Наверх
Темы
- Какие права и обязанности есть у гражданина страны?
- Какого человека можно назвать ответственным гражданином?
- Как построить в России гражданское общество?
- Как Вы понимаете выражение «Общественная справедливость»?
- На ком лежит ответственность за развитие страны?
- Как Вы думаете, какова мера ответственности гражданина в демократическом государстве?
- Личное счастье или долг перед Родиной: что важнее?
- Имеет ли человек какие-либо обязательства по отношению к Родине?
- Причины развития социальных пороков
- Способы устранения социальных пороков
- Что нужно сделать, чтобы в России люди жили лучше?
- Как усовершенствовать государственное устройство в России?
- Как усовершенствовать общественное устройство в России?
- Кому на Руси жить плохо и почему?
- Стоит ли помогать тем, кто попал в тяжелые жизненные обстоятельства?
Аргументы
- Н.С. Лесков, «Левша». Гражданин страны должен работать и приносить пользу обществу. Он обязан соблюдать законы и уважать права сограждан. Но вместе с тем он получает и свои неотъемлемые права на охрану здоровья и труда, на благополучие и социальную защиту. Но, к сожалению, на Руси обязанности никак не соотносятся с привилегиями. Например, Левша из сказа Лескова выплачивал Родине долг своим уникальным талантом и трудом. Когда страна нуждалась с нем, он выполнил приказ царя и подковал танцующую блоху. При этом герой был образцовым подданным: не нарушал закон, вел тихую семейную жизнь и подчинялся выше стоящим господам. Но что он получил взамен? Побои, ругань, неуважение, а в финале еще и черную неблагодарность. Платов выжал из него все, что мог, а потом устранился из его жизни. Царь о талантливом мастере даже не вспомнил. В больнице бедняку помощь не оказали, а его секрет о чистке ружей никому не пригодился. Левша не был гражданином в полном смысле слова, ведь государство не защищало его права на жизнь, здоровье, труд, социальную поддержку. Даже в Англии к нему отнеслись лучше, чем на Родине. На его примере мы можем сделать вывод о том, что трудовым, правовым, социальным обязанностям человека в стране должны соответствовать аналогичные права.
- Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Ответственным гражданином можно назвать Правдина из комедии «Недоросль». Герой честно и беспристрастно разобрался в деле Простаковых и оградил от их разрушительного влияния законопослушных людей. Чиновник не принял взятки, не соблазнился щедрыми посулами, ведь служил государству верой и правдой. Он понимал, что общество сильно пострадает от произвола недобросовестных дворян вроде Простаковых. Правдин не мог допустить, чтобы виновные люди избежали наказания и продолжали тормозить развитие страны своим беззаконием. Ведь госпожа Простакова била слуг, не платила учителям и даже спланировала похищение благородной девицы! Поэтому Правдин лишил ее имущества. В нем говорила гражданская сознательность: человек должен содействовать процветанию того места, где он живет, иначе его детям и внукам достанутся руины. Это разумное убеждение и определяет ответственного гражданина.
- Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». В гражданском обществе люди должны быть равны по своим правам и обязанностям — это главное условие. Его и реализовал Чернышевский в своем романе. Так, Вера открыла бизнес на социальных началах: каждая работница получала свой процент от прибыли компании и была ее совладелицей. В таких трудовых отношениях не было места эксплуатации и социальному неравенству. Все женщины были мотивированы больше работать и честно исполнять свои обязанности. Предприятие Веры дало им шанс стать независимыми и не торговать собой ради куска хлеба. Финансовая самостоятельность женщин открывает невиданные экономические и социальные возможности для общества. В условиях равенства и независимости браки станут честными, семьи — счастливыми, а отношения внутри социума — более мирными и гармоничными. Вот основа гражданского общества.
- Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо?». Общественное благо — это социальная инициатива, которая сулит благосостояние и процветание большинству людей. Таковой, без сомнения, была реформа 1861 года об отмене крепостного права. Народ давно был заинтересован в этом законе. О нем задумывался еще Александр Первый. Но, как и все грандиозные изменения, данная реформа слишком кардинально изменила жизнь России. «Порвалась цепь великая, порвалась – расскочилася: одним концом по барину, другим – по мужику» — говорит автор. Вместо облегчения подданые почувствовали новый гнет: дворяне не успели приспособиться и беднели, холопы были безграмотны и не могли организовать свой самостоятельный быт. Кроме того, никто не позаботился об оснащении простых людей хотя бы орудиями труда — все было барское. Никто не дал им землю — она принадлежала помещику. И новые условия лишь осложнили быт тех, кто не был готов к переменам. А таких было большинство. Тем не менее, в финале автор выразил надежду на то, что Россия оправится от шока и пойдет по справедливому пути к прогрессу. Песни Гриши Добросклонова заставляют нас поверить в то, что отмена крепостного права откроет птице-тройке дорогу вперед.
- Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Ответственность за развитие страны лежит на каждом гражданине. Несправедливо искать козла отпущения ни в верхних, ни в нижних слоях общества. Каждый должен трудиться и быть полезным на своем месте. Это доказывает пример из поэмы «Мертвые души». Как бы ни старались крестьяне работать и обеспечивать своих владельцев, без инициативы барина хозяйство приходило в упадок. Так, Плюшкин доверху забил амбары товаром, который попросту гнил, потому что никто его не покупал по завышенным ценам. При этом его крестьяне массово умирали от голода и нищеты. Помещик был феноменально скуп и не давал им даже обуви и одежды. Вот так безответственность одного человека вредила целому региону. И после этого нечего удивляться, что Россия в упадке. Пока каждый человек не осознает свой долг по отношению к Родине, ничего к лучшему не изменится.
- М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Шолохов показал зарождение демократических тенденций на хуторе Гремячий Лог, где устанавливалась советская власть. Конечно, в условиях диктатуры мы можем говорить лишь о некоторых тенденциях, а не о полноценном демократическом режиме. Тем не менее, уже на этом этапе стало очевидно, что от каждого человека теперь требовалось гораздо больше ответственности, чем раньше. Нельзя было отсидеться в стороне, успехи каждого составляли единую статистику колхоза и определяли развитие хутора. Если раньше человек был подотчетен только семье, то теперь все односельчане судили его за лень, агрессию или порчу колхозного имущества. Нужно было трудиться изо всех сил и держать себя в рамках закона, иначе общественный суд мог наказать виновного. Даже самые примитивные демократические инструменты требуют полного вовлечения всех членов социума в правовые и общественные процессы.
- Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие». Личное счастье человека тесно связано с состоянием его страны, поэтому патриотизм и благо личности противопоставлять нельзя. Если Родина в беде, люди не могут жить благополучно, потому что враг на пороге, и он пришел за ресурсами и трофеями, принадлежащими народу. Поэтому даже женщины во время Великой Отечественной войны шли на фронт. Никто не думал о личном благе, пока окна дрожали от взрывов, а в деревнях и городах почти не осталось мужчин. Героини повести Васильева были молодыми женщинами, они любили жизнь и свои семьи, но и то, и другое невозможно сохранить, пока вражеские войска разоряют советские земли. Поэтому Лиза, Рита, Соня, Женя и Галя героически погибли, защищая самое дорогое. Нельзя спасти свое счастье посреди всеобщего горя и руин, так что интересы Родины всегда неразрывно связаны с нашими интересами.
- Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». Человек имеет обязательства перед Родиной, ведь пользовался ее ресурсами, инфраструктурой и другими ценностями в ходе своего становления. В детстве и юности мы получаем кредит доверия и все социальные блага, а в дальнейшем оправдываем эти вложения. Поэтому читатели осуждают Андрия — героя, который предал Родину и переметнулся к врагу. Он вырос в богатой семье, получил образование и финансовое обеспечение за счет результатов отцовской службы и щедрости отчизны. Сечь закалила его характер, дала все возможности для карьерного роста и неограниченный кредит у лавочников. И после этого он уходит из родной среды, чтобы пойти на нее войной. Черная неблагодарность Андрия по отношению к стране и семье отталкивает читателя. У него были обязанности защищать Родину и сохранять достояние, которое кормило его все эти годы. Но он пошел на поводу у эгоизма и расплатился за это гибелью.
- Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Социальные пороки развиваются и процветают в условиях государственного равнодушия к судьбе тех категорий населения, которые оказались с неблагоприятных обстоятельствах. Сейчас в это сложно поверить, но раньше малоимущие и многодетные семьи не получали от правительства никакой поддержки. Их просто бросали на произвол судьбы, и потом из этой среды вырастали лишь маргиналы. Например, семья Мармеладовых погибала от голода, и никто не помог матери с тремя детьми купить хотя бы кусок хлеба. Люди были обречены на мучительную смерть. Катерина Ивановна была больна туберкулезом и не могла работать, а Семен Мармеладов пил и не обеспечивал родных. Тогда Соня Мармеладова, его дочь от первого брака, вынуждена была обменять паспорт на желтый билет — встать на путь проституции. И не могло быть иначе, ведь нужда заставила девушку так поступить, а государство никак не поддержало ее семью. В таких условиях социальные пороки — неизбежное зло.
- А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Как можно устранить социальные пороки? Необходимо, чтобы отзывчивость и гуманность стали основами внутренней политики. Даже один человек способен предотвратить большую беду, проявив милосердие в нужный момент. Доктор Пирогов случайно встретил отчаявшегося бедняка, который собирался повеситься. Мерцалов рассказал, что потерял работу, семья голодает, дочь болеет, и никто в целом мире не протянул ему руку помощи. Доктор без лишних слов отправился в сырой подвал накануне Рождества и отложил все дела, чтобы поддержать незнакомцев. Он осмотрел дочь Мерцалова, выписал лекарства и оставил крупную сумму денег на дрова и еду. В сыром подвале родилась новая надежда на лучшее будущее. Вскоре Мерцалов нашел работу и поправил свое положение. Семья его теперь жила хорошо. Вот так сочувствие одного человека спасло многих и решило множество социальных проблем.
- А.Н. Островский, «Гроза». Люди в России будут жить лучше, если общество избавится от вредоносных предрассудков, ханжества и консерватизма. Эту закономерность продемонстрировал Островский. Быт и нравы Калинова портят такие лицемерные самодуры, как Дикой и Кабаниха. Они тиранят домочадцев, распространяют ложные сведения и клевету, не дают городу развиваться. Герои попирают закон, светский и нравственный, но при этом создают видимость религиозности и честности. Когда местный эрудит и механик Кулигин предлагает решить проблему с пожарами и ударами молнии громоотводом, методом современным и надежным, Дикой высмеивает его и полагается на древние предрассудки об Илье Пророке. Пусть все горит, пусть люди гибнут, зато стародавние истины не утратят власти. Лидеры мнений в Калинове — это алчные и корыстные странницы, которые пропагандируют ересь и невежество, лишь бы им дали больше подаяний. А за честный труд там не платят. Борис не получает ни наследства, ни даже зарплаты у Дикого. Если Россия избавится от Диких и Кабаних, от их вредоносной и устаревшей морали «Домостроя», от суеверий мошенников, то жизнь наладится и станет более справедливой.
