интересно?

Писать умно или писать интересно?
К сожалению, одно если не полностью исключает другое, то во всяком случае, сильно теснит. Понятно, если умный человек берется писать заведомую, но весьма динамичную и потому читаемую широкой публикой глупость, то у него все равно иногда

Образец ответа: 1 – Д, 2 – В, 3 – Б, 4 – Г, 5 – А.

Типы речи (карточка ІІ)

О чём говорится в высказывании?

Название типа речи

Если говорится о признаках предмета или лица – это …

№ 3

Если о действиях или событиях, то – это …

№ 1

Если о причинах действий или событий – это …

№ 2

Образец ответа:

№ 1. Повествование – смена действий и событий во времени.

№ 2. Рассуждение – установление причинной взаимосвязи событий и явлений.

№3. Описание – словесное изображение какого-либо предмета, явления или действия, перечисление их признаков и свойств.

Обобщим: Вопрос 1. Какие стили речи вам известны?

Ответ учащихся – по заполненной ими карточке.

Вопрос 2. Какие типы речи вам известны?

Ответ учащихся – по заполненной ими карточке.

Учитель.

Итак, обобщим:

Вывод: для сочинения выбираем – повествование с элементами рассуждения.

Комментарий учителя:

Учитель. Задача нашего урока – научиться составлять рассказ с обрамлением на основе услышанного или личного опыта, с учётом коммуникативной задачи.

Вступление и заключение не всегда бывают в рассказе. Иногда автор сосредотачивает внимание на самих событиях; они могут быть настолько выразительны, что не требуют специального подхода и выводов.

Учитель. Что такое рассказ?

Ответ учащихся: «Под рассказом понимают небольшое повествовательное произведение», это – «малая форма эпической прозаической литературы (хотя, как своего рода исключение из правила, имеются и рассказы в стихах)» — И.С.Тургенев «Воробей». Персонажам или событиям даются психологические характеристики.

В основе рассказа лежит какой-либо случай, как правило, чем-то примечательный, способный вызвать интерес.

Учитель. Какова композиция рассказа?

Ответ учащихся: В событиях, составляющих сюжет рассказа, можно выделить завязку, кульминацию и развязку, которые вместе со вступлением и заключением представляют основные композиционные элементы рассказа.

      Рассказ отличается тем, что в нём особенно ярко проводится какая-либо мысль, идея, выражается отношение автора к передаваемым событиям и их участникам. Одним из средств выразительности, используемым в рассказе, является включение в него описаний и диалогов. В рассказе могут быть и элементы типа речи — рассуждения (чаще всего они содержатся в заключении). Рассказы пишутся в художественном стиле, поэтому нужно знать и уметь применять средства выразительности языка.

  1. Мотивация учебной деятельности

Памятка «В помощь ученику»

  1. Ознакомьтесь с образцами обрамлений.
  2. Просмотрите тексты из предыдущих упражнений и накопленные вами материалы для описания местности, памятников истории и культуры. Отберите тот, который соответствует теме сочинения, выбранной вами.
  3. Отберите из собранного вами материал для рассказа: внесюжетные элементы (описание местности, памятников истории и культуры, диалоги или интервью); создайте своё обрамление к рассказу; систематизируйте материал согласно плану, теме, основной мысли и композиционной форме рассказа.
  4. Составьте и запишите план согласно теме, выбранной вами.
  5. Проверьте соответствие лексики и синтаксических конструкций, учёт структуры рассказа.
  1. Работа над культурой и развитием речи учащихся

Обрамление в рассказе может нести разнообразную нагрузку:

А) характеризовать обстановку, в которой протекает действие,

Б) создавать фон для повествования.

  1. Подготовка к написанию сочинения-рассказа с обрамлением:

А) умение анализировать собранные материалы, систематизировать их в соответствии с темой, использовать их творчески, учитывая коммуникативную задачу и основную мысль будущего сочинения.

Б) очень важным моментом является не только выбор темы, но и определение основной мысли, адресата речи,

В) составление плана, отбор соответствующей лексики и синтаксических конструкций, последовательность изложения.

Образец структуры:

1. Тема: Любимый уголок природы.

2. Основная мысль.

3. Композиция рассказа.

 а) Обрамление (начало):

Нет для меня прекраснее места на земле, чем это. Я живу в городе. Но у меня есть любимый уголок природы в пригороде. В письме к своей подруге, которая живёт в другой стране, я рассказала о нём… . (Завязка)

б) Основная часть (развитие действия, кульминация, спад действия).

