Ох уж это сочинение!.

(из опыта работы написания комментария в сочинении по русскому языку в 11 классе)

<.br>
Oh, this essay!<.br>
(from the experience of writing a comment in an essay in Russian in grade 11)

Камалова Светлана Юрьевна<.br>
Kamalova S.Yu

МБОУ Карабашская общеобразовательная средняя общеобразовательная школа № 2 Бугульминского муниципального района Республики Татарстан<.br>
MBOU Karabash secondary school № 2 Bugulminsky municipal district Republic of Tatarstan

Сочинение по русскому языку в нынешнем году претерпело существенные изменения. Обучающиеся только научились выдерживать структуру сочинения, находить проблему, авторскую позицию, подтверждать собственную с опорой на аргументы, взятые из литературы и из жизни, и вот новое — комментарий:

«..Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите свое отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объем сочинения — не менее 150 слов».

Всё, кажется, сохранилось: основные требования, критерии оценивания. Тем не менее именно комментарий вызывает у обучающихся затруднения.

Формула успеха выпускного сочинения состоит прежде всего в умении сформулировать проблему, заявленную в предлагаемом тексте, и её комментарии. Не найдена проблема — нули баллов по четырём критериям. Сложным является как первое слагаемое формулы успеха, так и второе —комментарий, за который можно «заработать» пять баллов.

Остановимся на комментарии.

Принято считать, что комментарий — это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора.

В качестве комментария можно использовать примеры, которые приводят авторы в своих текстах; размышления автора, связанные с проблемой; цитаты; описания; истории; точки зрения, которые приводит автор, слова, выражения, важные для понимания проблемы.

Требования к комментарию

  1. 2 примера-иллюстрации, важных для понимания проблемы. Здесь уместно использовать частичное цитирование с объяснением того, почему именно эти ситуации вы рассматриваете, что именно автор пытается нам показать этими примерами.
  2. Смысловая связь. Необходимо указать на причинно-следственную, противительную или другую связь между примерами. Все будет зависеть от приемов, которые использует автор в конкретном тексте.
  3. Пояснение к примерам-иллюстрациям. Важно интерпретировать слова автора и сюжетную линию текста — это и есть пояснение к примерам-иллюстрациям: объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-нашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, эмоциональную составляющую. При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.

Алгоритм комментирования проблемы

  1. Выбрать проблему.
  2. Отметить в тексте те фрагменты, которые имеют отношение к выбранной проблеме.
  3. Выделить в этих фрагментах две мысли, помогающие понять суть проблемы (в будущем — два примера, взаимодополняющих или противопоставленных).
  4. Отметить цитаты, которые можно будет использовать как примеры.
  5. Продумать, как соотносятся два выбранных примера (противопоставление, следствие, обобщение).
  6. Найти подходящую связку для двух примеров. Желательно, чтобы это было целое предложение.
  7. Оформить комментарий по формуле: 2Х (пример + пояснение) = какая между ними связь.

Как писать комментарий

  • Чтобы правильно написать комментарий, необходимо очень внимательно прочитать текст.
  • Если текст публицистический, важно проследить за тем, как развивается мысль автора до того, как он сам приходит к какому-либо выводу (вывод автора в сочинении станет авторской позицией). В публицистическом тексте структура мало отличается от сочинения, там тоже ставится проблема, присутствует комментарий (только он не ограничен каким-либо текстом, в качестве комментария авторы цитируют известных людей, рассказывают о каких-либо фактах, явлениях, рассуждают о смежных проблемах, приводят различные мнения).
  • В художественном же тексте авторская позиция не выражена прямо. Ее необходимо понять из контекста, проанализировав поведение героев, ситуации, лексические средства, которые использует автор. Получается так: все, что мы используем для того, чтобы понять авторскую позицию по проблеме, и станет нашим комментарием.

Предлагаемое клише — таблица-шаблон к сочинению — помогает ученику выдержать структуру написания комментария.

Таблица-шаблон к сочинению по русскому языку на ЕГЭ-2019

Композиция сочинения Содержание части сочинения Возможные клише к сочинению
1. Проблема, поставленная автором текста (К1) Вопрос, над которым размышляет автор.