- Л.Н. Толстой, «Война и мир». Государственное устройство в России можно улучшить, если работать над ним в правовом поле и не жалеть личных усилий для того, чтобы подать пример другим. Так, например, Андрей Болконский стал одним из первых помещиков, применивших новые стандарты для организации труда крестьян. Он уменьшил их бремя и дал общине больше автономии. Князь распорядился так в ущерб себе, но с перспективой на будущее. Ведь люди охотнее трудятся, если имеют личную заинтересованность в процессе. Также Андрей участвовал в реформаторской деятельности Сперанского и даже подготовил законопроект. Да, его идея не нашла сиюминутного отклика, но, без сомнения, его исследования помогут государственным деятелям в дальнейшем, когда созреет почва для реформы. На Отечественной войне Болконский тоже отличился и не в штабе, а на поле брани. Он был действующим полковником. Его пример наглядно показывает, что сделать государственное устройство страны чуть лучше может каждый активный гражданин.
- А.Н. Островский, «Бесприданница». Общественное устройство России можно улучшить, если решить насущные проблемы. Одной из главных является экономическое и социальное положение женщины, которая до сих пор часто страдает от домашнего насилия и финансовой зависимости в семье. Еще серьезнее этот социальный вопрос был сто пятьдесят лет назад, когда девушки не имели возможности содержать себя и даже выйти замуж без содержания. Они были полностью зависимы от мужчин и превращались в «дорогие вещи», как главная героиня пьесы «Бесприданница». Лариса была лишена капитала и не могла найти мужа, ее мать вынуждена была буквально продавать ее, лишь бы свести концы с концами. Поэтому ее воспринимали как женщину второго сорта, потенциальную содержанку, но не жену. А ведь замужество было единственным шансом героини получить хотя бы еду и кров — такая степень зависимости не оставляет никаких шансов для создания семьи по любви. Это называется по-другому — рабство. Неравные условия привели к ужасной трагедии — гибели Ларисы. Мужчины не поделили игрушку и просто сломали ее. Жизнь человека второго сорта никого не волнует, а он не может за себя постоять, потому что у него связаны руки. Чтобы улучшить общественное устройство, нужно создать равные права и обязанности для обоих полов.
- М. Горький, «На дне». Как и в любой стране, в России больше всего плохо тем, кто ничего не хочет делать. Маргиналы составляют около 4-8% от общества, это нормальные показатели. Но в неблагополучных странах они завышены. Вот и в царской России на социальном дне оказывалось много людей: кто-то заслуженно, а кто-то по роковой случайности. Но всех их объединяет одно: нежелание идти наверх. Сатин открыто пропагандирует лень: «Просто обременяй землю!». Он противопоставляет себя честным людям и не желает присоединяться к ним. Быть алкоголиком и шулером гораздо легче, чем добиваться чего-то большего. Столь же пассивен Актер: его кто-то должен вылечить бесплатно, а сам он ни на что не способен, хотя лечиться надо ему, а не кому-то другому. Барон способен только на паразитизм, поэтому даже в ночлежке эксплуатирует Настю и живет за чужой счет. Почти все герои живут плохо, потому что не хотят иначе. Они не желают трудиться и приносить пользу обществу, поэтому и общество повернулось к ним спиной.
- М. Горький, «Детство». Социальная помощь нуждающимся необходима, чтобы решить важнейшие общественные проблемы современности. Например, крайне важно поддерживать детей и женщин из неблагополучных семей, ведь они оказываются жертвами насилия. Так, Варвара, мать Алеши, вынуждена была вступить во второй брак, чтобы вырваться из родного дома, где ее алчный отец уже строил планы, как бы заработать на красивой молодой вдове и ее потенциальных услугах. Но и отчим Алеши был не лучше деда: он ударил беременную супругу ногой в живот. Алеша даже бросился на него с ножом, чтобы защитить маму. Почему так происходило? Потому что государство не реализовывало социальную политику. Ни детских домов, ни ПДН, ни кризисных центров — ничего не было, чтобы остановить этот беспредел. Правительство никак не защищало детей и женщин, хотя они были так уязвимы в условиях патриархальной России. Если бы это произошло сейчас, государственные органы и социальные организации оказали бы помощь семье, и Алеше не пришлось бы защищать беременную мать с ножом в руках. Вот как важно помогать нуждающимся системно!