в) Внесюжетные элементы (описание местности, памятников истории и культуры, диалог или интервью).

Окончание (развязка).

г) Обрамление (конец):

Вот и закончила свой рассказ. Много есть прекрасных уголков на земле. Но этот глубоко запал в сердце. Люблю его в разное время года, когда он становится то необычайно волнующим, то сказочным, то наполненным каким-то волшебством. Когда приедешь, убедишься в справедливости моих слов.

Учитель. Проведём работу с текстом

Прочитай начало и конец рассказа А.Шилова «Про мою бабушку»: І, ІІ  части.

I. По-настоящему она моему отцу бабушка, а мне она уже прабабушка. Нет, не так… Ага, вспомнил: прабабушка. Вот кто она мне. Но ведь так не будешь говорить:

— Прабабушка, дай поесть!

Поэтому я зову ее бабушкой. Сейчас она старенькая. Она очень любит электричество и всегда сама включает свет в комнате. Подойдет к выключателю, приведет себя в порядок, а потом — щелк! И улыбается. У бабушки была одна привычка: когда она оставалась одна, то сама с собой вслух разговаривала. Негромко, но если незаметно быть рядом с ней, то все можно разобрать. Не знаю почему, но я очень люблю слушать такой разговор! Как только увижу, что она сидит, тихонечко подкрадусь к ней, уши навострю и жду. Если она вспоминает что-нибудь из своей прошлой жизни, то тогда меня за уши не оттащишь. Однажды мне довелось узнать про ее детство. Не так чтобы все от начала до конца, но все же…

 II. Рассказ бабушки

ІІІ. За окном послышались голоса, хлопнула калитка.

— Никак Петр с Натальей из кино идут,— встрепенулась бабушка,— А у меня и самовар не поставлен! Засумерничались мы с тобой, свет надо зажигать.

Она затянула потуже платок на голове, вытерла руки о передник, потом щелк выключателем и улыбнулась.

А я лежал и думал про бабушкину жизнь…

  1. Блок тренировочных заданий
  1. Изложите содержание текста в форме рассказа, который вы услышали от одного из героев (пожилого учителя, одного из мальчиков) или какого-либо другого лица. Опишите обстоятельства, при которых вы услышали рассказ, и его героев.

Выступления учащихся, выделение идеи рассказа:

  1. Беседа по содержанию заданий:

 — Что вы узнали из этого отрывка о бабушке героя рассказа?

— В какие годы проходило ее детство?

— О чем она могла рассказать своему правнуку?

— Как заключение рассказа связано с его вступлением?

  1. Упражнение 45 из раздела «Развитие речи» – рассказ старосты литературного кружка. Ученица читает вслух по учебнику

І Вступление

Обрамление — Я с ребятами нашего класса пришла на встречу с выпускниками школы. Собрались в основном члены литературного кружка. Они вспомнили о проводимых экскурсиях по литературному Киеву и попросили рассказать, имела ли работа, начатая в школе, своё завершение.

ІІ Основная часть — Слово взяла Валя. «После окончания школы я поступила на филологический факультет Киевского университета. Мне захотелось продолжить поиски материалов о пребывании в Киеве русских и зарубежных писателей. Работала в библиотеке, узнала много интересного. Решила проверить на практике, интересно ли будет ребятам узнать о Киеве литературном. Провела несколько экскурсий. Меня очень воодушевила работа с людьми, и я решила продолжать свою работу. После окончания университета поступила на курсы экскурсоводов.

Обрамление ІІІ Заключение — Я дополнила: «Перед вами справочник «Киев литературный», созданный моими соучениками в 11-ом классе. Валя – один из основных авторов справочника и теперь работает экскурсоводом киевского бюро путешествий».

  1. Учитель: Ребята, ответьте на вопросы:
  1. Какова структура текста?
  2. Есть ли в нём обрамление?
  3. О чём говорится в основной части?
  4. Как обрамление связано с основной частью текста? Первая часть – вступление (в школе, в литературном кружке ученики изучали жизнь поэтов и писателей и проводили экскурсии по Киеву. Третья часть – работа в школе имела продолжение: создан справочник экскурсоводов.

Работа по учебнику: коллективная работа учащихся «Рассказ с элементами описания»

І — Начало обрамления

Лето. Дома не усидишь. Родители отправили меня в туристический лагерь. Походы, экскурсии и вечера у костра. Особенно понравился мне прощальный вечер. Горит костёр, мы сидим полукругом и каждый рассказывает какую-то историю. Слушаем рассказы, поём песни. Подошла и моя очередь.