Автор текста (фамилия, инициалы) размышляет над проблемой (чего?)…

Автор текста (фамилия, инициалы) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего)…

В центре внимания автора текста (фамилия, инициалы) проблема (чего?)…

Проблемный вопрос. Такова проблема, которая привлекла внимание автора текста (фамилия, инициалы).

Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора (фамилия, инициалы).

Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (фамилия, инициалы).

«…?» — такой вопрос ставит в своем тексте автор (фамилия, инициалы).

2. Комментарий к проблеме. Два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (К2)

ВАЖНО: комментарий #пересказ

На каком материале он раскрывает своё видение этой проблемы (=На каких примерах автор рассматривает

проблему? Какими фактами, событиями иллюстрирует проблему? На чье мнение ссылается?)

Первый пример + пояснение к примеру

Второй пример + пояснение к примеру

Связь между примерами (противопоставление, сравнение, причина -следствие, вывод, уступка)

Примеры-иллюстрации:

Проблема раскрывается автором на примере…

Автор обращает внимание читателя на …

Неслучайно автор изображает (кого, что?)…

Поступок героя свидетельствует о том, что…

В качестве примера автор рассматривает…

Пояснение к примерам:

Писатель убеждает читателя в том, что…

Этот пример показывает, что…

Этот пример убедительно доказывает, что…

Эти слова содержат глубокий смысл, который можно обозначить так…

Автор неслучайно обращает внимание на…

Эти события (факты, примеры) помогают понять…

Автор отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли…

Связь между примерами:

Размышляя над проблемой, автор противопоставляет….

Для сравнения автор обращается к …

Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять….

Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

Несмотря на очевидную правоту героя, автор думает иначе…

Объясняя причину поступка героя, автор приводит….

3. Авторская позиция (К3) Ответ на проблемный вопрос, данный автором текста

Автор считает, что…

Автор подводит читателя к выводу о том, что…

Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…

Позиция автора такова…

Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что…

«Цитата из текста, где звучит вывод автора»

4. Моё отношение к позиции автора по проблеме и его обоснование (К4) Мой ответ на этот вопрос + обоснование (опора на общечеловеческие ценности, общеизвестные факты истории и науки, обращение к обобщенному опыту, к собственному читательскому опыту)

Отношение к позиции автора по проблеме:

Я согласен с мнением автора.

Нельзя не согласиться с мнением автора.

Безусловно, автор прав.

Моя точка зрения совпадает с позицией автора…

Трудно не согласиться с автором.

Я полностью разделяю позицию автора.

Обоснование собственной позиции:

Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…

Нужно вспомнить и тот научный факт, который еще раз подтверждает…

Когда-то и я впервые услышал о том, что…

Известный ученый/ политик/ спортсмен/ общественный деятель/писатель об этом говорил так…

Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…

Например:

Текст

Анна Петровна уже давно не имела никаких иллюзий относительно своей единственной родственницы.

Не было для нее никакой загадки и в этих визитах, и в показном этом внимании.

Анна Петровна спокойно знала, что внучка, даже заполучив для своих жилищных комбинаций две ее комнаты, даже забрав «в долг», как они с мужем выражались, все ее сбережения (а сбережения были немалые, благодаря им, собственно, и появился на свет кофейно-черный кургузый автомобильчик Марины), — так вот, Анна Петровна спокойно знала, что молодые вовсе не собираются оставлять ее в покое, поскольку уверены, что она все еще богата.

Бог знает, откуда взялась у них эта жалкая жадная уверенность! Причиной тому было скорее всего то, что их, конечно же, болезненно потрясли (Анна Петровна заметила это) та легкость, та пренебрежи-тельность даже, с какими рассталась она в свое время с теми несчаст-ными тысячами. Марина, помнится, едва лишь начала свое нытье (явно не на один день рассчитанное) относительно стесненности своих финан-совых обстоятельств, как Анна Петровна, которая даже на их взгляд была человеком разумным, так беспечально и равнодушно отдала в ру¬ки чужим людям (а что они ей чужие, это они тоже хорошо сознавали), без расписки отдала, без свидетелей, — этакую сумму!..