Итоговое сочинение – обязательное мероприятие в рамках аттестации для учеников 11-х классов. Кроме правильной структуры работы, грамотности написания и качественных аргументов, обязательно оценивается соответствие темы и выбранной литературы, использованного школьником. К счастью, существует список произведений, на которые можно уместно сослаться в большинстве случаев.
Особенности итогового сочинения 2021-2022
В декабре 2021 года ученикам отведут 3 часа 55 минут для написания текста. Для подготовки школьникам предоставляется пять направлений, по которым в день экзамена будут сформированы окончательные темы.
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека. От одиннадцатиклассников ожидаются рассуждения о путешествиях, странствиях, жизненном пути.
- Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия. Здесь стоит затронуть плюсы и минусы технологического прогресса, его влиянии на общество и экологию.
- Преступление и наказание – вечная тема. В этом случае ученики смогут порассуждать над широким смыслом «преступления», а также о его последствиях.
- Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня. Дети смогут поделиться впечатлениями о любимом художественном произведении, его анализом, выводами.
- Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина. Этот блок предполагает размышления на социальные, общественные, а также исторические темы.
Какие произведения использовать?
Как можно заметить, отображение сразу нескольких направлений четко прослеживается во многих произведениях художественной литературы. Если правильно использовать пример из выбранного источника, ученик гарантированно получит высокий балл по критериям оценивания.
«Война и мир» Л. Н. Толстой
Произведение хорошо подходит для аргументации в первом блоке. Вспоминается дорога Болконского, когда он встретил Наташу. В данном случае старый дуб, встретившийся персонажу на пути, является олицетворением его душевного состояния, а путешествие героя стало значимым событием в его буднях. Для этого же направления подходит и пример Ростова, который во время путешествия вдали от дома встретил любовь.
Для тем из третьего блока также можно взять пример из «Войны и мира». Вспомните Наполеона, который пошел на злодеяние – начал войну, за что впоследствии и понес кару.
Произведение Толстого отлично вписывается в тематику четвертого направления. Чудодейственную силу искусства можно подтвердить примером Николая, на которого сильно повлияло пение Наташи.
Если же ученик выберет пятую тему, в данном случае можно сослаться на взгляды Пьера Безухова, его политическую деятельность и демократические взгляды.
«Евгений Онегин» А. С. Пушкин
Произведение Пушкина можно упомянуть по первому направлению, ведь именно после долгого турне по стране главный персонаж осознал себя и кардинально изменил отношение к Татьяне.
Для блока «Преступление и наказание – вечная тема» подходит пример, описывающий убийство Ленского Онегиным. После своего поступка главный персонаж был наказан собственной совестью.
Персонаж Татьяны описывает человека, увлеченного литературой, благодаря чему она стала образованной и разносторонней девушкой. Данный эпизод можно смело использовать для четвертого направления.
«Горе от ума» А. С. Грибоедов
Развитым умом и широким кругозором Чацкий во многом обязан многочисленным путешествиям за границей. Этот пример уместно применим в первом направлении.
Для блока «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня» сразу вспоминается случай Софьи, её увлеченность французскими романами. Литература произвела большое впечатление на девушку, она выросла наивной и доверчивой, сообщает FTimes.
Подбирая пример для сочинения по темам «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина» можно упомянуть «Горе от ума». Так, стремление народа к лучшей жизни не должно считаться злачными происками вольнодумцев, иначе благополучие в стране станет недостижимым. В прогрессивной стране ум не должен приносить горя.
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Говоря о путешествиях, свободно вспоминается пример Базарова и Кирсанова, путешествующих по губернии. Их жизнь кардинально меняется после встречи с Одинцовой.
Для аргументации по второму направлению ученик может упомянуть прогрессивного в медицине Базарова, ведь благодаря его широким познаниям в науке он спасал жизни людей. Так, мы видим, что новшества и технологии приносят пользу.