Основная часть рассказа (от каждой группы по 1 рассказу)

ІІ — Учащиеся сочиняют коллективно.

ІІІ — Конец обрамления

Я закончил рассказ, но ребята попросили ещё хотя бы одну историю с приключениями. Было уже поздно, и я пообещал, что напишу им, и попросил их поделиться своими воспоминаниями. Костёр догорал, на прощанье мы спели любимую песню.

Упражнение 44. Выделите композиционные части рассказа с обрамлением с элементами описания памятника.

І. Вступление обрамления. — На Владимирской горке, на живописном берегу Днепра, расположен памятник князю Владимиру Великому. Памятник является её композиционным центром, известным атрибутом и одним из символом Киева, старейшим памятником города. К нему стремятся аллеи средней террасы, ступени с Владимирского спуска. И сегодня, и столетия назад по этим аллеям шли киевляне, которые благодарны были князю за укрепление православной веры.

ІІ. Основная часть. — В 1843 году известный русский скульптор В.Демут-Малиновский подготовил «Проект — сооружения в городе Киеве, над самым тем местом, где совершилось Крещение Руси, — памятника Святому князю Владимиру». Торжественное открытие памятника состоялось лишь спустя 10 лет, в 1853 году.

Бронзовая 4-х метровая статуя Крестителя Руси, изображённого с большим крестом в правой руке и великокняжеской шапкой в левой, возвышается на 16-метровом постаменте, облицованном чугунными плитами. У подножия фигуры – оружие, символы плодородия, факел просвещения. Общая высота памятника – 20,4 метра. Автор статуи Владимира – скульптор Пётр Клодт. Горельеф на пьедестале монумента изображает картину крещения древлян в 988г. Удачной идеей оказалась подсветка креста, благодаря чему памятник был виден с противоположного берега Днепра даже  ночью.

ІІІ. Заключение обрамления. – Киев – воистину дивный город! Хотя бы потому, что в нём есть такое замечательное место, как парк Владимирская горка – настоящее чудо природы и творение рук человеческих. Памятник князю Владимиру, реконструкция которого была в 1953 году, сохранился до наших дней в первоначальном виде.

Вспомните, что вы узнали о рассказе на уроках литературы, и ответьте на вопросы:

  1. Какое произведение можно назвать рассказом?

Ответ: Рассказ — небольшое повествовательное литературное произведение.

  1. С какими композиционными элементами рассказа вы ознакомились в предыдущем классе? Назовите их.

Ответ: вступление, основная часть, заключение.

  1. Какое значение имеет сюжет в рассказе? Что такое внесюжетные элементы и каково их значение для раскрытия замысла автора?

Ответ: Различают три основные разновидности внесюжетных элементов:

  1. Описание

Описание – это литературное изображение внешнего мира (пейзажа, портрета, мира вещей и т.п.) или устойчивого жизненного уклада, то есть тех событий и действий, которые совершаются регулярно, изо дня в день и, следовательно, также не имеют отношения к движению сюжета.

  1. Отступления

Авторские отступления – это более или менее развернутые авторские высказывания философского, лирического, автобиографического и т.п. характера; при этом данные высказывания не характеризуют отдельных персонажей или взаимоотношений между ними.

  1. вставные эпизоды (иначе их называют еще вставными новеллами или вставными сюжетами).
  2. Словарная работа. Что такое обрамление?

Обрамление – это вид композиции повествовательного произведения, при котором одна или несколько единиц (новелл, сказок, басен, притч) объединяются путём включения их в самостоятельную фабульную или нефабульную единицу — рамку.

Работа с текстами (в группе по 3 человека). Выделение обрамления

Учитель. Работа с данными текстами поможет вам выделять структурные элементы рассказа.

Текст І.    Разделите так, как делили работу

В школе объявили субботник по уборке пришкольной территории. Некоторые взялись за работу: сгребали сухие листья, собирали сухостой. А некоторые ворчали, что это тяжело. И тогда учитель собрала нас на короткий перерыв в беседке и рассказала одну историю.

Старый учитель жил один. Ученики и ученицы его давно выросли, но не забывали своего учителя. Однажды к нему пришли два мальчика и сказали: 
— Наши матери прислали нас помочь вам в хозяйстве.

Учитель поблагодарил и попросил мальчиков наполнить водой пустую кадку.

Один из мальчиков выбрал прочное железное ведро, постучал по его дну пальцем и не спеша направился к колодцу; другой снял с дерева игрушечное ведерко и побежал за товарищем.