«Такое может быть только в одном-единственном случае, — рассу-дили они далее, — если эти тысячи — лишь малая часть, пренебрежи-тельно малая часть каких-то таких накоплений, каких-то та-а-а-аких накоплений…»

И тут Анна Петровна всегда довольно-таки ехидно хихикала про се-бя, живо представляя восторженно-алчные глазенки и мечтательно- слюнявые улыбочки Марины, тайком обсуждающей со своим галанте-рейным мужем мифические капиталы своей бабки.

Нужно заметить, что Анна Петровна никогда и ни единым словом не пыталась их разубеждать.

В этом была, конечно, довольно простая и довольно бесцеремонная хитрость.

«Пусть хоть этот, не самый, конечно, благородный интерес привя-зывает их ко мне до поры до времени, — так примерно думала старая женщина. — Что поделаешь, если такие наступили времена, когда да¬же молодые спят и видят себя богатыми, а родственные чувства, если судить по Марине, стоят нынче ровно столько, сколько рублей значится- у меня на сберкнижке».

Страх оказаться совершенно одной, безо всякой помощи, когда слу-чится последняя болезнь, отвратительная мысль о том, что плохо и не-брежно похоронят, — это было сильнее высокомерной неприязни, ско¬рее, брезгливости, которую она питала с некоторых пор к внучке и ее новому мужу.

(По повести Г. Н. Головина «Анна Петровна»; Геннадий Николаевич Головин, прозаик XX века)

  • «Определите основную мысль, то есть позицию автора (ЗАЧЕМ написан текст?);
  • запишите свой ответ в виде законченного предложения (Автор считает, что одной из причин одиночества являет¬ся отсутствие духовных связей между родственниками и наличие в отношениях между ними лишь расчета и ко¬рысти)
  • определите, на какой вопрос отвечает это предложение (В чем причина нравственных страда¬ний и одиночества старого человека?)
  • запишите этот вопрос, который и будет проблемой текста.
  • напишем вступление.

Например:

Одиночество… Оно сопряжено с безразличием, равнодушием, душевной глухотой окружающих. Невыносимо больно смотреть в глаза, полные печали, опустошённости. В чем причина нравственных страданий и одиночества старого человека? Эту проблему ставит Г. Н. Головин в своей повести «Анна Петровна».

«На подступах к комментарию» (работа с текстом)

  • Так, с проблемой и позицией автора мы определились. Значит, пора погрузиться в текст, чтобы найти два примера-иллюстрации, которые помогают писателю раскрыть проблему. Для этого определим, какой приём лежит в основе повествования: противопоставление (антитеза, контраст), сопоставление (сравнение), причинно-следственные отношения или какой-то другой.
  • Действительно, в основе повести — причинно-следственные отношения.

Самая «дорогая» часть

  • Теперь надо написать комментарий, самую «дорогую» часть сочинения, и постараться получить заветные 5 баллов. Вспомните, из скольких элементов состоит комментарий?
  • Чтобы не ошибиться и не потерять эти элементы, заполним таблицу
5 элементов Комментарий обучающегося
«скрепа» Проблему одиночества автор раскрывает на примере взаимоотношений Анны Петровны и её родных.
пример-иллюстрация 1 Писатель обращает внимание на то, что внучка вместе с мужем забрали у старушки все сбережения как бы «в долг» и не собирались оставлять её в покое, надеясь получить ещё больше. Только жажда наживы заставляет Марину хоть как-то помнить о бабушке (Г.Н.).
пояснение Головин стремится показать читателям, что все переживания Анны Петровны заключаются в том, что в ней нуждаются не потому, что любят и ценят, а только потому, что считают, «что она всё ещё богата».
пример-иллюстрация 2 Тоска одиночества отчетливо звучит еще в одном эпизоде, где читатель знакомится с рассуждениями героини о наступивших тяжелых временах, когда родственные чувства измеряются количеством рублей на сберкнижке. Анна Петровна никогда не пыталась разубедить своих родственников и открыть Марине правду о своём достатке, потому что материальный интерес хоть немного привязывает внучку к бабушке.
пояснение Автор хочет донести до нас, что старушка больше всего на свете боится остаться одной, совсем никому не нужной.
смысловая связь Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют нам убедиться в том, как это горько, когда в старости человек остается беспомощным, брошенным родными людьми.

Такой пошаговый разбор текста способствует выработке навыка погружения в произведение и самовыражения в сочинении.