Высказываясь по теме «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня», ученик может заметить, что литература и искусство развивают в человеке высокие качества сочувствия. Например, Николай Петрович, увлеченный классикой и знающий толк в культуре русского гуманизма, хорошо понимал сына.
Отголоски пятого направления отслеживаются в убеждениях Базарова. Персонаж предлагал разрушить всё и построить новый лучший мир.
Страница обновлена 25.11.2021
Итоговое сочинение (изложение)
Основная волна 2022 итогового сочинения
- 1 декабря 2021 года
- 2 февраля 2022 года
- 4 мая 2022 года
Дополнительные сроки 2022
Пока неизвестно.
Темы итогового сочинения 2021-2022, которые составлены на основе официальных направлений по итоговому сочинению в 2021-2022 учебном году.
Темы по направлению ЧЕЛОВЕК ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ
Все темы по направлению ЗДЕСЬ
- Каким путём человек идёт к самому себе?
- Любовь как путь самопознания.
- Что может исказить жизненный путь человека?
- Какие цели важно ставить на жизненном пути?
- Как обрести счастье?
- Возможен ли жизненный путь без ошибок?
- Чем путешествия обогащают личность?
- Зачем люди отправляются в путешествие?
- Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
- Путешествие — способ познания себя и мира.
- Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
- Каковы цель и смысл жизни человека?
- Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
- Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
- Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
- Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?
Темы по направлению ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ
Все темы по направлению ЗДЕСЬ
- Можно ли обойтись без науки в современном мире?
- Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
- Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
- Как ученый должен относиться к научным открытиям?
- Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
- Каким должен быть технический прогресс?
- К чему могут привести научные открытия?
- Какие научные открытия опасны?
Темы по направлению ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
Все темы по направлению ЗДЕСЬ
- Что значит быть совестливым человеком?
- Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
- Что можно считать преступлением?
- Война: преступление или подвиг.
- В чём различие между ошибкой и преступлением?
- В чем опасность преступлений?
- Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
- Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
- Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
- Почему важны оправдательные приговоры?
- Может ли преступление быть оправдано?
- Совместимы ли гений и преступление?
- Нужно ли быть милосердным к преступникам?
Темы по направлению КНИГА (МУЗЫКА, СПЕКТАКЛЬ, ФИЛЬМ)
Все темы по направлению ЗДЕСЬ
- Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
- Кумиры моего поколения: какие они?
- Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
- Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
- В какой книге изображён портрет современного поколения?
- Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
- Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
- Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
- Какие произведения искусства делают вас счастливым?
- Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
- Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
- Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
- Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
- Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
- Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
- Как Вы понимаете слова: «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам» (И.В. Гёте)?
- «Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли?
Темы по направлению КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО? – ВОПРОС ГРАЖДАНИНА
Все темы по направлению ЗДЕСЬ
- Всегда ли общество ценит достойных людей?
- Нужны ли перемены современному обществу?
- Что такое общественная справедливость?
- Бывает ли общественное мнение ошибочным?
- Как связаны человек и государство?
- Как связаны общество и государство?
- Какие перемены опасны в обществе и государстве?
- Каким образом можно улучшить общество?
- Как можно улучшить государство?
- Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
- Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
Источник: https://ctege.info/itogovoe-sochinenie-2022/temyi-itogovogo-sochineniya-2022.html
Важное примечание про итоговое 2022
Сами темы сочинений становятся известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) может быть «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допускают только выпускников, получивших «зачет».
Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).
Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям и трем критериям («зачет» по критериям № 1 и № 2 — в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев).
Приглашаем также ознакомиться с Ответами на часто задаваемые вопросы по итоговому сочинению.
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
В соответствии с методическими рекомендациями по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения), направленными письмом Рособрнадзора от 01.10.2015 № 02-448, заявления для участия в итоговом сочинении (изложении) подаются не позднее, чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).