Много раз мальчики ходили к колодцу и возвращались назад. Один из них часто останавливался, ставил на землю тяжелое ведро и вытирал со лба пот. Другой бежал с ним рядом, расплескивая воду в игрушечном ведерке.

Когда кадка была наполнена, учитель позвал мальчиков, поблагодарил их, потом поставил на стол большой глиняный кувшин, доверху наполненный медом, а рядом с ним граненый стакан, также наполненный медом.

— Отнесите эти подарки своим матерям, — сказал учитель. — Пусть каждый из вас возьмет то, что заслужил.

— Мы не можем разделить это, — смущенно сказали они.

— Разделите это так, как делили работу, — спокойно сказал учитель.

После рассказа учителя мы задумались о человеческой доброте, щедрости. Почему-то стало стыдно за свою детскую лень. Ведь на субботнике были и младшие школьники, какой же мы им показывали пример. С воодушевлением мы принялись работать на своём участке. Через час вокруг школы было чисто, а двор стал красивым и уютным.

Текст ІІ.     Встреча с книгой

К нам в гости в класс пришла библиотекарь школы. Она сказала, что библиотека – это такое собрание книг, в котором ведется их учет, классификация, уход за ними. Если будут находиться в одном месте, будут расставлены по алфавиту и аккуратно переплетены, то это собрание книг уже может называться домашней библиотекой. 

    А я расскажу про одну из моих вечерних встреч с книгой, — продолжил я. Был зимний вечер, я завернулся в пушистый плед, и уселся на кровать читать. Перед этим я долго выбирал книгу, хотя и знал их названия уже наизусть. 
    Что бы почитать? Может быть, «Двух капитанов» В. Каверина или «Приключения Шерлока Холмса» К. Дойля? Но больше всего я люблю А.Грина «Алые паруса». Решил прочитать, и на душе стало спокойно от встречи с любимыми героями, особенно с Грэем и Ассоль. Появление каждой новой книги – для меня огромная радость. Кроме книг, в моей библиотеке есть и журналы. Мне очень нравится «Караван историй». В нём рассказывают об известных людях, прославившихся в самых разных областях жизни.
  Ребята, а вы любите книги?

Одноклассница Амина сказала: «В моем доме есть такая библиотека, но она совсем небольшая. Это в основном отдельные книги классиков русской литературы 19 века. Кроме того, есть книги, которые читает моя мама: романы, детективы». 
  А у меня есть библиотека моей мечты, — сказала одноклассница Саша. Мне бы хотелось, когда я вырасту, выделить для книг отдельную комнату, которая будет называться кабинетом. В нём будет очень много стеллажей и уютное кресло, компьютер и даже камин. По вечерам мы будем здесь собираться всей семьей, к нам будут приходить друзья.

    После наших рассказов библиотекарь посоветовала: «Мне хочется, чтобы у Вас было много собраний сочинений совершенно разных авторов. Я считаю, что только полное собрание сочинений может отразить все своеобразие творчества писателя».

Текст ІІІ. Настоящий друг

     В классе проходил диспут «Если друг оказался вдруг». Ведущий обратился к нам:

— Если бы настоящей дружбы не было, то во всем мире царили бы погром и война… Но в нынешнее время это редкое явление. Можно ли казаться другом, но не быть им. Как вы считаете?

     В классе зашумели. Я сказал: «Настоящая дружба — это, прежде всего, уверенность в том, что человек, которого ты считаешь своим другом, будет держать в тайне то, что ты ему сказал».

Одноклассник Витя поддержал: «Настоящий друг никогда не посоветует ничего плохого и будет стараться сделать все, чтобы тебе было лучше.

     Дима сказал: «Настоящий друг — это навсегда, что бы ни случилось! Даже если нас разлучит судьба, то на сердце останутся приятные воспоминания о нём!»

     Ученица Саша: «В моей жизни пока есть два человека, которых я могу назвать настоящими друзьями — это Инна и Настя. Они всегда помогали мне, давали советы. Я им благодарна за то, что они есть на земле!

    Ведущий сделал вывод: к вашим рассказам подходят высказывания великих людей:

А) «Кто сам хороший друг, тот имеет и много хороших друзей», — Никколо Макиавелли.

Б) «Два человека могут спасти друг друга там, где один погибает», — Оноре де Бальзак.

Текст IV.   Урок бабушки

     Как-то к нам приехала из деревни бабушка. Мне нравится, что от бабушки исходит запах дома, а одежда ее почему-то пахнет травами.

— Я сегодня не пойду в школу, — решительно заявила я, уже мечтая о том, как буду с бабушкой хозяйничать на кухне. Папа с мамой попытались переубедить меня.

— Идите-ка на работу, а мы с внученькой сами разберемся, — заключила бабушка, потом спросила меня:

— Хочешь, я расскажу тебе, как я училась?

      Это было в тридцатых годах теперь уже прошлого века. Время было тяжелое: в семье было шестеро детей. Одежду мы носили аккуратно, чтобы потом им было что носить. Недоедали, зима в тот год выдалась суровая. Деревня наша небольшая, а в шести километрах, через лес, была школа, брат и я учились в ней. Так вот, заболел брат Алеша. А мне-то в школу идти надо, одной и через лес.

     Вышла я из избы, меня мороз сковал, дышать не дает. Жутковато мне. И вдруг слышу: за мною кто-то крадется. Оглядываюсь… и глазам не верю. Волки! Остановилась я, а они смотрят на меня голодными глазами, страшнючие. Бежать, думаю, нельзя: растерзают, и стоять нельзя, замерзну. Ну вот, думаю, и конец мой настал. Вдруг слышу, телега с нашей стороны едет, да быстро так, волки зарычали.

     Наконец вылетела на дорогу лошадь, волков учуяла. Сосед наш, дядька Кандыба, меня увидел, ружье схватил и давай палить по волкам. Почитай, спас меня! Довез меня до школы, а волки долго еще за телегой по лесу бежали. Пока Алеша болел, я так сама в школу и ходила через лес. Боялась, но ни одного дня не пропустила.

— А ты! – вздохнула бабушка.

     Я выслушала рассказ бабушки и подумала: сколько же храбрости было в той маленькой девочке, а ещё: какое время было ужасное.

     Бабушка, улыбаясь, внимательно посмотрела на меня, а я начала быстро собираться в школу, мне как-то стыдно стало пропустить занятия в школе.

Текст V.   Наследство родителей

     Вступление. Учитель биологии вела урок. На доске цитата:

«Крепкое физическое здоровье – это обязательное условие счастливой жизни». Действительно, крепкий от природы человек не замечает своего здоровья и, лишь потеряв его, понимает бесполезность всего того, что было для него главным: карьера, успех, деньги». Я задумалась и вспомнила рассказ мамы:

— Вредные привычки часто появляются в юности. Многие из них – от непонимания серьёзности болезни. Люди не задумываются об обществе, в котором они находятся, а ребята часто попадают в плохие компании, начинают курить, пить. Я не хочу тебе читать лекцию о том, что это? Как это действует на организм? И какие последствия получаются? Ты можешь прочитать это в Интернете. Ведь каждый человек выбирает сам себе путь в жизни. Плохие привычки лишь уничтожают организм изнутри. Жизнь дается один раз, и страшно смотреть на людей, которые этого не понимают, в то же время мне их жалко. Если они решаются вступить на такой путь, значит, они не смогли увидеть то прекрасное, что окружает нас в этом мире. К сожалению, мой сын, твой брат, курил, у него появился кашель, боль в груди, он сильно заболел, долго лежал в больнице, и только после того бросил эту вредную привычку.

     Заключение. Я задумалась над рассказом мамы. В конце урока я поняла: самое ценное, что может иметь человек в жизни, – это здоровье. За этот дар надо благодарить родителей, которые передали тебе его в наследство.

Интерактивный приём «Мозговой штурм». Составление коллективного рассказа с обрамлением

Письмо другу

Город-памятник

Начало

Многие мои сверстники любят путешествовать. Я люблю новые места, новые ощущения, новые впечатления и новые знакомства. Но, наверное, у каждого человека есть место, куда хочется возвращаться снова и снова. Для меня таким местом стал мой город Мариуполь. И не только потому, что это город, в котором я родился. Это город, в котором были Пушкин, Куинджи, Высоцкий, жил митрополит Игнатий.

Середина (учащиеся составляют вместе)

Концовка

Ребята помогли мне составить рассказ о памятниках выдающихся людей, земляков.

В Мариуполе довольно много достопримечательностей и памятников: Драматический театр, краеведческий музей, городской сад и художественная галерея. Всегда найдётся место, где я ещё не был, чего я ещё не знал, не видел, не посетил.

  1. Выступления учащихся. Выделение обрамления в небольших рассказах, составленных самостоятельно на основе личного опыта или прочитанных произведениях.

Интерактивный приём «Мозговой штурм»: как выделили обрамление, анализ.