Местами подачи заявлений на участие в итоговом сочинении (изложении) являются:
— для обучающихся 11 классов – организации, осуществляющие образовательную деятельность, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования;
— для выпускников прошлых лет, лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, – органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, по месту жительства. Сроки и место подачи заявлений на участие в итоговом сочинении в 2021-2022 учебном году
Итоговое сочинение проводится в первую рабочую среду декабря, февраля и мая.
Итоговое сочинение (изложение) – условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА). Следовательно, написание сочинения является обязательным для выпускников школ текущего года. Выпускники прошлых лет, в том числе освоившие образовательные программы среднего общего образования за рубежом, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, могут писать сочинение по собственному желанию. Изложение проводится для лиц с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды (при предоставлении документов, подтверждающих статус); обучающихся, получающих среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении. Для участников с ограниченными возможностями здоровья (при предоставлении копии рекомендаций ПМПК), участников – детей-инвалидов и инвалидов (при предоставлении справки, подтверждающей инвалидность) продолжительность итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения). Места подачи заявлений:
Сроки проведения итогового сочинения (изложения) – первая среда декабря. Дополнительные сроки – первая среда февраля и первая рабочая среда мая. Ознакомление с результатами итогового сочинения (изложения) осуществляется по месту регистрации заявлений не позднее двух рабочих дней со дня их получения в образовательной организации/в местах регистрации под подпись с указанием даты ознакомления С документами, определяющими порядок проведения итогового сочинения (изложения) можно ознакомиться на сайте департамента образования Ярославской области. В соответствии с методическими рекомендациями по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения), направленными письмом Рособрнадзора от 01.10.2015 № 02-448, заявления для участия в итоговом сочинении (изложении) подаются не позднее, чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения). Местами подачи заявлений на участие в итоговом сочинении (изложении) являются: для обучающихся 11 классов – организации, осуществляющие образовательную деятельность, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования; для выпускников прошлых лет, лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, – органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, по месту жительства. Сроки и место подачи заявлений на участие в итоговом сочинении в 2019-2020 учебном году
| Срок подачи заявлений | ||||||||
основной – 4 декабря 2019 года | до 20 ноября 2019 года | ||||||||
дополнительный – 5 февраля 2019 года | до 22 января 2020 года | ||||||||
дополнительный – 6 мая 2019 года | до 22 апреля 2020 года |
Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Источник: ФИПИ
Примерные темы итогового сочинения 2022 и литература к каждому тематическому направлению.
Человек путешествующий: дорога в жизни человека
- Каким
путём человек идёт к самому себе? - Какие
цели важно ставить на жизненном пути? - Что
значит «жизнь прожить – не поле перейти»? - Возможен
ли жизненный путь без ошибок? - Как
путешествия меняют человека? - Зачем
люди отправляются в путешествие? - Почему
говорят: «дорогу осилит идущий»? - Путешествие
— способ познания себя и мира. - Какие
ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути? - Могут
ли мечты быть помощью на жизненном пути? - Согласны
ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор? - Что
значит «идти в ногу со временем»? - Как
прожить жизнь счастливо?
Литература:
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
И.А. Бунин «Человек из Сан-Франциско»
А.П. Чехов «Крыжовник» и др.рассказы
М. Горький «На дне»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
М. Шолохов «Судьба человека»
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить
хорошо»
Цивилизация и технологии – спасение, вызов
или трагедия?
- Можно
ли обойтись без науки в современном мире? - Должен
ли ученый нести ответственность за научное открытие? - Меняются
ли люди в условиях технического прогресса? - Как
на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? - Каким
должен быть технический прогресс? - К
чему могут привести научные открытия? - Меняются
ли люди в условиях технического прогресса? - Кому
в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и
риски цивилизации? - Какие
вызовы несут в себе достижения цивилизации? - Как
повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение? - Какие
опасности таит в себе технический прогресс? - Что
значит «разумное использование технологий»? - Что
в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса? - Что
важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое
общение? - Почему
многие люди боятся достижений цивилизаций? - Что
значит быть современным? - Как
в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?