Группа 1.

  1. «Разделите так, как делили работу»
  2. «Встреча с книгой»

Группа 2.

  1. «Настоящий друг»
  2. «Урок бабушки»

Группа 3.

  1. «Наследство родителей»
  2. «Долгожданная кукла»

Учитель. Фотография – это язык эмоций.

Текст о фотографиях

Язык фото достаточно сильный. Порой он вызывает такое волнение у зрителя, такую бурю чувств, что человек в одних случаях начинает плакать, в других —  громко и искренне, от души,  смеяться… Языком фотографии можно рассказать историю не только одного конкретно взятого человека, но и целой семьи, целого рода, а порой даже и всего человечества.  Она показывает нам мир таким, какой он был в ту секунду, когда был сделан снимок. И этот запечатленный мир остается с нами навсегда.

— Ребята! Как вы считаете фотография говорит нам о самом важном для нас?

Ответы учащихся:

Ответ 1. Если спросить у кого-нибудь, что именно из своих вещей он будет спасать в критической ситуации – то, скорее всего, фотоальбом или жесткий диск компьютера, на котором записаны семейные фотографии в цифровом виде. В случае паники человек всегда хватается за самое для него дорогое. И чаще всего это не деньги, не ювелирные украшения, а фотографии близких людей, снимки, хранящие в себе частичку прошлого, частичку уже ушедших дней жизни.

Ответ 2. Фотографируя, мы документируем свою жизнь. Свадьбы и юбилеи, рождение детей, новоселье, отдых в далеких городах и странах… Все это имеет для нас огромное значение. Эти фотографии – наша история, история нашей семьи. На этих кадрах каждый из нас запечатлен в разные годы жизни. Совсем молодая бабушка, ещё до войны, в платьице в горошек – и вот она уже в преклонные годы: морщинки, добрые глаза…

Сотни, тысячи кадров складываются по крупицам в историю жизни каждого из нас.

Ответ 3. Фотография – частичка наследия человека

Школьные фотографии переживут нас… Спустя много лет, а может и много десятилетий, где-нибудь на чердаке или в чулане среди кипы пожелтевших  бумаг наши дети или внуки найдут эти фотографии и узнают на них своих предков. Увидят совсем молодыми своих пап и мам, бабушек и дедушек. Значимость этих фотографий очень велика для каждого из нас. Ведь в них отобразилось остановленное мгновение прошедшей жизни. Не зря говорят: «остановись, мгновенье, ты прекрасно!».

Ответ 4. Фотографии помогают нам в общении

Фотографическое изображение – это намного значимее, намного серьезнее, чем просто картинка. Фотография затрагивает самое потаенное, самое глубинное, что есть в нашей душе, самые лучшие, самые добрые, самые щедрые стороны природы человека. Они всегда вызывают у нас желание поделиться с другими тем, что мы считаем важным, интересным, самым главным.

В Интернете сейчас существует множество сайтов, на которых люди делятся своими кадрами. Эти фотографии очень разнообразны: порой они очень личные, эмоциональные, страстные, грустные… Порой они причудливы и смешны, порой отображают какие-то интересные места, интересных людей, то, что мы переживаем.

Ответ 5. В каждом из нас фотография открывает художника

Фотография – это очень сложный язык

Посредством ее автор может выразит всю палитру человеческих чувств. Удивление, сопереживание, радость, печаль, грусть, нежность… В одном кадре могут отразиться множество человеческих эмоций. Например, не все оценят пейзаж, который сфотографирован в пасмурный день. Им хочется видеть окружающую природу радостной, в буйстве множества красок, а не серой и грустной. Но ведь если в пейзаже нет ярких и насыщенных цветов – это не означает, что из него ушла жизнь! Просто в этом пейзаже жизнь другая: тихая и спокойная, неспешно текущая..  А если сфотографировать бурю, грозу… Вот где можно увидеть силу природы, ее мощь!

Учитель. Вспомните, когда Вы в последний раз листали семейный альбом с фотографиями. Вспомнили? А теперь ответьте, насколько свежие там снимки? То-то и оно. Вам, кстати, ещё повезло — у многих современных семей таких альбомов нет вообще. Казалось бы, зачем они нужны, если самые удачные кадры можно выкладывать сразу и в виртуальные альбомы, и в Инстаграм, и в соцсети.
 

Рассказ по фотографии тёти

Однажды в гостях у родственников увидел прелюбопытную шкатулку. Открыв ее, я услышал красивую мелодию. На дне шкатулки лежала старая фотография, изображающая мою тетю в молодости. Ей было столько же лет, сколько мне сейчас…

Задание: представь, какой была ее юность, попробуй составить рассказ.

Образец ответа.

На фотографии тетя стояла в кругу друзей, был летний теплый денек. Все были одеты в спортивную одежду, я даже не поверила, что фото — в честь ее дня рождения. Друзья – одноклассники, такие веселые, загорелые, с удочками, девочки с корзинками и смешными шляпками на голове. Оказалось… они были возле речки на пикнике. Один паренек был с гитарой, наверное, они пели песни. Тетя рассказала, что их дружба сохранилась до сих пор, и они встречаются в день выпуска класса.


Учитель. Комментарий.

Ещё 20-30 лет назад, чтобы сделать качественную семейную фотографию, людям приходилось идти в фотосалон. Матери делали причёски, отцы надевали лучшие пиджаки, детей наряжали в праздничную одежду. Приглашали братьев и сестёр, а по дороге в салон обязательно заезжали за бабушками и дедушками. Семейная фотография была ритуалом, объединяющим родственников, поводом встретиться с теми членами семьи, с которыми в повседневной жизни почти утеряна связь. Процесс съёмки превращался в праздник.

Один из крупнейших теоретиков фотографии Сюзен Сонтаг пишет: «Традиция семейных фотографий появилась именно в тот момент, когда в развитых странах большая семья фактически распалась — как способ сохранения связи между маленькими ячейками прежней общности». 

Выступление ученика – помощника учителя. -Что такое Инстаграм?

Инстаграм
Сколько фотографий хранится на жёстком диске Вашего компьютера? А на смартфоне? У вас есть Инстаграм? Как бы нам ни были дороги семейные альбомы, нужно признать: сегодня технический прогресс максимально обесценил фотографию. Мы снимаем на гаджеты, не придавая получившимся кадрам практически никакого значения. Главная цель этих снимков — собрать побольше «лайков», через пару дней мы забываем о них и крайне редко пересматриваем снова. То же происходит и с семейными фотографиями: сотни однотипных изображений могут скапливаться в Ваших облачных сервисах, на флешках и жёстких дисках, но Вы никогда не подержите их в руках и вряд ли станете подолгу рассматривать каждый кадр в попытке разглядеть там что-то новое. 

Учитель. Сегодня в мире техники и компьютерных технологий фотографы советуют проводить семейную фотосессию хотя бы раз в год — например, по случаю больших праздников или юбилеев старших родственников.

     Важно не только знать историю прошлых поколений, но и вести современную летопись своей семьи с помощью фотографии.

  1. Рефлексия. Блиц-опрос «Средства выразительности языка».

Тексты, способствующие развитию эмпатии (сопереживанию), выделить обрамление. Найдите средства языка в текстах, повторив их по таблице.

Долгожданная кукла

     Как-то раз я и мама пошли в магазин. Направляясь с покупками к выходу, мама остановилась перед стендом с куклами Барби. Мне это показалось странным. Она долгое время стояла неподвижно перед игрушками, рассматривая их. Все куклы были очень красивые, с длинными волосами, они были одеты в разноцветные шёлковые платья.

Обрамление:

    Мама начала свой рассказ: «Я помню, как купила сама себе первую куклу Барби. В моём детстве каждый ребёнок мечтал в свою коллекцию игрушек заполучить такую куклу. Тогда они стоили очень дорого, и не каждый родитель мог позволить купить своему ребёнку такой подарок. Очень долгое время мне приходилось помогать взрослым по хозяйству. За это мне давали небольшое вознаграждение. И через некоторое временя, когда однажды поехала в магазин за хлебом, я увидела в витрине магазина куклу своей мечты. Конечно, я её купила.

      После рассказа мамы я задумалась: какое трудное детство было у неё и какое же счастливое детство у меня.

Таблица: особенности языка

Средства языка в лирике С.Есенина

Их назначение

Примеры к понятию

1.

Обилие эпитетов, образные метафоры

Делает пейзаж зримым

Страна берёзового ситца

2.

Эмоциональность, лирическое настроение.

Показывают силу любви. Говорят о красоте чувства

Льющаяся с клёнов листьев медь

3.

Вопросы и обращения

Дают конкретность и точность в изображении окружающего мира

Клён ты мой, опавший

4.

Рефрен, анафора

Передают то нарастающую тревогу, то радостное волнение

«Не жалею, не зову, не плачу…»

Учитель. Ребята, приведите примеры рассказов, в которых говорится о добром отношении к людям, к птицам, животным.