Литература:
М.А. Булгаков «Собачье сердце»
Е. Замятин «Мы»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Дж. Оруэлл «1984»
В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»
А.П. Чехов «Крыжовник»
Преступление и Наказание – вечная тема
- Что
значит быть совестливым человеком? - Нужно
ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль? - Что
можно считать преступлением? - Война
— преступление или подвиг? - В
чём различие между ошибкой и преступлением? - В
чем опасность преступлений? - Должен
ли человек нести ответственность за свои поступки? - Как
совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом? - Следует
ли хранить веру в доброе начало каждого человека? - Почему
важны оправдательные приговоры? - Может
ли преступление быть оправдано? - Совместимы
ли гений и преступление? - Нужно
ли быть милосердным к преступникам? - Зачем
анализировать поступки, которые уже нельзя исправить? - Что
помогает человеку искоренять зло в себе? - Как
могут добро и зло сочетаться в одном человеке? - Каковы
могут быть причины преступлений? - Почему
за преступлением следует наказание? - Сила
или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок? - Свобода
и ответственность в жизни человека. - Как
может совершенное зло повлиять на жизнь человека? - Можно
ли искупить свою вину?
Литература
Ф.М. Достоевский «Преступление и
наказание», «Идиот»
Б. Васильев «А зори здесь тихие…»
Л.Н. Толстой «Воскресение»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
А.Н. Островский «Гроза»
Книга (музыка, спектакль, фильм) – про
меня
- Какая
книга помогла Вам лучше понять себя? - Какую
книгу я считаю величайшим достижением культуры? - Как
Вы понимаете слова: «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить,
что возвышенное принадлежит нам» (И.В. Гёте)? - «Где
не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких
произведениях можно найти подтверждение этой мысли? - Какую
роль чтение художественной литературы играет в становлении личности? - Кумиры
моего поколения: какие они? - Что
добавляет читательский опыт жизненному опыту? - Чтение
какой книги потребовало от Вас душевной работы? - В
какой книге изображён портрет современного поколения? - Какие
вопросы волнуют человека в любую эпоху? - Как
повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение? - Какие
добрые чувства пробуждает в человеке литература? - Какие
произведения искусства делают вас счастливым? - Какие
вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением
времени? - Похожи
ли мои ровесники на молодёжь былых времён? - Какие
черты ваших сверстников Вы считаете типичными? - Что
мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
Литература:
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
А.Н. Островский «Бесприданница»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
Рассказы
Ваша любимая книга (книги)
Кому на Руси жить хорошо? — вопрос
гражданина
- Всегда
ли общество ценит достойных людей? - Нужны
ли перемены современному обществу? - Что
такое общественная справедливость? - Бывает
ли общественное мнение ошибочным? - Как
связаны человек и государство? - Какие
перемены опасны в обществе и государстве? - Что
важнее: личное счастье или благополучие Родины? - Что
значит быть авторитетным человеком в обществе? - Когда
человек может чувствовать себя хорошо в обществе? - Какого
человека можно назвать гражданином? - В
чем и когда проявляется патриотизм? - Какими
качествами должен обладать счастливый человек? - Что
такое репутация человека в обществе? - Что
значит «быть в ладу с самим собой»? - Почему
человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него? - Может
ли один человек изменить общество? - Как
не потерять себя, добиваясь успеха в обществе? - Всегда
ли нужно прислушиваться к общественному мнению? - Что
лучше: быть как все или выделяться из толпы? - Как
человек может сделать мир вокруг себя лучше?
Литература:
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Поэзия Маяковского, Ахматовой и др.
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить
хорошо»
Н.В. Гоголь «Ревизор», «Тарас Бульба»
Военная проза