Ученик 1.                                         Братья наши меньшие

Обрамление:  Вступление

     На День рождения мне родители подарили собаку. А животные требуют внимания, поэтому в мои обязанности входило гулять с моим новым другом утром и вечером.

Основная часть

     Это случилось тёплым летним вечером. Мы с собакой гуляли в парке. На площадке для животных уже никого не было. Дружок весело бегал около меня, а затем вдруг насторожился – и побежал в противоположный бок, где начал задорно лаять. Любопытство заставило и меня подойти к нему. Вдруг я почувствовала, что кто-то царапает мне ногу. Я опустила глаза и увидела, как ко мне жмётся испуганный маленький котёнок. Он убежал от собаки и просил защиты у меня: его белые пушистые лапки дрожали от страха. Я взяла живой клубочек счастья на руки, приголубила и успокоила. Котёнок приятно замурчал.

Обрамление:  Заключение

     Домой мы отправились уже втроём: Дружок, я и котёнок. Вспомнились слова Тургенева: «Только любовью, только ею держится жизнь».

Ученица 2.                                        Страшная потеря

Обрамление: Вступление

      Я вернулась со школы очень расстроенная: поссорилась со своей подругой. Настроения не было, ведь раньше мы всегда шли домой вместе, обсуждали прошедший день. Дома меня встречала бабушка. Она поняла, что со мной что-то не так, и рассказала мне историю из своего детства.

Основная часть

     Вот её рассказ:

     Когда я была совсем маленькая, то имела много друзей. И одна девочка была мне особенно дорога. Мы дружили, вместе играли, а потом пошли в один класс учиться, и более прочной дружбы не было в классе. Ведь времена были сложные, иногда приходилось носить на двоих одни сапожки, делить один кусок хлеба. И однажды я с той девочкой поссорилась. В школу начали ходить поодиночке, горделиво отворачивались друг от друга, когда учительница по привычке давала задания на двоих. Было очень обидно и хотелось вернуть время назад. Но гордость не давала сделать первый шаг. А потом случилось самое страшное. Однажды подруга просто не пришла в школу. А потом ещё день, ещё неделю. Я начала волноваться, ведь девочка не пропускала школу так много. Потом пошли слухи, что в деревне сгорела хата, какой ужас охватил, когда я узнала, чья хата сгорела. Вся семья погибла. Это был дом моей подруги.

Заключение

     Бабушка горестно вздохнула. После рассказа я проговорила про себя: «Что имеем, не храним, а потерявши, плачем». Действительно, дружбу надо ценить и беречь, и я решила срочно помириться с подругой.

  1. Презентация «Тренинги на уроках русского языка»: рассказ с обрамлением (родовое дерево, моя мечта, рассказ по фотографии). (Приложение 1)
  2. Домашнее задание

Используя рабочие материалы, составленные на уроке, написать рассказ с обрамлением на тему «Рассказы взрослых о своём детстве», «Мои знаменитые земляки».

Ребята! Составьте ассоциативный блок «Фотография для человека», «Рассказы по фотографиям».

Выберите тему для сочинения из предложенных ниже.

  • «Любимый уголок природы»;
  • «Улица моего детства»;
  • «Город-памятник»;
  • «Необыкновенное чудо»;
  • «Памятная экскурсия»;
  • «Памятник истории и культуры».

Учитель. Составьте и запишите в черновике сочинение-рассказ (в форме письма, рассказа, заметок в дневнике) на основе услышанного или личного опыта, включив в него внесюжетные элементы: описание местности, описание памятника истории и культуры, интервью (по выбору), способствующие раскрытию вашего замысла. Перечитайте текст созданного вами сочинения-рассказа с обрамлением. Используйте один из приёмов редактирования: исключите всё то, что не соответствует теме, основной мысли и раскрытию замысла.  Перепишите сочинение начисто.

  1. Самооценка работы на уроке.

Критерии

Баллы

1

Мы знаем тему, умело применяем знания о типах и стилях речи, средствах языка

3

2

Умеем делать логические выводы при исследовании текстов с обрамлением

3

3

Точно отвечаем на вопросы, составляем описание

3

4

Выполняем «Правила работы в группе», умеем пользоваться «Памятками»

3

Самооценка (всего):

12

  • Пример раскаяния из жизни для сочинения
  • Пример рассказа о себе в резюме
  • Пример равнодушия из литературы для сочинения
  • Пример рассказа о себе на английском языке
  • Пример присказки в русских народных сказках